Женщины для утешения. Ианфу — женщины для утехи. Станции утешения: сексуальное рабство по-японски

03.05.2019

«Женщины для утешения»

Первая «станция» открылась в Шанхае в 1932 году. И сначала туда завезли японских женщин-добровольцев. Но вскоре стало понятно, военно-полевых борделей нужно много и силами одних японок было не обойтись. Поэтому «станции» стали пополняться женщинами из филиппинских и индонезийских лагерей. Компанию им составили девушки с оккупированных японцами территорий.

Первая «станциях утешения» в Шанхае

Женщины, оказавшиеся на «станциях утешения», попадали в ад, где шансы на выживание практически сводились к нулю. Им приходилось обслуживать по несколько десятков солдат в сутки. Среди сексуальных рабынь самой распространенной темой для разговора был суицид. Они либо отговаривали друг друга, либо наоборот, советовались как побыстрее распрощаться с жизнью. Одни занимались воровством. Пока солдат был «занят» у него забирали опиум. А потом целенаправленно принимали в больших количествах, чтобы умереть от передозировки. Вторые пытались отравиться неизвестными лекарствами, третьи просто пытались повеситься.

«Станции утешения» создавали, чтобы снизить количество изнасилований

Еженедельно «женщин для утешения» осматривали врачи. И если находились больные или беременные, то им тут же выдавали особый «препарат 606». У первых он приглушал симптомы венерических заболеваний, у вторых — провоцировал выкидыш.


К осени 1942 года «станций утешения» насчитывалось уже порядка четырехсот. Большинство из них находились на оккупированной территории Китая. Десяток «прописался» на Сахалине. Но, несмотря на это, количество изнасилований, совершенных японскими солдатами не снижалось. Поскольку за услуги «женщин для утешения» нужно было платить. Поэтому многие предпочитали экономить и тратить деньги, например, на опиум.

Точное количество женщин, попавших в военные бордели, неизвестно

К тому времени японок на «станциях» было совсем мало. Их заменили на китайских, корейских и тайваньских женщин. Данные по количеству сексуальных рабынь сильно разнятся. Например, японские власти утверждают, что их было чуть более 20 тысяч. Корейские говорят о 200 тысяч своих сограждан. У китайцев эта цифра куда более впечатляющая — более 400 тысяч.

Охота на женщин

Поскольку с 1910 по 1945 годы Корея являлась японской колонией, то оттуда удобнее всего было брать женщин. Они хотя бы частично знали японский (заставляли учить), что облегчало процесс общения.


Поначалу японцы вербовали кореянок. Но постепенно, когда женщин стало не хватать, пошли на различные ухищрения. Например, предлагали высокооплачиваемую работу, не требующую специальной подготовки или просто похищали.


Вот что рассказывал японец Иосима Сеити, состоявший в Обществе чернорабочих «Ямагути»: «Я был охотником за кореянками в походные бордели для полового развлечения японской солдатни. Туда под моим командованием угнали более 1000 корейских женщин. Под надзором вооруженных полицейских мы пинали ногами сопротивлявшихся женщин, отбирая у них грудных детей. Отбрасывая двух-трехлетних детей, бегущих за матерями, мы насильно толкали кореянок в кузов грузовика, и в селах поднимался переполох. Мы посылали их как груз в товарняках и на судах в командование войсками западной части. Бесспорно, мы не набирали их, а угоняли насильно».

Кореянок насильно угоняли в сексуальное рабство

Вот его же воспоминания о буднях «станций утешения»: «Одну кореянку в сутки насиловали в среднем 20−30, даже более 40 японских офицеров и солдат, а в мобильных борделях — более 100. Многие кореянки трагически погибли из-за полового насилия и жестокого притеснения японскими садистами. Раздев наголо непослушных кореянок, они катали их по доскам с большими гвоздями, вбитыми вверх острием, и отрубали мечом их головы. Их чудовищные злодеяния превышали все человеческие представления».

Вскрывшаяся правда

Сведения о японских зверствах начали просачиваться только в середине 80-х годов прошлого столетия. К тому времени большинство кореянок, оказавшихся на «станциях», либо уже умерли, либо сошли с ума. А те, кому удалось пережить ад, молчали, боясь мести японцев.


Пак Ен Сим — одна из первых кореянок, которая подробно рассказала о своей жизни в «походных борделях». В 22 года ее вместе с другими корейскими девушками в закрытом вагоне привезли в китайский город Нанкин. Там определили в бордель, огороженный колючей проволокой. Ен Сим, как и другим сексуальным рабыням, выделили крохотную комнату без удобств.

Долгое время выжившие кореянки молчали, боясь мести

Вот что она вспоминала: «Японские солдаты все, как один, бросились на меня, как злые звери. Если кто-то пытался сопротивляться, то немедленно следовало наказание: били ногами, кололи ножом. Или, если «проступок» был велик — рубили мечом голову… Позже я вернулась на родину, но калекой — из-за болезни сердца и расстройства нервной системы по ночам мечусь в бреду. Каждый раз, когда поневоле вспоминаются те страшные дни, все тело дрожит от жгучей ненавистью к японцам».


Солдаты в очереди у борделя

Сейчас пожилые кореянки, которых когда-то насильно отправили в бордели, доживают свои дни в доме престарелых. Находится он рядом с музеем, где собраны доказательства их пребывания на «станциях утешения».

А сегодня про "досуг" Японской армии:

1932 году в руки генерал-лейтенанта Ясудзи Окамуры попали 223 доклада об изнасилованиях местных женщин японскими солдатами на оккупированной территории Китая. В связи с этим генерал-лейтенант обратился к командованию с предложением о создании «станций утешения», обосновав это тем, что «станции создаются для уменьшения антияпонских настроений, возникавших на оккупированных территориях, а также ради необходимости не допустить снижения боеспособности солдат из-за появления у них венерических и других заболеваний».
Первая «станция утешения» была открыта в 1932 году в Шанхае, куда брались на работу женщины-добровольцы из Японии. Однако со временем число станций увеличилось, а вместе с этим вырос спрос. Тогда женщин стали привозить из индонезийских и филиппинских лагерей для интернированных, а также на оккупированных территориях публиковались объявления о приёме на работу молодых женщин.
По разным подсчётам через «станции утешения» прошло от 50 до 300 тыс. молодых женщин, многие из которых были моложе 18-ти лет. До конца войны дожила лишь четвёртая часть из них ввиду ужасных условий существования; они обслуживали по 20-30 солдат в день.
Неважно, утро было или день, - один солдат выходил, другой тут же входил. Мы пытались отговорить друг друга от суицида, но случаи всё же были. Некоторые воровали у солдат опиум и принимали его в больших количествах, погибая от передозировки. Другие пачками принимали незнакомые лекарства, надеясь, что это прервёт их жизнь. Третьи вешались на своей одежде в туалете.
- одна из бывших «женщин для утешения» Пак Кумджу
Еженедельно женщины проходили медосмотр на предмет венерических заболеваний. Бывали случаи, когда военные доктора сами насиловали здоровых. В случае заражения им вводили «препарат 606». Беременным женщинам тоже вводили этот препарат с целью спровоцировать выкидыш. Препарат обладает нежелательным побочным эффектом, что впоследствии исключало возможность родить здоровых детей или вообще родить.
Количество «станций утешения» росло, покрывая всю территорию Японской империи. 3 сентября 1942 года в сообщении на заседании руководителей министерства армии указывалось, что:
В Северном Китае находится 100 «станций утешения», в Центральном Китае - 140, в Южном - 40, в Юго-Восточной Азии - 100, в Южных морях - 10, на Сахалине - 10.
Всего 400 «станций утешения».
Однако с появлением «станций утешения» случаи изнасилований местных женщин не прекратились, поскольку за каждый визит солдатам нужно было платить.
«Станции утешения» были разделены на три группы. Первые находились под прямым управлением японского военного командования. Вторые, самые большие по численности, формально контролировались частными лицами, но де-факто находились в подчинении военных. Третьи же были в частных руках и туда пускали как военных, так и обычных японцев. «Станции утешения» прекратили своё существование с поражением и уходом японцев с оккупированной территории.
Женщины для утешения - эвфемизм, вошедший в употребление в годы Второй мировой войны для обозначения китайских, корейских, тайваньских и японских женщин, которые были принуждены работать в военных борделях («станциях утешения») для удовлетворения сексуальных потребностей японских солдат. Оценки количества «женщин для утешения» варьируются от 20 тысяч (японские данные) до 410 тысяч (китайские данные).
По поводу характера и масштабов этого явления в японской, китайской и корейской историографии идёт полемика. Японские историки, как правило, подчёркивают сугубо частный и добровольный характер проституции. Китайские историки указывают на факты похищения и насильственного принуждения девушек к проституции на «станциях утешения», свидетельствующие о прямом умысле на совершение данных преступлений со стороны японского командования.
В 1990-е гг. японское правительство несколько раз приносило извинения за вовлечение женщин в проституцию, однако в финансовой компенсации им отказывало. 2 марта 2007 года японский премьер-министр Синдзо Абэ заявил, что организованный характер массового вовлечения женщин в проституцию не доказан, однако под нажимом американского посла уже 26 марта выразил сожаление по поводу нарушений прав человека, которые имели место на «станциях утешения».
После разразившегося в марте 2007 года в связи с заявлениями Абэ международного скандала Палата представителей США приняла 30 июля резолюцию, призывающую Японию принять на себя историческую ответственность за содержание «станций утешения». В ноябре 2007 года подобную резолюцию приняла нижняя палата канадского парламента, в декабре - Европарламент.

По различным оценкам, до 200 тысяч корейских женщин содержались в качестве «женщин для утех» в японских военных борделях. С 1910 по 1945 годы Корея была японской колонией, и ее жителей вынуждали учить японский язык, а это означало, что корейских женщин было легче использовать – и общаться с ними – по сравнению с женщинами других национальностей.

Учебники по истории в Японии ничего не рассказывают об этих эпизодах, и есть немало японских политиков, которые продолжают утверждать, что женщины работали в публичных домах добровольно. Один националистически настроенный мэр в Японии недавно заявил, что использование женщин для утех в годы войны было «необходимостью».

Как рассказывается в статье, опубликованной Люси Уильямсон на Би-би-си, в Южной Корее пожилые женщины, когда-то вынужденные работать в военных борделях японской армии, доживают свои дни в доме престарелых рядом с необычным музеем, в котором рассказано об их страданиях.

Самой младшей жительнице дома сейчас 84 года, но все они говорят, что во время Второй мировой войны были сексуальными рабынями в публичных домах японской армии.

Двадцать лет назад правительство Японии публично извинилось за действия японской армии в Корее. В том заявлении говорилось, что «японская армия прямо и косвенно участвовала в учреждении и эксплуатации публичных домов и поставкой в них корейских женщин, часто против их воли».

200 тысяч кореянок, угнанных японцами в «походные бордели» – это девушки и молодые женщины, способные рожать детей. Вначале правительство и военщина Японии заманивали их добровольно под предлогом получения работы, но в дальнейшем их стали похищать и насильно угонять в бордели.

Приводятся показания бывшего члена Общества чернорабочих «Ямагути», японца Иосима Сеити о жестокости охоты за кореянками: «Я был охотником за кореянками в походные бордели для полового развлечения японской солдатни. Туда под моим командованием угнали более 1000 корейских женщин. Под надзором вооруженных полицейских мы пинали ногами сопротивлявшихся женщин, отбирая у них грудных детей. Отбрасывая двух-трехлетних детей, бегущих за матерями, мы насильно толкали кореянок в кузов грузовика, и в селах поднимался переполох. Мы посылали их как груз в товарняках и на судах в командование войсками западной части. Бесспорно, мы не набирали их, а угоняли насильно. Мы только в Корее насильственно угоняли женщин в походные бордели.

«Одну кореянку в сутки насиловали в среднем 20-30, даже более 40 японских офицеров и солдат, а в мобильных борделях – более 100. Многие кореянки трагически погибли из-за полового насилия и жестокого притеснения японскими садистами. Раздев наголо непослушных кореянок, они катали их по доскам с большими гвоздями, вбитыми вверх острием, и отрубали мечом их головы. Они душили женщин, отрезали конечности, вырезали глаза и груди, распарывали живот беременных. Их чудовищные злодеяния превышали все человеческие представления».

Сложно сказать, насколько правдивы эти цифры, физиологически женщина не может выдержать 100 насилий, а мертвых, надо полагать, японские солдаты все же не насиловали. Если правда скрыта, простор домыслам не ограничен!

Об этих сексуальных зверствах стало кое-что известно только в 80-е годы прошлого столетия. Корейские женщины, прошедшие этот ад, либо сошли с ума, либо скончались, а выжившие хранят упорное молчание.

Другой частью этой "стратегии" было превращение женщин из оккупированных стран в сексуальных рабынь для японской солдатни. Это были тоже не единичные случаи, а государственная программа, осуществляемая японскими военными в оккупированных странах. И сегодня японские власти имеют наглость отрицать, что эта позорная практика имела место. Несмотря на то, что множество эпизодов было задокументировано, а некоторые ее жертвы выжили и смогли обвинить своих мучителей.

Пак Ён Сим – одна из корейских женщин, похищенная в «походные бордели» для японских солдат, что уже широко известно всему миру. Ей была навязана участь сексуальной рабыни до поражения Японии в войне. Вот ее свидетельство:

«В 14 лет я была продана в ателье одежды в квартале Хупхо портового города Нампхо (у Корейского Западного моря) и работала там кухаркой, а к марту 1938 г. попала на японскую «реквизицию девушек».

Японский рядовой полицейский насильственно конвоировал меня и 22-летнюю девушку в Пхеньян. В Пхеньянском вокзале, вижу, уже были 15 корейских женщин. Сначала в закрытом вагоне, а потом на машине увезли нас в китайский город Нанкин. Там было много японских казарм, а на улице Цзиньсюи – походный бордель, расположенный в трехэтажном доме. Здесь началась моя позорная жизнь сексуальной рабыни. Каждая комната была в размере 2x2,5 м, вокруг дома – заграждение из колючей проволоки". В первый же день прибытия несчастная была жестоко изнасилована, а в дальнейшем "клиентов" в сутки в среднем 30 солдат. То есть, сексуальных рабынь насиловали практически непрерывно. "Японские солдаты все, как один, бросились на меня, как злые звери. Если кто-то пытался сопротивляться, то немедленно следовало наказание: били ногами, кололи ножом. Или, если "проступок" был велик - рубили мечом голову...

Истощенных и заболевших, убивали и бросали в реку.

Походный бордель был кромешный ад. Через года три меня перевезли в Шанхай, а оттуда – в Рашу под Рангуном в Бирме. Там под именем «Вакахару» мне пришлось обслуживать японских пехотинцев и танкистов. Через два года опять перевезли практически на линию фронта – на границу Бирмы и Китая. Каждый день под грохот снарядов и бомб я была вынуждена удовлетворить сексуальную прихоть десятков японских солдафонов. Почти все женщины, угнанные сюда в походные бордели, погибли от заболеваний, избиения и бомбежки.

Потом едва уцелевшие корейские женщины вместе с солдатами разбитой японской армии были направлены в лагерь для военнопленных в Куньмине Китая.

Позже я вернулась на родину, но калекой – из-за болезни сердца и расстройства нервной системы по ночам мечусь в бреду. Каждый раз, когда поневоле вспоминаются те страшные дни, все тело дрожит от жгучей ненавистью к японцам.

Я жила, не зная ни семейного счастья, ни радости матери-роженицы. Думая о своем злосчастном прошлом, в моей памяти воскрешает множество соотечественниц, которые на чужбине подвергались всяким мучениям и стали неприкаянными душами. Тем более, что японское правительство бесстыдно устраивает всякие интриги, пытаясь скрыть свои преступления в тени истории.

Я призываю совесть мира оказать давление на японское правительство, чтобы оно признало преступления прошлого, взяло ответственность за них, и постаралось компенсировать понесенные страдания невинных людей».

Следует отметить, что есть свидетельства не только жертв, но и палачей - то есть японских граждан. Так, Сэйдзи Ёсида раньше служил в "обществе трудового служения государству", что было вспомогательной организацией японской полиции. В своих воспоминаниях на тему «Я так ловил корейцев», «Японцы и корейские женщины в «походных борделях» он свидетельствовал, как оккупанты угоняли корейских женщин в «походные бордели» для своих солдат (как впрочем, и женщин из всех других захваченных ими стран).

В интервью с корреспондентом японской газеты «Хоккайдо симбун» он признался:
«Я был непосредственно причастен к захвату корейских женщин для походных борделей, был охотником за рабами в буквальном смысле этого слова. По моей команде свыше 1000 корейских женщин были угнаны в бордели.
Происходило это так: мы прибывали в очередную деревню, и выгоняли всех женщин на улицу под контролем вооруженных полицейских. Если кто-нибудь пыталась бежать или сопротивляться, то ее сбивали с ног деревянным мечом. Не обращая внимания на слезы и крики, загоняли их палками в машины. Девушка это, или замужняя женщина, мать семейства, это никого не интересовало. Помнится, какую-то женщину забрали от грудного ребенка. А когда один 2- или 3-летний ребенок со слезами следовал за своей мамой, его подняли и с силой и бросили наземь. По правде говоря, речь шла не о "вербовке", а насильственном захвате женщин...»

Немало подтверждений позорной практики японской военщины имеется и среди документов союзников. Госархив США рассекречивает и публикует все новые доказательства захвата женщин в походные бордели для японских солдат.

Недавно была оглашена документация штаба генерала Макартура от 1945 г., подтверждающая эти преступления.

Документ «Учреждение аппаратов для развлечения японских солдат» был составлен 15 ноября 1945 г. от имени главного командующего объединенными войсками Макартура. В нем написано, что японские торговцы в Корее по предложению командования японских войск угнали корейских женщин в походные бордели для солдат в Бирме и других местах. При этом они действовали с разрешения и по прямому указанию японской армии…

Однако в Токио в упор не видят эти доказательства, и продолжают отрицать очевидные факты.

Отметим, что в силу ряда причин, Японии удалось уйти от ответственности за ряд преступлений, и избежать процедуры, подобной "денацификации" в Германии.

«Неважно, утро было или день, — один солдат выходил, другой тут же входил. Мы пытались отговорить друг друга от суицида, но случаи все же были. Некоторые воровали у солдат опиум и употребляли его в больших количествах, погибая от передозировки. Другие пачками принимали незнакомые лекарства, надеясь, что это прервет их жизнь. Третьи вешались на своей одежде в туалете». Эти слова бывшей «женщины комфорта» Пак Кумджу разлетелись по всему миру и наводят ужас на тех, кто понимает, через что приходилось пройти женщинам, работавшим на «станциях утешения». В сегодняшней статье пойдет речь о том, как унижение и боль становятся средством политической манипуляции.

«Женщины комфорта» — название насильно склоняемых к занятию проституцией женщин во время Второй мировой войны. Первоначально так называли японок, которые добровольно становились жрицами любви и ублажали японских солдат. Тем не менее, с продвижением японской армии на континент и началом колонизации стран Восточной и Юго-Восточной Азии пропорционально стало возрастать количество вспышек венерических заболеваний среди бойцов. Точно так же росло и число изнасилованных ими местных жительниц.

Японцы, всегда стремящиеся к комфорту и порядку, и в столь интимном вопросе не стали отступать от принципов — дабы уменьшить число венерических больных, а также успокоить местное население, было принято решение о создании «Станций утешения». Здесь за некоторую плату солдат мог получить все желаемое, а главное, без вреда для здоровья. Первое подобное заведение было сооружено в Шанхае в 1932 году, затем они распространились по всей Азии. Большинство борделей находилось на территории Китая и Кореи. В газетах печатали объявления о работе для девушек, на которые те в реалиях военного оккупационного времени с удовольствием откликались. И попадали в сексуальное рабство. Ежедневно каждая женщина обслуживала около 20 мужчин. Они работали до тех пор, пока были в состоянии, а после их сбрасывали в ямы, где оставляли умирать.

Жертвами становились не только наивные девушки, соглашавшиеся на объявление в газете, но и те, кого прямо на улице хватали и насильно сопровождали к «станции»; не только совершеннолетние, но и маленькие девочки; и не только местные жительницы. 17- летняя подданная Нидерландов, проживавшая на острове Ява в тот момент, когда японские войска оккупировали его, на протяжении нескольких лет, вплоть до освобождения острова в 1945 году, ежедневно была изнасилована и избита. По ее собственным воспоминаниям, «даже врачи насиловали меня каждый раз, когда приходили осматривать».

В Китае была построена школа, в которую обязаны были ходить девочки национального меньшинства Хуэй (китайские мусульмане). Стоит ли говорить, что вместо традиционного образования они получали сексуальный опыт и травмированную психику. Более 75% «женщин комфорта» погибло еще до окончания войны, а те, кто выжил, были унижены физически и морально. Всего за годы оккупации, по разным данным, пострадало от 100 до 200 тысяч женщин. Тем не менее, несколько десятков жертв японского насилия живы до сих пор.

В 1965 году отношения между Японией и Республикой Корея нормализовались, и был заключен договор, обязывавший агрессора выплатить репарации за все преступления, совершенные во время оккупации. Тем не менее, вопрос о «женщинах комфорта» не закрыт до сих пор, более того, он является одним из основных формальных препятствий сближению Токио и Сеула. Накануне саммита АТЭС, проходившего в начале ноября, нынешняя президент Южной Кореи Пак Кын Хе отказалась встречаться с премьер-министром Японии Абэ Синдзо до тех пор, пока не будет решен больной вопрос. «Когда бы ни проходили встречи на полях саммитов, наши отношения все равно лишь ухудшаются», — заявила президент РК.

Несмотря на то, что Япония и Южная Корея традиционно являются партнерами, а в последнее время наблюдается пик популярности продукции японской поп-культуры в Корее, согласно опросам общественного мнения, проведенного в марте-апреле 2013 г., 76,6% респондентов негативно относятся к Японии, а 43,9 % опасаются японской военной угрозы. Японофобия в Корее является неотъемлемой частью государственной политики: для того чтобы помнить о безумных зверствах оккупационной армии, создаются мемориалы, музеи, пишутся книги и трактаты — пройти мимо просто невозможно. А в 2011 году группой активистов прямо напротив японского посольства был установлен памятник «женщинам комфорта» как вечное напоминание об исторических преступлениях.

Тем не менее, реакция Токио остается однозначной: все проблемы по этому вопросу были решены Договором о восстановлении отношений (договор, заключенный в 1965 году, по которому аннулировались все договоренности между Кореей и Японией во время оккупации 1910-1945гг., а также обозначен размер репараций пострадавшим). Вместе с тем правительство Японии периодически делает столь циничные заявления, что становится страшно. Например, в мае 2013 года лидер Партии возрождения Японии Хасимото Тору публично оправдал сексуальную эксплуатацию корейских женщин, мол, надо было солдатам как-то расслабляться в условиях стресса военного времени. Годом ранее премьер-министр Ёсихико Нода заметил, что нет никаких документальных подтверждений того, что женщин действительно силой принуждали к работе на «станциях».

Комфортное проживание «женщин комфорта» подтверждается материалами военной разведки армии США, которые были опубликованы в газете Санкэй Симбун: «Женщины не чувствовали особого недостатка в еде и предметах повседневной необходимости, у них было много денег, поэтому они могли покупать все, что хотели. Помимо подарков, которые подносили им солдаты, они могли позволить себе одежду, обувь, табак и косметику. Во время пребывания в Бирме женщины принимали участие в спортивных соревнованиях и пикниках, развлечениях и банкетах вместе с офицерами и солдатами. У них были граммофоны, им разрешалось выходить в город за покупками». Также утверждается, что многие солдаты после сладостных минут, проведенных с женщиной, приходили к ней свататься. В свою очередь нынешний премьер-министр Японии Абэ, выбрав политику «мягкой силы» в международном вопросе, выразил сомнение в том, что женщины действительно принуждались к проституции и действительно пострадали. Его позиция ориентирована преимущественно на японскую аудиторию, ведь уступчивость соседу может привести к потере части избирателей и снижению рейтинга.

Настойчивость правительства Южной Кореи продиктована общественным мнением. Так, в 2011 конституционный суд РК признал несоответствующим конституции бездействие корейского правительства в вопросе «женщин комфорта». И президент Ли Мен Бак под напором общественности был вынужден вынести вопрос на повестку дня. Кроме того, политика Сеула направлена на огласку исторической несправедливости в попытке увязать болезненную тему с ущемлением прав человека. Подобные меры приносят свои плоды: в 2010 году верховный комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй раскритиковала правительство Японии за «полумеры» в отношении «женщин комфорта».

В данных условиях остается лишь надеяться на то, что к 50-летию возобновления отношений между Южной Кореей и Японией, который состоится в 2015 году, в понимании между ними произойдет поворот к улучшению.

Анастасия Федотова


Япония и Южная Корея объявили о разрешении одного из самых болезненных вопросов двухсторонних отношений — проблемы так называемых «женщин для утешения».

Об этом заявили министры иностранных дел Японии и Южной Кореи во время встречи в Сеуле 28 декабря, передает BBC News.

«Женщинами для утешения» в Японии называют кореянок, которые в годы Второй Мировой войны принуждались к сексуальному обслуживанию солдат и офицеров армии Японии, действовавшей территории Китая и стран Юго-Восточной Азии.

По словам главы МИД Японии Фумио Кисиды , Токио признает свою «глубокую ответственность» за «проблему женщин для утешения», а премьер-министр страны Синдзо Абэ «приносит пострадавшим свои искренние извинения».

Токио также выделит 1 миллиард иен (8,3 млн долларов) на создание в Южной Корее фонда помощи жертвам, побывавшим в сексуальном рабстве.

В настоящее время в живых осталось 47 бывших «женщин для утешения», средний возраст которых составляет 90 лет.

Инициатива генерала Окамуры

В 1932 году генерал-лейтенант Ясудзи Окамура , заместитель начальника штаба Шанхайской экспедиционной армии, получил более 200 докладов об изнасилованиях местных жительниц своими подчиненными.

В связи с этим генерал-лейтенант обратился к командованию с предложением о создании «станций утешения», обосновав это тем, что «станции создаются для уменьшения антияпонских настроений, возникавших на оккупированных территориях, а также ради необходимости не допустить снижения боеспособности солдат из-за появления у них венерических и других заболеваний».

Первая «станция утешения», то есть, называя вещи своими именами, солдатский бордель, был открыт в Шанхае. Его сотрудницами были женщины, добровольно нанимавшиеся на эту работу в Японии.

Начинание обрело популярность в армии, и «станции утешения» стали открываться одна за одной. Очень быстро стало ясно, что японских «жриц любви» для обслуживания всех военных не хватит. Оккупационные власти пытались приглашать на работу женщин с захваченных территорий, однако желающих было крайне мало.

Тогда в качестве эксперимента женщин стали привозить из лагерей для интернированных, заставляя заниматься проституцией насильно.

«Живой товар» для потребностей оккупантов

Эксперимент посчитали успешным, после чего на оккупированных Японией территориях была развернута настоящая охота на сексуальных рабынь.

Наиболее активно превращали в проституток жительниц Кореи. Всего через «станции утешения» прошли, по разным оценкам, от 100 до 200 тысяч кореянок.

На территории Кореи действовали целые специальные бригады по отлову женщин. Руководитель одной из таких групп позднее рассказывал, что только его люди поставили в солдатские бордели не менее 1000 кореянок. Появляясь в населенных пунктах, ловцы хватали молодых женщин, отбирая у них и отбрасывая в сторону детей, загружали их в грузовики и отправляли на вокзалы и в порты. Далее «живой товар» отправлялся на «станции утешения».

Кореянка Пак Ён Сим , одна из тех, кто прошел через «станции утешения», рассказывала, что попала под так называемую «реквизицию девушек» в марте 1838 года, будучи несовершеннолетней. Ее транспортировали в китайский город Нанкин, где поместили в солдатский публичный дом, под который было отдано трехэтажное здание.

Вновь прибывших в первый же день жестоко насиловали, после чего размещали в комнате 2х2,5 м, где новым «сотрудницам» предстояло обсуживать японцев до полного истощения сил. В среднем одна женщина со «станции утешения» обслуживала по 25-30 солдат в день.

Тех, кто пытался сопротивляться или бежать, подвергали жестокому избиению. Если проступок считали «особо тяжким», то женщине отрубали голову.

Когда смерть становится избавлением

Еженедельно женщины проходили медосмотр на предмет венерических заболеваний. Бывали случаи, когда военные доктора сами насиловали здоровых. В случае заражения им вводили «препарат 606», также известный как сальварсан. Беременным женщинам тоже вводили этот препарат с целью спровоцировать выкидыш. Препарат обладает нежелательным побочным эффектом, который впоследствии исключает возможность родить здоровых детей или вообще родить.

Среди женщин, оказавшихся на «станциях утешения», были нередки случаи самоубийств. От тех, кто был окончательно истощен или серьезно болен, избавлялись просто — убивали, сбрасывая тела в яму или в реку.

«Станции утешения» были разделены на три группы. Первые находились под прямым управлением японского военного командования. Вторые, самые большие по численности, формально контролировались частными лицами, но де-факто находились в подчинении военных. Третьи же были в частных руках, и туда пускали как военных, так и обычных японцев.

Функционирование «станций утешения» прекратилось только после окончательного разгрома Японии во Второй Мировой войне.

Условия существования женщин, превращенных японцами в проституток, были таковы, что до окончания войны и освобождения дожила лишь четверть сексуальных рабынь.

Япония считала жертв насилия «добровольцами»

В 1965 году отношения между Японией и Южной Кореей нормализовались, и был заключен договор, обязывавший агрессора выплатить репарации за все преступления, совершенные во время оккупации. Однако вопрос, связанный с «женщинами для утешения», повис в воздухе.

Дело в том, что японские историки в течение десятилетий доказывали, что данная проблема носила частный, а не государственный характер, а большинство женщин работали на «станциях утешения» добровольно. Подобная позиция усиливала антияпонские настроения в Южной Корее, что мешало налаживанию экономических связей между двумя странами.

В середине 1990-х годов власти Японии принесли извинения за вовлечение женщин в проституцию в годы Второй Мировой войны, но при этом отказали жертвам в финансовой компенсации. Японские политики полагали, что все финансовые претензии Южной Кореи были удовлетворены по договору 1965 года, и для новых выплат нет оснований.

При этом из Токио и после всех извинений нередко звучали по-настоящему провокационные высказывания. 2 марта 2007 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что организованный характер массового вовлечения женщин в проституцию не доказан. В 2012 году премьер-министр Ёсихико Нода заметил, что нет никаких документальных подтверждений того, что женщин действительно силой принуждали к работе на «станциях». В мае 2013 года лидер Партии возрождения Японии Хасимото Тору публично оправдал сексуальную эксплуатацию корейских женщин, объяснив ее необходимостью для военных расслабляться в условиях стресса.

Практически все эти скандальные заявления затем были дезавуированы под давлением мирового сообщества, требующего от Токио признать безоговорочную вину за сексуальную эксплуатацию женщин во время Второй Мировой войны.

Памятник в Сеуле может вызвать новый скандал

Власти Южной Кореи ради сохранения благоприятных условий давно были не прочь поставить точку в этой истории, однако не могли этого сделать под давлением общественного мнения. В 2011 году Конституционный суд Южной Кореи признал несоответствующим конституции бездействие корейского правительства в вопросе жертв сексуального насилия в годы Второй Мировой войны. Это заставляло Сеул вновь и вновь требовать от Токио уступок.

В декабре 2011 года в Сеуле был открыт памятник женщинам, прошедшим через «станции утешения». Он был установлен напротив посольства Японии, что вызвало гнев японских дипломатов. По их мнению, его установка является нарушением Венской конвенции о дипломатических отношениях.

Тем не менее, памятник простоял четыре года, вплоть до того, как Япония и Южная Корея объявили об окончательном урегулировании данного вопроса.

При этом, по некоторым сведениям, частью сделки стало обещание Сеула убрать памятник от посольства Японии. Такое решение корейских властей может вызвать раскол в стране. Ряд общественных организаций уже выступил против сноса или переноса скульптуры вне зависимости от достигнутых соглашений.

Бордели, состоящие из жительниц территорий, оккупированных Японией во время Второй Мировой войны, были необходимостью.

Об этом заявил мэр японского города Осака Тору Хасимото (Toru Hashimoto), сообщает Associated Press.
Хасимото заявил, что услуги «женщин для утешения» были нужны, чтобы солдаты могли отдыхать в тяжелых условиях войны. «В условиях, когда пули летят, как дождь и ветер, солдат постоянно рискует потерять жизнь», - пояснил политик. Он признал, что на Японии лежит вина за то, что женщины содержались в борделях насильно, однако напомнил, что услугами секс-рабынь пользовались в военное время и другие государства. Помимо этого, он призвал американских военных при визитах в Японию пользоваться услугами местных проституток, чтобы «снизить уровень своей агрессии».

Своим заявлением Хасимото вступил в заочную полемику с премьер-министром страны Синдзо Абэ. Премьер, известный своей националистической риторикой, заявил перед своим назначением в декабре 2012 года, что женщины в «станциях утешения» не держались насильно. По словам премьера, этому нет доказательств.

Первая «станция утешения» появилась в 1932 в Шанхае. Ее необходимость официально объяснялась защитой солдат от венерических заболеваний, а неофициально - стремлением сократить число совершаемых изнасилований. На первой «станции» работали приглашенные японки, однако . Всего было создано около 400 борделей.

По разным данным, в «станциях утешения» содержались от 50 тысяч до 200 тысяч рабынь. Согласно свидетельствам узниц борделей, каждая из женщин обслуживала около 30 мужчин в сутки. В случае венерических заболеваний или беременностей им давали лекарства с мышьяком. Также известно о рабынях, попавших в бордели в несовершеннолетнем возрасте.

После войны в Японии прошел показательный процесс над 11 офицерами, которых обвинили в нарушении директивы содержать в борделях только добровольно желающих. В 1990-х годах власти Японии официально признали наличие сексуального рабства в годы войны и принесли за это извинения. Однако Синдзо Абэ заявлял о вероятном пересмотре этой позиции.

Бывший юрист Тору Хасимото стал мэром Осаки в 2011 году. До этого с 2008 года он был местным префектом. Хасимото известен своими скандальными и прямолинейными заявлениями. Так, он признал, что до прихода в политику имел отношения с любовницей, и заявил, что «не был ангелом». Он также предложил концепцию «решительной демократии» и заявил, что стране нужен диктатор. Хасимото пользуется популярностью в Японии, в особенности после заявлений о необходимости остановить ядерные станции после аварии в Фукусиме. ()

Подпишитесь на нас в telegram

История японских военно-полевых борделей Второй Мировой войны

Актуальная внешнеполитическая проблема Японии в отношениях со странами Корейского полуострова и Китаем, состоит сегодня в отказе японцев признать практику насильственного обращения женщин, в покоренных странах, в сексуальное рабство во время Второй Мировой войны.

За разъяснениями стоит обратиться к недавно изданной двухтомной Истории Кореи .

Одной из самых позорных страниц в истории военного времени было использование как японок, так и жительниц оккупированных японской армией стран, и особенно большого числа кореянок, в качестве сексуальных рабынь японской армии. , японская армия времен второй мировой войны была одной из немногих армий мира, осуществлявших прямой контроль над военными борделями и применявших организованное насилие при вербовке женщин для «сексуального обслуживания» солдат и офицеров. Непосредственным побудительным мотивом для массового устройства военных борделей с 1938 г. было желание ограничить распространение венерических заболеваний среди солдат, а также предотвратить массовые изнасилования на завоеванных территориях (подобные тому, что произошло при захвате Шанхая и Нанкина в 1937 г.). Однако в то же время сыграло, несомненно, роль и патриархальное бесправие женщин в обществе тогдашней Японии. Они были лишены, например, избирательных прав, которыми с 1926 г. обладали даже турчанки, не говоря уж о женщинах передовых буржуазно-демократических стран, таких как США или Великобритания. Облегчала открытие армейских борделей и легальность проституции, широко распространенной в Японии и ее колониях. В той форме, в которой она существовала в Японии до конца второй мировой войны или колониальной Корее, проституция и сама по себе была уже формой сексуального рабства. Девушек зачастую продавали в бордели родители или старшие родственники, их жизнь полностью контролировалась хозяевами, они не имели возможности оставить «место работы» по своей воле. Непосредственными хозяевами военных борделей были сотрудничавшие с японской армией гражданские предприниматели, но все основные решения по вопросам управления борделями принимались на высших уровнях военной иерархии, и за сексуальную гигиену там несли прямую ответственность военные власти.

До августа 1944 г. набор женщин в бордели, в том числе и в Корее, осуществлялся, при теснейшем содействии властей, частными вербовщиками, иногда просто покупавшими дочерей у их родителей, а иногда соблазнявшими молодых женщин обещаниями «золотых гор» за работу «санитаркой особого типа на фронте». В августе 1944 г. японские власти в Корее начали призыв незамужних девушек и женщин в возрасте от 12 до 40 лет в «добровольные трудовые отряды» («добровольными» они, конечно, не были и не могли быть), и призвали около 200 тыс. человек, официально - на работу на ткацкие фабрики Японии, гражданские должности в вооруженных силах и т.д. Реально же несколько десятков тысяч призванных таким образом корейских женщин были сделаны военными проститутками- насилием, угрозами и обманом. По некоторым подсчетом, общее число сексуальных рабынь японской армии доходило до 200 тыс. человек, и около половины из них были кореянками. Японские военные власти стремились иметь по крайней мере одну сексуальную рабыню на каждые 29-30 солдат и офицеров; японские женщины предназначались, главным образом, для офицеров, а кореянки и китаянки- солдатам. Стремясь скрыть от союзников свои преступления, японская армия во многих случаях уничтожала при отступлениях в 1943-45 гг. своих сексуальных рабынь, что является одной из причин того, что выжило среди них немного- в 1990-е годы было зарегистрировано около 200 бывших сексуальных рабынь в Южной Корее и 218 - в Северной.

Поскольку в патриархальном корейском обществе служба в борделе, пусть даже и не добровольная, для всего клана, многие выжившие после военных борделей кореянки умерли, так никогда и не поведав миру, что же с ними происходило. Лишь с начала 1990-х годов, с изменением общественного климата и большим вниманием к проблематике прав человека, те немногие бывшие сексуальные рабыни, которым удалось дожить до этого времени, начали делиться своими воспоминаниями.

Цитата: ИСТОРИЯ КОРЕИ. В.М. Тихонов, Канн Мангиль. Москва 2011.

Последние «comfort women» с группой юных сторонниц проводят пикет возле японского посольства в Сеуле. Фото: Рёнхап