Ребенок не слушается и вредничает. Плохой, непослушный или ребенок с характером? Почему ребенок не слушается

02.05.2019

Женщина, носящая под сердцем свое счастье, часто задумывается о том, каким будет ее будущий малыш. Перед ней встают картинки, где красивый кроха тихонько играет в игрушки, все кушает и сладко засыпает от ее поцелуя. Но в большинстве случаев все происходит наоборот. Непослушные дети – как это исправить?

Причины непослушания детей

Почему дети не слушаются родителей? По своей природе детишки никогда бы не возмущались и не капризничали, если бы мама позволяла делать им все, что они хотят.

Малыш узнал бы, что произойдет, если разлить воду. Как быстро разлетаются осколки, от скинутой с высоты тарелки. Какие необычные красоты увидит он, сидя на самой высокой лестнице или горке. Ведь жизнь так прекрасна, и так много всего надо успеть, пока ты находишься в безмятежном времени под названием детство.

А вместо этого он только и слышит слово нельзя. Кругом одни запреты и никакого удовольствия.





Кризис трех лет

Ребенок 3 года не слушается и капризничает по следующим причинам:

Основные проблемы непослушания в этом возрасте кроются в следующем:

  1. Малыш не зная как привлечь к себе внимание родителей, добивается своего криком. Обеспокоенная мама бежит на помощь, и они продолжают играть вместе.
  2. Слишком сильная опека со стороны родителей. Они всюду контролируют, и дитя не может сделать, что-то самостоятельно.
  3. Непроизвольное желание наказать родителей за не купленную в магазине игрушку.
  4. Кроха разочаровался в своих силах. Он очень хотел залезть на спинку дивана, но у него не получилось. И слезы отчаяния текут сами по себе.


Непослушные дети младшего дошкольного возраста

Ребенок в 4 года уже преодолевает кризис трех лет. Что же способствует непослушанию детей в дошкольном возрасте?

  1. В четырех летнем возрасте малыши в качестве способа удовлетворения собственных желаний, закатывают истерики «на публике» подсознательно зная, что родители пойдут на все, чтобы их успокоить.
  2. Дети с 5 лет уже начинают выстраивать для себя определенные жизненные правила и жить по ним. Любое отклонение от этих правил настраивает ребенка негативно в отношении взрослых. Это приближает их к так называемому кризису 7 летнего возраста.

Кризис семилетнего возраста

Данный возраст предполагает следующие особенности поведения детей:

  1. Дети активно подражают взрослым. Серьезный, маленький птенчик выглядит очень забавно.
  2. Совершают глупые и плохие поступки умышленно, тем самым пытаясь обратить на себя внимание.
  3. Кривляются.
  4. Проявляется неусидчивость и манерность поведения.




Как приучить детей к чему-то стремиться и быть послушным?

Что делать для того, чтобы малыши слушались родителей и с удовольствием занимались тем, что от них требуют. Врач высшей категории, педиатр Комаровский Евгений Олегович имеет свое мнение по данному вопросу:

  1. Необходимо заинтересовать ребенка.

Не стоит насильно заставлять его делать то, к чему он не готов. Например, для того, чтобы малыш научился хорошо рисовать, не стоит тащить его в школу рисования. Для начала в его комнате разложите много красочных карандашей и бумагу. И понаблюдайте, проявит ли он интерес. А может его, привлечет песня, которою он услышит с экрана телевизора и заслушается ей. Подумайте, может быть ходить в детский хор для него будет намного приятнее и веселее.

  1. Метод похвалы и порицания.

Любые неприятные ощущения всегда складываются из того, что человек испытывает в процессе выполнения того или иного задания. Дети тоже не исключение. Если ребенку говорить, что он плохо читает, врет слова и торопится, то книга для него станет злейшим врагом.

  1. Частый контакт между родителями и детьми поможет выявить те или иные предпочтения у ребенка. Развивающие игры помогут понять, в чем ребенок преуспевает, а что дается ему с трудом.
  2. Не отказывайте ребенку в просьбе прочитать еще несколько раз стих или рассказ. Скорее всего, эти произведения очень понравились ему, и именно они дают его мозгу то воображение, которое он постигает, узнавая мир.
  3. Приучайте ребенка смотреть познавательные телепередачи и видеофильмы. Добрый и позитивный фильм поможет успокоить его и многому научит.
  4. Обязательно читайте детям сказки. Сказка поможет крохе познавать человеческие отношения и окружающую среду в целом.
  5. Старый, советский мультик научит малыша дружбе, уважению и взаимопониманию.



Дети вырастают, и их истерики родители начинают вспоминать с умилением и огромной любовью. Но стоит помнить, что помогая и поддерживая ребенка в столь маленьком возрасте, вы готовите его к вступлению на новый самостоятельный этап своей жизни. Если все пройдет удачно, то школа для малыша будет только в радость.

Я работаю классным руководителем. Недавно ко мне в отчаянии обратилась мама одной ученицы пятого класса. Она жаловалась, что дочь дома не слушает её, грубит, а в школе ведёт себя иначе, как примерная девочка. По её словам, она старается всё дать свои троим ребятишкам, оградить их от бытовых проблем, а в ответ получает лишь пренебрежительное отношение.

Непослушание детей – частая проблема, но как её решить? Почему ребёнок ведёт себя грубо или игнорирует родительские требования? Как найти общий язык с сыном или дочерью? Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины детского непослушания.

1. Недостаток родительского внимания

Обилие новинок техники, появившееся в 21 веке, кажется, должно облегчить труд женщины дома и освободить ей время для занятий с детьми. Однако на практике мы видим обратное – времени больше не стало, мамы всё так же постоянно хлопочут по хозяйству, а усталость лишает их сил для игр с малышами.

Порой родители замечают своего ребёнка лишь тогда, когда он ведёт себя вызывающе, балуется или грубит. Дети тоже это видят. Именно поэтому они стараются обратить на себя внимание, раздражая родителей. Как решить эту проблему?

Постараться дать детям немного больше своей заботы и любви. Вот несколько практических советов для мам и пап.

  • В течение дня старайтесь встречаться с ребёнком любящим взглядом.
  • Контактируйте с ребенком физически, обнимая и целуя его, держа за руку.
  • Как минимум 10-15 минут побыть с ребенком наедине вдали от кухни, телевизора и др. Почитать вместе, обсудить что-то интересное

Если вы будете так поступать, дети будут чувствовать близость и будет понимание, что вы их любите.

2. Ребёнок самоутверждается как личность

У всех детей однажды наступает период, когда они пытаются понять, кто в доме главный. Впервые это случается примерно в возрасте полутора-двух лет. Они добиваются своего, устраивая , топая ногами и крича. Часто под таким напором родители идут им на уступки. Дети быстро осваивают этот урок – при первой же возможности они повторят попытку добиться желаемого криками и топаньем. Подобное поведение наблюдается и у подростков. Криками и грубостью они показывают протест против авторитарного воспитания родителей.

Как поступить, если ребёнок так ведёт себя? Психологи советуют просто игнорировать подобное поведение . Когда ребёнок кричит, ничего не делайте, постарайтесь сдержать свои эмоции, не ругайтесь, не уговаривайте прекратить истерику. Дайте понять малышу, что его действия – крики, плач, топанье ногами, не действуют на вас. Чтобы таких ситуаций возникало меньше, нужно научиться договариваться со своими детьми.

3. Вы не умеете договариваться с детьми

Если возникает спорная ситуация, то мы выплескиваем свою отрицательную энергию на ребенка, а она, по закону бумеранга, возвращается к нам уже из уст воспитанника.

Что делать? Существуют две психологические техники — «Активное слушание» и «Я – высказывание». Они придуманы не мной, существуют давно, но мало кто ими пользуется. Ведь нам проще копировать стиль поведения своих родителей, чем осваивать новый.

Итак, активное слушание заключается в том, что вместо того, чтобы задавать вопросы ребенку (Почему ты не убрал игрушки? Когда будешь готовиться к урокам? и т.д) , нужно его выслушать. Для этого сначала мысленно спросите себя: «Что я сейчас чувствую, когда сын (дочь) устроил беспорядок?» Раздражение, злость, обиду.


Далее приготовьте «я — высказывание». Суть его в том, что вы говорите о своих чувствах, а не о поступке ребенка. Нельзя в таких сообщениях произносить слово «ты». К примеру: «Знаешь, меня раздражает, когда в комнате беспорядок» (Вместо привычного: «Когда ты уже уберешь игрушки?»). Воспитанник не встретит вашу негативную энергию, так как вы не сказали слово «ты», значит, не ответит вам раздражением или грубостью.

Потом сделайте паузу. Можно еще добавить: «Что будем делать?». Ждем реакцию ребенка, слушаем его. Не унижаем, не давим на него, а договариваемся .

Если же сам ребенок чем-то подавлен, эмоционально возбужден, вновь отказываемся от расспросов. Лишние вопросы еще больше его расстроят. Лучше спросите у себя: «А что сейчас чувствует мой сын (дочь)?».

Затем произнесите ответ в утвердительной форме: «Ты злишься из-за двойки по английскому» или «Тебе страшно, что у тебя ничего не получится, поэтому не хочешь идти на уроки». Так мы показываем своему школьнику, что мы его понимаем, готовы помочь, не будем угрожать и ставить условия.

Делаем длинную паузу и вновь пользуемся методом активного слушания. Ребенок сам поделится с вами, освободится от негативных эмоций. Возможно, в процессе своего монолога он сам придет к правильному решению.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

А если нет, тогда вооружитесь листом бумаги и ручкой. Запишите все варианты ребенка и ваши, обсудите и совместно выберите тот, который будет устраивать вас обоих. При записи совместных предложений не критикуйте варианты воспитанника.

4. Ребёнок мстит вам за старые обиды

Ещё одна из причин, почему дети проявляют непослушание, — это их желание отомстить вам за старые обиды. Они могут испытывать боль из-за расставания родителей, злиться и .

Чтобы исправить ситуацию, рекомендуем снова прибегнуть к ранее описанным техникам «Активное слушание» и «Я – высказывание». Начните разговор сами примерно так: «Ты обижен на меня?» или «Тебе причиняет боль то, что…». Внимательно слушайте ребёнка, не перебивая его и не оправдываясь. Постарайтесь вместе устранить эту глубокую обиду. Если малыш ревнует вас к брату или сестре, нужно найти больше времени для него. Ему необходимо чувствовать вашу любовь.

5. Копирование вашего поведения

Если в отношениях с членами семьи вы позволяете себе переходить на крик, ребёнок непременно станет подражать вам. Дети – наше отражение, они перенимают привычки и манеры родителей.

Что предпринять? Решить эту проблему можно, если постараться контролировать самих себя, сдерживаться в порывах гнева, проявлять мудрость. Это тяжёлая работа над собой, но со временем она даст результат – дети станут вести себя по-другому.

6. Вы нарушаете свои принципы

Если родители часто меняют свою точку зрения в вопросах воспитания, ребёнок пользуется этим. Например, однажды вы запретили сыну или дочери сделать что-то, а в следующий раз пошли на уступку. Отсутствие чётких границ в поведении вводит детей в заблуждение. Они видят, что вы можете нарушить своё слово или отменить собственный запрет, если надавить на вас. В дальнейшем это приведёт к непослушанию.

Чтобы этого не случилось, всегда идите до конца. Если сказали ребёнку нет, значит, нет . Будьте всегда верны своему слову и принципам.

7. Дети утратили уважение к родителям

Иногда мамы сетуют: «Я совершенно не знаю, как вести себя с ребёнком. Я больше не справляюсь с ним!» Эти слова говорят о полном бессилии родителей, которые утратили свой авторитет в глазах детей, потеряли их уважение. Часто, не зная, что делать, мамы и папы просто опускают руки и перестают контролировать ситуацию.

Что делать? Первое – это разобраться, почему дети потеряли уважение к вам. Установив причину, можно постепенно её устранить. Родители со своей стороны должны делать всё возможное, чтобы стать для своих отпрысков хорошим примером . Детям важно чувствовать, что мама и папа – это люди, которые намного мудрее, умнее и сильнее их самих.

8. Неверно выбран стиль отношений с детьми

Некоторые родители избирают в корне неправильный стиль взаимоотношений со своими отпрысками. Одни выставляют слишком жёсткие требования для них, загоняют их в рамки ограничений и запретов. Такой стиль воспитания, авторитарный, может иметь негативные последствия для детей в будущем. Они либо вырастут слишком неуверенными в себе, либо станут проявлять диктаторские качества, действуя напролом. Нравится ли вам такой исход событий? Другие родители впадают в иную крайность – воспитывают детей в духе попустительства, позволяя им всё. В дальнейшем стоит ожидать, что ребёнок вырастет эгоистом.

Есть ещё один способ взаимоотношений с детьми – демократический. Он подразумевает умение договариваться. Этот стиль отношений не имеет ничего общего с потаканием ребёнку и властвованием над ним.

9. Низкая мотивация родительских требований

Высказывая малышам свои требования, мамы и папы недостаточно мотивируют их. Зачастую детишки не понимают, почему они должны вовремя отправляться в постель, складывать игрушки на место или делать уроки. Если ребёнок не осознаёт, какую пользу ему принесут эти действия, он не захочет их выполнять.

Как быть? Постоянно объясняйте, чем полезны ваши требования . Например, ребёнок вряд ли отреагирует правильно, если сказать ему, что уже поздно и пора ложиться спать. Но в большинстве случаев он пойдёт в постель, если объяснить: «Тебе нужно набраться сил для завтрашних игр, поэтому лучше лечь спать прямо сейчас». Когда вы просите убрать игрушки, мотивируя просьбу тем, что в доме должен быть порядок, это не сработает. Малыш скорее услышит вас, если сказать: «Нужно сложить игрушки, чтобы появилось свободное место для новой игры».

10. Вы неправильно требуете

Если вы даёте сыну или дочери задание, а он не выполняет, возможно, вы неправильно требуете. Иногда родители обращаются к детям в неподходящий момент, так что их просьба просто не достигает цели. Другая причина, почему отпрыски не реагируют на просьбу, — они не всегда понимают, что и как нужно делать.

Чтобы дети смогли выполнить ваше поручение, вам нужно донести свою просьбу до адресата. Не говорите в пустоту, выбирайте время, когда дети слышат вас. Спросите: «Ты точно услышал меня?» Теперь убедитесь, что сын или дочь правильно поняли ваше требование. Попросите: «Повтори, пожалуйста, что именно и как нужно сделать». Если ребёнку всё понятно, уточните: «Когда ты сможешь сделать то, о чём мы договорились?»

Рассмотрев причины непослушания детей, возможно, вы увидели собственные ошибки. Теперь вы в силах их исправить, чтобы достичь гармонии и мира в семье.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Пожалуй, нет другого такого времени в году, когда взрослые и дети в обычной семье так долго находятся все вместе, дома — речь о новогодних каникулах. Позади подготовка к празднику, отшумел Новый год — и родители чувствуют, что уже очень устали от своего ребенка — ведь он не слушается. Почему так трудно родителям, какие бывают непослушные дети и что с ними делать?

Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя "нормально", взрослым приходится прилагать усилия: сдерживать, контролировать, повторять, отказывать, наказывать и предупреждать. И в этом дело: нам не хочется напрягаться, воспитывая детей. Было бы удобнее, чтобы ребенок был управляем, как игрушка с пультом.

Так вот, специалисты по развитию не склонны сочувствовать родителям непослушных детей — их, наоборот, настораживают послушные, зависимые от родительской воли дети. В трудных или непривычных ситуациях вместо того, чтобы мобилизоваться, они скисают, теряются, пасуют. В кругу семьи этого не видно. Но выходя в жизнь, они показывают очень низкий уровень адаптивности и выживают только в закрытых, построенных на строгой дисциплине сообществах или в условиях полной стагнации, когда один день похож на другой.

Под послушанием часто подразумевают и отсутствие у детей негативных эмоций: "хорошие" мальчики и девочки никогда не злятся, покорно реагируют даже на родительскую агрессию. Их приучают "не беспокоить" родителей и других важных людей, "не создавать проблем", "не сердить" и пр. Выросшие в условиях жестких табу, вместе с плохими эмоциями они подавляют и позитивные. Они не умеют радоваться и чувствуют себя не в своей тарелке даже на своем дне рождения.

Стиль воспитания моделирует общую направленность личности ребенка и его степень послушания. Авторитарный стиль , к которому тяготеют сегодня не только отцы, но и матери, состоит в активном подавлении воли ребенка. Вначале ребенка буквально дрессируют. То есть заставляют по многу раз повторять команды, пока исполнение не достигнет высокой скорости, так чтобы и думать было некогда. Задача образования решается в том же ключе: не надо рассуждать, что интересно, а что — нет, учи все наизусть, если не понимаешь.

Демократический стил ь предполагает, напротив, право голоса и включенность ребенка в деятельность. И хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.

Выделяют и смешанный стиль , при котором родители иногда затягивают "гайки", а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от "порки" до "порки".

Ситуация 1: слишком умный

Родители семилетнего Гоши обеспокоены: кажется, он не всегда слышит, когда к нему обращаются. Проверяли слух — все нормально. Гоша — средний ребенок в семье, но именно из-за него все не могут вовремя сесть за стол. Утром Гоша создает толкучку в ванной, зависая над раковиной. Забывает завязать шнурки по дороге в школу, рискуя упасть. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Да здоров ли он? Не является ли это формой аутизма, а то и шизофрении, или это форма умственной отсталости? И как расшевелить ребенка?

Обследование показало, что у Гоши, напротив, очень высокий интеллект, живые реакции. Он активно участвовал в разговоре, назвал шахматы своей любимой игрой, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Самое интересное, за два часа разговора Гоша не только не устал, а, напротив, был очень активен и у него явно нарастал интерес к происходящему.

Непослушание оказалось следствием высокой интенсивности работы головного мозга и концентрации на внутреннем решении сложных задач. Казалось бы, родители должны радоваться, но мама расстроилась: "Мне нужно, чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы...".

Комментарий. Детям с высоким интеллектом просто скучно заниматься рутиной. Они могут часами корпеть над сложной задачей, такой, которая и родителям не всегда по плечу. Объективно они стремятся занять "особое" положение, что раздражает членов семьи и противоречит принципу равенства. Они не реагируют на повышение тона, если видят, что ситуация не стоит нервов, и родители просто пытаются "давить".

Ситуация 2: слишком мала

Родители трехлетней Светы извелись: девочка, кажется, плохо соображает. Попытки разговаривать с нею, объяснить, что и как делать, были почти напрасными. Девочка смотрела своими большими красивыми глазами и улыбалась. А потом повторяла последнее слово, как бы дразнясь. "Скажи, что сказала только что мама?.. Ну!". Молчание. "Мама сказала по-русски, что нужно снять ботиночки, аккуратно их поставить в угол, потом снять пальто. Аккуратно повесить его на вешалку..."

Когда психолог услышала длинную многоступенчатую инструкцию, она воскликнула: "Стоп! Как малышке запомнить все это? Она вообще не понимает, зачем вы ей это говорите, если нужно просто проделать с нею все, что нужно. Шаг за шагом!".

Комментарий. Дети могут не слушать, т. е. не выполнять требования, просто потому, что не в состоянии запомнить и понять инструкцию. На этапе конкретно-образного мышления, т. е. до 6 лет, лучше показывать, как делать, и вместе с ребенком потренироваться. У детей пока не сформировано произвольное внимание и вербальная память, но они запоминают последовательность операций.

Обращение к ребенку должно соответствовать его уровню понимания и уверенности. Не кричите через комнату, он может просто не понять, что это именно его о чем-то просят. Не используйте давящее "Почему ты до сих пор это не сделал?". Вы действительно считаете, что ребенок сядет на стульчик и объяснит вам, почему ему трудно понять и выполнить определенные просьбы?

Ситуация 3: слишком послушная

А вот родители семилетней Кати обеспокоены тем, что никогда не понятно, о чем девочка думает, чего она хочет. Если ее попросить о чем-то, она сделает молча. Никогда не пискнет. Никогда мама не слышала ее громкого заливистого смеха, разве что до полутора лет... Удивляло и то, что даже несправедливость со стороны взрослых не вызывала сопротивления, несогласия. Соседка завидует: "Чудо, а не ребенок!". А маме не по себе: "Какая-то она несчастная растет. Будто со всем смирилась заранее..." Детский психолог пришла к выводу, что есть основания для беспокойства, но есть и пути "оживить" ребенка.

Комментарий. Ребенок с подавленными эмоциями требует реабилитации. Ему нужно напомнить, как переживать эти эмоции, как радоваться, сердиться, удивляться. Для этого нужно, во-первых, чтобы взрослые не ходили дома насупленные и напряженные, будто в ожидании конца света. Если ребенок не видит, как взрослые смеются, как этому научиться? Ведь первые реакции ребенок просто копирует у взрослых.

Во-вторых, к детскому шуму должно быть лояльное отношение. Дети никогда не помышляют о зле, у них просто не все получается. Если члены семьи со всех сторон гасят проявление чувств у ребенка, как ему противостоять группе взрослых людей?

В-третьих, не должно быть табу на выражение негативных эмоций — злости, негодования, раздражения, плача... При определенных обстоятельствах это абсолютно адекватное поведение. Есть даже шуточные игры по развитию отрицательной экспрессии: ребенка наряжают в костюм отрицательного персонажа, и от его имени он может вести себя сколь угодно разнузданно. Если вы присоединитесь, ребенок полностью освободится от страха быть наказанным. Есть еще игра в смешные "обзывалки": все участники по кругу бросают мяч, придумывая необычные имена тому, кому летит мяч: "Ты — капуста! Ты — шляпа! Ты — кирпич!". Это игра на психологическое сближение. Ведь если в присутствии другого человека мы можем проявить сильные отрицательные эмоции, значит, он нам небезразличен.


Почему дети не слушаются?

  1. Они нас слушают, но то, что они слышат, им непонятно. Непонятно главное: их что, не любят, если так кричат? Непонятно, что делать, чтобы родитель успокоился, не нервничал. Ребенок смущен и просто не знает, что делать. Ведь не могут же от него отказываться только за то, что он не любит манную кашу или не поставил аккуратно ботиночки.
  2. Они не хотят, чтобы с ними так разговаривали, поэтому отказываются играть в игру "слушай своего папочку, иначе будет худо!". Если ребенок лидер или в характере выражена доминантность, он ни за что не поддержит игру, противоречащую его натуре. Если ребенка наказывают за непослушание в расчете услышать извинения, ситуация может зайти в тупик. С такими детьми нужно договариваться, делегируя им ответственность за свои поступки.
  3. Послушание — это стиль поведения детей со слабой нервной системой. Им очень трудно принимать решения, брать на себя ответственность. И они прилипают к кому-то с более сильным характером. Это может быть родитель, старшая сестра... увы, и незнакомец на улице! Эти дети ведомы. Ими легко управлять, но на них нельзя положиться. Они постоянно попадают в переделки и нуждаются в контроле и поддержке.
  4. Дети могут имитировать послушание. Это своего рода откуп за возможность поиграть. Их логика примерно такая: "Ладно уж, сделаю, что от меня просят, лишь бы отстали. А потом оторвусь на всю катушку!". Такие дети ведут двойную жизнь и рано понимают, что обман и хитрость — способ общения с невменяемыми, бескомпромиссными родителями. Все равно они не будут слушать возражений — умный ребенок им просто ни к чему. Ребенок все время удивляется: неужели его считают таким глупым и беспомощным? Слишком строгое воспитание формирует или зависимое, или только внешне лояльное поведение.
  5. Они не будут слушать откровенных оскорблений и унижений. Постоянно ставя в пример соседскую девочку, вы больно раните душу ребенка. А кто же захочет испытывать боль и унижения? Ребенок может воспринять это как отвержение, психологический отказ и горько плакать от несправедливости.

Как восстановить контакт с ребенком?

  1. Искреннее, осознанное послушание возможно только в доверительных отношениях, когда ребенок признает, что родитель пока лучше справляется с проблемами. В отличие от строгого, безусловного подчинения в доверительных отношениях ребенок может задать вопросы, которые его интересуют, не опасаясь навлечь на себя гнев родителя. Нам следует чаще задавать встречные вопросы ребенку, давая понять, что у проблемы может быть несколько решений и сейчас вы размышляете, какой вариант предпочесть. "Как, ты думаешь, лучше поступить? Могу я рассчитывать на твою помощь? Я могу тебя попросить сделать это?".
  2. Если вы хотите попросить ребенка о чем-то важном, не кричите ему через всю комнату, а подойдите и приобнимите его. Физический контакт — метафора глубокого психологического контакта. Это способ передать свое спокойное и заинтересованное отношение. Это способ сказать: "Мы вместе, а это главное. То, что я тебе скажу, не нарушит наш контакт. Я надеюсь его только укрепить. Самое главное — отношения, а не желание каждого из нас".
  3. Еще одно правило: смотреть доверительно в глаза ребенку. Если ваши движения грубы, а взгляд жесткий, ребенок воспримет это как угрозу, стремление оказать на него психологическое давление, а просьбу что-то выполнить воспримет как ультиматум.
  4. Ваши просьбы будут выполняться, если вы не забудете поблагодарить ребенка за оказанную услугу и выполненное поручение. Теплые слова усилят в ребенке чувство, что его любят еще больше и что в его власти улучшать отношения. Ради этого стоит трудиться. Моральное, психологическое поощрение ценится детьми гораздо выше конфет. Если ребенок выбивается из этой закономерности, значит, вы не нашли слов или воспринимаетесь ребенком как человек, на чувства которого нельзя положиться, а словам нельзя верить.
  5. В экстренных случаях, например при угрозе безопасности семьи, все должны слушаться старшего безоговорочно. Ребенку нужно рассказать о проблемных случаях и объяснить, что строгое соблюдение правил спасает жизнь и здоровье людей. Строгость правил и строгость родителей — это степени жестких отношений с миром. С родителями можно договариваться. Правила одинаковы для всех. Покажите, что вы сами готовы "слушаться и повиноваться" в особых ситуациях.

Обсуждение

Очень смешная статья. Все время убеждаюсь кто пишет такие статьи, бездетные мамаши. Ну с папашами вообще понятно, т.к. редко кто из мужчин вообще принимает участие в воспитании более чем на 20-30% времени, чем мать детей. Можно часами уважительно просить ребенка убрать свои разбросанные вещи, просить убрать свою тарелку со стола и много других дел которые ребенок должен делать самостоятельно - но он не делает сколько вы бы не говорили ему - "я могу на тебя положиться" или как там в статье... Но воз будет и ныне там. А ты превращаешся в попугая. Так что уважаемые авторы, своих детей воспитайте для начала.

09.10.2016 12:20:09, Karinajotti

Читала бы, и читала бесконечно, оторваться невозможно:) Обязательно загляну в указанную в конце статьи книгу! Многое для себя отметила, сделала кое-какие выводы. Обязательно дам прочитать статью мужу. Вообще, исходя из своего опыта, могу сказать, что воспитывать детей не просто наука, это каждодневный труд. И основывается он на любви и личном примере. По-моему у англичан есть хорошая пословица: "Воспитывайте не детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!" Истина.

Комментировать статью "Почему дети не слушаются? 5 причин - и 5 советов родителям"

Я няня, ребенок не слушается. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до Непослушные дети: чем они не угодили родителям? Чтобы такие дети вели себя...

Обсуждение

конфеты пробовали обещать?)

Помогите пожалуйста советом. Я работаю няней в семье с двумя детьми. Второй год. А вообще-то 15 год в этой сфере. Это моя 4 семья. Есть практика и в государственном учреждении работы с детьми. Так вот,деток я своих люблю,когда мы одни,они меня слушают,у нас дни проходят интересно, читаем,рисуем,в хорошую погоду гуляем по 4 часа,бываютзы,но я их быстро переключаю. Старшей девочкепочти три года,младшему 1.3 м. Мама деток не работает,и в основном находится дома. Если я сутра пришла и мама успела закрыться у себя в спальне,пока дети переключились на меня,так это хорошо. Но,если нет,и дети знают что мама дома,это кошмар,они меня не как не воспринимают,целый день капризы,истерика, манипуляции,и мама это все поощеряет. Сказала например нет,дети начинают истерить,и все,мама сдается. Во всем им отказа практически нет. Она им по хорошему объясняет,что так нельзя,пожалуйста не делацте так,то они еще больше начинают истерить.Особенно старшая,смотришь на маленького ребенка,и не понимаешь,от куда у него такое поведение. Я столько лет работаю с детьми,но такое ещё не видела. Очень тяжело работать с детьми когда и мама дома. Папе такого они не делают. Да и мне. Если сказала нет,то они знают что я не поменяю своего решения. Если я говорю детям нет,то бегут к маме в комнату,мама конечно говорит да. Не знаю что мне делать. Я раньше не работала в семьях где мама дома. Думаю может поменять работу,но дети меня любят,и я их. Привязаны ко мне. Ждут моего прихода,плачут когда вечером ухожу. Но очень сложно мне работать. Часто уезжая отвезёт детей к бабушке,им тоже сложно из за капризов их. Мне 34 года,маме 24,у нее свои методы воспитания,свои взгляды на все. Конечно и я оспаривать не чего не собираюсь и учить. Не знаю,как донести что так нельзя,что потом нам тяжело с детьми. (Мне и бабушке). Но сейчас молодежи начинаются всего в сетях и у них своя правда.

30.08.2018 11:31:30, Ashatanka

Как научить ребёнка послушанию?. Детско -родительские отношения. Ребенок от 3 до 7 Как научить ребёнка послушанию? Ну совсем не слушается сынок...Никакого уважения к взрослому.

Обсуждение

Непонятно, что есть "строго" и какого именно послушания требуется от детей. Имхо, непослушание и вообще полное игнорирование указаний взрослых бывает если
- запретов-указаний-правил _слишком_ много. Ребенку просто не выполнить это все, общение со стороны родителей происходит с заметным преобладанием "нельзя", "делай это", "не так" и прочего подобного.
- запреты, правила и прочие требования непоследовательны и необъяснимы с т. зр. ребенка. Вчера он не доел кашу и спокойно ушел спать, а сегодня требуют доесть все. Он час играл, и вдруг ему "прилетело" за разбросанные игрушки.
- использование наказаний таким образом, что ситуация заходит в тупик. Например, ребенок балуется за ужином, его выставляют из-за стола. Он остается голодный, начинает капризничать, его начинают ругать... и далее до полного безобразия все это может доходить. Или родители требуют идеального поведения от уставшего/голодного (после прогулки или поездки) ребенка.

У вас же, на самом деле, оба ребенка маленькие. Что именно вы от них требуете-то?

Имхо, без примеров непонятно что вы имеете в виду. Просто по описанию - в 4 года давно уже не "рано". И даже в 2 года. Другой вопрос что в зависимости от возраста что-то объясняется, но ребенок еще не все понимает, не все контролирует и это не значит что он непослушный.
Воспитываете строго но при этом дети никого не слушаются, не уважают - значит строгость видимая, запреты непонятные и излишние и нет последовательности в действиях взрослых. Имхо.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие Дайте советы по воспитанию непослушных мальчиков.

Обсуждение

Как же так, Звета? Я посмотрела вы же педагог, детский психолог!!!????
Это я к вам должна приходить и спрашивать совета что мне с моим непослушным мальчиком делать! У меня тоже самое было, парню 9 лет, тоже шило там же + девочка 6 = 2 урагана. Но слушаются (в основном) так как знают, если чтьо будут лишены многих радостей жизни. НО! надо быть последовательной: если сказала "не пойдешь гулять пока не уберешь" значит так и должно быть...но у вас уж запущенный случай,надо было конечно раньше воспитывать, я представляю как он обозлится, если вы щас начнете. Но лучше сейчас, а то после еще хуже будет. НО конечно необходимо сочетание положительных подкреплений хорошего поведения с лишением привычных "хорошестей" за плохое. Плюс конечно программирование на "хорошесть" типа: я знаю, ты очень хороший добрый мальчик, я тебя люблю... но придется на сегодня отменить мультики (например)Посмотрите еще мой ответ на тему "Как себя вести с дочкой" Кстати такие дети даже начинают себя лучше чуствовать, когда знают рамки и со временем прекращают испытывать наше терпение и переключаются на конструктивное общение с родителями, т к начинают понимать, что это гораздно интереснее и выгоднее им же.

Определила ребенка временно в интернат. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных...

Обсуждение

а почему не взять обоих с собой и если средства позволяют там нанять ему няню (или взять эту с собой которую он знает) ну и что что конец года всегда этот вопрос можно решить было бы желание мне кажется что его просто нет

11.05.2017 07:51:35, севастьянова

Вопрос, ехали б лечить приемного? Родного куда бы дели в интернат?

Детско -родительские отношения. Детская психология. Раздел: Детско -родительские отношения. Дано - ребенок 3,5 лет Не слушается вооб.

Обсуждение

Посоветуйте пожалуйста как быть по тому что сил уже нету. сыну 4 года и все делает на зло а чаще всего ломает все и знает что буду наказывать (ставить в угол или даже отшлепать) он все ровно делает и после наказание говорит что буду делать так и все. игрушки иногда от магазина до дома не доходят целыми. если и доходят то он за кроватью в спальне их бросает знает что без посторонней помощи я не могу кровать отодвинуть и только достаю их и он опять бросает. Начинаю объяснить спокойно но он или вообще не хочет слушать или чаще слушает и в конце говорит что все ровно будет делать так как спланировал. Если ругаю его за что то то он говорит что пойду то сломаю это сломаю и ведь идет и делает что задумал. Подскажите как быть?

Все через это проходят, но как правильнее поступить - делать перерывы или лучше каждый день ходить?

07.09.2006 10:30:15, прасковья

Совет не дам. у нас в группе те дети которые неадекватно вели себя в прошлом году, ведут себя также и в этом. а одному вообще 4 года, а его никак из яслей не переведут за плохое поведение. Хотя мне кажется что чем оставлять его малышей обижать, лучше бы отправилим к старшакам наоборот. может те бы ему вломили, понял бы что к чему.

Кто-нибудь читал книгу Добсона " Непослушный ребенок "? Начала читать и улыбка В моем понимании все наказания (количества и методов) сводится к вопросу воспитания воли ребенка.

Обсуждение

В моем понимании все наказания (количества и методов) сводится к вопросу воспитания воли ребенка. Что вы хотите достичь – сломать его волю, чтобы он полностью подчинялся вашей воле, скорректировать его волю, или подчинить себя и окружающие мир воле ребенка? Я считаю, что ломая волю ребенка я принесу ему много вреда, как и поощряя полное своеволие. Так что вопрос для меня, как научить ребенка «читать ситуацию» – когда «воля его», когда «воля его» но нужно учитывать интересы других (скатываться с горки по-очереди, или предупредить о том, что приедет поздно), когда он должен принимать совместное решение (с друзьями, с родителями), а когда делать то, что хотят другие (мама, учитель, потом начальник). В полтора года пытаюсь просто ему донести, что в его свободной жизни есть вещи, которые нельзя (последует наказание), есть вещи, которые расстраивают маму или ребенка в песочнице и так лучше не делать, а еще есть возможность попросить чужую игрушку, например, и если разрешат, то «нельзя» сменяется на «можно». Так и живем пока.
Я понимаю наказание как негативные последствия – они могут быть физическими, психологическими и эмоциональными. Но важно понимать не только как это видим мы -мама шлепнула, мама обиделась, мама накричала, но и в чем именно негативное последствие для ребенка – физическая боль, страх- мама не любит/бросит, страх и стресс.. Можно за тыканье пальцем в розетку сделать больно на 5-10 секунд, а можно «забрать» свою любовь.... о методах наказания нужно думать не меньше, чем о том, за что наказывать, а за что нет.2 раза попросить, тертий гаркнуть, на четвертый поставить в угол и/или шлепнуть. Но т.к. не свой ребенок, то угол ИМХО лучше шлепка, даже лёгкого. Обязательно объяснить, что наказан за то, что не послушался.
Один вопрос только, а почему он должен слушаться? :))

Непослушный ребенок часто воспринимается родителями как сущее наказание. Взрослые зачастую просто теряются и не могут дать себе отчет в том, что делать, когда ребенок не слушается. Постепенно малыш не просто не выполняет требования родителей, а начинает открыто огрызаться, дерзить, хамить. Если ситуация дошла до этого, будет очень сложно объяснить или втолковать непослушному ребенку, что делать в ответ на требования взрослых членов семьи. Чтобы не доводить накал семейных эмоций до того уровня, когда в силу вступит откровенная грубость, нужно внимательно проанализировать, почему ребенок не слушается. При этом очень важно понимать, что обязанный проводить такой анализ — это не ребенок или подросток. Именно на родителей возлагается ответственность по выведению из любых кризисных ситуаций.

Итак, что делать, если ребенок нервный и непослушный? Первой задачей является осознание причин такого нелицеприятного поведения. Современная психология сформулировала основные факторы, которыми обуславливается детское непослушание. На самом деле, если дети не слушаются родителей, значит, в . Сложно ли ее преодолеть и как справиться с непослушным ребенком? Основная проблема состоит в том, что именно взрослым людям очень тяжело менять свои привычки и образ жизни. А это очень часто приходится делать, борясь с обстоятельствами, из-за которых ребенок не слушается маму или папу. Какие же факторы, причины и способы внутрисемейного взаимодействия чаще всего приводят к тому, что ребенок грубит и не слушается родителей?

Часто взрослые вообще не обращают внимание на то, как сами ведут себя по отношению к малышу или в его обществе. А ведь многие причины детского непослушания коренятся в том, что ребенок, формируясь как личность, во многом ориентируется и наследует основные образцы поведения своих родителей. Если один супруг пропускает мимо ушей большинство замечаний или предложений другого, то у маленького человека складывается внутреннее ощущение, что так делать нормально. Он тоже перестает отвечать на вполне обоснованные требования взрослых и совсем не слушается даже в ситуациях, когда родители ведут себя очень корректно. Таким образом, первую группу факторов детского непослушания можно назвать причинами, связанными с дефицитом внимания.

Непослушание из-за дефицита внимания и внутрисемейного недопонимания

Изначально следует подчеркнуть, что современным родителям реально трудно справляться со множеством рабочих, общественных, бытовых и других обязанностей, при этом оставаясь внимательными к своему малышу. Очень сложно сделать так, чтобы на регулярное общение с детьми выделить хотя бы несколько часов в день. Но это не является оправданием. Если взрослые не общаются с малышом или подростком, не спрашивают его о личных проблемах, горестях или радостях, не участвуют в его играх, развлечениях и обучении, то не стоит удивляться, когда он полностью перестает повиноваться родительским требованиям.

Часто взрослые в отчаянии восклицают: как научить ребенка слушать и слышать родителей? Но, как убедительно доказывает современная психология, изначально слушать и слышать должны начать взрослые. Постоянное внимание к проблемам даже малого дитяти формирует в семье атмосферу взаимопонимания, которая является лучшим средством воспитания послушания. Прислушиваясь к малышу, взрослые формируют у него самого привычку прислушиваться к мнению другого человека. Если же постоянно отмахиваться, ссылаясь на большую загруженность рабочими или бытовыми проблемами, то не нужно удивляться, когда ребенок начинает таким же образом отмахиваться от требований взрослых.

И наконец, приучая малыша к послушанию, важно на собственном примере показывать умение подчиниться обоснованным требованиям другого человека. Родители должны уделять особое внимание взаимоотношениям между собой, ведь их поведение — модель, по которой формируется личность ребенка. Если мать подойдет к отцу и попросит вынести мусор, а тот отмахнется и скажет, что сделает это как-нибудь попозже, такой ответ станет отличным примером для дальнейшего поведения маленького сына. А ведь такие ситуации неосознанно происходят в большинстве семей. Люди просто не обращают внимание на то, что эти случаи имеют сильный воспитательный эффект.

Причины, связанные с обидами и конфликтами

При формировании характера очень важную роль имеют обиды и конфликтные ситуации, которые возникают у человека в детском возрасте. Если ребенок не слушается, возможно, он на какой-то поступок отца или матери, о котором они вовсе позабыли. Такая обида может носить даже подсознательный характер, но регулярно проявляться в том или ином детском поступке. или просто плачет, . Это уже является поводом задуматься о том, не чувствуют ли они какую-то затаенную обиду. Часто взрослым просто трудно понять и вспомнить, чем они могли обидеть своего малыша.

Здесь важно проследить за тем, кого слушается ребенок, а к кому относится с . Часто непослушные дети становятся таковыми из-за ревности. Например, в семье родилась младшая сестричка. Старший сын, заметив, с какой нежностью отец обращается с новорожденной, может приревновать, из-за чего начинает себя плохо вести, всячески высказывая свое недовольство в отношении папы. В таких ситуациях родители должны вести себя максимально корректно, особенно если старший ребенок находится в возрасте от 3 до 6 лет, когда все эмоции максимально обострены.

Наконец, взрослые обязаны особое внимание уделять тому, как вести себя по отношению друг к другу. Любые конфликты между родителями или даже скрытая неприязнь обязательно сказываются на поведении детей. Конфликтные ситуации, возникающие между взрослыми, являются одной из важнейших и наиболее распространенных причин того, почему дети становятся непослушными. Если же , будет очень трудно самостоятельно научить или заставить ребенка слушаться родителей. Здесь может понадобиться помощь профессионального психолога, специализирующегося на проблемах семьи и детства.

Статусные причины

Взрослые часто решают, что дети должны слушаться автоматически, в силу своего статуса и положения в семье. При этом сами отцы и матери часто вступают между собой в отношения доминирования и подчинения. Если малыш постоянно видит, понимает или просто ощущает, что, к примеру, отец груб или своеволен по отношению к матери, а та беспрекословно подчиняется, то в сознании ребенка может отложится стереотип: кто-то обязательно должен слушаться, а кто-то — нет. При этом очень сложно предвидеть, какую линию выберет сам ребенок. Он может стать пассивным и боязливым, а может вести себя агрессивно и стремиться повелевать другими людьми.

К тому же дети очень чутко относятся и к социальному статусу родителей. Например, если отца постоянно оскорбляют или нещадно эксплуатируют на работе, а дома жена его еще этим и попрекает, то ребенку сложно будет уважать папу, даже если он испытывает к нему нежные чувства. Взрослые ни в коем случае не должны оскорблять друг друга в присутствии детей. Взаимное неуважение и унижение часто приводит к тому, что ребенок просто из чувства несправедливости выражает свой протест и отказывается слушать родителей. Особенно актуально такое поведение в .

И наконец, ребенок очень чутко ощущает, как родители относятся к его собственным социальным успехам и неудачам. Если отец или мать постоянно упрекают школьника, что тот плохо учится, высказывают подростку претензии в том, что тот общается не с теми друзьями, то обязательно следует ожидать противостояния и конфликта. Самоутверждаясь, ребенок не будет объяснять родителям их неправоту, а просто станет агрессивнее выявлять собственное непослушание. Если они действительно хотят понять, как бороться с непослушанием, важно прежде всего избегать оскорблений, унижений и агрессивных приказаний. Остановившись и задумавшись над собственным поведением, взрослый должен понять, что приказ легко заменить доверительным разговором, в котором можно будет высказать свою точку зрения на ту или иную проблему.

Методы борьбы с детским непослушанием

Непослушный ребенок может доставить огромное количество неприятностей, однако родители должны понимать, что именно в их обязанности входит воспитание своего малыша. При этом любые воспитательные меры должны совершаться осознанно и планомерно. Часто или думают, что один доверительный разговор с сыном или дочерью может решить все проблемы. Это не так. Но как научить ребенка слушаться?

Важно с ранних лет планомерно и настойчиво совершать определенные действия, среди которых базовыми являются:

  • Мягкое приучение к родительским требованиям. Как только у ребенка появляются определенные предпочтения, ими нужно воспользоваться в воспитательных целях. Например, если он любит яблоки, нужно каждый раз, помыв и почистив этот фрукт, сказать в слегка повелительной манере: «Съешь, пожалуйста, яблоко!» Малыш с удовольствием выполнит требование взрослого. Такое сочетание удовольствия и послушания является лучшим воспитательным средством, которое к тому же достаточно просто воплощать с постоянной регулярностью.
  • Доверительный разговор с разумной аргументацией. Не стоит думать, что с ребенком в возрасте 3-5 лет нет смысла разговаривать о серьезных вещах. Да, он, скорее всего, не поймет всего сказанного, но обязательно ощутит собственную важность в отношениях со старшими членами семьи. Это воспитывает чувство ответственности, тем самым повышая послушание.
  • Строгое пресечение капризов и неприемлемого поведения. Многие родители просто не знают, как реагировать на непослушание, и поэтому позволяют своему любимому чаду буквально все что угодно. Ни в коем случае нельзя идти на уступки, если или пытается добиться своего с помощью истерики. Это путь к новым горизонтам непослушания. Здесь забота о ребенке должна проявиться в строгом пресечении любого неприемлемого поведения.
  • Доверие, самостоятельность и личные обязанности. Когда ребенок достигает определенного возраста, его нужно наделить какими-нибудь семейными обязанностями. Свое доверие родители могут показать, отправляя ребенка в магазин за хлебом или доверяя ему пропылесосить в квартире. Чтобы такие обязанности не стали неприятной рутиной, важно постоянно хвалить ребенка, выражая свою глубокую благодарность.

Любые советы по воспитанию детей полезны только в том случае, если пользоваться ними регулярно и планомерно. Только показывая ребенку свою дисциплинированность и разумность, можно добиться от него послушания.