Правила курбан байрама что делать. Жертвоприношение (курбан). Женщины не ходят в мечеть

22.09.2019

Вопросы и ответы касательно праздника жертвоприношения (Ид альАдха, Курбан-байрам)

1. Как лучше отпраздновать Курбан-байрам?

Ответ: Курбан-байрам – семейный праздник, поэтому, после посещения мечети, лучше всего совместно с семьей принести в жертву животное, раздать мясо нуждающимся, посещать родственников и друзей, делать друг-другу подарки.

2. Что значит праздник жертвоприношения для верующих?

Ответ: Праздник Курбан-байрам увековечивает готовность Пророка Ибрахима (мир ему) пожертвовать своим сыном ради того, чтобы выполнить предписание Аллаха.

3. Каков его гуманистический посыл?

Ответ: Повиновение Аллаху. В ознаменование этого события каждый мусульманин вспоминает готовность выполнить волю Аллаха, даже если для этого пришлось бы пожертвовать своим единственным сыном.

Также важное значение имеет милостыня в этот день, материальная помощь нуждающимся и облегчение их тяжелой ноши.

4. Какие обряды и церемонии соблюдают в этот день мусульмане?

Ответ: Праздник жертвоприношения знаменует собой окончание паломничества в Мекку. По мазхабу Абу Ханифы участие в коллективном праздничном намазе является ваджибом. Сунной в этот день является ничего не есть до намаза.

5. Сколько дней длится праздник жертвоприношения?

Ответ: Праздник жертвоприношения длится 3 дня, которые называются ташрик.

6. Какие обязательства возложены на верующих в этот день?

Ответ: Исполнение любых религиозных предписаний, а также избегание грехов является обязательным для мусульман в любой день, включая дни праздников. В праздник жертвоприношения, а также дни ташрик запрещено соблюдать пост. По мазхабу Абу Ханифы каждый мусульманин, имеющий нисаб, должен совершить жертвоприношение.

7. День до праздника также значителен с точки зрения Ислама? Что рекомендуется делать накануне праздника?

Ответ: День, накануне праздника жертвоприношения называется днем Арафат. В этот день паломники, находясь в долине Арафат, просят Аллаха о прощении грехов и обращаются к Аллаху с мольбами за своих близких и родных. Для мусульман, которые не смогли отправиться в хадж в этом году, в день Арафат является сунной держать пост. Также в этот день важно молиться, восхвалять Аллаха, а ночь перед праздником желательно провести в поклонении.

8. Когда начинается праздничная молитва?

Ответ: Праздничный намаз в этот день начинается через полчаса после восхода солнца. В этот день праздничный намаз проходит во всех мечетях. Особенностью этого намаза является то, что перед ним не произносят азан и камат, а также многократно произносят такбир.

9. Каково положение жертвоприношения по мазхабу Абу Ханифы?

Ответ: По мазхабу Абу Ханифы каждый мусульманин, имеющий нисаб, должен совершить жертвоприношение.

10. Как правильно выразить намерение на совершение жертвоприношения?

Ответ: Намерение на жертвоприношение необязательно проговаривать вслух. Тем не менее допустимо проговаривать намерение на любом языке. Например: «Я намереваюсь совершить жертвоприношение ради довольства Аллаха».

11. Какие животные более предпочтительны для жертвоприношения, и каким критериям они должны отвечать?

Ответ: Всевышний Аллах объявил жертвенными животными только домашнюю скотину: «Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (Сура «Аль-Хадж», 34).

12. Существует ли временной отрезок, в который необходимо совершить жертвоприношение?

Ответ: Время для жертвоприношения начинается сразу после окончания праздничной молитвы и длится на протяжении трех дней после праздника.

13. Можно ли совершить жертвоприношение позже, если мусульманин не смог сделать это в назначенные дни?

Ответ: Нет. Жертвоприношение в Курбан-байрам совершается только в установленные дни.

14. Достаточно ли принести в жертву одну овцу от семьи?

Ответ: Курбан совершается от каждого совершенолетнего, разумного человека у которого имеется свой доход, нисаб.

15. Что делать со шкурой жертвенных животных?

Ответ: Мусульманин, совершающий жертвоприношение, может использовать шкуру животного, либо отдать ее в пользу нуждающихся. Запрещено расплачиваться шкурой жертвенных животных с людьми, производившими забой.

16. Является ли жертва действительной, если забитое животное оказалось беременным? Что делать с плодом?

Ответ: Если у забитой беременной самки будет извлечен живой плод, то он будет относиться к той же категории, что и его мать (т.е. будет считаться жертвенным животным, то же самое в отношении его мяса, кожи и т.д.). Если же плод окажется мертвым, его следует захоронить.

17. В какой срок должно быть употреблено мясо жертвенного животного?

Ответ: Изначально Пророк (мир ему) велел употреблять и раздавать все мясо за три дня, то есть не оставлять на продолжительное хранение. Однако в последующем это указание он отменил: «Мною было приказано употребить мясо в течение трех дней, однако теперь можете есть его, как пожелаете» (Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, хадис № 2128.)

18. На сколько частей необходимо поделить мясо жертвенного животного?

Ответ: Мясо жертвенного животного должно быть поделено на три части: одну часть необходимо пожертвовать нуждающимся, одну часть раздать родственникам и одну часть оставить себе и своей семье.

19. Можно ли разводить животных с целью продажи их на курбан?

Ответ: Да, можно

20. Может ли каждый член семьи приносить в жертву животное, при наличии собственного дохода или достаточно одного животного от семьи?

Ответ: От одной семьи достаточно одного животного, вне зависимости от доходов ее членов. Но при возможности принести в жертву нескольких животных награда от Аллаха будет соответствующей.

21. Можем ли мы раздавать мясо жертвенных животных и делать подарки тем, кто не выполняет религиозные обязательства?

Ответ: Да, конечно. В этом случае вы напомните им о важности соблюдения религиозных предписаний и смягчите их сердца по отношению к Исламу.

22. Я слышал, что некоторые мусульмане постятся на протяжении 10 дней до праздника жертвоприношения. Это разрешено?

Ответ: Сунной является пост все первые 9 дней месяца Зуль-хиджа, вплоть до праздника жертвоприношения (Курбан байрам). «Посланник Аллаха постился 9 дней месяца Зуль-хиджа, в день Ашура и три дня каждый месяц» . (Абу Дауд)

23. Что должны делать молодые семьи, если, например, из-за нехватки денег они не могут выполнить жертвоприношение?

Ответ: Жертвоприношение обязательно для состоятельных семей, имеющих нисаб. Если доходы семьи не достигают нисаб или имеются долги, то жертвоприношение не является обязательным.

12 сентября начался главный мусульманский праздник - Курбан-байрам. Еда - одна из самых важных его составляющих. Без каких блюд не обходится торжественный обед и каков распорядок дня празднующих, рассказала Зарема Тагирова, кулинарный блогер и знаток татарской кухни.

"Праздник жертвоприношения", или Курбан-байрам, - самый главный праздник для мусульман. Он начинается через 70 дней после окончания тридцатидневного поста в месяц Рамадан и совпадает с днём завершения паломничества в Мекку.

Курбан-байрам отмечают три дня, начиная с восхода солнца, а перед праздником выдерживают 10 дней поста - уразы. Верующие умываются, надевают чистые одежды и посещают мечеть для праздничной утренней молитвы - намаза, с чтением проповеди, а также посещают и кладбища, чтобы почтить память усопших родственников. Заключительным этапом праздника является принесение в жертву какого-либо животного - барана, козы, верблюда или быка, при этом возраст барана не должен быть больше года, а быка или коровы - не более двух лет. Животное должно быть здоровым и не иметь никаких физических недостатков, его приносят в жертву в соответствии с канонами: читают молитву, а мясо делят на три части - одну отдают нуждающимся и нищим людям либо оставляют в мечети, вторую часть используют в приготовлении праздничных блюд, которыми угощают родственников, друзей и соседей, а третья часть остаётся в доме хозяина. Мясо не должно храниться, его необходимо съесть по окончании Курбан-байрама, а кости - предать земле.

Что же готовят на праздник из жертвенного мяса? В первый день - блюда из субпродуктов: печени и сердца. Второй день начинают с тарелки супа, приготовленного на бульоне из бараньих голов и голяшек. Готовят тушёное мясо, жаркое, дополняя рисом, бобовыми и овощами. В третий день на столах мусульман появляются супы из бараньих костей, плов, шашлык, лагман, манты, бешбармак, чучвара и многие другие традиционные блюда.

Особое место на праздничном столе отведено сладостям, которыми принято украшать столы и одаривать детей. В Курбан-байрам выпечка, как правило, готовится с использованием миндаля и изюма: это всевозможные восточные печенья, пироги и бисквиты.

Блюда для праздничного стола

Джиз быз

Джиз быз - блюдо пастухов, которым они питались и питаются в своих долгих путешествиях по пастбищам. Ливер невозможно долго хранить, вот почему это блюдо быстро готовится и тут же съедается. Потроха барашка - это кладезь витаминов и вкусов. В блюде используется весь ливер, по вашему вкусу, - печень, сердце, почки, лёгкое, брюшина, селезёнка и бараньи яйца (для мужской вариации джиз-быза). Готовят джиз-быз в садже (вогнутая стальная или чугунная сковорода с двумя ручками по бокам. - Прим. ред. ), либо в казане или воке.

Ингредиенты (на 4 персоны):

  • набор бараньего ливера (печень, лёгкое, сердце, селезёнка) - 1 шт.;
  • лук репчатый - 4-5 шт.;
  • масло растительное / курдючное сало - 3-4 ст. ложки ;
  • чеснок - 2-3 зубчика;
  • перец болгарский - 2-3 шт.;
  • томаты - 3-4 шт.;
  • кориандр - 1 ч. л.;
  • перец чёрный молотый и соль по вкусу.

Способ приготовления:

Лук очистить от шелухи, помыть. Мелко нашинковать и убрать на время в сторону. Перец болгарский и томаты помыть и нашинковать. Вымыть набор бараньего ливера. Каждую составляющую отдельно нарезать. Сердце - убрать протоки и сгустки крови. Печень нарезать крупно, убрав лишнюю плёнку. Лёгкое и селезёнку также нарезать не очень мелко.

В казане распустить масло с зубчиком чеснока. Как только он станет коричневым, его нужно убрать из масла. Первым обжарить сердце в течение 1-2 минут, затем добавить печень, после - лёгкие и селезёнку. Тщательно перемешать и обжарить в течение минуты.

В финале добавить лук, нашинкованные томаты и перец. Они придадут блюду вкус, сок и мягкость. Тушить, помешивая, 5 минут. В конце блюдо нужно посолить, поперчить и всыпать кориандр. Перед подачей посыпать крупно нарезанной кинзой.

Салат "Восточный"

Не последнее место на праздничном столе занимают салаты с ливером и мясом. Восточный салат вариативен, и его можно приготовить как с печенью, так и с отварной говядиной или бараниной. Все продукты должны быть нашинкованы соломкой.

Ингредиенты (на 4 персоны):

  • печень барашка или говядина отварная - 200 г;
  • томаты - 3-4 шт.;
  • огурец солёный - 3-4 шт.;
  • перец болгарский - 3-4 шт.;
  • лук красный - 1 шт.;
  • кинза;
  • масло растительное - 2-3 ст. л.;
  • соевый соус - 1/2 ч. л.;
  • уксус яблочный - 1/2 ч. л.;
  • перец свежемолотый;
  • соль морская;
  • кунжут.

Способ приготовления:

Печень барашка очистить от проток и плёнок, нарезать тонкой соломкой и обжарить 1-2 минуты на хорошо разогретой сковороде.

Все овощи вымыть, обсушить. Лук нашинковать полукольцами и убрать в сторону. Томаты, перец и огурец нарезать тонкой соломкой.

В миске соединить соевый соус, уксус яблочный, масло растительное, соль и перец. Всё перемешать. Проверить на баланс кислоты - сладости.

Овощи и печень выложить в миску и заправить соусом. Выложить в тарелку салат, сверху посыпав кунжутом.

Шулюм

Шулюм - это наваристый, сытный суп из мяса, крупно порезанных овощей и зелени. Как правило, его готовят на открытом огне, а выбор овощей обуславливается сезонностью. Из мяса выбирают голяшки, лопатки и другие составные части барашка, а также говядину, птицу и дичь.

Ингредиенты (на 4-6 персон):

  • баранина (голяшка) - 2 кг;
  • лук репчатый - 2 шт.;
  • перец болгарский - 10 шт.;
  • картофель - 6-8 шт.;
  • томаты - 8-10 шт.;
  • петрушка - 200 г;
  • кинза - 200 г;
  • базилик - 200 г;
  • укроп - 200 г;
  • соль;
  • перец горошком;
  • перец свежемолотый;
  • перец чили.

Способ приготовления:

Баранину нарубить кусками по 100-150 граммов. Лук репчатый очистить. В кастрюлю налить холодную воду, уложить мясо и лук. Первые 40 минут солить нельзя. После закипания снять пенку, уменьшить огонь и варить 1 час.

Картофель очистить и нарезать крупными дольками. Добавить в бульон после 40-45 минут приготовления блюда. Перец сладкий нарезать соломкой. На помидорах кожицу надрезать крест-накрест, обдать кипятком и очистить от кожуры. Нарезать дольками. После часа варки мяса в кастрюлю закладываются перец и томаты.

Всю зелень мелко нашинковать. За 10 минут до готовности начинаем её добавлять: сначала укроп и петрушку, затем через пару минут базилик, а когда суп уже готов - кинзу.

Шах-плов

Плов - блюдо, объединяющее людей, традиции и нации за одним столом. Его вариаций великое множество, но одним из самых ярких представителей праздничных пловов является шах-плов, блюдо азербайджанской кухни. Название происходит от его внешнего вида, который напоминает корону средневековых восточных правителей.

Характерная черта азербайджанских пловов - газмах (это слово нельзя перевести на русский - Прим. ред. ). Это корочка из лаваша, теста или лапши, а также нижний слой риса, который прилипает к нему. Суть газмаха в том, что он, поджариваясь, препятствует сгоранию риса. Под казан часто укладывают специальный круглый железный лист, который не даёт сгореть плову и способствует равномерному распределению температуры.

Ингредиенты (на 4-6 персон):

  • рис длиннозерновой (лучше Басмати) - 200-300 граммов;
  • баранина (мякоть) - 500-600 граммов;
  • масло топлёное или курдючный жир ;
  • соль ;
  • шафран - щепотка.

Газмах:

  • лаваш тонкий - 2-3 шт.;
  • масло топлёное - 80 граммов;
  • кунжут.

Ширин-ашгара:

  • курага - 80 граммов;
  • изюм (киш-миш) - 80-90 граммов;
  • масло топлёное.

Зирвак:

  • луковица - 1 шт;
  • морковь средняя - 1 шт;
  • смесь для плова (семена барбариса, кумин, перец чили, зира) - 1 ч. л.

Способ приготовления:

Рис: минимум за 3-4 часа до приготовления плова необходимое количество риса как следует промыть. Залить водой, посыпать сверху солью и оставить в стороне. Важно сделать это заранее, так он быстрее сварится. В чашку всыпать шафран, залить его кипятком, накрыть блюдцем, дать отстояться минимум 4 часа или ночь.

Наполнить самую большую кастрюлю водой (воды также должно быть много, т. к. рис набухает при варке) и поставить на сильный огонь. Всыпать много соли, несколько столовых ложек. Как только вода в кастрюле начнёт закипать, влить в неё воду, в которой замачивался рис. Как только всё снова закипит - всыпать рис, помешивая. Когда он сварится, откинуть на дуршлаг и остудить.

Ширин ашгара: промыть сухофрукты, уложить в сотейник и залить водой, чтобы она покрыла их полностью. Поставить на огонь, тушить. Как только вода испарится, добавить масло. Обжарить ашгара на среднем огне 3-5 минут, затем дать остыть.

Зирвак: соломкой нашинковать морковь и лук. В сухой казан положить смесь для плова и прогреть. Добавить масло или курдючный жир, протопить немного, затем обжарить овощи до золотистого цвета.

Баранину нарезать на кусочки, добавить частями в казан, припечатывая их со всех сторон. Добавить немного воды и тушить с зирваком 30 минут.

Газмаг: лаваш тонкий нарезать на полоски шириной 1,5-2 см.

Сборка шах-плова: казан или форму смазать топлёным маслом, посыпать кунжутом и выложить по всему периметру нарезанный лаваш внахлёст. Его концы должны свисать за стенки казана. Снова смазать топлёным маслом. Затем выложить слой риса, слой зирвака с бараниной, слой ашгара и снова всё повторить по аналогии.

Последний штрих: к заранее замоченному шафрану добавить немного масла и полить плов по всей поверхности. Теми кусочками лаваша, которые свисали с казана, выстелить верх плова, смазать топлёным маслом и накрыть крышкой. Поставить казан на огонь или в заранее разогретый духовой шкаф до 180 градусов на 1 час.

Перед подачей перевернуть плов кверху дном, нарезать на куски.

Печенье "Шакер-пури"

Кулинарное искусство Востока создавалось и создаётся женщинами. В любой семье, независимо от достатка, умение готовить передаётся из поколения в поколение. Это суть жизни и традиции народов. Мать не записывает рецептов: её дочери смотрят годами, как она колдует на кухне. Все девушки и женщины с детства знают золотое правило: "Твой глаз - это лучшие весы".

Восточная кухня славится изобилием сладостей и десертов. В основе многих из них специи, фрукты и сухофрукты, орехи. В Курбан-байрам отдаётся предпочтение десертам с содержанием миндаля. Печенье "Шакер-пури" - это лакомство, которым встречают и угощают гостей с чаем, ещё его раздают детям.

Ингредиенты (на 6-10 персон):

  • мука в/с - 200 г;
  • масло сливочное - 100 г;
  • мука миндальная - 80 г;
  • корица - 1/2 ч. л.;
  • яйцо - 1 шт.;
  • желток - 1 шт.;
  • сахарная пудра - 100 г;
  • молоко - 125 мл.;
  • ванильный сахар - 20 г;
  • разрыхлитель - 5 г.

Способ приготовления:

Масло комнатной температуры взбить в пышную массу вместе с ванильным сахаром и сахарной пудрой. Добавить яйцо и желтки, молоко. Всё тщательно перемешать. В массу всыпать просеянную муку вместе с разрыхлителем и корицей. Заместить тесто.

Тесто раскатать в пласт толщиной 1-1,5 см, при помощи формы в виде полумесяца нарезать. Уложить на лист, застланный пергаментом, и поставить в духовку, разогретую до 220 градусов, на 15-20 минут.

Достать готовое печенье, смазать по желанию сахарным сиропом и посыпать миндальными лепестками или же посыпать сахарной пудрой. Подавать к чаю.

(Ид аль-Фитр, Ид аль-Адха).

Оба намаза являются ваджибом для тех, кому обязательно посещать джума (человек должен быть мужчиной, свободным — не находиться в тюрьме, не иметь болезней и физических недостатков, которые не позволяют ему прийти в мечеть, и не быть путником).

В отличие от пятничного намаза (джума), который не считается действительным без произнесения хутбы (проповеди из двух частей, которая произносится перед намазом), хутба во время праздничных намазов читается после совершения намаза, так что к условиям действительности намаза она не относится. Без хутбы ид-намаз (праздничный намаз) будет действительным, но это нежелательно, так же нежелательно, как чтение хутбы до праздничного намаза.

Что касается празднования Ураза-Байрам (Ид аль-Фитр), для него мандуб (желательно) 13 вещей (для праздника Курбан-Байрам – тоже самое, с небольшой разницей, см. ниже):

1.Перед тем, как пойти на намаз, желательно что-то поесть, хорошо, если это будут финики в нечетном количестве (во время праздника Курбан Байрам наоборот, есть желательно после совершения праздничного намаза).

2. Взять полное омовение (гусль).

3. Использовать мисвак.

4. Воспользоваться благовониями.

5. Одеть лучшую одежду.

6. Если на человеке есть обязанность садака-фитр, то отдать ее до намаза (касается только праздника Ураза Байрам).

7. Показывать свою радость, идти в мечеть с хорошим настроением.

8. Насколько возможно, раздать во время праздника садака.

9. Встать пораньше в день праздника и прийти пораньше на место молитвы.

11. Затем направиться к месту праздничной молитвы пешком, произнося такбир про себя (для праздника Курбан Байрам, наоборот, такбир хорошо произносить вслух).

12. Прекращать делать такбир, дойдя до места молитвы (по одному мнению). По другому мнению – такбир можно читать до начала праздничного намаза.

13. Возвращаться домой другой дорогой.

Время начала праздничного намаза: от времени поднятия солнца на высоту копья или два копья и до начала времени заваль (когда солнце из зенита начинает склоняться к западу).

Порядок совершения праздничного намаза (это касается обеих праздников, и Ураза, и Курбан-Байрам):

Совершается намерение на праздничный намаз. Произносится вступительный такбир. Читается дуа «Сана».

Дополнительно произносятся три такбира (фраза «Аллаху Акбар»), каждый раз поднимая руки.

Потом произносится «аузубиллях», «бисмиллях», читается сура Фатиха и другая сура.

Когда из саджда поднимаются на второй ракаат: произносится «бисмиллях», читается аль-Фатиха, вторая сура — желательно во втором ракаате прочитать суру аль-Гашия.

Во втором ракаате перед руку’ (поясным поклоном) нужно также три раза произнести такбир, каждый раз поднимая руки.

После намаза имам произносит две хутбы, в которых обучает верующих правилам выплаты фитр-садака (соответственно, во время праздничного намаза Курбан Байрама — правилам совершения курбана, жертвоприношения).

Тот, кто пропустил праздничный намаз, его не восполняет. Если намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно оставить на следующий день.

Что касается праздника Курбан-Байрам (Ид-аль-Адха ): делается почти то же самое, что и для праздника Ураза-Байрам,с небольшой разницей:

— Нежелательно есть до намаза, как в предыдущем случае, желательно это сделать после намаза.

— По дороге на праздничный намаз желательно произносить такбир громко.

— Во время хутбы рассказывать про жертвоприношение (курбан) и его правила.

— Во время хутбы произносится такбир ташрик.

— Если праздничный намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно откладывать до трех дней (потому что праздник продолжается три дня, а не один день, как в первом случае).

— Является ваджибом произносить ташрик такбир.

По мнению Абу Ханифы, его нужно произносить, начиная со времени утреннего намаза дня Арафата (за день до наступления праздника) до аср-намаза дня праздника, он читается сразу же после каждого фарз-намаза, который выполняется вместе с джамаатом. Это является ваджибом для имама, который живет в городе (не путника), и тем, кто молится за ним, даже если это путник, раб или женщина.

По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, это обязательно делать после каждого фарз-намаза, который человек прочитал, даже будучи один (не в джамаате), даже если он путник. Делается это до времени наступления намаза аср пятого дня после дня Арафата.

Фатва дается по второму мнению.

Такбиром ташрик называется следующая фраза: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляЛЛаху ва Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхи ль-хамд».

Курбан (жертвоприношение) – это одна из характерных черт нашей исламской религии. Оно было предписано Аллахом Тааля как одно из средств приближения к Нему, а также чтобы верующие помнили о беспримерной жертве нашего отца Ибрагима (мир ему). Аллах послал Своему пророку множество испытаний, и он преодолел их с большим терпением. И наконец настало время для последнего – очень серьезного испытания – когда окончательно стало бы ясно, будет ли он до конца послушен повелениям Аллаха, либо последует за желаниями своего сердца. Ибрагиму (мир ему) был дарован ребенок – долгожданный сын – в очень преклонном возрасте, и вот ему было велено принести в жертву этого единственного сына. Как и другим родителям, Ибрагиму (мир ему) хотелось бы видеть своего сына живым и здоровым. Однако, несмотря на его сильную любовь к сыну, ему было повелено пожертвовать своим сыном. Ибрагим (мир ему) ни на мгновение не поколебался в своей решимости подчиниться приказу Аллаха, а не собственным желаниям.

Всевышний Аллах описал в Коране жертву отца и сына в следующих словах:

فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ

فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ

وَنَادَيْنَاهُ أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ

قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ

إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلَاء الْمُبِينُ

А когда же он [Исмаил] достиг (такого возраста) чтобы (уже) (ходить и) работать вместе с ним [наравне с отцом], он [пророк Ибрахим] сказал (ему) (однажды): «О, сынок мой! Поистине, я вижу во сне (откровение), что закалываю тебя в жертву, и посмотри же, что ты думаешь». Он [Исмаил] сказал (чтобы обрести довольство своего Господа и желая помочь отцу исполнить его обязанность перед Аллахом): «О, отец мой! Делай, что тебе повелено (Аллахом); (и) ты найдёшь меня, если пожелает Аллах, из (числа) терпеливых».

И когда они оба [пророк Ибрахим и его сын Исмаил] предались (Аллаху) и (тогда Ибрахим) уложил его [своего сына] лбом (на землю, чтобы принести его в жертву), и (в этот момент) Мы воззвали [обратились] к нему (в тот трудный для него момент, когда он уже прикоснулся ножом к шее своего сына): «О, Ибрахим, (остановись)! 105. Ты уже (выполнил то, что тебе было повелено) и (уже в действительности) увидел истинность сна». (И Аллах Всевышний дал ему барана, которого он и принёс в жертву Аллаху.) Поистине, Мы так вознаграждаем искренне добродетельным!

Поистине, это [принесение в жертву собственного сына] – явное испытание. (37:102-106)

Истинный смысл курбана

Каждый год тысячи животных приносятся в жертву в праздничные дни Ид аль-Адха. И мы должны спросить себя: «В чем истинный смысл курбана, чему нас должно научить это действие?» Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) описывал курбан как часть шариата нашего отца Ибрагима (мир ему) (Тирмизи, 883) и его сунну (Маджма аз-Заваид, 5593). Ибрагиму (мир ему) было велено принести в жертву своего юного сына Исмаила (мир ему). Он всем сердцем повиновался приказу Аллаха и с честью прошел испытание. Нам следует брать пример с Ибрагима (мир ему) – когда встает выбор между нашими желаниями и повелением Аллаха, следует принести в жертву свои страсти и прихоти. Так же, как Ибрагим (мир ему) повиновался Аллаху в каждый момент своей жизни, и ему не приходило в голову ослушаться Его повелений даже ни на мгновение, так и мы должны повиноваться каждому приказу Аллаха, — касается ли это прав Аллаха или прав Его творений.

Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха

«В десятый день зуль-хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи, 1493).

Существуют особые награды, которые обещаны за действия, совершаемые в особые дни. Жертвоприношение в день Курбана – это одно из таких действий. Это самое любимое для Аллаха деяние в этот день и поэтому наиболее вознаграждаемое. Так что курбан следует совершать с радостным сердцем (а не считать тягостью), поскольку в нем содержится только благо и добро.

Серьезные предупреждения для тех, что пренебрегает обязательностью курбана

За совершение курбана каждому верующему обещана большая награда (как передается в хадисах), но за пренебрежение этим действием (для тех, кому оно обязательно) также существуют серьезные предупреждения. Если курбан обязателен для человека, но он пренебрегает его совершением, он становится грешником перед Аллахом Тааля.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими) (Ат-Таргыб ва т-тархиб, 1667).

Суннаты и адабы курбана

1.В день Ид аль-Адха самое лучшее и любимое для Аллаха деяние – это пролитие крови жертвенного животного (Тирмизи, 1494).

2.Перед принесением жертвы, равно как и во время принесения жертвы, нельзя плохо обращаться с животным, причинять ему боль – наоборот, нужно делать это максимально безболезненно для животного (Муслим, 1955).

3. Если у человек есть (лишние) средства, будет желательным (мустахаб) совершить курбан ради Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), его сподвижников и праведников нашей уммы (Тирмизи, 1495).

4. Человеку следует поспешить с исполнением обязательного курбана. За совершение курбана в первый день обещано больше награды, чем за курбан во второй день, а за совершение курбана во второй – больше, чем в третий день праздника (Тирмизи, 1521).

5. Считается Сунной не есть ничего утром праздничного дня. Желательно, чтобы первой пищей, которую человек съест в этот день, было мясо его жертвенного животного (Ибн Маджа, 1756).

6. Не дозволяется держать пост в 10-ый, 11-ый, 12-ый и 13-й дни месяца зуль-хиджжа (Муснад Ахмад, 20722).

7. Для жертвоприношения следует выбирать самое лучшее животное – какое только вы можете позволить по своим средствам. Самое здоровое и красивое животное принесет тому, кто его пожертвовал, бОльшую награду в Судный день (Ибн Маджа, 3122).

8. По возможности желательно самому вырастить/откормить животное для жертвоприношения (Бухари, 5553).

9. Если человек умеет это делать, считается Сунной самому принести свое животное в жертву. Если такой возможности нет, желательно хотя бы присутствовать при жертвоприношении своего животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1662).

10. Женщина также может сама забить собственное животное (если при этом нет опасности смешения полов).

11. Нельзя забивать одно животное на виду у другого.

12. Следует использовать острый нож для забоя. Не причиняйте животному лишней боли, используя тупой нож во время забоя (Ибн Маджа, 3172).

13. Не точите нож на виду у животного (ат-Таргыб ва т-тархиб, 3422).

14. Следует привести животное на место убоя без насилия, не следует тащить животное силой (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1664).

15. Следует уложить животное на левый бок, повернув его в сторону кыблы (Базлюль-маджхуд, т.4, с. 70) (Тирмизи, 1494).

16. Не следует снимать с животного шкуру, пока оно совершенно не остынет, и в его теле не останется признаков жизни (Шами, т.6, с. 296).

17. Человеку, который забивает животное, нужно держать нож в правой руке и делать это как можно быстрее.

18. Во время забоя следует произнести следующие слова:

Бисмиллях, Аллаху акбар!

19. Если произнесение имени Аллаха будет упущено намеренно, мясо такого животного становится запретным (харам).

20 .Перед забоем считается Сунной произнести следующее дуа:

«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»

Поистине, мой намаз, мой курбан, моя жизнь и моя смерть – ради Аллаха Тааля, Господа миров, у Которого нет сотоварища (Абу Дауд, 2797).

21. Желательно поесть мяса забитого животного и угостить других. Однако, дозволяется полностью раздать мясо курбана нуждающимся. Самым лучшим будет разделить его мясо на три части: первую употребить для нужд своей семьи, вторую – раздать друзьям и родным, и третью – раздать бедным и нуждающимся (Алямгири, т.5, с. 300).

22. Передается в хадисах, что самое лучшее деяние в день Курбана – это пролитие крови. Однако, передается, что еще бОльшей награды заслужит тот человек, который этот день посвятит упрочению уз родства. Так что вместе с обязательностью жертвоприношения нам следует постараться укреплять семейные узы в этот день.

Ибн Аббас (радыАллаху анхума) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил в день Ид аль-Адха: «Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1661).

Ответы на вопросы относительно курбана

Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан-Байрам). Что означает слово «курбан»?

Слово «курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.

На какой день в этом году выпадает Курбан-Байрам?

Я слышал о посте перед Курбан-Байрамом, расскажите о нем.

Первая декада – первые 10 дней — месяца Зуль-хиджжа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост. Особенно важно держать пост в день Арафа, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (23 сентября, среда).

Однако, нельзя держать пост в праздник и следующие три дня после него.

В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».

Для кого курбан является обязательным?

Согласно ханафитскому мазхабу, курбан обязателен для здорового (находящегося в здравом уме) и совершеннолетнего мусульманина, который обладает нисабом (минимальным имущественным порогом, обладание которым делает закят обязательным) к моменту наступления дня Ид (Шами, т.6, с. 312, Алямгири, т.1, с.191).

Курбан будет обязательным для мусафира (путника)?

Курбан не обязателен для мусафира (Шами, т.6, с. 313).

Будет ли действителен обязательный (ваджиб) курбан, если он совершается от имени кого-то без его согласия?

Обязательный курбан не будет действительным (Бадаи ас-санаи, т.5, с.67; Шами, т.6, с.315).

Если бедный человек, для кого курбан не является обязательным, приобретет животное, станет ли курбан обязательным для него?

Курбан станет обязательным для него (Шами, т.5, с.478).

Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?

Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху, который совершается в память о жертве Ибрагима (мир ему) и покорности Исмаила (мир ему). Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.

Время совершения курбана

Когда наступает время принесения жертвы?

Время жертвоприношения наступает с момент рассвета 10-го дня зуль-хиджжа и продолжается до окончания 12-го числа месяца зуль-хиджжа (Алямгири, т.5, с.296).

Разрешается совершить курбан до времени праздничной молитвы Ид?

Не разрешается совершать курбан до праздничной молитвы в городах, но разрешается в деревнях и на фермах, где не читается праздничный намаз. Там можно совершить курбан сразу после рассвета (Шами, т.6, с. 318).

А если человек, который живет в городе, приобретет животное на ферме, и его забьют там же до праздничной молитвы, будет ли его курбан действительным?

Его курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 318).

Можно совершать курбан ночью?

Если он будет совершаться в хорошо освещенном месте, где нет опасности заблудиться, курбан будет действительным (Шами, т.6, с. 320; Алямгири, т.5, с. 296).

Животные для курбана

Каких животных можно приносить в жертву?

Коз, овец, буйволов, коров, быков и верблюдов можно приносить в жертву на курбан. Но кроме этих, никаких других животных нельзя приносить в жертву на курбан. (Алямгири, т.5, с.295).

Сколько человек могут принести в жертву быка, корову, буйвола или верблюда?

Этих животных могут принести в жертву семь человек – то есть, в курбане могут быть до семи частей (участников) (Алямгири, т.5, с. 296).

Барана или козу каждый человек приносит в жертву от себя.

Можно ли принести в жертву кастрированное животное?

Да, это разрешается. Абу Рафи’ рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).

Какой возраст должен быть у животных, чтобы курбан был действительным?

Козам и овцам должно быть не меньше года. Однако, если шестимесячная овца будет напоминать (по виду, по размеру) годовалую овцу, курбан будет действительным. Быки, коровы, буйволы должны быть не моложе двух лет. Верблюдам должно быть не меньше пяти лет (Шами, т.6, с.321).

Можно ли принести в жертву беременное животное?

Да, это дозволяется (Алямгири, т.5, с.302).

Что следует сделать с детенышем (которое находилось внутри беременного животного) в таком случае?

Его следует также принести в жертву. Если оно не будет принесено в жертву в течение дней Ид, тогда его следует живым отдать в виде милостыни (Алямгири, т.5, с. 302).

Дефекты жертвенных животных

Животные, предназначенные для курбана, должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:

  1. слепота на один или оба глаза;
  2. слабость и истощение;
  3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (если оно не может жевать пищу);
  4. сломанный (до основания) рог;
  5. хромота (так, что оно не может опираться на больную ногу);
  6. явная болезнь.

Если животное ослабело от голода, оно подходит для курбана?

Если животное достаточно сильное, оно подходит для курбана. Если оно сильно ослабело от голода, его не подходит для жертвоприношения (Шами, т.6, с. 323).

Для курбана было приобретено здоровое животное. Однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?

Такое животное приносить в жертву нельзя (Шами, т.6, с. 325).

Если бедный человек приобрел здоровое животное без дефектов для курбана, однако позже у него сломалась нога или случился иной дефект, который делает его не подходящим для курбана. Можно ли его принести в жертву?

Бедный человек может забить такое животное для курбана (Шами, т.6, с.325).

Можно ли принести в жертву животное с дефектом зрения?

Если у него потеряно более одной трети зрения (слепота на один или оба глаза), его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с. 297).

Если у животного оторваны хвост или ухо, его можно приносить в жертву?

Если более одной трети хвоста или уха животного оторваны или отрезаны, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.297).

Если животное хромает на одну ногу, можно ли его использовать для курба на?

Если оно ходит только на трех ногах, не опираясь на хромую ногу, его нельзя приносить в жертву. Однако, если оно может опираться на хромую ногу, его можно использовать для курбана (Шами, т.6, с.323).

Можно ли приносить в жертву слабое животное?

Если оно очень слабое, его нельзя приносить в жертву (Алямгири, т.5, с.298).

Можно ли использовать животное, у которого нет зубов?

Если у него нет зубов, так что оно не может жевать, его нельзя использовать. Однако, если оно в состоянии жевать пищу, оно подходит для курбана (Алямгири, т.5, с.298).

Можно ли использовать животное, которое родилось без ушей?

Такое животное использовать нельзя (Шами, т.6, с.324).

Можно ли использовать животное, у которого обломан рог?

Если рог отломан под корень, его нельзя приносить в жертву. Если он сломался не до основания (не под корень), его можно принести в жертву (Алямгири, т.5, с.297).

Мясо и шкура жертвенного животного

Что следует сделать с мясом жертвенного животного?

Его можно употребить для своих нужд, разделить со своей семьей, друзьями и т.д. Но более предпочтительным будет отделить одну треть для неимущих (Алямгири, т.5, с.300).

Что следует сделать со шкурой жертвенного животного?

Человек может использовать ее для своих нужд. Также можно подарить ее или отдать как милостыню (Шами, т.6, с. 327; Алямгири, т.5, с.300; Маджма аз-Заваид, т.4, с.174).

Можно ли продать шкуру животного?

Можно, но деньги нужно раздать в качестве милостыни (Алямгири, т.5, с.301).

Можно ли дать мясо курбана тем, кто помогал снимать шкуру с животного (и потрошить его), в качестве вознаграждения?

Нет, не дозволяется отдавать мясо в качестве вознаграждения тем, кто помогал снимать шкуру с животного и т.д. в качестве вознаграждения (Шами, т.6, с. 328).

Можно ли отдавать мясо курбана немусульманам? Некоторые утверждают, что его можно давать только мусульманам, а некоторые считают, что можно давать и мусульманам, и немусульманам.

Допускается раздавать мясо курбана немусульманам. Раздача мяса курбана не ограничивается одними мусульманами (Муфтий Ибрахим Десаи)

А Аллах знает лучше.