Устный счет? — Нет проблем! Как научить ребёнка двузначным числам

09.09.2019

Королева наук, математика — это основа, на которой держится весь окружающий мир. Освоить ее азы непросто, но обойтись без них невозможно. Это прекрасно понимают мамы маленьких детей, стараясь с ранних лет привить им любовь к математике.

Однако выучить цифры, научиться решать примеры и считать в уме получается не у каждого малыша - по крайней мере, не сразу. Потому родители будущих гениев как могут пытаются помочь им освоить непростую науку счета.

Когда начинать?

Ответ на этот щекотливый и животрепещущий вопрос дают дипломированные психологи и учителя.

2-3 года

В 2-3 года малыши начинают чувствовать в себе не только силы, но и желание получать новую информацию. Как губка, они стараются впитывать все, что происходит вокруг, и тянутся навстречу неизведанному. Однако в этот период малыши могут научиться считать только от 1 до 10 — и не более того.

3-4 года

В 3 года ребенок считает довольно осознанно, с удовольствием отнимая конфеты у родных и используя для их дележки нехитрые приемы подсчета.

4-5 лет

Три кита или основы обучения математике

Очень часто родители слепо верят в то, что подготовка к школе ребенка заканчивается на освоении счета, но это - их большая ошибка.

Геометрия в помощь

Малыш должен овладеть умением распознавать фигуры и размеры предметов, научиться выяснять, какой предмет короче, а какой длиннее, и определять, где он находится: справа или слева. Уметь делать это ребенок должен (желательно) уже к 3 годам.

Для этого нужно ежедневно повторять с ним названия фигур, вырезанных из картона, объяснять направление, в котором ребенок идет (к примеру, на прогулке), и показывать, какой из домов выше, а какой — ниже.

Чтобы грызть гранит науки было не в тягость, мама должна проводить уроки в игровой форме: легко и интересно. На помощь родителям приходят такие математически игры, как домино или лото, и картинки с изображением цифр.

Наглядность и простота — залог успеха

Начинать нужно с простейших уроков: на наглядном примере прибавлять к одному один. Любой малыш поймет, что если к трем грушам добавить еще одну, будет уже не три, а четыре груши. При этом сложные термины «плюс» и «минус» стоит вводить чуть позже - как только ребенок поймет суть процесса.

Важные правила счета

Дозирование подачи информации

Проводите по 3 урока в день, отводя на каждое занятие по 10 минут. Так малыш не устанет от обилия информации и не потеряет интереса к учебе.

Отсутствие ежедневного повторения

Мать учения — это повторение, но если говорить о нем в контексте математики, то повторять пройденный материал ежедневно не стоит. Возвращайтесь к изученному только тогда, когда оно понадобится вам для решения более трудных задачек.

Посильная сложность

Не кричите и не ругайте малыша, если процесс обучения проходит трудно. Может быть, какой-то пример для него и правда труден? Вспомните себя в детстве и просто подберите для ребенка более легкое задание.

Закрепление материала в обычной жизни

Не для всех малышей математика становится частью жизни — даже при ежедневных занятиях. Чтобы закрепить достигнутые результаты, считайте с вашим ребенком все, что «попадается» под руку: машины, листья на асфальте, яблоки в тарелке, котов на крыше, трамваи на улице.

Соблюдение этапов

Психологи говорят, что во время обучения материала ребенок проходит сразу три этапа:

  • привыкание (например, к терминам);
  • понимание сути изучаемого;
  • запоминание информации.

Не торопите его в процессе! Разговаривайте с малышом, сравнивайте предметы, упоминайте числа в разговоре, помогайте запоминать цифры.

Например, накрывая обеденный стол, проговаривайте, сколько тарелок на него ставите. Вы увидите, что уже через пару недель ребенок с видом профессионального счетовода будет рассказывать о том, сколько всего приборов стоит на столе.

Учим малыша считать до 10

Когда первая «пятерка» будет освоена, можно будет увеличить диапазон счета до 10.

Способы ускорить учебный процесс

Чтобы освоить счет намного быстрее и успешнее, можно воспользоваться некоторыми подсказками и игровыми способами обучения.

В том числе можно разнообразить процесс:

  • используя пальцы рук;
  • включая развивающие передачи;
  • применяя обучающие игрушки и счеты;
  • рассказывая ребенку стишки;
  • считая с малышом все подряд и ежедневно.

Приобщение ребенка к домашним обязанностям

Попросите чадо вымыть две-три чашки и пусть он сосчитает их. Можно также предложить ребенку запоминать по 5 позиций в списке продуктов, который вы составляете перед каждым походом в магазин.

Включение в работу карточек

Занятия с карточками очень полезны в период изучения цифр. Показывайте их малышу сначала последовательно, потом чередуя, чтобы малыш научился считать предметы на картинках, а не просто автоматически запомнил их.

Хорошие игры - отличная традиция

На пути освоения счета вам поможет игровая форма занятий: сами игры, непосредственно, веселые стихи и считалочки.

«Считай со мной!»

«Я считаю до пяти,

Не могу до десяти,

Раз, два, три, четыре, пять -

Я иду искать!

Кто не спрятался, я не виноват!»

Игра в магазин

Одна из любимых игр детей — магазин, поможет вам быстро и правильно научить малыша считать. Разложите на столе «товары»: книжки, игрушки, фрукты и гели для душа, и назначьте за каждый из них определенную цену.

Пусть в этом магазине ваше чадо будет кассиром, а вы станете приходить к нему в гости качестве покупателя. Деловито спрашивайте, сколько и что стоит, не обращая внимания на ценники (для удобства ребенка их лучше будет прикрепить к каждому «лоту»).

«Угадай-ка!»

Возьмите пластиковые цифры на магнитиках и, показывая их ребенку, просите называть их числовые значения. Поощряйте каждый правильный ответ либо конфеткой, либо просмотром мультика.

Лепим из пластилина

Можете включить в работу пластилин: делая фигурки зверей, просите ребенка, чтобы он слепил два уха зайцу или сделал 4 лапы для мишки.

Обучаем написанию цифр

Как только 10-цифровой рубеж будет преодолен, начинайте учить малыша написанию цифр, посвящая каждой из них отдельно взятый день.

Делать это можно так:

  • изобразить цифру на листе и закрепить на видном месте;
  • слепить ее из пластилина;
  • включить программу, рассказывающую о цифре;
  • приводить наглядные примеры: «1-го числа состоится поход в цирк!»;
  • использовать циферблат на часах: «Сколько сейчас времени? Час дня!».

Учимся считать до 20

Обязательным условием для обучения должен стать факт того, что малыш знает все цифры от 1 до 9, а также число 10.

Понятие десятков и единиц

Объясните ребенку, что любое число, идущее после 10, состоит из двух цифр, первая из которых - это десятки, а вторая - единицы. Чтобы он это понял, возьмите две коробки и положите в одну из них десять кубиков, а в другую - десять шариков.

Последовательность цифр в числах

Малыш должен запомнить, что двузначные числа имеют определенную последовательность и идут одна за другой — 11, потом 12, потом 13. Как только малыш это усвоит, попросите его положить в пустующую коробку 16 кубиков и пусть при складывании он пересчитывает их вслух.

Учимся считать до 100

В 4-5 лет ребенок, считающий от 1 до 20-ти, знакомится с новым рубежом: числами до 100. Процесс длительный, трудоемкий, требующий терпения как от вас, так и от малыша.

Расширяем количество десятков

Объясните ребенку, что подобных десятков (в ряде до ста) существует целых 9 и назовите эти числа. Предупредите, что между ними есть единицы и числа не идут один за другим. Покажите ему примеры в пределах 20: книги на полке, деревья в саду, машины на парковке.

Новый день - новые числа!

Учите с малышом по 10-ть новых чисел каждый день. Пусть он рассказывает вам, что именно запомнил. Когда малыш изучит хотя бы три десятка, затейте игру: пропустите в ряде до ста одно число и пусть он самостоятельно отыщет нужный «элемент».

Учим ребенка считать примеры

Сложение и вычитание — это базовые навыки, которые пригодятся малышу как в школе, так и до начала занятий в ней.

«Ненаглядное» пособие

Помочь учебе сможет наглядное пособие: яблоки, кубики или конфеты. В общем, все то, что и разглядывать, и кушать, и считать интересно.

Начинайте с простого

Начните разбор «полетов» с простого: например, с числа три. Как его можно получить? Сложив вместе 1 и 2 конфеты.

Соблюдайте очередность

Продолжайте складывать до тех пор, пока малыш не уяснит принцип действия сложения, и только потом плавно переходите к вычитанию.

Говорите вслух

Проговаривайте все, что делаете: «Я возьму у тебя две груши, теперь останется одна». Любой малыш хорошо запомнит, как именно его обделили одним фруктом.

Используйте обучающие пособия

Возьмите в помощь тетради, книжки и другие пособия, содержащие в себе примеры сложения и вычитания, благо их в продаже сегодня существует великое множество.

Никакой скуки!

Если придумываете примеры, не делайте их скучными. Пусть предложенная задача будет смешной, чтобы малыш заинтересовался ее решением.

Изучите состав числа

Ребенок должен запомнить состав числа. Объясните малышу, что число 10-ть может состоять из 6 и 4, 5 и 5, 7 и 3 и так далее.

Как научить малыша считать в уме?

Счет в уме благотворно сказывается на умственных способностях малыша. Но, думая о том, как научить ребенка считать в уме, нужно понять, что приступать к подобным занятиям не стоит раньше 4 лет, иначе у вас ничего не получится.

Чем больше, тем лучше

Помните: чем больше малыш считает в уме, тем лучше для него.

Больше-меньше

Помогите малышу усвоить такое понятие, как «больше и меньше». Читая книжки, спрашивайте у ребенка, какого цвета здесь присутствует больше, а какого меньше.

Что такое поровну?

Малыш должен знать, что такое «поровну». Задайте ему вопрос: «Вот тут лежат 3 огурца, а здесь 3. Где больше огурцов?».

От перемены мест слагаемых

Объясните малышу, что при смене мест слагаемых сумма не меняется. Это основа основ математики, которую не помнит только ленивый.

Обучающие игры

В помощь вам могут придти таблицы с числами или обучающие кубики. Используйте их для запоминания счета.

Счет всего подряд

Подводя итоги

Как научить ребенка быстро считать? Довольно непросто, особенно, чтобы он делал это легко и не задумываясь. Только каждодневная практика и личный опыт, только увлекательные занятия и ваше упорство помогут вашему чаду освоить такую непростую науку, как математика.

И если вы сомневаетесь в своих силах и не чувствуете в себе «суровых» педагогических наклонностей, просто попросите помощи у сотрудников детского сада или бабушек. Они помогут вам научить ребенка считать в уме и вслух, чтобы в будущем из него вырос самый настоящий гений!

Правильно знакомимся с числами

Знакомство с математикой начинается со счета. Ребенок учится считать и запоминает цифры. Обычно это происходит в возрасте 5 - 6 лет. На этом этапе важно сформировать у ребенка представление о том, что число обозначает группу предметов с определенным количеством элементов.

Для этого нужно не просто учить его называть по порядку числа, так он просто заучит числовой ряд. Рекомендуется использовать методику изучения числа, которую применяют в 1 классе. Она следующая.

Этап №1. Мотивация

Любое занятие с ребенком должно проходить в веселой и непринужденной обстановке. По возможности превращайте свои занятия в игру, отдавайте предпочтение практическим действиям с предметами. Начните занятие с яркого события — дайте ребенку 2 конфеты, надуйте 3 воздушных шара, нарисуйте несколько предметов мелом и т.д. Ваше задание заинтересовать малыша.

Этап №2. Счет предметов

После того, как внимание ребенка будет сосредоточено на конкретном объекте, предложите ему пересчитать предметы. Нужно следить, чтобы при этом малыш не пропускал предметы и не путал числа. Обычно дети спешат и допускают неточности. Важно, чтобы ребенок соблюдал правильный алгоритм «указал на предмет — назвал число — перешел к следующему предмету — назвал следующее число и т.д.» Поначалу производите эти действия вместе с малышом — покажите сами, как надо считать, а он пусть повторит, указывайте на предметы, а он должен их считать и наоборот.

Этап №3. Игры с числом

Когда ребенок пересчитает элементы и назовет конечное число, нужно провести закрепление. Предложите:

  • еще раз пересчитать предметы, но в другом направлении;
  • положить перед собой столько же кружочков, сколько и предметов — посчитать и их;
  • нарисовать на листике столько же палочек;
  • посмотреть вокруг (или на картинку) и сказать, каких предметов соответствующее количество;
  • дорисовать (доложить) предметы, чтобы их стало нужное количество.

Этап №4. Знакомство с цифрой

Только после этого следует показать ребенку цифру и объяснить, что она обозначает. Многие специалисты рекомендуют придумывать ассоциации «На что похожа цифра». Это поможет малышу запомнить цифру и пригодится для применения приемов эйдетики.

Этап №5. Закрепление устойчивой цепочки взаимосвязи «количество предметов - число - цифра»

Для этого этапа есть множество дидактических игр. Опишем некоторые из них.

Домино

Сделать «костяшки» — на одной половине точки, на другой цифры. В ходе игры ребенку нужно пересчитывать точки и подбирать нужную цифру.

Аквариум

На аквариуме написана цифра. Ребенку нужно поселить в аквариум рыбок, на которых нарисовано нужное количество чешуек (точек, черточек, палочек и т.п.).

Спичечный коробок

На спичечных коробках написаны цифры, а ребенок должен положить в каждый нужное количество бусинок. Аналогично можно использовать картонные лотки для яиц.

Математическое LEGO

Нужно сделать игровое поле, на котором расположены кружки с написанными цифрами. Ребенок должен на каждом кружочке построить башенку с нужным количеством деталек.

Яблочки

Сделать макет дерева с кармашком внизу. В него вставляется карточка с цифрой. Ребенок должен слепить из пластилина нужное количество яблочек и прилепить на дерево.

В результате такого обучения ребенок не будет воспринимать число, как абстрактное понятие, а станет ассоциировать с конкретным количеством элементов. Это основной фундамент для развития вычислительных навыков.

Знакомимся с отношениями и математическими действиями

Не менее важно сформировать у ребенка понятие об отношениях «больше», «меньше», «столько же». Это нужно делать только на основе практических действий с предметами. У ребенка в возрасте 5 - 7 лет почти не развито абстрактное и логическое мышление, поэтому он поймет только то, что вы объясните на наглядном примере.

Для сравнивания групп предметов рекомендуется учить ребенка составлять пары — один предмет из первой группы соответствует одному предмету со второй и т.д. Он должен понять, что нужно сравнивать по количеству элементов, а не их размеру. Можно специально подбирать такие задания, в которых больших по объему предметов будет меньшее количество, чем тех, что помельче. В дальнейшем уже можно будет объяснить ребенку, что большее число в числовом ряду стоит дальше, чем меньшее.

Обязательно предлагайте ребенку выполнять с предметами определенные действия и смотреть на результат, делать выводы. Например, попросите положить перед собой 5 кружочков. Затем положите еще несколько. Спросите у ребенка, что изменилось и почему? Вы должны подвести его к выводу, что кружочков стало больше, потому что вы добавили кружочки. Аналогично объясните, что когда предметы убирают, то их становится меньше.

Подобные упражнения нужно проводить практически на каждом занятии, меняя действия (что-то съели, кто-то прилетел, принес и т.п.). Ребенок должен научиться понимать математическую суть обычных действий.

Через некоторое время нужно будет поменять подход. Теперь вы должны предлагать ребенку задания, в которых ему самому нужно будет сделать так, чтобы предметов стало больше или меньше. Спрашивайте, в результате каких еще действий количество предметов будет увеличиваться или уменьшаться.

Эта работа является подготовкой для ознакомления с действиями прибавления и вычитания. Когда вы увидите, что ребенок хорошо усвоил суть действий, пора познакомить его со знаками «плюс» и «минус». Обычно это делают на основе сказки. Придумайте любую историю, в которой есть большой и толстый герой Плюс, который любит, чтобы ему дарили подарки (или приходили в гости и т.п.). Обязательно придумайте его образ и нарисуйте.

Ваша задача добиться, чтобы ребенок усвоил, что знак «+» обозначает действие сложения, когда предметы добавляются и их становиться больше. Аналогично проводиться ознакомление со знаком «-» и действием вычитание. Взрослым, кажется, что это легко и просто усвоить, но некоторые дети довольно долго путают знаки «+» и «-» и не знают, какие действия им нужно выполнять, поэтому допускают ошибку. В таком случае нужно практиковать использование непосредственно в примерах изображение большого жирного знака «+» и мелкого знака «-».

Учимся решать примеры в пределах 10

Теперь пора переходить к тому, как научить ребёнка считать примеры. Главное правило — практические действия и многократные тренировки. В идеале ребенок должен запомнить результаты всех примеров в пределах 20. Однако добиться этого путем механического заучивания очень сложно. Лучше делать это на основе выполнения различных интересных упражнений. Работая над их решением, ребенок постепенно запомнит все ответы в примерах. Приведем описание таких игр.

Таблица до 10

Очень эффективно использование карточки — таблицы. Она разделена на два ряда по пять ячеек в каждом. Также к этой карточке прилагаются 10 фишек. Ребенок в ячейки выкладывает нужное количество фишек, затем добавляет или убирает несколько и подсчитывает результат.

С помощью такой таблицы можно не только решать примеры. У ребенка постепенно откладывается в памяти зрительный образ каждого числа и в дальнейшем это очень поможет делать уже подсчеты в уме.

Счет на пальцах

Традиционно ребенку часто предлагается считать примеры с использованием пальцев. Это очень удобно, поскольку данный способ можно применять в любой ситуации. Поэтому некоторые специалисты категорически против обучения детей счету на пальцах. Они утверждают, что после этого будет трудно научить ребенка считать примеры в уме , ведь он продолжит подсчеты «по-старому». Практика показывает, что это не так. Дети с легкостью переходят на устные вычисления, как только у них это будет получаться быстрее, чем «вручную».

Счеты

Также популярным является обучение решать примеры на счетах. С помощью этого приема у ребенка тоже формируется зрительный образ числа, что поможет делать подсчеты в уме.

Ручной калькулятор

Можно вместе с ребенком сделать самодельный калькулятор. Для этого понадобиться картонная коробка и два одноразовых стакана. У стаканов надо отрезать низ и прикрепить их на боковую стенку коробки так, чтобы они не доставали до ее дна. Между стаканами на стенке написать знак «+», а внизу знак «=».

Чтобы посчитать пример ребенок в первый стаканчик бросает столько бусинок (макарон, пуговиц и т.п.), как показывает первое число, а во второй — как второе число. После этого подсчитывает общее число бусинок, оказавшихся в коробке.

Прищепки

Для формирования вычислительных навыков можно использовать прищепки. В качестве основы можно изготовить любые картонные шаблоны (солнышко, цветок, смайлик, личико и т.п.). Ребенок будет решать примеры, прикрепляя и убирая прищепки. Это занятие для него интереснее, чем простое использование счетного материала.

Линейка

Для развития у ребенка умения делать вычисления многие учителя используют линейку. Сначала на линейке нужно найти первое число из примера, а затем переместиться на нужное количество делений вправо (если «+») или влево («-»). Число, на котором остановились и есть ответ в примере.

Такой способ основывается на знании числового ряда. Он демонстрируется во многих учебниках по математике для 1 класса. С его помощью можно легко объяснить, как нужно прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3 и 4 путем перехода или перепрыгивания через числа.

Интерактивные игры и тренажеры

А также другие презентации и материалы по теме:

  • , и еще множество других материалов на сайте.

Как считать в пределах 20

  • карточки - таблицы;
  • счетные палочки;
  • счеты;
  • знание состава числа.

Ребенку нужно объяснить принцип получения результата в таких примерах, при котором сначала первое число округляется до 10, а затем выполняются окончательные вычисления. Сначала это тоже нужно делать на основе практических действий и только впоследствии переходить к решению примеров на основе знания состава числа. Как правило, дети не очень хорошо осваивают эту тему, поэтому не стоит спешить переходить к устным вычислениям.

В завершение работы над развитием умения решать примеры в пределах 20 детям предлагается заучить таблицы сложения и вычитания для каждого числа. Это помогает упорядочить знания, которые они получают в ходе тренировочных упражнений. К данному моменту ребенок хорошо помнит результаты многих примеров, может легко воспроизводит их и ему будет не сложно справиться с таким заданием.

Чтобы научить ребенка считать примеры необходимо поочередно предлагать ему разные способы получения результата. Впоследствии он выберет самый понятный и доступный для него прием и будет основываться только на нем. Не нужно навязывать малышу какие-либо варианты решения, дайте возможность самому производить вычисления так, как ему легче. Главное, чтобы ответ был правильный, а то, как ребенок его получил, не имеет большого значения.

Когда вы помогаете ребенку в освоении умения считать, то закладываете фундамент для всего дальнейшего образования в будущем. Сложению учат в первом классе, но прежде чем дети смогут освоить правильную последовательность действий, им необходимо понять, что вообще значит «сложить». Различные приемы помогут эффективно взаимодействовать с ребенком или целым классом, и получать при этом удовольствие от самого процесса обучения.

Шаги

Используйте наглядные предметы

    Используйте предметы, чтобы продемонстрировать принцип работы сложения. Дети хорошо воспринимают визуальную картинку, которая помогает им понять принцип работы. Можно использовать любой объект, например, бусы, кубики или даже хрустящие кукурузные колечки. Начинайте с небольшого количества предметов и используйте разные приемы, чтобы наглядно продемонстрировать взаимодействие чисел:

    Сгруппируйте детей и используйте их в качестве наглядного примера. Используйте свойство малышей постоянно двигаться и объединяйте их в группы, чтобы наглядно продемонстрировать принцип сложения. Применяйте ту же тактику, что и в случае с предметами, объединив учащихся в разные числовые комбинации. (Не рекомендуется складывать учеников друг на друга!)

    Предложите детям продемонстрировать собственные наглядные примеры сложения. Из глины сделайте предметы или объедините математику с искусством, для чего с помощью ножниц создайте коллекцию бумажных фигурок.

    Используйте элементы игры по новым правилам, чтобы изучать сложение. Кубики отлично подойдут для этой цели. Попросите учащихся бросать их по очереди и упражняйтесь в суммировании выпавших чисел. Также попробуйте использовать игральные карты или домино.

    • В процессе работы с группой детей с разным уровнем способностей можно обеспечить дополнительные возможности для самых сообразительных из них. Попросите наиболее способных малышей сложить результаты трех выпавших костей или карт.
  1. Используйте монеты. Возьмите настоящие деньги, чтобы научиться прибавлять рубли, пятерки или десятки. Подобная тактика учит азам обращения с деньгами, а также имеет неоспоримое преимущество, так как демонстрирует практическую пользу обучения.

    Применяйте "родственные тождества", чтобы помочь детям понять взаимосвязь между числами. Такие тождества показывают связь между сложением одних и тех же чисел. Они включают в себя не только сложение, но и вычитание, чтобы учащемуся было проще понять взаимосвязь. К примеру, целые числа 4, 5 и 9 являются "семейством тождеств", так как 4 + 5 = 9; 5 + 4 = 9; 9 - 4 = 5; и 9 - 5 = 4.

Развитие устного счета нужно начинать еще в дошкольный период. Удивительно, но самая трудная из наук – математика – воспринимается детьми, как веселая игра. Если, конечно, построить занятия грамотно. Как научить ребенка считать в уме – несколько хитрых секретов для вас.

Устный счет для дошкольника

Что бы объяснить, какие составляющие включает число, необходимо применять единичные фишки (в отличии от тех, которые напечатаны на одном листе). С помощью таких фишек можно познакомить со сложением и вычитанием. Фишками могут быть любые одинаковые предметы.

Как мы уже говорили, дошкольник 4-5 лет способен усвоить состав числа до 5. А, возможно, и больше. Как научить ребенка счету? Обучение должно проходить в три этапа.

Разбираем состав числа

Например, у Маши на столе три конфетки. Если одну спрятать, сколько останется? Две. Значит, два и один будет три.

Считаем

Выяснив, что число три включает такте пары, как 1 и 2, 2 и 1,делаем следующий шаг – считаем устно. Прикрываем наглядность салфеткой. Спрашиваем: «Если Маша угостит одной конфеткой маму, сколько у нее останется?». В любом случае, перепроверяем результат – поднимаем салфетку и делаем отнимание с предметами.

А если у Маши две конфеты и мам дала ей еще одну, сколько конфет станет у девочки? Иллюстрируем пример с помощью наглядности.

Заучиваем

Решение подобных устных задач доведет знания ребенка до автоматизма. Кроме того, прогуливаясь или играя, время от времени спрашивайте: «Два и один, это…?».

Устный счет для школьника

Как научить ребенка быстро считать в уме? Если дошкольник усвоит состав числа до начала учебного года, его математическое обучение пойдет как по маслу. Педагог применяет те же приемы, которые мы описали выше. Это гораздо проще, чем учить малыша прибавлять или отнимать по одной единице.

Для маленьких школьников тоже есть своя хитрость. Это волшебный числовой луч. Иначе говоря, две обыкновенные линейки длиной 10 и 20см.

Решаем пример 3+2

  1. Находим на линейке цифру 3.
  2. Делаем вправо (при отнимании – влево) два шага.
  3. Там, где пальчик остановился, и есть ответ – 5.
  4. Разобравшись с приемом вручную, считаем глазами – то есть, устно (1-2 недели).
  5. Решаем примеры устно без помощи луча.
  6. Через две-три недели ребенок запомнит состав всех чисел до десяти.

Опытные педагоги советуют прибавлять и отнимать одно и тоже число одновременно (3+2 и 3-2).

Круглые числа

  1. Расскажите школьнику, что десятки считают точно также, как и единицы – не обращая внимания на ноль.
  2. Потренируйтесь считать с помощью линейки.
  3. Не забывайте, что речь идет не о единицах, а о десятках – после вычислений, не забываем приписывать ноль.

Именованные числа представляют особую категорию. Видя приписку в конце числа, школьник пугается и путается. Ребенку следует рассказать, что с такими числами работают, не обращая внимания на единицы измерения. Единственное, о чем не следует забывать – перевод единиц.

Трехзначные числа

Как правильно научить ребенка считать числа больше ста? Операции с третьеразрядными числами (любыми!) нетрудно выполнить устно. Для начала, приучите чадо работать в разрядной таблице. После тренировок, школьник поймет принцип счета и станет считать устно.

Решим пример 562+321 с помощью таблицы.

Расписываем число на разряды и легко складываем. Как видите, у нас получается счет в пределах 10. Остается только заполнить нижний ряд.

Тоже можно делать и с вычитанием, и с действиями с переходом через десяток. Например: 463+328

Кроме предложенных нами нестандартных приемов вычислений, есть более традиционные методы – многократное повторение. Отличный результат дают пособия О. Узоровой – ее примеры для устного счета. Книги построены по принципу печатной тетради и представляют собой многочисленные примеры, которые нужно систематически решать. Выполняя задания ежедневно, ребенок гарантированно запомнит все табличные случаи вычислений.

Первые математические знания ребёнок получает в семье. Очень важно правильно организовать этот процесс, чтобы дошкольнику было легче учиться в школе. Дошкольники с удовольствием считают, им нравится решать всевозможные примеры и задачи. Не упустите этот момент!

Учимся считать до 10

Обучение счёту малышей должно проходить в игровой форме. Знакомство с числами можно связывать с бытовыми ситуациями. Спускаясь по лестнице на улицу, проговаривайте названия чисел вслух. Считайте до 10, когда развешиваете бельё, присваивая каждой вещи номер. Будет полезно, если ребёнок при этом будет загибать пальчики.

Для запоминания порядка чисел воспользуйтесь короткими стихотворениями. Когда малыш выучит все числа, займитесь счётом предметов в квартире. Просите кроху сосчитать игрушки, столовые приборы, вещи. Когда малыш усвоил числовой ряд, следует учить находить соседей числа. Ребёнок должен чётко понимать, какое число следует за каким. В этот период можно познакомить дошкольника с графическим обозначением чисел — цифрами.

Полезно учить писать цифры. Кроха будет наглядно представлять числовой ряд и без проблем находить соседей числа. Поможет в занятиях и линейка, благодаря ей можно показать числовой отрезок.

Считаем до 20

Перейдя к числам второго десятка, необходимо объяснить понятия «единицы», «десятки». Это нужно сделать наглядно при помощи палочек, цветных карандашей, счётного материала. Обучая дошкольника счёту до 20, нужно соблюдать такую последовательность:

  • познакомить с каждым числом от 11 до 20 (показать наглядно, рассказать, как образовано);
  • научите писать цифры 11-20;
  • ознакомьте с числовым рядом.

Пробуем считать в уме

Учить считать в уме можно после усвоения понятий «больше», «меньше», «равно». После этого можно переходить к устному сложения и вычитанию. Простейшие примеры нужно составлять в бытовых ситуациях, например, подсчитывая грязную посуду или фрукты в вазочке. Малыш должен понять, что при сложении получаются большие числа, при вычитании — меньшие. Дошкольник освоит устный счёт только тогда, когда поймёт его необходимость. Обязательно расскажите, для чего это нужно. Помогут в этом дидактические игры, карточки, линейка, числовые таблицы.

Решаем примеры

Обучение решению примеров следует проводить на основе знаний о составе числа. Для ребёнка нужно подбирать забавные и смешные примеры, которые вызовут у него интерес. Они не должны быть скучными. Можно придумывать их самостоятельно, подбирая необходимые комбинации чисел. Хорошо учить решать примеры, используя домики, в которые нужно заселять числа. Задавая примеры малышу в бытовых ситуациях, нужно объяснять каждое непонятное слово и действие.

Счёт десятками

Обучение счёту десятками проводят так же, как и единицами. Нужно будет ввести новое понятие десяток. Объяснять это можно с помощью палочек, пуговиц, каштанов. Разложите перед ребёнком одну кучу однородных предметов и расскажите, что это десяток. Дальше разложите рядом другие кучки и попросите малыша сосчитать их по порядку. Когда дошкольник это усвоит, покажите, как работать с десятками, правильно складывать их и вычитать. (Чтобы к 20 прибавить 30, нужно к 2 десяткам прибавить 3 десятка. 2+3=5, получается 5 десятков или 50).

Считаем в столбик

Чтобы научить считать в столбик, необходимо познакомить с понятием разрядов. К ним относятся единицы, десятки, сотни и так далее. Ребёнок должен чётко понимать, на каком месте записывать цифры в числе. Учите, что единицы находятся всегда в конце числа, за ними следуют десятки, сотни, тысячи. Обращайте внимание, что при счёте в столбик каждый разряд должен находиться друг за другом.

Учим считать деньги

Освоив разряды чисел, можно учить ребёнка считать деньги. Малыш должен понимать, что в сотне содержится десять десятков. Эти кучки должны быть разложены по полочкам в его голове. После этого покажите дошкольнику монеты и банкноты. Лучше начать работать с рублями, объяснив ребёнку, что копейками люди пользуются не часто, но в одном рубле их 100. Возьмите мелкие деньги номиналом 1, 2, 5 и 10 рублей и попросите малыша дать вам червонец одной монетой и несколькими. Дальше учите считать деньги по аналогии, постепенно переходя от десятков к сотне. Поиграйте со своим чадом в магазин.

Считаем до 100

Обычно ребята хорошо усваивают счёт до 100. Перед тем, как ознакомить ребёнка с числами первой сотни, нужно хорошо усвоить счёт в пределах 20. Объясните, как образованы числа от 20 до 100. Усвоив логику построения чисел первого десятка, малыш будет хорошо считать в пределах 100. Повторяйте изученные понятия, выполняйте простые упражнения, учите писать цифры.

Обучение счёту в 3 года

Три года — вполне подходящий возраст, когда следует начинать обучать малыша счёту. В этом возрасте важно не упустить благоприятный период и организовать занятия правильно. Обучение дошкольников основам математики следует осуществлять в игровой форме. Ребёнок лучше запомнит что-то яркое и интересное.

Связывайте занятия с окружающим миром. Это отличный учебник, используя который не придётся приобретать дополнительный подручный материал. Прежде всего, нужно объяснить ребёнку понятия «один» и «много». Он должен самостоятельно выделять одну вещь из группы предметов. Дальше следует работать над понятиями «больше», «меньше», «равно». Можно сравнивать предметы на улице или в квартире.

Обучение счёту в 5 лет

В старшем дошкольном возрасте важно не только обучить ребёнка вычислительным навыкам, а и дать понять, для чего нужны числа. Ребёнок должен хорошо ориентироваться в пространстве, иметь понятия об основных геометрических фигурах, умел сравнивать предметы по длине, ширине и количеству. Эти понятия нужно каждый день закреплять. Это можно делать с помощью игр. Полезно играть в такие игры, выполнять следующие упражнения:

  • счёт предметов по дороге домой;
  • нахождение заданных предметов на улице;
  • игры с мячом и пуговицами (ориентация в пространстве, понятия «больше», «меньше»);
  • «Далеко или близко»;
  • угадывание и подсчёт предметов в руке;
  • игры с разрезными геометрическими фигурами.