Мундирные платья императриц. Эрмитаж откроет музей костюма. Что кроме царских нарядов там можно будет увидеть и почему из платьев Елизаветы Петровны шили облачения священников. «Бумага

30.07.2019

Наша среда online — До конца XVIII века значительных изменений в моде не происходит, и только начиная с 70-х годов, под влиянием нововведений в западных модах, русский дворянский костюм также подвергается сильным изменениям. Моды распространялись не столько при помощи журналов мод, которые издавались нерегулярно, сколько благодаря готовым нарядам, выписываемым из Парижа и Лондона. Среди русского дворянства процветала не только галломания - подражание французским модам и этикету, увлечение французским языком, - в последней четверти века начинается и англомания.

При Екатерине II, в 70-90-х годах XVIII века, костюм столичного дворянства достиг необычайной пышности. Одного из вельмож XVIII столетия, князя Куракина (русского посла во Франции), даже называли «бриллиантовым князем» за обилие драгоценностей, украшавших его костюм. Пример расточительства подавали многочисленные фавориты царицы - Потемкин, Орловы и др.

Мелкопоместное дворянство тянулось за столичным, но, конечно, одевалось с некоторым отставанием от моды. В Москве также менее строго, чем в Петербурге, следовали за модой. Некоторые упрощения силуэта и формы одежд происходят в последние годы XVIII века. Кафтан суживается и приобретает стоячий воротник и скошенные полы, а иногда заменяется фраком. Правда, фраки этого времени шьют не только из сукна, но и из бархата и тяжелого шелка.

В гардеробе императрицы были «мундирные платья», в которых она по праздничным дням принимала офицеров гвардейских полков. В этих костюмах сочетались формы господствующей французской моды с элементами старого русского костюма. Императрица изображена в мундирном платье по форме Лейб-гвардии Преображенского полка.

В конце XVIII столетия ассортимент одежды дворянства обогащается одеждой по назначению. Веяния европейской моды нашли отражение не только в парадном платье. Еще в гардеробе Петра I особое место занимали домашние халаты — шлафроки. Известный своими чудачествами Прокофий Демидов, представитель династии богатейших уральских промышленников, изображен на портрете в домашнем костюме или как его называли на французский манер ­­ — «неглиже». На нем терракотовый шлафрок поверх жилетки, застегнутой не на все пуговицы, удобные домашние туфли. Его экзотический вид завершает зеленый ночной колпак на голове.

Женский костюм украшался всевозможными сортами кружев. Наряду с привозными с Запада, использовались кружева русской работы, которые в большом количестве изготавливались в монастырях. Ассортимент плетеных кружев был очень богат: ко двору поставлялись «блондовые» кружева, серебряные с белым шелком, золотые, украшенные стеклярусом, просто белые. Глафира Алымова, воспитанница Смольного института, пользовавшаяся особым покровительством Екатерины II, одета в роскошное атласное платье богато украшенное кружевами.

Мужской костюм на протяжении XVIII столетия претерпел изменения только в деталях, став к середине века легче и изящнее. В начале екатерининского правления по-прежнему носили кафтаны (жюстокоры), камзолы (весты) и штаны (кюлоты). Костюм, надетый на первом директоре Академии Художеств А.Ф. Кокоринове, был сшит специально по случаю вступления его в должность. Длинный до колен белый гродетуровый кафтан с собольей опушкой надет поверх атласного камзола с золотым шитьем. На изготовление этого роскошного туалеты ушло годовое жалование архитектора.

Для XVIII века были характерно сближение внешних черт мужчины и женщины, их изнеженный, даже кукольный облик, пренебрежение к возрастным особенностям. Молодые и старые носили одинаковые костюмы, применяли одну и ту же декоративную косметику. Алексей Бобринский, внебрачный сын графа Г.Г. Орлова и императрицы Екатерины II, одет в камзол и кафтан зеленого сукна с узкими рукавами и широкими обшлагами. Костюм украшен декоративным орнаментом, вышитым серебряной нитью.

По последней моде своего времени одевались пять внучек императрицы Екатерины II, воспитанию которых венценосная бабушка уделяла большое внимание. В конце ее правления цветовая гамма женского костюма становится светлой, мягкой, слабо насыщенной: розовый, голубой, салатный, лимонный, перламутровый коричневый и серый цвета во всех оттенках. Однотонные ткани преобладают над узорчатыми.

Тип женского парадного платья, состоящего из затянутого корсета-корсажа с декольте, сохранялся на протяжении почти всего столетия. В орнаментации тканей преобладали цветочные узоры, изображаемые натуралистически, в перспективе. Сирень, жасмин, ветки цветущих яблонь, вишен, полевые цветы непринужденно размещались по всей поверхности ткани, переплетаясь с извилистыми линиями лент, кружев, полос. Супруга адмирала Самуила Грейга на портрете одета в нарядное платье из серебряного травчатого штофа, украшенное кружевными манжетами. В 1770-е гг. в моду вошли сложные сооружения на голове из лент, цветов и перьев. Волосы надо лбом гладко зачесывали, а сзади разделяли на локоны. Достаточно часто применялись шиньоны.

На портрете изображен молодой щеголь, младший брат фаворита Екатерины II. По покрою и цвету его костюм соответствует форме, которую носили офицеры армии Потемкина. Однако качество сукна и элегантность пошива свидетельствует о далеко не рядовом положении юноши. Его каска украшена пышным гребнем из страусовых перьев и золоченым налобником. На перевязи лядунки из лосиной кожи — золоченый вензель Екатерины II. В петлице — знак ордена Святого Георгия IV степени, полученный за участие в штурме Измаила.

Императрица Екатерина II предпринимала попытки регламентации парадного придворного костюма и придания ему национального характера. В особо торжественных случаях — окончание войны, свадьба, новый год — дамы съезжались на собрания при дворе в русских платьях, и сама императрица часто и охотно надевала подобный костюм, который напоминал старинное русское платье и традиционный головной убор — кокошник. Костюмы такого рода «по царице» получили распространение в Европе.

По материалам school-collection.edu.ru и marafon.piterart.ru

Коронационные платья. Большая часть этой статьи посвящена русским императрицам. Ну не совсем им, а их великолепным платьям из драгоценных тканей, расшитым серебряными нитями и украшенным кружевами. Стоп! Вот кружев то на коронационных платьях и не сохранилось, или почти не сохранилось. В любом случае, эти прекрасные облачения куда красивее и интереснее нынешних образцов “Haute couture”, не говоря уж о “Casual”.

Коронационные платья в Государственной Оружейной палате Кремля

Императорские облачения хранятся в Оружейной палате, потому что первоначально это была мастерская, где изготавливались и хранились драгоценные предметы государева обихода.

Коронационные торжества всегда проходили в Москве, поэтому здесь и зародилась традиция передавать коронационные одеяния императоров в собрание Оружейной палаты.
Всего в мире существует пять подобных собраний, московская коллекция – не самая большая среди них. Самая представительная подборка императорских костюмов представлена в Швеции. Такие же собрания есть в Лондоне, в замке Тауэр. В Вене, во дворце Хофбург можно увидеть коронационные костюмы императоров Священной Римской империи. Ещё одна коллекция существует в Дании.

В Оружейной палате хранятся 17 костюмов, 10 из них – дамские. Уникальность московской коллекции состоит в том, что она достаточно полная и позволяет проследить смену традиций и моды.
На выставке, кроме коронационных платьев, представлен гардероб Петра II, одно свадебное платье и два маскарадных костюма. Кроме того, много одежд российских императоров хранится в фондах Оружейной палаты.

Коронация Екатерины I. Коронационные платья

Первая коронация императрицы в истории России состоялась в мае 1724 года. Именно с этой даты зародилась традиция передавать церемониальные облачения в Оружейную палату. Пётр решил короновать свою вторую супругу, Екатерину I. Сам он как император не короновался. Несомненно, к церемонии коронации готовились загодя. Пётр, путешествуя по Европе, наблюдал и изучал традиции коронации европейских монархов.
Специально к этому событию, в ноябре 1723 года Пётр издал высочайший манифест о коронации своей супруги.

Марта Скавронская

Будущая российская императрица Марта Скавронская родилась в 1684 году. В 1708 году она приняла православие с именем Екатерина, а в 1712 году стала женой Петра. Несмотря на своё низкое происхождение, она заняла достаточно прочное положение при дворе благодаря своему уму, такту и весёлому нраву. Коронация была необходима по многим причинам. Таким образом повышался престиж русского двора, ведь в Европе неблагородное происхождение супруги русского царя не было секретом. Пётр задумывался о будущем своих дочерей Елизаветы и Анны. Для присвоения дочерям титула цесаревны необходимо, чтобы оба родителя были императорами.

Форму для императорской короны выбрали подобно тем, которыми короновали европейских государей. Два полушария означают церковную власть, они похожи на митру церковных иерархов. Приподнятая полоса между двумя полусферами означает власть светскую, которая возвышается над духовной и управляет государством.

Коронационные платье I. (Коронация в 1724 году). Коронационные платья

Платье для императрицы заказали в Берлине. Берлин в ту пору был европейским центром вышивки. Платье расшили серебряной нитью с применением различных техник.
В Россию привезли не готовое платье, а «патрон». «Патрон» – это выкройка одежды, скреплённая швами лишь в нескольких местах. Обычно в виде «патронов» привозили мужскую одежду. Видимо, в Берлине очень боялись не угадать размер костюма, поэтому решили перестраховаться и не скреплять одежду швами, чтобы была возможность подогнать его по фигуре.


Платье Екатерины привезли за три дня до коронации и доделывали в спешном порядке. Действительно, немецкие портнихи сильно преувеличили размер русской императрицы, юбка оказалась слишком широкой. Русские придворные белошвейки так спешили, что складку позади юбки сделали очень неаккуратно. В результате карманы настолько сместились, что ими нельзя было пользоваться. А карманы в дамском туалете очень были нужны и функциональны.
Роба – так иностранный посланник при русском дворе называл наряд императрицы. «Она была в великолепной робе, малинового цвета, вышитой серебряной нитью», – писал он в отчёте.

Весь костюм состоит из нескольких частей – лиф, юбка и шлейф – это отдельные части костюма. Складки по низу лифа называются «пикадили» – их придумали портные для того, чтобы скрывать соединение юбки и лифа. Лиф жёсткий, весь простёганный китовым усом. Окружность талии императрицы составляет 97 см.

Части женского платья XVIII века

Миф о том, что корсет мог утянуть талию в два раза, не соответствует действительности. На самом деле, максимум, на который можно утянуться – это 5-6 см. Девочек приучали к корсетам сызмальства. Дышать в них было очень трудно, жёсткие корсеты сдавливали лёгкие и не давали вздохнуть полной грудью. Из-за застоя воздуха в лёгких (фактически из-за корсетов) дамы часто болели и умирали от туберкулёза.

Планшет – это передняя, треугольная пластина – накладка на лиф. Её делали отдельно, в то время эта деталь была очень модной.
Кружевная отделка на платье не сохранилась. Кружева украшали декольте и короткие рукава. Они были так дороги, что, скорее всего, их спороли, чтобы использовать повторно в других туалетах, ведь коронационное платье надевалось всего один раз в жизни.
Нижняя часть платья именуется “панье” – по французски буквально “корзина”. Форма юбки держалась при помощи многочисленных нижних юбок, не дошедших до наших дней. Нынешняя форма юбки – это результат работы реставраторов.

Вышивка на платьях. Коронационные платья

Техника вышивки на юбке – вприкреп. На ткани делали эскиз. Этот эскиз обшивали нитями и только поверху вышивали серебряной нитью. Использовалась и техника аппликации – накладные вышитые короны. Они не соответствуют форме настоящего венца. Его форма держалась в строжайшей тайне, мастерицы не знали, какой будет корона и вышили её в соответствии со своей фантазией. Планшет вышит самой трудной техникой – по подложке или карте.

Под рисунок вышивки подкладывалась вата или ткань, и сверху вышивали серебром. Таким видом вышивки занимались мужчины. Ремесло вышивальщика очень ценилось в Европе, было престижным и мужчины им не гнушались.

Платье не очень длинное. Длина юбки была сделана с тем расчётом, чтобы при ходьбе показывалась ножка в туфельке с красивой лентой–бантом малинового цвета, завязанным вокруг лодыжки.

Коронационная мантия русских императриц. Коронационные платья

Во время коронации на Екатерину поверх платья была надета мантия, но она не сохранилась. В коллекции Оружейной палаты представлена поздняя горностаевая мантия императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II.


Концы мантии скрепляли бриллиантовой пряжкой. Она называется аграф. С аграфом, выполненным для коронации Екатерины I, связана настоящая детективная история.

Хороших ювелиров в ту пору было совсем немного. Один из них, по имени Рокентин, предполагал, что получит от царя коронационный заказ. Рокентин сделал превосходный аграф. Но работа так понравилась самому мастеру, что он не захотел с ней расстаться. Он подговорил лихих людей и инсценировал нападение и кражу, попросил даже оставить на теле синяки и ссадины. Аграф же спрятал. Пётр учинил расследование и обнаружил обман. По тем временам Рокентина наказали не очень строго: его не казнили, а всего лишь сослали в Сибирь.

Маскарадный костюм Екатерины I. Коронационные платья

В 1723 году в Москве устроили публичный маскарад в честь годовщины Ништадтского мира. Проходил он на Масленицу, длился несколько дней. Многие придворные одевались в русские костюмы, среди масок встречались даже персонажи Всешутейшего и Всепьянейшего собора.

Екатерина оделась в костюм амазонки. Сопровождая Петра во многих военных компаниях, она, несомненно, имела на это право. Её травести с точки зрения моды XVIII века – это мужской костюм, даже несмотря на юбку. Образ довершала шляпа и шпага на боку. Камзолы, аналогичные верхней части наряда носили мужчины по всей Европе. Этот маскарадный костюм сшит в Москве. Говорят, что его перешили из скатерти, потому что хорошие ткани были очень дороги. Костюм украшало страусиное перо, которое позаимствовали у голштинского посла, но назад не вернули. Сохранилась дипломатическая переписка, в которой посланник настойчиво просит вернуть ему перо.
В 1728 году состоялась коронация 12-ти летнего императора, вошедшего в историю России под именем Петра II.

Коронационный костюм Петра II. Коронационные платья

Его коронационный костюм сшили из глазета: дорогой и тяжёлой парчовой ткани. Этот камзол НЕ представлен в основной экспозиции, он находится в фондах. Малолетний государь умер в январе 1730 года, не дожив даже до 15 лет. Подозревают. что Пётр II скончался от чёрной оспы.
В Оружейной палате хранится весь его гардероб. Отрок очень быстро рос и вырастал из одежды, едва успев надеть её.

В витрине представлен практически весь гардероб русского дворянина первой половины XVIII века. Наиболее интересен мужской халат. Он называется шлафрок, его сшили из узорного французского шёлка.


Гардероб императора Петра II

В ту пору существовала особая мода пить по утрам кофе в шлафроке.
Здесь же представлены парадные мужские камзолы, сшитые для Петра II. Франция, где шили эти наряды, формировала эталон мужской моды для всей Европы. Мода на подобные камзолы продержалась почти 100 лет до конца XVIII столетия. Мужские камзолы шили из ярких тканей, своим цветом они даже соперничали с дамскими платьями.

Веер

В XVIII веке существовал особый язык жестов и аксессуаров. Например с помощью веера можно было объясниться, не говоря ни слова. Существовал особенный язык жестов и благородных девиц обязательно ему обучали. Раскрывая и закрывая веер можно было вести диалог с кавалером. Раскрытый веер с маской в коллекции Оружейной палаты означает: «Сердце дамы занято», кавалеру стоит рассчитывать лишь на дружеские отношения.

Причём все жесты должны быть очень быстрыми, чтобы окружающие не заметили, какие знаки дама подаёт кавалеру.

Коронация Анны Иоанновны

Коронация Анны Иоанновны состоялась в апреле 1730 года, спустя два месяца после её приезда в Россию из Курляндии. (Фрагмент веера можно увидеть на снимке ниже).

Коронационное платье Анны Иоанновны. Коронационные платья

сшили в России из лионской парчи. Шил его портной, которого Анна привезла с собой.
Планшет на её платье не очень выделен, эта деталь начинает выходить из моды также, как и вышивка. Первоначально платье было очень красивого розово-терракотового цвета. Но краситель оказался нестойким и платье со временем выцвело. Шлейф необычный, треугольной формы. Кружевная отделка на декольте и рукавах не сохранилась.

Рядом выставлено

Коронационное платье Елизаветы Петровны. Коронационные платья

Это платье – единственная вещь, напоминающая о событиях зимы 1741 года, ведь корона Елизаветы Петровны не дошла до наших дней. Платье сшили в России из русской парчи. Елизавета Петровна специально решила надеть платье из отечественной драгоценной ткани, чтобы поддержать русских промышленников. Государыня также приказала своим придворным дамам явиться на коронацию в платьях, сшитых из отечественной ткани.


После коронации платье можно было посмотреть в Грановитой палате. За время, пока императорская роба была там представлена, её посмотрели 37 тысяч человек. На просмотр допускались люди всех сословий, кроме самого подлого, то есть крепостных крестьян.

Конструкция юбок. Коронационные платья

Платье сшито из парчовой ткани, именуемой “глазет”. Дамская мода к началу 40-х годов изменилась и юбка стала непомерно широкой. Это проявление господствовавшего в ту пору стиля рококо. Ширина фижм соответствовала придворному званию. Императрица лично следила, чтобы никто из придворных дам не надел фижмы шире положенного. Носить такие широкие юбки было крайне неудобно. В них невозможно было сесть в карету, а во дворцах пришлось специально расширять дверные проёмы. В них было невозможно даже сесть, поэтому дамы просто ложились на пол чтобы отдохнуть, а особая фрейлина, стоя у двери, охраняла их покой. Корсеты делали из разных материалов – металла, ивовых прутьев. Самые дорогие корсеты изготавливали из китового уса.

Придумали даже специальные рычажки, которые регулировали ширину юбки. Если дамы узнавали, что на балу будет присутствовать сама императрица, они могли рычажком опустить фижмы и убавить ширину юбки.
Официально Елизавета Петровна не была замужем и уже в 1744 году пригласила ко двору своего племянника, сына сестры Анны. Вскоре в Санкт- Петербург приехала и невеста наследника, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. В 1745 году в Зимнем дворце состоялась их свадьба.

Свадебное платье будущей императрицы Екатерины II. Коронационные платья

сшито из серебряной парчи. Серебро с годами сильно темнеет, а новая парча выглядит очень эффектно, переливаясь отражениями света свечей, бликами солнечных лучей. Казалось, что такие платья выковали из серебра, а не сшили иголками и нитками. Платье расшили серебряной нитью. Стежки вышивки положены под разными углами и при движении платье сияло подобно бриллиантам.


Свадебное платье Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской находится в очень плохом состоянии. Парчу ткут на шёлковой основе, с серебряным утком. Шёлковые нити во многих местах разорвались и серебряные нити провисли.
Государь Павел Петрович передал платье в коллекцию Оружейной палаты по неизвестной причине, поскольку первоначально оно хранилось в столице. Платье было в распоротом виде, реставраторы сшили его вновь.
В 1762 году состоялась коронация Екатерины II.

Коронационное платье Екатерины II. Коронационные платья

также представлено в Оружейной палате. Его отличают овальные фижмы. Кроме того это платье – единственное, на котором сохранились кружева. Платье украшено двуглавыми орлами, их около 300 по всему полю.

Видимо, таким зримым образом Екатерина хотела подчеркнуть законность восшествия на престол.

Императрицу отличала очень тонкая для её 33 лет талия окружностью всего лишь 62 см. В этом платье портные использовали новую конструктивную деталь – так называемый шниг. Предполагается, что он должен был зрительно сделать живот более плоским.

Коронации императорской четы. Мужской коронационный костюм. Коронационные платья

После смерти Екатерины II впервые в истории Российской империи короновалась императорская чета, император и императрица, Павел I с супругою. В этой церемонии многое было заимствовано из церемонии 1724 года. Вначале корону возложили на императора, затем, обратившись к коленопреклонённой императрице (также как Екатерина I перед Петром) Павел коснулся её своей короной и затем возложил на голову супруги малую императорскую корону. В отличие от большой императорской короны, бывшей собственностью государства, малая корона становилась собственностью императрицы. Её Величество могла распоряжаться малой короной по своему желанию, даже переделать в другие драгоценности.

C начала XIX века императоры стали короноваться в военном мундире. Это была или гвардейская генеральская форма или форма генерала Преображенского полка. В фондах Оружейной палаты сохранились 7 комплектов коронационных военных мундиров.

Коронационное платье Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Коронационные платья

Платье выполнено в переходном стиле от ампира к историзму.

По низу платья пропущена специальная рула, чтобы утяжелить низ платья и сохранить форму колокола. Платье вышито цветными стеклянным пластинками, чтобы оно сияло и переливалось.
В середине века стали носить так называемый офранцуженный сарафан. Это был приказ императора Николая I придворным дамам носить русское платье.
Непременным дополнением к костюму были перчатки. Их очень часто меняли, у каждого придворного было много перчаток. Служили они недолго, быстро растягивались, теряли форму. А за формой перчаток тщательно следили, они должны были облегать руку, как вторая кожа, поэтому выражение «менять, как перчатки» вполне уместно. Шили перчатки из лосиной кожи или шёлка.

Коронационное платье Марии Александровны, супруги Александра II. Коронационные платья

представляет собой вышеназванный офранцуженный сарафан. Стилистически это платье можно отнести к национальному возрождению или “русскому стилю”. Шили его в Петербурге. Впервые на коронационном платье появились рукава. Не сохранилась широкая планка, которая была пришита впереди платья и делала его похожим на сарафан. Планка была украшена алмазами, бриллиантами и другими драгоценными камнями, поэтому её спороли. К костюму прилагался и кокошник, тоже украшенный алмазами.

Последняя коронация

Горностаевая мантия , представленная в Оружейной палате принадлежала Александре Фёдоровне, супруге Николая II. В фондах музеев Кремля сохранились все 14 коронационных мантий. Мантия Александры Фёдоровн сшита из 800 шкурок горностая, их закупали у сибирских купцов.

Последняя коронация состоялась в мае 1896 года . Короновался император Николай II с супругой Александрой Фёдоровной. Николай был одет в форму полковника Преображенского полка. Генералом он не был, почему и постеснялся надеть генеральскую форму.

Коронационное латье Александры Фёдоровны, супруги Николая II. Коронационные платья

Платье Александры Фёдоровны шили в Санкт-Петербурге, в мастерской Ольги Бульбенниковой.

«Мадам ОльгА» – так на французский манер называлось её ателье. Вышивали платье в Москве, монахини Ивановского монастыря. Туфли для коронации выполнены из серебряной парчи.

Карнавальный костюм Николая II

Карнавальный костюм Николая II. Инициатором карнавала 1903 года, который проходил в столице, была Александра Фёдоровна. Ей очень нравился традиционный русский костюм. Этот карнавал проходил под знаком XVII века, времен Алексея Михайловича. Все присутствующие были одеты в русское платье, соответствующее эпохе.

Костюм Николая II сшили в театральных мастерских Санкт-Петербурга. Травести императора передали в Оружейную палату, потому что оно украшено подлинными запонами и пряжками XVII века. Для украшения карнавального костюма из Оружейной палаты в Петербург передали старинные ювелирные украшения, числом 25 штук. В костюме использовали 16 деталей и, после карнавала, их не стали спарывать, а просто прислали назад часть костюма.

Эрмитаж. Мундирные платья Екатерины II

Знаете ли вы, что такое мундирные платья? Любите ли их так, как люблю я? Нет, не торопитесь с ответом. Сначала вглядитесь в эти шедевры портновского искусства…
Мундирные платья появились в России во времена Екатерины Великой. Скорее всего, сама императрица их и придумала. До неё царственные дамы прекрасно обходились без военизированных туалетов. В крайнем случае они могли воспользоваться мужским костюмом, как это с удовольствием делала Елизавета Петровна. И как поступила сама Екатерина, надевшая по случаю государственного переворота мундир офицера лейб-гвардии Семёновского полка.

В Эрмитаже хранится портрет кисти Вигилиуса Эриксена, на котором молодая императрица изображена в этом самом мундире, с перехваченными лентой распущенными волосами, верхом на коне. Если верить художнику (и мемуарам Екатерины), выглядела она в тот день восхитительно.

Прошли годы, но мудрая монархиня не забыла, каким образом взошла на престол и кому обязана своим триумфом. Она объявила себя шефом нескольких гвардейских и армейских полков и неукоснительно принимала участие во всех их праздниках (это мог быть, например, день рождения полка или годовщина памятного сражения). Всякий раз матушка-императрица лично поздравляла офицеров, собственноручно наливая каждому чарку водки и тарелку супа. Даже будучи уже не вполне здоровой, пожилой дамой, она не позволяла себе пропускать эти торжества. И именно для них ей потребовались мундирные платья - женская версия военной формы. Они шились из шёлка, а не из сукна. Покрой их лишь отдалённо напоминал покрой мужского костюма, зато цвет в точности соответствовал полковым цветам, а декор повторял отделку офицерского мундира.


Императрица Екатерина Великая в морском мундирном платье.

В Эрмитаже хранится несколько десятков мундирных платьев Екатерины II - они относятся к разным воинским частям и разному времени. Обилие их объясняется как переменами, происходившими с фигурой императрицы (с возрастом она всё больше полнела), так и тем, что платья эти нельзя было ни стирать, ни утюжить. Плотный шёлк, из которого они сшиты, очень хорошо держит форму, восхитительно выглядит, но стирка ему противопоказана. Каждый раз, когда туалет загрязнялся, приходилось заказывать новый.

На самом деле в арсенале российских императоров было ещё больше мундирных платьев Екатерины Великой, но в 1920-х годах их перераспределили между различными музеями Ленинграда и Москвы. Обиднее всего, что при дележе многие комплекты оказались разрознены. Никто из разбиравших тогда гардероб императрицы не пригляделся к их обратной стороне повнимательнее. Лишь много лет спустя хранитель Эрмитажа Тамара Тимофеевна Коршунова обнаружила на изнанке корсажей и юбок цифры, написанные чёрной тушью. Это оказались номера, под которыми одежда вносилась в гардеробные описи. И все элементы одного комплекта (например верхнее и нижнее платья), естественно, помечались одинаково.

После проверки выяснилось, что в Эрмитаже осталось не так уж много правильно укомплектованных костюмов. В своё время они подбирались хранителями на глазок - по цвету и фасону. Но человеку свойственно ошибаться! Поэтому юбка, которая когда-то прилагалась к верхнему платью из собрания Эрмитажа, теперь вполне может обнаружиться в Павловске или Москве.

Платье мундирное Екатерины II по форме Лейб-гвардии Преображенского полка

Мундирное платье Екатерины II по форме лейб-гвардии Преображенского полка, сшитое в конце 1770-х годов и представленное на одном из вечеров Клуба Друзей Эрмитажа, тоже не избежало потерь. Его верхняя часть и юбка относятся к разным комплектам и даже едва заметно различаются по цвету. Но и в таком виде туалет этот необыкновенно элегантен.

Он действительно вызывает в памяти офицерский мундир - тёмно-зелёный цвет, строгие линии, золотые галуны на воротнике, рукавах и полах, форменные пуговицы. Однако широкая юбка, которую следовало носить на фижмах, небольшой шлейф и необычного покроя рукав (с маленьким крылом у локтя) придают платью вид женственный и даже изящный.

Ещё одна интересная деталь - комплект состоит из юбки и распашного верхнего платья, но кажется, что это костюм-тройка. Вставка на груди имитирует не то жилет, не то форменную куртку, добавляя образу чуть-чуть мужественности.
Если встать плечом к плечу с манекеном, одетым в тёмно-зелёный шёлк, станет ясно, что просвещённая монархиня не была ни слишком высокой, ни маленькой. Рост её составлял что-то около 165 сантиметров.


Мундирное платье Екатерины Великой. . Лейб-Гвардии Конный полк

Ещё более эффектный костюм по форме полка Конной гвардии тоже состоит из двух элементов - нижнего (красного, с завязками на спинке) и верхнего (синего, распашного) платьев. Такая комбинация, вероятно, позволяла императрице скрывать свою полноту и придавала её силуэту особую величавость.

Забавно, что сзади на фалдах верхнего платья сделаны разрезы, имитирующие карманы (которые всегда присутствовали в мужском костюме того времени), но не несущие никакой функциональной нагрузки. Трудно вообразить себе императрицу, извлекающую из-за спины носовой платок.


Мундирные платья Преображенского (1763 г.) и Конного (1773 г.) полков

Галун по ширине и рисунку точно соответствует форменному офицерскому, но, в отличие от мужского мундира, платье Екатерины II отделано им ещё и спереди, до самого пола и этим слегка напоминает русский сарафан. Древнерусские мотивы заметны и в крое рукавов верхнего платья - пройма не застрочена, а рукав (так называемый откидной) свисает от плеча назад. Надо полагать, русская императрица немецкого происхождения сознательно подчёркивала свою связь с отечественной древностью. Она даже издала указ, согласно которому придворные костюмы должны были шиться исключительно из русских тканей.

Нижнее (красное) платье конногвардейского туалета императрицы снабжено обычным вшивным рукавом, который проходит в открытую пройму верхнего. Крой его, нормальный для своего времени, сегодня вызывает удивление. Рукав словно бы чуть согнут в локте, что, если вдуматься, соответствует естественному положению руки (особенно если она покоится на юбке с фижмами).

Нина Ивановна Тарасова, хранитель гардероба основательницы Эрмитажа, рассказывает, что вслед за Екатериной II мундирные платья стали носить практически все дамы императорского семейства. Менялась мода, менялся покрой туалетов, но сама идея дамского варианта военной формы оставалась актуальной вплоть до 1917 года.

Екатерина Гиндина


Одним из ключевых моментов при монарших дворах во все времена считалась коронация. Особа, готовящаяся войти на престол, должна была предстать во всем своем блеске и величии. В этом обзоре представлены роскошные коронационные платья российских императриц.

Первой российской императрицей, вошедшей на престол и правившей самостоятельно, стала Екатерина I. Ее коронация состоялась 7 мая 1724 года. Т. к. вторая жена Петра I не была благородного происхождения, император пожелал короновать ее, заботясь о будущем своих дочерей (они получали титул цесаревен только в если оба родителя коронованы).

Коронационное платье Екатерины I выполнено из красного шелка, украшенного серебряной вышивкой. Платье заказывалось в Берлине. В Россию привезли не готовый наряд, а «патрон», т. е. скрепленный только несколькими швами. Портные опасались не угадать размер императрицы. В итоге платье оказалось слишком широким, и за три дня до коронации русские белошвейки в спешном порядке подгоняли его по фигуре Екатерины. В итоге сзади на юбке образовались складки, и сместились карманы.

Один из иностранных послов описал платье императрицы как «великолепную робу малинового цвета, вышитую серебряной нитью». Юбка была выполнена такой длины, чтобы при ходьбе выглядывала туфелька с малиновой лентой.

Портрет Анны Иоановны.


Коронация Анны Иоановны состоялась через два месяца после ее приезда в Россию из Курляндии 28 апреля 1730 года. Платье было сшито из лионской парчи в России, но немецким портным. Если сравнить фото и портрет, то сразу же бросается в глаза разная отделка платье. Скорее всего это связано с тем, что наряд несколько раз изменяли в соответствии с веяниями тогдашней моды.


Портрет императрицы Елизаветы Петровны.


Коронационное платье Елизаветы Петровны сшито из российской ткани. Императрица приказала также всем придворным явиться на коронацию в нарядах, выполненных отечественными портными. Платье Елизаветы Петровны было сшито из парчи (глазет) серебряного цвета. Ширина платья полностью соответствует тогдашней моде рококо. В то время в таких платья дамы даже сесть не могли, поэтому многие из них, желая отдохнуть, ложились прямо на пол в своих нарядах (естественно не в присутствии императрицы). Сама Елизавета Петровна никогда не выходила в одном и том же наряде дважды. После ее кончины осталось 15 тысяч платьев.


Российская императрица Екатерина II.


Коронация Екатерины II (урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) состоялась в 1762 году. Платье императрицы было сшито из серебряной парчи, украшенной двуглавыми орлами. Наряд Екатерины Великой – единственный, на котором сохранились кружева. Талия императрицы, в отличие от предшественниц, была узкой – всего 62 см.

Екатерина I Алексеевна
Начало правления 28 января (8 февраля) 1725
Конец правления 6 (17) мая 1727
Коронация состоялась 7 (18) мая 1724
(как императрица-супруга Петра I)
Платье из красного шелка, украшено серебряным шитьем и вытканными узорами.
Остов короны.
Первая российская императорская корона, созданная к коронации Екатерины I. Не сохранила своего первоначального облика. В 1730 г. украшавшие ее алмазы были перенесены на корону императрицы Анны Иоанновны. По повелению императора Александра I, корона как историческая реликвия была передана в Оружейную палату.





На этом фото видны туфли:


Анна I Иоанновна
Начало правления 15 февраля (26 февраля) 1730
Конец правления 17 (28) октября 1740
Коронация 28 апреля (9 мая) 1730
Платье Екатерины I заказали в Берлине и привезли в Россию «патрон», то есть выкройку с вышивкой, скреплённую швами лишь в нескольких местах. И здесь только собирали. Причем собирали в большой спешке, за тра дня, если верить музейным записям. А вот платье Анны Иоанновны полностью сшито в России из из лионской парчи. Шил его портной, которого Анна привезла с собой.
Есть утверждение, что первоначально платье было розово-терракотового цвета. Но краситель оказался нестойким и платье со временем выцвело. Утверждение кажется мне спорным, потому как на портрете оно какое угодно, но не розовое.
Шлейф необычный, треугольной формы. Отделка платья на портрете и на музейных фото отличается, скорее всего это связано с тем, что его дополнительно отделывали после, в соответствии с меняющейся модой.
Корона и цепь андреевского ордена.



Елизавета Петровна.

Коронация 25 апреля (6 мая) 1742
Елизавета славилась тем, что никогда не надевала один и тот же наряд дважды, после её смерти в гардеробе насчитали больше 15 тысяч платьев. Императрица не позволяла приходить в «ношеных» нарядах и своим придворным дамам, тем более запрещено было выглядеть нарядней императрицы.
Коронационное платье из тонкой парчи (глазет серебряного цвета) с украшением из золотого позумента.
На портрете в этот раз опять другое платье. Зато нашлось фото, на котором хорошо виден шлейф, и фото макета коронационного облачения Елизаветы из портретного зала Екатерининского дворца. Макет, кстати, бумажный. :)







Платье Екатерины Великой.
Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская)
Последняя из императриц самодержиц.
Начало правления 28 июня (9 июля) 1762
Конец правления 6 (17) ноября 1796
Коронация 22 сентября (3 октября) 1762
Двор Екатерины II не уступал по роскоши двору ее предшественницы.
Расточительность двора достигла таких размеров, что Екатерина II вынуждена была издать указ, регламентировавший парадный и придворный туалеты. В одном из пунктов этого указа говорилось, что ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см.
К 1775 году относится появление при российском императорском дворе дамских нарядов в национальном «русском», стиле, моду на которые ввела Екатерина II . Эти костюмы являлись подражанием как длиннополой, многослойной одежде высшего сословия допетровской Руси, так и наследовавшему ее наиболее характерные черты праздничному народному костюму. Их отличительными особенностями были драпированные рукава нижнего платья, откидные рукава верхнего, оформление переда наподобие крестьянского сарафана - в виде сквозной застежки на пуговицах, а также головной убор в форме кокошника с вуалью. Претерпев с течением времени целый ряд модификаций, этот национальный костюм, остроумно названный одним из современников «офранцуженным сарафаном», сохранился в качестве придворной церемониальной формы до конца существования монархии, а с начала XIX века стал традиционным коронационным облачением российских императриц. (сайт Музеи Московского Кремля)
О придворных платьях мы с вами непременно поговорим, само же коронационное платье Екатерины было изготовлено из серебряной парчи с отделкой кружевом и вышитыми аппликациями.

Императорская корона, была изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок — всего за два месяца.
Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.
Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Главный художник В. Г. Ситников, ювелиры — В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин.
Ну и в комплект, для полноты образа — туфли.
С портретами в этот раз у меня не возникло никаких проблем.