Первый год жизни ребенка подобен курсу молодого бойца, пройдя который молодая мама получает почетное звание профессионала своего дела. Ведь материнство по праву можно расценивать как самую сложную и ответственную, а главное, круглосуточную работу без отпуска и выходных. А пережить первый год жизни ребенка – это как испытательный срок, пройти который придется всем без исключения. Это время бессонных ночей и переживаний, беспричинных слез отчаяния и радости, ярких эмоций и безграничной материнской любви к собственному малышу.
Без всяких сомнений первый год жизни после рождения имеет огромное значение и для самого ребенка. Буквально, за каких-то 12 месяцев беззащитное и беспомощное создание делает огромный скачок в росте и развитии, радуя маму и папу своими первыми победами.
Сразу же после рождения мама и малыш привыкают жить в совершенно другом режиме: все органы и системы ребенка перестраиваются и совершенствуются; образ жизни женщины полностью подстраивается под ее чадо. С этого момента задача родителей - обеспечить младенцу максимально комфортные условия для роста и развития. Дабы научится быстро реагировать на постоянно меняющиеся потребности и возможности вашего ребенка, на первом году жизни нужно учитывать как индивидуальные особенности младенца, так и общепринятые показатели и нормы.
Итак, более подробно о развитии ребенка по месяцам до года.
Первый месяцЭтот период можно назвать восстановительным и самым сложным. Как правило, доношенный и здоровый ребенок рождается с выраженными безусловными , по которым и делаются выводы о состоянии малыша и о его дальнейшем умственном и психическом развитии.
2-3 месяцВторой и третий месяц первого года жизни вашего ребенка - это период активного роста и развития, в котором непосредственное участие принимает родительская любовь и забота. Малыш учится различать эмоции, держать головку, активно машет ручками и ножками, поворачивает головку на мамин голос, улыбается. К концу третьего месяца увеличивается период бодрствования до 1-1,5 часов, ежемесячная прибавка составляет примерно 800 гр. Очень часто родители сталкиваются с такой младенческой проблемой как колики. Здесь очень важно вовремя распознать и помочь ребенку.
4-5 месяцМногие детки уже пытаются сидеть, передвигаться на животе, переворачиваться, упираются ножками об опору. Они уверенно держат голову, внимательно следят за предметом, хватают его. На данном этапе родители должны уделять должное внимание физическому развитию своего ребенка: делать массажи и зарядку, переворачивать на живот и так далее.
6 месяцПоловина пути уже позади, кроха заметно подрос и прибавил в весе. В полгодика начинается активное , прорезывание первых зубиков. Малыш становится более любознательным и подвижным.
7-8 месяцГрудничок освоил новые позы для сна, уверенно сидит и начинает пробовать вставать на четвереньки и ползти. Предусмотрительные родители к этому времени прячут с досягаемых мест все мелкие и острые предметы, шкафчики и тумбочки закрывают на ключ, дабы кроха не навел там свои порядки. Конечно, в этот период маме заметно прибавилось забот: каждый день необходимо готовить ребенку полезные и разнообразные блюда, следить за чистотой игрушек и полов, при этом оставить непоседу без присмотра практически невозможно.
9-10 месяцМногие детки на девятом месяце жизни начинают делать первые шаги, но даже если этого еще не произошло, ребеночек все равно уже активно ползает и берет понравившиеся предметы.
11-12 месяцЧаще всего малыши к этому времени уже ходят, некоторые даже самостоятельно. Рацион питания достаточно разнообразен, в словаре есть первые слова и слоги, преуспевает кроха и в игре.
Первый год жизни ребенка - самый важный период, ведь уже сейчас в его подсознании формируется будущий характер, привычки, мировоззрение, отношение к близким. Поэтому родителям следует уделять малышу как можно больше времени, постоянно дарить ему свою любовь и нежность.
В этой статье:
От рождения и до первого дня рождения пройдет всего 12 месяцев. Для маленького ребенка это огромный скачок в развитии. Все для него меняется, причем очень быстро. Из грудничка он превращается в человечка, который уже может ходить, произносит отдельные слова. Меняются даже его игры и рацион питания . Правильное развитие во всем сейчас зависит от родителей.
Это время, когда дети совсем маленькие, одновременно нервное и счастливое. Сейчас изменения видны каждый день . Малыш учится сам, а к одному годику уже многое умеет. Пройти весь этот путь вместе с ним – это огромная радость для родителей.Вы обязательно будете посещать педиатра, который следит за развитием малыша . Хотя многие вещи родители могут отслеживать самостоятельно.
Представьте себе самый обычный год. Хотя год из жизни взрослого человека не может сравниться со стремительным развитием малыша от 0 до 1 года. Конечно, потом случится еще много всего интересного, но этот первый год самый важный в жизни каждого ребенка. Рождаясь на свет, он готов к жизни, но с одним большим условием. Рядом обязательно должны быть люди, которые смогут обеспечить ему защиту, уход, направить его в первых попытках исследовать мир.
Родителям стоит приготовиться
заранее, ведь все меняется стремительно. Первые 30-40 дней новорожденный требует особого внимания и ухода. Буквально за месяц его иммунитет набирает силу и уже становится способен защитить его от простых болезней. Пройдет немного времени, и на смену жидкой пище и молоку мамы придет твердая пища. У малыша начинают резаться зубки, а значит, организм дает сигнал: «к твердой пище готов»
. Развитие ребенка за первые 12 месяцев просто поражает.
Конечно, малыш все еще абсолютно беззащитен перед окружающим миром. Пройдет еще очень много времени до его самостоятельности. Пока он сам не может пожаловаться, родителям нужно прислушиваться к состоянию его здоровья . Многие дефекты развития проще всего вылечить, если обнаружить их рано.
Итак, малыш появился на свет. Следующие 3 дня они с мамой проведут в роддоме. А после этого начинается ваша новая жизнь. Теперь 24 часа в сутки мама и папа будут заботиться о ребенке. Он кушает каждые 2-3 часа, все остальное время спит. Более того, иногда даже спит, когда кушает – есть у
младенцев такая «суперспособность». Конечно, он много плачет. Родители учатся понимать каждый его звук. Все же это счастливое время заботы о своей крохе.
Тут родителям важно помнить: все дети разные . Существует примерный план развития. Если ваш малыш опаздывает на 1 месяц, отставая от этого плана, то это еще не повод волноваться и собирать консилиум педиатров. Очень часто дети немного опаздывают или, наоборот, куда-то спешат. Обычно к первому году жизни все стабилизируется, выравнивается. Если ребенок соседей уже сказал свое первое слово, а ваш еще нет, это еще ничего не значит . Но, конечно, в случае серьезного отставания в развитии стоит срочно обратиться к врачу.
Дети все время крутятся, вертятся, перебирают ножками и ручками. Это значит, что карапуз вполне доволен жизнью. Он так пытается исследовать мир, свое тело. Сейчас движения ему необходимы. Активно развивается нервная система, мозг . Кстати, мозг продолжает активное развитие даже после рождения, настолько это сложный орган. Например, желудок и кишечник уже готовы работать с первого же дня жизни, а мозг еще «дремлет», выполняя только часть своих функций. Развитие малыша продолжается.
Будет полезно
менять его позу – конечно, когда малыш не спит. Так вы стимулируете его развитие, заставляя переворачиваться, менять положение головы. Ребенок учится держать головку. Уже сейчас, на 1-2 месяце, он может приподнять ее на несколько секунд.
Уже ко 2-му месяцу дети становятся вполне активными. Малышу все интересно, он с радостью рассматривает яркие предметы. Очень важно для его психического развития каждый день видеть что-то новое, интересное. Показывайте яркие картинки, игрушки, разные предметы . Малыш изучает мир вокруг себя. Особенно активно он пытается все попробовать: трогает, облизывает. Сейчас он уже различает голоса родителей, узнает маму по запаху . Когда мама рядом, ребенок улыбается, тянет к ней ручки. Сейчас это самый важный человек в жизни ребенка и, возможно, единственный, которого он научился узнавать сразу.
Первая половина года прошла. Чему же научился малыш? Он уже узнает людей, радуется их появлению. Сам себе тоже очень рад! Чаще подносите ребенка к зеркалу – он будет с интересом разглядывать отражение. В 3-5 месяцев он первый раз начинает смеяться. Дети с радостью будут смотреть одно и то же «представление» десятки раз. Попробуйте жонглировать перед малышом предметами - каждый раз он будет с удивлением и радостью следить за яркими шариками у вас в руках.
Развивается координация движений. Теперь уже неинтересно все время лежать. Ребенок просится на руки, рассматривает все, что попадает в поле зрения. Малышам до года полезна простая физкультура: переворачивайте его на животик или на спинку, делайте простой массаж. Он уже пытается встать на четвереньки. Это подготовка к ползанью.
Все больше интереса к самому себе. Дети рассматривают свои ручки, ножки. Сейчас их позвоночник очень гибкий - кроха с легкостью может взять в рот палец ноги. Ничего плохого или опасного тут нет – не стоит запрещать это ребенку, ругать его за интерес к себе. Пока еще хватать и брать в руки предметы кроха просто не умеет. Но задевать, ронять игрушки он может, с радостью играя таким образом.
У вашего крохи уже, скорее всего, появились первые несколько зубов. Это был сложный период, но вы справились. Хотя иногда дети вообще не замечают, как режутся зубки. Теперь он сам сообщил вам, что готов поменять свой рацион. В 6-7 месяцев малыши активные , и молока им не всегда достаточно. Считается, что сейчас уже можно вводить прикорм. Ребенок уже научился ползать, сидеть, может играть на полу. Теперь ему не нужно спать так много и часто, как раньше.
Развитие идет своим чередом. Первую половину своего первого года малыш провел, изучая себя. Кстати, вы обратили внимание? Малыш стал очень общительным! Теперь ему нужна компания почти постоянно. Играть с мамой, общаться с папой, перекрикиваться и смеяться – все это он умеет делать. А также научился обращать на себя внимание родителей. Сейчас важно, чтобы взрослые чаще с ним говорили. Неважно о чем – просто ему необходимо слушать правильную речь.
В возрасте 7-9 месяцев кроха уже может играть сам. Он улавливает связь между названием предмета и самим предметом. До первого года жизни он уже запомнил множество слов и понятий. Конечно, говорить он еще не может, но уже может приносить вещи, указывать на них пальчиком. Обязательно дайте ему место для движения, ведь сидеть в кроватке малыш уже не хочет.
Вот и настал тот самый момент, когда вашему крохе исполнился 1 год. До этого момента пролетело 12 месяцев, а многим кажется, что родился он только вчера. Уровень развития малыша многих поражает. Из крошечного комочка, укутанного в одеяло, он превратился в активного человечка. Уже теперь проявляется характер ребенка, он показывает вам, что нравится, а что не нравится.
В это время многие мамы начинают отлучать детей от груди. И правда, молоко все еще необходимо, но теперь добрую половину рациона составляют пюре, овощи и фрукты, молочные продукты. Дети уже умеют кушать с ложечки, проявляют интерес к процессу. Также они могут пить из бутылочки самостоятельно.
Начинаются первые попытки разговаривать. Конечно, это пока лишь звуки и отдельные слова. Не волнуйтесь: еще немного тренировки, и ребенок выдаст свое первое осмысленное предложение. До 1 года малыш предпочитал все время проводить с мамой, теперь же он интересуется другими людьми и детьми. Многие родители пробуют оставлять ребенка на 1-2 дня с бабушкой. Пришло время ему становиться немного самостоятельнее.
Теперь посмотрим, чему научился малыш. До первого дня рождения у него было 12 месяцев постоянных тренировок. Теперь же кроха готов поразить вас набором своих самых разных умений:
Конечно же, это еще не все. Стоит обратить внимание на психическое развитие ребенка.
Как видите, идет активно развитие личностных качеств ребенка. Начинают проявляться черты характера, отношение к миру. Конечно, уже стоит обратить внимание на психическое развитие малыша. Творчество, игры, песенки и сказки помогут ему развиваться правильно. А больше всего ему нужна любовь родителей.
Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей.
Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого «годовасика», уверенно стоящего на крепких ножках.
Именно в течение первых месяцев родители знакомятся со своим малышом, а он – с ними. Родители начинают понимать, каковы темперамент ребенка, его предпочтения, любимые действия, песни, игрушки и т. п. Малыш же, в свою очередь, из множества лиц и людей начинает выделять «своих», радоваться им, демонстрировать свои успехи, выстраивать с ними взаимоотношения.
Именно в течение этих двенадцати месяцев у ребенка формируется базовое отношение к миру. Получая первый опыт взаимодействия с людьми (в первую очередь с родителями и близкими членами семьи), ребенок решает, как – с доверием или недоверием – он будет в дальнейшем относиться к окружающему миру.
В первый год жизни малыш меняется каждое мгновение. Каждый новый день приносит родителям приятные сюрпризы и поводы для восхищения их прекрасным младенцем. Вот, еще буквально вчера он лежал на спинке, а сегодня взял и перевернулся на животик! Или сегодня он увидел вас и впервые вам улыбнулся! Или вдруг на прогулке он решительно оттолкнул вашу руку и сделал свой первый шаг!
Конечно, в первый год жизни ребенка ни одного родителя не минует тревога и беспокойство по поводу «а правильно ли и в нужном ли темпе развивается мой малыш».
Существуют определенные нормы физического и психического развития детей.
К показателям физического развития относятся рост, вес, окружности головы и груди ребенка. К показателям психического развития – умения и навыки, которым ребенок научился в течение того или иного месяца.
Эти нормы необходимы, потому что, в общем и целом, дают родителям возможность понять, в нужном ли темпе развивается их малыш. Но нужно учитывать, что, несмотря на средние показатели, у каждого ребенка – свой темп развития. И совсем не обязательно, что ваш малыш будет тем «хрестоматийным» ребенком, у которого ровно в полгода прорежутся зубки, а в год он начнет ходить. Ведь даже у детей из одной семьи с большой вероятностью будет своя, уникальная схема развития.
В нашей книге мы хотим рассказать вам о том, как в течение первого года жизни меняется ребенок, проходя за пятьдесят две недели великий путь от беспомощного новорожденного до смышленого малыша.
Ваш малыш после рождения абсолютно беспомощен и поэтому беззащитен. Сейчас ваш кроха полностью зависит от вас. Вы будете для него всем – теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации.
Эту неделю вы с малышом, скорее всего, проведете в роддоме (если не рожали дома).
Первые дни вы будете рассматривать друг друга, изучать, приспосабливаться друг к другу. Одни дети в первые дни жизни почти все время спят, другие могут бодрствовать небольшие промежутки времени. Одни малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другим нужно принимать пищу чаще. Некоторые нуждаются в укачивании для того, чтобы заснуть. Постарайтесь сразу приложить малыша к груди и давайте ему возможность сосать столько, сколько он захочет.
Сейчас у вашего малыша помимо физиологических потребностей наиболее ярко выражена потребность в психологическом комфорте. Ребенку необходим тесный контакт с матерью, ощущение ее близости, уверенность, что она быстро отреагирует на его сигналы. Максимальное удовлетворение этой потребности оказывает значительное влияние на последующее развитие новорожденного. Создание психологического комфорта для младенца является одной из самых главных основ его воспитания. Окружите своего малыша нежностью, заботой, лаской. Ваша любовь будет залогом его благополучного развития.
Самым благоприятным сейчас для ребенка будет положение лежа у вас на животе, в тесном контакте с вами. Ощущение тепла материнского тела, знакомый ритм биения сердца, звуки вашего голоса будут успокаивающе действовать на ребенка.
Никогда не оставайтесь равнодушной к плачу младенца. Бережно берите его на руки, нежно прижимайте его к себе, баюкайте. Ласково разговаривайте с ним, напевайте ему. Всегда с улыбкой приветствуйте его пробуждение.
Если малыш не спит и лежит спокойно, воспользуйтесь моментом и поговорите с ним. Можете быть уверены, что ваши ласковые слова будут им услышаны и пойдут на пользу. Все процедуры кормления, пеленания и другие занятия с малышом сопровождайте тихой медленной ласковой речью. Пусть ребенок почаще видит ваше лицо. Самая удобная поза для него – когда малыш находится под грудью. Он еще не умеет сосредоточивать взор, его взгляд блуждает, но своим голосом вы поможете ребенку найти ваше лицо и выделить его из окружающего мира. Будьте уверены, малыш быстро научится это делать.
Если ребенок много спит и просыпается только для кормления, не беспокойтесь. Не стоит побуждать его к бодрствованию.
Каким бы беспомощным ни выглядел новорожденный, он не приходит в этот мир без всякого жизненного опыта. Мудрая природа снабдила его программой со множеством жизненно важных рефлексов, обеспечивающих безопасность и выживание. Их наличие у новорожденного – одно из важнейших доказательств его здоровья.
Некоторые безусловные рефлексы можно обнаружить у ребенка уже спустя несколько часов после рождения, другие – через несколько дней.
С первых же дней жизни ребенку очень важно общение с папой. Чем раньше отец включится в заботы о малыше и общение с ним, тем гармоничнее будут в дальнейшем развиваться отношения в семье.
Основные два рефлекса, связанные с удовлетворением главной потребности ребенка – питания, – сосательный и глотательный . Если малышу вложить в рот пустышку, он крепко обхватит ее губами, даже будучи сытым. Если соском или пальцем прикоснуться к щечке малыша, он повернет голову в эту сторону, приоткроет губки и попытается достать палец (сосок) ротиком. Это поисковый рефлекс .
Если вы проведете пальцем по внутренней поверхности ладони ребенка, то он с удивительной силой схватит вас за палец и сожмет его. Это – хватательный рефлекс . Правда, хватание в этот период еще ложное, и ребенок утрачивает его к 3 месяцам. Истинное умение захватывать у него разовьется позже – к 3–4 месяцам.
Возьмите малыша под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснитесь его ступнями к какой-нибудь поверхности. Вы увидите, что сначала он отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность. Если при этом ребенка немного наклонить вперед, то он начнет «шагать». Это – рефлексы опоры и автоматической походки .
Выложите малыша на живот, так чтобы он стопами как бы уперся в ваши ладони, и чуть подтолкните его. Он начнет производить несогласованные плавательные движения руками и ногами и ползти вперед. Этот рефлекс можно обнаружить у ребенка на 3–4-е сутки после появления на свет.
Если выложить малыша на живот, то он сразу повернет голову в сторону. Иногда новорожденные делают попытки ее приподнять. Это защитный рефлекс , который сохраняет ребенку способность дышать без помех.
Есть у малыша и другие защитные реакции. Например, при громком шуме ребенок вздрагивает, моргает и выпрямляет ручки так, будто он хочет за что-то схватиться. Тот же самый рефлекс срабатывает, если ребенку грозит падение.
Если малышу надавить на середину подошвы, то у него сгибаются пальцы ног. Так проявляется подошвенный рефлекс .
Рефлекторные движения очень важны для двигательной активности ребенка и его психомоторного развития.
Основными показателями состояния здоровья малыша являются длина и масса тела.
Рост – 50–51 см.
Вес – 3,3–3,5 кг.
Окружность головы – 35–36 см.
Окружность груди – 33–34 см.
Учтите, что на эти показатели влияет множество факторов: наследственность, состояние здоровья матери, ее режим и питание во время беременности, возраст родителей и т. д.
Вы должны знать, что в первые дни жизни происходит так называемая транзиторная, или физиологическая, убыль массы тела ребенка, что считается вполне нормальным явлением. Максимальная потеря массы наблюдается обычно на 2–4-й день и не превышает 6 % (примерно 200 г).
Вот и закончилась 1-я неделя жизни вашего малыша. Она была самой трудной – ведь новорожденному пришлось затратить массу усилий, чтобы преодолеть переходные состояния и адаптироваться в новом для него мире. Теперь ребенок начнет быстро расти. На этой неделе малыш восстановит свои потери в весе, которые произошли из-за транзиторной убыли первоначальной массы тела.
Ваш малыш все так же много спит (до 20 часов в день). Иногда вы можете наблюдать легкое подрагивание уголков губ – это его первые сонные полуулыбки. Они сигнализируют о том, что малышу хорошо. Вы можете заметить, что ребенок «улыбается» в моменты облегчения (например, когда у него прекращаются колики), или в моменты удовлетворения (после еды), или когда его берут на руки и укачивают. Конечно, понадобится еще время, прежде чем у малыша появится настоящая, сознательная улыбка при общении с вами. Но каковы бы ни были причины улыбок вашего малыша сейчас, наслаждайтесь ими.
Не пеленайте туго малыша, одевайте его в кофточки и ползунки, которые не сковывают его движений. Сейчас важно предоставить ребенку возможность удовлетворить свою потребность в движении.
Несмотря на то что ребенок большую часть времени сейчас спит, у него очень велика потребность в движении. Если вы думаете, что малыш находится в состоянии покоя из-за того, что много спит и лежит неподвижно, то вы ошибаетесь. На самом деле он много двигается. Прислушайтесь к тому, как дышит ваш малыш во сне. Вы обнаружите, что его дыхание неравномерно. Длительность пауз между вдохом и выдохом может достигать 7 секунд. Возникает дефицит кислорода, и… запускается двигательная активность. Только в этом случае она проявляется в подрагивании. В течение минуты можно насчитать до шести таких пауз и подрагиваний. Вот и получается, что около 50 % времени ребенок проводит фактически в движении, благодаря чему учащается сердцебиение, лучше снабжаются кислородом органы и ткани, интенсивнее протекают обменные процессы.
Нервная система ребенка еще не сформирована полностью, поэтому он сейчас способен в основном к движениям двух типов. Об одном вы уже знаете – это движения, основанные на безусловных рефлексах. Другой тип – спонтанные, беспорядочные движения ручками и ножками. Сейчас ваш малыш может растопыривать пальчики на руках, непроизвольно отводить пальцы ног, особенно большой, строить гримаски, периодически высовывать язык. Эти движения связаны с повышенной активностью подкорковых отделов мозга.
Двигая ручками и ножками, ребенок, с одной стороны, укрепляет мускулы – в первую очередь разгибательные (ведь пока сгибательные мышцы у него напряжены, потому его конечности полусогнуты). С другой стороны, малыш постепенно осваивает целенаправленные движения, хотя нам поначалу это и не заметно. Специально занимайтесь с малышом, стимулируйте его двигательную активность – это необходимо. С двигательной активностью неразрывно связано не только собственно физическое развитие ребенка, но и развитие его головного мозга, психики и интеллекта.
Как видит ваш малыш? И что он видит?
Еще недавно ученые считали, что новорожденные в первые дни жизни смотрят, но не видят. Оказалось, что это не так. Младенцы видят, но по-своему – мир им представляется очень маленьким. В него входит лишь то, что расположено рядышком.
Жизнь вокруг младенец воспринимает как быструю смену кадров в старом фильме. Кроха наблюдает за перемещением предметов, однако проследить их путь пока не может. Малыш лишь фиксирует первоначальное местонахождение предмета, потом его исчезновение и появление в другом месте.
Если в первые недели жизни глаза ребенка скользили по вашему лицу, лишь изредка останавливаясь не более чем на несколько секунд, то сейчас малыш учится лучше фокусировать взгляд. Умение сосредоточивать взгляд на неподвижном или движущемся объекте придет позже, а пока он все равно чаще просто скользит глазами по вашему лицу.
Ребенок хорошо различает свет и темноту. Если глаза малыша закрыты, то на яркий свет он жмурится и плотнее смыкает веки. Малыш способен не только видеть близко расположенные предметы, но и различать их по форме и величине. Особенно дети любят смотреть на предметы округлой формы и контрастной окраски. А родительские лица – это самый лучший объект для сосредоточенного взгляда младенца. Вы уже наверняка заметили, что ваше лицо привлекает его больше всего.
Если иногда вам будет казаться, что у ребенка косят глазки, то не спешите волноваться, так как периодическое скашивание глаз в этом возрасте – нормальное явление. Поскольку младенцы не смотрят одновременно двумя глазами, зрительный образ не попадает в одно и то же место на сетчатку глаз. Такое монокулярное зрение – результат пока еще недостаточной глубины восприятия. Со временем зрительные образы становятся яснее, глубина восприятия увеличивается и ребенок дольше удерживает сфокусированный взгляд.
Английский детский психолог Алан Слейтер (Alan Slater) и его коллеги из университета Экзетера (University of Exeter) считают, что младенцы обладают врожденным чувством прекрасного и, наряду с врожденной способностью распознавать человеческие лица, могут оценить их привлекательность.
Используя научно подтвержденный факт, что младенцы имеют тенденцию смотреть в направлении объекта, который их больше всего интересует, ученые доказали, что даже новорожденные отдают предпочтение привлекательному лицу.
В качестве таких объектов ученые использовали фотографии взрослых людей, которые заранее по своему усмотрению рассортировали на более и менее привлекательные.
К удивлению исследователей, красивые, с точки зрения взрослых, лица дети рассматривали гораздо дольше.
Это и позволило английскому исследователю сделать вывод, что понятие о привлекательности заложено в мозге новорожденного. Он предположил, что ребенок имеет своего рода зрительный шаблон человеческого лица, который соответствует привлекательной внешности. Поэтому дети и предпочитают смотреть на привлекательное лицо, так как оно наиболее полно соответствует заложенному «опытному образцу».
Но что бы ни говорили ученые, для младенцев самое красивое лицо – лицо мамы. И тут никаких опытов проводить не надо.
До недавнего времени ученые полагали, что новорожденные не могут смеяться. Считалось, что улыбка младенца – это всего лишь непроизвольное сокращение мышц. Но японские исследователи обнаружили, что новорожденные начинают смеяться через 17 дней после рождения. Это открытие доказывает нам, что практически сразу же после рождения дети могут проявлять эмоции.
Ребенок может чувствовать вкус. Если капнуть ему на язычок сладкой водички, то малыш с наслаждением будет сосать и причмокивать. А ели капнуть что-то горькое или кислое, то это вызовет у него возмущение – он сморщится, покраснеет, задергает ручками и ножками, может даже расплакаться.
Младенец различает также и все запахи. Почувствовав резкий запах, малыш морщится, зажмуривает глаза, чихает.
Когда ваш малыш расслаблен или находится в спокойно-сосредоточенном состоянии, попробуйте поиграть с ним игру «Глаза в глаза» .
Держите ребенка на руках в вертикальном положении (в таком положении младенцы наиболее внимательны) и перемещайте его то дальше от себя, то ближе. Постарайтесь определить, на каком расстоянии от вашего лица малышу удобнее всего находиться, – тогда вы увидите, что его взгляд становится сосредоточенным. Таким образом вы сможете привлечь его внимание на несколько минут.
Любой малыш может находить свою маму по запаху!
В одном научном эксперименте младенцев подносили к груди нескольких мам, и каждый тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко.
Уже с этой недели вы можете начинать делать ребенку массаж. Массировать малыша нужно ежедневно. Продолжительность каждого массажного приема должна быть от 30 секунд до 2 минут. Массаж проводится идеально чистыми и теплыми руками в виде последовательных поглаживаний, растираний, разминаний и легких похлопываний различных частей тела ребенка. Направление движений при этом должно совпадать с направлением тока лимфы, то есть ручки следует массировать от кисти к плечу, к подмышкам, а ножки – от стопы к бедру. В этом случае массаж оказывает воздействие не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на организм в целом.
Физическое и психическое развитие ребенка идет высокими темпами. Лежа на животе, малыш уже пытается приподнимать голову.
Промежутки бодрствования с каждым днем становятся все длиннее. Если в первые недели после рождения ваш малыш большую часть времени спал и просыпался исключительно для того, чтобы потребовать еды или заявить о том, что он мокрый, то сейчас вы уже можете заметить, что ваш кроха просто молча лежит с открытыми глазами. Малыш начинает знакомиться с миром. И в эти короткие промежутки бодрствования начните помогать ребенку познавать окружающую действительность.
Прежде всего учите его рассматривать предметы. Можно на расстоянии 50 см от его лица подвесить вертушку. Ваш малыш будет подолгу следить за ней. Детей завораживают движущиеся предметы.
Показывайте малышу яркие игрушки. Вы заметите, что он с удовольствием будет их рассматривать. Учтите, что на одни игрушки малыш будет смотреть долго, а другие не будут вызывать у него никакого интереса, поэтому меняйте их время от времени.
Движения глазных яблок у маленького ребенка еще не скоординированы, поэтому важно помочь ребенку научиться управлять глазами. Самый простой способ – постепенно приблизить игрушку к лицу ребенку, на расстоянии 20–25 см от лица остановить ее на короткое время, а затем так же постепенно удалять.
Когда вы останавливаете руку с игрушкой, ребенок учится задерживать взгляд на неподвижном предмете. Перемещайте игрушку не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости.
Одновременно со зрением у ребенка развивается и слух. Во время кормления малыш может перестать есть, если раздастся звонок в дверь или, скажем, рядом включат телевизор. У малыша появляется так называемое слуховое сосредоточение. Плачущий ребенок замолчит, если вы с ним заговорите, и начнет прислушиваться к вашему голосу.
Младенцы обычно предпочитают любым другим голосам голос матери. Материнский голос – это нечто особенное для вашего малыша. Он умеет выделять его среди множества других звуков и голосов. Ребенок может сопоставлять звук с его источником – это называется ориентацией. Позовите ребенка, находясь справа от него, и он попытается повернуть голову вправо. Чтобы привлечь к себе внимание ребенка, сначала установите с ним фиксированный контакт «глаза в глаза», а затем начинайте говорить. Если у вас не получается наладить звуковой контакт с малышом, попробуйте изменить тембр голоса. Учтите, что ребенок любит смотреть на собеседника и выглядит озадаченным, если не видит того, кто с ним разговаривает.
Вы можете ставить своему малышу записи классической музыки. Дети быстрее успокаиваются, слушая музыку с медленно ускоряющимся и замедляющимся темпом. Считается, что младенцы узнают мелодии, которые многократно слушали еще до рождения, например фортепианные пьесы, которые их мама играла в период беременности. Более внимательно малыши прислушиваются и к рассказам или стихам, которые их мать часто читала вслух во время беременности.
У младенцев есть удивительная способность не воспринимать раздражающие их шумы, поэтому не стоит говорить шепотом и ходить на цыпочках в комнате, где спит малыш.
Дело в том, что младенцы вообще очень избирательно относятся к поступающей из внешнего мира информации и умеют ограждать себя от ее переизбытка. Так, например, если в доме много гостей и становится слишком шумно, то многие дети как бы «отключаются», впадая в глубокий сон.
Чтобы у малыша вовремя возникла потребность в общении, вы должны много беседовать с ним, авансом наделив младенца теми качествами личности, которыми он еще не обладает. Вам придется общаться как бы за двоих. Для подготовки ребенка к общению необходимы два условия: во-первых, вы должны относиться к нему как к полноценной личности; во-вторых, вы должны установить с ним визуальный контакт – во время разговора смотреть ему в глаза. Как только вы заметите, что младенец лежит с открытыми глазами и готов реагировать на ваши действия, привлекайте к себе его внимание. Встретившись с малышом взглядом, улыбнитесь ему и начинайте произносить всевозможные нежные выражения. При этом ласково поглаживайте его по тельцу или щечке. Лучше всего это делать, когда малыш поел, но еще не спит и достаточно активен. Проявляйте деликатность, не беспокойте ребенка, если он не в настроении или хочет спать. Предлагайте ему общение, но не навязывайте его.
Молодые родители часто задаются вопросом: а что умеют дети в 1 год? При появлении первенца на свет мама с папой также познают новое, как и их малыш. Первый год жизни необычайно важен для семьи, ведь в этот период происходит формирование новой личности.
И вот пришло время, когда малышу исполнился годик, он уже стал самостоятельным, понимающим человечком. У него появляется все больше стремления узнавать что-то новое.
На этом этапе важно знать, что должен уметь делать ребенок. 1 год - время, когда еще не поздно обратиться к специалистам, если у малыша имеются проблемы с развитием.
В этом возрасте рост и вес малыша неравномерно увеличиваются - в месяц порядка 100-300 грамм и 1-1,2 см. Пропорции тела постепенно изменяются: ручки и ножки удлиняются, животик становится плоским. В этот период детки все разные, кто-то весит много, кто-то мало. Главное - следить за стабильным развитием ребенка.
Принятые врачами нормы веса малышей: мальчики - 8,9-11,6 кг, девочки - 8,5-10,8 кг. Рост обоих полов - 71,4-79,7 см.
Около 10 простых слов в первый год жизни уже умеет говорить ребенок. 1 год - только начало в разговорной речи малыша. Как правило, речь ребенка связана с эмоциями. Он часто общается сам с собой, со взрослыми общается жестами, показывая, что ему нужно.
В этом возрасте ребенок уже отличает "можно" от "нельзя", понимает, когда хвалят и ругают. На интуитивном уровне он осознает обыденные слова.
Также малыш учится подражать звукам, движениям, повторяя за взрослыми слова с нужной интонацией. Поэтому очень важно при малыше не употреблять ругательств, чтобы ребенок их не запоминал и не использовал позже в своей речи. Также стоит исключить выяснение отношения при ребенке, чтобы малыш не учился испытывать негативные эмоции в таком возрасте.
Малыш может говорить не совсем то, что происходит. Он продолжает лепетать, складывать слоги.
Нормальным развитие ребенка считается, если он имеет некоторый запас слов, показывает на предметы, которые ему называют, подает какие-либо вещи по просьбе.
В год малыш обзаводится воспринимает простые мелодии. Каждый день ставя ему музыку, можно сформировать музыкальный вкус.
Ребенок начинает показывать свою самостоятельность, пытается настаивать, если ему это не удается, способен устроить истерику со слезами и катанием по полу. В этот момент нужно помочь малышу справиться с негативными эмоциями, но ни в коем случае не стоит накалять обстановку. - очень ответственный период, в который нужно особенное внимание уделить развитию психики ребенка. Успокойте малыша, скажите, что понимаете его чувства, объясните спокойно, как ему нужно себя вести.
Почаще давайте малышу почувствовать себя самостоятельным. Также очень важно, чтобы у ребенка была возможность выбора, неважно, выбрает он еду на полдник, одежду на прогулку или игрушку в магазине. Крохе важно чувствовать, что с его мнением считаются.
Необходимо наблюдать постоянно, что умеют дети в 1 год, поскольку каждый новый шаг - настоящее счастье для родителей, и каждый хочет запомнить на всю жизнь, как малыш делает свои первые попытки к познанию мира.
Что умеют дети в 1 год, так это уверенно передвигаться, опираясь на предметы, некоторые даже ходят самостоятельно. Через полгода детки уже будут бегать.
Малыш хочет познать все места в доме, которые ранее ему были недоступны, он ходит по всем комнатам, залезает на диваны, ползает под столом, залазит в шкафы и прочую мебель, которая встречается на его пути. В этот период лучше приучать ребенка к полезным вещам: собирать пирамидку, кормить животных, открывать матрешку. Малышу интересно все, поэтому он будет повторять каждое ваше действие.
Ребенок уже может забираться на новые места с помощью стула. С появлением большего количества возможностей малыш с неподдельным интересом исследует окружающий мир.
В годик дети особенно любят игрушки, которые можно катить перед собой, поэтому можно приобрести мячик или колясочку.
Обеспечьте малышу безопасное место для физической активности и игр. Для хранения игрушек можно использовать ящики на колесах, которые ребенок сможет самостоятельно передвигать.
Если ребенок в этом возрасте не пошел, то не стоит расстраиваться, не стоит также полагать, что он отстает в развитии. Лучше уделить внимание массажу и гимнастике, чтобы суставы малыша были гибкими.
Что умеют дети в 1 год, в большой степени зависит от темперамента. Одни подвижные, а другие более спокойные и не стремятся во что бы то ни стало встать на ножки.
Бытует мнение, что, если постоянно носить ребенка на руках, он пойдет позже обычного. Однако учеными было доказано, что это вовсе не так, и никакой связи тут нет.
Что умеет делать ребенок в 1 год - понятие относительное, поскольку все малыши развиваются с разной скоростью. Просто будьте в этот период с ребенком и помогайте ему в познании окружающего мира.
Дети в годик еще неохотно идут на контакт, они не готовы к социализации. Они могут капризничать, находясь с незнакомыми людьми, или проявлять нежелание играть с другими детьми. У малыша развивается чувство собственности, он отстаивает свою территорию, не хочет ни с кем делить игрушки и внимание родителей.
Малыш уже постепенно начинает приспосабливаться к жизни и начинает учиться держать кружку и пить из нее. Ребенок (1 год) умеет жевать и уже может держать ложку, вполне способен накалывать еду на вилку. При одевании/раздевании малыш уже сам может поднимать ручки и ножки, помогая маме. При умывании тянет ручки к воде.
Малыш уже учится продумывать наперед, как поступить, чтобы добиться своей цели. В основном это касается желания достать предмет с высоты. Чтобы малыш самостоятельно учился забираться на выступы и доставать необходимые вещи, следует поставить в его комнате скамеечку, чтобы он сам мог ее пододвигать куда нужно и доставать необходимые вещи.
Необходимо обратить внимание на развитие зрения ребенка. Для этого используют метод цветовой стимуляции. Используйте разноцветные игрушки, картинки, одежду ярких цветов.
Очень нравится малышам играть с "матрешками", и необязательно с куклами, можно использовать коробочки разных размеров. В качестве поощрения положите в самую последнюю коробочку печенье или любое другое лакомство.
Детки начинают испытывать тягу к искусству, поэтому для игры малышу нужны цветные мелки или карандаши. В этом случае продемонстрирует естественное для своего возраста ребенок (1 год) развитие. Должен уметь малыш рисовать простейшие образы.
Чтобы он быстрее осваивал новые слова, знакомьте ребенка с ними как в процессе игры, так и во время купания, еды, прогулки. Описывайте вкусы и запахи, называйте цвета предметов вокруг. Сходите с ребенком в магазин и называйте товары, чтобы малыш мог услышать новые слова.
В процессе психоэмоционального развития малыш понимает, как нужно вести себя с разными людьми. Отношение к маме и папе, другим ребятишками становится разным. Можно проследить такую тенденцию: чем хуже ребенок знает человека, тем воспитаннее он себя с ним ведет.
Как правило, малыш с мамой ведет себя капризно, может топтать ногами, выражать недовольство. Таким образом он проверяет, любит ли его мама любым. Если вы примете ребенка таким, какой он есть, то он скоро успокоится и станет вести себя нормально, если же не примете, то подобные проверки могут продлиться всю жизнь.
Предоставив крохе некоторые игрушки, можно проследить, как он развивается.
В годик малыш уже может снимать и нанизывать на пирамидку 3-4 колечка самостоятельно или повторяя за взрослым.
Если показать малышу различные действия с игрушками, он будет их запоминать и пытаться повторять. Так, например, он сможет ставить кубик на другой кубик, открывать и закрывать крышечки.
Также малыш может выбрать одну игрушку и кормить ее, причесывать, укладывать спать.
Во многом то, что умеет ваш ребенок в 1 год, зависит от его способностей и усилий родителей.
В годик малышу просто необходима постоянная физическая нагрузка, поэтому стоит предоставить ему все условия для ходьбы, ползания, бега, прыжков без ограничений.
Малыш становится более активным, поэтому вам придется чаще проводить водные процедуры. Он с удовольствием исследует новый мир, может тянуть в рот землю, трогать животных, плескаться в луже. После купания проверяйте состояние кожи малыша, используйте увлажняющие средства и, при необходимости, средства от потницы.
По мере того как ребенок будет учиться ходить и бегать, у него будут появляться ссадины и синяки. Не стоит переживать по этому поводу, малыш вскоре научится двигаться. А пока стоит запастись пластырем и дезинфицирующими средствами.
За волосиками ребенка также стоит ухаживать. Чтобы малыш учился обращаться с расческой, покажите ему, как это делается, на кукле. Ребенок с радостью станет причесывать куклу, а потом и родителей. Многие малыши боятся ножниц, полагая, что стричься больно. Таким же образом можно продемонстрировать этот процесс на кукле.
Ну и, конечно же, обязательно нужно часто посещать врача и сдавать анализы, чтобы убедиться, что с малышом все в полном порядке.
Детишки - цветы жизни. Иметь малыша в доме - огромная радость, ведь наблюдать за тем, как растет твое чадо, становится сознательным жителем этой планеты, незабываемо. От родителей в первые годы жизни ребенка зависит многое. Отдавая малышу любовь и заботу, вы способны воспитать гармоничную личность с правильным отношением к жизни.
Очень важно направлять кроху на верный путь. Конечно, у него есть инстинктивное ощущение того, как правильно нужно что-то делать. Однако он не всегда может самостоятельно справиться. Помогайте малышу во всех начинаниях, учите его.
Дети действительно взрослеют очень быстро. Еще вчера, принеся из роддома новорожденного ребенка, вы и не задумывались о том, что уже сегодня по вашей квартире будет бегать маленький годовалый человечек. Конечно, вас волнуют вопросы, правильно ли развивается ваше чадо, вовремя ли приобретает необходимые навыки.
Отслеживая развитие ребенка по месяцам до года и сверяя его с рекомендациями педиатров, неврологов и психологов, вы ничего не упустите и можете вовремя обнаружить и скорректировать возможные отклонения.
Таблица с указанием времени появления того или иного навыка будет интересна не только вам, но и вашему подросшему малышу в будущем.
Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:
Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного >>>, вовремя менять пеленки и кормить.
Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки.
К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть >>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный.
На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.
В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать >>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.
В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного , которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:
Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку ; тренирует свою шею, спинку и плечи.
Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.
А также в моем видеоуроке:
Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.
У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.
Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!
Подробнее об этом возрасте читайте также в статье что должен уметь ребенок в 2 месяца >>>, и, конечно, смотрите в моем видеоуроке:
На протяжении месяца физические, психические, эмоциональные навыки вашего малыша продолжают совершенствоваться.
Интересно! Дело в том, что слизистая оболочка рта и язычок куда чувствительнее пальцев. Детки изучают окружающие предметы с помощью ротика.
Третий месяц развития ребенка характеризуется расширением эмоционального спектра.
В статье важная информация о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца >>>
Четвертый месяц развития ребенка характеризуется быстрыми изменениями и в физиологическом, и в психологическом плане:
Важно! Помните, что оставлять ребенка на взрослой кровати уже небезопасно. Лучше переселите его на пол, оттуда он не может упасть и получит больший простор для своих тренировок.
В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:
В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.
В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.
Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.
В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.
В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.
Шестой месяц развития ребенка – очередное время изменения привычного жизненного уклада:
Семимесячный ребенок становится все более активным:
Если ваше чадо ползает задом наперед, в этом нет ничего страшного; скоро ребенок разберется, как управлять собственным телом.
Важно! Следите, чтобы все мелкие детали игрушек были надежно закреплены, так как семимесячные детки все тянут в рот.
Семимесячные детки начинают подражать взрослым, именно это облегчает введение прикорма.
На заметку! Чтобы активировать речевой центр, развивайте мелкую моторику малыша. Для этого подойдут игрушки с крупными деревянными бусинами различных цветов и форм, нанизанными на веревку.
Восьмой месяц развития ребенка знаменуется настойчивыми попытками встать.
В это время ваше чадо может захотеть есть ложкой самостоятельно. Это желание нужно поощрять, тогда впоследствии вам не придется прививать ребенку этот навык.
Важно! В это время ребенок пытается залезть на стул, диван, самостоятельно слезть оттуда. Родители должны быть все время начеку, чтобы предупредить опасные падения.
В девятый месяц развития ребенка возникают новые умения:
В десятый месяц развития ребенка его навыки продолжают совершенствоваться. Человечек уже может вставать и стоять без поддержки, пытается ходить. Умеет сесть из положения стоя. Проворно ползает по всей квартире.
В этом возрасте игры у детей совершенствуются:
Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.
В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.
Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.
На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.
В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.
Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.
Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.
Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.
Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же.
Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.
Календарь развития ребенка от рождения и до года заполнен множеством событий. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.
Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.
Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.
Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.
Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.
Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.