Чья проба. Значение и виды пробирных систем для серебра. Как расшифровать код именника на ювелирных изделиях

03.03.2019

В наши дни, ювелиры используют метрическую и каратную систему проб золота. В царской России и в СССР до 1927 года, применялась старая система золотниковых проб.

Метрическая проба золота

Метрическое измерение проб это точная и удобная система. Она показывает, сколько частей золота находится в 1000 весовых частей драгоценного сплава. Например, в 1000 граммах ювелирного сплава 585 пробы содержится 585 грамм чистого золота.

Каратная проба золота

Каратная система это метод измерения проб золота в каратах. Она действует во многих западных странах. По этой системе самая высокая проба золота соответствует 24 каратам. Например, метрическая проба 585 это зарубежное золото 14 карат.

Золотниковая проба золота

Золотниковая система это старый русский метод измерения проб золота в золотниках. По ней, содержание чистого золота в сплаве определялось количеством золотников. Максимальная царская проба золота равнялась 96 золотникам. Сегодня, числовое значение 56 золотников (56 проба) соответствует 585 пробе золота.

Как проверить при покупке драгоценное украшение на подлинность и соответствие заявленным свойствам - пробе драгметалла и изготовителю? Как расшифровать пробирное клеймо на колечке или серёжках? И ещё вопрос - какие маркировки непременно должны быть на настоящем ювелирном изделии и где их сразу найти?

Государственное пробирное клеймо

Из чистого золота бывает сердце в репертуаре Стаса Михайлова (и то на правах метафоры), но не драгоценная монета и не ювелирное изделие. Золотые и серебряные вещицы долговечные и прочные только благодаря тому, что их делают из сплавов. Правда, доля серебра или золота в них нередко превышает 95%.
Содержание драгметалла в изделиях именуется пробой. Она обозначается трехзначным числом, так как выражает массу в 1000 частях сплава.
Контроль над пробой - прерогатива государства. Все ювелирные изделия, продающиеся либо продававшиеся в России - будь то отечественное производство или импорт, - маркируются пробирным клеймом.
Маркировка не ставится на:

  • монеты, прошедшие эмиссию;
  • самородки, использованные в «ювелирке»;
  • государственные награды;
  • сусальное золото и серебро;
  • мелкие насечки драгметаллом на шкатулках, вазах и прочих ценных предметах.

В России действителен определённый перечень проб ювелирных украшений:

    375, 500, 583, 750 и 958 - для золота;

    750, 800, 875, 916, 925 и 960 - серебро;

    950 - платина;

    500 и 850 - палладий.

Расшифровка пробирного клейма

Пробирное клеймо составляют два обозначения, которые могут находиться как рядом, так и раздельно:

  1. знак удостоверения нашего государства - это либо советские серп с молотом впереди и звезда о пяти концах фоном, актуальные в качестве пробирного знака до сих пор, либо профиль женщины в кокошнике, развернутый вправо;
  2. знак пробы.

Пробирное клеймо:

1 - Шифр государственной инспекции пробирного надзора
2 - Знак пробирного удостоверения
3 - Цифровое обозначение пробы драгоценного металла

Эскизы пробирного клейма на золоте:

Эскизы пробирного клема для серебра:

Именник ювелирного завода

На ювелирные украшения обязательно наносится и маркировка изготовителя - именник (ювелирный). Он представляет собой:

  • знак, идентифицирующий ювелира (предприятие либо ИП);
  • обозначение года выпуска.

Именники ювелирные обновляет (в каждом новом году), утверждает и регистрирует Пробирная палата.
Символы именника завода наносятся только рядом - помещенными в один контур.
Обе маркировки, как правило, видны, если это

  • кольцо - внутри;
  • кулон - снаружи;
  • серьга, цепочка - на замочке.

Год выпуска (маркировки) на именнике с 2001 года обозначается первой буквой. Например, 2005 - пятой буквой алфавита «Д».
Вторая буква указывает местонахождение ювелирного производства.
И следующие символы - шифр изготовителя. Следуя рекомендациям Пробирной палаты ювелиры используют одну или две русские буквы.

Расшифровка именника

1 - шифр года
2 - шифр Госинспекции Пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель
3 - шифр изготовителя

расшифровка по годам: А - 2001 год, Б - 2002 год, В - 2003 год, Г - 2004 год, Д - 2005 год, Е - 2006 год, З - 2007 год, И - 2008 год

Второй указывает на инспекцию пробирного назора: Л - Северо-Западная (без изменения)

Инспекции пробирного надзора

Местонахождение

Шифры на клеймах

1. Верхне-Волжская

р/п Красное-на-Волге, Костромская обл.

2. Волго-Вятская

г. Нижний Новгород

3. Восточно-Сибирская

г. Красноярск

4. Дальневосточная

г. Хабаровск

5. Донская

г. Ростов-на-Дону

6. Западная

пос. Янтарный, Каланинградская обл.

7. Забайкальская

г. Улан-Удэ

8. Западно-Сибирская

г. Новосибирск

9. Поволжская

10. Подмосковная

г. Бронницы, Московская обл.

11. Прикаспийская

г. Махачкала

г. Якутск

13. Северная

г. Великий Устюг, Вологодская обл.

14. Северо-Западная

г. Санкт-Петербург

15. Уральская

г. Екатеринбург

16. Центральная

г. Москва

Последние символы идентифицируют производителя (без изменения)

Как видим, по именнику и пробирному клейму действительно можно узнать, что представляет из себя любое изделие, рассчитанное на продажу в России.

Для чего нужна проба на ювелирных изделиях?

Такое понятие как «проба» появилось в ювелирном деле тогда, когда была признана необходимость контролировать расход драгоценных металлов и их содержание в различных сплавах. По клейму определялось, какова доля драгоценного металла в сплаве, из которого изготовлено то или иное изделие.

Из чистого драгоценного металла невозможно получить прочные и долговечные ювелирные изделия, устойчивые к деформации, поэтому украшения и другие предметы изготавливают именно из сплавов. Сплав драгоценного металла может включать цинк, медь, серебро, никель и другие металлы, которые отвечают за определенные свойства и характеристики, в том числе цвет изделий. Металлы, добавленные в сплав, называют лигатурой. Зная, какие бывают пробы драгоценных сплавов, можно с легкостью определить качество того или иного ювелирного изделия.

На какие изделия ставят пробу?

Государственное пробирное клеймо ставится на все изделия из драгоценных металлов и их сплавов с использованием художественной обработки, со вставками из драгоценных, ювелирных, поделочных и цветных камней. Кроме того, проба чеканится на памятные, юбилейные знаки и медали, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, а также государственных наград.

Каждый драгоценный металл, на основе которого изготавливают сплав, имеет не только определенный набор цифровых обозначений проб, но и форму клейма. При этом позолоченные ювелирные изделия из серебра клеймятся как серебряные.

Клеймо не ставится на следующие изделия:

  • Самородки драгоценных металлов, используемые в качестве украшений (вставок, накладок, подвесок и т.п.), для таких изделий достаточно сертификата на самородки драгметаллов.
  • Сусальное золото и серебро, а также мелкие насечки золотом и серебром на оружии, вазах, блюдах, шкатулках и предметов религиозного культа.

Если ювелирное изделие завезено из-за рубежа для продажи, оно может быть более низкой пробы, чем это установлено в соответствии с российскими нормами для сплава определенного драгоценного металла. В таких случаях Государственная пробирная инспекция клеймит изделие по ближайшей нижней установленной пробе. Если содержание драгоценного металла в импортном изделии не соответствует даже самой низкой пробе, установленной государством, клеймо не ставится.

Каким образом происходит пробирование ювелирных изделий?

Все пробы сплавов драгоценных металлов строго регламентируются и контролируются государством. Именно поэтому каждое ювелирное изделие должно проходить контроль Государственной Инспекции Пробного Надзора. После проверки, если изделие отвечает заявленным требованиям, на него ставится клеймо с цифрами, обозначающими пробу. Если на изделии нет пробирного клейма, его качество вызывает справедливые сомнения.

Государственное пробирное клеймо ставится электроискровым или лазерным способом государственными инспекциями пробирного надзора.

Какие бывают пробы драгоценных металлов?

На сегодняшний день наиболее широко распространены две системы пробирования изделий из сплавов драгоценных металлов. Каратная система, имеющая германские корни, используется за рубежом для золотых сплавов. Содержание чистого золота определяется количеством карат (1 карат равен 9,7 г) в одной «кельнской марке» (233,8 г). Чистое золото будет иметь пробу 24 карата. А проба 18 карат будет означать, что в сплаве содержится 18 карат чистого золота и 6 карат лигатуры. Бывают сплавы 9,14, 18 и 22 карат. Эта система не имеет ничего общего с системой измерения массы драгоценных камней.

В России с 1927 года используется метрическая система пробирования. В ней гораздо проще разобраться: цифра на пробе означает количество граммов чистого драгоценного металла в одном килограмме сплава.

В настоящее время действует ГОСТ Р 53197-2008, согласно которому в России ставятся следующие пробы:

  • 375, 500, 585, 750, 958, 999 и 999,9.
  • 800, 830, 875, 925, 960, 999.
  • Платина: 850, 900, 950, 990.
  • Палладий: 500, 850, 900, 950, 990.

Как читать пробу на ювелирном изделии?

Клеймо состоит из знаков удостоверения и знаков пробы, которые могут быть проставлены вместе (в едином контуре) или отдельно.

С 1958 года знак удостоверения представлял собой изображение серпа и молота на фоне пятиконечной звезды. С 1994 года в Российской Федерации установлен знак удостоверения, представляющий собой профиль женской головы в кокошнике, повернутый вправо.

Помимо клейма с женской головой и обозначения пробы на изделии стоит еще один буквенный шифр - именник. Первая буква рассказывает о годе выпуска изделия. Это значение было введено в 2001 году, и этому году соответствовала буква «А». Последующие года обозначались в алфавитном порядке. Изделие, изготовленное в 2015 году, будет иметь шифр, начинающийся с буквы «Р». Изделия, изготовленные до 2001 года, имели в шифре цифры и знаки.

Вторая буква именника указывает на то, какой именно инспекцией пробирного надзора было поставлено клеймо, в зависимости от района, в котором находится производство. Так, например, Подмосковная государственная инспекция пробирного надзора в городе Бронницы обозначена буквой «Б».

Следующие два символа в именнике - шифр изготовителя. Пробирная палата рекомендует производителям использовать не более двух букв русского алфавита.

Где должна стоять проба?

Оттиски именника и пробирного клейма ставятся на внутреннюю поверхность ободка колец, на детали застежки на серьгах, брошах и цепях, на внешней стороне ушка кулонов и подвесок.

Клейма изделий марки «Бронницкий ювелир»

Изделия из драгоценных металлов имеют три степени защиты, по которым можно убедиться в их подлинности и качестве.

  • , зарегистрированное Инспекцией пробирного надзора Государственной пробирной палаты Министерства финансов РФ.
  • Знак клейма обновляется каждый год и по нему можно не только подтвердить бренд изделия, но и определить год выпуска этого изделия.
  • Клеймо Инспекции пробирного надзора Государственной пробирной палаты при Министерстве финансов РФ.

В современном мире золото является довольно популярным металлом. В него вкладывают средства, чтобы защитить их от инфляции, создают различные ювелирные изделия, используют в стоматологии и косметологии и т.д. Золото применимо во множестве областей жизни, поэтому люди часто спрашивают: какие бывают пробы золота, и что такое проба золота?

Золото, как 79-й элемент системы Д.И. Менделеева, в своем чистом виде не впечатляет. Металл мягкий, очень плотный, ненасыщенного цвета, фактически непригодный для изготовления ювелирных изделий и не стойкий в использовании. Чтобы решить эти проблемы, еще в древности люди стали добавлять в золото лигатуру, которая является примесью недрагоценных металлов. В результате золото, как металл, заиграло различными оттенками и приобрело необходимую твердость и прочность в эксплуатации.

Итак, какие бывают пробы золота? Что означают существующие 583,585,750 и т д. пробы золота?

Латинское слово Probe (проба) в русском языке означает – оценивать, испытывать, пробовать. Таким образом, проба золота показывает процент золота в сплаве с другими металлами .

А также пробой называют специальные клейма (знаки), которые наносятся контролирующими органами как гарант содержания драгоценного металла в изделии.

Оттенок золотого изделия и проба

В слитках используется золото 999 пробы.

Какое бывает различие в цвете ювелирного украшения, или какой оттенок имеет золото определенной пробы? Почему золото, например, 585 пробы, имеет красный оттенок? Это довольно распространённые заблуждения, так как оттенок украшения из золота в основном зависит от металла, используемого как примесь в сплаве. Лишь небольшой процент оттенка изделия обусловлен наличием чистого золота в сплаве. Это заблуждение получило распространение, так как ювелирными заводами Советского Союза производились изделия из золота с привязкой их оттенка к пробе. Так золото 750 пробы – желтое, розовое — 375-й, что никак не зависело от качества изделий.

Системы проб

В современном мире действует 4 системы проб, но самыми распространёнными являются каратная и метрическая системы.

Система проб – каратная

Издревле люди стали измерять золотые изделия в каратах. В 24 карата (24К) было обозначено абсолютно чистое, без примесей, золото.

А сколько, например, в 1 карате золота привычных нам грамм?

1 карат содержит одну двадцать четвертую часть в массе сплава, что отражено в каратной системе Великобритании (также эта система действует в США, Швейцарии и других странах). 14-каратное золото (14K) содержит 14 долей золота и 10 долей других металлов. Ювелиры используют в своей работе золото пробы в 24, 14, 18, 10 и 9 карат.

Система проб — метрическая

В нашей стране в 1927 г. произошел переход на метрическую систему проб, часть золота в сплаве стала определяться исходя из количества грамм в килограмме ювелирного сплава. Например, сплав 500 пробы содержит 500 грамм чистого золота и еще 500 г – это примеси других металлов. В России производят ювелирные изделия 375, 500, 585, 750, 900, 916, 958 пробы.

В свое время, отечественной ювелирной промышленностью производились изделия драгоценного металла 583 пробы золота, что в западной системе равнялось 14 К, хотя и западная проба была чуть выше. В результате (после распада СССР) решили произвести изменение классического золотого стандарта с 583 пробы на 585, и отечественные изделия в стоимости за 1 грамм золота стали идентичны западным. В результате на вопрос о том,сколько 585 проба золота представляет в системе карат – ответ 14К.

Соотношение между системами оценки качества золота.

375 проба – сплав содержит около 38% золота. В качестве лигатуры используется серебро и медь, цвет сплава, как правило, желтый, на поверхности сплава под действием воздуха образуется сульфид железа и он тускнеет.

500 проба – содержит 50 с половиной % золота, остальное — серебро и медь.

585 проба – сплав, широко используемый ювелирами, так как имея в своем составе 59% золота и лигатуру – серебро, никель, медь, палладий, отличается особой прочностью, твердостью, не тускнеет на воздухе, хорошо поддается ковке.

750 проба золота это 75,5 % желтого металла в сплаве, основные добавляемые металлы – никель, серебро, платина, палладий, медь. Сплав имеет большое разнообразие оттенков, они варьируются от ярко-зеленого до красного. Благодаря своей твердости, прочности, легкости в обработке, широко используется ювелирной промышленностью.

958 проба – в своем сплаве имеет 96,3 % драгоценного металла, поэтому его редко используют в производстве ювелирных изделий, так как такое золото мягкое и ненасыщенного оттенка, а также имеет высокую себестоимость, если сравнить с другими пробами.

— можно сказать чистое золото, фактически без примесей. В данный момент не используется для производства ювелирных изделий. Металл очень мягкий, легко деформируется. Естественно, стоимость золота этой пробы самая высокая.

Система проб — золотниковая

Эта система была применима в России, а также в СССР до 1927 года.

Ее отличие от системы каратной в том, что золото без примесей обозначалось через 96, а золото имеющие в своем составе лигатуру имело значение числа ниже этого.

Таблица соотношения метрической, каратной и золотниковой системы и процент содержания чистого золота в сплаве.

Эта таблица поможет правильно перевести из одной системы в другую любую пробу золота.

В разных странах мира отдается предпочтение различным пробам золота. В СССР наиболее популярными были ювелирные украшения из золота 585 пробы.

Сейчас в России, впрочем, как и в Европе предпочитают золото 750 пробы. Самой минимальной по чистоте золота в Германии является 333 проба.

Пробы золота, наиболее часто используемые в ювелирных изделиях различных стран.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.



На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.


Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .



Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.