Бриллиант – лучший друг девушек. Что такое бриллиант

18.07.2019

Культура

Алмаз, название которого с греческого означает "несокрушимый" , формируется на глубине около 200 км под землей под огромным давлением и теплом. Они выходят на поверхность во время вулканических извержений, или их добывают в старых вулканических зонах. Возраст алмаза составляет от 990 миллионов до 4,2 миллиардов лет .

Бриллиант - это алмаз, который был огранен таким образом, чтобы подчеркнуть естественный блеск камня.

Чтобы узнать насколько совершенным является бриллиант, его оценивают по 4-м характеристикам "4С" : карат, цвет, огранка и чистота.

Карат используется в качестве единицы измерения веса драгоценного камня и соответствует 1/5 грамма. Чем выше каратность алмаза, тем выше его цена.

Несколько выдающихся бриллиантов обрели всемирную известность, благодаря своей истории.

Самые большие алмазы

1. Алмаз "Великий Могол"


"Великий Могол" был назван в честь Шаха-Джахана - правителя империи Великих Моголов, который построил Тадж-Махал. Алмаз обнаружили в алмазных копях Голконды в 1650-х годах, а его вес, составивший 787 карат, позволял считать его самым большим алмазом в Индии .


Из алмаза был изготовлен бриллиант с огранкой в форме розы голубоватого оттенка. Однако камень был утерян сначала в ходе войны с Персией, а потом после убийства Надир-шаха, который приобрел его в 1739 году.

После 1747 года "Великий Могол" исчез , и его больше не видели, по крайней мере, в своей изначальной форме.

Существует множество версий, касающихся судьбы этого бриллианта. Есть мнение, что из него впоследствии был сделан знаменитый бриллиант "Орлов", но тайна до сих пор не раскрыта.

2. Алмаз Куллинан

"Куллинан- I" являлся самым большим бриллиантом в мире до тех пор, пока не был открыт "Золотой юбилей".


Он был изготовлен из осколка самого крупного алмаза в истории – алмаза "Куллинан" весом 3106 карат . Алмаз, который еще называют "Великая звезда Африки", был найден 26 января 1905 года в Южной Африке. Он был назван в честь владельца рудника Томаса Куллинана.


"Куллинан" был подарен Королю Эдуарду VII на его день рождения. Огранку самого большого алмаза доверили известным гранильщикам братьям Асскер из Амстердама. Так как в алмазе были трещины, из него нельзя было сделать один крупный бриллиант .


Гранильщик Йозеф Аскер несколько месяцев готовился к тому, чтобы сделать один единственный верный удар по камню, который расколол бы его по естественным трещинам. Волнение было настолько сильным, что после торжественного удара, Аскер потерял сознание, но алмаз раскололся на две половины.

Самый большой из полученных девяти осколков – бриллиант "Куллинан- I" украшает скипетр британской королевы , и его можно увидеть в Лондонском Тауэре с остальными украшениями британской короны.

3. Алмаз "Золотой юбилей"


"Золотой юбилей" является самым крупным ограненным алмазом в мире . Золотисто-коричневый алмаз потеснил "Великую звезду Африки" и был открыт в 1980 году в руднике "Премьер". Долгое время он оставался незамеченным, и его отдали известному огранщику Габриелю Толковски, чтобы опробовать новые инструменты для огранки.


К большому удивлению многих, "Золотой юбилей" оказался настоящим сокровищем весом 545,6 карат (до огранки 755,5 карат).

Полученный бриллиант был благословлен папой Иоанном Павлом II, Верховным буддистским патриархом и Верховным имамом в Таиланде. Он был подарен самому богатому королю в мире – королю Таиланда во время празднования своего юбилея.

4. Бриллиант "Орлов"


"Орлов" считается крупнейшим бриллиантом Алмазного фонда московского Кремля. Происхождение камня, имеющего форму и пропорции половины куриного яйца, уходит корнями к 18-му веку в южной части Индии. Хотя часть истории "Орлова" была утеряна, считается, что когда-то он служил глазом статуи в индийском храме.

Камень был украден французом, который принял индуизм и даже стал послушником в храме, чтобы осуществить свой план.

В итоге, бриллиант был продан графу Орлову, который преподнес его Екатерине II .

"Орлов" – чистейший бриллиант белого цвета с синевато-зеленым оттенком является большой редкостью, так как он сохранил свою исходную огранку индийской розы.

Самые дорогие алмазы и бриллианты

5. Бриллиант "Санси"


Самым известным владельцем бриллианта "Санси" является король Генри III , который и приобрел камень у своего поверенного Николя де Санси. Камень служил украшением берета для прикрывания преждевременного облысения короля.

По легенде, посыльный, который должен был доставить камень, был убит. Однако верный слуга сохранил камень, который после вскрытия обнаружили в его желудке.


Бриллиант был продан английскому королю Якову I, а затем кардиналу Мазарини, который оставил его королю Людовику XIV. Во время Французской революции он исчез вместе с алмазом Регента и алмазом Хоуп.

В итоге "Санси" был продан Лувру за миллион франков , и до сих пор там хранится. Его цена не была установлена, считается бесценным.

6. Алмаз "Кохинур"


Алмаз "Кохинур" или "Гора света" славится своей длинной историей . Первые упоминания о нем появились в 1304 году, когда царь Бабур обнаружил алмаз, и с тех пор он переходил ко всем правителям империи Великих Моголов – государству на современной территории Индии и Пакистана.


Индусы, моголы, персы, афганцы, сикхи и британцы отчаянно боролись за право им обладать на протяжении долгой истории. Практически всех владельцев "Кохинура" постигла злая участь: смерть, отравление, предательство . От когда-то огромного камня 793 карата, осталось 105 карат (21,6 грамм).

В 1850 году алмаз был передан британской королеве Виктории, которая долгое время носила его как брошь. Знаменитый "Кохинур" носили королева Александра, королева Мария, а теперь он находится в короне королевы Елизаветы в Лондонском Тауэре. Его цена не была установлена, считается бесценным.

7. Алмаз "Хоуп"


Возможно, самым известным в мире является алмаз "Хоуп" (от англ. hope – надежда) Никто не знает, насколько большим был камень до огранки, где он был найден, и кто придал ему изначальную форму. Впервые он был упомянут французским купцом Жан-Батистом и продан королю Людовику XIV.

Некоторые специалисты считают, что он был украден из статуи древнеиндийской богини Ситы . Он перешел к королю Людовику XVI и Марии-Антуанетте, затем был украден и вновь появился в 1829 году. Банкир Генри Хоуп приобрел алмаз, и в честь него называют этот камень.


Последующих многочисленных владельцев "Хоупа" постигла несчастная судьба : насильственная смерть, болезни, потеря ребенка и несчастные случаи. Роковой камень приобрел славу проклятого, и считалось что все, кто его коснуться, умрут ужасной смертью.

Начиная с 1958 года алмаз, находится в Смитсоновском институте в США. Его цена составляет 350 миллионов долларов.

Другие известные алмазы и бриллианты

8. Алмаз Регента


Алмаз Регента также известный, как "Королева сердец" был найден в 1698 году рабом на руднике, который в итоге поплатился за это жизнью. Капитан, нашедший спрятанный алмаз убил раба, продал камень весом 410 карат индийскому торговцу, а потом британскому дельцу Томасу Питу в 1701 году. Он был сведен до 141 карат.

Алмаз Регента считается одним из самых красивых в мире. Он белый, но с малозаметным голубоватым оттенком, который видят не все. Бриллиант стал украшением Марии-Антуанетты, Наполеона, короля Людовика XVIII, Чарльза X и Наполеона III . Сейчас он находится в знаменитом музее Лувра.

9. Алмаз "Звезда Тысячелетия"


"Звезда Тысячелетия" является 10-м самым крупным и 2-м самым большим алмазом цвета группы "D" . До огранки он весил 777 карат, а после – 203 карата. Величественный алмаз без внешних и внутренних изъянов обладал исключительной чистотой.


Камень был приобретен компанией "De Beers". Потребовалось больше 3-х лет, чтобы придать алмазу классическую грушевидную форму с помощью лазеров. "Звезда Тысячелетия" вместе с 11 синими алмазами был добыт в шахте "Премьер" в Южной Африке. В 2000 году эти удивительные алмазы коллекции "Тысячелетие" были представлены на выставке в Лондоне.

10. Бриллиант Тейлор-Бартон


Алмаз весом 241 карат, из которого в дальнейшем сделали знаменитый бриллиант, был найден в руднике "Премьер" в Южной Африке. Известный ювелир Гарри Уинстон придал огранку камню, который приобрел грушевидную форму и стал весить 69,42 карата. Камень удивительной прозрачности и красоты стал первым бриллиантом, проданным на аукционе больше, чем за миллион долларов .

Его покупателем стал Ричард Бартон, который купил его своей жене - знаменитой актрисе Элизабет Тейлор. Элизабет могла носить такое сокровище всего несколько раз в году под защитой охраны, и первый раз появилась с ним на праздновании дня рождения принцессы Грейс в Монако.

Когда актриса развелась с Бартоном, она продала бриллиант за 5 миллионов долларов, а на вырученные деньги была построена больница в Ботсване. Считают, что это первый случай, когда бриллиант принес что-то, кроме несчастья .

Бриллиант с давних пор является любимцем всех женщин и возглавляет пятерку самых дорогих самоцветов. Камень представляет собой обработанный только бриллиантовой огранкой ювелирный алмаз. Данная огранка предполагает наличие 57 граней, 24 из которых приходятся на зону павильона, а 33 на коронку.

Само слово «бриллиант» не имеет какого-либо отношения к другим камням, кроме , а также к самоцветам, ограненных каким-либо другим способом, кроме бриллиантовой огранки. Алмаз является чистым углеродом и поэтому обладает большой твердостью.

С древних времен, бриллиант считался символом власти, успеха, роскоши, победы.

Родиной этого самоцвета является Индия. Европа познакомилась с минералом только в 5-6 веке до нашей эры.

В те времена бриллиант ценили за целительные свойства, прочность и, разумеется, за эстетические свойства. Украшения с этим камнем было позволено носить только людям, принадлежащим к высшим сословиям.

Обрабатывать камень необходимой огранкой научились намного позже. Первый бриллиант был создан Луи де Бернелом в 15 веке, а первым владельцем стал бургундский герцог Карл Смелый.

Искусственный бриллиант

В настоящее время происходит активное развитие технологий искусственного выращивания драгоценных камней и их подобий. Естественно, что основную массу производителей, ювелиров и покупателей интересует возможность создания короля драгоценных минералов – алмаза. Это обуславливается ценой самоцвета.

Высокая стоимость бриллиантов связана с их уникальными свойствами, например, феноменальной твердостью, великолепной способностью преломления световых лучей и их возвращения, создавая исключительную игру света и блеск ограненного алмаза. Однако существует такой важный фактор, который не дает стоимости камня падать по законам конкуренции — монополизация рынка алмазов и закрытость добычи драгоценностей.

Искусственные бриллианты, выращенные в лабораториях, имеют ряд недостатков:

  • Цвет. Синтезировать камень с насыщенным цветом достаточно легко, а вот воспроизведи природную прозрачность алмаза – до сих пор нерешенная задача.
  • Посторонние включения, такие как черные нити углерода.
  • Присутствие примесей позволяет легко определить искусственные камни по спектрограмме.
  • Наличие характерной флюоресценции.

Как определить бриллиант и его подлинность в домашних условиях?

Очень многие алмазы в украшениях в наше время заменяются искусственными. Чаще всего используется искусственная разновидность под названием фианит. Существует ряд способов, как отличить искусственный фианит от натурального бриллианта:

  • Физические свойства самоцвета дают ему возможность преломления световых лучей таким образом, что сквозь минерал нельзя увидеть свет или какие-либо предметы. Надев кольцо и всмотревшись в бриллиант, вы не увидите палец. Если вы поднесете минерал к газете, то сквозь него не сможете разглядеть ни бумагу, ни буквы. Другие камни, которые могут быть использованы для подделки самоцвета, подобными свойствами не обладают.
  • Вода, глицерин и йодистый метилен помогут отличить бриллиант от искусственной шпинели и сапфира. Подделки не будут блестеть в этих жидкостях, а настоящий минерал будет ярко блистать.
  • Алмаз – самый твердый минерал. Твердость камня дает ему устойчивость против любого рода повреждений и царапин. Если потереть наждачной бумагой натуральный самоцвет, он сохранит свою целостность. Другой минерал будет поврежден.
  • Камни натурального происхождения холодны. Даже при сильной жаре самоцветы сохраняют это качество. Взяв в руки природный алмаз можно заметить его прохладу.
  • На соляная кислота оставит пятна, тогда как на бриллиант она не сможет оказать никакого воздействия.
  • Если дышать непосредственно на искусственный камень, то он, в отличие от природного бриллианта, запотеет.
  • Если смазать поверхность природного минерала маслом и приложить к стеклу, то она прилипнет.
  • Посмотрите на камень через лупу. Искусственно выращенные камни, в отличие от бриллианта, всегда имеющего включения, идеально чисты.

Каким бы ни был цвет бриллианта, он всегда великолепен. Этот самоцвет великолепно смотрится на любом человеке, вне зависимости от пола и типа внешности.

Самым ценным алмазом является камень, не имеющий цвета. Выражение «бриллиант чистой воды» – это своеобразный знак качества. Это словосочетание означает то, что самоцвет, опущенный в воду, сольется с ней.

В классификации бриллиантов по цвету выделяют несколько групп: от прозрачных с постепенным повышением насыщенности цвета до камней серого, желтого или коричневого оттенка.

Существует необычная разновидность самоцвета – черный бриллиант . Этот драгоценный минерал природного происхождения отличается исключительностью и красотой.

Основная масса цветных и белых бриллиантов достаточно прозрачны и обладают глянцевой поверхностью, тогда как черный минерал матовый и полностью поглощает лучи света. Несмотря на это, бриллианты черного цвета обладают замечательным алмазным блеском.

Помимо этого, черный самоцвет обладает рядом уникальных качеств. Естественно, что его стоимость во много раз превышает цену алмазов обычных оттенков. Частично прозрачные камни или самоцветы с включениями серого оттенка стоят меньше.

Танцующий бриллиант — это как?

Танцующий бриллиант (чтобы увидеть его танец, нажмите на картинку).

Одно из главных свойств бриллианта — уникальная способность полностью отражать свет внутри себя и возвращать его, раскладывая на части спектра. В народе говорят, что камень «горит» или «играет». Подобная игра проявляется при смещении камня в сторону относительно взгляда наблюдателя.

Хидетака Добаши – ювелир, создатель уникальной оправы для «танцующих» камней. Оправа является подвижной, она заставляет самоцвет буквально выстреливать светом при малейшем движении носителя украшения. Бриллиант в такой оправе имеет постоянную подвижность и как бы «танцует», отражая в сотни раз больше света и лучей, чем это делает статично закрепленный камень. Данный вид украшений появился сравнительно недавно, в июне 2012 года и сразу приобрел всемирную известность. В России изделия с «танцующими» бриллиантами производит компания «Бронницкий ювелир».

1 карат - это сколько? Граммы, миллиметры, цены бриллиантов.

В далекие времена было замечено, что семена дерева Ceratonia siliqua обладают редким постоянством массы – 0,19 грамма. Из-за этого и стали сравнивать вес самоцветов с весом этих семян. После этого был дан окончательный ответ – один карат, это величина, равная весу одного семени рожкового дерева. Несмотря на то, что в настоящее время этим способом измерения уже не пользуются, термин, созвучный с названием дерева, остался. Неизменным остался и вес карата – 0,2 грамма.

Ценовой диапазон камней достаточно широк. Цена бриллианта зависит от многих характеристик камня:

  • Огранка.
  • Прозрачность. Цена камня многократно увеличивается при условии его идеальной прозрачности.
  • Отсутствие или наличие в камне трещин или включений – экземпляры с дефектами стоят во много раз дешевле.
  • Размер камня. Бриллиант в 1 карат может в диаметре достигать 6,5 мм. При высоких показателях прозрачности, чистоты и цвета может достигать 12 000 у.е.
  • Цвет. Самые дорогие камни бесцветны или обладают голубым оттенком. Довольно часто встречающиеся цветные бриллианты стоят дешевле.

Магические свойства камня бриллиант

Энергетика самоцвета крайне сильна: камень готов разделить ее со своим владельцем, при условии, что этот человек обладает сильным характером, духом, лидерскими качествами и решительностью. Часто минерал, будучи недавно купленным, очень неактивно проявляет свои способности. В подобном случае нужно подождать, пока самоцвет привыкнет к новому владельцу. Известно, что камни легче налаживают контакт со своими хозяевами, если принесены в дар.

Представительницам прекрасного пола нежелательно самостоятельно покупать себе подобный драгоценный камень – рекомендуется получить его в дар от мужчины. То, кем приходится мужчина женщине, не имеет значения. Именно он должен оплатить приобретение и примерить украшение на девушку.

Известно, что наибольшей силой обладают камни, переданные по наследству. Бриллианты, являющиеся фамильными драгоценностями, помогают членам семейства выходить из самых запутанных ситуаций и решать самые сложные проблемы.

Именно алмазы защищают хозяина от вредных привычек. Камень избавит от неуверенности в себе, тоски, беспричинной тревожности, придаст сил. Зачастую самоцветы прививают «царские» привычки.

Самоцвет является талисманом, призывающим и обязывающим к искренности и честности. Иначе он не только откажется проявлять свои свойства, но и способен навредить.

Одинокой женщине, которая мечтает о браке, алмаз будет мешать устроить личную жизнь. Бриллиант следует приобретать и носить его, уже находясь в браке с любимым мужчиной. Самоцвет способен усилить ощущения счастья и радости. Именно поэтому камень необходим владельцу именно тогда, когда он уже вполне доволен собственной жизнью.

Супружеской паре бриллиант будет способствовать в сохранении теплых отношений. Камень защитит от предательства и развода.

Интересно то, что алмазы могут иметь дополнительные магические свойства в зависимости от цвета. Желтый бриллиант является минералом верующих людей. Безверным людям носить его не рекомендуется. Бриллиант красного цвета связан с огненной стихией, которая способствует очищению духа. Алмаз голубого цвета связан со стихией воды. Камень рекомендуется носить тем людям, которые умеют слушать свой организм и регулировать его работу.

Лечебные свойства бриллианта

Считается, что камень обладает способностью снять жар, подарить здоровый, крепкий сон, избавить от психических заболеваний, в том числе и от возрастного склероза и маразма. Современные литотерапевты замечали в нем способность лечить болезни желудка и многие дерматологические заболевания.

Зеленый алмаз будет положительно влиять на состояние женского организма. Бриллиант рекомендуется одевать при проблемах с зачатием и вынашиванием плода, камень сможет облегчить роды. Самоцвет затормаживает процессы старения.

Татуировка «бриллиант» — значение тату

Как правило, татуировка в виде алмаза выдает в своем владельце личность с твердым характером и отменным вкусом. Значение подобной наколки толкуется как символ счастья, храбрости и солнечного света.

Считается, что представители сильного пола с татуировкой в виде бриллианта проявляют большую уверенность в себе. А вот представительница слабого пола с подобной наколкой, становится более плодовитой и заметно счастливей в браке.

Если вы решили изобразить на своем теле бриллиант с сиянием, то такая наколка будет свидетельствовать о вашей духовности и вере в бога, ведь недаром в древние времена алмаз считался камнем епископов. Если верить легендам, то отблеск камня способен изгнать дьявола, так как яркость бриллианта невероятно чиста и прозрачна.

Также можно изобразить парную татуировку «бриллиант». Значение этого изображения заключается в непорочной и искренней любви его владельца. Зачастую пара, выбравшая татуировку в виде бриллианта, желает, чтобы их союз обходился без недопонимания и ссор и длился вечно. Самое предпочтительное место для набивки данного изображения – запястье или пальцы.

Кому можно носить бриллианты из знаков зодиака

Бриллианты считаются покровителям , и . Трудолюбивым Овнам минерал подарит силы. Отважным и величественным львам алмаз прибавит щедрости, храбрости. Весам бриллиант подскажет верный путь.

Обратить свое внимание на данный самоцвет стоит и представителям знака , ведь к ним бриллианты тоже благосклонны. получат от минерала большую коммуникабельность и открытость.

Осторожным с данным самоцветом стоит представителям знака . Камень обладает большим влиянием, а значит, способен подавить характер мягких представителей этого знака.

Остальным знакам Зодиака не стоит страшиться алмаза, здесь главное – найти общий язык с привлекательным самоцветом.

Вне зависимости от вида огранки бриллианты подразделяют на три группы:

Мелкие - бриллианты массой до 0,29 карата;

Средние - бриллианты массой 0,30-0,99 карата;

Крупные - бриллианты массой свыше 1,00 карата.

ВНИМАНИЕ! Масса бриллиантов определяется взвешиванием на аналитических весах с точностью до двух знаков после запятой. Математический расчет массы бриллианта через геометрические параметры дает лишь приближенный результат! Кроме того, масса бриллианта никогда не определяется в сторону увеличения, даже если второй и третий знаки после запятой равны 9! Например, 0,999 кар = 0,99 кар.

Наверх

Цвет

В зависимости от оттенка цвета, его тональности и насыщенности бриллианты подразделяют на:

Бесцветные;

С оттенками разной насыщенности;

Окрашенные (желтые с оттенками разной насыщенности, коричневые с оттенками разной насыщенности);

Фантазийные (со значительным присутствием цвета при просмотре бриллианта через площадку или же с цветом, отличным от желтого, коричневого, серого при сравнении с бриллиантом-образцом по цвету).

Группа цвета определяется визуально путем сравнения конкретного бриллианта со специальными образцами-эталонами, каждый из которых характеризует определенную группу цвета (см. рис. 1).

ВНИМАНИЕ! Чем меньше бриллиант, тем меньше градаций групп цвета. Это следствие того, что с уменьшением объема самого исследуемого бриллианта становится сложнее определить различие между смежными группами цвета. Да и наборы образцов отличаются .

Рисунок 1. Определение цвета бриллианта приборным методом на установке Diamond Brilliance Tester, разработанной в лаборатории РФЯЦ, Саров

Цветовая палитра

Окраска кристаллов алмаза является одной из важнейших характеристик будущего бриллианта. Наиболее высоко ценятся бесцветные бриллианты, а также бриллианты со слабым оттенком голубизны. Камни редкой окраски (голубые, розовые, изумрудно-зеленые и др.) тоже котируются достаточно высоко, несмотря на некоторое ухудшение оптических свойств, обеспечивающих «игру». Такие цвета называются «фантазийными», а высокая ценность бриллиантов этих расцветок обусловлена их уникальностью. Часто встречаются кристаллы желтой окраски разной насыщенности и яркости - вплоть до коричневой; такие камни хуже «играют», вполне заурядны, поэтому и ценятся значительно дешевле.

Таким образом, именно уникальность или, наоборот, ординарность окраски кристаллов является психологической основой различия в стоимости по-разному окрашенных камней и впоследствии изготовленных из них бриллиантов.

    Желтая окраска алмазов. Из цветных наиболее часто встречаются алмазы желтого цвета, который варьируется от янтарно-золотистого до буроватых оттенков. Основной причиной появления различных оттенков желтого цвета в природных алмазах является присутствие атомов азота.

    Зеленая окраска алмазов. Кристаллы, полностью окрашенные в зеленый цвет, довольно редки. Иногда зеленый цвет проникает только на толщину «рубашки» кристалла, гораздо реже зеленоватый цвет равномерно распределяется по всему камню. Основываясь на том, что бесцветные алмазы приобретают зеленую окраску при искусственном воздействии радиации, многие исследователи приходят к выводу, что природа зеленых алмазов радиационная.

    Голубая окраска алмазов. Достаточно редко встречаемые кристаллы алмаза, их окраска вызвана наличием примеси бора.

    Коричневая и розовая окраска алмазов. Камни с такой окраской составляют значительное количество среди природных алмазов.

ФАНТАЗИЙНЫЕ ЦВЕТА

В бриллиантовой торговле существует договоренность называть фантазийными только чрезвычайно красивые и привлекательные бриллианты. На протяжении долгого времени наилучшими считались бесцветные бриллианты. Однако это мнение изменилось около 20 лет назад, когда наиболее ценными стали бриллианты необычных расцветок («фантазийные» бриллианты). И в 1983 году в HRD (Бельгийской геммологической лаборатории) начали проводить сертификацию бриллиантов фантазийных цветов.

Рисунок 2. Диаграмма координат цветности бриллианта

Бриллианты фантазийных цветов можно разделить на две группы:

1. бриллианты уникальных цветов (розовые, голубые и т. д.);

2. бриллианты желтых, коричневых цветов и их комбинаций, окраска которых темнее или насыщеннее стандартных образцов-эталонов по цвету.

Бриллианты фантазийных цветов также подразделяются на:

Фантазийный светлый;

Фантазийный;

Фантазийный интенсивный;

Фантазийный темный;

Фантазийный насыщенный;

Фантазийный яркий.

Следует помнить, что единственным подтверждением фантазийного цвета, а соответственно и стоимости бриллианта является сертификат!

Рисунок 3. Наиболее часто встречаемые фантазийные цвета бриллиантов

ВНИМАНИЕ! Серые, молочно-белые и черные бриллианты, которые встречаются достаточно редко, никогда не называют фантазийными! Вопрос определения фантазийного цвета принципиально важен, поскольку от этого будет зависеть стоимость бриллианта. Фантазийные цвета достаточно разнообразны, поэтому для них не существует наборов-эталонов (потребуется слишком большое количество эталонов). Для их оценки используют атласы цветов, наиболее подходящим из которых считается атлас Манселла. В качестве примера можно привести фотографию фантазийного бриллианта на одной из карт этого атласа (см. рис. 4).


Рисунок 4. Бриллианты фантазийных цветов и использование атласа Манселла

Наверх

Чистота

Чистота - один из основных классификационных признаков бриллиантов, характеризующийся отсутствием или степенью проявления внутренних и внешних дефектов. Чистота бриллиантов является одной из важнейших характеристик, определяющих цену камней. Группу чистоты определяют визуальным методом с применением лупы 10х увеличения при искусственном освещении с применением стандартных источников света D65 (характеристики определены Международной комиссией по освещению CIE).

Внешние и внутренние дефекты

Под характеристиками чистоты понимают как дефекты природного происхождения, возникшие в процессе формирования и добычи кристалла, так и дефекты, появившиеся во время обработки кристалла и ношения бриллиантов в ювелирных изделиях. Все характеристики чистоты можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние дефекты

Это дефекты, расположенные на поверхности бриллианта и незначительно проникающие вглубь его. Внешние дефекты могут быть следствием процесса обработки или повседневного ношения изделия. К внешним дефектам относят: раковины, сколы, царапины, линии полировки, заматованность, пористость рундиста, завальцованность, подгар граней (клиньев).

Внутренние дефекты

Это внутренние особенности камня, целиком находящиеся внутри бриллианта или частично выходящие на его поверхность, видимые невооруженным глазом или при увеличении 10Х. К внутренним дефектам относят: включения, трещины, точки, облака, пузырьки, полоски, микрошвы, грейнинг, линии роста. Некоторые из них в процессе обработки могут выходить на поверхность, но находятся они в объеме бриллианта и поэтому считаются внутренними.

Группы чистоты

Согласно ГОСТу Р 52913-2008 бриллианты в зависимости от характеристики внутренних и внешних дефектов, степени их проявления и места расположения в объеме бриллианта, а также от видов огранки и групп массы подразделяются на группы чистоты в соответствии с табл. 1.

Таблица 1. Определение группы чистоты бриллианта по характеристикам согласно классификации бриллиантов ГОСТ Р 52913-2008 *

Характеристики групп чистоты бриллиантов

Группа чистоты бриллианта

Центральная зона бриллианта

Средняя зона бриллианта

Периферийная зона бриллианта

Вес до 0,299 карат

Вес от 0,30 карат

Без внутренних и внешних дефектов 1 1
Один мельчайший дефект в виде светлой точки, различимый только при просмотре бриллианта со стороны павильона - - 2 2
- Не более двух мельчайших дефектов в виде светлых точек 2 2
- Один мельчайший дефект в виде полоски 2 2
Не более трех мелких дефектов в виде светлых включений - - 3 3
- 3 3
- Не более двух мелких дефектов в виде полоски 3 3
Не более двух мелких дефектов в виде темных включений - - 3 4
Не более четырех незначительных дефектов в виде светлых включений 3 4
Не более двух незначительных дефектов в виде полосок 3 4
Не более одного незначительного дефекта в виде полоски и трех незначительных дефектов в виде светлых включений 3 4
- - 3 4
Один незначительный дефект в виде светлого облака - - 4 5
Один незначительный дефект в виде трещины - - 4 5
Не более трех незначительных дефектов в виде темных включений - - 4 5
Не более шести незначительных дефектов в виде светлых включений и полосок 4 5
- Не более трех мелких дефектов в виде трещин 4 5
Не более восьми мелких рассеянных дефектов в виде светлых включений, полосок, трещин, прозрачных объемных включений 5 6
До пяти незначительных дефектов в виде темных включений 5 6
Один незначительный дефект в виде объемного темного включения 5 6
Не более восьми мелких рассеянных дефектов в виде светлых и темных включений, полосок, трещин, облаков, прозрачных объемных включений 5 7
Один небольшой дефект в виде темного включения 5 7
Не более двух небольших дефектов в виде темных включений 5
Не более двух небольших дефектов в виде трещин 5
Не более одного небольшого дефекта в виде облака в сочетании с небольшим темным включением 5
Несколько мелких дефектов в виде трещин в сочетании с небольшим темным включением 5
Многочисленные небольшие дефекты в виде различных включений и трещин 6 8
Одна большая трещина 6 8
Многочисленные большие дефекты в виде различных включений, трещин 6 9
Многочисленные большие дефекты в виде различных включений в сочетании с трещинами 6 9
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра не менее 60% граней павильона бриллианта 7 10
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра от 60% до 30% граней павильона бриллианта 8 11
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра менее 30% граней павильона бриллианта 9 12

* Классификация бриллиантов по группам чистоты действует с 01.01.2009 года

Наверх

Огранка

По форме огранки бриллианты подразделяют на:

Круглые (название говорит само за себя, именно такие бриллианты составляют основную массу всего бриллиантового рынка);

Фантазийные (ставшие уже традиционными бриллианты прямоугольных, грушевидных и т.д. форм и даже бриллианты в виде сердца);

Нетрадиционные (в своем большинстве бриллианты, произведенные ограниченной серией или даже в единственном экземпляре; их форма существенно отличается от традиционных; зачастую такие бриллианты используются дизайнерами в авангардных украшениях).

По типам огранки (форме и взаимному положению граней) бриллианты подразделяют на:

Клиньевая, или бриллиантовая - к данному типу относятся «круглые», «груши», «маркизы», «сердца» (см. рис. 5);

Рисунок 5. Клиньевая, или бриллиантовая огранка

Ступенчатая – «принцессы», «изумруды», «квадраты» и т.д. (см. рис. 6);

Рисунок 6. Ступенчатая огранка

Смешанная (сочетающая в себе элементы первых двух типов – например, «феникс»).

Наверх

Стоимость

ВНИМАНИЕ! Если цена одного отдельного грамма золота и одного грамма в килограмме одинакова, то стоимость бриллиантов с увеличением их размера возрастает в прогрессии. Например, бриллиант весом 0,99 карата будет стоить гораздо меньше, чем бриллиант весом 1,00 карата при одинаковом цвете и чистоте.

Бриллианты независимо от вида огранки, по массе подразделяются на три группы:

Средние;

Крупные.

Кроме того, для мелких бриллиантов вводится понятие подгрупп массы (диапазон значений массы бриллиантов).

Понять принцип формирования обозначения размерно-весовых подгрупп достаточно просто - это не что иное, как количество штук бриллиантов, составляющих массу, равную одному карату.

Мелкие круглые семнадцатигранные бриллианты (Кр-17) подразделяются на размерно-весовые подгруппы в соответствии с табл. 1.

Таблица 1. Характеристика размерно-весовых подгрупп бриллиантов Кр-17


Мелкие бриллианты других видов огранки подразделяются на размерно-весовые подгруппы в соответствии с табл. 2.

Таблица 2. Характеристика размерно-весовых подгрупп мелких групп бриллиантов

Средние бриллианты всех видов огранки подразделяются на следующие подгруппы массы (в каратах):

от 0,30 до 0,39 включ.; от 0,40 до 0,49 включ.; от 0,50 до 0,59 включ.;

от 0,60 до 0,69 включ.; от 0,70 до 0,79 включ.; от 0,80 до 0,89 включ.; от 0,90 до 0,99 включ.

Крупные бриллианты всех видов огранки подразделяются на следующие подгруппы массы (в каратах):

от 1,00 до 1,24 включ.; от 1,25 до 1,49 включ.; от 1,50 до 1,74 включ.; от 1,75 до 1,99 включ.; от 2,00 до 2,24 включ.; от 2,25 до 2,49 включ.; от 2,50 до 2,74 включ.; от 2,75 до 2,99 включ.; от 3,00 до 3,24 включ.; от 3,25 до 3,49 включ.;

от 3,50 до 3,74 включ.; от 3,75 до 3,99 включ.; от 4,00 до 4,24 включ.; от 4,25 до 4,49 включ.; от 4,50 до 4,74 включ.; от 4,75 до 4,99 включ.; от 5,00 до 5,24 включ.; от 5,25 до 5,49 включ.; от 5,50 до 5,74 включ.; от 5,75 до 5,99 включ.; от 6,00 и св.

Наверх

Наиболее актуальные вопросы в практике современных геммологических лабораторий

Пять С

Безусловно, основные характеристики бриллианта основываются на его визуальном восприятии. Однако такой подход не может быть объективным, поэтому оценка бриллиантов производится по так называемым «четырем С»:

Color (цвет);

Clarity (чистота);

Cut (огранка);

Carat weight (масса в каратах).

На сегодняшний день применение последних научно-технических разработок позволяет объективно подойти к комплексной оценке бриллианта. С этой целью ОАО «ПО «Кристалл» и ФГУП Российский Федеральный Ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики впервые в мировой практике специально ввели новый показатель, так называемую пятую «С» - коэффициент «Charm», а также разработали оборудование и методику измерений.

Коэффициентом «Charm» определяют следующие оптические характеристики блеска бриллианта:

1. Интенсивность блеска - этот параметр характеризует яркость блеска и определяется как коэффициент отражения лучей света в бриллианте. На эту характеристику влияют в первую очередь потери света из-за несовершенства огранки бриллианта.

2. Дисперсия блеска - этот параметр характеризует способность бриллианта разлагать падающий на него белый свет в цвета радуги. По-другому его можно определить как цветовую насыщенность блеска. Этот параметр наибо¬лее сильно проявляется в бриллиантах с высокой чистотой и хорошей геометрией огранки.

3. Искристость блеска - этот параметр включает в себя две оптические характеристики, на которые реагирует глаз человека:

Рельефность рисунка блеска, характеризующую среднее число искр в картине блеска, различаемых глазом человека (статическую компоненту параметра искристости);

Мерцание рисунка блеска, характеризующую изменение интенсивности блеска при наклоне и повороте бриллианта в пространстве (динамическую компоненту параметра искристости)

4. Геометрия рисунка блеска - этот параметр характеризует наличие или отсутствие в рисунке блеска больших темных пятен, различимых глазом человека, которые можно трактовать как дефекты блеска.

При сертификации измеренное значение данного коэффициента заносится в специальную графу в бланке сертификата, и человек, получающий сертифицированный бриллиант, может самостоятельно, без специальной подготовки и приборного обеспечения сделать вывод - насколько хорошо будет смотреться бриллиант.

Наверх

Природа бриллианта и воздействие на него

Наиболее актуальным и сложным остается вопрос диагностики природы бриллианта и обнаружения следов внешнего воздействия на него с целью изменения цвета и/или чистоты.

На современном рынке наиболее часто встречаются следующие группы ограненных камней:

1. Природные ограненные алмазы - бриллианты, подвергавшиеся воздействию с целью изменения цвета и/или чистоты.

Наиболее часто камни подвергаются термобарическому воздействию и/или облучению с целью изменения цвета. Причем современные технологии позволяют как обесцвечивать бриллианты, так и придавать им насыщенные фантазийные цвета. Для улучшения же чистоты, как правило, используются методы заполнения трещин веществом с показателем преломления, близким к алмазу. Если нанесение покрытия, следы заполнения трещин и высверленные лазером каналы можно обнаружить при просмотре бриллианта в лупу и микроскоп, то следы облучения и термобарического воздействия диагностировать достаточно трудно. Такая диагностика проводится только в геммологических лабораториях путем анализа спектрограмм, снятых на специальном оборудовании, а также с помощью целого ряда дополнительных косвенных признаков.

Сведения о наличии или отсутствии следов внешнего воздействия с целью изменения цвета и/или чистоты бриллианта обязательно должны вноситься в бланк сертификата!

2. Синтетические ограненные алмазы

На сегодняшний день широко известны такие имитации бриллиантов, как фианит, стекло, цирконий, муассанит и т.д. Современное оборудование с достаточной точностью позволяет отличить их от алмаза. Однако в последнее время в мире, в частности в США, России, странах СНГ, наблюдается рост объемов производства высококачественных синтетических алмазов, из которых затем изготавливаются ограненные ювелирные вставки. Если синтетический кристалл алмаза специалист еще может визуально отличить от природного (по характеру поверхности граней кристалла, его внешнему габитусу, наличию затравки), то после огранки такая возможность полностью исчезает. Именно поэтому наиболее авторитетные геммологические лаборатории мира уделяют большое внимание внедрению и развитию современного высокоточного диагностического оборудования этого профиля. Без сложных специальных дорогостоящих тестов неподготовлен-ному потребителю происхождение бриллиантов невозможно определить.

Существуют методы синтеза алмазов, которые позволяют создавать синтетические алмазы, искусственное происхождение которых невозможно диагностировать во многих геммологических лабораториях.

В отечественной геммологической практике сегодня используются последние разработки российских ученых в области диагностики бриллиантов. Так, например, Смоленский геммологический центр совместно с Научно-технологическим центром уникального приборостроения РАН проводят исследования по диагностике облагороженных бриллиантов и синтетических ограненных алмазов с использованием акустооптического спектрометра рамановского излучения. Данный прибор позволяет не только в течение 1,5-2 минут однозначно отличить бриллиант от имитации (даже в том случае, когда камень закреплен в изделии!), но и определить метод воздействия на бриллиант или синтетический ограненный алмаз. Очевидно, что именно за такими приборами будущее геммологи.

Рисунок 9. Сертификат соответствия синтетического ограненного алмаза и его блистерная упаковка

3. Имитации бриллиантов (наиболее часто встречаемые: циркон, муассанит, шпинель и т.д.).

Отличить бриллиант от имитаций для специалиста сегодня не представляет сложности. Во-первых, при визуальном осмотре у настоящего камня можно обнаружить следующие идентификационные признаки: качественную полировку граней и остроту ребер, отсутствие эффекта «раздвоения ребер», наличие включений и дефектов, характерных для природных алмазов. Во-вторых, существует ряд приборов, позволяющих специалисту даже с незначительной подготовкой отличить бриллиант от имитаций.

Есть пять главных правил.

1. «Бриллиант» — название самого известного вида огранки, а не материала.

2. Название «бриллиант» предполагает конкретный вид огранки круглой в плане формы, симметричной, с 57-ю гранями (плюс пришлифованный шип — колета, где сходятся грани павильона; эта грань предохраняет низ камня от обламывания), — из них 33 грани на короне (включая площадку — большую центральную грань) и 24 на павильоне; прочие виды огранок круглой формы с меньшим числом граней имеют каждая своё название: те у которых более 57 граней, называются модификациями бриллианта.

3. Недопустимо применять название «бриллиант» к прочим видам огранки без обозначения камня.

4. В том случае, когда речь идёт о бриллианте, огранённом из алмаза, наименование материала может быть опущено. В этом случае «бриллиант» означает и вид огранки, и алмаз.

Ещё совсем недавно ювелирные магазины в нашей стране были полны удивительной продукцией из синтетического корунда. Другие камни встречались крайне редко. О качестве камня покупатель ничего не знал и не спрашивал. Побудительным мотивом к покупке чаще всего служили слухи об очередном повышении цен на золото. В эти периоды с прилавков магазинов сметалось почти всё…

Сейчас ситуация меняется. На прилавках появилось больше различных ювелирных изделий с природными и синтетическими камнями. Непривычно велик и ассортимент украшений с бриллиантами. Слухами об очередном повышении цен покупателя уже не пугают, и он может делать свой выбор основательно. Но для этого необходимо иметь хотя бы общие понятия о том, что и как выбирать.

Алмаз — это минерал, состоящий из чистого углерода. Он действительно самый твёрдый природный минерал. По шкале твёрдости — 10. Рубин, у которого твёрдость 9, примерно в 150 раз «мягче» алмаза! Кстати, удивительно, но самый мягкий минерал — графит (твёрдость 1) также состоит из чистого углерода. Секрет кроется в структуре этих минералов, т. е. в расположении атомов углерода относительно друг друга. Алмаз твёрд только к истиранию (царапанью), но хрупок и может расколоться даже от лёгкого удара. Вам следует об этом помнить, если вы имеете изделия с бриллиантами. К любым кислотам и изменениям температуры в обычных условиях он удивительно стоек, и здесь вам нечего опасаться.

Для некоторых из вас будет сюрпризом узнать, что действительно бесцветный алмаз, каким мы его себе представляем, встречается крайне редко. Стоимость бесцветного бриллианта круглой огранки и высокого качества массой 1 карат (0,2 г) достигает 11—12 тысяч долларов. Но обычно алмаз окрашен в желтоватые, коричневатые или сероватые цвета, реже в голубоватые, зеленоватые или розоватые. Окраска может быть интенсивная, так называемая «фантазийная», но она никогда не бывает чистой, т. е. если цвет алмаза синий, то не такой чистый, как цвет у сапфира, а красный не может сравниться с цветом рубина.

Очень высоко ценятся пурпурно-красные алмазы из Австралии. В 1995 году их стоимость была, в среднем, 100 тысяч долларов за карат!

Цвет алмазов обычных окрасок — от бесцветного до светло-жёлтого (коричневого, серого) оценивается по специальной шкале. В разных системах оценки бриллиантов используются разные шкалы цвета. По системе Геммологического института Америки в этом диапазоне выделяется 23 цвета, которые обозначены буквами алфавита английского языка, начиная с буквы «D» —для бесцветного алмаза и кончая буквой «Z» — для светло-жёлтого.

В России используются 9-бальная шкала (для камней массой более 0,30 карата), 7-бальная (для камней массой меньше 0,30 карата) и 4-бальная (для мелких камней простой огранки). В ювелирных магазинах нашего города вы можете встретить маркировку цвета пока только по одной шкале, но ситуация может измениться. Вам следует помнить, что бриллианты первых 3 цветов 9-бальной шкалы встречаются редко, особенно 1 цвет. Разница же в стоимости между 1 и 3 цветами составляет около 30%. Причём на глаз вы не заметите разницу в цвете оправленных камней, имеющих маркировку цвета от 1 до 6, а у мелких камней в жёлтом металле с маркировкой 7 и даже 8 вы можете ещё не заметить какой-либо окраски. Будьте осторожны при покупке камней с маркировкой цвета 1—3!

Как вам прочитать маркировку камня? На ярлыке к изделию вы можете увидеть что-нибудь вроде Кр 57 3/4. Кр57 означают форму камня и количество граней, в данном случае огранка круглая и на камень нанесено 57 граней (стандартная бриллиантовая огранка ). Следующая цифра означает цвет, а последняя — качество.

Качество, как и цвет, в разных системах оценивается различно, но все эти системы хорошо стыкуются между собой. Качество здесь означает степень свободы камня от каких-либо дефектов, обычно внутренних. Оценивается качество при десятикратном увеличении и невооружённым глазом. В системе Геммологического института Америки выделяются 11 групп качества бриллиантов.

В системе, используемой в России, как и с цветом, используются три шкалы качества, в зависимости от размеров камня, соответственно 12, 9 и 6-бальные. Чем дефектней камень, тем больше цифра. Следует помнить, что бездефектные камни встречаются крайне редко. Будьте осторожны, если видите на маркировке высшие оценки качества! Если изделие дорогое, то лучше проконсультироваться у геммолога, прежде, чем покупать его. Никогда в таких случаях не полагайтесь на написанное на ярлыке. Мне приходилось видеть такие несоответствия качества бриллиантов с их маркировкой.

Специалист, конечно, обратит внимание и на качество огранки камня. В нашей стране качество огранки, как правило, хорошее. Плохое качество отмечается обычно у камней индийского производства. Кроме того, бриллианты могут быть облагорожены: заполненные специальным веществом трещины, выжженные лазером включения, изменённая окраска. Могут встретиться и синтетические алмазы, но себестоимость их производства пока чрезвычайно высока, и реальной угрозы рынку алмазов с их стороны на данный момент нет.

кандидат геолого-минералогических наук,
Александр Кисин

В 1919 году математик Марсель Толковский рассчитал пропорции бриллиантовой огранки (на западе этот бриллиант известен, как бриллиант Толковского; в России - просто «бриллиантовая» огранка), при которой свет входящий в камень через корону, полностью отражается от граней павильона по закону полного внутреннего отражения и выходит обратно, создавая сильные блеск и «игру» (за исходную форму был принят круглый бриллиант с 57 гранями). При таких пропорциях бриллиант не пропускает свет «насквозь», в отличие от имитаций.

Диаметр: ширина бриллианта, измеряется по диаметру рундиста.
Площадка: верхняя горизонтальная грань алмаза.
Корона: верхняя часть камня, расположенная над рундистом.
Рундист: узкий ободок бриллианта, отделяющий корону от павильона.
Павильон: нижняя часть камня, расположенная под рундистом.
Калетта: место схождения граней павильона, иногда образующую маленькую 58-ю грань.
Глубина: размер драгоценного камня от площадки до калетты.

Основными показателями, влияющими на оценку бриллиантов, являются цвет камня, чистота камня, огранка камня и его масса, выраженная в каратах. Именно на них базируется принцип оценки - четыре «Си»(4С), где каждая «С» обозначает один из факторов оценки:

Cut - огранка камня - форма, тип огранки, пропорции, а также качество обработки (симметрия, полировка и т.д.);

Clarity - чистота камня - степень свободы камня от внутренних включений;

Color - цвет камня - самый главный фактор, влияющий на оценку бриллианта;

Carat weight - масса камня в каратах (1 карат равен 0.2 гр.)

В мире существует несколько систем оценки качества бриллиантов, но мы рассмотрим две самые распространенные - систему Геммологического института Америки (GIA) и российскую систему.

Система GIA для оценки бриллиантов.

Cut - огранка камня.

Качество огранки бриллианта, возможно, самый важный компонент их всех четырех, влияющий на стоимость бриллианта, поскольку правильно обработанный камень выглядит очень красиво, в нем наблюдается яркий блеск и «игра». При правильной огранке бриллианта, свет проходит сквозь площадку короны, играет между граней павильона и возвращается обратно сквозь площадку полностью или почти полностью отразившись от внутренних граней. Если же огранка неудачна, то свет, проходящий сквозь площадку, быстрей достигает граней павильона и «просачивается» сквозь одну из них, либо уходит через противоположную нижнюю грань бриллианта, не успевая отразиться. Чем меньше света, преломляясь внутри камня, выходит обратно, тем меньше блеск Вашего бриллианта.

Большинство специалистов по драгоценным камням сходятся в том мнении, что лучшая огранка бриллиантов основывается на формуле, которая позволяет придать камню максимальный блеск. Эти формулы можно понять, изучив пропорции бриллиантов, однако гораздо важнее как глубина соотносится с диаметром бриллианта и как диаметр площадки соотносится с диаметром бриллианта.

Специалисты в области классификации огранки бриллиантов разработали таблицу в помощь ювелирам, с помощью которой можно придать бриллианту идеальные пропорции. Согласно этой таблице огранку бриллиантов (по GIA) можно разделить на следующие категории: Идеальная (Ideal), Превосходная (Premium), Очень хорошая (Very Good), Хорошая (Good) и Доброкачественная (Poor).

Идеальная огранка ставит своей целью придать алмазу максимальную яркость и обычно у таких бриллиантов площадка меньшего размера, что дает дополнительное преимущество: у таких камней большая способность к рассеиванию света. Эта категория огранки применима только к круглым бриллиантам. Круглые бриллианты с огранкой категории «Премиум» имеют огранку эквивалентную «Идеальной» с более широкой площадкой и слегка измененными углами короны и павильона. Бриллианты с огранкой «Очень хорошая» отражают большую часть света, который проходит сквозь них, создавая достаточный уровень яркости. Бриллианты с такой огранкой получаются в результате того, что огранщики немного отходят от предусмотренных пропорций бриллианта, чтобы на выходе получить достаточно крупный по весу бриллиант. Как результат подобные бриллианты имеют отклонения по размеру площадки или ширины рундиста, хотя по остальным параметрам совпадают с параметрами бриллиантов категории «Идеальный» или «Премиум». Огранка категории «Хорошая» подразумевает, что в камне отражается много света, проходящего через него. Пропорции отклонены от идеальных, поскольку выбор сделан в пользу большего размера бриллианта при огранке, а не отсечения всего лишнего, чтобы получить небольшой камень категории «Премиум».

Clarity - чистота камня.

Когда речь заходит о чистоте бриллианта, мы имеем в виду наличие отличительных характеристик снаружи и внутри камня. Хотя большинство этих характеристик - неотъемлемая часть необработанного алмаза, возникшая на самых ранних стадиях формирования кристалла под землей, хотя некоторое их количество появляется в результате воздействия мощного давления, которому подвергается алмаз в процессе огранки. Если представить то невероятное давление, с помощью которого зарождается алмаз, то совсем не удивительно, что многие алмазы имеют трещинки-включения, дефекты, воздушные пузырьки и частички чужеродных минеральных пород, как на поверхности, так и внутри камня. Оценка чистоты производится при 10-кратном увеличении лупы, при этом учитывается размер, количество, расположение и цвет внутренних характеристик, а также в ряде случаев и поверхностные дефекты, которые нельзя удалить путем переполировке без значительной потери веса камня. При прочих равных условиях бриллианты без внутренних характеристик считаются более ценными. В системе оценки GIA различают 11 групп чистоты: начиная от «Внутренне безупречного» - бриллианта, не имеющего абсолютно никаких дефектов и включений даже при 10-кратном увеличении и заканчивая «Несовершенным» - бриллиантом, у которого присутствуют серьезные дефекты и включения, видимые даже невооруженным взглядом.

F и IF (Flawless и Internally Flawless) - Чистые и Внутренне Чистые. У таких бриллиантов нет внутренних включений либо их невозможно обнаружить при10-кратном увеличении. Очень редкие.

VVS1 и VVS2 (Very Very Small Inclusions) - Едва-едва заметные включения. Очень трудно обнаружить при 10-кратном увеличении.

VS1 и VS2 (Very Small Inclusions) - Едва заметные включения. Мельчайшие включения незаметны невооруженным глазом и с трудом обнаруживаются при 10-кратном увеличении.

SI1 и SI2 (Small Inclusions) - Маленькие включения. Мельчайшие включения, которые можно обнаружить при 10-кратном увеличении и в некоторых случаях (SI2) включения видны невооруженным взглядом.

I1 и I2 и I3 (Imperfect) - Заметные Включения. Включения видны, как при 10-кратном увеличении, так и невооруженным глазом.

Color - цвет камня.

Говоря о цвете бриллианта, ювелиры обычно имеют в виду наличие или отсутствие цвета в «белом» бриллианте. Цвет напрямую зависит от химического состава бриллианта и с течением временем не меняется.

Из-за того, что бриллиант лишен цвета, подобно прозрачному стеклу он пропускает через себя больше света, чем цветной камень, бесцветные бриллианты больше искрятся и играют световыми отражениями. Вследствие особенностей процесса формирования алмазов, только единичные экземпляры являются по-настоящему бесцветными камнями. Чем бесцветнее «белый» бриллиант, тем выше его стоимость. На цветные бриллианты фантазийной окраски эти правила не распространяются. Такие бриллианты имеют яркую фантазийную окраску - голубую, розовую, красную, желтую, зеленую. Они очень редки и их стоимость в несколько раз, а то и на порядки превышает стоимость «белых» бриллиантов.

Оценивая бесцветность бриллиантов, многие ювелиры прибегают к профессиональной цветовой шкале компании GIA, которая разделена на группы, начиная с совершенно бесцветных бриллиантов и далее по мере увеличения насыщенности желтого оттенка до последней группы для бриллиантов с желтой окраской. Каждую группу обозначают буквой латинского алфавита от D - бесцветные бриллианты до Z - желтые бриллианты. По этой же шкале оценивают цвет камней с коричневым оттенком, при этом учитывается насыщенность коричневого цвета. Оценка цвета бриллианта сводится к определению группы цвета. Окраска желтых и коричневых камней с характеристикой цвета ниже Z считается фантазийной. Для бриллиантов с фантазийной окраской существуют свои группы цвета, при характеристике таких камней употребляют слово fancy (фантазийный), далее описывают цвет и его интенсивность. Для оценки цвета бриллиантов применяется набор эталонов.

Carat weight - масса камня в каратах.

Карат - единица измерения, принятая для определения веса бриллиантов. Один карат эквивалентен 0.2 грамма (200 миллиграмм). Слово «карат» происходит от названия семени цератония, с помощью которого люди в древности проверяли весы. Семечки цератония настолько малы и неотличимы друг от друга, что даже самая современная техника не способна измерить разницу в весе двух семечек, превышающую значение 0.003.

Процесс формирования алмаза происходит только в особых условиях, и обычно природные компоненты, необходимые для образования кристалла, можно найти только в горах. Что означает, что крупные алмазы находят гораздо реже, чем мелкие. По этой причине цена алмаза растет в прямой зависимости от его размера.

Российская система оценки бриллиантов.

Российская система оценки бриллиантов базируется на технических условиях (ТУ 117-4.2099-2002), действующих с апреля 2002 года.

Оценка огранки. В качестве стандарта принята круглая огранка с 57 гранями (Кр-57), существует также круглая 17-гранная огранка (Кр-17), которая используется для мелких камней. ТУ устанавливает диапазоны геометрических параметров огранки, по которым круглые бриллианты Кр-57 могут быть поделены на группы (в порядке убывания геометрических параметров, симметрии, качества полировки) «А», «Б», «В», «Г», а Кр-17 - на две группы - «А» и «Б». Бриллианты известных фантазийных форм огранки подразделяют на две группы - «А» и «Б». Бриллианты фантазийных форм огранки с нетрадиционным количеством и расположением граней относятся к группе огранки «Б».

Вес бриллианта измеряется в каратах до второго знака после запятой. Для вычисления массы камня, закрепленного в ювелирном изделии, применяют специальные расчетные формулы.

Выделяются три весовые группы бриллиантов: мелкие (массой до 0.29 карат), средние (от 0.30 до 0.99 карата) и крупные - 1 карат и выше.

Оценка цвета. Бриллианты классифицируют по группам цвета от бесцветных с постепенным увеличением насыщенности желтых, коричневых, серых оттенков. Количество групп цвета зависит от веса. Мелкие бриллианты Кр-17 классифицируют по 4 группам цвета (1 - бесцветные камни). Мелкие бриллианты Кр-57 классифицируют по 7 группам цвета (1 - бесцветные камни). Средние и крупные бриллианты классифицируют по 9 основным группам цвета (1 - бесцветные камни)(см. таблицу), при этом в 6, 8 и 9 выделяют несколько подгрупп: 6 и 6-1, от 8-1 до 8-5, от 9-1 до 9-4 (например, 8-2 - слабо окрашенные желтые, или 8-5 - желтые). Бриллианты с фантазийной окраской относятся к первой группе цвета. Хочется заметить, что бриллиантов массой 1 карат и выше с характеристиками 1/1 практически нет в продаже. Камни с такими характеристиками дороже бриллиантов с характеристиками 4/4 в несколько раз и могут оказаться не по карману даже очень состоятельным людям. В то же время внешне бриллианты 1/1 и 4/4 абсолютно не отличаются друг от друга.

Оценка чистоты. Бриллианты классифицируются по группам чистоты в зависимости от наличия внутренних характеристик (включений, трещинок, поверхностных дефектов, устранение которых приведет к существенной потере веса), их количества, расположения и цвета (учитываются характеристики, видимые в лупу 10-кратного увеличения). Количество групп чистоты зависит от веса. Так, мелкие бриллианты Кр-17 классифицируют по 6 группам чистоты, а мелкие бриллианты Кр-57 - по 9 группам. Для средних и крупных камней существует 12 групп чистоты (см. таблицу). Из таблицы следует, что бриллиант с чистотой 5 на бриллиантах весом до 0.29 карата соответствует чистоте 7 для средних и крупных камней. Т.е. с трудом видимые невооруженным глазом дефекты и цветность обнаруживаются только при характеристиках 7/7 (для средних и крупных камней). Тренированный глаз без помощи приборов замечает дефекты и цветность при характеристиках 6/6. Поэтому при покупке больших камней правильнее будет обращать внимание на цвет и размер, которые бросаются в глаза.

Итоговая оценка бриллианта записывается в следующем виде: например, Кр-57 0,35 3/4А. Это означает: бриллиант круглой огранки с 57 гранями, массой 0.35 карата, имеет 3-ю группу цвета, 4-ю группу чистоты, группу огранки - А.

), что позволяет определить, насколько камень близок к совершенству.

Главное в оценке огранки камня - её качество: насколько грани геометрически точны и пропорциональны. Идеальная огранка кодируется литерой «А», далее по убыванию качества. Чистота - самый существенный показатель качества бриллиантов: выражается она в наличии или отсутствии дефектов камня или посторонних включений. Идеальный бриллиант, без изъянов, называется бриллиантом чистой воды . По цвету бриллианты подразделяются на традиционные (бесцветные и все оттенки жёлтого) и фантазийные (розовые, голубые, синие, зеленые). Масса бриллиантов измеряется в каратах (1 карат равен 0,2 грамма ).

Исторические алмазы






  1. «Дрезденский зелёный », 41 карат . Камень яблочно-изумрудного цвета. Является украшением для шляпы. Хранится в Дрездене .
  2. Алмаз Хоупа , 44,5 кар. Очень редкого глубокого сапфирового цвета. Замечательной чистоты и правильных пропорций. В 1830 году его приобрёл на аукционе банкир и собиратель драгоценных камней Хоуп, чьим именем он и назван. В 1958 году подарен Смитсоновскому институту в Вашингтоне, где находится сейчас. Считают, что этот алмаз приносит несчастье владельцам (история камня приукрашена выдумками в подтверждение такого суждения).
  3. Куллинан -I («Звезда Африки»), 530,2 кар. Прозрачный, бесцветный. До 1996 г. самый большой огранённый алмаз в мире; ныне третий по размеру. Имеет 74 грани. Каплевидной формы (панделок). Украшает скипетр английского короля Эдуарда VII . Хранится в Тауэре , Лондон .
  4. «Санси» , 55 кар. Хранится в Лувре .
  5. «Тиффани », 128,51 кар. Лимонно-жёлтого цвета. Приобретён нью-йоркской ювелирной фирмой «Тиффани», огранён в Париже.
  6. Кохинур («Гора света»), 108,93 кар. Хранится в Тауэре, Лондон.
  7. Куллинан -VI, 63,6 кар. Один из 105 огранённых камней-осколков знаменитого «Куллинана», имевшего массу 3106 кар. Вставлен в корону королевы Мэри в 1911 году. В 1959 году на выставке «Вечный алмаз» в Лондоне был представлен вставленным в брошь. Хранится в Тауэре, Лондон.
  8. «Нассак », 43,88 кар. Первоначально имел массу более 90 кар и находился в храме бога Шивы недалеко от города Нассак (теперь Нашик) близ Бомбея в Индии. В 1818 году был захвачен англичанами в качестве трофея в процессе колонизаторских войн. В 1927 году переогранён в Нью-Йорке и получил изумрудную огранку. В настоящее время в частной собственности Лидса в США .
  9. «Регент» - найден в копях Голконды в 1701 году . Огранён в 1721 году до 140 карат во Франции . Во время правления Наполеона III был украшением короны императрицы Евгении . С 1807 года хранится в Лувре .
  10. «Шах» , 88,7 кар. Хранится в Алмазном фонде Российской Федерации
  11. «Флорентиец » («Австрийский жёлтый», «Тосканец»), 137,27 кар. Лимонно-жёлтого цвета. Ранняя история овеяна легендами. С 1657 года собственность семейства Медичи во Флоренции . В XVIII веке был укреплён в короне Габсбургов , затем использовался как брошь . После Второй мировой войны судьба камня неизвестна.

Также к известным камням относятся:

Огранка бриллиантов

Исторический обзор

Первые формы обработки были достаточно примитивными: стачивали одну из граней и шлифовали. В 1465 году придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые произвёл огранку в форме «розы». В течение многих веков ювелиры разрабатывали идеальную бриллиантовую огранку, такую, чтобы свет в алмазе полностью внутренне отражался. В 1961 году Арпад Неджи, 13 лет работавший в этом направлении, разработал новую огранку алмаза - профильную («принцесса»). В последние годы именно такая форма бриллиантов стала весьма популярной.

Элементы бриллианта

Во второй половине XX века были разработаны новые более сложные формы огранки бриллиантов, в основном применяющиеся для крупных бриллиантов массой более 1 карата. Среди них «Хайлайт-Кат » на 73 фацета (41 грань вверху, 32 внизу). Для ещё более крупных камней используются: «королевская» огранка в 86 фацетов (49 граней вверху, 37 внизу) и «величественная» огранка с 102 фацетами (61 грань вверху, 41 внизу).

Также во второй половине XX века появилась совершенно новая непарная огранка бриллиантов - «импариант ». Её автором считают Массимо-Эльбе . Он вместо восьмигранника применил для площадки бриллианта 9, 11, 13 или 15 граней, что позволило усилить блеск и игру света в камне, образуя более широкий и приятный для зрения цветовой спектр. Трудностью в применении данного вида огранки является необходимость в специализированном оборудовании.

Формы огранки

На нынешний момент наиболее распространенной является круглая форма бриллианта. Также применяются различные «фантазийные формы»: маркиз (М-55), груша (Г-56), принцесса (Пр-65), сердце (Се-57), овал (Ов-57), квадрат (Кв-33), багет (Бт-25 и Бп-33), изумруд (И-65), треугольник (Т-52) и др. Они не относятся к так называемой настоящей бриллиантовой огранке и производятся в зависимости от потребностей алмазообрабатывающих предприятий или формы получаемых ими исходных алмазов.

Бриллианты с клиньевой огранкой треугольной формы также называются триллиантами . Отдельно нужно отметить форму бриллианта с названием «багет », в этой ступенчатой огранке рундист имеет форму прямоугольника (квадрата в случае соотношения сторон 1:1). Багет чаще всего применяется для огранки бриллиантов малого размера, ввиду меньшего количества граней по сравнению с другими. Красота бриллианта достигается за счет выполнения операции «огранка» по расчетным (идеальным) пропорциям, принятыми в международной практике для каждой конкретной формы бриллианта . Соответственно, проверка качества огранки каждой формы бриллианта производится в направлении определения пропорций, симметрии и качества обработки поверхности бриллианта.

Способы огранки

Заменители бриллианта

Самые распространённые имитации бриллианта делаются из:

  • Природные камни - белый сапфир, белый топаз, кварц (горный хрусталь), белый берилл, белый циркон.
  • Искусственные - фианит (кубически стабилизированный диоксид циркония), карборунд (муассанит), ниобат лития , гадолиний-галлиевый гранат, шпинель , титанат стронция .

См. также

Напишите отзыв о статье "Бриллиант"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бриллиант

Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее и послал ему приказание прибыть в главную квартиру.
Князь Андрей приехал в Царево Займище в тот самый день и в то самое время дня, когда Кутузов делал первый смотр войскам. Князь Андрей остановился в деревне у дома священника, у которого стоял экипаж главнокомандующего, и сел на лавочке у ворот, ожидая светлейшего, как все называли теперь Кутузова. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!новому главнокомандующему. Тут же у ворот, шагах в десяти от князя Андрея, пользуясь отсутствием князя и прекрасной погодой, стояли два денщика, курьер и дворецкий. Черноватый, обросший усами и бакенбардами, маленький гусарский подполковник подъехал к воротам и, взглянув на князя Андрея, спросил: здесь ли стоит светлейший и скоро ли он будет?
Князь Андрей сказал, что он не принадлежит к штабу светлейшего и тоже приезжий. Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику, и денщик главнокомандующего сказал ему с той особенной презрительностью, с которой говорят денщики главнокомандующих с офицерами:
– Что, светлейший? Должно быть, сейчас будет. Вам что?
Гусарский подполковник усмехнулся в усы на тон денщика, слез с лошади, отдал ее вестовому и подошел к Болконскому, слегка поклонившись ему. Болконский посторонился на лавке. Гусарский подполковник сел подле него.
– Тоже дожидаетесь главнокомандующего? – заговорил гусарский подполковник. – Говог"ят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда! Недаг"ом Ег"молов в немцы пг"осился. Тепег"ь авось и г"усским говог"ить можно будет. А то чег"т знает что делали. Все отступали, все отступали. Вы делали поход? – спросил он.
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.
Денисов встал и, делая жесты, излагал свой план Болконскому. В средине его изложения крики армии, более нескладные, более распространенные и сливающиеся с музыкой и песнями, послышались на месте смотра. На деревне послышался топот и крики.
– Сам едет, – крикнул казак, стоявший у ворот, – едет! Болконский и Денисов подвинулись к воротам, у которых стояла кучка солдат (почетный караул), и увидали подвигавшегося по улице Кутузова, верхом на невысокой гнедой лошадке. Огромная свита генералов ехала за ним. Барклай ехал почти рядом; толпа офицеров бежала за ними и вокруг них и кричала «ура!».
Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.
– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.