КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТЕНИЯМИ
Опыты в детском саду с растениями
Опыт (наблюдение) №1
«Рост растения в разных условиях»
Цель: выявить какой, из образцов будет развиваться лучше.
Оборудование: два одинаковых растения (гелевый наполнитель, земля, две стеклянных ёмкости.
Содержание опыта: одно растение посажено в почву (образец №1, а другое в гелиевый наполнитель, обогащенный необходимыми веществами для роста растений (образец №2) .
Дата заложения опыта: 6.02.2016
Через 7 дней у растения (образец №1) листья твёрдые, а у растения (образец №2, листья повяли, а через 10 дней (образец №2 погиб)
Вывод: растение растёт лучше в земле, чем в гелиевом наполнителе, так как в земле больше питательных веществ, а в гелиевом наполнителе они закончились через неделю.
Опыт (наблюдение) №2
«С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ»
ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития
растений (вода, свет, тепло)
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин, вода
ХОД: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода) ; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней.
На начало опыта (наблюдения)
Через 5 дней, у цветка который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.
Вывод: растение без воды жить не может.
Опыт (наблюдение) №3
«НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ»
ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.
ХОД: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.
Через семь дней, листья у растения побелели.
Вывод: растение без света жить не может.
Опыт (наблюдение) №4
«МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ? »
ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
ХОД: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
Через семь дней листок пожелтел.
Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.
МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
ПРОЦЕСС:
Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.
Поставить растение на 3-4 часа на солнце.
Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.
ИТОГИ: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.
ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.
РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.
МАТЕРИАЛЫ: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.
ПРОЦЕСС: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.
Оставить растения на неделю.
Сравнить затем их цвет.
Поменять растения местами.
Оставить растения также на неделю.
Сравнить опять растения.
ИТОГИ: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.
ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество- хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.
КАКИЕ КОРНИ У РАСТЕНИЙ ТУНДРЫ?
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА : Учить понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.
МАТЕРИАЛЫ: Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата, прозрачная высокая емкость.
ПРОЦЕСС:
Назвать особенности почвы в тундре(мерзлота).
Выяснить, какие должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте.
Поместить влажную вату в прозрачную высокую ёмкость.
Поместить проращенные бобы на толстый влажный слой ваты.
Прикрыть влажной тканью и поместить на холодный подоконник.
Наблюдать в течении недели за ростом корней, их направлением.
ИТОГИ: Корни начали расти в стороны, параллельно дна емкости.
ПОЧЕМУ? Земля в тундре оттаивает только у поверхности, а дальше она мерзлая и твердая. Поэтому корни растут только в оттаявшей и теплой земле над мерзлотой, а в мерзлоте нет ничего живого
ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.
МАТЕРИАЛЫ: Сциндапсус, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.
ПРОЦЕСС:
Выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями(в джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха).
Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры.
Рассмотреть растение сциндапсус, найти почки- будущие корни
Поместить растение в емкость с водой на решётку.
Закрыть плотно крышкой.
Наблюдать в течении месяца за появлением»тумана», а затем капель на крышке внутри емкости(как в джунглях).
Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями.
ИТОГИ: Это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали. А затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли.
ПОЧЕМУ? В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.
РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.
МАТЕРИАЛЫ: Два цветка бальзамина, лейка с водой.
ПРОЦЕСС:
Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.
Два бальзамина поставить на солнышко
Одно растение полить, а другое нет.
Понаблюдать за растениями и сделать вывод.
Полить это растение и понаблюдать еще неделю.
ИТОГИ: Цветок,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.
ПОЧЕМУ? Растение не может жить без воды и может погибнуть.
Опыт (наблюдение) №5
«Что потом? ».
Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материалы. Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями.
Процесс. Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. Вмесяца выращивают растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.
Итог: Семена – росток – взрослое растение – цветок.
ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
МАТЕРИАЛЫ: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.
ПРОЦЕСС:
Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).
Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).
Ставят его в теплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше).
Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород
Проверить зажженной лучиной.
ИТОГИ: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки.
ПОЧЕМУ? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для дыхания.
ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.
МАТЕРИАЛЫ: Комнатное растение, подставка.
ПРОЦЕСС:
Поставить цветок с горшком набок на подставку
В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев
ИТОГИ: Стебли и листья поворачиваются к верху.
ПОЧЕМУ? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.
ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА, Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
МАТЕРИАЛЫ:
Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.
ПРОЦЕСС:
Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.
Дети сажают черенки традесканции в разную почву.
Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель.
Делают вывод.
Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель
ИТОГИ: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.
ПОЧЕМУ? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.
Литература:
1. Дженис Ван Клив. Двести экспериментов, биология.-М.:1995
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты
Может ли растение дышать?
Ц. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
О. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин,лупа.
Ход. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Есть ли у растений органы дыхания?
Ц. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
О. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Ход. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2-3 см; б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
Нужен ли корешкам воздух?
Ц. Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
О. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.
Ход. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью — на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
Что выделяет растение?
Ц. Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
О. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой,черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Ход. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1-2 суток взрослый ставить перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Сделать вывод с использованием модели зависимости животных и человека от растений (растения нужны животным и человеку для дыхания).
Продолжателей оказалось много. Они повторяли опыты Пристли, ставили свои и снова убеждались в способности растений очищать воздух.
Но вскоре ученые обнаружили еще одну особенность. Оказывается, растение очищает воздух днем, в присутствии солнечного света. Ночью оно прекращает эту работу.
Заметили, что на ночь не следует приносить в комнату много цветов. Будет тяжело дышать, потому что ночью растение забирает чистый воздух, или, как теперь говорят, поглощает кислород.
Тут мы должны будем немного задержаться. Нельзя продолжать рассказ о раскрытии тайн зеленого растения, не сказав о воздухе, в котором живет растение.
Еще в младших классах школы вам рассказывали о воздухе. Вы знаете, что это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и некоторых других. Мы их не видим, потому что они бесцветны. Они не имеют ни запаха, ни вкуса. Но для науки это не было препятствием. Ученые изучили состав воздуха и даже вычислили, сколько какого газа в нем содержится. Больше всего в воздухе оказалось азота.
Ученые исследовали воздух, вдыхаемый живыми существами, и воздух выдыхаемый. И что же обнаружилось? Азота выдыхают столько же, сколько вдыхают. Следовательно, азот воздуха не используется организмом.
А вот кислорода в выдыхаемом воздухе почти нет. Вместо него появляется другой газ - углекислый.
Возьмите немного известковой воды и через стеклянную трубку подышите в воду - она замутится. Отчего это?
Так действует на известковую воду углекислый газ, который вы выдохнули.
Все живые существа выдыхают углекислый газ. А растения? Как дышат они? И дышат ли вообще?
Конечно, у растений нет особых органов дыхания - легких, как у нас с вами. Но ведь и человек дышит не только легкими, а еще и кожей.
Дыхание растения похоже на наше кожное.
Воздух входит в него и выходит обратно через маленькие отверстия в листьях. Их можно увидеть под микроскопом. Они называются устьицами.
Интересной способностью обладают эти устьица: они то широко раскрываются, то делаются узенькими щелочками, а иной раз и совсем закрываются. Через них-то и проникает воздух в растения; через них же из растения испаряется влага.
Растение, так же как и человек, использует для дыхания только кислород, а выдыхает углекислый газ.
Эти маленькие отверстия в листе - устьица - видны под микроскопом.
Вы можете проверить это. Проделайте такой опыт. Достаньте несколько листьев примулы и опустите черешками в воду.
Рядом с листьями поставьте немного известковой воды в стакане. Теперь закройте все это большой банкой и поставьте в темное место. Через некоторое время загляните в стакан с известковой водой - она замутилась.
Приготовьте в другом стакане еще немного известковой воды и опять, как в прошлый раз, через трубку подышите в нее. Она тоже замутится.
И вы и листья примулы выдохнули углекислый газ, поэтому известковая вода замутилась.
Но почему надо было ставить листья в темное место? Разве на свету листья бы не дышали? Нет, не в том дело.
На свету листья тоже дышат, но одновременно они выполняют другую работу, которая как бы заслоняет, не дает увидеть процесс дыхания.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .