Нехорошие слова – от них, к сожалению, детей не защитишь. Пусть дома он матерщины и не слышит, но всегда есть улица, сад и школа. И сверстники – не у всех из них дома мат под запретом.
*****! - сказал мой пятилетний ребенок, когда ему не поддавался сапог, который он пытался снять.
Поясню: за звездочками, скрывающими слова по требованию Роскомнадзора, прячется одно нехорошее слово, которое употребляли и Есенин, и Маяковский. Оно означает гулящую особь женского пола. Сейчас употребляется в качестве междометия, выражающего крайнюю степень раздражительности и досады. Ну или просто как связка между словами. Детям точно не подходит.
Я подумала, что мне послышалось.
- *****! - снова вылетело из нежного детского ротика в адрес вредной пуговицы.
Нет, не послышалось.
Сын, а ты знаешь, что значит это слово?
Ну, – Тимофей поднял на меня чистые невинные глаза, – так Димка в садике говорит, когда одевается.
Димка – это лучший друг. Мда, от социума никуда не денешься. Даже, если взрослые не употребляют бранные слова дома, познакомиться с обсценной лексикой дошколенок может где угодно. Даже в старшей группе детского сада. И что делать?
Относитесь к этому как к феномену взросления. Для него пока нет разницы между цензурным и нецензурным. Что точно не стоит делать, так это ругать ребенка. Так вы можете пробудить в нем интерес и гиперпотребность произносить такие слова – раз мама так отреагировала, значит, в этом что-то есть. Игнорировать случившееся, надеясь, что он тогда их просто забудет, тоже не надо: может и не забыть. Реагировать надо спокойно и при этом очень важно оставаться в контакте с малышом, разговаривать, объяснять. Но не оперируйте понятием «плохие слова». Для кого плохие? Почему если плохие, то их все равно говорят? Делайте упор на семью: такие слова не произносят в нашей семье. Это, кстати, хороший повод провести беседу о семейных ценностях.
О’кей, со своим ребенком я поговорю. Но хочется ведь устранить и «источник» неприятности. На следующий день деликатно поднимаю тему в разговоре с папой Димы.
Да в курсе, – мужчина раздраженно машет рукой. - Приезжал брат в гости, вообще за языком не следит. А у этого ушки на макушке, все впитал. А тот еще и ржет, смешно ему, видите ли, когда ребенок матерится. Теперь не знаю, что и делать, хоть по губам бей.
Бить, конечно, не вариант. Но выслушивать от других родителей, что твое чадо – главный матерщинник, тоже неприятно. Варианты?
Понятно, что если ребенок принес эти слова из семьи, то начинать надо с себя. Но действительно, бывают ситуации, когда дети, чаще всего лидеры по натуре, могут «зацепить» такие слова на улице или еще где-то. Наша реакция – стеснение, смущение, смех – спровоцирует их на еще более частое употребление. И запрет будет вызывать у них внутренний протест и обратную реакцию.
Здесь, конечно, многое зависит от характера ребенка, но можно, оставшись один на один, попробовать вместе с ним придумать сказку. Про мальчика, который произносил бранные слова (и один раз разрешить ему все их проговорить). С ним не хотели играть дети. Вместе придумать возможное наказание для такого мальчика. Возможно, такое погружение в роль поможет ребенку взглянуть на ситуацию под другим углом и понять, как обидно и неприятно слышать такое.
Заметили? Наш эксперт во всех случаях подчеркивает: упор в беседе надо делать на семью. Но что делать, если дома матом не «ругаются, а разговаривают»?
Я очень эмоционален, – признается Виталий. - Все понимаю, но сдержаться сложно. Я лучше выругаюсь как следует и расслаблюсь.
Шестилетний сын Виталия по части обсценной лексики может дать фору любому грузчику, прорабу и даже прапорщику. Правда, папа старается блюсти моральный облик сына, и Тихону периодически «прилетает» от заботливого родителя.
Я ему говорю, что я взрослый, мне можно. Это, конечно, нехорошо, но я не могу быть идеалом и образцом для подражания во всем. Он ребенок, ему нельзя. В конце концов, я главный, я задаю правила в своем доме, – вот так рассуждает Виталий.
Политика двойных стандартов в данном случае недопустима. Если вы позволяете себе выражаться при ребенке, то разрешайте ему выражаться тоже. Но тогда разъясняйте, что есть определенные ситуации, когда так не говорят: при незнакомых людях, в общественных местах. В 5−6 лет ребенок уже способен это усвоить. Безапелляционная позиция «я взрослый» может быть опасна тем, что ребенок будет стремиться делать то же самое, чтобы тоже стать «взрослым». Тогда надо объяснять, почему вы не равны: я старше, я работаю, я ответственен за тебя и так далее. Всегда хорошо, если взрослый открыт для диалога. А «прихлопывание» авторитетом может спровоцировать обратную реакцию.
Но если дошколенку еще простительно употреблять слова, смысл которых он не понимает, то с подростками все сложнее. Рядом с моим домом – школа. И каждый раз, когда я иду мимо нее во время перемены, мне хочется закрыть руками уши не только малышу, но и себе самой.
Вспоминаю себя в четырнадцать. Признаюсь, да, матерились. Много и часто. Это был такой показатель «крутизны», способ самоутверждения, самовыражения. Простите за выражение, понты. И – тонкий момент – если дело касалось чувств и эмоций, то за грубыми словами часто пряталось смущение.
Что ж, времена меняются, проблемы переходного возраста остаются. Но если раньше мы даже и подумать не могли, чтобы выматериться при взрослых, а уж тем более родителях, то сейчас эта грань, увы, стерта.
Конечно, это проблемы кризиса подросткового возраста. А он у современных детей наступает сейчас все раньше, может даже с девяти лет. В какой-то степени этот кризис схож с кризисом трехлеток, в обоих случаях дети прощупывают границы дозволенного. И тут надо устанавливать очень жесткие правила, и опять с упором на семью. Мы дома так не говорим и, за это следует некий штраф, наказание. При этом не должно быть поблажек, например, вчера мы тебя за мат наказали, а сегодня ты принес пятерку из школы, ладно, на этот раз прощаем. Это неправильно.
Детский мат зачастую пугает родителей, ведь такое поведение ребенка может говорить о неблагополучии и подрывать авторитет семьи. Но какие причины на самом деле лежат в основе детской нецензурной брани и как с этим бороться?
Конечно, любого родителя, который столкнулся с данной проблемой, будет волновать – почему? Причин такого поведения может быть множество. Помимо внешних обстоятельств, которые влияют на эту проблему, существуют еще и возрастные факторы, которые могут порождать детский мат. В различных возрастных периодах жизни, дети могут пользоваться нецензурной лексикой в связи с определенными моментами их взросления.
Период от двух до пяти лет
На данном этапе развития малышей, мат выступает как бессознательное подражание. Зачастую малыши слышат мат от сверстников, родственников, прохожих на улице или знакомятся с нецензурной лексикой через средства коммуникации (телевидение, интернет).
Период от пяти до семи лет
В этом возрастном периоде дети отлично понимают, что некоторые слова лучше не произносить, а также прекрасно осознают, какую реакцию нецензурная лексика вызовет у взрослого окружения. Однако в этом возрасте характерно показывать свой дерзкий нрав и мат, в глазах ребенка – это эффективный способ выразить свое возмущение на тот или иной родительский запрет.
Период от восьми до двенадцати лет
Школьники младшего и среднего звена, у которых все время на глазах старшеклассники, всячески пытаются копировать их манеру поведения. Для детей от восьми до двенадцати лет, мат является способом самоутверждения в компании сверстников. Тем самым, копируя модель поведения подростков, они как бы заявляют окружению ровесников о своей принадлежности к старшим ребятам.
Период подросткового возраста
Подростковый возраст – один из сложнейших этапов взросления в возрастной психологии. Половое созревание, переходный возраст, первая любовь и еще масса испытаний, свалившихся на вчерашнего ребенка, делает его более эмоциональным, ранимым, придирчивым к себе и окружающим. Подросткам необходимо выплескивать свои эмоции и с этой целью они зачастую обращаются к нецензурной брани. Мат – это средство самозащиты, способ отгородиться от нападок внешнего мира, скрыть свою слабость и беспомощность.
Помимо возрастных особенностей, нецензурная лексика у ребенка может быть вызвана внешними обстоятельствами. Основными причинами детского мата являются:
Мат распространен в окружении ребенка
Малый словарный запас ребенка
Отсутствие специальных знаний по «легальному» выплеску своих эмоций
Активное использование нецензурной лексики семьей
Чрезмерное психологическое напряжение, стресс
Последствия полового созревания, яркое переживание романтических чувств
Недостаток внимания со стороны родителей
Причин множество, и не всегда родители могут правильно определить причину появления нецензурной лексики у ребенка.
Если для взрослых мат обозначает низкий уровень культуры и воспитания, то дети воспринимают нецензурную лексику совершенно по-другому. Для ребенка мат может иметь следующие значения:
Сознательное или бессознательное оскорбление человека, с целью обидеть
Средство демонстрации психологического напряжения
Способ показать себя взрослее
Сознательное выражение протеста, демонстрация дерзкого поведения
Бессознательная защита от психологической травмы
Способ пережить первую романтическую привязанность
Можно сделать вывод, что детская нецензурная брань не всегда является исключительно отсутствием воспитания и неблагополучия семьи.
Основными ошибками в коррекционной работе с ребенком, который использует в своей речи мат, являются:
1. Непоследовательность в воспитании
Самая частая ошибка, которая, по сути, является неким злоупотреблением своим статусом родителя и взрослого человека. Если ребенку запретить ругаться матом, но не распространять этот запрет на семью и ближайшее окружение, то попытки перевоспитания будут не эффективны.
2. Попытка пристыдить
Попытка пристыдить ребенка, особенно при людях, является лишь методом самоутверждения родителя, оправданием свое беспомощности. Такое эгоистичное поведение по отношению к ребенку может привести к психологическим травмам и расстройствам.
3. Обобщение
К обобщению относится уход от темы. Зачастую, услышав бранное слово у ребенка, родители начинают ругать его за все его недостатки и прошлые ошибки.
4. Наказание без пояснений
Если наказывать ребенка без пояснений о причине, то такой способ перевоспитания приведет не к решению проблемы, а к элементарной негативной реакции на запрет.
Когда человек узнает, что его ребенок ругается матом, то его одолевают естественные эмоции: негодование, стыд, злость. Нужно взять себя в руки, успокоится и действовать в соответствии с нижеописанными рекомендациями:
1. В разговоре с ребенком необходимо держать себя спокойно и твердо, избегая грозного взгляда, обвинительной интонации, повышенного голоса.
2. Сообщить ребенку, что его сквернословие – уже не секрет;
3. Поинтересоваться у ребенка, что побудило его использовать мат, попытаться вместе разобраться в его проблеме;
4. Помочь ребенку задуматься о последствиях такого поведение, проанализировать, как нецензурная лексика повлияла на изменение отношений ребенка с семьей и его окружением;
5. Раскрыв проблему, необходимо заняться ее устранением;
6. Помочь ребенку найти способ наладить испорченные отношения, принести извинения перед теми, кто мог стать свидетелем такого поведения, научить ребенка выражать свои эмоции приемлемым способом.
Что делать, если ребенок ругается матом? Отучать или закрыть глаза и смириться? Необходимо обратить внимание на важный фактор в коррекции такого поведения у ребенка – нецензурная лексика в семье. Ни одна методика, совет или коррекционная работа не будет эффективной, если языковая среда ребенка богата бранью. Если мат в семье – это норма и обыденность, то сильное желание исправить своего ребенка должно начинаться с воспитания собственной культуры.
Также, одним из главных факторов нецензурной лексики, является неумение выражать свои эмоции и чувства. Кстати, этот момент касается не только детей, но и взрослых. Необходимо формировать у ребенка навык конструктивного разговора и изучать упражнения, которые помогут выйти из состояния агрессии и обиды.
В заключение стоит отметить, что нецензурная лексика у ребенка еще не означает отсутствие культуры и может возникнуть по массе причин, связанных с взрослением и сопутствующими ему проблемами.
Всем доброго времени суток! Сегодня поговорим о том, что делать если ваш ребенок стал матерится. Как поступить в данной ситуации и каковы причины. Дам на этот счет несколько советов.
Учите и запоминайте играючи! Огромная коллекция кейс — уроков разных возрастов — узнать подробнее
Нецензурные высказывания крепко засели в лексиконе людей разного поколения. Они уже не вызывают ни презрения, ни поощрения. Ругательства насыщены эмоциями, подчеркивают образность мысли, снимают напряжение. Сказав несколько слов матом, собеседник легко поймет суть затронутого вопроса. Давайте рассмотрим основные причины, почему ваш ребенок ругается матом.
К сожалению, проблема использования мата касается любой семьи. В речи шкодливого ребенка или прилежной ученицы могут встретиться пара-тройка горячих словечек. Это считается нормой, если дети матерятся, потому что они не осознают значения данному слову. Отношение к употреблению матерных слов меняется в зависимости от возрастного периода:
Организм претерпевает гормональные изменения. Появляется возбудимость, эмоциональная неустойчивость, чувство взросления. Старшие школьники начинают следовать негласному правилу: «Мы уже не дети и нам положено». Подростки зарабатывают авторитет среди сверстников данными высказываниями. Ругательства снижают волнение, напряжение.
Что бы отучить ребенка говорить не цензурной речью, нужно:
Во-первых, необходимо выяснить у ребенка, понимает ли он то, что говорит. Следует объяснить ему о плохом назначении высказываний. Если малыш использует их к месту, выражая свой гнев, обратите его внимание на отсутствие интереса окружающих людей общаться в таком русле. В случае нежелания подчиниться родителям поможет принцип игнорирования. Не стоит обращать внимание на просьбы с матом. Малыш вскоре поймет причину и будет следить за своей речью.
Во-вторых, важно научить ребёнка контролировать негативные эмоции, отвлекаться от проблем, искать выход из затруднительных ситуаций.
В-третьих, возможен совет психологов. Сравните брань с пагубной привычкой (алкоголизм, наркомания). Чем больше используется жаргон, тем ниже падаешь в глазах близких людей и сверстников. Этот метод больше подойдет для взрослых детей.
В-четвертых, прилюдное и физическое наказание снижает вероятность понимания неуместного употребления грубых слов. Ребенок на агрессию отвечает грубостью, тем самым привычка материться укореняется в сознании.
Экология жизни. Дети: Дети двух - пяти лет используют маты неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности. Тут корни злословия - окружение: либо взрослые, либо «коллеги» в детском саду.
Дети двух - пяти лет используют маты неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности. Тут корни злословия - окружение: либо взрослые, либо «коллеги» в детском саду.
В возрасте пяти - семи лет основной движущей силой является бунт против того, «как принято, как надо». При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.
В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторый взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это, думают что так можно заставить себя уважать и бояться.
Издревле считали, что мат это не оскорбление, а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен, и они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно, - нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции, поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Важно научить подростка по-разному выражать свои чувства и переживания, выплескивать агрессию - найти способы без мата!
Что делать?
Практические советы:
1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.
2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте, как будет реагировать ребенок. Если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и, не дождавшись, повторит провокацию или решит, что слово обычное и в нем нет ничего такого. И потеряв интерес, забудет о нем. Если же ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то, видимо, слово это он просто где-то «подцепил». И если не акцентировать на нем внимание, то словечко так же и отцепится.
3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие. Конечно трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка, ведь вам и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, скажите что-нибудь в роде «ну да, бывает», улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.
4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему, что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть.
5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его что значат эти слова, пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно, как правило, малыш и сам не знает, что говорит. Объясните ребенку, что они значат и скажите, что слова эти очень обидные и поэтому мы их избегаем.
6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку, что они понимают и принимают его чувства , как бы говоря: «Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругать». Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.
7. Если маты уже закрепились в речи ребенка, то можно дать ему почитать словарь ненормативной лексики или что-то подобное. Ведь если чего-то много, оно доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.
Чего делать нельзя?
Нельзя запрещать ребенку ругаться матом как раз теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны. Если вы говорите ребенку, что НЕЛЬЗЯ РУГАТЬСЯ МАТОМ , то это значит, что всем нельзя, а не только ему. Иначе придется еще и ответить на вопрос «Почему тебе можно, а мне нельзя?» и т.д.
Ни в коем случает нельзя стыдить ребенка, тем более на людях.
Не надо обобщать. Если уж вы так хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное, не делая из мухи слона. Ведь то, что он сказал одно плохое слово, еще не делает егоизвращенцем.
Нельзя просто запретить ругаться матом, ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату.
Главные выводы: если матерятся маленькие - основная тактика - не реагируем (именно бурная реакция взрослых может послужить стимулом к употреблению мата), если ругаются матом подростки - не проходим мимо.
Интересно знать:
Во всем мире русский мат считается самым крепким и смачным. Финны или поляки, например, используют именно русский мат, когда хотят выругаться по-настоящему. Особенность русского мата в том, что основной акцент делается на «грязности » понятий, связанных с половой жизнью. В то время как в испанком мате, например, самое страшное оскорбление - тупица, то есть связано с умственными способностями. опубликовано
Нецензурные, неприличные, грязные, скверные – каких только определений не придумали для слов, произносить которые в обществе решится далеко не каждый, но – увы! – только не ваш ребенок. Шок, ужас, потрясение – довольно сложно описать те чувства, которые вы испытали, когда узнали, что он, такой маленький, такой хороший и замечательный, ругается матом. И теперь вас мучают только два вопроса: кто в этом виноват и что теперь можно сделать для исправления ситуации? Давайте разбираться.
Нецензурная лексика так или иначе присутствует в жизни каждого человека даже против его воли: он может не употреблять в общении бранных слов, но он не в силах оградить от них свои уши. Эта беззащитность перед внешней вербальной средой касается как детей, так и взрослых. Так что не нужно уповать на то, что проблема употребления матерных выражений вашего домашнего ребенка никогда не затронет только потому, что вы его всячески от них ограждаете. Не обольщайтесь: коснется, и еще как. Но и не расстраивайтесь: если вовремя уловить момент знакомства ребенка с неприличными ругательствами, понять причину их присутствия в детской жизни и адекватно на этот факт отреагировать, то велика вероятность того, что проблема будет благополучно разрешена. А пока смиритесь с тем, что косвенных или прямых поводов для произнесения запретных слов у ребенка в том или ином возрасте может быть предостаточно:
Если лексикон вашего ребенка изменился под влиянием возраста, то этот момент нужно перетерпеть, но не пассивно, а корректно указывая своему чаду на недопустимость использования плохих слов в речи. По уверениям специалистов, ребенок «перерастает» эти периоды без особых проблем. Но дело в том, что дети могут ругаться матом не только под влиянием возрастной психологии, но и в силу других причин:
Какой бы ни была причина употребления вашим ребенком нецензурных выражений, вы как нормальный родитель не можете на это не реагировать. Другой вопрос, что эта реакция должна быть адекватной.
Многие родители, открыв в своем ребенке доселе неведомые им качества, теряются. Первая реакция – запретить употребление мата – вполне понятна. Но зачастую взрослым невдомек, что чересчур резкое и недипломатичное реагирование может сыграть роль бомбы замедленного действия. Если вы не хотите отдалиться от своего ребенка, то необходимо избегать следующих действий :
Это не значит, что от проблемы детского сквернословия нужно самоустраниться. Для ребенка подобный шаг будет сигналом о том, что ничего плохого он не делает, значит, можно не просто продолжать, но и совершенствовать свое мастерство сквернословия.
Родители должны выбирать тактику поведения с учетом возраста своего ребенка. Проще всего будет с совсем юными сквернословами. Те, кому от двух до тех, вряд ли отдают себе отчет, что они говорят. Случайно повторенное за кем-то неприличное слово не трагедия. И тем более не станет ею, если не заострять на этом особого внимания. Детская память короткая: то, что легко пришло, может так же легко и уйти.
С теми детьми, кто постарше, будет сложнее, но и с такими новоявленными любителями бранных слов можно справиться, если последовательно придерживаться некоторых правил:
Конечно, плохие привычки прилипают к человеку гораздо быстрее и проще, чем формируются хорошие. Нецензурные слова в этом смысле очень коварны. Входят в нашу жизнь незаметно, но избавиться от них, как от назойливого соседа, очень сложно. Главное – не делать из этого трагедии: все поправимо. В конце концов, человека формирует среда, и в ваших силах сделать ее благоприятной.