Взаимоотношения матери и дочки. Мать и дочь: конкуренция в отношениях

12.07.2019

Мама и дочь - соперницы . В некоторых семьях такое даже трудно представить, а во многих - это абсолютная реальность, с которой нужно справиться обеим сторонам.

Взаимоотношения матери и дочери уникальны сами по себе, даже без привлечения мужчины. Например, как ни странно, девочки легче переносят отсутствие матери, чем мальчики. Видимо, природой неспроста заложена такая особенность, подразумевая потенциальную заменяемость. К тому же, девочки во многом ориентируются не только на свою мать, но и на других окружающих взрослых. Это позволяет им быть более социальными, чем мальчики. Но рядом с матерью девочке проще взрослеть, идентифицируя себя с ее личностью.

В свою очередь, матерям свойственно идентифицировать своих дочерей с собой в детстве, испытывая сложность в построении отдельного психологического образа ребенка. И через нее она способна даже наказывать себя. Или наоборот, мать ждет идеальной девочки и разочаровывается, замечая обратное.

В любом из этих случаев дочери обречены на бунт против матерей, на борьбу за собственные права. Самые кризисные периоды конфликтов матери и дочери:

  • эдипов период (7-8 лет);
  • пубертатный период (период полового созревания);
  • молодость (от 18 лет).

Каждый из этих периодов - это вступление девочки в более широкую соцсреду, в которой ее ждет пониженный статус женщины. Она желает его изменить, порой выходя на соперничество с мамой. Перетерпеть это легче мамам со стабильной, высокой самооценкой. Сложнее матерям с заниженной самооценкой.

Взрослея, девочка всё больше и больше понимает особое положение мужчин. Если даже мать ставит мужчину (отца девочки) на первое место, то конфликта не избежать. Дочь пытается обратиться к отцу - он источник мощи и какой-то свободы. Мать и дочь вовлекаются в соперничество к одному объекту любви. Психологи считают многие такие попытки «обращения» дочерей к отцам реальной угрозой соблазнения и даже инцеста. В США, например, 5% девочек проходят через инцест с отцом.

Есть еще один вариант развития событий, когда мама и дочь - абсолютные соперницы-конкурентки. Мама может пытаться конкурировать с дочерью, стараясь выглядеть лучше, одеваться современнее, вызывать бóльший интерес у мужчин. У дочки при этом может возникнуть протест, и тогда она натягивает на себя балахонистую одежду, игнорируя парней. Мама и дочь как бы меняются местами. Дочь ведет себя, как женщина в годах, запустившая себя и махнувшая на себя рукой. А мать пытается схватить «за хвост» убегающую молодость.

В таких случаях психологи предлагают использовать ролевую игру «дочки-матери». Мама максимально достоверно должна изображать дочку, а дочка - маму. После взаимного перевоплощения для каждой из них должно быть легче создать новую модель отношений без конкуренции и отрицания.

Существует еще одна модель отношений матери и дочери, ложно принимаемая за устранение потенциальной конкурентки более сильной личностью. Имеется ввиду намеренное подавление любопытства девочки, включая сексуальное, прививание скромности. Это не соперничество , а неправильно выбранный способ защиты дочери. Таким образом мать часто пытается защитить дочку от мужской сексуальной и любой другой эксплуатации, в том числе принудительной. Но это отрицательно влияет на развитие самостоятельности, инициативы девочки и еще больше делает ее потенциальной жертвой эксплуатации и обид. Взрослеющая дочь в таком случае начинает презирать мать за ее беспомощность и воспитанную ею беспомощность в себе. Это уже становится настоящим садомазохизмом в отношениях. В таком случае без психолога в проблеме практически не разобраться.

То, что мать и дочь - соперницы , во многом вызвано естественным циклом природы и социальными условиями. Но любовь и уважение друг к другу, понимание первопричин соперничества могут стать спасательными жилетами в «море» этих непростых, бушующих отношений.

тпдйфемй й дефй: пфопыеойс фтефшезп фщусюемефйс.

нБФШ Й ДПЮШ: ЛПОЛХТЕОГЙС, ДТХЦВБ ЙМЙ ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙЕ?

ч ЬФПН ЧЩРХУЛЕ ТБУУЩМЛЙ С ЪБФТПОХ ДПЧПМШОП ФПОЛХА ФЕНХ, ЛПФПТБС ФТЕВХЕФ БЛЛХТБФОПУФЙ Ч ЕЕ ЙЪМПЦЕОЙЙ. ьФП ПФОПЫЕОЙС НБФЕТЙ Й ДПЮЕТЙ.

лПЗДБ ФП ТПДЙМБУШ НБМЕОШЛБС ДЕЧПЮЛБ Х НБНЩ, РПФПН ДЕЧПЮЛБ РПЧЪТПУМЕМБ Й УФБМБ УБНБ НБНПК ФПЦЕ НБМЕОШЛПК Й РТЕЛТБУОПК ДЕЧПЮЛЙ. й УФБМБ ЕЕ ТБУФЙФШ, ЧПУРЙФЩЧБФШ, ЪБВПФЙФШУС П ОЕК, ТСДЙФШ ЕЕ Ч РМБФЙЫЛЙ Й ВБОФЙЛЙ, ОБЪЩЧБФШ ЛТБУБЧЙГЕК Й ХЮЙФШ ЧУЕН ФПОЛПУФСН Й ИЙФТПУФСН ЦЕОУЛПК ЦЙЪОЙ. й ДЕЧПЮЛБ ЧЩТПУМБ Х ЬФПК НБНЩ ПЮЕОШ ЛТБУЙЧБС, ДПВТБС Й ЪБВПФМЙЧБС. чУЕ ЕЕ ЧПЛТХЗ МАВЙМЙ, Й ДЕФЙ, Й УПУЕДЙ, Й ЦЙЧПФОЩЕ, Й РФЙЮЛЙ, Й ЧУФТЕФЙМБ ПОБ Ч ЦЙЪОЙ РТЕЛТБУОПЗП РТЙОГБ Й ЧЩЫМБ ЪБ ОЕЗП ЪБНХЦ Й ЦЙМБ У ОЙН ДПМЗП Й УЮБУФМЙЧП.

рТЙНЕТОП ФБЛ ЧЩЗМСДЙФ НБФЕТЙОУФЧП Ч УЛБЪЛБИ Й ТБУУЛБЪБИ ПВ ПФОПЫЕОЙС НБФЕТЙ Й ДПЮЕТЙ. й ФПМШЛП НБЮЕИБ Х ДЕЧПЮЛЙ НПЦЕФ ВЩФШ ЪМПК Й Ч УЧПЙИ ЙОФЕТЕУБИ ЙУРПМШЪПЧБФШ ДПВТПФХ, ЛТБУПФХ, АОПУФШ Й ОБЙЧОПУФШ ДЕЧХЫЛЙ Ч УЧПЙИ ЛПТЩУФОЩИ ГЕМСИ.

фХФ ЧУЕ РПОСФОП. б ЛБЛ ЦЕ ОБ РТБЛФЙЛЕ УЛМБДЩЧБАФУС ПФОПЫЕОЙС НБФЕТЙ Й ДПЮЕТЙ? лБЛ ЬФП РТПЙУИПДЙФ Ч ЦЙЪОЙ?

ъДЕУШ ПРСФШ ЧБЦОП ЧЕТОХФУС Л ФЕНЕ УЕНЕКОПК ЙЕТБТИЙЙ Й РЕТЕДБЮЙ ЪОБОЙК. ъОБОЙС Й УЕНЕКОЩЕ ГЕООПУФЙ РЕТЕДБАФУС ПФ УФБТЫЕЗП РПЛПМЕОЙС Л НМБДЫЕНХ. й РП-ДТХЗПНХ ФХФ ВЩФШ ОЕ НПЦЕФ.

лБЦДБС УЕНШС ПВМБДБЕФ ПРТЕДЕМЕООЩН ПРЩФПН ОБЧЩЛБНЙ Й ХНЕОЙСНЙ, ЛПФПТЩЕ РТЙПВТЕМП УФБТЫЕЕ РПЛПМЕОЙЕ. й ЪБДБЮБ УФБТЫЕЗП РПЛПМЕОЙС РЕТЕДБФШ ЬФЙ ЪОБОЙС РПЛПМЕОЙА, ЙДХЭЕНХ ЕНХ ОБ УНЕОХ.

ьФЙ ЪОБОЙС НПЗХФ ЛБУБФШУС ТБЪОЩИ ПВМБУФЕК Й УФПТПО ЦЙЪОЙ ЧУЕК УЕНШЙ Й ЧУЕЗП ТПДБ. уЕНШС (ЙМЙ ТПД) ОБЛПРЙМЙ ЪОБОЙС П ФПН ЛБЛ ЦЙФШ Ч ЬФПН НБФЕТЙБМШОПН НЙТЕ, ЛБЛ ЧЩУФТБЙЧБФШ ПФОПЫЕОЙС У УХРТХЗПН, У ДЕФШНЙ, ЛБЛ ЪБВПФЙФШУС П ОЕНПЭОЩИ Й ОХЦДБАЭЙИУС, ЛБЛ РТПСЧМСФШ МАВПЧШ Й ХЧБЦЕОЙЕ Й Ф.Д. еУФШ НОПЗП УФПТПО ЦЙЪОЙ ЦЕОЭЙОЩ, ЪОБОЙС П ЛПФПТЩИ ПОБ НПЦЕФ РПМХЮЙФШ ФПМШЛП ПФ ВПМЕЕ УФБТЫЙИ ЦЕОЭЙО УЧПЕЗП ТПДБ. й ЬФЙ ЪОБОЙС уплтпчеооще, ЛПФПТЩЕ РЕТЕДБАФУС ПФ ЦЕОЭЙОЕ Л ЦЕОЭЙОЕ. йНЙ ОЕ ПВМБДБАФ НХЦЮЙОЩ Й ОЕ НПЗХФ ЬФПНХ ОБХЮЙФШ УЧПЙИ ДПЮЕТЕК.

уЕКЮБУ ДМС НОПЗЙИ ЦЕОЭЙО - ЬФП ФПМШЛП ФЕПТЙС Й «ДЕМБ ДБЧОП НЙОХЧЫЙИ ДОЕК, РТЕДБОШЕ УФБТЙОЩ УХТПЧПК». фБЛБС ЙЕТБТИЙС Ч УЕНШЕ ХФЕТСОБ Й ОБ УНЕОХ РТЙЫМП ОЕРПОСФОП ЮФП Й ОЕРПОСФОП ЛБЛПЕ ПВЭЕОЙЕ Й ЧЩУФТБЙЧБОЙЕ ПФОПЫЕОЙК. й ЧУМЕД ЪБ ЬФЙН ОЕРПОСФОЩН, РПСЧЙМУС ДТХЗПК ЧЙД ПФОПЫЕОЙК - ЬФП ЛПОЛХТЕОГЙС НЕЦДХ НБФЕТША Й ДПЮЕТША. л УПЦБМЕОЙА, ЬФП ПРЩФ НПЕК РТБЛФЙЛЙ Й У ЦЕОЭЙОБНЙ Й У ДЕЧПЮЛБНЙ - РПДТПУФЛБНЙ. лПЗДБ НБФШ (б лполхтеогйс йдеф йнеооп пф нбфетй) ОБЮЙОБЕФ РПДУПЪОБФЕМШОП ЛПОЛХТЙТПЧБФШ УП УЧПЕК ДПЮЕТША ЪБ ЧОЙНБОЙЕ, ЪБ РПДБТЛЙ, ЪБ РПИЧБМХ Й УРПУПВОПУФЙ. рТЙ ЬФПН ПОБ РТЙОЙЦБЕФ Й ЪБФЙТБЕФ ДПУФПЙОУФЧБ УЧПЕК ДПЮЕТЙ.

дМС ФБЛПЗП РПЧЕДЕОЙС НБФЕТЙ ЕУФШ ПЮЕОШ НОПЗП РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ РТЙЮЙО Й ПВЧЙОСФШ ЕЕ Ч ФБЛПН РПЧЕДЕОЙЙ ОЕ ЙНЕЕФ УНЩУМБ. чПРТПУ Ч ДТХЗПН. еУМЙ Х ЦЕОЭЙОЩ ТБУФЕФ ДПЮШ, ФП ПЮЕОШ ЧБЦОП (Й Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ УБНПК ЦЕОЭЙОЕ) ПФУМЕДЙФШ УЧПЙ ЬНПГЙЙ РП ПФОПЫЕОЙА Л ДПЮЕТЙ Й ОБКФЙ ЧБТЙБОФЩ ВПМЕЕ ФЕРМПЗП Й ДПЧЕТЙФЕМШОПЗП ПВЭЕОЙС УП УЧПЕК ДПЮЕТША.

еУМЙ ЦЕОЭЙОБ ЬФПЗП ОЕ УДЕМБЕФ, ФП РТПВМЕН Ч ПВЭЕОЙЙ УП УЧПЕК ДПЮЕТША ЕК ОЕ ЙЪВЕЦБФШ. й ТБУУЮЙФЩЧБФШ ОБ ФП ЮФП ДПЮШ РПЧЪТПУМЕЕФ, РПХНОЕЕФ Й ОБЛПОЕГ-ФП ПУПЪОБЕФ УЧПЕК ОЕРТБЧЙМШОПЕ РПЧЕДЕОЙЕ ОЕ УФПЙФ. уЛПТЕЕ ЧУЕЗП ДЕЧПЮЛБ ЧЩТБУФЕФ У ПЗТПНОЩН ЛПМЙЮЕУФЧПН ПВЙД ОБ НБФШ Й ЧРПМОЕ ЧПЪНПЦОП ВХДЕФ ДБЦЕ ЕЕ ОЕОБЧЙДЕФШ. хЧЩ, ЬФП РТБЧДБ ЦЙЪОЙ ЛБЛ ВЩ УФТБЫОП УЕКЮБУ ОЕ ЪЧХЮБМЙ НПЙ УМПЧБ. дБМШОЕКЫБС УХДШВБ Й УБНПК ДЕЧПЮЛЙ ВХДЕФ ФПЦЕ ОЕ ЪБЧЙДОБ. дБЦЕ ЕУМЙ ПОБ ЧЩКДЕФ ЪБНХЦ, ФП МЙЮОБС ЦЙЪОШ ВХДЕФ ДПУФБЧМСФШ ЕК НБУУХ РТПВМЕН Й ЛПОЖМЙЛФПЧ. оЕ РПМХЮЙЧ Ч УЧПЕ ЧТЕНС мавпчш Й рпддетцлх НБФЕТЙ, ДЕЧПЮЛБ ВХДЕФ ЙУЛБФШ ЕЕ Ч ДТХЗЙИ МАДСИ, Ч УПНОЙФЕМШОЩИ ХДПЧПМШУФЧЙСИ, Ч НХЦЮЙОБИ ЙМЙ Ч ЖБОБФЙЮОПН ПФОПЫЕОЙЙ Л ТЕМЙЗЙЙ. чБТЙБОФПЧ ТБЪЧЙФЙС УПВЩФЙК НПЦЕФ ВЩФШ ПЮЕОШ НОПЗП. лТЕДЙФЩ, БМЛПЗПМШ, ОБТЛПФЙЛЙ, РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ФТЕОЙОЗЙ, ВЕУЛПОЕЮОЩК ТБЪЗПЧПТЩ У РПДТХЦЛПК РП ФЕМЕЖПОХ, ЧУЕ ЬФП ТЕЪХМШФБФЩ ОЕДПРПМХЮЕООПК Ч УЧПЕ ЧТЕНС НБФЕТЙОУЛПК МАВЧЙ.

фБЛ ЮФП ДЕМБФШ ЦЕОЭЙОЕ, ЛПФПТБС УБНБ НБФШ ЙМЙ ЛПФПТБС ДПЮШ, Й ЛПФПТБС ЮХЧУФЧХЕФ, ЮФП Ч ЕЕ ЦЙЪОЙ РТЙУХФУФЧХЕФ ЬФБ ОЕЪДПТПЧБС ЛПОЛХТЕОГЙС. еУМЙ ЮЕУФОП, ЮФП У УБНПЗП ОБЮБМБ ойюезп дембфш ое обдп. оЕ ОБДП УФТЕНС ЗПМПЧХ ЛХДБ ФП МЕФЕФШ, ЮФП ФП ЗПЧПТЙФШ, ЧЩСУОСФШ ПФОПЫЕОЙС. дМС ОБЮБМБ ПУПЪОБОЙЕ Й РТЙЪОБОЙЕ УБНПЗП ЖБЛФБ, ЮФП ЛПОЛХТЕОГЙС НЕЦДХ НБФЕТША Й ДПЮЕТША ЕУФШ, ХЦЕ ВПМШЫПЕ РТПДЧЙЦЕОЙЕ ЧРЕТЕД Л ТЕЫЕОЙА ЬФПК РТПВМЕНЩ.

б ДБМШЫЕ ОХЦОП РПОСФШ, Ч ЛБЛЙИ НПНЕОФБИ, НБФШ ЛПОЛХТЙТХЕФ У ДПЮЕТША.

еУМЙ ЦЕОЭЙОБ НБФШ Й ПФУМЕДЙМБ, ЮФП Ч ПРТЕДЕМЕООЩЕ НПНЕОФЩ ПОБ ЧДТХЗ ОБЮЙОБЕФ УТБЧОЙЧБФШ УЕВС У ДПЮЕТША Ч УЧПА РПМШЪХ. оБРТЙНЕТ Й ЖЙЗХТБ МХЮЫЕ, Й ПДБТЕООБС ПОБ ВПМШЫЕ, Й УРПУПВОПУФЕК Й ДПУФЙЦЕОЙК Х ОЕЕ ЗПТБЪДП ВПМШЫЕ ЮЕН Х ДПЮЕТЙ, ФП ЬФП ХЦЕ РПМДЕМБ. дБМШЫЕ НБФЕТЙ ОХЦОП РТПУФП РПОСФШ Ч ЛБЛЙЕ ЙНЕООП НПНЕОФЩ ПОБ ОБЮЙОБЕФ УЕВС УТБЧОЙЧБФШ У ДПЮЕТША. юФП СЧМСЕФУС ФЕН УБНЩН РХУЛПЧЩН ЛТАЮЛПН, ЮФП ВЩ ЧДТХЗ ОБЮБФШ УЕВС УТБЧОЙЧБФШ УП УЧПЙН ТЕВЕОЛПН. юЕЗП ЙНЕООП НБФЕТЙ Ч ЬФПФ НПНЕОФ ОЕ ИЧБФБЕФ, ЛБЛЙИ ЮХЧУФЧ Й ЬНПГЙК. юФП ПОБ ИПЮЕФ РПМХЮЙФШ ПФ ДПЮЕТЙ, РХФЕН ДЕНПОУФТБГЙЙ УЧПЙИ ДПУФПЙОУФЧ Й ЪБОЙЦЕОЙС ДПУФПЙОУФЧ ДПЮЕТЙ?

дЕМП Ч ФПН, ЮФП ТПДЙФЕМЙ Й ДЕФЙ Ч РТЙОГЙРЕ ОЕ НПЗХФ ЛПОЛХТЙТПЧБФШ Й УТБЧОЙЧБФШ УЕВС ДТХЗ У ДТХЗПН. оЙЛФП ОЕ УТБЧОЙЧБЕФ СВМПОА Й СВМПЛП. рПФПНХ ЮФП Ч РЕТЧПН УМХЮБЕ - ЬФП ДЕТЕЧП, Б ЧП ЧФПТПН - ЬФП РМПД ЬФПЗП ДЕТЕЧБ Й УТБЧОЙЧБФШ ЙИ НЕЦДХ УПВПК РТПУФП оечпънпцоп. фПЮОП ФБЛЦЕ Й Ч УЙФХБГЙЙ У ДЕФШНЙ. рБТБНЕФТПЧ Й ЛТЙФЕТЙЕЧ, ЮФП ВЩ ПРТЕДЕМЙФШ ЛФП МХЮЫЕ Й ЛФП ИХЦЕ РТПУФП ОЕФ. ьФП УПЧЕТЫЕООП ТБЪОЩЕ МАДЙ У ТБЪОЩНЙ УРПУПВОПУФСНЙ. дБЦЕ ЕУМЙ ЬФП ЮМЕОЩ ПДОПК УЕНШЙ.

еУМЙ ЦЕ ЦЕОЭЙОБ СЧМСЕФУС ДПЮЕТША ФБЛПК НБНЩ, ФП ФХФ ОХЦОП РПОСФШ, ЮФП НБНБ УБНБ УЛПТЕЕ ЧУЕЗП Ч ЦЙЪОЙ ОЕ РПМХЮЙМБ МАВЧЙ, ЧОЙНБОЙС, ЪБВПФЩ Й ртйъобойс ПФ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК Й РПЬФПНХ ФТЕВХЕФ ЬФПЗП ЧОЙНБОЙС ПФ ДПЮЛЙ.

еУМЙ ЦЕОЭЙОБ НПЦЕФ УРПЛПКОП ПВЭБФШУС У НБФЕТША, ФП МХЮЫЕ ЧУЕЗП Ч ТБЪЗПЧПТЕ УРПЛПКОП РПДЮЕТЛЙЧБФШ ДПУФПЙОУФЧБ НБФЕТЙ Й РПЮБЭЕ ЕК ОБРПНЙОБФШ П ОЙИ, Б ФБЛ ЦЕ ЗПЧПТЙФШ, ЮФП ЕЕ МАВСФ. еУМЙ ЦЕ ПВЭЕОЙЕ У НБФЕТША ОЕ УЛМБДЩЧБЕФУС Й РПУФПСООП РЕТЕИПДЙФ ОБ РПЧЩЫЕООЩЕ ФПОБ Й ЛТЙЛЙ, ФП ФХФ ХЦЕ ОХЦОБ ЗМХВПЛБС РУЙИПМПЗЙЮЕУЛБС ТБВПФБ. ъДЕУШ РПНПЦЕФ Й «рТБЛФЙЛБ РТПЭЕОЙС», Й НПМЙФЧЩ РП ПЮЙЭЕОЙА ТПДБ, Й РПЛМПОЩ ТПДЙФЕМСН, Й ВМБЗПДБТУФЧЕООЩЕ РЙУШНБ ТПДЙФЕМСН Й ЕЭЕ НОПЗП ЮЕЗП.

дМС ЧПУУФБОПЧМЕОЙС ПФОПЫЕОЙК У НБФЕТША С УПВТБМБ ГЕМЩК ЛХТУ ТБЪМЙЮОЩИ НЕФПДЙЛ, ЛПФПТЩЕ РТПТБВБФЩЧБА УП УЧПЙНЙ ЛМЙЕОФБНЙ Й ЙИ ДЕФШНЙ. й ПЮЕОШ ТБДХАУШ, ЛПЗДБ ЛМЙЕОФЛЙ ДЕМСФУС УЧПЙНЙ ТЕЪХМШФБФБНЙ.

«оЙЛПЗДБ ТБОШЫЕ ОЕ ДХНБМБ, ЮФП ФБЛ ЧБЦОП РТЙОСФШ УЧПА НБФШ Ч УЧПЕН УЕТДГЕ Й РТПУФЙФШ ЧУЕ ПВЙДЩ ОБ ОЕЕ.

рТЙЫМПУШ ХРПТОП РПФТХДЙФШУС У РТБЛФЙЛБНЙ Й НЕДЙФБГЙСНЙ РП РТПЭЕОЙА НБФЕТЙ. дПМЗП РМБЛБМБ РПЛБ РТПИПДЙМБ НЕДЙФБГЙЙ, Б РПФПН РТЙЫМП ПВМЕЗЮЕОЙЕ. уМПЧОП УОСМЙ ЗТХЪ У РМЕЮ Й ДЩЫБФШ УФБМП МЕЗЛП. пВЙДЩ ОБ НБФШ ХЫМЙ.

й УЕКЮБУ Х НЕОС ФБЛПЕ ЮХЧУФЧП, ЮФП ЦЙЪОШ ФПМШЛП ОБЮЙОБЕФУС. нЙТ ЙЗТБЕФ ТБЪОПГЧЕФОЩНЙ ЛТБУЛБНЙ. хФТПН ХМЩВБАУШ, РПА РЕУЕОЛЙ Й ДЕМБА ЪБТСДЛХ. тБДХАУШ ЛБЦДПНХ УЧПЕНХ ДОА. б ТБОШЫЕ НЕУСГБНЙ ОЕ ЧЩМЕЪБМБ ЙЪ ДЕРТЕУУЙЙ.

с Й УЕКЮБУ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ ПФТБВБФЩЧБА РТБЛФЙЛЙ РП ЧПУУФБОПЧМЕОЙА ПФОПЫЕОЙК У НБФЕТША Й У ЛБЦДЩН ТБЪПН НОЕ УФБОПЧЙФУС ЧУЕ МЕЗЮЕ Й МЕЗЮЕ.

фЕРЕТШ ДХИ ЪБИЧБФЩЧБЕФ ПФ ФПЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ ЧПЪНПЦОПУФЕК, ЛПФПТЩЕ С ЧЙЦХ РЕТЕД УПВПК.

йТЙОБ, ВПМШЫПЕ чБН УРБУЙВП».

бООБ. оЙЦОЙК оПЧЗПТПД.

ьФХ ФЕНХ НЩ РТПДПМЦЙН Ч УМЕДХАЭЕН ЧЩРХУЛЕ. рЙЫЙФЕ

Наш эксперт - семейный психолог, арт-терапевт, бизнес-тренер Ольга Заводилина .

Ошибки мамы

Восприятие взрослой дочери как маленького ребёнка

Часто мама неосознанно воспринимает свою взрослую дочь как маленькую девочку, которая ничего не понимает и нуждается в постоянной опеке.

В чём причина

У такого поведения есть несколько причин.

Страх, что дочь, почувствовав самостоятельность, уйдёт и мать останется одна. Поэтому мама неосознанно показывает дочери, что та ещё маленькая, ничего не умеет, а мать хорошо разбирается в жизни, поэтому нужно во всём прислушиваться к её советам. Но взрослой дочери хочется самостоятельности, и возникает конфликт.

Страх старости и смерти . У многих из нас есть неосознанное ощущение: чем младше дети, тем моложе родители. Как только дочь вырастает, мать начинает чувствовать себя старой. Это неприятно, поэтому мама продолжает считать дочь маленьким ребёнком.

Нежелание признавать взгляды дочери

Взгляды взрослой дочери на жизнь могут сильно отличаться от представлений матери. Например, дочь встретила мужчину, которого любит, и чувствует себя счастливой. Но у матери имеются свои представления о том, каким должен быть мужчина её дочери. И тогда мать начинает навязывать свои взгляды, не обращая внимания на то, что дочь вполне счастлива.

В чём причина

Нереализованные мечты . Родители нередко пытаются реализовать свои мечты через детей. Именно поэтому ребёнка отводят в кружки и секции, которые нравятся родителям, а не ему. Это продолжается и во взрослом возрасте. Мать искренне пытается сделать дочь счастливой, такой, какой сама когда-то мечтала быть. Но дочери тяжело поступиться своими желаниями в угоду маме, и это приводит к частым ссорам.

Представление, будто правда может быть только одна . И матери, и дочери часто уверены, что если их взгляды отличаются, значит, кто-то неправ. И ни одна из женщин не может понять, что мнений может быть несколько и каждое из них имеет право на существование.

Соревнование с дочерью

Бывает, что мать неосознанно включается в соревновательный процесс с дочерью. Например, дочь звонит матери, хочет получить от неё поддержку в сложной ситуации. А мать начинает рассказывать о том, что ей самой тяжело живётся. У дочери появляется чув-ство вины за то, что она потревожила мать, у которой и так много проблем. Или другой пример: дочь рассказывает маме, что приготовила необычное блюдо. А та, вместо того чтобы просто порадоваться за дочь, говорит о том, что она этот рецепт давно знает и даже слегка его усовершенствовала, благодаря чему еда стала значительно вкуснее. И так каждый раз. В итоге дочери всё меньше хочется обращаться к матери.

В чём причина

Привычка сравнивать себя с другими . Такое поведение матери часто говорит о том, что когда-то родители постоянно ставили ей в пример других детей. Теперь у женщины есть возможность это компенсировать, сравнивая себя с дочерью, но теперь уже в свою пользу.

Стремление доказать свою ценность. Нередко ребёнка хвалят, только если он смог чего-то добиться. Например, выиграл соревнования, получил грамоту. Став взрослым, человек неосознанно продолжает соревноваться с окружающими и доказывать своё превосходство.

Воспоминания о прошлых обидах

Часто общение матери и дочери сводится к выяснению отношений, припоминанию давних обид и претензий.

В чём причина

Ожидания матери . В своё время мать во всём слушалась своих родителей, отказываясь от своих желаний. Теперь она ждёт такого же поведения от своей дочери.

Желание получить благодарность . Мать считает, что ради воспитания дочери она жертвовала своими интересами. И теперь она ждёт признательности за это. В результате мать предъявляет взрослой дочери претензии за то, что та, например, предпочитает пойти на свидание, а не остаться с матерью. Ведь мать в своё время столько сделала для своего ребёнка! И даже если дочь начинает жертвовать своей жизнью, мать не может почувствовать её любовь и признательность. Мешает этому обида на себя за то, что когда-то лишала себя радости жизни.

Ошибки дочери

  • Потакание сценариям матери. Часто дочь начинает либо подыгрывать матери, либо бороться за свои права, разрушая отношения. А между тем важно понять, что вы обе - взрослые, самостоятельные женщины и вам нечего делить.
  • Стремление изменить свою мать. Нередко взрослая дочь пытается учить свою мать, требуя, чтобы та изменилась. Но переделать взрослого человека невозможно. Так стоит ли начинать ссору из-за этого?
  • Наказание матери. Иногда дочь пытается наказывать мать, «восстанавливая справедливость». Например, постоянно припоминает свои детские обиды, неосознанно стараясь вызвать у матери чувство вины.

Как наладить отношения

Чтобы в семье воцарился мир, обеим женщинам придётся проделать довольно большую работу.

  • Матери необходимо помнить о том, что дочь уже выросла. Она сама несёт ответственность за свою жизнь и способна принимать любые решения. Дочери также следует понять, что она - взрослый самостоятельный человек и нет необходимости агрессивно доказывать этот факт.
  • Найти себе интересное занятие и жить своей, а не чужой жизнью.
  • Помнить, что у каждого может быть своё мнение, перестать оспаривать чужие взгляды. Вместо этого научитесь по-настоящему интересоваться друг другом. Спросите, почему у близкого человека возникло то или иное представление. Выслушайте его точку зрения.
  • И дочери, и матери нужно перестать сравнивать себя с другой. Учитесь радоваться и переживать друг за друга без попыток доказать своё превосходство.
  • Важно разобраться в себе и понять, какие обиды у вас накопились по отношению друг к другу. Обратиться к специалисту за помощью, чтобы учиться прощать и не использовать обиды в общении друг с другом.

Первый читатель

Ирина Климова, актриса

Если мама продолжает относиться к взрослой дочери как к ребёнку, пытается контролировать и не считается с её мнением, то ссоры неизбежны и отношения хорошими не будут.
Самый лучший вариант, когда мама, глядя на свою взрослеющую дочь, постепенно становится ей не просто подругой, а лучшей подругой.

В своей работе семейного системного терапевта я регулярно сталкиваюсь с тем, что выросшие дети и родители хотят иметь друг с другом хорошие отношения. И очень часто это становится невозможным. Особенно в отношениях между матерью и дочерью.

В чём же причина того, что общение между мамой и выросшей дочерью складывается не так, как хотелось бы?

Самые распространённые ошибки со стороны матери

  1. Восприятие взрослой дочери, как маленького ребёнка.

Очень часто мама продолжает воспринимать свою взрослую дочь как маленькую девочку, которая ничего не понимает и сама ни с чем справиться не может. Исходя из этого восприятия, мать строит общение со своей дочерью, как с маленькой девочкой. При этом мама делает это настолько неосознанно, из добрых побуждений, что искренне не понимает, чем дочь недовольна.

Из-за чего мать продолжает видеть дочь маленькой?

Есть несколько причин. Основные из них:

  • Страх матери, что дочь, почувствовав самостоятельность, уйдёт, и мать останется одна, без неё. Возникнет ощущение ненужности, брошенности, покинутости. Это очень страшно!

Поэтому мать неосознанно начинает показывать дочери, что та ещё маленькая, что-то не может, что-то не умеет, а она, мать, в этом хорошо разбирается, лучше знает и умеет это делать. Формируя таким образом у дочери ощущение, что "я сама, без мамы, ни с чем не справлюсь" , а значит надо "держаться" за маму. Но взрослой дочери уже хочется самостоятельности. И тогда у неё возникает внутренний конфликт и сложности в общении с мамой.

  • Страх старости и смерти.

Очень часто в моей практике я сталкиваюсь с тем, что у матерей есть ощущение: чем младше дети, тем моложе я. Как только дочь вырастает, возникает ощущение "я-старая". А этого очень не хочется. Поэтому мать неосознанно начинает держать для себя дочь в образе маленькой девочки. И тогда внутренне чувствует себя молодой. При этом у дочери уже сформирован страх взросления. Поэтому она неосознанно начинает подыгрывать матери, оставаясь маленькой. Но внутренняя потребность дочери в самостоятельности и автономности при этом не удовлетворяется. И сложности в общении неизбежны.

  1. Отсутствие признания в дочери отдельной личности.

Вырастая, у дочери уже сформировано своё видение жизни и ситуации. Есть свой опыт, своё мнение, свои представления, свои знания, свои желания. И они могут очень сильно отличаться от представлений матери.

Например, дочь встретила мужчину, которого любит. Строит с ним отношения так, как им нравится. Чувствует себя счастливой. А у матери свои представления о том, каким должен быть мужчина её дочери, как они должны жить, чтобы дочь была счастлива. И тогда мать начинает вмешиваться в жизнь дочери со своими представлениями. При этом делает это из лучших побуждений, не обращая внимания на то, что дочь уже счастлива. Дочь разрывается между своим счастьем и мамиными представлениями о счастье для дочери. Малоприятная ситуация, которая приводит к сложностям в общении между матерью и дочерью.

Основные причины того, что мать не признает в дочери отдельную личность:

  • Нереализованные мечты матери.

Очень часто мать хочет через свою дочь реализовать свои мечты. Именно поэтому в детском возрасте ребёнка отводят на кружки и секции, которые нравятся родителям, а не туда, куда ребёнку хотелось бы. Например, мать отвела дочь учиться игре на фортепьяно. Прекрасный инструмент, замечательные учителя. Только дочери никакого удовольствия от этих занятий, как бы ни старалась мать её уговаривать. Девочка мечтает поскорее завершить обучение на этом инструменте и забросить его.

То же самое продолжается и во взрослом возрасте. Мать занята тем, чтобы реализовать через дочь свои мечты. А дочь, из любви к матери, старается ей угодить в этом. Но в какой-то момент для дочери это станет очень тяжело и сложности в общении неизбежны. Слишком много обид и претензий накопится. Это будет мешать общаться.

  • "Правда всегда одна".

Внутреннее искажённое представление матери, что истина может быть только одна. И, если представление дочери отличаются от её представлений, то кто-то здесь обязательно не прав. А неправым быть не хочется. Поэтому мать начинает настаивать на своём, а дочь пытается отстаивать своё. И в этом взаимодействии идёт борьба за право на существование. Но здесь на самом деле нет победителя и побеждённого. Обе проиграли. Я знаю массу примеров того, как мать и дочь годами не общаются, при этом обе страдают. Искажённые представления о том, что правда только одна, и она моя, не дают этим женщинам услышать друг друга и увидеть, что у каждого правда своя, и, если представления отличаются, это не значит, что только одно мнение имеет право на существование.

  1. Соревнования с дочерью.

Очень часто на практике я вижу, что мать неосознанно включается в соревновательный процесс с дочерью. Например, дочь звонит матери, хочет от неё получить поддержку по волнующему её вопросу. А мать начинает рассказывать о том, как ей самой сложно живётся. И на фоне этого рассказа, конечно, у дочери ещё будет чувство вины за то, что потревожила мать, у которой и без неё проблем предостаточно. Или ещё частый пример: дочь рассказывает о том, как у неё получилось приготовить вкусное блюдо на ужин. А мать, вместо того, чтобы просто порадоваться за дочь, говорит о том, что она это блюдо уже давно знает и готовит, даже усовершенствовала рецепт, благодаря чему оно стало значительно вкуснее. И так каждый раз. Через некоторое время дочери всё меньше хочется обращаться к матери, и общение становится всё более формальным.

Основные причины такой реакции у матери:

  • Привычка сравнивать себя с другими.

Такая модель поведения со стороны матери говорит о том, что в детстве родители сравнивали её с другими детьми. При этом чаще всего не в её пользу. Например, "да, пятёрку в школе ты получила, а вот Машенька две пятёрки домой принесла. Да, уроки ты сделала, а вот Ирочка уроки сделала и ужин приготовить успела".

Теперь у женщины есть возможность это компенсировать. Поэтому мать неосознанно начинает сравнивать себя с дочерью, но, уже показывая себе, какая она, мать, молодец.

  • Искажённое представление о том, что хорошим в отношениях может быть только кто-то один.

Сравнение в детстве с другими людьми приводит к тому, что у ребёнка формируется восприятие: молодец может быть только кто-то один. И, если кто-то другой рядом уже хороший, то неосознанно человек начинает чувствовать себя плохим. Внутренне с этим сложно согласиться. Поэтому идёт реакция показать другому, что он не совсем молодец, и вернуть себе это место, а с ним ощущение своей хорошести. В моей практике очень часто встречаются ситуации, когда мать и дочь неосознанно борются за это право быть хорошей, как будто место только одно.

  • Отсутствие внутреннего ощущения собственной ценности и значимости.

Очень часто в детстве ребёнка приучают к тому, что он значим только тогда, когда что-то кому-то смог доказать, чего-то смог добиться. Например, выиграл соревнования, получил грамоту, первым что-то сделал. А без этого он не значим и не интересен. Получив подобный посыл от родителей, ребёнок научается жить в постоянном доказательстве собственной ценности и важности. Для этого ему нужно всё время участвовать в соревнованиях и доказывать своё превосходство. Со временем без этого человек не может почувствовать уважение к себе. И тогда он вынужден устраивать себе негласные соревнования, продолжая доказывать, что он интересен, значим. Именно поэтому многие матери неосознанно организуют для себя соревнования с собственными детьми, особенно с девочками. Например, мать подчёркивает дочери: "Я же говорила тебе, что не надо так было делать! Я так и знала, что добром это не закончится! А ты, как всегда, меня не слушала" .

В этот момент мать подчёркивает свою значимость за счёт дочери. Малоприятная форма общения, вряд ли его захочется продолжать.

  1. Предъявление обид и претензий.

Очень часто общение матери и дочери сводится к выяснению отношений, предъявлению обид и претензий. И такой вариант общения никого не устраивает. При этом мать и дочь не учатся с этим справляться.

Основные причины формирования претензий в общении:

  • Ожидания матери.

В своё время мать была девочкой, которая многое терпела и прощала своей матери, слушалась её во всём, отказываясь от своих желаний. Теперь она выросла и ждёт от своей дочери подобного поведения. Но дочь имеет право вести себя не так, как мать хочет. И тогда у матери появляется обида. Ведь "я по отношению к своей матери вела себя не так. И это было проявление любви к ней. Значит, моя дочь меня не любит и не уважает, раз поступает по-другому". Подобная цепочка приводит к боли и обидам, порождая претензии и обвинения. И общение становится невозможным.

  • Внутреннее восприятие матери.

Из-за собственных внутренних представлений о себе, как о человеке, который вынужден всё терпеть, отказываться от своего в пользу чужого, из-за внутренних ощущений ненужности и незначимости, мать не может почувствовать со стороны дочери признательности, любви и благодарности. Когда дочь была маленькой, мать жертвовала чем-то важным для себя ради дочери. Женщина делала это прежде всего из-за собственного внутреннего представления о том, что она плохая мать, и желания доказать обратное. Для этого важно соответствовать общепринятым представлениям о том, что хорошая мать та, которая отказалась от своей жизни, не занимается собой, а живёт только ребёнком. Например, многие женщины, пока ребёнок маленький, перестают заниматься любимыми делами, не ходят туда, куда им хотелось бы, перестают заботиться о себе и ухаживать за собой. Делают такой выбор, перекладывая ответственность за это на ребёнка. Хотя ребёнку это совершенно не нужно. А затем предъявляют взрослой дочери претензии, что та, например, предпочитает пойти на свидание, а не сидеть рядом с матерью. В то время, когда мать столько для неё сделала.

Даже если дочь начинает жертвовать своей жизнью, мать не может почувствовать её любовь и признательность. Мешает этому обида на себя за то, что сама лишала себя радости жизни. Ведь ребёнок на самом деле не помеха матери в её делах. Но мать не хочет этого признавать и делает дочь причиной всех своих бед. Старается на ней отыграться, требуя компенсировать те жертвы, которые она, мать, принесла во имя дочери.

  1. Отсутствие желания учиться развивать отношения.

Любые отношения требуют развития. Сами по себе они развиваться не будут. Нужно прикладывать усилия для того, чтобы это происходило. А этого очень не хочется делать. Гораздо проще вести себя всегда одинаково, чем учиться по-новому взаимодействовать со своей взрослой дочерью. Это приводит к большому напряжению в отношениях. Ведь то, что было вам хорошо в её пять лет, сейчас уже устарело, как платье, из которого мы вырастаем или с годами оно изнашивается и становится неудобным.

И это основные ошибки во взаимодействиях со стороны матери.

Что же со своей стороны может делать не так взрослая дочь?

  • Потакание сценариям матери.

Очень часто дочь начинает либо подыгрывать матери в том, что я ранее описала, либо вступать в конфронтацию и бороться с ней за свои права. И то, и другое продолжение привычных сценариев взаимодействия.

  • Стремление изменить свою мать.

Очень часто взрослые дочери пытаются учить свою мать, неосознанно требуя от неё измениться. Можно тратить время на переделывание матери, но это не приносит пользы взаимоотношениям.

  • Наказание матери.

Очень часто в моей практике сталкиваюсь с тем, что взрослые дочери пытаются вымещать обиды и наказывать мать, "восстанавливая справедливость". Например, уезжают в другие страны и города, перестают общаться с матерью, при общении всячески ей припоминают факты биографии, стараясь неосознанно вызвать у матери чувство вины.

Что же делать? Как возможно улучшать отношения между матерью и взрослой дочерью (и не только)?

  1. Помнить и регулярно напоминать себе, находясь в непосредственном общении, о том, что моя дочь уже выросла. Она взрослая и справится с тем, что в её жизни происходит. Учиться верить в своих детей и их способности. Дочери помнить о том, что она уже выросла, и это факт, который нет необходимости доказывать. Переставать тратить на это своё время.
  2. Найти себе хобби, где вы будете чувствовать интерес и радость от творческого процесса. Начать общаться с интересными для вас людьми на интересные для вас темы.

Например, кружок кинолюбителей. И фильм интересный посмотрели, и тут же обсудили его с другими людьми. Или кулинарные курсы: вместе что-то приготовили и тут же обсудили получившийся результат.

  1. Помнить, что у каждого из нас может быть своё мнение. И они могут быть разными. Каждое мнение имеет право на существование.
  2. Переставать тратить время на оспаривание мнения другого. Учиться интересоваться, с чем связано её мнение? Из-за чего у неё сложилось такое представление?
  3. Начинать реализовывать свои мечты. Тем более дочь уже взрослая и можно переключиться на свою жизнь. Для этого вспомните свои мечты, запишите их и посмотрите, что из этого списка вы можете уже сейчас начать реализовывать?
  4. Переставать сравнивать себя и дочь. Дочери переставать сравнивать себя с матерью. Вы — это вы, она — это она. Учиться радоваться и переживать друг за друга без сравнения себя с ней.
  5. Напоминать себе, что места много. Что нет необходимости бороться, каждая из вас хорошая. Стараться отслеживать и останавливать процесс соревнования, который может неосознанно начинаться.
  6. Матери учиться хвалить свою дочь за её достижения, без обозначения ваших умений. Учиться сочувствовать ей в её переживаниях. И, если очень хочется дать ей совет или высказать своё мнение, спрашивать у неё, хочет ли она это услышать. Понимая и принимая то, что она может вам отказать. И это её право. Ваше право спросить у неё, чтобы от вас она хотела сейчас услышать. В какой помощи от вас она сейчас нуждается?
  7. Дочери переставать переделывать и наказывать свою мать. И это очень сложно. Попытки самостоятельно разобраться в данной ситуации приводят к ещё более плачевным последствиям. Если вы замечаете в своих действиях нечто подобное, из того, о чём я писала, имеет смысл обратиться к специалисту за помощью.
  8. Каждой заняться вопросами внутреннего восприятия себя, проработкой собственных страхов, обид, претензий. Учиться по-новому взаимодействовать с друг с другом. А для этого обратиться за помощью к специалисту.

Интересного и приятного вам общения друг с другом!

Чтобы конкуренция не разрушила отношения близких людей, лучше не отмахиваться (мол, проблема нас не касается), а исследовать такую вероятность, поясняет психоаналитик Илона Тышкевич.

Отдавай папу!

Чуть ли не любая сказка для девочек начинается с того, как отец женился на стервозной красотке. И это вовсе не о том, что на каждом шагу встречались сироты. Сказки предназначены не только им, а обычным детям. Растущая девочка при хороших отношениях с мамой не может открыто признать дух соперничества. Не так стыдно фантазировать о победе над "чужой злой тетей", чем над реальной родительницей. Кстати, первая детская ревность возникает уже в 4-6 лет, когда становится ясно, что выйти замуж за любимого папу не удастся – он занят. Ребенок смотрит по-новому: с одной стороны, это любимая мамочка, с другой стороны,… эх, надо было родиться раньше нее и "занять" папу. В подростковом возрасте возникает другой интерес: красивее ли я мамы?

Эти этапы переживают все дети. Вот только реакция на это мам совершенно разная. Кто-то игнорирует, другие возмущены, а третьи - сами ревнуют ко вниманию окружающих, к тому, что они уже не "прекрасней всех на свете". В самых печальных случаях не упускают возможности морально "ущипнуть" соперницу. Для ребенка это – всегда психологическая травма.

Как не превратиться в мачеху своему ребенку

По классификации французских психоаналитиков Каролины Эльячефф и Натали Эйниш, есть две нездоровые крайности: "женщины больше, чем матери" и "матери больше, чем женщины".

Первые дамы – из тех, кто заботится о своей внешности, ценит свою женственность и остается даже с годами в тонусе. А вот к детям, даже когда они еще малыши, такие леди относятся с прохладой. Отношения с мужем значат для них намного больше. "Больше женщины" часто беременеют не по собственному желанию, а случайно или по настоянию мужа, родных. С материнством они связывают потерю красоты, утомительные хлопоты, превращение "в клушу". Для них же важны комплименты и восхищенные взгляды противоположного пола. Сыновья недополучают внимания (их охотно оставляют на няней и бабушек). А вот с дочками отношения заостряются в подростков возрасте. Их не целуют, не обнимают, Не похожая на мать, не особо яркая девочка – повод стыдится, стараться "исправить" ребенка, акцентируя внимание на внешности (в ход идут кружки танцев и манер, логопеды, парикмахеры и даже врачи). Если же девочка "удалась", начинаются сомнения, как в сказке: "Я ль на свете всех милее?". Женщину раздражает внимание, которое проявляют к ее дочери. И не отдавая отчет в своих истинных мотивах, она может критиковать девочку при сверстниках, называть ее внешний вид "вызывающим", "безвкусным". Нередко от таких матерей можно услышать, что дочь "растет проституткой", безнравственная.

Что делать дочке. Если вы осознаете, что вас вырастила подобная мать, не спешите ее обвинять, но задумайтесь об истинных мотивах. Она просто ревновала. Критика – не более адекватна, чем у женщины, отзывающейся о своей сопернице. Так что лучше опираться на мнение о вас совсем других людей. Важно избавиться от чувства вины, понять, что вы не были "плохой дочкой". Но с заниженной самооценкой придется поработать, ведь подобное воспитание взращивает "комплекс Золушки". Став взрослой женщиной, вы имеете куда больше шансов наладить отношения с матерью, особенно если у нее благополучная семейная жизнь. С годами такие женщины

Что делать матери. Если вы считаете себяраскрепощенной, яркой женщиной, а вот отношения с дочкой почему-то не заладились, задумайтесь, нет ли в этом "тени" конкуренции. Особенно вероятен такой вариант, если вы постоянно одергиваете ребенка, делаете замечания, и все это связано с темой одежды, внешности, отношений с мальчиками, разговоров об отношениях в кино и книгах. Лучше поймать себя на мелочи – и спохватиться, чем позволить подсознательной установке повлиять на счастливое будущее вашего ребенка.

Как не стать мамой собственному мужу

Второй типаж– больше мать, чем женщина.Казалось бы, безграничная забота – прекрасно. Но речь об особом случае, когда женщины совсем не ощущают себя женами, не уважают мужей, материнство становится смыслом жизни. Работа отходит на второе место, забыты интересы, подруги, книги. Возможно, супермама заодно охотно "нянчит" и своего супруга, так же присюсюкивая, как и наедине с малышами. Детям жаловаться не на что: их заласкивают и носят на руках. Если "под крылом" у "большой мамочки" еще и муж, отношения разворачиваются несколько иначе. Большинство мужчин испытывает раздражение от излишней заботы и ухода. Чем сильнее по сути супруг, тем более агрессивную реакцию можно вызвать. Рано или поздно он или заводит любовницу, или уходит. В любом случае по сути женщина остается наедине с детьми. Те же получают мало отцовского внимания.

Но есть одно исключение! Инфантильные представители сильного пола, этакие "мальчики-мужья", прекрасно уживаются в такой атмосфере. Накормлен, одет, усажен на диван, получил "любимые игрушки". Теперь все то же самое – детям. Вот только интимные отношения все равно страдают. Ведь нельзя "спать с мамой" - подсознательно муж ощущает этот запрет, хотя супруга ему отнюдь не родня. Многие семьи, увы, живут по такому принципу: мать, сбиваясь с ног, хлопочет и ухаживает за всеми, остальное семейство, достаточно дружное, развлекается. Например, созерцает телесериал. Девочкам уютно в семейном гнездышке и взрослеть не хочется долго. А если все же она выходит замуж, то… приводит еще одно "чадо" родителям в квартиру. Парень, который удобно вписывается на семейный диван, чаще всего – копия папы.

"Нянька" начинает и - проигрывает

В еще более тяжелых случаях женщина-мама не готова подпускать к чаду с самого начала никого: ни отца, ни родственников, ни сверстников. Она не осознает, что малыш – отдельная личность, это ее "пупсик", любимая игрушка. Многие подобные женщины либо в разводе, либо рожали вне брака. Такая гиперопека не дает самостоятельно развиваться ребенку, искусственно задерживает его в более раннем возрасте. Пятилетних чад кормят грудью, десятилетних не оставляют ни на минуту в одиночестве и оправдывают бурные истерики по любому поводу. Конечно же, такая мать будет изо всех сил сопротивляться взрослению дочки: одевать подростка в детскую одежку, запрещать взрослые книги и фильмы, "ограждать" от подруг. Поведение быстро выходит за рамки разумного: женщина может следить за дочкой, читать ее дневники и подслушивать телефонные разговоры. Начинается психологическое насилие, которое оставляет для дочки лишь два пути: бунтовать, слишком рано оторваться от родительской семьи или смириться и "делать, как хочет мамочка". Последний вариант с годами приводит к такому тесному и неестественному единству матери и дочери, что любой третий для них лишний. Ни старшая, ни младшая женщины не могут устроить женскую судьбу, завести семью и живут вместе. Даже мечтая о внуках, такая мать будет критиковать и "отваживать" любых реальных кавалеров дочки. Та же, становясь старше, все острее ощущает свою неопытность в любовных отношениях и уже сама их боится. Также с годами хоть немного отделиться от стареющей матери мешает чувство вины. Старушка со сложным характером и ее дочка, старая дева – такую парочку, увы, можно встретить и в жизни, и в классической литературе.

Что делать дочке. Бежать. Сохранить теплые отношения можно и на расстоянии, но вот жить взрослая женщина должна на отдельной территории. Отделяйтесь экономически, снимайте (или покупайте) квартиру. Если сверхопека уже позади, задача осознать свой возраст. Вы – не повзрослевшая девочка среди "взрослых". Вы – с 18 лет юная женщина.

Что делать матери. Если у дочери нет друзей, кроме вас, и она не отходит от вашей юбки, радоваться нечему. Больше свободы ребенку – и как бы ни было тревожно сейчас, с годами это гарантирует ему лучшее будущее. Страх, мешающий принять самостоятельность и взросление детей, связан с собственным возрастом. Ведь если дети все еще "пупсики", значит, и вы молоды. На самом деле, ваша психологическая молодость зависит только от вас. Есть масса других способов ее продемонстрировать – пойти на каток, записаться на курсы, купить себе дорогое платье и сводящие с ума мужчин духи.

В ТЕМУ

У папы – решающая роль

К счастью, подобные типажи матерей не так уж распространены. Залог здорового воспитания дочерей, по мнению психоаналитиков, простой: соединять в себе и материнские чувства, и женственность. Немало в этом могут помочь мужчины. Даже в "мамочке" можно разбудить леди, если внятно остановить ее сверхзаботу и разгрузить "бытовой фронт". Когда женщина уверена в любви и поддержке мужа, ей не надо ни дополнительного мужского внимания (как в случае "мачехи"), ни постоянного присутствия ребенка (как в случае "матери").