Дед мороз цвет костюма. Русский Дед Мороз (Морозко). История Деда Мороза. «Краснеть» шуба Деда Мороза начала позже - самое забавное, что почти одновременно с зарождением идей коммунизма

27.09.2019

Новый год хоть и бывает всего один раз в год, но мы всегда с нетерпением ждем этого праздника и тщательно готовимся к нему. Особенно любят его дети за красивую елку и подарки. И, конечно же, любой ребенок мечтает увидеть Деда Мороза своими глазами в канун праздника и получить от него похвалы и подарки.

Естественно, каждый родитель стремится организовать самый яркий и незабываемый новогодний вечер для своего ребенка. Обычно в этом помогают различные фирмы, у которых можно заказать на дом и Деда Мороза и Снегурочку. У них уже есть заранее подготовленная программа общения с ребенком и костюмы, зачастую несоответствующие действительности. В наше время образ Деда Мороза значительно пострадал от европейского влияния и безграничного полета фантазий наших модельеров. Сегодня можно увидеть костюм мороз и синего, и зеленого, и других цветов радуги.

Возникает правомерный вопрос "как сделать костюм деда мороза настоящим?".

Свой уникальный костюм мороз надевает только в канун нового года, и по нему дети сразу же узнают доброго дедушку волшебника.

Костюм деда мороза имеет много особенностей, каждая деталь одежды несет свой глубокий смысл.

В первую очередь - шуба, она обязательно должна быть красного цвета с графическим орнаментом, расшитым серебряной нитью. Шуба может быть длинная до пят или доходить до середины голени. Пуговицы не должны выделяться размером или формой. Если шуба короткая с огромными серебряными пуговицами, то это костюм Санты, а вовсе не деда мороза. Также в костюме мороза должны присутствовать элементы, украшенные белым мехом.

Шубу дед мороз подвязывает белым поясом, с нитью красного цвета, что в древности символизировало Сегодня это потеряло свой смысл и несет только чисто функциональный характер.

Свой костюм мороз всегда дополняет шапкой красного цвета, богато расшитой серебром и украшенной жемчугом. Шапка должна иметь круглую форму, так было принято еще в царские времена, что символизировало богатство и власть. А дед мороз, по идее, обладает огромной властью над природой. И ни в коем случае не надевать остроконечную не-то у вас снова получится Санта Клаус.

Мало кто задумывается, что одевает Дед Мороз под свою шубу. А положено ему одевать светлые одежды, а именно, белые брюки и светлую льняную рубашку, как символ всего светлого и чистого! К сожалению, в наше время чаще надевают красные штаны, а это в корне неправильно, и, опять таки, по мотивам Санты. Рубашка Деда Мороза может быть расшита символичными геометрическими фигурами или быть просто белого цвета.

Чтобы сделать как можно правдоподобнее образ, костюм мороз завершает белыми валенками. Ведь живет Мороз на севере в холодных местах. Приветствуется, если валенки будут расшиты серебром. Если же таковых нет, то образ Деда Мороза можно дополнить красными или белыми сапогами, но ни в коем случае не черными!

Не стоит забывать также о том, что Дед Мороз владеет посохом из хрусталя, на конце посоха наконечник в виде месяца. Посох всегда служил символом власти и являлся посредником в добрых делах. Если вы не приобрели посоха из горного хрусталя чистой слезы, то вполне подойдет посох, обернутый серебристой фольгой, а наконечник в виде месяца нетрудно вырезать из картона и также обернуть фольгой.

Ваш образ доброго дедушки Мороза практически готов. Однако надо помнить еще об одной очень важной детали, без которой Дед Мороз не будет настоящим. Это, конечно же, седая длинная борода и усы, которые символизируют могущество, духовное богатство и мудрость самого любимого персонажа всех детей.

Вот теперь все элементы костюма на своих местах, и дедушку Мороза можно по праву назвать настоящим.

Совсем скоро новый год! А какой же Новый год без Деда Мороза и Снегурочки?

По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза — кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой — традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает следующее:

Борода и волосы — густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец — седой) несут ещё и огромный символьный характер, обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.

Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме.

Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом.
Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте — это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы — перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза.

Шапка — красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога).

Трёхпалые перчатки или варежки — белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки — неизвестно.

Пояс — белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму.

Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящегоДеда Мороза от "подделки".

Посох — хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, тоже серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).

Снегурочка — уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Конечно, сделать костюм, идеально соответствующий историческому, достаточно сложно. И Снегурку чаще в голубую шубку наряжают, она же блондинка, ей так идет голубой цвет!

Но узнать, каким изначально был костюм Деда Мороза мне показалось интересным. Надеюсь, и вам было интересно!

Наступают праздничные дни, и все мы, и взрослые, и дети, ждем подарков, волшебства, праздника и, конечно, прихода Деда Мороза и Снегурочки, нарядно украшенной елки, счастливого Нового года и Рождества! Однако мало кто из нас задумывался, а откуда к нам «пришли» эти загадочные Дед Мороз и Снегурочка. Почему они одеты именно так, а не иначе. Попробуем проследить это на примере давней истории. Начнем с фигуры Деда Мороза. Образ его складывался веками, каждый вносил что-то свое.

Существуют две версии о происхождении: христианская и языческая. Первая, наиболее популярная и распространенная – «праздничный дед» является прообразом одного из самых известных и любимых святых мира и России - Николая Чудотворца (или Николы Угодника). Известна легенда о том, как этот вполне реальный человек, будучи епископом Мир Ликийских, сотворял милостыню всем нуждающимся. Многим помог Святитель Николай, однако наиболее значимой в истории остается легенда о том, как Никола спас трех сестер. Эта история стала одной из излюбленных для художников, украшающих храмы. Он узнал о крайней нужде, в которую впала одна и без того бедная семья, и решил помочь, подбросив тайком узелок золота отцу семейства. Так старик смог достойно выдать замуж сначала старшую дочь. Таким же образом устроилась судьба второй дочери (ей святой угодник подбросил узелок с золотом в окно), а вот третья дочь с отцом решили узнать, кто же этот праведник, что так бескорыстно помогает их бедной семье. Закрыв в доме все окна и двери, они стали ждать. Николай ходил вокруг дома, но вскоре понял, что не подбросить мешочек с золотом, как делал до этого. Тогда он заметил, что из трубы дома идет дымок, взобрался на крышу и подкинул в дымоход третий узелок с золотом. Как раз в тот день девушка постирала носки, развесив их над очагом, и мешочек угодил прямиком в один из них. С тех пор на Западе принято на Рождество вывешивать носки над камином в ожидании подарков от Святителя.

Другая примечательная история - о том, как Николай Чудотворец тайно награждал детишек сладостями, золотыми орехами, апельсинами к праздникам. Целый мешок приносил святой детям бедняков, но, поскольку был он в плаще и лицо его прикрывал монашеский капюшон, а на голове была объемная шапка, похожая на колпак, никто не мог описать точно его облик. Наиболее полное представление о таком образе Святителя можно найти в городе Демре (Миры) в современной Турции, где в саду перед храмом святого стоит его памятник в окружении детишек. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где был захоронен святой, ограбили, мощи вывезли в Италию. Скандал был международный, что наделало много шуму. Николай сделался объектом всеобщего поклонения, почитания христиан всего мира. В средние века был установлен обычай в Николин день (19 декабряя0 дарить детям подарки в память о нем. После введения нового календаря Николай стал приходить к детям на Рождество, затем на Новый год. Его называли по-разному: в Англии и Америке - Санта-Клаус (Фазер Крисмас - в Великобритании), Пер Ноэль – во Франции, Святой Микулаш в Чехии и Словакии, Ноэль Баба – в Турции. Коллеги Деда Мороза так же: Йоулупукки - в Финляндии, Сандер Клаас - в Нидерландах, Василий - на Кипре, Баббо Натале - в Италии, Шань Дань Лаожень - в Китае, Одзи – сан / Санта O-с - в Японии, Юле Томте - в Дании и Гренландии, Юлебукк - в Норвегии, Папа Ноэль - в Испании, Мош Джарилэ - в Румынии, Оль Темтен - в Швеции, а у нас - Дед Мороз. Объединяет эти разные имена общий дух святого, от которого «произошли» эти деды морозы.

По языческой же версии среди родственников Деда Мороза - восточнославянский дух холода Трескун (Студенец или Мороз). Кто же он? Наш Дед Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную «устную летопись»: в легендах древних славян существует Зимник.

Он. как и Мороз, представлялся в виде старика с белыми волосами, длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде, с железной булавой а руках.

Международный костюм Деда Мороза складывался постепенно. Сначала его изображали в плаще, в начале его XIX века голландцы рисовали его стройным, с трубкой, прочищающим дымоход, куда забрасывал подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка, который быстро «растиражировали» в Европе.

Основные черты облика Деда Мороза по мнению одного из исследователей его образа, кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой складывались согласно древней мифологии и символике цвета: это борода и волосы густого седого (серебристого) цвета; такие детали облика «старец-седой» несут в себе символический характер, обозначая могущество, счастье, благополучие, богатство. Именно волосы в трансформации образа Деда Мороза не претерпели изменений. Рубашка и брюки по славянским представлениям были белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты); данная деталь потерялась в современном представлении о костюме. Сейчас шею Деда Мороза закрывает белый шарф, штаны шьют красными. Шуба в традиционном русском костюме Деда Мороза должна быть длинная,- по щиколотку или голень, красного цвета, расшита серебром (восьмиконечными звездами, гуськами, крестами, другим традиционным орнаментом), оторочена лебяжьим, пухом. Если шуба коротка или имеет ярко выраженные пуговицы - значит, перед нами Пер Ноэль или Санта-Клаус. Шапка у отечественного Мороза красная, расшита серебром и жемчугом, в форме полуовала; колпак бывает у Санты, Для славянского Деда характерны трехпалые перчатки или варежки - белые, расшитые серебром (символ чистоты и святости всего, что он держит в руках); трехпалость является символом принадлежности к высшему божественному началу еще с неолита. Пояс в костюме нашего Деда Мороза был белый с красным (символ связи предков и потомков). В настоящие дни сохранился как утилитарный пояс, утратив символическую связь. В качестве обуви славянского Деда применялись серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком, со скошенным каблуком, однако в мороз он надевал белые, шитые серебром валенки; белый цвет и серебро для славян – это символ луны, святости, севера, воды, чистоты. Примечательной могущественной деталью Мороза всегда был посох – хрустальный или серебряный, с завершением лунницы (месяц) или головки быка (символ власти, плодородия и счастья).

Советский Дед Мороз традиционно был одет в синий кафтан, синюю шапку, что отражено в целом ассортиментном ряде советских елочных игрушек, новогодних мультфильмах и фильмах 1960 - 1980-х годов, открытках тех лет.

Рядом с Дедом Морозом всегда была его внучка Снегурочка, милая и ласковая, добрая помощница в устроении Новогоднего праздника, нарядной елки, раздаче сказочных и долгожданных подарков. Костюм Снегурочки был всегда традиционен. В фольклоре образ известен нам по одноименной сказке – «Снегурочка». Там рассматривается, что девочка Снегурочка была сделана из снега, а потом ожила, но погибла с приходом лета. К созданию образа имели отношение несколько известных художников: В. М. Васнецов, М.А.Рерих, Н.К.Рерих, Этим мастерам удалось сложить авторский образ сказочной красавицы. Наиболее славянским и романтически хрупким он получился у Васнецова. Современный образ Снегурочки вобрал в себя черты художественных версий всех трех мастеров. Она может быть в светлом длинном сарафане - платье с обручем или повязкой на голове (согласно славянской традиции); в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой мехом; в меховой короткой шубке и шапочке; в коротеньком платье, отороченном мехом, пухом. У нее могут быть длинные распущенные волосы, либо же одна или две косы.

В начале 1937 года Снегурочка начинает на равных с Дедом Морозом выступать в роли соведущей на детских праздниках. Она становится как бы посредницей между ним и детьми. Еще до воины Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны « как обязательные атрибуты встречи настоящего Нового года. Без них не обходились известные Кремлевские елки. Сегодня Снегурочка по-прежнему помогает своему дедушке веселить ребят, играть, водить хороводы у елки, раздавать подарки.

Дед Мороз и Снегурочка – неизменно прекрасные и праздничные, дарят нам каждый год ощущение чуда, сказки и постоянства. Да, их костюмы претерпели за столетия многочисленные изменения. В последнее время все больше в моду входят укороченность, яркость, порой крикливость нарядов. Однако ничто не способно изменить нашего теплого отношения к этим долгожданным дням.

Донская, О. Костюмы Деда Мороза и Снегурочки /О.Донская //Юный художник. – 2012.- №12.- С.38-40.


Дед Мороз и Снегурочка (Ирина Муравьёва) во время новогоднего представления в Кремлевском Дворце съездов. 1978 год. Фото Николая Малышева и Валерия Христофорова

Говорят, что нынешний Дед Мороз — это образ, который впитал в себя и древние предания славянской мифологии, и христианское учение с легендой о святом Николе - Угоднике, и прокоммунистические истории времен развитого социализма.


Часть первая - языческо-сказочная

В древний преданиях это был языческий дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.
Поскольку наши предки жили в очень непростых погодных условиях, когда холод и мороз могли вызвать в жизни очень много проблем, и болезнь, и смерть, и голод, то изображался дед в образе злобного старика, враждебного по отношению к людям и всему живому. Заморозить беспечного путника, поморозить урожай или скот было для него делом обычным.

Все мы с детства знаем русскую народную сказку "Два Мороза" , где два братца Мороз Синий Нос и Мороз Красный Нос решили позабавиться — людей поморозить.

Мороз Синий Нос там от мужика поленом поимел, когда шубу его проморозил

"Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. "Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!" Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить."

Ну совершенно никак не соотнести подобный образ с чем-то добрым, ласковым, да еще и с мешком подарков для детишек.

Еще все мы помним, как в школе читали отрывки из поэмы Некрасова "Мороз, Красный Нос" (1863).

"Есть женщины в русских селеньях..."
и
“Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…”

Полностью детям эту поэму обычно не читали, потому что онa совсем не про доброго Деда Мороза, а про злобного Мороза-воеводу, который в этой поэме убил двух персонажей, сначала некоего Прокла, который простояв в сугробе, застудился, затемпературил и умер, оставив вдову с маленькими детьми, а потом заморозил и вдову Дарью, которая после похорон пошла в леc нарубить дров, встретила там этого Мороза под деревом, да и закоченела.

Да и вообще, вот Мороз о своих привычках там рассказывает:
“Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить”

Ну разве можно такое маленьким детям давать читать? Да напугаются же!

Ну вот это типичное представление наших предков о некоем прообразе Деда Мороза во времена, когда никакой Новый Год еще не праздновали, а мороза просто боялись.

Ну я думаю, что не нужно объяснять, что подобный образ никогда не был добрым дедушкой в красной шубе. Он скорее ассоциировался с чем-то белым (снежным), голубым или синим (холодным).


Слева: В.Перцов Иллюстрация к сказке Одоевского "Мороз Иванович".

Справа: Владимир Конашевич Иллюстрация к сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович".


Вообще в литературной обработке образ Деда Мороза впервые появился в 1840 году, когда известный писатель В. Ф. Одоевский опубликовал свою книгу "Детские сказки дедушки Иринея". Деду Морозу там была посвящена сказка " Мороз Иванович" , которая известна и до сих пор. Две девицы, Рукодельница и Ленивица, поочередно попадают в подземное царство, где перед своим ледяным домом “сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар”.

По мотивам этой сказки сняли любимый фильм нашего детства "Морозко". Дед Мороз / Морозко в фильме был изображен вот так.


А вот это иллюстрация 1932 года к сказке “Морозко" для сборника "Сказки русской бабушки", художник Билибин.


И. Большакова Иллюстрация к сказке "Морозко".

Палехская шкатулка "Морозко"

Ну вроде со "злобным" языческим образом и сказками разобрались. Красного кроме носа ничего не нашли, вся цветовая гамма бело-синяя.

Часть вторая - рождественско-христианско-городская


Дореволюционная Рождественская открытка. В процессе создания образа мы вначале в качестве одежды видим простой тулуп

Что там у нас с мешком подарков в дореволюционной России и Деда Мороза как рождественского персонажа?

Почти в то же самое время, когда увидели свет "Сказки дедушки Иринея", в российских газетах стали появляться первые рекламные заметки о продаже елок, что свидетельствовало о начале усвоения в России обычая, до тех пор известного лишь по переводной литературе и по домам петербургских немцев.


Возникнув одновременно на рубеже 1830-1840-х гг., Мороз Иванович и елка, принадлежа к разным культурным традициям, совершенно разведены: Мороз Иванович пришел из русской деревни (как обработка народного Мороза), елка - с Запада (как усвоение немецкого обыкновения).


Дореволюционная Рождественская открытка

Отсутствующая вначале связь возникнет двумя десятилетиями позже, когда сказка Одоевского будет включена в состав "елочных" текстов. Одновременно и, как кажется, независимо от создания в литературе образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, "заведующий" елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Образ мифологического персонажа, "заведующего" рождественской елкой, складывался нелегко и в течение довольно длительного времени. Поскольку православная церковь не хотела изменения смысла рождества как праздника, а немецкая традиция православию была чуждой, включилась довольно мощная машина адаптации западных перcонажей и реалий под российскую действительность, когда русские писатели (Соллогуб, Мамин-Сибиряк, Кудашева и т.д.) в течение нескольких десятилетий адаптировали елку и подарки под ней к российским реалиям.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В ходе создания этой елочной мифологии на роль главного героя, предоставлявшего детям елку. пробовался Младенец Иисус, старый Рупрехт, Св. Николай или Дедушка Николай, бабушка Зима, Санта Клаус, старички-кулачки, заготавливающие в лесу елки, Святочный Старик, просто старик, живущий зимой в лесу, Ёлкич, елочный дед, рождественский дед и "властитель русских лесов" Мороз.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В этой борьбе победил Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа.

К началу ХХ в. образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков. В это время утверждается мнение об "исконности", древности этого образа. При этом какого-то конкретного канонического костюма создано так и не было, тулупы и шубы разных расцветок, на голове разные головные уборы.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Однако до революции представление о Деде Морозе существовало только в городской среде , мифология которой создавалась в результате своеобразной обработки просвещенными слоями общества западных традиций и народных верований.

В деревнях, где жила бОльшая часть населения России ни о какой елке и деде Морозе, приносящем детям эту елку и мешок с подарками, ничего не знали и слыхом не слыхивали. В деревне рождественской традицией были ряженые и колядки (об этом будет отдельный пост)


Репродукция с картины М. Гермашева «Со звездой». Издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.

Часть третья - советско-сталинско-новогодняя

В первые годы после Октябрьской революции отношение новой власти к елке и Деду Морозу было вполне лояльным. Но когда в 1927 г. началась антирелигиозная кампания, одной из задач которой было уничтожение старых и утверждение новых праздников, елка и Дед Мороз превратились в "религиозные пережитки" и в одну из форм "антинародной деятельности капиталистов" . XVI партийная конференция (1929), утвердив "новый режим работы", ввела пятидневку, в результате чего день Рождества стал обычным рабочим днем.

1929 - 1935 годы - самое нехорошее время в истории Нового года в СССР. Его, как и Рождества, просто не существовало. И 31 декабря, и 1 января были рабочими днями, и никаких праздников не устраивалось.


Советские новогодние открытки 1953 (слева) и 1956 (справа) года

Гонение на елку и Деда Мороза продолжалось до 1935 г., когда Сталин решил, что народу нужен веселый всенародный праздник. Выбор пал на Новый год, в который можно было перенести рождественские традиции. 28 декабря 1935 года вышел номер "Правды" со статьей П. Постышева про необходимость праздника, а на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать для детей новогодние елки. Вместе с реабилитацией елки кончились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах.


Советские новогодние открытки 1957 (слева) и 1959 (справа) года

Постепенно сложился облик новогоднего волшебника, ставший каноническим - большая белая борода, красная или синяя шуба до пят, подвязанная кушаком, такого же цвета высокая шапка и рукавицы, валенки (изредка сапоги), большой посох, мешок с подарками.

Первые годы советский Дед Мороз обеспечивал детей подарками в одиночку или при помощи каких-нибудь зверюшек. Только после войны, когда подготовку сценариев новогодних праздников стали поручать маститым писателям, поэтам, деятелям культуры, в окружении Деда Мороза стали появляться новые персонажи. Сценарии для кремлевских елок писали Сергей Михалков и Лев Кассиль. Они же подарили новогоднему Деду спутницу — внучку Снегурочку (персонажа сказки Островского и оперы Римского-Корсакова).

Как мы видим на открытках, несмотря на любовь советской власти к красному цвету и попыток придания Деду Морозу некоего революционного духа через красную революционную шубу, в народных традициях все-таки по-прежнему превалировал синий, белый и изредка желтый цвет. (как светлый зимний вариант и наследие коричневого тулупа)

Недавно в Москве в ГУМе открылась выставка коллекции Александра Олешко "Старинные Деды Морозы" https://nash-dvor.livejournal.com/1314115.html

Я взяла оттуда несколько фотографий

Когда я была маленькая, меня каждый год посылали на новогоднюю елку, и я не помню Деда Мороза в красной шубе, он всегда был в голубой или в белой (снежной).

Телевизоры у нас тогда были черно-белые, но даже по ним вспоминается какой-то светлый вид шубы, что-то типа такого.


Конферансье Борис Брунов и пионер — Новый год на молодежном балу в Кремле, 1968 год

Хотя вот на новогодних поздравительных открытках и в мультфильмах красный цвет встречался очень часто. Красный революционный Дед Мороз.

Часть четвертая - российско-постперестроечная.

Современного Деда Мороза усиленно пытаются одеть именно в красную шубу, утверждая, что красная в русском языке — это красивая.

Лично мне кажется, хотя доказать ничем не могу, чисто интуиция, что это больше из -за конкуренции с Санта-Клаусом в красных штанишках и курточке. В течение достаточно многих лет через "Праздник к нам приходит" от Кока Колы и "Джингл беллс", через попытки внедрения разных СантаКонов и через кока-коловские благотворительные акции образ Деда Мороза и Санта Клауса пытались слить вместе, видимо, с целью последующей замены на кока-кольного героя. Поэтому шуба была просто обязана быть красной. Так ассимилировать легче.

Кстати, еще в советские годы имя Деда Мороза было переведено на все языки народов СССР, и собственный новогодний Дед появился даже в жарких азиатских республиках.

А в наши дни у российского Деда Мороза появились новые этнические "родственники", которых уже не назовешь его копией. Об этом было здесь.

ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.


Морозко.


Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством, первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».

На праздник приходит со своей божественной внучкой — . Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после , потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно.

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза — после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.

Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника — , заменившего праздник Рождества.

Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть "дней рождения", ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.


Традиции

Дед Мороз - наш любимый славянский Бог и сказочный волшебник. От мала до велика, от края и до края земли российской каждый человек знаком с ним.

С древнейших дохристианских времен у язычников-славян Дед Мороз - божественный повелитель зимней стужи, снега и ветра, замерзших рек и снежных сугробов. Изначально его представляли как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. Суровые зимы, в понимании наших древних славянских предков, были делом рук старика с посохом. Воспринимался он как могущественный волшебник с достаточно суровым характером.

И ныне мы любим его зимние узоры на окнах. Он, конечно же, не сменил свой посох и в бороде его по-прежнему живёт вьюга. Всё также могущественный старец сковывает льдом реки и наметает непроходимые сугробы.

В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трёх цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками. По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Вершить добрые дела помогает Деду Морозу его божественная внучка - Снегурочка. Как и все боги и волшебники, Дед Мороз может наказать за злые и нечестные поступки героев сказок, так и помочь в самый отчаянный момент.

В отличие от традиционной в Северной Европе Снежной Королевы, Дед Мороз свою волшебную силу преумножает, не замораживая людям сердца, а наоборот согревая их своей любовью. Дед Мороз всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам, Снежная Королева никогда и ни в чём не помогает героям сказок. Обладая одинаковой силой в деле замораживания всего живого на земле, они совершенно различаются по температуре и доброте своих сердец. Сердце Снежной Королевы - кусок льда, а русский Дед Мороз несёт нам такую добрую теплоту своей древней языческой славянской души, что сравнить её можно лишь с теплом солнышка.

Существенны отличия нашего древнего славянского Деда Мороза от западноевропейского святого Николая (Санта Клаус, Santa Claus). Дед Мороз довольно строгий, но справедливый, как должно любимому славянскому Богу. А в Санте Клаусе величия нет и в помине. А как же иначе?!

Вы можете представить европейского Санту в глухой русской деревне? Представить Санту, который сковывает лёд на реках? Прокладывает морозные снежные пути путникам? Наметает снежные сугробы? Который в тяжелейших обстоятельствах приходит своему теряющему силы народу на помощь и дотоле невиданными холодами вмораживает в лёд и обращает в прах непобедимые армии захватчиков, как это он сотворил и с армией Наполеона, и с армией Гитлера под Москвой и под Сталинградом? Конечно, нет! Потому наш великий русский языческий Бог Дед Мороз всегда с нами, какими бы силами ни пытались церковники вытравить его из нашей русской души.

А Санта Клаус - всего лишь западный бизнесмен и коммерсант: он снимается в рекламе «Кока-Колы» аж с 1931 года. Наш могучий Дед Мороз, в отличие от западного соседа, дарит подарки абсолютно всем детям, а не только тем, которые хорошо себя вели. И размеры щедрых подарков Деда Мороза не ограничиваются размерами носочков, в которые Санта Клаус кладет свои подарки. Широка и щедра душа нашего любимого славянского Бога Деда Мороза. Добра и прекрасна его .

И с каждым новогодним подарком, оставленным под ёлочкой для малышей и взрослых, растёт могущество Деда Мороза и увеличивается Добро на земле.