Консультация на тему: «Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания. Гордо стоял с мечом Михаил. Игра - беседа «Наши отношения»

07.05.2019

НАТАЛИЯ КЛЕВИНА
Формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский

Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны, для русских людей. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания . Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Как же пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить» , потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать . Что же значит быть патриотом своей страны ?

У В. П. Астафьева есть замечательные слова : «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота». В. А. Сухомлинский писал «Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма , мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего…»

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику . Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма , любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас назрела необходимость воспитания у детей нравственно- патриотических чувств , нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем дошкольном возрасте .

Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны : «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм . Это уважение к своей Родине и традициям, духовным и ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее».

От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально- нравственный климат в обществе в целом. В Программе воспитания и обучения в детском саду отмечено, что нравственно- патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю.

В нашем образовательном учреждении педагоги уже много лет успешно реализуют в своей деятельности задачи нравственно – патриотического воспитания через введение в воспитательно – образовательный процесс новых форм работы с детьми и родителями. Ведь родители осознают роль родительского воспитания в становлении нравственных качеств личности ребенка.

Мы, педагоги, работающие и приобретающие опыт в этом важном направлении, осознаем, что зачатки нравственных качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать нравственные , духовные, патриотические чувства . Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности : развивается целостное восприятие окружающего мира , эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания : трудолюбие, милосердие, гуманность.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота .

Последовательность данной работы в нашей группе представлена в схеме : Семья - Детский сад – Родная улица – Родной город – Страна – Права и Обязанности. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических чувств и общественных отношений.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально – чувственном уровне. Используем такие приемы патриотического воспитания , как этические беседы о городе, родной стране, мире; экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями; рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, других стран; знакомство с элементами национальной культуры; обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей, сотрудников детского сада, других горожан.

При знакомстве дошкольников с историей родного города, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты, как использование наглядного материала (фотографий, репродукций картин, схемы) .

Составляя рассказ, нужно включать вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать.

Рассказывая об исторических событиях, мы стараемся не употреблять даты, т. к. детям дошкольникам недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, стараемся употреблять такие выражения : «это было очень-очень давно» или «это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т. п.

Следует также помнить, что язык рассказа должен быть простым и понятным детям. Для этого необходимо объяснять значение незнакомых cлов.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству.

В своей работе стараемся использовать различные виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д, так как в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме, так как у детей сохраняется наглядно- образное мышление и для запоминания и усвоения материала нужна опора на визуальные впечатления. При чтении сказок и рассказов с новыми словами, например «прялка» , «решето» , «ухват» , четкое понимание детям дает натуральный предмет или хотя бы его изображение, потому что словесное описание дети воспринимают с трудом .

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Ведь она способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Для патриотического воспитания детей используем информационно -коммуникационные технологии при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен, стихов.

Решению проблемы патриотического воспитания способствует актуальный ныне метод проектов. Основная его цель- развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты, как «Родной город» , «День матери» , «День Победы» . Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания , необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомить с талантом русского народа, научить детей любить свой город, свою страну и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, заставляют задуматься над отношением к миру природы. И, наконец, игра- любимая и увлекательная форма проведения занятий для детей по патриотическому воспитанию . Она зажигает и увлекает, доставляет много положительных эмоций, позволяет в короткое время закрепить большой объем информации .

Но, не будучи патриотом сам , педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - С. 45.

Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Не секрет, что представления выпускников дошкольного учреждения о русской культуре были отрывочны и поверхностны Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - С. 81..

Эти проблемы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала.

Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

  • 1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
  • 2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки,

Задачи нравственно-патриотического воспитания

  • - Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями
  • - Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края - и природе в целом
  • - Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье
  • - Расширение знаний ребенка о городах России
  • - Воспитание любви и уважительного отношения к труду
  • - Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека
  • - Знакомство с государственными символами России - гербом, флагом, гимном
  • - Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов Развитие чувства гордости за достижения родины

Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.

Методы патриотического воспитания

  • - Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.
  • - Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города
  • - Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду
  • - Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
  • - Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации
  • - Знакомство с русским фольклором - сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми
  • - Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью
  • - Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников
  • - Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация
  • - Участие в праздниках
  • - Участие в посильных общественно-полезных работах.

Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:

  • - несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
  • - недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
  • - отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их в военной службе;
  • - малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания; - недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • - отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи.

«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы,воздвигаемых новостройках и т.п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о стране, родном городе;

4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;

7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).

НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»). Образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала.

При знакомстве дошкольников с историей родного села и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее:

По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например: 1941г.,1945г., 12 апреля 1961г., т.п.)

Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например: «князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так кА, узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнить, что на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну,и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.

Гражданско-патриотическое воспитание

Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых являетсягражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Организация воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с малочисленными методическими разработками, организацией и планированием гражданско-патриотической работы. Перед учреждением образования стоят следующие цели и задачи.

Цель : прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

Задачи:

изучение истории своего края;

воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:

Формы:

· конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений

· поисково-исследовательская работа

· акции

· инсценировки

· уроки мужества

Методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.

Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников,

как основное направление идеологической работы

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.

Сегодня в республике большое внимание уделяется работе детских общественных объединений. Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у ребят, и тогда вступление в ряды БРПО и БРСМ, будет происходить по инициативе самих ребят.

Очень важно, чтобы сформированные активы детских общественных объединений являлись помощниками во всех районных и общешкольных мероприятиях, различных акциях.

Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.

Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.

В рамках годового планирования по формированию у учеников гражданско-патриотических чувств проводятся такие мероприятия, как урок «Я – минчанин», школьный конкурс “Мой родны кут, як ты мне мілы”, уроки мужества с приглашением ветеранов ВОВ; организация выставок детского творчества.

В годовом планировании воспитательной работы школы, в направлении «Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование патриотических ценностей у современного школьника должно быть целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему. Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Учащиеся составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей республики, развивать идею белорусской государственности.

Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной Беларуси. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.

Задачи воспитания юных граждан Республики Беларусь значительно расширились. Акценты переместились в область гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания. Таким образом, воспитание гражданина и патриота находится в центре формирования воспитательного пространства учебного заведения.

Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Республику Беларусь, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики Республики Беларусь, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы, деятельности ОО «БРСМ» и БРПО.

Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению Беларуси.

Работа классного руководителя

в гражданско-патриотическом воспитании

Формированию у детей и молодежи чувств гражданственности и патриотизма помогают созданные в школе молодежные и детские общественные объединения БРПО и ОО «БРСМ».

Молодёжные организации сегодня должны быть пронизаны духом настоящего содружества детей и взрослых. Мы должны помочь стать нашим ребятам настоящими организаторами “новых интересных и полезных дел”. Если мы выработаем чёткую систему работы наших первичных организаций, научим наших ребят дружить и дорожить дружбой, быть добрыми, честными, не бояться трудностей, смело идти вперёд, протянуть вовремя руку помощи человеку, родной природе, Отечеству, то сможем решить главную задачу - помочь стать достойными гражданами своей страны. В противном случае мы не сможем противостоять попыткам некоторых взрослых использовать имя пионера, как что-то прошлое и давно забытое.

Героические события истории Беларуси, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.

Поэтому в школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил РБ, а также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств.

Говоря о взаимодействии педагога-организатора с классными руководителями и детскими классными коллективами важно сказать о создании положительного психологического климата и активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя:

Сохранение школьных традиций: приглашение ветеранов на классные часы, поздравления их с праздниками, оказание посильной помощи.

Развитие творчества, которое проявляется в подготовке ярких мероприятий.

Поддержка ученической самодеятельности и самоуправления, творческой инициативы и направление их в нужное русло.

Участие классных руководителей в разнообразных школьных делах.

При планировании различных мероприятий учитываются интересы ребят, не забывая о том, что каждый класс это уже отряд октябрят, пионеров или же ячейка членов БРСМ.

Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Они предполагают отдых от учебы, чтобы ребята могли не только получить какие-то воспитательные моменты, но и развлечься. Все мероприятия мы проводим в игровой форме, в форме конкурсов, брейн-рингов, КВН-ов. По окончании мероприятий ребята выпускают газеты, коллажи и т.д.

Мы должны научить наших ребят учиться и отдыхать достойно, интересно и с пользой для них и для общества.

Роль сохранения традиций в гражданско-патриотическом воспитании

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека.

Уже в детском саду дети через фольклор и живопись знакомятся с жизнью и историей своего народа. В белорусском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм напевность. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность. Танцевальные игры, хороводы, праздничные гулянья предоставляют огромное поле для деятельности в этом направлении.

В фольклоре собраны вся жизнь и история белорусского народа, обычаи и обряды наших предков, которые сегодня могут широко использоваться в жизни. С помощью традиционных фольклорных танцев дети приобщаются к культуре своего народа. Элементы фольклора используются на уроках хореографии. Во внеурочное время ребята посещают спектакли, концерты, выступления фольклорных коллективов. На примере народных обычаев и обрядов наших предков на уроках хореографии мы показываем насколько важна роль фольклора в воспитании нынешнего поколения. Чтобы вырастить достойных людей, необходимо воспитывать их патриотами, для того чтобы воспитать патриотичность в современных детях, нужно с детства рассказывать о прошлом, об истории нашего края. Народ, забывший свой язык, историю и обычаи, исчезнет без следа. Фольклор на уроках хореографии является важнейшим способом не допустить

Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

В школе планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.

В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств.

Консультация для воспитателей:

«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы,воздвигаемых новостройках и т.п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о стране, родном городе;

4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью;

7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность(занятие).

НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»). Образовательная деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала.

При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому при составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее:

По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например: 1941г.,1945г., 12 апреля 1961г., т.п.)

Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например:»князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

В работе с детьми по знакомству с родным городом необходимо использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так кА, узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район,в котором они живут, видеть красоту улиц, по которым проходят каждый день. Но следует помнить, что на целевые прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения следует выходить с разрешения администрации и в сопровождении 2-3 взрослых.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою страну,и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия.