Страхи родителей, которые передаются детям. Как обуздать родительские опасения за ребенка

24.06.2019

Как только малыш появляется на свет, жизнь родителей превращается в череду постоянных переживаний за него. Каждый этап взросления ребенка сопровождается радостью, гордостью, счастьем и … тревожностью родителей за него. Сначала мамы и папы беспокоятся о количестве съеденных граммов и приросте веса, своевременном появлении зубов и первых неуверенных шагах крохи. Потом расстраиваются за первые неумелые попытки отстаивания себя в детском саду или в песочнице. Чуть позже приходит время родительских волнений по поводу поступления в школу, овладения учебными навыками и умением общаться с одноклассниками. Кажется, что еще немного, и жизнь мам и пап станет чуть спокойнее. Ведь ребенок становится взрослее, и он может позаботиться о себе сам.

Но, как только ребенок входит в подростковый возраст, родительские переживания превращаются в огромные, лишающие сна и покоя, страхи. Мамы и папы с грустью вспоминают то время, когда их малыш доверчиво прятал свою ладошку в их ладони, когда в сотый раз просматривая знакомый мультфильм, смеялся над приключениями главного героя. Они тоскуют по совместным семейным праздникам и по тому времени, когда ребенок нуждался в их заботе и постоянном внимании. Но самое главное, они начинают реально бояться за его жизнь.

«Мне страшно отпускать ребенка во взрослую жизнь!» , - говорит мама подростка. И, пытаясь справиться со своими страхами, начинает излишне контролировать, принимать только собственные решения, ставить запреты.

Все эти попытки подольше удержать подростка в роли «ребенка» вызывают, обычно, мощный протест и сопротивление с его стороны. Родители начинают больше бояться реакций подростка и увеличивают давление и контроль. Получается замкнутый круг, разорвать который сложно как взрослым (срабатывают стереотипы и привычки), так и детям (они бы и хотели изменить отношения с родителями, но не знают каким образом это сделать).

Самыми сложными и трагичными вариантами подросткового «спасения» из надоевших, «изживших» себя детско-родительских отношений считаются подростковый суицид, ранние сексуальные отношения и употребление ПАВ (психоактивные вещества). И именно этого боятся абсолютно все родители, дети которых переживают непростое подростковое время. Боятся потому, что не знают как себя вести и как реагировать на какие-то пугающие их проявления ребенка, его повышенную раздражительность и агрессивность, или, наоборот, апатию и безразличие, вранье и протесты, молчание и скрытность. Сегодня мы поговорим о возможных мотивах, заставляющих подростков задумываться о самоубийстве, и о причинах появления в их жизни ранних сексуальных отношений и употребления ПАВ.

Сразу хочется успокоить тех родителей, для которых хорошие доверительные взаимоотношения с ребенком всегда были важнее постоянной критики и недовольства. Ведь известно, что подростки, у которых есть рядом человек, способный спокойно выслушать и понять, редко попадают в описываемые нами ситуации. Психологи едины во мнении, что все причины подросткового суицида или склонности к ранним сексуальным отношениям лежат в отсутствии родительского тепла, поддержки и внимания. Абсолютно любой ребенок рано или поздно сталкивается с жизненными трудностями, которые ему приходится преодолевать. Это могут быть: безответная любовь или отвержение одноклассников, одиночество или предательство лучшего друга, отсутствие успехов в учебе или других увлечениях, проблемы с внешностью или физический недуг. Если в подобных жизненных моментах у подростка есть поддержка родителей, он всегда найдет для себя возможность опереться на их опыт, принять оказанную помощь. Если же в сложной ситуации ребенок окажется в одиночестве, либо встретится с непониманием, унижением, оскорблением и давлением со стороны родителей, то его дальнейшее развитие точно будет дорогой в темноту, а не к свету.

Согласно данным статистики, в нашей стране самое большое количество попыток покончить жизнь самоубийством приходится на подростковый возраст (от 13 до 16 лет). Это случаи, когда дети просто не видят другого выхода, кроме собственной смерти, из создавшейся сложной ситуации. И абсолютно точно, любого ребенка можно спасти, если вовремя обратить на него внимание и помочь преодолеть возникшие трудности. Родителям, прежде всего, стоит знать, что ни один ребенок, решившийся на столь отчаянный шаг, не хочет умереть по-настоящему. Это, скорее, его крик о помощи, сигнал о том, что мучающая его проблема кажется ему не решаемой и безвыходной.

Существует, по крайней мере, три самых серьезных мотива, которые толкают детей на попытки суицида и ранний необдуманный опасный секс.

Первый мотив: отношения с родителями. Отсутствие внимания со стороны родителей, невозможность договориться, обращение с ребенком только с помощью требований, запретов и наказаний, абсолютное отсутствие понимания со стороны близких взрослых провоцируют на желание отомстить, сделать «родителям плохо». «Вот умру, и они еще пожалеют, что так со мной обращались», - размышляет уставший от ссор подросток. Ребенок с заниженной самооценкой может принять страшное решение, дабы «освободить родителей от такого ничтожества». Многие подростки на самом деле наивно считают, что, уйдя из жизни, помогут родителям ощутить желанную свободу и дальнейшую счастливую жизнь. Также есть внешне благополучные семьи, в которых дети ощущают отвержение и родительское безразличие. В таких семьях нет семейных традиций и общего времяпрепровождения, там есть всегда занятые собой мама и папа. И есть абсолютно ненужные никому подростки, часто задающиеся вопросом собственной значимости в этом мире.

Вторая крайность отсутствия теплых близких отношений между родителями и детьми, заставляет последних искать замену этим отношениям за пределами семьи. Если в семье требовательный и жесткий отец, который постоянно подвергает издевкам и унижениям подросшую девочку, ей ничего не останется, как поискать любви и внимания у другого мужчины. И девочке не важны ни его возраст, ни её роль в его жизни. Ей хочется только ощутить собственную нужность хоть кому-нибудь. Не находя душевного спокойствия и принятия, девочка будет постоянно менять партнеров и ждать от каждого из них тех слов любви, которые должен говорить каждый отец своей дочери.

Второй мотив: одиночество. Чувство одиночества, испытываемое подростком, довольно часто приводит его к мыслям о самоубийстве или принятию решения о внезапно предложенном сексе. Основной потребностью подросткового возраста является общение. Если подросток одинок, потребность в общении блокируется, то уровень тревожности вырастает в несколько раз. Справиться с собственным напряжением и депрессивным состоянием ребенок не в силах. Именно поэтому любое внимание (пусть даже лишь внимание к телу), проявленное в кризисный момент, ребенок воспримет как помощь. Даже сексуальное насилие может быть объяснено как «минуты нужности кому-то». Если же никакого внимания ребенок так не получает, его одиночество достигает критической отметки, и он совершает уже непоправимый поступок.

Третий мотив: любовные отношения. По причине неразделенной любви подростки совершают не только суицидальные попытки, но и бросаются в «омут» опасных интимных связей с малознакомыми людьми. Желая отомстить оставившему их или не ответившему на чувства человеку, юноши и девушки перестают заботиться о сохранности своего физического здоровья, бесконечными сексуальными контактами заслоняя тяжелые эмоциональные переживания и нанесенную обиду.

Родителям подростков всегда следует помнить, что многие из них совершают столь необдуманные поступки, на самом деле не желая умирать или наносить себе физический вред. Их целью является решение накопившихся проблем или избавление от сильной душевной боли. Если подросток чувствует безнадежность ситуации, он начинает верить, что ему никто уже не сможет помочь. Сложность проблемы, заставляющей его страдать, увеличивается с каждым днем. Именно поэтому, какими бы сложными не были отношения родителей и ребенка, ребенок должен ЗНАТЬ, что родители придут ему на помощь, если помощь ему понадобится. Каждый подросток должен быть уверен в том, что мама и папа помогут ему справиться с любой ситуацией, даже если вчера они, к примеру, все сильно поссорились и родители наказали его за какой-то проступок. Также родители всегда должны быть в курсе того, есть ли у их ребенка хотя бы один друг, который выслушает его и разделит с ним его переживания. Если же подросток тяжело сходится со сверстниками, задача родителей записывать его во всевозможные подростковые клубы, программы для общения и инициировать любую дружбу, даже если избранник ребенка им не очень нравится.

: Время прочтения:

Как родители усиливают страхи ребенка (или даже создают новые) и как с этим справиться. Для родителей дошкольников, младших школьников и специалистов, которые занимаются с детьми.

Страх не только оберегает нашу жизнь от опасности, но и способствует развитию эмоциональной сферы, ума, воображения, мотивации. Без этой базовой эмоции ребенок не научится заботиться о себе и о близких, не сможет оценивать свои возможности и ограничения, развивать волевые качества и даже достигать цели.

Иногда ребенок сам выбирает, чего бояться, иногда страхи родителей передаются их детям.

Для начала разберем, какие страхи помогают ребенку развиваться и познавать мир, а какие являются болезненными, могут укорениться надолго и мешают ему и всей семье.

Страхи-помощники

Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.

Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:

  • укусит собака
  • мама навсегда оставит в садике
  • утащит чудовище
  • кто-то нападет из темноты
  • врач сделает больно
  • украдут грабители

Почему страхи укореняются в детях

Иногда страхи остаются с ребенком надолго, сопровождаются истериками, появлением навязчивостей, плавно разрастаются и переходят на другие сферы.

Например, сначала ребенок не хочет ходить в садик — боится одной конкретной воспитательницы. Потом начинает бояться оставаться без мамы или папы в любых других местах. И в конце концов не может находиться на улице, в публичных местах даже с родителями — и перестает вообще выходить из дома.

Что заставляет их укореняться так прочно и тормозить движение вперед? Можно выделить три основных причины:

  1. Травматическая ситуация или физическое насилие
  2. Особенности развития ребенка — расстройства шизоидного и аутистического спектра, ЭПИ-синдром, умственная отсталость; эти расстройства могут иметь необычную логику развития страха, страхи иногда сопровождаются повышенной устойчивостью и вязкостью (долго может говорить о пугающем объекте); малая мозговая дисфункция (ММД), в частности астенический синдром, проявляет себя в развитии неуверенности, тревожности, страха самовыражения, склонностью чрезмерно волноваться и избегать некоторых ситуаций
  3. Поведение родителей, которое усиливает страхи ребенка или создает новые

Ситуация с насилием и психическое нездоровье — это сложные темы, которые требуют обязательной помощи специалиста. Невозможно придумать универсальные рекомендации, которые будут уместны в каждом из этих случаев, опыт и знания психолога тут незаменимы. А вот с третьим пунктом можно начать работать самостоятельно.

Детско-родительские страхи

Родители часто удивляются, когда наблюдают у ребенка страх. У них самих таких страхов нет:

  • они не боятся людей и общительны
  • не боятся врачей и уколов
  • не боятся собак
  • отлично держатся на воде

Но проблемы ребенка тонко отражают те области, которые мы (педагоги, родители) можем в себе не замечать. Требуются дополнительные усилия, чтобы оценить свое поведение и изменить его ради спокойствия и адекватного развития ребенка. Такие ситуации я объединяю в четыре группы:

  1. Трансляция родительского переживания ребенку: «Смотри, как я волнуюсь!»

Слияние: «Твой страх — мой страх»

Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.

— Мой сын боится собак!

— А вы как к собакам относитесь?

— Я их не боюсь и никогда не боялась.

— Опишите, как это происходит.

— Когда ребенок видит собаку, начинает убегать, кричать, прятаться за меня. Я их сама начинаю бояться, когда с ребенком. Как видим собаку, стараемся перейти на другую сторону улицы.

Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет. А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации.

Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:

  • бросить в воду исподтишка, застать врасплох
  • заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку

Ребенку показывают, что родитель не дает разрешение на страх, а значит, страх — плохое чувство, его нужно прятать. Он остается наедине с переживаниями, но уже многократно усиленными, обильно приправленными обидой и напряжением.

В первом и втором случае взрослым руководит страх. Но это, конечно, не страх собаки (пауков, темноты), а тех эмоций, которые испытывает ребенок, бессилия, ощущения, что родитель не знает, как с ними справиться.

Суть этих эмоций такова, что с ними не нужно справляться. Нет такого способа, чтобы ребенок быстро перестал бояться пугающего объекта — можно только постепенно учить его преодолевать негативные переживания. Для этого достаточно выслушать, подтвердить, что такой страх имеет право на существование, что, может, вы и сами немножко пугаетесь, или, наоборот, не пугаетесь, но вы рядом, готовы защищать его. Победить страх нужно вместе: не обходить собаку закоулками, но пройти мимо крепко взявшись за руки, подбадривая ребенка.

Хороший посыл, который может дать взрослый:

  • «Собака страшная, но я ее не боюсь. Я рядом, я тебя защищаю»
  • «Одному (без мамы) в садике страшно. У тебя это в первый раз. Тут новые игрушки, смотри. Я обязательно вернусь вечером»

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Малыш потерялся в большом торговом центре. В течение получаса-часа он нашелся. Было дано объявление по громкоговорителю. Ребенок плакал, мама тоже вся в слезах. Женщина продолжала переживать и делиться тревогой с ребенком в течение дня. Позже часто вспоминала этот день, предостерегала мальчика и рассказывала, какие страшные вещи могут произойти, когда малыш расстается с родителями. К психологу обратились с тем, что ребенок боится оставаться без мамы в общественных местах, в садике, на подготовке.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15-30 секунд; в крайнем случае — 5-15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»

Ребенок страшно боится уколов. И вот пришло время очередной прививки.

Какой только подход к нему не применялся: уговоры и обещания сладостей, строгая интонация, обещания, что будет не больно, и правдивая информация, что будет больно, но совсем чуть-чуть, что мама будет рядом, угрозы, что потом будет хуже и уколов придется ставить гораздо больше...

Ничего не помогало, ребенок еще сильнее закатывался в истерике. Он не мог уйти, потому что в будущем уже маячили сорок уколов вместо одного, но и не мог решиться на такой шаг. Медсестра была в растерянности.

Тогда в дело вмешался доктор. Он резко подхватил мальчика, положил себе на колени и быстро сделал инъекцию. Все присутствующие замерли от неожиданности. Но надо было видеть, как на лице ребенка осталось только легкое удивление от того, как быстро и нестрашно всё произошло.

Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.

Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение. Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания.

Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.

Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

На консультации мальчик 6 лет. Мама говорит, что он очень робкий, стеснительный, не любит знакомиться с детьми, боится оставаться с чужими людьми, боится оставаться в садике, не хочет ходить на занятия, потому что боится строгого воспитателя. Дома со своими ведет себя раскованно и даже балуется.

Мальчик мне и правда показался робким, но во время занятия стал более открытым и живым. После занятия выбежал в коридор, радостный, к маме. Наблюдаю, как мама его одевает: «Ты неправильно надел. Тише, люди смотрят. Прекрати баловаться — стой смирно, когда тебя одеваю! Повернись. Сколько можно говорить одно и то же... Будешь наказан за такое поведение. Не пойдем к бабушке в гости!» За пять минут было высказано около десяти замечаний, при том, что ребенка я практически не слышала, и мне казалось, что замечания мамы не совсем соответствовали реальным проступкам ребенка.

Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция. Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу.

В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.

  • «Что люди скажут?»
  • «Надо помочь ребенку адаптироваться»
  • «Нельзя, чтобы ребенок кому-то помешал»
  • «Ребенок сам не справится»
  • «Нужно, чтоб никто не заметил недостатков у ребенка»
  • «Нужно делать замечания, чтобы тебя считали хорошей матерью»
  • «Плохое поведение ребенка означает, что я плохая мать»

Родитель может бояться осуждения, страшится оказаться плохим родителем. Это приводит к тому, что повышается чувствительность к малейшему отклонению от нормы в поведении у своего ребенка.

Чтобы справляться с такими ситуациями, научитесь отслеживать эту тревогу и понимать, чем она вызвана. Хотя бы в некоторых ситуациях дайте себе разрешение понаблюдать за поведением ребенка, не подсказывайте и не бросайтесь помогать. Посмотрите, как он справляется самостоятельно, в чем его трудности и как реагируют окружающие (обязательно отрицательно?).

Спокойствие и наблюдательность родителя — залог того, что ребенок будет успешно справляться с трудностями.

Любой человек испытывает страх. И неважно – какого он возраста и социального положения. Одни пытаются избежать своего страха, другие же вступают с ним в борьбу. Мужчины и женщины, старики и дети – все чего-то боятся. Но один из самых сильных – это страх молодых родителей за своего ребенка.

Кто больше боится за детей – мужчина или женщина? Этому страху больше подвержены женщины и причин тому несколько.

  1. Природная неуверенность в себе.
  1. Инстинкт сохранения жизни ребенку.
  1. Боязнь окружающего мира.

Мужчина боится не сколько за ребенка, сколько за свою способность его обеспечить. Страхи мужчин более конкретные, а страхи женщин более абстрактные.

Страх и тревожности – различия

При страхе человек боится чего-то конкретного. Он переживает за то или иное обстоятельство, которое непременно должно случиться или уже случилось. Во время страха включается режим сохранения жизни – учащается пульс, появляется усиленное сердцебиение, начинается боль в животе, повышается потливость. Страхи родителей – это опасения за жизнь своего ребенка, а также попытка устранить раздражающий фактор, который может навредить и привести либо к смерти, либо к изменению жизненного устоя, а также моральных ценностей личности, за которую боятся.

Довольно сильный вред наносят родители, когда свои страхи неосознанно передают ребенку. Каким образом мы их передаем? Во-первых, мы часто говорим о своих опасениях при ребенке. Во-вторых, мы внушаем страхи, пытаясь его оградить – собаки кусаются, может ударить током, на улице по темноте ходят бандиты и этот мультик плохо влияет.

Ребенок начинает воспринимать мир с опасением, боится сделать шаг без разрешения родителей и все поступки координирует с ними. В будущем он вырастает со множеством фобий и комплексов, которые мешают строить личную и профессиональную жизнь.

Тревога проявляется в чувстве опасения неясного характера. Человек боится, а сам не знает чего. Внутри он волнуется, переживает и думает, что что-то смутно представляемое может случиться в будущем. Тревога выражается в виде беспокойства, а страх в виде переживания из-за чего-то определенного. Тревогу часто испытывает человек, который склонен к тревожности и имеет такую черту характера как паникерство.

Страхи молодых родителей бывают разные — виды родительских страхов

Ситуативный тип страха . Возникает во время какой-то ситуации – на экзамене, при нападении животного, грабителя, во время паники. Человек может «заразиться» ситуативным страхом при общении с людьми, которые его испытывают и высказывают вслух. Это называется реальным страхом.

Личностный тип страха . Страх как черта характера. Человек, испытывающий этот тип страха, отличается подозрительностью, мнительностью, недоверием, тревожностью. Сюда можно отнести многие необоснованные страхи родителей — воображаемый страх определенной ситуации («Я боюсь, что ребенок сейчас ударится» ).

Иногда эти два типа страха возникают одновременно. Например, человека покусала собака и теперь при встрече он ее боится. Страхи могут иметь разные уровни – от обычного до патологического. Обычный (нормальный) и защитный страх заканчивается быстро или проходит с возрастом. Он не меняет личность человека и не дает сломаться внутреннему стержню. Патологический страх не поддается контролю, он возникает и исчезает, мешает жить и работать.

Проявление страха в жизни

Яркое проявление страха – ужас, шок, крик, оцепенение. Менее яркое – напряженность, нервозность, плач (также внутренний плач). В любом случае человека выражает более или менее выраженное чувство беспокойства и переживания. Есть три ступени проявления страха родителей.

  1. Беспокойство. Оно проявляется в виде неслаженных движений, повышенного интереса к личности, нетерпимости и невозможности ждать. Родителям хочется все знать о ребенке и контролировать каждый его шаг. Таким образом, они стараются избавиться от страха. Но он затягивает их еще сильнее. Человек становится суетливым, неестественно активным и болтливым.
  1. Хроническое беспокойство. Человек становится пессимистом – погружен в себя, мало говорит, редко улыбается, много думает и всегда чем-то озадачен. Он не может находиться здесь и сейчас – его мозг суетлив и беспокоен. Он чувствует зажимы в теле, головную боль, плохо спит.
  1. Хронический страх. Человек настолько перепуган внутри себя и занят своими мрачными мыслями, что не может работать и концентрироваться. Во время общения он возвращается к предмету страха и не может фокусироваться на других темах. Он просыпается со страхом и засыпает с ним.
  1. Патологический страх. Возникает вследствие длительного хронического. Человек становится социопатом, почти не общается и старается реже выходить из дома.

Истоки страха (факторы)

Все наши страхи происходят из детства, но также они могут быть приобретенными. Откуда возникают страх родителей за своих детей, а также другие опасения. К ним приводят определенные факторы.

  1. Ваши родители (или люди, с которыми вы жили) чего-то постоянно боялись – потери работы, денег, краж, обмана, перемен.
  1. Вы общаетесь с людьми, которые испытывают страх и рассказывают его вам.
  1. У вас не было хорошего примера в виде отца (для мужчин) или матери (для женщин).
  1. Родители вас постоянно в чем-то ограничивали или создавали в доме напряженную атмосферу.
  1. Ваши родители угрожали друг другу или кому-то.
  1. В семье была несогласованность. Один позволяет, а другой запрещает.
  1. В детстве вы были свидетелем частых конфликтов.
  1. В детстве вы чего-то сильно испугались (отсюда гиперчувствительность и тревожность).
  1. За вас всегда боялись.

Как выявить страх и что делать с тревожностью

Чтобы понять, чего вы боитесь и выявить все страхи, родителям необходимо научиться задавать себе вопросы и честно на них отвечать. Сначала поймите, что ваша жизнь не имеет ничего общего с жизнью ребенка. Если остались какие-то воспоминания из прошлого, это еще не означает, что такое же случится у малыша. Помните, что все родители испытывают страх. Разберем основные из них.

  1. В школе ребенок станет «как все» . У родителей возникает страх, что школьные учителя привьют детям отвращение к предмету и подавят его творческое начало. В тот момент, когда мир постепенно открывает дорогу креативщикам, вы переживаете, что одинаковая форма и манера поведения на уроке погубит индивидуальность вашего ребенка.

А так ли это? Мы понимаем ваш страх перед школьным однообразием. Но аттестат по-прежнему является обязаловкой. Однако вы можете облегчить ребенку школьные годы. Если вы обеспеченный человек — выберите школу по отзывам. Особое внимание уделите креативному подходу преподавателей в том учебном заведении. Если нет возможности хорошо пристроить ребенка, то постарайтесь выжать максимум из обыкновенной школы. Научите дома креативно подходить к выполнению домашних заданий и хвалите за оригинальность, если этого не делают учителя.

  1. Ребенок будет учить в школе ненужные предметы . Вы переживаете, что ребенку придется учить православие или тот язык, которые (как вы считаете) ему не нужен.

А так ли это? Попробуйте поговорить с директором школы и освободить ребенка от этих уроков по религиозным соображениям. Выскажите как родитель свои страхи и недовольство. Если это не получается и сменить школу не удается, научите ребенка воспринимать критично этот предмет и относиться к нему просто как к должному.

  1. Учителя будут халатно относиться к обучению ребенка . К этому также можно отнести страх родителей перед детским садом, когда они переживают, что воспитатель может плохо влиять на ребенка. Возможно, у вас разное мировоззрение с педагогом.

А так ли это? Постарайтесь понять, действительно ли все так плохо? Возможно, педагог знает больше вас и его знания действительно пойдут на благо ребенку. Но если вы видите, что преподаватель или воспитатель чего-то недодает, вы можете нанять репетитора или в определенные дни водить кроху в частный детский сад, школу творчества или на дошкольную подготовку.

  1. В школе или детском саду придется сдавать постоянно деньги . В классах и группах постоянно проводятся сборы средств, то на одно, то на другое. Это и ремонт класса, и отопление, и школьные обеды, и игрушки для детского сада. Естественно, что родители испытывают страх перед финансовыми сборами.
  1. Ребенок не захочет сидеть над домашней работой . Одним из частых страхов родителей перед школой является переживание, что малыш не справится с возложенной на него нагрузкой. В садике требуют выполнения поделок, придумывание сказок и рисование различных рисунков. В школе еще больше – от домашних заданий до выступлений на празднике.

А так ли это? Стоит ли действительно всего этого бояться? Выполнение творческих задач и совместных домашних заданий поможет вам многое вспомнить и даже применить это в жизни, да и с ребенком наладить контакт. Заставить выступать на праздниках вас и вашего ребенка не сможет никто. Поэтому можете этого не опасаться.

  1. Ребенок в школе испортится и психички, и физически . Чего чаще всего боятся молодые родители? Того, что их чадо может кто-либо обидеть. Также вы переживаете за качество еды в школьной столовой или садике.

А так ли это? Пытаться оградить ребенка от внешнего мира не стоит. Чем быстрее он попадет в социум, тем лучше. Образовательная школа – это настоящая школа жизни и тут понятен страх родителей за своих детей. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, самостоятельно пытается решить первые жизненные проблемы. И ваша задача – не ограждать, а помочь советом. Если боитесь за желудок ребенка, который испортится от школьных котлет – давайте еду с собой.

  1. Ребенок познакомится с плохими детьми . Такие страхи родителей вполне естественны перед поступлением ребенка в школу. Вы не знаете, будет ли ваш ребенок лидером или же станет одним из худших.

А так ли это? Вы не сможете предугадать, в какую компанию попадет ваш ребенок. Но важно помнить, что ничто не сможет ему испортить жизнь, если у него отличные взаимоотношения с понимающими родителями.

  1. Вы боитесь оставить его дома одного . Это то, чего чаще всего боятся молодые родители, когда ребенок начинает взрослеть. Обязательно в жизни произойдет ситуация, когда некому будет посидеть с ребенком и вам придется оставить его на хозяйстве. Но не всегда такой страх обоснован.

А так ли это? Если вы сильно переживаете, то оставьте несколько номеров телефона – свой, родственников, друзей, полиции. Проведите инструктаж и самое главное – скажите точное время, когда вернетесь. При этом будьте постоянно на связи.

  1. Вы боитесь его самостоятельности . Вам кажется, что малыш так или иначе причинит себе вред из-за неловкости или неосторожности. Любая попытка действовать самостоятельно воспринимается вами в штыки.

А так ли это? Чего чаще всего боятся молодые родители? Пожалуй, это один из самых сильных страхов. Но все дети вырастают и ваш тоже. Будьте готовы к тому, что самостоятельность с каждым годом станет проявляться все больше и больше. Это естественный процесс, поэтому просто наблюдайте за ним и старайтесь не ограждать от всего.

Как ваш страх отражается на ребенке

Не нужно делать своего ребенка центром вселенной, иначе такой страх родителей за детей приведет к негативным последствиям в будущем. Ваш ребенок станет эгоистично относиться не только к вам, но и к окружающим. Постоянная забота и сюсюканье подавляют волю и вырабатывают слабый характер. Помните, что трудности закалят вашего ребенка и научат его преодолевать жизненные препятствия.

Если подавлять детскую самостоятельность, вырастет полностью безвольный ребенок, который не сумеет о себе позаботиться и побоится окружающего мира. Такие дети имеют в будущем большие трудности и им тяжело приспособиться к изменению обстоятельств.

Методы преодоления страхов

  1. Научитесь выражать свой страх в рисовании. Пытайтесь больше заниматься творческой деятельностью, когда вас посещают мрачные мысли. Помните, что творческой может быть даже обычная готовка.
  1. Не ставьте ребенка без конца на первое место. Помните, что в некоторых моментах он действительно может позаботиться о себе сам.
  1. Выпишите на листочек все свои страхи и напишите рядом, что может произойти, если они сбудутся. Далее проанализируйте – действительно ли это страшно, или может стать для ребенка новым опытом.
  1. Не придумывайте страхов там, где их нет. Старайтесь смотреть на мир более реально.
  1. Постарайтесь работать со своей мнительностью – откажитесь от драматических фильмов, передач, историй.
  1. Помните, что вы не способны контролировать жизнь ребенка на все 100%, поэтому в некоторых моментах постарайтесь расслабиться и довериться течению жизни.

Родители испытывают много страхов: перед детским садом, школой, на детской площадке, а также при внедрении малыша в новый коллектив. Если вам очень тревожно и советы не помогают, пообщайтесь с психологом или закажите консультацию онлайн. Иногда профессиональный ответ является лучшим лекарством.

После рождения малыша у новоиспеченных родителей появляется множество страхов. Они беспокоятся, что с ребенком что-то случится - он заболеет, поранится, свяжется с нехорошими людьми. Нередко на этой почве возникают настоящие фобии, которые провоцируют панические атаки. Справиться с такими состояниями вам помогут советы психолога Коваль Бориса.

Мы живем в мирное время, но, к сожалению, происходят теракты и несчастные случаи, о которых регулярно рассказывают в новостях. Когда происходит нечто подобное, родители начинают сильно переживать за своих детей, поэтому боятся оставлять их без присмотра. Иногда страх зашкаливает настолько, что взрослый человек хватается за сердце всякий раз, когда чадо пропадает из виду или не отвечает на телефон. Появляется боязнь, что случится непоправимое. И для ограничения свободы передвижения ребенка достаточно страхов: когда ребенок будет перебегать дорогу, что на него кто-то нападет, когда он останется один. Все это вынуждает родителей существенно ограничивать свободу передвижения детей.

Чего боятся родители?

Ответ на этот вопрос чрезвычайно прост, они боятся потерять контроль: с появлением малыша родители понимают, что не смогут оградить его от всех возможных бед, более того, дети часто сами становятся причиной своих бед и предупредить все возможные ситуации просто невозможно. Учитывая то, что дети часто не слушаются и нарушают запреты взрослых, родительское сознание начинает бунтовать. Ведь важнее ребенка ничего нет. Хочется сделать все возможное и невозможное, чтобы обеспечить его безопасность.

Родители вечно беспокоятся, что их ребенок упадет, попадет в дурную компанию, не вернется вовремя домой с прогулки. В попытке защитить свое чадо от опасностей они рискуют лишить его всех прелестей свободной жизни, возможностей совершать ошибки и терпеть неудачи, которые дают ценный новый опыт и закаляют характер. Ведь единственный способ предотвратить провалы - научить ребенка ничего не делать самому без одобрения родителей.

Такое воспитание неизбежно приведет к «инвалидизации» (в психологии есть такое определение) ситуации, когда взрослому и вполне здоровому человеку постоянно нужна помощь, словно он инвалид.

Если вы не хотите такого будущего для своего ребенка, придется принять собственную беспомощность перед природными катаклизмами, стихиями, разными ЧП, некоторыми заболеваниями. Речь, конечно, не о том, чтобы полностью отдаться на волю случая. Просто не стоит накручивать себя. Следует помнить о рациональной осторожности и предпринимать действия, которые минимизируют риски.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Как перестать беспокоиться за детей?


Психологи советуют родителям задумываться о природе своих страхов. Они делятся на 2 вида:

  1. Рациональные страхи - это те, которые появляются на почве объективных причин. К примеру, обоснованной является боязнь выпускать ребенка на улицу, если там в данный момент происходят беспорядки.
  2. Эмоциональные страхи - это уже не реальные, а придуманные опасности для ребенка, которые подкидывает родителям их воображение. Они начинают придумывать, почему, возможно, случится беда - упадет лифт, разобьется самолет, в котором летит ребенок. Теоретическая вероятность таких событий есть, но не факт, что все это произойдет в действительности.

Если страх рациональный, то есть обоснованный, он требует рациональных реакций. В таком случае нужно предпринять меры для усиления безопасности, чтобы предотвратить нежелательные события. Так, не отпустив ребенка гулять, если во дворе происходит драка, родители испытают облегчение. Если же страх основан не на реальных событиях, а на эмоциях, то никакие действия не снизят уровень тревожности.

Что же делать, если вы находитесь далеко от своего ребенка или от вас ничего не зависит? Как быть, если вы никак не можете повлиять на происходящие события, тем более при условии, что опасности рисует ваше воображение?

Необходимо понять, что нет смысла беспокоиться из-за того, что, возможно, не произошло, да и вообще никогда не произойдет. Выдумывая ужасающие картины, когда ребенок не отвечает на телефон, родители изматывают себя, а нужно смириться с фактом: вы не всесильны и не сможете защитить свое чадо от всех невзгод. Все равно будут возникать ситуации, на которые у вас не получится повлиять.

С другой стороны, сейчас у родителей есть множество возможностей для повышения безопасности их детей. Можно вшить в рюкзак GPS-маяк - это позволит отслеживать местоположение ребенка и быть уверенным, что он пришел в школу. Еще один вариант - дать своему чаду тревожную кнопку, при нажатии на которую родителям приходит сообщение с просьбой о помощи. Это рациональные действия, направленные на защиту ребенка от реальных угроз, а эмоциональные реакции никого ни от чего не защищают. Придуманные беды, в которые могут попасть дети, но, скорее всего, не попадут, провоцируют только проблемы с сердцем у родителей.