«Мой ребенок не хочет жить…. Если не хочется жить

28.06.2019

«Жить для того, чтобы жить»

«Родители уделяют детям 20 минут в день»

Специалисты отметили, что в момент возрастного кризиса, который переживают подростки, родителям важно сохранить душевную связь с ребенком, не вступать с ним в конфронтацию, не применять армейско-палочную систему, не говорить что-либо в приказном тоне, а проявлять гибкость и понимание.

Реальная же картина такова: родители уделяют детям 20 минут в день.

Советник Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Галина Романовская предложила сократить на один-два часа рабочий день одного из родителей, чтобы у него было больше времени общаться с ребенком.

Профессор Виноградов тут же парировал: «Тогда одинокой матери с ребенком просто не на что будет жить!».

Когда у подростка потерян контакт со взрослыми, когда он испытывает страх и одиночество — подчас единственным каналом связи со старшими людьми остается телефон доверия.

Звонок на номер 8-800-2000-122 будет бесплатным и анонимным для жителей всей страны. «Детские телефоны доверия» работают ежедневно и круглосуточно уже в 56 регионах России, принимая ежегодно более 500 тысяч звонков от детей и их родителей.

Руководитель межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты РФ по проблемам детства и семейной политике Ольга Костина предложила печатать номер «Детского телефона доверия» на обложках школьных тетрадей, учебниках, карандашах, вывешивать его на популярных сайтах.

В то же время Ольга Вихристюк заметила, что телефоны доверия не заведены в систему психологического сопровождения:

— Те подростки, что обратились на «горячую линию», должны передаваться дальше специалистам. С ними должны работать на локальном уровне.

Директор центра психолого-медико-социального сопровождения «ОЗОН» Евгений Цымвал также отметил отсутствие межведомственного взаимодействия:

— Выходит подросток после попытки суицида из токсикологического отделения или травмопункта в никуда… Если с ним и работал клинический психолог, дальше нет никакого профессионального сопровождения. А взять тех же малолетних правонарушителей, они выходят из колонии и сразу же ставятся на учет, их постоянно навещает, наставляет инспектор детской комнаты полиции.

«Нужна пропаганда успешности»

Директор фонда «Защита детей от насилия» Анна Соловьева говорила о необходимости грандовых программ для профильных ведомств.

Конечно, стоит уповать только на безвозмездные субсидии из-за рубежа, если бремя воспитания ложится на плечи родителей при фактическом отсутствии помощи от государства.

— Все-таки советское государство помимо зарплаты и работы давало значительный спектр социальных услуг и семье, и ребенку, — говорит Ольга Костина. — Сейчас люди находятся на грани выживания — и бесплатно устроить ребенка в какое-то досуговое учреждение практически невозможно.

— Ситуация критическая, дети, предоставленные сами себе, ищут альтернативные способы выживания, — говорит руководитель проекта «Социальная карта России» Светлана Заякина. — Государство вкладывает огромные деньги в большой спорт, а массовый — в загоне. Исчезли напрочь физкультурно-оздоровительные центры. В какую секцию ни приди — все платные. А ведь мы должны воспитывать родителей в наших детях уже сейчас.

— Мы живем в разобщенном государстве , — говорит психиатр-криминалист Михаил Виноградов. — У нас нет ничего, что объединяло бы нас в единое государство. Мы можем сколько угодно в негативном свете вспоминать свое прошлое. Но был Советский Союз, все были советскими людьми, у всех была общая, единая идеология. Ребенок становился сначала октябренком, потом — пионером и комсомольцем. Несмотря на неблагополучную обстановку в семье, он был вовлечен в активную жизнь школы. Мог найти себя, занимаясь, например, в кружке планеризма, или направить свою энергию на создание школьного вокально-инструментального ансамбля.

— Что сейчас? Патриотизм мы утратили. В США граждан объединяет одно: они — американцы, у нас «россиянин» как-то не звучит. У нас дети и подростки не объединены, а разобщены. Один — хорошо одет, другой — плохо, у одного — простенький мобильник, у другого — навороченный, у одного — состоятельные родители, у другого — одна мать, которая еле сводит концы с концами. Сейчас хотят вернуть школьную форму, и это правильная идея . Мы должны объединить детей и по внешним признакам, и по интересам. Надо воссоздать в современном варианте пионерскую и комсомольскую организации, вовлечь детей в межличностное общение, а не преобладающее сейчас виртуальное.

— В той же Америке каждому внушают с детства: ты можешь стать миллионером. Мы также должны мотивировать детей, внушать: ты можешь создать новый аппарат, стать лучшим в той или иной профессии, написать значимую книгу, добиться успехов в спорте. Но, скажем, футбольный мяч еще можно купить, найти на пустыре площадку. А хоккей? Нужны коньки, клюшка, амуниция. Все стоит немалых денег. Что делают в Канаде, Швеции, Америке? Оплачивают все это детям из малоимущих семей. Мы же привлекаем детей обеспеченных родителей, а основной слой подростков у нас выброшен из спортивной жизни.

— Влияние информационных технологий перевешивает влияние общества, — дополняет главный эксперт Главного управления криминалистики СК РФ Эдуард Якубовский. — Мы не готовим детей к взрослой жизни. Только в Пензенской области в школах преподают такую науку, как «семейноведение». У нас отсутствует пропаганда успешности, газеты практически не пишут о человеке, который «сделал себя сам». Когда есть стремление чего-то достичь, о самоубийстве будет думать недосуг.

«Самоубийства надо засекретить»

Пока же остановить этот страшный конвейер смерти не удается. 4 тысячи несовершеннолетних в год предпринимают попытки свести счеты с жизнью. Практически каждому четвертому удается довести задуманное до конца.

— В СМИ смакуются подробности того или иного самоубийства, — говорит старший помощник председателя Следственного комитета РФ Игорь Комиссаров. — Чтобы поднять рейтинги, газеты и телеканалы спекулируют на людском горе, описывают во всех подробностях страдания и унижения доведенного до суицида подростка. Это просто безнравственно и за пределами человеческого понимания. Доходит до того, что родителям самоубийц предлагают деньги с условием, что они приедут и выступят на федеральных каналах. У нас было одно из уголовных дел, с которым мы разбирались, так по нему несчастной матери предлагали 600 тыс. рублей, чтобы она поведала всему миру о суициде своей дочери, рассказала, как унижали ее в школе, как издевались над ней сверстники во дворе… Это вызывает у подростков с суицидальной готовностью — легкоранимых, впечатлительных, обидчивых детей с повышенной тревожностью, склонных застревать на негативных эмоциях, — ответную реакцию. Идет целая череда самоубийств. Мы выступаем за внесение изменений в Уголовный кодекс, хотим, чтобы запретили вообще говорить о малолетних жертвах преступлений. Их фотографий не должно быть на экранах и страницах газет , не должны звучать их фамилии, какие-либо другие установочные данные.

Присутствующие напомнили, что в советские времена, в 70-х годах, — притом что суициды засекречивались, о них не писали в прессе, — удалось создать систему суицидологической помощи, которая неплохо работала. В 90-х, перестроечных годах эта служба была разрушена.

Сейчас, по мнению специалистов, пора властям проявить политическую волю и принять государственную программу по предупреждению суицидов. Три ее звена должны включать: доступные телефоны доверия, амбулаторные кабинеты и кризисные стационары. И желательно, чтобы эти центры находились вне стен психиатрических учреждений.

Подобная национальная программа была принята 10-15 лет назад в Швеции, Финляндии и Германии, где были достаточно высокие показатели самоубийств, и в результате эти страны вскоре «ушли» по страшным показателям из первой десятки.

Пока же Минздрав планирует возобновить практику диспансеризации в школах , где дети и подростки кроме педиатра, хирурга, невропатолога будут проходить и психиатра. Это позволит выявить у несовершеннолетних личностные или стрессовые расстройства, а также другие нарушения психического здоровья.

Как не допустить суицид у подростка

Что в поведении подростка должно насторожить родителей

■ Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить — попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.

■ Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

■ Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

■ У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

■ Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

■ Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

■ Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

■ Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

■ Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

■ Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).

■ Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

■ Резкое изменение социального окружения (например в результате смены места жительства).

Что делать родителям, если они обнаружили опасность

■ Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков — это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже если ваш сын или дочь отказывается от помощи, уделяйте ему (ей) больше внимания, чем обычно.

■ Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида

■ Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого:

■ Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;

■ Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

■ Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

■ Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

■ Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например в Интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

■ Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь — это та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни — ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

■ Дайте понять ребенку, что опыт поражения так же важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.

■ Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.

■ Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации: в одних ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в других он еще нуждается в помощи и руководстве.

■ Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Подростки, часто романтизируя смерть, рассматривают её как иной способ существования. Шагая с крыши высотки, они думают, что уходят в другой мир. Это особенность психики подростков. Они не могут всерьёз понять, что это всё - конец, что за этим уже не будет ничего. Не понимают, что смерть необратима. В их сознании они просто переходят в некий другой мир.

Существует молодёжная мода. В группе подростки чувствуют себя увереннее, им свойственна стадность, когда они могут сказать: «Мы одна команда!» Это работает и при суициде. Подростки частенько подражают своим кумирам. Чаще всего авторитетами для них становятся рок- или поп-звёзды. Так, вслед за тем, как один из поп-идолов, «Иванушка» Игорь Сорин, «шагнул с балкона в предрассветное небо», среди подростков последовала целая череда самоубийств. Для подражателей было важно «повторить его судьбу, уйти с ним, уйти с кумиром». В отличие от взрослых, подросткам свойственны и групповые суициды: за компанию «не так страшно» и «интересней».

В возрасте от тринадцати до шестнадцати лет у ребёнка происходит психологическая ломка организма, на всё формируется своя воля, своя точка зрения. Ребёнок, вступая во взрослую жизнь, ищет ответ на вечные вопросы: кто я в этой жизни и зачем я на этой земле? Родителям в этот момент важно сохранять душевную связь с ребёнком, не вступать с ним в конфронтацию, не применять к нему армейско-палочную систему, а проявлять понимание и гибкость.

В одном из случаев отец ввёл для сына бессмысленные ограничения: запретил подходить к компьютеру и телевизору, лишил его мобильного телефона. К тому же, как рассказывают соседи, дело доходило и до рукоприкладства. Подросток, стремясь к определённой свободе, понял, что его свобода только в одном: распоряжаться своей жизнью и смертью. Для отца он оставил записку: «Этого ты мне уже не запретишь».

По статистике, сорок процентов подростков, покончивших с собой, жили в асоциальных или неполных семьях и девяносто шесть процентов - росли в семьях с тем или иным патологическим типом воспитания.

Несмотря на то, что суицидальное поведение - процесс, который порой длится годами, чаще всего его механизм закладывается в раннем детстве. В нашей стране распространён авторитарный тип воспитания. С ребёнком в такой семье не считаются, подавляют в нём любую инициативу, бьют, унижают. В результате, достигнув подросткового возраста, он не способен сопротивляться трудностям.

Немало у нас семей, где ребёнка просто не замечают, ребёнок растет как сорняк, беспризорником при живых родителях. В непростом подростковом возрасте ребёнок чувствует себя ущемлённым, никому не нужным, порой ему не с кем посоветоваться. Под влиянием улицы он пробует алкоголь и наркотики.

Третьим вариантом патологического воспитания является ситуация, когда ребёнок является кумиром семьи. Родители сдувают с него пылинки, не могут нарадоваться на своё чадо, потакают капризам. Всё, что ни сделает чадо, - всё великолепно. Никаких ограничений, замечаний! Это формирует истерический тип характера. В детский сад такого ребёнка, как правило, не водят. Проблемы начинаются когда он идёт в первый класс, и сходу нарывается на ответную реакцию сверстников. Оказывается, что он почему-то не «самый-самый», как ему внушали в семье. Тут же страдает достоинство ребёнка, наступает разочарование, всё это оборачивается срывом и психологической травмой.

Повышен риск развития суицидального поведения для тех подростков, кому с детства предъявляют повышенные требования : «Ты должен быть лучше всех в классе! Победить на олимпиаде, выиграть спортивные соревнования». Любая неудача в дальнейшем подростком воспринимается как трагедия. Примером может служить прошлогодний случай суицида тринадцатилетнего школьника из Тюмени, покончившего с собой из-за двойки по иностранному языку.

Сообщения о подростках-самоубийцах смакуются во всех средствах массовой информации. Это провоцирует у подростков с суицидальной готовностью -впечатлительных, легкоранимых, обидчивых детей, склонных зацикливаться на негативных эмоциях, - ответную реакцию. Подростки рассуждают: «Если кто-то смог это осуществить - смогу и я, я не хуже, решусь и тоже уйду». Начальные признаки психического заболевания проявляются уже в пять-шесть лет. А затем ещё часть склонных к суициду подростков формируется патологическим воспитанием.

Согласно статистике, одно завершённое самоубийство среди подростков сопровождается сотней попыток суицида. Каждый год в России кончают с собой полторы тысячи подростков и более двухсот детей. В последнее время частота самоубийств среди тех, кому десять-четырнадцать лет, колеблется в пределах от трёх до четырёх случаев на сто тысяч, а среди подростков пятнадцати-восемнадцати лет - девятнадцать-двадцать случаев. И эти цифры не снижаются. В России подростки сводят счёты с жизнью в два и семь десятых раза чаще сверстников живущих в других странах.

Пятьдесят процентов всех суицидов - это следствие взаимоотношений в семье. Причинами остальных самоубийств являются конфликты со сверстниками, неразделённая любовь, беременность, сексуальные неудачи, страх одиночества.

Где подростки чаще решаются на самоубийство, в больших городах или сёлах? Ответ как бы напрашивается сам собой, но он не столь очевиден. Около тридцати лет назад только в Китае частота самоубийств на селе была выше, чем в городе. В девяностые годы, по этим показателям, рядом встала Россия.

Относительно спокойная ситуация наблюдается в Подмосковье, некоторых регионах Центрального и Южного федеральных округов, Санкт-Петербурге. Количество самоубийств существенно растет на Урале, зашкаливает в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

По статистике, лидерами по частоте самоубийств среди детей являются Тува, Бурятия и Якутия. На сто тысяч подростков в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет там приходится соответственно 126,6, 86,6, и 74,2 случая самоубийств. Это связано с тяжёлыми условиями жизни. На психологическое состояние человека оказывают воздействие климатические условия, социально-экономические реалии региона, царящая там безработица. Надо учитывать верования и вековые традиции проживающих там народов. Так, например, коренные народы Севера до сих пор имеют сильные языческие корни. А те же буддисты уверены в жизни после смерти, только в несколько ином качестве. Это снижает планку страха перед самоубийством. Суицид в Бурятии и Туве верующими людьми порой воспринимается не как греховный поступок, а как достойный уважения.

Чтобы сформировать у ребёнка психологическую устойчивость, которая помогла бы ему справиться с различными обстоятельствами и искушениями, надо прежде всего любить своего ребёнка, с пелёнок общаться с ним. Недаром с грудными детьми агукают, улюлюкают, улыбаются и подмигивают малышам. Всё это способствует созданию устойчивой психики ребёнка. Тем мамашам, что сбывают ребёнка няням, хочу сказать, что их любимое чадо - уже лишенец, он ещё не говорит, но уже ощущает, что его бросили. Самая лучшая няня - чужой человек. Все занятые родители должны знать, что основы личности формируются в первые пять-шесть лет. Не стоит потом удивляться, что ребёнок чувствует свою заброшенность, что он никому не нужен, не достоин ничьей любви. Такое восприятие окружающего мира может привести к развитию суицидального поведения.

Подростки остро чувствуют фальшь . Ребёнка необходимо воспитывать своим примером. Если папа говорит ребёнку о вреде алкоголя, а затем, когда приходят гости, засыпает в салате, никакие разговоры тут не помогут. Как можно больше общайтесь с ребёнком, с младенческого возраста прививайте ему понятие ценности жизни, её единственности, необходимости её беречь. Учите ребёнка самому решать свои проблемы, при этом стройте с ним партнёрские отношения, старайтесь быть ему другом.

Ребёнку очень важен телесный контакт со своими родителями. Несмотря на переходный возраст, нужно гладить их по голове, обнимать и ласкать. Ребёнок при этом будет осознавать уникальность собственного тела. Отсутствие телесного общения с родителями формирует у ребёнка мысли о бессмысленности телесной оболочки, которую не жалко и потерять.

Наша реальность - больное, глухое к чужой беде общество! Но что меня убивает? Все занимаются выборами, не понимая, что скоро уже неважно будет - кто наш президент, потому что не будет страны.

В тринадцать-шестнадцать лет легко сделать шаг с последнего обрыва. Во-первых, к таким мыслям их приводит школа. В ней агрессивная среда и никакой отдушины нет. Детям в школе неинтересно. А ЕГЭ напрочь отбивает желание учиться. Подростки ходят только на те предметы, которые им придётся сдавать. Мотиваций нет. Целей нет. И что? Кто-то колется, кто-то начинает пробовать травку. Ни светлых помыслов, ни идеологии.

Во-вторых - родители... Если в переходном периоде родители не становятся для них друзьями, дети попадают в омут всеобщего равнодушия. Дети никому не нужны. Ни семье, ни школе, ни... стране. Подростки сначала уходят в социальные сети, в выдуманный ирреальный мир. Но и в этом суррогате не видят любви. А ведь им нужна всего лишь небольшая частица любви!

Сегодня всё подменяется деньгами. А деньги - это мусор. Когда нет любви, когда нет ценностей, деньги не имеют значения.

Девочка написала: «Полгода жила с мыслью о самоубийстве, но поговорив с добрым человеком, поняла, что значит жить по-настоящему». Поняла, что ТАМ не будет ничего… Что утром не почувствует запах кофе, не съест булочку, не сможет поцеловать маму. Не увидит, как расцветают подснежники, как падает снег. Ты думаешь, что, когда ты упадешь, сцепившись за руки с другом, все сразу заговорят о тебе? Но ты-то никогда этого разговора не услышишь! А ещё все кричат: «конец света...» - да оглянитесь вокруг: он давно наступил, мы в нём живём!

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку !

Дорогие родители!

Поэтому совместно с нашими экспертами мы решили опубликовать памятку для тех детей, кто задумывается о самоубийстве.

Если ваш ребенок склонен к самообвинению, испытывает постоянное одиночество и предпринимает попытки убежать из дома, а также проявляет , донесите до него информацию из этого текста.

Вы можете сделать это ненавязчиво. Например, оставить открытой страницу на компьютере. А можно просто начать дружеский разговор о приоритетах, жизненных ценностях, любви и ваших отношениях с ребенком. Вы также можете аккуратно затронуть эту тему в разговоре и упомянуть некоторые рекомендации, о которых пишет наш эксперт, – семейный психолог Ирина Григорьева.

Памятка подросткам 13-18 лет

Бывает, обстоятельства складываются так, что твой привычный мир рушится. Может быть, из-за невыносимого стыда и неловкости за какие-то поступки, а возможно, и в силу самих обстоятельств. Такое ощущение, что всё и все против тебя. Если тебе знакомо это состояние, прочитай, пожалуйста, этот текст.

Жизнь каждого человека – это чередование радостей и трудностей, которые мы преодолеваем на своем пути. Проблемы необходимы нам: они закаляют людей, дают возможность вырасти личности внутри нас. Думая о самоубийстве, человек лишь бежит от проблем, но никак не решает их.

О чем важно помнить в минуты отчаяния?

Все временно

Помни о том, что любое твое состояние временно. Каждая сложная ситуация когда-нибудь кончается, а каждая проблема имеет решение. Даже если положение кажется безвыходным, оно не может длиться вечно.

Никто не выиграет от того, что ты умрешь

Каждый раз, когда ты задумываешься о жизни и смерти, помни о том, что есть люди, которые тебя любят. Никаким родителям не «станет легче». Если ты желаешь близким счастья, всегда выбирай жизнь.

Возможно, ты рассчитываешь на то, что кто-то будет чувствовать себя виноватым перед тобой и хочешь «насладиться местью»? В этом случае помни, что ты не увидишь чувства вины тех, на кого ты обижен.

При жизни у тебя есть возможность исправить ошибки, преодолеть трудности, пережить неприятности, доделать дела, извиниться, выражать радость или грусть, раскаяться, начать что-то с чистого листа, а вот после смерти ничего изменить ты уже не сможешь.

Что делать, чтобы вернуть вкус к жизни?

В трудной ситуации в первую очередь нужно найти, с кем поговорить. Подумай, есть ли в твоем окружении человек, который может тебя понять и по-настоящему поддержать? Возможно, это кто-то из близких – папа или мама, бабушка или дедушка, тетя или дядя. Стоит рассказать им о своих переживаниях и попросить тебя выслушать.

Если такого человека не оказалось рядом, то на территории всей России действует бесплатный, анонимный для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: ты можешь позвонить на него в любое время и получить помощь у опытных психологов.

Напиши письмо самому близкому человеку

Иногда нам легче рассказать о своих чувствах на бумаге. Напиши настоящее бумажное письмо самому близкому человеку:

  1. Подумай, что ты чувствуешь? Обижаешься ли на родных или на близкого человека? Возможно, тебе больно и страшно оттого, что одноклассники с тобой не общаются?
  2. С кем может быть связано это чувство? Обвиняешь ли ты себя или кого-то другого?
  3. Доверь все свои переживания бумаге и тому близкому человеку, кто тебя поддерживает. Расскажи историю в лицах, не боясь ругательств и обвинений.
  4. После того, как ты почувствуешь, что сказать больше нечего, перечитай письмо несколько раз.
  5. А теперь рви на мелкие кусочки и выбрасывай!

Окажи помощь тому, кто в беде

Самое лучшее и эффективное «лекарство от ощущения собственной бесполезности» – начать заниматься действительно полезной деятельностью. Это может быть волонтерство или просто помощь другим людям.

По всей стране действуют тысячи волонтерских организаций, которые с радостью примут тебя в свои ряды. Одни помогают сиротам и курируют детские дома, другие направлены на помощь старикам, третьи занимаются больными людьми с серьезными диагнозами, четвертые – экологией. Выбери для себя тот вид волонтерства, который придется по душе.

Однако для того, чтобы помогать людям, совершенно не обязательно числиться в волонтерском движении: ты можешь делать это адресно. Например, купить бабушке-соседке продукты, научить дворовых малышей каким-нибудь навыкам или новым играм, помогать им с уроками.

Мечтай!

Подумай о том, чего тебе по-настоящему хочется: представь себя через пять, десять, двадцать, тридцать лет. Задай себе вопросы:

  • каким я хочу быть?
  • как я хочу выглядеть?
  • чего я хочу достичь?
  • как я хочу себя чувствовать?
  • чем я хочу заниматься?
  • какие люди будут меня окружать?
  • что полезного я буду делать для себя, семьи, общества?

По результатам мысленно нарисуй самый позитивный портрет «будущего себя» и не скупись на детали.

А теперь подумай над «маленькими шажками» к своей мечте: что для этого ты можешь сделать уже сегодня? Действуй!

С наилучшими пожеланиями,
Ирина Григорьева
Психолог, психотерапевт. Магистр психологии.
Стаж работ психологом более 5 лет.
Основная специализация: экстремальный психолог, педагог-психолог, коррекционный психолог.
Сертифицированный специалист в области экстремальной психологии, арт-терапии, рилив-терапии, тренинговой работы.
Консультант Психологических центров «Искусство гармонии»
Эксперт сайта «Я – Родитель»

Как сообщается в новом отчёте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет около 1,2 млн детей и подростков - в ситуациях, которые в большинстве случаев можно было бы предотвратить. Самой распространённой причиной смерти в возрастной группе от 10 до 19 лет в 2015 г. стали дорожно-транспортные происшествия - они унесли жизни более чем 115 тыс. человек. На втором и третьем месте - инфекции нижних дыхательных путей и самоповреждения соответственно.

Но если основные причины смерти детей и подростков распределить с учётом возраста, пола и места проживания, картина существенно изменится. Так, две трети случаев придутся на страны Юго-Восточной Азии и Африки.

В отчёте указано, что многие из этих смертей можно предотвратить, повысив качество работы медицинских и социальных служб, а также образовательных учреждений.

Плохое питание, дефицит физической активности и рискованное половое поведение - факторы, способные повлиять на дальнейшую жизнь человека - обычно начинают проявляться ещё в юности. И это, по мнению экспертов ВОЗ, также необходимо принять во внимание.

Травмы и инфекции среди юношей

Хотя дорожно-транспортные происшествия в целом оказались ведущей причиной смерти детей и подростков, они особенно опасны для юношей в возрасте от 15 до 19 лет. При этом, как показала статистика, в большинстве случаев погибшие подростки не находились за рулём автомобиля, а шли пешком или ехали на велосипеде. Только в странах с высоким уровнем дохода доля погибших подростков-водителей оказалась несколько выше.

Второй по распространённости причиной смерти среди юношей оказалось межличностное насилие, в том числе, насильственные действия сексуального характера или преступления на эмоциональной почве.

Риски, связанные с подростковыми беременностями

Причины смерти девочек и девушек также в значительной степени зависят от возраста. Так, в возрастной группе 10-14 лет смерть чаще всего оказывается обусловлена инфекционными заболеваниями нижних дыхательных путей, такими, как пневмония. Авторы отчёта предполагают, что это может быть обусловлено вдыханием загрязнённого воздуха в помещениях - например, при готовке на открытом огне. Возможно также, что во многих регионах нет достаточно развитых медицинских служб, способных вовремя оказать необходимую помощь.

Девушки в возрасте от 15 до 19 лет чаще всего гибнут в результате осложнений беременности, в процессе родов или в результате проведения подпольных абортов.

Молодые девушки, лишённые поддержки семьи или окружения, чаще оказываются вынуждены предоставлять услуги сексуального характера, что, в свою очередь, может привести к беременности и связанным с ней проблемам.

Зависит от региона

Если отвлечься от глобальных цифр и рассмотреть ведущие причины смерти детей и подростков в различных областях планеты, картина может существенно измениться. Например, в странах Юго-Восточной Азии и в западной части Тихого океана причиной гибели чаще всего оказываются дорожно-транспортные происшествия. Немаловажно, что это утверждение справедливо и для стран с высоким уровнем доходов, и для беднейших государств упомянутых регионов.

В Европе своеобразную «пальму первенства» удерживают самоповреждения, а в Восточном Средиземноморье - коллективное насилие (войны). В обеих Америках дети и подростки чаще всего гибнут от межличностного насилия, а в Африке - от инфекций нижних дыхательных путей. Немало жизней африканских детей и подростков уносят и другие инфекционные заболевания, например менингит, ВИЧ/СПИД и кишечные инфекции. В целом, чем ниже уровень развития страны, тем заметнее вклад, который инфекционные болезни вносят в общую структуру смертности детей и подростков.

Влияние конфликта

В отчёте также рассматривается ещё одна масштабная проблема: влияние, которое на подрастающее поколение оказывают вооружённые конфликты и гуманитарные кризисы. Дети и подростки, живущие в таких условиях, часто оказываются вынуждены взрослеть раньше, чем их сверстники из более благополучных регионов. Это может проявляться, например, в необходимости зарабатывать деньги или заботиться о младших членах семьи. Как результат, страдает качество образования, а девочкам с большей вероятностью приходится выходить замуж раньше, чем планировалось, или становиться секс-работницами.

Эти обстоятельства, подчёркивают эксперты ВОЗ, повышают риск смерти в силу ряда причин. Это и недостаточное питание, и незапланированные беременности, и сексуальное насилие, и проблемы с психическим здоровьем.

Улучшая уход, давая поддержку и обучая

Для решения упоминавшихся выше проблем авторы отчёта рекомендуют повысить качество работы социальных служб, обеспечивающих помимо медицинской также и психологическую поддержку. Чтобы уменьшить показатели детской и подростковой смертности, необходимо также правильное понимание той роли, которую семья и общество должны играть в воспитании подрастающего поколения. Доказано, что риски для здоровья ребёнка или подростка во многом зависят от того, в какой семье он растёт.

Авторы отчёта рекомендуют внедрение ряда стратегий, нацеленных на борьбу с гибелью детей и подростков. В частности, в отчёте упоминается введение более масштабных курсов сексуального просвещения в школах, повсеместное использование ремней безопасности и шлемов, переход на более безопасные виды топлива, используемого при приготовлении пищи в помещении, и повышение минимального возраста, необходимого для приобретения алкоголя.

Однако следует понимать, что внедрение этих стратегий возможно только там, где службы здравоохранения будут работать в тесном сотрудничестве с другими учреждениями, в первую очередь - образовательными. Одни только медицинские вмешательства не могут кардинальным образом изменить показатели детской и подростковой смертности, но в сочетании с изменениями в подходах к обучению и другими мерами эта задача может быть решаема.

Волна самоубийств детей этой зимой потрясла все общество. Могли ли взрослые удержать их от рокового шага? Трудные размышления об опасном возр асте.

И не только подростки, но и совсем дети. 10-летняя девочка повесилась из-за того, что подруга отказалась с ней общаться. Две 14-летние школьницы, взявшись за руки, спрыгнули с крыши, боясь наказания за прогулы. Их ровесник выбросился из окна после ссоры с отцом, которому сказали в школе, что мальчика подозревают в мелких кражах...

Россия вышла на первое место в Европе по числу самоубийств среди подростков (в 2010 году официально зарегистрировано 1576 случаев суицида и вдвое больше - попыток суицида)*. Впрочем, эти цифры могут быть занижены: детские психиатры говорят о том, что многие случаи передозировки наркотиков, дорожные происшествия, падения с высоты - это более или менее осознанные попытки суицида.

Ум с сердцем не в ладу

Психиатр Елена Вроно, автор книжки для подростков «Предотвращение самоубийства» (Академический проект, 2001), считает: причина в одиночестве, в разобщенности нашего все более технологичного мира. Общение в семье заменяется компьютером или телевизором, у родителей и учителей не хватает времени на разговоры с детьми. В школе тоже многие страдают от чувства изоляции и отсутствия друзей. И все более разителен контраст между «взрослым» самоощущением, стилем жизни подростков и их душевной незрелостью. С раннего детства освоив интернет, в 11-13 лет они ориентируются во взрослом мире лучше многих родителей: ведут блоги, создают веб-страницы, уверенно пользуются гаджетами, по-взрослому одеваются... При этом эмоционально они остаются подростками - импульсивными, тревожными, легко впадающими в отчаяние, не умеющими просчитывать последствия своих поступков. Из-за этого дисбаланса дети безоружны перед слишком сильными эмоциональными переживаниями. Поэтому очень важно, чтобы в школьных конфликтах родители занимали сторону ребенка, как бы плохо он себя ни вел. Он должен знать: наша с ним близость и любовь не исчезнут, что бы он ни сделал. Предпринять можно все что угодно - кроме насилия и отвержения.

Мучительная внутренняя жизнь

Попытка суицида может быть спровоцирована незначительным на взгляд взрослого, но катастрофическим для ребенка событием, объясняет Елена Вроно. Самооценка подростка меняется мгновенно: плохая отметка или замечание иногда равносильны для него утверждению «Я хуже всех, меня нельзя любить». Острый стыд, страх наказания, школьные неурядицы способны толкнуть ребенка на крайний шаг. Сам факт, что наши дети думают о смерти, нам неприятен, он напоминает о нашей родительской беспомощности и несостоятельности. Считается, что ребенок по определению счастлив. Но на самом деле он живет трудной жизнью. Он невыносим для окружающих, но и для себя тоже. Его психика бывает иногда более истерзанной, чем психика взрослого человека. Например, когда на него возложена слишком большая ответственность, подрывающая его самооценку. Или он вынужден заменить родителям умершего брата или сестру, или их внимание захвачено другим ребенком, больным или просто младшим. А может быть, взрослые безразличны и дают слишком много свободы там, где нужны рамки.

Нечеткий образ смерти

Согласно фрейдовской теории, никто не может по-настоящему осмыслить собственный конец**. Что уж говорить о детях и подростках: для большинства из них смерть имеет начало и конец - как долгая болезнь или длительное отсутствие, объясняет Елена Вроно. Они уверены, что после смерти жизнь продолжится - уже без тех неприятностей, которые были «на этом берегу». Виртуальные игры, где смерть ничего не значит, делают уход из жизни еще более абстрактным. Подростки нередко полагают, что можно умереть «не до конца», «если все правильно рассчитать». Они не предполагают умирать - они просто хотят выйти из невыносимой ситуации. Представление о ценности человеческой жизни у них не сформировано, так что собственная жизнь для них - небольшая цена за месть обидчику, за возможность настоять на своем… Убивая себя, человек на самом деле целится в своих близких, которые, как ему кажется, мешают ему жить, говорит Зигмунд Фрейд. Поскольку направить агрессию на других нельзя, она оказывается направлена на себя. Молодой человек начинает относиться к себе как к ненавистным «им», «другим» и в итоге стремится к саморазрушению. А ощущение ценности жизни вырастает из эмоциональных привязанностей в семье. Начиная дорожить своими близкими, подросток учится дорожить и собой, и человеческой жизнью в принципе.

4 ФАКТА

Суицид не происходит без предупреждения.
До 80% подростков, покушающихся на свою жизнь, делятся своими планами. Но почти 80% взрослых не слышат или не хотят этого услышать.

Суицид не передается по наследству.
Но семья, где уже был совершен суицид, становится для детей зоной повышенного риска.

Агрессивное поведение превращается в аутоагрессивное.
Если в разгар семейного скандала подросток угрожает суицидом, родители должны немедленно остановить ссору, каким бы вызывающе оскорбительным ни было его поведение.

Разговоры с подростком о суициде не наводят его на мысль покончить c собой.
Проговаривая свои тревоги, подросток освобождается от них. Главное, чтобы подтекстом этих разговоров не стала поэтизация, героизация смерти как выдающегося поступка сильной личности.

Тревожные симптомы

Их бывает сложно заметить, поскольку депрессии у подростков (а это один из основных факторов суицида) протекают замаскированно, их трудно диагностировать. К тому же тот, кто собирается покончить с собой, не обязательно лежит на диване с грустным видом. Возможно, им владеют вполне жизнеутверждающие чувства, а попытка суицида - сиюминутное, импульсивное решение. В любом случае нужно отнестись внимательно и серьезно к юному человеку, который непривычно себя ведет, теряет интерес ко всем увлечениям, снова и снова заговаривает о смерти. Повторяющиеся ушибы или раны могут быть признаками неудавшихся попыток суицида. Во всех этих ситуациях важно делать шаги навстречу. Задавать вопросы, делиться своими переживаниями. Иногда достаточно поговорить с ребенком о том, что причиняет боль, чтобы погасить суицидальные настроения.

* По данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, rfdeti.ru
** Статья «Печаль и меланхолия» в сборнике: Зигмунд Фрейд «Интерес к психоанализу» (Попурри, 2009).