Решение суда о статусе одиноко проживающего пенсионера. Определение понятия одиноко проживающий гражданин. К лицам, имеющим пенсионное удостоверение, относятся

06.02.2019

Инфинитив в переводе с латинского языка обозначает «неопределенный». Привычнее слышать и пользоваться термином неопределенная форма глагола. Инфинитив глагола в русском языке - явление интересное и сложное.

Лингвистика об инфинитиве

Инфинитив обозначает действие глагола, всегда отвечает на вопросы что делать? (несов. в.) или что сделать? (сов. в.).

У ученых-языковедов разные мнения о функциях и употреблении инфинитива. Конечные - ть, - ти вызывают дискуссии. Одни утверждают, что это суффикс, а оппоненты называют окончанием.

Слово в этой форме обозначает тоже действие, но без отношения к лицу, числу, грамматическому времени и наклонению. У инфинитива нельзя определить эти непостоянные признаки. Но есть постоянные грамматические признаки, они определяются. Это вид, переходность, спряжение.

Любой глагол в словаре представлен формой инфинитива. Как у имени существительного исходной формой выступает именительный падеж, так у глагола - инфинитив.

В лингвистическом словаре можно узнать, что исторически это не глагольная форма, а форма имени существительного 3 склонения в косвенном падеже (знать - знати, стать - стати, печь - печи). В этом ученые-лингвисты почти едины.

В синтаксисе инфинитив также проявляет самобытность. Именное происхождение позволяет в предложении выступать разными членами предложения.

Инфинитив - подлежащее и сказуемое

Инфинитивное подлежащее в двусоставном предложении обычно занимает позицию перед сказуемым. Его легко можно заменить отглагольным существительным.

Пример .

Здесь курить запрещено. (Ср. Здесь курение запрещено.)

Курить - здоровью вредить. (Курение вредно для здоровья.)

Инфинитив может быть частью простого глагольного сказуемого (будущее сложное вр., изъяв. накл.). Лексическое значение выражает глагол несовершенного вида в неопределенной форме, а грамматическое значение - спрягаемый глагол быть.

Пример .

Я буду говорить со всем миром.

Дым будет виться у реки.

В составном глагольном сказуемом инфинитив является непременным компонентом, в котором заключается лексическое значение.

Пример .

Я долго не мог осмотреться.

Я был готов любить весь мир.

Инфинитив в роли дополнения

Данная словоформа может обозначать действие как объект деятельности кого-либо.

Пример .

Начавшийся дождь заставил вернуться в палатку.

Отец попросил меня (о чем?) поставить чайник.

Не следует дополнение путать со сказуемым. Действия выполняют разные объекты. (Отец просит, а чайник буду ставить я).

Инфинитив в роли определения

Часто глагол в неопределенной форме относится к имени существительному и является несогласованным определением.

Пример .

Полк получил приказ (какой?) переправиться через реку.

Инфинитив в роли обстоятельства

Неопределенная форма выступает в предложении в роли обстоятельства цели. Она поясняет сказуемое со значением движения, отвечает на вопросы обстоятельства цели. Обстоятельство можно легко преобразовать в придаточное предложение.

Пример .

Я вышел на воздух (зачем?) освежиться. (Я вышел на воздух, чтобы освежиться).

Доктор зашел договориться насчет отпуска. (Доктор зашел, чтобы договориться об отпуске.)

Инфинитив - главный член односоставного предложения.

Люблю сладко спать, да стыжусь поздно вставать. (Определенно-личное).

Послушай, надо и честь знать. (Безличное).

Много тайн хранит наш язык, инфинитив глагола в русском языке - не последняя загадка.

Дети впервые сталкиваются в начальной школе, более подробное изучение начинается в пятом классе. Обычно освоение материала по этой теме дается легко, однако некоторые аспекты могут оказаться трудными даже для взрослого. Какие? Рассмотрим в этой статье.

Инфинитив — это неопределенная или, как ее по-другому называют, Он имеет значение действия, но при этом не конкретизирует его, то есть не обладает признаками лица, времени, числа и наклонения.

Вопрос о неопределенной форме глагола в современном русском языке долгое время оставался спорным в кругах отечественных лингвистов. Классической точке зрения противопоставлено мнение, согласно которому инфинитив — особая часть речи. Однако подавляющее большинство ученых склоняется к тому, что это базовая форма глагола.

В роли формального показателя инфинитива выступают формообразующие суффиксы «ть» и «ти». Некоторые учебные пособия рассматривают их как флексии. Суффикс «ть» является продуктивным, с его помощью образуются все новые глаголы в русском языке.

В небольшой группе слов показателем инфинитива считается «чь» (лечь, помочь, стеречь, стричь), который входит в состав корня и сохраняется в производных формах.

Морфологические признаки

Понять, что такое инфинитив в русском языке, несложно. Гораздо больше трудностей возникает при определении частеречных признаков начальной формы глагола.

Чтобы правильно выполнить морфологический разбор инфинитива, необходимо помнить, что это неизменяемое слово. А значит, оно не имеет непостоянных признаков, которые характерны для глагольных форм: числа, рода, лица, времени, наклонения.

Из постоянных признаков у инфинитива можно выявить следующие категории: вид, спряжение, возвратность и переходность.

Как определить вид и возвратность?

Вид глагола в неопределенной форме может быть совершенным или несовершенным. В первом случае инфинитив дает ответ на вопрос: «Что делать?» (петь, танцевать, читать, копать, вешать), во втором — «Что сделать?» (поехать, нарисовать, рассмотреть, спеть, вымыть).

Возвратность — постоянный признак, который говорит о том, что действие направлено на его исполнителя. Формальным показателем является постфикс «ся». Если он присутствует в составе слова — инфинитив возвратный (купаться, волноваться, смеяться), если нет — невозвратный (молоть, верить, делать).

Определяем спряжение

Инфинитив может относиться к I или II спряжению, быть разноспрягаемым или входить в состав исключений.

Глаголы I спряжения в начальной форме могут оканчиваться на «ять», «еть», «уть», «ать», «оть», «ыть». II спряжения — только на «ить». При изменении инфинитива по лицам и числам слова первого типа имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Второго типа: -у (-ю), -ишь, -ите, -им, -ит, -ат (-ят).

Спряжение инфинитива глагола в русском языке определяется по стандартному плану, соблюдение которого позволит избежать ошибок:

  1. Сначала надо поставить ударение в слове.
  2. Если гласная, находящаяся перед формальным показателем инфинитива, в сильной позиции, спряжение устанавливают по ней.
  3. Когда она в безударном положении, слово изменяют по лицам и числам и смотрят, какая буква находится в окончании.

К неопределенной форме разноспрягаемого типа относят такие слова, как «хотеть» и «бежать». При изменении по лицам и числам у них можно наблюдать окончания обоих видов.

Особым образом спрягаются глаголы «дать» и «есть». Их называют изолированными потому, что в первом лице единственного числа появляются окончания, которые не характерны для других слов.

Переходность

Переходность инфинитива определяется по способности слова сочетаться с прямым дополнением, которое может быть представлено существительным или местоимением:

  1. В винительном падеже без предлога.
  2. В родительном падеже, если есть указание на часть целого или употребляется вместе с отрицательной частицей «не».

Основа инфинитива выступает в качестве базы для образования новых слов: глаголов и причастия прошедшего времени, Но это не единственная функция.

В русском языке в предложении инфинитив может являться любым членом:

  1. Сказуемым («Лучше всего сказать об этом сразу»).
  2. Подлежащим («Узнать, в чем заключается смысл жизни, — главная цель для многих философов»).
  3. Дополнением («Царь велел подвести к себе гостя»).
  4. Обстоятельством («Сюда приезжают искать лучшей жизни из разных городов»).
  5. Несогласованным определением («Его часто посещала одна и та же мысль - бросить надоевшую работу»).

Мы ответили на вопрос: «Что такое инфинитив в русском языке?». А также рассмотрели трудности, которые могут возникнуть при изучении этой темы. Теперь вы легко сможете найти неопределенную форму глагола в предложении, а затем установить, какими морфологическими признаками она обладает. Эти знания помогут не только правильно употребить инфинитив, но и не допустить ошибок при последующем словообразовании.

Одинокие пожилые люди, согласно практике социальной работы, это лица пенсионного возраста, не имеющие детей или близких родственников в районе проживания. Одиноко живущие пожилые люди представляют собой особую «группу риска». В случае ухудшения состояния здоровья и ограничения способности к самообслуживанию они не могут рассчитывать на помощь близких и нуждаются в поддержке со стороны (покупка продуктов и необходимых товаров, помощь в работе по дому и уход за собой). В связи с этим одинокие пожилые люди в первую очередь являются клиентами надомного обслуживания. Данная категория граждан имеет право на бесплатное социальное обслуживание, если размер их пенсии не превышает определенной величины, согласно Федеральному закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17.05.1995 г. № 122-ФЗ .

В XX веке проблема одиночества получила небывалый по значению философско-этический статус: в ней увидели один из вечных роковых источников не только трагической безнадежности существования человека, но и хода всей истории. От одиночества могут страдать люди разных возрастов, социального статуса, разных стран. Специфика российского одиночества определяется, в первую очередь, высоким уровнем смертности мужского населения и смертности от неестественных причин (подсчитано, что каждая третья мать имеет возможность пережить своих детей). Кроме того, общая социальная и семейная дезорганизация, отсутствие разработанных технологий помощи одиноким или рискующим остаться одинокими людям превращает одиночество в его российском варианте в злокачественную социальную болезнь. Особенно большой проблемой становится одиночество для пожилых людей - людей пенсионного возраста.

В 1962 г. симпозиум геронтологов (ВОЗ) утвердил возрастные градации: 40-60 - средний возраст; 60-75 - пожилой; 75-90 - старческий; свыше 90 - долгожители. Учитывая эти рамки, следует заметить, что в данной работе речь идет о трех последних возрастных категориях. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из-за эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти. В целях наилучшего приспособления к среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.

Большинство исследователей сходятся в том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что все пожилые люди, живущие в одиночку, испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе, и в кругу семьи, хотя одиночество среди старых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми. Контакт с друзьями и соседями снижали их чувство одиночества и повышали чувство собственной пригодности и ощущение, что тебя уважают другие.

Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не отсутствием социальных контактов.

Старость в реальной жизни - это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, мешающая осуществлению этих чувств, приводят к трагическому противоречию. Возможно, в конце концов, придется отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь продление жизни - достаточная награда за такой отказ.

Есть еще один аспект одиночества, жертвой которого становятся чаще мужчины, чем женщины. Это одиночество, наступающее в результате склада интеллектуальной активности наряду со снижением физической. Женщины не только живут больше, чем мужчины, но и в целом меньше поддаются воздействию старения. Пожилым женщинам, как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство, чем мужчинам.

Большинство пожилых женщин способны окунуться в мелочи домашнего хозяйства чаще, чем большинство пожилых мужчин. С уходом на пенсию количество дел у мужчин уменьшается, зато количество дел у их жен заметно увеличивается. В то время как мужчина-пенсионер теряет свою роль «добытчика» средств существования, женщина никогда не расстается с ролью домашней хозяйки. С уходом на пенсию мужа женщина сокращает денежные расходы на ведение домашнего хозяйства, ее здоровье ухудшается и снижается жизненная энергия.

Бремя забот, ложащееся на плечи пожилых женщин, усиливается по мере традиционной возрастной дифференциации между супругами. Кроме забот о своем здоровье, многие пожилые женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Женщина возвращается «назад к роли матери», теперь уже по отношению к мужу. Теперь в ее обязанности входит следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача, следить за его диетой, лечением и корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин. Итак, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин.

По проведенным исследованиям овдовевшие мужчины более одинокие, чем мужчины, состоящие в браке, а среди женщин, состоящих в браке, и овдовевших женщин не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества. Две трети одиноких мужчин занимаются делами, связанными с уединением, тогда как свыше двух третей одиноких женщин посвящают свободное время различного рода социальной деятельности.

Исследования социологов показали, что большинство пожилых людей (56 %) проживают вместе с детьми, причем в 45 % таких семей есть внуки, 59 % пенсионеров имеют супруга. Одинокие составляют 13%. Если среди опрошенных пенсионеров чувство одиночества как реальный факт отмечают 23 %, то для одиноких этот показатель - 38 %.

Существуют различные типы и степени одиночества. Некоторые формы могут стимулировать развитие одиночества и углубление его; в других же формах прежде всего ярко выражен разрушительный и истощающий эффект этого явления. Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций, таких как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций, таких как страх и неуверенность. У человека может возникнуть чувство ущербности, вызванное отсутствием интимной привязанности, чувство опустошенности и чувство покинутости. Одиночество может переживаться человеком как неизменное, как временное. Иной раз индивид примиряется с одиночеством, усматривая причину одиночества в других (своем окружении).

Социологи Дж. Янг и Бек (1978г.) различали три типа одиночества. Хроническое одиночество - развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи. Хроническое одиночество испытывают люди, которые не были удовлетворены своими отношениями в течение двух и более лет подряд.

Ситуативное одиночество - зачастую наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть супруга или разрыв брачных отношений. Ситуативно-одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество.

Преходящее одиночество - наиболее распространенная форма этого состояния, относящаяся к кратковременным и случайным приступам чувства одиночества.

Роберт С. Вейс полагал, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как одиночество. Он назвал эти состояния соответственно эмоциональной и социальной изоляцией. Первое, по его мнению, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе - отсутствием доступного круга социального общения.

Вейс считал, что особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изоляцией, бывает тревожное беспокойство, а особым признаком одиночества, порожденного социальной изоляцией, - ощущение намеренного отторжения. С возрастом личностные черты, которые провоцируют одиночество, углубляются и придают отрицательную направленность переживаниям межличностных контактов.

Существует и другая типология одиночества. Три типа одиночества выделяет автор В.В. Колков. Первый тип одиноких людей составляют «безнадежно одинокие», полностью неудовлетворенные своими отношениями (14 % выборки). Эти люди не имели партнера по интимным связям или супруга. Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других групп одиноких они склоны были обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство разведенных и женщин.

Второй тип - «периодически и временно одинокие» (15 % выборки). Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке.

Они считают свое одиночество преходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.

Третий тип - «пассивно и устойчиво одинокие» (12 % выборки). Несмотря на то, что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это смирившиеся со своим положением, принимающие свои лишения как неизбежность. Большинство среди них - овдовевшие люди [Приложение А].

Опыт одиночества неодинаков у представителей различных социальных групп. Согласно С.И. Джонсону, одиночество - это форма самосознания, которая говорит о разрыве основной сети отношений и связей, составляющих жизненный мир личности. По этому основанию выделяются такие типы одиночества: космическое, связанное с ощущением уникальности своей судьбы - наиболее сложное переживание; кулуарное, связанное с традициями, культурой, например, переживания эмигрантов; социальное, связанное с окружением, проявляющиеся в изоляции, изгнании, межличностное - наиболее проявляемое, связанное с воспитанием человеком другого человека, с которым он устанавливает отношения «я - ты» и которые могут перерасти в «мы» (например, бывший осужденный).

Социологические опросы, проведенные в России в последние годы, показали, что жалобы на одиночество у старых людей занимают первое место. У лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100 %, в то время как в общей численности старых людей доля одиноких невелика - 6,2 %. Специфика феномена одиночества в пожилом возрасте заключается также и в том, что довольно часто одиночество приводит к суицидным поступкам. В возрасте 55-65 лет часто наблюдается так называемая реакция демобилизации, возникающая как результат психологического кризиса позднего возраста. Будущее рисуется в мрачном свете, планов и намерений нет, а прошлое, наоборот, идеализируется, окрашивается в исключительно розовый цвет. Поэтому у человека появляются пассивные суицидные высказывания типа «жить не стоит», «все в прошлом», «никогда не вернуть того, что было».

В возрасте от 65 до 75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных депрессий, а пожилых старше 75 лет постоянно преследует мысль - уйти из жизни самому.

Вместе с тем автор И.Г. Малкина-Пых убеждена, что одиночество - это не однозначное понятие для поздней взрослости. Оно не связано с жизнью в затворничестве. Автор ссылается на американских исследователей, которые выяснили, что пожилые люди, способные обходится без посторонней помощи в обиходе, лучше, чем молодые, приспособлены к жизни в одиночестве. Переживание одиночества связано с когнитивной оценкой качества и удовлетворенностью людьми, своими социальными связями.

Одиночество - это социально-психологическое состояние, характеризующееся сужением или отсутствием социальных, профессиональных, эмоциональных и других контактов. Одиночество возможно в результате частичной (одиночество вдвоем) или полной изоляции от окружающих. В некоторых случаях личность добровольно избирает одиночество в силу объективных и субъективных причин. Одиночество может быть и вынужденной формой жизни, в случаях, когда у человека отсутствуют близкие, имеются физические недостатка, инвалидность, а также по причине удаленности места проживания. Более остро переживается приобретенное, временное одиночество, которое наступает в результате потери близких, родных, друзей в связи с их уходом из жизни, переменой места жительства или острой конфликтной ситуации.

Одиночество как психологическое понятие и даже философско-этическое отражают нашу действительность и реалии социальной работы, ведь пожилые люди, в особенности одинокие, испытывают многочисленные трудности и проблемы.

Одиноко проживающие пенсионеры более остро нуждаются в поддержке государства, в с связи с этим наш эксперт Иван Лукин глубоко разобрался в проблеме, результаты читайте ниже. Итак на какие меры поддержки могут рассчитывать одинокие люди-пенсионеры.

Одинокий пенсионер: это кто?

Для того, чтобы определенная категория граждан смогла относить себя к некой категории незащищенных субъектов, она должна понимать: соответствует ли она установленным критериям или нет. Так и с одиноким пенсионером. Необходимо понимать, кто это.

Несмотря на то, что у каждого человека может быть свое видение одиночества, есть строго установленное определение одинокого пенсионера, с которым необходимо считаться.

Одинокий пенсионер – это гражданин, достигший пенсионного возраста и вышедший на пенсию на законных основаниях, который не имеет родственников, оказывающих ему материальную и физическую помощь.

Помимо этого, одиноким может быть признан и тот субъект, который имеет родственника, но он не является трудоспособным членом общества. Например, если у пенсионерки есть сын-инвалид, то она также может получить статус одинокой пенсионерки.

Другими словами: пенсионер должен вести свое домашнее хозяйство самостоятельно.

Справочная информация : одинокий пенсионер может получить такой статус только в том случае, если он не имеет никаких зарегистрированных брачных отношений с другим субъектом. И это, пожалуй, является одним из главных проблемных вопросов в этой отрасли. Не так редко возникают ситуации, когда люди фактически не проживают, а их брак зарегистрирован. Так вот, в таком случае, получить статус одинокого пенсионера не получиться.

Если человек соответствует такому определению, то действующее законодательство предоставляет ему возможность воспользоваться рядом привилегий.

На что может рассчитывать одинокий пенсионер, не имеющий близких родственников:

  • На материальную поддержку, которая будет реализована за счет предоставления денежных выплат;
  • Льготы, которые могут выражаться и в предоставлении бесплатного проезда, бесплатного оздоровления, скидки на оплату коммунальных услуг и т.д.;
  • Поддержку социальных служб.

При этом спектр предоставляемых льгот в каждом отдельном регионе может отличаться, поскольку субъекты РФ имеют возможность самостоятельно устанавливать такие меры поддержки и помощи. Кроме того, важную роль в установлении скидок и льгот имеет наличие званий, наград, достижений и т.д.

Поэтому, для того, чтобы точно определить, какие льготы положены одинокому человеку, лучше всего обратиться в службу социальной защиты своего населенного пункта.

На какие льготы могут рассчитывать одинокие пенсионеры

Опять-таки обращаем внимание, что представленный далее список льгот не является универсальным. Далее будет лишь раскрыт перечень возможных льгот, в рамках которых пенсионер может рассчитывать на помощь. Но каков размер льготы, необходимо уточнять.

Возможные льготы для одинокого пенсионера:

  1. Льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг. Здесь возможны варианты. Льгота может предоставляться в рамках оформленной субсидии на ЖКХ за счет маленького размера дохода, или в рамках тех привилегий, которыми обладает конкретный пенсионер. Например, почти во всех регионах РФ пенсионеры, достигшие возраста в 80 лет, могут получить скидку в размере 100%;
  2. Бесплатный проезд в городском транспорте. Это мера действует почти в каждом регионе. Может лишь отличаться перечень общественного транспорта, на который распространяется льгота. Например, не во всех городах пенсионеры могут бесплатно передвигаться в метро;
  3. Льготы на медицинское обслуживание. В сфере медицины одиноким пенсионерам могут также предоставляться некие привилегии в виде бесплатного провидения медицинских процедур;
  4. Получение адресной материальной помощи.

Это, пожалуй, наиболее востребованный список тех льгот, которыми могут пользоваться пенсионеры. Хотя помимо указанных мер государственной помощи, есть еще социальные меры поддержки таких людей. И далее поговорим именно о них.

Социальная поддержка для одиноких пенсионеров

Понятное дело, что главная проблема одиноких пенсионеров – это невозможность полноценно ухаживать за собой. И если в случае наличия родственников такую поддержку могут оказать родственники, то в данном варианте оказывать помощь некому.

Именно поэтому любой одинокий пенсионер имеет полное право обратиться в центр социальной защиты своего района и попросить помощи у социальных работников.

В 2019 году в перечень мер социальной поддержки одиноких пенсионеров входят следующие меры:

  1. Домашний уход за человеком, который потерял физическую возможность самостоятельно ухаживать за собой;
  2. Приготовление пищи социальным работником;
  3. Приобретение социальным работником всех необходимых товаров для нормального жизнеобеспечения;
  4. Сопровождение человека в организации, которые ему необходимо посетить в обязательном порядке. К таким организациям относят поликлиники, больницы, лаборатории, государственные учреждения и т.д.

Для того, чтобы все эти функции выполнялись, за пенсионером, не имеющим близких родственников, закрепляют специально обученного социального работника. Он и должен обязательно выполнять поставленные перед ним задачи. Посещение одиноких пенсионеров проводится не менее нескольких раз в неделю.

Другое дело, что заработная плата у таких работников не высокая, поэтому желающих устроиться на свободные вакансии не много. Из-за этого на одного социального работника приходится большое количество одиноких людей, несмотря на установленные нормы. Поэтому не каждый социальный работник имеет возможность уделить должное внимание нуждающимся людям.

Льготы для одиноких пенсионеров в Москве и области

Столица имеет наибольшее финансирование, в том числе и в социальной отрасли. Поэтому отрасль социальной защиты одиноких граждан должна быть в Москве одной из лучших. Хотя не факт. Большое количество одиноких людей, большое количество других высокооплачиваемых вакансий, приводит к тому, что получить надлежащую социальную помощь в разрезе ухода и поддержки не всегда возможно. Социальных работников не хватает. Хотя другие льготы отказываются в полном объеме.

На что может рассчитывать одинокий пенсионер в столице:

  • Скидка на приобретение медицинских препаратов;
  • Получение медицинской помощи в медицинских учреждениях вне очереди;
  • Бесплатный проезд;
  • Получение денежной компенсации за пользование услугами городской связи;
  • Протезирование на бесплатной основе.

Перечень, как видно, не большой. Но даже это сможет хоть как-то помочь одинокому человеку.

Налоговые льготы

Помимо того, что одинокий пенсионер может получить социальную поддержку от государства, он может также получить и некие льготы на уплату своих налоговых обязательств. При этом все предоставляющие скидки по налогам предоставляются не только одиноким гражданам, но также и всем пенсионерам.

От каких налогов освобождается одинокий пенсионер:

  1. От уплаты НДФЛ. Это касается исключительно пенсии, которая является единственным источником дохода;
  2. От уплаты имущественного налога. Все без исключения пенсионеры имеют возможность ежегодно не платить налог по одному из объектов недвижимости;
  3. Скидки на транспортный налог. Размер скидки в разных регионах разный.

Таким образом, нельзя однозначной сказать, что меры государственной поддержки для одиноких пенсионеров в 2019 году всесторонне защищают и помогают такой категории граждан. Но, несмотря на имеющиеся недочеты, главное, чтобы та помощь, которая прописана на бумаге, реализовывалась в действительности. В ином случае, одинокие пенсионеры остаются один на один со своей проблемой.

Обратиться к теме одиночества людей с ограниченными возможностями здоровья и кругу проблем, с которыми они сталкиваются во всех жизненных сферах, побудили обращения. Чтобы получить полную картину, изучались жилищные условия, уровень материального благополучия, обеспеченность необходимыми лекарствами, средствами технической реабилитации, путевками на санаторно-курортное лечение и другие социальные аспекты жизни одиноких и одиноко проживающих инвалидов. Были направлены запросы главам муниципальных районов и городских округов, министру социальной защиты населения области, общественным организациям инвалидов, ветеранов войны и труда. Проведен анализ обращений за последние три года.
Российское законодательство не дает легального разграничения понятий "одинокий" и "одиноко проживающий". Единственное нормативное определение содержит Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" . В числе категорий клиентов социальной службы назван одинокий гражданин - человек, не состоящий в браке, не имеющий родственников, обязанных по закону содержать его и оказывать ему необходимую помощь. Понятие "одиноко проживающий гражданин" подразумевает наличие родственников, но проживание отдельно от них.

Одинокие и одиноко проживающие инвалиды (далее - одинокие), прежде всего пожилые люди, составляют "группу риска", которая подчас оказывается изолированной от окружающего мира. Их социальная и психологическая незащищенность, уязвимость не позволяют самостоятельно решать возникающие у них проблемы.
Одинокие люди нередко становятся объектами повышенного интереса мошенников, которые путем обмана или подлога легко завладевают их имуществом, в том числе жильем. Наиболее острой проблемой инвалидов является ограничение жизнедеятельности: полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также возможность трудовой деятельности. Многие из них проживают в сельской местности в домах частного сектора, где отсутствуют централизованное водо- и газоснабжение, канализация, затруднены пользование социально-бытовой инфраструктурой и доступ к бесплатным лекарствам.

Ослабление традиционных семейных устоев одна из причин большого числа одиноко проживающих инвалидов. У многих есть дети, внуки, другие родственники, связь с которыми прервана. О ненужных родне стариках нередко забывают.
Например, инвалид З. из города Железнодорожного нашел пристанище в бывшем совхозе Ногинского муниципального района - в здании, где проживают освободившиеся из мест лишения свободы. Все свои вещи и документы он вынужден постоянно носить с собой, чтобы не украли. Когда-то З. лишился родительского дома в результате действий банка. Родственники у пожилого человека есть, но отношения с ними не сложились, жить в семье он не может. Жена не расторгает брак и не снимает З. с регистрации по месту жительства в аварийном доме. При этом инвалид уверен, что при предоставлении семье новой квартиры места в ней для него не найдется.

Лишилась своего жилья и гражданка В., дочь которой оформила кредит в двух банках под залог квартиры и уехала жить в Европу, не выплатив задолженность. Суд вынес решение обратить взыскание на квартиру несмотря на то, что это единственное жилище В., а временное жилье администрация муниципального образования ей выделить не может.
Подобное положение приводит к переходу основной ответственности за одиноких людей к органам государственной власти и местного самоуправления, общественным институтам. Имеющаяся информация о социальном неблагополучии данной категории граждан дает основания перейти от констатации частных случаев к признанию массовости нарушения прав. Настал момент представить трудности одиноких как проблему всего общества, а не узкого круга обездоленных людей.
В последние годы общая численность инвалидов в России остается примерно на одном и том же уровне: 12,8 млн. или 9,2 процента населения.
В Подмосковье проживает более 500 тысяч лиц данной категории, из них около 80 процентов достигли пенсионного возраста. С каждым годом увеличивается количество инвалидов с психоневрологическими заболеваниями.
Системный учет одиноких никем не ведется. Данные об их количестве Министерством социальной защиты населения Московской области не представлены. Приблизительную цифру можно получить только оценочным путем. Например, Министерством проведен социологический опрос инвалидов. По состоянию на 1 января 2014 года опрошено 45640 лиц данной категории, 19277 из них идентифицированы как одиноко проживающие. Получается, что почти половина инвалидов считает себя одинокими.
А обобщенные данные, полученные из администраций муниципальных образований, показывают, что как минимум 70 тысяч инвалидов из живущих в Подмосковье - одинокие. Безусловно, реальная цифра еще больше, так как не все органы местного самоуправления смогли дать сведения, а многие из представленных основаны не на собственных исследованиях. Результаты мониторинга показывают, что значительная часть администраций муниципалитетов не владеет информацией о численности, месте жительства и нуждах одиноких, считая, что это дело Министерства социальной защиты населения Московской области и его подразделений. Показатели численности основаны по большей мере на данных учета лиц, получающих денежную компенсацию за жилищно-коммунальные услуги, доплату к пенсии, жилищную субсидию, другие выплаты материального характера.
Не предоставили какие-либо сведения о положении одиноких руководители Волоколамского, Каширского, Истринского, Лотошинского, Орехово-Зуевского, Солнечногорского, Павлово-Посадского, Раменского, Шатурского, Чеховского муниципальных районов, городских округов Бронницы, Власиха, Дзержинский, Звенигород, Звездный городок, Молодежный, Орехово-Зуево (17 из 71 муниципального образования).
В то же время отдельные органы местного самоуправления не только дали информацию, но и, оценив значимость проблемы, начали работу по изучению условий жизни одиноких инвалидов. Так, в городском округе Долгопрудный и Воскресенском муниципальном районе организовано обследование состояния жилых помещений, в том числе санитарно-технического, газового и электрооборудования. В Воскресенском районе по результатам проведенных мероприятий будет разработана дорожная карта по оказанию помощи одиноким.
Международное и российское право не содержит специальных норм, устанавливающих меры социальной поддержки для одиноких и одиноко проживающих инвалидов. На них распространяются основные экономические, социальные и правовые гарантии, закрепленные в целом ряде законодательных актов . А с 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" , отменяющий ныне действующие Федеральные законы N 122-ФЗ и 195-ФЗ. В нем особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в социальном обслуживании, включающую обследование условий жизнедеятельности гражданина, определение влияющих на ухудшение этих условий причин, разработку индивидуальной программы оказания социальных услуг. Вводится социальное сопровождение, то есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
По отношению к одиноким государство выполняет две основные функции: оказание материальной поддержки и осуществление социального обслуживания, направленного на продление активного образа жизни и сохранение здоровья.
Материальное обеспечение состоит из пенсии, ежемесячной денежной выплаты по инвалидности, включающей в себя набор социальных услуг, компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, обеспечения техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или компенсации за самостоятельно приобретенные средства. Кроме того, предусмотрены и другие меры социальной поддержки на общих основаниях в зависимости от дохода или других критериев: такие как бесплатный проезд в метрополитене и наземном транспорте общественного пользования; субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг; региональная социальная доплата, доплаты к пенсии лицам, достигшим 80 и 85 лет; материальная помощь находящимся в трудной жизненной ситуации из областного и муниципальных бюджетов; обеспечение периодическими печатными изданиями и бесплатной юридической помощью малоимущих.
Нормативными правовыми актами муниципальных образований Московской области установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан (одиноких, малообеспеченных, неработающих пенсионеров и других). По информации органов местного самоуправления такие документы приняты в Ленинском, Можайском, Шаховском, Шатурском муниципальных районах, городских округах Балашиха, Домодедово, Королев, Реутов, Пущино, Жуковский, Дубна, Климовск, Химки.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ, одним из приоритетных направлений политики социальной поддержки населения является сочетание заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказание социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями. Кроме того, обязанность руководителей и специалистов социальных служб выявлять лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан закреплена и в других документах .
На практике реализуется главным образом заявительный принцип. Систематически и планомерно работа по выявлению нуждающихся в помощи лиц не ведется. Это не позволяет в полной мере помочь людям, которые по тем или иным причинам не обращаются за поддержкой, хотя и нуждаются в ней. Такие граждане остаются неучтенными.
Отсутствие системы выявления одиноких, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, частично восполняется институтами гражданского общества и отдельными неравнодушными людьми.
Так, прихожанин М. Клинского православного храма принял участие в судьбе инвалида II группы А., который несколько лет блуждал по городу, хотя имел жилье. В силу своей беспомощности питался скудно и нерегулярно, одевался не по сезону, необходимые лекарства не принимал, зачастую подвергался насилию со стороны сестры и ее семьи. М. помогал ему как мог, но все обращения в различные инстанции об устройстве инвалида ни к чему не приводили. Благодаря вмешательству Уполномоченного М. направлен в ГБСУ СО МО "Орехово-Зуевский психоневрологический интернат".
Жительница деревни Вялки Раменского муниципального района Г. обратилась к Уполномоченному в интересах одинокого инвалида I группы С., 1980 года рождения, страдающего психоневрологическим заболеванием. Г. сообщала о скитаниях больного инвалида без определенного места жительства. В результате пожара в 2004 году он лишился жилья. В ходе проверки с выездом на место факты, указанные заявителем, подтвердились. Выяснилось, что сгоревший деревенский дом в 2007 году перешел в собственность гражданки Б. по договору купли-продажи. Налицо злоупотребление состоянием больного человека, фактически не способного реально оценивать происходящее и свои действия. Настораживает и то, что Б., являясь родственницей инвалида, по доверенности занималась оформлением его наследства после смерти матери. А в 2009 году она приобрела и придомовой земельный участок площадью 1070 кв. м по договору купли-продажи с администрацией Раменского муниципального района.
Впоследствии С. оказался зарегистрирован в этой же деревне, но в соседнем доме, который принадлежит на праве собственности другому человеку. Начальник Раменского управления социальной защиты населения сообщил Уполномоченному, что С. в управление за социальной картой жителя Московской области и за мерами социальной поддержки не обращался. А специалист администрации сельского поселения, в должностные обязанности которого входят социальные вопросы, не сочла необходимым передать информацию о попавшем в беду человеке в органы социальной защиты. Не сделали этого ни медработники, ни сотрудники паспортного стола, а также местного управления Пенсионного Фонда России и других служб.
Благодаря своевременному вмешательству Уполномоченного С. с апреля 2014 года проживает в Климовском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Опасений за его жизнь и здоровье нет.
Такая ситуация не единична - одинокие люди с инвалидностью, особенно страдающие психическими заболеваниями, лишаются жилых помещений вследствие пожаров, взрывов бытового газа, недобросовестных действий других людей, нередко - родственников и оказываются бесприютными и никому ненужными.
Не в полной мере реализуются права одиноких инвалидов на санаторно-курортное лечение, получение технических средств реабилитации и компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (далее - ТСР), льготное лекарственное обеспечение.
Большие очереди на получение путевок образовались на начало текущего года. По информации органов местного самоуправления по состоянию на 1 апреля нуждаются в санаторно-курортном лечении:
- в городских округах Железнодорожный - 1202 человека, Балашиха - 448, Дзержинский - 397, Ивантеевка - 67, Дубна - 46, Коломна - 19, Электрогорск - 18, Пущино - 14, Лосино-Петровский - 12;
- в муниципальных районах: Люберецком - 2200 человек, Ленинском - 530, Щелковском - 275, Наро-Фоминском - 250, Пушкинском - 225, Егорьевском - 107, Ступинском - 64, Талдомском - 54, Одинцовском - 38, Серебряно-Прудском - 13.
При этом в ряде муниципальных образований не обеспечены путевками люди, стоящие в очереди с 2011 года.
По состоянию на 1 июня 2014 года сохраняют актуальность проблемы обеспечения одиноких ТСР и выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Накапливается задолженность за самостоятельно приобретенные инвалидами ТСР: в городском округе Королев компенсации ожидают 109 человек на сумму 949 тысяч рублей, в Люберецком муниципальном районе долг составляет 6 млн. рублей, а в городском округе Котельники - 850 тысяч рублей. В Одинцовском муниципальном районе компенсация за самостоятельно приобретенные средства реабилитации выплачивается с задержкой 2 - 3 месяца.
Сохраняется непростая ситуация с льготным лекарственным обеспечением. Плановые заявки выполняются несвоевременно и не в полном объеме. Лекарства заменяются на дженерики (аналоги).
Многие одинокие отказываются от социального пакета в части обеспечения лекарствами в связи с трудностью их получения. Например, в Шатурском муниципальном районе в текущем году от льготного лекарственного обеспечения отказалось 950 инвалидов (70 процентов) из 1398 федеральных льготников. В других муниципальных образованиях люди жалуются на отсутствие жизненно необходимых препаратов.
В то же время есть и положительные примеры. В отдельных муниципальных образованиях нехватка лекарств частично восполняется за счет средств местных бюджетов.
Не редки случаи, когда о нуждах одиноких знают органы местного самоуправления, социальной защиты населения, но мер не принимают. Более того, люди обращаются за помощью, но не получают ее. Многие из них, в силу физической немощи и финансовой несостоятельности, не могут самостоятельно произвести ремонт жилого помещения, санитарно-технического оборудования, электропроводки, систем водоснабжения и водоотведения. Им необходима помощь.
Так, инвалид II группы С., 1930 года рождения, одна проживает в двухкомнатной квартире в городе Люберцы. Она добросовестно оплачивает все необходимые коммунальные услуги, задолженности не имеет. После приобретения продуктов питания, лекарств, оставшихся средств ей не хватает на проведение в квартире ремонта и замены газовой плиты, которая имеет значительные неисправности и повреждения, утратила свои первоначальные эксплуатационные свойства. С. неоднократно обращалась в администрацию городского поселения Люберцы за помощью. Сотрудники администрации не находят возможности для удовлетворения просьбы инвалида, ссылаясь на то, что ремонтные работы в квартирах, находящихся в собственности, и замена газового оборудования производятся за счет средств собственников жилых помещений.
Серьезной, практически неразрешимой проблемой для многих одиноких является наличие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг (далее - ЖКУ). По информации муниципальных образований на 1 июня этого года более 800 одиноких имели задолженность по оплате ЖКУ свыше 100 тысяч рублей каждый и не получали по этой причине компенсацию платы за жилье и коммунальные услуги. В Зарайском муниципальном районе 585 одиноких задолжали коммунальным службам 2 млн. 763 тысячи 682 рубля, в городском округе Подольск 24 инвалидам приостановлено предоставление компенсации из-за наличия долга на сумму 2 млн. 440 тысяч 213 рублей 96 копеек. Сумма задолженности в городском округе Железнодорожный составляет 1 млн. 270 тысяч 651 рубль (12 человек), а в городском округе Химки 11 человек должны от 1331 рубля до 111 тысяч 767 рублей.
В городском поселении Андреевка Солнечногорского муниципального района семья, состоящая из двух инвалидов - матери и сына - оказалась в крайне трудной жизненной ситуации. Задолженность по плате за жилье и коммунальные услуги составляет более 200 тысяч рублей. Имея очень маленький доход, которого едва хватает на питание и лекарства, семья не может погасить скопившийся долг, в связи с чем не получает положенную пятидесятипроцентную компенсацию и субсидии. Жилищно-коммунальные службы поселения отказываются производить ремонтные работы в квартире, в связи с чем трубы текут, санитарно-техническое оборудование ветшает еще больше. Семья не состояла на учете в органах социальной защиты. После обращения Уполномоченного в Солнечногорское управление социальной защиты населения ее поставили на учет и оказали разовую материальную помощь, которая полностью проблему не решила.
Зачастую одинокие попадают в замкнутый круг - наличие задолженности лишает человека возможности воспользоваться компенсацией платы за жилье и коммунальные услуги, а отсутствие компенсации приводит к увеличению задолженности платы за ЖКУ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка в размере 50 процентов на оплату жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда. Одинокие, у которых жилые помещения приватизированы, не получают эту компенсацию.
Несправедливость этой нормы и необходимость ее отмены неоднократно отмечались в ежегодных докладах Уполномоченного. Соответствующие предложения направлялись для включения в Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законодательства.
Выявлены случаи, когда малообеспеченные инвалиды остаются без единственной связи с внешним миром. Так, инвалиду II группы Ю., жителю города Видное, коммерческая организация, предоставляющая услуги связи, отключила телефон за неуплату. Теперь он не может вызвать на дом врача, жилищно-коммунальные и другие службы.
Оказать помощь и содействие людям с ограниченными возможностями здоровья призвано социальное обслуживание на дому и в отделениях дневного и временного пребывания. Данные результатов выборочного мониторинга свидетельствуют, что к услугам социальных работников на дому обращается небольшое количество одиноких. Из 1085 граждан указанной категории в Дмитровском муниципальном районе на дому обслуживаются 210 человек (19 процентов); в Клинском муниципальном районе - 14 процентов, в Подольском муниципальном районе - 11 процентов; в городских округах Железнодорожный - 15 процентов, Ивантеевка - 14 процентов, Краснознаменск - 9 процентов.
Нередки жалобы на качество услуг на дому. Инвалид I группы К. из города Павловский Посад с младенчества лишилась способности к самообслуживанию: самостоятельно не может передвигаться, готовить пищу, убирать в комнате. Социальный работник приходил только на 40 минут, не оказывая все необходимые беспомощному человеку услуги. После вмешательства Уполномоченного ГБУ СО МО "Павлово-Посадский ЦСО "Надежда" назначило нового социального работника.
Не все сотрудники социальной службы отзывчивы и внимательны к нуждам клиентов, некоторые относятся к своей работе формально. Так, в сельском поселении Пушкинского муниципального района социальный работник отказал инвалиду по зрению в написании заявления о материальной помощи, самостоятельно решив, что она ей не положена.
Таким образом, изучение ситуации показывает:
1. На территории Московской области проживают одинокие инвалиды, которые в силу различных причин фактически изолированы от общества, нуждаются в помощи, но не обращаются и не заявляют о себе. Не все лица данной категории полностью получают гарантированные государством меры социальной поддержки, так как помощь основана на заявительном принципе, а система выявления и учета одиноких работает неэффективно.
2. Основные материальные, медицинские, бытовые, психологические проблемы, с которыми сталкиваются одинокие, это:
- низкий уровень материальной обеспеченности, маленькие пенсии;
- сложности с получением путевок на санаторно-курортное лечение, неполная обеспеченность техническими средствами реабилитации, компенсациями за самостоятельно приобретенные ТСР, льготными лекарственными средствами;
- устаревшее газовое, санитарно-техническое и электрооборудование, необходимость в ремонте жилых помещений;
- наличие задолженностей по оплате жилья и коммунальных услуг;
- потребность в социально-психологической адаптации, общении.
В целях совершенствования защиты прав и законных интересов одиноких и одиноко проживающих инвалидов представляется целесообразным:
1. Дополнить подпрограмму "Социальная поддержка граждан" Государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2014 - 2018 годы разделом "Социальная поддержка одиноких и одиноко проживающих инвалидов", где предусмотреть мероприятия по выявлению, учету, ведению регионального регистра одиноких и одиноко проживающих инвалидов, организации индивидуальной помощи.
2. Органам местного самоуправления Московской области организовать взаимодействие с подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области, Пенсионного Фонда России, ОАО "Мосэнергосбыт", ГУП МО "Московское областное бюро технической инвентаризации", территориальными отделами Управления Росреестра по Московской области, органами внутренних дел, медицинскими учреждениями, управляющими организациями, предприятиями газового хозяйства, представителями адвокатского сообщества, общественными объединениями инвалидов, ветеранов в целях:
- выявления одиноких;
- оказания им социальной поддержки;
- выбора формы жизнеустройства, в том числе в приемные семьи, специализированные учреждения;
- оказания содействия в получении доступной квалифицированной бесплатной юридической помощи;
- контроля состояния здоровья, включая бесплатное обеспечение устройствами "тревожный браслет" и оказание медицинской помощи;
- обеспечения защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье и имущество;
- обследования состояния жилых помещений, санитарно-технического, газового и электрооборудования, оказания содействия в выполнении ремонтных работ;
- информирования и консультирования граждан по вопросам возможности получения льгот и пособий, подготовки документов, необходимых для их получения.
Уполномоченный выражает надежду на начало системной работы по изменению ситуации с соблюдением прав одиноких и одиноко проживающих инвалидов в Московской области.

Литература

1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
2. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
3. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
5. Закон Московской области от 21.01.2005 N 31/2005-ОЗ "О социальном обслуживании населения в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
7. Закон Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
8. Закон Московской области от 14.11.2013 N 132/2013-ОЗ "О здравоохранении в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
9. Закон Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
10. Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
11. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст.
12. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания", Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 (ОКЗ) и Профессиональный стандарт "Социальный работник", утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 N 677н, вступает в силу с 1 января 2015 года.