Мир в новом ракурсе. Психомоторное развитие ребенка четырех-шести месяцев. Рефлексы малышей

13.07.2019

Постоянное изрыгание малышом желудочного содержимого при виде пищи или после ее употребления способно насторожить даже самых опытных родителей. Это явление врачи определяют как повышенный рвотный рефлекс у ребенка. Впервые мамы могут его наблюдать во время введения первого прикорма и у детей-дошкольников. Иногда проблема не разрешается и до более старшего возраста. Пережевывание и проглатывание продуктов таким детям дается с трудом, и если их за это ругают, в дальнейшем тошнота возникает от одного вида блюд.

Почему малыша рвёт после кормления?

Одной из распространенных причин срыгивания пищи является перекармливание малыша. Рвота открывается неожиданно и не несет угрозы здоровью.

Иногда у новорожденных развивается пилоростеноз – патология, при которой пищевые массы не могут проникнуть в кишечный тракт из желудка. От заболевания страдают преимущественно мальчики. Они плохо прибавляют в весе и мучаются запорами. Рвотный рефлекс на еду у них срабатывает чуть ли не каждый раз при попытках покормиться.

В первые месяцы после рождения у некоторых деток рвота открывается из-за плохого усвоения пищевых компонентов, зачастую лактозы или фруктозы. Этот фактор провоцирует раздражение желудка и выброс поступивших в него масс.
Если грудничок слишком быстро сосёт мамино молочко и захватывает много воздуха, рвотные массы из его пищеварительного тракта могут истекать вследствие аэрофагии – «пожирания воздуха». Если же рвота открывается непосредственно во время еды, она сигнализирует о развитии заболеваний ЖКТ.

Когда ребенок торопится при кормлении или заглатывает плохо пережеванную еду мелкими кусочками, пищевые комки создают в желудке тяжесть. Если малыш не умеет контролировать рвотные позывы, не переваренная пища неизбежно вырывается наружу.

Но возникновение рвоты после приёма пищи не всегда связано с проблемами ЖКТ. Специалисты объясняют ее разными моментами в жизни ребенка:

  • стрессы;
  • ацетонемия;
  • длительный плач;
  • прорезывание зубов;
  • изнурительный кашель;
  • болезни мозга, бронхов или легких;
  • стекание слизи по носоглотке при простуде;
  • лечение медикаментозными препаратами.

Первая помощь при рвоте

Независимо от того, какой именно фактор спровоцировал рвоту, ребенок всегда нуждается в помощи. Повторные срабатывания рефлекса опасны обезвоживанием организма, потерей солей и нарушением состояния малыша вплоть до потери сознания и впадения в кому. Поэтому даже разовый эпизод рвоты заслуживает внимания родителей.

Если ребенок страдает от повышенного рвотного рефлекса и изрыгает массы при каждом удобном случае, во время приступа мама должна выполнить следующие действия:

  1. успокоить кроху и переодеть, помочь прополоскать ротик и увлажнить лицо салфеткой;
  2. разрешить малышу принять удобное положение, а при повторной попытке вырвать повернуть его голову набок, не позволяя массам засорить дыхательные пути;
  3. в случае отравления некачественной пищей промыть желудок, дав ребенку выпить стакан содового раствора (0,5 ч. л. соды на 1 л воды). Далее следует надавить на корень языка и вызвать рвоту искусственно. В бессознательном состоянии промывание детям не делают.

Если приступы возникают чаще 1 раза в 3 часа, необходимо позвонить в службу скорой помощи.

Как бороться с рвотным рефлексом

Для восстановления водно-электролитного баланса, нарушенного частыми рвотами, ребенку организовывают обильное питьё. Воду дают в слегка теплом виде. Компоты, соки и газировка в данном случае противопоказаны. Если кроха отказывается от воды, ее разрешается заменить отваром шиповника, ромашки, зверобоя или подслащенным чаем.

Деткам возрастом до 1 года после каждой рвоты нужно давать около 70 мл жидкости. Малышам старше года дозировку повышают до 100 – 150 мл. Насильно кроху поить не следует. Понять, что у него прогрессирует обезвоживание, помогают такие признаки, как:

  1. вялость;
  2. сухость кожи;
  3. раздражительность;
  4. западание родничка;
  5. иссыхание слизистой оболочки губ;
  6. отсутствие мочевыделения на протяжении 3 – 4 часов.

На приёме какого-либо питания в это время лучше не настаивать. День-два ребенка нужно выпаивать жидкостью, давая ему по 2 ч. л. водички каждые 5 – 10 минут. По мере улучшения самочувствия крохе предлагают полчашки отвара, воды или чая.

  • до 1 года: от 130 до 200 мл;
  • от 1 до 5 лет: 100 – 170 мл;
  • с 6 до 10 лет: 75 – 110 мл.

Из лекарственных средств для укрощения рвоты детям дают Регидрон, Глюкосолан, Атоксил. Если рефлекс развился на нервной почве, состояние корректируют таблетками ноотропного препарата Пантокальцин или его аналогом – сиропом Пантогам. Жидкое лекарство удобно давать грудничкам, но его побочные эффекты в виде отёка Квинке, конъюнктивита и крапивницы могут представлять опасность для самых маленьких.

Если выброс рвотных масс происходит на фоне повышения температуры и поноса, следует немедленно вызвать врача. Небольшое количество желудочного содержимого можно собрать в сосуд и передать на лабораторное исследование.

Рефлексы новорожденных

Рефлекс – (от лат. reflexus - повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

Набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);

атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.

При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

Сосательный рефлекс

Самый главный и самый любимый педиатрами. Если этот рефлекс у ребенка отсутствует, то прогноз не очень хороший. Определить сосательный рефлекс легко: при прикосновении к губам и языку новорожденного или при помещении указательного пальца исследующего в рот ребенка на глубину 1-2 см, новорожденный совершает ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

«Хоботковый» рефлекс.

Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты.При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

Рефлекс задержки дыхания

Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

Плавaтельный рефлекс

Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона)

Хватательный рефлекс – это усиление подкрепления общего тонуса мышц ладони, предплечья, плеча и всей скелетной мускулатуры. Он может быть настолько сильно выражен, что новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять: его хватка выдерживает вес тела.

Погладьте ладошку малыша или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок со стороны мизинца, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками. Обнаружить хватательный рефлекс можно, если вложить игрушку в руку ребенка, а потом попытаться забрать ее у этого маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс сильно выражен в первые два месяца. Если этот рефлекс не развивать, к третьему месяцу он ослабевает, а к полугоду исчезает.

Стимуляция этого рефлекса ускоряет психофизиологическое развитие у младенца. Впервые целенаправленно его использовал в 70-х годах инженер Скрипалев, что и стало толчком к созданию знаменитого Скрипалевского спортивного комплекса для младенцев, который на сегодняшний день является самым лучшим и надежным спортивным комплексом для детей. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

Подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского)

Это рефлекторное движение вызывается раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, проявляется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных пальцев. Это сочетается со сгибанием ножек в коленном и тазобедренном суставах и усилением сокращения остальных мышц тела новорожденного.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)

В положении на животе младенец отталкивается ножками от приставленной к его подошвам ладони и делает движение вперед словно ползет. Стимуляция рефлекса «ползания» укрепляет мышцы спины и живота, малыш на 2-3-й неделе уже начинает хорошо держать головку и с удовольствием лежит на животе. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

«Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».

Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.

Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)

Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.

Шаговый рефлекс

Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.

Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

Рефлекс испуга (рефлекс Моро)

Если неожиданно убрать руку, поддерживающую ребенка, он мгновенно постарается уцепиться за что-нибудь и, не найдя опоры, с испуганным лицом зайдется в крике. Непроизвольное хватательное движение при испуге – защитный рефлекс малыша.

Рефлекс испуга особенно заметен в течение первого месяца жизни и постепенно исчезает к 3-4 месяцам. Антропологи полагают, что этот рефлекс, как и хватательный, являются примитивными формами поведения, позволяющими детям «прикрепляться» к матери.

Рефлекс также вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки – I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение – II фаза рефлекса Моро.

Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера.

У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях.

У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

Рефлекс Галанта.

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5-6-го дня жизни.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно.

Рефлекс физиологичен до 3-4-го месяца жизни, при поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс

Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

Рефлекс кляпа

В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.

Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика)

Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.

Рефлекс отдергивания

Источники информации:

Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.

Участковый педиатр. Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире.

Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.

Патологией считается их отсутствие, а также задержка их обратного развития.

Недопустимо стимулировать рефлексы новорожденного, особенно рефлекса автоматической ходьбы.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. После кормления этот рефлекс в значительной мере угасает и спустя полчаса-час начинает вновь оживляться. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни. Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.Сосание успокаивает ребенка. Если он не насосался в младенчестве, то в старшем возрасте, может начать сосать кончики волос или пальцы, обкусывать ногти, что потребует вмешательства психотерапевта или невропатолога.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному.

Поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает у новорожденного опускание угла рта и губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.

Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.

Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

При болевом раздражении происходит поворот только головы в противоположную сторону.

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки.

Поисковый рефлекс отсутствует или снижен, асимметричен у новорожденных с повреждением лицевого нерва. При наличии церебральной патологии у новорожденных рефлекс может быть задержан и не исчезает к 3-месячному возрасту

1 - ладонно-ротовой;
2 - хоботковый;
3 - поисковый;
4 - сосательный

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании большим пальцем на ладонь новорожденного, младенец поворачивает голову и открывает рот.

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением.После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

В ответ на штриховое прикосновение к ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена.

Снижение хватательного рефлекса наблюдается у детей, родившихся в асфиксии. А также рефлекс ослаблен на стороне поражения шейного отдела спинного мозга. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

В ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок удерживает предмет или палец так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за пальцы приподнять вверх — эта фаза рефлекса получила название рефлекса Робинзона. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его собственное тело в подвешенном состоянии.

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе)

Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев.

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Если произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

Мы же хотим предупредить родителей.

У здоровых новорожденных НЕ должно быть рефлекса Бабинского.

Рефлекс Бабинского является патологическим уже с первых дней жизни ребенка и является тонким признаком патологии пирамидных путей, а частота выявления его есть не доказательство его физиологичности, а доказательство частоты неврологических нарушений у новорожденных. Тем более если этот рефлекс с рождения спонтанный(то есть его не надо вызывать, он появлялся сам по себе)

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Вызывается различными приемами: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки (не надо бить со всей силы!), то новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (поза эмбриона) — II фаза рефлекса Моро.

Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании (разгибанием) ног новорожденного, приподниманием разогнутых ног и таза малыша над постелью, при надавливании на бёдра.

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки.

В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. Если рефлекс проявляется при попытке переодеть ребенка или без повода, то его стоит показать невропатологу.

14. Рефлекс Галанта

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) проводят пальцем вдоль позвоночника (на расстоянии 1 см от него) с правой стороны — малыш выгнется дугой и подожмёт правую ножку. Так же рефлекс проверяют и с левой стороны.

Рефлекс Галанта хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. В норме рефлекс сохраняется до 2-4 мес, исчезает после 6 месяцев.

Реакция с обеих сторон должна быть одинаковой.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.


1.Рефлекс Галанта
2.Рефлекс Переса
3.Рефлекс охватывания Моро

15. Рефлекс Переса

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) слегка надавливая, проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника ребенка от копчика к шеи.

Это неприятно малышу, в ответ у ребенка возникает задержка дыхания с последующим криком. Его позвоночник прогибается, приподнимается таз и голова, сгибаются руки и ноги, возникает кратковременное общее повышение мышечного тонуса, при этом иногда происходит потеря мочи и дефекация.

В норме рефлекс Переса хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу 3 - 4-го месяца жизни.

Сохранность рефлекса старше 3 мес следует считать патологическим признаком. У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переса получается как бы «обезглавленным». Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

16. Рефлекс опоры

Если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-6-неделыюму возрасту.

При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии.

1.защитный рефлекс;
2.рефлекс ползания (Бауэра);
3.рефлекс опоры и автоматическая походка;
4.хватательный рефлекс;
5.рефлекс Робинсона.

17. Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

При опоре на стопы во время легкого наклона тела ребёнка вперёд, новорождённый делает шаговые движения.

Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция автоматической походки часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях автоматическая походка отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

18. Рефлекс ползания по Бауэру

К стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука. Рукой слегка давим на подошвы малыша — в ответ ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и выполняет движения ползанья.

Рефлекс ползания в норме вызывается у всех новорожденных. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3-4-й день жизни и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев.

19. Защитные рефлексы

а)Верхний защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону и он пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.

Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен с первого дня жизни постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга. И, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

б)«Утиный» рефлекс. При попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание.

в)Зрачковый рефлекс. Яркий свет вызовет сужение зрачка

г)Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки.

20. Рефлекс отдергивания ноги

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.

Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен).

Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях.Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

21. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.

При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

22. Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка
Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно.
У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Спустя некоторое время, эта поза сменяется плавательными движениями, которые переходят в рефлекс спонтанного ползания.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» - поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки — ласточка, от 6 месяцев до полутора лет

1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса – Клейна;
2.симметричные шейные тонические рефлексы;
3.тонические лабиринтные рефлексы;
4. рефлекс Ландау.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами — первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время - оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение – залог здоровья ребенка в будущем.

Сегодня мы продолжаем разговор о психомоторном развитии ребенка, начатый в предыдущих номерах журнала1. В 4-6 месяцев у ребенка стремительно продолжает развиваться условно-рефлекторная сфера, формируются сложные поведенческие стереотипы. Естественно, всех родителей в первую очередь интересует вопрос, правильно ли развивается их малыш, не упустили ли они чего-нибудь очень важного. Хочется предупредить сразу: чем старше ребенок, тем более индивидуальны темпы его развития. Можно с уверенностью утверждать, что здоровый новорожденный младенец обладает, скажем, сосательным рефлексом или рефлексом автоматической опоры 2, отсутствие же у него этих рефлексов свидетельствует о неблагополучии. А вот если один малыш научился самостоятельно сидеть в 6 месяцев, а другой - в 7, это вовсе не означает, что первый - «отличник», а второй - «двоечник», просто каждому человеку, даже такому крохотному, присущ собственный жизненный темп. Именно по этой причине мы собираемся говорить не столько о навыках ребенка, сколько об общих тенденциях психомоторного развития 4-6-месячных детей.

Алексей Митраков
Детский неврологЦентр психолого-медико-социальногосопровождения детей и подростков г. Москвы

Не разучившись - не научишься!

Наверняка многие из вас обращали внимание: при легком прикосновении соска (или соски, или просто пальца) к уголку рта вашего новорожденного малыша он поворачивал голову, приоткрывал губки, пытался достать сосок ртом. Врачи называют такое поведение поисковым рефлексом. Однако если вашему ребенку больше 3-4 месяцев, этот автоматизм у него уже исчез. Не спешите расстраиваться: возможно, это кому-то покажется странным, но правильное развитие предполагает угасание многих рефлексов . Прежде всего это имеет отношение к оральным (т.е. связанным с ротовым отверстием, а значит - с процессом еды) и спинальным (спинномозговым) рефлексам.

Оральные рефлексы исчезают в следующем порядке (возраст ребенка указан ориентировочно):

  • 3 мес. - поисковый рефлекс;
  • 4,5 мес. - хоботковый рефлекс (если новорожденному легонько постучать пальцем по верхней губе, губы складываются «хоботком»), сосательный рефлекс и так называемый ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь новорожденный открывает рот).

Приблизительный «график» исчезновения спинальных рефлексов:

  • 2-3 мес. - рефлекс Галанта (при раздражении кожи спины вдоль позвоночника - слева или справа от него - младенец описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя; нога на стороне раздражителя разгибается во всех суставах);
  • 3 мес. - рефлекс Переса (проверяя этот рефлекс, врач с легким нажимом проводит подушечкой пальца по коже прямо над остистыми отростками позвоночника малыша - обычно в ответ на это ребенок разгибает туловище, сгибает руки и ноги, поднимает голову и плачет) и рефлекс Моро (реакция испуга);
  • 4,5 мес. - рефлекс ползания ;
  • 5,5 мес. - хватательный рефлекс .

Надоело лежать!

На смену оральным и спинальным рефлексам у ребенка формируются выпрямительные реакции . Дело в том, что в четыре - шесть месяцев младенец начинает овладевать великим навыком, отличающим человека от не-человека, - навыком прямохождения (реакции, «ответственные» за это, называются антигравитационными). Да-да, не удивляйтесь - активную подготовку к своим первым шагам ваш малыш начинает именно сейчас. Схематизируя, можно сказать, что приблизительно в четыре месяца начинается активная переориентация центральной нервной системы (как, впрочем, и всех прочих систем) ребенка из горизонтального положения в вертикальное. Так, например, приблизительно до 6 месяцев у младенца работает так называемая шейная выпрямляющая реакция . Выражается она в том, что при повороте головы все туловище целиком поворачивается вслед за ней. А в возрасте 6-8 мес. ей на смену приходит более сложный автоматизм - выпрямляющий рефлекс туловища . Теперь, повернув голову в сторону, малыш поворачивает в ту же сторону уже не все туловище сразу, а постепенно - сначала плечевой пояс, затем таз. Благодаря такой ротации тела становятся возможными перевороты с живота на спину, со спины на бок и на живот, а в перспективе - положение на четвереньках (см. фото 1 ) и, наконец, вертикальная поза.

И еще два важных рефлекса - защитная реакция рук и рефлекс Ландау, не относясь к выпрямляющим рефлексам, в значительной мере способствуют двигательному развитию. Защитная разгибательная реакция рук возникает приблизительно в четыре месяца и выражается в ответном движении рук при внезапном перемещении туловища вперед. Благодаря появлению и развитию этой реакции, примерно к шести месяцам ребенок в положении сидя может поддерживать массу тела руками. При этом кисти вначале сжаты в кулак, но позднее малыш уже может опираться на ладонь (см. фото 3 ).

Рефлекс Ландау появляется в пять-шесть месяцев. Если ребенка держать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале он поднимает голову, затем выпрямляет и даже выгибает спину, разгибает руки и ноги.

Мир стал интереснее

Помните, каким был ваш малыш в первые дни и даже недели после рождения? Движения хаотичны и спонтанны, то, что мы в обиходе привыкли называть координацией движений, полностью отсутствует. Дело в том, что у новорожденного еще не скоординированы связи между корой больших полушарий, стволом головного мозга и стволом спинного мозга. В четыре-шесть месяцев процесс этой координации входит в интенсивную стадию - ребенок, как уже говорилось, стремится к переходу в вертикальное положение, а значит - начинает меняться пространство вокруг него. Значительное расширение поля зрения влечет за собой необходимость формирования сложных безусловно-рефлекторных глазодвигательных реакций , ответственных за реакцию глаз на приходящие стимулы - зрительные, слуховые. В четыре месяца человек уже, как правило, может не просто бесцельно размахивать погремушкой, но и целенаправленно засунуть ее себе в рот. Нервные центры, обеспечивающие такие реакции, расположены в стволовом отделе головного мозга, их формирование началось уже давно (вспомните поисковый рефлекс). Однако именно в начальный период перехода ребенка из горизонтального пространственного представления в вертикальное эти реакции приобретают развернутый характер, сопровождаются поворотом головы в сторону раздражителя, причем не только тактильного, но и зрительного и/или слухового. Такие движения требуют развитых связей между глазодвигательными центрами и расположенными в шейном отделе спинного мозга центрами, отвечающими за движения шейных мышц.

Интенсивно развивается кора головного мозга. В наибольшей степени этот процесс затрагивает лобную долю. В свою очередь, это ведет к расширению эмоциональных реакций, появлению новых поведенческих оттенков. Настало время, когда можно говорить не только об условных и безусловных рефлексах, но и о формировании высших психических функций - например, памяти. Закрепляются механизмы кратковременной и долговременной памяти, ребенок запоминает не только лица родителей, но и лица знакомых, окружающих. Начинают формироваться первые элементарные эмоциональные «навыки», в полной мере отражающиеся на личике маленького человечка: радость, смех, удивление, недовольство (взгляните на очаровательную улыбку Танюши Ефремовой на фото 3, 4 ). Ребенок постепенно «отделяется» от мамы, становясь все более самостоятельным существом.

Ни дня без... разговоров!

Учитывая все вышесказанное, хотелось бы дать несколько рекомендаций по уходу за ребенком 4-6 мес.:

1. Ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в движениях, он должен чувствовать себя комфортно, иметь свободу перемещения.

2. Шесть месяцев - время для очередного визита к врачу-неврологу, который непременно обратит внимание на состояние рефлекторной сферы ребенка.

3. Все больше становится активная фаза бодрствования ребенка, а значит, он начинает требовать к себе все больше внимания, ему все больше и больше становится необходим речевой контакт с родителями. Не лишайте его этого удовольствия: как бы вам ни было некогда, уделите ему 5-10 минут, поговорите с ним, пусть даже пока смысл ваших слов ему непонятен. Переход от неразборчивых звуков к отдельным словам во многом зависит от того, как интенсивно будут происходить эти «занятия».

4. Очень полезно повесить рядом с кроваткой ребенка игрушки ярких цветов, привлекающие внимание. Он обязательно заинтересуется новым объектом в поле зрения, заинтересуется - и захочет дотянуться до него. Вообще, полезно постоянно привносить в окружающую ребенка среду необычные для него предметы, звуки (см. фото 2). Это будет способствовать его двигательному и речевому развитию.

5. Ни в коем случае нельзя забывать о режиме дня. Идет активная перестройка всего организма маленького человечка, в том числе и его головного мозга (системы кровеносных сосудов) - в этот сложный период младенец как никогда нуждается в полноценном питании и сне.

6. Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы. Поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Нужно забыть о ссорах, мелких бытовых неурядицах. Психологический климат в семье должен быть со знаком «плюс», иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

7. Весь этот период следует быть внимательным не только к нервно-психическому развитию ребенка, но и к его соматическому статусу. В организме ничто не существует раздельно, а потому ответом на любую патологию со стороны внутренних органов будет дисфункция со стороны нервной системы. При выявлении малейшего отклонения следует начать его немедленную коррекцию (при необходимости и медикаментозную).
Пожалуй, это все рекомендации, которые можно дать применительно к данному периоду. Здоровья вам и вашему ребенку!


Врожденные (безусловные) рефлексы – проявляются в качестве ответной реакции на конкретные внешние раздражители. От проявления рефлексов зависит состояние и здоровье центральной нервной системы.

Некоторые рефлексы проявляются непосредственно после рождения, а остальные спустя некоторое время. В идеале все безусловные рефлексы имеют свое конкретное время появления и исчезновения: одни появляются и сохраняются в течении всей жизни, другие же имеют временный характер. Спустя месяц после рождения врач-невропатолог проверит все рефлексы ребенка и будет контролировать их в течение года до их полного исчезновения.

Все рефлексы, присутствующие у новорожденного малыша имеют свои уникальные функции, они защищают организм маленького человечка от вредного воздействия окружающей среды.

У здорового ребенка безусловные рефлексы должны одинаково наблюдаться и с правой стороны и с левой, лишь в этом случае они будут являться симметричными. Если же симметрии рефлексов не наблюдается, то необходимо срочно проконсультироваться с врачом.

Если присутствует ослабление рефлексов или их полное отсутствие, то возможно имеет место быть нарушение мышечного тонуса, инфекционные болезни или нарушение работы нервной системы.

При условии хорошего здоровья у грудничка, можно проводить проверку рефлексов в домашних условиях в качестве своеобразной гимнастики. В это время малыш должен быть спокойным, не голодным и выспавшимся. Исследование рефлексов должно происходить в светлой и теплой комнате.

Большая часть безусловных рефлексов закладывается еще в утробе матери, они направлены на защиту внутренних органов и приспособление к взрослой и самостоятельной жизни. К ним относятся следующие рефлексы новорожденных и грудничков:

Новорожденные груднички полностью реализуют врожденный рефлекс в момент сосания груди (в том случае, если грудь они получают по требования), у детей – искусственников такой возможности нет, поэтому именно они чаще просят пустышку и быстрее к ней привыкают

Хоботковый рефлекс. Если слегка прикоснуться к губам новорожденного, произойдет сокращение мышц рта, и малыш вытянет губы в трубочку или хоботком. Проявление рефлекса сохраняется в течение 2-3 первых месяцев жизни ребенка, затем полностью исчезает.

Поисковый рефлекс. Для обнаружения данного рефлекса необходимо погладить щечку ребенка, рядом с уголком рта, тогда произойдет выпячивание нижней губы, и малыш высунет язычок и повернет голову в сторону поглаживания. Особенно ярко проявляется рефлекс непосредственно перед кормлением. Угасание поискового рефлекса происходит в 1,5 месяца после рождения, полностью исчезает к первому году жизни.

Сосательный рефлекс. При помещении в ротовую полость какого-либо предмета, ребенок начинает активно сосать его. Этот рефлекс возникает у всех доношенных здоровых детей, и играет важную роль в познании мира и самостоятельном питании. Угасание рефлекса происходит в возрасте 1-1,5 лет, сохраняется в ночное время во время сна до 3-4 лет.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Если надавить пальцем на ладошку малыша, он согнет голову и приоткроет рот. В норме, рефлекс должен ярко проявляться у новорожденного. Если же рефлекс слабо выражен или отсутствует вообще, это может указывать на проблемы в работе нервной системы. К 2 месяцам этот рефлекс угасает, к 3 месяцам исчезает полностью.

Хватательный рефлекс. При прикосновении пальцем или игрушкой к ладошке, малыш захватывает в кулачок то, чем к нему прикасались. Этот рефлекс удается вызвать и на пяточке, для этого нужно нажать пальцами на подошву у основания пальцев, между вторым и третьим. После этого действия пальчики ребенка согнутся. Неосознанное действие рефлекса угасает к 3-4 месяцам, после этого срока малыш понемногу начинает контролировать свои действия.

Рефлекс Моро. Если ударить по поверхности, на которой располагается новорожденный, отступая от него на 15-20 см, ребенок начинает вытягивать конечности, разгибать пальчики и приподнимать ножки и попу. Суть рефлекса состоит в следующем, сначала малыш разводит руки, затем, спустя какое-то время, возвращает их в исходное положение. Часто вызывать рефлекс Моро не рекомендуется, можно таким образом напугать ребенка. Рефлекс угасает к 4 месяцу жизни.

Рефлекс Бабинского . Проверяется следующим образом, нужно пальцем провести по подошве пятки, по направлению к пальцам, в этом случае малыш должен растопырить пальчики, а также согнет ноги в голени, коленях и тазобедренном суставе.

Рефлекс опоры. Даже учитывая тот факт, что ребенок научится стоять самостоятельно не ранее 8 месяцев, рефлекс опоры заложен в него с самого рождения. Если, удерживая малыша подмышки, поставить его к опоре, он станет упираться полной стопой на поверхность, на которой стоит.

Рефлекс автоматической ходьбы. Продолжить предыдущий рефлекс можно следующим образом. Необходимо немного наклонить ребенка вперед, при этом он сделает небольшие шаги, без размахивания руками. При проверке этого и предыдущего рефлекса необходимо придерживать голову и брать основной вес малыша на себя.

Рефлекс ползания Бауэра. Если выложить ребенка на живот, он немного приподнимает голову и спонтанно движется, словно пытается ползти. Если подставить ладонь в качестве опоры, малыш начнет активнее совершать ползающие движения, подключая руки, будет стараться оттолкнуться от опоры. Исчезновение рефлекса произойдет, когда ребенку исполнится не менее 4-х месяцев.

Провоцировать проявление большинства этих рефлексов, можно в качестве развивающих тренировок, однако делать это надо в пределах, рекомендованных невропатологом. Важно, чтобы грудничку на этот момент было не меньше 1-го месяца. Если у ребенка нет настроения или ему неприятно, то не нужно принуждать его к выполнению этих упражнений или попробовать повторить их чуть позже.