Брак, его понятие и необходимые условия для заключения брака

13.08.2019

Определения брака нет в законодательстве. Оно дается учеными — юристами, философами, социологами.

В юридической литературе брак — определяется как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий для них взаимные и .

Основаниями для брака признаются правовые нормы, а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Таким образом, брак есть средство оформления и форма общественного контроля над ней. Как правило, брак подразумевает регистрацию в государственных органах или в религиозных институтах, наделенных такими полномочиями.

В особо подчеркивается, что супружеские права и обязанности возникают только в зарегистрированном браке . Фактическое сожительство мужчины и женщины семейных не порождает. Именно государственная регистрация дает возможность реально гарантировать охрану самых разнообразных прав членов семьи. Скажем, алиментные, жилищные, наследственные права супругов защищаются только после предъявления брачного свидетельства.

Традиционно выделяются три развитые формы брачных (семейных) отношений, особенности которых культурно и социально обусловлены:

  • моногамия — союз одного мужчины и одной женщины. Эта форма семьи возникла в период, когда развитие земледелия позволило супружеской парс прокормить и воспитать детей без вмешательства всего рода; с тех пор она является наиболее распространенной;
  • полигамия (многоженство) — форма, традиционная для исламской культуры и некоторых первобытных обществ. В Древней Греции существовала и временная полигамия: в период после больших войн, резко сокращавших мужское население, мужчинам разрешалось иметь несколько жен. После восполнения потерь населения полигамные браки официально отменялись;
  • полиандрия (многомужество) — форма, довольно редкая; существовала в труднодоступных районах Индии, Тибета, Крайнего Севера и на некоторых островах Полинезии. Причиной многомужества выступала необходимость ограничить численность населения на территории со скудными ресурсами. У примитивных народов полиандрия, как правило, сопровождалась жестокой традицией умерщвления большей части новорожденных девочек.

Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Поскольку важнейшей ценностью становится индивидуальная свобода, число браков уменьшается, увеличивается возраст вступления в брак, брачные узы ослабевают, растет число разводов, а число детей, рожденных в браке, сокращается. Меняется и отношение общества к семье и браку: если раньше считалось важным, чтобы отношения мужчины и женщины были официально зарегистрированы, то сейчас союзы, не оформленные документально, признаются вариантом нормы.

Заключение брака

Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния по истечении месячного срока после подачи женихом и невестой совместного заявления. Месячный срок при наличии уважительных причин может быть сокращен или увеличен, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Для заключения брака необходимо наличие следующих условий:

  • взаимное согласие лиц, вступающих в брак;
  • достижение брачного возраста. По общему правилу брачный возраст устанавливается в 18 лет, однако органы местного самоуправления по месту регистрации брака могут снизить его, но не более чем на два года (в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены исключительные случаи, когда заключение брака допускается до достижения возраста 16 лет);
  • отсутствие брачных отношении у будущих супругов (не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке);
  • отсутствие родственно-семейных связей у жениха и невесты (не могут вступать в брак родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные);
  • дееспособность лиц, вступающих в брак (запрет вступления в брак установлен для лиц, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия).

Недействительный брак

Несоблюдение этих условий или регистрация брака с их соблюдением, но без намерения создать семью (фиктивный брак ) в случае требования заинтересованных лиц или управомоченных органов может повлечь признание в судебном порядке брака недействительным. Сокрытие венерической болезни или ВИЧ-инфекции также дает право другому супругу обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов с момента его заключения. Добросовестный (не знавший о наличии препятствий к заключению брака) супруг имеет право сохранить фамилию, избранную им при регистрации брака. Если один из супругов скрыл, что уже состоит в браке, то лицо, не знавшее об этом, вправе требовать имущественного удержания и раздела имущества в соответствии с нормами Семейного кодекса РФ, т. е. на более выгодных для себя условиях. В любом случае признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в этом браке.

Понятия «семья» и «брак»

Семья, по мнению ученых - одна их великих ценностей, которая создана человеком за всю историю своего существования. Ни одна нация и культурная общность не обходится без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано наше общество, государство; в прочной и надежной семье нуждается каждый человек независимо от своего возраста.

Семья -- важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе .

Семья -- это социальная группа, которая обладает исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, обусловленная потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения .

Семья принадлежит к важным социальным ценностям. Каждый член общества, помимо своего социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов, которая сохранилась и выступает социальной единицей общества с момента появления и до настоящего момента. Социология семьи зародилась в конце 17 века, когда исследователи Рилза и Ле Ви изучали зависимость урбанизации, религии и т. д. и семьи .

Семейный кодекс не предоставляет легального определения семьи и указаний состава семьи, которые пригодны для всех случаев. Кроме этого, круг членов семьи, определяемый в Гражданском кодексе, Жилищном кодексе и других актах, отличается друг от друга.

Теория семейного права различает социологическое и юридическое определение семьи .

В социологическом смысле семья представляет собой союз лиц, основанных на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, которые характеризуются общностью жизни и взаимной поддержкой друг друга. В этом случае во главе становятся фактические семейные отношения, забота и внимание. Семья в социологическом смысле так же может существовать и в том случае, когда в юридическом понимании этого не образуется, например, фактическое сожительство мужчины и женщины, не находящихся в зарегистрированном браке. Для примера социологического понимания семьи можно привести определение дореволюционного ученого-юриста Г. Ф. Шершеневича: «Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, т. е. представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих» .

В юридическом понимании семья - это союз лиц, которые соединены юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Другими словами, семья понимается как правоотношение. Семейное право придает юридическое значение, в первую очередь брачным и родительским отношениям, а также некоторым степеням родства (ребенок и бабушка с дедушкой, брат и сестра), свойства (отчим, мачеха и пасынок, падчерица), отношениям, вытекающим из усыновления, опеки, попечительства, принятия детей в приемную семью. Также, юридическая семья может существовать, когда семья в социальном плане уже распалась или вообще никогда не существовала.

В определении АИ. Антонова, семья основывается на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства - родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, которая представлена в единстве отношений супружества-- родительства -- родства. Выпадение одного из этих звеньев, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того чтобы получить полное представление о семье, необходимо учитывать в ней взаимоотношения по типу: муж -- жена; муж -- дети; жена -- дети; дети -- родители; дети -- дети. Эти характеристики семьи, имеющие относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Исходя из этого, возможны различные варианты семьи, но полноценной семьей является та, которая имеет в себе все типы взаимоотношений .

Согласно общепринятому определению: «Семья -- это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» .

Если опираться на два самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный институт и малую группу, можно увидеть, что представление о семье все более отходят от признанных функций, которые заданы обществом, и все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Следовательно, в определении семьи можно отталкиваться от потребностей, реализующихся семьей. Специфические особенности, которые присутствуют в каждой семье, отражаются в сферах ее жизнедеятельности, находящихся под вечным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. Также они сказываются и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных межличностных контактов, всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.

Для зрелого человека семья уже является источником удовлетворения некоторых его потребностей и малым коллективом, которая начинает предъявлять к нему разнообразные и довольно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно изменяются его функции и статус в семье.

Помимо удовлетворения потребностей людей, создающих семейный союз, выполняет ряд социальных функций и является неотъемлемой частью социальной структуры общества. Рассмотрим следующие функции семьи :

  • 1. Репродуктивная функция - функция деторождения, воспроизводства населения.
  • 2. Хозяйственно-бытовая функция, связанная с поддержкой хозяйственных и бытовых условий для поддержания физического здоровья членов семьи и ухода за детьми.
  • 3. Экономическая функция предусматривает накопление материальных благ одними членами семьи для других в случае нетрудоспособности или в связи с другими причинами.
  • 4. Воспитательная функция - воспитание родителями молодого поколения на основе сохранения и передачи основных духовных и культурных ценностей, трудовых навыков для молодежи.
  • 5. Функция социализации.
  • 6. Функция, в ходе которой реализация происходит в удовлетворении потребностей человека в общении на основе взаимопонимания и поддержки, в изоляции, в уединении.
  • 7. Регулятивная функция, при которой семьей осуществляется моральная регламентация поведения членов семьи в общении друг с другом и с другими людьми.
  • 8. Функция взаимопомощи, которая связана с ролью семьи в предоставлении необходимой помощи членам своей семьи и другим людям или социальным группам.
  • 9. Разрешительная функция, предусматривающая удовлетворение потребностей в проведении совместного досуга.

Семья в течение жизни проходит несколько различных стадий, последовательность которых складывается в семейный, или жизненный цикл семьи. Под циклом понимается период от создания до распада семьи.

Неотделимо от семьи и понятие брака.

Брак - санкционированное обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их половые отношения, взаимные права и обязанности .

Брак - это добровольный, равноправный союз между мужчиной и женщиной, направленный на создание семьи. Брак - общественно признан и санкционирован юридически, или обычным правом союз, цель которого создание семьи, ее легализации в обществе. Брак - это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая исторически меняется. Через брак общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности .

В источниках предлагается множество различных подходов к определению брака. К примеру, во французском праве брак является гражданским договором, который заключается в установленной законом форме, и соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и оказания взаимной поддержки под руководством мужа, главы семьи.

В нашей стране признается и защищается брак, который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния. Только с момента регистрации брака возникают права и обязанности супругов.

Отечественная доктрина семейного права тяготеет к иному определению брака.

Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности .

Основываясь на положениях законодательства и теории, можно выделить следующие признаки брака .

Во-первых, брак - это союз мужчины и женщины. Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор». Кроме распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определенно) союз мужчины и женщины предполагает духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим.

Во-вторых, брак - это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Однако в некоторых странах, где присутствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство).

В-третьих, брак - это свободный союз. Вступление в брак является свободной и добровольной формой, также как и расторжение его.

В-четвертых, брак - это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака.

В-пятых, брак - это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). Фактические (незарегистрированные) брачные отношения, сколько времени они бы не продолжались, не имеют возможности перейти в брачные отношения, которые поддерживает и защищает государство.

В-шестых, брак - это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается как мужчины, так и женщины. Если у одной из сторон права будут нарушены, то на их защиту встанет суд.

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Ученые доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности»; а семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание» .

В определении А.Г. Харчева ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации, и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Причем последнее обеспечивается как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными).

Человеку известны следующие типы брачных отношений :

  • 1. Полигамия - брачный союз более двух партнеров. Полигамия может быть реализована в вариантах полигинии, когда один человек имеет двух и более жен, и полиандрии - одна женщина находится в браке больше, чем с одним мужчиной одновременно.
  • 2. Групповой брак - представляет собой одновременное семейное сожительство нескольких мужчин и женщин, не создающих супружеских пар. Такая форма брака присуща первоначальному обществу.
  • 3. Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной.
  • 4. По выбору брачного партнера: эндогамны (брак между представителями одной социальной группы) и экзогамный (брак между представителями различных социальных групп).
  • 5. По мотивации партнеров: брак по любви, по расчету и по шаблону. Последний заключается тогда, когда срабатывает рассуждение «Все мои сверстники женятся, как бы мне не опоздать».
  • 6. По экономическому критерию: ровный, неровный (разница в возрасте, доходах между партнерами), калимний (выкуп за невесту). Последний тип брака существует у народов Азии и Африки.
  • 7. Гостевой - у супругов имеется две квартиры, в которых они живут отдельно друг от друга, посещая каждого 2-3 раза в неделю.
  • 8. Повторный брак (вступление в брак с другим партнером после расторжения предыдущего брака).
  • 9. Гражданский брак - оформленный в органах государственной власти без участия церкви.
  • 10. Ранний брак - заключается между лицами, не достигшими 17-18 лет.
  • 11. Конкубинат - связь женатого мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей.
  • 12. Свингерство - брачное образование, предусматривающее обмен мужьями и женами.

Во многих обществах государство осуществляет только юридическое заключение брака, а посвящение его совершает церковь. К тому же, посвящение брака перед церковным алтарем считается сильнейшей формой укрепления брака. При заключении брака у государства нет возможности определять временные рамки его существования, т.е. через определенный промежуток времени один из супругов имеет возможность стать инициатором расторжения брака. Это символизирует свободу личности.

На данный момент времени отношения между супругами регламентируются российским законодательством, в котором отражены кодексы о семье и браке. Если говорить о максимальном возрасте вступления в брак, а также о наличии абсолютно любой разницы в возрасте жениха и невесты, то данные причины совершенно не играют никакой роли -- любой «поздний» или «неравный» брак беспрепятственно регистрируется в загсе. Некоторые ограничения, которые существовали в дореволюционной России, например предельный брачный возраст 80 лет, а для вступления в брак старше 60 лет требовалось специальное разрешение архиерея, были отменены в 1917 г. .

Таким образом, семья - это первичная ячейка общества, которая объединяет супругов и их потомство. В семье отдельная личность, выделяясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое.

Брак - это некий своеобразный контракт, который заключается между тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством.

Для того чтобы определить степень развитости общества, достаточно рассмотреть содержание брачных отношений. В простых социальных отношениях, большую роль в семейно-брачном союзе играют физиологические и хозяйственно-экономические моменты. А в наиболее развитом обществе, преимущество в брачных отношениях отдается социально-психологическим, этическим, эстетическим и сексуальным моментам. Это является мотивом вступления в брак молодых людей. К таким мотивам брачно-семейных отношений относят социальные, психологические и экономические мотивы.

Молодая семья – именно так называют двух людей, недавно скрепивших свой союз узами Гименея. Но насколько справедливо данное определение? Ведь далеко не каждый официально зарегистрированный брак перерождается в полноценную семью. Многие люди соглашаются на узаконивание отношений из соображений выгоды, не стремясь к построению прочного союза. Другие же живут счастливо долгие годы и не придают значения такой формальности, как штамп в паспорте. Какого же статуса заслуживают подобные пары? В данной статье мы расскажем, чем отличается брак от семьи.

Определения

Брак

Брак – регистрируемая в государственных органах и регулируемая обществом семейная связь между двумя людьми, достигшими определенного возраста. Порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу. Влечет за собой юридические последствия в области имущественных и личных прав и обязанностей партнеров. Во многих государствах, в том числе и в России, существует запрет на союзы между близкими родственниками и людьми одного пола. Брачный возраст в стране установился на отметке 18 лет. Хотя в исключительных случаях регистрировать отношения могут и более молодые пары. Стоит отметить, что под определением «гражданский брак» подразумевается именно закрепленный печатью в паспорте, а вовсе не свободный союз.


Семья

Семья – базовая ячейка общества, социальный институт. Подразумевает под собой добровольный, официально зарегистрированный союз мужчины и женщины. Партнеры связаны между собой совместным бытом и стремлением к рождению детей, их воспитанию и социализации. Подобный союз относится к разряду важнейших общественных ценностей. Для взрослого индивида семья является способом удовлетворения определенных потребностей, а также малым коллективом, предъявляющим ему самые разнообразные и порой достаточно сложные требования. Дети же воспринимают ячейку общества как среду для физического, интеллектуального, психического и эмоционального развития. Семьей также может называться родительская пара или взрослый человек хотя бы с одним ребенком на руках. В некоторых странах под данный термин подпадают и однополые союзы.

Сравнение

Попробуем углубиться в смысловую составляющую рассматриваемых понятий. Так, брак выступает институтом, официально допускающим женщину и мужчину к совместной жизни, а также устанавливающим взаимные юридические права и обязанности супругов. То есть данный термин распространяется лишь на двух людей. В понятие «семья» вкладывается более глубокий смысл. Это не просто пара индивидов, связанных друг с другом общими обязательствами, а целая совокупность межличностных отношений, не поддающихся правовому регулированию. Она объединяет не только родителей и их детей, но и прочих родственников супругов, с которыми поддерживается общение.

Еще одно отличие брака от семьи состоит в том, что он может быть фиктивным – искусственным, заключенным по расчету. В этом случае супруги не живут вместе, их связывает лишь штамп в паспорте. Тогда как семья фиктивной быть не может. Люди в ней объединены совместной территорией проживания и общим бытом. Более того, члены семьи не только обитают в одной квартире, они также имеют схожие интересы и ценности. Люди проводят досуг вместе, регулярно общаются, советуются, обсуждают проблемы. И, самое главное, они несут ответственность друг за друга. Тогда как формальная печать в паспорте не гарантирует, что супруги станут единым целым. Даже сосуществуя на одной территории, они могут оставаться чужими людьми, неспособными найти общий язык. К подобному брачному союзу определение «семья» едва ли применимо. Таким образом, поход в загс вовсе не является гарантом построения полноценных отношений.

Подытожим вышесказанное и подведем черту под вопросом, в чем разница между браком и семьей.

Брак Семья
Социальный институт, устанавливающий юридические права и обязанности супругов Более обширное понятие, включающее в себя совокупность межличностных отношений, не поддающихся правовому регулированию
Распространяется лишь на двух людей Объединяет родителей и их детей, а также других родственников, с которыми поддерживается общение
Супруги могут не жить вместе Партнеры связаны общим бытом
Состоя в нем, мужчина и женщина порой остаются абсолютно чужими людьми Ее члены несут ответственность друг за друга, имеют схожие интересы и взгляды на жизнь
Супруги могут не задумываться о продолжении рода Партнеры стремятся к рождению детей, их воспитанию и социализации

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • сущность понятий «семья» и «брак», «родительство»;
  • основные теоретические подходы к изучению нуклеарной семьи;
  • основные тенденции трансформации семейно-брачных отношений в современном обществе;

уметь

Анализировать брачно-семейные отношения в России с учетом мировых тенденций в этой сфере;

владеть

  • навыками анализа дисфункций институтов брака и семьи в современном обществе;
  • навыками критического анализа современных тенденций в сфере брачно-семейных отношений.

Ключевые понятия: семья, брак, нуклеарная семья, расширенная семья, родство, родительство, домохозяйство, сожительство, неполная семья, патриархальная семья, эгалитарная семья, «отсутствующий отец».

Семья и брак

Понятия семьи и брака

Семья - это та социальная реальность, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни, и воспринимается многими как малоизменяемый феномен. Однако это не так. Начиная с 1960-х гг. семья и брак находятся в условиях постоянной трансформации, что дает основания многим социологам и публицистам говорить о кризисе и даже исчезновении этих социальных институтов.

С одной стороны, во всех развитых европейских странах, включая Россию, наблюдаются такие явления, как рост числа разводов, неполных семей и сожигельств, рождений детей вне брака, снижение рождаемости, распространение практик бездетности и одиночества в качестве осознанно выбранного стиля жизни, уменьшение роли отца в семье, распространение гомосексуальных браков, что, по мнению многих исследователей, свидетельствует о явном кризисе институтов семьи и брака. С другой стороны, получают распространение повторные браки, восстановленные семьи, усыновление детей, растет спрос на лечение бесплодия, развивается индустрия знакомств, включая электронные способы (через мобильные устройства,

Интернет), что, очевидно, служит доказательством того, что ценность брака и семьи для людей, как и прежде, остается достаточно высокой.

Так что же такое семья и брак в социологическом понимании?

Традиционно изучение семьи в социологии предполагает ее рассмотрение как социального института с присущими ему нормами, санкциями, ролями и функциями и как малой социальной группы , когда в центре внимания оказываются внутрисемейные ценности и отношения.

Обратимся к классическим определениям семьи. Отечественный социолог А. Г. Харчев дает следующее определение: «Семья - это исторически- конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» или более короткое: «Семья - основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью» . У известного британского социолога Э. Гидденса мы находим такое определение: «Семья - группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родственные отношения - это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами» .

Сразу отметим, что в этих определениях отражена, скорее, модель наиболее типичной, так сказать, «классической семьи» индустриального общества. На самом деле не все семьи подпадают под эти определения, например, супружеские пары без детей, неполные или монородительские семьи, семьи с усыновленными детьми. Учитывая эти обстоятельства, можно дать более широкое определение семьи.

Семья - это группа людей, связанных отношениями брака или родства (кровного или установленного по закону), разделяющих чувства общей идентичности и взаимной ответственности.

Несмотря на все многообразие форм семейной жизни, можно все-таки выделить особую родовую характеристику семьи, отличающую ее от других малых групп (трудовых коллективов, групп друзей и др.). Это характер связей между людьми. В семье людей связывают отношения брака, родства или усыновления/опеки (некровного родства). Эти связи носят особенно тесный, интимный характер. Семья - это своего рода микромир, закрытый в определенной степени от внешнего социального окружения. Члены семьи разделяют чувство особой идентичности - принадлежности к семье и чувство взаимной ответственности.

Обратимся теперь к понятию брака. В «Социологической энциклопедии» мы находим такое определение.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их сексуальную жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности .

Сразу оговорим, что в социологии брак - это фактические отношения между мужчиной и женщиной, а не только те, которые признаны государством (зарегистрированный брак) или церковью (освященный брак). Незарегистрированные супружеские отношения, которые в России принято называть сожительством или «гражданским браком», также относятся к брачным отношениям.

Историческими формами брака являются моногамия и полигамия. Последняя, в свою очередь, делится на полиандрию (многомужество) и полигинию (многоженство). В большинстве современных обществ полигамия официально запрещена, хотя и может существовать фактически.

В обыденном сознании семья и брак часто отождествляются. Однако социологи различают эти понятия и стоящие за ними явления: семья может существовать без брака (например, неполные семьи, в которых отсутствуют супружеские отношения), так же как и брак может существовать без семьи (например, гостевой брак, когда есть отношения между мужчиной и женщиной, но нет родственных отношений, совместного хозяйства и взаимной ответственности).

В науке о семье существует множество подходов и критериев определения семьи как объекта изучения, что вполне согласуется с его сложностью и многокомпонентностью.

Среди семьеобразующих признаков выделяются прежде всего отношения между мужем и женой, родителями и детьми.

В зависимости от того или иного фактора существует множество определений семьи. Самое простое определение, понятное даже на уровне обыденного сознания, звучит так: семья – отношение между супругами, родителями и детьми. Члены этой конкретно-исторической системы связаны родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Понятие семьи предполагает се пространственную локализацию – жилище, совместное проживание. Экономическую основу семьи составляет собственность, совместное имущество, включая жилище, дом, доход, кооперацию домашнего труда, организацию быта и потребления.

Семья – это социально-биологическая общность, основанная на триедином отношении – супружества, родительства, родства. Однако в реальной жизни наряду с конституированными формами существуют фрагментарные семейные отношения: например, отделение взрослых детей от родительской семьи; распад полного семейного союза вследствие болезни, смерти, развода; семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством, и т.д. Семьи с триединством названных отношений считаются основным типом семьи, при этом ядром семьи является супружеская пара. Семейные объединения, не имеющие всех трех признаков, принято называть семейными группами, отличающимися фрагментарным характером.

Семейная группа – это объединение людей, проживающих совместно, ведущих домохозяйство, связанных между собой только родством, родительством или супружеством.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.

По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенные, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Для более детальной характеристики гомогенности или гетерогенности семьи учитываются национальные, возрастные, профессиональные, образовательные и другие признаки.

Большинство семей имеют брачную форму. Брак – общественная санкция, определяющая форму семьи, принятую в данном обществе. Брак отличается историческими, традиционными и национальными особенностями, обычно юридически закрепленными. Брачные установления позволяют обществу упорядочивать и санкционировать формы семейной жизни.

Реальный семейный союз может иметь внебрачную форму, незафиксированную обществом, – внебрачная семья .

В строгом смысле слова семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей. Семья в брачной и внебрачной форме является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социальнодемографические процессы и происходит передача традиционной информации от родителей к детям, во все времена и у всех народов.

За последние десятилетия получила развитие этнология – социальная антропология, раскрывшая многие тайны происхождения человека и отношений между полами. Как бы ни менялись исторические времена, репродуктивная функция неизменно проходит через вековое развитие человечества, составляя фундаментальное условие его существования.

Социальные отношения на протяжении истории формируют разные формы общения между мужчинами и женщинами, разнообразие которых составляет историю семьи (напомним, что семья подразумевает реальные отношения между супругами, родителями и детьми). В истории человечества не было общества, которое не регулировало бы отношение между полами, не навязывало им определенные формы и нормы полового общения. Это обстоятельство имеет самое простое объяснение – необходимость сохранения самого общества через воспроизводство поколений, вплоть до современной демографической политики.

В научной литературе о семье не имеется обоснованных сведений происхождения слова "семья". Этимологический метод раскрытия известных всем понятий может принести много уточняющих сведений, касающихся истории семьи. В словаре С. И. Ожегова семья определяется как группа живущих вместе родственников . В толковом словаре В. И. Даля сказано, что само слово "семья" – древнерусского происхождения, обозначающее "челядь", "домочадцы". В восточно-славянских языках это слово связано с понятием территориальной общности. Несомненна связь слова "семья" с древнерусскими понятиями "семя" – "потомство и "семьиться" – "сходиться", "скопляться" .

Прямым свидетельством тесной связи семейных отношений с обществом является институт брака. Брак – это общественная санкция, определяющая социальный механизм организации отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами. Брак – законный союз мужа и жены, супружество .

По определению В. И. Даля, супружество – это сопряженные браком муж и жена . Многие задаются вопросом, почему слово "брак", означающий супружество, буквально совпадает с понятием, характеризующим недоброкачественный продукт, не соответствующий стандартам. Немецкое слово "брак" – изъян – является омонимом тождественного по звучанию, по отличного от него по смыслу слова "брак", означающего супружество.

Слово "брак" у древних восточных славян означало "празднество", "женитьба", "свадьба". Исходной формой является восточнославянское borkъ – "брать", "браться", "вступать в брак" .

Половые отношения и рождение детей возможны без брака и вне брака. Брачные отношения включают в себя половые, по никогда к ним не сводятся. Брачный союз обязательно фиксируется обществом, получая от него определенные гарантии безопасности. Внебрачные отношения полностью зависят от межличностного взаимодействия.

В последнее время в нашем обществе появилось понятие "гражданский брак", подразумевающее внебрачное сожительство. Это несуразное представление плохо объяснимо. Гражданский брак отличается от любого религиозного обряда, включая венчание, и является актом гражданского состояния, т.е. подразумевает фиксируемое супружество.

Семья – базовое условие существования общества, поэтому существует фамилистическое измерение истории.

Феноменологический подход к осмыслению семьи открывает ее противоречивую сущность, прежде всего как социобиологического сплава. Феномен единства социального и биологического начал делает семью явлением уникальным и неповторимым.

Методологическим ключом раскрытия феномена семьи является синхронно применяемый макро- и микроуровень его изучения. К феноменальным свойствам семьи относится дихотомия между малой социальной группой и социальным институтом. Семья как малая социальная группа является объектом микросоциологии, а как социальный институт – объектом макросоциологии.

Как малая социальная группа семья является автономной субстанцией общества, характеризующейся различной структурой, спецификой жизнедеятельности, трансляцией семейного опыта, ценностей, норм, традиций, ритуалов, межпоколенческой преемственностью. С другой стороны, семья как самостоятельная социальная единица входит в состав социума.

Семья как социальный институт представляет собой субсистему общества, т.е. его подсистему, взаимодействующую с другими институтами и обществом в целом. В стратификационную систему общества семья входит в соответствии со статусной и престижной принадлежностью, определяемой внутрисемейным и внесемейным социальным положением людей, включая взрослых и детей.

Каждый конкретный семейный союз связан с множеством социальных институтов. Если рассматривать это взаимодействие системно, становится очевидным, что семейная жизнедеятельность детерминируется основными сферами общественной жизни: экономической, социально- политической и духовной.

Дихотомная природа семьи определяет ее взаимодействие с такими социальными институтами, как труд, собственность, распределение, социальная структура, политическая система, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, досуговая деятельность и др.

Социокультурный феномен семьи определяет ее промежуточное положение на пересечении общественных структур, на границе макро- и микроуровней. Особенность феномена семьи как института и как группы лежит в основе ее посреднической роли между отдельной личностью и обществом.

Семья является амортизационной опорой личности по отношению к обществу. Тесное взаимодействие семьи как малой социальной группы и как социального института не исключает относительную самостоятельность ее развития, которая объективно определяется личностным характером семейных потребностей. Такая закономерность особенно рельефно проявляется в осуществлении репродуктивной функции и функции социализации. Эти функции являются определенной константой при всех изменениях, происходящих в обществе. Замечательный афоризм принадлежит Н. А. Бердяеву: "Семья родилась из необходимости, а не из свободы" .

Посредством рождения детей и их социализации, физического и социокультурного замещения поколений семья обеспечивает само существование общества и его функционирование. Таким образом, семья самостоятельно воздействует на ход исторического процесса.

Значимость семьи обусловлена не только ее уникальной ролью в воспроизводстве человеческого рода, но и важнейшей функцией в экономической сфере общества. Семья обеспечивает экономику рабочей силой и потребительским спросом, ведением домашнего хозяйства, формированием и использованием семейного бюджета.

Жизнедеятельность семьи непосредственно связана с бытовой сферой. Быт, являясь подсистемой общества, представляет собой социальный институт. Быт – это сфера непроизводственной общественной жизни, включающая в себя удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилье, поддержание здоровья, а также освоение человеком духовных благ, ценностей культуры, общение, отдых, развлечения. Быт – уклад повседневной жизни.

Там же. Т. 1. С. 122.

  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 362.
  • Даль В. И. Указ. соч. Т. 4. С. 362.
  • Бердяев Η. Л. Смысл творчества. Эрос и личность. М., 1989. С. 86.
  • Павленок П. Д. Социология. М., 2002. С. 731.