Все дети разные. Очень тяжело найти в мире два чужих друг другу, но между тем похожих малыша. Однако существуют две большие группы, на которые можно поделить не только детей, но и всех людей: группа людей женского и мужского пола.
Половые признаки
Итак, чем отличаются мальчики от девочек? Еще в утробе врачи могут разделить эмбрионы по половому признаку, различая женские и мужские половые органы. По этому же принципу и детки сами себя идентифицируют, в зависимости от того, какие именно половые органы у них в наличии - "девчачьи" или "мальчуковые".
Анатомия
Помимо первичных физиологических особенностей чем отличаются мальчики от девочек еще? Так, девочки лучше слышат высокочастотные звуки, нежели мальчики. Но вот парни скорее поймут, откуда идет звук, нежели представительницы прекрасного пола. Почему так происходит? Все просто: инстинкты сохранились еще с тех времен, когда мужчинам нужно было охотиться, а женщинам постоянно слышать, где находятся их дети. По той же причине у женщин развито намного лучше чтобы уметь уследить за своим потомством. Мужчины же отлично видят только то, что находится прямо перед ними. Еще чем отличаются мальчики от девочек? Девчата раньше начинают говорить, парни же более сдержанны в разговорной речи. И опять же, все идет с давних времен, когда женщинам нужно было много разговаривать, чтобы развлекать собственных детей, мужчинам же на охоте разговоры были просто не нужны.
Психология
Чем отличаются мальчики от девочек? Огромное различие существует в психологической составляющей. Так, например, девочки более послушны, нежели мальчики. Все это потому, что дамы намного легче приспосабливаются к новой обстановке и окружающей среде. Однако парни больше желают отличиться в учебе и новых занятиях, нежели девочки. Им постоянно нужны похвала и одобрение. Следуя, опять же, истории, стоит отметить, что ребята намного более изобретательны, нежели представительницы прекрасной половины. Что касается работы, то девчонки быстрее вникают в любой вид деятельности, мальчикам же на это нужно больше времени. Однако это нисколько не влияет на конечный результат, позитивного финиша в работе обычно достигают оба пола одновременно. Интересным является тот факт, что парням нужно намного больше места, нежели дамам. Девчонки уже с самого раннего возраста любят укромные уголки, темные местечки, где можно обосноваться и свить себе такое гнездышко. Мальчикам же нужно носиться по всему дому, "помечая территорию" разбросанными игрушками. И последнее отличие девочек от мальчиков: парни воспринимают мир зрением, девочки же более восприимчивы на слух. Хотя могут быть и исключения, которые будут являться уже индивидуальными.
Воспитание
Весьма существенная разница между мальчиками и девочками заключается в их воспитании. Девчонки растут более эмоциональными, мальчишки - сдержанными. Парни должны быть защитниками, девчонки - хранительницами семейного очага. В зависимости от этого у девчат и парней свои игрушки и свои развлечения, которые копируют поведение взрослых. И именно воспитание ставит последнюю и самую главную точку в отличии мальчиков от девочек в обществе.
Учёные давно спорят: мужчиной и женщиной рождаются или ими становятся? Одни утверждают, что от рождения мальчики и девочки психологически абсолютно одинаковы. И только в процессе социализации одни приобретают набор качеств, отличающихся мужественностью, другие, напротив, женственностью. А если бы мальчика в детстве одевали в платьица и покупали ему в игрушечном магазине не машинки, а кукол, то он вырос бы ласковым, нежным и мягким - у него есть для этого врождённые задатки, стоит их только развить. И напротив, человек, рождённый женщиной, при надлежащем воспитании вполне может по характеру и поведению напоминать мужчину.
Другие учёные убеждены в обратном: младенца мужского пола, как ни старайся, невозможно превратить в «психологическую женщину», ведь он уже рождён мужчиной, у него мужской мозг.
Оказалось, что в наших различиях виноваты гормб-ны - вещества, которые вырабатывает организм человека, у мужчин и женщин они разные. Они несут ответственность за наше поведение, наши предпочтения и наши различия. Что это значит? Если воспитывать детей на необитаемом острове в отрыве от общества и от родителей, которые руководили бы их поступками, девочки всё равно будут нянчить, одевать и воспитывать кукол, а мальчики соревноваться друг с другом физически и интеллектуально.
Интересные факты
Мозг - хранилище ума. Учёные предложили испытуемым мужчинам и женщинам тесты на интеллект. Выяснилось, что у женщин больше способностей к иностранным языкам, а мужчинам легче даётся математика.
Физически и психически женщины выносливее мужчин. Эту точку зрения прекрасно иллюстрирует тот факт, что среди потерпевших кораблекрушение выживает больше женщин. Женщины лучше, чем мужчины, переносят всякого рода обстоятельства, истощающие силы: голод, опасность, усталость, стрессы.
Женщины слышат лучше мужчин и великолепно различают звуки в области высоких частот. Мозг женщины запрограммирован на детский крик, а мужчина может ночью не услышать его и спать как ни в чём не бывало. Зато мужчин отличает мужество, отвага, храбрость, логичность ума (среди лауреатов престижной Нобелевской премии больше мужчин).
А вы как думаете, чем мальчики отличаются от девочек?
Осознание своей половой принадлежности формируется у ребёнка уже к 1,5 года. Двухлетний ребенок знает свой пол, но ещё не умеет обосновать различия. На третьем году жизни появляется явное предпочтение к игре со сверстниками своего пола (сначала у девочек, а потом у мальчиков). В 3-4 года ребёнок уже различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой). К 5 годам дети, особенно мальчики, предпочитают играть с детьми только своего пола.
Различия двух социальных полов начинаются в детстве, но эти различия надо обязательно воспитывать, причём правильно. Такое воспитание называется гендерной социализацией.
Гендерная социализация начинается в детстве и охватывает всю жизнь человека.
С детства девочки учатся накрывать на стол, пеленать ребёнка и др. А мальчики изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий.
Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек - мягкими, хозяйственными, заботливыми. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек - за послушание и заботливость.
Как фотографии отражают гендерную социализацию девочек и мальчиков?
Родители часто рассказывают детям о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Вы вступили в тот возраст - 10-11 лет, который является самым критическим с точки зрения разницы между мальчиками и девочками. В то время как мальчики могут ещё не стесняться играть в машинки, девочки того же возраста уже говорят о вечеринках и обсуждают вполне взрослые темы. Девочки 10-11 лет начинают активно интересоваться косметикой и задумываться о собственной внешности. Примеряют различные красивые заколки, резинки, обручи на волосы, браслеты, колечки и цепочки.
Интересные факты
Мальчики чаще, чем девочки, играют на улице, чаще играют в соревновательные игры в больших, смешанных по возрасту компаниях. Оказывается, игры мальчиков длятся дольше, они чаще ссорятся во время игры, но быстрее разрешают конфликты по сравнению с девочками.
В подростковом возрасте возникает интерес к противоположному полу, стремление нравиться. А значит, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Особое значение придаётся личной привлекательности.
В 5-6 классах интерес к человеку другого пола приобретает необычайное внешнее выражение. Мальчики начинают «задирать» девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности. Однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников и тем и другим доставляет явное удовольствие. Позднее появляется застенчивость, скованность и робость, которые могут сопровождаться показным равнодушием, презрительным отношением к сверстнику противоположного пола.
В 7-8 классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность в самосовершенствовании. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.
Среди школьных предметов важнейшими для мальчиков считают математику, физику, физкультуру, информатику, а для девочек - технологию, литературу и историю. Тем самым программируется и выбор профессии в зависимости от пола.
Подведём итоги
Через игры, одежду и манеры поведения ребёнок с малолетства начинает соотносить себя либо с мужским, либо с женским началом.
Различия в поведении мальчиков и девочек связаны с их природными (физиологическими) различиями, а также с воспитанием - гендерной социализацией.
Основные термины и понятия
Гендерная социализация.
1. Одеваясь, девочки сначала наденут низ, потом верх. Мальчики обычно поступают наоборот.
2. Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову. Девочки, раздеваясь, снимают блузку двумя руками, потянув наверх.
3. Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком, девочки - ладонью.
4. Оборачиваясь на зов, девочки поворачивают только голову, мальчики - корпус, потому что шея у них не такая гибкая.
5. Девочки дышат грудью, у мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.
6. Подниматься или спускаться с горы девочки стараются боком. Мальчики просто шире расставляют ноги.
7. Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину. Мальчики поднимают ногу и смотрят на неё спереди.
8. Пояс на халате девочки завязывают выше пупка, на талии, а мальчики - ниже.
9. Уши девочки затыкают пальцами, мальчики ладонями.
10. Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги либо кладут стопу одной ноги на колено другой. Девочки подворачивают под себя ногу.
11. Задумываясь, мальчики почёсывают подбородок и шею, девочки наматывают прядь волос на палец.
12. Поправляя причёску, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их. Девочки же взбивают причёску пальцами, распушая волосы.
13. Потеряв в квартире ценную вещь, девочки обычно обращаются к чёртику(или к домовому, с просьбой поиграть и отдать.=) Мальчики переворачивают всё вокруг.
14. Напившись, девочки сразу же признаются в этом. Мальчики утверждают, что они как стёклышко, до последнего.
15. Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины. Девочки упираются рукой в бок.
16. Во сне девочки зажимают одеяло между ног и обнимают подушку. Мальчики ложатся на спину, широко раскидывают ноги, а руку кладут под голову. Но не всегда.
17. У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые.
18. Когда мальчики хотят понравиться девочкам, они прикидываются умными. А девочки, в свою очередь, играют в глупышек.
19. Мальчики не надевают ничего неудобного ради красоты. Девочки никогда не наденут ничего некрасивого ради удобства.
20. Девочка, видя что-то, что ей безумно нравится, восклицает: "Боже, какая прелесть!"; мальчики произносят: "Ого, вот это сиськи!".
21. Мальчики думают молча, а девочки рассуждают сами с собой, что воспринимается мужчинами, как лишняя болтовня.
22. Рассказывая секрет, девочки прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью. Мальчики просто понижают голос и наклоняют голову.
Многие мамы задаются вопросом: почему мальчики и девочки во многом так отличаются друг от друга? Или это только нам кажется?
Конечно отличаются. В чем и почему, мы попробуем разобраться. Алексей Капустин, врач-педиатр, профессор:
Сравнивая развитие мальчиков и девочек, нужно учитывать, что природа ставит перед ними разные задачи. Особи женского пола более стабильны и повторяемы, ведь только они могут воспроизводить себе подобных. Они закрепляют в себе полезные признаки, передают их по наследству, чтобы сделать потомков как можно более похожими на родителей. На мужских особях природа приспосабливается к меняющимся условиям жизни, чаще экспериментирует, «апробирует» новые функции или даже органы.
В мальчиках реализуется необходимость развития человеческого рода. Такой поиск и изменения дают разнообразие потомков, среди которых когда-то появится тот, кто придаст эволюции новое, выгодное направление.
Вывод: Вот почему у мальчиков бывает больше полезных и вредных изменений (мутаций, генетических отклонений), а еще аномалий и пороков развития. Среди детей с отклонениями (грыжами, врожденными вывихами, глухотой, косоглазием, заиканием, другими речевыми дефектами и так далее) девочек совсем немного.
Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. Как известно, в соотношении новорожденных обоих полов последние всегда лидируют, и особь женского пола должна появиться на свет более приспособленной, чтобы выжить и не нарушить баланс. Разница в развитии между малышами обычно составляет 3–4 недели.
Некоторый разрыв сохраняется и дальше: мальчики начинают ходить на 2–3 месяца позже, чем девочки; на 4–6 месяцев позже начинают говорить. К начальной школе эти различия составляют уже 1 год, а ко времени половой зрелости биологический возраст девушек опережает показатель юношей на 2 года.
Вывод: Детство мальчиков длится дольше. А девочки раньше начинают готовиться к превращению в девушек, готовых к продолжению рода.
Рождение мальчиков чаще, чем в случаях с девочками, сопровождается осложнениями. Это связано с тем, что первые более восприимчивы и уязвимы перед лицом внешних неблагоприятных влияний.
Вывод: Подрастая, мальчики остаются более чувствительными к внешним небезопасным влияниям, а еще к боли, хотя и стараются всеми способами сдерживаться. Кстати, эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков взрослые слишком часто недооценивают.
Уже с первых месяцев после рождения работа мозга у мальчиков и девочек сильно различается – это видно и в поведении, и в играх малышей. Масса мозга у них тоже неодинакова.
В сумме эти особенности определяют разный склад психики. Девочка, как мы помним, с самого начала ориентирована на выживаемость, а мальчик – на дальнейшее совершенствование и прогресс.
Вывод: Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного развития психики требуется больше пространства. Причем осваивают они его во всех возможных направлениях: лазают по лестницам, опускаются в подвалы, забираются на заборы. Девочкам достаточно маленького уголка, чтобы разместить на нем свои «сокровища»: кукол, их одежду, посуду. Мальчикам же необходим простор. Они бегают друг за другом, разбрасывают игрушки, что-то бросают в цель, максимально используя всю предоставленную им территорию. Свою активность мальчики проявляют шумно и резко, а девочки – тише, но результативнее. По статистике, у мальчиков-дошкольников травмы случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Уже с 2,5 лет мальчики становятся более настырными, иногда агрессивными, и внешнюю враждебность чувствуют лучше девочек. Реакция на нагрузки. Девочки быстрее включаются в процесс обучения, они внимательны.
Мальчики «раскачиваются» дольше, слушают «вполуха» и на учителя смотрят редко, чаще в сторону, или прямо перед собой. Но к тому моменту, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Часто самый важный материал на занятиях они усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность. Мальчикам нужен высокий . Как только начинается повторение, закрепление материала – их внимание ослабевает. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают при поэтапном выполнении заданий. Мальчики любят соревноваться. А вот девочек вовлекать в состязания нужно аккуратно, есть риск всех перессорить.
Генетика!
Y-хромосома задерживает созревание скелета, но определяет разницу конечного показателя роста.
Поэтому девочки, у которых ее нет, поначалу обгоняют мальчиков в росте… с тем чтобы к «финишу» оказаться ниже. Х-хромосомы девочек контролируют выработку гормонов роста. И если одной из них не хватает (синдром Шерешевского - Тернера), малыш будет серьезно отставать в росте и развитии. А дополнительная Х-хромосома (синдром Клейнфельтера) определяет слишком высокий рост.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное им пространство Девочки более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение
Особенности работы мозга у девочек и мальчиков определяют еще и разницу восприятия. Первые более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное им пространство.
Вывод: Позже эти особенности отразятся на развитии зрительной системы, и большую часть информации мальчики будут воспринимать зрением, а девочки – на слух. И то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать.
Реакция на оценку
Мальчиков интересует суть оценки: например, вы говорите об изображении на рисунке или о скорости, с которой он нарисован. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает упомянутые нами эпизоды проделанной работы, затрагивая вполне определенные отделы мозга. Для девочек важно, кто их оценивает и как.
Такие слова активизируют сразу все отделы их мозга, и они живее реагируют на обращение. Долгое время считалось, что дети растут каждый день равномерно и понемногу. Оказалось, это не так. Рост идет скачками и может составить 1 см за одну ночь!
Реакция на выговор
У мальчиков она приходится на первые минуты разговора, и в отличие от женщин-собеседниц он не может долго поддерживать эмоциональное напряжение, он к этому просто не приспособлен. Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать.
Мамам, бабушкам, няням, воспитательницам трудно понять и принять поведение мальчика – сами-то они по сути другие. Вот и получается, что они долго ругают мальчика, сердятся и возмущаются тем, что он не переживает вместе с ними, остается отстраненным и безучастным к их словам.
Несмотря на то что у мальчиков-дошкольников острота слуха в среднем выше, чем у девочек, защищаясь от перенапряжения, они просто «отключают» слуховой канал, информация блокируется и не доходит до сознания.
Константин Григорьев, врач-педиатр, профессор:
Найти отличия в организме малышей разного пола, если не принимать во внимание строение половых органов, для специалиста – задача непростая. И все же такие отличия есть, хотя их немного. Надо только присмотреться.
Средние показатели роста у мальчиков и девочек разнятся начиная с рождения – от 50 до 52 см и от 49 до 51 см соответственно. Этот разрыв сохраняется и дальше. Малыши растут в двух направлениях: каждая отдельная кость и скелет в целом увеличивается то в длину, то в толщину.
Вывод: Скорость созревания скелета у девочек выше – сначала на 2?3 месяца, а после 2-3 лет уже на полгода. И все же мальчики в конечном итоге оказываются выше.
Представление о главной своей разности («Кто я, мальчик или девочка?») формируется у малышей к 5 годам. Хотя процессы, которые готовят это «разделение» изнутри, начинаются в организме с рождения и требуют внимания. Одно из их проявлений – половой криз. На 4-6-й день после рождения у мальчиков и у девочек иногда подрастают и нагрубают молочные железы.
К 8-10-му дню они начинают выделять жидкость, похожую на молоко. Обычно все эти явления исчезают через 2-3 недели. У девочек еще иногда появляются кровянистые выделения из влагалища – на 1-2 дня. Все эти события объясняются реакцией организма малышей на освобождение от материнских гормонов – эстрогенов.
Вывод: Будьте внимательны к ребенку и в случае необходимости покажите его специалисту. В первые месяцы жизни малышей могут проявиться нарушения, связанные с изменениями работы или набора половых хромосом, гонад (яичников или яичек), наследственными или врожденными проблемами чувствительности тканей ребенка к действию половых гормонов и отклонений в строении гениталий.
Например, при поражении яичек у мальчиков может появится крипторхизм (отсутствие яичка в мошонке). Мальчики рождаются на свет чаще, чем девочки, примерно 107: 100. А по достижении каждым поколением подросткового возраста это соотношение уравнивается. В чем различия? В том, что касается ухода за малышами, особые правила есть только для девочек. Вывод: При смене подгузников и пеленок девочку нужно подмывать спереди назад, чтобы инфекция из кишечника не попала во влагалище. Для мальчиков направление движения воды не принципиально.
Все о детях на Wday.ru