Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника. Чему учат детей в детском саду

22.06.2019

Задачи воспитания в детском саду

Продолжать воспитывать любовь к родным местам, к Родине.

Развивать интерес к труду взрослых.

Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов и живых объектов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.

Совершенствовать звуковую культуру речи детей, добиваясь чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударений. Учить отвечать краткими и развернутыми предложениями.

Продолжать воспитывать у детей в детском саду чуткое отношение к окружающим. Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым и сверстникам. Воспитывать стремление вести себя сдержанно. Формировать представления о справедливости, доброте, дружбе, правдивости, смелости.

Воспитывать у детей в детском саду бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам.

Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно - эстетическое чувства в общении с природой, в быту, играх.

Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ, всматриваться в картину, сравнивать произведения.

Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности.

Подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, игре-драматизации, учить выразительно читать стихи, петь, двигаться под музыку.

Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений в детском саду

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Учить детей выражать чувство радости, удовлетворения, благодарности в ответ на заботу окружающих (взрослых, сверстников). Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом; обращаясь к сверстнику, смотреть на него, называть ласково по имени, внимательно слушать товарища, вежливо отвечать на его просьбу, вопрос.

Учить детей налаживать общение с незнакомыми ровесниками, с младшими и старшими детьми.

Ознакомление с окружающим в детском саду

Учить детей наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег. Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к растениям и животным (не ломать кусты, не рвать цветы, подкармливать птиц).

Закреплять у детей конкретные представления о сезонных изменениях в природе.

Осень. На улице холодно, идут частые дожди, изменяется окраска листьев, они осыпаются. Исчезают насекомые, меньше становится птиц. В садах, огородах убирают овощи, собирают фрукты.

Зима. Мороз, снегопад. Снег падает хлопьями или снежинками. Реки покрыты льдом. Снег белый, холодный, сверкает на солнце; он может быть рассыпчатым. Лед холодный, твердый, скользкий.

Наблюдать за поведением птиц, подкармливать их.

Весна. Становится теплее, тает снег, лед, бегут ручьи. Появляются трава, цветы, распускаются листья на деревьях и кустарниках. Пробуждаются насекомые. Птиц становится больше, они строят гнезда, поют.

Учить распознавать по величине, окраске оперенья, издаваемым звукам 2-3 птиц, прилетающих на участок, называть их. Дать представление о труде на огороде, в цветнике.

Дать представление о выращивании растений из семян.

Лето. Солнечно, жарко, идут теплые дожди. Много насекомых, птиц. Птицы выводят птенцов.

Формировать представления о том, что под влиянием тепла и влаги быстро растут цветы, трава, созревают ягоды, фрукты, овощи.

Учить детей различать по листьям, коре 3-4 дерева разных пород, один цветущий кустарник, 3-4 травянистых растения, называть их. Закреплять представления о лесных ягодах, грибах.

Животный мир. Расширять представление о домашних животных и их детенышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям). Познакомить еще с 2 домашними животными, их внешним видом (с учетом местных условий). Познакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных: как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Приучать детей любить и охранять природу.

СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА (ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)

Задачи воспитания в детском саду в старшей группе детского сада

Расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире, труде людей. Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка. Расширять и активизировать словарь, обучать простым формам монологической речи.

Воспитывать у детей детском саду положительное отношение к труду, желание систематически выполнять посильные трудовые обязанности, делать полезное окружающим.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление порадовать старших хорошими поступками. Воспитывать дружбу между детьми разных национальностей.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.

Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе.

Продолжать развивать способность эстетического восприятия действительности и произведений искусства, умение чувствовать их характер, настроение, замечать выразительные средства.

Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, выразительного чтения, рассказывания, развивать певческие навыки и исполнительские умения в танцах.

Развивать художественно- творческие способности детей: поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.

Продолжать воспитывать гуманные чувства. Учить замечать затруднения окружающих, стремиться помочь им. Формировать представления о правдивости, о справедливости, о смелости, о скромности.

Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случаях неудачи. Развивать дружеские взаимоотношения.

Приучать детей выражать свое отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Расширять и уточнять представления детей о растениях, домашних и диких животных, о сезонных изменениях в природе.

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Воспитывать любовь к природе родного края. Учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними.

Закреплять представления детей о растениях. Учить различать новые растения.

Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, питательных веществ. Учить детей по виду растений замечать, чего не хватает им (листья вянут, опускаются - недостаточно воды; листья бледнеют - не хватает света; растение становится слабым, растет медленно - не хватает питательных веществ).

Познакомить с новыми птицами, насекомыми.

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе и труде людей в сельском хозяйстве в разные времена года.

Осень. Дни становятся короче, ночи длиннее. Начинается похолодание, часто идут моросящие дожди, дуют сильные ветры. Листья постепенно меняют окраску, опадают, вянет трава. Исчезают насекомые.

Зима. Самые короткие дни и длинные ночи. Холодно, мороз, падает снег; водоемы покрываются льдом, земля - снегом. Деревья и кусты без листьев, не растут, так как отсутствуют необходимые условия. Зимующие птицы питаются семенами растений. Их надо подкармливать.

Весна. День удлиняется, ночь укорачивается. Солнце греет сильнее. Тает снег, лед, вскрываются реки, начинается ледоход, бегут ручьи, оттаивает земля. Появляются необходимые условия для роста растений, набухают почки, распускаются листья, начинает расти трава, зацветают цветы (сначала с солнечной стороны). Появляются насекомые, больше становится птиц, они вьют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.

Лето. Самые длинные дни и короткие ночи. Жарко, иногда идут проливные дожди, бывают радуга, грозы. Много зелени, растения растут, цветут, плодоносят.

Учить вести дневник природы.

Задачи воспитания в детском саду подготовительная группа

Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей… Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Развивать у детей способность к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работ.

На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, родному краю, к природе.

Продолжать совершенствовать трудовые умения и навыки детей, развивать трудолюбие.

Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонетический слух и умение проводить звуковой анализ речи. Совершенствовать все стороны речи.

Воспитывать любовь к различным видам искусств. Развивать художественный вкус.

Воспитывать у детей организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.

Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей. На конкретных примерах (поступках окружающих людей, героев художественной литературы) формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености.

Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач, воспитывать у них умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.

Закреплять умение справедливо оценивать свои поступки сверстников.

Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Закреплять умение вести себя в природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять мусор.

Закреплять знания детей о местных растениях, учить распознавать и называть их, научить различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы.

Дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.

Закреплять умения по уходу за растениями. Учить пересаживать комнатные растения. Продолжать учить наблюдать за жизнью растений, уточнять представления о зависимости роста растений от условий.

Закреплять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях.

Учить вести наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей, делать зарисовки в календаре природы.

Закреплять представления детей о сезонных явлениях в природе.

Осень. День укорачивается, становится холоднее, часто идут дожди и дуют холодные ветры. Перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые исчезают. Листья деревьев и кустарников меняют окраску и опадают, трава желтеет и увядает.

Сформировать представление о том, что постепенное замирание жизни вызвано похолоданием, недостатком тепла, света. Отлет птиц связан с исчезновением насекомых, которыми они питаются, замерзанием водоемов.

Продолжать знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах, с работой на полях.

Зима. Холодно, часто бывают морозы, земля покрыта снегом, а водоемы - льдом. Деревья и кустарники без листьев, зимующие птицы приблизились к жилью людей.

Учить детей распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Приучать самостоятельно подкармливать птиц, беречь деревья и кустарники.

Весна. Увеличивается день, становиться теплее, тает снег, реки освобождаются от льда. Набухают почки, появляются листья и цветы. Прилетают птицы, пробуждаются животные от зимней спячки.

Дать представление о том, что изменения в живой природе связаны с потеплением необходимых условий для жизни растений и животных.

Учить распознавать и называть первые цветы по листьям и цветкам.

Лето. Наступает жаркая погода. Растут и цветут растения, созревают ягоды, фрукты и овощи, в лесу появляются грибы.

Сформировать у детей представление о том, что летом есть все условия для роста растений.

Животный мир. Расширять и углублять представления детей о домашних и диких животных.

Дать детям представления об изменениях в жизни животных в разные времена года.

Неживая природа. Закреплять представления детей о переходе воды в твердое состояние и обратно при изменении температуры. Дать представления о движении воздуха.

Как правильно развивать ребенка? Чему и как должны учить малыша в детском саду? Какая подготовка к школе нужна будущим первоклассникам? Как помочь ребенку с удовольствием учиться в начальной школе? Дети растут, и новые родители дошкольников сталкиваются с этими вопросами. О том, как лучше всего выстроить развитие ребенка до школы, рассказывает психолог детского сада НОУ ЦО «Школа Сотрудничества» Раиса Николаевна Драбович.

По результатам многочисленных опросов, проведенных психологами и педагогами, большинство современных родителей ставят на первое место интеллектуальное развитие детей. Сейчас очень модно раннее обучение и развитие, популярны различные методики, специализированные детские центры, огромный выбор развивающих игрушек. Однако многие дети продолжают испытывать трудности обучения в школе или детском саду. Почему так происходит?

Дело в том, что однобокое развитие какой-либо функции в ущерб другой может осложнить обучение ребенка. Например, родители большое внимание уделяют развитию речи, а развития крупной моторики, в котором нуждается ребенок, не происходит.

Еще одна часто встречающаяся проблема: социальные требования и существующие методы обучения просто не соответствуют возможностям современных детей. Зачастую с раннего возраста дети предоставлены сами себе: родители меньше с ними беседуют, меньше проводят время в совместных занятиях. Компьютеризация отняла большую часть времени от совместного общения.

Какими же в таких условиях должны быть дошкольное образование и подготовка к школе? Чему обучать и как обучать?

Концепция известного психолога Льва Выготского помогает найти ответы на эти вопросы. Главная идея Выготского: развитие ребенка происходит прежде всего через контакт со взрослыми. Именно родители, воспитатели, старшие братья и сестры учат его общаться, знакомят с культурными ценностями и правилами поведения.

Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. Задача взрослого — привлечь внимание ребенка к новой деятельности и произвести ее с ним совместно. После многократных повторений ребенок научится делать это самостоятельно. Например, самые маленькие дети учатся держать ложку благодаря поддержке и помощи взрослых.

Такой алгоритм лежит в основе обучения ребенка чем угодно, будь то катание на коньках, рисование или игра в шахматы. Однако вряд ли получиться научить трехлетнего ребенка играть в шахматы, потому что данная деятельность пока находится вне его возможностей или, используя термины Выготского, вне зоны ближайшего развития.

У всех детей разная «величина» зоны ближайшего развития, а значит, и разные возможности обучения. Этим они отличаются друг от друга, и именно поэтому каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Обучение в зоне ближайшего развития выявляет сильные и слабые стороны ребенка. Через хорошо продуманное обучение можно сформировать новые способности и умения. Важно определить, какая помощь мотивирует ребенка, — и применять ее в соответствии с потребностями. Одному подходит помощь стимулирующая («Молодец!»), другому — организующая («Я тебе помогу!»), кому-то — обучающая («Я тебя научу!») или контролирующая («Покажи, как ты это делаешь...»).

Задача взрослого — создать условия, в которых ребенок будет трудиться, преодолевать трудности, прикладывать усилия. Родители и педагоги не должны делать за ребенка то, что можно сделать с ним вместе, — доказано, что это приводит к снижению мотивации и познавательного интереса.

Только обучение ребенка в соответствии с его возможностями окажется развивающим. Слишком легкие и слишком сложные задачи не окажут плодотворного влияния на развитие ребенка. Вне зависимости от выбранной методики или программы обучения важно помнить о потенциальных возможностях зоны ближайшего развития.

Раиса Николаевна Драбович,
психолог детского сада НОУ ЦО "Школа Сотрудничества"

Обсуждение

Согласна полностью с автором статьи, порой за компьютерами и ежедневными хлопотами мы все меньше времени уделяем нашим деткам, меньше занимаемся с ними, обучаем их. Еще не мало важный фактор в обучении ребенка, это хорошо обустроенное рабочее место, должен присутствовать комфортный стул и детская парта-стол. Тогда и ребенок будет заниматься с еще большим интересом. Мы, например, приобрели своим деткам стол Moll Champion, очень удобный, регулируется по росту ребенка. Детки в восторге, им полностью обновили место для обучения, интерес к учебе вырос в разы, что не может не радовать.

Комментировать статью "Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника"

Ребенок должен идти в следующем году в первый класс. Отставание по физиологическому возрасту, маленький рост,пухлые детские ручки, анемия,есть хроническое заболевание с Если ребёнок не готов сейчас к школе, то скучно ему точно не будет в более старшем возрасте.

Обсуждение

Правильно вам написали, что скучно ему будет в более старшем возрасте в 1м классе, а так в самый раз. Программа Школа России 1й класс довольно простая.

26.09.2018 15:16:49, Да так

Я тоже недавно на конфе спрашивала совета по поводу неготовности ребенка к первому классу. Исходные данные аналогично вашим, возможно даже где-то и похуже. Не послушалась я никого, в том числе и учителя, поборола свои страхи и мы теперь первоклашки. Месяц учебы позади, что имеем-учитель не нарадуется, в дневнике солнышки, ребенок повзрослел резко, чувствует ответственность, жутко гордый, что первоклашки, учитель извинилась и сказала, что не ожидала, что все будет так прекрасно. На уроках все задания делает в полном объеме. Если мой пусть и не большой опыт вас вдохновит, будет прекрасно. Найдите хорошего учителя, постарайтесь сыночка подготовить по максимуму к школе (море, витаминки, занятия) и все у вас будет хорошо.

26.09.2018 15:12:04, МамаСыночка

Протестировал нас психолог в детском саду по вопросу подготовленности к школе... Психолог посчитал, что ребенок неправильно отвечает на поставленные вопросы и что логика Также нужно адекватно воспринимать замечания, просить о помощи и оказывать её, умение...

Обсуждение

Я мониторю школьную зрелость с середины 90-х (общая динамика отрицательная). 6 лет работала в лицее с профильными классами, где цель диагностики была - определить направленность ребенка и возможность обучаться по усложненной программе (2-й иностранный язык со 2-го класса). Около 20 лет работаю в обычной школе, здесь цель диагностики - формирование РАВНОЦЕННЫХ классов, поскольку программа одна, и нет смысла ранжировать детей (и в принципе не считаю это правильным). Т.е. в каждом классе есть дети с различным уровнем готовности примерно в равных количествах. И моя задача - прогноз: определить ресурс (на что можно опереться) и дефицит (над чем предстоит работать), определить уровень психофизиологической зрелости и адаптивности ребенка, его энергетический потенциал (работоспособность, утомляемость, истощаемость), эмоциональные особенности...
Методика, по которой я работаю, очень надежная, сертифицированная, стандартизованная - сложная, но прогностичная. Моя задача ПРЕДУПРЕДИТЬ, поскольку родители решают судьбу ребенка.
По Закону об образовании ребенок может приступить к обучению в школе с 6,5 до 8 лет (по прописке он в школу будет зачислен). Родители присутствуют при собеседовании, потом я выдаю заключение, интерпретирую результаты, рассказываю, КАК можно работать с теми или иными проблемами и т.д. И, думаю, родители иногда бывают недовольны моими выводами)). Правда, позже эти выводы подтверждаются...
Например, "Исключение лишнего", где учитывается КАК исключает ребенок: по основному признаку, анализируя (жидкое-твердое, живое-неживое, птицы-насекомые, домашние и дикие животные и т.п.) или конкретно, по внешнему признаку (собака, заяц, белка, еж - исключает ежа, потому что колючий), по функциональному ("этот плавает, а эти бегают"), не понимая пока основной. Это разный уровень осмысления - совсем дошкольный (конкретный) или "предшкольный" (интуитивый анализ-синтез).
В любом задании, инструкция дается очень точная и четкая - может ребенок ее удержать или выполняет поверхностно - это разный уровень восприятия, это произвольность деятельности (главный показатель школьной зрелости). Главный вопрос: дозрел-не дозрел - ЦЕНА для организма, для психики, для самооценки...
Ребенок может бойко считать и прилично читать, но при этом не может отделить главное от второстепенного, мыслит как дошкольник... Будет учиться за счет общего кругозора и хорошей механической памяти - класса до пятого хватит, потом сползет на тройки, мол, "неинтересно"

Да у вас супер мальчик, я бы на вашем месте никого бы не слушала;)

Подготовка к школе - стандартная программа детского сада. Они еще хотят за это деньги брать? Ав нашем садике логопед хороший, с огромным опытом деньги не берет принципиально, так что есть еще в садах спецы.

Обсуждение

Девочки, всем огромное спасибо за ответы!
Сегодня ситуация решилась сама собой - я узнала, КТО будет вести подготовку к школе и поняла, почему за полгода вперёд хотят деньги брать.
К ЭТОМУ учителю я не поведу детей даже бесплатно.
Но юридические основания всё равно буду разведывать:-))

В саду пока тишина. Вообще ничего не плачу - многодетные. А за подготовку к школе больше 8!!! за одну. 2 раза в нед. по 2,5 часа. Иначе в школу не попасть. А зачем вам платить за доп. образование, кроме логопеда? Вы же в школу и так попадете.

Подготовка к школе в саду. Купила пособия для подготовки к школе по математике, мышлению, письму. А в саду действительно в подготовительной группе должны готовить к школе. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов...

Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Подготовка к школе в саду. Есть ли смысл именно в такой подготовке?

Обсуждение

Отдельно по подготовке руки к письму. Это стоит делать дополнительно к саду. Штриховка разнообразная, узоры, раскрашивание, палочки-галочки - замечательно.

Отдельно и важно -усидчивость и внимание (говорят, это можно натренировать). Усидчивость - способность что-то делать волевым усилием до результата. Делать -все то же. Рисовать, петь, приседать, штриховать, вырезать из бумаги, нанизывать бусинки, лепить из пластилина.

Восприятие на слух -важно. Можно тренировать, играя. Поверни направо, сделай три шага, подпрыгни, наклонись и тп.

И послушание, тут уж никуда не деться...

Имхо -деньги платить не за что, а облегчить жизнь ребенку в первом классе реально своими усилиями и, на мой взгляд, это стоит свеч.
Поищите тесты на готовность к школе, там по разделам -умения, навыки, характер и тп. Все предельно конкретно. И подгонять те области, где слабо.
Никакая подготовка не подготовит вашего ребенка так, как это может сделать родной человек. Имхо.

Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образо­вательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка. Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта че­ловечества.

Два столетия в работе с дошкольниками главным было их воспитание, в которое, конечно, входило и обучение, но оно не было на первом месте.

Введение дошкольного образования вместо до­школьного воспитания не пустая формальность. Под это составляются государственные стандарты. Но при создании программ обучения дошкольников обя­зательно необходима тесная связь со всеми направ­лениями развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Для осуществления любой деятельности необходи­мы знания, точнее – совокупность знаний, включая и знания о способах деятельности. Однако для нормаль­ного осуществления деятельности одних знаний недо­статочно.

Можно знать, что нужно делать, знать способы деятельности, но не уметь их произвести. Другими словами, для любой деятельности (интеллектуальной, практической) нужны умения. Например, ребенок видел и знает: чтобы зашнуровать ботинки, кроссовки, нужно продеть определенным образом шнурки в ды­рочки, но если он сам этого никогда не делал, у него не вырабатываются необходимые умения и он не сможет сам зашнуровать обувь.

Отсюда следует, что важными компонентами ус­воения опыта являются навыки и умения, которые ребенок тоже получает в процессе обучения.

Еще одним компонентом опыта человеческой дея­тельности, который не дается в готовом виде для усво­ения и который не исчерпывается знаниями и умени­ями, не совпадает с ними, является опыт творческой деятельности.

Творческая деятельность характеризуется рядом черт, которые не появляются сами собой, они должны быть целенаправленно сформированы.

И наконец, выделяется еще один (четвертый) эле­мент социального опыта – опыт эмоционально-це­лостного отношения человека к миру и к людям.

Освоение выделенных элементов социального опыта целенаправленно начинается в дошкольном об­разовательном учреждении. И происходит это как в повседневной жизни, так и в процессе целенаправлен­ного обучения, организуемого и осуществляемого вос­питателями и педагогами детского сада.

Принципы обучения дошкольников

Учебная деятельность детей дошкольного возраста носит систематический и целенаправленный характер. Обучение детей выполняет задачи развития личности ребенка, его способностей, овладения первоначальны­ми понятиями и элементарными знаниями из различ­ных областей жизни человека.

Организационной формой обучения в детском саду являются занятия, которые отличаются от уроков в школе структурой, менее жесткими требованиями и продолжительностью и большей степенью сотрудни­чества педагога с детьми.

Главная особенность учебных занятий с дошколь­никами в том, что познавательная деятельность стро­ится на основе практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой, а так­же на чувственных образах. Однако общие закономер­ности и принципы обучения детей дошкольного возра­ста и младших школьников одни и те же.

Знания этих принципов обеспечивают продуктивность решения об­разовательных, воспитательных и развивающих задач.

Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер по­знавательной деятельности обучающихся. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.

Совокупность принципов позволяет характеризо­вать весь учебный процесс, все стороны деятельности педагогов и познавательной деятельности детей.

Знания в опыте человечества находятся в определен­ной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспоряд­ке. Эту сторону обучения отражает принцип систематич­ности. Иногда его называют принципом систематичности и последовательности обучения, понимая под последова­тельностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.

Учебный процесс теряет смысл, если его содержа­ние будет недоступным для усвоения. Отсюда вытека­ет принцип доступности учебного материала.

Чувственные образы, представления детей об ок­ружающем мире являются необходимыми компонен­тами всякого обучения. Эта сторона учебного процес­са привела к обоснованию принципа наглядности.

Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, ста­новится эпизодом в жизни детей. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.

Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие, возможность обучения на более высоком уровне. Принцип прочнос­ти обучения раскрывает эту сторону развития детей.

В детских садах и школах принята групповая форма организации учебных занятий.

Однако ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Индивидуальный подход повышает эффективность обу­чения, что давно замечено в практической деятельности воспитателей и педагогов. Эта особенность педагогичес­кого процесса нашла отражение в принципе индивиду­ализации развития детей в процессе обучения.

Известный педагог и психолог Л.В. Занков предло­жил применительно к начальному этапу усвоения деть­ми учебного материала четыре принципа: высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических зна­ний, быстрый темп усвоения материала, осознание детьми результатов учения. Эти принципы представ­ляют собой дальнейшую, более глубокую разработку названых выше принципов. Исследования Л.В. Занкова и его последователей раскрыли большие потенци­альные возможности общего развития детей.

Принцип научности обучения

Процесс познания окружающего мира сложен, противоречив, включает различные этапы, формы, виды. Научность познания заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета ‘ к его внутреннему строению. Если учебный материал позволяет представить только внешние, наблюдаемые свойства предметов, то такие знания будут донаучными. Они используются в обучении для того, чтобы создать основу научных знаний и дать представление о много­образии окружающей действительности.

Научные знания приводят к осознанию закономер­ностей теории науки. Возникают определенные науки, на основе которых осуществляется отбор учебного материала.

Принцип научности определяет место научных знаний в педагогическом процессе.

Первоначальные научные знания возникают на основе разнообразных представлений ребенка об ок­ружающем мире. Процесс перехода мысли ребенка от привычного для него чувственного познания к поня­тийным формам мышления сложен и противоречив. Успех обучения дошкольников во многом зависит от того, как педагог или воспитатель организует мысли­тельную деятельность детей.

Прежде всего нужно определить ту совокупность чувственных образов, которые ложатся в основу пер­воначального понятия. Затем обобщить, систематизи­ровать представления, для того чтобы ребенок мог представить ту сторону действительности, которая характеризуется в понятии. Далее воспитатель выде­ляет доступные научные признаки формирования по­нятия.

Принцип научного обучения предъявляет опреде­ленные требования к организации познавательной деятельности детей.

Приступая к обучению, нужно хорошо понимать и правильно строить процесс перехода мысли от явле­ния к сущности, от внешних, наблюдаемых свойств к внутренним.

В программном учебном материале должны быть заложены возможности различных подходов к объяс­нению действительности. Это дает основание для твор­ческого поиска педагога, для индивидуального подхо­да к воспитанникам.

Педагог должен знать пути систематизации и обоб­щения представлений ребенка в процессе формирова­ния первоначальных научных понятий.

Принцип систематичности обучения

Этот принцип включает следующие основные по­ложения:

1.Учебный материал как отражение сторон окружаю­щей действительности представляет собой систему знаний. Эта система возникает на основе познания взаимосвязи объектов реальной действительности.

2. Педагог должен знать первоисточник учебных зна­ний, чтобы донести до сознания ребенка реальные отношения, связи предметов, явлений.

3. Усвоение учебного материала детьми зависит от объяснения педагога. Уровень подготовки педа­гога, его творчество и мастерство обеспечивают глубокое и систематическое усвоение знаний деть­ми. Одно и то же содержание может быть изуче­но различными путями, методами, средствами.

Воспитатели и педагоги, ведущие занятия с дошкольниками, должны находить разумную для данных конкретных условий систему объяснения материала.

4. Система изучения учебного материала должна со­ответствовать возрастным возможностям детей.

5. Система знаний должна предполагать развитие ло­гического мышления – операций сравнения, ана­лиза, синтеза, обобщения, абстрагирования, разви­тия дедуктивных (переход от единичного или менее общего к более обобщенным выводам) форм мышления и др.

6. Каждое занятие в системе обучения должно быть продуктивным – дети должны понимать про­граммный материал, уметь осуществлять логичес­кие операции и т. д. Целью обучения должно быть развитие внимания, памяти, воображения, чувств, воспитание черт характера, способствующих пре­одолению трудностей в процессе обучения.

Принцип доступности

Этот принцип основывается на умении воспитате­лей и педагогов соотнести учебный процесс с уровнем развития детей, их личным опытом, со знаниями, умени­ями и навыками, которыми они владеют. Если эти связи установить не удается, знания считаются недоступными.

Понимание педагогами особенностей связи ново­го с известным в сознании ребенка также помогает повысить степень доступности знаний.

Отечественный психолог Л.С. Выготский выдвинул идею опережающего развития умственных сил ребен­ка в учебном процессе. Обучение, считал он, должно опережать и вести за собой развитие. Процесс может строиться на механизмах мышления, которые еще не сформировались полностью, но уже достаточны для усвоения нового содержания. В этих условиях будет интенсивно формироваться более высокий интеллек­туальный уровень развития детей.

Опора на развивающиеся, но еще не совершенные механизмы познавательной деятельности ускоряет развитие детей и повышает доступность обучения.

Доступность обучения повышается, если педагоги стремятся воспитать любознательность у детей, сфор­мировать познавательные интересы.

Таким образом, принцип доступности предъявляет к учебному процессу следующие требования:

Педагог должен знать уровень развития познава­тельных психических процессов, те виды и опера­ции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются;

Условием, способствующим доступности обучения, должно быть формирование познавательных ин­тересов детей;

Педагог должен понимать значение учебного мате­риала для решения задач общего развития детей.

Принцип наглядности обучения

Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А.. Коменский в XVII в. Само название его книги – «Мир чувственно вос­принимаемых вещей в картинках» – показывает путь, облегчающий познавательную деятельность детей. Рису­нок, картина – это средства, которые позволяют ребен­ку представить изучаемые предметы, явления, события.

В практике обучения еще задолго до Я.А. Коменского использовали наглядные образы в процессе изу­чения книжного материала в школах Китая, Греции, Рима.

Значительно обогатил методику наглядного обуче­ния К.Д. Ушинский. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

Реализуется принцип наглядности обучения с по­мощью специальных пособий. Наглядные пособия де­лятся на натуральные, изобразительные, схематичес­кие, объемные, плоскостные и т. д.

Существенные признаки наглядного пособия:

Наглядным пособием может быть всякая матери­альная или знаковая модель;

Наглядное пособие всегда средство познания, а не цель;

Наглядные пособия – основа формирования чув­ственного образа, представления, из которых с по­мощью умозаключений делается обобщающий вы­вод. . ‘

При работе с наглядными пособиями следует учи­тывать три момента:

Возможность обратной связи;

Связь возникших представлений о реальных объек­тах, явлениях, событиях с содержанием наглядно­го материала.

Принцип сознательности и активности обучения детей

Этот принцип направлен на формирование у детей сознательного понимания материала, сознательного от­ношения к обучению, познавательной активности. В на­стоящее время процесс усвоения знаний приобретает творческий характер. Все больше внимания сосредота­чивается на отношении ребенка к занятию. Если ребенок хочет учиться, ему легче осваивать учебный материал.

Усвоить учебный материал можно лишь при дос­таточной активности познавательных психических процессов. Последнее есть выражение внутреннего состояния ребенка, его познавательных сил и свойств.

У каждого ребенка активность познания опреде­ляется трудностью или легкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования воспитате­ля или педагога, сформированностью навыков учебно­го труда.

Задача воспитателя и педагога – создать условия для повышения общей познавательной активности де­тей, сформировать положительное отношение к учеб­ным занятиям, воспитать самостоятельность и рабо­тоспособность. . . . —

Принцип прочности обучения

Прочность знаний – результат действия многих факторов, важнейшими среди которых являются пе­дагогическое мастерство и желание ребенка учиться.

Основные требования принципа прочности обуче­ния:

1. Выделение в учебном материале главной мысли, отражающей его существенные особенности основные положения, которые подчиняют себе дру­гие части учебного материала.

2. Связь главной мысли учебного материала с имею­щимися у ребенка знаниями. Главное должно быть связано с тем, что дети знают по данному вопросу. В противном случае главное положение становит­ся изолированным и теряет субъективную значи­мость в мыслительной деятельности ребенка.

3. Знания должны быть включены в систему взглядов и рассуждений ребенка, тогда они становятся его внутренним достоянием и он не забывает их.

4. Знания становятся прочными, если они связаны с чувствами, эмоциями, переживаниями детей. Если изучение учебного материала вызывает у ребенка чувство радости или огорчения, переживание ус­пеха, то знания сохраняются надолго.

5. Включение изучаемых явлений в практическую деятельность детей. Учебный материал, связанный практическими действиями и упражнениями, на­долго закрепляется в памяти ребенка.

Принцип индивидуализации обучения

Групповые формы усвоения учебного материала основаны на общих психолого-педагогических прин­ципах возрастного развития детей. Нужно знать уро­вень развития личности детей, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что дети смогут понять и усвоить содержание занятий.

Однако каждый ребенок, помимо общих свойств, имеет и индивидуальные качества, которые могут по­ложительно или отрицательно влиять на ход учения.

Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

Индивидуальный подход позволяет ставить и ре­шать различные конкретные задачи:

Постоянно изучать особенности личности ребенка, выявлять факторы, оказывающие на него наибо­лее существенное влияние;

Искать средства индивидуального подхода и сис­тему индивидуальных педагогических воздей­ствий.

Названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности воспитателей и педагогов и познавательной деятельности детей.

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понятие о принципах обучения детей дошкольного возраста.

2. Принцип доступности обучения и его реализация на занятиях в детском саду.

3. Как вы понимаете принцип систематичности обу­чения детей дошкольного возраста?

4. Пути реализации принципа наглядности в учебном процессе.

5. Дайте анализ учебного занятия по одной из про­граммных тем, на котором решались задачи ум­ственного развития детей.

Главной целью обучения ребятни является приобретение знаний новым поколением, которое происходит в разных видах деятельности. Поскольку обучение является совместной деятельностью воспитателя и ребенка, то нужно организовать этот процесс так, чтобы малыш наиболее полно усвоил знания, умения и навыки. В этом помогут приемы и методы обучения.

Что такое метод и прием обучения?

Метод обучения - это способ взаимодействия взрослого и ребенка, который помогает эффективно решить учебные задачи.

Педагогические приемы обучения - это один из компонентов метода, действие которого реализует его в полной мере. Важно уметь отделять приемы умственной деятельности от приемов учебной работы. Умственные приемы развития ребенка в разных способах взаимодействия одинаковы. Только их правильное сочетание оказывает эффект развития, и, исходя из этого, очень важно применять их в определенной последовательности. Идентичные приемы могут применяться в любых методах обучения, но во взаимодействии с другими приемами они создают совершенно другой метод. Например, такой прием, как запоминание, используют как в репродуктивных, так и в проблемно-поисковых методах. Но в первом случае он является главным, а во втором - второстепенным.

Приемы и методы обучения бывают субъективные и объективные. Объективные руководствуются дошкольной дидактикой. Зато субъективная часть метода зависит от мастерства педагога.

Наглядные методы

Название говорит само за себя - основным способом овладения информацией является зрение. Приемы и методы обучения заключаются в использовании иллюстраций и конкретных образов. Сюда относят:

  1. Иллюстрирование. Суть этого способа кроется в применении в обучении и воспитании детей предметов разной наглядности, а именно картин, картинок, плакатов и других средств обучения. Для развития детей дошкольного возраста очень часто используют картинки с растениями, животными, техникой, предметами быта и тому подобное. Нередко применяют изображения изучаемых объектов (фотографии, картины, объемные модели). С ребятами старшего дошкольного возраста работают с помощью схематических изображений (графики, схемы, таблицы, карты). Этот метод помогает формировать конкретные представления и точные понятия.
  2. Демонстрация. Смысл в применении приборов и проведении опытов. Эффективность этого метода заключается в том, что дошкольники сосредотачивают свое внимание только на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали. Перед учителем стоит задача создать максимально комфортные условия для рассмотрения предмета, выделить лишь главное, продумать понятный рассказ и задействовать детей к поиску нужной информации.
  3. Наблюдение. Суть заключается в восприятии реальности. Учебное заведение может организовать наблюдение как на занятии или экскурсии, так и свободное время. С помощью этого метода дети учатся анализировать, сравнивать и делать выводы.

Словесные методы обучения

Словесные приемы и методы обучения заключаются в слове, устном рассказе воспитателя. К таким методам относятся:

  1. Объяснение. Заключается в детальном объяснении детям того, что они еще не способны понять сами.
  2. Инструктаж. Заключается в том, что детям объясняется задание, которое они должны выполнить. Также знакомят их с инструментами и материалами, что нужны для выполнения работы.
  3. Рассказ. Характеризуется поэтапным раскрытием темы. Делится на художественный, научный, научно-популярный, описательный. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используются только художественные и описательные рассказы.
  4. Беседа. Она является основным методом обучения и воспитания детей. Беседа предусматривает формирование диалога между педагогом и ребенком. Активность беседы зависит от педагогического мастерства воспитателя.

Практические методы

Практические методы и приемы обучения дошкольников характеризуются взаимодействием педагога и детей, однако направлены на самостоятельную работу малышей. Сюда входят:

  1. Упражнения и игры. Их суть заключается в постоянном повторении отдельных действий, сопровождающихся контролем и корректировкой.
  2. Опыты. Их смысл в поиске задач детьми, направлены на расширение и закрепление знаний. Применяются на любых занятиях и в повседневной жизни.

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос отзывчивым, веселым, любознательным, смог без труда заводить друзей, реализовался, как целостная и глубокая личность. Они стараются гармонично развивать его, дать как можно больше знаний и опыта, раскрыть таланты. Правда, не все, чему бы хотели научить родители свое чадо, они могут реализовать самостоятельно, сказывается отсутствие специального образования или они не располагают достаточным количеством времени. Оказать им помощь в этом нелегком деле призваны различные учебные заведения, воспитатели и учителя. Но если в школах основная цель преподавателей заключается в том, чтобы давать знания, то в детских садах во главу угла ставится задача научить детей адаптироваться к новым условиям, сформировать навыки, необходимые в самостоятельной жизни.

Базовые принципы дошкольного образования - инвариантная составляющая

Дошкольное детство играет особую роль в развитии личности каждого человека. В это время ребенок способен овладеть множеством знаний и умений, важно лишь обеспечить ему приток новой информации в доступной форме. Выполнение этой задачи входит в круг вопросов, которые решаются в дошкольных учреждениях. Конечно, это не значит, что всю ответственность за дошкольное образование государство возложило на педагогов, которые работают в детских садах и прочих учреждениях. Большое значение также имеют занятия и воспитание в семье, но все же, роль работников дошкольных учреждений в этом нелегком деле далеко не последняя.

Программа развития детей в детских садах подчинена базовым принципам, предусмотренным на законодательном уровне. Ее можно назвать общеразвивающей. К заданиям этой программы относятся укрепление здоровья детей, формирование их личности, воспитание уважительного отношения к окружающим людям и среде, в которой проживают, к своей стране, ее традициям, культуре, а также к ценностям других наций. Кроме того, пожалуй, основной целью дошкольного образования является обеспечение социальной адаптации детей, их готовности продолжать обучение, а также осуществление социально-педагогического патроната семьи. Исходя из этого, инвариантными компонентами структуры образования в детских садах определены следующие направления.

Личность ребенка

Эта образовательная линия предусматривает формирование у детей представлений об их внутреннем мире, ценности здоровья, необходимости двигательной активности и правильного образа жизни, понятиях гигиены и безопасности.

Первое чему учится каждый маленький человек - это , столовыми приборами, умываться, одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться. Если приходя в сад, ребенок еще не овладел этими навыками, то задачей педагогов является приучение его к самостоятельному использованию основных гигиенических средств и предметов ухода, а также пояснение, что эти средства являются индивидуальными. Со временем желание быть опрятным закрепляется и входит в привычку.

Когда мать неотступно находится рядом со своим чадом, то она может проконтролировать, чтобы он не выпал из окна, не попал под машину или не обжег руку, вовремя поел, соблюдал питьевой режим и прочее. Но рано или поздно детям приходится овладеть элементарными знаниями в строении человеческого организма, понять, что способствует сохранению здоровья (закаливание, правильное питание, гимнастика) или, напротив, может нанести ему вред, научиться разграничивать безопасное и опасное. Более того, они должны придерживаться правил безопасности как дома, так и в детском саду, парке, при пересечении улицы, на игровой площадке, катке или в бассейне, и осознавать к кому обращаться в критических ситуациях. Поэтому эти задачи решаются в рамках обязательной программы развития детей в детском саду не в самую последнюю очередь.

Двигательные навыки человек приобретает постепенно. Каждая мать с удовольствием наблюдает, как ее чадо впервые переворачивается со спинки на животик, встает у опоры, делает первые самостоятельные шаги.

Полезно знать: в детском саду деятельность и двигательная активность становится более разнообразной, благодаря различным упражнениям и спортивным играм движения ребенка приобретают пластичность, выразительность, эстетику, что доставляет удовольствие не только родителям, но и самому малышу, а также является основой развития и укрепления его организма.

Неотъемлемой частью личности каждого ребенка являются его желания, предпочтения и интересы. Важно, чтобы дети научились не только высказывать их, а и аргументировать. Для развития личности принципиальное значение имеет позитивное отношение к своей внешности, умение дифференцировать себя от других детей, ориентироваться в своих достоинствах и недостатках, эмоциях и чувствах, отличать добро от зла. Поэтому задачами преподавателей на этом этапе является научить детей сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и смысловые связи, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.

На основе всего перечисленного выше к шести-семи годам у детей должны сформироваться базовые качества личности, такие как ответственность, самостоятельность, инициативность, самооценка и самосознание.

Ребенок в социуме

Во многом развитие человека зависит от социальных законов. Человеческий социум требует умения согласовывать собственные интересы и действия с желаниями других членов общества. Еще несколько десятилетий назад, когда в большинстве семей рождалось два и более ребенка, причем часто погодки, то проблема социализации не стояла так остро. В настоящее время в современных семьях редко решаются рожать больше одного малыша, поэтому практически единственным и самым доступным источником общения в коллективе для ребенка является дошкольное учреждение. Потребность в таком общении дети начинаю испытывать после трех лет.

Полезно знать: социальный опыт, приобретенный в результате взаимодействия со сверстниками в дошкольном возрасте, становится частью личности. К таким составляющим относятся умение общаться, взаимодействовать, сопереживать.

В задачи педагогов входит познакомить ребенка с различными человеческими социальными ролями. Он должен научиться различать знакомых и незнакомых людей, детей и взрослых, мальчиков и девочек и т.д., познакомиться с элементарными социальными и морально-этическими нормами межличностных отношений и научиться их придерживаться во время общения.

Социальные навыки формируются в процессе игры. При этом нельзя забывать, что на потребуется некоторое время.

Дети учатся слушать и слышать своих сверстников и взрослых, принимать определенные правила поведения, осознают содержание таких понятий, как профессия, работа, коллеги, соседи, друзья, семья, а также степень родства, уясняют, какими могут быть последствия негативных действий, каковы причины возникновения недоразумений, а значит, могут признать свою вину, принять критику в свой адрес, поступиться собственными интересами, попросить извинения, объясниться или оправдаться.

В возрасте двух-четырех лет социальное развитие проходит первый этап. К своим сверстникам ребенок в это время относится, как к партнерам по взаимодействию, они подражают и эмоционально заражают друг друга. В возрасте от четырех до шести лет ребенок проходит через второй этап развития общения, когда возникает необходимость в сотрудничестве с другими детьми. При этом во время игры происходит распределение ролей, функций, а значит, соучастие превращается в совместную деятельность, появляется необходимость в признании и уважении со стороны сверстников. Коммуникативное взаимодействие в шесть-семь лет уже не следует наглядным ситуациям, у каждого ребенка складываются избирательные предпочтения и он впускает в свой круг общения только тех детей, которые удовлетворяют его потребности в доброжелательном внимании и уважении.

Ребенок в окружающей природной среде

Очень важно привить малышам любовь к природе и всему живому в дошкольном возрасте. Во-первых, детей знакомят с элементарным понятием Вселенной и жизнью людей на планете Земля (что представляет собой планета, из чего состоит, зачем нужна земля и вода, какое положение она занимает в Солнечной системе), во-вторых, с временами года, погодными явлениями и их сезонными изменениями, в-третьих, с животным и растительным миром.

Полезно знать: в рамках экологического воспитания проводят не только внутригрупповые занятия, но и водят детей в парк, давая возможность им услышать пение птиц, шорох листвы на деревьях и прочее, рассказывая о значении этих объектов для планеты и многообразии их видов, что дает детям возможность сравнивать и обобщать.

В детском саду может быть организован специальный живой уголок, цветник или огород, где дети сами могут посадить и вырастить какое-нибудь растение. Еще одной разновидностью такого образования являются экологические игры, когда одни дети учат других, как ухаживать за грядками, кормить птиц, что нельзя ломать ветки на деревьях, рвать листья и цветы. Во время занятий творчеством детям предлагается нарисовать растения в виде одушевленных существ и придумать рассказы к своим рисункам или устраивают конкурсы на поддержание чистоты, к примеру, что также относится к экологическому образованию.


Ребенок в мире культуры

В рамках этой образовательной линии дети учатся оперировать понятием жилье, понимать, зачем жилье человеку, различать интерьеры и убранство комнат , осознают, что для осуществления жизнедеятельности необходима мебель и прочие предметы быта, приобретают навыки упорядочивания собственных вещей, бережливости, учатся ориентироваться в предметном окружении вне жилья, определять месторасположение своего дома относительно других важных объектов (магазин, детсад, поликлиника, стадион и прочие). Кроме того, осуществляется знакомство с миром искусства. Детей учат воспринимать художественные произведения в области изобразительного, театрального, танцевального искусства, музыки, литературы с позиции красоты, ценить труд взрослых, который в них вложен. Приобретенные знания малышам предлагается использовать в их творческой деятельности.

Игра ребенка

В дошкольном возрасте игра - это основная деятельность детей, которая способствует как умственному, психологическому, так и физическому развитию. Ребенок может играть как самостоятельно, так и объединившись со своими сверстниками, воссоздавая при этом деятельность взрослых и взаимоотношения между ними на основе тех знаний и представлений о них, которые у него имеются, реализовывая свои познавательные, социальные и эстетические потребности, выбирать игрушки, придерживаться правил игры и контролировать, чтобы им следовали другие.

Важно: задача педагогов обеспечить предметно-игровую среду и разнообразить игровую деятельность детей, предлагая им принять участие в различных ролевых, конструкторских, дидактических, словесных, настольных, подвижных, режиссерских, театрализованных с песнями и диалогами играх.

Для осуществления подобных задумок в детском саду должно быть много игрушек, и они должны удовлетворять образовательным системам: конструкторы, кубики, пирамидки, куклы, мягкие игрушки, настольные игры, спортивный инвентарь.


Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве

Образовательная линия предполагает формирование у детей элементарных математических и сенсорных представлений . Так, педагоги учат детей различать цвета, их оттенки, формы как плоские (квадрат, круг, треугольник), так и объемные (шар, пирамида, куб), свойства, качества предметов (шершавый, гладкий, мягкий, твердый), величины и упорядочивать их по возрастанию или убыванию, определять местоположение и удаленность (близко, далеко, слева, справа, под, над, около, снаружи, внутри). Знания детей пополняются такими понятиями, как сегодня, завтра, вчера, скоро, раньше, позже, сутки, неделя, год, части и целое, число, цифра, задача. Малышам дают представление о натуральном ряде чисел от нуля до девяти, учат считать и выполнять математические задачи на сложение и отнимание в пределах десяти, сравнивать смежные числа.

Речь ребенка

Речь имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных способностей, кроме того, она позитивно влияет на формирование личностных характеристик, как коммуникабельность, инициативность, креативность. Если связная речь у ребенка хорошо развита, то он легко налаживает контакты с окружающими. Но не следует забывать, что звукоорганизованную членораздельную речь невозможно выстроить без таких факторов, как фонематический слух, артикуляционные движения.

В детском саду предлагается не только различный речевой материал, но чтобы обогатить их словарный запас ставятся новые задачи для общения, которые требуют иных, малознакомых им средств общения.

В такой форме развиваются способности малышей уместно пользоваться речью, используя при этом не только речевые средства, но и мимику, жесты, движения, интонации. Дети знакомятся с такими понятиями, как звук, буква, слог, слово, предложение.

Педагогами в детском саду проводятся комплексные (трижды в месяц) и тематические (раз в месяц) занятия по речевому развитию. Комплексные занятия объединяют задания, включающие минимум три составляющие, в том числе лексику, звуковую культуру (фонетику), грамматику и связную речь, в то время как тематическое охватывает только один из этих речевых компонентов. В работе с детками младшего дошкольного возраста упор делается на формирование звуковой культуры, а с детьми старшего дошкольного возраста на грамматику. Выпускник дошкольного учреждения овладевает четким произношением, имеет сбалансированный словарный запас, умеет употреблять все части речи, приобретает навыки составления рассказов, инициирует и свободно поддерживает разговор, его речь становится последовательной и связной.

Полезно знать: обучение на основе базовых принципов дошкольного образования дает возможность детям по достижению школьного возраста приобрести компетенции, уровень развития, воспитания и образованности, определенные государственными требованиями.

Более того, дети, посещающие детский сад, учатся следовать режиму дня, которого довольно трудно придерживаться в домашних условиях, принципам рационального питания, нести ответственность за свои действия. Однако, не следует забывать, что жизнь дошколят в детсадовских стенах полна не только новых знаний, но и развлечений, для них организовываются веселые игры, развлечения и праздники.

Вариативная составляющая дошкольного образования

В законе о дошкольном образовании сказано, что оно обязано обеспечивать разностороннее развитие детей в соответствии с их природными задатками, способностями и наклонностями, индивидуальными психологическими и физическими особенностями, способствовать приобретению ребенком жизненного опыта и формированию моральных норм. Законодательство предлагает включать в образовательную программу компьютерную грамоту, изучение иностранных языков, хореографию, шахматы, но ее расширение специализированными направлениями в обучении полностью зависит от желания учреждения и родителей учащихся, а также имеющихся возможностей.

Важно: перед тем как определить ребенка в тот или иной сад есть смысл поинтересоваться не только его удаленностью от дома, опытом персонала, интерьером и санитарными условиями, но и отличиями в образовательной программе.

К примеру, дополнительно могут внедряться такие направления образования, как валеологическое воспитание, экономическое воспитание, пожарная безопасность, при наличии бассейна плавание, подготовка к школе и прочие. Последнее направление является довольно актуальным, поскольку прослеживается проблема преемственности между школьным и дошкольным образованием.

Это нормально, что между образованием в детском саду и школе существует разница, ведь у каждого возраста свои правила развития. Однако если в дошкольном учреждении воспитание направлено на общее развитие ребенка, как личности, то в школе с первых дней от него требуют определенных знаний, как устный счет и чтение, письмо и дисциплина. Таким образом, в программу развития детей в садах все чаще включаются специальные занятия, методика проведения которых приближена к школьным урокам, то есть воспитательный процесс направлен на исполнительность, усидчивость и послушание, что очень приветствуется в школе. Такие занятия дают детям возможность подготовиться к школьному времени в первую очередь в психологическом плане, но также несут и образовательную нагрузку. Так, могут проводиться уроки по иностранному языку или математике и логике.

Однако внимание уделяется не только интеллектуальному развитию дошкольников. Не на последнем месте такие моменты, как духовное и нравственное развитие , оздоровительное направление. В некоторых садах внедряется информатизация образования. Это подразумевает организацию образовательного процесса с учетом современных достижений науки и техники, внедрение информационных технологий и мультимедийных средств.

Полезно знать: дети достигают больших успехов в обучении, если педагогический коллектив и родители действуют слаженно в этом направлении. В большинстве учреждений для организации такого сотрудничества используются лишь традиционные методы, как дни открытых дверей, индивидуальные консультации или групповые встречи.

При этом семья является в основном объектом воздействия педагогической пропаганды, но обратное сообщение и связь не устанавливаются, то есть привлечь родителей к совместному созданию каких-либо проектов таким образом не получается, а значит, возможности семейного воспитания полной мерой не используются. Мощным техническим средством для обучения и коммуникации на данном этапе развития общества становятся возможности сети интернет, что позволяет внедрить в педагогическую практику новейшие методические наработки, направленные на углубление и интенсификацию воспитательного и образовательного процесса. Все это способствует тому, что дети перестанут ощущать противоречия в домашнем и детсадовском воспитании.

Методики раннего развития

Эти методики направлены на развитие самостоятельности мышления, творческого подхода к выполнению задания, но они не являются гарантией успешной учебы в будущем. Развитие способностей ребенка, на которые направлено применение методик раннего развития, связано в первую очередь с созреванием органических структур, необходимых для этого самого развития. Поэтому, чтобы ребенок вырос смышленым, нагрузку полагается увеличивать с учетом психодинамических свойств личности маленького человека.


К методикам раннего развития относят:

  • методику Марии Монтессори. Основной идеей методики является максимально самостоятельное развитие ребенка в специально для этого созданной среде. То есть задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы обеспечить малыша пособиями для его саморазвития, а затем корректировать его самообучение. Так ребенок будет развиваться в комфортном для себя ритме, сам выбирая продолжительность и род занятий;
  • Вальдорфская методика или система Штайнера. Фундаментом этой системы является познание чувств, сопереживание, формирование образного мышления, творческое, духовное и физическое развитие. В обучении используется работа с природными материалами, театрализованные действа;
  • методика Гленна Домана. Умственное развитие ребенка по Доману базируется на его активном физическом развитии. В обучении также используется система карточек с изображениями из разных отраслей знаний, демонстрацию которых детям сопровождают пояснениями того, что на них зафиксировано;
  • методика Никитиных. В этой системе не предусмотрены уроки или специальные тренировки, но ребенка окружают таким пособием, которое предполагает решение несколько более сложных задач, чем те, что способен решить ребенок на данном этапе развития;
  • методика Николая Зайцева. Эта методика используется для обучения малышей письму, чтению и счету. Пособием при этом являются специальные кубики.

Методики Монтессори, Штайнера, Никитиных направлены в основном на развитие у детей креативности, творческого подхода к решению задач и образного мышления, в то время как, работая по методу Домана, развивается фотографическая память и способность запоминать. Поэтому оптимальным считается использование не одной системы обучения, а их комбинирование, создание комплексных программ обучения, что активно практикуется во многих дошкольных учреждениях.

Примечание

Если есть возможность отдать ребенка в специализированное дошкольное учреждение, например, для детей с нарушением слуха или зрения, логопедическое и так далее, даже если у него нет никаких проблем, то не следует от нее отказываться. В таких детсадах с детками работают не только воспитатели, но и логопеды, дефектологи, психологи, врачи, музработники и другие специалисты. При этом знания детей всегда соответствуют возрасту, они активны и развиваются более гармонично.

Ребенок и детский сад. Видео