Цель: Составить рассказ с использованием игрушек
Программное содержание :
Образовательные задачи
— Продолжать учить детей придумывать и передавать в рассказе воображаемые эпизоды, в которых проявляются особенности внешнего вида и черты характера зверей
— Способствовать накоплению у детей зрительных впечатлений, целенаправленно активизировать словарь детей
— Учить детей связно, последовательно, выразительно, умело использовать достигнутые художественные приёмы
— Учить оценивать рассказы товарищей, видеть положительные и отрицательные стороны их ответов
Развивающие
— Развивать воображение, творческую инициативу
Воспитательные
— Воспитывать интерес к сочинению рассказов
Ход непосредственно- образовательной деятельности:
На столе располагается ширма, за ширмой находятся игрушки лисы, белки и медведя. Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Дети, вы хотите узнать, кто же находится за ширмой? Тогда отгадайте загадки!
После ответов детей игрушки появляются из-за ширмы.
Воспитатель: Ребята, а вы любите слушать рассказы? А как называются люди, которые пишут рассказы? А вы хотите побыть писателями и сочинить свою книгу? Сегодня вы сами попробуете придумать рассказ про этих весёлых игрушечных зверях, про которых я вам загадала загадки! Но прежде чем начать составлять рассказ нужно описать игрушки. (Проводится описание игрушек) Медведь: Что есть у медвежонка? Какое туловище у медвежонка? Есть ли у медвежонка хвост? На голове у медвежонка есть глазки, носик, ушки. Какого цвета у медвежонка шёрстка? А сейчас давайте составим описание белочки и лисы.
Ребята, вы молодцы, составили описание игрушек. Послушайте мой рассказ про медвежонка и белку: В большой комнате на ковре сидел игрушечный медвежонок. Вдруг откуда – то с полки спрыгнула на ковер проворная, шустрая, весёлая белочка. Поздоровалась с медвежонком и, прыг, к кукольным качелям. «Влезай на качели, — позвала белочка медвежонка, — вместе покачаемся. Стал лохматый на качели влезать, два раза подряд и шлёпнулся, а как уселся, принялся изо всех сил раскачиваться вверх-вниз, вверх-вниз. Долго белочка и мишка качались и громко смеялись. Им было очень весело вдвоём.
Ребята, а сейчас вы будете составлять рассказы про зверей для нашей книги, я их буду записывать! В начале рассказа вам нужно описать забавных зверей, затем рассказать, что интересного с ними приключилось и чем закончился рассказ. А помогут вам картинки-помощники.
Воспитатель: Ребята, что можно сказать о медвежонке, о белочке, лисичке?
Дети: У медвежонка шерстка лохматая, он косолапый, неуклюжий. Лисичка рыжая, хитрая, проворная. Белочка рыжая, красивая, шустрая.
Воспитатель: Давайте, ребята все вместе повторим наш план. А сейчас, дети, придумайте забавную историю про зверят. Кто хочет составить рассказ? (рассказ ребёнка записывает воспитатель). Кто ещё хочет рассказать? Закройте все глазки, у кого на коленях окажется медвежонок, тот и будет рассказывать.
Молодцы, ребята, вы все очень старались. Рассказывали выразительно, использовали много слов в описании зверей, рассказы были интересными. Чьи рассказы вам больше всего понравились? Про кого мы составляли рассказы, скажите полным предложением?
Дети: Мы составляли рассказы про мишку и белочку. Мы составляли рассказ про мишку и лисичку.
Воспитатель: А какими другими словами можно назвать мишку, зайку, чтобы эти же слова, но стали более длинными и похоже звучали
Дети: Мишка, мишутка, мишенька. Зайка, зайчонок, зайчишечка
Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас лисичка хочет с вами поиграть. Хотите?
Проводится подвижная игра:
По лесной лужайке, разбежались зайки
Вот какие зайки, зайки попрыгайки
Сели заиньки в кружок, лапкой роют корешок
Вот какие зайки, зайки-попрыгайки.
Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, ищет где же зайки, зайки-попрыгайки
Вот как много зайцев есть, можно мне любого съесть!
Название: Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию в старшей группе «Забавные приключения белки, зайца и лисы»
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ Детский сад № 157 «Сиверко»
Месторасположение: город Архангельск
МОУ Одоевская СОШ(дошкольная группа)Шарьинского муниципального района Костромской области
Воспитатель: Ван. О. Н.
Тема НОД: Рассказывание по игрушке.
Цель: создавать условия для обучения детей описательному рассказу об игрушке.
Психолого – педагогические задачи:
Совершенствовать умения составлять описательный рассказ,отбирать соответственно факты из личного опыта.
Закрепить знания подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков, систематизировать знания детей о способах словообразования.
Развивать память и умение рассказывать связно, полно, выразительно.
Интегрируемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации НОД: беседа, вопросы и ответы, обсуждение, рассказывание.
Форма организации детей: групповая.
Предварительная работа: проведение дидактической игры,чтение, рассматривание разных детских игрушек, чтение художественной литературы об игрушках, отгадывание загадок.
Методические приёмы: Беседа, рассматривание, вопросы, художественное слово- загадки, лексические и грамматические упражнения, хоровые и индивидуальные ответы, анализ детских рассказов.
Материал. Игрушка: собака
создать условия для обучения детей описательному рассказу об игрушке.Создание образовательной ситуации
Ребята сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле ворот встретила мальчика. Я с ним познакомилась, его зовут Петя. Он очень сильно плакал. У него пропал друг, он пошёл гулять и заблудился. Петя хотел написать объявления в газету, но описать их не смог и очень просит нас ему помочь. Он принёс нам игрушку, очень похожую на его друга. А кто такой его друг, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
С хозяином дружит
Дом сторожит,
Живет под крылечком
А хвост колечком….(Собака)
Правильно, собака.
Ответы детей.
Мотивация детей на предстоящую деятельность
Мальчик попросил нас помочь описать его друга и отослать это объявление в газету. Ну что, поможем мальчику? (Да) А я, ребята, буду за вами записывать.
II часть - основная
Цель: Совершенствовать умение составлять описательный рассказ,отбирать соответственно факты из личного опыта.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие её детьми
Ребята, сейчас послушайте, как я расскажу про собаку. Это собака. Ее зовут Жучка. Жучка домашнее животное.Шерсть у нее белая, мягкая, пушистая. Глаза темные, блестящие, как бусинки, хвост колечком. У нее длинные уши, черный нос,толстые лапы. Она питается молоком,мясом. Жучка любит выполнять команды, играть с ребятами, мячиком, палкой и грызть кость.Живет в конуре.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
О чем говорится в рассказе про собаку?
Как ее зовут?
Домашнее или дикое животное?
Какая у нее шерсть?
Какие глаза?
Какие уши, нос, лапы?
Чем питается?
Что она любит?
Где живет?
Физкультминутка.
Ребята, давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше назовет слов». Что вы можете сказать про собаку, какая она? Встаньте в круг, я буду кидать мяч и называть вам слова.
Например:выносливость – выносливая собака (Голод – голодная, красота – красивая, ум – умная, сила – сильная, лень – ленивая, хитрость – хитрая, преданность – преданная).
Предположения детей.
(от существительного – прилагательное)
Этап осуществления самостоятельной работы с детьми
-Ребята кто желает первым рассказать про собаку. Вы можете воспользоваться схематическими картинками при рассказывание о собаке.
Молодец, Кирилл! Хорошо пересказал, видно, что внимательно слушал мой, рассказ про собаку.
Сейчас пойдут пересказывать Коля и Таня. Коля начнет рассказ по схематическим картинкам, а Таня продолжит.
Молодцы, хорошо рассказали, но были некоторые неточности в описании собаки у Тани.
Следующие выходят Оля, Леша, Максим, Даша. Оля нам расскажет, как зовут собаку и как она выглядит.Лёша расскажет, чем она питается. Максим расскажет, что она любит делать. Даша, расскажет, где живет.
Молодцы, ребята! Рассказ получился замечательный, но Максим рассказывал не выразительно.
Ребята, чей рассказ вам понравился больше?
Почему?
III часть - заключительная
Цель: создать у детей радостное настроение от хорошо выполненной работы.
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
Молодцы ребята хорошо выполнили задание. А давайте еще раз вспомним, какое описание Петиного друга получилось у нас по схеме. А я проверю, правильно ли я записала за вами.
Хорошее у нас получилось описание. Вечером, когда придет Петя, за своей игрушкой я отдам ему то, что мы с вами составили.Он даст объявление в газету и его друга обязательно найдётся.
Вы ребята очень добрые и отзывчивые дети сделали большое доброе дело.
Плавный выход у детей из НОД в самостоятельную деятельность.
Давайте нарисуем Петиного друга и отдадим ему рисунки, чтобы он не скучал.
ОО Коммуникация.
Разработчик: Устинова Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ «ЦРР-детский сад «Дружба» », город Качканар, Свердловская область.
Задачи:
Образовательные:
Создавать условия для:
Развивающие:
Создавать условия для:
Воспитательные: Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других) . Создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, восхищаться придуманным сказкам товарищей.
Ход занятия.
Ребята, сегодня я в детский сад пришла не одна, а с домовенком Кузей. Он живет в моей квартире и каждый вечер перед сном рассказывает мне сказки Хотите с ним познакомиться? (да)
Кузя, ты где?
Я здесь, иду-иду. Здравствуйте, детишки, озорники и шалунишки!
Кузенька, наши дети послушные и любознательные, славные и старательные, умнейшие и добрейшие.
Я таких люблю, поэтому принес с собой сундучок, в котором сказки живут. Дети, а вы любите сказки? Прекрасно! я вам сейчас загадаю загадки, если вы их отгадаете, то узнаете какие сказки живут в моем сундучке. (Загадывает, открывает сундучок, начинает плакать.)
Что случилось, Кузя?
У меня в сундучке не осталось ни одной сказки.
Не грусти, мы твоему горю поможем, дети придумают тебе много новых сказок. (Усаживают Кузю) .
Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка) .
Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)
Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…)
В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных - (Золушка, Мальвина…) , отрицательных - (баба Яга, змей Горынович…)
Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?
Дети, а сказка получиться, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)
Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие? (Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)
- Молодцы! А теперь немного отдохнем (физкультминутка) :
«Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел-
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать».
Ребята, сегодня мы с вами будем сказочниками. А эти модели помогут вам придумать сказку.
Давайте вспомним, что означает эта модель (показываю, дети рассказывают) .
Дети, вам надо самостоятельно выбрать персонажей сказки и опираясь на опорные картинки, придумать сказку со счастливым концом. Сказки должны быть разными, не похожими друг на друга. Кто интереснее придумает, оценит Кузя. Итак, кто самый смелый, кто готов рассказать нам сказку? (Дети рассказывают) .
Кузенька, чья сказка тебе больше понравилась
Спасибо вам, дети, за сказки. Вы все старались, поэтому и сказки получились интересными. Ваши сказки я положу в сундучок, и буду рассказывать их другим ребятам.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»
Ашмарина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ № 108 г. Нижний Новгород.Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети!КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
«СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №3
МБДОУ №87 «ЗОЛУШКА»
Воспитатель Габдуллина Р.Н.
Цель: Творческое составление рассказов Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Развивать речь детей, творческое воображение детей. Воспитательные задачи:
Материал: Лист ватмана, фломастеры, желтые кружочки по количеству детей.
Ход занятия:
В-ль: Ребята, вы любите шутки? Пусть у нас сегодня будет занятие-шутка. Хотя, может быть, в конце занятия окажется, что это вовсе и не шутка, а даже очень серьёзно. Ну что, начинаем шутить? Вы видите, что на доске нарисовано?
(ответы детей).
В-ль: Правильно, это кружок. А на что он похож? Дети: Это солнце, мячик, шарик, тарелка, яблоко и т.д. В-ль: Это всё не то, что вы перечислили.
Это часть животного. Какая же это часть?
Дети: Это голова или глаз.
В-ль: Пусть это будет голова. Чья это голова?
Дети: Это голова кошки, зайца, лисы, собаки и т.д.
В-ль: Круг похож на голову зайца. Чего не хватает на голове зайца?
Дети: Не хватает глаз, усов, носика, ушей.
Воспитатель рисует части тела, которые называют дети. Вопросы к детям:
В-ль: Мы нарисовали зайчику голову. Чего ещё не хватает?
Дети: Туловища.
В-ль: Какой формы туловище зайца?
Дети: Круглой или овальной.
В-ль: (рисует туловище). Что теперь я должна нарисовать?
Дети: Лапки.
В-ль: Сколько у зайчика лапок?
Дети: Четыре.
В-ль: Что делает зайчик?
Дети: Зайчик идёт, бежит, стоит.
В-ль: Я согласна, пусть он бежит. Где бежит зайчик?
Дети: Зайчик бежит по лесу.
В-ль: Что я должна нарисовать, чтобы было видно, что это лес?
Дети: Деревья.
В-ль: Как много я должна нарисовать деревьев?
Дети: Много.
В-ль: Что ещё бывает в лесу?
Дети: Цветы, грибы, другие животные.
В-ль: Я нарисовала цветы и грибы. А вот какие животные встречаются
нашему зайчику?
Дети: Лиса, волк, ёжик, медведь, белка и др.
В-ль: Я сейчас нарисую ёжика. Что же у нас получилось? Лес, зайчик, ёжик, цветы и грибы. А ведь у нас с вами получилась смешная картина. Давайте придумаем ей название.
Дети: Заяц в лесу.
Физкультминутка
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись (2р.)
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой (2р.)
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, эдак попляши (2 р.)
Сочинение сказки
В-ль : Мы нарисовали картинку. Теперь вам надо придумать по ней сказку.
Вопросы к детям:
В-ль: Когда вы будете рассказывать свои сказки, постарайтесь описать зайчика. Какой он? Вспоминайте, как мы его рисовали вместе с вами.
Рассказывание сказок детьми
Все сказки получают оценку. Поощряются сказки, непохожие на другие.
В-ль: Я думаю, что зайчику понравились бы ваши сказки. Он прислал вам свой привет в виде вот этих кружков. Они все желтого цвета, что это значит? Дети: Значит, зайчику понравились сказки?
В-ль: А вам понравилось занятие? Мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам.