Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) «Осень в лесу. Конспект НОД по изодеятельности в старшей группе «Морозные узоры

23.05.2019

Конспект НОД по изобразительной деятельности. Старшая группа

Тема: «Ветка вербы в вазе»

Образовательные задачи:
- Закреплять умение экономно и рационально расходовать материал.
- Закреплять умение скатывать кусочки ваты в небольшие комочки.
- Обогащать эмоциональную сферу.
- Закрепить знание о временах года.

Развивающие задачи:
-Развитие фантазии, воображения.
-Развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к природе.
- Воспитание самостоятельности.
- Формировать умение замечать недостатки в своей работе исправлять их.

Предварительная работа:
Беседа о весне. Рассматривание веточки вербы на улице. Вырезание веток для занятия. Лепка «Верба» с использованием бросового материала.

Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением весны. Аудиозаписи, слайды. Веточка вербы в вазе.

Оборудование:
Цветной картон, трафареты ваз, вата, цветная бумага, фломастеры, ножницы, кисть для клея,
салфетка, клеёнка.

Ход занятия:

Воспитатель - Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать заниматься нетрадиционным способом аппликации. Какие мы с вами делали аппликации нетрадиционным способом?
Ответы детей - Подарки для мамы, Курочка, Аквариум с рыбками.
Воспитатель - Какой использовали материал?
Ответы детей - Паетки, ткань. Паралон.
Воспитатель - Молодцы, вы всё правильно сказали. А сейчас, я вам прочитаю стихотворение, вы внимательно послушайте, а потом скажите, про что это стихотворение.
Чтение стихотворения. А. Фет.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Воспитатель - Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение?
Ответы детей - Стихотворение о вербе. О весне.
Воспитатель - Расскажите, как природа просыпается весной?
Ответы детей - Тает снег. На ветках набухают почки. Появляются листочки. Появляются проталины. Бегут ручейки. Светит солнышко.
Воспитатель - Давайте мы с вами посмотрим слайды о весне и послушаем музыку. Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла времена года. «Весна»
Воспитатель - Ребята, что вы увидели на слайдах?
Ответы детей - Подснежники. Проталины и ручейки. Видна трава. Кусты вербы.
Воспитатель - Да, весна очень красивое время года. Весной всё просыпается от холодной зимы. Идёт показ ветки вербы и её описание.

Физкультминутка:
Ой-ой-ой!
Ой-ой-ой!
К нам пришёл волшебник злой.
Он руками помахал,
Всех детей заколдовал.
Дети голову склонили,
Замолчали и застыли.
Раз-два-три отомри.
Чтоб волшебник злой ушёл.

Воспитатель - Мы с вами рассмотрели веточку вербы и сейчас будем выполнять аппликацию. Для этого у вас на столах приготовлен разный материал.

(Объяснение воспитателя.)
Воспитатель - Сначала мы из коричневой бумаги нарезаем небольшие полоски для ветки вербы. Потом берём вазу, намазываем её клеем. Приклеиваем на картон. Не забывайте убирать лишний клей салфеткой. Теперь приклеиваем ветку. Затем скатываем из ваты небольшие комочки и приклеиваем их к ветке. Всем понятно как выполнять, тогда приступаем. Самостоятельная деятельность детей. Во время работы слежу за их деятельностью, по необходимости помогаю. После того, как все дети закончат свою работу, раскладываем аппликации на столах и рассматриваем их.

Итог занятия:
Обобщающие вопросы:
Воспитатель - Ребята, вам понравилось наше занятие?
Ответы детей - Да.
Воспитатель - Ребята, какие изменения происходят весной?
Ответы детей - Тает снег. Становится тепло. Появляются подснежники. Распускается верба. Бегут ручьи.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, какие у нас получились красивые ветки вербы. Их так много и они все разные. Молодцы, вы очень старались. У меня для вас есть сюрприз. Воспитатель достаёт из мешочка наклейки с изображением цветов и раздаёт их детям.


Изобразительная деятельность включающая рисование, лепку и аппликацию имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. Для полноценного проведения рисования, лепки и аппликации педагогу необходимо знать методику проведения НОД и владеть техническими приемами и навыками.

Как правило, НОД по изобразительной деятельности проводится фронтально. Для успешного ее проведения большое значение имеет и хорошая заблоговременная подготовка к ней. Подготовка к НОД складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа, обьяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя.

Процесс НОД делится на три части:

1)Вступительная часть.

2)Руководство процессом выполнения работы детьми.

3)Заключительная часть-просмотр и анализ детских работ.

Структура первой части примерно такова:

1)Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.

2)Анализ изображаемого (натуры, образца) ,напоминание о виденном ранее, чтение художественной литературы, беседа с детьми. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.

3)Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей пояснениях и приемах выполнения.

Перед тем, как приступить к работе, дети должны хорошо усвоить, с чего им следует начинать. В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а так же уделять внимание отдельным детям. Иногда бывает полезно вскоре после начала НОД показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено.

После того, как налажена работа группы в целом, можно на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью не стоит, надо дать возможность ребенку самому справиться с возникшими трудностями. Если он действительно не справляется, то следует ему помочь, в основном в форме наводящих вопросов, советом и лишь в редких случаях показом изображения, и то, только на отдельном листе, а не на рисунке ребенка. Если намечается какое-либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и прослушать дополнительное разьяснение.

Заключительная часть занятия - это просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия или допускается после прогулки. В младших группах анализ ограничивается общей одобрительной оценкой работ и должен идти от лица игрового персонажа.

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Рассмотрим приемы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.
Первая младшая группа . Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему.
В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются. Рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.
На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным. В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет - сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами..
Задачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы.
Восприятие окружающей жизни - основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки» Например, при рисовании прямых горизонтальных линий-дорожек дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии: «Вот какая длинная дорожка!» После этого на бумаге дети показывают, какая дорожка, и, наконец, рисуют ее карандашом или красками. В таком последовательном многократном повторении одного движения есть система: постепенный переход от более развитых крупных движений всей рукой к движению только кистью (пальцем по бумаге) и к еще более ограниченному движению карандашом, при котором пальцы связаны определенным положением. Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами, например: «Дождик: кап-кап», «Вот какая длинная ленточка» и т. п. Разговоры детей во время работы нельзя запрещать, они активизируют мысль детей, будят их воображение. Рекомендуется включать в процесс рисования и другие средства воздействия, например музыку (звучание капель дождя). В процессе занятия малыши все время активны, в их сознании должен жить образ, который они воплощают в рисунке.
Эта активность вначале основана на подражании воспитателю. Он напоминает детям о предмете изображения, показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. Сначала он производит движения рукой в воздухе, затем это движение повторяет вместе с детьми. Если кому-нибудь из ребят движение не удается, воспитатель помогает руке ребенка принять нужное положение и сделать соответствующее движение. Точно так же необходим вначале показ всех приемов рисования. Воспитатель показывает, как правильно держать карандаш или кисть, как набирать на кисть краску и вести ею по бумаге. Самостоятельно действовать дети смогут тогда, когда все основные приемы будут им знакомы.Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок даже для самых маленьких детей должен быть изобразительно грамотным, не упрощенным до схемы, соответствующим реальному предмету.
Например, при показе, как рисовать елку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста - передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны ветви, зеленый цвет. Но эти признаки характеризуют и все другие деревья. Чтобы сохранить образ елки, воспитатель будет рисовать ствол линией, расширяющейся книзу, ветви (вверху - короче, внизу - длиннее) слегка наклонными, не фиксируя на этом внимания малышей. Важно, чтобы зрительный образ от рисунка не расходился с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение.
Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.
Например, когда дети научились рисовать прямые линии и прямоугольные формы, педагог может предложить им нарисовать лопатки, не показывая приемы рисования. Воспитатель в начале занятия рассматривает с детьми лопатку, обводит рукой ее контуры, все время поясняя свои действия. Рисунок после такого рассматривания ребята выполняют самостоятельно. Кому трудно, воспитатель предлагает самим обвести рукой лопатку, чтобы почувствовать ее форму.
В некоторых случаях, когда нельзя показать детям предмет (ввиду его больших размеров или по другим причинам), для оживления их представлений можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок.
Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного.
Так же как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета. В процессе занятия картинку следует убирать, так как она в этой группе не может служить образцом.
Во второй младшей группе используется в качестве специального приема художественное слово. Возможности его применения здесь ограниченны. Главным образом художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя.
Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка загадки и образы стихотворения должны быть просты и понятны детям.
Проводимый в конце занятий просмотр детских работ и несложный анализ способствует воспитанию активности у дошкольников. Для этого воспитатель выбирает рисунок, обращая внимание ребят на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную в работе инициативу - внесение чего-то нового в рисунок. При этом он должен так увлечь ребят разбором рисунков, чтобы они не отвлекались и сосредоточили внимание на главном. При анализе содержания дети вместе с воспитателем должны учитывать и качество, аккуратность выполненного задания. Рисунки неудачные показывать и анализировать не следует, так как качественное выполнение в этом возрасте зависит часто не от желания ребенка, а от его общего развития и в особенности от развития движений.
Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им захочется.
Индивидуальный подход в этом возрасте особенно необходим, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить - одна из основных воспитательных целей.
Перед воспитателем средней группы стоит задача - научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет.
В средней группе большее место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части).
При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения. В средней группе, как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.
В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям.
Учитывая особенности четырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки.
В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете. По содержанию используемые в средней группе картины, конечно, разнообразнее, чем в младшей группе, поскольку богаче сама тематика рисунков: кроме изображения отдельных предметов, здесь есть и несложные сюжетные сцены, соответствующие, заданиям сюжетного рисования.
Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предметапонятие о ритме, узоре и т. д.
Например, тема рисования - снеговик. Воспитатель впервые предлагает детям передать правильные пропорциональные соотношения и последовательность изображения. Он показывает детям приемы рисования всех трех шаров, начиная с большого нижнего и параллельно задает ребятам вопросы: какой шар теперь рисовать? Где?
Мелкие детали (глаза, рот, нос, шапку) рисовать не надо, чтобы не затягивать объяснение и оставить возможность ребятам проявить инициативу и закончить рисунок.
При всех последующих занятиях с подобным же программным материалом, но на другие темы (неваляшка, матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки.
В декоративном же рисовании он особенно необходим, так как дети впервые знакомятся с композицией узора. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на полоску бумаги. Затем ребенок в точности повторяет то, что делал воспитатель. В декоративном рисовании может быть использован образец рисунка, выполненный воспитателем, на основе которого он вначале знакомит детей с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывает, как надо работать. Когда же занятие является повторным, дети могут после рассматривания образца рисовать самостоятельно, так как не обязательно уже точное повторение его.
Если ребенок проявляет инициативу и создает что-то свое, воспитателю следует одобрить его работу, при анализе обратить внимание всех детей на то, что каждый из них смог бы тоже придумать что-нибудь интересное.
Использование художественного слова в средней группе занимает большее место, чем в предыдущих группах.
Художественный словесный образ можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни.
Например, начиная занятие с чтения стихотворения:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят,-
воспитатель старается воспроизвести в памяти детей виденный ими листопад.
В средней группе анализ рисунков в конце занятия может быть построен по-разному.
Дети четырех лет не смогут дать детальный, обоснованный разбор рисунков, но они уже в состоянии самостоятельно выбрать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать, почему красиво, похоже или нет, поможет воспитатель.
Дети средней группы могут заметить достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает еще трудно, так как сам процесс рисования доставляет им большую радость и чаще они бывают довольны результатом своего труда. Самокритичный подход к работе вырабатывается позднее, в 6-7 лет.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.
В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы.
Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением: фикус. После рассматривания натуры воспитатель обьясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы выяснить, поняли ли ребята обьяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из них, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем, кто начал работать неправильно.
Натура используется и в конце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателя критерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей - конкретное сходство с натурой.
Использование картин на занятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами. Например, девочка играет в мяч - у нее нарисованы руки, поднятые вверх.
Иногда картину можно использовать в процессе рисования, когда ребенок забыл форму какой-либо части, детали предмета; после рассматривания воспитатель убирает ее во избежание копирования детьми. Картина, как и заменяющий ее рисунок воспитателя, не может служить образцом для детского рисунка и применяться для срисовывания. Образец, изготовленный воспитателем, используется в старшей группе главным образом в декоративном рисовании.
В зависимости от целей рисования методика использования образца может быть различной. Для точного повторения он дается в тех случаях, когда дети знакомятся с каким-либо новым композиционным приемом или элементом узора. Например, они учатся путем «примакивания» создавать цветок, симметрично располагая лепестки вокруг центра.
Но чаще в старшей группе образец используется только для объяснения поставленной задачи. Узор дети выполняют уже самостоятельно, используя по своему желанию все его элементы, цвет и т. д., не нарушая поставленной задачи.
Чтобы новое задание было уяснено детьми и они поняли, что рисунки могут быть разными, хорошо дать 2-3 образца и сравнить их между собой, выявив, что в них общее и в чем разница.
С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно. Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Всегда следует какую-то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми.
Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей. Например, объясняя детям, как нарисовать грузовую машину, воспитатель начинает рисунок с кабины, которая является центром построения рисунка, затем рисует все основные части машины, детям остается самостоятельно изобразить лишь мелкие детали.
Употребляется и частичный показ. Например, при рисовании двух- или трехэтажного дома, где дети учатся, как изображать многоэтажные дома, располагая рядами окна, воспитатель не рисует весь дом. На заранее нарисованном прямоугольнике он показывает, как легкой линией отделить один этаж от другого и над этой линией рисовать ряд окон. Все окна тоже не следует рисовать, так же как не рисуются крыша, переплеты окон и другие детали. Детям предлагается вспомнить, какие дома они видели, и рисовать так, как им хочется. Можно использовать поэтапный показ выполнения изображения. Этот прием используется в основном в предметном рисовании, в изображении зданий, животных и т. д. Поэтапный показ помогает детям понять последовательность в рисовании или лепке того или иного предмета, а самостоятельный повтор помогает развивать художественно-творческие навыки, фантазию, воображение.
Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.
Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь. Дошкольники старшей группы с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями. Это говорит о возросшем интеллекте детей и способности к самостоятельному мышлению.
Они могут обосновать свой ответ, используя приобретенные знания о красивом сочетании цветов, расположении предметов, технике рисунка.
Неудачную работу не следует обсуждать коллективно, ее надо проанализировать индивидуально с ее автором. У детей пяти лет повышается критическое отношение к результатам деятельности, поэтому здесь возможно подводить их к анализу своей работы на основе сравнения ее с натурой или образцом.К способным детям, быстро усваивающим приемы и хорошо выполняющим задания, надо предъявлять большие требования по качеству и содержанию работы, выразительности рисунка. Постоянное захваливание детей так же вредно для их творческого развития, как и постоянное порицание, так как и то и другое мешает им стремиться к лучшим результатам. Здесь педагог должен соблюдать такт и чувство меры.
Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе.
Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения. Например, воспитателю надо научить детей рисовать завиток - непременный элемент хохломской росписи. Он рисует на полоске узор, состоящий из одних завитков, и предлагает ребятам скопировать его. Они по образцу воспитателя упражняются, вырабатывая ритм движения, создающий завиток. Так же могут быть выделены и другие элементы, требующие специальных упражнений для свободного овладения ими.
Показ приемов рисования в подготовительной группе проводится реже, чем в других группах, так как дети этого возраста многое могут усвоить на основе только словесного объяснения.
Если в этом есть необходимость, то воспитатель частично объясняет и показывает те или иные приемы рисования. При обучении новым техническим приемам показ необходим во всех группах. В подготовительной группе воспитатель учит детей работать красками и карандашами, например размывать краски на большой поверхности, накладывать мазки или штрихи по форме предмета и т. д.; пользоваться новыми материалами - сангиной, пастелью.
Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, т. е. сам процесс работы над ним. Когда воспитатель рисует что-либо с натуры - пейзаж, дом или отдельные предметы, дети наблюдают за процессом работы, а воспитатель привлекает их к обсуждению: что теперь надо рисовать? Где? Какого цвета?. В подготовительной группе больше возможностей в использовании художественных словесных образов.
Воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Дети в этом возрасте уже приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенными навыками в изобразительном искусстве. Именно поэтому словесный образ (без наглядного пособия) у них уже вызывает работу мысли и воображения.
Детям может быть дано задание коллективно выполнить работу, проиллюстрировать то или иное произведение, нарисовать те или иные эпизоды из мультфильмов. Например, выбрав тему из какого-либо произведения, каждый рисует по одному эпизоду.
Такая коллективная работа требует большой согласованности действий. При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки.
У дошкольников подготовительной группы появляется самокритичность.Воспитатель должен поощрять в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т. е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.

Организация: МБДОУ №1 «Дружные ребята»

Населенный пункт: Сахалинская область, г. Поронайск

Актуальность.

Изобразительное направление выбрано не случайно – ведь результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые по сути есть отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности, в конце концов, уровень сформированности технических умений и навыков, что является показателем, прежде всего, обучаемости. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно- творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, познавательной активности, мышления и памяти детей. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.

Новизна.

Непосредственно образовательная деятельность строится таким образом, что ребенок на занятии, сам создавая изображение, приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем мире (природных явлениях), в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями учиться осознанно их использовать. Данная НОД строится с учетом интеграции образовательных областей: «художественное творчество», «познание», «коммуникация», «здоровье», «безопасность», «социализация».

Цель работы:

  1. Создание условий для развития художественно – творческих способностей у детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  2. Развитие художественно - творческих способностей детей через интеграцию образовательных областей и всех видов деятельности.
  3. Развитие познавательной активности детей, используя эксперимент, наблюдение.

Задачи:

  1. Образовательные:

Формировать умение рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь – сплошные линии; слабый дождь – пунктирные линии)

Продолжать развивать умение прикладывать кисть всем ворсом к бумаге;

Закреплять знания о цвете.

  1. Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес к природе и природным явлениям;

Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение экспериментировать;

Развивать художественно-творческие способности и коммуникативные навыки детей.

  1. Воспитательные:

Воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской;

Воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству со взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату.

Ожидаемые результаты: формирование познавательного интереса через эксперимент, наблюдение; вовлечение каждого ребенка в активный процесс; формирование коллективных отношений; развитие художественно- творческих способностей детей через интеграцию всех видов деятельности.

Возраст : дети 3-х лет.

Основная часть.

Тип занятия: интегрированное.

Вид занятия : познавательное.

Методы обучения : исследовательский, словесный, наглядный, игровой.

Приемы : показ, чтение стихотворений, потешек, игровые изобразительные движения однородного характера с проговариванием: «сверху-вниз».

Предварительная работа: чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных потешек, чтение и беседа по стихотворению А.Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, рассматривание иллюстраций на тему: «Весна пришла», д/и «Времена года».

Словарная работа: капает, туча, небо, льется, губка, дождь.

Дидактическое обеспечение занятия:

- раздаточный материал: комплект для экспериментирования по количеству детей: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, глубокая емкость, салфетки для рук.

Комплект для рисования по количеству детей: кисточка, маленькая емкость с краской, подставка для кисточек, стаканы с водой, бумага А-4.

Демонстрационный материал: аудиозапись «Шум дождя», дидактическая игрушка «Шептунчик».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Области: «художественное творчество», «познание», «коммуникация», «социализация», «здоровье», «безопасность».

Ход НОД:

(Дети встают перед воспитателем полукругом, воспитатель присаживается на стул).

В .:-Добрый день, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас в гостях наш любимый друг Шептунчик. Давайте мы улыбнемся ему, а также улыбнемся друг другу и скажем все вместе: «Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).

(звучит аудиозапись «Шум дождя).

В. : - Послушайте внимательно, а что же это у нас шумит?

Дети : - Дождь капает, шумит, идет.

В .:- Правильно, молодцы! Это шумит дождь. Дождик, дождик полно лить, малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)

В .: - А вы знаете откуда берется дождик?

Дети:- С неба капает, из тучки.

В. : - Правильно, из тучки, а как он появляется там хотите узнать?

В .:- Наш друг Шептунчик согласился помочь нам узнать эту тайну. Он приглашает нас к столам. (Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и глубокие тарелочки). –Скажите, что лежит перед вами на подносе?

Дети : - Губка.

В .:- А как вы думаете, на что она похожа?

Дети :- На кирпичик, на тучку и т.д.

В .: - Правильно, молодцы! Она похожа на тучку. А тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из «тучки» вода или нет?(Дети берут в руки губку-тучку и сжимают в руке).

В .: - Почему не идет водичка?

Дети .: - Потому что она сухая.

В.: - Правильно, губка-тучка сухая. В тучке очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет. Положите свою тучку на тарелочку. Перед вами стоят стаканчики. Какого они цвета?

Дети :-Белый, синий.

В. : - А сколько воды в белом стакане?

Дети :-Мало.

В .: -А в синем стаканчике?

Дети : - Много.

В .: -Правильно. Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку-тучку. Поднимите ее и отожмите.

(Дети проверяют свои предположения опытным путем).

В .: -Получается дождик?, Какой он сильный или слабый?

Дети :- Слабый.

В .:- Положите губку-тучку опять на тарелочку. Возьмите синий стаканчик и вылейте из него всю воду на тучку. Нажмите на нее пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдет, если тучку отжать?

Дети : -Польется много воды.

В .: -А почему много воды польется?

Дети :-Потому что в ней много воды.

(Дети проверяют свои предположения).

В .: -Правильно. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! А теперь какой дождь получился?

Дети: - Большой; сильный.

В .: -Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из нее на землю, падают дождем. Спасибо нашему Шептунчику, он помог нам узнать, какие тайны хранит дождик. И давайте мы с ним поиграем. Игра называется «Тучка и капельки». (Проводится подвижная игра «Тучка и капельки». Дети-капельки, воспитатель-туча).

В .: Дети – капельки летите

И всю землю напоите – (дети бегают врассыпную под музыку).

Собрались капельки и потекли ручьем. Бежит, журчит ручей ничей. солнышко выглянуло, капельки испарились. И к маме-тучке возвратились (дети бегут к воспитателю).

В .: -А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики и мы с вами нарисуем дождь. Я предлагаю девочкам нарисовать слабый дождь, а мальчикам – сильный дождь. (Дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краски, альбомный лист бумаги. На лист бумаги приклеена заранее голубая тучка).

В .: -Ребята, что вы видите на своем листочке?

Дети .: - Голубая тучка.

В .: -Правильно. А теперь все возьмите кисточку тремя пальцами так, чтобы она находилась в вертикальном положении. Деревянная палочка у кисточки смотрит в потолок. Аккуратно набираем краску синего цвета на кисть и прикладываем кисть всем ворсом к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху-вниз в медленном темпе (Показ воспитателя). Девочки рисуют проговаривая «кап, кап, кап» пунктирные линии. А мальчики рисуют сплошные линии не отрывая кисть от листа. (Пока дети рисуют, воспитатель рассказывает фольклорные стихотворения, звучит аудиозапись «Шум дождя»).

В. :- Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей!

На цветочек, на листок.

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя, - капай дождик сильный!

Заключительная часть. (Выставка рисунков)

В .: -Посмотрите, ребята на свои рисунки. У вас получилась замечательная картина природы! Молодцы!

В. : - А теперь, скажите-ка мне, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашим другом Шептунчиком?

Дети : -Дождик берется из тучки; бывает сильный дождь; и слабый дождик бывает.

В .: - Правильно! И давайте свои рисунки мы подарим на память Шептунчику. (дети по желанию дарят рисунки Шептунчику)

Результативность.

С уверенностью можно сказать, что данная НОД интегрированного характера способствует развитию творческих способностей детей, формированию целостной картины мира, так как предмет рассматривается с нескольких сторон (теоретической, практической); у детей формируется познавательный интерес и занятие дает высокую результативность; переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс; объединяет общими впечатлениями и переживаниями, способствует формированию коллективных отношений; способствует совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.

Конспект НОД по образовательной области – художественное творчество (рисование с элементами аппликации) «Ёжик – ни головы, ни ножек» для детей средней группы

Цель : ознакомить детей с техникой рисования крупами.

Задачи:

1. Образовательные: знакомить детей с техникой изображения рисунка с помощью клея и различных круп.

2. Коррекционно-развивающие: развивать воображение, внимание, мышление, мелкую и общую моторику; развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; формировать умение располагать изображаемые предметы на листе.

3. Воспитательные: развивать наблюдательность; воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе.

Методические приемы:

Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением ёжика в природе;

Рассматривание готовой работы;

Показ приемов работы педагогом.

Дидактическое обеспечение:

1. Для педагога: иллюстрации с изображением ёжика; готовая работа; клей, кисть для клея, белый картон, салфетки, трафарет.

2. Для детей: листы белого картона, кисти для клея на каждого ребенка, клей ПАВ; простой карандаш, трафарет на каждого ребенка, влажные салфетки.

Предварительная работа:

1. Просмотр презентации про жизнь ежей «Колючие друзья»;

2. Разучивание песни «Бедный Ёжик»;

3. Лепка «Ёжик, Ёжик – ни головы, ни ножек;

4. Аппликация из природного материала и барельефа из гипса «Ёжика в листве кленовой, сможете вы здесь узнать?»;

5. Математическое развитие «Лесная школа»;

6. Коммуникативная деятельность «Буквы «Е» и «Ё»».

Ход занятия

Ребята, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек.

Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж)

Ежик хочет, чтобы я прочитала вам сказку, которую он принес. Хотите послушать ее? (Показ игрушки «Ежик»).

Лесной колобок колючий-бок.

Жили-были старик со старухой - те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:

Глянь-ка, старуха, никак под кустиком-то наш Колобок лежит?

Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобок, и наткнулась на что-то колючее. Старуха: "Ой!" -А Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатил по дорожке.

Катится Колобок по дорожке,- навстречу ему Волк.

Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на ощупь нехорош,

Меня голыми руками не возьмешь!

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, Волк, подавно уйду!

Волк рассердился,- хвать его лапой. Колючки в лапу впились Волку,- ой, больно! А Колобок подскочил и покатился по дорожке, только его Волк и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Медведь.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я лесной Колобок - Колючий Бок!

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на вкус нехорош,

Меня в рот не возьмешь!

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от Волка ушел,

От тебя, Медведь, подавно уйду!

Медведь разозлился, хотел его в пасть схватить, губы наколол,- ой, больно! А Колобок опять покатился, - только Медведь его и видел!

Катится Колобок,- навстречу ему Лиса.

Колобок, Колобок, куда катишься?

Качусь по дорожке.

Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

Я лесной Колобок - Колючий Бок!

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я кругом нехорош,

Как меня ты возьмешь?

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от Волка ушел,

Я от Медведя ушел,

От тебя, Лиса, не хитро уйти!

И только было покатился по дорожке,- Лиса его тихонечко, одними коготками толк в канаву! Колобок - плюх!- в воду. Мигом развернулся, заработал лапками,- поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной еж. (В. Бианки).

Педагог: Ребята, понравилась вам сказка Ёжика? Ой, подождите, Ёжик что-то хочет сказать…(прислоняет ухо к игрушке «Ёжика»). Дети, Ёжик сейчас попросил, чтобы я вам сказала, что он очень хочет чтобы вы нарисовали ему друзей…Таких же красивых и милых Ёжиков как и он сам. Исполним с вами просьбу Ёжика?

Педагог: Ребята, сегодня мы будем рисовать не простого Ёжика. Для начала посмотрите на доску, и вы увидите, какие разные бывают Ёжики (просмотр иллюстраций с изображение ежей). А теперь посмотрите сюда и скажите, нравится вам такой ежик? Тогда давайте с вами вместе попробуем нарисовать таких Ёжиков.

Педагог: Для начала я предлагаю вам размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Ежик маленький замерз (ладошки соединены, пальцы подняты

вверх и переплетены между собой)

И в клубок свернулся (пальцы переплетены и согнуты)

Солнце Ежика согрело (пальцы медленно разгибаются)

Ежик развернулся (пальцы переплетены и подняты вверх)

Педагог: Молодцы ребята! теперь мы можем приступать к выполнению просьбы Ёжика. Возьмите в руки карандаши и трафареты ежиков. Расположите трафарет в центре листа и начинайте аккуратно обводить. Старайтесь, чтобы трафарет был на одном месте. Молодцы ребята. А теперь давайте с вами отдохнем. Предлагаю вам поиграть.

Физкультминутка «Ёжик»:

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко,

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Вот мы с вами отдохнули и теперь продолжим рисовать. Итак, начнем с головы Ёжика. Возьмите кисточки, окуните их в клей и залейте им голову. После этого, аккуратно посыпайте клей манной крупой. Теперь залейте клеем его шубку из иголочек и посыпайте их гречневой крупой. Посмотрите, какие красивые ежики у нас получились! После того как клей высохнет лишняя крупа осыпется и вы сможете поместить свои картины в рамки.

Педагог: Ребята, Ёжик говорит, что все вы очень старательные и внимательные. Ему очень понравились все ваши работы. И он просит у вас разрешения, для того чтобы приходить иногда к нам в гости на занятия. Вы согласны? Очень хорошо. Спасибо за вашу внимательность и старание.

Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем»

К ребятам приходит Художник и приглашает их в гости в художественную мастерскую. Дети на время занятия становятся друзьями художника, им на время НОД прикрепляются бейджики с картинкой героя.

НОД проходит с использованием ИКТ.

Цель: Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;
  • Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка с помощью трафаретов;
  • Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Развивающие задачи:

  • Развивать элементарные навыки работы с углем;
  • Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;
  • Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного через изобразительное искусство;
  • Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов) .

Наглядный (использование иллюстрации) .

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) .

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Демонстрационный материал: Картинка с изображением Художника, Презентация по теме, смайлики грустные и веселые.

Раздаточный материал: Листы плотной бумаги формат А4, уголь, простые карандаши, салфетки бумажные, влажные салфетки, трафареты, листы бумаги 10*10 для пробного рисования углем.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Пока я добиралась до вашего детского сада, встретила Художника. Он живет в сказке о Незнайке. И он вам предлагает стать его друзьями: Незнайкой, Знайкой, Звездочетом, Мушкой, Ромашкой, Звездочкой (дети выбирают бейджики с картинками героев, прикрепляют на одежду) . Я теперь знаю, как к вам обращаться. А чем же занимается Художник? (рисует)

Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской нашего художника? (Да) Тогда закрывайте глазки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мастерская встречай наших ребят.

Слайд 1. Художественная мастерская

Воспитатель: открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской. Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки, и написанные картины.

У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать, а попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник … (карандаш)

Дам подсказку - краска я,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)

Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома... (акварель)

Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я... (фломастер)

Воспитатель: Ребята, для чего нужны эти предметы? (они нужны для того, чтобы рисовать) .

Воспитатель: Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет. Давайте посмотрим, что же это?

Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям.

Воспитатель: Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

Слайд 2. Обжиг веток

Его изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.

Воспитатель: Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки и наброски

Слайд 3. Илья Ефимович Репин «Портрет Элеоноры Дузе» .

Углем рисовали великие художники. Обратите внимание на картину известного художника Репина Ильи Ефимовича «Портрет Элеоноры Дузе» .

Слайд 3. Михаил Александрович Врубель «После концерта» .

Вот еще одна картина, которая называется «После концерта» . Ее автор Михаил Александрович Врубель. Эта картина не была закончена, художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

Слайд 4. Шишкина Ивана Ивановича «Заросший пруд»

А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича. Картина выполнена углем и мелом.

Слайд 5. Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Вот еще один пейзаж Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Слайд 6. Рисунки детей.

А это рисунки ребят, с которыми я работаю. Им очень нравится рисовать углем.

Воспитатель: Вы хотите научиться рисовать углем?

Что бы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую гимнастику «Две сороконожки» .

Пальчики разогрели, можно приступать к работе. Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным, чтоб не испачкать свою работу. У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе. На нем нарисована геометрическая фигура карандашом. Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем. Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет еле заметна. Получился квадрат. Чтобы его закрасить нужно взять салфетку, смять ее и растушевать или по-другому растирать получившиеся линии. Вам понятна техника рисования углем? (Да)

Воспитатель: ну а теперь подвиньте к себе лист бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину, мы создадим сюжет с помощью трафаретов.

Ход работы:

  1. Обводим трафареты простым карандашом;
  2. Обводим углем карандашные линии;
  3. Дорисовываем мелкие детали;
  4. Растушевываем

Дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в овладении детьми новым материалом – углём.

Воспитатель: Сейчас мы завершим ваши работы, поместим их в рамочки (приклеивание рамок ранее приготовленных) .

Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу. Вам понравилось заниматься в художественной мастерской? Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки. Раз, два, три в садик деток всех верни.

Итог НОД:

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были? (в художественной мастерской)

Кто нас туда позвал? (художник)

А чем мы там занимались? (рисовали углем)

Вам понравилось, было трудно или легко?

У вас на столах смайлики грустные и веселые. Покажите какое у вас настроение от проделанной работы. (дети показывают смайлики)

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами заниматься. Хотите узнать мое настроение?

Слайд 7. Веселый смайлик.

Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой. Ну и, конечно же возьмите смайлики. Это вам мой подарок.

До свидания!

Конспект НОД по художественному творчеству «Выставка кошек»

2 младшая группа


Программные задачи:

Учить детей рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать палочку для тычка, углублять представление о цвете;

Развивать наблюдательность, создавать радостное настроение от общения с животным;

Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением животных, чтение художественной литературы, беседа о домашних животных, заучивание потешек о кошке "Кошка, кошка... ", "Киска, киска, брысь... "

Словарная работа:

Уточнить и проговорить, четко выговаривать название частей тела животного.

Оборудование:

Краска-гуашь, палочка для тычка, подставки для кисточек, цветные карандаши, альбомный лист с контуром кошки, баночка с водой салфетки.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент, рассматривание, художественное слово - загадка, показ, объяснение, напоминание, вопросы к детям, поощрение, общая оценка.

Ход работы:

В группе стоит домик, в котором живет кошка. К домику идут следы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за следы? Как вы думаете, чьи они? Давайте пойдем по ним и узнаем кто их оставил.

Дети: Да!

Детки идут по следам и подходят к домику.

Воспитатель: Но, чтобы узнать кто живет в домике, нужно отгадать загадку:

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет.

(кошка)

Воспитатель: Верно, ребята - это кошечка. Давайте, сядем и познакомимся с ней.

Дети вместе с воспитателем садятся на стульчики и рассматривают кошку.

Воспитатель: Как тебя зовут? (- Мурка!)

Ребята, давайте ее рассмотрим. Что у нее есть? (уши, нос, глазки как пуговки, пушистый хвостик, лапки). Какая шерстка?- мягкая, пушистая, погладьте ее. Ребята, а вы знаете, что кошечка передвигается тихо, потому что у нее на лапках подушечки. А сколько у кошечки лапок? А где она живет?

Дети: Дома!!!

Воспитатель: Значит кошка - это домашнее животное. Почему то у кошечки грустные глаза. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, у нее нет друзей. Как жаль ее, правда? Чем мы могли бы ей помочь?

Дети: Нарисовать для нее друзей!

Воспитатель: Мне очень приятно, что вы у меня такие отзывчивые и добрые. Но перед тем, как нам потрудиться, давайте поиграем с Муркой.

Физкультурная минутка:

Мы покажем вам немножко,(дети идут тихо, как кошка, на носках )

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик к низу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый, (дети бесшумно прыгают)

Кошка может быть и быстрой,

Скок да скок, еще подскок.

То вперед, а то отскок.

А потом мяукнет "Мяу "!

Я в свой домик убегаю. (дети бегут на места)

Воспитатель: Поиграли отлично, ну а теперь за работу. Но чтобы ваши кошечки получились красивыми, давайте я вам расскажу, как мы будем работать. Подойдите все к мольберту и посмотрите внимательно: левая рука придерживает лист, чтобы он не двигался. А правой рукой берем палочку для тычка, держим ее прямо, тремя пальчиками, чтобы тычок смотрел прямо в лист. Обмакиваем в краску, если ее очень много, можно снять о край баночки, и начинаем рисовать. Сначала по контуру, чтобы кошечка стала пушистой, а потом все остальное закрашиваем маленькими пушистыми тычками. По окончании работы палочку для тычка моем и просушиваем о салфетку и кладем на подставку. А глаза, нос и усики кошечки мы дорисуем карандашами, когда шерстка высохнет. А теперь садимся на места и сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде

Дома и на улице.

Даже здравствуй говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй братец,

Как живешь?»

Дети приступают к работе. По окончании работы дети с кошечкой рассматривают рисунки, вместе с воспитателем анализируют чем хороши рисунки.

Воспитатель: Дети, Мурке все рисунки понравились, и она всех кошечек хочет забрать себе и устроить выставку своих новых друзей. Подарим их ей?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Только когда они высохнут. А пока Мурка останется поиграть вместе с нами. Приглашайте ее.

Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе (аппликация) «Царица вод – водяная лилия»

Цель: развитие продуктивной деятельности детей.
Задачи:

  • Здоровьесберегающая:
  • обеспечить психологическую комфортность в ходе НОД.
  • Образовательные:
  • актуализировать и расширить представления детей о цветах;
  • совершенствовать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими;
  • упражнять в вырезывании фигур овальной формы из прямоугольника путем скругления углов.
  • Развивающие:
  • развивать интерес к аппликации;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать внимание, мышление.
  • Воспитательные
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к природе;
  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать эстетическое восприятие.

Оборудование:
Картинки (поле – сад), кукла, корзина с цветами, две вазы, мульти медиа презентация, емкость с водой, клееночки (9 штук), салфетки (9 штук), ножницы (9 штук), кисточки (9 штук), подставки под кисточки (9 штук), баночки для клея (9 штук), клей, раздаточный материал для вырезания и наклеивания.

Ход НОД:

Воспитатель:
- Какие замечательные бабочки, летите скорее ко мне, посмотрите в окно. Какой сегодня прекрасный солнечный день, нам улыбается солнышко. Какое сейчас время года?
- Лето

Да, действительно, за окном самая жаркая и солнечная пора. Лето – это как сказочная страна, в которой очень много света, солнца и разных цветов, а вы любите цветы?
- Да.
- Я тоже очень люблю цветы, ведь они приносят нам красоту, хорошее настроение.
- Ребята, а где растут цветы, в каких местах?
- В поле, в саду
- Если цветы растут в поле, как они называются? Какие они?
- Полевые
- А если мы сажаем их около дома, в нашем саду, ухаживаем за ними.
- Садовые
- Ребята, к нам в гости пришла Красная шапочка и просит помочь ей. Вот какая у нее беда. Она пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, чтобы подарить маме и бабушке. Она набрала большой букет. Все цветы красивые и разные. Но бабушка любит полевые цветы, а мама - садовые.
Поможем Красной шапочке собрать букет полевых цветов для бабушки и букет садовых - для мамы.

Д/И «Цветы: полевые – садовые)
Дети подходят по одному к корзине, берут цветок, называют его, кладут к картинке: полевые – садовые. На дне корзинки лежит лилия.
- Ребята, какое интересное растение, как же называется этот цветок? Вы знаете? Красная шапочка тоже не знает, что это за растение.

Дети подходят к экрану.
- Ребята, этот цветок необычный. Он называется ВОДЯНАЯ ЛИЛИЯ. Как вы думаете, где она растет: в поле, в саду. Это очень красивый необыкновенный цветок, который растет на воде. Ее можно встретить в речке, в пруду, т. е. на воде. Лилию так и называют ВОДЯНОЙ КРАСАВИЦЕЙ, царицей воды. Красная шапочка сорвала эту лилию, но она, наверное, не знала, что ее рвать нельзя, потому что в природе очень мало водяных лилий. Их нельзя рвать, ими можно только любоваться. Запомните ребята.
- Этот цветок очень красивый. Попробуем сделать его своими руками. И подарим Красной шапочке такие замечательные цветы. А она удивит свою маму и бабушку. Посмотрите, что у меня есть:
Листочек – лепесточки белые – серединка желтая
- А теперь мы опустим лилию в водичку.
ФИЗМИНУТКА
Наши нежные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
Наши белые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают
Головой качают.
- Давайте сядем за наши столы и сделаем такой прекрасный цветок

(Обсуждение с показом приемов работы. Деятельность детей (с осуществлением индивидуального подхода)
- Все молодцы. Теперь возьмите свою лилию и подарите нашей гостье.
Дети несут цветы.
- Ребята, какие замечательные цветы у нас получились? Как они называются? (Лилии)
- А где они растут? (на воде)
- Вы запомнили, что их нельзя срывать.
А теперь посмотрите, что произошло с нашей лилией.
(В воде – бумажная лилия раскрылась).


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центральная школа»

Милославского района Рязанской области

Конспект НОД по ИЗО деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе

Тема: «Белые снежинки»

Воспитатель: Журавлева Г. В.

2017г.

Цель: обучение детей рисованию через нетрадиционные техники (мятая бумага, ватные палочки).

Задачи:

1. Образовательные:

Формировать умения выполнять рисунки используя разные техники рисования. Познакомить с приемом отпечаток (оттиск) мятой бумагой и рисованию ватной палочкой. Расширять знания детей о сезонных явлениях в природе зимой.

2 . Развивающие:

Совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью, рисовать используя разные техники; развивать воображение, внимание у детей. Систематизировать знания детей о сезонных явлениях в природе зимой. Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме. Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.

3 . Воспитательные :

Воспитывать интерес к рисованию, любовь к природе, чувство прекрасного через поэзию, музыку.

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие.

Методы и приёмы :

Словесные, наглядные, игровые, художественное слово, индивидуальная работа, обеспечение эмоционального интереса детей, поощрения, сюрпризный момент, физ.минутка, дыхательная гимнастика, пальчиковая игра, проблемная ситуация.

Оборудование : мультимедийное оборудование, мольберт. Музыкальное оформление занятия: П. И.Чайковский. Времена года (Декабрь), аудиозапись музыки «Музыка волшебства».

Раздаточный материал: тонированные листы А4 голубой фон, белая бумага размером 10 на 15, белая гуашь, салфетки, ватные палочки, шкатулка, снежинки.

Демонстрационный материал : пособие: «Волшебный сундучок», образец рисунка с изображением зимы.

Планируемые результаты: ребенок активный и любознательный, умеет создавать рисунок используя разные техники рисования.

Ход занятия:

Воспитатель : Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуйте, ручки!

Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопают)

Здравствуйте, ножки!

Топ, топ, топ. (топают)

Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд)
Будем рисовать. (машут рукой над головой)

Сюрпризный момент «Шкатулка».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сегодня принесла с собой волшебную шкатулку, что же в ней лежит? Чтобы наша шкатулка открылась надо выполнить два задания.

Первое задание надо отгадать загадку.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки

Белые (снежинки)

Воспитатель : Какие вы умные ребята, правильно отгадали загадку.

А теперь второе задание - надо тихо похлопать в ладоши, давайте похлопаем. (звучит музыка волшебства)

Ребята, мы все с вами правильно сделали, шкатулка открылась. Что же здесь лежит?

(Ответы детей)

(Воспитатель раздает снежинки детям)

Рассматривание снежинок.

Что можно сказать про снежинку, какая она?

(Ответы детей (белая, пушистая, легкая)). Ребята, а в какое время года с неба падают снежинки зимой или летом?

(Ответы детей)

Зимой кругом лежит снег. Какой снег?

(Ответы детей)

Воспитатель : Да, ребята, снег бывает пушистый, липкий, блестящий, белый. Вы любите зиму, почему?

(Ответы детей)

Воспитатель : Зимой можно кататься на лыжах, на санках, на коньках. Играть в снежки, лепить снеговика.

Дыхательная гимнастика «Снежная тучка».

Ребята положите снежинку на ладошку и посмотрите на нее. Какая у нас получилась красивая «Снежная тучк а» , давайте все вместе подуем , и снежинки полетят. Вот и в нашей группе наступила настоящая зима.

Физ. минутка «Снежинки».

Ребята, я предлагаю вам поиграть, превратиться в «снежинки», вы согласны?

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок –

Получается снежок.

(Выполняют движения под музыку)

Проблемная ситуация. Воспитатель : Ребята, а вы хотите стать волшебниками? (дети, да)

Для того, чтобы стать настоящими волшебниками надо внимательно слушать и все точно выполнять. Все согласны? (дети, да)

А еще для того, чтобы стать настоящими волшебниками надо посмотреть друг на друга и улыбнуться.

Объяснение и показ приемов рисования.

Воспитатель : Мы с вами волшебные художники и сейчас будем учиться рисовать без кисточки. Ребята, а какой краской мы будем рисовать снежинки и почему?

(Ответы детей)

Воспитатель : Я беру лист бумаги, мну его, и у меня получается вот такой «снежок», обмакну его в белую краску и нарисую сугробы внизу листа, нанося отпечатки (оттиски) «снежком».

Чем я нарисовала сугробы?

(Ответы детей)

Где я их нарисовала внизу или вверху листа?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете чем я буду рисовать снежинки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно ватной палочкой, но не простой, а волшебной. Снежинки я буду рисовать по всему листу. Опускаем палочку кончиком в краску и прикладываем её к рисунку.

Воспитатель: Чем я нарисовала снежинки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Где я их нарисовала?

(Ответы детей)

Воспитатель: Но перед тем как мы начнем рисовать, давайте сделаем из белой бумаги волшебный снежок.

Пальчиковая игра «Снежок».

Мы бумагу мнем, мнем.

А сейчас мы развернем.

Мы бумагу мнем, мнем.

А сейчас мы развернем.

Мы бумагу мнем, мнем.

Мы бумагу кружим, кружим.

Рисование. Художественное слово.

Воспитатель: Вот мы и слепили волшебный снежок. Что будем рисовать снежком? А снежинки мы чем будем рисовать? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, давайте нарисуем волшебным снежком сугробы, а волшебной палочкой снежинки.

Что надо нарисовать вначале, что потом?

(Ответы детей)

(Дети рисуют под музыку, воспитатель читает стихотворение «Снежинки»)

«Снежинки»

Снежинки расписные

Собрались в хоровод

Красивые, резные,

Порхают без хлопот.

Устроятся тихонько

Среди своих подруг,

Укрыв собой легонько,

И сквер, и дом, и луг.

Сияют в лунном свете,

При солнышке блестят.

Не тают на рассвете,

В мороз они скрипят.

Анализ детских работ.

Воспитатель: Вы все внимательно слушали и все точно выполняли, поэтому стали настоящими волшебниками. Посмотрите, какие волшебные рисунки у вас получились!

Ребята, вам понравилась сегодняшняя игра? (дети, да!) Я очень рада!

А чем мы рисовали снег?

(Ответы детей)

А чем мы рисовали сугробы?

(Ответы детей)

Что больше всего запомнилось?

(Ответы детей)

Вы все молодцы! У вас хорошее сегодня настроение? (дети, да!)

Я предлагаю передать его нашим гостям.

(Дети раскрывают ладошки и сдувают гостям хорошее настроение)

Спасибо всем. До свидания.

Список использованной литературы:

1. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Казакова Р.Г., 2004г.

2. «Цветные ладошки» Лыкова И.А., 2007г.

3. Интернет- ресурсы