Конспект средняя группа нод по развитию речи. Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Игра на внимание "Колобок"

28.03.2019

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Лесная посылка» . Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспект познавательного занятия для дошкольников 4-5 лет, направленный на обобщение и закрепление темы «Дикие животные» .

Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.

Задачи:

  1. Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
  2. Развитие мышления на материале описательных загадок.
  3. Закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Интеграция образовательных областей: «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Социализация» , «Чтение художественной литературы» .

Материалы для работы:

  • посылка с замочками, письмо
  • карточки с изображением жилищ диких животных
  • дидактическая игра: “Чей хвост? ”
  • предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.

Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.

Здравствуйте ребята!

Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи!

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей)

Воспитатель: Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка.

1. «Улыбка» , «Заборчик»

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»

В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок,
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»

Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики»

Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.

5. «Маятник»

Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

6. «Качели»

На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.

Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.

Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного) .

Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.

Ответ: заяц

Кто осенью холодной.
Ходит хмурый и голодный? Ответ (Волк)

Эта славная рыжуха,
Пышный хвост, белое брюхо,
Очень страшная хитрюга,
Курей в клетке посчитает,

И хозяев испугает,
Вмиг сбежит и прямо в лес. Ответ (лиса)

В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …Ответ (Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. Ответ (Белка)

Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Вот и первый ключ от замочка. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей) . Почему они так называются? (ответы детей) . Верно, дикие животные живут в лесу, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?»

На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:

Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)

Воспитатель: Отлично, и с этим испытанием справились. Вот и второй ключ от замочка. А наше следующее испытание называется «Назови правильно» .

Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет:

Лис – лиса - лисенок (лисята)
Волк – волчица – волчонок (волчата)
Медведь – медведица – медвежонок (медвежата)
Заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата)

Белка – белка – бельчонок (бельчата)

Воспитатель: Хорошо поработали. И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть. (физминутка)

Физ-минутка «Озорные зверята» .

Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик.

Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.
Прыгают, согнув руки перед грудью.

Идут вперевалку.

Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”.

Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Заслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Еще одно испытание позади, и еще один ключик у нас. Осталось последнее испытание «Чей хвост?» На столах лежат картинки с изображением животных без хвостиков. Ребенку предлагается, найти нужный хвостик и приклеить его при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий) .

Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение) .

Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей) . Правильно это лесные жители прислали вам гостинцы.

Детям раздаются угощенья.

Цель: составление описательного рассказа

Задачи:
Обучающие:
Учить детей составлять описательный рассказ игрушки, придерживаясь образца, предложенного воспитателем.

Развивающие: развивать наблюдательность, память, развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать положительное и бережное отношение к игрушкам, желание высказаться.

Материал: 4-5 игрушек не из групповой комнаты, модель рассказа (схемы)

Ход:
Воспитатель: — Ребята, сегодня мы с вами поедем в магазин игрушек. Вы хотите туда отправиться?
Дети: — Да
Воспитатель: — Как вы думаете на чем мы туда поедем? (Ответы детей) На автобусе. Нужно построить автобус.
Дети строят автобус из стульчиков.
Воспитатель: — Построили, теперь поехали (воспитатель и дети изображают езду в автобусе). Теперь когда мы приехали, можно выходить из автобуса и расставлять стульчики.
Воспитатель: — Посмотрите, ребята, это магазин игрушек. Хотите купить новые игрушки? А как можно купить игрушку? (Ответы детей)
Воспитатель: — В нашем магазине чтобы купить игрушку нужно правильно и подробно рассказать о ней. В этом нам помогут специальные карточки – схемы (Воспитатель выкладывает модель рассказа)

Воспитатель: — Сначала нужно назвать игрушку, затем сказать, какого она цвета; потом картинка советует нам рассказать, какой формы игрушка; следующая картинка помогает нам не забыть про величину игрушки; затем следующая картинка напоминает нам, что нужно рассказать про материал, из чего она сделана; еще одна картинка показывает, что нужно рассказать про детали игрушки, а последняя картинка напоминает нам, чтобы мы не забыли рассказать и о том, как можно играть с этой игрушкой.
Воспитатель: — Все запомнили? Маша с чего нужно начать рассказ? О чем нужно говорить потом? Скажи Вова. А чес закончим рассказ?
Воспитатель: — Молодцы, все запомнили, но перед тем как магазин игрушек откроется давайте я сначала расскажу об одной из игрушек.
Рассказ воспитателя: Я расскажу про мячик. Он желтый, как солнышко. Мячик круглой формы. Он маленький, поэтому он может поместиться в одной ладошке. Мячик резиновый и мягкий, у него нет никаких других частей. Мячиком можно играть в очень интересные игры. Его можно катать по полу или кидать из рук в руки.
Воспитатель: — Теперь наш магазин игрушек открывается и вы можете рассказать о понравившейся игрушке. Чтобы войти в магазин отгадайте загадку. Кто отгадает ее первым, тот первым и будет рассказывать про игрушку.
Воспитатель: — Молодец, Таня, правильно отгадала загадку. Можешь подойти ближе и рассказать про понравившуюся игрушку, а картинки тебе помогут. (Рассказ ребенка)
— Очень хороший рассказ получился у Тани. Мне очень понравилось как Таня рассказала, про то как можно играть с куклой. А вам ребята, понравился Танин рассказ? Молодец, Таня, можешь взять куклу и вместе с ней послушать рассказы других ребят.
Воспитатель: — Кто еще хочет посетить магазин игрушек? (Воспитатель спрашивает еще 3-4 детей).
На сегодня наш магазин игрушек закрывается. Вы очень хорошо потрудились и можете теперь поиграть с игрушками из магазина.

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи
Название: Конспект НОД по развитию речи с детьми средней группы (4-5 лет) «Магазин игрушек»


Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ Детский сад № 157 «Сиверко»
Месторасположение: город Архангельск

Программное содержание :

1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.

2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

4. Закреплять умение разгадывать загадки.

5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска

Конспект открытого НОД по речевому развитию с средней группе

«Лесное путешествие»

Воспитатель МБДОУ № 1

Зеленюк В. В.

г. Невинномысск

Конспект открытого НОД по речевому развитию в средней группе «Лесное путешествие»

Программное содержание :

1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.

2. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

4. Закреплять умение разгадывать загадки.

5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: Познавательно-речевое, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Материал: осенние листочки , мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк, заяц).

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг, (дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг (руки к груди, протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел листочек, а на нем что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

(ответы детей)

Двигательное упражнение «Осень».

Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)

Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками, как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)

Первым снежком принакрылась земля (плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе (разводим руками перед собой)

Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. (по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?

Появляется сова

Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

(ответы детей)

Сова: Кто я?

(ответы детей)

Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика?

Дети: з-з-з-з

Сова: песенку жука?

Дети: ж-ж-ж-ж

Сова: ветра?

Дети: ш-ш-ш-ш,

Сова: водички?

Дети: с-с-с-с

Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! До свидания, дети.

Дети: До свидания, сова!

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови, одним словом"

Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза

Дети: насекомые;

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Дети: деревья;

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка

Дети: птицы;

Белочка: брусника, земляника, малина, смородина

Дети: ягоды;

Белочка: ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек

Дети: цветы;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети: животные

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие

Дети: лапищи.

Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой

Дети: носище.

Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие

Дети: глазищи.

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! До свидания!

Дети: До свидания!

По группе разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивания).

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через лужи и пролезая под бревнами.

Смотрите, пенёчки! Давайте сядем, отдохнём.

А кто это там выглядывает? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать мячик, а вы в ответ называть слово ласково и бросать мячик мне!

Дидактическая игра "Назови ласково"

гриб – грибочек, лист - листочек, ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, трава - травка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако- облачко.

Словесная игра "Большой - маленький?"

Лиса - лисёнок, волк - волчонок, медведь - медвежонок,
белка - бельчонок, ёж – ежонок, тигр – тигренок, слон – слоненок, лев – львенок, заяц – зайчонок, мышь – мышонок.

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть! Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой?

(ответы детей)

Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

(лиса)

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это…

(белочка)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(ёж)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(медведь)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

(волк)

Ежик: Молодцы! Много знаете!

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но нам пора прощаться. До свидания, ёжик!

Ёжик: До свидания, ребята!

Воспитатель: Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул... (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Воспитатель: Ну вот, ребята, нам пора в детский сад. Скажите, где мы гуляли?

(ответы детей)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

С кем вам больше всего понравилось играть?

(ответы детей).


Цель: развивать и совершенствовать диалогическую речь у детей, грамотно вести диалог.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Интегративные цели:

  • ОО «Речевое развитие» развивать речь, внимание, фонематический слух; развивать связную речь детей; учить составлять описательные рассказы, описательные рассказы по картинкам. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. Закреплять умение детей использовать в речи слова - обобщения. Закреплять умение подбирать прилагательные к существительному;
  • ОО «познавательное развитие» закрепить знания детей о животных, насекомых; систематизировать представления детей о признаках осени, об изменениях происходящих в живой природе и неживой природе;
  • ОО «Социально-коммуникативное развитие» формировать умение детей не перебивая выслушивать друг друга, воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, любовь к природе.

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбома «Дикие животные»
  • Дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?».
  • Беседы о осени.
  • Чтение художественной литературы о животных.

Материалы: листочки желтые, оранжевые, красные, дерево, картинки мнемотаблица «Осень», мячик, солнышко, 12 прищепок, игра «Назови одним словом», ноутбук, презентация.

Методы и приемы обучения:

  • наглядны мнемотаблица «Осень», рассматривание демонстрационного, дидактического материала),
  • словесные (вопросы, беседа, объяснение, педагогическая оценка),
  • практические (дидактические игры, опорные карточки).

Ход НОД

Мотивация

Воспитатель : - Какое сейчас время года? (осень)

Воспитатель : - А вы хотите вернуться в золотую осень? – Давайте скажем волшебные слова: «Ветерок нас закружи в золотую осень нас перенеси».

Воспитатель : - Посмотрите, посреди поляны стоит дерево без листочков.

Все деревья нарядные, а ему грустно.

Воспитатель : - Ребята, для того чтобы на дереве появились листочки нужно выполнить задания, давайте найдем листочек № 1, а в пути нам будет светить солнышко.

Листочек № 1. (желтый)

Воспитатель : - Ребята, набежала тучка и спрятала от нас солнечные лучики. Нам нужно их найти. Давайте ласково назовем солнышко и лучики появятся: - какое солнышко? (дети : ласковое, большое, красное, лучистое, осеннее, теплое, желтое, согревающее, освещающее, доброе, улыбчивое, яркое, сверкающее).

Интерактивная технология : «Цепочка» дети берут в руки желтые прищепки, передают друг другу «солнечный» диск и закрепляют лучи, подбирая к существительному «Солнце» прилагательные.

Воспитатель : - Вот какое теплое солнышко, давайте погреемся на солнышке.

Интерактивная технология : здоровьесбережение – самомассаж.

Солнышко согрело нам ручки (растирают ручки) .
Солнышко согрело нам щечки. (растирают щечки) .
Солнышко согрело нам ножки. (растирают ножки) .
Солнышко согрело нам носик. (растирают носик) .

Согрелись. А теперь давайте повесим на дерево первый листочек. (дети вешают).

На дереве появляется 1 желтый листок.

Воспитатель : - Ребята, давайте найдем второй листочек. Дети ищут Листочек № 2.

Воспитатель : Он нам предлагает поиграть в игру «Назови детенышей»

Интерактивная технология «Хоровод» (с мячом)

Д/игра «Назови ласково?»

Воспитатель : - Ребята, в лесу живет много разных животных я буду называть вам животного, а вы мне ответите как можно назвать ласково этого животного.

1. Лиса - лисенок,
2. Волк - волчонок,
3. Медведь - медвежонок,
4. Белка - бельчонок,
5. Ззаяц - зайчонок,
6. Еж - ежонок
7. Кабан – кабанчик
8. Лось - лосенок
9. Барсук - барсучонок
10. Рысь - рысенок
11. Хомяк - хомячок
12. Мышь - мышонок

Молодцы!

На дереве появляется 2 красный листок.

Воспитатель : - Ребята, давайте найдем третий листочек с заданием.

Листочек № 3 нам предлагает поиграть в игру. Д/игра «Назови одним словом».

Воспитатель : - Ребята, возьмите по одному листочку. А теперь найдите у кого одинаковые листочки. (Дети делятся на пары).

Воспитатель : - Ребята, возьмите конверты с заданием. Присаживайтесь за стол чтобы выполнить задание.

Интерактивная технология «Работа в группах». Цель: формировать умение классифицировать предметы.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Мотивационный

Нужно найти предметы которые у вас на картинке.

Дети принимают предложенную ситуацию

2.Организационный

Предлагаю вам разделиться на пары. Возьмите по конверту (Оранжевые, красные, желтые листочки)

Дети делятся на группы с помощью парных листочков.

3.Деятельностный

Договоритесь, кто будет озвучивать ответ, называя слово, помещайте листочек на ветку.

Дети общаются, подбирают картинки, каждая группа дает ответ.

4.Заключительный

Вы правильно подобрали предметы. На дереве появилось много листочков.

Дети проговаривают.

1. Воробей, ворона, дятел - птицы;

2. Бабочка, комар, божья коровка, пчела - насекомые;

3. Клен, береза, ель, дуб - деревья;

4. Бархатцы, ромашка, подснежник, роза - цветы;

5. Крыжовник, клубника, малина, смородина - ягоды.

6. Мухомор, лисичка, рыжик, опята – грибы.

На дереве появляется 4 оранжевый листок.

Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем.

Физкультминутка.

«Осень»
Ходит осень по дорожке (ходьба на месте)
Промочила в лужках ножки (трясем ножками)
Ходит осень, бродит осень (хлопаем ладонями по ногам)
Ветер с клена листья сбросил (качаем руками над головой)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (хлопаем в ладоши)

Воспитатель : - Ребята, давайте найдем четвертый листочек с заданием.

Листочек № 4 предлагает нам назвать признаки осени, а поможет нам таблица.

Дети садятся на стульчики, составляют рассказ по картине с помощью мнетаблицы.

Воспитатель : - Какие признаки осени вы знаете?

«Наступила осень. Солнце меньше греет. Идет дождь. Люди ходят под зонтиками. Листья пожелтели и опали. Перелетные птицы улетают на юг».

(Дети по одному подходят к ноутбуку нажимают кнопку еsc появляется картинка и ребенок называет признак осени. Дети берут осенние листочки и вешают на дерево).

Воспитатель : - Мы составили рассказ об осени. А кто хочет рассказать сам полностью. (Ребенок рассказывает рассказ опираясь на мнетаблицу и вешает листочек на дерево).

Воспитатель : - Ребята, полюбуйтесь каким красивым стало наше дерево. Ему тоже радостно стоять на полянке. А дерево дарит вам листочки, они помогут вспомнить рассказ об осени, и рассказать его родителям. Воспитатель: - нам пора возвращаться в детский сад.

Ребята, давайте скажем волшебные слова:

«Ветерок нас закружи в детский сад нас верни» (дети кружатся).

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи, уровень овладения звуковой культурой речи, уровень развития фонематического слуха и звукопроизношения.

Образовательные:

Активизировать речь детей;

Обогащать словарный запас;

Упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы;

Подбирать синонимы и антонимы;

Составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;

Употреблять глаголы в повелительном наклонении и существительные в родительном падеже множественного числа;

Выделять заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук;

Развивающие:

Развивать фонематический слух;

Развивать интонационную выразительность при декламации стихов;

Развивать образность речи;

Развивать активность, внимание, умение рассуждать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина;

Воспитывать понимание красоты художественного слова;

Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Индивидуальная работа: побуждать к речевой деятельности малоактивных детей.

Активизация словаря: богатырь, корыто, лавка, терем, изба.

Обогащение словаря: невод, воевода, очи, корабельщики, землянка.

Предварительная работа:

Чтение сказок А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О золотом петушке»;

Отгадывание загадок по теме;

Заучивание наизусть отрывков из сказок;

Рассматривание иллюстраций по теме;

Д/и «Скажи наоборот», «Один – много», «Поймай звук», «Подскажи словечко», «Объясни, почему».

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, книги;

- «Волшебный мешочек» - яблоко, зеркало, сеть, собака, петух, бочка;

Музыкальное сопровождение;

Куклы старичок и старушка;

Сигнальные карточки;

Предметные картинки;

Вступительная часть.

Ребята, сегодня я предлагаю вам окунуться в волшебный мир сказок. Как вы думаете, на каких волшебных предметах можно путешествовать по сказкам? (На метле, верхом на Змее Горыныче, на Коньке Горбунке, в ступе Бабы яги, и т. д.) Давайте устроимся по удобнее, закроем глаза и представим, что мы отправляемся в сказочный мир. А поможет нам в нашем путешествии подсказка.

Ребёнок читает отрывок «У лукоморья…». Звучит красивая мелодия. Воспитатель раскрывает ширму, за ней открывается выставка, посвящённая творчеству А. С. Пушкина.

Основная часть.

1. Как зовут этого поэта?

Какие его сказки вы знаете?

Давайте по отрывку из сказки попробуем отгадать её название.

(Дети декламируют отрывки из сказок «О царе Салтане», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях».)

2. Молодцы, вы правильно отгадали названия сказок. Но из одной сказки мы отрывок не выучили. Что это за сказка? («О рыбаке и рыбке».)

Посмотрите, вот герои этой сказки. Давайте вспомним, какими они были в сказке. Постараемся их описать. У кого сигнальная карточка чёрного цвета, тот называет качество старухи, тот, у кого карточка красного цвета, называет качество старика. (Дети называют качества старика и старухи.)

Словарь: скупая, жестокая, грубая, завистливая, жадная, бессердечная, ленивая, добрый, скромный, беззащитный, работящий, вежливый, безобидный, бескорыстный.

Давайте попробуем превратить нашу старуху в добрую бабушку. Я буду называть отрицательное качества, которое вы назвали, а вы подберите противоположное по значению. Смотрите, бабушка заулыбалась, подобрела, похорошела.

3. Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Один – много». А поможет нам в этом волшебный клубочек. Дети передают друг другу клубок, называя слова во множественном числе.

Словарь: богатырь, бочка, петушок, конь, дуб, город, море, белка, лебедь, корыто, рыбка, комар, муха, шмель, корабль, стрела, царь, зеркало, собака, яблоко, лес, орешек, берег.

4. Ребята, вы обратили внимание, что в сказках часто используются слова, которые сейчас мы не употребляем. Объясните, как вы понимаете, что такое невод, воевода, очи, корабельщики, диво.

– Придумайте предложения с каждым из этих слов.

5. Физкультминутка.

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

6. В сказках героям всегда помогают волшебные предметы. Я предлагаю поиграть вам в игру «Волшебный мешочек». Вам нужно выбрать в мешочке предмет и рассказать о нём так, чтобы остальные дети отгадали, что это или кто это. (Зеркало, яблоко, бочка, петух, собака).

7. Вы верно заметили, что собачка в «Сказке о мёртвой царевне» пыталась спасти свою хозяйку. Сейчас предлагаю поиграть вам в игру «Дрессированная собачка» с помощью нашего волшебного клубочка. Я буду называть действие, а вы давать команду собачке, например: Лежать – Собачка, ляг.

Словарь: лежать, смотреть, рычать, бежать, сидеть, лаять, прыгать, идти, пить, есть, спать, играть, смотреть, нюхать, ловить, слушать, сторожить, охранять, плавать, гулять, радоваться, хватать.

8. Книга, ребята это настоящее чудо. Но для того чтобы она открыла нам свои секреты, надо уметь её читать. Мы пока с вами только знакомимся с буквами и звуками. Предлагаю поиграть в игру «Кто больше назовёт слов».

Воспитатель показывает предметную картинку и даёт задание придумать как можно больше слов на первый, последний или находящийся в середине звук в данном слове

Итоговая часть.

Наше путешествие подошло к концу. Давайте закроем глаза, и в обратный путь нас перенесёт волшебная мелодия. Сказки А. С. Пушкина красивы и волшебны. Они учат нас быть добрыми, смелыми, честными, щедрыми. Мы гордимся тем, что он наш родной великий русский поэт.