Праздник сдвижение змей. Змеиные тайны российских лесов

24.07.2019

  • Читать: Змеи: знания и суеверия

По весне, когда просыпаются змеи, у них начинается брачный сезон. Давно было подмечено, что некоторые самцы в этот период имитируют запах самки, чтобы сотни других самцов обвились вокруг каждого из них. Загадка, будоражащая умы ученых состояла в простом вопросе – зачем они это делают? Последнее исследование позволило раскрыть эту тайну.

Результаты проведенной работы герпетологов из Сиднейского Университета Австралии и Орегонского Государственного Университета по изучению этой проблемы опубликованы в выпуске журнала “Природа" на прошлой неделе.

Первоначальная теория на этот счет, которую выдвигали раньше, состояла в том, что самцы имитировали запахи самки, возможно, действуя как приманка, отвлекая других самцов от настоящих самок. Но логический смысл этой процедуры для “самцов-приманок” отсутствовал, поскольку после того, как их опутывали клубки змей из десятков других самцов, вряд ли они смогли бы затем из них выпутаться и направиться к ожидавшей их в укромном месте самке, которая естественно их ждать и не собиралась.

Нужно было найти более простое объяснение этой особенности в поведении змей.

Ученые изучили поведение змей-трансвеститов в Манитобе, Канада. Там настолько холодно зимой, что змеи уходят в спячку, собираясь колониями в пещерах, где их число доходит до 50,000 особей.

Когда наступает весна, некоторые особо подмерзшие самцы змей, которые физически медленны и вялы, по сравнению с другими самцами, начинают пахнуть как самки. Другие, более активные и готовые к спариванию самцы тут же овивают этих ложных самок, собираясь вокруг них в клубок от 50 до 100 разгоряченных змей.

В результате, как показали исследования, самцы змей, которые вели себя так, как самки, за счет других самцов быстрее отогревались и становились активными более быстро. Это позволяло множеству змей сохранить жизнь, когда они отогревшись смогли лучше противостоять опасностям, которые их подстерегали весной на каждом шагу (вялая и малоподвижная змея – хорошая добыча для хищников, например, для ворон, которые их поедают по весне как червей).

На процесс спаривания змей эти ложные отвлекающие сексуальные маневры никак не влияют, поскольку самцов гораздо больше числом, по сравнению с самками, и вокруг последних, даже не смотря на то, что часть самцов увивается за ложными целями, все равно образуются клубки от 50 до 100 особей. Из этих десятков змей, только одному самцу удается оплодотворить самку. Причем после спаривания, самец запечатывает “пробкой” (особым составом) клоаку самки и ее уже никто не сможет оплодотворить в этот сезон. Кроме того, самки обладают особенностями хранить сперму самца до 7 лет, поэтому один самец может стать отцом сотен змей, если ему однажды удастся оплодотворить самку.

http://www.sciteclibrary.ru

Ещё в детстве мне моя бабушка, Анастасия Дмитриевна Власенкова(Гришина), рассказывала разные истории из своей жизни. Однажды она поведала про то, как её отец ходил за грибами в осеннюю пору и было это на православный праздник, который в народе называют - сдвиженье, а по-православному - это праздник Воздвижения Креста Господня и отмечают его 27 сентября. И этой истории уже больше ста лет...

Отца моей бабушки звали Дмитрий Тарасович. Человеком он был смелым и потому меньше всего верил разным приметам и байкам и всегда по-доброму подшучивал над суеверными людьми. Накануне 27 сентября, когда семья села ужинать, он объявил о своём желании и решении идти утром в лес с кем-либо из старших детей. Двое из шестерых детей были уже подросткового возраста. Мать моего прадеда и его жена всполошились.

Считалось, что в этот день нельзя ходить в лес. В этот день змеи собираются все в одно место. И встречаться с ними крайне опасно для жизни... И стали уговаривать его отказаться от задуманной затеи. Но всё было напрасно.

Прадед мой был человеком упрямым. Тогда они сказали, что пусть он идёт один, а ребят не берёт с собой. И настроены женщины были более чем решительно. В конце концов так и порешили.

И вот утром, едва солнце выглянуло из-за горизонта, он наскоро перекусив, чем Бог послал, обувшись в сапоги, взял корзину и отправился в лес. Поначалу всё было хорошо. Грибы ему попадались и корзина уже была наполовину с грибами, но ему попадались ещё и... змеи, которые все ползли куда-то в одном направлении.

Моему прадеду стало интересно и отправился следом за ними. Вскоре он
понял, что змеи направляются к большому оврагу. Их число становилось всё больше и больше. Это его не остановило, а только распалило интерес.

Вскоре он подошёл к тому самому оврагу, к которому ползло змей уже видимо -невидимо. Откуда столько их взялось? Со всех сторон слышался уже не только шорох от движения этих ползучих гадов, но и их шипение, словно бы они разговаривали между собой.

И тут моему прадеду стало по-настоящему страшно, потому как ступить уже было некуда. Везде были змеи... Он воскликнул:"Господи, спаси и сохрани меня!" - и бросился опрометью назад, где-то наступая на ползущих змей, которые, как ни странно, в эти минуты не обращали на него никакого внимания.

Говорят, что этот день считается днём змеиных свадеб*. Происходит спаривание змей, а потом они расползались по своим норам и впадали в спячку до весны, когда травка зазеленеет и солнце станет прогревать землю. Потому они и спешили на зов своей змеиной природы.

Домой прадед прибежал, не помня самого себя, бледный и дрожащий. Потом, когда он успокоился, то сказал, что больше никогда не пойдёт в лес в этот день и всем своим родным и близким закажет также не ходить. Ещё он сказал, что глянул он в этот овраг, а там змеи то сплетались в клубки, то расплетались, и шум от их шипения был таким, что ничего не было слышно...

Через два дня он пошёл опять в лес, где и нашёл свою корзину с грибами неподалёку от большого оврага. Всё было как обычно. Щебетали птицы, осенний ветерок поигрывал кронами деревьев... И вокруг ничего не напоминало о тех жутких минутах, которые пережил мой прадед 27 сентября 1906 года.

* Самец, который обычно значительно крупнее самки, агрессивно преследует ее, пытаясь схватить зубами за спину или шею. Когда ему это удается, он обвивается вокруг ее тела и спаривается. В течение месяца спаривания повторяются неоднократно. К концу этого срока все тело самки бывает покрыто многочисленными укусами и ссадинами. Кроме того, у самцов змей есть два половых органа, причем довольно внушительных размеров. У королевских змей, длина которых около полуметра, половой член может достигать 7-10 см! При спаривании змеи постоянно пользуются одним органом, правым или левым. Второй - запасной. Органы расположены в хвостовой части и вылезают в отверстие - клоаку
И ещё одна заметка с форума в интернете: У них процесс спаривания происходит так: самка (как правило, сначала одна, потом подтягиваются ещё штук 10-20) раскрывает своё "хозяйство" нараспашку и выделяет призывный секрет: "Налетай! ". Я ранее отмечал - у змей суперобоняние: на запах секрета слетаются все самцы Ужа, которые есть поблизости. И начинается самый настоящий группен-секс. Самцы выделяют свою бесценную жидкость и начинают втирать её в самок. Трутся часами друг об друга. Таким образом, втиранием, и происходит оплодотворение.
Люди часто, без труда обнаруживают по характерным звукам эти змеиные свинг-вечеринки - отсюда и идут поверия, что змеи "в клубках" собираются. При приближении человека эти греховодные змеи разбегаются в панике - тикают веером во все стороны, в том числе и в направлении потревожившего их гражданина. Из-за этого говорят: при клублении змеи бросаются, атакуют человека - караул!! !
Обычно в одном таком "агрессивном" кублЕ от 40 до 150 змей. Это, надо признать, производит впечатление: всё в клубке движется, мокрое, липкое, шипящее - фу-у-у, жуть. Тут стороннему наблюдателю не до точного определения, кто участвует в оргии: гадюки или Ужи. Вот и приписывают эту сомнительную славу гадюкам (так выглядит более устрашающе и романтично, что ли) .

В первый день сентября на славянских землях принято было чествовать одно из воплощений бога Семаргла - земной, домашний огонь. Люди видели в нем силу сродни небесному огню, которая могла как прогнать нечисть, одарить пищей, так и наказать провинившихся пожарами. Славяне представляли огненного бога в виде крылатого волка или пса и верили, что в свой праздник он спускается на землю принять от людей поклонение и жертвы.

Земной огонь выполнял множество функций в хозяйстве наших предков. Он трудился в кузнице, обеспечивая мирных крестьян разнообразным инструментом, а воинов - оружием. Он очищал все старые вещи от скопившейся негативной энергии. Прыгнувшие через костер люди и проведенные рядом с ним домашние животные избавлялись с его помощью от порчи, сглаза или обычных болезней. Огонь погребального костра с дымом переносил души усопших в Ирий, а пламя на жертвенниках отправляло богам на небеса людские приношения и просьбы о помощи.

В день праздника волхвы разжигали новый земной огонь от искры небесного, который, по преданию, приносил на землю на своих крыльях Семаргл. Чтобы задобрить пламя, его полагалось «накормить» и «напоить» жертвенными подношениями. После проведения обряда на лугу возле деревни накрывался общий стол, на который каждая семья приносила разные кушанья. После трапезы женщины и дети уносили частичку нового огня по домам, а мужчины традиционно оставались на совет, где решались насущные проблемы общины. В домах между тем продолжалась обрядовая часть торжества. Хозяйки метлой из веток полыни выгоняли на улицу надоевших за лето насекомых, приговаривая: «Кыш, мухи, к Селухе, а блохи к Явдохе». Метлу затем выставляли за порог, чтобы мухи и блохи не могли вернуться назад.

Со дня Семаргла, по приметам, начиналось полное вымирание разнообразной мошкары и очищение от нее дома. От принесенного с капища огонька зажигали свечи, которые должны были защитить хозяйство от несчастья, и пламя в очаге, которое следовало разводить, не отводя глаз, чтобы не упустить удачу. Огонь в очаге считался одним из семейных богов, которые исправно охраняли счастье и покой дома и его обитателей, дарили им благополучие и помогали в трудные времена.

Праздник Рожаницы - начало бабьего лета

8 сентября к славянам приходил праздник рожаниц, а вместе с ним начало бабьего лета - теплые солнечные дни, напоминающие об ушедшем лете и посвященные женской силе. Считалось, что богини рожаницы не только основали род небесный, но и от них же пошел род земных праматерей. В патриархальном обществе славянским женщинам отводилось свое, почетное место: нашим предкам не приходило в голову утверждать, что они - существа второго сорта. Мужчина был главным в решении проблем общины и на войне, его мать или жена - в семье и домашнем хозяйстве. Даже ритуальные и магические практики часто имели «мужскую» или «женскую» направленность, и каждая была по-своему незаменима.

На рассвете в день рожаниц все женщины общины отправлялись на капище, к идолам богинь, которых изображали матерью и дочерью либо лосихами. Интересно, что в зависимости от возраста славянки выбирали разные праздничные наряды. Девушкам полагались белые платья, они распускали косы и украшали волосы венками. Женщины в детородном возрасте одевались ярко, дополняли головные уборы и одежду украшениями - бусами, подвесками, вышитыми поясками. А пожилые, чтобы подчеркнуть свою близость к переходу в потусторонний мир, надевали одежду темных тонов, без вышивки и украшений. И дары, приносимые богиням, были разными: девушки несли венки и букеты полевых цветов, замужние славянки - напитки, фрукты и овощи, а старухи разнообразную выпечку - хлебы и пироги.

Разжигать в этот день жертвенный огонь доверяли не жрецу, а старшей в селе женщине - большухе. Одновременно полагалось петь обрядовые песни, посвященные рожаницам и славянским праматерям. В пламя разожженного огня отправлялся один специально выпеченный жертвенный каравай, а другой такой же большуха делила на ломти и раздавала всем участницам ритуала. Особая роль в празднике отводилась беременным: считалось, что в этот день и дальше, весь период бабьего лета, они могут исцелять женские болезни и бесплодие, творить маленькие бытовые чудеса и предсказывать будущее.

После обрядов на капище женщины общины приступали к забавному обряду, говорящему о том, насколько все прошедшее лето им досаждала разнообразная мошкара, - «похоронам мухи». Пойманное насекомое с песнями укладывали в «гроб» из морковки, длинной процессией относили за околицу и торжественно погребали в могилу. А покуда их родственницы исполняли все необходимые ритуалы, мужчины занимались домашними делами. Они брали все хозяйство в свои руки, чтобы оказать уважение женским божествам и матерям, женам и сестрам.

Праздник Сдвижение - от лета к зиме

14 сентября природа оборачивалась к зиме, и славяне праздновали Сдвижение - день, когда земля «сдвигалась» от жаркой летней поры к холодам. В это время птицы улетали в теплые края, а наши предки верили, что некоторые из них летят прямо в Ирий и могут передать весточку предкам. Первой улетала кукушка, поскольку, согласно поверью, именно она хранила ключи от небесных врат. В день праздника принято было обращаться к предкам, поминать их, спрашивать у них совета. Матери, рано потерявшие своих деток, верили, что птицы отнесут ушедшим привет и материнскую любовь. А кто хотел продолжить род, просили аистов, чтобы те по весне принесли им на крыльях детскую душу, которая воплотится в новорожденном младенце.

Начиная со Сдвижения все змеи ползли в леса и укладывались там в глубокие норы в спячку. Потому на это время запрещались любые походы в лес, чтобы не повстречаться с гадами, а хозяйки накрепко запирали двери всех домашних построек, дабы змея не заползла в дом или овин и не устроилась там спать до весны. Одновременно со змеями разбредались по берлогам и медведи, а они грозили забредшему в лес грибнику куда большей бедой, чем змеи. Кроме того, в этот же день устраивал досмотр своему хозяйству леший, и мешать ему считалось непозволительным.

На Сдвижение, согласно поверьям, нельзя было начинать никакие новые дела - их ожидала неудача. Можно было лишь продолжать или завершать начатое раньше. Ко дню торжества в каждой семье заканчивали заготовки из яблок и орехов, и все заготовленное припрятывали в погреба на зиму. Погода становилась все холоднее, недаром до наших дней сохранилась пословица: «Свиту на Сдвиженье снимай, а тулуп надевай».

Световид и Овсень - рождество осеннего солнца

В конце месяца, 25 сентября , славяне чествовали сразу двух божеств. Одним из них было осеннее воплощение солнца - Световид. Его изображали в виде четырехликого мужчины, разные лики которого смотрели в прошлое и будущее, на небеса и землю. Этот суровый бог следил, чтобы во всех мирах соблюдались законы Прави и не нарушался порядок всеобщего бытия. Если же где-то нарушалась гармония мира, он приходил на помощь обиженным и сурово карал ослушников воли небес.

Световид считался одним из покровителей воинов, причем он помогал им не только в бою, но и в мирное время. По легенде, он приезжал на землю на белом коне вместе с рассветом и без устали бился с врагами дня. Поэтому в капище возле идола Световида постоянно держали лучшего белого скакуна, а рядом с ним - седло и упряжь. Только волхвы имели право ухаживать за конем, кормить его и выводить на прогулку, чтобы не застаивался и всегда был готов послужить своему небесному всаднику. Птицей, посвященной Световиду, считался петух, и в день праздника на капище его приносили в жертву богу осеннего солнца.

Другим божеством, которому отдавали почести в этот день, был Овсень - распределитель материальных благ и устроитель единства славянских родов. Овсеня почитали как своеобразный мост из лета в лето, его чествование связывали с окончанием сельскохозяйственных работ, началом общинных праздников и сезона свадеб. Изображали бога в виде богато одетого всадника, в правой руке несущего богатые плоды урожая, а в левой - сухую траву и ветки.

Трудолюбивых и честных Овсень щедро одаривал богатством, а нечистых на руку и ленивцев наказывал бедностью и неприятностями. На Овсеня непременно устраивалось богатое застолье, главным украшением которого был огромный, специально выпеченный калач. Он символизировал богатство славянской общины и одновременно - несущее людям урожай сильное и мудрое осеннее солнце. Согласно приметам, после Овсеня ясных дней становилось все меньше, начинались затяжные дожди, и осень окончательно вступала в свои права.

Народный календарь и Месяцеслов на 2015 год. Именины, праздники сегодня. Обычно змеи выбирают такие места, в которых не может промерзнуть грунт и которым не страшны вешние воды. На зимовки гадюки прячутся и по одной, и целыми группами.

Как известно, после смерти Спасителя, распятого на Голгофе, иудеи зарыли на месте казни не только крест, с которого был снят Иисус Христос, но и кресты, на которых были распяты разбойники. В 614 г. Иерусалимом овладел персидский царь Хосров, и Крест Господень вместе с другими христианскими святынями был низвергнут и похищен.

Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье- хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась». Крепко мое слово, как железо!» Между прочим, число семь - величина не простая - магическая. А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести.

27 сентября - Воздвиженье

Храм был освящен 26 (13) сентября 335 года, а на следующий день установлено было празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста. На Руси верили, что в этот день, как и на Пасху, солнце, радуясь знаменательному событию, «здвигается», т.е. играет, переливается всеми цветами радуги.

воздвиженье — Самое интересное в блогах

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии.

В лесах средней полосы довольно часто можно встретить небольшую пестро окрашенную змею — гадюку обыкновенную. А вообще поведение змей при встрече с человеком зависит во многом от степени разогрева. В прохладную, пасмурную или дождливую погоду, когда гадюки охлаждены, движения их вялые, медленные, неуверенные. Другое дело в сухую и жаркую погоду. Однако даже активная змея, заметив человека, обычно старается уползти в ближайшее убежище.

Быстро сжимаясь в комок и тут же расправляясь во всю длину, словно подскакивая над землей, она старается приблизиться к человеку. Кроме того, змея эта является естественным регулятором численности грызунов: лесных и полевых мышей — переносчиков и хранителей опасной болезни — туляремии.

Но если все-таки змея укусит, необходимо уметь оказать первую помощь пострадавшему. Здесь в первую очередь советуем не спешить накладывать жгут на место укуса. Это может привести к омертвлению ткани, а распространение яда не задержит.

Если есть сыворотка против яда змеи гюрзы, необходимо немедленно ввести ее пострадавшему, руководствуясь инструкцией, приложенной к сыворотке. И еще один совет. При укусе гадюки не следует паниковать. Во второй декаде у змей начинается пора спаривания.

Знак зодиака, праздники, народные приметы, традиции, события, православный календарь, именинники, родились и умерли в этот день

Прогреваться змеи выходят рано утром до высыхания росы и вечером перед заходом солнца. В пасмурные дни и перед дождем гадюки долго нежатся на открытых местах. ИЮЛЬ. Змеи по-прежнему на местах летнего обитания. На лугах во время сенокоса они часто используют в качестве временных укрытий валки и копны сена, поэтому если вы решите отдохнуть в таких местах, будьте осторожны.

АВГУСТ. По мере поспевания малины, черники и гонобобеля часть змей перемещается в ягодники. С наступлением морозов змеи на поверхности земли не появляются. Праздники бывают непереходящие (в один календарный день каждый год) и переходящие празднества (в разные дни по годам) подробнее… Название сухы(и)й – мало осадков, сухо в лесу. Высыхает заготовленная заранее древесина.

В марте день с ночью равняется. В марте начинается сокодвижение в берёзах и клёнах. В Древней Руси март считался первым месяцем года и сопровождался разными обрядами и играми. В марте отмечалось окончание зимы и сжигалось соломенное чучело. Весну встречали, звали дважды в год: в день Евдокеи-весновки (14 марта) и на Сороки, в дни весеннего равноденствия, припевая: «Весна-красна!

В нашей стране принят закон, запрещающий бесцельное истребление ядовитых змей, в том числе и гадюки обыкновенной. Такая окраска позволяет змее сливаться с рисунком солнечных бликов и теней. Ни человек, ни животное не замечают гадюку, лежащую неподвижно, и приближаются к ней на слишком близкое расстояние.

Давно слышал поверье, будто на Воздвиженье (Третья встреча осени - 27 сентября) змеи свиваются в клубки и выбирают своего короля. Чтобы не мешать этому процессу, с давних времен в этот день люди не ходили в лес - можно не только провалиться в змеиные норы, но и ослепнуть, если увидишь превращение змей в неких мифических царственных особ, на голове у которых появляется корона.

Аккурат в минувший вторник собрался и направился в те места, где летом часто видел извивающиеся в траве змеиные тела. Что мной двигало: неверие в легенды или желание проверить их самым доступным и верным способом - испытав на себе? Скорее, и то и другое. И хотя большинство легенд проверить просто нереально, есть в них нечто, что вызывает сомнение - в силу опыта прожитых лет, развития прогресса и полученных знаний.

В лес проник беспрепятственно, не провалившись в змеиные норы, и уже этим опроверг часть легенды. Но клубок змей увидел, что подтвердило поверье.

Почему только в этот день змеи сбиваются в клубки - объяснения нет. Но сколько бываю в лесах, никогда, кроме как на Воздвиженье, змеиных клубков не встречал. С давних времен считалось, что в этот день змеи собираются к своей матери, чтобы попрощаться с ней до весны, а затем расползтись по своим убежищам. Бытовали и другие версии: с наступлением холодов змеи уползали в неведомую страну под старославянским названием Вырий, а с первым громом возвращались. В белорусском языке существует слово «вырай» - теплые края, куда осенью отправляются перелетные птицы.

Если попытаться сопоставить, то получается такая картина. В народных представлениях Воздвиженье связано с созвучным ему словом «движение», и от этого возникло много пословиц и примет: «На Воздвиженье последняя копна сена с луга движется, последний воз на гумно торопится»; «Воздвиженье - хлеб с полей двинулся», «Воздвиженье лето замыкает, птица его с собой за море уносит»; «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает».

В природе замирание жизни тоже не осталось без внимания: «На Воздвиженье птица в отлет двинулась, медведь в берлогу залегает»; «На Воздвиженье гады в Вырий уползают». Потому–то их во время прощальных свиваний в клубки и не советовали беспокоить. Более того - крестьяне закрывали ворота и двери, чтобы змеи не заползли под кучу навоза или копну соломы. Считалось, что в этот день змеи не кусаются - якобы земля не примет нарушившую этот канон змею, и она будет ползать по ней до морозов, а потом погибнет. Видимо, и сами змеи знают об этом - ни один гад на меня не обращал ни малейшего внимания, хотя я долго стоял возле шевелящегося клубка и пытался разглядеть на чьей–нибудь голове корону.

Я не ослеп, не провалился в подземные змеиные вертепы. И это значит, что многое из пришедших из глубины веков поверий не работает. Но то, что змеи свиваются в клубки, непреложный факт. И фото тому подтверждение.

«Вести Сегодня» № 149.

Читайте также:

Всего 2% жителей Латвии не едят блины. Почти половина опрошенных, или 43%, блины едят один–два раза в месяц.

Сегодня на Кипсале стартует крупнейший в Прибалтийском регионе двухдневный фестиваль эротики Erots 2014 с грифом "от 18 и старше".