Чем дышат растения и что выделяют. О дыхании растений зимой

07.11.2018

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТЕНИЯМИ

Опыты в детском саду с растениями

Опыт (наблюдение) №1

«Рост растения в разных условиях»

Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.

Оборудование: два одинаковых растения (гелевый наполнитель, земля, две стеклянных ёмкости.

Содержание опыта: одно растение посажено в почву (образец №1, а другое в гелиевый наполнитель, обогащенный необходимыми веществами для роста растений (образец №2) .

Дата заложения опыта: 6.02.2016

Через 7 дней у растения (образец №1) листья твёрдые, а у растения (образец №2, листья повяли, а через 10 дней (образец №2 погиб)

Вывод: растение растёт лучше в земле, чем в гелиевом наполнителе, так как в земле больше питательных веществ, а в гелиевом наполнителе они закончились через неделю.

Опыт (наблюдение) №2

«С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ»

ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития

растений (вода, свет, тепло)

МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин, вода

ХОД: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода) ; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.

На начало опыта (наблюдения)

Через 5 дней, у цветка который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.

Вывод: растение без воды жить не может.

Опыт (наблюдение) №3

«НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ»

ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.

ХОД: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.

Через семь дней, листья у растения побелели.

Вывод: растение без света жить не может.

Опыт (наблюдение) №4

«МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ? »

ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.

МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.

ХОД: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.

Через семь дней листок пожелтел.

Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.


ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.

МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.

ПРОЦЕСС:

Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.

Поставить растение на 3-4 часа на солнце.

Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.

ИТОГИ: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.

ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.


РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

МАТЕРИАЛЫ: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.

ПРОЦЕСС: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.

Оставить растения на неделю.

Сравнить затем их цвет.

Поменять растения местами.

Оставить растения также на неделю.

Сравнить опять растения.

ИТОГИ: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество- хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.

КАКИЕ КОРНИ У РАСТЕНИЙ ТУНДРЫ?

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА : Учить понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

МАТЕРИАЛЫ: Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата, прозрачная высокая емкость.

ПРОЦЕСС:

Назвать особенности почвы в тундре(мерзлота).

Выяснить, какие должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте.

Поместить влажную вату в прозрачную высокую ёмкость.

Поместить проращенные бобы на толстый влажный слой ваты.

Прикрыть влажной тканью и поместить на холодный подоконник.

Наблюдать в течении недели за ростом корней, их направлением.

ИТОГИ: Корни начали расти в стороны, параллельно дна емкости.

ПОЧЕМУ? Земля в тундре оттаивает только у поверхности, а дальше она мерзлая и твердая. Поэтому корни растут только в оттаявшей и теплой земле над мерзлотой, а в мерзлоте нет ничего живого

ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

МАТЕРИАЛЫ: Сциндапсус, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.

ПРОЦЕСС:

Выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями(в джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха).

Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры.

Рассмотреть растение сциндапсус, найти почки- будущие корни

Поместить растение в емкость с водой на решётку.

Закрыть плотно крышкой.

Наблюдать в течении месяца за появлением»тумана», а затем капель на крышке внутри емкости(как в джунглях).

Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями.

ИТОГИ: Это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали. А затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли.

ПОЧЕМУ? В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.


РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.

МАТЕРИАЛЫ: Два цветка бальзамина, лейка с водой.

ПРОЦЕСС:

Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.

Два бальзамина поставить на солнышко

Одно растение полить, а другое нет.

Понаблюдать за растениями и сделать вывод.

Полить это растение и понаблюдать еще неделю.

ИТОГИ: Цветок,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.

ПОЧЕМУ? Растение не может жить без воды и может погибнуть.


Опыт (наблюдение) №5

«Что потом? ».

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы. Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями.

Процесс. Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. Вмесяца выращивают растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итог: Семена – росток – взрослое растение – цветок.

ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

МАТЕРИАЛЫ: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.

ПРОЦЕСС:

Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).

Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).

Ставят его в теплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше).

Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород

Проверить зажженной лучиной.

ИТОГИ: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки.

ПОЧЕМУ? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для дыхания.

ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.

МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение, подставка.

ПРОЦЕСС:

Поставить цветок с горшком набок на подставку

В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев

ИТОГИ: Стебли и листья поворачиваются к верху.

ПОЧЕМУ? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.

ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА, Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

МАТЕРИАЛЫ:

Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.

ПРОЦЕСС:

Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.

Дети сажают черенки традесканции в разную почву.

Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель.

Делают вывод.

Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель

ИТОГИ: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.

ПОЧЕМУ? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.

Литература:

1. Дженис Ван Клив. Двести экспериментов, биология.-М.:1995

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты

Может ли растение дышать?

Ц. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у расте­ний.

О. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазе­лин,лупа.

Ход. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как до­казать, что дышат. Дети определяют, опираясь на зна­ния о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пы­таются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отвер­стия, через которые дышат. Чтобы проверить это, сма­зывают одну или обе стороны листа вазелином, ежед­невно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей ниж­ней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Есть ли у растений органы дыхания?

Ц. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

О. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном че­решке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Ход. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух че­рез листья внутрь растения. Высказываются предполо­жения о том, как обнаружить воздух: дети рассматри­вают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружа­ют стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2-3 см; б) вставля­ют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузил­ся в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отвер­стие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластили­ном; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начина­ют выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Нужен ли корешкам воздух?

Ц. Выявить причину потребности растения в рыхле­нии; доказать, что растение дышит всеми частями.

О. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульве­ризатор, растительное масло, два одинаковых расте­ния в горшочках.

Ход. Дети выясняют, почему одно растение растет луч­ше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Доказывают, погружая одина­ковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воз­духа, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух ко­решкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну ем­кость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью — на поверхность воды наливают тонкий слой расти­тельного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением пророс­тков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делают выводы о необ­ходимости воздуха для корешков, зарисовывают резуль­тат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

Что выделяет растение?

Ц. Установить, что растение выделяет кислород. По­нять необходимость дыхания для растений.

О. Большая стеклянная емкость с герметичной крыш­кой,черенок растения в воде или маленький гор­шочек с растением, лучинка, спички.

Ход. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что расте­ния выделяют кислород для дыхания человека. Пред­положение доказывают опытом: помещают внутрь вы­сокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1-2 суток взрослый ставить перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в ем­кость сразу после снятия крышки. Сделать вывод с использованием модели зависимости животных и че­ловека от растений (растения нужны животным и че­ловеку для дыхания).

Продолжателей оказалось много. Они повторяли опыты Пристли, ставили свои и снова убеждались в способности растений очищать воздух.

Но вскоре ученые обнаружили еще одну особенность. Оказывается, растение очищает воздух днем, в присутствии солнечного света. Ночью оно прекращает эту работу.

Заметили, что на ночь не следует приносить в комнату много цветов. Будет тяжело дышать, потому что ночью растение забирает чистый воздух, или, как теперь говорят, поглощает кислород.

Тут мы должны будем немного задержаться. Нельзя продолжать рассказ о раскрытии тайн зеленого растения, не сказав о воздухе, в котором живет растение.

Еще в младших классах школы вам рассказывали о воздухе. Вы знаете, что это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и некоторых других. Мы их не видим, потому что они бесцветны. Они не имеют ни запаха, ни вкуса. Но для науки это не было препятствием. Ученые изучили состав воздуха и даже вычислили, сколько какого газа в нем содержится. Больше всего в воздухе оказалось азота.

Ученые исследовали воздух, вдыхаемый живыми существами, и воздух выдыхаемый. И что же обнаружилось? Азота выдыхают столько же, сколько вдыхают. Следовательно, азот воздуха не используется организмом.

А вот кислорода в выдыхаемом воздухе почти нет. Вместо него появляется другой газ - углекислый.

Возьмите немного известковой воды и через стеклянную трубку подышите в воду - она замутится. Отчего это?

Так действует на известковую воду углекислый газ, который вы выдохнули.

Все живые существа выдыхают углекислый газ. А растения? Как дышат они? И дышат ли вообще?

Конечно, у растений нет особых органов дыхания - легких, как у нас с вами. Но ведь и человек дышит не только легкими, а еще и кожей.

Дыхание растения похоже на наше кожное.

Воздух входит в него и выходит обратно через маленькие отверстия в листьях. Их можно увидеть под микроскопом. Они называются устьицами.

Интересной способностью обладают эти устьица: они то широко раскрываются, то делаются узенькими щелочками, а иной раз и совсем закрываются. Через них-то и проникает воздух в растения; через них же из растения испаряется влага.

Растение, так же как и человек, использует для дыхания только кислород, а выдыхает углекислый газ.

Эти маленькие отверстия в листе - устьица - видны под микроскопом.

Вы можете проверить это. Проделайте такой опыт. Достаньте несколько листьев примулы и опустите черешками в воду.

Рядом с листьями поставьте немного известковой воды в стакане. Теперь закройте все это большой банкой и поставьте в темное место. Через некоторое время загляните в стакан с известковой водой - она замутилась.

Приготовьте в другом стакане еще немного известковой воды и опять, как в прошлый раз, через трубку подышите в нее. Она тоже замутится.

И вы и листья примулы выдохнули углекислый газ, поэтому известковая вода замутилась.

Но почему надо было ставить листья в темное место? Разве на свету листья бы не дышали? Нет, не в том дело.

На свету листья тоже дышат, но одновременно они выполняют другую работу, которая как бы заслоняет, не дает увидеть процесс дыхания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .