Программное содержание: Учить детей устанавливать элементарные связи в неживой природе. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха. Продолжать развивать у детей познавательную деятельность в процессе экспериментирования. Развивать речь детей при описании увиденного и установлении причинно-следственных связей. Развивать умение работать сообща (парами), оказывать помощь и поддержку друг другу в трудной ситуации. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Предварительна работа:
1. Проведение беседы «Воздух на Земле»;
2. Рассматривание энциклопедии «Наша планета»;
3. Чтение А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»;
4. Свободное экспериментирование в уголке экспериментальной деятельности.
Материал: веера по количеству детей, увеличительные стекла, одноразовые тарелки и ложки, бутылочки, стаканы, свеча, банка, краски, кисточки, воздушные шары, диск, кукла-Карлсон.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в группу пришло звуковое письмо. Хотите узнать от кого оно? (Просмотр отрывка из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше», при этом звучит запись)
Моя лаборатория
Известна всем, друзья!
С огромным нетерпением
Вас жду сегодня я.
Любых веществ загадку
Здесь можно распознать,
Но только извините,
Могу я опоздать.
Недавно опыт делал,
Напутал что-то я,
И будто невидимка
Поселился у меня
Со мной ведь он играет,
Его не вижу я,
Попробуйте, найдите
Его Вы для меня.
Воспитатель: Ребята, а вместе с письмом Карлсон прислал еще и план, как пройти в его лабораторию. Ну что, отправляемся к Карлсону в лабораторию? Будем идти точно по плану.
Воспитатель: Какая просторная, светлая у Карлсона лаборатория. Как много оборудования для опытов.
Воспитатель: Начинаем искать невидимку?
Стук в дверь. Появляется игрушка Карлсон.
Карлсон : Здравствуйте, ребята! Хорошо, что я успел. Теперь мы все вместе будем искать невидимку.
Опыт №1. Возьмем стеклянный стакан с широким горлом, наполненный до половины водой. Подкрасим воду акварелью. Возьмем баночку поменьше, такую, которая легко входит в большую. Крепко держа баночку за дно, осторожно горлышком вниз опустим в подкрашенную воду. (Дети наблюдают и делают вывод, что вода в баночку не входит).
Воспитатель: Что же ей мешает, ведь баночка пустая. Или нет? А может быть здесь притаился невидимка? Нельзя ли заставить его показаться, стать видимым? Попробуем?
Опыт №2.
Берем все ту же маленькую баночку и опускаем в тазик с водой, но горлышком вверх. (Дети наблюдают как у баночки выскакивают пузыри воздуха и устремляются к поверхности воды).
Дети:
В баночке был воздух, он легче воды, поэтому вода заполнила место в баночке.
Карлсон
: Ребята, как вы думаете, в воде есть воздух?
(Дети рассматривают стакан с водой, отмечают на стенках банки прозрачные пузырьки).
Опыт №3.
Опустим осторожно в банку ложечку и станем помешивать воду. Пузырьки начинают кружиться, постепенно поднимаясь на поверхность и исчезают.
Дети:
В воде тоже есть воздух.
Воспитатель:
Ребята, давайте предположим: в почве есть воздух? (Предположения детей).
Воспитатель:
Давайте проверим. Рассмотрим через увеличительное стекло, из чего состоит почва? (Дети рассматривают).
Дети:
Песчинки, пылинки, сухие травинки, склеенные между собой в комочки разного размера.
Воспитатель:
А не спрятался ли здесь воздух-невидимка. Давайте проведем опыт.
Опыт №4.
В стакан с водой дети опускают комочек почвы.
Дети:
На комочках появились прозрачные пузырьки и они понимаются вверх.
Воспитатель:
Это воздух, бывший внутри комочка между песчинками и травинками. Вода прошла внутрь и вытеснила его. Он всплыл и смешался с окружающим нас воздухом. (Дети делают вывод: воздух есть в почве).
Воспитатель:
Какой вывод можно сделать из этих опытов?
Дети:
Воздух есть везде. Он вокруг нас. Воздух занимает место. Есть в воде и почве.
Воспитатель:
Почему мы его не видим?
Дети:
Воздух прозрачный, бесцветный. Не имеет запаха и вкуса.
Карлсон
: Вот как интересно! А можно воздух почувствовать?
Воспитатель:
Ребята, возьмите в руки веер и взмахните возле лица. От вашего движения окружающий воздух колыхнется, и вы словно бы услышите его голос: «Я есть!», «Я вокруг тебя!»
Физкультминутка:
Веер воздух раздувает,
Веер ветер нагоняет.
Заставляет нас проснуться,
Потянуть, улыбнуться!
Веер, веер будто птица
Любит в воздухе кружиться.
Так давайте с ним, ребята,
Полетаем, как орлята.
Налетались, отдохнули,
Воздух глубоко вздохнули.
Головой влево, вправо, вбок-
Размяться веер нам помог!
Воспитатель:
А сейчас мы немного отдохнем.
Дети исполняют куплет из песни про волшебника-неудачника.
Воспитатель:
Я хочу показать вам еще один опыт, но буду делать его сама. Если захотите повторить его дома, то обязательно нужно делать вместе со взрослыми.
Воспитатель:
Как можно погасит свечу, не прикасаясь к ней и не задувая?
Опыт №6.
Зажечь свечу. Фарфоровую чашку подержать над пламенем свечи. Предмет потемнел – покрылся слоем копоти. Воздух загрязнился.
Карлсон
: Я пролетал и видел, как из труб выходит черный дым.
Я по воздуху летел
И моторчиком гудел.
Вдруг – труба, над нею дым,
Оказался я над ним.
Заблудился я в дыму,
Что со мною – не пойму.
Долго кашлял и чихал,
Даже видеть перестал.
Здесь вопрос любому ясен!
Грязный воздух нам опасен,
Не летайте над трубой –
Вы рискуете собой!
Карлсон
: Ребята, а как называется город, в котором вы живете? А какие заводы есть в вашем городе?
Дети:
Машзавод, Нефтеоргсинтез, Никелькомбинат.
Воспитатель:
Ребята, что же нам делать?
(Дети предлагают надевать маски, придумывают воздухоочиститель).
Зарисовывают и оставляют в лаборатории.
Воспитатель:
Все ваши рисунки мы отдали на заводы и там инженеры-конструкторы разработают новые воздухоочистители.
Карлсон
: Спасибо, вам, ребята за интересные открытия. А что вам больше всего понравилось делать в моей лаборатории? Что запомнилось? Что узнали интересного?
На прощание хочу подарить вам воздушные шарики. Вы теперь знаете, что за невидимка спрятался в них.
Продолжительность занятия: 25 минут
Название: Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «В лаборатории у Карлсона»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОАУ № 106 «Анютины глазки»
Месторасположение: г. Орск, Оренбургская область
Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-
ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,
который состоит из вопросов(логически развивающие мышление),
моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, решения
кроссвордов, шарад, ребусов и т.д.
Предлагается конспект занятия.
Применять данные методы
Познавательно-поисковая исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи.
Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №122, Молчанова А.Г.,
г.Хабаровск
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».
Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый
ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-
ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,
который состоит из вопросов(логически развивающие мышление),
моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, решения
кроссвордов, шарад, ребусов и т.д.
Основная цель этого метода является развитие творческой личности ребенка.
Задачи проблемного метода обучения специфичны для каждого
возраста.
В младшем возрасте это вхождение в проблемную игровую ситуацию,
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.
В старшем возрасте это:
Решению поставленных задач, с использованием различных вариантов;
Доказано, что привлечение детей к поисковой деятельности повышает усвоение различных знаний и навыков, развивает мыслительную деятельность, самостоятельность, интеллект.
Использование в работе лексико-грамматических игр способствует
приобретению детьми умений и навыков грамматически правильной речи.
К таким играм относятся:
1.Сенсорные игры.
(Что делает слово – смотрит, слушает, движется и т.д.)
2.Символьные игры.
(Моделирование содержания слова)
3.Логические игры.
(Поиск истоков словообразования, установление причинно-следственных
связей, использование причинно-следственной цепочки)
4.Связывание содержания слова с его начальной формой.
(восприятие фонетико-фонематического образа и произношения слова-
анализ, ошибки в структуре слова).
5.Пространственные игры.
6.Игры с однокоренными словами:
а)образование слов какой-то части речи
(белизна - белый,
белеющий - белеет,
бел - белея)
б) образование от всех частей форм
Рода (белок – белки
Белый – белая)
Числа (белок - белки
белый - белые
Белеет - белеют)
в) образование от всех частей речи форм, уточняющих смысловые оттенки
с помощью:
Префиксов (побелка,
Забелить)
Суффиксов (беленький,
Белеющий)
Интерфиксов (белоствольная)
Постфиксов (побелю – ка)
Падежных окончаний
(белок - белка,
Белый - белого)
Окончаний спряжения
(белею - белеет белеем)
7.Игры со словами – антонимами
(слова наоборот)
Символом этой игры может быть перевернутый человек.
8. Игры-противоречия».
«Федот, да не тот», «Я вижу не…, а наоборот», «Третий (4-5) лишний
9. Игры-мостики».
Подбор промежуточных слов для постепенного перехода от одного
антипода к другому (жара –тепло- холод)
10. Игры грамматики:
- «Верно – неверно»
- «Упрямые слова»- несклоняемые существительные (кофе,…)
11. Игры с карточками, пиктограммами, схемами, моделями …
12.Игры аналогии.
Продолжение синонимического рядя начатого педагогом
(большой-огромный-громадный ит.д.).
13.Игры на классификацию предметов.
14.Игры с образными выражениями.
Определение переносного значения слов(руки –это ветви деревьев)
Придумывание сравнений (руки-лапы, вилы, крылья,…)
15. Игры с загадками, пословицами, поговорками.
Отгадывание
Подбор разных высказываний об одном и том же.
Истолкование своими словами фраз, пословиц, поговорок.
16.Игры с рифмующимися словами.
(Я –поэт, я –писатель)
17. Игры на звуковые связи слов.
(дым – дом, вошёл – вышел)
18. Игры со словами и предложениями.
- «Дополнялки» - подбор эпитетов, признаков, действий
(хлеб - пышный, душистый. мягкий, румяный,…)
Загадки на сравнение
(с хвостом, а не мышь –репка)
- «Цепочки слов»
(Придумывание фраз, следующих одна за другой:
(Кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу.
и т.д.)
- «Посиделки – повязалки»
Раскрутка сюжета по одному слову (зима…)
- «Сочинение»
Придумывание общего сюжета на основе слов из смежных
(трамвай – автобус), далеких (трамвай – лес), противоположных
(день – ночь).
Метод проблемного поискового (проектного) обучения актуален и
очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности
и коммуникативные навыки, что позволяет ему адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
СООБЩЕНИЯ.
Тема: « Познавательно-поисковая речевая деятельность»
Тема номера
Индекс
Учреждения:
Колонка главного редактора
Гость номера
Исследования
В статье описывается звукопроизношение детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью. Приводится сравнительный анализ звукопроизношения детей с нормальным развитием и детей с нарушениями.
Новые формы работы
В статье представлен опыт по развитию речи детей раннего возраста с ОВЗ средствами русской народной сказки и нетрадиционной техники рисования.
Предлагаем обсудить
В статье представлены разные виды упражнений для понимания и дифференциации предлогов для детей с общим недоразвитием речи, работа с пространственными понятиями.
Методическая гостиная
В статье представлены задания по поисково-исследовательской деятельности для воспитанников старшей группы с ОНР в соответствии с лексико-тематическим планом, приведены примеры бесед. Введение в речевые занятия таких заданий поможет повысить внимание, интерес, мотивировать детей к речевой активности.
Приглашаем на занятие
В данной статье представлены занятие по дифференциации звуков [с]—[с’] с использованием русской народной сказки «Гуси-лебеди», практические упражнения для их автоматизации и дифференциации.
В статье представлено занятие с различными видами игр и упражнений, которые можно использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях с дошкольниками и младшими школьниками.
Досуги и развлечения
В статье представлено занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Продукты питания».
Логопедический досуг может быть использован как в логопедических, так и в общеобразовательных группах. В процессе практической деятельности дети обучаются элементам грамоты.
Игры и оборудование
В статье описывается методическое пособие «Звуковой замок», представлен практический материал по созданию развивающей образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО, для закрепления произношения звуков у детей.
В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления.
В статье представлено занятие по обучению грамоте с использованием игр, сочетающих двигательную гимнастику и упражнения на развитие пространственного восприятия.
В статье представлена авторская разработка — логопедическая игрушка используемый на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. С его помощью учитель-логопед создает игровую ситуацию, решая при этом коррекционно-развивающие задачи.
Взаимодействие с семьей
В статье представлен практический опыт использования мини-кроссвордов как одной из форм взаимодействия с родителями. мини-кроссворды можно использовать как фрагмент занятия или часть досуговой деятельности.
В статье представлено сотрудничество логопеда с родителями в рамках конференции, даются комплексы упражнений на развитие речи.
Статья посвящена формированию речи у неговорящих детей с ЗРР. Раскрываются два аспекта работы: медико-реабилитационный и коррекционно-педагогический.
Методика коррекционной работы
В статье отражена специфика организации психолого-педагогического сопровождения семьи обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание уделено вопросам разработки индивидуальной адаптированной программы в рамках деятельности учителя-логопеда.
Молодому логопеду
В статье представлено занятие по пересказу произведения с использованием опорных картинок. Приводится отработка грамматического строя речи с помощью различных упражнений.
Секреты профессии
В статье описывается криотерапия — эффективный метод развития тактильных ощущений, приводятся занятия с элементами криотерапии.
Добрые странички
В статье представлен опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ДЦП. Описанные игровые приемы позволяют активизировать иннервацию движений мышц, развивают экспрессию.
Предлагаемая игра на дифференциацию звуков помогает старшим дошкольникам в коррекции звукопроизношения, формирует грамматический строй.
Смешные странички
Я люблю ходить в детский сад. Там много интересного: друзья, игрушки, и еще нас учат рисовать, и делать книжки для младшей группы. Дима, 6 лет
В садике у меня много друзей. Но мой самый любимый друг логопед. Я научился говорить звук Р. Сергей, 5 лет
Я уже взрослый. Мне 4 года. Занимаюсь в саду. Я умею танцевать и играть в машинки. И хожу заниматься с логопедом. Мы учим сказку про язычок. Виталий, 4 года
Мне 5 лет. Я знаю буквы. Хожу в сад. В саду интересно, там весело, потому что логопед дает нам домашние задания. И я, и папа рисуем в альбоме овощи и фрукты. У папы лучше получается, потому что он хорошо говорит. Рома, 5 лет
Знаете ли Вы
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
Федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Все дети отличаются любознательностью. Они с большим удивлением и радостью открывают все интересное и неизвестное. Потребность ребенка в новых впечатлениях толкает его на поиск, на познание окружающего мира. Очень важно эту потребность в познании мира направить в нужное русло и поддержать стремление ребенка к экспериментированию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой и полезной информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности детей. Этот период наиболее важен для развития познавательной, исследовательской и поисковой деятельности, так как именно в этом возрасте ребята могут самостоятельно сделать выводы и найти решение. Развитие личности ребенка происходит не только в процессе усвоения навыков, знаний и умений, но и в самостоятельном поиске знаний и приобретении навыков.
Развить в детях общительность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями – задача, которую ставит перед собой дошкольное образование. Развитие ребенка проходит через:
В своей работе педагогу нужно учитывать и психологические и возрастные особенности дошкольников. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Наблюдая за каждым, воспитатель может и должен создать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности в группе.
Реализуя программу “Детство” и программу “Подготовка к школе детей с ОНР в условиях детского сада” под редакцией Н. Ф. Чиркиной и Т. Б. Филичевой, и новые федеральные государственные образовательные стандарты, изучая новинки методической литературы, выявляя интересы детей, мы создали перспективный план по экспериментированию и оборудовали центр, где ребята могут заниматься поисковой деятельностью.
В плане отражена специфика компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Например, осенью мы знакомили ребят со свойствами воздуха, проводили развивающие игры с фруктами и овощами: “Фрукты: как их можно есть?”, “Узнай на вкус и по запаху”, “Фрукты и овощи как косметика”, “Красящие свойства овощей и фруктов”, “Отпечатки листьев” и т.д.
В зимние месяцы можно предложить детям и их родителям игры и опыты с водой: “Три состояния воды”, “Разноцветные сосульки”, “Греет ли варежка”, “Разные снежинки”, “Накорми птиц”, “глубина снега”, “Отпечатки на снегу” и т.д.
Для весны мы подобрали следующее: “Солнце – художник”, “Посев рассады”, “Зависимость жизни растений от солнца”, “Где быстрее тает снег”, “Где длинней сосулька?”, “Как просыпаются растения”, “Куда исчезает вода”, чтобы дети сами могли сделать выводы о том, как важны солнечный свет и тепло, вода для всего живого. Без света, воды и тепла нет жизни на земле.
В летние месяцы предложили детям и родителям побывать за городом, у реки, на пляже, поиграть с песком и водой, понаблюдать за солнечными зайчиками, насекомыми, за тенью, чтобы ребята получше узнали окружающий мир живой и не живой природы, сделали некоторые выводы, нашли ответы на поставленные самими собой вопросы. А затем сделать рисунки, фотографии, альбомы для рассматривания с другими воспитанниками в детском саду.
В подготовительной к школе группе, мы усложнили и расширили поисковую деятельность, используя микроскоп, лупы, зеркала и другое оборудование. Расширили и углубили знания об овощах и фруктах (полезные свойства и витамины), самостоятельно приготовили винегрет и фруктовый салат и угостили родителей. Провели исследования: “Что есть в почве”, “Заплесневелый хлеб”, “Большой и маленький” (определение размера зрачка в зависимости от освещения), “Свойства бумаги и картона”, “Фильтрование воды”, “Световой луч”, “Как не обжечься”, “Свечка в банке”, “Радуга на стене”, “Магнит рисует” и много еще различных опытов, которые помогут детям сделать маленькие открытия и найти причину возникновения некоторых фактов, выяснить причинно-следственные связи.
Как показывает практика, результаты опытов нужно зарисовывать в альбоме или тетради, чтобы в памяти детей еще прочнее отложились приобретенные знания, навыки и умения.
Вот пример практического опыта: в старшей группе мы проводили опыты с водой – замораживали ее, окрашивали, задавали вопросы детям почему вода застывает в морозильнике и на улице и где быстрее? Почему от воды на улице в мороз поднимается пар? Почему воду можно окрасить в любой цвет и заморозить в любую форму? Дети экспериментировали и отвечали на вопросы: в группе тепло и поэтому вода теплая, а на улице от нее идет пар. Вода стала такой же холодной, как воздух и застыла. А затем мы проверяли скорость таяния льда – на подоконнике и батарее. Дети сделали самостоятельный вывод, что лед быстрее тает на батарее, т.к. она горячая.
В подготовительной к школе группе проводятся аналогичные опыты по замораживанию льда из сока, йогурта, сливочного и растительного масла. Что быстрее застывает: вода или растительное масло, и почему? Что получилось из замороженного сока? Режется ли ножом застывшее сливочное масло? Дети делают маленькие открытия. Из замороженного сока получается вкусный замороженный леденец. Растительное масло застывает только в самый сильный мороз, а в морозилке не достаточно холодно. Растительное масло меняет свой цвет и становится белым. Застывшее сливочное масло не режется, а крошится и не намазывается на хлеб. А растаявший йогурт стал не вкусным и крупинчатый.
Залогами успешной работы по экспериментированию должны стать:
Важно, чтобы эксперименты, опыты, наблюдения пробуждали у ребят любознательность, развивали интерес к живой и не живой природе, формировали добрые чувства, помогали полученные знания применять и использовать в своей жизни.
Сегодня жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подрастающему поколению в условиях динамичного мира придется научиться не только быстро реагировать на происходящие в нем изменения, но и эффективно решать собственные проблемы. Чтобы не потеряться в реалиях, человек должен иметь оптимистическую настроенность, основы которой закладываются в дошкольном детстве.
В последние годы в группы компенсирующего направления все чаще поступают дети со сложной структурой дефекта. У таких детей, как правило, плохая память, дефицит внимания, отклонения в поведении. Познавательный интерес неустойчивый, не всегда дети видят проблему, малоактивны в выдвижении идей, пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Главная наша цель – помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить социализацию в обществе. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую поисково-исследовательскую деятельность детей, где ребята могут проявить инициативу, самостоятельность, добывая знания.
Поиск эффективных методов и приемов работы с детьми логопедических групп привел меня к использованию ТРИЗ-технологии. Так как у поступивших детей недостаточно сформирован уровень внутренних механизмов процесса воображения, свою работу начинала с простого: предлагала детям несложные по сюжету рисунки, схемы, чертежи, упражнения: «Угадай, что за зверь?», «Чья тень?», «Найди отличия», «Найди предметы в лабиринте линий», «Небылицы». Благодаря этому ребенок пытался узнать предмет, а потом рассматривал его. Очень увлекло детей создание «волшебных клякс». Мы рассматривали полученные пятна в разных положениях, и я предлагала детям задания: «Дорисуй», «Назови, что увидел». По пиктограммам легко узнавали изображаемый объект. В дальнейшем использовали эти навыки в «написании» и «чтении» писем друг другу. Такая работа способствует раскрепощению детей, применению исследовательской работы не только в предметной, но и в языковой области, учит общаться, развивает речь.
Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма): составить слова с измененным порядком букв (может получиться не одно слово, а несколько: сосна – насос, терка – актер). Придумывание слов на определенный слог (мука, муха, музей, мусор, музыка). Подбор слов к заданной звуковой модели: по цветным фишкам дети подбирают как можно больше слов и соотносят их со схемой.
Усложненным вариантом работы с моделью является игра-загадка: загадывается слово, отгадывают с помощью наводящих вопросов: оно живое? неживое? какой формы? из чего сделано?
Очень эффективны задания с буквами и звуками. Например, подбор слов к слоговым схемам: назвать слова, состоящие из одного, двух, трех слогов с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д. Замена в слове одного звука для получения нового слова (метаграмма): зайка – майка – гайка – чайка – лайка. Образование новых слов из звуков данного слова: мороженое – море, морж и т.д. Подбор слов к данной рифме: сок – лесок, носок, поясок, голосок. Работа с изографами: на картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. Любят дети отыскивать предметы (игрушки, картинки, объединенные лексическими темами), после чего определяют, правильно ли изображено контурное очертание предмета и реальное его изображение. Эти упражнения способствуют развитию детского творческого воображения, являются одним из направлений профилактической и коррекционной работы при устранении оптической дисграфии и дислексии.
Особое внимание в организации поисково-исследовательской деятельности детей уделяю работе по индивидуальным карточкам с заданиями возрастающей сложности: Составь звуковые модели слов, сравни их. Напиши цифру в квадрате. Соедини картинку со звуковой моделью. Исправь ошибки в звуковой модели слова. Подбери слова к звуковой модели. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости-мягкости, по глухости-звонкости. И другие.
Используя ТРИЗ-технологию, я увидела, как развивается у детей мыслительная активность, воображение, значительно расширился словарный запас, появилось «языковое чутье», усовершенствовались навыки рассказывания, дети хорошо решают межличностные трудности, жизнерадостны, активны, любознательны, способны фантазировать, сочувствовать и сопереживать.
Важной частью работы стала готовность родителей продолжать сопровождение детей в образовательном процессе в заданных на логопедической группе традициях.
Результаты коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи показали целесообразность использования приемов и методов ТРИЗ-технологии не только для развития детского воображения, но и для повышения речевого развития. Это является необходимым условием формирования более сложных видов речевого общения как основного проводника в мир речевой культуры.