Страхи детей. Преодоление страхов у детей. Как помочь ребенку побороть страх

26.07.2019
  • В 2-3 года малыш связывает резкие звуки с опасностью, эта причина страха у маленьких детей чрезвычайно распространена.
  • Не все родители до конца понимают, насколько мучителен порой для крохи извечный страх темноты.
  • Многие дети инстинктивно боятся домашних животных, особенно незнакомых, пока не привыкнут к ним.
  • Причины страха у детей с 4 лет зачастую связаны с развивающимся воображением. Ребенка могут пугать герои компьютерных игр и фильмов, тени, сны, собственные воплощенные фантазии.
  • Страхи взрослеют вместе с детьми, особенно быстро, если малыши сталкиваются с горем в семье. Уже с 5 лет маленький человек может бояться неизлечимо заболеть, потерять близкого, умереть.

5 способов помочь ребенку преодолеть страх

  1. Защита. Не стоит утверждать, что боятся совсем нечего. Страх – явление естественное. Однако ребенок должен знать, что взрослый рядом, он обязательно встанет на его защиту, если это понадобится.
  2. Понимание . Обязательно скажите сыну (дочери), что понимаете, чего именно он (она) боится. Уместным будет рассказ о похожем, но успешно пережитом вами, страхе в детстве. Диалог необходим!
  3. Отсутствие насмешек. Никогда не смейтесь над страхами своего чада – дети будут скрывать проблемы из-за чувства стыда, что грозит развитием фобии. Вы рискуете потерей доверия ребенка к взрослым.
  4. Оптимизм. Доказано, что лучше всего испуганного ребенка успокаивает низкий голос мужчины – папы, дяди, старшего брата. Спокойно и уверенно обещайте малышу: все обязательно будет хорошо.
  5. Поощрение. Чаще напоминайте детям о победах, одержанных ими над страхами, но не в коем случае - не о неудачах.

Коррекция страхов у детей

Эффективные методики преодоления страха, которыми успешно пользуются детские психологи, в большей мере связаны с воздействием на эмоции малышей, а не на их разум. К примеру, если ваше чадо боится темноты, вряд ли ему помогут логические убеждения, что при выключенном свете в комнате ничего не изменится. Специалисты советуют приучить малыша к темноте.

В «страшном» помещении свет необходимо выключить, в других – включить. Первоначально рекомендуется, взяв ребенка за руку, вместе входить в темную комнату и выходить, если он начнет бояться. Постепенно увеличивайте время таких походов, будьте терпеливы, и ребенок начнет совершать их самостоятельно и привыкнет находится в исследованном им помещении.

Помочь ребенку побороть страх хорошо помогает обыгрывание проблемной ситуации, попав в которую, герой выходит победителем. На помощь приходит сказкотерапия - лечение сказками, в которых добро всегда побеждает зло. Подбирайте подходящие истории, придумывайте свои, например, о плюшевом медведе, который боялся темного леса, но дружба с маленьким и храбрым светлячком помогла ему преодолеть страх.

Пусть дети станут актерами, используют любимые игрушка и проигрывают различные ситуации. Сами того не подозревая, малыши могут в процессе сказочной импровизации многое рассказать о причинах плохих снов и зарождающихся фобий.

Как можно построить сказочный тренинг

1. Изобразите в лицах или с помощью кукол сказочную историю, чтобы она вызвала эмоциональный отклик у ребенка.

2. Закрепите приобретенный опыт. Так, вы можете подарить ребенку фонарик, с которым он будет залезать в «берлогу» из стульев и одеял. В детской комнате повесьте ночник.

3. Совместно сделайте выводы. Разыгранная история обязательно должна быть связана с конкретной проблемой (например, боязнью заходить в темное помещение).

Если вы стараетесь помочь ребенку побороть страх, но решить проблему самостоятельно не удается, ни в коем случае не допускайте, чтобы сын или дочь обзавелись на всю жизнь малоприятной фобией. Обратитесь к опытному детскому психологу, и вместе вы обязательно справитесь с проблемой.

В большинстве своем страхи у детей – это неосознанное проявление здорового инстинкта самосохранения, своего рода «перестраховка». Но иногда страхи у ребенка настолько сильные, что доставляют немало проблем. Причин детских страхов столько же много, сколько и видов их проявления. Поэтому помочь ребенку избавиться от страхов как можно безболезненней – важная задача родителей и педагогов.

Первые детские страхи у маленького ребенка от 1 до 2-х лет

В возрасте 1-2-х лет у ребенка происходит активное формирование сознания и речи, начинает образовываться координация движений, он постепенно осваивает исследовательские поведенческие формы своего поведения, настойчиво преодолевает разного рода трудности. При этом у него возникают определенные отношения, позволяющие ему развивать чувство семьи и своего рода.

Подобные психологические понятия образуются лишь в том случае, если семейные условия довольно благоприятные, эмоциональный контакт с взрослыми находится на нормальном уровне, к тому же должно прослеживаться взаимопонимание между родителями и их чадом, чтобы конфликты возникали как можно реже.

Благодаря такому положению вещей, семья становится для ребенка защитой, именно в ее рамках он способен в полной мере реализовать все свои умения и развить способности. Если обстановка в семье спокойная и жизнерадостная, то к концу первого года жизни у малыша полностью уходят все признаки невропатии, которые могли образоваться вследствие нарушений во время беременности и родов.

Ребенок становится менее беспокойным в ночное время, крепко спит, не слишком раздражается от яркого света или перемены обстановки. Если же родители регулярно конфликтуют друг с другом, считая, что ребенок пока еще слишком мал, чтобы понять все происходящее, то он будет воспринимать ссору с эмоциональной точки зрения. Первые страхи у ребенка появляются, как только между родителями начнет возникать напряженность. В этом случае у малыша появляется чувство беспокойства. Родители должны учитывать, что любое, даже самое незначительное эмоциональное напряжение матери будет передаваться ее ребенку и, как следствие, скажется на его самочувствии.

На этот момент стоит обратить особое внимание: если мама регулярно находится в подавленном настроении, почти не разговаривает с малышом, но при этом время от времени становится возбужденной или тоскливой, то малыш будет очень капризным. Кроме того, что у ребенка появятся первые страхи, от станет регулярно отказываться от пищи, расстроится его сон. Как только мама начнет меньше переживать и нервничать, он станет намного спокойнее и сможет выработать определенный жизненный ритм.

Примерно до двухлетнего возраста все интересы ребенка вращаются вокруг его семьи и близких людей, необходимости общения со сверстниками в этот период не наблюдается. Если в семье стабильные отношения, то эмоциональное развитие малыша будет проходить в нормальном ключе, беспокойства практически не будет, за счет чего у него начнет формироваться адекватное «Я».

Однако сложившаяся ситуация может значительно измениться, если в семье появится второй ребенок. Старший малыш, уже успевший привыкнуть к постоянному вниманию и заботе, может обижаться на родителей, которые переключили свое внимание на новорожденного. Чтобы хоть как-то обратить на себя внимание, он будет использовать разного рода ухищрения. Одним из наиболее действенных способов является болезнь или боязнь. Первые детские страхи – это посыл к тому, чтобы мама опять вернулась к нему, больше заботилась и так далее. К примеру, если ребенка оставили в одиночестве, и он внезапно чего-то испугался, то мама сразу же начинает волноваться и окружать его повышенным вниманием. Следствием такого обращения может стать то, что ребенок будет чаще бояться оставаться в одиночестве. Такое чувства страха у ребенка обязательно скажется на его эмоциональном состоянии.

Возрастные особенности детских страхов от 2 до 3-х лет

Примерно к двухлетнему возрасту дети способны наверняка различать симпатические чувства родителей, они могут даже вмешиваться в их разговор, тем более, если на них в течение долгого времени никто не обращает внимания. Возрастные страхи у детей двух лет – это преимущественно ревность со стороны ребенка, который стремится безраздельно обладать главным объектом своей любви – мамой. Если он волнуется и переживает относительно того, что ее чувства не в полной мере достаются ему, то это может сказаться на нормальном сне. Ему будут сниться кошмары, наполненные ужасами по поводу исчезновения матери из его жизни. Получается, что ночные страхи у детей выступают в качестве символического диктатора того, как ребенок будет чувствовать себя в светлое время суток.

Причиной страхов у детей может быть слишком раннее определение в ясли. В этом случае нарушается эмоциональный контакт с матерью. Еще большее беспокойство будет наблюдаться у единственного ребенка, который получает слишком много внимания и опеки со стороны всех остальных членов семьи.

Начиная примерно с двух лет, малыш способен отделить свое «Я» от окружающего мира и людей, поэтому он перестает быть слишком сильно фиксирован на матери и в большей мере нуждается в общении с другими членами семьи. Именно в этом возрасте малыши начинают упрямиться.

К этому нужно относиться как можно спокойнее, так как на этом этапе развития начинают закладываться волевые качества, с помощью которых ребенок будет преодолевать неуверенность в себе, а также нерешительность в плане поступков.

Эти фото демонстрируют страхи у детей, наиболее распространенные в данном возрасте:

Как помочь ребенку преодолеть чувство страха

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх как можно быстрее, родителям в этот период не следует воевать со своим отпрыском, пытаясь ограничить его самостоятельность и оградить от разного рода опасностей. Если поступать, таким образом, то это приведет к тому, что активность у малыша не будет развиваться на данном этапе, что может стать причиной возникновения разного рода страхов.

Если родители проводят такую политику в отношении ребенка, то получится, что дома он будет тихим, а со сверстниками начнет проявлять агрессию. Случается и, наоборот - в коллективе ровесников он ведет себя очень тихо и незаметно, а с родителями становится настоящим тираном. Для быстрейшего преодоления страхов у детей психологи советуют предоставлять малышу самостоятельность как можно раньше, например, как только он начнет ползать. Конечно, придется убрать из поля досягаемости ребенка все предметы, которые могут служить потенциальными источниками опасности, чтобы он мог максимально свободно перемещаться по комнате или квартире.

Лучше всего для преодоления возрастных особенностей детских страхов действовать следующим образом: всячески поощрять самостоятельное развитие ребенка, говоря «нет» только в самых исключительных случаях, однако это должно соблюдаться неукоснительно. Даже самим родителям, выбравшим такой путь преодоления страхов у детей будет значительно спокойнее - им не придется все время следить за своим малышом, чтобы он не получил какую-нибудь травму, так как все предметы, представляющие опасность, уже убраны. Так родители научатся уважать потребность своего ребенка в независимости, эмоциональное общение будет довольно теплым. Если же периодически хвалить малыша за совершение правильных действий, то это позволит в значительной степени укрепить его волю, что в свою очередь снизит вероятность возникновения детских страхов.

Однако зачастую полностью избавиться от детских страхов как того советуют психологи, не получается. В большинстве случаев ключевым персонажем страшных снов даже у ребенка с нормальным эмоциональным развитием становится волк, чему способствует прослушивание многих сказок, где этот герой несет в себе максимум негатива.

Приступы ночных страхов у детей и как избавить от них ребенка

Волк зачастую символизирует собой физическую боль или же страхи у детей, которые опасаются наказаний со стороны отца. После трех лет в кошмарах начинает возникать и такой сказочный персонаж, как баба-яга, которая обычно отражает проблемы ребенка с матерью, если ему не хватает ласки с ее стороны. Маленькие дети могут обратиться к папе с просьбой убить бабу-ягу и волка, чтобы избавить их от ночных кошмаров. Они инстинктивно полагают, что их папа самый сильный. Такие просьбы не следует игнорировать, ведь они говорят о проблемах ребенка в семье.

Если малыш просыпается ночью от приснившегося ему кошмара, то его удается успокоить и уложить обратно в кроватку. Однако с настоящими приступами ночного страха у детей дело обстоит значительно серьезнее, так как их травмирующее влияние обычно очень сильно выражено. Когда ребенок не может проснуться во время ночного кошмара и позвать на помощь родителей, то это приводит к серьезным эмоциональным и психологическим травмам. Они могут тяжело сказаться на дальнейшем развитии, тем более если ребенок нервно и физически ослаблен.

Бывает такое, что малыша попросту парализует страх, и он не в состоянии криком позвать маму или папу, чтобы они избавили его от кошмара. Это приводит к спазму голосовых связок. Подобное явление иногда бывает и днем, когда ребенок от сильного волнения может попросту онеметь, его голос зачастую дрожит, если он чем-то взволнован, а в необычной обстановке ему тяжело начать разговаривать. В качестве толчка к возникновению заикания может стать практически любое внезапное действие, связанное с различными страхами перед неожиданными звуками, например, сигнал машины или лай собаки.

Чтобы избавить ребенка от таких страхов как можно безболезненнее, нужно внушить ему уверенность в том, что ему абсолютно ничего не угрожает, что его все любят и всегда готовы встать на его защиту. Днем лучше развлекать ребенка подвижными играми, чтобы у него все его существование ассоциировалось с радостью и смехом. В этом случае сны у него будут светлыми и легкими.

При возникшей проблеме страхов у детей младшего возраста большое внимание уделяют биоритмам малышей - не следует укладывать их спать слишком рано или чересчур поздно, так как это может вызвать нарушение естественного распорядка. Время засыпания должно быть одним и тем же изо дня в день, однако при взрослении продолжительность сна становится все более короткой.

Проблем со страхами у детей в этом возрасте не возникает у родителей, когда они ведут себя с ребенком гибко и максимально уверенно, принимают во внимание особенности его темперамента, интересы и склонности. В первые годы от страхов можно очень быстро избавиться, если мама все время будет находиться рядом с ребенком, а роль главы семьи играть отец. Действия родителей в этом случае не направлены на активную борьбу с упрямством, они начинают активно развивать формирующееся «Я» их малыша, при этом сами уверены в себе и могут помочь детям, чтобы те преодолели как реальные, так и воображаемые опасности самого разного рода.

Возрастные страхи детей младшего дошкольного возраста от 3 до 5 лет

В этом возрасте ребенок уже вполне в состоянии обозначить чувства словами, выразить стремление к пониманию и близости с другими людьми. У него начинают появляться некоторые этические категории, например, чувство вины и сопереживания. Дети к этому возрасту становятся более самостоятельными - они способны занять себя чем-нибудь интересным, их игры не требуют постоянного присутствия Взрослых поблизости, к тому же они начинают постепенно утраиваться в общество и общаться со сверстниками. Происходит активное развитие фантазии. Именно с этим и связана высокая вероятность возникновения воображаемых возрастных страхов у детей младшего дошкольного возраста.

Кроме того, приблизительно в этом же возрасте формируются ключевые эмоции человеческой личности - любовь, жалость, нежность и так далее. Стоит отметить, что эти чувства проявляются примерно в равной степени по отношению к каждому из родителей. Однако девочки в этом возрасте больше любят отца, это чувство у них намного сильнее в случае, если они схожи с ним внешне, у мальчиков наблюдается значительное эмоциональное влечение к маме.

Нередко во время бодрствования у детей дошкольного возраста возникает страх тесного помещения, особенно если там недостаточно светло. В этом возрасте ночные кошмары перестают включать в себя таких персонажей, как волк или баба-яга, им на смену приходят другие - Бармалей, Карабас-Барабас и целый ряд прочих не слишком приятных героев, с которыми у детей связано чувство страха.

Если малыши достаточно много общаются с ровесниками, то проблем, связанных с детскими страхами, у них будет возникать значительно меньше. Дело в том, что во время совместных игр младший дошкольник может полностью раскрыть всю гамму накопившихся у него эмоций, приобрести определенные навыки защиты, воспринять свои возможные неудачи в нормальном ключе, научиться взаимодействовать в рамках социума. Помня об особенностях детских страхов, родителям гораздо лучше лишний раз сходить вместе со своим малышом на игровую площадку, чтобы через совместную игру наладить взаимоотношения между детьми. Это будет значительно полезнее, чем вновь вести ребенка к врачу.

Как бороться с сильными детскими страхами у ребенка

Если ребенок не получает достаточной эмоциональной отзывчивости со стороны родителей, то это может стать причиной детского возрастного страха, беспокойства, настроение малыша становится переменчивым. Он бывает капризным, если хочет привлечь к себе как можно больше внимания. В этой связи регулярно, причем зачастую неосознанно, используются страхи, особенно те, которые возникают перед сном. Если родители это замечают, то им следует лишний раз пообщаться со своим малышом вечером, поговорить с ним, проявить заботу и ласку. В общем, им не нужно быть такими строгими, какими они были в течение всего дня.

Как советуют бороться со страхами детские психологи? Ребенка не нужно оставлять одного, когда он засыпает, тем более нельзя оставлять его в темноте. Если не соблюдать эти условия, то в его голове начинает возникать беспокойство, из-за чего он не в состоянии заснуть. Волнение может возникать и по причине того, что ребенок будет находиться в ожидании кошмарных сновидений. В любом случае, появятся подобные страхи или нет - полностью зависит от родителей.

Слишком благополучная атмосфера в семье также может стать причиной возникновения детских страхов - когда ребенок находится под чрезмерной опекой со стороны родителей, когда они пытаются предупредить каждый самостоятельный шаг своего отпрыска. Они активно формируют в сознании ребенка убеждение, что он очень слаб и беззащитен в мире, который его окружает. Малыш и без того осознает, что все окружающее связано с неизвестностью и опасностью, поэтому такое положение вещей не стоит лишний раз подчеркивать.

Бороться со страхами ребенка так, как того советуют психологи, будет намного сложнее, если родители станут вести себя слишком нерешительно по отношению к малышу и потакать всем его капризам и шалостям.

К этому возрасту относится и формирование образного мышления, основанного на абстракции, ребенок начинает применять обобщение, понимает категории времени и пространства, задает множество вопросов в течение одного дня.

Проблема страхов у детей от 5 до 7 лет

По достижении 5 лет в малыше закладывается опыт межличностных отношений, который базируется на его умении принимать на себя определенные социальные роли. Он начинает более гибко взаимодействовать с людьми, его отношения с ними становятся более целенаправленными и разносторонними. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что помимо хороших людей в жизни попадаются и плохие. Последние - это не только те, кто плохо к нему относится, но и люди, которые постоянно ссорятся между собой и никак не могут прийти к согласию.

Все это отражается в определенных детских страхах дошкольного возраста, которые ребенок визуализирует для себя как чертей, выступающих в его сознании в качестве нарушителей социальных правил и образовавшихся устоев, кроме того, они являются представителями потустороннего мира, поэтому страхи связаны, в том числе и с этим. Причем особенностью возрастных страхов у детей 5-7 лет является то, что больше всего «нечисти» опасаются именно послушные ребята, которые при нарушении сложившихся правил испытывают серьезное чувство вины.

Возможно, ребенок в этом возрасте будет испытывать чувство тревоги и мнительности по отношению не только к окружающим, но и к себе.

Как помочь ребенку избавиться от детских страхов

Все это может пройти легко и незаметно, если на его глазах развиваются нормальные отношения между родителями, которые проявляют максимальную жизнерадостность и спокойствие. Начиная с этого возраста, придется принимать во внимание гендерные особенности детских страхов.

Бывает и такое, что ребенок в этом возрасте начинает активно употреблять бранные слова. Родителям не следует наказывать детей за это, лучше спокойно разъяснить, по какой причине подобные слова и выражения не следует употреблять. С этим также поможет справиться налаживание дружеских отношений со сверстниками другого пола. У детей этот период развития связан с различными тревожными ожиданиями, которые им поможет преодолеть нормальный и спокойный разговор с родителями. Если ребенок мнителен, то не нужно подкреплять это чувство. В этом случае следует действовать несколько иначе: переключить его внимание на что-то другое, поиграть с ним, постараться утомить его физически и тем самым выразить твердую уверенность в определенности того, что с ним происходит в данный момент.

Как уже было сказано выше, наибольшим авторитетом у детей пользуется родитель одного с ним пола. Ребенок подражает ему практически во всем, даже в привычках и манере поведения. Более того, это относится и к стилю общения с представителями противоположного пола. Нормальные отношения между родителями и детьми могут развиваться только в том случае, если родители ладят между собой. В этом возрасте малыши весьма чувствительны к эмоциональной обстановке в семье.

Статья прочитана 1 851 раз(a).

Как утверждают психологи, большинство страхов у детей обусловлено возрастными особенностями, и в старшем возрасте они проходят. Но когда ребенок чего-то сильно боится, это может отпечататься в его памяти и перейти с ним во взрослую жизнь в виде . Поэтому родители должны обращать внимание на особенности психики малыша и корректировать свои методы воспитания в соответствии с его чувствительностью и восприимчивостью. Зачастую детские страхи возникают на почве сильных переживаний, испуга от громкого звука или другой неприятной ситуации. Такую боязнь у ребенка психолог может устранить очень быстро и легко.

А вот если страх появился из-за внушений и запугиваний взрослых, он начинает подпитываться детской фантазией, и побороть такой страх очень сложно. Еще сложнее, если родители малыша сами склонны к фобиям, и навязывают ребенку боязливое восприятие мира, постоянно предостерегая его от травм, различных несчастий и угрожая наказанием.

Катализаторами детских страхов являются: чрезмерная опека взрослых, неуверенность родителей в себе, постоянные разговоры взрослых о болезнях и смерти, напряженность в семье, а также ссоры и крики родителей. Когда в семье разлад, первыми страдают дети. Они чувствуют себя отверженными и теряют ощущение безопасности, что приводит к появлению систематических страхов. Существуют и другие скрытые причины детской боязни, которые могут выявить только психологи.

Страхи у детей дошкольного возраста

По мере взросления дети испытывают различные эмоции. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть различными. Малыши до года боятся громких звуков, одиночества, наказания и боли, отдаления от мамы, новой окружающей среды и посторонних людей. К двум годам дети начинают бояться темноты. Кроме того появляются ночные страхи у детей, вызванные их бурной фантазией и спровоцированные пугающими картинками, увиденными по телевизору или на компьютере. Например, родители могут смотреть интересную передачу о красотах африканской природы, а ребенок увидит на экране вулкан или большую змею, и не будет неделю спать.

К 5 годам у детей усиливается страх темноты и появляется боязнь замкнутого пространства. Поэтому родители, которые используют в качестве оставлять его на несколько минут одного, должны выбирать для этого просторную и хорошо освещенную комнату. Ни в коем случае нельзя закрывать малыша в ванной, это может оставить негативный отпечаток в его сознании на всю жизнь.

Дети в возрасте 5-7 лет чаще всего боятся сказочных персонажей, ассоциируя их с реальными людьми. Также у малышей появляются страхи, связанные со стихией, дети боятся грома, молнии, огня, воды и т.д. Если родители постоянно кричат на ребенка или бьют его, у малыша появляется страх наказания. Кроме того, дети в этом возрасте уже боятся страшных снов, могут бояться животных (если им этот страх навязывают родители), и самый неприятный страх, который появляется у дошкольников – боязнь потерять родителей.

Страхи у детей школьного возраста приходят с раннего детства и только усиливаются. Малыши по-прежнему боятся темноты, одиночества, страшных сновидений и фантастических персонажей. Но вдобавок к этому они начинают бояться высоты, глубины, пожара и многого другого.

Преодоление детских страхов

Определить боящегося ребенка несложно, так как дети, испытывающие постоянный страх, отличаются напряженностью и беспокойством в поведении. Они знают источник угрозы и стараются его избегать. Но, тем не менее, точная диагностика детских страхов – это работа психолога. Специалисты выявляют боязни у детей во время общения с ними, используя различные приемы. Преодоление детских страхов осуществляется несколькими методами. Одним из таких действенных методов диагностики является рисование страхов, когда ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится. Также детские страхи можно проговаривать в виде ролевых игр и на примере героев сказки.

Коррекция страхов у детей начинается с их родителей. Так как зачастую дети лишь отражают тревоги и опасения взрослых, навязывающих им излишнюю мнительность и закрепляющие в них трусливое поведение. Если ребенок боится темноты и страшных снов, помочь ему можно уменьшив уровень тревожности днем. Для этого родителям нужно наладить взаимоотношения в семье, нейтрализовать все конфликты, а также исправить свои ошибки в воспитании. Положительно на детей влияют и занятия спортом, предполагающие плаванье, преодоление препятствий, а также нейтрализацию страхов перед высотой, темнотой и водой. Даже обычные игры в пятнашки или казаки-разбойники помогут ребенку бороться с некоторыми страхами, такими как боязнь нападения и страх перед наказанием.

Кроме того, работа с детскими страхами предполагает снятие у детей непосредственно боязни перед страхом. Ведь бояться это совершенно естественно и нормально. Страх помогает нам избежать опасностей. Поэтому родители обязательно должны постоянно повторять, что бояться не стыдно, свои страхи нужно принять.

И наконец, чтобы вырастить смелого и активного ребенка, родители должны запомнить несколько простых правил:

  1. Не унижайте и не оскорбляйте достоинство ребенка, а также не возносите малыша слишком высоко. Он должен быть равноправным членом семьи по своим правам и обязанностям.
  2. Не пугайте ребенка фантастическими персонажами, Бабой-Ягой, Бармалеем, а также волками и чужим дядей, который непременно должен прийти и забрать кроху в тот момент, когда он начинает плакать. Дети воспринимают все намного серьезнее, чем взрослые.
  3. Если у Вас в семье один ребенок или между Вашими детьми большая разница в возрасте, чаще приглашайте в дом друзей-сверстников, родственников или просто малышей, живущих по соседству. Дети нуждаются в общении с одногодками.
  4. Чаще рисуйте и разрешайте малышу мастерить все, что он захочет. Это поможет ему избавляться от своих переживаний, а кроме того Вы сможете анализировать психологическое состояние ребенка по его поделкам.
  5. Не останавливайте Ваше чадо во время активных игр со сверстниками, а также чаще играйте всей семьей. Просите малыша забраться выше на дерево, или нырнуть глубже в воду. В моменты, когда Вы контролируете ситуацию, это будет безопасно, но очень полезно для самооценки ребенка.
  6. Не забывайте о постоянном телесном контакте с малышом. Чаще гладьте его и целуйте. Это даст ему ощущение безопасности и защищенности.
  7. Стабильная и доброжелательная обстановка в семье поможет свести детские страхи к минимуму.

Любой из нас время от времени испытывает такие чувства, как страх, тревога, беспокойство - это вполне нормальное явление, одна из сторон психической активности человека. Но взрослые люди обладают знаниями и опытом, с помощью которых они могут уменьшить или искоренить свои страхи и переживания, а вот как быть со страхами у детей?

Ведь в силу возраста дети еще многого не знают и не понимают, поэтому переживают определенные события гораздо острее. То, что всерьез пугает ребенка, взрослому может показаться просто пустяком. Родители не всегда задумываются о том, что страх на самом деле заставляет малыша переживать настоящие эмоции, которые негативно отражаются на его психическом состоянии.

Детские страхи основываются на той информации, которую дети получают от окружающих их людей, а затем свое дело делают разыгравшаяся фантазия и воображение. Чем старше становится ребенок, тем шире его кругозор и четче осознание большого количества опасностей, подстерегающих на каждом шагу. Поэтому зачастую страхи растут вместе с ребенком.

Родителям не стоит пренебрегать страхами своих детей и пускать все на самотек, ведь зачастую невротические проявления во взрослой жизни связаны именно со страхами, берущими свое начало из детства. С проблемами надо разбираться, а чтобы сделать это эффективно, необходимо для начала выяснить причину появления страха.

Причины детских страхов

  • конкретный случай, пережитая травмирующая ситуация

Самой распространенной причиной детских страхов является ранее пережитая конкретная ситуация, напугавшая ребенка. Допустим, если когда-то малыша укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он начнет их бояться. Конечно, не все дети, которых кусают собаки, впоследствии испытывают к ним сильный страх.

Многое зависит от характера ребенка и его окружения. Но в любом случае, подобный вид страха (боязнь повторения ситуации) проще всего поддается корректировке.

  • внушенный страх

Источником внушенного страха обычно выступает взрослый человек (бабушка, мама, воспитатель и т.д.), который слишком эмоционально предупреждает ребенка об опасности, тем самым только пугая его: «Не трогай - обожжешься», «Не бегай - упадешь» и т.д. В итоге непроизвольно ребенок акцентирует внимание только на последнюю часть фразы.

Он еще не понимает, чем ему грозит то или иное действие, а уже испытывает страх и тревогу, которые впоследствии могут распространиться на похожие жизненные ситуации. Устранять такой вид детского страха необходимо, поскольку фобия может преследовать человека всю жизнь.

  • фантазии

Еще одна наиболее частая причина детского страха - собственная разыгравшаяся фантазия. Ну кто из нас в детстве не боялся темноты, кому не чудились страшные монстры под кроватью и за окном? Боялись и пугались многие, но кто-то легко справился с проблемой и перерос ее, а кто-то так и остался жить со своим страхом.

  • конфликты в семье
  • конфликты с другими детьми

Зачастую причиной детских страхов являются сложные взаимоотношения со сверстниками. Если ребенка не принимают в коллективе, обижают, бьют, обзывают, вполне очевидно, что ему не захочется идти в садик, школу из-за страха быть униженным. Также старшие дети могут запугивать младших страшными историями или физическим насилием. Решить проблему с дерущимся малышом можно, почитав информацию

  • гиперопека

Сильно подвержены страхам единственные дети в семье, являющиеся для своих родителей центром забот и тревог. Родители своей гиперопекой только мешают ребенку нормально развиваться и внушают ему массу ненужных опасений и волнений, делая психику ребенка более уязвимой.

  • психические расстройства

Если у ребенка наблюдаются страхи, не характерные для его возраста, либо тревога и беспокойство из-за своих страхов настолько выражены, что заставляют родителей насторожиться, можно говорить о таком недуге, как невроз. Лечением неврозов занимаются специалисты.

Виды детских страхов

Выделяют несколько видов детских страхов:

  • навязчивые страхи

Такие страхи ребенок обычно испытывает в каких-то определенных ситуациях, вызывающих у него панику. Допустим, боязнь высоты, закрытого пространства, скопления народа и т.д.

  • бредовые страхи

Подобные страхи объяснить логически не представляется возможным. Их наличие у ребенка свидетельствует о проблемах с психикой и нуждается в лечении. Например, ребенок боится одевать какую-то конкретную одежду, играть с определенной игрушкой, ходить в определенное место…

  • сверхценные страхи

Самый распространенный вид страхов, встречающийся при работе с детьми. Он является плодом фантазии ребенка. К примеру, когда малыш боится темноты, выдумывая, что его комната кишит чудовищами и монстрами или боится купаться, потому что из крана вылезет бабайка. Такой страх опасен тем, что со временем полностью овладевает мыслями ребенка, что отражается на его психическом состоянии.

  • реальные страхи

Реальными называют страхи, которые являются следствием проявления инстинкта самосохранения при возникшей опасности.

  • невротические

Этот вид страхов напрямую связан с таким заболеванием, как невроз.

  • свободные

Для подобного страха характерно некое состояние ожидания появления опасности, не относящееся с конкретной ситуации или объекту.

  • возрастные страхи

Существуют детские страхи, считающиеся до определенного возраста нормой, а затем при самостоятельно исчезающие при правильном и гармоничном развитии ребенка.

0-6 мес - кроху могут напугать громкие звуки, неожиданные и резки действия, отсутствие матери
6 мес - 1 год - громкие звуки, новые лица, резкая смена обстановки
1-2 года - разлука с родителями, кошмары, незнакомые люди, врачи, страх получения травмы
2-2,5 года - разлука с родителями, страх их потери или неприятия с их стороны, незнакомые дети-ровесники, ночные кошмары, гром, ливень, град и т.д.
2,5-3 года - громоздкие предметы (холодильник, стиральная машина и т.д.), смена обстановки, экстренные события (развод родителей, смерть родных)
3-5 лет - животные, насекомые, стихийные бедствия, ночные кошмары, болезни, врачи, преступники
6-7 лет - боязнь одиночества, потери родителей, физического наказания и насилия, глубины, страхи, связанные с учебой и школой, боязнь сказочных персонажей (призраков, ведьм и чудовищ)
7-8 лет - стихийные бедствия и катастрофы, темные помещения, одиночество, неприятие ровесников, родителей, учителей, страхи, связанные со школой, страх физического насилия
8-9 лет - страх потери своих родителей, неприятия с их стороны, физического насилия, несостоятельности в школе, уличения в плохом поведении или лжи,
9-11 лет - боязнь высоты, глубины, болезней, преступников, некоторых животных, страх не оправдать ожидания родителей и учителей
11-14 лет - боязнь строгости и критики со стороны родителей и учителей, болезней и смерти, насилия, неприятие своей внешности, потери дорогих сердцу людей и вещей

Лечение страхов у детей

При правильном и полноценном развитии ребенка все возрастные страхи годам к 16 обычно исчезают. Но ошибочным является мнение, что у ребенка страхов не должно быть вообще. По мере роста и увеличения познавательной деятельности растущего человека избежать чувства тревоги и страха просто не представляется возможным.

Но, как говорится, все должно быть в меру. И если страхи мешают нормальной жизни ребенка, с ними необходимо бороться. Страхи, берущие начало в детстве, но не искорененные со временем, в итоге могут привести к очень негативным последствиям и вылиться в проблемы в общении, учебе, агрессию, комплексы, невротические проявления, трудности в социальной адаптации.

Поэтому родителям нужно вовремя заметить имеющиеся у их ребенка страхи, оценить степень их влияния на малыша и постараться помочь ребенку или обратиться за решением проблемы к специалистам. Особо внимательно стоит относиться к излишне ранимым, чувствительным и впечатлительным детям, ведь именно они чаще всего подвержены страхам.

Как же можно помочь ребенку бороться со своими страхами?

Общие принципы и подходы:

В первую очередь родителям нужно прислушиваться к своим детям: разговаривать с ними об их делах насущных, расспрашивать о проблемах, тревогах и чувствах, помогать в случае возникновения трудностей.

Но не стоит настаивать, если ребенок не готов открыться, это может его отпугнуть. В подобном случае родителям стоить занять тактику наблюдения и время от времени задавать наводящие вопросы.

Всегда давайте ваши детям понять, что они любимы вами и находятся под вашей защитой, не смотря ни на что. Малыши должны быть уверены в своих родителях, в том, что вы всегда сможете за них постоять.

Больше читайте хороших и добрых сказок и историй со счастливым концом. Смотрите мультики подобной тематики.
Найдите ребенку дополнительные занятия и увлечения: отдайте в спорт, рисование, плавание, пение. Это позволит занять свободное время, выплескивать эмоции и энергию в нужное русло, больше общаться, обмениваться опытом и с другими детьми.

Ограничьте просмотр телевизора, новостей и программ с трагическими сюжетами, фильмов ужасом и триллеров.

Эффективные способы борьбы с детскими страхами

  • игра

Среди множества методов и способов, направленных на борьбу с детскими страхами, особую популярность последние годы занимают игровые приемы. Игра - это не мечтание в одиночестве, это активная и главное совместная деятельность. В игровой форме легче усваиваются не только знания, но и многие привычки и навыки.

Дети начинают незаметно для себя корректировать свое поведение, преодолевая тем самым психологические трудности. Игры бывают ролевые (каждый человек играет свою определенную роль), предметные (игра с предметом) и смешанного типа (предметно-ролевые), организованные (имеющие четкие правила) и спонтанные (без правил).

С помощью данной методики проигрываются ситуации, вызывающие у ребенка стресс, что позволяет прожить их в воображаемой реальности, правильно отреагировать на них и тем самым освободиться от негативных переживаний. Главное, чтобы в подобных играх вымысел сочетался с реальностью с упором на положительные моменты.

Только не стоит превращать занятия в обязяловку. Настаивать на них не нужно. Ребенок должен сам захотеть справиться со своей проблемой. При отсутствии желания метод будет мало эффективен. Необходимо заинтересовывать ребенка, чтобы следующей игры он ждал с нетерпением.

Так как страхи у детей бывают разные, то и тактика поведения у родителей должна меняться в зависимости от вида страха. Нужно предлагать малышу разные варианты игр и занятий, в которых он сможет эмоционально очиститься, поигрывая и преодолевая свою боязнь.

  • рисование

Рисование тоже весьма продуктивный способ борьбы с детскими переживаниями. Рисунки отражают эмоции, интересы, переживания и характер человека. При изображении предмета, вызывающего тревогу, происходит уменьшение негативных эмоций, связанных с ожиданием чего-то пугающего.

С помощью рисования объект страха проходит некие стадии, постепенно теряя свою ужасность и становясь все менее значимым, либо превращаясь в значимый со знаком плюс. Ведь изображенный на бумаге страх - это нечто уже произошедшее, а значит не представляющее опасность. Перед началом работы со страхами с использованием данного метода порисуйте с ребенком на отвлеченные темы.

Только потом попросите его изобразить свой страх на листе. Обсудите получившийся рисунок, расспросите ребенка о его страхе, а затем постарайтесь представьте страх в положительном свете, используя юмор. Договоритесь, что фобию необходимо искоренить, а как, решать только малышу. Можно стереть рисунок ластиком, порвать на кусочки, выкинуть в мусорку или сжечь.

Обязательно удостоверьтесь, что ребенок больше не боится. Если это так, похвалите его за смелость и решительность, ведь это так важно - чувствовать поддержку и одобрение со стороны родителей. Закрепите результат рисованием на тему светлого будущего, допустим: Кем я хочу стать.

Малыш изобразит на листе свое будущее без страхов и тревог, за что его снова нужно будет похвалить.
Даже если с помощью рисования страх не уйдет до конца, он станет намного слабее, потому что ребенок начнет чувствовать себя гораздо увереннее. Через некоторое время можно будет повторить занятие.

  • сказкотерапия

Весьма молодым, но уже довольно-таки успешным направлением практической психологии является сказкотерапия. Ведь именно в сказках невозможное становится возможным. В них можно смело мечтать, строить образы и достигать желаемого, а также разрушать и устранять то, что мешает осуществлению задуманного.

Получив опыт решения проблемы с помощью сказочных героев, ребенок сможет перенести его на реальную жизнь. Таким образом, обыграв страх в сказке и избавившись от него мифическим способом, ребенок вполне может перестать бояться его и в настоящей жизни.

Чего делать нельзя

Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи, даже если вам они кажутся пустяковыми.

Не стоит насмехаться над малышом, пытаясь увидеть в его действиях притворство или каприз, а также обзывать его трусом или боякой. Вы вешаете клеймо на человека, избавиться от которого потом очень трудно. К тому же после такого поведения ребенок может перестать вам доверять.

Не пытайтесь силой заставить ребенка пережить страх: не кидайте его в воду, если он боится глубины, не просите погладить собаку, если он от них шарахается и т.д. Так вы можете только навредить и поспособствовать более глубокому проникновению страха в сознание ребенка.

Важно осознавать, что чувство страха и беспокойство присуще всем людям и не стоит его бояться. Родители должны принимать своих детей такими, какие они есть со всеми их проблемами. Ведь если рядом близкий человек, готовый всегда прийти на помощь и защитить, побороть свои фобии становится лишь делом времени.

От мамы и папы нужна лишь забота и поддержка, умение выслушать и принять меры, найдя правильный подход к своему чаду. Если самостоятельно от страхов ребенку избавиться не удается, помните, что ребенка необходимо показать специалисту.

Каждому из нас знакомо чувство страха. Детские страхи возникают в определенные возрастные периоды и, как правило, со временем проходят. Страхи, сопровождающие детей в процессе взросления, не являются отклонениями от нормального развития, так как представляют собой этапы познания окружающего мира.

Всегда ли взрослые понимают причины детских страхов? Страх ребенка вызывает у них удивление.

В детстве я очень боялась темноты. Однажды утром перед новым годом мама уехала в город за новогодними игрушками, а папа ушел в свой гараж, который находился в нашем дворе. Он объяснил мне и моей маленькой сестре, что скоро вернется. В тот момент меня охватил страх, что за окном темнеет, а рядом нет родителей. Я взяла тяжелый замок и разбила окно. Папа даже не успел дойти до гаража, как услышал треск стекла. Вечером приехала мама и обнаружила меня с перебинтованными руками. Родителям показалось мое поведение очень странным.

Многие детские страхи можно заранее предотвратить, если знать их психологические особенности.

Самая простая модель получения дохода через интернет

Пошаговый чек-лист по созданию своего дела на продающих консультациях. С помощью этого чек-листа Вы закроете все свои вопросы и узнаете, как быстро и без особых усилий выйти на доход от 50000 рублей в месяц. Скачать чек-лист можно по этой ссылке:

По мнению доктора психологических наук А. И. Захарова,

«страх – это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока».

Поведение людей, испытывающих страх, может быть самым разным. Одни теряют чувствительность, ощущают дрожь, заторможенность оцепенение. У них может отмечаться угнетение психики и безучастность к ситуации. Такое поведение носит пассивно-оборонительный характер.

У других наблюдается двигательная активность, возбуждение, говорливость, готовность к бегству, отсутствие внимания и сосредоточения… Эту реакцию называют активно-оборонительной формой страха.

Известный психолог Е. П. Ильин считает страх и защитным механизмом и социальным барьером:

«Человек — биологическое существо, для которого состояние страха необходимо, так как позволяет ему выживать в природных условиях. Но человек является и социальным существом, которому страх мешает достичь поставленных целей».

Психологи не приходят к общему мнению даже по поводу причин страха.

Американский психолог К. Э. Изард предлагает различать внешние (вызванные окружающими событиями) и внутренние (вызванные сформированными образами об опасности) причины страха.

Согласно мнению английского ученого Дж. Боулби, существуют две группы причин страха: природные стимулы (боль, высота, одиночество, внезапное приближение) и их производные (темнота, боязнь животных, незнакомых людей…).

А. С. Зобов разделяет опасности, порожденные страхом на 3 группы:

  1. Реальные (угрожающие здоровью и благополучию человека)
  2. Мнимые (несуществующие в реальности, но воспринимаемые как угроза успеху и стабильности)
  3. Престижные (связанные с утратой социальной роли в коллективе)

Различают острый (возникает в определенной ситуации) и хронический (определяется свойствами личности) страх.


Особое внимание заслуживают внушаемые страхи, источником которых являются люди. Очень важно знать .

Психолог А. И. Захаров доказывает, что некоторые страхи (ситуативный и личностный) могут проявляться вместе, дополнять и усиливать друг друга. По его мнению, ситуативный страх (вызванный конфликтом, тревожным состоянием, неудачей…) передается как эпидемия от паники группы людей (семьи, коллектива, общества). Личностный страх, обусловленный характером, повышенной мнительностью человека, связан с новой обстановкой и незнакомыми людьми.

Конструктивные страхи имеют защитное значение, помогая избежать взаимодействия с опасным объектом, приспособиться к экстремальной ситуации.

Обычный (естественный) страх кратковременен и с возрастом исчезает. Он не оказывает влияния на поведение человека, на взаимоотношения с другими людьми, не воздействует на ценностные ориентации.

Невротический страх, как результат неразрешимых переживаний, отличается длительным течением, постоянством, напряженностью, неблагоприятным влиянием на формирование личности. Такое состояние присуще чувствительным людям, страдающим эмоциональными затруднениями в отношениях с родителями, коллегами, детьми. Их представление о себе искажено из-за недостаточного опыта общения и неуверенности в себе. Патологический страх является неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводит к психопатологиям.

Профессор Ю. В. Щербатых выделяет три группы страхов.

  • Природные страхи , угрожающие жизни человека. К ним относятся солнечные затмения, гроза, появление комет, землетрясения, извержения вулкана, животные.
  • Социальные страхи , вызываемые изменением социального статуса. Их формы проявления зависят от возраста, профессии, особенностей исторической эпохи. Они возникают в определенных обстоятельствах и могут быть связаны с возможностью войны, неблагополучием и болезнями близких, бедностью, сменой руководства, ростом преступности, падением рубля, изменениями в личной жизни, выступлением перед публикой…
  • Внутренние страхи , вызванные фантазией и не имеющие никаких оснований для беспокойства. Это могут быть страхи собственных мыслей и желаний, идущие вразрез с принятыми в обществе моральными установками.

Проявление страхов у детей зависит от возраста и уровня развития. У новорожденных малышей возникают природные страхи (разлука с матерью, незнакомые звуки, неизвестная обстановка…), в основе которых лежит инстинкт самосохранения. С восьмимесячного возраста дети боятся посторонних людей. Страх темноты и животных появляется у ребенка в трехлетнем возрасте и достигает максимума к 4 годам. С трех до пяти лет его пугают сказочные персонажи и замкнутое пространство. Дошкольники испытывают страх высоты, воды, дорожно-транспортных происшествий, школы…)

Для младших школьников характерны мнимые (страх животных, недовольства взрослых, темноты) и престижные (страх получить плохую отметку, выступать перед аудиторией) страхи. В этом возрасте происходит формирование чувства ответственности. И многое зависит от установок родителей. Нельзя связывать школьника бесконечными условностями и запретами, ругать за любое нарушение дисциплины или получение плохой оценки. Любое несоответствие требованиям и ожиданиям родителей воспринимается ребенком как крах жизни или безвыходная ситуация. Запуганный школьник находится в постоянном психическом напряжении. Он отличается от своих сверстников нерешительностью, скованностью, неуверенностью.


У младших школьников, страдающих под гиперопекой родителей, страх ухода в школу может выражаться в болезненном состоянии. Бывают случаи, когда сами родители непроизвольно внушают свой страх детям. Переживая за ребенка, они контролируют каждый его шаг, делают за него домашние задания, формируя в нем неуверенность в знаниях.

Любимые, любознательные, активные и уверенные в себе дети не чувствуют страх перед школой и стремятся самостоятельно справиться с новыми трудностями и отношениями со сверстниками.

Трудности адаптации в классе и школе, страх перед учителем, боязнь не оправдать надежды родителей, быть отверженным ощущает ребенок и с завышенной самооценкой, так как он еще не умеет выстраивать отношения с незнакомыми людьми.

До 9 лет школьник может бояться физического наказания в семье, собственных неудач в учебе или спортивной игре, собственных неблаговидных поступков, замеченных кем-либо, ссоры с родителями, высоты, аттракционов, болезней…

В подростковом возрасте появляется страх показаться некрасивым, неумным, неудачным.

Любые возрастные страхи поддаются коррекции и проходят бесследно. Патологические страхи (эмоциональный шок) тормозят развитие ребенка и формируют такие качества личности, как некоммуникабельность, замкнутость, безынициативность, безволие.

Специалисты утверждают, что непреодоленные в детстве страхи мешают человеку во взрослой жизни и передаются его детям.

При конфликтных семейных отношениях или неправильном поведении родителей страхи сопровождают детей длительное время и проявляются в затянувшихся психических расстройствах.

Диагностировать страх в дошкольном возрасте достаточно трудно, так как дошкольники не любят говорить об этом. Наличие страхов можно заметить по поведению (капризам, беспокойству во сне..) и привычкам детей (накручивать волосы на палец, грызть ногти, кусать губы…)

Коррекция детских страхов

Выяснить причину детских страхов и преодолеть их помогают методики, опирающиеся на типичные особенности детской психики.

Рисование.

Согласно этой методике ребенку дается тема для рисования (детский сад, школа, семья) и маленькое задание – нарисовать свой страх. Источник страха определяется по расположению фигур, цвету, четкости линий на рисунке… Детям, равнодушным к рисованию, можно предложить метод, аналогичный первому — «Лепка». Дети боятся рисовать и лепить предмет страха, поэтому родители должны быть очень внимательными и терпеливыми. Не стоит настаивать, если ребенок отказывается рисовать страх. Предложите ему эту игру в другой раз. Узнав причину страха, предложите малышу нарисовать предмет страха смешным. Побеседуйте и проанализируйте рисунок вместе с ребенком. Между рисованием или лепкой важно отвлечь ребенка веселыми подвижными играми, прогулками, рассказами…, чтобы он почувствовал себя защищенным, счастливым, любимым.

Чтение или придумывание сказок.

Этот метод подходит пятилетним детям и старше.

Сказки подбираются и сочиняются в соответствии с детским страхом. Важно попросить ребенка самому придумать конец и помочь преодолеть страх.

Музыкальная терапия.

Для этого метода используют классическую музыку, оказывающую успокаивающее действие. Лучше всего совмещать музыку с танцами. Ребенок познает красоту музыки и учится выражать свои эмоции с помощью движений.

Цветотерапия.

Детская комната должна быть оформлена в успокаивающей цветовой гамме.

Детские страхи нужно вовремя предотвращать. В профилактике детских страхов важная роль отводится, прежде всего, родителям.

Это нужно знать:

Семья должна помочь ребенку поверить в себя и научить противостоять всем трудностям.

Только усугубляют детские страхи.

Дети должны полагаться на родителей, как на источник любви, авторитета и безопасности.

Это интересно

  • Психологи утверждают, что отрицательное значение страха проявляется гораздо чаще, чем положительное.
  • Страх держит человека в постоянном напряжении, порождает неуверенность и не позволяет личности развиваться в полную силу.
  • Страх ограничивает свободу поведения человека и в то же время защищает от опасности, вынуждает учитывать возможные риски.
  • Чаще других подвергается страхам , привыкший к чрезмерной опеке.
  • Девочки из-за высокой чувствительности испытывают больше страхов, чем мальчики.

Дети легко подвергаются страху и чужому влиянию. Родители должны знать, . Защитите их от агрессии извне (компьютерных игр, фильмов ужасов, травли в школе…) Учите детей управлять самой сложной эмоцией — страхом.

Избегайте стрессовых ситуаций в семье, не выясняйте свои отношения при детях.

Помните, что причиной детских страхов являются родители, заставляющие детей почувствовать вину. Не наказывайте и не унижайте ребенка, если он что-то неправильно сделал или сказал.

Цените потребность ребенка в тесном контакте с вами, проводите с ним как можно больше времени (в прогулках, чтении книг, играх…), наслаждайтесь этим общением.

В процессе формирования личности страх выступает как средство воспитания. Воспитание устойчивости к страху должно быть направлено не только на избавление от него, но и на выработку умений владеть собой в неожиданной ситуации.

Очень часто родители и педагоги используют страх как фактор регулирования поведения и обучения. Уважаемый читатель, как вы относитесь к обучающей и воспитывающей роли страха?