Долгокормление: есть ли польза в грудном молоке после года? Продолжать ли грудное вскармливание после года: мое мнение

10.08.2019

Если вы кормите грудью ребёнка, которому уже больше года, у вас может возникнуть беспокойство, не портите ли вы ребёнка, не является ли ваше поведение проявлением чувства собственничества, не станет ли ребёнок слишком зависимым....

Испорченным бывает то (или тот), что остается без внимания - это портит. Любая женщина, много кормившая грудью, заверяет, что грудное кормление не имеет с этим ничего общего. Чувство собственничества предполагает, что ребёнку не дают делать то, что ему нужно, потому что вам хочется другого. Теперь о мифе о чрезмерной зависимости. Будьте готовы услышать от доброжелательного советчика: « Как! Вы еще кормите грудью?» Это замечание свидетельствует о непонимании, что у маленькой личности большие потребности. И опыт, и исследования показали, что длительное грудное кормление не создает зависимости. Напротив, дети, находящиеся на связи с родителями (это те, которых не отняли от груди преждевременно), на самом деле вырастают более независимыми, легче отделяются от матерей, вступают в новые взаимоотношения с большей уверенностью в себе и легче дисциплинируются.
Если вам странно слышать, что можно кормить грудью в течение нескольких лет, спросите себя: « Кто ужасается при виде 2-летнего ребёнка, которого все еще кормят из бутылочки?» У многих детей сохраняется потребность сосать, независимо от того, сосут ли они грудь или смесь из бутылочки. Потребность, которая удовлетворена, исчезает. Неудовлетворённая потребность может сказаться позднее и привести к беде...


Особенности кормления ребёнка старше 1 года

1. Основные кормления происходят «вокруг снов», и во сне. Если мама днём работает, то ребёнок ест еду с общего стола, и умеет засыпать без груди. Особенно важны сосания на засыпание, на ночь и на просыпание под утро. Важно, чтобы мама в эти моменты была.

2. Малыш совмещает сосание груди с каким-то неотложным делом. Принципиально за чем должна следить мама, это чтобы положение головы относительно груди не менялось. Он должен всегда рот прижимать, но может при этом плясать польку, крутить ногами, руками, попой.

3. Он начинает пытаться теребить другую грудь. Если маме неприятно теребление груди, она может запретить это делать.

4. Подбегает на 2-3 глотка и убегает. Мама дольше раскрывалась. Это подтверждение маминой надежности. Это не баловство. Ему важно знать, что вы тут.

5. Прикладывается, когда расстроен, обижен, когда стряслось что-то неприятное.

6. В норме отлучения от груди не бывает. Кормление грудью заканчивается само, для этого не нужны никакие специальные мероприятия. Просто нужно набраться терпения, и дать малышу сосать столько долго, сколько у него есть в этом потребность.

Если малыш просит грудь «от нечего делать», а мама в данный момент занята, то можно иногда давать грудь не сразу, и предлагать вместо груди что-то взамен - другие интересные занятия или другое «что-то вкусное».. Причины такого отказа должны быть ребёнку понятны - мама занята «вот этим делом». Также можно отказать в прикладывании, например, в общественном месте. Однако, если ребёнок заплакал, напуган, обижен, ударился или хочет спать, и ожидает от мамы помощи в виде прикладывания к её груди, она не должна ему в этом отказывать или отвлекать его какой-то игрушкой! Часто малыш пользуется случаем для сосания, когда мама сидит у телевизора или у телефона... В итоге в сутки получаются всё те же 12 и более прикладываний, из них 4-6 полноценных кормлений и 8-12 кратковременных прикладываний по разным причинам. Конечно, маме не нужно считать прикладывания. Желательно знать и чувствовать потребности своего ребёнка и своевременно их удовлетворять, вводя некоторые разумные ограничения по мере взросления ребёнка.

Если мама говорит, что в год у ребёнка сохранились 1-2 прикладывания в сутки, то кормление по требованию здесь отсутствует. Зато есть большой объем введённого прикорма и ограничения в сосании, которые малыш принял, как правильные. Если мама решит исправить ситуацию и наладить естественный процесс, она сможет это сделать, исправив допущенные ошибки и начав прикладывать ребёнка к груди по своему требованию.
Бывает и обратная, не менее распространённая ситуация: маме не с кем оставить своего полуторагодовалого малыша, и она находится с ним целый день. Малыш, генетически ожидая ухода мамы из дома, сосёт «впрок, пока дают», его бывает очень сложно отвлечь от груди. Мама устаёт от частых сосаний, и оттого, что совершенно не понимает поведения своего чада. Поэтому, если мама работает, или у неё есть помощники и возможность оставлять малыша с ними, то в паре «мама и малыш» недопонимания почти никогда не возникают.

Мама не должна предлагать грудь в те моменты, когда хочет отвлечь малыша от какого-то занятия, с её точки зрения, не подходящего в данный момент. Ребёнка надо переключать не на сосание груди, а на другое занятие. Редко мамы так делают, т.к. дать грудь проще, чем найти малышу альтернативу. В итоге получается, что мама очень часто даёт грудь в тех ситуациях, когда нужно просто изменить нежелательное поведение ребёнка, а изменять нежелательное поведение ребёнка иногда приходится 10 раз в день, если не 20...
Ребёнок, умеющий ходить, бегать, ползать по маме, может «присасываться» в самых невероятных позах. И здесь мама должна поведение ребёнка контролировать и ориентироваться на свои личные ощущения и удобства. Если эта поза ей не очень удобна, то она может её изменить. Если маме неприятны «игры со свободной грудью» - покручивание и пощипывание соска, она может запретить ребёнку это делать. Нельзя откладывать ограничение в таком вопросе на потом. «Я подумаю об этом завтра» здесь совершенно не подходит!

Малыш начинает выдвигать свои требования по смене груди. В один «заход» он может сменить грудь несколько раз, прикладываясь к каждой на полминуты. Такое поведение характерно для грудника, вошедшего во вкус сосания, и полностью освоившего навыки грудного вскармливания. Ребёнок не должен сам доставать грудь из маминой одежды. Он может показать, что она ему нужна. Доставать грудь должна мама, потому что если разрешать ребёнку это делать, в ситуации, в которой это не удобно, запретить не получится без скандала, это с одной стороны. А с другой стороны, это мамин предмет и она сама должна распоряжаться им.
Кроме того, мама ребёнка старше года может иногда ограничивать время сосания груди. Когда малыш заснул, вдоволь насосавшись, и просто держит грудь во рту, можно попробовать аккуратно её забрать, вставив свой мизинец в уголок рта малышу. Возможно, это будет удачно не всегда и не сразу. У мам грудничков в конце второго, на третьем (на четвертом) году кормления это получается почти всегда. Также можно ограничивать время сосания и при бодрствовании ребёнка. В таком возрасте продолжительность сосания груди носит, скорее, символический характер. Нет необходимости всегда дожидаться, пока сам ребёнок отпустит грудь.

После 2-2,5 (иногда после 3) лет остаются только кормления на ночь и утром, а днём малыш уже не очень-то и нуждается в прикладываниях. Молоко в стадии инволюции похоже по составу на молозиво, и ценность его сложно переоценить. В суточной порции такого молока содержится 60 суточных доз иммуноглобулинов, необходимых взрослому человеку. Инволюция груди длится от нескольких месяцев до года, и способствует формированию детского иммунитета.
Естественное завершение грудного кормления сложно назвать «отлучением от груди». Отлучения нет, есть прекращение определённого этапа в жизни мамы и ребёнка. Это происходит обоюдно, без осложнений - закрылась потребность в сосании, и одновременно у мамы закончилось молоко.

Галина Елтонская, научный руководитель Центра «Мамин Дом»

Жизнь женщины, которая впервые стала мамой, полна новых эмоций, впечатлений, а также страхов и переживаний, все ли она сделает так, как надо? Возможно, придется столкнуться с проблемами, о которых она раньше не знала и как-то их преодолевать.

Но когда этот этап проходит, наступает новый – а именно организация жизни и питания малыша после года. На самом деле, этот период не менее важен, ведь малыш перестраивается, и в большей степени это касается его питания. Собственно об этом мы сегодня и поговорим.

Когда малышу исполняется полгода, маму часто спрашивают, когда же она планирует прекращать грудное вскармливание и переводить ребеночка на обычную еду. Этот вопрос не случайный, ведь с шести месяцев обычно начинают вводить педиатрический прикорм , а к году кормление грудью и вовсе прекращают.

Но обычно это происходит из-за незнания, что кормить ребенка грудью можно и после года. Более того, пользы от этого процесса не меньше.

Какие же причины влияют на желание матери кормить подросшего ребенка?

  1. Стереотипы о болезненности и вреде длительного кормления грудью.
  2. Давление семьи и окружающих.
  3. Незнание, как организовать грудное вскармливание после года.
  4. Отсутствие поддержи.

Из-за этих факторов многие мамы отказываются кормить ребенка грудью после года, забывая или не зная о том, что материнское молоко не теряет своей пользы. А какова же польза материнского молока?

Польза для здоровья ребенка

Пищевая польза:

  • С каждым годом молоко мамы становится ценнее и полезнее, но это не значит, что нужно кормить ребенка до пяти лет.
  • Жирность молока тоже увеличивается из-за количества вырабатываемого белка. Хоть многие говорят, что молоко становится более жидким. Это миф и верить этому не стоит.

  • Рост и развитие:

  • Маленький вес у грудничков, которые находятся на ГВ. Безусловно, это может быть, ведь малыш не питается смесью, от которой стремительно поправляется. Малыши на грудном вскармливании более активны и растрачивают свою энергию, от чего могут не набирать вес. На самом деле это не плохо, ведь ребенок весит столько, сколько ему необходимо, при этом не страдает от голода и ведет себя активно. Современные педиатры привыкли подгонять детей под критерии давно разработанных кривых, и если малыш ей не соответствует, то назначают смеси. Поэтому, прежде чем вводить ее в рацион ребенка, помните – грудное вскармливание уменьшает риск развития ожирения у детей.

  • Иммунитет и здоровье в целом:

  • Повышается уровень иммуноглобулина (А).
  • Образуются вещества, которые стимулируют иммунитет малыша.
  • Жирные кислоты, которые содержатся в молоке мамы, попадая в организм ребенка, уничтожают вредные бактерии.
  • Олигосахариды питают желудочно-кишечную флору ребенка.
  • Концентрация лизоцима и лактоферрина возрастает, что тоже способствует уничтожению «плохих» бактерий.
  • Благодаря сосанию груди развивается челюстно-лицевой аппарат и снижается проблема неправильного прикуса.
  • Благодаря грудному молоку в организм ребенка попадают стволовые клетки.
  • Значение грудного вскармливания для подросшего ребенка сложно переоценить, ведь благодаря нему малыш чувствует себя спокойно, он верит в то, что защищен от всего. Это идеальный способ уложить ребенка спать или успокоить его. Иногда это экономит время и несет спокойствие всей семье.

    Само ГВ составляет основную часть рациона ребенка, чтобы обеспечить его организм ценными витаминами и микроэлементами. А тесный контакт с мамой во время этого процесса только укрепит связь, она – проводник ребенка в окружающий мир.

    Кормление грудью деток старше года играет важную роль в ночной жизни семьи, особенно в те моменты, когда вы отучаете малыша спать с вами или же постепенно переводите его на естественную еду, вводя прикорм.

    Прикорм – когда и сколько нужно?

    Сразу отметим, что под прикормом подразумевается естественное питание, а не всевозможные баночки и смеси. По факту, это еда, которую употребляет ваша семья, за исключением фаст-фуда, жирной и острой пищи, сосисок, колбас, сладкого и другого. Главное правило – еда должна быть простой и здоровой.

    Если вы будете кормить ребенка обычной едой со своего стола, то поможете сформировать пищевые привычки, привыкнуть к семейным традициям, правилам, ввести в питание перекусы. На этом этапе вашей задаче будет научить ребенка кушать, а не играть едой . Вы должны сразу же удалять ребенка из-за стола, если он начинает капризничать или бросаться едой. Он должен «заслужить» еду своим хорошим поведением. Не стоит выбрасывать еду при ребенке, ведь в противном случае, он начнет думать также.

    Важно соблюдать порции прикорма и не убирать в это время грудное вскармливание. Достаточно щепотки одного продукта, и постепенно нужно увеличивать. Понемногу можно вводить в рацион ребенка экзотические фрукты, чтобы развивать его пищевой интерес. Когда выпадает возможность, ходите с малышом в кафе, в гости к друзьям, чтобы ввести в его рацион новые продукты и научиться принимать различную еду, не только домашнюю.

    Кормить малыша стоит ложечкой, можете купить небольшого размера специально для него. То же касается и мисочки. Ребенок должен знать, что у него есть своя посуда и с нее нужно кушать. Также важно, чтобы ребенок кушал вместе с вами, а не отдельно до или после приема пищи мамы и папы.

    Но если вы решили не соблюдать эти правила и все-таки перестать кормить ребенка грудью после двух лет, следует знать:

  • Ситуация со сном не улучшится, а только ухудшится. Раннее отлучение будет сопровождаться беспокойствами, и даже если малыш кушал прикорм, он может от него отказаться.
  • Если же малыш еще не готов к расставанию с грудью, а мама решает резко разорвать эту цепь, то не удивительно, если у малыша начнутся проблемы с психикой, например, неврозы.
  • Малыш не сможет удовлетворять свои потребности, ведь еще слишком мал для этого. В любой стрессовой ситуации ребенка спасали приклады к груди, а теперь эти приклады решили отнять.
  • Долгое время считали, что длительное кормление плохо сказывается на состоянии груди. Возникает риск развития мастопатии, и других заболеваний. Но сейчас доказано, чтобы сохранить грудь в хорошей форме, нужно кормить ребенка грудью до тех пор, пока ребенок сам не начнет терять к ней интерес. То есть соблюдать естественные сроки. Важно не отрывать ребенка от груди резко, а делать это плавно.

  • Рассмотрев все за и против, переходим к основной теме, а именно организации грудного вскармливания после года.

    Как организовать ГВ?

    Годовалые детки, как правило, уже более самостоятельные, чем двух-трех месячные, поэтому и с маминой грудью они ведут себя свободнее. Начинают ее трепать, кусать, расстегивать самостоятельно пуговички на блузке, чтобы добраться до маминой груди.

    Такое поведение недопустимо, поэтому нужно четко ставить границы.

    1. Помните, что правила общения с маминым телом устанавливает только мама и ни в коем случае не ребенок. Не допускается, чтобы ребенок травмировал грудь, теребил ее, щипал и тому подобное. Если ребенок начал это делать, то смело прекращайте кормление. Соблюдайте собственные правила, и тогда малыш тоже будет их придерживаться.
    2. У вас должно быть специальное место для кормления. Вы не кормите ребенка по всей квартире, вы должны четко показать ребенку, где будете его кормить. Кроме соблюдения режима и границ это также помогает уменьшить количество прикладов в будущем, ведь ребенок не захочет ждать, пока мама освободится и постепенно откажется от этой затеи.
    3. Профилактика кормления от скуки. Очень часто малыши начинают прикладываться к груди от скуки, и мамы практикуют такие занятия. Конечно это нужно убирать и придумывать альтернативу этим действиям. Например, ходите гулять в парк, в гости к друзьям, чтобы ребенок общался с кем-то еще. Таким образом, кормления со скуки будут сокращаться. А если нет возможности часто гулять с ребенком, отвлекайте его домашними делами. Это не относится к тем ситуациям, когда ребенку действительно нужна грудь.
    4. Учим малыша ждать и договариваться. Ваша задача не давать грудь ребенку по запросу, но при этом вы четко говорите, когда сможете это сделать. Например, вы дадите ему грудь, когда помоете посуду или придете с прогулки. Или когда вы попьете чай. Ребенок будет знать, что скоро получит грудь и не будет стоять над вами.

    Если вы будете соблюдать все эти правила, то сумеете завершить грудное вскармливание плавно и избежать материнской усталости.

    Меры профилактики материнской усталости

    Любое состояние лучше предотвратить, чем избавляться от него впоследствии. Поэтому поговорим о профилактике усталости.

  • Учитесь мыслить позитивно.
  • Находите занятие, которое будет для вас отдушиной.
  • Отдыхайте. Когда ребенок ложится спать, не бегите убирать дом, мыть посуду и поливать цветы. Лучше пораньше ложитесь спать, а все остальное сделайте утром.
  • Уделяйте время себе. Ходите в салон, спортзал, салон красоты или просто гуляйте в одиночестве, практикуя отлучки. Встречайтесь с подругами, как вы делали это до рождения ребенка. Помните, что жизнь на этом не останавливается.
  • Что происходит с молоком после одного-двух лет кормления грудью? Остается ли в нем хоть что-то полезное? Что такое долгокормление: вредная привычка ребенка, прихоть мамы или объективная потребность?. Из них и состоит этот материал.

    Очевидное - невероятное! Когда речь заходит о долгокормлении, можно услышать самые странные мифы: грудью важно кормить только до полутора месяцев, после девяти месяцев в молоке одна вода, до двух лет кормят в странах третьего мира, молоко разжижает кровь ребенка, младенец высасывает гипофиз мамы (?!). При этом дружные рекомендации о сроках кормления грудью до двух лет с подчеркнутой условностью верхней границы продолжительности лактации (ВОЗ, ЮНИСЕФ, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Американской академии педиатрии) никто почему-то не считает нужным принимать во внимание.

    Возможно, все перечисленные организации действительно переоценивают пользу грудного молока? Обратимся к исследованиям независимых ученых.

    Грудное молоко и его питательная ценность

    Грудное молоко, многие компоненты которого невозможно воссоздать в лабораторных условиях, на 100% удовлетворяет потребности в еде и питье детей до полугода. А затем наравне с введенным по возрасту прикормом оно остается ценным источником питательных веществ. Ни одна смесь не может воспроизвести состав грудного молока, включающий в себя более 500 важных компонентов. И, конечно, молоко - ценная биологически активная жидкость, «белое золото» - не может просто взять и превратиться в какой-то момент в воду.

    В 2005 году израильские ученые опубликовали научную работу «Содержание жира и энергии в грудном молоке при длительной лактации». В ходе исследования в опытную группу вошли 34 мамы со сроком лактации от года до трех лет и трех месяцев. В контрольную группу - 27 мам со сроком лактации полугода. Группы не различались с точки зрения рациона питания мамы, веса ребенка при рождении и гестационного возраста.

    Уровень жира определялся по содержанию гематокрита (часть от общего объема крови, которую составляют эритроциты). В группе долгокормящих мам средний уровень содержания жира составил 10,65 ± 5,07% (в контрольной группе - 7,36 ± 2,65%). Средний уровень энергетической ценности молока длительной лактации 3683,2 ± 1032,2 кДж/л (в контрольной группе - 3103,7 ± 863,2 кДж/л). Ученые отметили тот факт, что грудное молоко вносит значительный вклад в обеспечение ребенка жиром и энергией, причем значения этих двух показателей возрастают по мере увеличения срока лактации.

    Грудное молоко продолжает оставаться ценным источником питательных веществ далеко за пределами первого года жизни малыша. Именно такой вывод сделан в научной статье «Рост и прикармливание грудного ребенка. Клиническая педиатрия Северной Америки», опубликованной в журнале «Питание». В статье говорится, что 448 мл грудного молока обеспечивают ребенка в возрасте 1–2 лет (в процентах от суточной нормы):

    – 29% энергии,

    – 43% белка,

    – 36% кальция,

    – 75% витамина А,

    – 76% фолиевой кислоты,

    – 94% витамина B12,

    – 60% витамина С.

    Выводы коллег о важности грудного молока в организации питания детей после года подтверждают авторы статьи «Значение грудного молока в диете детей младшего возраста Западной Кении». В их исследовании приняли участие 250 детей в возрасте 1,2–2 лет. Потребление грудного молока в течение суток оценивалось путем взвешивания детей, исследователи учитывали их возраст и пол для исключения ошибок в процессе работы. Результаты эксперимента приведены в таблице «Вклад грудного молока в питание детей 1,2–2 лет».

    Помимо общего понимания ценности грудного молока ученые сделали важный для нас вывод: «Хотя общий объем потребляемой пищи при прекращении грудного вскармливания возрастает, он не может полностью обеспечить ребенка тем же количеством питательных веществ, которые присутствуют в грудном молоке».

    Грудное молоко и иммунитет ребенка

    Дети рождаются с иммунной системой, недостаточно готовой к противостоянию огромному количеству микроорганизмов окружающего мира. Окончательно местный иммунитет формируется к 6–7 годам. В этом возрасте все механизмы иммунной защиты выходят на «взрослый» уровень. В период формирования собственного иммунитета малыша защищают иммунные факторы, которые ребенок получает вместе с материнским молоком. На данный момент иммунные факторы грудного молока активно исследуются, примерный перечень (исследования продолжаются) в сравнении с иммунными факторами, содержащимися в смеси, представлен в таблице «Иммунные факторы, найденные в грудном молоке на сегодняшний день».

    В январе 2016 года ученые США провели исследование, в ходе которого оценивались пробы грудного молока 19 женщин со сроком лактации от года до полутора лет. По мере увеличения срока лактации отмечалось увеличение концентрации белка, лактоферрина, лизоцима, иммуноглобулина А, олигосахаридов и натрия.

    Более конкретные цифры дает Национальная академия наук (Вашингтон) в рекомендациях «Питание во время лактации», вышедших в 1991 году. В таблице приведена концентрация лактоферрина, секреторного иммуноглобулина А, лизоцима на сроке лактации от двух-трех дней до двух лет.

    Данные, приведенные в этой таблице, подтверждались многочисленными исследованиями, проведенными в разные годы в разных странах. Вот только некоторые из них:

    1. На втором году кормления грудью в молоке увеличивается концентрация белка, лактозы, железа, меди, лактоферрина, лизоцима и секреторного иммуноглобулина А («Питательные и иммунные свойства грудного молока через 1 год после родов, оправданность продолжительного вскармливания ребенка донорским молоком», 2013 г.).

    2. Чем дольше ребенок получает грудное молоко, тем более насыщенным иммунными факторами оно становится. Так как с возрастом ребенок начинает меньше сосать грудь, то он получает меньше молока, при этом концентрация иммунных факторов в молоке возрастает: от 1 месяца до 2 лет лактоферрин увеличивается с 5,3 до 1,2 мг/мл, секреторный IgA - с 1 до 1,1 мг/мл, лизоцим - с 0,02 до 0,187 мг/мл (Лоуренс Р. И., Лоуренс Р. Грудное вскармливание: руководство для медиков, 5-е изд., Сент-Луис: Мосби, 1999, с. 169).

    3. Исследователи Балтийского медицинского образовательного центра (Санкт-Петербург) брали образцы грудного молока у 15 женщин на протяжении двух лет лактации (более 7000 образцов), в которых анализировалось содержание лактоферрина. Кроме того, было получено 24 образца грудного молока с рекордными сроками лактации до пяти лет. В них содержание лактоферрина составляло от 2 до 5 мг/мл, то есть такое молоко было почти аналогично молозиву. По результатам исследования выяснилось, что ежедневно ребенок получает с ним более 50 мг лактоферрина, что близко к терапевтической дозе для онкологических больных («Анализ содержания и насыщенности железом и медью лактоферрина в молоке у женщин с первого дня и до 5 лет лактации», 2014 г.).

    Добавим, что распространено мнение, будто у ребенка на грудном вскармливании не сформируется собственный иммунитет (на фоне пассивного, получаемого от мамы). В действительности малыш получает мощную иммунизацию за счет материнского молока, под защитой которой происходит плавное и естественное созревание собственной иммунной системы. Проще говоря, не перегруженный борьбой с инфекциями иммунитет ребенка получает некую паузу для полноценного становления. Конечно, иммунной системе ребенка нужны инфекции, которые помогают ей поступательно развиваться и совершенствоваться, но лучше всего именно тогда, когда она будет готова принять эту нагрузку.

    Нуждаются ли дети в грудном молоке после года?

    Однозначно - да. Любопытно мнение антропологов относительно сроков грудного вскармливания. Ученые факультета антропологии Техасского университета, проанализировав результаты исследований отлучения от груди в среде приматов, сделали вывод о том, что «натуральный» возраст отлучения человека - от 2,5 до 7 лет.

    Важный момент! Необходимо избегать крайностей. Распространены две пограничные ситуации, требующие коррекции:

    1. Переоценка пользы грудного молока (когда родители не считают нужным вводить прикорм по возрасту). Здесь необходимо учитывать, что умение самостоятельно есть - это еще и важный социальный навык. Навыки жевания и глотания твердой пищи, пищевого поведения удобнее формировать в возрасте 8–9 месяцев, чем в два года.

    2. Недооценка грудного молока (типичный пример - раннее прекращение грудного вскармливания по причине того, что молоко в какой-то момент «становится пустым»).

    В Национальной программе оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации (2015 г.) отмечено, что с алиментарно-зависимыми состояниями у детей сталкиваются более 90% врачей. Поэтому если ребенок старше года не получает грудного молока, необходимо введение детских молочных смесей или других специализированных продуктов. Положительная тенденция: в этом же документе отмечено, что 66% врачей рекомендуют продолжать грудное вскармливание после года жизни.

    А ваш врач входит в их число?

    Источники:

    1. Приказ Министерства здравоохранения РФ №572н от 01.11.2012 г.
    2. Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации. 2015 г.
    3. Дискуссионные вопросы периода лактации/ О.Д. Руднева, М.Б. Хамошина, Н.И. Захарова, Е.В. Радзинская. - М.: Редакция журнала StatusPraesens, 2013. - 20 c.
    4. Fat and Energy Contents of Expressed Human Breast Milk in Prolonged Lactation. 2005 г.
    5. Dewey KG. Nutrition. Growth, and Complementary Feeding of the Breastfed Infant. PediatrClin North Am. 2001 Feb;48(1):87-104.
    6. The contribution of breast milk to toddler diets in western Kenya. 2002 г.
    7. A longitudinal study of human milk composition in the second year postpartum: implications for human milk banking. 2016 г.
    8. Nutrition During Lactation. 1991 г.
    9. The Nutritive and Immunoprotective Quality of Human Milk beyond 1 Year Postpartum
    Are Lactation-Duration-Based Donor Exclusions Justified? 2013 г.
    10. Lawrence R and Lawrence R. Breastfeeding: A Guide for the Medical Profession, 5th ed. St. Louis: Mosby, 1999, p. 169.
    11. Goldman, A.S., R.M. Goldblum, and C. Garza. Immunologic components in human milk during the second year of lactation. Acta Paediatr Scand. 72(3): p. 461-2. 1983.
    12. Human milk – Tables of the antimicrobial factors and microbiological contaminants relevant to human milk banking (with continued updating) by Dr. John T. May, PhD
    13. Dettwyler, K.A. A Time to Wean, in Breastfeeding: Biocultural Perspectives, D.K. Stuart-Macadam P, Editor. 1995, Aldine De Gruyter: New York, NY. p. 39-73.
    14. Анализ содержания и насыщенности железом и медью лактоферрина в молоке у женщин с первого дня и до 5 лет лактации. 2014 г.

    Недавно меня обвинили…

    …..в том, что я слишком преувеличиваю значимость кормления грудью после года.

    Суть в том, что ребенку этой мамы чуть больше года, и он заболел то ли кожным, то ли вирусным заболеванием.

    (Честно пересмотрела свою почту, но не нашла письма. Видимо в потоке писем вовремя не отложила его.)

    И она пишет, что регулярно читает мои письма, и ей кажется, что польза грудного молока после года сильно преувеличена. Вроде как при кормлении грудью ребенок не должен болеть.

    Вначале я удивилась.

    Затем расстроилась.

    Потом успокоилась.

    Действительно в кормлении грудью после года много как и мифов, так и недооцененной пользы. Каждый смотрит на это со стороны своего опыта.

    Слышали притчу про мудрецов и слона?

    Суть ее в том, что шесть слепых мудрецов захотели «увидеть» слона. Каждый подошел к нему со своей стороны и начал ощупывать, говоря другим, каким он «видит» слона.

    В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.

    Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.

    Это очень напоминает происходящее в обществе:

    • Врач-педиатр смотрит со своей колокольни.
    • Врач-стоматолог со стороны здоровья зубов.
    • Психолог со стороны поведения ребенка-грудничка.

    А я хочу спросить вас: Зачем вы кормите, или хотите кормить грудью своего ребенка после 1 года?

    Раньше считалось, что докормить грудью до года - это уже великий подвиг, и женщина свою миссию полностью выполнила, однако мало кто из мам знает особенности кормления грудью после года.

    И самое распространенная проблема - обвинять ребёнка, который просит грудь, во всех своих несчастьях, усталости и прочих неприятностях!

    Бывает у вас, что в голове проносится мысль:

    • «Как же меня все это достало?», или
    • «Ну почему мой ребёнок не такой, как….»
    • «А может бросить махом это кормление грудью и сразу всё у нас наладится: и сон, и поведение, и питание…»

    Если такие мысли Вас посещают, могу вас успокоить – Вы нормальная мама, хорошая мама, и такие периоды бывают у всех.

    Сейчас действительно идёт особый культ взаимоотношений с ребёнком, как будто в отместку за те времена, когда всех воспитывали по доктору Споку, женщины выходили на работу в 3 месяца, а детей сдавали в ясли вместе с бутылочкой со смесью.

    Сейчас весы качнулись в другую сторону: ребёнок – это наше всё, я дам ему лучшее, пусть даже ценой собственных желаний и потребностей.

    И приходим к таким вариантам:

    «Сегодня ночью я была на грани суицида. Своими стенаниями я напугала ребёнка, а утром проснулась и поняла, что мой малыш на должен страдать от моих проблем…..
    Я ХОТЕЛА кормить ребёнка сама. И у нас всё получилось. Когда сыну был год, я получала удовольствием от кормления, это было какое-то особое общение. А потом …я не знаю ЧТО произошло? Как это получилось? Одномоментно или копилось месяцами, но в сентябре я поняла, что я УСТАЛА от кормлений. Психологически мне тяжело, когда сын задирает мне одежду и со словами: «Мама, сися» прикладывается к груди. Днём это терпимо, но укладывать на сон и ночью это просто мучение, он перекладывается несколько раз от груди к груди…»

    «Надоело кормить! По совету соседки просто резко перестала давать грудь в надежде, что мой ребёнок, как и её, через 3 дня успокоится. Но… сегодня уже 9 день – а легче не становится. Капризы, истерики, беспокойный сон ночью – я боюсь, что эти истерики испортят психику ребёнка. Может, стоит опять дать ему грудь?»

    Что общего у этих историй?

    1. Мама устала.

    На втором году усталость появляется практически у каждой ВТОРОЙ мамы, и у кормящих, и у некормящих!

    Не нужно думать, что виной всему кормление грудью, и если вы вдруг перестанете это делать – Ваше самочувствие в миг наладится.
    Уже сейчас, сегодня начните соблюдать технику сохранения себя в здравом уме и трезвой памяти:-)

    ОТДЫХАЙТЕ!

    Вы можете 1 раз в неделю уйти из дома и погулять одна? Побродить по улице, посмотреть на людей, зайти в магазины, посидеть в кафе и выпить кофе – тихо, мирно, когда не нужно спешить, и никто не вырывает пирожное у вас из рук?
    Делайте это!

    И 1 раз в день у вас МИНИМУМ должно быть 30-60 минут Вашего личного времени! Только для себя! Что хочет душа – то и делайте. Можете просто бесцельно проваляться на кровати глядя в потолок.

    Папа посидит с ребёнком и мир от этого не рухнет.

    Но это позволит вам принимать важные, жизненные решения в здравом уме, а не на фоне хронической усталости!

    1. Нет чёткой концепции воспитания.

    Я не знаю, готовились ли эти мамы к беременности и к родам, но верю что большинство моих читательниц придерживаются осознанного подхода в деле планирования и рождения детей.

    И если с родами и беременностью вроде бы как всё понятно – книги, курсы, клубы общения, видеоролики – много всего и трактовка одна, то в деле воспитания детей – всё сложнее.

    Много вариантов, много подходов – и Вам просто нужно выбрать СВОЙ!

    Дети все разные, но разные по характеру, внешности, манере поведения или вероисповеданию.

    В основе младенческих потребностей – они одинаковы. И до 3-х лет, пока социум не начал активно принимать участие в воспитании – внутренние потребности детей одинаковы.

    Они ждут что рядом будет любящая, заботливая, но в то – же время ЗРЕЛАЯ мама, которая ВЕДЁТ! Т.е. показывает, как жить в этом мире и какие тут законы. Она знает, когда и чему завершаться и не действует импульсивно.

    Если вы действуете ситуативно, импульсивно – значит базовой основы материнства у вас не сформировано!

    Вы не думали, как вы хотите растить ребёнка, до скольки кормить, ставить или нет прививки, во сколько отдавать в садик….

    Да, вот из таких вопросов и складывается ваша общая точка зрения, ваша база, и исходя из неё вы и действуете по отношению к ребёнку.

    Чем могу я помогаю вам! Есть и платные курсы, но есть и бесплатные!

    И в Бесплатных вебинарах я даю БАЗУ которая работает, вы уже только прослушав их можете получить первые изменения.

    Что есть бесплатно?

    Изучите это!

    Послушайте себя – что Вам отзывается. Примените!

    Также смотрите мой видеоурок о кормлении грудью после года:

    1. Желание получить волшебную таблетку и решение СРАЗУ!

    Самое худшее, что можно сделать – это начать менять отношения с ребёнком ориентируясь на соседку, которая, например отучила от груди за 1 день , или отучила от рук за неделю….

    Вы ведь смотрите только на то, что у вас болит, но не анализируете ситуацию в целом – может после таких действий ребёнка начали мучать ночные кошмары? Или им пришлось пройти курс у невропатолога? Или у ребёнка задержка в развитии образовалась?

    Об этом «добрые» советчики обычно молчат, кому хочется выносить все последствия необдуманных решений?

    Просто помните: это ВАШ ребёнок! Это тот же самый малыш, которого вы родили, на которого вы с умилением смотрели, а он сам целиком помещался на Ваших руках и радостно и доверчиво улыбался глядя Вам в лицо! Это от его беззубых улыбок у Вас переполнялось сердце любовью и нежностью! Это всё тот же самый ребёнок!

    Ирина Рюхова , консультант АКЕВ, IBCLC, координатор проекта «Новый уровень»:

    «Мой малыш уже подрос, а грудь почему-то требует как новорожденный! Не могу больше, сил моих нет, как отлучить?!» Часто с таким вопросом обращаются к консультантам по грудному вскармливанию матери деток второго года жизни (особенно ближе к полутора годам).

    С одной стороны – это радует, потому что еще несколько лет назад кормление дольше года было явлением редким, а сейчас все-таки большое количество мам настраивается именно на длительное кормление. С другой стороны – это очень грустно, потому что кормление грудью, которое сначала приносило радость и удовольствие обеим сторонам, постепенно превращается для мамы в тяжкую обузу, она начинает страдать, мечтать о его прекращении… и давать окружающим понять, что долгое кормление грудью это плохо. Множество матерей кормят грудью долго и счастливо, причем даже друзья семьи иногда могут не знать, что трехлетний малыш еще получает мамину грудь, потому что мама поставила процесс кормления так, чтобы он не напрягал ни ее саму, ни родственников! Зато о негативном опыте обычно узнает очень много людей, и все создают себе не лучшее представление о кормлении детей старше года, рассказывая «жуткие истории» о детях, рвущих на матери одежду и бьющихся в истерике на полу автобуса, «а все потому, что не отлучили вовремя!»

    Нет, не потому. Вообще «исправлять» излишне требовательное и капризное поведение ребенка отлучением от груди – то же самое, что лечить головную боль гильотиной: голова-то, может, и перестанет болеть, но организму в целом лучше не будет! Отлучать ребенка есть смысл тогда, когда малыш уже не нуждается в кормлениях грудью, то есть их остается одно-два в сутки. Если же внезапно прекратить кормления, когда они «на пике», то, во-первых, мама обеспечит тяжелый стресс своему ребенку, которому нужно будет неизвестно как справляться с тем, что он не может удовлетворить свою потребность в сосании. А во-вторых, резкое прекращение кормления будет означать сложности и для маминого здоровья: консультанты по кормлению знают, что часто вслед за звонком «Хочу отлучить своего часто сосущего ребенка» буквально через несколько дней следует звонок «Я все-таки прекратила кормить, и у меня разнесло грудь, температура под 40, всё болит, и что мне теперь делать?! »

    Отлучение – это очень плавный и длительный процесс, а отлучать за пару дней, «потому что нет больше сил» — примерно то же самое, что спрыгивать с поезда на полном ходу, потому что не дотерпеть, пока остановится сам. Наконец, задумайтесь вот о чем: мать, которая отлучает ребенка потому, что не знает, что делать с частым требованием груди, фактически просто перекладывает свою проблему на плечи ребенка. Я, взрослая женщина, не могу или не хочу справиться с этой сложностью, поэтому ты, мой маленький ребенок, справляйся сам как знаешь, а меня это пусть не касается!..

    Все дело в том, что слишком частые прикладывания к груди подросшего ребенка – это проблема не собственно грудного вскармливания, а всего лишь одна из граней общей стратегии взаимоотношений мамы и ребенка. Это не со слишком частым кормлением мама не может совладать – мама в общем и целом не знает, как управлять поведением своего ребенка. Ведь на самом деле задачей мамы, из соображений здоровья как своего, так и малыша, является не прекратить кормление, как только оно стало ее напрягать, а привести его в разумные рамки, устраивающие и ее, и ребенка!

    Очень важно понимать, что мама главнее, чем ребенок. Что правила устанавливает именно мама. Что это дитя зависит от мамы, а не наоборот! Мама не должна быть для ребенка игрушкой, жертвой или «подружкой», с которой можно обращаться как угодно – мама это старший человек, на котором лежит ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Именно мама задает пределы действий, которые ребенок не должен переступать – касается ли это кормления грудью или чего-то другого! Разберем самые характерные обращения…

    «Если я не даю своему ребенку грудь, он сразу начинает так громко вопить, что я готова сделать что угодно, лишь бы он замолчал! Но и кормить каждые полчаса сил никаких нет!..»

    Сразу встает вопрос – а что именно это «что угодно», которое готова сделать мама, чтобы ребенок не кричал? В данном конкретном случае – это грудь; ребенок начал кричать – мама не хочет давать, но дает, потому что еще больше не хочет, чтобы ребенок кричал. А если ребенок захочет, например, бить посуду, и когда мама запретит — будет кричать? Мама позволит бить посуду? А если ребенок захочет бегать по проезжей части, и когда мама попытается ему запретить – будет кричать?.. В этой ситуации изначально ошибочным является дать ребенку понять, что криком он может добиться всего, чего ему хочется, даже если этого не хочется его матери. И когда мама дает ребенку грудь, не желая этого, лишь бы не кричал – она создает очень далеко идущие последствия.

    Кстати, если мама думает, что отлучаемый ребенок не будет кричать – конечно же, будет, ведь это уже заданная и поддерживаемая мамой модель поведения в ответ на любую не устраивающую ребенка ситуацию! Это означает, что преодоление детского крика нужно будет проходить в любом случае, отлучаете вы или нет. А если можно не отлучать – зачем отлучать? Нужно просто дать ребенку понять, что криком он не получит всего, что ему хочется. Если вы не хотите давать грудь – просто не давайте. Ребенок расстроился – пожалейте его, обнимите, погладьте; рассердился – поговорите с ним, объясните, что грудь он получит потом (желательно четко обозначить сроки: например, когда будет ложиться спать), но если уж сказали нет – значит нет.

    «Мой ребенок сам расстегивает на мне одежду, а во время кормления теребит другую грудь. Раньше это умиляло и забавляло, а теперь очень неприятно, но как это прекратить, я не знаю, малыш вступает со мной в борьбу»

    Довольно нелепа сама ситуация, когда ребенок вступает в борьбу со взрослым – не в шутку, а всерьез! И при этом побеждает, к неудовольствию своего «противника»! Как мы понимаем, на самом деле ребенок может «победить» взрослого только в том случае, если взрослый позволяет ему это. Позволять расстегивать на себе одежду, теребить грудь (а также тискать ее, царапать, выкручивать и совершать любые неприятные действия) не нужно изначально. Всегда думайте о перспективе! Как совершенно верно отмечают сами мамы, у полугодовалого малыша это кажется милым, но у полуторагодовалого уже может быть очень неприятно для мамы.

    Помните о том, что грудь все-таки принадлежит маме, а не ребенку, и что удовольствие при кормлении – как при любом акте любви – должны получать обе стороны! А если удовольствие получает только одна сторона, а вторая страдает, то это уже не любовь, а насилие, и не стоит создавать у ребенка модель поведения, при которой он получает удовольствие от насилия! Грудь ребенку дает только мама, ребенок может показать, что грудь ему сейчас нужна, но он не должен расстегивать одежду, задирать и тому подобное, если маме это не нравится. Если ребенок начинает теребить грудь – для начала пытаемся переключить его на что-то другое (вешаем на грудь крупные яркие бусы, играем в сороку-ворону или другие пальчиковые игры), если ребенок упорствует – кормление прекращается.

    Мама спокойно, доброжелательно, но твердо объясняет, что ей не нравится, когда малыш себя так ведет, и грудь он получит только если будет себя вести по-другому. Как правило, ребенок пытается повторить ситуацию, чтобы проверить, действительно ли существует запрет, или это «минутная мамина прихоть» — в этом случае забираем и прячем грудь, спускаем ребенка с рук и снова объясняем все то же самое. Начинает плакать или сердиться – жалеем, разговариваем, убеждаем, но грудь не даем. Поверьте, малыш после года вполне в состоянии понимать запреты и договариваться! А соблюдение запретов – важная часть воспитания в общем и целом.

    «Мой ребенок вроде подрос, но продолжает просыпаться ночью и прикладываться к груди, я устала от этого. Может, если я закончу кормления, то он будет лучше спать?»

    Это, увы, одно из распространенных заблуждений — что ребенок просыпается ночью, чтобы приложиться к маминой груди. На самом деле это не так: ребенок просыпается, потому что в этом возрасте для него пока еще естественно просыпаться ночью несколько раз, и мамина грудь — для него самый простой способ успокоиться после тревожащего его пробуждения и заснуть снова. Именно поэтому — да, бывают случаи, когда ребенок вроде бы начинает спать лучше, но это все равно происходит не сразу, а после целого ряда наполненных стрессом ночей, когда ребенку приходится как-то учиться справляться с этим самостоятельно.

    Причем этому способны научиться через стресс далеко не все дети: часто консультантам рассказывают, что после решения отказаться от ночных кормлений ребенка приходится укачивать посреди ночи по полчаса маме или папе, а речь ведь идет уже не о месячном крохе, а о довольно тяжелом бутузе! Многие мамы после такого опыта с тоской говорят, что сами не понимали, насколько проще, оказывается, было дать грудь, и все спят дальше…

    Именно поэтому, если уж вы рассматриваете вариант отказа от ночных кормлений (или кормлений вообще) — у вас должен быть какой-то другой, уже работающий способ помогать заснуть проснувшемуся ночью ребенку. А «сам по себе», просто от прекращения кормлений, он внезапно лучше спать не начнет, как бы нам этого ни хотелось. Но — приятная новость — с возрастом это обязательно проходит, даже если вы не предпринимаете вообще ничего: малыш действительно просто в силу роста и созревания нервной системы начинает просыпаться все реже и реже! Момент, когда ваш ребенок проспит всю ночь, не просыпаясь, настанет обязательно, вне зависимости от того, кормите вы грудью или нет.

    «Мой малыш неожиданно начал просить грудь очень часто, меня это настораживает, да и не очень приятно каждые полчаса доставать грудь. Но я не уверена, а вдруг это ему действительно нужно?»

    Разумный подход со стороны мамы, которая готова потерпеть небольшой дискомфорт, если это очень нужно ребенку, но все же хочет уточнить, а насколько это реально необходимо? Все-таки на втором году кормления уже нет никакой необходимости кормить по первому требованию ребенка (собственно, актуальность «первого требования» распространяется на первые полгода жизни малыша). Если малыш старше года, то грудь не просто можно, но и нужно давать иногда не сразу, когда он просит, только обязательно объясняйте, когда именно он ее получит.

    Объяснение должно быть простым и понятным для ребенка, например, если просит на прогулке, можно сказать: «Сейчас мы вернемся домой и там я дам тебе грудь». И действительно направляться домой. В некоторых случаях ребенок может запротестовать, если хочет гулять больше, чем кормиться грудью, но маме стоит все же поддержать что-то одно.

    Через некоторое время у ребенка отложится правило «На улице мы не кормимся, мы кормимся дома», и потом мама будет избавлена от публичных истерик «Мама, дай титю немедленно прямо сейчас!..» Важная оговорка: если это не просто короткая прогулка рядом с домом, а длинная поездка куда-либо, то лучше все-таки пользоваться слингом и одеждой для кормления — они сделают незаметным процесс кормления, если ребенок объективно не в состоянии дотерпеть до дома, просто потому, что дом очень далеко.

    В ситуациях, когда ребенок явно просит грудь только потому, что ему скучно — «не знаю чем бы заняться, а тут мама сидит, ну дай пососу» – нужно обязательно стараться искать другие пути развлечения малыша. Призовите на помощь какие-то увлекательные для малыша занятия, поиграйте с ним, или даже займитесь своими делами, но такими, которые позволяют увлечь малыша: хотя бы та же уборка, когда ребенку выдается собственная тряпочка и он с удовольствием помогает маме вытирать пыль, ведь в этом возрасте детям очень интересно поступать «как взрослый»! Некоторым мамам помогает кормление по четкому ритуалу – особенно если в перспективе мама уже думает об отлучении: например, кормление в строго определенном месте (в кровати или в одном особенном кресле). Тогда через какое-то время ребенок будет дожидаться, чтобы мама пришла в это место, и именно это место будет являться «сигналом готовности к кормлению».

    Ситуации, когда не стоит малышу отказывать в получении груди:

    • если ребенку больно или страшно, то есть случилось какое-то неприятное для него событие;
    • если ребенку нужно помочь заснуть: кормления на сон и во время сна уходят самыми последними, потому что и малышу, и его маме объективно гораздо проще и легче засыпать с грудью, чем, например, с укачиваниями или тем более «просто так»;
    • если мамы долго не было: уходила по делам и теперь вернулась, для малыша это способ убедиться, что все в порядке.

    «Моему малышу скоро два, и он стал каким-то более вредным, чем раньше: часто скандалит по пустякам, чуть что не по его – сразу скандал, и тут же требует грудь! Я теряюсь: грудь дать не жалко, но не решит ли он, что ему потакают в плохом поведении?»

    Конкретно та ситуация, которая описана в вопросе – это прикладывания от стресса. От самого первого вопроса она отличается тем, что в первом случае кормление это цель ребенка и непосредственная причина нежелательного поведения малыша, а в этом случае только средство успокоения из-за расстройства по другому поводу.

    В возрасте ближе к двум годам ребенок начинает «проверять мир на прочность», в том числе и нарушать уже существующие запреты, вдруг да получится? А не получается – переживает, хотя и знал заранее, что нельзя. В отношении таких требований малышей лично мне как консультанту импонирует тактика, которую советуют некоторые детские психологи: 1/1/1 — из каждых трех случаев примерно один раз уступать, один раз не уступать, один раз находить компромисс. Очень важно учить ребенка договариваться! Если малыш, не получив желаемое, сразу срывается в крик и истерику — утешаем, обнимаем, если сильно переживает — можем грудь дать (для него это действительно сильное переживание!..), во время кормления гладим по головке (это помогает позже перейти уже только к глаженью по головке), но если было твердо сказано нет — значит нет.

    То есть, действующие запреты нарушаться не должны. Жалеть жалеем, но уступать не уступаем, если уже отказали. Ребенок должен знать, например, что если мама или папа сказали нет — значит нет; сказали да — значит да; предложили обсуждение и начали что-то уточнять — есть шанс договориться. Для ребенка это достаточно важный момент в его миропонимании и мироощущении. А место груди в этом «кризисе двухлетки» — именно просто снять стресс и расслабиться, помочь ребенку спокойнее принимать отказы, чтобы он понимал, что если мама сказала нет — это еще не значит, что она отвергает его в принципе.

    Наконец, бывают и такие мамы, у которых действительно дети кормятся часто, а им это нравится, и они не испытывают никакого дискомфорта от частых кормлений. Если это ваш случай и вас все устраивает в ваших нынешних отношениях с малышом – продолжайте кормиться так, как вам удобно, ведь главное – чтобы обе стороны были довольны или по крайней мере приходили к компромиссу!