Образование числа 4 в старшей группе. Работа по учебнику. Стр.62. Беседа по картинке. Материалы к занятию

27.03.2019

Цель: знакомство с числом и цифрой 4.

1. Познакомить с образованием и составом числа 4, цифрой 4.

2. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками.

3. Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам.

4. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно.

5. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

Материалы к занятию.

Демонстрационный – изображения зайчиков, снегирей, карточки с цифрами 1, 2, 3.

Раздаточный - касса цифр, геометрические фигуры, тетради, цветные карандаши.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Тип занятия: изучение нового материала.

Ход занятия

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Психологический настрой на занятие. (Солнышко)

Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением.

Сегодня мы продолжим путешествие
В мир удивительный и увлекательный –
В мир чисел, в мир математики.

2. Актуализация знаний

1) Игра “Цифры заблудились”.

Необходимо расставить цифры по порядку (от 1 до 10). Молодцы, вы отлично справились с заданием, и все цифры заняли свои места.

Давайте хоромпосчитаем все вместе от 1 до 10, от 10 до 1.

2) Игра “Покажи число”. (Работа с веером)

Какое число следует за числом 4, 7, 5?

Какое число стоит перед числом 8, 3, 5?

Покажите соседей числа 3, 7.

3) Поставь цифры к рисункам . Вам надо сосчитать предметы на рисунках и соединить их с числом, которое обозначает их количество.

Что нарисовано в первой рамочке? Сколько их, сосчитаем. С какой цифрой соединили? И так делаем дальше. (Один ребенок работает около доски с демонстрационным материалом, а остальные в рабочих тетрадях.)

3. Физминутка для глаз

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками

4. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с числом и цифрой.

А с какой – узнайте.(Проблемная ситуация)

Лапок у кошки столько
Ножек у стула столько.
О какой цифре я говорю,
Кто отгадал загадку мою? (Четыре)

Молодцы! Правильно, это число и цифра 4.

5. Работа по теме урока. Знакомство с числом 4

Работа у доски.

Образование числа 4

а) Сколько зайчиков? (4) Сколько снегирей? (3)

Сравните, кого больше: количество зайчиков или количество снегирей?

Как сделать поровну? (Надо добавить ещё одного снегиря.)

Практическая работа

б) На столах у детей геометрические фигуры, каждый работает с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски.

Положите 3 кружка. Добавьте 1 квадрат. Сколько всего стало фигур?

Как получили 4? (3+1)

А что получится, если к одному квадрату добавить 3 кружка? (Тоже 4: 1+3)

Когда переставляются части, результат не изменяется.

Как по-другому можно получить число 4? (2+2, 1+1+1+1)

Составчисла 4

(3+1=4 2+2=4 1+1+1+1=4)

Знакомство с цифрой 4

Число четыре записывают знаком - цифрой 4.

(На доску прикрепляю цифру 4)

На что похожа эта цифра?

Прописываем цифру в воздухе.

6. Закрепление представлений о числе и цифре 4.

1) Выполнение задания №3 с.45

7. Физминутка

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

2) Выполнение задания №2, в учебнике с.44

Рассмотрите картинки. Почему в квадратике который соединили с цыплятами поставлено 2 точки? (На картинке 2 цыпленка)

Почему в кружочке который соединили с котенком стоит цифра 1? (На картинке 1 котенок)

Что же надо сделать в этом задании? (Записывать в кружочке, который соединен с картинкой, подходящую цифру, а в квадратике – подходящее число точек.)

8. “Мыслительная минутка”

Сколько туфелек потеряла Золушка?

Сколько времён года вы знаете?

Сколько углов у квадрата?

Сколько пальцев на руке?

Какой четвёртый день недели?

9. Повторение изученного материала

Выполнение задания №4 с.45

Разбей группу фигур сначала по цвету (обведи пунктирные линии), а затем по форме и размеру.

10. Итог занятия. Рефлексия

С каким числом познакомились? Какую цифру учились писать? Как можно получить четыре?

Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, но занятие подходит к концу. Давайте оценим свою работу. На партах у вас лежат колобочки, но у них нет рта! Сейчас надо будет нарисовать колобку рот – если урок вам сегодня понравился, то колобочка нарисуйте радостного с улыбкой, а если на уроке вам было не интересно, то нарисуйте грустного.

А теперь покажите родителям своего колобка! Этот колобок остаётся вам на память.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе.

Программное содержание:

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных

Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал:изображения домов и деревьев (по 4 штуки), изображение

здания книжного магазина, квадрат, прямоугольник

2 полоски-модели, контрастные по длине(одна полоска равна длине сторон квадрата и

короткой стороны прямоугольника, другая - равна длинной стороне прямоугольника), мо-

дели свойств квадрата и прямоугольника.

Раздаточный материал: Двухполосные карточки, цветочные горшки и цветочки (по 4 шт.

на каждого ребёнка), конверты; предметы улицы (дома, деревья, машины), разрезанные

на части.

Ход занятия:

Ребята, вы готовы заниматься?

Ребята, вы готовы все стараться?

Приготовьте глазки, чтобы видеть, приготовьте ушки, чтобы слышать,

приготовьте разумок, чтобы думать нам помог.

1 часть:

Сегодня мы займёмся математикой. И отправимся на прогулку по улицам нашего родного

и всеми любимого города. (Под музыку дети прогулочным шагом подходят к магнитной доске).

Вот улица, на которой находится наш садик. Сосчитайте: сколько домов стоит на ней! (3).

Перед каждым домом растёт дерево. (Дети выкладывают деревья). Сколько деревьев?

Что можно сказать о количестве домов и деревьев?

Строители построили ещё один дом. Давайте сосчитаем:сколько стало домов! Как полу-

чилось 4 дома? Сколько у нас деревьев? Четыре дома и три дерева- сравните что больше!

(4 дома больше, чем 3 дерева). Три дерева и четыре дома- сравните, что меньше!

Какое число больше:4 или 3? Какое число меньше: 3 или 4?

Как сделать так, чтобы домов и деревьев стало поровну? (Дети обговаривают два варианта

уравнивания.).

2 часть:

А теперь присядем и немного отдохнём! (Дети садятся за столы). Жители нашего города

любят зелень и часто ставят на подоконники горшки с цветами. Давайте тоже посадим цветы!

Положите на нижнюю полоску карточки 4цветочных горшка! (Слева – направо).

На верхнюю полоску положите 3 цветка!

(Проводится та же работа: счёт, сравнение групп и уравнивание двумя способами.)

Физкультминутка:

Посмотрите мы пришли к магазину, где продают книги. Как он называется? (книжный)

Как много окон! Какой они формы? Найдите среди геометрических фигур квадрат!

(Выкладываем его на мольберт). Что есть у квадрата? (стороны, углы). Сколько сторон

у квадрата? Сколько углов у квадрата?

А какой формы дверь в магазине? (прямоугольной). Давайте найдём прямоугольник!

(Выкладываем на мольберт и рассматриваем по тому же принципу, что и квадрат.)

Давайте сравним стороны квадрата и прямоугольникапо длине! И помогут нам

полоски - модели.

(Вместе с детьми выясняем:что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны

только противоположные стороны.)

Молодцы! У меня есть две модели – загадки, на которых описываются свойства квадрата

и прямоугольника. Давайте отгадаем их и выложим рядом с отгадками!

4 часть:

Нам пора возвращаться в садик! (Дети под музыку шагают к столам и рассаживаются.)

Было очень интересно! А вам понравилось гулять по городу?

Давайте изобразим что мы видели! У вас на столах лист с изображением только дороги,

и конверты с частями объектов улицы – нужно собрать из частей целое, чтобы узнать

что это за объект. Какие объекты встречаются на улице? (дома, деревья, машины).

А потом разместить его на листе бумаги. Подумайте, где по отношению к дороге должен

находится ваш объект! Молодцы!

Рефлексия:

Вам понравилось заниматься математикой на прогулке?

Чем вам понравилось заниматься больше всего?

Будем ещё заниматься математикой?

Татьяна Ледяева
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Число четыре»

Конспект по ФЭМП в средней группе "Число 4 "

Подготовила Ледяева Т. А. ,воспитатель СП ГБОУ СОШ №1"ОЦ" с. Большая Глушица д\с №3"Красная Шапочка"

Тема : «Число 4 » .

Программное содержание :

Познакомить с образованием числа 4 и соответствующей цифрой;

Учить называть числительные от1 до 4 ; считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо;

Упражнять в ориентировке в пространстве.

Материальное обеспечение :

4 обруча, в них карточки с цифрами от1 до4;

числовые карточки по количеству детей;

Зайчики и морковки, вырезанные из бумаги по 4 штуки на каждого ребенка;

Цифры от 1 до 4;

Воспитатель здоровается с детьми с сообщает тему занятия .

1. Организационный момент.

Воспитатель. Вышли зайки на дорогу погулять. Давайте их посчитаем : один, два, три – всего 3 зайчика (делает круговой жест) . Воспитатель просит 2-3 детей посчитать, сколько прибежало зайчат. (Дети считают, дотрагиваются до каждого зайца, в конце обводят пальцем 3 зайца).

Затем прибежал еще один заяц. Зайцев стало больше. Давайте посчитаем, сколько стало зайцев : один, два, три, четыре – всего 4 . Было 3 зайца, прибежал еще один, стало 4 зайца.

Число 4 обозначается цифрой 4 (воспитатель показывает цифру) .

Цифра 4 всех удивляет :

В локте согнутую руку

Никогда не опускает.

На доске выставляются цифры 1; 2; 3.

Цифра 4 должна после цифры 3.

2. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Сейчас цифры поиграют с вами в прятки. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую цифру. Дети открывают глаза , называют «пропавшую» цифру и ставят ее в ряд.

Какой цифры не стало? (Ответы детей : не стало цифры)

3. Физминутка.

Один, два - стоит ракета

Три, четыре – смолет .

Один, два – хлопок в лдоши,

А потом на каждый счет.

Один, два, три, четыре и на месте походили .

4. Работа за столами.

Воспитатель показывает цифру «3» и просит детей положить на верхнюю «полочку» карточки столько зайчиков, какую цифру они видят на карточке.

Сколько зайчиков положили? Почему? (Ответы детей) .

(Три зайчика, так как показали цифру 3) .

Воспитатель показывает цифру «2» и просит детей положить на нижнюю полочку карточки столько морковок, какую цифру они видят.

Какую цифру нужно поставить около зайцев и морковок? Почему эту цифру?

5. Подвижная игра «Зайчики» .

Правила игры : Вы – зайчики, обручи – норки.

В каждой норке поместится столько зайчиков, какая цифра записана на карточке. Вы будете прыгать на лужайке; когда зазвенит бубен, все зайчики прячутся в норках.

Похвалить детей за работу.

С какой цифрой познакомились?

Департамент образования города Москвы

Северо-Западное Окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №2447

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Для детей 4-5 лет

Тема: « образование числа четыре »

Москва 2012 год

Цель: Познакомить детей с образованием числа 4. Учить уравнивать группы,

Добавляя к меньшей предмет или убирая предмет. Продолжать учить

С существительным. Закреплять названия геометрических фигур.

Закреплять навыки ориентирования во времени.

Оборудование: Игрушки (2 зайца, домик, пенек, 4 морковки, сундучок, божьи коровки),

Карточки с цифрой 4, счетные палочки, листики.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: -Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну историю про 2-х зайцев.

(на столе появляются зайчата, домик и пенек)

Жили-были два зайчонка: Кузя и Степа. Они были настоящими друзьями.

Всегда помогали друг другу. У них даже домик был один на двоих.

Выйдут они на поляну и весело играют, песни поют (слова сопровожда-

Ются действием).

Степа: -Догони меня!

Кузя: -Теперь ты меня!

Степа: -Давай прыгать через пенек!

Кузя: -Давай. Ой!

Степа: -Что случилось?

Кузя: -Я повредил лапку. Мне очень больно.

Степа: -Давай я помогу тебе дойти до нашего домика.

Кузя: -Как же я теперь смогу найти себе пищу?

Степа: -Не беспокойся, я принесу и для себя и для тебя.

И Степа убегает искать пищу, через некоторое время он вернулся

Веселый. В лапках держит морковки.

Степа: -Держи, Кузя (протягивает 1 морковку, у него остается 2)

Кузя отворачивается. Степа рассматривает морковки и говорит:

Я не пойму почему он обижается?

Воспитатель: -Ребята, поможем Степе разобраться? (да)

Сколько морковок принес Степа? (одна морковка, две морковки,

Три морковки)

На магнитную доску выкладываем морковки.

Сколько он дал Кузе? (одну)

Сколь оставил себе? (две)

На доске на верху оставляем одну морковку, а под ней располагаем две.

После этого с детьми считаем: на верху-одна морковка, внизу-две морковки.

Что больше один или два? (два больше, чем один)

У кого морковок больше? (у Степы)

На сколько у Степы больше морковок? (у Степы на одну морковку

Больше, чем у Кузи)

Так почему же Кузя обиделся? (у него меньше морковок)

Что же нам сделать, чтобы он перестал обижаться? (убрать одну морковку)

Воспитатель просит одного ребенка показать, как это сделать.

Давайте посчитаем сколько морковок на верху? (одна)

Внизу? (одна)

Подводим детей к выводу один и один-поровну.

Вот теперь Кузя не будет обижаться. У каждого зайчонка по...?

(одной морковке)

Степа: -Так не честно. Я искал морковку, а мне только одну? (отворачивается)

На доску возвращаем морковки 1-2

Воспитатель: -Ребята как нам поступить, чтобы зайчата опять помирились?

(надо найти еще одну морковку)

Степа: -Точно!

Убегает и возвращается с морковкой.

Воспитатель: -Морковка у нас ест, что надо сделать? (добавить одну морковку)

Теперь поровну? (поровну)

Сколько морковок мы дадим Степе? (две)

А Кузе? (то же две)

Давайте посчитаем сколько у нас всего морковок? (четыре)

При ответе воспитатель обводит круговым движением 4 морковки.

Сколько морковок сначала нашел Степа? (три)

А потом? (одну)

Сколько стало всего морковок? (четыре)

Ребята, посмотрите, наши зайчата опять веселые.

Кузя: -Вы помогли нам помириться, давайте вместе поиграем!

Физкультминутка (звучит музыка)

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко-легко подышим.

Раз, два-выше голова,

Три, четыре-руки шире,

Пять, шесть-тихо сесть.

Раз-подняться, подтянуться,

Два-согнуться, разогнуться,

Три в ладошки три хлопка,

Головою-три кивка,

На четыре-руки шире,

Пять-руками помахать,

Шесть-за стол тихонько сядь.

Кузя и Степа: -Ой! Пока мы с вами играли у нас появился сундучок.

Зайчата пытаются открыть его. Тут звучит голос записанный на

Выполнить мои задания. Вы готовы?

Кузя и Степа: -Мы не сможем.

Воспитатель: -Подождите отказываться, попросите помощи у ребят.

Кузя и Степа: -Вы нам поможете? (да)

Солнышко светит днем, а луна... (ночью)

Утром ты приходишь в детский сад, а домой... (вечером)

Если днем мы обедаем, то вечером... (ужинаем)

Ночью мы спим, а гуляем... (днем)

Если вчера был понедельник, то сегодня... (вторник)

Хорошо. Вот вам второе задание. У вас на столах лежат счетные

Палочки. Составьте из них геометрические фигуры.

Воспитатель: -Ваня, что у тебя получилось? (квадрат)

А у Алисы? (прямоугольник) и т.д.

Выясняем с детьми, чем отличаются фигуры друг от друга.

Задачку потруднее. На столах у вас лежат листочки. На них надо

Кого-то посадить. А вот кого, попробуйте найти? По моей команде

Вы встаете и делаете 4 шага вперед, 4 шага вправо. Это лежит около

Полки.

Ребята находят коробку с божьими коровками. Садятся на место и сажают

Насекомых на листочки.

А божьих коровок? (четыре)

Что вы можете сказать про листочки и божьих коровках? (их поровну, по 4)

Вы справились с моим заданием.

Сундучок открывается, оттуда показывается цифра 4

Воспитатель: -Ребята, да это же цифра 4

Воспитатель предлагает детям написать ее в воздухе, а затем выложить

При помощи счетных палочек.

Воспитатель: -Какая цифра у вас получилась? (четыре)

С какой цифрой мы сегодня познакомились? (четыре)


Тема урока: «ЧИСЛА 1, 2, 3, 4. ЦИФРА 4»

Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 4 и его графической записью – цифрой 4; продолжать формировать умение детей соотносить числа с соответствующей цифрой; учить писать цифру 4; формировать умение составлять и читать равенства.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

1. — Ребята, какой сегодня день недели?Какой он по счету?

— А вчера какой день недели был? Какой он посчету?

— Назовите третий день недели.

2. Счет предметов.

1. Реши задачку и запиши в тетрадку.

Ребята, давайте запишем с помощью цифр решение задачки.

На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3) (1+2=3)

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов? (3) (2+1=3)

Карандаш один у Маши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей? (2) (1+1=2)

Три голубя белых на крыше сидели.

Два голубя снялись и улетели.

Ну-ка, скажите-ка мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей? (1) (3-2=1)

III. Новый материал.

1.Составление равенств. Образование числа 4.

Ребята, а теперь вы составьте рассказ по картинке.

Медвежонок собрал сначала 3 ягодки, а потом еще одну. Сколько ягодок стало?

Как ваш рассказ можно записать при помощи цифр и знаков?

(3 + 1. )

Сколько ягодок стало? (Стало 4 ягодки.)

Как записать, что стало 4 ягодки? (При помощи цифры 4.)

Но для того, чтобы записать ответ на поставленный вопрос и закончить запись равенства, необходимо научиться писать цифру 4.

III. Анализ образца и письмо цифры 4.

Учитель вывешивает увеличенный образец цифры 4.

Что вам напоминает цифра 4?

Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул.

Г. Виеру

Учащиеся анализируют цифру, затем «прописывают» её в воздухе, обводят по точечным контурам, а потом пишут с а м о с т о я т е л ь н о.(т.с.11)

Вот любимая зарядка,

Выполняем по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо всем свободно встать

И спокойно подышать.

IV. Формирование умения соотносить число и цифру.

Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть в учебнике рисунок 2 (с. 28, часть 1).

Запишите в тетради цифрами:

сколько морковок;

сколько птичек;

сколько рыбок.

Каких предметов на рисунке столько же, сколько морковок; столько же, сколько птичек; столько же, сколько рыбок?

V. Пропедевтика темы «Задача». Чтение равенств.

Далее учащиеся рассматривают рисунок 2 в учебнике (с. 31, часть 1), составляют краткие рассказы и соотносят рисунки с записанными рядом равенствами. В ходе работы ученики выясняют, что одно равенство (3 – 1 = 2) – «лишнее». Учитель может предложить учащимся самим придумать рассказ к этому равенству.

Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

VI. Сравнение чисел. Пропедевтика темы «Равенства. Неравенства».

Учитель может использовать задание 1 учебника (с. 31, часть 1) или наборное полотно и счётный материал.

Что больше: 1 или 2?

На сколько?

Что меньше: 3 или 4?

На сколько?

Что больше: 4 или 2?

На сколько?

Что меньше: 1 или 3?

На сколько? И т. д.

VII. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.

— Ребята, у медвежонка случилась беда. Он, когда собирал малину, зацепился за веточку и порвал свои штанишки. И теперь не может найти нужной формы заплатку. Давайте ему поможем.

VIII. Итог урока.

Чему учились сегодня на уроке?