Свадебное платье. Какого цвета было свадебное платье на руси

07.08.2019

Свадебное платье от Лагерфельда parisianevents.com

Ты не задумывалась, почему модельеры традиционно звершают показ своей коллекции свадебным платьем? Просто это самое главное платье на свете, и все остальные, может, даже более красивые, модные и удобные, рыдают на вешалках магазинов, потому что им никогда не стать центром внимания на свадьбе.

Каким же образом белое пышное платье с фатой стало международным нарядом невесты? Надо признать, оно прошло долгий путь.

Начало начал

Сначала свадебное платье было даже не платьем. В древности бракосочетание было в первую очередь пышным обрядом, и каждая деталь наряда невесты имела конкретное значение. Часто к повседневной одежде просто добавлялись праздничные составляющие.

Иван Куликов Убор невесты 1907 г.

Русский народный свадебный наряд трудно назвать воздушным и легким, но он нес иную смысловую нагрузку. Самым свадебным цветом считался красный. В зависимости от региона на невесте мог быть красный сарафан или понева (своеобразная предшественница юбки), которые надевались на традиционную белую рубаху, с вышивкой на вороте, рукавах, иногда сверху надевался еще передник. Считалось, что красный цвет отпугивает злых духов, поэтому ленты, вышивки и отделки полыхали на невесте огнем.

Приметы и суеверия
День, который мы сейчас называем счастливейшим в своей жизни, для наших бабушек был полон мрачных предчувствий.

Например, толстую шерстяную поневу, которую носили только замужние женщины, народ окрестил «бабьим хомутом». А свадебная белая рубаха в некоторых областях называлась «убивальницей», потому что невеста в нем «убивалась», прощаясь песней-плачем с родителями, махая при этом длинными, суживающимися к запятьям рукавами. Длинный рукав, который полностью скрывал кисть, также был нужен для того, чтобы невеста и жених не касались друг друга голыми руками во время свадебнего празднества. Это считалось плохой приметой и сулило бедность и прочие неудачи. Свою свадебную рубашку девушка должна была носить долго, где-то - пока она не истлеет, где-то – пока не родится первенец, а кое-где – в ней вообще потом хоронили.

Также страшным позором для замужней женщины считалось показаться на людях простоволосой, без головного убора. На свадьбе впервые девичья повязка в виде ленты, венца или обруча менялась на массивный головной убор, самый известный из которых кокошник. Он состоял из многих частей, а весить он мог все 5 килограммов. В некоторых областях в знак скромности и тайны, а также для защиты от нечистой силы, лицо невесты до венца закрывали платком, он мог быть и длинным, до самого пола. Эта традиция напоминает современную фату, у которой, правда, осталась одна только видимость прикрытия.

Ветер перемен
В начале 18 века после реформ Петра Первого Россия стала следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до 19 века, а кое-где даже до революции 1917 года. Собственно, с 18 века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской.

Свадебная пара эпохи модерна vam.ac.uk

В Европе и Америке в это время свадебное платье могло быть и белым, и каким угодно. Совершенно нормальным считалось выбрать голубой, розовый, зеленый, темно-коричневый и даже черный наряд. Это делалось из практических соображений: улицы были в разы более грязными и пыльными, а стирка являлась дорогим удовольствием, доступным самым богатым, к тому же платье неброского цвета могло потом использоваться еще не раз в качестве наряда на выход. Черные платья были в основном у невест, выходящих за вдовца. Например, в Гудвилл Музее в Вашингтоне хранится черное свадебное платье шестнадцатилетней девушки, связавшей свою жизнь с овдовевшим отцом шестерых детей.

Кстати, белый цвет тогда не считался цветом невинности, его роль выполнял голубой, и жених с невестой надевали голубые ленты. Отголосок этого звучит в стишке-поверии, что на невесте должно быть «something old and something new, something borrowed and something blue» («что-нибудь новое и что-нибуль старое, что-нибудь одолженное и что-нибудь голубое»).

GeorgeHayter Свадьба королевы Виктории 10 февраля 1840 года


Белый наступает

В 1840 году состоялась свадьба английской королевы Виктории, на которой она стала не только женой принца Альберта, но и прообразом современной невесты – в белом платье с огромным шлейфом, который несли 12 дочерей королевских лордов. Все «подружки невесты» были в одинаковых платьях, и с золотыми брошами в виде орлов, украшенными жемчугом - в знак настоящей любви, рубинам – в знак страсти и бриллиантами – в знак нерушимости чувств. Внешний вид платьев придумала сама королева – наброски сохранились в ее записной книжке, а дизайн броши разработал жених.

К концу 19 века белый цвет стал фаворитом у готовящихся к свадьбе девиц. Вовремя случившаяся индустриальная революция, повсеместно открывшиеся универсальные магазины дали возможность каждой исполнить свою мечту и стать Белой королевой на собственной свадьбе. После торжественного дня некоторые практичные особы перекрашивали платье, укорачивали его рукава, частично перешивали и использовали как вечерний туалет. Считалось даже, что если женщина приходит на прием в переделанном свадебном платье, то этим самым она оказывает особенную честь хозяйке дома.

На протяжении 20 века белое платье с фатой послушно следовало всем указаниям диктаторши-моды.

Время с 1890 до 1914 года, до начала первой мировой войны называют Le Belle Epoquе – «прекрасная эпоха». В моде, как и везде, господствовал стиль «модерн» с его плавными округлыми линиями. Утонченная, изнеженная и загадочная – таким был женский идеал этого времен. Кажется, сложно придумать более подходящий наряд для такого идеала, чем свадебное платье. Корсеты создавали четкий силуэт с удлиненной талией, а юбки напоминали опущенный книзу цветок. Так что невеста в то время была похожа изогнутый стебель лилии – любимый символ модернистов.

Короче, еще короче

Свадебная пара 20х годов.vam.ac.uk

В 20-х годах 20 века свадебное платье впервые стало коротким, и тут не обошлось без вездесущей Коко Шанель. Она одна из первых представила платье по колено длиной с огромным шлейфом и пышной фатой. Изменение роли женщин в обществе сделало форму платья более простой, тугие корсеты стали уходить в прошлое, а из под юбок стали сверкать лодыжки, к радости женихов и неудовольствию будущих свекровей.


Свадебная пара 30х годов vam.ac.uk

30-е годы окончательно укоротили дамам юбки до колена. Раскрепощение нравов плюс экономия материи! У платьев заниженная талия и бесформенный силуэт, фата прикрепляется к модным маленьким шапочкам, плотно сидящим на голове. Можно сказать, что в это время рождается новый компонент свадебного наряда – туфли и чулки, теперь их видно во всей красе.

Не до платьев
В 40-е военные годы свадьбы происходили настолько быстро и незапланированно, что порой на них обходились и вовсе без свадебных нарядов, а если жених и невеста оба служили на фронте, то женились прямо в военной форме. В послевоенные годы произошел настоящий взрыв спроса на свадебные наряды. Дизайнеры ринулись его удовлетворять. Некие смышленые предприниматели стали предлагать большое количество излишков кремового парашютного шелка домашним швеям, присовокупляя инструкции о том, как превратить его в шесть разных предметов одежды, включая подвенечное платье.

Сказка наяву
Когда нехватка тканей, связанная со Второй Мировой войной, ушла в прошлое, невест охватило настоящее кружевное безумие. В 50-е свадебные платья представляли собой воплощение скромности с традиционной длиной рукава, чувствительной линией шеи, длинной юбкой и немногочисленными украшениями.

Грейс Келли в подвенечном платье ИСТОЧНИК НЕИЗВЕСТЕН

В 1956 году более чем 30 миллионов телезрителей наблюдали за свадьбой знаменитой актрисы Грейс Келли и князя Монако Ренье III, как за волшебной сказкой, происходящей наяву. На уникальный подвенечный наряд будущей принцессы ушло больше километра шелковой тафты и раритетного, 125-летней давности кружева из роз. В прошлом году москвички смогли собственными глазами увидеть это платье на выставке «Эпоха Грейс Келли, принцессы Монако». Эта, как ее называют, «свадьба века» окончательно утвердило представление о том, что невеста должна выглядеть, как сказочная принцесса в белоснежном платье.

С тех пор индустрия свадебной моды развивается бешеными темпами, в разных странах ежегодно проводится своя «Неделя свадебной моды». Самая известная из них проходит в Нью-Йорке в рамках Couture Fashion Week.

Свадебные модельеры

Барби от Веры Вонг barbiecollector.com

Невесты всего мира знают имя американского дизайнера Веры Вонг (Vera Wang). Это самый любимый свадебный модельер знаменитостей. В ее платьях выходили замуж известные модницы Мэрайя Кэри, Дженнифер Лопез, Аврил Лавин, Виктория Бекхэм, Шарон Стоун и Ума Турман. Она придумывала свадебные платья для сериала «Секс в большом городе» (одно из тех, в которых Кэрри снималась для Vogue) и «Дурнушка Бетти», и даже Барби стала невестой от Вонг – причем дважды. Ее платья стоят 2 до 7 тысяч долларов, эксклюзивные еще дороже, но для своего особенного платья звездам никаких денег не жалко. В шикарных платьях Вонг любая будет выглядеть прекрасной и женственной, но любительницам экстравагантной одежды в них будет скучновато. Не зря наша любимая Кэрри все-таки выбрала платье от Вивьен Вествуд на свою настоящую свадьбу.

Керри из «Секса в большом городе» в платье от Вивьен Вествуд ИСТОЧНИК НЕИЗВЕСТЕН

Самые-самые
Конечно, каждый великий модельер делал попытку по-своему переосмыслить свадебное платье.

Например, Ив Сен Лоран поместил свою невесту в вязаный кокон. То ли он представлял себе невесту как гусеничку, собирающуюся стать прекрасной бабочкой, то ли как заложницу собственного семейного счастья.

Свадебное платье кокон Ив Сен Лоран ©Foundation Pierre Bergé

А другая его невеста, наоборот, была почти полностью лишена одежды, украшена венками и цветами, как языческая богиня. Особенно интересно модельерам экспериментировать с фатой. Например, Кристиан Лакруа однажды прикрепил ее на солнцезащитный зонтик, а Жан-Поль Готье вообще с ней не церемонится и видоизменяет как хочет. Карл Лагерфельд каждый год удивляет поклонников Chanel своими невестами – то это молодежное мини с сапогами-ботфортами, то наряд волшебной феи, то какое-то чудо в перьях, с муфтой и в темных очках. А невеста из последней коллекции Лакруа выглядит очень по-русски – матрешка, да и только.

Также свадебное платье – излюбленный объект для современных художников. Сколько оно таит в себе разных метафор! Какой простор для интерпретаций!
Британская художница Сьюзи Макмюрей (Susie MacMurray) представила вниманию публики свадебное платье, сделанное из 1400 резиновых перчаток. Кто-то скажет, что это она про замученную бытом современную женщину, кто-то – что это про одноразовость отношений между полами, но точно никто не останется равнодушным.

Другая художница, Лесли Дилл, украсила бумажную статую, сделанную в виде свадебного платья, словами стихотворения Эмили Дикинсон «The soul has bandaged moments». Тут даже и гадать не надо, у невесты будет все на лбу, груди, руках и ногах написано – «я в панике!»


Lesley Dill Dada Poem Wedding Dress, 1994
acrylic and thread on paper on mannequin ©omart.org

Наверное, про каждое свадебное платье можно рассказать трогательную историю. Вот, например, удивительное платье Луизы Фейрберн, которая занимается разведением овец. Она пожелала выйти замуж в платье из шерсти своей любимой овечки Оливии. Платье принесло новобрачным удачу: славу о нем, а заодно и овцах, разнеслась по округе, и через год пара праздновала победу на престижном овцеводческом конкурсе в Линкольншире.

Луиза Ферберн ©Jon Corken

Если ты собираешься в ближайшем будущем замуж, то тебе будет интересно подробно изучить тенденции свадебной моды на сайте www.brides.com . Если вкратце, то в следующем году нам обещают невест в полупрозрачных платьях (шифон, тюль и кружево), с приспущенными плечиками и цветочными деталями.

Кстати, если набраться в интернете идей и вдохновения, то можно заказать у портнихи какое-нибудь сверхъестественное платье. Главное, помнить: чтобы стать уникальной невестой, необязательно быть королевой Викторией или Грейс Келли. Свадебная мода консервативна, и чтобы не слиться с толпой у ЗАГСа, надо проявить всего лишь немного фантазии и капельку смелости.

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» - так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам:

Свадебное платье – это нарядная одежда для представительницы слабого пола, которую принято надевать на церемонию бракосочетания или венчания. Свадебное платье – это самый главный наряд в жизни любой девушки, и от него зависит не только ее настроение во время торжества, но и добрая память. Классическое свадебное платье, как правило, белого цвета, хотя многие дамы давно отошли от этого стереотипа, и надевают платья розовых, красных и даже черных цветов.

История

Свадебное платье является самым важным нарядом в жизни каждой девушки. Оно несет в себе глубокий символический смысл, объединяя древнейшие обряды, отголоски прошлых поколений и накопленные веками традиции. Свадебное платье надевают всего один раз в жизни, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся и необычным.

Сотни лет назад девушки изготавливали подвенечные платья из листьев и цветов, шили их из дорогой материи, расшитой ракушками, бисером , жемчугом и золотыми нитями. Родиной свадебного платья принято считать Древнюю Грецию. Именно там в VIII-II вв. до н.э на бракосочетание девушки надевали длинные платья (пеплос), сшитые из легкой материи, скрепленные на плечах с помощью застежек. Часто в таком платье художники изображали древнегреческую богиню Афину. Голову невесты украшали лавровым венком, считавшимся символом целомудрия. Белые наряды невесты и жениха символизировали молодость, чистоту, невинность и радость. В свадебных одеяниях, прежде всего, ценились простота и гармония.

В Древнем Египте молодые девушки надевали калазирис. Это кусок ткани, обматывающий фигуру от груди до самых пят, который придерживался одной, реже двумя, бретельками. Основную роль в наряде египтянок играли украшения: магические подвески, амулеты , браслеты, бусы, кольца, диадемы из драгоценных металлов и камней и пояса. Все эти предметы несли символическое значение и были связаны с Богами. После падения Римской империи на смену пришла эпоха аскетизма. Физическая красота невесты ушла на задний план, девушки облачались в наряды из тяжелых тканей, плотно покрывавшими фигуру. Чаще всего наряд невесты состоял из двух длинных туник с рукавами и высоким вырезом, торжественность которым придавала богатая отделка верхней туники, ее украшали золотом, жемчугом и вышивкой. Такие одеяния скрывали естественные формы дам, ведь в тот период земная красота считалась грехом, а наслаждение ей – недозволенностью.

На рубеже XII-XIII веков свадебная одежда стала более облегающей. В эпоху позднего Средневековья, а именно в XIV-XV веках, идеалом женской красоты считались узкие покатые плечи, утонченность и хрупкость. Во Франции, Испании и Германии девушки носили длинные, сковывающие движения, платья , выполненные из парчи или бархата , и декорированные большим количеством застежек. Чаще всего дамы надевали одежды пурпурных, красных и алых оттенков. Неотъемлемой частью свадебного костюма в готический период считались остроугольные глубокие декольте , шлейфы, вуали и рукава длиной до пола. А дополняли такие наряды обувью с длинными носами.

В эпоху Возрождения (или Ренессанса) полностью поменялись каноны красоты, в моду вошли пышные формы, ставшие высшим проявлением женственности. Свадебные платья стали выбирать с учетом естественных изгибов тела. Роскошные наряды изготавливали из серебристой парчи или белого атласа , а декорировали их камнями и жемчугом. Кстати, жемчуг в те времена считался символом семейного счастья. Им украшали не только наряды, но и волосы.

Веком позже во Франции царил стиль Рококо, чуть позже он просочился и в другие европейские страны. На смену классике пришли невероятно объемные прически и парики, огромные головные уборы , корсеты и глубокое декольте. Свадебные платья носили исключительно с кринолином , а верхние юбки декорировали кружевами, бантами, рюшами, лентами и цветами. Статус невесты определялся наличием длинного шлейфа.

В начале XIX века произошла резкая перемена модных тенденций, принесшая с собой платья из тонких струящихся тканей с завышенной талией, которые мягко обволакивали фигуру. Свадебные наряды шили из белого атласа, поверх которого пускали воздушную органзу и другие прозрачные ткани. Дополняли свадебные одеяния длинными перчатками белого цвета. Образ невесты подчеркивался нежностью, легкостью и мечтательностью. В середине XIX века линия талии опустилась, юбка стала пышной и вернулся корсет. Некоторое время спустя в моду вошли тюрнюры, которые зрительно увеличивали заднюю часть платья при помощи специальной подушечки или каркаса. Особенную популярность приобрели оборки, воланы, драпировки, банты и шлейфы. В конце того же века кринолины практически перестали использовать в свадебных нарядах, их место заняли элегантные платья со слегка расклешенной юбкой.

В XX веке свадебное платье претерпело кардинальные изменения. Особенно это коснулось его длины. В начале века были актуальны платья, едва приоткрывавшие лодыжки, чуть позже наступила пора шокирующего мини. В 1940 годах свадебная мода стала более строгой, а десять лет спустя вернулся романтический стиль : длинные платья, изящные туфельки и нежные украшения. В тот период законодателем повседневной и свадебной моды был признан Кристиан Диор, который создавал женские наряды с приталенными платьями с пышной юбкой до колен. В 1960 годах в моду вошел минимализм: платье вновь укоротилось, приобретя более четкие и лаконичные формы. В 1980 годах на пике славы – стиль ретро .

Современная мода на свадебные наряды стала более гибкой, в ней могут смешиваться различные стилистические направления: от готики до авангарда. Фасоны платьев и аксессуары зависят исключительно от вкуса, настроения и фантазии невесты.

Виды свадебных платьев

Современные магазины предлагают огромный ассортимент свадебных платьев. И не каждая девушка может с точностью сказать, какое именно платье ей подойдет. Чтобы выбор платья оказался не таким сложным, для начала нужно выяснить, какие виды свадебных платьев существуют.

  • Пышное бальное платье – этот силуэт платья является самым востребованным и распространенным. Особенностью такого платья является облегающий лиф, который выгодно подчеркивает линию талии и красивую грудь , и пышную юбку. Такой фасон платьев идеально подходит дамам, желающим скрыть недостатки нижней части туловища, и наоборот, подчеркнуть достоинства верхней.
  • Платье А-силуэта – такое платье позволяет скрыть недостатки, приподнять грудь и вытянуть фигуру, сделав ее визуально стройнее.
  • Платье Годе – данный вид платьев плотно облегает бедра и расширяется у линии подола. Подходит обладательницам идеальной фигуры, поскольку линия талии и бедра бросаются в глаза на фоне расширенного подола.

Меган Фокс в свадебном платье

  • Платье Ампир – силуэт такого платья характеризуется высоко поднятой талией, зрительно увеличивающей бюст, и свободным струящимся низом. Часто такое платье называют Греческим. Шьют их из легких материалов, придающих невесте эдакую невесомость.
  • Платье-футляр – этот фасон платьев выгодно подчеркивает линию груди, талии и бедер. Обладательница платья-футляр должна иметь идеальную фигуру.
  • Короткое платье – такое платье предназначено для дам, имеющих сногсшибательно красивые и длинные ноги. Короткое платье может быть любого силуэта.

Пожалуй, ни к одному своему наряду девушка не относятся так трепетно, как свадебному платью. Современные невесты стараются выбрать свадебное платье и аксессуары к нему задолго до торжества, мечтая быть самыми неотразимыми в день бракосочетания. История свадебного платья удивительна и очень интересна. Некоторые, особенно любопытные факты с истории свадебного платья мы вам и предлагаем почитать.

Крестьянские девушки 17-19 веков начинали готовить себе приданое к свадьбе, в том числе и свадебное платье, сразу, как только получали необходимые навыки шитья (иногда и ткань для одежды им приходилось не покупать, а делать все самим – выращивать лен, прясть и ткать). Также на Руси существовала традиция передавать свадебное платье от матери к дочери, ведь женщина могла одеть его только один раз в жизни

Отметим, что традиционное русское платье невесты было красного цвета , так как он символизировал красоту и плодовитость женщины. Белые свадебные платья появились только в 17-18 веке в Европе. В России же женщина в белом одеянии считалась «невестой Христовой», то есть ей предстояло покинуть мирскую жизнь и уйти в монастырь.

Традиционное свадебное платье не всегда было таким, как сейчас – с течением времени менялись нравы и мода, а вместе с ними – цвет, покрой, фасон свадебного платья.

В Древней Греции , родоначальнице европейского свадебного наряда, невесты надевали длинное легкое платье, скрепленное застежками на плечах («пеплос»). Белый цвет одежды жениха и невесты был символом молодости и чистоты, а лавровый венок на голове девушки указывал на её целомудрие. Вообще древние греки больше всего ценили в одежде простоту и гармоничность линий.

В Древнем Египте невесту от груди до щиколоток облачали (вернее сказать – заворачивали) в длинный кусок материи на бретельках. Главную роль в костюме египтянки играло не платье, а различные украшения с религиозной символикой – браслеты, бусы, подвески, кольца, диадемы и пояса.

В эпоху Средневековья на смену культуре красоты и чувственности человеческого тела пришла эпоха аскетизма. Платья стали делать из тяжелых тканей, полностью закрывающими фигуру. Красота тела стала считаться греховной, а наслаждение ею – запретным. Тяжелые, полностью закрытые свадебные платья (иногда с высокими воротниками) были разнообразных цветов и оттенков, их богато украшали вышивкой, золотыми нитями, драгоценными камнями и жемчугом. Так что для свадьбы женщины по-прежнему выбирали самые лучшие и дорогие наряды.

Но желание женщины выглядеть привлекательной для противоположного пола искоренить невозможно, поэтому уже в эпоху позднего Средневековья (14-15 века) произошло некоторое смягчение суровых нравов и одежда стала более облегающей. В Европе женщины носили длинные, узкие платья из парчи или бархата с большим количеством застежек – такая одежда весьма затрудняла движения. На свадьбу невесты той поры шли в алых, красных или пурпурных платьях. В моду вошли глубокие декольте, шлейфы и вуали, а также длинные, до пола, рукава с прорезями посередине.

В эпоху Возрождения , свадебное платье снова стало учитывать пропорции тела и его естественные изгибы. Сверху оно деликатно облегает женскую фигуру, не сковывая движений, а от талии расходится легкими складками. Шикарные платья из белоснежного атласа или серебристой парчи расшивали жемчугом и драгоценными камнями. Невесты эпохи Возрождения носили много жемчужных украшений и вплетали его в волосы, так как считалась, что он укрепляет семейные узы.

Через столетие, в эпоху рококо , покрой платьев усложнился, появилось множество дополнительных деталей и извилистых форм. Высокие парики, вычурные прически, огромные шляпы, глубокие декольте и корсеты прочно вошли в моду сначала в Франции, а потом и по всей Европе. Кринолины платьев украшают кружевами, лентами, бантами и цветами. Длина шлейфа свадебного платья указывала на социальный статус невесты. Наступила эпоха игривой искусственности, которую должны были поддерживать женщины.

Кстати, моду на белые свадебные платья, по одной из версий, ввела Анна Австрийская – её белоснежный подвенечный наряд был так хорош, что все светские дамы Франции. а затем и других стран Европы, стали повторять за ней. По другой версии, это сделала королева Виктория в середине 17 века. Однако в любом случае, белый цвет свадебного платья со временем стал традиционным, символизируя непорочность невесты.

В конце 18- начале 19 веков произошла очередная смена вкусов – стиль ампир возродил античную строгость форм. В моде стали платья по фигуре из тонной струящейся ткани с завышенной талией. Глубокий вырез подчеркивает форму груди, а короткие рукава открывают плечи. Основная материя для свадебного платья – белый атлас и прозрачная ткань, спускающаяся поверх него. Обязательным аксессуаром невесты становятся белые перчатки до локтя. Образ невесты воплощает романтизм и легкость.

Правда, к середине 19 века в моду снова вошел подзабытый кринолин. Свадебное платье украшают многочисленными бантами, кружевами и оборками. При помощи специальной подушечки или каркаса зрительно увеличивали заднюю часть платья.

К концу 19 века мода снова сделала крутой поворот – теперь невеста красуется в удобном элегантном платье с высоким вырезом и слегка расклешенной нижней частью. Вышивки, банты и кринолины становятся неактуальны.

В 20 веке со свадебным платьем произошло множество изменений. Начиная с начала века и до 1960-х годов длина свадебного платья неуклонно уменьшалась, особенно с появлением радикального и дерзкого по тем временам мини. Идеал красоты, а значит, и вид свадебного платья, также неоднократно менялись.

В 20-х годах это девушка-подросток в скромном платье с заниженной талией и шляпке-котелке.

в 30-е годы к ней возвращается женственность.


В 40-е одежда вновь становится более строгой, с прямыми четкими линиями.

В 50-е годы легкий, романтичный образ снова в моде. Кристиан Диор, тогдашний законодатель моды, одевает женщин в приталенные платья миди с пышной юбкой.

В 60-е годы 20 века платья становятся короче и приобретают лаконичную форму – без украшений и лишних деталей.

Стиль хиппи 70-х годов привнес в моду фольклорные мотивы и пристрастие вязаным вещам. После 80-х недолго просуществовал стиль ретро, а затем его сменил удобный спортивный стиль одежды – символ независимости, уверенной жизненной позиции и активно образа жизни.

Мода 21 века на свадебные платья стала очень гибкой – теперь в ней соединяются и смешиваются буквально все стили и направления от рококо до авангарда. Выбор цвета и покроя свадебного платья теперь целиком зависит от вкуса девушки, её настроения и фантазии. В день свадьбы, в зависимости от того, какое платье она выберет, невеста может предстать перед женихом и гостями практически в лбом образе – от античной богини или воздушной мечтательницы до современной деловой женщины.

К двадцати шести годам она стала разумным шопоголиком – тратила не намного больше, чем планировала, и ненужных вещей не покупала. Сегодня предстояло выбрать себе платье. Юля, подруга и коллега по работе, пригласила весь их небольшой коллектив на свадьбу. Коллектив дружный, но женский. Значит, платье непременно должно быть новое и сногсшибательное!

Увенчанная пестрым ворохом нарядов, Женя прошла в примерочную и, как в детстве, оставив вкусненькое напоследок, начала с простого однотонного платья-футляра. Оно комфортно вместило стройную фигурку, но теснота примерочной не позволяла оценить картину во всей полноте. Пришлось выйти в зал к большому зеркалу. Место панорамного просмотра занимал молодой человек в безупречно сидящем костюме. Он окинул Женю оценивающим взглядом и улыбнулся…

Юлина свадьба впечатляла бестолковым размахом: лимузин, в который, помимо молодоженов, набились родственники трех поколений; респектабельный зал ресторана, опошленный hand-made плакатами с банальными пожеланиями; музыканты «не первой свежести», озабоченные больше своим похмельем, чем мероприятием; изнуряющая конкурсами и загадками тамада.

Дружный женский коллектив сосредоточился на одном конце стола за привычным занятием – обсуждением всех и вся.

– Столько денег вбухано!

– Не говори, лучше бы отправились в путешествие. В Ирландию, например. Изумрудный остров, средневековые замки, все включено…

Женя отделилась от коллектива, погрузившись в собственные мысли. Три года живет она в гражданском браке с Артемом. Три года ждет предложения руки и сердца. И не важно, какой будет свадьба – разгульной или символической, важно само событие. Долгожданное событие! Трогательный момент, свидетелем которого станут родные и близкие…

– Вы не понимаете, каждая девушка с детства мечтает стать принцессой, надеть свадебное платье…

Все обернулись в сторону невесты и перешли к обсуждению платья.

– Старомодное какое-то платье. Гипюра много.

– Да, в кремовом цвете оно бы гораздо лучше смотрелось.

– Ну, у нашей Юли со вкусом всегда было не ахти. То ли дело Женька! Как тебе это удается? Вроде простенькое платьице, а смотрится изумительно!

– Я это платье не сама выбрала, – открестилась Женя. – Мне один молодой человек помог.

– Как помог?

– Взглядом, – призналась она. – Так посмотрел, что грех было не купить.

– Только посмотрел? – любопытствовали коллеги. – И ничего не сказал?

Но Женю больше волновало то, что ничего не сказал Артем – даже не заметил нового платья. В последнее время претензий к нему становилось все больше и больше. Невысказанные, они перерастали в страсть, и отношения на некоторое время становились свежими, как воздух после грозы. Но стоило страстям поутихнуть, как претензии снова вступали в силу. Причиной этого Женя считала то, что брак их – гражданский. И сегодня, наблюдая церемонию бракосочетания, в который раз представляла себя невестой.

Тем временем девушки добрались до гостей.

– А это кто?! – Женя с изумлением узнала во вновь прибывшем госте молодого человека, с которым столкнулась во время примерки в торговом центре. Костюм, приобретенный им в тот день, эффектно дополняла нарочно небрежная прическа. А взгляд откровенно блуждал по залу, заставляя оживиться прекрасную половину…

Оказалось, что звали его Ян, и он открыто выражал Жене свою симпатию:

– Вам бесконечно идет это платье! Я еще тогда, в магазине, хотел это сказать.

Девушке льстило внимание мужчины, комплименты, перешептывания подруг, но завидовала она только той, которая была по настоящему неотразима и неповторима, – невесте!

«У меня обязательно будет свадьба! – подумала Женя, любуясь молодоженами. – Сегодня же сама сделаю Артему предложение!»

Домой Женя вернулась с решительным намерением, но Артем встретил ее словами:

– Насмотрелась на цирк? Небось, с частушками, выкупом, хлебом-солью. Не понимаю этого! На Запад надо равнение держать. Там давно предпочитают гражданский брак.

Уже поздней ночью она думала, что, возможно, Артем прав. Они любят друг друга, и это главное, а все остальное – блажь…

Когда Юля пригласила коллектив на годовщину свадьбы, пришлось невольно задуматься о том, как летит время.

– Неужели год прошел?!

– А чему удивляться? У Юльки уже живот на носу.

– Надо было хоть немного для себя пожить. Сейчас такие испытания начнутся…

– Ну, какие испытания?! – вступилась Женя. – Дети – это счастье!

– Что-то ты с Артемом не торопишься их заводить.

– Артем меня еще и замуж не позвал…

Очередной год буквально ускользнул из-под ног. Не случилось перемен, не исполнилось заветных желаний… Но сегодня не хотелось думать о наболевшем. Сегодня молодые праздновали «ситцевую» свадьбу, и Юля в положении была прекрасна!

Друг семьи Ян решительнее ухаживал за Женей, да и она позволяла себе больше. Их соседство за столом сопровождалось легкомысленным весельем, его рука ненавязчиво придерживала ее открытое плечико, потом – медленный танец…

– Кто такой этот Ян? – прощаясь с Юлей, поинтересовалась Женя.

– Даже не вздумай! – резко оборвала ее Юля. – Ни одной юбки не пропускает! Я бы его давно от семьи отвадила, но мой Шурик с ним с детства дружит. Водой не разольешь!

В этот же вечер Шурик попытался замолвить словечко за друга.

– Кстати, Ян твоей Евгенией интересуется, – заметил он в разговоре с супругой. – Она не замужем?

– Она с молодым человеком живет. И у них все серьезно, – с вызовом ответила Юля. – Так и передай своему Яну.

Дома Артем ошарашил Женю новостями:

– Мне предлагают годовой контракт в Америке. Но чтобы проблем с визой не возникло, нужен штамп в паспорте. Нам надо расписаться.

Вместо должного «я согласна!» Женя сухо констатировала:

– Фиктивный брак…

– Дурочка, – ласково отозвался Артем. – Мы с тобой пятый год вместе.

И снова страсть, озон в отношениях, как после грозы… Она наконец-то сможет назвать своего бойфренда мужем!

Женя и Артем собирались в ЗАГС, когда Шурик сообщил, что Юля родила мальчика. Подачу заявления отложили на вечер.

Небольшой дружный коллектив встретился в роддоме. Шурик и Ян приехали следом.

– С пополнением!

– Имя уже выбрали?

– Как Юленька?

– С каким весом родился?

Посетителей пригласили в бокс, где за стеклянной перегородкой их ожидали мама и малыш. Юля с младенцем на руках была очаровательна! Правда, демонстрация великоватого костюмчика, крошечных пальчиков и на удивление густых волосиков закончилась таким возмущенным плачем малыша, что гости поспешили уйти.

Шурик остался с женой и ребенком, а Ян предложил Жене подвезти ее на машине. Она ждала этого, и не сказать, чтоб инициатива Яна была для нее неожиданной.

С ним было приятно просто молчать в дороге.

– Я, оказывается, плохо представлял себе, как выглядят новорожденные… – первым заговорил Ян. – Впечатлений масса!

– И я об этом думаю, – призналась Женя. – Он такой славный! Господи, как я Юльке завидую!

– Ты торопишься? – вдруг спросил Ян. – Если нет, то предлагаю оставить машину и как следует «обмыть ножки» пацану!

Сказать, что она торопится в ЗАГС, Жене в тот момент и в голову не пришло…

Они обошли не один ресторан. Отведали экзотической азиатской кухни, сорвали голос в караоке-баре и закончили празднование романтической прогулкой по городу.

– Спасибо за вечер! – поблагодарил Ян и… внезапно поцеловал ее у подъезда.

Это случилось так же спонтанно, как первая встреча, как последующее знакомство, как сегодняшний вечер. Девушка чувствовала, что теряет голову, несмотря на предостережения Юли.

– Женя! – окликнул Ян, когда она почти скрылась за входной дверью. – Спасибо за вечер, который закончился так прекрасно!

Но для самой Жени вечер еще не был закончен. Ей предстояло объясниться с Артемом. Артем не поинтересовался, где она была и с кем. Он переживал, что заявление до сих пор не подано.

– Я время теряю! Получение визы – процесс длительный.

– Артем, я не хочу…

– Ты спятила?! – опешил он. – Ты что, не понимаешь, как подставляешь меня?

– Извини…

– Бред какой-то! – усмехнулся Артем. – Или ты боишься, что не сможешь меня дождаться?!

Еще вчера это звучало бы смешно, но сегодня, сейчас она была уверена, что поступает правильно.

Новые отношения развивались стремительно. Ян был так настойчив и решителен, что не успела Женя опомниться, как небольшой дружный коллектив уже поздравлял ее с предстоящей свадьбой.

– Молодец, Женька!

– Такого красавца отхватила!

– А ты, Юлька, не верила, что дело до свадьбы дойдет!

– Ну, девочки, кто следующий?

Салон начинал работу с девяти. Женя не случайно подошла к открытию, когда залы пусты, а примерочные свободны. Сегодня предстояло выбрать свадебное платье.

«Жаль, что жениху нельзя видеть платье невесты до свадьбы…» – думала она, вспоминая первую встречу с Яном. Но команда продавцов-консультантов сработала профессионально, и уже через час Женя любовалась своим отражением в зеркале, представляя жениха в элегантном костюме. Уж он-то непременно оценит ее уже знакомым взглядом!