Занятие по конструированию в средней группе из бумаги. Конспект занятия по конструированию Средняя группа «Конструирование из бумаги. Изготовление снежинки из цветных полосок. Конструирование по замыслу

15.04.2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №72

Конспект занятия по конструированию Средняя группа

Выполнила:
Ступникова Виктория Владимировна,
воспитатель высшей категории
МБДОУ: д/с № 72»

Миасс
2016г.

Конспект занятия по конструированию № 1
Тема: Конструирование из бумаги. Изготовление снежинки из цветных полосок.
Задачи:
- научить детей способам создания и преобразования предметов;
- отрабатывать умения и навыки в работе с бумажными полосками;
- развитие творческого мышления;
-учить соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами;
- воспитывать культуру поведения во время занятия; при встрече гостей;
- приучать к правильной организации рабочего места.

Методы и приёмы: показ, объяснение, сюрпризный момент, разгадывание загадок, художественное слово.

Предварительная работа: целевая прогулка по территории детского сада с целью: рассмотреть разнообразие форм и причудливых узоров снежинок. Лепка и рисование снежинок с целью: развития творческого мышления, отсутствия стереотипов, развитие мелкой моторики рук. Рассматривание узоров на окне. Заучивание наизусть физминуток, стихотворений, пальчиковой гимнастики про снежинки с целью: развитие речи, памяти, мелкой моторики рук, координации движений.
Оборудование: полоски бумаги голубого цвета, ножницы, клей. Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, детских зимних забав: катание на коньках, лыжах, санках, игра в снежки. 2-3 готовых снежинки. Плакат по технике безопасности при работе с ножницами. Кукла в наряде «Зимушки- зимы»
Обогащение словаря: узоры, вьюга, штрихи, плюс, балеринки.
Ход занятия:
Воспитатель: наше занятие я хочу начать с загадки:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет-
Когда это бывает?
(зимой)
Правильно, зимой.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно и ответьте на вопрос: какое время года сейчас? Почему вы так считаете?
Дети: Зима. На улице лежит снег, деревья стоят голые, очень холодно, люди одеты в тёплую одежду.
Воспитатель на каждый ответ детей показывает соответствующие иллюстрации, делает акцент на приметах зимы.
Воспитатель: А какие детские зимние забавы вы знаете?

Дети: Катание на санках, на лыжах, на коньках. Катание с горки на ледянках, игра в снежки.
Воспитатель показывает соответствующие иллюстрации.
Вдруг раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам кто- то в гости пришёл. Давайте откроем дверь и посмотрим, кто это.

Воспитатель берёт заранее приготовленную куклу.

Зимушка- зима: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зимушка- зима. Я услышала, что вы ведёте про меня разговор и решила к вам в гости заглянуть.

Дети: Здравствуй, Зимушка- зима. Мы очень рады тебе, проходи, посмотри, как мы занимаемся.

Зимушка- зима: А пришла я не с пустыми руками. Я принесла с собой загадки. Вы умеете их разгадывать?

Дети: да, любим.

Зимушка- зима: Тогда я буду загадывать загадки про зиму и зимние забавы, а вы постарайтесь их отгадать.
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры
Помчались с горы.
(санки)
Нелегко иногда
Забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно.
(снежная горка)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(лыжи)

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём...
(узор)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный...
(снег)
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице...
(мороз)

Зимушка- зима: какие смышленые ребятишки. Молодцы, справились с моими загадками. Хочется мне ещё у вас погостить и посмотреть, что вы ещё умеете делать.

Воспитатель усаживает куклу, а сам продолжает занятие.

Воспитатель: Зима приносит нам не только мороз, холод, снег, но и много интересного. Все мальчишки любят зимой играть в снежки. А из чего они делают снежки?

Дети: Из снега.
Воспитатель: А из чего состоит снег?
Дети: Из снежинок.
Воспитатель: Помните, мы с вами на прогулке рассматривали снежинки. Какие они?

Дети: Снежинки очень маленькие. Они состоят из лучиков. Но узор у всех снежинок разный. Невозможно встретить две одинаковые снежинки.

Воспитатель: Давайте представим, что пошёл снег и мы с вами пытаемся поймать снежинки и рассмотреть их.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Снежинка
(пальчиковая гимнастика)

Снежинка, снежинка
По небу летела.
Ко мне на ладошку
Нечаянно села.
Я сжал кулачок,
А снежинка пропала
Наверно, к подружкам
Своим убежала.


Крепко сжать кулачки.
Разжать кулачки.

Воспитатель: ребята, а вы хотите научиться сами делать снежинки?

Дети: да
Инструктаж по изготовлению снежинки
Воспитатель: снежинку мы будем делать из цветных полосок.
Чтобы сделать снежинки, вам понадобится четыре полоски бумаги. Обратите внимание на чёрный штрих в середине каждой полоски. Он нужен для того, чтобы снежинка получилась ровная и красивая.
Сначала вы берёте две полоски. Одну из них смазываете клеем на месте чёрного штриха. Затем сверху приклеиваете вторую полоску, чтобы получился «плюсик» («крестик»). Штрих при этом должны совмещаться. Затем то же самое делаете с двумя другими полосками. Теперь соединяете два «плюсика» по диагонали и наша снежинка готова.
Поэтапная схема изготовления снежинки появляется на доске.

Зимушка- зима: ребята, а я знаю волшебные слова, они помогут вам превратить бумажные полоски в снежинки.

Хором: Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем превращать!

Дети изготавливают снежинку, воспитатель помогает им.

Воспитатель: ребята, давайте поднимем наши снежинки вверх и покажем Зимушке- зиме, что у нас получилось.
Ребята показывают свои снежинки, зимушка- зима обращает внимание на наиболее аккуратно и верно сделанные работы, находя похвалу и для тех ребят, у кого получилось не очень качественно и красиво.

Зимушка- зима: Ребята, вы так хорошо поработали, что мне захотелось научить вас интересной хороводной игре.
Дети выходят в из- за столов, встают в круг. Зимушка- зима говорит слова и показывает движения, дети повторяют за ней.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

Дети красиво и плавно машут руками, изображая снежинки.
Кружатся вокруг себя.
Выполняют танцевальные движения сначала руками, затем ногами.
Берутся за руки.
Изображают руками, как падает снег.
Показывают руками, как снег укрывает дома, деревья, землю.

После физминутки дети усаживаются за столы.

Зимушка- зима: Ребята, а я умею делать снежинки разные. Почему же у вас все снежинки получились одинаковые?

Дети: Мы забыли их украсить.

Воспитатель: Совершенно верно. Нам нужно украсить снежинки, тогда они станут непохожими друг на друга.

Инструктаж по украшению снежинки

У вас в стаканах остались ещё полоски. Вы можете при помощи ножниц отрезать от полоски кусочки разной длины и приклеивать к своей снежинке, создавая неповторимый узор.
У меня получились вот такие снежинки: воспитатель показывает 2-3 образца готовых снежинок, затем убирает их, чтобы не мешать творчеству детей и в результате работы получить как можно более разнообразные снежинки.
Воспитатель показывает как при помощи ножниц можно бумагу закручивать, чтобы получились завитки. Поскольку возраст детей 4-5 лет, воспитатель сам помогает тем детям, которые хотят для украшения своей снежинки использовать завитки.

Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила безопасности при обращении с ножницами.
Воспитатель показывает плакат, дети повторяют правила техники безопасности.

Затем дети выполняют задание по украшению снежинок.

Зимушка- зима: ребята, у вас получились замечательные снежинки. Давайте украсим ими полянку.

Дети выкладывают снежинки на ковре.

Зимушка- зима: ребята, у меня для вас осталась ещё одна загадка:
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Мягкие пушистые
Белые искристые

Дети: Снежинки. А мы тоже можем рассказать про снежинку.

Дети любуются своими работами и выполняют пальчиковую гимнастику про снежинку

Снежинка
(пальчиковая гимнастика)

Снежинка, снежинка
По небу летела.
Ко мне на ладошку
Нечаянно села.
Я сжал кулачок,
А снежинка пропала
Наверно, к подружкам
Своим убежала.

Дети плавно раскачивают руками, изображая полёт снежинок.

Раскрыть ладошки и представить, что на ладошку опустилась снежинка.
Крепко сжать кулачки.
Разжать кулачки.
Изобразить руками полёт снежинок.

Зимушка- зима: Спасибо вам ребята за такое замечательное занятие. Мне очень понравилось, как вы работали, как играли, как мастерили. Но мне пора возвращаться домой, в лес. До свидания.
Дети: до свидания, Зимушка- зима. Приходи к нам ещё.

Зимушка- зима уходит.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились и оказались гостеприимными хозяевами. А сейчас мы с вами украсим снежинками нашу приёмную, чтобы и ваши родители могли полюбоваться вашими работами.
Воспитатель с детьми оформляет выставку детских работ в приёмной.

Фотоматериалы размещены с согласия родителей детей.


Приложенные файлы

НОД конструирование из бумаги «Стаканчик»

Цель : Формирование умение делать поделку техникой оригами.

Задачи :

1. Упражнять в умении аккуратно сгибать бумагу, проглаживать сгибы.

2. Закреплять знания о посуде.

3. Развивать память, внимание, общую и мелкую моторику.

4. Активизировать словарь по лексической теме «Посуда»

5. Упражнять в употреблении предлогов.

6. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Ход НОД :

Воспитатель : Ребята, давайте мы поздороваемся, а значит, пожелаем друг другу здоровья и хорошего настроения.

Ну-ка дети, встаньте в круг! Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

II. Основная часть.

Воспитатель : Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сегодня я приготовила для вас загадку.

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет.

Кто бабулю назовет?

Дети : Я думаю, это бабушка Федора.

ВИДЕО отрывок №1 «Федора вздыхает»

- Что случилось у бабушки Федоры?

Дети : От бабушки Федоры убежала посуда.

Назовите посуду, которая убежала от Федоры?

Дети : От бабушки Федоры убежал самовар (блюдца, ложки, стаканы и т.д.)

Как вы думаете, почему посуда убежала от бабушки Федоры?

Дети : Посуда убежала, потому что Федора ее не мыла (била и т.д.)

Правильно, бабушка Федора не следила за своей посудой, вот она и убежала. Давайте, научим Федору ухаживать за посудой.

Пальчиковая гимнастика «Помощники» Т. Петухова

Один, два, три, четыре! Хлопаем в ладоши

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку. Загибают пальчики, по одному

И большую поварёшку!

Мы посуду мыли, сухо вытирали. Одна ладонь скользит по другой.

А потом на полки расставляли. Ребром правой ладони стучим по левой ладони

СЛАЙД

Посмотрите внимательно, и скажите где стоит самовар?

Дети : Самовар стоит на столе.

Где находится тарелка?

Дети : Тарелка за деревом.

- Где стоит кастрюля?

Дети : Кастрюля стоит под ёлкой.

Чудо случилось с ней, стала Федора добрей. Порядок в доме навела. Посуда ее пожалела и вернулась.

Физкультминутка Н.Нищева

Вот большой стеклянный чайник, надули животик одна рука на поясе

Очень важный он начальник. другая изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки присели одна рука на поясе

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, кружатся, рисуя руками круг

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос вытянули руки перед собой, соединив подушечки

Он посуду нам принес. пальцев и образуя круг

Но иногда бывают такие ситуации, что необходимой посуды нет под рукой. Когда хочется пить, а чашки нет, что же сделать? (Ответы)

Можно сделать стаканчик из бумаги. Сейчас мы с вами научимся его делать.

СЛАЙД схема складывания из бумаги стаканчика

(Показывает детям квадрат из бумаги)

Как называется эта фигура?

Дети : Это квадрат .

Воспитатель : Превратим квадрат в треугольник. Согнем лист пополам. Какая фигура получилась?

Дети : Треугольник

Правый угол соединяем со стороной треугольника

Затем переворачиваем деталь и снова соединяем угол со стороной треугольника.

Загибаем один верхний угол вниз на себя и прячем в карманчик.

Переворачиваем деталь и прячем другой угол в карман, вниз от себя.

Наши стаканчики готовы. Подарим их Федоре.

Итог занятия

Что мы можем пожелать Федоре?

ВИДЕО отрывок №2 «Ох не буду я посуду обижать»

Что мы сегодня делали на занятии?

Кому подарили стаканчики?

Из какой сказки Федора?

Кто написал?

Как вы думаете у нас все получилось?

Цель: обучать конструированию из бумаги.

Задачи:

  • Учить сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Закреплять умение разрезать прямоугольник на две длинные полоски по линии сгиба. Закреплять правила безопасности при работе с ножницами.
  • Развивать согласованность в работе глаз и рук.
  • Воспитывать аккуратность.
  • Активизировать предметный и глагольный словарь по теме «Обувь» . Развивать тонкую моторику пальцев рук. Развить внимание, память.

Оборудование: коробка – посылка почтовая, босоножки из бумаги – образец, ножницы, клей, салфетки по количеству детей и взрослых, картон (прямоугольник с нарисованным контуром следа обуви 16. 5см. х8см. - подошва) и цветная бумага (полоска 15см. х4 см. и полоска 30см. х2см. – ремешки для босоножек) по количеству детей и взрослых (цвет картона совпадает с цветом цветной бумаги) , украшения для ремешков из цветной бумаги (кружочки, сердечки и др.)

Ход НОД:

  1. Родители сидят на стульчиках рядом с ковром, дети и воспитатель устраиваются на ковре. Воспитатель показывает посылку.
  2. - Дети, отгадайте от кого эта посылка (воспитатель читает загадку, приклеенную на коробку) .

Ставят ловких две руки.
Каблучки на башмачки,
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук.

(сапожник)

Что делает сапожник?

Воспитатель заглядывает в посылку

Дети, в посылки лежит обувь, какую обувь вы знаете?

Воспитатель достает из посылки босоножки.

Как называется эта обувь, почему?

Воспитатель читает письмо от сапожника. «Пожалуйста, помогите выполнить большой заказ по изготовлению босоножек. Присылаю вам детали: подошвы и ремешки. Их нужно подготовить и склеить. Заранее спасибо. Сапожник»

3. Воспитатель достает из посылки прямоугольники из картона.

Игра «Найди пару» .

Детям раздаются по одному прямоугольнику (с контуром следа) . На стол выкладываются остальные. Детям нужно подобрать соответствующую по цвету левую или правую пару обуви.

4. Воспитатель достает из посылки полоски из цветной бумаги, выкладывает на стол.

Игра «Подбери по цвету»

Детям нужно подобрать к подошве соответствующие по цвету ремешки (широкую и узкую полоску) .

5. Физминутка «Вот правая, вот левая» (песенка на слова и музыку Екатерины и Сергея Железновых) . Воспитатель, родители и дети выполняют действия в соответствии с текстом песенки.

6. Взрослые и дети присаживаются за столы. Воспитатель показывает способ изготовления босоножек из деталей и объясняет, кто, что будет делать.

Родители вырезают из картона подошву по контуру.

Дети: - складывают широкую полоску пополам (длинная сторона к длинной стороне) , проглаживают сгиб, разворачивают и разрезают полоску на две части по линии сгиба.

Складывают узкую полоску пополам (короткая сторона к короткой стороне) проглаживают сгиб, разворачивают и разрезают полоску на две части по линии сгиба.

Родители и дети вместе приклеивают на узкие полоски украшения, потом приклеивают ремешки к подошве (узкую полоску на носок, а широкую полоску под углом на пяточку) .

7. Воспитатель беседует с детьми о правилах работы с ножницами.

Не держать ножницы концами вверх.

Не оставлять ножницы в открытом виде.

При работе следить за пальцами левой руки.

Класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

Передавать ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.

Не резать ножницами на ходу, не подходить к товарищу во время резания.

8. Воспитатель проводит с детьми и родителями пальчиковую гимнастику.

Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой-
Называется большой.
Палец второй –
Указчик старательный,
Не зря называют его
Указательный.
Третий твой палец –
Как раз по средине.
Поэтому средний
Дано ему имя.
Палец четвертый
Зовут безымянный,
Неповоротливый он
И упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимец.
По счету он пятый,
Зовется мизинец.

9. Дети и родители приступают к изготовлению босоножек.

10. Итог. Выставка босоножек.

Список используемой литературы:

Дошкольный логопункт. Раздаточный материал для работы с детьми 5-7 лет. Приложение к книге "Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы"

Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств, чувства сопереживания, желания делать добрые поступки.

Задачи:

Обучающие: продолжать знакомить детей с одним из способов конструирования из бумаги: создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя ее характерными деталями.

Развивающие: совершенствовать умение вырезать округлую форму из квадратного листа бумаги, технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.

Воспитывающие: воспитывать навыки сотворчества, взаимопомощи, умение создавать коллективную композицию.

Материал: Ноутбук, экран, заготовка прямоугольной формы (улей). Презентация. Раздаточный материал по количеству детей: полоски черного и желтого цвета размером 2×15 см., бумага квадратной формы желтого цвета размером 2×2,бумага прямоугольной формы желтого цвета, сложенная пополам 3×6 см., клей, ножницы, салфетки, фломастеры.

Дети проходят в группу.

Воспитатель: Проходите, ребята, присаживайтесь. Все удобно сели? Ребята, а где Вася?

Ответы детей: Вася заболел.

Воспитатель: Как жаль, ребята, что Вася заболел. А как вы думаете, как себя чувствует больной человек?

Ответы детей: У него температура, жар. Ему плохо.

Воспитатель: Вы правы, наверное, ему грустно, одиноко одному. Ребята, хотела вам сегодня сказку рассказать, но сейчас у меня возникла другая идея. А давайте, мы все вместе сделаем Васе подарок. Он обрадуется, у него поднимется настроение и он быстрее поправиться.

Ответы детей: Давайте. Он очень обрадуется.

Воспитатель: А из чего можно сделать подарок?

Ответы детей: Из бумаги, из ткани, из коробок.

Воспитатель: Давайте сделаем из бумаги. А интересно, бумага всегда была?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Нет, ребята, бумага, на которой мы сегодня пишем, рисуем, появилась не сразу. А как все было, я вам сейчас покажу.

Рассказ воспитателя сопровождается презентацией.

В начале, были камень и глина. Глиной писали на камне. Затем появились деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Позже появился папирус. Растение разрезали, складывали друг на друга, смазывали клеем, сушили на солнце и после сворачивали в трубочки. Время шло, люди стали использовать шкуры животных (телят и овец). Материал для письма назывался пергамент. И только потом появилась бумага – самый удобный материал для письма. Как вы думаете, для чего можно использовать бумагу?

Ответы детей: Для рисования, письма. В нее можно заворачивать игрушки, продукты. Делать из бумаги игрушки…

Итог беседы. Педагог подводит итог беседы.

Воспитатель: Мы с вами уже сказали, что из бумаги можно сделать красивые подарки. Посмотрите, пожалуйста, у меня есть вот такая заготовка (улей).

Как вы, думаете, чтобы это могло было быть? На что она похожа?

Ответы детей: На домик для пчел.

Воспитатель: Правильно. А как называется домик для пчел? Кто знает?

Ответы детей: Улей.

Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем пчел из бумаги, посадим их в этот улей. У нас получится замечательный подарок для Васи?

Ответы детей: Давайте!

Воспитатель: А вы умеете делать пчел? Я вас сейчас научу.

Показ образца: Вот такую пчелу каждый из вас будет делать. Давайте ее рассмотрим. Что у нее есть? (туловище, голова, крылья).

Для того чтобы сделать туловище, необходимо изготовить вот такую гармошку. Для этого мы берем две полоски бумаги: черного и желтого цветов. Черная полоска бумаги лежит на столе вот так – горизонтально, а желтая – вертикально. Конец полоски черного цвета намазываем клеем и приклеиваем к нему к нему конец желтой полоски, совмещая при этом углы и стороны. Теперь нижнюю полоску заворачиваем на черную и проглаживаем линию сгиба. Затем желтую полоску заворачиваем на черную и проглаживаем линию сгиба. И так по очереди складываем полоски, пока не получится гармошка. Туловище готово.

— Аня, из какой фигуры будем вырезать голову?

Ответы детей: Их желтого квадрата.

Воспитатель: Хорошо. Расскажи ребятам, как это сделать (педагог привлекает детей к объяснению уже знакомых способов вырезания).

Воспитатель: А как крылья будем вырезать? Сколько крыльев должно получиться? Бумагу держим вместе, не разворачивая (вырезание из бумаги, сложенной пополам).

Ответы детей: Склеиваем детали вместе.

Воспитатель: Правильно. Голову приклеиваем к передней части туловища. Крылья где? По краям туловища с двух сторон. Ну что все понятно? У кого возникнут трудности, я обязательно помогу. Я думаю, что вы все прекрасно справитесь.

Физкультурная минутка:

Полетели наши пчелки

Собирать нектар с пыльцой.

Жу-жу, жу-жу.

Над цветами я кружу.

Хоть наша пчелка и мала,

Но велики ее дела.

Немного времени пройдет,

И будет самый сладкий мед.

Перед началом работы необходимо вспомнить правила работы с ножницами.

Дети приступают к выполнению задания. Педагог оказывает индивидуальную помощь, следит за осанкой.

Каждый закончивший работу, несет свою пчелку к улею, убирает рабочее место и оказывает помощь другим детям.

Итог: Дети сидят за столами.

Ну что, ребята, вам нравиться наша поделка? Как вы думаете, Васе она понравится?

Да, понравится.

Я думаю, она ему поднимет настроение, и он очень скоро поправится. Сегодня вечером я передам наш подарок Васе. Всем спасибо.

Список использованной литературы:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из фольги: Методическое пособие для ДОУ и начальной школы. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 128с. – (Серия «Вместе с детьми»).

2. Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 64с. – (Серия «Библиотека воспитателя»).

3. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).

Видео занятия

Самоанализ педагога

При планировании непосредственно-образовательной деятельности, я определила решение следующих задач:

Обучающие: продолжать знакомить детей с одним из способов конструирования из бумаги: создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя ее характерными деталями.

Развивающие: совершенствовать умение вырезать округлую форму из квадратного листа бумаги, технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.

Воспитывающие: воспитывать навыки сотворчества, взаимопомощи, умение создавать коллективную композицию.

Но главная моя цель — создание условий для воспитания нравственных качеств, чувства сопереживания, желания делать добрые поступки. Сам сюжет занятия завязан на оказании помощи больному товарищу, что стало хорошей мотивацией к предстоящей деятельности. При подаче познавательного материала о бумаге, использовала презентацию. Думаю, что это был более эффективный метод, чем, допустим традиционная беседа с рассматриванием иллюстраций. Дети с интересом смотрели презентацию, и, что меня порадовало, без всякой предварительной работы ответили на все вопросы. Если взять во внимание, что это дети с ЗПР, тем отраднее. Значит, материал был воспринят и понятен.

При изготовлении пчелки я использовала схему — подсказку, гармошки из бумаги — частичный показ, т. к. здесь цель была закрепить ранее полученные знания. Как вырезать круг из квадратного листа бумаги, а также технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, рассказали сами дети. Эти способы вырезывания из бумаги им хорошо знакомы и моя цель была их закрепить.

Физминутка способствовала не только смене статического движения, но и доставила детям радость.

В ходе самостоятельной деятельности детей, я старалась создать ситуацию успеха тем детям, которые испытывали трудности. Ненавязчиво направляла, помогала, ведь главное – чтобы каждый сделал свою пчелку.

Дети хорошо справились с поставленной задачей. Каждый самостоятельно сделал свою поделку, и в общем получилась общая коллективная работа. Желание помочь больному другу, чувство сопереживания объединило ребят в общем порыве. При рассматривании общей композиции, дети эмоционально реагировали на поделку, каждый хотел рассказать о своей пчелке. Один ребенок не справился с заданием и приклеил своей пчелке квадратную голову. Этот мальчик изначально не желал участвовать в нашей общей деятельности. Причина в личном непринятии болеющего ребенка и в открытом конфликте между ними. Это открытая провокация, протест и желание привлечь к себе внимание, а ни незнание приемов вырезывания. Общими усилиями мы выяснили, что в природе не встречаются такие пчелы. И голова у нее все-таки должна быть круглой. Из ответов детей я выяснила, что занятие ребятам понравилось, предлагаемый материал усвоен.

Конструирование из бумаги - полезный, увлекательный и познавательный вид детской деятельности. Это наиболее популярная разновидность конструирования, которая открывает безграничный простор фантазии малышей. На занятиях в средней группе ДОУ воспитанники в ходе работы с ножницами, клеем и разного рода материалами создают оригинальные, яркие поделки. Подобная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира, развитием мелкой моторики, речи и логики, воспитывает в детях терпение, усидчивость, стремление добиваться поставленной цели, организованность и аккуратность, а также чувство взаимопомощи и умение видеть прекрасное вокруг себя.

Особенности занятий по конструированию из бумаги в средней группе

Бумага - самый простой материал для детского творчества. Работать с ней способны даже дети ясельного возраста, а воспитанники средней группы способны уже творить свои первые шедевры. Дети четырёхлетнего возраста с удовольствием берутся за конструирование, поскольку результат, то есть готовую поделку, они видят сразу по окончании работы и гордятся им, а также возможностью порадовать трудом своих маленьких рук близких и друзей. Да и родители обожают и долго хранят поделки малышей, будь то зайчик из картона или гриб-мухомор из одноразовой тарелки.

Ребёнок будет счастлив порадовать родных собственноручно изготовленной поделкой

Задача воспитателя в дошкольном учреждении - вооружить малышей знаниями, умениями и навыками в работе с бумагой и схожими материалами, дать толчок детской фантазии, стимулировать желание ребёнка заниматься конструированием из бумаги и дома, с родителями и друзьями.

Виды конструирования из бумаги

Конструирование из бумаги в детском саду представлено в следующих разновидностях: плоскостные поделки, когда бумажная заготовка приклеивается к основе, а её отдельные части могут выступать над поверхностью, и объёмные изделия, к которым относятся работы в технике оригами и конструирование из полосок.

Оригами - это складывание из бумаги фигурок без клея и ножниц. Бумага в данном случае - единственный рабочий инструмент. Эта техника развивает мелкую моторику, конструктивное мышление, фантазию. При создании поделки каждое действие имеет свой порядковый номер и строго следует одно за другим. Воспитателю после демонстрации следует предложить дошкольникам распечатку схемы выполнения поделки.

Этот добрый Дедушка Мороз - пример плоскостной аппликации

Конструирование из бумаги входит в обязательную программу обучения в дошкольных заведениях, занятия проводятся один раз в месяц, чередуя плоскостное и объёмное конструирование для наиболее полного и всестороннего развития детей и формирования у них устойчивых навыков.

Таблица: картотека тем НОД в средней группе детского сада

Месяц Тема занятия Образовательные задачи
Сентябрь «Вагоны» (по образцу) Освоить способ - складывание квадрата пополам, добиваясь совпадения сторон и углов, развивать глазомер.
Октябрь «Зайчик» (по образцу) Учить замыкать полоску бумаги в кольцо, склеивать края, создавать изделие из двух колец разного размера.
Ноябрь «Фонарики» (по показу) Учить складывать 3 круга пополам, склеивать их между собой, действовать по показу воспитателя слаженно, чётко соединяя половинки кругов (объёмная).
Декабрь «Ёлочка» (по образцу) Упражнять в обрывании бумаги по контуру, скатывании бумажных шариков (ёлочные игрушки, составлении изображения из частей на плоскости.
Январь «Будка для собаки» Продолжать учить детей складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем.
Февраль «Открытка для папы» Закреплять умения складывать прямоугольный лист пополам.
Март «Цветок» (по образцу) Учить самостоятельно выполнять готовую работу по образцу, воспитывать аккуратность и доводить начатое дело до конца (оригами).
Апрель «Корзиночка» (по образцу) Закреплять умение складывать квадрат пополам, делать надрезы, соединять и склеивать их (объёмная).
Май «Вертушка» Учим делать игрушки для игры с ветром, самостоятельно нарезать полоски, приклеивать к основанию палочки, соединять в центре.

Как мы можем видеть, основные задачи традиционного конструирования из бумаги в этом возрасте: научить ребёнка складывать квадратный и прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая края, разглаживать линию сгиба и делать надрезы в указанных заранее местах. Одновременно с выработкой новых навыков, которыми дети не владели в младшей группе ДОУ, продолжается закрепление уже известных: аккуратное владение ножницами и клеем, использование свойств бумаги (её податливость к скручиванию, сминанию, разрыванию), умение работать коллективно и в парах.

Приведённый выше план содержит примерные темы занятий, педагог вправе изменять их, ориентируясь на темы другой образовательной деятельности (по развитию речи, ознакомлению с природой, окружающим миром и т. д.

Вагоны из сложенных пополам квадратов бумаги можно объединить в весёлый поезд

Аналогично вагонам изготавливаются автобус, домик, будка, кузов грузовой машины (готовая кабина приклеивается после). Конструирование зайчика из полос можно заменить изготовлением собачки, цыплёнка и так далее. Вместо цветка в технике оригами дети могут сделать ёлочку, а вместо ёлки с игрушками (бумажными шариками) - яблоньку с яблоками, естественно, сместив занятие по времени проведения.

Работы в технике оригами на занятии должны быть просты настолько, чтобы их смогли выполнить за отведённое время все дети. Более сложные конструкции следует вынести на занятия кружка с детьми. которым этот вид конструирования особенно полюбился и легко удаётся. Главное на занятии - создать ситуацию успеха для всех при разумной доле помощи со стороны педагога.

Ещё одна разновидность объёмных бумажных поделок - конструирование из полосок. Здесь также для работы детям понадобятся ножницы и клей. Таким способом можно смастерить самых различных животных, а также другие объекты (снеговик, фонарик, домик, колодец и пр.) Для формирования частей тела зверька воспитатель заранее подготавливает полоски разной длины и ширины.

Из бумажных полосок можно создать множго чудесных поделок

Оптимальный размер поделок и заготовок для них

Бумажные поделки не должны быть слишком большого размера. Например, если дети занимаются конструированием на плоскости, то педагог предлагает им в качестве основы листы бумаги формата А5. Размер готового изделия в таком случае будет около 8–10 на 10–15 сантиметров в зависимости от способа складывания поделки.

Если речь идёт о работах в технике оригами, например, самолётике или кораблике, то используются листы бумаги формата А4.

Работы из полосок должны быть не очень крупными - не больше ладони взрослого человека. Длина полосок - от 15 до 25 см, ширина в пределах 1–2 см. Крупные поделки для детского дизайна группы (цветы, снежинки) изготавливаются из полос в зависимости от ожидаемого размера готового изделия. В этом случае следует использовать гибкий картон, а для лучшего склеивания места, на которые будет наноситься клей, заранее слегка взъерошить ножницами.

Если поделки предназначены для коллективного объёмного панно или коллажа с целью украсить групповую комнату, их размер может быть несколько больше.

Панно с элементами оригами «Наш любимый детский сад» украсит групповую комнату или вестибюль дошкольного учреждения

Материалы для конструирования

В традиционном конструировании используют обычную цветную или двухстороннюю бумагу, подбирая расцветки соответственно теме. Сейчас в продаже появились наборы бумаги необычных расцветок под дерево, камень, ситец, с принтом и так далее). Изделия из неё выходят особенно красивыми и привлекательными.

Бумага с принтом оживит и разнообразит поделки

В технике оригами используется, как правило, однотонная бумага ярких цветов. Цвет материала зависит от того, какой объект предстоит изображать: так, лису и белку складывают из оранжевой бумаги, снежинку или зайца - из голубой, лягушку - из зелёной.

Что касается качества сырья, то лучше использовать глянцевую или матовую промасленную бумагу - после сгибания на ней не будут образовываться трещины. Материал должен быть чистым, не мятым, иногда уместно использовать и газетную, журнальную бумагу, однако она не должна разрываться при сгибании. Если ребятам предстоит мастерить для игр или инсценировок, то понадобится уже более плотная бумага: обёрточная или обои.

Игрушки для игр с водой (лодочка, пароходик, катер) хорошо складывать из пергамента, вощёной бумаги или фольги, чтобы поделки не деформировались при игре.

Планируя конструирование из полосок, педагог должен иметь в виду: для подобных поделок нельзя использовать тонкую бумагу, которая легко мнётся. Слишком плотный картон тоже неуместен, поскольку полоски будут плохо склеиваться. Оптимальный вариант - бумага, которая держит форму и при этом без проблем склеивается. Например, плотная цветная бумага для ксерокса.

Весёлое солнышко из бумажных полосок встретит малышей поутру в раздевалке группы

Чтобы поделки из полосок были более качественными, воспитатель может оказывать детям помощь - дополнительно фиксировать места склейки степлером, но так, чтобы это не было очень заметно.

Конструирование из бумаги сродни работе с так называемым бросовым материалом бумажного происхождения. Это втулки, которые остаются от туалетной бумаги, одноразовые тарелки и стаканчики из спрессованной бумаги, остатки упаковочной тары (гофрокартона), пакеты из-под напитков.

Фантазия увлечённого педагога может превратить втулки в забавных кроликов - останется только оклеить их цветной бумагой и прикрепить носик, уши, глаза и лапки. Такая поделка, кстати, будет приносить пользу - туда можно складывать карандаши или фломастеры.

Поделку, основа которой - втулка от туалетной бумаги, можно использовать в качестве подставки под карандаши

Для конструирования в средней группе можно использовать и пустые спичечные коробки - особенно они пригодятся для создания кукольной мебели. Или же для подарка любимой бабушке,которая будет хранить в нём мелочи для рукоделия.

Комод из спичечных коробок станет отличным местом для хранения пуговиц и прочих полезных мелочей

Приспособить для работы можно и бумажные коробки из-под молока или сока - например, смастерить робота, дополнив его соответствующими деталями. Дополнив композицию автомобилями и автобусами из сложенных пополам квадратов, дети создадут целый город.

Пустая коробка из-под сока легко может превратиться в многоэтажный дом

Что касается деталей для украшения и отделки бумажных поделок, то в средней группе их заранее заготавливает воспитатель. Но дошкольники этого возраста вполне могут разрезать бумагу на полоски согласно пунктирным линиям, которые намечает педагог.

Использование дополнительных техник при создании композиций

Чтобы бумажная композиция была более яркой и реалистичной, на занятии конструированием приветствуется сочетание различных видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Это особенно актуально при создании таких поделок, как цветок, бабочка, сказочная птица, рыбка, так как даёт возможность передать все многообразие их окраски, используя богатую цветовую палитру.

Поделка на плоскости «Цветик-семицветик» собрала в себе самые яркие краски

Если ребята создают животное из бумажных полосок, то ему можно нарисовать глазки, носик и рот. Передавая эмоции персонажа, дети развивают собственную эмоциональную сферу и эмпатию. Интересное решение - сделать эти же детали из пластилина или аппликацией.

Индивидуальный подход на занятиях конструированием

В средней группе на уже можно давать дошкольникам индивидуальные задания. Ребятам, которые быстро сложили из бумаги самолётик или кораблик, можно предложить украсить его цветными карандашами или фломастерами. Если речь идёт о конструировании зверька (например, зайчика), то быстро справившийся ребёнок может дополнительно украсить его ушки бантиками или дополнительно изготовить подставку. Дополнительные задания для быстро успевающих детей даются только в ходе занятия, а не в его начале, чтобы не подчёркивать разницу в навыках дошкольников.

Изготовив автомобиль, ребята могут украсить его аппликацией и нарисовать пассажиров

Занятия оригами требуют тщательного контроля и своевременной помощи воспитателя, поскольку от чёткого совмещения углов и ровной линии сгиба зависит не только внешний вид, но и форма изделия. Оригами, сделанное неправильно и второпях, может просто «не сложиться». Малыш не увидит готовый результат и рискует утратить интерес к этому чудесному искусству.

Аккуратному складыванию оригами следует уделить особое внимание

Поэтому индивидуальный подход на занятиях оригами необходим. Эта работа кропотлива и требует от педагога много внимания и терпения. Но если у малыша будет получаться этот вид конструирования, своё увлечение оригами он перенесёт и в самостоятельную деятельность в детском саду и дома.

Длительность и структура занятия

Занятие по конструированию в средней группе около двадцати минут и включает в себя такие этапы:

  1. Организационный момент - 1–2 минуты.
  2. Вступительная беседа (мотивирующее начало) - 3–5 минут.
  3. Показ воспитателем приёмов работы - 2–3 минуты.
  4. Самостоятельная работа детей - 6–8 минут.
  5. Коллективное рассматривание и анализ работ - 2 минуты.
  6. Итоговая беседа - 1 минута.

Варианты мотивирующего начала занятия

Как и занятия по изобразительному творчеству, работа по конструированию в детском саду обязательно должна начинаться с мотивирующего момента. У ребёнка непременно должен быть стимул к продуктивной деятельности, он должен знать для себя, зачем он делает ту или иную поделку. Воспитатель должен так организовать каждое занятие, чтобы оно стало для малыша своего рода путешествием в волшебный мир. Разыгрывается мини-спектакль, в котором дети принимают участие, беседуя с педагогом и каким-либо персонажем.

Например, при конструировании лягушки к детям приходит грустный лягушонок Квакша, который считает себя никому не нужным на земле. Задача воспитателя - рассказать детям о пользе земноводных, которые уничтожают комаров и мух. А ребята обязательно захотят утешить лягушонка, смастерив своими руками ему друзей.

После прочтения дошкольникам произведения Н. Носова про маленьких жителей Цветочного города можно провести конструирование на тему «Дом». Занятие можно начать с появления кукольного Незнайки. Он расскажет детям, что у коротышек в Цветочном городе нет отдельных домиков, и несколько человек живут в одной комнатке. Это неудобно, ведь Гусля занимается музыкой, Цветик всё время пишет стихи, Знайка читает свои умные книжки, а Авоська постоянно хочет спать. Воспитатель спрашивает детей, как можно помочь коротышкам, и подводит их к мысли о том, что нужно смастерить для них домики.

Кстати, на последующем занятии можно сделать для коротышек бумажную мебель.

Кукольная мебель в технике оригами пригодится для сюжетной игры

Большинству детей нравится помогать братьям нашим меньшим, заботиться о них. Поэтому отличной мотивацией к деятельности станет предложение воспитателя сделать кормушку для птиц из той же картонной коробки из-под сока или молока. Начало такого занятия можно обыграть - в гости к малышам приходит птица (например, аист) с письмом в клюве, где написано, что с наступлением холодов птицам стало трудно находить себе корм. Хорошо провести сопутствующую беседу на тему: зимующие и перелётные птицы, куда улетают птицы на зиму, что предложить пернатым в качестве корма.

Если дошкольникам предстоит конструирование снежинок, то накануне педагогу целесообразно провести целевую прогулку с целью понаблюдать за их формами и многообразием, предложить детям рассмотреть морозные узоры на окнах.

К теме обязательно должны быть приурочены соответствующие физкультминутки, пальчиковая гимнастика, стихотворения. Конструирование в средней группе вполне может привлекать и музыкальные навыки детей - они могут спеть песенку, выученную на музыкальном занятии.

Ещё один беспроигрышный вариант мотивации для детей - создать своими руками подарок родным. Это может быть бумажный цветок для мамы или сумочка из картонных тарелочек, самолёт или кораблик для папы.

Конспекты занятий по конструированию в средней группе

Предлагаем вашему вниманию конспекты занятий по конструированию из бумаги в средней группе ДОУ.

Таблица: конспекты НОД по конструированию

Автор и тема занятия Задачи и ход занятия
Ступникова В.В.
«Изготовление снежинки из бумажных полосок»
Образовательные задачи: учить конструировать снежинку из бумаги, отрабатывать умение работать с бумажными полосками.
Развивающие задачи: развивать творческое мышление, совершенствовать умение работы с ножницами.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к природным явлениям, культуру поведения во время занятия.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: Кукла в наряде «Зимы», картинки зимнего пейзажа, детских забав зимой (катание на лыжах, коньках, санках, игры в снежки), 2–3 готовые снежинки.
Раздаточный материал: бумажные полоски голубого цвета, клей, ножницы.
Ход занятия.
Мотивационный этап.
Загадка про зиму.Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет- когда это бывает?
Воспитатель просит детей посмотреть в окно и назвать признаки зимы. На каждый ответ дошкольников (на земле лежит снег, деревья голые, на людях надета тёплая одежда и пр.) педагог демонстрирует соответствующую картинку.
Беседа о зимних забавах с показом иллюстраций.
Сюрпризный момент: появление куклы Зимушки, которая услышала, что про неё идёт речь и пришла в гости. Зимушка принесла с собой загадки про различный зимние атрибуты и явления (санки, лыжи, узор на стекле, снег, мороз). Ребята отгадывают их.
Воспитатель просит детей вспомнить, как на прогулке они рассматривали снежинки. Ребята вспоминают, что они состоят из лучиков, у всех разный узор, не существует двух одинаковых снежинок.
Пальчиковая гимнастика «Снежинка»
  • Снежинка, снежинка
    По небу летела.
    Ко мне на ладошку
    Нечаянно села
    (раскрыть ладошки и представить,
    что на ладошку опустилась снежинка).
  • Я сжал кулачок
    (крепко сжать кулачки),
  • А снежинка пропала
    (разжать кулачки).
  • Наверно, к подружкам
    Своим убежала
    (дети плавно раскачивают руками,
    изображая полёт снежинок).

Педагог интересуется у детей, хотят ли они научиться сами мастерить снежинки. Конечно же, они соглашаются.
Воспитатель демонстрирует приёмы создания снежинки. Понадобится 4 бумажные полоски, в середине каждой имеется штрих для того, чтобы поделка получилась красивая и ровная. Одну полоску нужно намазать клеем на месте штриха, сверху накрест приклеивается другая полоска. То же самое проделывается с другой парой полосок. Два «плюсика» совмещаются по диагонали - получилась снежинка.
На доску воспитатель вывешивает поэтапную схему изображения.
Кукла Зимушка произносит волшебные слова, и дети начинают творить волшебство - превращать бумажные полоски в снежинки. По ходу работы воспитатель подходит к дошкольникам, направляет их. Когда все справились, педагог просит поднять снежинки и показать их Зимушке.
Зимушка отмечает самые аккуратные поделки, но также хвалит и ребят, у которых получилось не очень красиво.
Проводится хороводная игра «Мы снежинки, мы пушинки…»

  • Мы снежинки, мы пушинки,
    Покружиться мы не прочь
    (дети плавно машут руками,
    изображая снежинки).
  • Мы снежинки-балеринки,
    Мы танцуем день и ночь
    (кружатся вокруг себя,
    выполняют танцевальные движения
    сначала руками, затем ногами).
  • Встанем вместе мы в кружок -
    Получается снежок
    (берутся за руки,
    изображают руками, как падает снег).
  • Мы деревья побелили,
    Крыши пухом замели.
    Землю бархатом укрыли
    И от стужи сберегли
    (показывают руками, как снег
    укрывает дома, деревья, землю).

Однако Зимушка замечает, что снежинки у ребят получились все одинаковые. Дети и сами догадываются, что забыли их украсить. Педагог напоминает ребятам, что у них остались ещё полоски бумаги: с помощью ножниц нужно отрезать кусочки различной длины и приклеить к снежинке, создав неповторимый узор.
Воспитатель показывает образец, а затем убирает его, чтобы дети сами проявили творческую фантазию. Также педагог демонстрирует дошкольникам, как при помощи ножниц можно закрутить бумагу - получатся красивые завитки.
Закрепляется техника обращения с ножницами. Используется соответствующий плакат.
Самостоятельная работа детей по украшению снежинок.
Зимушка предлагает все их выложить на ковре - украсить полянку. Кукла хвалит ребят, прощается и уходит к себе домой в лес.

Тиханова Е.Н.
«Стаканчик»
(в технике оригами)
Данное занятие, кроме развития мелкой моторики, направлено на закрепление темы «Посуда», активизирует словарь детей по этой теме.
В начале занятия воспитатель загадывает ребятам загадку про бабушку Федору - героиню произведения К. Чуковского «Федорино горе»:
Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовёт и в дороге слезы льёт. Кто бабулю назовёт? Педагог демонстрирует отрывок из одноимённого мультфильма (начало, когда от Федоры убежала посуда) и просит назвать посуду, которая убежала от героини. Поскольку предметы сбежали потому, что Федора не следила за ними, то воспитатель предлагает ребятам научить бабушку заботиться о посуде.
С этой целью проводится пальчиковая гимнастика «Помощники».
  • Раз, два, три, четыре
    (ритмичные удары в ладоши).
  • Мы посуду перемыли
  • Чайник, чашку, ковшик, ложку
    И большую поварёшку
    (загибаем пальчики по одному
    на каждое название посуды).
  • Мы посуду вытирали,
    (одна ладонь скользит по другой).
  • Так мы маме помогали
    (ритмичные удары кулачками
    и в ладоши переменно).

Воспитатель сообщает детям, что они помогли бабушке Федоре - посуда к ней вернулась.
Педагог рассказывает, что иногда возникают ситуации, когда под рукой нет нужной посуды. Например, хочется пить, а нет чашки. Дети высказывают предположения, что же можно сделать в такой ситуации. И, наконец, они решают, что можно смастерить стаканчик из бумаги.
Воспитатель демонстрирует дошкольникам приёмы конструирования стаканчика из квадратного листа бумаги. Вначале лист складывается пополам - получается треугольник. Затем правый угол соединяется со стороной треугольника. Переворачиваем деталь и опять соединяем уголок со стороной. Загибаем верхний уголок вниз на себя и прячем в карманчик. Стаканчик готов.
Самостоятельная деятельность воспитанников.
Получившиеся стаканчики дети дарят бабушке Федоре и высказывают ей свои пожелания.

Мороз А.Ф.
«Пчелиный улей»
На занятии дошкольники создают поделку на основе гармошки из бумаги, дополняя её необходимыми деталями. Кроме того, дети закрепляют умение вырезать из квадрата круглые формы, совершенствуют технику симметричного вырезания из листа бумаги, сложенного вдвое.
Занятие имеет необычную мотивацию - воспитатель обращает внимание, что один из детей (например, Вася) заболел. Следует небольшая беседа на тему: что чувствует больной человек (ему больно, плохо, одиноко, грустно). И чтобы сделать Васе приятное, поднять его настроение, педагог с детьми решают сделать ему подарок из бумаги.
Ещё одна мини-беседа на тему «Всегда ли была бумага». Воспитатель кратко рассказывает ребятам о том, как появилась бумага, на которой все сегодня пишут и рисуют (рассказ сопровождается презентацией на экране).
Педагог подводит итог беседы, что из бумаги можно делать замечательные игрушки, например, домик для пчёл - улей.
Демонстрируется бумажная заготовка - улей, а детям предлагается заселить его пчёлками. Это и будет подарок для Васи.
Рассматривается бумажная пчела, заранее сделанная педагогом, обсуждается её строение (туловище, головка, крылышки). Этапы создания: изготовить гармошку из двух полосок бумаги (жёлтого и чёрного цвета). Голова вырезается из жёлтого квадрата путём закругления углов. Крылышки же вырезаются из бумаги, сложенной пополам. В конце все детали склеиваются.
Перед продуктивной деятельностью детей проводится физкультминутка:
Полетели наши пчёлки
Собирать нектар с пыльцой.
Жу-жу, жу-жу.
Над цветами я кружу.
Хоть наша пчёлка и мала,
Но велики её дела.
Немного времени пройдёт,
И будет самый сладкий мёд.

Варианты программы кружка по оригами в средней группе

Конструирование в технике оригами в средней группе ДОУ целосообразно проводить в форме кружковой работы. Дошкольники 4–5 лет с большим интересом мастерят поделки из бумаги, которые впоследствии используют в своих играх, театральных инсценировках. Также они будут замечательным подарком к празднику родным или друзьям.

Поделки оригами можно использовать в игре

Дети очень позитивно реагируют, когда игрушка, которую они сделали своими руками, выполняет реальные функции: кораблик плывёт по воде, самолётик летит, вертушка вращается на ветру.

Любимые нами с детства кораблики тоже сделаны в технике оригами

Таблица: картотека тем кружка «Волшебное оригами»

В качестве примера тематики занятий приведём картотеку тем кружка «Волшебное оригами» (воспитатель Молчанова О.В.). Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Месяц Тема Содержание
Сентябрь 1.Знакомство с оригами.
2.Изготовление квадрата.
3.Дом.
4.Блин.
5.Гриб.
6.Рыба.
7.Птица.
8.Лягушка.
Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги.
Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом.
Используя базовую форму «треугольник», изготовить дом.
Октябрь Базовая форма «треугольник».
1.Стаканчик.
2.Лиса.
3.Щенок.
4. Котёнок.
5–6.Черепашка.
7–8.Муха.
Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.
Ноябрь 1–2.Базовая форма «воздушный змей». 3–4.Композиция «Два весёлых гуся».
5.Репка.
6. Морковь.
7–8. Подготовка и инсценировка сказки из изготовленных игрушек.
Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию.
Учить детей, используя различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай».
Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки.
Декабрь 1–2.Базовая форма «конфетка».
3–4.Новогодняя открытка.
5–6.Снеговик.
Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.
Соединять детали в единое целое (еловая шишка), мастерить Новогоднюю открытку.
Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).
Январь 1–2.Базовая форма «дверь».
3–4.Снежинка.
5–6. Ёлочная звезда
7–8. Ёлочка на снегу.
Познакомить детей с новой базовой формой «дверь». Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.
Познакомить детей с новой базовой формой и моделями, при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом, закреплять умение находить и называть углы.
Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.
Февраль 1–2.Праздничные салфетки.
3–4.Самолёт для папы.
5–6.Модели на основе квадрата.
7–8. Сердечко. Валентинка на подставке.
Выставка детских работ.
Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Плотно защипывать салфетку, сжимая все слои и расправлять в виде хвоста лебедя.
Март 1–2. Цветы для мамы «Тюльпаны».
3–4.Салфетка «Веер» для праздничного стола.
5–6. Роза из салфетки.
Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.
Плотно защипывать салфетку, сжимая слои и расправлять в виде лепестка роз.
Апрель 1–2.Кораблик.
3–4.Пароход.
5–6.Золотая рыбка.
7–8. Парусник.
Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы.
Май Подведение итогов. Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Таблица: картотека тем кружка оригами «Волшебная бумага»

Другой вариант картотеки тем - кружок «Волшебная бумага» (воспитатель Покровская П.А.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Месяц Тема Цели и задачи
Сентябрь Бумажная сказка Познакомить детей со свойствами бумаги, еѐ особенностями, использование и применение в детском творчестве.
Сказка квадратика Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость.
Открытка Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать еѐ. Аппликационное оформление открытки. Развитие фантазии и творчества.
Сказочный домик Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.
Октябрь Весёлый треугольник Научить детей складывать из квадрата треугольник: совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию.
Наливное яблочко Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ яблока. Развивать мелкую моторику рук.
Бабочка Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки.
Гусеница Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем.
Ноябрь Осенний ковёр коллективная работа Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы., создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.
Грибок Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку - грибочек.
Пирамидка Научить детей загибать уголки разного размера. Развивать умение находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность.
Ёлочная игрушка Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма.
Декабрь Резная снежинка Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей». Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем.
Нарядная ёлочка Закрепить умение складывать базовую форму «треугольник». Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество
Январь Аквариумные рыбки Закрепить умение детей складывать базовую форму «треугольник», совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество.
Зимние впечатления Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать их в два шара - части снеговика, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость.
Февраль Кораблик Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки.
Парусники в море Научить детей отрывать длинные полоски и формировать из них волны, аккуратно пользоваться клеем. Из квадрата мастерить парусник способом сложения квадрата по диагоналям. с помощью ножниц разрезать половину диагонали и загнуть получившийся треугольник.
Самолётик Совершенствовать навыки аккуратного складывания квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны
Март Цветы из снежинок в подарок для мамы Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок, соединённых попарно, и листьев из полосок, соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно.
Закладка Познакомить детей с базовой формой «конфетка», собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.
Цветик - семицветик Вспомнить последовательность выполнения базовой формы «конфетка», стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус
Апрель Весёлый лягушонок Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались, и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. Аппликационно оформить поделку.
Стаканчик Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.
Курочка - пеструшка Закрепить знания детей о домашних птицах и их детёнышах. С помощью базовой формы «воздушный змей» изготовить курочку, учить выгибать маленькие уголки, украсить аппликацией. Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, находчивость.
Воздушный змей Закрепить знания детей о базовой форме «воздушный змей», загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией
Май Зайчик Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму «треугольник», аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук.
Весенние букеты На основе базовой формы «треугольник» научить изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание.
Птица Вспомнить выполнение базовой формы «воздушный змей», отметить самостоятельность выполнения. Совершенствовать навык вгибания маленького уголка, сгибание углов в противоположные стороны. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Развивать внимание, усидчивость.

Интересные идеи: готовые изделия и шаблоны

Фантазия воспитанников и педагогов детских садов воистину не имеет границ. Заслуживает внимания ряд оригинальных и простых в исполнении идей.