Игры и занятия с палочками кюизенера. Играем и учимся со счетными палочками

06.05.2019

Развивающие ритмические игры с палочками.

Автор: Рукавишникова Ольга Леонидовна, музыкальный руководитель, МКДОУ детский сад «Колосок» с. Калинино, Малмыжского района, Кировской области

Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, логопедам, родителям.
Занятия с палочками развивают внимание, память, мелкую моторику, чувство ритма. С ними можно играть индивидуально с каждым ребенком, а можно небольшими группами. Игры разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем ведущим выбирают ребенка.

Цель: развитие двигательной сферы, координации движений, эмоциональной выразительности речи.
Главной задачей игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованного с движениями.

Учим палочку танцевать

(Играем с одной палочкой)
Цель: учить детей передавать несложный ритмический рисунок.

Тише, тише, палка спит. Палка – палочка лежит.
(палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам)
А теперь пора вставать, будет палочка плясать
(хлопают в ладоши)
Пляшет палка у меня - ля-ля-ля, ля-ля-ля
(стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)

Примечание. Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.

Прыг да скок

русская народная потешка
(Играем с двумя палочками)
Цель: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом

Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)

Летом - серенький, зимой - беленький.

По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)
Под кусточком присел, схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность) русская народная потешка
(Играем с двумя палочками)
Цель: развитие выразительности и эмоциональности речи.

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять
(сделать рожки на голове)
Козлик ножками стучит,
(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)
По - козлиному кричит: Бе-е-е!
(сделать рожки на голове) русская народная потешка
(Играем с двумя палочками)
Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.

Аты-баты шли солдаты

Аты-баты
(стучать торцом палочек поочередно)
На базар
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
Аты-баты, что купили?
(стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты
(стучать торцом палочек поочередно)
Самовар.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест) автор слов Г.Лагздынь
(Играем с двумя палочками)
Цель: развитие двигательной сферы, координации движений,внимания, мышления.

Ножками затопали: топ, топ, топ!
(стучать торцом палочек поочередно)
Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп!
(стучать палочками друг о дружку)
Сели! Встали!
(положить палочки на стол, поднять)
Снова сели!
(опять положить палочки на стол)
А потом всю кашу съели!
(имитировать движение ложек).

Для справки: палочки можно заменить деревянными ложками или карандашами.

Игры с палочками Кюизенера

бельгийский учитель начальной школы джордж кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. в 1952 году он опубликовал книгу "числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

палочки кюизенера - это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками" . в наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. разработал кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

выпускаемые производителями счетные палочки кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). для начала можно использовать упрощенный набор из 116 палочек. в нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. палочки кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

игровые задачи цветных палочек

счетные палочки кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

на начальном этапе занятий палочки кюизенера используются как игровой материал . дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

на втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков . и тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

игры и занятия с палочками кюизенера

1. знакомимся с палочками. вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. выкладываем лесенку из 10 палочек кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. раскладываем палочки по цвету, длине.

8. "найди палочку того же цвета, что и у меня. какого они цвета?"

9. "положи столько же палочек, сколько и у меня".

10. "выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. выложите несколько счетных палочек кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение

и поменяйте их местами. малышу надо вернуть все на место.

13. выложите перед ребенком две палочки: "какая палочка длиннее? какая короче?" наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. выложите перед ребенком несколько палочек кюизенера и спросите: «какая самая длинная? какая самая короткая?»

15. "найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".

16. разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. спросите, где палочек больше.

17. попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. "покажи палочку, чтобы она была не желтой".

19. попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки кюизенера. спросите: "какие они по длине? какого они цвета?"

20. постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. какой вагон справа от синего, слева от желтого. какой вагон тут самый короткий, самый длинный? какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). и наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. с помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. "перечисли все цвета палочек, лежащих на столе".

28. "найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом".

29. "выбери 2 палочки одного цвета. какие они по длине? теперь найди 2 палочки одной длины. какого они цвета?"

30. "возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу".

31. положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки кюизенера, а справа четыре такого же цвета. спросите, какая фигура шире, а какая уже.

32. "поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). к этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (получится квадрат).

33. "положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".

34. "с закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35." с закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"

36. "с закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?"

37. "у меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет".

38. "назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т.д.

39. "найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке".

40. строим из палочек кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. "выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д.

42. "возьми в руку палочки. посчитай, сколько палочек у тебя в руке".

43. из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. у нас лежит белая счетная палочка кюизенера. какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. на сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. "составь два поезда. первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".

48. "один поезд состоит из голубой и красной палочки. из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".

49. "составь поезд из двух желтых палочек. выстрой поезд такой же длины из белых палочек"

50. сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. выложите четыре белые счетные палочки кюизенера, чтобы получился квадрат. на основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. покажи одну часть из четырех, две части из четырех. что больше - ¼ или 2/4?

52. "составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20".

53. выложите из палочек кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую," - и т.д.

55. нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.

56. из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. готовые схемы можно найти в книге в.новиковой и л.тихоновой «развивающие игры и занятия с палочками кюизенера. раздаточный материал". по данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.

Материал к занятию.

Методическое пособие для детского сада: «Выложи из счётных палочек»

Дидактическая игра со счётными палочками для детей 3 - 7 лет

Дидактическая игра со счётными палочками для детей дошкольного возраста

Автор: Верхотурова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, МБОУ Дубининская ООШ № 13, Красноярский край, Шарыповский район, село Дубинино
Описание: работа предназначена детям дошкольного возраста, будет интересна всем, кто любит детей и умеет в любой работе открыть в ребенке творческие способности.
Назначение: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, любящим родителям.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание».
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Задачи:
Образовательные:
-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности;
- развивать конструктивные навыки, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Материал: счётные палочки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением знакомых предметов, волшебная шкатулка.
"Воспитатель дошколят, воспитай самого себя, дети учатся подражая" Макаренко.
Ход игры:
I.Интрига.
Воспитатель: Что у меня в руках?
Дети: Шкатулочка.
Воспитатель: Как вы думаете. Что в ней лежит?
Дети: Бусы, колечки, нитки, пуговицы.
Воспитатель: А вот и не угадали, в шкатулке лежат предметы, они тонкие, разноцветные, длинные, твёрдые, их можно считать, теперь догадались, что там?
Дети: Карандаши, веточки, счётные палочки.
Воспитатель: Да, в шкатулке лежат счётные палочки, как вы думаете, зачем они нам понадобились, что мы с ними будем делать?
Дети: Играть, считать.
Воспитатель: Правильно, мы будем их не только считать, но и выкладывать из них рисунки.
II. Проведение игры.
Воспитатель: У меня картинки, скажите, что на них изображено.
Дети называют картинки.
Воспитатель: Выложите рисунок из счётных палочек, правильно подбирая по цвету, брать палочки надо по одной из коробочки.
Дети выполняют задание. Дети 3-5 лет палочки накладывают прямо на рисунок, дети 6-7 лет смотрят на картинку и выкладывают самостоятельно. Можно предложить придумать свой рисунок. Если ребёнок всё выложил правильно, воспитатель хвалит его, спрашивает сколько палочек понадобилось и предлагает выложить другую картинку. В конце игры дети говорят, правильно ли справились с заданием их товарищи.
III. Итог игры.


Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали?
Дети: Выкладывали из палочек узор, рисовали палочками, считали палочки, подбирали палочки по цвету, называли картинки.
Воспитатель: Вам понравилось играть с палочками?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы молодцы, все быстро справились с заданием, выложили красивые рисунки.
1.Солнышко.


2.Грузовик.


3.Кораблик.


4.Ваза.


5.Девочка.


6.Ёлочка.


7.Рыбка.


7.Две ёлочки.


9.Звезда.


10.Ёжик.


11.Самолёт.


12.Паровоз.


13.Флажки.


14.Божья коровка.


15.Мальчик.


16.Домик с деревом.


17.Телевизор.


18.Стрекоза летит к цветку.


19.Ракета.


20.Конфета.


Моторику мы развиваем,
Счётными палочками играем.
Закрепляем мы цвета,
Занятие-просто красота.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

Игровые задачи цветных палочек

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игры и занятия с палочками Кюизенера

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

9. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".

10. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение

и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. "Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. "Покажи палочку, чтобы она была не желтой".

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. "Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе".

28. "Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом".

29. "Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?"

30. "Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу".

31. Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.

32. "Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (Получится квадрат).

33. "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".

34. "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35." С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"

36. "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?"

37. "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет".

38. "Назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т.д.

39. "Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке".

40. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д.

42. "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. "Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".

48. "Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".

49. "Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек"

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ? или 2/4?

52. "Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20".

53. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую," - и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

Татьяна Лукьяненко
Развивающие игры с палочками Кюизенера

Одной из универсальных технологий является технология Х. Кюизенера , бельгийского математика, палочки Кюизенера . Это пособие также называют цветными числами.

Основными особенностями данного дидактического материала являются абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Преимущественно палочки используются в предматематической подготовке, но находят своё применения и в другом – эксперементировании (в качестве объекта эксперементирования или средства измерения, в конструировании (в качестве материала для выкладывания плоских изображений или объёмных построек, в сюжетно – ролевых играх (в качестве предмета заместителя)

Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. В наборе содержится 241 палочка 10 различных цветов и длин от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число , выраженное цветом и величиной, т. е. длиной в см. Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство. Подбор палочек в одно семейство не случаен, а связан с величиной.

В “семейство красных” входят числа, кратные двум;

“семейство синих” – числа, кратные трём;

“семейство жёлтых” – числа, кратные пяти;

кубик белого цвета – семейство белых (единица) ;

палочка чёрного цвета – семейство чёрных (семь) .

С математической точки зрения палочки Кюизенера это множество , на котором легко обнаруживаются отношения и порядка. Цвет и величина,моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий.

Работа с палочками Кюизинера предусматривает два этапа.

Первый этап. Реализуется в младшем и среднем возрасте (3 – 5 лет)

Палочки вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками или палочками , создавая различные конфигурации, решают головоломки, выкладывают узоры по образцу и представлению. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако уже во время игры с палочками , дети открывают некоторые отношения : одинаковость длины палочек одного цвета , одинаковость сечения всех палочек .

Игры с палочками на первом этапе .

Младший возраст :

1 Выложи палочки на столе , перемешай их. Покажи красную, синюю и т. д.

2 Возьми в правую руку столько палочек , сколько можешь удержать, назови цвет каждой палочки .

3Выбери палочки одного цвета и построй заборчик для утёнка.

4 Возьми синюю и красную палочку , сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд для петушка из других палочек .

Средний возраст :

1 Возьми одну палочку в правую руку , а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) . Подровняй с одной стороны. Какого цвета длинная палочка ? Короткая?

2 Найди с закрытыми глазами в наборе 2 палочки одинаковой длины . Открой глаза. Какого они цвета?

3 Выбери 2 палочки одного цвета . Какие они по длине?

4 Построим домик для матрёшки. Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так , чтобы получился квадрат. Стены готовы. Из двух синих палочек постройте крышу . Какой формы получилась крыша у дома? Что бывает у дома, кроме стен и крыши? Возьмите 2 розовые палочки и сделайте окно , из 2 жёлтых палочек – дверь . Какой формы окно, дверь?

Второй этап. Реализуется в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет)

Каждая палочка обозначается числом . Количественные отношения не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается показом, а даёт ребёнку возможность выбирать действие самому. Ребёнок быстро учится кодировать игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира.

С помощью “чисел в цвете” детей также легко подвести к осознанию соотношений “больше - меньше”, “больше – меньше на…”, научить детей делить целое на части, познакомить с составом числа из двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как “левее”, “правее”, “между”, “длиннее”, “короче”,”между”, “каждый”, и др.

Игры с палочками на втором этапе .

Старший возраст

Ознакомление с “цветными числами”

Сегодня мы узнаем один секрет, секрет этих волшебных палочек . Каждая палочка обозначает число .

Найдите в наборе самую короткую палочку . Какого она цвета? Назовите самое маленькое число. Как вы думаете, какое число обозначает белая палочка ? Почему?

У Маши 1карандаш, а ей надо 2. Что сделает Маша? (возьмёт ещё 1, станет 2) Как получить число 2 (к 1 прибавить 1)

Как получить палочку 2 ? палочке 1 положите палочку 1 )

Найдите в наборе такую палочку , которая по длине будет как 2 палочки 1 . Какого цвета эта палочка ? (розовая) Какое число обозначает розовая палочка ? Почему?

Состав числа из двух меньших.

Состав числа 7.

Найдите в наборе палочку 7 . Какого она цвета?

Найдите в наборе 2 таких палочки , чтобы по длине они вместе были такие же, как палочка 7 . Докажите. Из каких чисел состоит число 7? (рассмотреть все варианты)

Составление числового домика.

Подведение итога – из каких чисел состоит число 7?

(7 состоит из 3и 4, если вычесть 4, то останется ….

7 состоит из 5 и 2, если вычесть 5, то останется ….)

Решение примеров на основе состава числа.

1 Д/и “Угадай палочку”

Ведущий задумывает любую палочку из набора , играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке , кроме её цвета. Ответы “да” или “нет ”, Вопросы ставятся до тех пор, пока не отгадают цвет палочки и её числовое значение.

2 Д/и “Поезд”

Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки . Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым? Какой он по порядку?

3 Найди палочку жёлтого цвета . Какое это число? (5) Найди в наборе две такие палочки , которые вместе по длине будут такие же, как 5. Из каких чисел состоит число 5? Убери 4, что осталось? Сколько будет, если из5 вычесть 4? Составь пример.

4 Измерь длину карандаша розовой палочкой , этот же карандаш измерь жёлтой палочкой . Почему ответы получились разные?

Для всех возрастных норм можно использовать конструирование из палочек по образцу и представлению.

Публикации по теме:

Очень интересны и занимательны для детей дидактические игры со счетными цветными палочками. Т Дети упражняются в составлении геометрических.

Цель: развивает познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения. Развитие мыслительных умений; сравнивать, анализировать,.

Конспект занятия по математике с цветными счетными палочками Кюизенера в подготовительной группе Задачи НОД: 1. Учить соотносить цвет и число, и число и цвет. 2. Развитие речи, памяти, внимания. 3. Учить умению сравнивать, различать.