Уроки дружбы в детском саду. Занятие в старшей группе по нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях. Ход занятия в старшей группе детского сада

18.03.2019

Занятие в старшей группе

по теме: «Дружба начинается с улыбки»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи. Учить связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией.

Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться, позитивное социальное поведение.

Обогащать новыми умениями и знаниями в области бесконфликтного общения.

Формировать благоприятный психологический климат группы.

Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.

Совершенствовать навыки рисования цветными карандашами, формировать опыт рисования разного настроения людей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? Поделимся хорошим настроением с теми, кто рядом?

К тебе я обращаюсь, друг.

Вставай скорее с нами в круг!

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (приложить руки к губам)

Согреет всех своим теплом (приложить правую руку к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (вытянуть руки вперед)

Делится счастьем и добром (взяться за руки)

Молодцы! Как приятно чувствовать друг друга!

Посмотрите, как сегодня много у нас гостей.

    Игра «Комплименты»

Воспитатель – Игрумы начнем со слов: «Катюша, мне нравится в тебе…» (то, что ты добрый; то, что ты воспитанный; то, что ты всегда меня защищаешь; то, что ты такой сильный; то, что ты очень красивая.)

    Игра «Что нас объединяет»

Молодцы, ребята! А как вы думаете, мы все одинаковые с вами? Конечно, нет! Хоть мы и общаемся с вами, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями и еще много чем. Но у нас есть и общие моменты, которые нас объединяют. В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на них отвечать. Слушайте меня внимательно!

Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.

Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.

Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.

Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.

Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.

Задание для родителей:

Возьмитесь за руки те, кто любит кофе.

Поднимите руки вверх те, кто любит смотреть сериалы.

Поставьте руки на пояс те, кто любит поспать в выходной день.

Топните правой ногой те, кто любит принимать гостей.

Возьмитесь за руки те, кто хочет похудеть.

Вот видите, сколько причин нас объединяет.

    Игра «Продолжи предложение»

Воспитатель предлагает поиграть в игру, где ребенок начинает предложение, а родители – заканчивает. Например, «Друг – это тот …

- … тот, с кем можно помолчать, поплакать и посмеяться.

- … тот, кто всегда выслушает в трудную минуту и поможет тебе.

- … тот, кто останется верным тебе даже тогда, когда отвернутся от тебя все.

- … тот, кто поймёт тебя лучше всех, даже если ты будешь молчать.

- … тот, кто примет тебя со всеми твоими минусами и недостатками.

- … тот, кто всегда скажет тебе правду, даже если она тебе не понравится.

- … тот, кто простит тебя за то, за, что простить не сможет никто другой.

Воспитатель: С чего начинается дружба? Ребята, а вы знаете? Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».

Дети и родители подпевают.

Дети: С улыбки!

Воспитатель: Совершенно верно дружба начинается с улыбки.

Давайте возьмемся за руки и каждый, глядя соседу в глаза, подарит самую добрую и приветливую улыбку. (встают в круг)

    Стихи о дружбе.

Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!

Друзья

Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.

    Пословицы о дружбе.

    Человек без друга, что дерево без корней.

    Новых друзей наживай, а старых не теряй.

    Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

    Друга ищи, а нашел – береги.

    Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

    Без беды не узнаешь друга.

    Старый друг лучше новых двух.

    Сам погибай, а товарища выручай.

    Недруг поддакивает, а друг спорит.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

7. Рассказы детей о своем друге.

Да, ребята, человеку всегда необходим друг. Я думаю, что у вас у каждого есть друзья. Сейчас мы послушаем ваши рассказы о своем друге.(запись) (предлагается план рассказа)

· как зовут вашего друга

· в какие игры вы с ним играете

· почему вы с ним дружите

11. Художественное творчество. (рисование на тему: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики, дружат в нашей группе мамочки и папочки»)

    Итог занятия

Воспитатель: Ребята, о чем говорили сегодня?

Давайте будем все дружить,

и нашей дружбой дорожить!

(Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Занятие окончено.

Звучит аудиозапись «Большой хоровод».

Цель: Опираясь на ранее усвоенные детьми нормы морального поведения, дать представление о понятии «дружба» и нравственных её ценностях.

Задачи:

Продолжать учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям.

Знакомить детей с элементами выразительных мимических движений, разным эмоциональным состояниям.

Учить изображать разные модели эмоций соотносительно литературному тексту.

Формировать у детей понятия о моральных представлениях на примере художественных образов.

Продолжать учить обосновать свое отношение к происходящему, к определенной моральной оценке.

Учить детей усваивать позитивные нормы поведения, регулировать собственные поступки в разных жизненных ситуациях.

Развивать личностно-нравственные достоинства каждого ребенка.

Развивать связную речь, речевое творчество.

Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и окружающим людям.

Используемый материал:

Пиктограммы эмоций, иллюстрации художественных произведений, собственносочиненные книги сказок, материалы детского проекта «Приходи к нам в гости сказка» .

Ход занятия:

Подготовительный этап.

1. Игра с пальчиками.

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует,

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий-легкий мячик,

А мизинчик мой малышка

Ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячек

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку.

Ручка в зеркало глядит,

Ручка пальчикам велит:

«Загибайтесь, выпрямляйтесь,

Вместе в горстку собирайтесь,

Разбегайтесь, распрямляйтесь,

В кулачок теперь сжимайтесь.

Кулачок на кулачок,

И ладошки на бочок.

А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко

На бочок, опять на стол,

И конец игре пришел.

Ну а теперь пора заниматься. Вы готовы? Но прежде чем я скажу что нового вы сегодня узнаете, мне очень хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Улыбнитесь. Замечательно, я вижу, что у вас хорошее настроение.

Ребята, а всегда ли бывает у вас хорошее настроение? (Нет.) А какое ещё бывает оно?

Тогда скажите, когда у вас бывает хорошее настроение? (Хорошие новости, вкусный был завтрак, папа обещал в цирк сводить, новую игрушку купить…)

А когда бывает плохое настроение? (Кто-то обидел, поругался…)

А как вы думаете, что от нас зависит, чтобы у каждого было хорошее настроение? (Не драться, не обижать друг друга, делиться игрушками…)

Да, ребята, мы должны стараться не обижать друг друга, тогда у всех будет хорошее настроение.

А какое настроение у капелек нашей «Радуги»? Посмотрим.

(Подходим к «Радуге».)

Здравствуйте, капельки. Какие вы сегодня разные. Мы с ребятами попробуем определить какое у вас настроение.

Ребята, что выражает желтая капелька, какое настроение у красной капельки?

Найдите капельку, которая показывает печаль/тоску. А какое состояние у оранжевой капельки?

Вот какие разные капельки: и радостные и грустные.

А вот капельки-детки, их много и они разные. Ребята, выберите себе ту капельку, на занятие с которой вам бы хотелось отправиться.

(Выбирают.)

2. - Сегодня мы поговорим с вами о чем-то важном, без чего ни один человек не может прожить. О чем? (звучит песня о дружбе «Дружба крепкая не сломается…Вот что значит настоящий верный друг»).

О чем же эта песня?

А что такое дружба? (Рассуждение.)

А вы знаете, что у дружбы есть свои секреты? Хотите их узнать?

Узнать о секретах дружбы мы сможем в нашем уголке сказок.

Тогда в путь. (Звучит музыка.)

Подходят к уголку сказок.

Ну где же нам искать секреты дружбы, как вы думаете? (Предполагают.)

А чей это домик? Интересно. (Нахожу картинку подсказку, читаю.)

Это домик секретов дружбы, они спрятаны в закрытых окошках. Окошки откроются после того, как вы отгадаете секреты дружбы. В домике найдете первую подсказку.

(Достаю подсказку сказок Чуковского «Мойдодыр» «Муха-Цокотуха».)

Из каких сказок эти герои? А кто написал? Кто-то помнит строчки этих сказок? (произносят хором)

Я вам предлагаю поиграть в забавную игру. Я прочту отрывки из этих сказок, а вы попробуйте изобразить эмоции которые вызовут эти строки.
(Читаю, дети изображают мимикой, жестами.)

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки и паучки.

(Удовольствие.)

Ты один не умывался,

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.

Маху криком кричит

Надрывается

А злодей молчит, ухмыляется…

Вдруг откуда- то летит,

Маленький комарик,

А в руке его горит

Маленький фонарик…

(Удивление.)

То-то стало весело,

То-то хорошо!...

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра…

(Радость.)
- Молодцы, вы как настоящие артисты изобразили разное настроение, разные эмоции.
- А какие эмоции вам больше всего нравятся? (радость, удовольствие)
- Как вы думаете какое настроение должно быть, чтобы кто-то захотел с вами подружиться? (Радостное, веселое.)
- Вот это и есть первый секрет дружбы. Проверим. Откройте первое окошко. Верно, в окошке эмоция радости.
Значит, дружба должна начинаться с улыбки, доброго взгляда, хорошего настроения.
- Давайте искать следующий секрет дружбы. Посмотрим ещё одну подсказку. (Достаю с окошка №2.)
Следующий секрет дружбы ищите в знакомых сказках. В этих сказках живут герои с добрыми поступками.
- Я думаю, что мы найдем этих героев в сказках, которые мы создавали.
Какие сказки мы создавали? (Дюймовочка, Иван царевич….., сочинили сказку про Буратино.)
- Давайте посмотрим на сказку Дюймовочка. Вспомните хорошие поступки героев этой сказки.
(Дюймовочка помогла ласточке, спасла её от холода и голода, ласточка помогла ей)
- Что можете сказать о героях сказки Царевна-лягушка? (Ответы детей.)
- Молодцы, верно вы определяете добрые поступки.
- Давайте еще заглянем в сочиненную нами сказку «О новых приключениях Буратино».
- Молодцы, во всех сказках вы правильно определили хорошие поступки, добрые дела героев.

Так может кто догадался какой следующий секрет дружбы? (Предположения детей, открываю второе окошко с изображением двух друзей.)

Верно, только с добрыми поступками скажут про тебя «настоящий друг».

Ребята, а чем вы больше всего любите заниматься со своими друзьями? (Играть.)

Играть?! Но бывают игры, где нужно выбрать ведущего, а им много кто хочет быть, как поступить, чтоб никого не обидеть? (Использовать считалочку.)

Верно, считалочка определит ведущего и никому обидно не будет.

Сыграем с вами в нашу любимую игру? Какую? («Гусеничку».)

Но сперва считалочкой определим ведущего. (Считалочка+ игра «Гусеничка» с воздушными шариками.)

Какая забавная игра. А могли бы вы сыграть в эту игру в одиночку. Нет. В такую веселую игру можно играть только вместе.

Вот это и следующий секрет дружбы.

(Открываю третье окошко с изображением хоровода.)

Осталось последнее окошко и ещё один секрет. Посмотрим подсказку. (Достаю подсказкую)

Ребята, а кто знает пословицы о дружбе, вспомните, мы их учили. (Дети называютю)

Молодцы, замечательные пословицы о дружбе.

А как вы понимаете пословицу: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»

(Есть хорошие друзья, а есть такие, что не помогут когда человек в беде.)

А как это бывает? Давайте посмотрим в инсценировке басни С.В, Михалкова «Друзья в походе». Усаживайтесь поудобней. (Инсценировка.)

Какая поучительная сказка.

Вопросы: Как вы думаете, почему Бобер не захотел идти с Кабаном и Лисой дальше?

Вы бы хотели взять себе таких героев в друзья? Почему?

Вот в этом и есть ещё один секрет дружбы. (Высказывание детей.)

Друг должен оставаться другом не только в радость, но и в горе. (Открываю окошко №4, где ребенок утешает другого.)

Ну вот мы и раскрыли секреты дружбы, которые живут в этом домике. Молодцы, ребята.

Если вы будете помнить эти секреты, то у вас всегда будет много друзей.

Ребята, дружба имеет ещё много других секретов. Я вам предлагаю дома рассказать маме или папе, дедушке или бабушке о секретах дружбы, которые мы сегодня узнали и спросите у своих родных, а какие ещё могут быть в дружбе секреты. И мы обязательно о них поговорим.

А сейчас вспомните о своих капельках, с которыми вы отправлялись на занятие. Достаньте их, ещё раз посмотрите, вспомните своё настроение вначале занятия и вложите их вот в это сердечко. – Какое веселое, замечательное сердечко у нас получилось.

А сейчас представьте свое настроение, изменилось ли оно после нашего занятия. Закройте глазки. А теперь подберите первой капельке капельку-подружку. Выложите капельки в другое сердечко. (Выкладывают.)

Какое сердечко вам больше всего нравится?

Да, я согласна с вами, сердечки яркие, веселые и такие замечательные. Почему они такие красивые? Да потому что мы дружно с вами занимались и у нас все получилось. Я очень горжусь вами, молодцы все мальчики и умницы все девочки.

Цель: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как « друг», «дружба».

Задачи:

Развивающие

  • Продолжать учить осмысливать и оценивать ситуацию, предлагать варианты решения проблемы и соотносить эти варианты с существующими нормами поведения.

Образовательные:

  • Продолжать учить построению сложных предложений в ситуации устного высказывания.
  • Учить объяснять и понимать смысл пословиц и поговорок.
  • Активизировать в речи детей глаголы и прилагательные (подбор определений о дружбе, друге).

Воспитательные:

  • Развивать социальные чувства: сочувствие, сопереживание, осознание, доброжелательные отношения.

Активизация словаря:

Дружок, дружище, товарищ, приятель, пир, гуляет, скупись, наживешь, хвастаться, скромный, грубить, внимательный, заботливый, погрустить, справедливый, заразить.

Материал:

  • Сундучок,
  • конверт с письмом,
  • диск с записью песни «Улыбка»,
  • символы: смайлик улыбка, ладошка и солнышко, клубок ниток,
  • картинка «Щедрость» из д/игры «Я и мое поведение»,
  • ствол дерева с ветками, коричневая краска, кисточка,
  • шапочки для драматизации – гриба, бабочки, муравья, мышки, воробья, зайца и лисы.

Предварительная работа:

  • Объяснение и заучивание пословиц о дружбе.
  • Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
  • Нравственные беседы о дружбе и друзьях.
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин.
  • Чтение произведений о дружбе.
  • Развитие эмоциональной сферы: обсуждения «Угадай эмоцию», «что было бы, если бы….».
  • Игры, направленные на знакомство с чертами характера: «Угадай, кто это».
  • Игры-рассуждения: « Как ты себя чувствуешь?», «Портрет самого лучшего друга», «Правила».
  • Коммуникативные игры «Сороконожка», «Зеркало», «Волшебный клубочек».

Ребята входят.

Воспитатель Ребята, посмотрите как сегодня много у нас гостей.

Дети здороваются, встают полукругом.

Воспитатель Не все гости знают, как вас зовут, а после игры узнают. Сейчас мы назовем друг друга ласковыми именами.

Проводится упражнение «Назови соседа ласково по имени». Нужно назвать своего соседа ласковым именем.

За дверью раздается шорох.

Воспитатель Я что-то слышу. Кто же это?

Забегает мышонок, отдает сундучок.

Мышонок: Это вам. Получите от кота Леопольда.

Мышата убегают.

Воспитатель Какие шустрые мышата, мы им даже спасибо не успели сказать. Что же здесь? Посмотрим? Влад помоги, пожалуйста, мне, подержи сундучок. Ой, ребята, что это здесь? Да, это же письмо! Что же нам пишет кот Леопольд? Присаживайтесь, я вам его прочитаю.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Как интересно! Заглянем в сундучок? Будьте внимательны! Все готовы?

Дети: Да.

Воспитатель достает CD диск.

Воспитатель: Я думаю, чтопервый секрет «спрятан» здесь. Послушаем…

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».

Воспитатель: Так с чего же начинается дружба?

Дети: С улыбки.

Воспитатель: Скажем дружно «С улыбки». Правильно.

А сейчас пусть каждый, глядя друг другу в глаза, подарит свою самую добрую и приветливую улыбку. А гости к нам присоединяться и тоже улыбнуться друг другу... Какие у всех замечательные, добрые улыбки. У меня поднялось настроение и кажется, что в зале стало светлее и уютнее от наших улыбок.

Почему так говорят: «Дружба начинается с улыбки!» Посмотрите на мальчиков. (На мольберте 3 человечка с разными эмоциями: доброта, безразличие и злость). Какие они все разные: один улыбается, другой безразличный, третий злой. С кем из них вам хочется подружиться?

Ответы детей: С веселым, с тем, кто улыбается…

Воспитатель: А почему?

Дети : Он добрый, он веселый…

Воспитатель: я слышала, что многие из вас ответили он добрый. А почему вы решили, что он добрый?

Ответы детей : Он улыбается.

Воспитатель: А с другими, почему не хочется?

Дети: Он злой, я не знаю какой он…

Воспитатель: Да, действительно ребята, когда человек улыбается к нему легко подойти, с ним приятно общаться. «Улыбнись» - вот так легко мы с вами разгадали первый секрет. СИМВОЛ (смайлик) выставляется на мольберт .

Разгадать второй секрет дружбы нам поможет клубочек. Мы будем плести паутинку, приветствуя друг друга. Вот так: «Я рада, что сегодня пришел(а) в сад!»» (клубочек перекатывается от ребенка к ребенку и произносятся слова приветствия, каждый ребенок ладошкой прижимает ниточку к коврику)

  • Я так скучаю, когда тебя нет!
  • Мне так приятно видеть тебя!
  • Я всегда жду, когда ты придешь!
  • Я хочу, чтобы мы вместе сегодня весело провели день,!
  • Доброе утро!
  • Я рад, что ты сегодня пришел(а) в сад!
  • Я с нетерпением всегда жду встречи с тобой!
  • Я счастлив(а), когда ты рядом!
  • Я тебя ждал(а), чтобы поиграть!

Ребята, поднимите паутинку. Посмотрите ваши слова, как тоненькие нити дружбы соединили всех нас. Опускайте, отпускайте ниточку.

Как приятно было вас слушать. Как много приветливых слов можно сказать другу. Какие добрые, теплые слова вы нашли для этого. А еще можно сказать: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Здравствуй!» или очень часто вы приветствуете друг друга вот так – воспитатель машет ладошкой – «Привет!». Это и есть второй секрет дружбы! «Будь приветлив!» А это символ. СИМВОЛ (ладошка) – выставляется на мольберт.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь пришло время поиграть в нашу любимую игру «Дружные ребята».

Игра Раз, два, три четыре, пять

Начинаем мы играть

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому, кто справа, руку дай,

Тому, кто слева, руку дай,

Того, кто справа, обними,

Того, кого слева, обними.

Ну вот и закончилась игра.

Мы в группе дружим все. Ура!

Воспитатель: Здорово мы с вами поиграли. Проходите на стульчики.

Воспитатель: Вынимаем следующий секрет, он «зашифрован» в картинке.

Послушайте, с чего началась эта история:

«Петя с Алешей друзья они живут в одном дворе.

Однажды Петя взял конфеты и пошел во двор гулять. Алеша уже гулял во дворе и ел мороженое. Увидев Петю, он быстро спрятал мороженое за спину. А Петя подбежал и протянул ему конфету.»

  1. 1.Кто из них настоящий друг?
  2. 2.Почему?
  3. 3.А как бы вы поступили на месте Алеши?

Дети: Поделились бы, вместе съели мороженое, отдал бы другу.

Воспитатель: Молодцы ребята, так поступают настоящие друзья.

Делиться можно не только игрушками, конфетами и мороженым, но и знаниями и умениями. Вот кот Леопольд чем поделился с нами?

Дети: Секретами дружбы.

Воспитатель: Правильно! Это и означает быть щедрым. «Будь щедрым» - это и есть еще один секрет дружбы. СИМВОЛ (солнышко). А символом секрета будет солнышко, потому что оно щедро делиться своим теплом и светом со всеми. СИМВОЛ (солнышко). Ну вот, и опустел наш сундучок кота Леопольда. Мы благодарим его за ценный подарок.

О дружбе написано много стихов, песен, пословиц. Вот одна из них «Дерево держится конями, а человек друзьями». Посмотрите, на наше дерево, я назвала пословицу и нарисовала ему корень и выв называйте пословицы и рисуйте корни.

Игра «Пословицы»:

  • Нет друга – ищи, а нашел, береги.
  • Друг познается в беде.
  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Добро потеряешь – опять наживешь, друга потеряешь – уже не вернешь.
  • Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
  • Не тот, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Живи, не скупись, с друзьями делись.
  • Товарищ за товарища в огонь бросится.
  • Дружи с тем, кто лучше тебя самого.

Посмотрите, наше дерево ожило, оно крепко держится за землю корнями. Так и человеку легче и интереснее жить, когда у него много друзей.

Воспитатель: Дружба помогает всем. А у нас группа дружная?

Ответы детей.

А секреты, о которых мы узнали, действуют в нашей группе?

Высказывания детей.

Воспитатель: Дружба помогает нам во всем, и в игре, и в работе, во всех наших делах. Вспомните, какой замечательный спектакль о дружбе мы с вами поставили и показали родителям и детскому саду. Давайте покажем отрывок из него и нашим гостям.

Показ спектакля.

Воспитатель: Ребята спасибо вам. Дружба помогла героям в трудную минуту. Дружба, как нежный, хрупкий птенчик. Её нужно беречь и хранить. Представьте себе, что у вас в ладошках птенчик. Согрейте его своим дыханием. (Психогимнастика, дети представляют в руках птенчика).

А теперь прижмите его к своей груди, пусть он послушает, как бьется ваше сердечко. Ваш птенчик окреп, расправил свои крылья и полетел к вашему другу. Подставляйте ладошки. Ребята, берегите и храните свою дружбу.

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы сегодня с вами вспомнили только некоторые секреты дружбы, эти символы мы заберем с собою в нашу группу. Они помогут нам дружить и найти другие секреты дружбы.

Ольга Щавелюк
Конспект итогового занятия в старшей группе «О дружбе и друзьях»

Щавелюк Ольга Алексеевна

МБДОУ «Детский сад №98»

Свердловская область

г. Каменск-Уральский

Программное содержание :

Воспитать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы ;

Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу, активизировать словарь;

Закреплять у детей умение выражать свои мысли полными предложениями;

Понимать значение пословиц о дружбе , связывать значение пословицы с определенной ситуацией;

Совершенствовать умение драматизировать басню, выразительно передавая образы героев;

Учить находить выход из конфликтных ситуаций;

Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем.

Предварительная работа :

Чтение произведений : «Айболит и воробей» К. Чуковского, «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского, «Кубик на кубик» Я. Тайц, «Два товарища» Л. Толстого, «Поссорились» А. Кузнецова, «Две подружки » Н. Дурова, «Бараны» С. Михалкова, «Петухи» К. Тангрыкулиева и др.

Беседы : «Доброе слово лечит, а худое калечит» , «Глупые ссорятся, а умные договариваются» .

Д/игры и упражнения : «Узнай своих друзей по голосу » , «Этот день без тебя» , «Закончи предложение» , «Покажи жесты и мимику» , «Настроение» .

Оборудование : деревья; костюм медведя; иллюстрации о дружбе ; книги : «Сказка о рыбаке и рыбке» , «Серебряное копытце» , «Трое из Простоквашино» , «Конек-Горбунок» , «Иван-царевич и Серый Волк» , «По щучьему велению» , «Пожарные собаки» и др. ; кассета с песней «Песня о дружбе » ; карточки для задания «Найди отличия» ; рисунки с варежками; карандаши; мольберт; карточки с графическим изображением эмоций.

Ход занятия.

Дети проходят в группу , здороваются с гостями.

Вос-ль : - Ребята, давайте все вместе послушаем хорошую песню. Слушают «Песня о дружбе » .

Ребята, о чем поется в песне?

Дети : - О дружбе , о друге.

Вос-ль : - Что такое дружба ?

Вос-ль : - Настоящий друг какой?

Дети : - Верный, близкий, терпеливый, надежный, бескорыстный.

Вос-ль : - А у нас дети в группе умеют дружить ?

Дети : - Умеют.

Вос-ль : - Ребята, а бывает такое, что друзья сорятся ?

Дети : - Бывает.

Вос-ль : - У нас ведь в группе дети тоже иногда ссорятся во время игр?

Давайте вспомним, как следует поступать в конфликтных ситуациях в игре.

Я предлагаю вам несколько вариантов, попробуйте выбрать правильный :

1. Нужно стукнуть обидчика, чтобы он закричал : «Мама!» ;

2. Следует громко заплакать и позвать взрослых;

3. Забрать все игрушки обидчика и сломать их;

4. Предложить играть вместе всеми игрушками.

(дети выбирают правильный ответ и объясняют свой выбор) .

Вос-ль : - Ребята, располагайтесь поудобнее на паласе, сейчас мы посмотрим басню Л. Толстого «Два товарища» (драматизация басни) .

Вам понравилась басня о двух товарищах? Чем понравилась басня?

Дети : - Интересная, правдивая, поучительная, короткая.

Вос-ль : - О ком рассказывается в басне?

Дети : - О друзьях-товарищах .

Вос-ль : - Как повели себя друзья ?

Дети : - Один бросился бежать, влез на дерево, спрятался, а другой лег на дороге на землю.

Вос-ль : - Как можно назвать мальчика, который лег на дорогу?

Дети : - Смелый, находчивый, смышленый, умный, сообразительный.

Вос-ль : - Как можно назвать другого мальчика?

Дети : - Трусливый, предатель, бессердечный, надменный, насмешливый.

Вос-ль : - Можно назвать этого мальчика другом?

Дети : - Нет.

Вос-ль : - Какую пословицу или поговорку можно употребить в данном случае, к концу этой басни?

Дети : - «Друг познается в беде» .

Вос-ль : - Какие еще пословицы о дружбе вы знаете ?

Дети : - «Нет друга – так ищи, а нашел – береги!» ,

«Настоящий друг познается в беде» ,

«Сам пропадай, а товарища выручай» ,

«Человек без друга, что дерево без корней» и т. д.

Вос-ль : - Молодцы! Много пословиц о дружбе знаете .

Физкультминутка «Жук» .

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу ,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Вос-ль : - Ребята, посмотрите как много на этом столе иллюстраций, а на другом книг. Девочки из всех иллюстраций выберут те, где по их мнению изображены настоящие друзья , а мальчики выставят на мольберт книги, в которых рассказывается о дружбе человека с животными. (дети выполняют задания под музыку, после окончания работы объясняют свой выбор).

Вос-ль : - Как приятно говорить друг другу хорошие слова, после не захочешь ссориться с друзьями , обижаться. Давайте поиграем в игру «Комплименты» .

Игра «Комплименты»

Игра начинается со слов : «Мне нравится в тебе…»

(по кругу каждый из вас говорит соседу комплимент, называет хорошие качества характера или внешние отличительные признаки, старайтесь , чтобы комплименты не повторялись).

Молодцы! Вы научились говорить комплименты, но надо помнить самое главное : комплимент будет приятен человеку только тогда, когда ты говоришь его искренне, от чистого сердца.

Мы сегодня много говорили о дружбе , а давайте потренируемся играть дружно . Рассаживайтесь за столами по два человека (на одних столах – рисунки, один набор карандашей. На рисунке две варежки).

Задание :

Каждый из вас разукрашивает одну варежку, но узоры на варежках должны быть одинаковыми. Когда работа закончена спрашиваю :

Кто из вас придумал этот узор? С чем вы оба соглашались? О чем думали по-разному? Понравилось вам вместе рисовать?

Следующее задание «Найди отличия» .

Внимательно рассмотрите два рисунка. Они очень похожи, но все-таки чем-то отличаются. Найдите 5 различий. Эти различия вам надо найти вместе.

(дети выполняют задание под музыку) .

Ребята, как легче искать различия : по одному или по двое? Вы не ссорились? Молодцы, вы умеете играть и работать дружно .

(дети подходят к воспитателю, встают в круг) .

Всем советую дружить ,

Очень дружбой дорожить ,

В обиду друга не давайте,

В любом несчастье помогайте!

А теперь протяните своим друзьям руки , обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.

Публикации по теме:

Конспект занятия-беседы о дружбе и друзьях по рассказам В. Осеевой Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №60" Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В. Осеевой.

Конспект итогового занятия в первой младшей группе на тему: «Транспорт». Цель: обогащать знания детей о транспорте и правилах дорожного.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Проделки Снежной королевы» Щавелюк Ольга Алексеевна Воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №98» Свердловская область г. Каменск-Уральский Программное содержание:.

Конспект итогового занятия в старшей группе «Азбука здоровья» Конспект итогового занятия в старшей группе «Азбука здоровья» Цель: Подвести итог проведения цикла занятий по формированию понятия «культура.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по морально – этическому воспитанию

в старшей группе на тему: «О дружбе и друзьях»

Подготовила: воспитатель I категории

Лещинская Г.В.

Программное содержание:

Формировать понятия «друг», «дружба». Учить понимать, оценивать чувства и поступки других; продолжать учить составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, употребляя простые и сложные предложения; отвечать на вопросы полными предложениями.

Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; знакомить детей с правилами дружеских отношений; закреплять знания пословиц и стихов о дружбе; умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения. Продолжить формировать нравственные качества личности: доброжелательность, любовь к ближнему; побуждать детей к добрым поступкам; желание поддерживать друзей; дать возможность проявить взаимопомощь.

Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.

Активизировать в речи слова: дружба, друг, комплимент; прилагательные: дружелюбный, скромный, добрый, щедрый, прекрасный, честный.

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе; обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе; чтение сказок о дружбе «Цветик - семицветик», «Сказка о дружбе», рассказы Осеевой и др.; заучивание пословиц и стихов о дружбе; изготовление цветов для дерева дружбы.

Материал: «клубок дружбы», аудиозапись песен «Дружба начинается с улыбки» , «Песня о дружбе»; маски зайца и ёжика, стул, мяч для каждого ребёнка, сюжетные картинки, две куклы, дерево, цветы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

Собрались все дети в круг (дети берутся за руки и встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите, (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите. (прижимают руки к груди)

Друг другу подарите, (протягивают руки вперед)

«Здравствуйте!»- скажите.

Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры « Клубок дружбы». Вы будете передавать друг другу клубок, при этом каждый может сказать добрые слова своему соседу, сделать ему комплимент.

Посмотрите, ниточка связала нас, и дружба наша стала ещё крепче. Наша игра не просто так называлась «Клубок дружбы». Именно о дружбе и о друзьях мы поговорим с вами на сегодняшнем занятии.

Как вы думаете, кто такой друг? (ответы детей)

Да, дети вы правы, другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобиться, то отдать тебе все, что имеет сам.

Можно ли прожить без друзей?

Ребята, кто из вас знает, что такое дружба?

Дружба – это когда ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, чтобы он что–то дал. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

Молодцы, мне понравились ваши ответы.

А чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны "да-да-да", а если не согласны "нет-нет-нет".

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Друга стоит обижать?

(Нет-нет-нет)

Другу будем помогать?

(Да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(Нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(Да-да-да)

Мы научимся играть?

(Да-да-да)

Ну а споры разрешать?

(Да-да-да)

Чай с друзьями будем пить?

(Да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?

(Да-да-да)

Будем крепко мы дружить?

(Да-да-да)

Ребята, вспомните, мы недавно читали сказку о маленьком росточке и старом дереве.

Почему это дерево было особенным? Правильно, каждую весну у него появлялись по закону природы листочки, но оно никогда не цвело. А что случилось с деревом в конце сказки? Как вы думаете, почему дерево зацвело?

Посмотрите, у нас в группе тоже появилось дерево и оно тоже, как и дерево из сказки не цветет, потому что у него нет друзей. Я предлагаю стать друзьями для этого дерева. Вы согласны? но для этого, вам предстоит разгадать секреты дружбы, и тогда вы увидите, что произойдет.

Первый секрет дружбы.

Первый секрет «спрятан» в песне. Давайте узнаем, с чего начинается дружба. Слушаем….
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».
-Ребята, вы поняли, с чего же начинается дружба?
Добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Вот так легко мы разгадали с вами первый секрет дружбы. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка.

«Чаще улыбайтесь - и у вас будет много друзей».

Ребята, посмотрите, что произошло? Расцвел первый цветок для нашего дерева, какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву (вешаем цветок на дерево).

Второй секрет дружбы.

Ребята, бывает ли такое, что вы иногда ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей). Самая частая причина ссор - когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Ёжика и Зайчика, каждый из которых хочет покачаться на качелях.

(Воспитатель выбирает детей для участия в игре, выдает им соответствующие маски зверей. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой). Инсценировка стихотворений. «Заяц и Ёжик на качелях»

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Заяц качели к себе потянул.

Заяц: «Я первый!»

А Ёжик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Заяц обиделся:

«Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Дети, как вы думаете, почему Заяц решил не дружить с Ёжиком?

Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям?

Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было?

Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик и Ёжик договорились.

2. В тихом лесу средь кустов и дорожек

Жили два друга Зайчик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик на встречу к качелям шагнул,

Заяц качели к себе потянул.

Заяц сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Ребята, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Действительно, друзья должны уметь договариваться, чтобы жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!

- А сейчас давайте сделаем большой круг и вспомним нашу игру «мирилка ».

Мы не будем больше злиться,

Мы решили помириться,

Злюка, уходи от нас.

Мы опять друзья сейчас!

(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).

Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали и назовем этот секрет - словом Мир!

И ещё один цветок появляется у нашего дерева.

Ребята, не ссорьтесь со своими друзьями, старайтесь играть мирно, дорожить своими друзьями. Об этом рассказывается в стихотворении, послушайте его.

(рассказывает ребёнок)

Можно много слов прекрасных
О друзьях сказать!

Никогда не стоит, дети,

Друга обижать.

Потому что без друзей

Очень трудно жить...

Скажем вместе:

ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ!

Мне кажется, что вы очень дружные ребята.

Давайте-ка проверим, верно ли это?

Игра «Гусеница»

Возьмите мячи, постройтесь цепочкой. Мяч зажмите между своим животом и спиной впереди стоящего друга. Руки положите на плечи впереди стоящему ребёнку. Мы превратились в одну большую гусеницу, которая должна пройти по определенному маршруту.

(Под песню «Песня о дружбе» «гусеница» продвигается по группе)

Отлично, у нас получилось! А теперь положите мячи на место и сделайте один большой круг.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру:

Игра «Я начинаю, а вы продолжайте »

Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)

Я сержусь на друга, когда… (он дразнится)

Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)

Я грущу, когда… (друг уезжает)

Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)

Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)

Я люблю друга за то, … (что он мой друг)

Я забочусь о друге, когда… (он болеет)

Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Почаще говорите своим друзьям: давай дружить, давай играть.

Третий секрет дружбы.

Следующее правило « зашифровано» в картинках. (Выставляются сюжетные картинки).
- Расскажите, что происходит на картинке.

(Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации)
- Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан и назовем его Помощь. Ещё один цветок расцвел для нашего дерева.

Ребята, о друзьях, которые всегда придут на помощь хочется послушать стихотворение:

(рассказывает ребенок)

«Если дело не идет
И не спорится работа,

Друг к тебе всегда придет,

С другом справишься в два счета!

Ну а если вдруг у друга

Что-нибудь случится,

Поспеши к нему на помощь-

Может пригодиться!

Ребята, берегите своих друзей, и вам будет радостней жить на свете
- Дети, вы знаете, что наш народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок, давайте вспомним их.

Я начну, а вы заканчивайте ,

Хором, дружно отвечайте

Друзья познаются (в беде)
Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)

Старый друг (лучше новых двух)

Друг за дружку держаться (ничего не бояться)

Не имей сто рублей,(а имей сто друзей)

Дерево живет корнями, (а человек друзьями)

Нет друга – ищи, (а нашёл береги)
- Ребята, как вы понимаете пословицу: нет друга ищи, а нашел береги?(ответы детей)

Физкультурная минутка

Дружно за руки беритесь, в круг скорее становитесь (встаем в круг)

Вправо – влево повернитесь. (повороты вправо – влево)

Будем веселиться, (хлопки)

Прыгать (прыжки)

И кружиться. (кружение)

Много радостных людей (идём по кругу)

Добрых верных нам друзей.

Ссориться не будем (подходим к центру)

Про печаль забудем. (отходим назад).

Четвертый секрет дружбы

Игра “Пирамида добра”.

Дети, я сейчас предлагаю построить пирамиду добра. Представьте, что наши ладошки – это хорошие пожелания, давайте построим пирамиду из наших пожеланий. Кто придумает - выйдет в круг произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

Воспитатель:

Я желаю вам быть терпеливыми и послушными!!!

Воспитатель после всех высказываний раскачивает пирамиду добра со словами:

Пусть наши пожелания услышат все! И пусть они сбудутся!

Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу.

Дети, мы разгадали ещё один секрет дружбы, называется он -доброта. И еще один цветок расцветет на нашем дереве.

Пятый секрет дружбы

Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

–Сейчас наши ребята покажут вам сценку. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!

«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Катя. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Катя нечаянно сломала Лизину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.

– Не знаю, – сказала Катя. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Катя, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Лиза – Катя моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Лиза к Кате и спросила – Зачем ты обманула меня Катя?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Катя! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом! »

Вот такая история.

Как вы думаете, Катя и Лиза останутся друзьями?

Конечно, Лиза простит Катю, потому что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для тебя твой друг. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий.… Конечно, обман может разрушить дружбу.

Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными. И ещё один секрет мы разгадали, назовем его помощь.

Вот и пятый, последний цветок. Повесим его на дерево.

Посмотрите, дети, на наше дерево. Смотрите, как расцвело оно, какое оно стало красивое.

Ребята сделайте круг и возьмитесь за руки. Вспомним все секреты дружбы:

Улыбка, помощь, доброта, мир, честность.

Вы разгадали все секреты дружбы, потому что вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья.

Жить на свете очень трудно

Без подруги или друга,

Без тебя и твой щенок

Нестерпимо одинок.

Давайте дети,

Дружить друг с другом!

Ведь имея друга – хорошо на свете жить.

Ребята, я желаю вам иметь в жизни много настоящих, верных друзей.

Запомните дети – дружба дороже всего.