Как воспитать детей счастливыми. Лучшие правила как вырастить ребенка счастливым

12.07.2019

Родители всегда хотят гордиться детьми, задаются вопросом, как вырастить ребенка счастливым, успешным и способным преодолеть препятствия и реализовать все хорошее, что вложили в него в детстве. Давайте поговорим о том, какие наши действия помогут сделать наших детей преуспевающими, невзирая на мнение окружающих, собственные задатки и различные внешние обстоятельства. Не стоить лепить и переделывать человека под собственные желания. Успешным может стать только счастливый человек.

Многие черты характера и отношение к жизненным обстоятельствам мы выносим из собственной семьи. Опыт, ставший мировоззрением, формируется в собственном в детстве. Полезные привычки, отношения с людьми, многие полезные качества, ставшие нормой и принесенные во взрослую жизнь.

В школе не учат успешности. Ругают за излишнюю инициативу, отчитают за проявления самовыражения. В школе удобны управляемые ученики. Развивать нужные качества придется родителям.

Как воспитать успешного и уверенного человека

Как же вырастить и воспитать ребёнка успешным человеком? Такой вопрос задавала себе каждая мама. Что это значит в нашем современном мире технологий, с необходимостью успевать за скоростью движения науки и техники?

Характер человека формируется, начиная с первых месяцев и до конца жизни. Именно поэтому каждая здравомыслящая мать должна, держа младенца на руках, дать ответить на один из сложных вопросов жизни: «Кого я хочу вырастить; я хочу видеть моего ребёнка сильной личностью или просто плывущим по течению?»

Если будет принято решение в пользу первого варианта – будьте готовы нелегкому пути, зато отпрыск потом будет вам благодарен.

Воспитывая сильную личность, стоит помнить о главных приемах в формировании уверенного человека:

  • Любите ребенка просто так; не за то, что он сделает
  • Уважайте малыша и подростка, а также сделанный им выбор
  • Общайтесь на различные темы, которые ему интересны
  • Всегда поддерживайте
  • Позвольте ему заниматься любимым делом
  • И последний, но не менее важный прием – научите еще малыша иметь в жизни собственные ценности, приоритеты и принципы

Эти несколько пунктов должны стать основой воспитания для взрослых. Ребёнок должен жить в атмосфере любви, уважения, понимания со стороны родных людей. Ни отец, ни мать не должны навязывать уже взрослому сыну и дочке собственные несостоявшиеся ожидания. Человек – отдельная личность со свойственными только ему привычками и характером. Каждый ребёнок – индивидуальность.

Не менее важным аспектом: научить чадо не обращать особое внимание на мнение окружающих. Человек должен быть тем, кем он хочет, а не соответствовать мнению окружающих людей. Пусть будут неудачи, осуждение, но, главное стать уверенным в себе. Можно стать, не слишком богатым, но счастливым… Успешным и счастливым в работе, в семье, в отношениях с людьми.

Качества успешной личности

  1. Наверно странно прозвучит, но не отсутствие неудач делает человека успешным, а способность их преодолеть и учиться на ошибках. Настойчивость приводит к успеху. Малыш раз за разом возвращается к попытке склеить макет машины будущего? Это не глупое времяпрепровождение, а желание добиться задуманного результата.
  2. Умение достойно реагировать на проигрыши и извлекать из них правильные уроки.
  3. Приучать самостоятельно думать, находить информацию и анализировать ее, а не пользоваться готовыми решениями. Сегодняшние школьные тесты с угадыванием варианта не лучший способ принятия правильного решения.
  4. Самостоятельность в принятии решений и умение отстаивать собственное мнение.
  5. Коммуникабельность и умение грамотно выражать мысли, способность донести информацию до слушателя.
  6. Способность слушать и слышать, грамотно выстраивать позитивные отношения с окружающими и поддерживать эти отношения долгое время.
  7. Умение планировать время и собственные дальнейшие действия. Адекватно оценивать возможности и формировать наилучшее развитие событий.
  8. Правильно оценивать время.
  9. Здоровый оптимизм и умение мыслить позитивно. Не впадать в панику и реально оценивать трудности. Гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Любая ошибка — приобретенный опыт. Не стоит бояться неправильных действий, гораздо хуже бездействие.
  10. Обладать уверенностью и готовностью брать на себя ответственные решения в сложных ситуациях.
  11. Самокритичность и здоровое чувство юмора помогут в сложных ситуациях. Оставаясь человеком в любой ситуации, человек завоевывает уважение окружающих и приобретает единомышленников. Вместе легче двигаться к цели. Распределение обязанностей разгружает каждого и работает на общее дело.
  12. Стремление развиваться, учиться и узнавать новое способствуют развитию и личностному росту. Получение удовольствия от любимого урока, поможет справляться и с нелюбимыми предметами.
  13. Психологическое и физическое здоровье, именно они помогут достичь поставленных целей. Пусть сын и дочка ходят в секции, бегают, прыгают и лазают по деревьям. Удобные дети, сидящие в уголке, не становятся лидерами. Здоровый, сильный человек скорее добьется поставленных целей. Он уверенней, спокойней сверстников.
  14. Зрелость в оценке реальных возможностей и текущих событий.Поэтому прежде чем пытаться «раскрыть» ребенка и заставлять больше общаться с окружающим миром, родители должны разобраться, действительно ли виной тому комплексы.

Как отличить ребенка с комплексами от интроверта

Некоторые родители замечают, у ребенка мало друзей. Он застенчивый, теряется в общении с незнакомцами, и считают — у него комплексы. Бросаются силы на раскрепощение, чтобы в будущем он стал уверенным в себе и гармонично жил в обществе.

Бывает, отпрыск от природы закрытый. Тогда попытки со стороны мамы и папы его перевоспитать, будут восприняты сродни давлению. Он еще больше замкнется. Вот несколько различий между интровертами и человеком с комплексами:

  1. Ребенок с комплексами панически боится выступать на публике. Интроверту просто некомфортно стоять перед большим количеством людей, хотя он и не боится их.
  2. Закомплексованный малыш не умеет знакомиться с новыми людьми и заводить друзей. У интроверта мало друзей, но он любит проводить с ними время и охотно общается. Однако он любит бывать один.
  3. Ребенок с комплексами сбивается и заикается, не способен выразить мысль, интроверт говорит тихо, но ясно и четко.

Детские комплексы: какие они бывают

Комплексы – мешающие человеку достичь успеха в разных сферах жизни, например, строить здоровые отношения с разными людьми или карьеру. Человек считает, себя не достойным жить счастливо, ведь он некрасивый, он просто не сумеет, он неудачник. Почему? Откуда эти комплексы?

Психологи и педагоги утверждают: многое закладывается именно в детском возрасте. Мамы и папы дают детям установки, которые влияют на него всю жизнь. Как же не развить в малыше комплексы и помочь ему избавиться от уже имеющихся?

Разве взрослый не хочет своему ребенку лучшего? Но иногда мама и папа возлагают на чадо слишком большие надежды, тем самым развивая в нем массу комплексов. Например, папа хочет видеть сына юристом, потому что у самого в молодости не получилось.

Теперь сын живет не своей жизнью, а воплощает отцовские мечты, при этом он совершенно несчастлив. Другая мама так переживает за сыночка и настолько окружила вниманием, что тот привык держаться за ее юбку и не умеет принимать решения самостоятельно.


Памятка, как не заложить в ребенка комплексы

  • Дети постоянно берут пример с родных. Общаясь с детьми, стоит следить за собственным поведением, умеете ли вы находить выход в различных ситуациях. Например, мама и папа не могут ответить на хамство незнакомого человека, постоять за себя. Чадо будет считать такое поведение нормой.
  • Еще один пример неправильного выбора методики воспитания – сравнивать собственного ребенка с другими. «Посмотри на сына тети Гали, хорошо учится и маме помогает, а ты!». Родители, ругая малыша за проступок, ставят ему в пример другого.
  • Эффективный путь вселить в чадо неуверенность – перестать поддерживать его в мечтах и стремлениях. Малыш может воображать себя супергероем либо поваром, готовящим вкусную, невидимую еду, но вместо поддержки он получает в ответ — «тише», «мне не до тебя», «прекрати эти игры», «не позорься».
  • Чрезмерная похвала тоже навредит. Малыш станет зависимым от этой похвалы, а в будущем будет остро реагировать на любую критику. Лучше всего сказать: «Ты мне помог помыть посуду, теперь мы с тобой успеем почитать книжку до сна», вместо: «Ты молодец, умница, помыл посуду».

Какие комплексы могут проявиться у ребенка при неправильном воспитании

  1. Постоянное чувство тревоги
  2. Неуверенность
  3. Нерешительность
  4. Застенчивость, боязнь публики/незнакомцев
  5. Комплексы из-за внешности у подростков

Одна из частых причин комплексов – недовольство собственной внешностью. Большинство из недостатков надуманы, вроде слишком длинного носа и больших ног. Часто недостатки внешности можно легко исправить. Например, у мальчика проблемы с лишним весом. Просто стоит привить ему любовь к правильному питанию и физическим нагрузкам.

С появлением прыщей постараться, чтобы ребенок не считал их концом света. Мама и папа должны объяснить чаду: с возрастом внешность человека меняется, и многие проблемы исчезают либо теряют важность. При больших высыпаниях стоит просто подобрать средство от юношеских акне и воспалений.

Превратите неловкие ситуации, в которые попал отпрыск в шутку. Важно шутить не над недостатками, а именно над ситуациями! В современном мире никто не застрахован от появления комплексов. Задача родителей – помочь дочери и сыну преодолеть их.

  • Проявлять излишнюю требовательность
  • Давить и требовать выполнения взрослых решений
  • Не давать совершать собственные ошибки
  • Постоянный контроль

Как развить лидерские качества у ребенка

Можно ли воспитать лидерские качества, которые помогут подрастающему ребенку достичь успеха в жизни? Перед родителями стоит непростая задача сформировать в детях способность эффективно достигать поставленных целей, оставаясь уважаемым человеком.

Чем раньше взрослые перейдут от мечтаний к реальности, тем лучше дети реализуют собственные таланты. Не столь важно, кем хотят видеть сына и дочь родители, важнее собственные реализованные возможности и таланты подростка. Мамам, папам и родственникам главное не переусердствовать в стремлении вырастить супер — человека и специалиста.

Успешным становится только человек с адекватной здоровой самооценкой. Ребенок должен постоянно чувствовать, вы любите его всяким: с ошибками и разочарованиями, с победами и без них. Хвалите малыша за маленькие достижения, не ругайте за промахи.

Почаще обнимайте любимое чадо, он должен чувствовать хорошее отношение родных и поддержку в самых разных обстоятельствах. Постарайтесь уважать решения малыша. Он заигрался и не хочет идти спать, помогите закончить игру. Не обрывайте процесс на самом интересном месте, хоть пришла уже пора спать.

Маленькому человеку игра настолько же важна, насколько для вас работа. Достройте вместе робота из конструктора, поставьте в гараж машины, похвалите за хорошую уборку и отправляйте умываться. И малыш, и подросток должен чувствовать спокойную уверенность в том, что он лучший и его действия не подвергаются постоянной критике.

В следующий раз напомните ему заканчивать игру пораньше, предоставьте право выбора, чем он займется до сна. Обсуждайте планы, советуйтесь в том, в чем он сможет дать совет. Обсуждайте планы на день и отношение к мультфильму. Таким образом вы развиваете исподволь качества успешного человека.

Выбирайте вместе новую книгу расцветку покупаемого стула. Так он будет чувствовать свою значимость. Обсуждайте различные случаи. Так он учится выражать собственные мысли.

У детей собственные таланты и возможности. Помогите им развиваться, не препятствуйте занятиям в кружках по интересам. Находите вместе интересную литературу, обсуждайте его желания и достижения.

Занимайтесь с ребенком сами, развивайте имеющиеся природные способности. Поощряйте инициативу и любознательность. Они пригодятся в жизни. Знания лишними не бывают.

Малыш боится признаться в собственной оплошности? Не ругайте, придумайте вместе выход из сложившейся ситуации.

Постарайтесь выполнять собственные обещания и учите тому же детей.

Научите ценить время и чувствовать временные промежутки. Работа, не выполненная в срок, теряет ценность.

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной

Учимся понимать и помогать хорошему шустрому, подчас неуправляемому, но инициативному и любознательному ребенку. Спокойные дети удобней, но мы хотим от отпрыска не удобства для окружающих, а достижения собственных целей. Не люди с массой комплексов становятся лидерами и двигают прогресс.

Важно понять, чего действительно хотят наши дети, чем увлекаются. Взрослеющий человек может жить по своему сценарию. И выбрать целью деньги – не всегда лучший вариант.

Чему стоит научить детей для хорошего старта в жизни

Самостоятельность вместе с инициативой помогут добиться задуманного, а вместе с упорством и прочими качествами лидера могут сотворить невозможное.

Поведение мам и пап впитывается детьми с рождения. Неосознанно ребята копируют привычки и поведение родных. Даже протестуя и отстаивая непонятные нам идеи, ребята копируют многие качества мам и пап.

Станьте интересными родным и окружающим. Найдите совместные увлечения с детьми. Добивайтесь успехов, станьте примером для ребенка. Он должен гордился вами, тогда и сам захочет стать вашим достойным продолжением.

Стандартное образование

Стандартное образование – хороший вариант, в случае если человек желает, чтобы его ребенок не выделялся. Многие люди, добившиеся большого успеха, начинали работать с детства, иногда даже бросали учебу ради этого.
Важно, не заставлять тупо исполнять взрослые распоряжения. Родителям следует помнить: у детей своя жизнь и судьба.

Научить трудолюбию

Заработать богатство сложно. А работать еще труднее. Потребуется масса сил и времени. Следует подготовить детей и научить: хотите достичь успеха – нужно будет эффективно работать.

Научить коммуникабельности

Если дети хотят добиться успеха – им придется научиться помогать посторонним людям с их трудностями. Тогда люди сами готовы будут отдать свои деньги. Нужно уметь относиться к людям уважительно, и научить этому детей. Научить их не осуждать и уметь заводить новые знакомства. В современном деловом мире, навык коммуникабельности и активная жизненная позиция – наиболее важные качества человека, который желает достигнуть успеха.

Научить делиться

Хотите много получать от окружающего мира – пригодится умение делиться с людьми. Прекрасный пример: один отец гулял вместе сыном, и они встретили уличного музыканта, выглядел тот нищим бродягой, но играл красиво. Отец завязал беседу с музыкантом, и в ходе разговора оказалось, что он – бомж.

Вместе отправились в офис компании, и там музыкант сходил в душ, а позже его накормили. Также отец отдал ему небольшую сумму денег, чтобы бродяга нашел, где переночевать.

Объяснить, что такое ложь и предательство

Конечно не на личном примере. Детям стоит знать, есть большое количество людей, которые пользуются доверием других. Ребята обязаны знать, мир — не идеальное место, и далеко не все будут желать им счастья и добра. Следует научить их, но позволить убедиться в этом самостоятельно. Иного пути не существует.

Судьба человека определяется его личными качествами, а эти качества воспитывают еще в детстве. Чтобы вырастить малыша достойным и успешным человеком – придется уделить большое внимание процессу воспитания. Развивая у ребенка правильные качества, вы гарантируете ему достойную жизнь. Главное в погоне за успехом не забывать главного: воспитываем не только смелого, самостоятельного, решительного, но и достойного человека.

Для ответа на вопрос, как воспитать ребенка успешным, придется приложить массу усилий. Можно воспользоваться консультацией психолога или прочитать книги на эту тему. Сейчас есть много тренингов для подростков: на развитие лидерских качеств и умение правильно выражать свои мысли.

Качества характера, сильные и слабые зарождаются еще в раннем детстве, и какой личностью будет взрослеющий ребенок зависит от вас. Показывайте свою любовь детям!

На этом я с вами сегодня прощаюсь. Мира, любви и спокойствия желаю всем матерям и отцам! До встречи на блоге Маривлада.

Представьте себе такую картину. Детский день рождения. Хозяйка выносит десерт – два вида мороженого на выбор: с кусочками печенья и фруктовое. Одна маленькая гостья, хорошенькая семилетняя девочка, неожиданно поднимает крик. Причина – она хочет мороженое с шоколадной крошкой. Которого нет. Остальные гости – и дети, и взрослые – недоумевают. Истерика набирает обороты. Девочка заходится криком, брыкается и дерется, требуя во что бы то ни стало мороженое с шоколадной крошкой. Все ждут реакции мамы. Та в замешательстве. Она пытается успокоить дочку, уговорить ее попробовать то мороженое, которое есть. Безрезультатно. В конце концов мама сама спешно запихивает себе в рот злосчастное мороженое с бис­квитом, а ее чадо продолжает истошно реветь. Атмосфера праздника подпорчена.

Вам приходилось когда-нибудь наблюдать нечто подобное? Мне – да! И даже приходилось участвовать в таких ситуациях самой, пытаясь воззвать к разуму своего капризничающего малыша. И тоже без особых успехов.

Эту сцену (позаимствованную из собственных наблюдений) описывает на первых страницах своей книги американская писательница Робин Берман. Она – практикующий психолог, профессор психиатрии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и мама троих детей. Ее книга «Баловать нельзя контролировать: Как воспитать счастливого ребенка» вышла и в России. (Если честно, ее английское название мне нравится чуть больше: Hate Me Now, Thank Me Later – «Ненавидишь меня сейчас – поблагодаришь потом».) На Западе эту книгу, за несколько недель ставшую бестселлером, уже окрестили Библией современного родительства, а саму Робин – главным семейным гуру. Ею зачитываются в том числе и знаменитости. Например, актриса Риз Уизерспун, у которой тоже трое детей (двое из них посещали тот же детский сад, что и дети Берман), при каждом удобном случае всячески расхваливает эту книгу, предлагая положить ее в каждую послеродовую палату.

Сама автор пишет, что, годами собирая материал – из собственного опыта, из многолетней практики семейного консультирования, данных исследований, а также сотен интервью родителей и детей, – она создала «средство профилактики родительских ошибок». Главный посыл: современные родители потеряли ориентиры в воспитании и, сами того не желая, нередко портят жизнь детям. «В прежние времена дети боялись родителей, сегодня с успехом подавляют их», – утверждает Робин Берман. В числе главных ошибок пап и мам XXI века – гиперопека, когда мы все решаем за детей, пытаемся предвидеть и проконтролировать каждый их шаг; чрезмерная лояльность и отсутствие четких границ, когда, пытаясь переписать историю своего детства, мы позволяем отпрыскам садиться на шею и эмоционально нас подавлять; перфекционизм, когда мы пытаемся навязать детям собственные нереализованные амбиции и заставить их соответствовать каким-то стандартам...

И отсутствие прочной эмоциональной связи – безусловной любви, без которой ребенку крайне сложно вырасти полноценной личностью и установить доверительные отношения с миром.

Признаться, у меня эта книга тоже в последнее время стала настольной. Особенно та часть, где говорится про границы. Я отчаянно не хотела бы копировать традиционный советский стиль воспитания – он мне кажется чересчур карательно-подавляющим. Но моей собственной стратегии не хватает твердости и последовательности. Масла в огонь подливает чувство вины, что я не провожу с ребенком столько времени, сколько ему бы хотелось. Последнее актуально для многих работающих мам. Подруга, мама трехлетнего сына, которой периодически приходится пропадать на работе и в командировках, признается, что редко приходит домой без подарка – у нее заранее закуплен арсенал маленьких машинок, зверюшек и т.п. Малыш теперь каждый раз требует подарков не только от мамы, но и от всех, кто приходит в дом. Поэтому я уверена: 10 главных правил воспитания от Роберт Берман будут полезны для многих сегодняшних мам.

1. Не пытайтесь дружить с детьми

«Мы – поколение угодливых родителей, которыми помыкают собственные дети», – пишет Берман. По ее мнению, детям в лице родителя в первую очередь нужен «великодушный диктатор» – лидер, авто­ритет, эмоционально устойчивый человек, который может понять, поддержать и направить в нужную сторону. И в случае необходимости сказать твердое «нет». «Дети не обязательно должны понимать причины ваших поступков. В отличие от них, вы обладаете опытом, знаниями и способностью видеть перспективу, что детям пока недоступно», – объясняет психолог. Одно дело – уважать чувства и потребности детей, другое – потакать любому их капризу.

2. «Нет» значит «нет»

«Ребенок имеет право на любые чувства, но не на любое поведение», – настаивает Берман. Поэтому четкие границы и дисциплина – фундамент правильного воспитания. А вот от политики кнута и пряника лучше воздерживаться. Страх, стыд и постоянная критика – так же, как и попытки «задобрить», подкупить ребенка, – одинаково разрушают личность. «Ваша задача – учить и вдохновлять, а не стыдить и карать», – пишет психолог. Но при этом ребенок должен верить вашему «нет», которое означает не «может быть», а – «торговаться бесполезно». В случае с девочкой, закатившей маме истерику на детском дне рождения, Берман рекомендует следующую тактику: признать чувства ребенка, но сразу обозначить границу, сказав, что так себя вести нельзя; дать возможность выбрать самой стратегию поведения, а в случае непослушания – увести ребенка с праздника, чтобы это послужило ему уроком.

3. Позвольте детям получить собственный опыт

Спотыкаться, падать, разбивать коленки, драться с другими детьми, совершать ошибки, проваливать экзамены – и самостоятельно справляться с разочарованием. Чтобы в будущем они смогли взять ответственность за свою жизнь. На детской площадке я часто встречаю мам, которые ни на минуту не вылезают из песочницы, активно вмешиваясь в занятия двухлеток. «Если вы относитесь к детям так, будто они сделаны из стекла, они действительно окажутся слишком хрупкими при столк­новении с реальностью», – предупреждает Берман. Увы, во многом благодаря гиперопеке родителей дети сегодня гораздо меньше приспособлены к жизни – они стали более зависимыми, эгоистичными, чаще страдают тревожными расстройствами и во что бы то ни стало стремятся избегать рисков.

4. Не перебарщивайте с похвалой

Особенно фальшивой. Или незаслуженной. Безусловно, малышей надо всячески поддерживать, но – соблюдая меру. Берман, например, вообще предлагает убрать слово «самый» из арсенала комплиментов в адрес ребенка. Есть исследования, что дети, которых перехвалили в детстве, во взрослом возрасте пасуют перед трудностями, плохо воспринимают критику и в целом очень зависимы от чужого мнения.

5. Позврослейте сами

Ничто так не бьет по психике детей, как эмоциональная незрелость родителей. «Станьте таким родителем, о котором всю жизнь мечтали, – сначала для себя самого, а потом и для детей», – советует Берман. Это сложно – особенно если мы в детстве чего-то недополучили и всю жизнь неосознанно пытаемся это компенсировать. Наши собственные неврозы и проекции часто мешают почувствовать душу ребенка, его истинные желания и потребности. Но работать с этим можно – прежде всего, через познание себя.

6. Фильтруйте речь

В первые шесть лет жизни малыши с трудом отличают реальность от вымысла. Поэтому все, что говорят родители, глубоко западает им в душу. «Если вы называете ребенка непослушным, эгоистичным, ленивым, высока вероятность того, что он поверит вам. Эти слова окажутся встроены в его личность раньше, чем он сможет задаться вопросом, правда это или ложь», – пишет Робин Берман. Точно так же следует как можно раньше научить детей выражать свои чувства, никого не обвиняя и не обзываясь. Берман в частности советует запретить им фразу «это все из-за тебя».

7. Не сокращайте детям детство

У многих современных детей практически нет свободного времени – их с раннего детства без конца таскают по всевозможным занятиям и секциям, а нагрузка в школах с каждым годом растет. Да, им некогда скучать – и в этом кроется проблема. «Скука – кладезь возможностей, – пишет Берман. – Как дети смогут разобраться в себе, если у них нет времени побыть наедине с собой?» Сегодня родители часто одержимы идей не упустить ни одной возможности, которую можно предоставить детям. А ведь им просто нужно наше внимание и время, и ни один модный кружок не заменит неспешного семейного общения, игр на природе и прочих атрибутов мира детства.

8. Сохраняйте семейные традиции и ритуалы

Семейные ужины, совместные просмотры фильмов и приготовление еды, поездки... Все это – основа базовой безопасности, та самая почва, которая будет поддерживать ребенка всю жизнь. «Ребенок с ясным ощущением “мы” становится способен развить в себе четкое понимание своего “Я”», – настаивает Берман.

9. Будьте честными и последовательными

Безусловная любовь к ребенку – основа для формирования адекватной личности. Но при этом дети должны вам верить. Берман, например, советует исключить из арсенала воспитания угрозы, которые никогда не выполняются: «Будешь плохо себя вести – уйду, и ты останешься один» или «Еще раз сделаешь так, и я...»

10. Меньше слов

Берман считает, что сегодняшние родители ведут с детьми слишком много разговоров, нагружают детей слишком большим количеством информации, а еще часто ставят их в позицию выбора, который малыши еще не в состоянии сделать сами. «Говорите меньше, сужайте пространство выбора, выбирайте простые формулировки», – советует она. Один из ее любимых методов разрешения капризов и споров – reverse negotiation, «переговоры наоборот». Спокойно заявите ребенку, что не собираетесь с ним торговаться (внутренне заранее смирившись с его недовольством). Если в ответ возникает бунт, то говорите, что он не получит не только того, на что надеется, но и того, что было обещано с самого начала. Не поверите, но такая стратегия работает – я много раз проверяла».

Работа над ошибками

Елена Разухина, педагог-психолог, преподаватель Образовательного центра «Аристотель» (aristotel-arbat.ru), – о том, как избежать двух главных промахов современных родителей.

Гиперопека

Малыш не успел сказать, что хочет пить, а ему уже несут стакан воды. Не успел подойти к лестнице, а уже слышит: «Подожди, там можно споткнуться, я тебе помогу». В итоге у ребенка формируется представление, что близкие знают, чего он хочет. Он лишается инициативности, растет с ощущением, что кругом опасность, а справиться с ней может только взрослый. И в его жизни не появляются маленькие победы.

Что делать?

Дослушивайте просьбы детей до конца и по возможности вовлекайте их в процесс: «Ты возьми стакан, а я налью тебе воды».

Не запрещайте, а объясняйте. Если у вас подвижный ребенок, в ваших силах обезопасить его, не превращаясь в личного телохранителя.

Научите, как правильно спускаться с лестницы, переходить дорогу, забираться на горку и т.д.

Доверяйте ребенку. Если малыш не хочет есть, это не значит, что он заболел. Может, он действительно не успел проголодаться, даже если «прошло два часа после обеда».

Отстраненность

Современные родители часто слишком рано перекладывают ответственность и принятие решений на детей. Это не дает им шанса научиться сотрудничеству и взаимопомощи, почувствовать заботу и участие семьи.

Что делать?

Разделите все дела на три группы: «вместе», «сам», «взрослые».

Помогайте ребенку вопросами: «Что могло бы помочь тебе сделать…», «Давай подумаем, как можно…»

Фото: архив пресс-служб, Getty Images

Инструкция

Во-первых, начинать всегда нужно с работы над собой. Например, несчастные родители не смогут вырастить счастливых детей, точно также дело обстоит и с вышеупомянутым успехом. Если родители сами ни к чему не стремятся, то с кого детям брать пример, ведь именно мама с папой на протяжении первых лет жизни являются их наставниками и авторитетами. Кроме того, нужно помнить о том, что эмоциональное состояние родителей передаётся детям, причём, если оно является негативным, то и на ребёнке это скажется не лучшим образом.

Естественно, родителям на работе частенько приходится нервничать, но вот приносить этот стресс домой точно не стоит. Дети очень остро чувствуют настроение близких людей и перенимают его.

Во-вторых, нельзя слишком сильно опекать собственное чадо, обычно к этому склонны именно мамы, они пытаются уберечь своего ребёнка абсолютно от всех бед, при этом не дают ему ступить и шагу самостоятельно. Да, родители делают это из лучших побуждений, да и привыкнуть к автономии собственного ребёнка не просто, но важно уметь адекватно смотреть на ситуацию и понять, что если не давать ребёнку необходимой самостоятельности, то в дальнейшем он очень сильно от этого пострадает. Как сможет добиться успеха тот, кто привык, что все делают за него окружающие? Ответ очевиден.

В-третьих, если посмотреть на успешных людей, то можно отметить, что абсолютно все они являются очень коммуникабельными, и это не спроста. Данное качество действительно необходимо каждому человеку, имея его, гораздо проще продвигаться вперёд по жизненному пути, достигать высот. Дело в том, что в процессе жизни так или иначе приходится встречаться с различными людьми, с которыми необходимо общаться, если не уметь этого делать, то с места сдвинуться не получится. Развивать коммуникабельность тоже должны родители и тоже на собственном примере. Если мама с папой никогда не общаются со своими друзьями или у них вовсе нет друзей, то ребенок не будет понимать, как вообще с ними нужно вести себя. Общение является абсолютно естественной потребностью человека и об этом нужно помнить.

В-четвёртых, своего ребёнка нужно любить, и он должен это чувствовать. Пожалуй, это является самым главным. Дети, которых не любили или по отношению к которым не проявляли это чувство, вырастают очень несчастными, замкнутыми в себе и закомплексованными. Как правило, они боятся выделяться из толпы, им проще быть на вторых или даже третьих ролях, ведь именно родительская любовь способствует тому, что ребёнок становится более уверенным.

Если вы спросите родителей, чего они хотят для своих детей, какой будет ответ? Они хотят, чтобы их дети были счастливы. Существует множество информации о том, как вырастить детей умными и успешными, но как вырастить детей счастливыми?

— из книги Кристины Картер: «Raising Happiness: 10 Simple Steps for More Joyful Kids and Happier Parents» (Повышая счастье: 10 простых шагов для более радостных детей и счастливых родителей)

Иногда бывает трудно найти баланс между тем, что необходимо для детей, и тем, что делает их счастливыми. Но эти вещи не должны быть взаимоисключающими. Счастливые дети вырастут и станут успешными, опытными взрослыми.

Представляем 10 шагов, как вырастить детей счастливыми, подкрепленных научными исследованиями.

Шаг 1: станьте счастливым

То, насколько счастливы вы, влияет на то, насколько счастливы и успешны ваши дети. Исследования довели, что существует связь между матерями, которые переживают депрессию, и “негативными последствиями”, которые отражаются на поведении их детей. И дело не в генетике, поскольку исследования не нашли генетической связи в том, что у счастливых родителей растут счастливые дети.

Так что уделяйте время для себя, встречайтесь с друзьями, отдыхайте, ищите хобби. Смех заразителен — общайтесь с друзьями или членами семьи, которое будут смеяться с вами. Даже если это не поднимает вам настроения. Неврологи считают, что, слушая смех другого человека, мозг запускает зеркальную реакцию, и человек чувствует себя так, будто он тоже смеется.

Шаг 2: учите детей строить отношения

Никто не отрицает, что изучение взаимоотношений является важным — но сколько родителей на самом деле тратит время, чтобы научить детей относиться к другим правильно?

Начните с малого — поощряйте детей делать добро, чтобы развить у них сочувствие. Это не только создает необходимые навыки и делает ваших детей лучше. Исследования показывают, что в течение длительного времени они становятся счастливее.

Шаг 3: ожидайте стараний, а не безупречности

Примечание для родителей-перфекционистов и мам-тигриц: будьте проще. Неустанное стучание по барабану достижений портит ребенка. У родителей с завышенными ожиданиями, скорее всего, дети растут с высоким уровнем депрессии, тревожности и токсикомании по сравнению с другими детьми.

Суть проста — хвалите усилия, а не природные способности.

Исследование показало, что дети, которых хвалили за их интеллект, выбрали более легкий пазл. Они не собирались рисковать, боялись совершить ошибку и потерять свой ​​статус — “умный”. С другой стороны, более чем 90% детей, которых поощряли думать, размышлять, искать решение, выбрали более тяжелый пазл.

Когда мы хвалим детей за усилия и тяжелую работу, которая приводит к достижениям, они хотят участвовать в этом процессе. Они не отвлекаются и не заботятся о том, какими умными они могут (или не могут) выглядеть.

Шаг 4: учите оптимизму

Не хотите иметь дело с неприветливым подростком? Тогда научите его, пока он еще ребенок, мыслить позитивно и видеть во всем светлую сторону. Оптимизм так тесно связан со счастьем, что их практически можно приравнять.

Дети, наученные думать и интерпретировать мир с оптимизмом, менее склонны к депрессии, когда наступает период полового созревания.

Если сравнить оптимистов и пессимистов, то оптимисты:

  1. Более успешны в школе, в работе и в спорте.
  2. Здоровее и живут дольше.
  3. Женятся более удачно.
  4. Менее склонны к депрессиям и тревожности.

Шаг 5: учите эмоциональному интеллекту (EQ)

Эмоциональный интеллект — это умение, а не врожденная черта.

Думающие дети естественным путем придут к пониманию собственных эмоций (не говоря уже о других). Первый и самый простой шаг — сопереживать, замечать и доверять, когда они борются с гневом или разочарованием.

Пример:

Молли: “Я очень-очень-ооооочень сержусь на тебя”.

Мама: “Ты сердишься на меня, ты очень зла на меня. Расскажи мне, почему. Ты огорчилась, потому что я не позволяю тебе играть на компьютере прямо сейчас?”

Молли: “ДА!! Я хочу поиграть на компьютере прямо СЕЙЧАС”.

Мама: “Ты, кажется, грустишь” (Молли приползла ко мне на колени, поскулила и положила голову мне на плечо.)

Установите связь с ребенком, помогите им определится, что они чувствуют, и пусть они знают, что эти чувства нормальные.

Шаг 6: формируйте “счастливые” привычки

Как вы помогаете детям сформировать устойчивые “счастливые” привычки? Вот несколько методов:

  1. Устранение раздражителя: убрать то, что отвлекает и искушает, прочь.
  2. Одна цель за один раз: слишком много целей переполняют силу воли — особенно у детей. Укрепите сначала одну привычку перед тем, как добавить другую.
  3. Продолжайте: не ожидайте мгновенного результата. Это займет какое-то время. Продолжайте укреплять привычку.

Шаг 7: учите самодисциплины

Дети становятся успешным благодаря самодисциплине, а не уровню интеллекта.

Об этом говорит “тест на зефир”. Дети, которые лучше сопротивлялись искушению, спустя годы стали счастливее и успешнее.

Суть “теста”: способность дошкольников отложить удовлетворение — ждать второго кусочка зефира — предсказывает их интеллект, успех в школе и социальные навыки в подростковом возрасте. Отчасти это потому, что самодисциплина способствует обучению и обработке информации. Кроме того, дети, обладающие самодисциплиной, справляются с разочарованием и стрессом лучше и, как правило, имеют большее чувство социальной ответственности. Другими словами, самодисциплина приводит не только к успеваемости в школе и хорошему поведению за обеденным столом, но к большему счастью, количеству друзей и социальному взаимодействию.

Учите детей не поддаваться на соблазн. Один из способов — скрыть соблазн, то есть спрятать заманчивый зефир. Согласно эксперименту, когда награда была спрятана, 75% детей смогли подождать второй кусочек зефира целых 15 минут. Ни один из них не смог ждать так долго, когда награда была видна.

Шаг 8: больше времени на игры

Дети демонстрируют внимательность и наслаждаются настоящим моментом, когда они играют. Но сегодня они тратят меньше времени на игры дома и на улице. За последние два десятилетия дети потеряли еженедельно по восемь часов свободного времени на игры.

Время на игры — это не просто отдых. Оно помогает детям расти и учиться.

Исследователи считают, что резкое падение количества свободного “игрового” времени частично тормозит познавательное и эмоциональное развитие детей. Игры помогают не только саморегуляции, но и способствуют интеллектуальному, физическому, социальному и эмоциональному благополучию. Игра помогает детям учиться работать в группах, делиться, взаимодействовать, разрешать конфликты, регулировать свои эмоции и поведение, отвечать за себя.

Предоставьте детям больше времени на то, чтобы просто выйти на улицу и просто поиграть.

Шаг 9: настройте их окружающую среду на счастье

Как бы там ни было, наше окружение очень сильно влияет на нас — часто даже сильнее, чем мы думаем. Как лучше контролировать окружение ребенка, чтобы иметь максимальный эффект?

Меньше телевизора.

Социологи утверждают, что счастливые люди значительно меньше проводят времени у телевизора, чем несчастные. Мы не знаем, делает ли телевидение людей несчастными, или смотрят ли несчастные люди телевизор больше других. Но мы знаем, что существует много активностей, которые помогают детям развиваться и быть счастливыми. Если наши дети смотрят телевизор, они не делают те вещи, которые способствуют их счастью в долгосрочной перспективе.

Шаг 10: ужинайте вместе

Иногда наука лишь подтверждает то, что наши бабушки и дедушки знали уже давно. Да, это вопросы семейного ужина. Эта простая традиция помогает детям становится лучше и счастливее.

Исследования показывают, что дети, которые регулярно ужинают в кругу семьи, более эмоционально стабильны и менее склонны к злоупотреблению наркотиками и алкоголем. Они меньше поддаются депрессии, особенно девочки-подростки. Также они менее склонны к ожирению и другим расстройствам пищеварения. Во время семейных ужинов можно вместе готовить домашнее задание, решать задачки, общаться, взаимодействовать. И во взрослой жизни этот ритуал будет ассоциироваться с семейной близостью.

В итоге, мы получаем пошаговую инструкцию, как вырастить детей счастливыми:

  1. Станьте счастливыми.
  2. Учите детей строить отношения.
  3. Ожидайте стараний, а не безупречности.
  4. Учите оптимизму.
  5. Учите эмоциональному интеллекту (EQ).
  6. Формируйте “счастливые” привычки.
  7. Учите самодисциплины.
  8. Больше времени на игры.
  9. Настройте их окружающую среду на счастье.
  10. Ужинайте вместе.

Чаще всего мы более открыты для новых методов, когда речь заходит о работе и карьере, но игнорируем советы для улучшения взаимоотношений в семье. Это неправильно. Нет ничего сложнее, чем построить крепкую семью и вырастить детей счастливыми.

Classics in Child Development

THE CONTINUUM CONCEPT

In Search of Lost Happiness

A Merloyd Lawrence Book

Addison-Wesley Publishing Company

В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

© Издательство «Генезис», 2002, 2014

(26.11.1926 -15.03.2011)

Жан Ледлофф провела два с половиной года в глубине джунглей Латинской Америки вместе с индейцами племени екуана. Общение с этими людьми произвело на нее столь сильное впечатление, что Жан отбросила западные представления о том, как человек должен жить и воспитывать детей, и написала эту сенсационную книгу, ставшую бестселлером во многих странах мира. Жан подводит нас к пониманию того, что счастье – естественное состояние каждого человека; мы теряем благополучие только из- за недопонимания наших истинных потребностей и из- за неправильного воспитания детей. Жан страстно призывает нас прислушаться к интуиции, разобраться в себе, и обеспечить нашим детям прочную эмоциональную основу, с которой можно прожить счастливую и радостную жизнь.

Джон Ходт

Революция в воспитании детей.

Журнал "New Age"

Эта книга объясняет суть вещей, и поэтому достойна всеобщего внимания.

Журнал "Conservation News", Лондон

Никогда не думал, что европеец может быть столь проницательным.

Я не встречал более мудрой книги, написанной нашим современником.

Проповедник Дзен из Великобритании

Человечество в долгу у Жан Ледлофф… Она делает очевидным невротичность нашей цивилизации и показывает, какими могут быть здоровые люди, здоровые семьи и здоровое общество. Принцип преемственности имеет огромное значение для нашего будущего.

Центр исследования общественного развития, Лондон

Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами.

Джон Холт

Предисловие

Как вырастить ребенка счастливым? Каждый любящий родитель задается этим вопросом. Ответ приходится искать самим, ведь ни в семье, ни в школе, ни в институте нас не учат тому, как это делать. Однако, как ни странно, книги о том, как вырастить ребенка счастливым, – огромная редкость. Большинство авторов книг по уходу за ребенком не только не знают ответа на этот вопрос, но даже не понимают его сути. Они считают (и заставляют верить в это родителей), что счастье ребенка целиком складывается из сухих подгузников, детского питания и плюшевых зверьков.

В нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно», мы часто проходим мимо самого главного – того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым . Привычным является мнение о том, что ребенок для молодой семьи – большое испытание: он плачет, будит родителей по ночам, а когда начинает ползать и ходить, все норовит сломать и опрокинуть. Мы списываем это на то, что «все дети такие», и даже не замечаем, что у кошки, которая никогда не читала умных книг по уходу за котятами, котята плачут куда реже, чем у нас – человеческие детеныши.

Мы не только не знаем и не понимаем истинных потребностей наших детей, но еще и привыкли перекладывать ответственность за их здоровье, воспитание и безопасность на кого-то еще: мы рожаем детей в роддомах, если они заболеют – отводим к врачу, отдаем их воспитывать в детские сады, а потом в школу. Но те, кому мы доверяем наших детей, тоже не всегда знают, что нужно ребенку для счастья; они тоже узнавали об этом из книжек, авторы которых имеют о счастье неизвестно какое представление.

Получается порочный круг: каждый думает, что знает, как вырастить детей счастливыми. Некоторые даже пишут об этом книги. Но на самом деле мало кто об этом знает , отчасти потому, что редко встречаются люди, которые умеют – без всяких книг, просто следуя внутреннему инстинкту – быть счастливыми и растить счастливыми своих детей.

Жан Ледлофф – автор книги, которую вы держите в руках, встретила именно таких людей. Более того, прожив с ними два с половиной года, она поняла , чем их воспитание детей отличается от нашего, поняла, почему их дети вырастают счастливыми, а наши на всю жизнь остаются «трудными подростками». Поняв это, она написала об этом книгу – книгу о том, как вырастить детей счастливыми. Известный психолог Джон Холт сказал о ней: «Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами». Эти слова – не преувеличение, ведь все многообразие самых страшных проблем человечества – войны, преступность, самоубийства; нищета, голод, болезни; депрессии, наркомания и алкоголизм; загрязнение и разрушение природы – только проявление внутреннего неблагополучия современного человека. А так как счастье или несчастье начинаются там же, где и новая жизнь – с рождения и воспитания ребенка, то, правильно относясь к детям, мы не только обеспечиваем им психическое благополучие на всю жизнь, но и делаем первый и самый важный шаг к более радостному и человечному устройству общества, к миру без насилия и страдания.

Сегодня мы почти забыли о том, что умение правильно растить детей заложено в каждом из нас природой. Жан Ледлофф напоминает нам об этом. Мы можем прислушаться к своим собственным материнским и отцовским инстинктам, услышать их и следовать им. Только так мы можем понять, чего наши дети ожидают от нас, только так мы можем вырастить их счастливыми.

Леонид Шарашкин

Глава первая

О том, как мои взгляды на жизнь круто изменились

Хотя эта книга не развлекательная повесть, а приглашение к размышлению, мне хотелось бы рассказать немного о своей жизни и дать читателю представление о том, как я пришла к осознанию принципа преемственности или непрерывности. Возможно, эта история поможет объяснить причины, по которым мое мировоззрение стало столь отличным от представлений американцев, среди которых я выросла.

Отправляясь в джунгли Южной Америки, я понятия не имела о принципе преемственности; индейцы интересовали меня по столь ку поскольку, а в душе было лишь смутное ощущение того, что, возможно, там меня ждет важное открытие. Во время моего первого путешествия по Европе, во Флоренции, двое итальянцев пригласили меня в экспедицию за алмазами в Венесуэлу, в район одного из притоков Ориноко – реки Карони. Приглашение было таким неожиданным, что у меня оставалось лишь двадцать минут на размышление, приготовления и сборы. Я бросилась в гостиницу, потом на вокзал и заскочила в уже отходящий поезд.

Когда суматоха в вагоне улеглась, я оглядела наше купе, заваленное чемоданами; пыльные окна уныло отражали наши многочисленные пожитки, и здесь я с ужасом осознала, что действительно еду в джунгли.

Я не могла дать себе отчет о причинах столь скоропалительного решения, однако оно казалось мне совершенно верным. Пожалуй, даже не алмазы так зачаровали меня своим блеском, хотя возможность нажить состояние, роясь в иле тропических рек, привлекала меня куда больше, чем любая другая работа. Слово «джунгли» – вот что вскружило мне голову. Наверное, это можно объяснить одним случаем, произошедшим со мной в детстве.