С автоматом по жизни. Племя мурси в Эфиопии. Интимная жизнь в самобытной культуре племени мурси

17.06.2019

Мужчина мурси воин до мозга костей. Без автомата он не cделает шагу за пределы деревни, хотя круглосуточно находится под воздействием психотропных препаратов и, казалось бы, мог бы расслабиться.

Мурси поклоняются демону смерти, который, по их представлениям, заключён в каждом из них.

Живут мурси в Южном Омо в Эфиопии. Соседи считают их самыми кровожадными убийцами во всей Африке. Соседи у них тоже не подарки – например, спортсмены племени сурма бьют друг друга палками до смерти – но на фоне мурси они миролюбивые.

Голова женщины из племени мурси напоминает средневековую крепость. Рот – словно крепостные ворота с частоколом зубов, откидным мостиком нижней губы, насторожённым на входе языком и надвратными службами. Глаза-бойницы, кажется, смотрят весьма недобро.

Растягивание губы мурсийской женщины – часть брачного ритуала. Закономерно, что его смысл не очевиден для посторонних.

Пирсингование у мурси - дело добровольное. Если губа не проколота – значит, замуж рано.

Женщина имеет право прожить и до самой старости без дырки в губе, без семьи, достатка и почтения со стороны окружающих.

Когда девушка достигает зрелости, ей прокалывают нижнюю губу и вставляют в отверстие маленький прутик. Затем прутик меняют на пробку и так далее – технология изготовления «тоннелей» известна и нам. Когда приходит черёд настоящего губного диска, красавице удаляют четыре нижних передних зуба.

Когда губа трескается и кровоточит, её обмазывают специальными заживляющими зельями. На месте разрыва вырастают более прочные мышечные волокна и соединительная ткань.

По мере приближения к совершенству женщина мурси значительно теряет способность речи и мимики.

Антисептики у мурси нет, но у них с детства сильнейший иммунитет против любой заразы. Шишечки на коже – это зарубцевавшиеся личинки различных насекомых. Их постепенно, по одному, внедряют под кожу, они там некоторое время живут и развиваются, пока организм мурсийца в ожесточённой борьбе не запечатывает их навсегда.

Это мурсийский аналог реакции Манту. Каждый рубчик – побеждённая тропическая болезнь. Узор из таких рубчиков – сертификат о пройденном курсе прививок и диплом начальной школы выживания, дающий путёвку во взрослую жизнь, то есть направление на пирсинг.

Цена невесты определяется, исходя из длины её нижней губы, толщины, плотности и подвижности. Самые стойкие барышни тренируются до чемпионских диаметров губного кольца, взвинчивая свою стоимость до небес.

Девушке важно не переусердствовать, чтобы не попасть в тот сегмент рынка, где оперируют только самые состоятельные мурсийские воины, и не чересчур сузить круг покупателей.

Воину положено выбирать такой важный товар, как жена, придирчиво.

Жена класса люкс - это у которой растянуты обе губы. На такой трюк редко отважится даже самая честолюбивая мурсийка, потому что будет трудно принимать пищу.

Диск в губе свидетельствует о том, что женщина занята, и замужняя мурсийка никогда не выходит без диска. Свободная женщина мурси может ходить и без него. Часто вынимаемый на людях диск говорит о том, что в данный момент женщину можно перекупить.

Хорошая жена может стоить 10 коров, а жён у состоятельных людей может быть и десяток. Каждой из них мурсиец строит отдельную хижину и предаётся с ними традициям по очереди.

Несколько последних десятилетий продолжались конфликты между голландской организацией “Сеть Африканских Парков”, Эфиопией и местными племенами. В 2008 году воины мурси самочинно объявили свою землю заповедником и туристической зоной. Показывать женщин фотографам за деньги им понравилось, и они хотят делать это официально.

Голландцы заявили, что в условиях “безответственного образа жизни некоторых этнических групп” они работать не могут, и уехали.

В Африке осталось мало племён, которые практикуют боди-пластику, но древней традиции мурси растягивать женщинам губу теперь ничто не угрожает.

Скорее всего вы назовете их обычаи дикостью.
Оно и понятно, какие-то вещи происходят на уровне Средневековья, какие-то с трудом укладываются в голову, а какие-то и вовсе заставляют шевелиться волосы.
И тарелки в губе - это вполне безобидное... Еще они делают женщинам обрезание при рождении, украшают тело шрамами, создавая целые картины, безжалостно рубятся палками в споре за невесту, без зазрения совести готовы убить любого из враждебного племени, а невесту выкупают за 20 коров и автомат...

Добро пожаловать в племя мурси, одно из наиболее ярких и знаменитых африканских языческих племен, которого однажды может не стать...


2. ... и причиной этого является наступление цивилизации и... муха це-це.
Еще каких-то 10-15 лет назад лишь единицы путешественников могли похвастать тем, что своими глазами видели женщин с тарелкой в губе из племени мурси. Все дело в том, что мурси вместе с десятком других племен обитают в труднодоступной местности в долине реки Омо и рьяно охраняют границы своих территорий от соседей и пришлых чужаков.
Даже в наше время на туристических форумах нередко можно увидеть информацию с предупреждением об опасности посещения племен в долине Омо и категоричные рекомендации не пытаться попасть к мурси самостоятельно. Кроме шуток, если сунуться к ним без сопровождения и охраны, можно никогда не вернуться домой...
В наши дни область между реками Маго и Омо, населенная племенами, является территорией национального парка Маго, посещение которого строго регламентировано. Попасть сюда легально можно только в сопровождении организованных групп либо с помощью аккредитованной туристической фирмы, предоставляющей джип с водителем и обязательного гида, хорошо знакомого с вождями племен. Кроме того, на въезде в парк к вам в машину подсадят вооруженного рейнджера, в задачи которого входит обеспечить и безопасность визитеров, и контроль за ними во избежание всяческих конфликтов.

3. Территория национального парка представляет собой зеленую саванну практически без каких-либо следов цивилизации.
Только эта грунтовая дорога напоминает о том, что осталось за спиной... Здесь нет ни мобильной связи, ни электричества, ни чего-то другого, к чему мы привыкли в обычной жизни.
Раньше и дороги не было. За последние годы ее накатали джипы любителей нестандартного туризма и... грузовики строителей, которые везут все необходимое для постройки завода по переработке сахарного тростника. Завод строят за территорией парка, но единственная дорога проходит через него.

4. Племя мурси проживает на территории общей площадью около 2 тысяч квадратных километров, довольно жестко охраняя ее границы и не допуская чужаков, кроме оговоренной с правительством Эфиопии квоты туристов и грузовиков строителей.
На, казалось бы, безлюдной дороге то там, то здесь можно увидеть мужчин с копьями или автоматами Калашникова. Иногда попадаются и невооруженные люди, идущие по своим делам.

5. Мурси проживают в небольших деревнях с населением от нескольких десятков до нескольких сотен жителей. Всего в племени насчитывается около 7,5 тысяч человек.
Деревня - это хаотично расположенные хижины, построенные из соломы или веток, главную "площадь", где проводят время старейшины племени и загоны для скота.
Мурси - скотоводы, причем довольно успешные. Это племя считается одним из наиболее богатых племен региона, как раз благодаря количеству скота. По большому счету, каждый важный социальный акт заключается здесь при помощи скота, например, для того, чтобы взять девушку в жены, семья жениха платит отцу невесты "даури" - как правило, это 20-40 коров и автомат Калашникова. Эта традиция характерна для всех племен Омо, и именно поэтому рождающиеся девочки считаются здесь неплохой гарантией благосостояния семьи.

6. И именно девочки, а впоследствии женщины, стали визитной карточкой племени благодаря своим знаменитым огромным тарелкам в нижней губе. Подробнее о традиции вставлять в губу тарелку я рассказывал во вчерашнем посте. Об остальных традициях чуть ниже.
Одна из них - оружие. С оружием здесь почти все, по крайней мере, мужчины.
Так сложилось исторически. Чтобы выживать, охранять свои территории от притязания соседей, защищать скот от воровства и диких животных, мурси издавна вооружены до зубов и, не раздумывая, применяют оружие по назначению. Копья, ружья, автоматы - кто на что богат.

7. В племени мурси на женщинах лежит основная часть тяжелых работ: они ответственны за строительство домов, уход за детьми, приготовление пищи и доставку воды в деревню из ближайшего источника или русла реки. Мужчины племени мурси - скотоводы. Их основные занятия - выпас коров с козами и охрана деревни. На мужчинах лежит также защита деревни в случае межплеменных конфликтов. При этом девочки с раннего возраста помогают матерям в обустройстве быта, а мальчики учатся обращаться с оружием.

8. Женщины мурси, помимо знаменитых тарелок, носят много украшений. Нужно сказать, с тарелками, икебанами на голове и даже рогами, выглядят они очень эффектно.
Волос на голове ни мужчины, ни женщины не носят, сбривая их полностью или делая прически, как у ребенка на фото.

9. Хижины у мурси двух типов: капитальные из соломы, как на фото и "летние" из палок, как на фото №5.

10. В хижинах из палок крыша очень плотная, чтобы не пропускать воду во время дождя, а вот стенки "прозрачные". Это позволяет пропускать дневной свет, в отличие от "капитальных" хижин, а холодов здесь не бывает...

11. Основная еда мурси - сухая каша, приготавливаемая из перетертого маиса или сорго. Иногда к ней добавляется молоко и кровь животного, забираемая свежей непосредственно из раны на шее коровы (животное при этом не убивается), либо уже набранная ранее и хранящаяся в калабасах. Мясо мурси практически не едят, употребляя его только на крупные праздники.

12. Любимый напиток мурси - кофе со специями очень своеобразного вкуса, от которого Антошу antonapostol чуть не вывернуло и воротило до самого вечера.
Но местные жители пьют его, уверуя, что он очень хорош в качестве профилактики, если вдруг укусит муха це-це

13. Мужчины "тусят", как правило, отдельно от женщин. И тоже за ковшиком кофе.

14. Многие спят прямо под открытым небом, предоставляя возможность ночевать в хижине жене и детям.
Подушек у племен нет, вместо них они используют необычные стульчаки, называемые боркото. Мужчины их повсюду носят с собой, как мы носим мобильный телефон. Днем на них сидят, ночью их ставят под голову...

15. Традиционной одеждой мурси всегда были козьи шкуры, однако последнее время все больше и больше мурси переодевается в более легкие хлопковые накидки, которые покупают на рынках. Сегодня уже все мужчины повязывают разноцветные ткани вокруг бедер, женщин мурси все еще можно встретить в одежде из шкуры, однако и они все больше и больше предпочитают пользоваться тканями.

17. Интересны свадебные обычаи у мурси.
Когда мужчины достигают совершеннолетия, они могут попытаться получить право жениться. Как это происходит?
В честном поединке на палках. Эти поединки называются бои донга, к которым юноши довольно долго готовятся, овладевая искусством боя на длинных палках.
В поединке они нещадно молотят палками друг друга, ведь только победитель получит право жениться в этом году.
Если ты проиграешь, весь следующий год будешь пасти скот, не помышляя о теплой женской груди у себя под боком...

18. Женщины, чтобы быть максимально привлекательными для мужчин, как я уже писал вчера, носят огромные керамические тарелки в нижней губе.
Пирсинг нижней губы мурси делают юным девушкам, достигшим 12-13-летнего возраста. Вначале в губу вставляется небольшая деревянная шайба, размеры которой постепенно увеличивают, растягивая губу женщины, а затем меняют на керамические блюдца. Для того чтобы вставить его в губу девушки, ей выбивают нижние зубы.

19. Но разрыв губы, выбивание зубов и тарелка - еще не самое варварское, что делают здесь женщинам.
При рождении (а часто и в более позднем возрасте) девочкам делают, так называемое, женское обрезание. Иными словами, им удаляют клитор. Для чего?
Чтобы сделать женщину покорной и не склонной к измене.
Кстати, эти племенные традиции очень сильно противоречат тому, что происходит в сексуальной жизни остальной массы эфиопских женщин (но об этом в другой раз)

20. Так что, к девушкам мурси очень хорошо подходит фраза "не родись красивой, а родись счастливой"...

21. Кстати, в последние годы уже далеко не всем девочкам мурси разрезают губу для тарелки. Некоторые отказываются от этой традиции, ограничиваясь только дисками в ушах...

22. Помимо тарелок в губе и клитоpодектомии, у мурси есть еще одна отличительная черта.
Они практикуют шрамирование тела. У мужчин это метки за убитых врагов или крупных хищных животных, у женщин просто украшение.
Да-да, шрамами они рисуют на своем теле примерно, как в нашем мире татуировками.

23. Некоторые девушки просто потрясают своими "украшениями"

24. Губы у нее целые, а вот уши....

25. ... и кожа на теле...

26. Представляете, сколько нужно было сделать разрезов и нанести рубцов?
И это в условиях полнейшей антисанитарии и отсутствия какой-либо, даже потенциальной, медицинской помощи.

27. "Рисуют" везде - на плечах, руках, спине, животе, груди...

28. Мурси, культурно и лингвистически, родственны племени сури и считают себя одним народом. С этим племенем у мурси хорошие отношения и даже разрешены межплеменные браки. Остальные же племена видят в мурси агрессивный народ, и отношения с ними довольно прохладные. Иногда даже вспыхивают серьезные конфликты, в том числе вооруженные. Но мы об этом мало знаем, ведь там нет ни репортеров, ни телекамер, ни даже полиции...

29. Несмотря на многочисленные предупреждения об опасности посещения племени и некоторые опасения в их реакции на фотокамеры, жители мурси оказались вполне доброжелательны и приятны в общении. И это тоже "достижение" цивилизации. Ведь туристы - это деньги. Каждое фото - это деньги. Немного, 5 бырр за снимок. Но нас было трое, фотографировали мы многих, так что все эти люди понемногу заработали и прощались с нами с улыбками на лице, долго махая руками вслед пылящему по грунтовке внедорожнику...

Партнер путешествия - сервис поиска авиабилетов

Фактрум публикует ответ на этот вопрос историка и профессиональной путешественницы Инны Метельской-Шереметьевой .

«Собираясь первый раз в Эфиопию, мы, конечно же, начитались во всевозможных географических журналах душераздирающей информации о зловещем племени мурси. Чего им только не приписывают: и ведьмовство, и повышенную агрессивность, и каннибализм, и другие дикие обычаи с членовредительством. И как аргумент авторы этих статей всегда предъявляют женщин племени с их вставленными в нижнюю губу тарелками и мужчин, чьи тела испещрены шрамами - зарубками в честь убитых врагов. Сразу вас разочарую. Современные мурси - вполне адаптированные к товарно-рыночным отношениям люди, которые живут, собственно говоря, благодаря легендам и визитам многочисленных туристов.

Источник фотографий: Moya-planeta.ru

Хотя кое-что от прежних традиций и ритуалов осталось. В первую очередь та самая пресловутая тарелка дэби (диаметром с нашу десертную), которую и по сей день некоторым женщинам вставляют в нижнюю губу. Выглядит это странновато и страшновато. Но я попыталась докопаться до истоков традиции и, мне кажется, нашла ответ. Это членовредительство - попытка уберечь себя от рабства, не имеющее ни к духам, ни к ритуалам никакого отношения. То, что это стало модой и визитной карточкой мурси на каком-то этапе исторического процесса, - прихоть и ирония судьбы.

Давным-давно родители, чтобы дочь не продали в рабство, старались максимально ее изуродовать. Ей обривали волосы, делали шрамирование, прокалывали губу (у мурси) или уши (у масаев). В отверстия вставляли деревянные затычки, диаметр которых постоянно увеличивали. Девушка со временем превращалась в пугало с лысой головой, удаленными верхними и нижними резцами и подносом над подбородком.

Но и сегодня мурси (те, которые позируют туристам за деньги) умудряются вставить в губу тарелку из необожженной глины, а масайки и масаи запихнуть в ухо бутылку из-под колы или даже блюдце.

Спрашиваете, как они едят? Конечно же, вынимая тарелку . Губа при этом повисает серовато-коричневым неприятным жгутиком, шкуркой, поэтому едят женщины исключительно тогда, когда их никто не видит, закладывая маисовую кашу и прочую нехитрую снедь пальцами глубоко в недра беззубого рта…»

МУРСИ - ЛЮДИ С ТАРЕЛКАМИ В ГУБАХ

Говоря о племени мурси, часто рассказывают, что женщин изначально "уродовали" для того, чтобы они были непривлекательными для работорговцев. Отсюда, мол, и пошла традиция растягивать нижнюю губу и вставлять в нее "тарелки" диаметром 10-15 см и - изредка - до 30 см. Красивый миф, не более того, опровергаемый рядом этнологов, изучавших это эфиопское племя из долины реки Омо. В частности, Шона ЛаТоски, посвятившая исследованию мурси продолжительное время и жившая среди них, указывает, что у самих мурси нет никаких рассказов, подтверждающих миф. Также нет и исторических источников, в которых бы упоминалось, что мурси когда-либо вообще подвергались преследованию со стороны работорговцев, что объясняется удаленностью и труднодоступностью их территории в тот период.

Следовательно, единственное объяснение существования данного обычая кроется в эстетическом. Как отмечает ЛаТоски, девушки мурси в возрасте около 15 лет задумываются о том, чтобы проколоть себе нижнюю губу, что обычно делает мать или другая женщина из семьи. Процесс растягивания происходит постепенно и занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. В это время девушка носит деревянные заменители "тарелок", постепенно увеличивая их диаметр.

До каких размеров растягивать нижнюю губу также определяется девушками самостоятельно. При этом они исходят не только из собственного желания, но и из физиологических особенностей; у некоторых девушек губы не в состоянии вместить слишком широкую тарелку.
Существует два типа губных "тарелок" - глиняные (мн.ч. dhebinya) и деревянные (burgui). Первый тип изготавливают сами девушки и женщины. Деревянные "тарелки" делают исключительно мужчины и их носят либо молодые девушки, либо незамужние женщины. При этом, по словам информантов ЛаТоски, отношение девушек мурси к деревянным "тарелкам" можно описать как "вещь, вышедшая из моды".

Глиняные "тарелки", в свою очередь, подразделяются на несколько типов в зависимости от дизайна и цвета. Четыре основных типа, выделяемых ЛаТоски, это: красные (dhebi a golonya), рыжие (dhebi a luluma), черные (dhebi a korra) и естественного цвета, "белые" (dhebi a holla).

В настоящее время, то есть в период с 2004 по 2010 год, когда проводились исследования, девушка мурси может отсрочить прокалывание и растягивание нижней губы до момента своего замужества.

МУРСИ И ТУРИСТЫ. НЕПРОСТЫЕ ОТНОШЕНИЯ ФОТОГРАФОВ И МОДЕЛЕЙ

К вопросу о назойливом "попрошайничестве" мурси, так часто фигурирующем в рассказах туристов.
Дэвид Тёртон, занимавшийся исследованиями мурси, в одной из своих статей в "Антропологии сегодня" за апрель 2004 года через диалог раскрывает непростые отношения, которые складываются между племенами Южной Эфиопии и туристами, приезжающими за экзотикой.

ДТ: Скажи, что вы думаете насчет того, что к вам приезжают туристы на машинах, чтобы фотографировать вас и снимать видео? Только честно.
Мурси: Мы говорим "Это их дело". Те, кто приезжает, относятся к категории людей, которые делают фотографии. Это вещи "белых". Что мы знаем об этом? Это ты один из тех, кто знает. Мы живем здесь, а они приезжают, чтобы сделать фотографии. Есть такие, которые фотографируют и тут же появляется изображение наших тел. Если это плохо, скажи нам.
ДТ: Меня интересует, что именно вы думаете об этом, а не то, что говорят белые.
Мурси: Что мы думаем? Мы не знаем. Они не говорят на нашем языке, поэтому мы не можем спросить у них, зачем они делают фотографии. Но мы можем спросить у тебя, ведь ты говоришь на языке мурси. Они приезжают с "кучумба", которые всегда остаются сидеть в машинах. И когда туристы заканчивают фотографировать, они увозят их. Мы спрашиваем себя, зачем они делаю фотографии? Чтобы узнать нас? Или для чего?
Должно быть те, кто делает фотографии, не знают, как правильно вести себя, как жить. Даже старые женщины приезжают к нам и делают фотографии. Это нормально для белых, они всегда так себя ведут? Вот о чем мы спрашиваем себя.

ДТ: Вот это то, о чем вы сами задумываетесь!
Мурси: Скажи нам, зачем они фотографируют? Они хотят, чтобы мы стали их детьми? Или зачем? Зачем они фотографируют?
Если они приезжают к нам только для того, чтобя сделать фотографии, то они должны платить нам, не так ли? Но они не хотят.
ДТ: Да, это плохо. Это сердит вас?
Мурси: Да. Они делают множество фотографий, дают нам чуть-чуть денег, садятся в машины и уезжают. Да, белые люди воры.
ДТ: Да, это плохо. А "кучумба"? Они отличаются от белых?
Мурси: Да, они не делают фотографий. Они только просят у нас еду: "Дайте нам козу". И мы даем. Когда приезжает много белых, мы даем коз кучумба за то, что они привезли нам белых. Это вроде платы. В твоей стране вы ведь платите?

ДТ: Да, конечно.
Мурси: Кучумба больше похожи на нас. А эти "вещи" (фотографии) из твоей страны, где растут железные кровати (улыбается). Дай нам машину и мы поедем в твою страну, чтобы делать фотографии белых.

АРБОРЕ

В деревне Арборе живут представители народности арборе, относящиеся к Афро-Азиатской лингвистической группе. Всего насчитывается примерно 4,5 тысяч людей арборе.

Кроме внешних отличий, они отличаются от других племен многочисленными разноцветными бусами. Женщины арборе обычно покрывают голову черными платками. Во время ритуальных танцев арборе поют, что по их мнению, очищает их от накопившейся отрицательной энергией.

На смену ей приходит положительная энергия, приносящая удачу. Являясь скотоводами, арборе измеряют свое благосостояние поголовьем скота.

ХАМЕР

Хамер, или бешада - довольно большая народность, насчитывающая примерно 35-50 тысяч человек, которая заселяет восточную часть низины долины Омо. Очень схожи с бенна. Хамер вляются мусульманами-суннитами, однако, до сих пор, сохранилось много элементов их традиционной религии. Они полагают, что природные объекты имеют душу. Также они верят в джинов, или духов, которые способны принимать вид человека или животных и имеют сверхъестественное влияние на людей.

Отличительными чертами хамер являются высокие скулы, сложные костюмы, украшенные бусами, каури и кожей, и толстые медные ожерелья. Основой их культуры является скотоводство. Это отражается в их языке хамер-банна, где существует, по крайней мере, двадцать семь слов для обозначения различных оттенков цвета и структуры кожи скота. В отличие от детей других народностей Эфиопии, племена хамер, каро, бенна, и некоторые другие ведут себя достойно. Их дети не просят денег.

Им самим интересно пообщаться, пощупать, потрогать белого человека. Зачастую они ведут себя лучше туристов, которые к ним приезжают.

Важным элементом скотоводческой культуры хамер является обряд "бег по спинам быков". Этот обряд проходят мужчины, достигшие совершеннолетия, перед тем как получить разрешение на женитьбу. Будущий мужчина должен четыре раза пробежать по спинам быков, стоящим в ряд. Будущий мужчина выполняет обряд голым, что символизирует детство, которое он собирается покинуть. Сложность заключается не столько в самом перепрыгивании, сколько в том, что коровы не всегда стоят на одном месте. После успешно прохождения обряда молодой человек причисляется к разряду "маза". Не сможет - будет еще год ждать и тренироваться.

Процедура вступления в брак у хамеров проста. Жених сговаривается с отцом невесты о размере выкупа. В среднем жена стоит 8-10 коров. Для Эфиопии это целое состояние, и далеко не каждый мужчина может позволить себе иметь супругу. После уплаты выкупа жених забирает девушку из дома родителей и, независимо от того, какой по счету женой она является, строит ей отдельный дом. Туда она приносит свое приданое, состоящее обычно из одежды, нескольких мешков зерна, десятка кур и других мелочей, необходимых для обустройства быта. Сам супруг своего отдельного дома, как правило, не имеет и ведет полукочевой образ семейной жизни, проживая попеременно в домах своих жен, которые ставятся неподалеку друг от друга, часто даже в одном большом огороженном дворе. В случае если жена умирает вскоре после вступления в брак, муж вправе потребовать от ее родителей вернуть выкуп. Но чаще этот вопрос решается по-другому: если в семье невесты имеется другая дочь, достигшая брачного возраста, то вдовец взамен умершей получает ее. Если же девочка еще слишком мала, то родители заранее обещают ее зятю. За добрачным поведением помолвленной строго следят, в противном случае семье придется возвращать выкуп. Вдовы, обычно, не вступают в повторный брак.

КАРО

Каро - самое малочисленное племя на юге Эфиопии, а возможно и в мире. Их насчитывается всего 250-1 500 человек. Деревня стоит на красивом обрыве над рекой Омо.

Жители племени традиционно занимаются животноводством и собирательством. По своим традициям, культуре и языку каро близки хамерам. Каро по праву считаются лучшими мастерами по разрисовке тел, особенно по подготовке к танцам и праздникам.

Каро нравится строгий геометрический стиль - полоски, круги, спирали. Для рисунков на теле используются природные материалы: мел, железная руда, отложения охры, уголь. Обычно рисунки, которые наносятся на тело, руки, ноги и лицо, повторяют природные мотивы - пятнистую шкуру леопарда или светло-серые крапинки на темном оперении цесарок, или ладони человека.

КОНСО

Центром области является город Консо, также известный как Карати, расположенный на высоте 1 650 метров на реке Саган. Около 150 тысяч человек консо населяют эти засушливые гористые местности. Ближайшие соседи - скотоводческий народ борена, родственный им по языку. В отличие от большинства народов Эфиопии, консо издавна живут в городах, каждый из которых управляется независимым советом старейшин. Социальный статус человека определяется его возрастом, точнее принадлежностью к определенному поколению. Существуют 9 кланов. Глава клана является одновременно его жрецом. Ремесленники составляют отдельную замкнутую социальную группу. Полигамия практикуется только в зажиточных семьях, большинство же мужчин консо довольствуются одной женой.

Основное занятие консо - интенсивное земледелие с использованием террас и ирригации (маис, сорго, тефф). На продажу выращиваются хлопок и кофе.

Скот держат в загонах, предохраняя этим вытаптывание полей. Навоз используется в качестве удобрения. Используют молоко и мясо крупного рогатого скота и мясо овец и коз, как продукты питания. Но основная пища - растительная, другие животные - табу. Женщины одеты в характерные юбки с цветными продольными полосками преимущественно оранжево-синего диапазона.

Область Консо известна скульптурами "вага". Вага вырезается из дерева в память покойных великих воинов, на которых изображается подвиг. Вага размещаются на месте, где был похоронен воин. Композиция обычно включает много фигур - фигуру покойного, его жен и детей, а также фигуры убитых врагов или зверей.

Обычно на лбу вага вырезается фаллический символ. Увидеть старинные вага можно теперь довольно редко, они давно стали предметом купли-продажи. А традиция их возведения отмирает. Этому способствуют миссионеры, упорно борющиеся с древними языческими культами.

Сегодня мы поговорим о достаточно оригинальном обычае растягивать губы. Практикуется это дело в африканском племени мурси.

Археологи давно исследовали тот факт, что в использовали губные диски с незапамятных времен. Однако что еще более удивительно, в Центральной и Южной Америке некоторых индейских племен существовала точно такая традиция.

В данной статье мы будем говорить исключительно об африканском племени мурси и сури, живущих на стыке границ Южного Судана, Эфиопии и Кении. Именно они до сих пор практикуют этот непонятный обычай.

Интересен факт, что объяснить, зачем они носят тарелки в губах, представители ни одного, ни другого племени не могут. Известно лишь, что это очень древняя традиция.

Носят губные диски, как правило, только женщины. Причем только на нижней губе, хотя крайне редко можно встретить и на обеих. Начинают растягивать губу в период полового созревания.

Все выглядит довольно просто, с точки зрения местных жителей. Перед тем, как приступить к процедуре, молодой девочке вырывают 4 передних зуба на нижней челюсти. После этого мать или бабка делает острым лезвием надрез нижней губы и вставляет туда деревянную пробку.

Приблизительно через месяц рана заживает, а на месте пробки образуется долгожданное отверстие. После этого в губу вставляют более толстую пробку.

Так делается до тех пор, пока кожа не растянется до диаметра 4 сантиметров. Все, теперь можно смело вставлять полноценный губной диск, а в случае надобности, растягивать губу более крупными тарелками.

Кстати мы уже писали о девушке, которая попала в книгу рекордов Гиннесса, как . Почитайте статью и посмотрите ее фото – будете удивлены.

Для чего мурси растягивают губы

На этот вопрос историки не могут дать однозначный ответ, а отсутствие письменного наследия у племен мурси и сури не позволят заглянуть вглубь веков. Однако исследователи имеют на этот счет несколько мнений.

Одно из них звучит весьма оригинально: мурси уродовали себе губы, чтобы их не забирали в рабство. Данное утверждение не выдерживает профессиональной критики, хотя и имеет право на существование.

Другие считают, что эта традиция является, своего рода, самоидентификацией представителей полудикого племени. Хотя на сегодняшний день, по словам многих путешественников, тарелки в губах носят около половины местных женщин. Остальные, несмотря на неодобрение соплеменников, отказывают это делать.

Третья, и она же последняя версия, сводится к тому, что растянутая нижняя губа с вставленной в нее тарелкой, является символом женской красоты и сексуальности. Чем больше растянута губа – тем на более успешного жениха может рассчитывать молодая невеста.