Когда не можешь изменить ситуацию. Не можешь изменить ситуацию, — измени отношение к ней. Помните, что позитивный взгляд на вещи зависит от нас самих

12.10.2019

Станислав Ежи Лец

Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней — умение приспосабливаться. В жизни, к сожалению, слишком много безвыходных положений. Но нужно продолжать жить и хотя бы как-то получать от этого удовлетворение. Вот люди и придумали такую формулу. Якобы, если на безысходное положение дел взглянуть с иной точки зрения, можно увидеть, если не свет в конце туннеля, то, возможно, отсвет, лучик солнца, нечто внушающее оптимизм

«Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности» (Марк Аврелий)

Рецепт от Дэвида Герберта Лоуренса

Даже мать, которую он любил, порой уставала от него. Он думал только о себе. В жажде удовольствий он способен был возненавидеть всякую помеху, даже если мешала мать. А попав в беду, непрестанно ей плакался.
- О господи, сын! - сказала она, когда он жаловался на учителя, который, по его словам, терпеть его не может. - Если тебе что-то не по вкусу, измени это, а не мог изменить, терпи («Сыновья и любовники»)

«Утешение можно найти и на турецких галерах» (Вольтер)

Рецепт от Робинзона Крузо

Настало время, когда я принялся серьезно и обстоятельно обдумывать обстоятельства моей жизни и начал записывать свои мысли, чтобы высказать словами все, что меня терзало и мучило, и тем хоть сколько-нибудь облегчить свою душу. Но как ни тягостны были мои размышления, рассудок мой начинал мало-помалу брать верх над отчаянием. По мере сил я старался утешить себя тем, что могло бы случиться и нечто худшее, и противопоставлял злу добро. С полным беспристрастием я, словно должник и кредитор, записывал все претерпеваемые мной горести, а рядом – все, что случилось со мной отрадного.
Зло:
Я заброшен судьбой на необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.
Добро:
Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.
Зло:
У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрыть свое тело.
Добро:
Но я живу в жарком климате, где я не носил бы одежду, даже если бы она у меня была.
Зло:
Я беззащитен против нападения людей и зверей.
Добро:
Но остров, куда я попал, безлюден,
Зло:
Мне не с кем перемолвиться словом, и некому утешить меня.
Добро:
Но Бог сотворил чудо, пригнав наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих потребностей, но и получил возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.
Запись эта непреложно показывает, что у нас всегда найдется какое-нибудь утешение, которое в счете наших бед и благ следует записать в графу прихода («Жизнь Робинзона Крузо на необитаемом острове»)

Изменение жизни - это обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к реорганизации жизни. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. И в своей практике я периодически сталкиваюсь с запросом - "а можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться - менять что-то я бы не хотел(а), но хочу большую удовлетворенность чувствовать".

Но тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев, - это оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности.

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности.

То есть, изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.)

Вернемся к фразе "если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому". В. Франкл впервые использовал ее в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там писал свой знаменитый труд, ставший классическим в психологической литературе, - "Человек в поисках смысла". "У заключенного остается только одно - "последняя свобода человека", способность "выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам".

Важно, на мой взгляд, то, что просто так это отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется.

Этому предшествует изменение личности в целом. А изменения личности происходят редко и медленно, в то время как многие (родители, воспитатели, политические деятели, психологи...) тысячелетиями пытаются понять факторы им способствующие.

Мне близка точка зрения, что изменения личности не контролируемы извне (даже если допустить абсолютную познаваемость человека). Спор об этом состоялся между А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что в случае, если было бы возможно познать все закономерности психического, можно было полностью управлять формированием личности (мечта любого политического режима) и С.Л. Рубинштейном. Последний придерживался позиции, что любые внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия, поэтому при совершенно одинаковом воздействии мы всегда получим множество уникальных личностей.

В любом случае, теоретические психологи и психотерапевты-клиницисты сходятся на том, что при работе с личностью человека, необходимо сформировать условия для потенциальных изменений.

Итак: то, что предшествует конкретным действиям и изменениям в жизни, это изменение динамики внутренних психических процессов. Наверное, в наибольшей степени это возможно через реальный опыт, опыт взаимодействия с другим человеком, миром или самим собой.

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных состояния сознания - состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это легко объяснимо - иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии обучения и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то.

Смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон (мыслить себя как человека "не знающего", "учащегося") предполагает состояние дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости. Оно может и вовсе избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Вы можете прийти туда как потенциально "учащийся", что подразумевает восприятие себя, в первую очередь, как человека нуждающегося в чем-то, чего у вас пока нет. Или вы можете прийти как "эксперт", не акцентироваться на своих нуждах и мыслить себя исключительно с точки зрения своих сильных сторон (вы уже знаете все, что нужно, и не готовы для новых исканий).

В последнем случае вы не получите чего-то нового и будете потенциально закрыты для трансформаций своей личности и соответственно жизни. С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания в социуме и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же ровесников, что еще более "унизительно". Поскольку требует признания больших достижений другого в чем-либо и своего несовершенства.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, преимущественно опираясь на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Таким образом, состояние потенциальной уязвимости и открытости, для нового взгляда и впечатления, является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, которые необходимы для реорганизации жизни. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта - зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Если отойти от размышлений абстрактно-теоретических, то следует отметить, что люди сильно различаются по своей способности обучаться на собственном опыте. Например, в психотерапевтической практике я замечала, что кто-то способен открыть для себя что-то принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее. Еще один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обращало на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же делились про то, сколько им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие же участники были менее удовлетворены работой тех же учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное.

Вне сомнения, учителя или другие деятели бывают талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя можно рассматривать в контексте открытости неизведанному и желания искать-брать что-то новое от окружающих людей и текущих событий.

Очередная бредовая идея, к несчастью ассоциируемая с психологами, звучит так «Не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней ». Якобы психологи так говорят и более того, сильно помогают всем это сделать.

Это верно с точностью до наоборот! И вот почему.

Дело в том, что психологам не нужно этого делать, за них это уже сделали сами клиенты, собственно именно поэтому им и пришлось обратиться к психологу, именно поэтому они страдают и мучаются и переживают то, что называется неврозом.

Рассмотрим на примере. Человек переживает тяжелую жизненную ситуацию - развод, увольнение, конфликт с близким человеком. Нормальными реакциями на такие ситуации может быть - грусть, злость, печаль, тоска, боль, одиночество и т.д.

Но человеку не удается прожить эти чувства. Может быть потому, что они слишком сильные и тяжелые и нет никого кто мог бы поддержать его в их проживании, может быть потому, что человеку в детстве запретили их чувствовать («не злись», «как тебе не стыдно расстраиваться, - вон посмотри на … ему то в тысячу раз хуже»).

И тогда человек делает именно то, что якобы советуют психологи, - не имея возможности изменить ситуацию, он меняет свое отношение к ней. Например, начинает подавлять свою злость или убеждать себя, что уже совсем забыл о близком друге или… далее в том же духе.

На самом деле, конечно же, отношение не меняется, оно только маскируется, прячется, подавляется, а реальное переживание, настоящая боль уходит вглубь и превращается в болезнь, - психологическую, иногда в психосоматическую.

Вторая часть марлезонского балета - «не можешь изменить ситуацию… ». В жизни куча ситуаций, которые изменить нельзя. Это правда! Иногда это сложно принять, но ничего уж тут не попишешь…

Но часто, когда спрашиваешь человека, а что же за ситуации он имеет в виду, когда произносит сокровенное «не можешь изменить ситуацию…», то ответ бывает удивительным. «Я должен изменить отношение к начальнику, который на меня орет», «я должен терпеть эту женщину ведь она моя жена», «я не могу ничего ответить ей, - она ведь моя мама!» и т.д.

Оказывается - начальник, жена и мама стоят для этого человека в одном ряду с такими необратимыми и незыблемыми данностями как смерть или смена времен года. В этом случае работают так называемые интроекты, то есть некие социальные и\или семейные стереотипы, которые не осознаются человеком, но сильно влияют на сферу того, что он может позволить себе поменять.

Эти интроекты могут быть, например такими - «мать это святое», «женщин обижать нельзя», «деньги должны доставаться тяжелым трудом, (желательно с кровью и потом)» и т.д.

"Если не можешь поменять ситуацию, измени своё отношение к ней".

Наверняка вы слышали эту фразу не один раз. И, возможно, эта фраза является частью вашей системы убеждений.

Когда мы начинаем заниматься личностным ростом, ходить на тренинги и личный приём к психологу, то нас ведёт некая неудовлетворённость ситуацией или проблема.

Пока мы в состоянии решать эту проблему сами, пока находим достаточно сил и способов жить с проблемой, то мы не торопимся на приём к психологу.

Необходимость пойти к профессионалу возникает тогда, когда у нас заканчиваются силы и способы жить со своей проблемой.

И первое, с чем мы сталкиваемся — это невозможность изменить ситуацию. А так ведь хочется…

Например, у женщины есть обида на мужчин. Когда-то кто-то сделал ей больно, задел, обидел. И этого человека уже давно нет в её жизни, но чувство обиды и боли живёт.

И вместе с этим чувством живёт желание поменять ситуацию.

Когда женщина приходит на приём к психологу, первое, с чем ей придётся столкнуться — это с тем, что ситуацию, когда её обидели, не изменить.

Неприятное осознание, с которым просто нужно научиться жить.

Помню, что у меня была неприятная история. У меня была коллега, вместе с которой мы начинали вести один проект. Но сотрудничество не сложилось, мы не смогли найти общий язык и разошлись. При этом я вкладывала деньги в наш общий проект. И мы договаривались, что со временем, когда пойдут доходы, коллега вернёт мне половину моих затрат в наш общий проект.

После конфликта моя коллега сказала, что не считает, будто она мне что-то должна. И она ничего мне не вернула.

Я очень долго переживала на эту тему. Ходила на личную психотерапию. И училась относиться к этой проблеме по-новому, согласно приговорке: " Если не можешь поменять ситуацию, измени своё отношение к ней".

К сожалению, мне не помогал этот метод. Я постоянно возвращалась мыслями в эту ситуацию и понимала, что как бы я не пыталась "простить и отпустить" и "пойти дальше" — это не работало.

Иногда мне казалось, что я действительно изменила отношение к ситуации. И можно жить дальше. И какое-то время мне удавалось жить в новом "изменённом" отношении к проблеме. Но потом всё возвращалось. И я начинала злиться, потому что столько работы проделано, а проблема всё время возвращается.

В моей практике работы с клиентами я тоже часто сталкивалась с похожим состоянием у клиентов. Казалось бы, мы проработали ситуацию, изменили отношение к ней, создали новую модель поведения.

Но через некоторое время клиенты снова и снова возвращались к переживаниям о своей проблеме.

И вот тогда я начала задумываться, почему же так происходит. Ты годами ходишь на психотерапию, меняешь своё отношение. И когда кажется, что проблема решена, вдруг всё возвращается на круги своя. И проблема всё так же есть, всё так же тебя волнует.

И кажется, что потраченные на решение проблемы силы и время — всё это зря.

Я начала искать информацию по этому поводу и хотела понять, а возможно ли в принципе научиться жить с проблемой так, чтобы она тебя больше не волновала.

Ну, допустим, чтобы навсегда просить и отпустить обиды и боль, злость и ненависть к определённым людям. Чтобы завершить определённые шаблоны поведения в жизни.

Например, шаблон личных отношений с мужчинами-алкоголиками, позицию вечной жертвы, шаблон денежных отношений, и так далее.

В своих поисках я вышла на такую технологию как РПТ (RPT) — Rapid Personal Transformation. Или по-русски: Технику Быстрых Личностных Изменений.

Изучая эту технику, я поняла основной мой "прокол" в поисках.

Изначально я искала технику, которая помогла бы научиться жить с проблемой так, чтобы эта самая проблема перестала доставлять дискомфорт.

Собственно, все классические психологические школы и направлены на то, чтобы научить человека приспосабливаться. "Не можешь поменять ситуацию, поменяй своё к ней отношение". И человеку помогают приспосабливаться — снижают дискомфорт от проблемы, обучают новым навыкам поведения, и так далее. И человек должен упорно стараться и работать над собой, чтобы у него появились новые привычки и модели поведения. И также изо всех сил стараться, чтобы не реагировать на свою старую проблему так, как он делал это раньше.

И я была глубоко уверена, что это — единственный возможный путь. Просто потому, что другого пути и не было.

Но его не было до появления РПТ.

РПТ предложил совершенно иную концепцию. Не нужно больше учиться жить с проблемой. Учиться приспосабливаться к ней. В РПТ такая ситуация, когда мы пытаемся приспособиться, называется обходом.

Создатель РПТ — Саймон Роуз — создал технологию, которая позволяет убрать саму проблему. Раз и навсегда. Так, чтобы потом не нужно было учиться жить с этой проблемой, приспосабливаться к ней. В общем, жить в обход.

Суть технологии в том, что в основе любой проблемы всегда есть некое событие, которое запускает весь процесс. И это называется в РПТ травмой. Это ситуация, когда проблема впервые возникла в жизни человека, когда сформировался шаблон поведения, который провоцирует повторение проблемы раз за разом.

Конечно, можно работать с шаблоном. И пытаться его поменять. Но ведь этот шаблон появился не просто так, и он держится за что-то. Точнее, он держится за первую травмирующую ситуацию, в результате которой шаблон и появился.

И если мы будем работать только с шаблоном поведения, то он всё равно будет возвращаться. Ведь не устранена основная проблема — травма, в результате которой шаблон возник.

РПТ позволяет с хирургической точностью определить момент возникновения травмы и исцелить его.

До РПТ это было невозможно. Почему? Потому что, во-первых, изначальный подход классических методов психотерапии заключался в том, чтобы работать с последствиями травмы и учиться к ним приспосабливаться. А во-вторых, просто не существовало метода, который бы позволял найти именно ключевую травму, ту, которая и держит весь шаблон.

В РПТ существует пошаговый, простой и понятный алгоритм, как найти ключевую травму, которая держит шаблон поведения. Плюс этот алгоритм позволяет убрать травму. И человек начинает жить без травмы, словно её не было в его жизни.

При грамотно исполнении техники РПТ исключается вероятность обхода.

После того, как травма исцеляется, уходят все проблемы и шаблоны, которые травма держит.

Под травмой лежат ресурсы самого человека. Когда травма уходит, ресурсы освобождаются. И человек получает возможность начать жить и действовать по-другому. Он больше не притягивает ситуации, похожие на травму. Не испытывает те неприятные переживания, которые сопровождали травму. И человеку не нужно годами учиться каким-то новым моделям поведения. Они включатся автоматически, после того, как травма убрана.

И совершенно неважно, когда и при каких обстоятельствах травма была получена.

В РПТ нет необходимости погружаться во все подробности и заниматься "душевным стриптизом". Достаточно просто идти по алгоритму техники.

Сама по себе техника очень мягкая и бережная — нет нужды погружать человека в неприятные воспоминания. Более того, техника работает, даже если вы не помните и не знаете, что именно лежало в основе травмы.

Это кажется удивительным и нереальным. Но такое ощущение возникает лишь потому, что техника РПТ появилась недавно. И она первая рассматривает новый подход — убирает травму, а не учит жить с её последствиями. Со временем мы привыкнем к этому новому подходу, и он перестанет казаться чем-то заоблачным и нереальным.

Когда я впервые столкнулась с этой техникой, то увидела и ещё очень интересный результат. Часто работая по одному запросу и решая одну проблему человека, можно получить "побочный" положительный результат и в других сферах.

Так, например, я как клиент проходила сессию с запросом про проблемы с деньгами. И после проработки у меня возникла неожиданная "побочка" — я смогла похудеть на 25 кг. Причём, я не думала про похудение, когда проходила сессию.

Просто оказалось, что мой лишний вес держался на травме, связанной с деньгами.

Огромный плюс РПТ в том, что результат проработки травмы виден сразу же на сессии. Клиент действительно становится другим. У него появляются ресурсы. Он больше не реагирует на травмирующее событие так, как реагировал раньше. В процессе работы мы обязательно проверяем эффективность исцеления, чтобы убедиться, что мы не пошли в обход.

Ну и самое приятное, что обучиться этой технике может любой человек, даже если он не имеет отношения к психологии, и сам ну ни разу не психолог.

Важно только одно — желание перемен.

Причём, обучаться технике РПТ нужно всего лишь… 6 дней (это первый и второй уровень).

В классических направлениях психотерапии нужно обучаться как минимум год, два или три.

И я не предлагаю вам взять и поверить, в то, что РПТ — это действенная техника, которой можно быстро обучиться.

Я предлагаю вам проверить это на себе.

Вы сможете помогать себе и близким людям. А кто-то из вас откроет в себе талант помогать другим людям постоянно в качестве специалиста РПТ.

Честно, я никогда не думала, что "влюблюсь" сильно в какую-то технику или направление. Но тут я не смогла устоять. Я постоянно работаю с клиентами именно РПТ и вижу, как меняется их жизнь, их состояние, их восприятие самих себя.

Изменение жизни - это обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к реорганизации жизни. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. И в своей практике я периодически сталкиваюсь с запросом - "а можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться - менять что-то я бы не хотел(а), но хочу большую удовлетворенность чувствовать".

Но тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев, - это оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности.

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности.

То есть, изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.)

Вернемся к фразе "если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому". В. Франкл впервые использовал ее в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там писал свой знаменитый труд, ставший классическим в психологической литературе, - "Человек в поисках смысла". "У заключенного остается только одно - "последняя свобода человека", способность "выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам".

Важно, на мой взгляд, то, что просто так это отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется.

Этому предшествует изменение личности в целом. А изменения личности происходят редко и медленно, в то время как многие (родители, воспитатели, политические деятели, психологи...) тысячелетиями пытаются понять факторы им способствующие.

Мне близка точка зрения, что изменения личности не контролируемы извне (даже если допустить абсолютную познаваемость человека). Спор об этом состоялся между А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что в случае, если было бы возможно познать все закономерности психического, можно было полностью управлять формированием личности (мечта любого политического режима) и С.Л. Рубинштейном. Последний придерживался позиции, что любые внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия, поэтому при совершенно одинаковом воздействии мы всегда получим множество уникальных личностей.

В любом случае, теоретические психологи и психотерапевты-клиницисты сходятся на том, что при работе с личностью человека, необходимо сформировать условия для потенциальных изменений.

Итак: то, что предшествует конкретным действиям и изменениям в жизни, это изменение динамики внутренних психических процессов. Наверное, в наибольшей степени это возможно через реальный опыт, опыт взаимодействия с другим человеком, миром или самим собой.

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных состояния сознания - состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это легко объяснимо - иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии обучения и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то.

Смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон (мыслить себя как человека "не знающего", "учащегося") предполагает состояние дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости. Оно может и вовсе избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Вы можете прийти туда как потенциально "учащийся", что подразумевает восприятие себя, в первую очередь, как человека нуждающегося в чем-то, чего у вас пока нет. Или вы можете прийти как "эксперт", не акцентироваться на своих нуждах и мыслить себя исключительно с точки зрения своих сильных сторон (вы уже знаете все, что нужно, и не готовы для новых исканий).

В последнем случае вы не получите чего-то нового и будете потенциально закрыты для трансформаций своей личности и соответственно жизни. С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания в социуме и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же ровесников, что еще более "унизительно". Поскольку требует признания больших достижений другого в чем-либо и своего несовершенства.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, преимущественно опираясь на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Таким образом, состояние потенциальной уязвимости и открытости, для нового взгляда и впечатления, является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, которые необходимы для реорганизации жизни. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта - зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Если отойти от размышлений абстрактно-теоретических, то следует отметить, что люди сильно различаются по своей способности обучаться на собственном опыте. Например, в психотерапевтической практике я замечала, что кто-то способен открыть для себя что-то принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее. Еще один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обращало на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же делились про то, сколько им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие же участники были менее удовлетворены работой тех же учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное.

Вне сомнения, учителя или другие деятели бывают талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя можно рассматривать в контексте открытости неизведанному и желания искать-брать что-то новое от окружающих людей и текущих событий.