Как улучшить память и внимание у ребенка школьного возраста? Как развить и тренировать память у ребёнка? Советы психолога

19.06.2019

Школьникам остро необходима хорошая память, ведь им нужно ежедневно воспринимать массу новой информации, учить стихи и правила. Но чтобы столько знаний уместилось в голове, нужно уделять достаточное внимание развитию памяти. Так, как улучшить память ребенку 8 лет?

Влияние нагрузки на память ребенка

Родители должны понимать, насколько важно развитие мышления, памяти и внимания для детей с раннего возраста. Ведь именно они помогут сделать обучение в дальнейшем проще. Поэтому по мере взросления малышей стоит предлагать им , не забывая при этом уделять внимание и мышлению, а не только спорту и творчеству, как делают многие. Тогда проблемы, как улучшить память ребенку 8 лет, скорее всего, и вовсе не возникнет.

В любом случае, при возникновении сложностей не стоит сразу ругать ребенка. Такие проблемы решаемы. Но для успеха нужно разобраться в их причине. Так, нередко причина проблем с памятью ребенка кроется в его чрезмерной загруженности на протяжении дня.

Нагрузку ребенка на протяжении дня и недели нужно периодически анализировать. Ведь к переутомлению может привести не только просмотр телевизора, но и чтение книг, занятия танцами и даже спортом. Важно следить за качеством питания ребенка, его режимом сна и отдыха, а также за тем, сколько времени он гуляет. В любом случае, на протяжении дня ребенок устает ничуть не менее взрослого.

В тех случаях, когда явно заметны недосыпания, нарушения в дневном рационе сильные физические или моральные нагрузки, ответ на вопрос, как улучшить память ребенку 8 лет будет лежать на поверхности. Ведь достаточно лишь нормализовать ежедневный распорядок дня ребенка.

Не стоит забывать, что из-за проблем с памятью у детей нередко начинаются проблемы в школе. Поэтому задача родителей подойти к решению проблемы комплексно, принимая временную неуспеваемость без раздражительности. При регулярных занятиях со временем развитие детской памяти нормализуется.

Так или иначе, основной ориентир при планировании дня ребенка – это его возраст и темперамент. При сильной загруженности придется отказаться от одного или нескольких кружков и секций, чтобы дать малышу возможность восстановиться, отдохнуть.

Как помочь ребенку улучшить память?

Конечно, работать с памятью ребенка нужно с раннего возраста, чтобы к школьной поре подобных проблем не возникало. В любом случае память подразделяется на моторную, слуховую и зрительную, поэтому внимание должно уделяться каждому отдельно взятому аспекту.

Развитие памяти должно происходить в игровой форме, от простого к сложному. Уже после 6 лет важно уделять внимание развитию зрительно-предметной памяти. Здесь подойдут упражнения с карточками. Если сначала от малыша требуется лишь запомнить, что именно он видел на картинке, то в дальнейшем у него можно спрашивать и порядок расположения предметов.

Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет. К этому возрасту дети много узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Хорошая память в будущем значительно облегчит его обучение в школе и высшем учебном заведении. Как организовать эффективную работу по развитию памяти ребёнка – читайте в статье.

Способности к запоминанию

Существуют ли способности к запоминанию? Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на некоторые факторы:

  1. . Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).
  2. Знания. Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.

«Это интересно. Известный психолог, профессор Д. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный».

Особенности запоминания детей

Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче , тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка - проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал. Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно. Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда. В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.

Как развивать память у ребенка

Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.

Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице , в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом - заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.

С чего начать

  1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали. Постепенно он включится в с вами и расскажет обо всём, что он понял.
  2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти. Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики. Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.
  3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено. Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

«Совет. Развивая память ребёнка, делайте это гармонично, используя упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную».

Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей

Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память), другие - когда сами читают или рассматривают картинки (), третьи - если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память), а четвёртые - если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).

«Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».

Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали. Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы. Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.

Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».

Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай». В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Кроха вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы. Самым маленьким игрокам упрощается задание: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам. Развитию слуховой памяти способствует звучание предметов. Обеспечьте ребёнка игрушечными музыкальными инструментами или продемонстрируйте различные звуки, спросив: «Что звучит?».

Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай». Малышу закрываются глазки, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.

Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.

Упражнения, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

  1. «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
  2. « ». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
  3. «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
  4. «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
  5. «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
  6. «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
  7. «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.

Игры для развития памяти

Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

С рождения до 1 года:

  • Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему , знакомьте с песенками и потешками.
  • В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.
  • С полугодовалым малышом играйте в «прятки» показав игрушку и убрав её за спину, накрыв чем-то.
  • С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

В 1-3 года:

  • Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.
  • Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.
  • Игра «Поиск предмета» . Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.
  • Игра «Что же пропало?» Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.
  • Игра «Картинки». Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

В 3-6 лет:

  • Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
  • Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело - рука, рыба - море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
  • Игра «Идём в магазин». Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

В 6-9 лет:

  • Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
  • Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
  • Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
  • Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

Выводы

Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.

Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте. Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно. Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.

Определение, процессы

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

  1. Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
  2. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
  3. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.

Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей. Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.

Методики

Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

Методика Глена Домана

Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

  • Начинать заниматься в раннем возрасте;
  • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
  • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
  • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
  • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
  • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
  • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
  • Никогда не заниматься «через силу».

Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

Методика Монтессори

Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

Главные принципы:

  • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
  • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.

Развитие с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
  2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
  3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
  4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
  5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
  6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
  7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.

Развитие в игровой форме

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Самые эффективные игры:

  1. Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
  2. Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
  3. Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
  4. Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
  5. Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
  6. Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
  7. Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
  8. Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

4 года назад

Развитие памяти – процесс, необходимый для дальнейшего обучения ребенка. Без развитой возможности запоминать у ребенка возникнут проблемы с усвоением информации и обучаемостью. Каждый родитель хочет, чтобы его малыш был умен и сообразителен. Вы, наверняка, желаете видеть, что учеба ребенку легко дается и вызывает интерес. А для этого, уже с ранних лет необходимо тренировать и развивать память. Что же вам необходимо сделать?

Создайте условия
  • Питание . Обеспечьте ребенку сбалансированный, здоровый рацион питания, в котором будут зеленые, листовые овощи, орехи, мед. Убедитесь, что все пищевые потребности удовлетворяются с помощью поливитаминов. Следите, чтобы ребенок употреблял достаточное количество воды.
  • Режим дня. Развивайте здоровый распорядок в жизни ребенка. Не забывайте, что для хорошей работы мозга ребенку необходимо достаточное время для сна (ребенку 2-3 лет – 11 часов, 3-7 – 10 часов, ребенку от 7 лет для сна достаточно 9 часов). Не забывайте, что детям до 7-8 лет необходим для отдыха также дневной сон.
  • Спорт. Физические упражнения необходимы для оптимального функционирования мозга ребенка, и как следствие, процесса запоминания информации.
Пробудите интерес

Ребенок никогда не запомнит то, что не представляет для него интереса. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с легкостью что-то запомнил, подходите к этому творчески – информацию преподносите, как увлекательнейшую историю. Это должно быть ярко и необычно, интересно – и тогда это обязательно запомнится. Когда рассказывать своему ребенку что-то важное, наденьте смешную шляпу, сделайте видео, прибегните к помощи семейного питомца, отправьтесь в поход и т.д.

Ежедневно тренируйтесь

Каждый день узнавайте и запоминайте что-то новое. Это может быть новое стихотворение, номер телефона, даже новое слово. Закрепляйте знания обо всем, что узнает ребенок – после просмотра мультфильма спросите его о смысле увиденного, после прочтения книги попросите назвать имена героев, придя из гостей, где он познакомился с другими детьми, вспомните, как кого зовут, и чем каждый ему запомнился. Главное – постоянно находится в процессе запоминания.

Мнемоника

Существует целая наука, изучающая, как развить у ребенка память. Искусство и техника запоминания получили названия мнемоника и мнемотехника. Методов и приемов запоминания немало, попробуйте их использовать при обучении вашего ребенка.

  • Музыка и ритм. Музыка помогает нам легче запомнить слова. Попробуйте «наложить» нужный текст на музыку, пропеть номер телефона, адрес, отбивать ритм при запоминании стихотворения, и как только ребенок будет вспоминать мотив или ритм – сразу же вспомнит и необходимую информацию.
  • Рисунок. Порой, чтобы что-то запомнить малышу, ему достаточно это нарисовать. Всевозможные значки, символы, стрелочки также помогают объемнее уяснить информацию и быстрее ее запомнить.
  • Акростихи. Возьмите первую букву каждого слова в списке, которые вы хотите запомнить, и затем составьте предложение со слов, начинающихся с этих букв. Ярким примером подобного метода служит всем известное «Каждый охотник желает знать…»
  • Акронимы. Акроним – это аббревиатура для набора слов. Такой метод может хорошо помочь вашему малышу запомнить названия организаций и мест.
  • Рифмование. Безусловно, стихи запоминаются легче и быстрее, чем проза. Взрослые до сих пор помнят из школьных времен глаголы-исключения – «Гнать, держать, смотреть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, зависеть и терпеть, и опять смотреть, вертеть». Что-то из того, что необходимо запомнить, можно найти уже в готовом зарифмованном виде в книгах или интернете. Ну а к остальному можно подойти творчески, и сочинять стихи вместе с ребенком.
  • Вспомогательные предметы. Как ребенку запомнить, сколько дней в каком месяце? Многим известен этот метод – по костяшкам кисти руки. Верхушка костяшки – 31 день, впадина – 30; февраль стоит особняком и имеет 28 или 29 дней. Подобным образом можно узнавать, растет или убывает луна – надо приставить палец к полумесяцу на небе, и если малыш видит, что получилась буква «Р», значит луна растет, если не видит – убывает.
Учитесь, играючи

Самый лучший способ улучшить память ребенка – в игре. Вот несколько игр, развивающих способность запоминать.

  • «Продуктовый магазин» . Лучше, если в эту игру будет играть от 3-х человек. Сидя в кругу, первый игрок начинает историю «Я пошел в продуктовый магазин и купил …», выбирая элемент. Следующий игрок начинает с этих же слов, указывает пункт первого игрока, и добавляет свой элемент. Третий игрок называет уже три элемента в списке, включая свое слово. Игра продолжается, пока кто-то не забывает пункт из списка.
  • «Мой день» . Попросите вашего малыша описать своей день с минуты пробуждения до времени завтрака. Пусть он описывает не только действия, которые он выполнял, но и звуки, которые слышал, запахи, которые ощущал, вспомнит, какие чувства испытывал, и озвучит мысли, которые приходили ему в голову в тот или иной момент.
  • «Натюрморт». Разложите на столе предметы разной крупности в любом порядке. Дайте малышу немного времени запомнить, что он видит. Попросите его отвернуться, и измените положение предметов, добавьте новый или уберите один из прежних. Посчитайте, сколько изменений он не заметил. Позвольте ему проделать тоже самое с вами, и ведите счет игры.
  • «Что изменилось?». Играть лучше всей семьей или большой компанией на празднике. Ведущий выходит в центр комнаты, остальные представляют собой зрительный зал. Зрители несколько секунд запоминают, как выглядит ведущий. Затем он ненадолго выходит из комнаты и меняет что-то в своем гардеробе, а после возвращается. Зрители угадывают, что изменилось. Чтобы усложнить задание, можно менять не только внешний облик, но и настроение (мимику).
  • «Ассоциации». Вы называете слово, а малыш произносит все слова, которые у него ассоциируются с данным термином (например «Светофор» – дорога, зеленый-желтый-красный, пешеход, опасность, автомобиль, «зебра» и т.д.).
  • Шахматы, карты, шашки – любые из подобных игр не только тренируют краткосрочную память, но и заставляют запомнить картинку целиком и тренируют системное запоминание.

Для развития и тренировки памяти нужна помощь родителей. Подходите к этому легко и радостно – пусть процесс не выглядит сложным и обременительным для малыша, а приносит радость. Научившись запоминать информацию, малыш получит мощнейший инструмент не только для дальнейшей учебы, но и для жизни в целом.

  • Многочисленные исследования ученых показали, что уже на 20-й неделе беременности эмбрион начинает запоминать определенные события.
  • Чтобы улучшить долговременную память, нужно время от времени наслаждаться ароматом розмарина.
  • Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Вся разница лишь в том, что она пока не развита.
  • Род деятельности и профессия оказывают влияние на память. Лучше других она сохраняется у артистов (благодаря постоянным тренировкам – заучиванию текста роли), ученых (усиленно работают все отделы мозга), и пчеловодов (в случае употребления ими продуктов пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти).

Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет. К этому возрасту дети много узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Хорошая память в будущем значительно облегчит его обучение в школе и высшем учебном заведении. Как организовать эффективную работу по развитию памяти ребёнка – читайте в статье.

Способности к запоминанию

Существуют ли способности к запоминанию? Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на некоторые факторы:

  1. . Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).
  2. Знания. Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.

«Это интересно. Известный психолог, профессор Д. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный».

Особенности запоминания детей

Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче , тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка - проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал. Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно. Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда. В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.

Как развивать память у ребенка

Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.

Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице , в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом - заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.

С чего начать

  1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали. Постепенно он включится в с вами и расскажет обо всём, что он понял.
  2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти. Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики. Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.
  3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено. Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

«Совет. Развивая память ребёнка, делайте это гармонично, используя упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную».

Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей

Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память), другие - когда сами читают или рассматривают картинки (), третьи - если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память), а четвёртые - если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).

«Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».

Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали. Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы. Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.

Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».

Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай». В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Кроха вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы. Самым маленьким игрокам упрощается задание: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам. Развитию слуховой памяти способствует звучание предметов. Обеспечьте ребёнка игрушечными музыкальными инструментами или продемонстрируйте различные звуки, спросив: «Что звучит?».

Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай». Малышу закрываются глазки, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.

Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.

Упражнения, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

  1. «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
  2. « ». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
  3. «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
  4. «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
  5. «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
  6. «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
  7. «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.

Игры для развития памяти

Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

С рождения до 1 года:

  • Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему , знакомьте с песенками и потешками.
  • В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.
  • С полугодовалым малышом играйте в «прятки» показав игрушку и убрав её за спину, накрыв чем-то.
  • С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

В 1-3 года:

  • Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.
  • Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.
  • Игра «Поиск предмета» . Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.
  • Игра «Что же пропало?» Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.
  • Игра «Картинки». Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

В 3-6 лет:

  • Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
  • Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело - рука, рыба - море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
  • Игра «Идём в магазин». Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

В 6-9 лет:

  • Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
  • Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
  • Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
  • Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

Выводы

Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.