Пословица имеешь не ценишь. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. Применение пословицы в литературе

07.02.2019

Именно так!

Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Того, что имеет, человек не ценит. Обладание, владение чем-то воспринимается как данность. Лишь с потерей приходит понимание важности утраченного.
О былом здоровье вспоминают с появлением болезней. Жгучая потребность поговорить по душам с родителями является с их уходом. Когда дети были маленькими, выслушивать их, ласкать, баловать не было ни сил, ни времени, ни желания. Выросли, всё появилось, да им не нужно

Автором выражения «что имеем — не храним, потерявши плачем» является поэт, драматург-переводчик, режиссер Московского Малого театра Сергей Петрович Соловьёв (1817–1879). Одноактный водевиль такого названия был им создан в начале 1840-х, одобрен цензурой в 1843 году, поставлен в 1844 году. Водевиль имел успех, много лет шел на сценах русских многих театров, одна из постановок, например, состоялась 16 марта 1894 года в Варшаве. Кроме водевиля «Что имеем — не храним, потерявши плачем» Соловьёв сочинил, перевёл, переделал с французского ещё множество водевилей, комедий и драм

    Девичьи клятвы, или Вся беда от романов
    Тетушки и добродетель
    Старый математик
    Марфа Ивановна и Захар Захарыч Собачкины, или Поставлю на своем
    Колечко с бирюзой
    Волшебная Роза, или Уездные честолюбцы
    Домик холостяка, или Не рой яму, сам попадешь
    Что и деньги без ума
    Небо и земля или Жизнь художника
    Невесте сорок пять, приданого сто тысяч
    Чудная девушка, или Редкость XIX века
    А справочку навести не мешает!
    Ночное привидение или Преступник поневоле
    Война в малом виде, но в большом свете
    Вдвоем поехали, втроем воротились
    Вдова замужем, или Мертвый живому житья не дает
    Отец — жених, а дочь невеста, или с Больной головы на здоровую

Однако, не смотря на популярность спектакля, крылатым фразеологизм «» стал благодаря сочинению «Плоды раздумья. Мысли и афоризмы», в 1854 году опубликованном в номерах втором и шестом журнала «Современник»

Мысли, аналогичные выражению «что имеем — не храним, потерявши плачем»

  • Цену людям, нас любящим, мы, по большей части, узнаем в то время, когда их теряем (Писемский)
  • То, что у нас есть, мы не признаем (Шекспир)
  • Добро потерянное - добро оцененное (Иоганн Готфрид Гердер)
  • Ненавидим добродетель при жизни, исчезнувшую с глаз с завистью ищем (Гораций)
  • Душа желает то, что потеряла (Петроний)
  • Тогда только мы считаем наше хорошим, когда мы потеряли, что имели (Тит Макций Плавт)

Применение пословицы в литературе

«Вот уж воистину: что имеем ― не храним, потерявши ― плачем…» (Михаил Щукин. «Белый фартук, белый бант…»)
«Потерять можно только то, что имеешь. Что имеем ― не храним… А я Машу не взял» (Алексей Иванов «Географ глобус пропил»)
«Получилось по известной поговорке: «Что имеем не храним, потерявши ― плачем» (Леонид Утесов «Спасибо, сердце!»)
«Мы, русские, что имеем ― не храним, чего не имеем ― тем хвастаемся!» (Сергей Залыгин «Комиссия»)
«Ценность, как бы она ни была субъективна, я могу с чем-то сравнить, выразить, осознать, пусть даже и запоздало («что имеем не храним, потерявши плачем»), а значимость…» (Владимир Леви «Искусство быть собой»)
«Обыкновенно люди не ценят того, что им дано, ― банальное ― Что имеем, не храним, Потерявши, плачем. Но кому выпало счастье жить в «волшебном городе на берегах Невы» ― ценили его, гордились им и любили его» (Г. В. Иванов «Закат над Петербургом»)
«Мы не дорожим тем, что достается легко, ― что имеем не храним, хотя потерявши плачем» (А. А. Фет «Из деревни»)

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Чтобы прийти к успеху, нужно приложить усилие, терпение. Береги платье снову, а честь смолоду. С детства нас учат добру и справедливости, отличать ложь от правды, добро от зла, бескорыстие от зависти, как правильно поступать в жизни, защищать честь и достоинство. Испорченное новое платье нельзя сделать таким, каким оно было изначально - его можно зашить, отстирать, отремонтировать, но будет заметно, что оно испорчено. Также и честь не получится восстановить, если репутация испорчена, доверие потеряно. Окружающие помнят о прошлых событиях и поступках, осадок о случившемся остаётся в памяти. Встречают по одежке, провожают по уму. При встрече люди сначала обращают внимание на внешность человека, по внешности формируется первое впечатление. Только после общения с ним формируется общее впечатление о том, что из себя человек представляет. И оно может измениться и отличаться от впечатления по внешности. Грамоте учиться всегда – (вперед) пригодится. Человеку всегда надо умственно развиваться, для этого надо постоянно учиться, изучать новое. Это поможет человеку в жизни, в учебе, на работе. Учение лишним не бывает, оно расширяет кругозор и расширяет горизонты знаний. Как аукнется, так и откликнется. Как ты относишься к людям, так и они к тебе. Куй железо, пока горячо. Делай работу, пока есть возможность и условия благоприятны. Пользуйся случаем, сложившейся ситуацией, чтобы сделать задуманное. Мир освещается солнцем, а человек знанием. Земле необходимо солнце, благодаря солнцу есть жизнь, все растет и существует. Точно также и знания для человека - помогают развиваться, учиться. Солнце делает мир светлым, знания просветляют человеческий разум. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Человек не может знать в жизни все. И это нормально. Главное, чтобы человек учился, познавал мир. Когда человек не стремится к знаниям, то он останавливается в развитии, становится невеждой. И это стыдно. Повторение – мать учения. Неизбежен процесс забывания изученного. Повторение способствует запоминанию информации, закреплению изученного ранее материала, создает предпосылки для получения новых знаний. Правду, что шило, в мешке не утаишь. Тайное всегда становиться явным. Как бы мы не врали, не обманывали, ложь все равно выйдет наружу. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Перед тем как что-либо сделать, надо тщательно обдумать, проверить, чтобы не переделывать ещё раз и не жалеть о том, что сделано неверно. Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь. Прежде чем сказать что-то, надо подумать. Необдуманные слова могут обернуться против говорящего, можно пожалеть о сказанном, а слова уже не вернуть. Нужно отвечать за свои слова и думать заранее о последствиях. Смелость города берет. Смелость помогает добиваться результата, достигать новых высот, делать что-то, что казалось ранее невозможным. Утро вечера мудренее. Говориться в том случае, когда решение по какому-либо вопросу лучше принимать на утро: на свежую голову, когда мысли за ночь пришли в порядок, разум ясный и здравый. Худой мир лучше доброй ссоры. Лучше жить в мире, чем в ссоре. Нужно стараться делать все возможное, чтобы хранить мир и спокойствие. Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра. Следует делать дела сразу, не надо лениться. Откладывая дела на потом, мы их накапливаем и, впоследствии, не сделаем или будем делать с большими усилиями. Что написано пером, того не вырубишь топором. Что написано (изложено) на бумаге (документах). Эта информация прочитана людьми, её уже никак не изменить или не стереть. Хлеб - всему голова. Пословица требует особого, почтительного, отношения к хлебу как символу затраченного труда. Значение хлеба в жизни человека сложно оценить, без хлеба не обходится ни один прием пищи. Он - «голова» на столе, то есть главный. Сколько волка не корми, он всё в лес смотрит. Если человек задался какой-либо целью, то сколько его не переубеждай, не уговаривай, он все равно будет смотреть в сторону своей цели и ее достижения. С лица воды не пить. Внешность не самое важное в человеке. Настоящая красота человека заключается в его сердце, характере, душе, поступках, а не в чертах лица. Один волк гоняет овец полк. Человек с ярко выраженными лидерскими, волевыми качествами управляет или командует остальными. Видит око, да зуб неймёт. Когда чего-то хочешь потрогать, но не можешь до этого дотянуться. Цыплят по осени считают. Об успехе и итогах какого-либо дела можно говорить только по окончанию выполненной работы. Яблоко от яблони недалеко падает. Дети часто во многом похожи на своих родителей. Дети черпают от родителей достоинства и недостатки. Пословица может быть применена в отношении учителя и ученика. Что учитель заложил в ученика, то ученик и проявит.

Что имеем - не храним. Потерявши плачем.

Наверное больше всего в жизни человек боится потерь. И это при том, что теряем мы постоянно, всё и всегда. То есть почти всё. Не умеем ценить пока есть - и плачем, когда исчезает...

На самом деле ситуация парадоксальна. Часто мы боимся потерять то, что легко возместить. Не обращаем внимания, что при потере приобретаем совершенно бесценный опыт. А ещё мы совершенно не боимся потерять то, что возместить малореально - честь и честность, лицо и честное имя, характер, разум, память, здоровье... И ещё мы поистине никоим образом не боимся потерять самое ценное - ВРЕМЯ. А ведь теряя время мы, по сути, теряем своё будущее.

На самом деле корень вопроса не в том, что бы не бояться потерять, а в том, что бы быть благодарным за то, что мы имеем. Чем большее чувство благодарности (миру, небу, человеку, предмету) мы испытываем за то, что он есть у нас - тем бережнее и тщательнее мы будем хранить его. И тем легче будет нам отпустить его, когда придётся это сделать. Звучит парадоксом - но это так.

Так что эта древняя мудрость: "Что имеем - не храним. Потерявши плачем" - имеет колоссальный смысл. Воистину нужно немного перевернуть наш взгляд на эту проблему. Перестать трястись над тем, что второстепенно и научиться благодарить мир за то, что имеем. Кстати я даже могу назвать причины, по которым мы не ценим самое важное. Просто привыкли, что чем дороже - тем лучше. Надо это в себе убивать. Самые ценные вещи потому и бесценны, что за них не нужно платить. Но это же не значит, что нам не нужны воздух, тепло, свет, любовь...

Самое важное - бесценно. Но именно поэтому так трудно научиться его ценить. А между тем уже давно известна истина, что только будучи благодарным этому миру за то, что имеешь - не только не потеряешь это, но и двинешься выше. Если же этой благодарности в человеке нет - то мир и не даст ему больше, даже попробует отнять то, что есть. Раз благодарности нет - значит человеку не нужно - такова логика мира. Если разобраться мир всегда стремиться нам угодить - что бы мы отблагодарили его теплом и любовью, вероятно. Да только мы так плохо умеем понимать сами, что нам нужно!

Для примера вспомните двух каких-нибудь ваших знакомых людей. Один - тот, который вечно недоволен чем-либо. И второй, который доволен чем-то. У меня сразу есть два примера: один человек любит ловить рыбу - и всегда недоволен уловом. Как думаете - закономерно, что улов вечно мал? И второй пример - это парень, который искренне любит женское внимание. Он радуется женскому вниманию как ребёнок конфете - и оно всегда у него есть. Первому человеку из примера надо научиться проще относиться к улову и принимать что есть. Мир не применёт ответить успехом (может даже и через новые знания о рыбалке, а то ведь недовольный рыболов считает, что всё знает о ней). А второму... Ну для него тоже есть пара советов;)

Это вообще-то один из основных законов этого мира, если разобраться. Если ты любишь мир - он любит тебя. Если ты плюёшь в этот мир - он плюёт на тебя. И нельзя забывать, что мир-то гораздо больше, чем мы. И только нам самим решать - умыться нам любовью и счастьем или чем похуже)))

P.S. Тут есть маленький секрет. Кто-то может искать причины хронических неудач в частностях... Но частностей на хронические неудачи не хватает. Надо смотреть в корень. А корень как раз и есть - как мы видим наше дело, положительным или отрицательным.

P.P.S. Вообще это частный случай одного общего закона, благодаря которому мы получаем и имеем то, на чём сосредотачиваем больше эмоций. Об этом статья в разработке.

Искренне Ваш, (с) Ion Bohemos

В разделе на вопрос Кто автор выражения "Что имеем-не храним, потерявши плачем"? заданный автором Прострагивать лучший ответ это ЧТО ИМЕЕМ – НЕ ХРАНИМ, ПОТЕРЯВШИ – ПЛАЧЕМ – это русская народная пословица.
Если наш современник использует в своём стихотворении народную пословицу, это вовсе не значит, что он её автор.
Пословица эта существовала задолго до рождения автора приведённых выше стихов. Она записана в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона (1825 – 1908):
Что имѣемъ, не хранимъ; потерявши, плачемъ (ѣ – это буква ять, заглавная и печатная она выглядит так: Ѣ; ъ на конце глаголов – это буква ер; эти буквы и ряд других букв были упразднены в 1918 году) .
Сама графика подтверждает, что запись произведена в дореформенное время, когда не только Валентина Багинского, но и его родителей (и даже, по всей видимости, его бабушек и дедушек) на свете не было. Да и на годы жизни М. Михельсона обратите внимание.
Пословица ЧТО ИМЕЕМ – НЕ ХРАНИМ, ПОТЕРЯВШИ – ПЛАЧЕМ приводится в Викисловаре – в словарной статье, посвящённой слову ссылка , она есть во всех сборниках русских народных пословиц и поговорок, в том числе и в.
Кстати, сам Багинский не присваивает себе авторство данных слов: обратите внимание на кавычки – он эту пословицу ЦИТИРУЕТ.

Ответ от Анастасия. [гуру]
Валентин Багинский. Жанр высказывания: лирика; философия.


Ответ от Недосолить [гуру]
народ


Ответ от Алина Грибанова [новичек]
Автор: Валентин Багинский
«Что имеем, не храним;
Потеряем – плачем», -
Из таких смешных картин
Жизнь идет и скачет.
Охранитель – палача –
Призывает в службу,
Чтобы страхом от меча
Нависал над «нужным».
Палачу – всё по плечу,
Пень или колода:
«Лишний орган отсечу.
Страх храните строго».
Охранитель – к службе ряс,
Преклонив колени,
Чтоб за совесть тот потряс, -
«Нужное» - к моленью.
Совесть потрясти – мастак,
Дока он известный:
«То, что нужно, - нужно – так.
Стыд храните крестно. »
«Что имеем, не храним… » -
Трудная загадка.
«Что имеем» - это дым,
Из песчинок – кладка.
Нет ответа – есть вопрос –
Над «имею» квотой.
Он невидим, очень прост,
До смешного: «Кто ты? »
За окном – туман, метель…
Воронью – нет дела.
Еле слышна птичья трель.
Небо – светло-серо.
Заметель. Откосы крыш
Сквозь туман белеют…
Нет, - погода не для лыж…
Кто-то звонит в двери.

Очень часто в речи встречается такое крылатое выражение: «Имея - не ценим, а потерявши, плачем». Многие даже считают, что это русская народная поговорка. Однако это не совсем верно. Ведь у фразы «Имея - не ценим, а потерявши, плачем» есть автор, давший ей жизнь.

Кто придумал эти крылатые слова

Некоторые люди считают, что придумал знаменитое выражение «Имея - не ценим, а потерявши - плачем» автор-современник, какой-то поэт, пожелавший остаться неизвестным. Собственно, этому способствует тот факт, что множество любителей побаловаться стихосложением вводят эти слова в свои произведения без ссылки на настоящего автора. Тем самым они вводят в заблуждение читателя, который приписывает эту мудрую мысль именно тому поэту, у которого он впервые столкнулся с ней.

Однако сначала фраза «Имея - не ценим, а потерявши, плачем» была использована драматургом-водевилистом С. Соловьёвым в 1844 году. Правда, звучала она немного иначе: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» и фигурировала как название одного нашумевшего в те годы спектакля.

Кто помог этим словам получить известность

Позднее, через десятилетие, уже в 1854 году, это выражение было использовано в сборнике «Плоды раздумья» Козьмой Прутковым. Следует уточнить, что на самом деле этого автора как такового не существовало. «Козьма Прутков» был псевдонимом, под которым работали братья Жемчужниковы и Владимир, а также поэт Алексей Толстой. Поэтому многие ошибаются, приписывая именно им слова «Имея - не ценим, а потерявши - плачем».

Кто сказал эту фразу первым, мы теперь знаем - Соловьёв в своём водевиле. Но стала знаменитой она благодаря соавторам «Плодов раздумья». Так что можно считать, что «родителей» у этой мудрости несколько.

Смысл слов «Имея - не ценим, а потерявши, плачем»

В этой фразе скрыт Сами слова можно отнести к любой стороне человеческой жизни. И главное в том, что люди не умеют ценить своё настоящее, всегда хотят большего, из-за чего и клянут то, чем владеют.

Говоря о том, что означает поговорка, можно вспомнить такую карикатуру. Человек жалуется на то, что у него немодные кроссовки. А мимо передвигается на инвалидном кресле человек, у которого и вовсе нет ног. То есть, имея ноги, мало кто задумывается о том, какое это великое счастье. А вот потеряв их, инвалид в полной мере понимает, насколько было здорово раньше жить, ходить, бегать, пусть даже и в немодной обуви.

Ставши богатым, человек частенько вспоминает голодные студенческие годы с благоговением. Да, когда-то ему было трудно, он даже, возможно, считал себя мучеником, ему хотелось большего. Но, получив всё, о чём мечталось, почему-то успешный бизнесмен грустит и плачет о тех годах, когда не было в достатке хлеба, но были дружба, преданность, любовь, молодость, здоровье.

Любите пока любится!

Применима эта крылатая фраза и к людским отношениям. Дети часто ругаются с родителями, не слушают их наставлений, обижают их своими грубыми словами. Многие считают себя глубоко несчастными из-за того, что им, по их мнению, достались не понимающие их «предки». Вырастая, дети понимают, что ближе родителей у них на всём свете никого нет. Только к тому времени мать с отцом уже становятся старенькими, больными, измученными из-за неурядиц в семьях, инициаторами которых и были как раз сами дети.

А иной раз почувствовать, как же трудно без матери или отца, как сильна их преданность и любовь, приходится уже в юношеском или даже детском возрасте. И тогда подростки тысячу раз проклянут себя за то, что не берегли тех отношений, которые им были даны природой, что не ценили доставшегося им счастья.

Сколько призывов беречь своих близких слышим мы от взрослых дочерей и сынов! Слышим, но всегда принимаем близко к сердцу. Родительскую преданность многие считают обязательной, принимают как данность, не ценят.

Не отрекаются любя!

Супруги, давно привыкшие друг к другу, перестают радоваться своим семейным отношениям. Уж сколько на эту тему написано дурацких анекдотов! Мужья своих жён называют кобрами и змеями, а те в ответ свои вторые половинки награждают не менее яркими эпитетами, называя их козлами, баранами и другими словами. Разговор идёт о самых обычных семейных парах, в которых нет особых проблем - только угасание страсти. И вроде бы разлука должна бы сделать их обоих счастливее, но - нет. Тут-то и понимают бывшие влюблённые, что потерять супруга или супругу равносильно духовной смерти.

То же касается друзей и влюблённых, которые думают, что всё происходящее сейчас - несерьёзно, не столь ценно. Поэтому между близкими людьми часто случаются размолвки, недопонимание. И только после разрыва люди начинают понимать, как важны для них были прежние связи. Но, к сожалению, не всегда есть возможность восстановить утраченные отношения.

С лёгкой руки поэтов

Стихи обладают такой особенностью - образно и кратко излагать суть размышлений о жизни. Поэтому часто в двух строках содержатся очень ёмкие мысли и выводы, к которым приходит думающий поэт. Так и появляются современные поговорки о жизни, которые входят в нашу речь.

«От себя убежать невозможно, как бы быстро ты ни бежал!»; «Смеяться вовсе не грешно над тем, что кажется смешно!»; «Стыдить глупца, шутить над дураком и спорить с женщиной одно и то же, что черпать воду решетом. От сих троих избавь нас Боже!»

Часто поговорками и пословицами становятся строки из басен. Именно они, являясь моралью этого короткого произведения, раскрывают многие аспекты человеческих страстей, недостатков, ошибок. В этом плане баснописцу Крылову, наверное, принадлежит пальма первенства.