Как улучшить чтение при дислексии. Упражнения, которые проводятся с логопедами. Основные виды дислексии

16.06.2019

Коррекционная работа.

Устранение фонематических дислексий.

Фонематические дислексии связаны с недоразвитием основных функций фонематической системы:
Фонематического восприятия;
Фонематического анализа и синтеза слов;
Выделение звуков на слух в потоке речи и дифференциация звуков;
Определение количества звуков в слове, название их по порядку.

Упражнения по развитию фонематического восприятия и
слогозвукового - буквенного анализа.

1. Выделение гласного звука среди других гласных: (у) ау, эуа, аыо, иоу и т.д.
2. Назвать и показать первый гласный звук в сочетаниях гласных: уиа, аио, эоы, оиу…
3. Повторить за логопедом сочетания гласных звуков: уиу, уиуа, аиуо…
4. Выделение гласных звуков из слов (начало слова):
Ударная позиция:
Окунь, узел, аист, окна, угол, имя, ужин, эхо, отпуск.
Безударная позиция:
Аптека, изюм, арбуз, улитка …
Если дети уже знают буквы, то поднимать соответствующую букву.
Выделение гласного звука в любой позиции.
5. Выделение согласного звука на слух в потоке речи (начало слова, конец слова, в любой позиции). Можно поднимать соответствующую букву. (Игра «Пограничники». Выделить первые звуки, составить слово),
6. Определение места звука в слове.
7. Повторение за логопедом слоговых рядов.
Сочетание гласных (ранее);
Па-па-ап
Ло-лу-лы
Со-со-шо, шу-су-шу
СА-ша-ща
Сас-сос-сус
Пра-про-пру.
8. Упражнения для развития ритмической структуры слова:
Тататататата…
Тата – тататата …
Та-тататата, та-татата …

Та-та-та
То-то-то
Ту-ту-ту
9. Отобрать картинки или записать только те слова, где есть нужный звук.
10. Дифференциация звуков. Расставить картинки (или записать слова) в 2 столбика (Игра «Нагрузим грузовики»).
11. Назвать картинки, выделить звук, обозначить буквой.
12. Придумать слова с заданным звуком (или найти эти слова на сюжетной картине).
13. Разложить картинки (или слова, или записать слова) в 3 столбика.
14. Разложить картинки (или слова на карточках) в 2 столбика – двусложные слова с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге.
15. Придумать слова
Или выбрать из множества картинок и слов, или найти на сюжетной картинке слова.
Игра «В огороде», «В лесу» и т.д.
Пошли дети в огород, а там выросло много всяких овощей. Вот красный помидор … (Надо найти из множества схем ту, которая подходит к слову, помидор, а вот и горох …
16. Определить на слух, каким по счету в слове парта стоит звук (т)…
17. Ещё труднее, провести полный анализ слов, т.е. назвать на слух, сколько в слове слогов, звуков, гласных, согласных, твердых и мягких согласных, звонких и глухих.
18. Если дети знают буквы, то следующий этап анализа слов – это обозначить звуки буквами. Для этого лучше подбирать такие слова, где количество звуков не совпадает с количеством букв (соль), где звук не соответствует букве, чтобы сразу же развивать у детей орфографическую зоркость (дуб, корова).
19. Проводить игры по типу «Поля чудес».
20. Игра «Кто больше составит слов из данного слова: сверло – село, ров, вор, сев, вес…».
21. Составить слова из данных букв: т, с, о, м, и, з, а. «Что в корзине у Кирюши».
22. Игра «Кто больше придумает слов с буквами ол по середине»?

о л

23. Какие здесь могут быть слова?

о о о
24. Игра «Шифровальщик». Шифровальщик придумывает слово и зашифровывает его. Вариантами шифровки будут пропуски букв, перестановки букв в слове: жыил – лыжи, ански – санки, нолс – слон. Составляют и записывают слова. Из расшифрованных слов дети убирают лишнее.
25. Игра «Бюро находок». Зон – зонт, утг – утюг.
26. Игра «Буква заблудилась». (Чтобы дети понимали смысл читаемого).
Корова- корона
Мама с почками (бочками) пошла по дороге вдоль села.
Синеет море перед нами, летают майки (чайки) над волнами.

27. Игра «Составь слово». У детей карточки со слогами, у логопеда тоже. Логопед прочитывает свой слог, а дети у себя пишут такой слог, который вместе с названым составит слово (ко-сы, мы-ло), или соединяют написанные на доске слоги:
Во ва
Со сы
У са
Ро вок
О да

28. Игра «Варим щи»

Давай сегодня, варим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом было щей немножко!
Уже кастрюля на плите,
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка.

Ы, е, и, к, я, п, л, щ, ц – щипцы, ящик, клещи.

29. Преобразование слов.

а) Изменение одной буквы: мышка-мошка-мушка…,
ночка-дочка-почка-бочка…

б) наращение слов одной или несколькими буквами:
- превратите слово пол в полк, рот в крот, вол в ствол.
в) Перестановки букв и слов:
Лыжи-жилы.
Пила-липа,
Нос-сон

30. Работа со слоговой таблицей
А О У Ы И
Н НА НО НУ НЫ НИ
К КА КО КУ КЫ КИ
Т ТА ТО ТУ ТЫ ТИ
С СА СО СУ СЫ СИ
Л ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ

А) Логопед показывает на буквы и слоги, дети читают слова.
Б) Ученики сами составляют слова: «Кто больше?» (из 3- букв, 4-х, 5-и…).

31. Логопед составляет слово из букв разрезной азбуки. Затем говорит: «Раз, два, три! Усни!» и делает перестановки букв или слогов в слове. «Раз, два…» дети читают новое слово и говорят, что изменилось. (Масло-смола).
32. Поставить буквы в названном порядке.

II. При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения букв, замены, смешения в процессе чтения. В основе оптических дислексий лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность представлений о формах, сходных оптически, нарушения зрительного восприятия и памяти; недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
Поэтому при устранении данного нарушения проводится работа по следующему плану:
1. формирование зрительного восприятия;
2. развитие зрительной памяти;
3. формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

Упражнения, игры.

1. Найти букву среди других букв в тексте.
2. К печатной букве поставить письменную и наоборот (можно в виде игры).
3. Определить буквы в неправильном положении (разного цвета), перевернуть, прочитать.
4. Обвести контуры букв (печатных и письменных). Заштриховать буквы. Вырезать из наждачной бумаги.
5. Добавить недостающие элементы букв.
6. Выделить буквы, наложенные друг на друга
7. Игра: «Что изменилось?» (на предметах, картинках, буквах, словах).
8. Логопед показывает на мгновенье картинки (буквы, слова). Затем называет их по порядку, или выкладывает из азбуки буквы или пишет их. (Самые трудные – графически сходные буквы).
9. Игра «Алфавит». Кто быстрее назовет все буквы алфавит? На таблице написаны все буквы вразброс. Дети должны назвать и показать их в алфавитном порядке. Победит тот, кто затратит на это меньше всего времени. Игры «Заветный мешочек».
10. Игра «Не ошибись!». Прочитать буквы и сочетания букв:
а) а,и,и,а – аи-аи
б) и,а,а,и – иа-иа
в) и,и,а,а – аи-иа-аи
г) а,а,а,и - иа-иа-аи

11. Чтение различных слоговых таблиц:
- таблица в книге «Читаем сами».
- прямые обратные слоги
- графически сходные буквы
- со стечением согласных
- с наращением
- на дифференциации.

12. Цветовое восприятие слога, как прием обучения чтению:
кабрь - декабрь
13. Чтение слов написанных наоборот: лобтуф – футбол
14. Прочитай так, чтобы получилось слово: с ка ка л ка, тю с л а.
15. Прочитай. Сколько слов ты прочитал?
Р а еб тя пошлизагрибами.
16. Прочитай. Найди и исправь ошибки.
Дым на улице стоит
Дом из труб его валит.
17. Чтение с разными заданиями (сначала в словах, затем в текстах):
- прочитать только с буквой «а» (у,и …).
- слова с одним слогом …
- читать слова с ударением на первом слоге…
18. Сравнение предложений, в которых содержаться 1-2 одинаковых слова: Паша ударил рыбу – дети ударили рыбу.
Дети читают первое предложение и находят у себя похожее предложение, но всё же чем-то отличающееся от первого. Читают оба предложения.
19. Чтение слов, отличающихся между собой приставками, суффиксами, окончаниями: купался – искупался.
20. Чтение предложений, где встречаются слова, различающиеся окончаниями, приставками, суффиксами:
Петя посадил березу
Петя посадил березку
Петя посадит березы.

Читают, сравнивают.

21. Чтение слогов с постоянным наращиванием до слова:
Ва-рва-рвами
Ли-сли-сливы
22. Чтение с постоянным открыванием слогов.
23. На мгновенье показать слово на карточке, дети должны восстановить его из букв разрезной азбуки. (Птичка) скворец.
24. Для расширения «поля зрения» полезно читать предложения, написанные так:
А) Лара
Сама
Мыла
Раму
Б) Лара сама
Мыла раму.
В) Лара сама мыла раму.

25. Чтение текстов, где предложения разбиты на синтагмы и записаны стихотворным набором:
Гнездо у белки,
Как у птицы, устроено:
Из веточек,
Из сучьев.

26. Еще об одном методе хочется рассказать. Многолетняя практика учителей показала высокую эффективность метода орфографического чтения. В основе его лежит артикуляционная память. Но при этом подключается ещё один вид памяти – слуховая.
Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Ученик в процессе работы над книгой сам будет узнавать различные оттенки каждого слова. Когда же надо будет воспроизвести слово графически, артикуляционная память последователь подскажет слово, даже не переводя его в звуки, и ученик запишет его правильно.
При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений артикуляционного аппарата.
Дети легко осваивают 2 вида чтения: читай как пишем, читай как говорим.
Обучая двум видам чтения, преследуем 2 цели:
1.Передачу мыслей и чувств орфографическим чтением;
2. Отработку звуковой графической формы орфографическим чтением.

III. Семантические дислексии проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста.
Нарушения понимания прочитанного наблюдаются у детей с очень поздним развитием речи, с аграмматической речью, у которых выявляется недоразвитие как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи.
Приведу несколько упражнений по развитию лексической стороны речи (понимание значения слов).
1. Расширение и активизация словаря по темам понятийного словаря (овощи, фрукты…) и обобщающих слов. При работе над этим полезны игры «Четвертый лишний» (логические упражнения).
2. Логические упражнения. Разложи картинки или слова в 2 столбика:
Инструменты транспорт
Цвет предметов форма предметов
Имя фамилия

3. Объяснение значения слов паронимов:
белка-палка, нос-нёс, банка–банька.

4. Соединить слова с их объяснением:
Читатель тот, кто изобретает
Строитель тот, кто читает
Избиратель тот, кто строит

5. Дополни объяснения слов:
Вязальщик – тот, кто ……
Сварщик – тот, кто …….

6. По данному объяснению назови слово:
Очень сильный - …
Очень добрый - …
Очень здоровый - …
Очень хитрый …..
Слова для справок: здоровяк, хитрец, силач, добряк.

7. Объяснить значения родственных слов устно (или подобрать соответствующие картинки): часы, часовой, часовщик.
8. Игра «Правильно ли Незнайка объяснил образовании е слов?»
Горисный – горе,
Сырник – сырой,
Плавка – плавать.

9. Подбор синонимов:
А) Старый - …
Веселый - …
Прилежный - …
Слова для справок: оживленный, радостный, смешной, дряхлый, ветхий, древний, старательный.
Б) Игра «То же самое».
Дети читают слово, а на обороте карточки записывают синоним: глаза – очи, чумазый – грязный.

10. Игра «Все наоборот». (Устно по картинкам, по карточкам слов).
Например: с мячом, или дети читают слова и ставят их под соответствующими картинами (длинный - короткий).
11. Игра: «Что может быть тяжелым? Красным?»….
12. Назови предмет по описанию (или картинку)
- рыжая, хитрая, пушистая…
13. На одних карточках написаны загадки, на других отгадки в виде слов или картинок. Дети читают загадки, представляют отгадки.
14. Логическое ударение. Итак, устранение дислексий является дифференцированным. Методика устранения нарушений чтения строится с учетом проявлений его расстройств, характера нарушения, механизмов дислексий.

Дислексия – это заболевание, которое скорее всего имеет генетический характер и чаще всего встречается у детей до десяти лет. Чаще всего заболевание встречается в мальчиков, девочки им болеют намного реже.

Чтобы понять, что такое дислексия, нужно будет копнуть немного глубже. Дислексией врачи и ученые называют расстройство восприятия письменной речи. Но, если посмотреть на практике, то у детей 7-8 лет начинаются проблемы со чтением в младшей школе. Это проявляется в том, что намного хуже, чем другие дети, путает слоги и не может составить слова из букв. Но при этом у таких школьников не нарушается умственное развитие.

Дислексия, что это? Как это быть дислексиком?

Виды дислексии у детей

У школьников, в результате того, что в некоторых участках мозга понижается активность, и как результат – развиваются разные виды дислексии. Они могут быть такие:

  1. Фонематическая,
  2. Семантическая,
  3. Ааграмматическая,
  4. Оптическая,
  5. Мнестическая.

Фонематическая дислексия обычно характеризуется тем, что малыш начинает заменять одни звуки на другие, похожие по звучанию. Семантическая дислексия заключается в том, что у младших школьников отсутствует понимание того, что они читают. Ребенок читает механически, не может пересказать, о чем он прочитал.

Ааграмматическая дислексия заключается в том, что малыш во время чтении не правильно произносит префиксы, суффиксы, окончания слов, окончания падежей. Оптическая дислексия – расстройство, при котором у младших школьников возникают проблемы при различении букв, которые очень похожи при написании. Мнестическая дислексия заключается в том, что малыш не может запомнить, какая буква соответствует какому звуку.

Симптомы и причины

Чтобы понять, не болеет ли ваш ребенок дислексией, вы должны знать симптомы этого расстройства. Родители могут это понять, если увидят что малыш:

  1. Трет глаза при чтении.
  2. Быстро утомляется.
  3. Не выполняет домашнее задание по чтению.
  4. При чтении упражнения держит книгу очень близко к глазам.
  5. Читает одним глазом, другой глаз прикрыт рукой.
  6. Пишет слова наоборот.
  7. Почерк очень плохой.

Стоит отметить, что дислексия и нарушение при чтении и устной речи также проявляются в скудном словарном запасе, не правильном произношении звуков, смешении звуков, искажении слоговой структуры слов, зеркальном чтении и не понимании прочитанного. Часто дислексия сопровождается еще и таким расстройством как дисграфия.

Чаще всего причинами дислексии, как показывает диагностика, у учеников младших классов являются:

  1. Наследственность.
  2. Мозговая дисфункция.
  3. Анемия и болезни сердца будущей мамы.
  4. Неправильное развитие пуповины.
  5. Трудные и долгие роды.
  6. Перенесенные внутриутробные болезни.
  7. Черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания, операции.

Дислексия всегда связана с поражениями головного мозга, поэтому чаще всего она выражена у деток, которые страдают детским церебральным параличом, умственной отсталостью, задержкой психического развития.

Как лечить

Очень желательно, чтобы методы коррекции дислексии при чтении были выбраны до того, как малышу исполнится 10 лет. Лучше показать ребенка логопеду или более узкому специалисту по лечению дислексии, тогда диагностика будет более точной.

Коррекция оптической дислексии должна происходить под присмотром офтальмолога, чтобы ребенок научился смотреть на предметы двумя глазами. Кроха обязательно должен делать упражнения для коррекции остроты зрения, в результате произойдет устранение спазмов глазных мышц. Обязательно ограничьте время, которое вам ребенок проводит за компьютером.

Фонематическая дислексия нуждается в коррекции при помощи обучения малыша ориентированию в пространстве. Кроха должен научится отличать лево и право, в том числе и визуальную, мелкую моторику рук, запомнить правила русского языка.

Семантическая форма дислексии очень тяжело поддается коррекции. Обычно при такой форме ребенок при чтении упражнения читает механически и совершенно ничего не запоминает. Устранение и преодоление проблемы возможно, используя методику Дейвиса. Эта методика позволяет воспринять слова и символы и воссоздать их образы без искажения. Малыш должен освоить механизм переключения сознания таким образом, чтобы он смог воспринимать окружающий мир и его символы правильно.

5 эффективных упражнений

Существуют разные упражнения, которые направлены на устранение и проведение коррекции дислексии при чтении.

Суть первого упражнения заключается в том, что вы должны каждый день давать малышу небольшой текст и просить его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала лучше начать с гласных, потом можно добавить согласные. Когда малыш хорошо справиться с этой частью задания, усложните его. Попросите ребенка теперь обводить кружком согласные, а гласные подчеркивать. Делайте упор на те буквы, которые даются малышу с трудом. Задание нужно выполнять каждый день не менее 2 месяцев.

Игра в «Колечко» должна развивать мелкую моторику рук, память, внимание, речь. Нужно лишь пробовать каждый пальчик на руке замыкать в колечко с большим пальцем. Заниматься нужно не менее 15 минут утром каждый день два месяца подряд. Это прекрасная профилактика и вариант коррекции дислексии при чтении.

Задание на зеркальное рисование поможет улучшить ребенка. Нужно лишь положить перед малышом чистый лист бумаги и попросить кроху нарисовать простой рисунок двумя руками одновременно. Делайте упражнение каждый день на протяжении двух месяцев.

Очень эффективно такое задание, которое называется «Буксир». Вы, как взрослый, будете водящим. Возьмите интересную книгу и начните водить пальчиком по строкам, читая по себя. Задача ребенка – произносить слова и читать с заданным темпом.

Прекрасные результаты дает задание, когда вы просите своего малыша почитать вслух в течение одной минуты. Тренируйтесь каждый день, отмечая, как много ребенок успел прочитать. При позитивному результате у малыша поднимается самооценка и он будет хотеть заниматься больше и дольше.

Игровые способы коррекции дислексии

Если вы понимаете, что ваш ребенок попадает в группу риска по той или иной форме дислексии, как показывает его характеристика, вы можете использовать разные игровые методы, чтобы подкорректировать его развитие. Лучше всего использовать такие способы как:

  1. Разгадывание кроссвордов, ребусов и загадок. Так вы сможете помочь ребенку развить образное мышление, обогатить словарный запас, сформировать ассоциации.
  2. Задание «лодочка-замочек». Покажите наглядно ребенку, что согласный и гласный звуки можно обозначить лодочкой и произносить плавно. А вот сочетания двух согласных обозначают замочков и произносят резко.
  3. Игра «Вторая половинка». Ребенку можно предложить угадать окончание слова, увидев его первую половину. К примеру – зон(тик), марме(лад).

Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его.

Как бороться с дисплексией?

Наталья Гончарова
Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии

Дислексия .

Виды дислексии .

Профилактика и коррекция дислексии .

Титульный лист

Определение дислексии

Причины дислексии

Классификация дислексии

Основные методы и приемы по преодолению дислексии на уроках литературного чтения

Литература

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки при чтении даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией . Эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы. По степени выраженности выделяют :

АЛЕКСИЮ (полная невозможность овладения чтением или его полная утрата) .

ДИСЛЕКСИЮ

Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться удетей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью. В основе дислексии могут лежать различные этиологические причины :

- биологические причины : недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный, патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка.

В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие впроцессе чтения. При наличие органического повреждения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.

Социально-психологические причины :

к таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. По А. Егорову четыре ступени

навыка чтения :

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога после слияния букв.

2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.

3. Становление целостных приёмов восприятия. Слова знакомык простые по структуре, читаются целостно. Трудные по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.

4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов.

Главная задача – осмысление прочитанного. Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения.

С учетом несформированности ВПФ и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии :

Фонематическая;

Оптическая;

Аграмматическую;

Мнестическая;

Семантическая;

Тактильная; Фонематическая дислексия – вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии .

Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем, которое проявляется в трудностях усвоения букв. Это, в свою очередь, связано с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков.

Вторая форма фонематической дислексии

связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа :

Определение наличия (отсутствия) звука;

Определение первого (последнего) звука;

Определение места звука в слове (начало, середина, конец) ;

Определение количества звуков

определение последовательности звуков;

Определение места звука в слове по отношению к другим звукам (соседние звуки) ; При фонематической дислексии ошибки

Оптическая дислексия дислексия

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки : пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.

Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Различные нарушения :

Зрительного гнозиса;

Оптико-пространственного гнозиса и праксиса;

Несформированность пространственных представлений.

Аграмматическая дислексия – проявляется в агроматизмах при чтении. В процессе чтения ребенок не правильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. В процессе чтения у детей с аграмматической дислексией наблюдаются следующие ошибки : изменение падежных окончаний существительных,

числа существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже; прилагательных и существительных, изменение числа, родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, изменение формы, времени и вида глаголов. Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия , проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Мнестическая дислексия . Обусловлена нарушениями речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы.

Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв) . Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия , проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия , которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Основное нарушение при тактильной дислексии -нарушение символьного узнавания букв Брайлевского письма. Слепые дети при чтении смешивают буквы, теряют слова, часто наблюдается угадывающий характер чтения (без прочтения последних букв) . Характер нарушений движений пальцев у слепых детей с дислексией соответствует характеру нарушений движений глаз у зрячих детей (частые регрессии, хаотичные движения) . Р. И. Лалаева выделяет следующие группы ошибок чтения при дислексии :

Замены и смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки, замены графически сходных букв;

Нарушения слияния букв в слоге;

Искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов) ;

Нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения;

Аграмматизмы при чтении, иногда зеркальное чтение; Неречевая симптоматика дислексии

1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.

2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта) . Основные методы и приёмы при работе по преодолению дислексии на уроках литературного чтенияОсновные приемы и методы работы с детьми дислексиками :

1. Оттянуть уши вперёд. Затем назад. Медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

2. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

3. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов :

1. Предложите ребенку “поймать звук” в слове. Для этого дайте ему три карточки, где цветок обозначает позицию звука : в начале, в середине и в конце слова.

2. Определить, чем отличаются друг от друга изображенные на рисунке домики. Затем попросите его отобрать две одинаковые геометрические фигуры несколько экземпляров которых можно предварительно вырезать из бумаги (фигуры и домики можно сделать из цветного картона) Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.

3. Найди в прямоугольниках ту букву, которая отличается от остальных :

4. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква :

5. Буквы играли в путаницу и перемешались. Какие буквы ты видишь?

6. “Глазастики ”Узнай букву пересеченную посторонними линиями :

7. Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные) :

Модифицированные зрительные диктанты

Федоренко – Пальченко.

Диктант №1

1. Тает снег. (8 букв)

2. Идет дождь. (9)

3. Небо хмурое. (10)

Диктант №22

1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45)

2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46)

3. По нашему краю течет красивая полноводная река Енисей. (46) Зеркальное рисование

Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. - чертить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии одинаковой длины, постепенно увеличивать или уменьшать амплитуду движения;

Рисовать то же самое обеими руками вместе;

Рисовать одновременно обеими руками расходящиеся и сходящиеся линии;

Так же рисовать круговыми, синусоидовидными движениями;

Рисовать любое симметричное изображение относительно вертикальной оси;

Рисование несложных орнаментов : совершенствовать от пофрагментарного движения к плавному. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения :

1. Кулак - ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия- разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2. «Оладушки» . Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая - на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена : теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев) . На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке : 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

4. «Лягушка» (кулак - ребро - ладонь) . Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга : кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз :

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь) .

5. «Лезгинка» . Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом - одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски -

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически! Интеллектуально – развивающие словесные игры :

Анаграмма

(греч.) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например : луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами.

Подберите анаграммы к следующим словам :

верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.

(Ответы : ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.) Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой.

Примеры : карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота,

Цепочки слов.

Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку : мышка - мошка - кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, Например :

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

(Возможные варианты ответов : час – бас – бес – вес – век;

час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гонСлова-перевертыши :

молоко - окмоол

игрушка - гришука

кукла - лукка

мама - аамм

каша - аакш

коляска – яклоаск

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота : Слова матрешки

Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга, например :

ПОЛ – ПОЛК – ПОЛКА;

АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК;

КОШМАР – КОШМА – КОМА – КОМ – ОМ.

Побеждает игрок, у которого будет больше всего слов-матрешек или самые длинные цепочки

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он :

1) плохо различает и воспроизводит звуки;

2) с трудом учит стихи;

3) путается в порядке следования времён года и дней недели;

4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;

5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;

6) плохо ориентируется в понятиях “право - лево”;

7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;

8)затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

Таким образом, корректировать трудности в чтении нужно, обеспечивая слаженную работу всех отделов мозга, активно подключая тело или т. н. сенсомоторный уровень.

Литература :

Логопедия - Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.

Актуальность данной темы заключается в том, что у многих учащихся начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессов чтения, развитию словаря и грамматического строя речи. Многие учёные указывают на огромную роль чтения в формировании человека, как саморазвивающей личности. Известный психолог Б.Г. Ананьев писал, что дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма. Своевременное устранение чтения предупреждает возникновение нарушений письма.

Чтение - это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совестной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов. Выделяется две стороны процесса чтения: первая техническая, это восприятие буквенных знаков, соотнесение зрительного образа, вторая - понимание прочитанного. Становление технической стороны идёт поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем к словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный процесс.

Что такое дислексия?

Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском саду должен заподозрить возможные трудности с формированием процесса чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые, когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.

Дислексия - это специфическое нарушение процесса обучения чтению при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.

Следует понимать что дислексия не относится к нарушениям чтения и письма, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии, отклонений в развитии органов слуха и зрения. Это частичная неспособность к освоению навыков чтения, связанная с нарушениями или недоразвитием определённых участков коры головного мозга.

Дислексия - это наиболее распространенное расстройство, встречающееся у детей, которое остается на всю жизнь. Степень тяжести заболевания может быть от легкой до тяжелой. Чем раньше начинается коррекция данного расстройства, тем лучше результаты.

Характеристика детей с дислексией.

Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности при чтении, им тяжело в процессе обучения. Причиной такого расстройства является нарушение некоторых функций в головном мозге ребенка, таких как передача картинки как визуального образа, на то, что человек слышит и понимает. Это не последствие нарушения зрения или слуха, также не в результате слабоумия или недостатка ума.

В первые годы обучения ребенка, может остаться незамеченной. Ребенок боится трудности научиться читать, также могут возникать другие проблемы, связанные с этим заболеванием. У ребенка могут появиться первые признаки депрессии и низкой самооценки. Часто можно наблюдать, что ребенок, как в школе, так и дома, ведет себя неадекватно. Если не лечить данное заболевание, то проблемы в школе у ребенка еще больше усугубятся.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

  • Замены и смешение графически сходных букв (И - Ш, Б - Д, Х-Ж, П-Н, З-В), фонетически близких звуков(звонких - глухих, твёрдых - мягких)
  • Побуквенноечтение, нарушение слияния звуков в слоги и слова.
  • Искажения звуко-слоговой структуры слова (пропуск слогов или буквы, перестановки, добавления, усечение слов).
  • Аграмматизы при чтении (пропускслов, предложений, абзацев; нарушения падежных окончаниях, нарушения соглосования и управления слов).
  • Нарушения понимания смысла прочитанного.

Причины дислексии.

  • Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
  • Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии.
  • Социально-психологическиепричины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.

Чем грозит ребенку дислексия?

Ребенок с дислексией, часто становится объектом насмешек одноклассников, а также объектом недовольства учителей. В школе такой ребенок чувствует себя неуютно, испытывает трудности в общении со сверстниками и педагогами, начинает комплексовать.

Если не попытаться исправить ситуацию, то с возрастом ребенка ждут еще большие трудности и проблемы, среди которых: дезориентация в пространстве; дезорганизация; нарушения коордианации; трудности восприятия и усвоения информации.

Виды дислексии.

1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например, твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также: побуквенное чтение; звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

3. Аграмматическаядислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи.

При этой форме дислексии наблюдается:

  • изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
  • неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
  • изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

5. Мнестическаядислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Коррекция дислексии

Дислексия является нейробиологической особенностью человека и можно лишь помочь ребенку справиться с трудностями, возникающими при дислексии, но не избавить его от дислексии навсегда.

Коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика - еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти расстройства.

Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе - им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Необходимо проводить ранние тренировки с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы.

Кроме того, у дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или новыми словами. Им трудно освоить механическое запоминание так как им нужны контекстные ключи для того чтобы понять значение слова.Дети страдающие дислексией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Предлагаем задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

1. Составление слова из начальных букв.

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

2. Слова потерялись.

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

3. Письмо по памяти.

4. Почини слово.

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

5. Слова на липучке.

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.
ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

6. Игра в слова.

Мы все играли «в города». Просто придумывайте цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама - альбом - мел - луна - аквариум.

7. Найди слово.

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

8. Кулинарная азбука.

Дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы - количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль - твердые согласные, а горох - мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

9. Пишем, лепим, вырезаем.

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выкладывайте из бисера, фасоли, макарон Вариантов множество, было бы желание.

10. Узнай букву по описанию.

«Внимание! Пропала буква, особые приметы - две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

11. Письмо на спине.

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

12. Допиши букву.

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка - восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

13. Назови ласково.

Стул - стульчик, стол - столик, дерево - деревце и пр.

16. Непослушные слова.

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Вывод.

Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.

При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.

При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Дислексия - в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% из них Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино)

Дети-дислексики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение. Дети, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

Список литературы.

  • Аксенова, А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках чтения в 1 - 4 классах вспомогательной школы: учебное пособие / -М.: Просвещение, 1991.
  • Акименко В.М.Речевые нарушения у детей -/ Ростов н/Д Феникс, 2008.
  • Волкова Л.С., Логопедия: Учебник для вузов /-М.: Владос, 2002.
  • Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса:/ Е.Л.Гончарова // Дефектология, 2007.-№1.
  • Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов / -М.: ВЛАДОС,
  • Корнев, А.Н. Дислексия - реально существующее явление или искусственный концепт? / А.Н.Корнев // Дефектология. 2007.№1.
  • Лалаева, Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: пособие для логопедов/ -М.: Просвещение, 1978.
  • Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина, Ростов н /Д.: Издательский центр «МарТ», 2005.
  • Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов. / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, -М, Издательский центр «Академия», 2003.
  • Узорова.О.В. Практическое пособие для обучения датей чтению / Москва: АСТ:Астрель, 20015.

Приемы коррекции мнестической дислексии

(из опыта работы).

Хотя бы один раз в своей практике каждый учитель начальных классов сталкивается с тем, что у некоторых детей процесс овладения чтением связан с большими сложностями и вызывает негативные реакции . Не зная причин, лежащих в основе данной проблемы, и педагоги, и родители чаще всего интерпретируют ее как нежелание ребенка учиться или простое упрямство; обвиняют детей во вредности и обыкновенной лени. Они даже и не догадываются о том, что причиной всему дислексия – неврологически обусловленное, часто наследственное нарушение, препятствующее овладению языковыми процессами.

В зависимости от степени дислексия проявляется в трудностях рецептивной и экспрессивной речи (языка), включая фонологический процессинг; нарушениях письма, чтения, звукового анализа, почерка и иногда математики.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И.Лалаева выделяет фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестичекую, оптическую и тактильную дислексию.

Хочу остановиться более подробно на мнестической дислексии.

Данный вид дислексии обусловлен нарушениями слухоречевой речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв). Поэтому логопедические занятия по коррекции направлены на запоминание графического образа звуков, развитие графомоторных функций, изобразительной деятельности устранение нарушения всех этапов чтения. Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Занятия по коррекции данного вида дислексии направлены на развитие слухоречевой и речезрительной памяти и включает в себя упражнения на развитие слухоречевого и речезрительного запоминания, пространственных представлений, словесного мышления, обогащение словаря, Можно включать задания на дермалексию, на дифференциацию тактильно воспринимаемых букв, как и при тактильной дислексии, а также кинезиологические упражнения, которые направлены на развитие межполушарной симметрии.

Базовым методом коррекции является восстановление работы различных отделов мозга, отвечающих за тонус, за разные формы восприятия, за контроль. Иногда, для того чтобы в тупиковой ситуации появились сдвиги, достаточно десяти занятий общей «энергетической» направленности, тогда на фоне оптимального тонуса заметно улучшаются речевые процессы. А через один-два месяца (или сразу) начинают формироваться новые адекватные интеллектуальные навыки в счете, письме, чтении.

Для мнестической дислексии важно стимулировать работу правого пространственного полушария и связи между левой и правой половинками мозга. Поэтому полезно будет ползание разными способами на животе и четвереньках. Кроме того, на следующем этапе начинают работать с образом и пространственной организацией рисунка буквы: лепят ее из пластилина, вырезают из бумаги, угадывают на ощупь. Для автоматизации буквы подключают все формы восприятия: зрительное (цвет, форма, величина), кинестетическое (кожное и др.), слуховое.

Если есть устойчивый и крайне непродуктивный навык угадывающего чтения, то для его разрушения используют т.н. «рамку»: лист с прорезью размером в одну букву, слог, слово. Этим листом закрывают страницу и читают строго побуквенно сначала, а затем увеличивают размер окошка.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии. Данная методика представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме. Но чтобы овладеть этой методикой, необходимо пройти специальный курс обучения.

Хочу предложить некоторые приемы работы по коррекции мнестической дислексии из собственного опыта.

На своих занятиях с детьми, имеющими сложности в запоминании букв, я использую такие виды работы, в которых задействованы разные воспринимающие модальности. Задания предполагают развитие зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной памяти, что способствует лучшему усвоению предъявляемой информации. Например, при изучении гласных букв на первых порах я

обязательно (как и при традиционном подходе) использую красный цвет (впоследствии я ухожу от цвета, чтобы ребенок ориентировался не на цвет, а на графический образ). Чтобы дети лучше запомнили образ печатных букв я предлагаю каждую изучаемую букву обрисовывать по контуру. Буквы, которые являются для детей шаблоном, обязательно имеют трехмерное измерение, т.е. я беру не плоские буквы, а объемные. Затем мы сверяем обведенный контур с шаблоном. Контур гласных букв мы выделяем красным цветом с помощью ватных палочек и краски. Помимо этого мы обязательно используем пластилин, из которого создаем образ буквы как аналитическим, так и синтетическим способами (если это возможно). Также выкладываем изучаемые буквы из ниток и различных мелких предметов: пуговиц, бисера, наломанных спичек, скрепок и т.д. Работа по закреплению образа буквы продолжается до тех пор, пока ребенок четко не научится находить изучаемую букву на фоне других букв и символов. Для этого я использую таблицы по типу корректурных проб, печатные небольшие стихотворные тексты. Работа по усвоению графического образа занимает несколько этапов и подчиняется принципу: от простого к сложному. На начальном этапе дети находят только один вариант записи буквы (большая печатная, маленькая печатная, заглавная письменная, строчная письменная), а затем все варианты. Так с каждой буквой. А в последующем дети находят сразу несколько разных букв по инструкции логопеда. Обязательно провожу работу над пониманием того, что стоит за словосочетаниями: большая печатная, маленькая печатная, заглавная (письменная), строчная (письменная), потому что то, что нам кажется простым и понятным, у детей с мнестической дислексией (да и у обычных детей) на первых порах обучения еще не сформировалось на уровне понятия.

С печатными буквами проще – там идет ориентир на размер, т.к. большинство печатных букв действительно различаются только размером. С буквами на письме посложнее. Поэтому здесь надо четко сформировать знание о том, что «строчная» буква – это та, у которой главный элемент четко вмещается в строку (в комнатку), а «заглавная» «хочет быть главной, важной, потому и тянется выше потолка» (пол у нас – это нижняя граница строки, а потолок – верхняя). Я не боюсь уходить от научной терминологии даже в более старших классах, потому что термины – это определенная абстракция, а таким детям (да и детям вообще) легче мыслить знакомыми и понятными образами. У нас, вообще, не алфавит, а город фырчалок, хохотушек, хвастушек, певуний, иголочек, ежиков, бабушек, дедушек, лошадок, жуков, собачек, заборчиков, щук, цыплят, котов, тапочек. Некоторые буквы мы изображаем с помощью тела с произнесеним соответствующего звука. Гласные А,О,У,Ы,Э,И мы сопровождаем движением кисти и рук: А – кулачок широко раскрывается, как ротик, О – указательный и большой пальчики смыкаются в кружок, У – рука совершает поступательное движение вперед с вытягиванием кисти, Ы – руки в кулачках прижимаются в плечах, как будто держим гантелю, Э – рука вытягиватся в сторну вверх, как будто кричим другу, который сидит на дереве, И – движение от груди вверх с последующим вытягиванием руки в сторону (любой рукой). Гласные Я,Е,Ю,Е отрабатыватся так же, только перед гласными звуками идет удар кулачками друг от друга (звук и буква Й). Детям очень нравятся такие занятия. Даже «гиперактивникам» некогда заниматься посторонними делами.

Таким образом, при задействовании как можно большего количества воспринимающих модальностей и многократном повторении дети гораздо легче запоминают буквы.

Бывает, что образ какой-либо буквы ребенку абсолютно не дается для запоминания. Тогда я подключаю способ ассоциаций либо с какими-то животными, предметами, значимыми людьми, событиями, либо с помощью вкусовых или обонятельных ассоциаций.

Обязательным в работе я считаю исспользование апперцепции, которая является большим помощником. Например, для лучшего усвоения образа букв я использую игру «Чудесный мешок», где дети наощупь определяют, какую букву они нашли. Если задание выполняется правильно, ребенок объясняет, как он догадался. А если неверно, то ему это буква отдается, чтобы он обвел ее на бумаге, вырезал по контуру (причем, вся эта работа сопровождается обязательным называнием буквы вполголоса, пока другие продолжают доставать буквы из мешочка). Затем ребенку предлагается закрыть глаза, тщательно ощупать пластмассовую букву, произнести ее название и положить в мешочек. Перемешиваю буквы и предлагаю ребенку среди других букв найти именно эту. Такой вид работы способствует лучшему усвоению образа букв и, к тому же, очень нравится детям. А положительные эмоции всегда являются хорошим спутником в любой работе.

Очень люблю на занятиях использовать плакаты с «контаминированными» буквами. На них можно проводить сразу несколько видов работы, как и с корректурными пробами. Но здесь развивается еще и пространственное восприятие и представление, что немаловажно для детей, страдающих мнестической дислексией.

Для развития слухоречевой памяти и внимания использую игру «Путаница»: называю детям части тела, а показываю другие. Дети должны ориентироваться только на словесную инструкцию, а не на увиденное. Очень хороша для развития слухоречевой памяти игра «Ручеек-речка-море-океан». Суть этой игры заключается в следующем. Детям предъявляется предложение из 4-х слов. Затем логопед говорит, например, «ручеек – речка», а дети должны вспомнить первые два слова из предложения и назвать их. Если логопед говорит «океан – море», дети должны назвать последнее и предпоследнее слова соответственно. Комбинации заданий в игре могут быть разными на выбор логопеда.

Для развития межполушарной симметрии мы с детьми рисуем двумя руками (см. « Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов С. В.Коноваленко), пишем буквы поочередно и ведущей, и неведущей рукой, играем в игры – трехминутки «Сегодня главная – левая», «Руки – подружки» и т.д. Так же используем руки при ловле мяча и в других упражнениях.

Большим подспорьем в работе являются всевозможные обучающие диски от сайтов « Videourok » и «Мерсибо».

На наших занятиях, помимо коррекции дислексии, дети учатся работать на личный и общий результат, решать проблемные задачи, выстраивать коммуникации на уровне «ученик-ученик», «ученик-учитель», пополняют пассивный и активный словари, развивают лексически и грамматически правильную связную речь. Все занятия выстроены таким образом, что при выполнении задания, дети кому-то помогают: спасают кошечку от собачки, устраивают праздник для смешариков, наряжают новогоднюю елку и т.д. Для каждого ребенка на занятии создается ситуация успеха, а после каждого занятия заполняется экран «Цвет моего настроения». Занятия детям очень нравятся, а положительные эмоции - хороший стимул.

Хочу заметить: чтобы помочь ребенку справиться с проблемой дислексии, нужна специализированная помощь, но и педагоги, и родители тоже могут внести свой посильный вклад в коррекцию данного нарушения, тесно сотрудничая с логопедом.

Макарова Е.Р., учитель – логопед,

практический психолог, олигофренопедагог,

МБОУ ООШ№21,п.Чульман,

Республика Саха (Якутия).