Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, которому более всего подвержено молодое поколение россиян. Наиболее существенными стали проблемы культурно-нравственного воспитания - это рост негативных тенденций среди молодых людей, увеличение количества наркоманов, юных алкоголиков, беспризорников, это отклонение от норм в поведении - девиантное поведение, и появиться оно может у каждого второго молодого жителя нашей страны. Если не работать с молодым человеком, девиантное поведение может поспособствовать появлению какой-нибудь деструктивной группы, представляющей криминогенный характер и угрозу для всего общего. Агрессивное поведение у подростков стремительно растет: даже девочки сейчас дерутся и снимают проявления совей агрессии и ненависти друг к другу на камеру, выкладывая видео в Интернете. Резко возросло число несовершеннолетних матерей, число абортов в настоящее время составляет на 3 не рожденных ребенка 2 аборта. Наша страна занимает первые места по количеству абортов. Утеряны ценностные ориентиры молодежи, уважение к позитивному опыту старших, их отношению к труду, семье, близким и неблизким людям. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. К сожалению, наше государство лишилось официальной идеологии, общество - морали и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, а в первую очередь - детскому и молодежному, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В 2006 году в своих социологических исследованиях Антонова Л. И. и Цветкова Н. А. сделали следующий вывод: «Это, безусловно, связано с тем, что в 52% семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5%), либо следуют традициям непостоянно (47%). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3%) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа». А почему все это происходит у нас в стране? А потому все происходит, что Россия вступила в период духовно-нравственного кризиса, нет одной общей идеологии, поэтому молодежь между собой разобщена, каждый пытается что-то доказать, но ничего не выходит. В современной молодежи не посеяно зерно старых православных традиций, которые должны выходить из традиций семейного воспитания, все это стерто и только сейчас начинает зарождаться по-новому. Поэтому и нужно нашей молодежи прививать чувство уважения к родителям и их предкам, почитая и возрождая их традиции для того, чтобы они стали «нашими», современными.
Духовно-нравственный кризис порождает опасные с точки зрения морали явления в политике, экономике и социальной сфере страны. Оставлять без изменения духовно-нравственное состояния общества более невозможно, если речь идет о продуктивном осуществлении социально-экономических реформ.
На наш взгляд, в преодолении социального и духовного кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. С этой целью необходимо возрождать самобытную российскую цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.
Если затронуть сравнить механизм воспитания в стиле народных России и, к примеру, Китая, то можно сказать, что сегодня Китай - это страна, соединившее в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее. В настоящее время очень сильно проявляется интерес к традициям и обычаям этого государства.
Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах. Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков. .
Эта традиция в почете молодых людей и сейчас, отчетливо видно, что молодежь Китая ценит традиции предков и поныне. Видно, что система воспитания молодого поколения в Китае сегодня является эффективной и пользуется авторитетом предков молодых китайцев.
Если провести прямую параллель от современной молодежи Китая и российской молодежи, то можно сказать, что наша молодежь совсем не помнит, и может быть даже не знает и не хочет знать историю исконно русских народных традиций, и более того, смеется над тем, что знают. Об этом нам постоянно нужно разговаривать с молодыми людьми, мотивируя их на почитание русских традициях и связывая их с жизнью.
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него таких качеств:
В России воспитание традиционно содействовало духовному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления как религиозной, идеологической, так и научной, художественной, бытовой. Это давало русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира и своего места в нем.
Проблемы духовного и нравственного развития молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. Утеря престижа страны как мировой державы, утрата преимущества в ряде областей науки, техники, искусства, разрушение культурных и исторических ценностей народа России продолжали неблагоприятно сказываться на патриотических ориентациях молодежи. Но период широкого распространения в молодежной среде негативного отношения к своей стране, ее историческому прошлому, пренебрежения патриотическими ценностями и чувствами завершается. Среди молодых россиян постепенно формируется более взвешенный подход к оценке, как прошлого России, так и ее перспектив. Большинство молодежи связывает свое будущее с Родиной, не намерено эмигрировать .
Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. Вполне возможно, что традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с запада цивилизованной модели. Пожалуй, для России не нашелся еще другой способ, с помощью которого можно выйти из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры
Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
Нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В России воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.
На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Пожалуй, главнейшими являются:
1. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурологического учебного курса.
2. Неподготовленность, как мотивационная, эмоциональная, так и интеллектуальная, большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры.
3. Разрушение и кризис в семье. Крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
4. Отсутствие согласованности влияния на духовно- нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, православной церкви, государственных и общественных структур.
5. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе.
6. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию.
7. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления.
Зыбрева В.Н.
ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»
В мире испокон веков существует одна простая истина: «за молодежью будущее человечества», а поскольку молодежь это люди от 16 до 30 лет это значит, что проблемы молодого поколения это общечеловеческие проблемы. Многие представления современной молодежи в некоторых вещах и вопросах удивляют и шокируют старшее поколение. Это касается, прежде всего, уровня культуры, правил поведения в обществе, правил этикета, отсюда возникает вопрос и старшего поколения, почему неизвестны такие простые истины и как можно этого не знать?
Души современной молодежи разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие.
Сегодня актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания молодежи, так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.
Очень часто в повседневной жизни мы используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность» .
В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.
В школьном учебнике по основам обществознания духовность трактуется как: «внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания, изяществе души, высоком сознании справедливости, милосердии и доброте к окружающим» .
Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие.
Духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.
Культура как совокупность и единство различных ценностей ведет людей к духовной свободе. Духовные ценности наполняют смыслом жизни каждого, открывают дорогу в будущее. Общество, которое ценит духовность, ожидает большое будущее.
Нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов. Эта истина была известна еще в древности и не утратила своей актуальности и в настоящее время.
Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, воспитании, в поведении. Высокие нравственные качества человека - основа духовности. Духовное развитие отдельного человека тесно связано с сознанием народа, политической активностью. С развитием общества изменяются социальный состав различных групп, сферы их деятельности. Культурный человек может сформироваться только в таком обществе, где есть источники духовности. Только человек с богатым духовным миром может внести вклад в развитие культуры.
Язык - духовное богатство, требующее наиболее внимательного отношения. Роль языка в культуре очень велика. Современная молодежь всегда должна помнить об этом. Долг каждого человека - в совершенстве знать родной язык, уважительно относиться к другим языкам .
Если судить о понятии «нравственность», то по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, она представляет собой «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» . Как видно, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, - пишут исследователи, - мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» .
Воспитание и развитие у современной молодежи нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. «…Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров», - Альберт Лиханов.
Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура человека.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Исмаилова Регина,
Украинец Ольга студентки 2 курса
факультета экономики и технологии
ГБОУ СПО города Москвы
Политехнический колледж № 31
Научный руководитель:
Гончарова Олеся Леонидовна,
кандидат педагогических наук
ГБОУ СПО города Москвы
Политехнический колледж № 31
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
К.Д. Ушинский
Духовно-нравственное воспитание молодежи является актуальной проблемой не только для образования и науки, но и для общества в целом. Культурное развитие общества зависит в первую очередь от того воспитания, которое получает сегодняшняя молодежь. Нельзя сказать, что до настоящего времени эта проблема не ставилась, однако сейчас ее актуальность растет с каждым днем.
П. И. Ковалевский писал: «В деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации: поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, бесполезным и вредным. Воспитывать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соки - физические, материальные вещества. Воспитывать в национальном духе - значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны и той и другой народности. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности» .
Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании - сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.
Вот что писал о воспитанных людях А.П. Чехов: воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…
Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon`e, известность по портерным…
Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…
Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу .
Духовно-нравственное воспитание молодежи предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.
В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов .
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!» .
И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете» .
В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.
Главную роль в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи играет социальная, политическая, духовная сфера жизнедеятельности общества, т.е. семья, государство, образование, наука и религия.
Таким образом, одним из важнейших условий культурного развития современного общества является духовно-нравственное воспитание молодежи, которое комплексно должно осуществляться семьей, государством, образованием, наукой и религией.
Список используемой литературы
Контрольно-курсовая
работа по
социологии
духовной жизни
на тему:
«Духовно-нравственное воспитание молодежи»
Выполнил:_____________________ ___________________Студент
гр. 820481 Ануфриева А. Н.
Проверил:_____________________ ____________________
канд. филос. наук, доц. Хавронюк Т.А.
Тула 2011
Введение
В настоящее время Россия переживает
один из непростых исторических периодов.
И самая большая опасность, подстерегающая
наше общество сегодня, - не в развале
экономики, не в смене политической
системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют
над духовными, поэтому у молодых
людей искажены представления?
доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме.
Высокий уровень преступности вызван
общим ростом агрессивности и
жестокости в обществе. Молодежь отличает
эмоциональная, волевая и духовная
незрелость. Широкий размах приобрела
ориентация молодежи на атрибуты массовой,
в основном западной культуры за счет
снижения истинных духовных, культурных,
национальных ценностей, характерных
для российского менталитета. Продолжается
разрушение института семьи: формируются
внесупружеские, антиродительские и антисемейные
установки. Постепенно утрачиваются формы
коллективной деятельности.
Актуальность проблемы духовно-нравственного
воспитания молодежи очевидна. За молодежью
будущее всего человечества, а значит,
проблемы молодежи необходимо рассматривать
как общечеловеческие проблемы.
Объект:
духовно-нравственное воспитание.
Предмет:
духовно-нравственное воспитание молодежи.
Цель: изучить
особенности влияния на духовно-нравственное
воспитание молодежи.
Задачи:
- изучить
особенности и проблемы душевно-нравственного
воспитания;
- изучить
роль семьи в душевно- нравственном
воспитании;
- актуальность
духовно-нравственного воспитания молодежи
на современном этапе;
- изучить
роль церкви и православной
литературы на духовно- нравственное
воспитание молодежи.
Содержание
Введение
1.1. Сущность
и проблемы
1.2. Роль семьи
в духовно-нравственном воспитании
личности
2.1. Актуальность
духовно-нравственного воспитания молодежи
на современном этапе
2.2. Роль церкви в духовно-нравственном воспитании
молодежи
2.3. Роль православной литературы в духовно-нравственном
воспитании молодежи
Заключение
Список литературы
1.Душевно-нравственное
воспитание
1.1. Сущность
и проблемы
Обращение государства и системы
образования к идее духовно-нравственного
воспитания как основного условия
возрождения современного российского
общества и человека не случайно. Нравственная
деградация, прагматизм, утрата смысла
жизни и культ потребления, подростковая
наркомания и алкоголизм – вот
те характеристики состояния современного
общества и человека, которые свидетельствуют
о духовном кризисе общества и
утрате духовного здоровья личности.
С одной стороны, духовный кризис –
глобальное явление, которое связывают
с преобладающим характером цивилизационного
развития человечества. Современное
постиндустриальное общество, ориентированное
на максимальное потребление материальных
благ и преобразование окружающего
мира для более полного их удовлетворения,
породило особый тип технократической
личности – «кибернетического человека»
(Э.Фромм), интеллектуально развитого и
технически образованного, но неспособного
к подлинно человеческим отношениям и
духовно отчужденного от мира природы
и человеческой культуры. Последствия
данного явления отчетливо проявляются
в системе социальных, межличностных отношений,
в экологическом кризисе, который является
ярким показателем духовной ограниченности
современного технократа, зачастую лишенного
чувства ответственности и осознания
своего человеческого долга перед окружающим
миром.
С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся
бездуховностью и безнравственностью
– явление отечественное, которое особенно
стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это
связано не только с реалиями социальной
жизни, но прежде всего с утратой прежних
основ и ценностей воспитания, порожденной
долгими годами идеологической неопределенности
и аксиологическим кризисом.
Безусловно, поиск тех идеалов
и ориентиров, которые служили
бы основой воспитания, осуществлялся
на протяжении всех этих лет. Неоднократно
проводились различные конференции
и семинары, где обсуждались проблемы
духовно-нравственного воспитания,
существовало множество различных
программ духовно-нравственного воспитания.
В 90-е годы в данный процесс активно
включились различные религиозные
конфессии (например, американская международная
школьная программа «Христианская
мораль и этика – основа общества»,
1992 г.). Радует то, что сегодня, во-первых,
эта проблема перестала быть делом
небольшой группы энтузиастов, что
формирование духовно-нравственной культуры
подрастающего поколения стало
одним из приоритетов государственной
образовательной политики. Во-вторых,
эта проблема перестает быть преимущественно
делом различных, подчас чуждых нам
конфессий и деструктивных сект.
Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется
в сотрудничестве, объединении усилий
государства, общественности, системы
образования и православной церкви.
Изначально сущность, основное назначение
воспитания заключается в формировании
духовного стержня человека –
его внутреннего, духовного мира,
который проявляется в системе
его эмоционально-ценностных отношений
к окружающему миру и к самому
себе. Разложив воспитание на отдельные
составляющие (интеллектуальное, эстетическое,
нравственное, трудовое, физическое и
т.д.), педагогическая наука сослужила
плохую службу педагогу-практику, побудив
его поверить в возможность формирования
и развития человека «по частям», в то
время как целостность человека и проявление
его человеческой сущности в любых видах
деятельности возможны только на основе
становления его целостного духовного
мира. 1
В чем же заключается сущность духовно-нравственного
воспитания? И почему мы настаиваем
на единстве духовного и нравственного,
а не обращаемся к одному из этих
понятий?
Существуют разные точки зрения
на этот счет. Одна из них заключается
в том, что в их объединении
проявляется стремление соединить
религиозное и светское понимание
духовности (духовность – понятие
религиозное, нравственность – светское).
По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда
говорят о смысловых, идейных
исканиях отдельного человека или целого
культурного течения, но при этом
желают подчеркнуть их автономность
от религиозной сферы, термины "духовный"
и "нравственный" зачастую соединяют,
образуя новое слово: духовно-нравственный.
... Речь в подобных случаях идет все
о том же поиске Истины и Смысла,
который осуществляется и в религии,
но при этом с опорой на интуитивный
поиск самого человека, его совести,
а не на то или иное религиозное
учение или Откровение» 2 .
Согласно другой точки зрения, нравственность
распространяется на повседневную жизнь,
а духовность – на жизнь в ее высшем качестве
– бытии человека. Но думается, что причины
здесь более глубокие. Надо, прежде всего
разобраться, что такое духовность и нравственность?
И всегда ли духовное воспитание может
быть нравственным, а нравственное – духовным?
Духовность, на наш взгляд, – качественная
характеристика сознания и самосознания
личности, отражающая целостность и
гармонию ее внутреннего мира, способность
выходить за пределы себя и гармонизировать
свои отношения с окружающим миром.
Она определяется не столько образованностью,
широтой и глубиной культурных запросов
и интересов, сколько предполагает
постоянный и непрекращающийся труд
души, осмысление мира и себя в этом
мире, стремление к совершенствованию
себя, преобразованию пространства собственного
внутреннего мира, расширению своего сознания.
Это и особый эмоциональный строй личности,
проявляющийся в тонких движениях души,
обостренном восприятии всего, что окружает
человека, в способности к высоким духовным
состояниям и установлению тонких духовных
связей между людьми, в основе которых
– чуткое отношение к человеку, забота
о его духовном росте и благополучии. Недаром
значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение,
тончайший воздух, дыхание. 3
Второе понятие, важное для осознания
сущности духовного воспитания, –
«духовная жизнь», или «духовное
бытие» человека. «Духовность» и «духовное
бытие» – взаимопроникающие, но не
синонимичные понятия. Духовное бытие
личности проявляет ее духовность,
а духовность выступает основой
и результатом ее духовного бытия.
Если религиозная
традиция чаще всего рассматривает духовное
бытие как трансцендентный выход человека
за пределы своей реальной жизни, то светская
включает в нее всю сферу духовно-практической
жизнедеятельности личности: поиск и обретение
смысла жизни, своего призвания; духовное
самосовершенствование и обогащение внутреннего
мира посредством приобщения к культуре,
духовного общения между людьми; духовно-практическую
деятельность, направленную на служение
и помощь окружающим.
Было бы неоправданно сводить процесс
становления человека как существа
духовного лишь к способности
совершенствовать свою духовную сущность
на основе выхода за пределы собственного
«я» и подготовки к иной, высшей
цели своего бытия. Духовные искания
могут привести человека как к
просветлению, к совершенствованию
своей человеческой природы, так
и разрушению, фанатизму, отвержению
всего человеческого, нарушению
нравственных связей с близкими и
другими людьми. Не случайно говорят
о двойственном характере духовного становления,
о светлой и темной духовности.
По мнению русских философов (И.
Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.),
истинная духовность не существует вне
нравственности. Высшая духовность невозможна
без душевности – эмоциональной чуткости,
отзывчивости, способности к эмоциональному
отклику: жалости, состраданию, любви к
ближнему.
Анализируя
различные философские подходы к определению
сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам
человек становится предметом отрицания,
унижения, подавления в передовых явлениях
современной культуры. Он подавляется
во имя мира идеального (кантианство) и
мира социального (марксизм, фашизм), ради
духа и ради материи, во имя Бога и во имя
зверя. Свободно и окружено почетом тело,
освобождается, хотя и в очень ограниченной
степени, и дух; гибнет только душа. Но
это «только»! Телесный человек живет
звериной жизнью, духовный – ангельской.
Лишь душевный остается человеком... Духовность,
оторванная от разума и чувства, бессильна
найти критерий святости: смотря на многих
современных "духоносцев", трудно
решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая
духовность и есть самая страшная форма
демонизма». 4 Человек реализует
себя как личность, лишь развивая в себе
душевную духовность: способность к состраданию
и сопереживанию, чуткость и отзывчивость,
совестливость, готовность прийти на помощь
другому человеку, ответственность за
все, что совершается вокруг него.
Необходимо
отметить, что, в отличие от некоторых
других религиозных мировоззрений, православие
выступает во многом как бытийное, реально-практическое
педагогическое мировоззрение и рассматривает
духовность не как отвлеченное, но как
реально-практическое свойство человека,
проявляющееся во внимательном, глубоком,
уважительном отношении к жизни другого
человека, к собственной жизни как к внутреннему
подвигу.
Понимание Другого, взаимодействие
с Другим рассматривается в качестве сущностных
характеристик духовного воспитания как
в светской, так и в православной педагогике,
где постоянно подчеркивается направленность
человеческого бытия на благо ближнего
и на приближение к Богу как абсолютно
значимому Другому. Итак, истинно духовное
воспитание всегда нравственно ориентировано. 5
Рассмотрим сущность и специфику
нравственного воспитания. Можно
ли утверждать, что нравственное
воспитание – это всегда духовное
воспитание личности?
Нравственность рассматривается
как индивидуальная форма существования
морали общества, как внутренний закон
человека, побуждающий его соотносить
свои действия и поступки с общественными
нормами. Нравственное сознание личности
может находиться на разном уровне
развития. В частности, нравственным
считается человек, который руководствуется
принципами «общественного договора»
или Золотым правилом нравственности:
«Поступай с другими так, как
ты хочешь, чтобы другие поступали
с тобой». На наш взгляд, духовные
истоки нравственности лежат не в
прагматичной сфере «общественного
договора», а в сфере любви
к человеку и Богу, благоговения
перед жизнью и другими высшими
ценностями, боязни разрушить свою
человеческую сущность и целостность,
погубить свою душу.
К сожалению, традиционная система
воспитания (в том числе этического
образования) ориентирована на сообщение
нравственных знаний, внедрение в
сознание ребенка определенной системы
норм и принципов, а не на развитие
его духовно-нравственного сознания
и самосознания. В современных
условиях, когда происходит утрата
обществом существовавших ранее норм
и принципов морали, а новые еще не выработаны,
размыты, особенно актуальным становится
формирование у подрастающего поколения
способности к нравственному выбору, базирующейся
на высоком уровне духовного развития
личности.
Итак, «духовно-нравственное воспитание
направлено на "возвышение сердца"
ребенка как центра духовной жизни
(И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И.
Петраковой, –представляет собой процесс
организованного, целенаправленного как
внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного)
воздействия педагога на духовно-нравственную
сферу личности, являющуюся системообразующей
ее внутреннего мира». Мы бы скорректировали
это определение: не воздействие, а целенаправленное
создание условий для становления духовно-нравственной
сферы личности, поскольку прямое воздействие
не всегда имеет тот результат, к которому
стремится педагог. 6
Решение задач духовно-нравственного
воспитания современной системой образования
связано с разрешением целого
ряда проблем, среди которых наиболее
важными, на наш взгляд, являются следующие.
Проблема первая связана с подготовкой
учителя, способного стать духовным
наставником личности. Существует философский
принцип: подобное создается подобным
– нравственность воспитанника формируется
нравственностью воспитателя, духовность
– духовностью. В состоянии ли современный
учитель с его достаточно прагматичным
мировосприятием и мышлением, зачастую
столь же бездуховный, выполнить ту высокую
миссию, которая перед ним ставится? Очевидно,
не случайно государство обратилось к
церкви, поскольку в ней мы можем найти
подлинно духовных наставников юношества.
Но, как отмечает протоирей о. Виктор Дорофеев
в своей публикации в Интернете, реально
священники не могут участвовать в этом
процессе. Кто реально это может делать,
так это преподаватели общеобразовательных
школ. Необходима подготовка педагогов,
способных вести курсы «Православная
культура» и «Основы нравственности».
Однако возникает опасность сведения
данной подготовки к научению педагога,
в то время как необходимо его воспитание,
преобразование собственного духовного
мира.
Как отмечается в аннотации к
журналу «Духовно-нравственное воспитание»,
педагог должен осознанно стремиться
к собственному духовному росту
и оказывать помощь своим воспитанникам
в духовном взрослении; – глубже
понять себя, свое предназначение –
в семье, роде, профессии, Отечестве;
– найти путь к своему подлинному
«я»; – жить, следуя своей природе;
– различать пласты человеческой
жизни – физический, душевный, духовный,
помочь в этом своим ученикам; –
внутренне приобщиться к национальной
духовной традиции – религии, фольклору,
архитектуре, искусству, литературе, философии;
– осознать серьезность и неповторимость
каждого дня и всякого дела; – обрести
реальную радость бытия. Согласитесь,
что это сложная задача, и не все смогут
с ней справиться.
Введение в стандарт образовательной
области «духовно-нравственная культура»,
с одной стороны, важный шаг, с
другой – возникает возможность
формализма и очередного начетничества
в реализации этого прекрасного
замысла (так, лишь 10 % студентов считают,
что уроки литературы, призванные
быть, по выражению А. Твардовского,
«уроками нравственного прозрения
личности», были для них в школе
таковыми). Необходимо отчетливо понимать,
что решение задач духовно- нравственного
воспитания требует преобразования
педагогической реальности на всех ее
уровнях – не только процесса обучения,
но и системы воспитательной работы
школы, тех отношений, которые в
ней существуют, семейной обстановки
и т.д., то есть создания в школе
и вокруг нее культуросообразной
среды.
Проблема вторая касается содержания
духовно-нравственного воспитания.
Традиционно в качестве содержания
рассматривают систему ценностей,
присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное
становление растущего человека. На наш
взгляд, содержанием духовно-нравственного
воспитания является тот духовный и нравственный
опыт, который приобретается ребенком
и «взращивается» педагогом в процессе
педагогического взаимодействия:
· опыт
переживания высоких духовных состояний;
·
опыт осознания своей внутренней
духовной реальности и понимания
самоценности духовного мира другого
человека;
·
опыт определения воспитанником
актуальных для него смысложизненных
и нравственных проблем;
· опыт
индивидуального и совместного смыслопорождения,
смыслообразования и смыслостроительства:
·
опыт разрешения нравственных проблем;
· опыт
содержательного, духовного общения;
·
опыт определения и реализации своих
ценностных приоритетов в искусстве,
в духовно-практической деятельности
(творчество, общение, помощь людям, социальное
служение, благотворительность, добровольчество,
волонтерство и т.д.)
Безусловно, приобретение данного
опыта невозможно без освоения и
соотнесения его с духовным опытом
человека и человечества, воплощенного
в образцах – нравственных и духовных
ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях
и биографиях их носителей.
Проблема третья связана со способами
(методами и формами) духовно-нравственного
воспитания, поскольку ценности человека
– это то, что труднее всего
поддается простой трансляции, передаче
от их носителей-воспитателей воспитанникам.
Логика постижения культуры отличается
от логики «наукоучения». 7
1.2. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности
Семья есть
основа всякого общества и государства,
и значение семьи справедливо
сравнивают с ячейкой пчелиных сот
в улье: каждый улей с царицей, или
маткой, во главе подобен государству,
каждый отдельный пласт сот подобен
целям обществам селений и
городов, а каждая ячейка подобна
семье. Если ячейки здоровы, имеют достаточный
запас питания, то и весь улей, значит,
силен и благополучен; так и
в государстве: все зависит от
духовного и материального благосостояния
отдельных семей.
Отсюда
понятно, какое важное значение имеет
правильное воспитание, или постановка
всей семейной жизни в обществе.
Доброе
воспитание есть самое ценное, самое
великое сокровище, которое могут
и должны дать родители своим детям:
глупому, невоспитанному ребенку не
впрок и богатство.
Перед родителями
должны стоять две задачи: самим
стать носителями духовно-нравственной
культуры и образа жизни, который
они стремятся привить детям,
и создание и непрерывное поддерживание
в семье такой атмосферы, в
которой формировалось и закреплялось
изначальное стремление ребенка
к добру.
Необходимость
решения этих задач отмечена И.Н.Мошковой:
«Дело в том, что мы все хотим воспитать
в ребенке то, чего сами не имеем; мы требуем
от него соблюдения правил, которых сами
не выполняем; мы ожидаем от него спокойного
и уравновешенного поведения, в то время
как сами постоянно говорим на повышенных
тонах, проявляем нетерпеливость и агрессивность».
И в подтверждение этого звучат слова
А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете
ребенка только тогда, когда с ним разговариваете,
или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей
жизни, даже когда вас нет дома. Как вы
одеваетесь, как вы разговариваете с другими
людьми и о других людях, как вы радуетесь
и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями
и врагами, как вы смеетесь, читаете газету
– все это имеет для ребенка большое значение».
Что же сейчас
мешает современной семье вести
духовно-нравственное воспитание своих
детей? Кто виноват в духовной
черствости общества? Почему личный успех,
погоня за удовольствиями и финансовым
благополучием в нашей стране
становятся очень важными и не
это ли начало всех бед?
Мы должны
задуматься о будущем нашей страны,
наших детях, вернуться к истокам,
обратиться к тому лучшему, что было
и есть в нашей культуре. И начать
нужно с укрепления семьи, семейных
традиций. Только семья сможет воспитать
человека ответственного, способного
противостоять ложным ценностям. Только
в любви и согласии, в домашнем
тепле и уюте сможет зародиться наше
будущее.
Воспитать
в человеке Человека – конечная
цель семьи. Идея воспитания во все
времена была связана с мыслью
о том, чтобы человек становился
лучше. Родители хотят видеть своих
детей воспитанными, культурными, добрыми,
мужественными, ответственными, справедливыми,
зрелыми. При этом совершают ужасную
ошибку: «наполняют» детей установками,
правилами, знаниями, заботятся только
о развитии ума, забывая о детской
душе. И совсем забывают о том, что
намного нужнее ребенку – учить
видеть и замечать жизнь вокруг себя.
В этом и заложен глубочайший
смысл и важнейшая проблема воспитания.
Родителям
не обязательно «влезать» в душу
ребенка, достаточно «впускать» его
в свою, позволять наблюдать её движения,
делиться своими переживаниями, иметь
переживания «общие», и тогда семейное
воспитание обретет правильное направление.
Именно в такой семье воспитываются нравственно
красивые, духовно богатые люди, умеющие
быть терпимыми, прощать и понимать близкого
человека, любящие родных, почитающие
стариков.
С детских
лет ребенок должен осознавать свою
принадлежность к семье, к конкретному
роду, вбирать в себя черты, ценности
и смыслы семьи, рода, унаследовать
богатый опыт, всё то лучшее и
интересное, что есть в каждой семье.
Надо учить это видеть! Семейные фотоальбомы,
душевные воспоминания о предках, истории
и легенды семьи, реликвии, передающиеся
из поколения в поколение, письма, знание
родословной, трудовые династии, семейные
традиции, родовой дом, сад, в котором растут
деревья нескольких поколений – это главные
составляющие семейного воспитания. А
еще ребенку необходимо ежедневно видеть
родительскую заботу о старшем поколении
семьи, наблюдать уважение и понимание
в семье, постоянно чувствовать тепло
и любовь родного человека. И если в семье
есть общие увлечения, чувство защищенности,
стремления делать друг другу добро, а
труд и еда делятся поровну - значит крепка
семья, значит не страшны ей любые беды.
Проблема
в том, что нашим детям недостает
духовного общения, они нуждаются
в мудром взрослом, они ждут его
взгляда, который примет, поймет и
простит. И чем раньше ребенок
увидит в родителях наставника, друга,
тем легче ему будет познать
мир с его светлыми и темными
сторонами.
Когда же
нужно родителям начать заботиться
о воспитании характера и наклонностей
своих детей? Ещё с того времени,
когда они находятся в утробе
матери, ибо доказано и наукой, и
усмотрено наблюдательными людьми,
что настроение и поведение матери
во время плодоношения влияет на склонности
ребенка, находящегося в утробе,
- особенно во второй период беременности.
Нужно всегда помнить, что если родители
находятся в тихой, мирной обстановке,
переживают во время беременности матери
хорошие впечатления, то это тихое
светлое настроение ложится в
основу характера будущего ребенка.
Так поступают благоразумные
родители с душой ребенка, подготавливая
её к тому времени, когда она начнет
уже сознанием воспринимать доброе
дело, доброе слово.
Ребенок
– губка, впитывающая все, что
ему скажут родители, все, что он
увидит, на них глядя, наблюдая за их
взрослой жизнью. Что передадут ему
родители, чему научат, к чему приучат,
то и получат в ответ в старости.
Дети
добрые – похвала, утешение и награда
родителей, а дети злые – их наказание,
позор и мучение.
Итак, родителям,
чтобы сохранить в ребенке
«душу живую», необходимо руководствоваться
универсальным дидактическим принципом:
в обучении – от знаний через
чувства к поступкам; в практической
деятельности – от действий через
понимание их смысла к сердечному,
трепетному отношению к окружающим,
семье и своей стране; в общении,
сфере чувств – от душевных движений
к глубокому осознанию непреходящих
ценностей: Веры, Надежды, Любви, Терпения
и Милосердия. 8
2. Духовно-нравственное
воспитание молодежи
2.1. Актуальность
духовно-нравственного воспитания
молодежи на современном этапе
В настоящее
время Россия переживает один из непростых
исторических периодов. И самая большая
опасность, подстерегающая наше общество
сегодня, - не в развале экономики,
не в смене политической системы,
а в разрушении личности. Ныне материальные
ценности доминируют над духовными,
поэтому у молодых людей искажены
представления? доброте, милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности
и патриотизме. Высокий уровень
преступности вызван общим ростом агрессивности
и жестокости в обществе. Молодежь
отличает эмоциональная, волевая и
духовная незрелость. Широкий размах
приобрела ориентация молодежи на атрибуты
массовой, в основном западной культуры
за счет снижения истинных духовных, культурных,
национальных ценностей, характерных
для российского менталитета. Продолжается
разрушение института семьи: формируются
внесупружеские, антиродительские и антисемейные
установки. Постепенно утрачиваются формы
коллективной деятельности.
«Хаос и
неразбериха современной жизни,
развал семей, общественных институтов,
дискредитированные по вине "человеческого
фактора" высокие идеи - все это
следствие утраты ответственности.
Переставая отвечать за содеянное, человек
не имеет возможности реально оценить
глубину нарушений и характер необходимых
исправлений. Разрушается его связь с
окружающим миром... само содержание жизни
в обществе... Нынешнее поколение растет
и с пеленок воспитывается в бесстержневой,
безрамочной атмосфере. Структурность
жизни, ее иерархичность, обычаи, границы
любого рода - внешние рамки, в которых
возможно произрастать росткам ответственности
в современном обществе, безжалостно ликвидированы».
У молодого
поколения в настоящее время
утрачен главный фактор развития
личности - воспитание духа.
Актуальность
проблемы духовно-нравственного воспитания
связана с тем, что в современном
мире человек живет и развивается,
окруженный множеством разнообразных
источников сильного воздействия на
него как позитивного, так и негативного
характера (это в первую очередь
средства массовой коммуникации и информации,
неорганизованные события окружающей
среды), которые ежедневно обрушиваются
на неокрепший интеллект и чувства
молодого человека, на его формирующуюся
сферу нравственности.
Духовность,
нравственность - базовая характеристика
личности, проявляющаяся в деятельности
и поведении.
Какова
же сущность основных понятий и факторы
развития духовно-нравственного воспитания.
В повседневной
жизни мы постоянно используем многие
сочетания со словами «душа», «дух»,
«духовность», которые отличаются неясностью
и случайностью в содержании, однако
в современном научно- педагогическом
знании эти понятия игнорируются
или относятся только к религиозным
воззрениям. Ключевым понятием для
поиска новых идей в духовно-нравственном
воспитании является понятие «духовность».
В педагогических
источниках под «духовностью» понимается
состояние человеческого самосознания,
которое находит свое выражение
в мыслях, словах и действиях. Она
определяет степень овладения людьми
различными видами духовной культуры:
философией, искусством, религией, комплексом
изучаемых в вузе предметов и т.д. 9
Под понятием
духовность традиционно обозначалась
совокупность проявлений духа в мире
и человеке. В социологии, культурологии,
а ещё чаще в публицистике «духовностью»
называют объединяющие начала общества,
выражаемые в виде моральных ценностей
и традиций, сконцентрированные, как
правило, в религиозных учениях
и практиках, а также в художественных
образах искусства. В рамках такого
подхода, проекция духовности в индивидуальное
сознание называется совестью. В этой
связи следует отдельно поговорить о религии
как значимой части духовной культуры.
Происхождение слова религияи его первоначальное
значение до сих пор вызывают споры. Одни
считают, что оно связано с понятиями «благочестие,
предмет поклонения», другие возводят
его к латинскому глаголу «связывать,
соединять» (мир людей и мир сверхъестественный).
Для каждой традиционной национальной
и всей общечеловеческой культуры именно
религия является стержневым, культурообразующим
фактором. Ее культурообразующая роль
заключается в определяющем влиянии на
содержание и формы всех сфер бытования
культуры: духовной и материальной.
К сожалению,
в системе мировосприятия большинства
современных людей представление
о религии отсутствует. Для современного
человека религия перестала быть
значимой частью внутреннего духовного
опыта, основой мировосприятия. В
сознании и жизни большинства
наших современников она вытеснена
в сферу внешних элементов
архаичной, в лучшем случае традиционной,
социальной культуры. Утрата стержневой
роли традиционной религии, изменение
понимания сути духовности в современной
культуре приводят к в
и т.д.................
Уссурийский государственный педагогический институт
по педагогике
Тема: Духовно – нравственное воспитание современной молодежи.
Выполнила:
Головня Анастасия Алексеевна
студентка 2-го курса
факультета начальных классов
Г. Уссурийск. 2010.
Введение
2. Роль политической системы
3. Воспитание нравственности и духовности
Заключение
Введение
На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки- воспринимаются как норма жизни от которой никуда не деться) .Уровень культуры и понятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать? (в автобусе надо уступать место старшим).
Души современных подростков разорены, опустошены и извращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие Никандров считает: “Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности.” Такой переходный период и произошел в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодежи. И именно тогда когда будет четко определенная стратегия духовного воспитания можно будет говорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у школьников.
Кто же должен вырабатывать такую стратегию и надо ли ее вырабатывать или можно вернуться к хорошо забытой старой?
Наверное церковь и государство, а также семья.
1. Роль церкви в воспитании молодежи
Многие затрагивая подобную проблему говорят о том что когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение. Киселев изложил это так:-“Он “упростил” свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностями современной техники.За все пришлось платить. Приобретая - утрачивать. Утеряны живительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с «нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию и красоте.”2 К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное к власти машин в прямом и переносном смысле, потому - что человек утративший способность сочувствовать сопереживать проявлять искренние человеческие эмоции автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом выполняющим запрограммированный объем работы. Может уже пришло время вернуться к Богу услышать Его и жить по законам Его? Церковь должна направлять человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная и великая миссия.
Факт крещении Руси в 988 году явился судьбоносным для формирования всей Российской культуры, мировоззрения, традиций и отношения к миру к себе к Богу. А ведь: ”Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитания отношения человека к миру к себе, к другим, к Богу” . Значит Русский народ уже более 1100 лет воспитывается в духе православной веры. В истории Российской духовной нравственности лежит мощнейший фундамент – церковь. Опора на устоявшиеся традиции которые способствуют укреплению и единению страны – основа духовно–нравственного воспитания.“Дж. Гасфилд, сорок лет назад заинтересовавшись проблемой “японского чуда”, показал, что опора на устоявшиеся, традиционные ценности цементирует страну, придает ее силы и отнюдь не мешает использовать новые достижения, которые прямо с ценностями не связаны.” На основании всего выше сказанного я считаю, что воспитание педагогическое обязательно должно опираться на Православие. Ушинский считал нехристианскую педагогику вещью немыслимой, безголовым уродом.
В истории развития России и христианства не раз наблюдались попытки свернуть с пути истины, предать забвению русские православные ценности. И поставить на первый план ценности запада. Однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Почему? Вероятнее всего потому что европейцы индивидуалисты которые стремятся развить предприимчивость, расчетливость и т.д., а Русские люди коллективисты которые способны думать и о других а не только о себе.
Социалистический строй отвергал православие, но социалистические ценности и образ нового человека, по сути являются воплощением идей записанных в Новом Завете. Следовательно социалистический строй продолжал укреплять и совершенствовать мировоззрение духовно богатых верующих людей, что способствовало развитию в советских людях таких качеств как порядочность, честность, открытость, доброта. К сожалению эти качества в современной России редчайшее явление. И это как раз последствия периода “лихих девяностых”.
Однако использовать веру только как инструмент воспитания неправильно. Вера это прежде всего состояние души, а не способ запихать в человека как можно больше норм и правил подкрепляемых запугиванием расплаты на том свете.
2. Роль политической системы
Важную роль в духовно – нравственном воспитании играет государство и политический строй.
Приоритетной задачей государства и политического строя по моему мнению является актуализация системы общенациональных ценностей. “В этой связи принятие новой редакции Закона “Об образовании” в 2007г.- взвешенное и необходимое политическое решение. Духовно - нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленно на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых смысложизненных ориентиров, существенное повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему.”
3. Воспитание нравственности и духовность
На мой взгляд духовность – это красота внутреннего мира человека1. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека2, можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности3.
“Культура как высший акт творчества человека рождалась под мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силы человека. Ее краеугольным камнем является народная культура, скрепляющая поколения прочными духовными связями.”1
“Проблема в том, что мы разучились “строить” внутренний мир человека. Воспитание в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое.”. 2
“Духовность и нравственность как производные от внутренних устремлений и личных усилий не могут быть сформированы “снаружи”. Они произрастают изнутри, становясь своеобразной пуповиной, соединяющий человека с его бытийными истоками, давая ему жизненную опору “здесь и сейчас”,открывая ориентиры для выхода за индивидуальные пределы. Педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие.”.3
Заключение
Итак, изучив данную проблему,ее причины и пути решения я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно –педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.
И уже сегодня в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый Закон “Об образовании”
Однако несмотря на это все еще остается острым вопрос с засилием в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.
Очень надеюсь на то что меры необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше не поправимой катастрофы общечеловеческого масштаба – полного краха духовно – нравственных ценностей и без возвратного перерождения людей в роботов.
Список используемой литературы
1.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. - с. 3 (статья).
2.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 20 (статья).
3.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” - Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).
4.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 4 (статья).
5.Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).
6.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008. - № 9. - с. 22 (статья).