Как одеваются женщины саудовской аравии. Здравствуй, XIV век: вот как в Саудовской Аравии ущемляют права женщин

08.07.2019

Sebastian Farmborough

Как организуют свою жизнь женщины в государстве, занимающем 130-е место из 134 в рейтинге по ущемлению женских прав.

Жизнь 15-миллионного женского населения Саудовской Аравии подчинена массе запретов, но саудийки идут на уловки и крайности, чтобы защитить свое правовое положение и обеспечить минимальную свободу в самой закрытой стране мусульманского мира.

Вождение автомобиля


Активистка Маналь Аль-Шариф за рулем машины

Традиции: В XXI веке королевство остается единственным местом на планете, где существует запрет на вождение транспортного средства лицами женского пола. Жительницы страны, находясь за границей, не упускают возможности сесть за руль. Но даже наличие международного водительского удостоверения в их собственной стране не дает им права на получение водительской лицензии.

Изменения: Летом 2017 года была опубликована книга одной из самых ярких активисток Саудовской Аравии Маналь Аль-Шариф «Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин». Публикации предшествовал прошлогодний девятидневный арест Маналь за вождение. Она не просто села за руль автомобиля, но и засняла это на видео, а позже добавила ролик на YouTube, положив начало грандиозной акции неповиновения среди других соотечественниц, которые последовали ее примеру. Как говорит сама Маналь: «Борьба заключается не в том, чтобы водить машину. Речь идет о том, чтобы стать водителем собственной судьбы».

Участие в открытых спортивных мероприятиях


Сара Аттар на Олимпийских играх в Лондоне Olivier Morin

Традиции: В женских школах и университетах спорту уделяется мало внимания, а посещать открытые спортивные соревнования прекрасной половине саудовского общества и вовсе запрещено.

Изменения: Только в 2012 году Сара Аттар и Видждан Шахарджани стали первыми представительницами женской команды Саудовского королевства на Олимпиаде в Лондоне. Они выступили в таких видах спорта, как легкая атлетика и дзюдо. И хотя спортивные результаты девушек оказались не впечатляющими, их имена уже вошли в историю.

Согласие опекуна


Традиции: Кажется дикостью, но женщина в Саудовской Аравии не может самостоятельно выйти замуж или подать на развод, получить образование, работу и путешествовать. Даже чтобы снять жилье, открыть банковский счет или сделать операцию по медицинским показаниям, согласно нормам страны, необходимо сначала получить разрешение махрама — мужчины-опекуна.

Изменения: Азиза Аль-Юсуф — еще одна известная фигура среди саудовских женщин — борцов за свои права. В прошлом году она приняла активное участие в движении по отмене опеки со стороны мужчин. Кампания быстро набирала обороты в интернете, а более 14 000 соотечественниц Азизы подписали петицию с требованием отмены правил опекунства.

Руководство страны пошло на уступки. Указом короля Сальмана бен Абдель-Азиза Аль-Сауда от 17 апреля нынешнего, 2017 года решено, что система опеки наконец-то будет пересмотрена. Согласно королевскому распоряжению, госорганы в трехмесячный срок должны издать новые законы по упразднению опеки и предоставить максимально упрощенный список процедур, при которых согласие со стороны мужчины все же потребуется. Насколько масштабными и глубокими будут изменения, пока еще судить рано.

Правила половой сегрегации


Voba Kat

Традиции: Чтобы оценить суровость законов в Саудовской Аравии, достаточно знать, что женщина может быть наказана просто за разговор с представителем мужского пола, который не является ее близким родственником.

Общественные места и учреждения поделены в стране на мужские и женские зоны. Отдельно проводится обучение в образовательных заведениях, четкое отмежевание наблюдается в ресторанах, кафе, магазинах и офисах. Даже такие международные компании, как McDonald’s, Pizza Hut, Starbucks, предоставляют в стране отдельные зоны для мужчин и женщин.

Изменения: Развитие социальных сетей дало возможность обходить существующие запреты и выбирать круг хотя бы виртуального общения самостоятельно, проявляя при этом определенную осторожность. А открытие в 2009 году первого совместного университета для обучения парней и девушек вселяет надежду на либерализацию существующего порядка в общении между полами.

Хотя доля занятого женского населения составляет 17%, каждая вторая работающая женщина имеет высшее образование. Для сравнения: среди мужчин дипломом о высшем образовании могут похвастаться лишь 16%

Одна из фигуранток списка Forbes, гендиректор саудовской финансовой компании Olayan и известная активистка в деле борьбы женщин за свои права Лубна Олаян первой заговорила об отмене половой сегрегации, аргументируя это потребностями в построении развитой экономики в стране. Хотя доля занятого женского населения составляет 17%, каждая вторая работающая женщина имеет высшее образование. Для сравнения: среди мужчин дипломом о высшем образовании могут похвастаться лишь 16%. Женщины используют любую возможность для получения образования, будь то дистанционное обучение или учеба за рубежом, которая стала возможна с 2008 года при согласии опекуна.

А в мае 2017 года дочь американского президента Иванка Трамп, широко известная благодаря активной позиции в вопросах занятости женского населения, провела встречу с саудовскими женщинами-лидерами, отметив позже в своем инстаграме: «Необходимость расширения возможностей и вовлечения женщин не знает границ и культур. Будь то в Соединенных Штатах или Саудовской Аравии, мы должны признать, что расширение прав и возможностей женщин является ключевым фактором процесса экономических преобразований».

Замуж по собственному желанию

Zurijeta / Shutterstock.com

Традиции: 2005 год хоть и принес в королевство отмену принудительных браков, однако договор между отцом и будущим супругом невесты все так же является обязательным. В таких обстоятельствах, когда женщина вообще не принимает участия в переговорах о собственной судьбе, ни о каком самостоятельном выборе супруга и речи быть не может.

Изменения: С мертвой точки вопрос немного сдвинулся в 2016 году. Женщина теперь получает копию брачного договора и возможность защищать свои права, в том числе и при разводе. Хочется верить, что на этом изменения не остановятся и в ближайшем будущем каждая женщина Саудовской Аравии сможет выбирать себе спутника жизни, руководствуясь лишь собственным желанием и зовом сердца.

Право на досрочное освобождение из тюрьмы

Традиции: В Саудовской Аравии существует давняя традиция, по которой заключенного могут выпустить досрочно, если он выучит наизусть Коран или же получит помилование от короля в дни религиозных или государственных праздников. Однако ни на свою память, ни на милость короля саудийкам, отбывающим наказание в тюрьме, рассчитывать не приходится. Женщина может быть освобождена только с разрешения мужчины-опекуна, который часто настаивает на продлении срока.

Изменения: Единственное оружие женщин в этом случае — добиваться огласки и привлечения внимания мировой общественности к своему делу. Иногда этот механизм срабатывает и случается долгожданное освобождение. «Я думаю, что это наша задача — бороться за наши гражданские права. Власти движутся в этом направлении и проводят много реформ, но нам самим необходимо развиваться как гражданскому обществу, развивать некоммерческие организации», — уверена принцесса Амира ат-Тавиль, влиятельная саудийка, вице-президент благотворительного фонда Alwaleed Philanthropies, неоднократно публично выступавшая в зарубежных СМИ за расширение прав соотечественниц.

Дресс-код


Принцесса Дина Абдулазиз Аль-Сауд

Традиции: Согласно закону, представительница прекрасного пола может появляться в общественном месте, прикрывая все части тела за исключением овала лица, кистей и стоп. В 2011 году было предписано скрывать и глаза от посторонних мужчин.

В «стране двух святынь», помимо органа, осуществляющего надсмотр за соблюдением норм шариата, существует также специальный отдел полиции по отлову «ведьм»

Изменения: Женщины не были бы женщинами, если бы не стремились утвердиться в своем праве одеваться согласно собственному вкусу и веяниям времени. Вслед за местными иконами стиля саудийки все чаще решаются выйти за рамки черной абайи (традиционного длинного платья), экспериментируя с цветами, фасонами и украшениями в своем гардеробе. Принцесса Дина Абдулазиз Аль-Сауд, благодаря своему тонкому вкусу и умелому сочетанию восточного колорита и западных новшеств в своем стиле, известна далеко за пределами родины. Дина, в июле прошлого года возглавившая Vogue Arabia, стала вдохновляющим примером для многомиллионной женской аудитории королевства, а Кристиан Лубутен даже назвал одну из пар туфель в ее честь.

Опека над своими детьми

Традиции: Семейный кодекс — еще один пункт, где женская половина населения Аравии ущемлена в своих правах. Законодательная база Саудовского королевства предполагает, что дети, достигшие семилетнего возраста, полностью находятся во власти отца. Во время развода о совместной опеке над детьми нечего и думать, если отец изъявит желание, чтобы дети остались с ним.

Изменения: Благодаря усилиям женщин, получивших в 2011 году право войти в законодательный совет, с 2013 года насилие в семье стало рассматриваться как уголовное преступление. В том же году женщинам официально разрешили работать юристами по семейным делам. Такие, хоть и минимальные, изменения в сторону увеличения женских прав дают надежду, что правовое положение жены и матери в стране станет более защищенным. И тот факт, что число разводов по женской инициативе возросло за последнее время, свидетельствует о большей уверенности женщин в своих силах и готовности к трудностям, связанным с бракоразводным процессом и жизнью без мужа.

Колдовство, магия

Традиции: Ислам — официальная и единственная разрешенная религия в государстве. Более того, в «стране двух святынь», помимо органа, осуществляющего надсмотр за соблюдением норм шариата, существует также специальный отдел полиции по отлову «ведьм». Запрещена любая деятельность по предсказанию будущего, гадание и заговоры, колдовство и магия. И как бы смешно ни звучали в современном мире эти обвинения, наказания за них предусмотрены вполне реальные — от тюремного срока до казни. С 2009 года более 500 человек были задержаны по этим статьям. Двух саудиек осудили лишь за то, что у них были найдены талисманы.

Изменения: пока нет.

Жизнь не стоит на месте, и активистки Саудовской Аравии всеми способами приближают тот день, когда смогут обладать всеми правами и свободами, которые даны каждому человеку от рождения — независимо от пола и страны проживания.

" и на комментарии к ее пись му.


Юлия (Омск): Жизнь с мужчиной-христианином в Саудовской Аравии. Здравствуйте, дорогие девочки! Во-первых, хочу поблагодарить организатора сайта! Это отлично, когда можно обратиться к абсолютно незнакомым людям с вопросом, который мучает тебя и получить поддержку и советы. Благодарю!!! Во-вторых, я имею такой вопрос и действительно нуждаюсь в помощи, поэтому, девочки - милые, подскажите, кто чем может, я страдаю от недостатка информации! Я русская, живу в Сибири, г. Омск. Сейчас стою перед выбором связывать ли свою жизнь с мужчиной, которого люблю, но есть много вопросов... [читать письмо ]

Марина (Саудовская Аравия): Саудовская Аравия своими правилами жизни очень отличается и от ближне-зарубежного востока. Ответ на письмо " Юлия (Омск): Жизнь с мужчиной-христианином в Саудовской Аравии " и на комментарии к ее письму .

Доброго времени суток, Хотела написать комментарий к письмам про Саудовскую Аравию, но осознала, что уж слишком длинно получится и вынесла в отдельное письмо. Промолчать не смогла, т.к. вроде получается, что пока из всех обсуждавших тему Саудовскую Аравию своими глазами видела (вижу) я одна. Я ни в коем случае не хочу ни с кем вступать в спор или жаркую дискуссию, просто к прочитанному появились некоторые дополнения и уточнения. Ими и поделюсь. Саудовская Аравия своими правилами жизни очень отличается и от ближне-зарубежного востока и от дальне-зарубежного, поэтому, в рассуждениях “о востоке” подводить ее под общий знаменатель с другими мусульманскими странами не совсем корректно. Возможно, мой рассказ будет интересен не только Юлии из Омска, спрашивающей совета по поводу Саудовской Аравии. 1. В Саудовскую Аравию НЕВОЗМОЖНО въехать по приглашению мужчины, будучи гелфренд, невестой, подругой, другом и т.п. ТОЛЬКО официальной женой. Виз невесты и т.п. - не существует. Правило едино для всех: скажем американец, работающий в местном офисе американской фирмы не может пригласить сюда на проживание (и даже в гости на 2 недели) свою половинку-американку, если они официально не расписаны. Даже если в своей фирме он занимает очень высокую позицию и по выходным пьет коньяк в посольстве с кем-нибудь из саудовских принцев. Въезд для женщины в командировку тоже достаточно сложен. Чтобы послать женщину в командировку в Саудовскую Аравию она действительно должна быть незаменимым сотрудником (в смысле невозможно заменить сотрудником мужского пола). Узкий “ручеек” приезжающих сюда на работу (я имею ввиду страны “первого” мира) не в качестве “жен своих мужей” это - сотрудницы посольств, красный крест и организации типа него, медицинские работники, преподаватели для женских учебных заведений, учителя для работы в местных международных общеобразовательных школах: Британской, Американской и т.п. 2. Буквально пару-тройку лет назад саудовские женщины получили официальное право работать. Правда работать они имеют право во-первых, только получив официальное разрешение мужа или отца, во-вторых работать они могут только в ЧИСТО женских коллективах (как, кстати и женщины других национальностей). Таких мест мало даже в Риате (столица) - поэтому право достаточно умозрительное. 3. Получать образование (будь то средняя школа или университет) саудовская женщина имеет право тоже только получив разрешение мужа/отца (или другого ближайшего родственника, если мужа/отца нет). Учатся очень многие (и на врачей, и на юристов, и на экономистов). Тех, кто использует полученное образование, гораздо меньше. По описанным выше причинам. Вузы - чисто женские. За одной партой со студентами-мужчинами саудовки (и девушки других национальностей, решившие получить здесь образование) не сидят. И в одном здании не находятся. Преподаватели - только женщины. 4. Женщина на территории Саудовской Аравии не имеет право водить машину. Правило для всех - и для гражданок Саудовской Аравии, и для резиденток, и на туристок/командировочных. Женщина (или группа женщин) имеет право пользоваться услугами официального такси, но сидеть имеет право только на заднем сиденье. Т.е. если четыре подружки решили взять такси, то им придется потратиться на оплату двух машин. К слову, для неместных, особенно “европейской наружности”, пользоваться незнакомым такси (пусть и с “шашечками”) опасно. Рекомендовано пользоваться только рекомендованными (сорри, за тавтологию). Случаев пропажи женщин немало. Поэтому лишний раз испытывать судьбу и демонстрировать независимость не приходится. Сидеть в машине наедине (т.е. без мужа или ближнего родственника) с мужчиной, не являющимся родственником, запрещено законом. Если остановят и проверят документы, то платой за эту “вольность” будет, как минимум, несколько дней тюрьмы. И для вас и для вашего “водителя”. И пусть этот мужчина будет коллегой вашего мужа, самый лучший друг семьи или муж вашей подруги, согласившийся вас подвезти. Правило от этого не меняется и опять же действует для всех: как саудовцев/саудовок так и резидентов/резиденток. Общественные автобусы здесь отсутствуют вообще. Т.е. единственная возможность для женщины доехать до своего места работы, учебы, к врачу, за покупками и т.п. - это такси или ближайший родственник мужского пола (в компаундах есть свои автобусы для жительниц компаунда - они ходят по расписанию по разным направлениям, шопинг-центры, в основном). Этот момент тоже является препятствием для многих к получению высшего образования. Даже если муж/отец не являются оголтелыми сторонниками шариата они физически не могут тратить свой день на извоз женской половины семьи. Личный шофер (он разрешается, как ни странно, ведь чужой человек, не семья) и такси на ежедневной основе тоже не всем по карману. Саудовская Аравия страна богатая и местная черта бедности несколько отличается от черты бедности многих других стран. И все-таки “нефтяным фонтанчиком” владеет здесь не каждая семья. Большинство саудовцев (а может и все) одеты, накормлены и т.п., но представлять что ВСЕ они миллионеры или очень зажиточны так же наивно, как и думать что Америка - страна, где живут только Дональды Трампы. Наверняка многие саудовки с удовольствием входили бы в отдельную дверь автобуса (как в Иране), но для них и этой “роскоши” не предусмотрено. Зато увидеть ребенка, ведущего машину, здесь не редкость и закон на это смотрит сквозь пальцы. Десяти-двенадцати летний мальчуган за рулем и восседающая рядом мама с сестренками (пусть и восемнадцатилетними) - здесь это норма. И еще большая норма за пределами больших городов. А что делать? Передвигаться надо, а глава семьи на работе. Как они водят - это уже другая отдельная грустная история. Те, кто выживают, в восемнадцать лет сдают на права. 5. В общественных местах все женщины (и саудовки и иностранки) ОБЯЗАНЫ носить длинное черное платье-халат (по-арабски он называется “ибая” - извиняюсь заранее перед теми, кому слово показалось неблагозвучным). Цвет - только черный. Ни темно-фиолетовый, ни коричневый, никакой другой. Допускается вышивка, украшение стразами и даже брульянтами (если можете себе позволить). Форма рукава, пожалуй, единственная часть этого наряда, на которой дизайнеры имеют право потренировать свою фантазию. В любом случае рукав должен закрывать косточку. По прилету этот “маскировочный халат” следует надеть сразу после выхода из самолета, до прохождения таможенного контроля. Если “халата” у вас нет - могут быть проблемы уже в аэропорту, пусть вы и одеты исключительно в скромное-темное- закрытое. Примерно три года назад вышел официальный закон, согласно которому иностранки-немусульманки имеют право на улицах и в общественных местах не покрывать голову. Поэтому сейчас встретить здесь женщину с непокрытой головой можно довольно часто. Все они, еще раз повторю, иностранки-немусульманки. Мусульманка (пусть она иностранка и вообще гражданка Великобритании) ОБЯЗАНА на территории Саудовской Аравии покрывать голову. В резидентской идентификационной карточке (ее всегда нужно носить с собой) указано вероисповедание. Если мутафа (религиозная полиция) остановит и проверит документы (в первую очередь остановит, если у девушки/женщины внешность “восточная”) мужу мусульманки, не покрывшей голову, грозит в качестве официального наказания избиение плетками (100 ударов, если не ошибаюсь) и большой денежный штраф. И не важно, что муж этот - занимает руководящую должность в саудовском филиале британской фирмы. Ни должность, ни знакомства не спасут. В-общем, рассуждать о свободном выборе мусульманской женщины не особо приходится. Как пошутила “британская мусульманка”, рассказавшая мне об этом нюансе: “Когда я за что-нибудь рассержена на мужа, то обещаю ему прогуляться по улице с непокрытой головой”. В Англии и на территории компаунда она, к слову, одевается совершенно по-европейски. Несмотря на то, что Коран обязует закрывать только голову, саудовки полностью покрывают лицо. У некоторых непокрыты глаза (такая своеобразная “амбразура” в “шторке”- не буду утомлять читателя арабскими названиями). Зависит от того, что муж разрешит. Редкий саудовский муж разрешает ограничиться покрытой головой. По крайней мере я еще ни разу не видела своими глазами в общественном месте саудовку с открытым лицом. Плюс девочке с младенчества объясняется, что если она не будет покрывать лицо, то это очень плохо и в рай она не попадет. В общем, годам к восемнадцати желание попасть в рай у саудовок становится искренним и вполне осознанным. Начинать покрывать голову девочке надлежит с появлением первых месячных, “шторка” входит в ее жизнь немного позже. Маленькие девочки - т.е. от новорожденных до 9-11-и леток одеваются как и все другие дети на планете. Обычно ярко-красочно (немаркое они не жалуют, видимо знают, что еще успеется). 6. Женщина в Саудовской Аравии (как гражданка страны так и резидентка/туристка) НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ходить по улице одна. Запрещено законом. Только в сопровождении мужа/ближнего родственника. В любое время суток. Максимально допустимое расстояние для “одиночной прогулки” - метров двести-триста, ну может пятьсот (переход из одного шоппинг-центра в другой) и только в оживленном месте. В неоживленном, к тому же, и опасно. Если просчитают, что, допустим, по понедельникам в три пятнадцать вы каждый раз одна проходите по этой улице - запросто могут украсть. Зачем? Чтобы изнасиловать. Потом тело закопают в пустыне и искать бесполезно. Вся страна - одна большая пустыня. Почему многие местные мужчины такие дикие (подчеркиваю, не все) я пожалуй, вынесу в отдельный пункт. Кстати, если вы думаете что это такая страшная история, которую одни экспаты рассказывают другим экспатам, то ошибаетесь. Про то, что могут “просчитать” и украсть мне рассказал как раз местный житель. Его жена тоже в одиночку по пустынным улицам и переулкам не ходит. И, насколько вы понимаете, не потому что он домашний тиран. Хотя то, что он не разрешает ей одной ходить - факт. 7. Ни в одной стране мира нет такой сегрегации мужчин и женщин как в Саудовской Аравии. Для саудовца любой контакт с женщиной (в смысле, разговор, прогулка, посидеть в кафе и т.п.) возможен только если она его жена. Женятся они очень рано. И, действительно, у некоторых есть несколько жен. Но позволить себе четыре жены могут далеко не все. Дорого. Многие и одну не могут позволить. Годами, десятилетиями. Проституции здесь нет - за этими утехами те, кто могут себе финансово позволить, едут в соседние Дубаи или Бахрейн. Но ведь есть и те, кто не могут себе финансово позволить ни жену, ни секс-туризм. От этого у некоторых “сносит крышу” и от этого - случаи зверств по отношению к женщинам (групповые изнасилования и т.п.). Женщина для таких мужчин - вожделенный объект. И они идут на все - они смотрят на женщину как наркоман на последней стадии на наркотики. Опять же, подчеркиваю, я не обобщаю и не пытаюсь вам объяснить, что ВСЕ саудовцы такие. Достать наркотики для саудовцев гораздо проще, чем алкоголь. Даже складывается впечатление что наркотики запрещены здесь меньше, чем алкоголь. Машина здесь стоит меньше чем жена (затраты на свадьбу). Поэтому единственная радость многих юнцов здесь - гонки по хайвею без правил в обкуренном/обколотом состоянии. Все по этим же причинам “дефицита женщин” процветает здесь и гомосексуализм. И он вовсе не такой “элегантный” как в голливудских фильмах и американских мыльных операх. Все эти правила относятся и к несаудовцам. Т.е. женщина может сидеть в ресторане в компании мужа и его коллег мужского пола, но без мужа с этими же коллегами - запрещено. Если проверят документы и обнаружат, то наказание - тюрьма (как минимум на несколько дней) и штраф. 8. В ресторанах (в большинстве, но не всех) есть отдельный вход для семейных пар и для женщин и отдельный - для только для мужчин. Мужской зал выглядит как обычный зал в любом ресторане мира, “семейный-женский” - это множество кабинок со шторками, перегородками или отдельные комнатки. Стекла на улицу в “семейной-женской” части непрозрачны или с эффектом затемнения (чтобы с улицы было не видно). В столице есть пара ресторанов (они самые дорогие-люксовые), где зал как бы общий, без перегородок. В некоторых кофейнях (в частности Старбакс) “семейные залы” тоже максимально похожи на те, что за пределами Саудовской Аравии. В банках тоже есть отдельный вход для женщин (и обслуживают их женщины). В зоопарке и некоторых музеях система “четных -нечетных” дней. По первым - пускают женщин с детьми (мальчики до 12 лет), по вторым - мужчин с сыновьями. Т.е. удовольствия сходить в зоопарк семейно саудовская семья лишена. Та же система и в “парках аттракционов” - их тут, к слову, множество. 9. Чтобы выехать из Саудовской Аравии требуется виза на выезд. Женщина получает визу ТОЛЬКО с разрешения своего мужчины (муж/отец). Правило для всех: и для саудовцев, и для экспатов, и для гастарбайтеров. Процедура получения визы занимает около недели. Можно иметь мульти-визу на выезд. Такая виза на полгода стоит около 100 евро. Мульти-виза выдается после того, как вы один раз выехали и снова въехали по простой визе. Если что, не дай бог, случилось с вашей семьей в другой стране (скажем, в России) и вам СРОЧНО нужно вылететь (не дай бог конечно, но, скажем, на похороны), а у вас нет мультивизы, то вылететь срочно шансов нет. Получение визы для экспатов - формальность, которой, к тому же занимается фирма, для “породистых саудовцев” тоже, в общем-то, формальность. Для прочих категорий эта процедура может занять время и силы. Как среднестатистическому россиянину получение шенгенской визы. И это если муж/работодатель не против выезда. Если против - то вы в заложниках у страны/системы. 10. На территории Саудовской Аравии запрещены ВСЕ религии, кроме ислама. Нет ни соборов, ни костелов, ни буддийских храмов. Ввоз крестов и прочей христианской религиозной символики запрещен. По мелочи все конечно ввозят (я тоже ввезла свой золотой нашейный крестик), но если бы увидели на таможне, то имели бы полное право конфисковать. Носить открыто крестик на шее (пусть и совершенно декоративный) ЗАПРЕЩЕНО. Законом. Последствия, если увидят, все те же - штраф, розги, тюрьма. Все вместе или по отдельности и в каком количестве, врать не буду, не знаю. За одним, официально запрещены все атрибуты Рождества и, соответственно, Нового Года. Ни елок в шоппинг-центрах, ни декорации на улицах (хотя в столице и так все в иллюминации по вечерам). Запрещены здесь не только Иисус, но и Санта Клаус, олени, рождественские гномы и вообще вся рождественская лабудень, включая елку, елочные игрушки, декорация дома рождественской иллюминацией. Все это есть на территориях компаундов. В тех же количествах, что и в Европе - и елки в ресторане, и рождественская музыка и т.д. и. т.п. Если же вы живете в вилле вне компаунда - рождественская декорация внешней стороны дома карается законом. В рождественский период в некоторых ресторанах пятизвездочных отелей было специальное рождественское меню, но слово “рождественское” опять же в меню не стояло, было написано “специальное меню на 24,25,26 декабря”. 11. С фото в Саудовской Аравии ситуация крайне забавная - фотографировать ЗАПРЕЩЕНО. Законом. Не только людей, но и здания, пейзажи, улицы и т.п. Нельзя снимать внутри любых общественных мест -почта, шоппинг-центр, ресторан и т.п. Здания - тайно, если никто не видит, можно теоретически снять и я сделала несколько снимков. Но если подойдет полиция и отберет фотокамеру то ругаться бесполезно, только говорить спасибо что в тюрьму на пару-тройку дней не отправили. Те редкие фото, что появляются в прессе - сделаны с разрешения министерства. Если нет от них справки - все на свой страх и риск. Объясняют это угрозой терроризма, но это глупо - у всех шпионов уже давно камеры размером с обручальное кольцо. Еще пару-тройку лет назад мобильные телефоны с фото/видео камерой были в Саудовской Аравии официально запрещены. 12. Также в Саудовской Аравии запрещены театры, кинотеатры, любые музыкальные концерты, любые публичные шоу (цирк, например). Слышала, что есть одна саудовская певица, которая живет и работает в Ливане. Ее семья заклеймила позором и если она въедет в Саудовскую Аравию, то семья обещает ее убить. Эту историю мне ливанцы рассказали. Певица - самая обычная и вполне скромного вида. Как, например, Шакира или Джей Ло она не одевается и не танцует. Всех ее грехов - поет песни и лицо не закрывает. 13. Сложно ли жить европейской женщине в Саудовской Аравии? После всех страстей, которые я рассказала, мой ответ вам покажется парадоксально-шокирующим. Жизнь европейской женщины здесь может быть вполне приятной и комфортной. В пределах компаундов жизнь течет в абсолютно европейском режиме. Среднестатистический компаунд (их в Риате много, я была в нескольких) выглядит как южно-европейский четырех-пятизвездочный отель с территорией, размером с маленький европейский город или большую европейскую деревню. Здесь, на территории компаунда, есть бассейны, спортивные клубы, бьюти-салоны, кафе, рестораны, магазинчики. Впрочем ресторанов, кафе и бьюти-салонов много и за пределами компаунда. А еще гольф-клубы (в них сегрегации нет), спорт-центры (отдельно женские, отдельно мужские), музеи (не много, но есть). Благодаря такси, шоферу или, в вечернее время, мужу, все эти блага находятся вполне в пределах досягаемости. К слову, рестораны здесь очень хорошие и дешевле, чем в Европе. Шопинг здесь тоже великолепен. Саудовская Аравия - страна с нулевым налогом на все. И распродажи здесь бывают. Наличие спутникового телевидения и интернета позволяет не испытывать информационный голод. В компаундах проводятся вечеринки с танцами и музыкой. Ввоз в страну алкоголя запрещен, но многие ввозят ингредиенты и делают в домашних условиях очень неплохое вино и пиво. Распитие алкоголя в пределах компаунда не запрещено и проблема как раз не ввезти алкоголь в компаунд, а если вдруг его у вас обнаружат за пределами компаунда. Вот тогда - ой, что будет (все по схеме - розги, шрафы, тюрьма). Также вечеринки проводятся и в посольствах. С настоящим хорошим алкоголем - посольствам его ввозить в страну не запрещено. Для тех, кто хочет не только думать о красе ногтей, но и быть дельным человеком - тоже возможностей много. Отполировать иностранный язык или выучить новый (языковые курсы при посольствах предоставляют массу возможностей), пойти на курсы рисования, керамики и других видов творчества-рукоделия, поучиться на кулинарных курсах, расширить профессиональные горизонты - например, получить дистанционное образование, пройти дистанционные курсы. Университеты многих стран предоставляют эту возможность (в т.ч. и получить МВА). Медицинское образование и повышение квалификации можно получить здесь, в Риате (диплом, международно котируемый). Обладательницы ряда профессий (учитель языка, медработник, парикмахер, фитнес-тренер и ряд других), желающие поддерживать себя в профессиональном тонусе, находят здесь работу. Или на территории компаундов или в “женских коллективах”. Работать среди мужчин (пусть и в том же офисе международной фирмы, где трудится муж) запрещено местным законом. Разумеется, кому-то со стороны все это может показаться золотой клеткой (столько ограничений). Но, согласитесь, если с милым рай и в шалаше, то уж в золотой клетке вместе с милым (любимым мужем) и подавно можно не только выжить но и жить. С удовольствием. Юридически женщина (и европейская тоже) ПОЛНОСТЬЮ зависит на территории Саудовской Аравии от своего мужа (местного ли или европейского). Но когда в семье лад и любовь то эта зависимость не ощущается (ни здесь, ни в той же Европе), не воспринимается как “окова”. К тому же если знаешь, что можешь в любой момент уехать. Кто-то из европейцев, американцев и прочих представителей стран “первого мира” приезжают сюда на несколько месяцев, кто-то на пару лет, кто-то живет здесь годами, а то и десятилетиями. Здесь очень хорошие международные школы для детей (к слову, некоторые из саудовских принцев учатся в Американской школе). Образование в них дорогое (как и вилла в компаунде), но большинству (в смысле из категории о которой я рассказываю) все это оплачивает фирма. Рыба ищет где глубже, человек - где лучше. И для кого-то это “лучше” оказывается в Саудовской Аравии. Находиться в Саудовской Аравии “за пределами золотой клетки” - это уже другая история. И начало и конец в этой истории для европейской женщины будут не такими радужными. Но зачем эту историю начинать? Я не берусь давать советы Юлии из Омска, слишком много в ее уравнении (рассказе) неизвестных. Могу сказать одно, в случае неблагоприятного развития событий, здесь, в отличии от Европы (Европа -не как географическое, а как “ментальное” понятие) комитет по защите прав человека находится в отпуске. Если европейке (или русской) в Европе есть куда бежать от мужа (полиция, кризис центры и т.п.), то здесь всего этого НЕТ. Саудовская Аравия - страна со многими возможностями. Но и здесь они (как и во всем мире) не для всех. Не для всех местных, не для всех приезжих. На заработки (в командировку) сюда едут не только высококвалифицированные белые воротнички из Европы, Америки и т.п. стран (за большую зарплату, соблазнительные соц. пакеты и нулевой подоходный налог), но и жители “непривелегированных” стран. Они часто работают здесь на тяжелейших физических работах на каторжных условиях за копейки, но держатся за место т.к. в своей стране (например, Бангладеш) им и этого не заработать. “Копейка” понятие относительное. Саудовские женщины? Их, наверное, тоже “всем скопом” жалеть не стоит. Тех, у кого и шоферы, и прислуга, и шопинг в Лондоне, и духовно богатая жизнь (будь она профессиональной или в режиме хобби), и дом полная чаша, и любящий, любимый, заботливый муж. За них действительно не стоит волноваться. Как и за жительниц Европы - обладательниц такого же “комплекта”. Если же судьба оказалась не столь благосклонна, то, цитируя Сузанну из “Самой обаятельной и привлекательной” (и заодно Мичурина), в Европе женщина имеет реальную возможность “не ждать милостей от природы, а взять их у нее”. У саудовской женщины этих возможностей на порядок меньше. У кого-то из них они сведены к нулю. Буду рада, если кому-нибудь мое письмо показалось интересным или помогло в принятии решений. Всего хорошего. Марина

18 февраля 2016, 21:37

Мне повезло - я ходила в частную школу, одну из лучших в стране, на мой взгляд. Я поступила туда примерно в восемь лет, поэтому всё моё детство, вплоть до выпускного, прошло в окружении почти одних и тех же людей, вроде такого большого комфортного пузыря. В школе было около 48 учениц, до переезда в Англию у меня особо и не было других контактов со сверстниками. Школа, разумеется, была исключительно женская. Что касается предметов, в основном это были религиозные дисциплины и точные науки, гуманитарные направления почти игнорировались, что странно, ведь это была хорошая частная школа. Образование в стране достаточно плохое как для мальчиков, так и для девочек, тут особой разницы нет. Я ходила в частную школу и могла получить какие-то дополнительные знания, пусть и не в официальном порядке, в государственных учреждениях всё в разы хуже. Детей вроде учат биологии, математике и физике, но вот такие предметы, как история или обществознание, практически отсутствуют. Могут, конечно, рассказать какие-то вещи на уроках религии, но это всё ангажированно и является, по сути, правительственной пропагандой. Получается, что подростки выпускаются из школы, не понимая элементарных вещей об окружающем их мире.

Twitter и Facebook очень популярны в Саудовской Аравии, это было видно по моей школе. Девушкам, например, просто больше нечем заняться, кроме как переписываться и сочинять новые твиты. Когда Facebook только появился, женщинам не рекомендовалось выкладывать туда свои фотографии. Я помню, как все девочки в моей школе шептались и называли меня «шлюхой», потому что я постила свои фотки. Сейчас всё изменилось, и эти самые девочки стали самыми невыносимыми спамерами в моём инстаграме.

Так всегда происходит в королевстве: сначала все очень боятся новшеств и сплетничают о тех, кто начал ими активно пользоваться, а потом и сами присоединяются. Я, кстати, почти никогда не носила никаб (накидку, почти полностью закрывающую лицо), но вот абайю (длинное одеяние, закрывающее только тело) надевать приходилось, так как это предписано законом. Когда я была совсем маленькой, абайя должна была быть абсолютно чёрной.

Но вот мне исполнилось 12 лет и женщинам разрешили носить разноцветную одежду. Конечно, сначала это воспринималось обществом негативно, некоторые женщины распускали сплетни о тех, кто посмел надеть цветную абайю. Это модное веяние пришло из элит и постепенно было подхвачено женщинами по всей стране, но потребовалось время. Мне кажется, простое разрешение носить цветную абайю сделало много для общества. Появились дизайнеры, определённые тренды, новые фабрики. Сейчас можно определить, есть ли у женщины чувство стиля, просто посмотрев на неё на улице. Раньше это была нереальная задача.

В Саудовской Аравии принято, что мужская половина семьи несёт ответственность за репутацию своих женщин. Если твой отец или брат узнают, что ты курила или проводила время с парнем, это повлечёт серьёзные последствия. В стране принято защищать дочь или жену от дурных слухов, даже если они правдивы, бывают серьёзные стычки на этой почве. Моя семья со стороны отца очень консервативна, дурная молва очень волнует их, с родственниками мамы всё немного проще. Вообще я до сих пор стараюсь скрывать какие-то вещи от них, несмотря на взрослые годы. Почти из всех девушек родом из Саудовской Аравии вышли бы гениальные преступницы: они умеют скрывать информацию о себе и избегать лишнего внимания лучше всех на свете.

Переезд в Великобританию из Саудовской Аравии до сих пор напоминает мне освобождение из неволи. Словно я 18 лет провела в тюрьме, а потом оказалась на свободе. Для меня долгое время были счастьем даже прогулки до университета или магазина без обязательного сопровождения мужчины. Теперь я могу носить любую одежду и тусоваться с парнями, не думая, что кто-то примет меня за потенциальную проститутку. Раньше я даже не могла высказывать своё мнение на школьных уроках, особенно если оно не вписывалось в религиозные нормы, сейчас всё иначе.

Родственники отца жутко волновались и до последнего пытались отговорить его отправлять меня учиться в Великобританию. Им в принципе в голову не приходило, что женщина может жить одна, да ещё и в другой стране! А вот родные по маминой линии и друзья очень круто меня поддерживали, несмотря на то, что девушки из Саудовской Аравии стали ездить учиться за границу только с 2008 года, насколько я помню. Общество не до конца смирилось с этим фактом. Но мой папа сам окончил университет в другой стране и настоял на том, чтобы я тоже попробовала. Ему, естественно, пришлось подписывать бумаги, что он разрешает мне учиться за границей и всё в этом духе. Для особенно религиозных людей даже существует специальный сервис, который за 600 фунтов стерлингов и оплаты расходов на жильё, позволяет нанять студентке опекуна за границей. Но, по-моему, это довольно абсурдная вещь.

Вообще, исполнение и подчинение законам Саудовской Аравии - это отдельная тема. В стране есть негласное противостояние между ортодоксально религиозными и умеренными семьями. Первые вечно всё усложняют, но почти всегда есть способ обойти предписанные религией официальные законы. Например, пишет тебе папа или брат записку о том, что тебе можно самой передвигаться по городу, и опекун уже не нужен. Надо только эту записку и паспорт с собой всегда брать, подобные бумажки работают иногда даже в отношении выезда за границу. Многое, конечно, зависит от семьи. Если отец - либерал, законы вряд ли сильно отразятся на твоём образе жизни. Но если глава семьи придерживается традиционных взглядов, ты, скорее всего, никогда не выйдешь из дома одна, он имеет полное право запереть тебя в четырёх стенах.

Помимо этого есть куча мест, куда могут ходить только мужчины или только женщины. По моим ощущениям, в один прекрасный день какие-то юристы придумали такую штуку, как повсеместная сегрегация, а потом она почему-то стала частью национальной культуры, что не может не огорчать и не создавать проблем. Вот, допустим, идёт женщина в булочную на своей улице, чтобы купить сэндвич на завтрак, а потом выясняется, что вход в эту булочную разрешён только мужчинам, в итоге она остаётся без перекуса. Большинство каких-то магазинов или ресторанов в стране оккупировано, разумеется, мужчинами. В итоге люди начинают воспринимать это разделение как норму; и женщины, и мужчины начинают вести себя очень странно, попадая в одно помещение, всем дико не комфортно.

Моё возвращение домой - это большая дилемма. С одной стороны, я понимаю, что в Англии сумею реализовать себя по полной; с другой - маленький моралист внутри меня говорит, что я становлюсь частью «утечки мозгов» из родной страны. Я разрываюсь между легко достижимым счастьем и принесением себя в жертву Саудовской Аравии, где всё будет гораздо сложнее. Ведь очень долгое время для женщины в профессиональной среде было уготовлено только два пути: медицина и преподавание. Сейчас ситуация улучшается, в основном из-за нефтяных компаний, ориентированных на Запад и США в частности. Для них не проблема нанять женщин-инженеров - главное, чтобы было образование. Государство тоже приняло ряд реформ, позволяющих женщинам работать в частном секторе, постепенных, но, в принципе, работающих. Но, если честно, женщину-кассира в супермаркете я впервые увидела только в 2012 году.

Вопреки всем реформам на работающую женщину всё ещё давит общество, особенно это заметно в консервативных семьях. В принципе, сейчас даже они стали относиться к идее работающей женщины спокойней, но религиозный отец никогда в жизни не позволит тебе работать в месте, где не соблюдается половая сегрегация: «Окей, ты можешь работать, но будь добра делать это в школе, где идёт чёткое гендерное разделение, или в магазине для женщин». Соответственно, это лишает многих женщин в стране возможностей карьерного роста, так как международные компании ориентированы на западные стандарты общения. Плюс на работающую женщину обычно смотрят как на изгоя какого-то: «О, да вы гляньте, она никому не нужна и умрёт в одиночестве!».

Поэтому в Саудовской Аравии одна из важнейших проблем - это женская безработица, потому что устроиться на работу продавщицей, например, легко, а вот получить должность в крутой компании сложно - предпочтение обычно отдают мужчинам. Что касается моей возрастной группы (20–25 лет), то тут безработица среди обоих полов вообще достигает 40%, но больше отражается на женской половине. У меня есть подозрение, что все либеральные реформы были проведены правительством именно из-за того, что новое поколение молодых мужчин больше не в состоянии обеспечить свою семью.

Обычно девочки, покидая Саудовскую Аравию и начиная жить в другой стране, начинают тусоваться на новом месте с арабами или арабками. Им так легче, ведь не приходится полностью приспосабливаться к особенностям западной культуры, да и подружиться с кем-то из твоей родной страны проще. Но вопреки этому они всё равно понимают, что являются независимыми и значимыми, поэтому даже консервативным девушкам становится тяжело возвращаться на родину после того, как они привыкают к свободе. Некоторые из них возвращаются и начинают заниматься реально крутыми вещами - феминистским активизмом, например.

Про девушек, которые на тачках гоняли, наверное, все уже знают. Это очень смело, потому что в Tumblr посты писать может каждая, а вот сделать такой радикальный для Саудовской Аравии шаг - нет. Но вот общество их не то чтобы не смогло понять - не оказало должной поддержки. Вообще радикальный феминизм практически нелегален, тут такая же ситуация, как с вашим российским законом про ЛГБТ-сообщество. У вас думают, что гомосексуалисты развращают детей, а у нас воспринимают феминисток как женщин, пропагандирующих публичное обнажение, беспорядочный секс, проституцию.

Требование установить равноправие полов вызывает какую-то массовую паранойю и ассоциируется с сексуальной революцией. Правительство и общество скорее готовы прислушаться к женщинам, которые пытаются трактовать правила ислама в своих интересах и не рубить с плеча. Это, наверное, менее честно, но зато более эффективно в реальной борьбе за реальные права.

Заниматься борьбой за права, конечно, очень круто. Но в Саудовской Аравии открыть НКО самостоятельно - задача не из лёгких, очень много бумажной волокиты, поэтому этим обычно занимаются частные корпорации. То есть на базе многих больших компаний существуют некоммерческие организации, занимающиеся каким-то важным общественным делом: проблемой безработицы, женским трудоустройством, образованием для девочек-подростков. Моя подруга работает в одной из таких НКО и это потрясающе - видеть, как её усилия и работа окупаются. Если после окончания магистратуры решу вернуться в Саудовскую Аравию, обязательно попробую поработать в этой сфере.

Чтобы спровоцировать громкий скандал и привлечь к себе внимание всей страны, женщине в Саудовской Аравии достаточно сесть за руль или пройтись по безлюдной улице в мини-юбке - и выложить видеозапись своих "провокационных действий" в интернет.

На этой неделе такой скандал спровоцировало видео с саудовской моделью Хулуд, прогуливающейся по древнему форту Ушайкир в мини-юбке и коротком топе.

Видео быстро разлетелось в Twitter. Мнения разделились: часть пользователей считает, что Хулуд должна быть наказана, другие настаивают на ее праве носить то, что она хочет.

Недовольство консервативно настроенной части общества было столь велико, что Эр-Рияд заявил о начале расследования в связи с публикацией видео.

Для консервативной Саудовской Аравии, где подавляющее большинство женщин выходит из дома исключительно в широкой абае, появление на улице девушки в мини-юбке - вызов устоявшимся нормам.

Ряд известных в Саудовской Аравии женщин считают борьбу за гендерное равноправие в стране одной из своих главных задач. Кто-то из них может позволить себе более "провокационные" действия, кто-то - менее, чтобы не вызвать осуждения со стороны относительно либеральных кругов в Саудовской Аравии.

"Когда вы меняете условия, в которых находится женщина, и даете ей больше возможностей, меняется жизнь всей семьи", - говорит саудовская телеведущая Муна Абу Сулейман, у которой в "Фейсбуке" более 1,2 млн подписчиков.


Будучи публичной фигурой, 44-летняя Муна не позволяет себе неосторожных поступков, которые могли бы вызвать скандал. Тем не менее она постоянно становится объектом для критики.

Муна Абу Сулейман стала первой саудовской женщиной-телеведущей, появившейся на международном телеканале. Уже этого было достаточно, чтобы вызвать осуждение со стороны многих ее соотечественников. Критики указывали на то, что женщина, согласно канонам ислама, не должна быть публичной фигурой и ей стоило бы держаться подальше от телекамер. В адрес ведущей поступали угрозы, так что в какой-то момент ей пришлось "позаботиться о безопасности своих детей".

Она почти никогда не появляется на публике в черной абае, которую носит подавляющее большинство ее соотечественниц. Телеведущая, у которой есть собственная линия модной одежды, предпочитает надевать закрытые, но яркие наряды, которые сильно отличаются по фасону от одежды местных консервативных мусульманок. При этом она говорит, что не нарушает никаких религиозных предписаний и могла бы не носить хиджаб.

Муна Абу Сулейман родилась в Филадельфии, окончила Университет Пенсильвании, а затем училась в Университете Джорджа Мейсона, Международном исламском университете Малайзии и Университете короля Абдулазиза.

В 2007 году она стала первой женщиной из Саудовской Аравии, назначенной послом доброй воли ООН.

"Я хочу, чтобы девочки понимали, что у них почти нет ограничений в выборе", - говорит Муна Абу Сулейман. Она считает, что в Саудовской Аравии, где сейчас работают только 15% женщин, молодые мусульманки тоже должны иметь возможность реализовываться в профессии.

Об этом Муна Абу Сулейман говорит публично, выступая в вузах и по телевидению.

Она считает, что у женщин должна быть возможность работать, создавать семью и оставаться при этом независимой. По ее мнению, в современном мире в интересах женщин не работает ни одна из существующих систем - ни традиционная исламская модель, которая подавляет волю женщин, ни западная модель, которая заставляет женщин соревноваться с мужчинами.

Принцесса Амира ат-Тавиль

33-летняя принцесса Амира ат-Тавиль, выпускница американского Университета Нью-Хейвена, стала публичной фигурой после своего замужества. Она вышла замуж за миллиардера - принца аль-Валида ибн Талала Аль-Сауда, который старше ее на 28 лет (в 2013 году пара развелась), и стала вице-председателем созданного им благотворительного фонда Alwaleed Philanthropies.

На публичных мероприятиях она почти всегда появляется в европейской одежде и с непокрытой головой. Это возмущает саудовскую консервативную общественность куда больше, чем яркие наряды Муны Абу Сулейман, выдержанные в рамках мусульманских традиций.

Принца аль-Валида ибн Талала неоднократно призывали "контролировать жену", чтобы та не подавала "дурной пример" правоверным мусульманкам.

Однако принц обычно одобрительно кивал, в то время как его жена давала интервью западным телеканалам и говорила о правах женщин.

"Все начинается с гражданских прав. Нет никаких закрепленных письменно гражданских прав для женщин, которые тем не менее являются гражданами страны. В министерстве юстиции уверяют, что работают над этим. Тем не менее [женщинам] прав еще никто не дал - напротив, их отобрали", - говорила Амира ат-Тавиль в интервью Си-эн-эн в 2012 году.


Тем, кто критикует ее за немусульманскую одежду, она отвечает так: "Я не представляю всех женщин Саудовской Аравии. Я представляю поколение молодых саудовских женщин".

Принцесса Амира неоднократно публично выступала в ряде американских СМИ в поддержку предоставления женщинам Саудовской Аравии права управлять автомобилем. Она поддерживала активисток, которые решались на "акции неповиновения": садились за руль, а потом выкладывали в социальных сетях видео того, как они ведут автомобиль.

"Я думаю, что это наша задача - бороться за наши гражданские права. Власти движутся в этом направлении и проводят много реформ, но нам самим необходимо развиваться как гражданскому обществу, развивать НКО", - убеждена Амира ат-Тавиль.

Закон не запрещает саудовским женщинам водить напрямую, однако исламское руководство страны де-факто поддерживает это ограничение из-за системы опекунства, законодательно закрепленной в Саудовской Аравии. Женщинам нельзя выходить из дома без сопровождения мужчины - обычно близкого родственника, а кроме того, разрешение от мужчины зачастую требуется для совершения разных дел - например, на открытие счета в банке.

Одна из самых известных саудовских активисток Маналь аль-Шариф шесть лет назад провела девять дней в тюрьме Саудовской Аравии за "вождение автомобиля лицом женского пола".


По ее словам, однажды вечером она безуспешно пыталась найти такси, чтобы добраться до дома. На улице к ней начали приставать мужчины, и она даже начала опасаться, что ее могут похитить.

Ее так возмутила эта ситуация, что позднее она решила сама сесть за руль машины и опубликовать видео на YouTube. Всего за один день его посмотрели 700 тысяч раз. Так она начала кампанию за право вождения автомобиля женщинами в Саудовской Аравии.

"Боже мой, это было потрясающе. Когда я сидела в тюрьме, девушки садились за руль, снимали это на видео, публиковали - это был акт гражданского неповиновения. Размах акции был огромный! Я думала, что, после того как меня посадили, движение умрет. Но когда меня отправили в тюрьму, что-то действительно изменилось. Все больше и больше женщин находили в себе смелость во всеуслышание объявить, что они водят машину", - рассказала активистка в интервью BBC Radio 4.

В июне в свет вышла книга Маналь аль-Шариф "Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men" ("Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин").

"Вождение - это символ гражданского неповиновения, символ перемен в Саудовской Аравии. Мне 38 лет, я мать двоих детей, я инженер компьютерных систем, и я все еще фактически считаюсь несовершеннолетним, недееспособным человеком. Я несовершеннолетняя с рождения и до самой смерти. Я - как собственность, которая передается от моего отца моему мужу или брату, если мужа нет, или даже сыну - моему собственному сыну. Рожать собственного опекуна! Это и есть система опекунства", - заявляет Маналь аль-Шариф.

Еще одна активистка движения за права женщин, 28-летняя Лоуджан Хатлуль, получила широкую известность после своего ареста в декабре 2014 года. Ее задержали после того, как она попыталась въехать в королевство на машине из соседних Объединенных Арабских Эмиратов.

Вскоре после этого была арестована и Майса Амуди - проживающая в ОАЭ саудовская журналистка, которая пересекла границу, чтобы поддержать Хатлуль. У обеих женщин десятки и сотни тысяч подписчиков в Twitter.


Тогда Лоуджан Хатлуль провела в тюрьме около двух месяцев. Правозащитники Amnesty International признали активистку узницей совести. А в 2015 году Хатлуль вошла в ежегодный список 100 самых влиятельных арабских женщин по версии Arabian Business Magazine.

В июне 2017 года ее снова задержала полиция в аэропорту Эд-Даммама. Причина ареста до сих пор не разглашается, власти страны не разрешили женщине обратиться к своему адвокату или связаться с семьей.

"По всей видимости, она была под наблюдением из-за своей правозащитной деятельности, поскольку выступала в поддержку прав женщин, которые постоянно попираются в Саудовской Аравии", - заявила после недавнего задержания представитель Amnesty International Сама Хадид.

Ваджеху аль-Хувайдер, основательницу Ассоциации по охране и защите прав женщин в Саудовской Аравии, часто называют самой радикальной саудовской феминисткой и активисткой страны.

"Саудовские женщины слабы - независимо от того, насколько высок их статус, - потому что нет никакого закона, который бы их защищал. Подавление женщин и размывание их личности - это то, что происходит в большинстве семей в Саудовской Аравии", - говорит активистка.


В 2008 году Ваджеха аль-Хувайдер опубликовала в Сети видео, как она ведет автомобиль в Саудовской Аравии. По словам Хувайдер, публикация этой записи в интернете была приурочена к Международному женскому дню. Сразу после публикации видео посмотрели тысячи пользователей.

Тогда она стала первой активисткой, решившейся на акцию протеста после длительного затишья. До этого последняя акция протеста против запрета на вождение прошла в 1990 году, когда десятки женщин ездили по столице страны Эр-Рияду. Многих из них арестовали на сутки, их паспорта конфисковали, кое-кто из участниц акции лишился работы.

"Многие женщины в нашем обществе умеют водить машину, и многие наши родственники-мужчины не возражают против этого", - заявила тогда Ваджеха.

Ваджеха аль-Хувайдер, по разным данным, родилась в 1962 или 1963 году. Она работала журналисткой и сотрудничала с ежедневной газетой на арабском языке "Ав-Ватан" и изданием Arab News. Однако в 2003 году из-за участия в правозащитных акциях ей запретили публиковаться.

В 2006 году ее арестовали после акции протеста. Перед тем как Ваджеху аль-Хувайдер освободили, ее заставили подписать обещание, что она больше не будет заниматься правозащитной деятельностью. Ей также было запрещено выезжать за пределы Саудовской Аравии. Однако позже этот запрет был снят.

В Саудовской Аравии мы оказались практически случайно. Муж работал в международной компании, и на банкете после одной конференции к нему подошел один из региональных руководителей и поинтересовался, не хочет ли мой супруг поработать в другой стране. Например, в Саудовской Аравии. Настроение у мужа было хорошее, и он сказал, что побывать в Саудии - его давняя мечта.

На следующее утро эта идея уже не казалась столь заманчивой, но отказываться было поздно.

Перед поездкой я стала шерстить интернет в поисках информации об этой стране. Пять лет назад найти что-то, кроме «страшилок», было почти невозможно. И не только в интернете: уже приехав в страну, я познакомилась с одним товарищем из Шотландии - он на тот момент уже лет восемь находился в Эр-Рияде и в моих глазах был мегаспециалистом по вопросам жизни в Саудии. Он стал рассказывать мне о том, как тут опасно, что без мужа мне вообще нельзя никуда ходить. Я ему поверила, но вскоре поняла, что все эти ужасы существуют только в воображении нашего знакомого. Все оказалось значительно проще. Да, конечно, есть своя специфика, но ничего страшного или особенно сложного нас не ждало.

Такое восприятие Саудовской Аравии присуще многим иностранцам.

Они приезжают сюда в ожидании ужасов, потом живут в закрытых поселках и ездят по маршруту «дом-работа».

В итоге у них даже нет возможности выяснить, правда ли все то, что они вычитали, или нет: они нигде не бывают, страну не видят и с местными не общаются.

Единственное, что для меня оказалось действительно неожиданным, это то, что со мной не везде будут разговаривать. Я привыкла все свои проблемы решать сама, а тут мне пришлось постоянно привлекать мужа и просить у него помощи в самых простых бытовых вопросах.

Было забавно, что продавцы в магазине не отвечают на мой вопрос, если рядом находится муж. Они будут разговаривать только с ним, даже если вопрос задавала я. Это вызвано тем, что у них не принято говорить с посторонней женщиной и смотреть на нее. Если же я прихожу одна, то со мной общаются, не глядя мне в глаза. Пристально посмотреть на женщину - это проявление крайнего неуважения. Это примерно то же самое, как если бы на московской улице вас схватят за попу, да еще и радостно об этом всем сообщат.

Если случается авария, но машины получают незначительные повреждения, то водители могут даже не остановиться, не говоря уже о том, чтобы вызывать полицию.

Из развлечений здесь только шопинг и рестораны. Магазинов очень много, и все они просто огромные. Выбор товаров гигантский. Несколько раз в год скидки, и довольно большие. Огромное количество товаров можно купить дешевле на 70–90%. Хотя, конечно, есть свои особенности. Многие магазины завозят старые коллекции, которые в Европе уже никто не покупает.

Ресторанов тоже очень много, на самый разный вкус. Но почти все они, даже самые дорогие, не дотягивают до роскошных европейских. У местных очень распространено заказывать еду на дом. Каждый ресторан или даже самая маленькая забегаловка предлагают услуги доставки.

В ресторанах предусмотрены отдельные зоны для семейных и женщин и для одиноких мужчин.

К русским относятся совершенно нормально. Честно говоря, за все годы, прожитые в самых разных странах, мы не сталкивались с открытой неприязнью. Только один раз на каком-то барбекю в Эр-Рияде к моему мужу подошли сирийцы и стали объяснять, что он виноват в гибели их соотечественников.

Нам повезло с людьми, с которыми мы тут познакомились. Например, один коллега мужа оказался совершенно прекрасным человеком. Он с огромным удовольствием погружал нас в саудовскую действительность, помогал адаптироваться, показывал интересные места, знакомил с местной культурой. Среди наших знакомых оказались люди из самых разных стран, и это дало возможность постоянно узнавать что-то новое. Я нисколько не пожалела, что когда-то мы приняли решение поехать в Саудию. Да, мы не останемся здесь на много лет, несмотря на все финансовые блага, но увезем отсюда только приятные воспоминания.

Ксения Иванова