Макарьев И.С. Если ваш ребенок - левша - файл n1.doc

04.05.2019

Ваш малыш весел и активен, любит петь, рисовать и лепить из пластилина, но вдруг вы замечаете, что он все делает левой рукой? Ничего страшного в этом нет. Ребенок левша, ничуть не уступает в интеллектуальных возможностях правшам, а даже наоборот, многие исследования доказывают, что среди таких людей гораздо больше талантливых личностей. И от того, как вы сами будете относиться к такой особенности вашего ребенка, будет зависеть, то, как малыш разовьет свои возможности в будущем.

Существуют «чистые» правши и левши, а существуют смешанные варианты. У кого-то ведущим является только левый глаз или левое ухо, а кто-то пишет правой рукой, а все остальное делает левой, а некоторые способны владеть обеими руками в равной степени.

Согласно статистике, от 8 до 15 % жителей земного шара являются левшами и большинство из них - представители мужского пола. Левши - люди, у которых более развито правое полушарие, в результате чего у них ведущими являются левая рука, левая нога и левый глаз. «Леворукость» может передаваться по наследству, а может быть следствием трудных родов, в результате которых было травмировано левое полушарие головного мозга. В этом случае все важные функции на себя берет правое полушарие. А бывает так, что малыш в детстве получает травму правой руки и, начиная беречь ее, выполняет все действия левой. И только на приеме у специалиста выясняется, что ребенок на самом деле правша.

Ребенок делает выбор в пользу той или другой ведущей руки в 3-4 года, а окончательное «определение» происходит к 6 – 7 годам. В возрасте примерно 3-4 лет невролог ориентировочно с может сказать левша ваш ребенок или правша.

Но если вы, наблюдая за ребенком, заметили, что он активнее пользуется левой рукой, можно его протестировать. Для этого, сядьте за стол напротив ребенка, и выложите перед ним различные предметы и понаблюдайте какой рукой он их берет, проследите в какой руке он держит ножницы и зубную щетку, какой причесывается и кидает мяч. Для полноты эксперимента, попросите его топнуть ножкой, поднести часики к уху, посмотреть через трубочку. Все это нужно для того, чтобы выяснить, насколько выражена «левизна».

У левши в большей степени развито правое полушарие, вследствие этого, у них сильнее выражены творческие способности, они более эмоциональны и очень часто имеют абсолютный слух. Левши подвержены частой смене настроения, настойчивы в достижении своих целей, бывают неусидчивы и нетерпеливы.

Они хорошо рисуют и лепят, любят фантазировать, но не склонны к точным наукам, хотя могут найти оригинальное решение задачи. Понаблюдайте за своим ребенком, возможно, вы заметите скрытые таланты. Запишите его в соответствующую секцию или кружок.

Несомненное преимущество имеют левши и в спорте, ведь они «неудобные» соперники. Но помимо положительных сторон, существуют и отрицательные моменты, о которых необходимо знать родителям.

Очень часто такие дети имеют проблемы с произношением звуков, у них возникают трудности в речевом развитии, они плохо сосредотачиваются и расторможены.

Им сложнее обучаться чтению и письму, ведь методики обучения рассчитаны на правшей: класть тетрадь с поворотом влево, держать ручку определенным образом. Большинство инструментов, начиная с ножниц и заканчивая более сложными приспособлениями, рассчитаны на правшей. Испытывая все эти неудобства, да и еще зачастую слыша насмешки ровесников, ребенок начинает замыкаться в себе, избегать общения со сверстниками. У него может развиться «комплекс левши». И здесь очень важно найти правильный подход к малышу, объяснить ему, что это временные трудности, помочь освоиться в учебной среде.

В какой-то момент перед каждым родителем встаёт вопрос, а не сделать ли из левши правшу, научив его быть как все, выполняя все операции правой рукой.

Сейчас педагоги и врачи сходятся во мнении, что не стоит переучивать ребенка. Нельзя менять его систему функционирования головного мозга и переделывать его биологическую природу. В процессе переучивания на правшу у малыша могут появиться страхи, развиться нарушения сна, аппетита, речи и другие проявления невроза. Да и успеваемость в процессе переучивания левши начинает значительно ухудшаться.

Левшами называют не только людей, которые лучше управляют левой рукой, но и вообще тех, чьи левосторонние парные органы (нога, рука, глаз, ухо) развиты лучше и играют ведущую роль. Такие особенности человека обусловлены строением его головного мозга. Когда у человека лучше развитыми оказываются «левые» органы, это значит, что ведущую роль в мозгу занимает правое полушарие. И вот тут выясняется, что отличие «левополушарных» людей (т.е. нашего праворукого большинства), от «правополушарных» гораздо глобальнее, чем просто выбор ведущей руки.

Левое полушарие мозга человека отвечает за такие функции нашего мышления как логика, оперирование знаками и символами, умение расчленять и детализировать предметы и события. Левополушарное мышление более ярко проявляется у мужчин. Правое же полушарие отвечает за интуицию. Люди, у которых оно занимает главенствующую роль, с трудом расчленяют картину мира на составные части, плохо анализируют, зато умеют видеть предмет или событие целиком и находить нетривиальные и оригинальные решения там, где их «праворукие коллеги» пасуют.

Недаром среди левшей такое количество художников, музыкантов, архитекторов, математиков, физиков! Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо, Александр Македонский, Наполеон, Черчиль, Бисмарк, Чарли Чаплин, Махатма Ганди, королева Виктория. Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, академик Павлов, Билл Гейтс, Гарри Каспаров, Альбрехт Дюрер, Огюст Роден, Анри Тулуз-Лотрек - все они были левшами… А ведь левши – это всего 10% населения земного шара.

К плюсам левшей относится их более целостная психическая структура, которая позволяет им легче приспосабливаться к новым условиям

И не только при смене работы, коллектива, сферы деятельности, но даже при смене климата. Любопытно, что у «праворуких» женщин правое полушарие мозга представлено более активно, чем у мужчин. Т.е. стиль мышления левши более схож со стилем мышления женщины.

И все же, быть левшой в наше «праворуком» обществе довольно тяжело. Очень многие вещи и предметы, окружающие нас, рассчитаны на праворукое большинство. Дверные ручки, ножницы, карандаши, авторучки, линейки, ножи, спорттовары, компьютеры, телефоны делаются для большинства. А левшам приходится приспосабливаться, испытывая при этом дискомфорт. И если взрослые уже научились мириться с определенными неудобствами, то малышам это даётся очень нелегко.

Во времена наших мам и бабушек леворукость не поощрялась. В школе и дома ребенка-левшу заставляли все делать правой рукой, стараясь сломать и переучить. Что же из этого выходило? Вместо одаренного, талантливого, успешного человека в 90% случаев получался забитый невротик-неудачник.

Переученные левши становятся плаксивыми, легко возбудимыми и неуправляемыми, у них начинается заикание и энурез, головные и желудочные боли, пропадает сон и аппетит, и в конце концов возникает стойкое отвращение к школе и учебе вообще. И когда дети-левши вырастают, многие из этих симптомов остаются с ними.

Итак, что же вам делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок – левша?

Прежде всего, подтвердить или опровергнуть свои подозрения. Чтобы определить, левша ли ребенок, вам нужно будет понаблюдать за ним в течении дня и ответить на ряд вопросов. Например, какой рукой ребенок держит ложку во время еды, открывает дверь в комнату, ковыряет в носу (да-да, все дети делают это), держит яблоко, бросает снежки, гладит кошку, держит за палочку чупа-чупс...

При этом, если вы предлагаете ребенку ложку, яблоко, карандаш, конфету, вы не должны давать ему этот предмет в определенную руку. Лучше всего положить его перед ребенком на стол на равном расстоянии от обеих рук, посередине. Если из 10 дел в течение дня 7 и более будет сделано левой рукой, ваш ребенок - левша. Если около половины – у вас амбидекстральный ребенок, т.е. оба полушария его мозга представлены одинаково сильно. Тогда вам тоже стоит прислушаться к нашим рекомендациям для родителей леворуких детей.

Свет и обучающие пособия должны находиться от ребенка-левши с правой стороны (вы помните: главное полушарие-правое, правый глаз передает картинку прямо к правому полушарию).

Ни в коем случае не позволяйте ребенку переутомляться. Дети-левши быстрее устают. Таковы особенности их нервной системы, и занятия с ребенком-левшой не должны длиться больше 15-20 минут. Потом отдых, и через некоторое время можно снова возвращаться к обучению.

Не замахиваясь на главную роль левой руки, постарайтесь научить своего ребенка действовать обеими руками. Для этого можно рекомендовать лепку, макраме, игру на музыкальных инструментах, на которых активно задействованы обе руки, плавание, игру в мяч и прочие занятия, где развивается координация движений кистей и пальцев рук.

Обучение чтению и письму у неправоруких детей имеет свои особенности

Нужно мягко указывать ребенку на его ошибки и развивать привычку писать и читать слева направо. Для этого можно «отметить» левую руку ребенка чем-либо (браслет или часы), т.к. леворукие дети часто затрудняются в определении, какая рука левая, а какая правая. Отмеченная рука всегда будет служить местом начала ряда.

Чтобы отрабатывать этот навык, можно складывать мозаику слева-направо, выкладывая ее рядами – так же, как мы пишем и читаем, складывать кубики в том же порядке, читать комиксы и придумывать собственные истории по тематическим картинкам, которые нужно разложить в порядке развития сюжета в цепочку слева направо. Можно также сначала придумывать собственные сказки (а с фантазией у вашего ребенка все хорошо) и иллюстрировать их с ребенком в том же порядке – от начала к концу.

При обучении чтению левше очень трудно удерживать строчку, которую нужно прочитать. Поэтому для начала рекомендуется закрывать текст книги непрозрачной линейкой или кусочком картона и открывать поочередно слово за словом (или даже слог за слогом) по мере продвижения ребенка по тексту. Ребенок будет читать таким образом до тех пор, пока навык удерживать нужное направление и слежение за строкой не дойдут до автоматизма.

С теми же проблемами (и даже более серьезными) сталкивается ребенок-левша при переписывании текста. Ведь в этом случае ему приходится не только фиксировать свое внимание на том месте в тексте, которое нужно переписать, но при этом также переносить этот текст в тетрадь, выстраивая буквы в ряд именно в том порядке, в котором они должны стоять.

Для левши это архитрудная задача, которая отнимает много времени и внимания. Если у ребенка не получается, а вы будете заставлять его снова и снова – результат от раза к разу будет все хуже. Поэтому не заостряйте внимание ребенка на плохо выполненном уроке, объясните основные ошибки и вернитесь к этому заданию в другой раз.

Возможно, перечисленные задачи покажутся родителям «левшей» чрезвычайно сложными, но на самом деле это не так. Постоянная систематическая работа с ребенком скоро начнет приносить свои плоды. И вы подготовите своего ребенка к обучению в школе без ущерба для его физического и нервного здоровья.

А там, возможно, в ряду великих левшей появится и его имя.

 /  Ваш ребенок - левша

Ребенок взял ложку, вилку и карандаш в левую руку - для многих родителей эти факты звучат как приговор. Однако негативная реакция на леворукость здесь неуместна. Так как родителям реагировать на левшу и о чем говорит такая особенность ребенка? Пробуем разобраться в этом деликатном вопросе, понять, чем левша отличается от правши и раз и навсегда развеять многие мифы.

Из этой статьи вы узнаете об особенностях детей-левшей. Мы поговорим о том, нужно ли переучивать детей при леворукости.

Причины леворукости

Так уж мы устроены — несимметрично. Действительно, человеческие органы имеют зеркальное отражение только в теории. На практике — глаза, брови, уши, почки и даже легкие не являются точной копией друг друга. Тоже самое происходит с мозгом. У одних людей главным (ведущим) полушарием является правое, у других — левое. Первые и становятся теми людьми, которые в возрасте активного развития моторики (3-6 лет) начинают делать все левой рукой. Их и называют «левшами».

Однако специалисты сходятся во мнении, что ведущая левая рука — признак левши, но не такого явления, как «левшество», которое характеризуется ведущей левой рукой, левым глазом, левой ногой и ведущим ухом. Все это также связано с более активной работой правого полушария мозга.

Будет ли ваш ребенок левшой или нет? Это зависит от многих факторов. Причиной «победы» правого полушария над левым могут стать особенности внутриутробного развития, наследственность (в семье, где один из родителей левша или скрытый левша, вероятность появления левши выше), травмы мозга (левого полушария), травмы правой руки (или подражание взрослым, если у них повреждена правая рука), псевдолеворукость (или равное использование обеих рук — в этом случае ребенка именуют «амбидекстр»).


Особенности

Если ваш ребенок левша, вам стоит знать, что помимо ложки и цветного карандаша в левой руке от большинства детей он будет отличаться еще кое-чем.

Психологи говорят о более высоких творческих способностях при более медленном формировании навыков деятельности, которая требует взаимодействия обоих полушарий. Так, у многих (но не у всех) левшей могут быть проблемы с почерком, медленный темп письма. Дети могут путать похожие цифры (например, 7 и 1), геометрические фигуры (круг и овал), долго учатся определять время по циферблату и т.д.

Что касается эмоционального фона, то классический левша более эмоционален, нежели правша. Такие дети требуют к себе повышенного внимания, очень ранимы, раздражение у них легко сменяется весельем и наоборот.

Поэтому развитие правого полушария предъявляет определенные требования к поведению родителей. Хотя леворукость вашего ребенка вполне может не выходить за рамки письма левой рукой.

Запреты для родителей

Если 10-15 лет назад специалисты не видели ничего плохого в переучивании тех, кто взял ручку в правую руку, то теперь психологи категорически против таких метаморфоз. «Не переучивайте левшу», — эту фразу родителям стоит запомнить и повторять. Процесс трансформации левши в правшу является настоящим насилием над мозгом ребенка. Более того, это может приводит к неприятностям.

«Это сильная психологическая нагрузка, давление на ребенка. У меня самой остался негатив с того времени, как меня переучивали. Например, в детском садике ела левой рукой, воспитательницы привязывали руку к стулу.

Когда дочери было 5-6 лет, она активно начала рисовать, я пыталась перекладывать в правую руку карандаши, но она все равно брала все в левую. В то время проходила горячая линия у ГорОНО, они посоветовали не ломать ребенка и оставить все как есть»

Счастливая мама Татьяна Сальникова

Так, у ребенка с задержкой формируется речь, нарушается сон и аппетит, появляются головные боли. Возможно, ваш малыш начнет заикаться и не сможет освоить элементарные навыки (ему с трудом будут даваться танцы, уроки пения, рисования и т.д.).

Более того, родителям не стоит не только переучивать, но и акцентировать внимание ребенка на его «непохожести». Лучше всего, если ребенок никогда не услышит от вас фразы: «та не такой, как все» или «ну ты же левша». Малыш может замкнуться в себе, самооценка снизится, а комплексов станет значительно больше.

И еще — не кричите на ребенка-левшу. Конечно, этого не стоит делать ни одним родителям, но помните, что в вашем случае это может обернуться самыми неприятными последствиями: нелюдимостью, замкнутостью и нервными расстройствами.

«Когда мой сын учился в школе, у него сменилась учительница по русскому языку и литературе. Это произошло в связи с тем, что сын попал в экспериментальный класс для одарённых детей. Классный руководитель считала, что левша в жизни не сможет ничего добиться. Ну и ещё приводила ужасную статистику левшей. Число самоубийств у них и сколько из них становятся сумасшедшими.

Я, конечно, удивилась, но согласилась, на то, что она сама переучит сына в правшу. Она заставляла нас исписывать тетради, чтобы он писал туда правой рукой (допустим, всю субботу и воскресенье). Писал он туда всяческие стихотворения, отрывки из прозы, которую они проходили. В общем, через 2 месяца выучился писать правой рукой. И при классной руководительнице писал только правой, но бунт внутри зрел. И до сих пор умеет, конечно, красиво писать правой, но пользуется, в основном, левой».

Счастливая мама Елена Лебедева

Во-первых, будьте в три раза внимательнее к своему ребенку, если воспитывайте левшу. Как уже было сказано, они более ранимы и требуют от вас диалога, действия и повышенной заботы.

Во-вторых, расскажите ребенку о знаменитых левшах. Это особенно важно в том случае, если ребенок уже зациклен на своем отличии от других. Такая поддержка поможет малышу почувствовать себя увереннее. К слову, среди знаменитых левшей — Леонардо да Винчи, Цезарь, Том Круз, Аристотель, Александр Пушкин, Лев Толстой, Гарри Каспаров и т.д.

В-третьих, предупредите воспитателей и учителей об особенностях ребенка. От них во многом зависит то, как ребенок будет чувствовать себя в коллективе. И, при правильной стратегии поведения, ваш малыш не будет чувствовать малейшего дискомфорта при общении со сверстниками на занятиях или в процессе игр.

«Сегодня нет серьезного притеснения левшей, как это было в прошлые века: их не дразнят в детском саду, они не переживают в школе. С точки зрения психологии, это, безусловно, правильно. Левшество возникает вследствие особого устройства работы наших полушарий: доминирующее развитие правого полушария способствуют тому, что человек будет делать все преимущественно левой рукой.

Если же переучить левшу, то это приведет к усложнениям в обработке информации мозгом: информация сначала будет поступать в правое полушарие, затем вместо того, чтобы сразу перейти к действию (к левой руке, например), она отправится в левое полушарие, затем только будет совершенно действие уже правой рукой. Таким образом, человек будет тратить гораздо больше времени на любые операции. Это называется ложное правшество. В этом смысле мы видим, что переучиваание снижает эффективность работы мозга. Важно отметить также и социально-психологический контекст данной ситуации.

Действительно, современный мир толерантен к левшам, но он мало их поддерживает и создает специальные условия для левшей. Нередко в практике я сталкиваюсь с детьми, которые испытывают неудобства, например, при заполнении бланков ЕГЭ гелевой ручкой, которая оказывается для них весьма неудобной. Такая трудность влияет не только на результаты экзамена, но и на эмоциональное состояние ребят».

Дарья Шторк, психолог гимназии «Универс», преподаватель кафедры психологии развития СФУ, сотрудник Института психологии практик развития

Воспитывайте левшу правильно, не переучивайте ребенка и уделяйте ему больше внимания, дарите заботу каждый день. Тогда у вас непременно получится воспитать маленького гения, с неповторимым внутренним миром и добрым сердцем.

В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их специфических особенностях, о проблемах их существования в этом мире.

Левшей можно назвать «зазеркальными» детьми, так как мир правшей предстает для них ассиметричным, как в зеркале. Об этой необычности написал Льюис Кэрролл удивительную сказку «Алиса в стране чудес». Родителям вместе с детьми стоит прочитать это произведение, чтобы лучше понять своего ребенка – левшу.

Леворукость ребенка закладывается еще во время беременности. Всем известно, что головной мозг человека делится на левое и правое полушарие. У правшей доминирует правое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе внутриутробного развития головного мозга происходят некоторые изменения, и левое полушарие становится слабее, а правое – берет на себя ведущую функцию. В этом случае основной является левая рука.

Следует отметить, что у левшей лучше развиты также левая нога, глаз, ноздря, ухо. Специалисты утверждают, что левшество не является патологией и для беспокойства, нет причин. Ваш ребенок здоров и совершенно нормален. Просто он отличается от большинства своих сверстников.

Кстати, внимательные родители могут заметить леворукость своего ребенка еще в младенческом возрасте. Такой малыш обычно правую руку прижимает к туловищу, а левую вытягивает вперед. Если ребенок, лежа на спине, непроизвольно наклоняет голову в левую сторону, скорее всего он – левша.

Лично я догадалась, что мой сын – левша, когда ему было три месяца. Он упорно брал протянутую ему погремушку в левую руку, а в правую, только тогда, когда была занята левая. Естественно, ложку он тоже взял в левую руку, потому что правой ему было ее неудобно держать. Карандаш, ручку, ножницы, нож, все бытовые приборы мой сын держит в левой руке.

Но так бывает не всегда. До четырех — пяти лет ребенок за завтраком пьет чай, держит чашку в правой руке, правой рукой он держит и ложку. Почувствовав неловкость, он откладывает ложку в сторону и двумя руками берет чашку. Часто он прибегает к помощи левой руки, заменяя ею правую, иногда держит ложку попеременно то левой, то правой рукой.

До этого возраста ребенок как бы пробует, какой рукой ему удобно выполнять подобные манипуляции. Это совершенно нормально. Конечно, родители и воспитатели стараются научить малыша держать ложку правой рукой. Но не стоит настаивать, если это не получается. Пусть действует той рукой, которой ему удобно.

Еще двадцать лет назад левшей в раннем детстве переучивали. Принимали активные меры: уговаривали, били линейкой, бывало даже привязывали левую руку к туловищу.

Принудительное переучивание ведет к самым негативным последствиям. Ребенок становится капризным, раздражительным, беспокойно спит, может снизиться аппетит. В дальнейшем могут появиться частые головные боли, постоянная вялость. Более того, развиваются неврологические реакции: нервные тики, энурез, страхи, заикание.

Помню, как в моего сына в шесть лет учительница музыки – скрипачка выявила музыкальные способности. До этого времени я даже не думала отдавать мальчика в музыкальную школу. Учительница очень настаивала и сын начал учиться игре на скрипке. Полгода смычок буквально падал из его правой руки, но учительница терпеливо обучала его. Она говорила, что какой-то ее сокурсник тоже левша и прекрасно играет на скрипке. Позже я узнала, что для левшей перетягивают струны на скрипке на другую сторону. Мой сын учился игре на скрипке три года, играл довольно хорошо, у него абсолютный слух и отличные способности по сольфеджио (теории музыки). Но потом начались проблемы с правильной постановкой рук, ему как будто хотелось поменять местами скрипку и смычок. Начались нервные тики: подергивалось плечо и мимические мышцы на лице. Хорошо, что нашлись опытные педагоги, которые посоветовали перевести сына на фортепианное отделение, где равномерно развиваются обе руки.

Итак, левшу не надо переучивать в правшу, ведь полушария головного мозга не поменяешь местами. Правое полушарие отвечает за эмоции, образы, чувства. Поэтому среди левшей много музыкантов, художников, поэтов, артистов. У них развито абстрактное мышление, им трудно логически рассуждать. Они лучше воспринимают музыку, шумы. Такие дети быстро перерабатывают информацию, но с опорой на образы. Мышление у них интуитивное, спонтанное. Речь обычно сопровождается мимикой, жестикуляцией. Они интуитивно ориентируются в окружающем мире, используют предчувствия, представления, наглядные жизненные примеры. Среди левшей немало гениальных людей. Так, например, Менделеев – левша. Таблицу химических элементов он увидел во сне.

Конечно, при развитии и обучении леворукие дети испытывают определенные трудности. Сложно праворуким родителям и воспитателям обучать такого ребенка. Но это наши дети и мы, взрослые, должны помочь таким малышам не чувствовать себя «неправильными», не такими как все.

У ребенка – левши часто бывают проблемы с речью: задержка речевого развития, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения. Давно известно, что речевая функция тесно связана с движениями пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание кистей рук, сгибание и разгибание пальчиков. Очень полезны для тренировки различные пальчиковые игры. Всем хорошо известна с детства замечательная народная игра «Сорока-белобока». В настоящее время выпускается много специальной литературы с такими играми. Эти игры нужно проводить, работая поочерёдно с пальцами обеих рук.

Для развития мелкой моторики рук также полезны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирамидки, нанизывание бус. Пусть дома ваши дети побольше рисуют, лепят, конструируют, вырезают. Кстати, для левшей сейчас продаются специальные ножницы. Научите своего ребёнка правильно пользоваться ими и принесите ещё одни в детский сад. Дело в том, что обычными ножницами ребёнку-левше очень трудно работать. Бумага у них не режется, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.

Трудности возникают у леворукого ребёнка при письме. Левая рука принимает такое положение, когда закрывается образец написания, а потом рука движется по написанному, и не видно, что ты уже написал. Не все ручки пишут у ребёнка, так как они держат их под другим наклоном. Поэтому на начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так аккуратно. Не следует требовать от них безотрывного письма. Стоит помнить, что для левшей освещение должно быть с правой стороны. Правильно организуйте рабочий уголок ребёнка. При письме и чтении может быть зеркальное отображение, то есть ребёнок пишет и читает справа налево, как в арабской грамоте. Можно предположить, что её создатели были леворукими.

Но такие ошибки возникают только в начальном периоде обучения грамоте и довольно быстро проходят. Так что надо быть терпеливыми и внимательными к ребёнку и ни в коем случае не ругать его за это.

Хотелось бы посоветовать родителям, не подчёркивать леворукость ребёнка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Главное – это вселить в своего ребёнка уверенность в его полноценности. Задача взрослых – создать благоприятные условия для полноценного развития маленького человечка, такого особенного и наверняка творческого и очень талантливого.

Итак, если ваш ребёнок – левша, то считайте, что вам повезло.

Статья размещена в аторской редакции.