Графология характер по почерку с примерами. Анализ характера по почерку: графология творит чудеса. Связь почерка и характера

03.03.2019

Почерк бывают самый разный: убористый, аккуратный, мелкий, крупный, витиеватый, красивый, небрежный и так далее. Каждый человек обладает особенным, индивидуальным почерком. Как правило, почерк формируется с 10-11 лет. Но окончательно он складывается примерно к 20 годам. Однако в некоторых случаях почерки изменяются в течение жизни.

Почерк человека способен рассказать о собственном владельце. Ученые смогли доказать то, что характер человека и его почерк чем-то связаны. Об этом и пойдет речь в нашем материале.

Как определить характер человека по почерку: влияние характера на почерк, наука графология

Графология – наука, которая изучает зависимость почерка на характер человека. Графологический анализ осуществляется за счет некоторых параметров. Важную роль играет направление каждой строчки, особенность написание той или иной буквы, наклон букв, нахождение на листе и так далее.

Благодаря совокупности подобных параметров складывается характеристика индивидуального человека. Если анализ был проведен верно, можно без проблем узнать рост личности, способность к сексуальным предпочтениям, склонность к наркозависимости.

В настоящее время многие компании пользуются услугами профессиональных графологов. Благодаря им составляются характеристики людей, которые принимаются на работу, плюс делается оценка черт конкурентов.

Не пугайтесь, если во время приема на работу вам предложат чистый листок бумаги, простой карандаш, и скажут вам написать несколько произвольных предложений. Вы не сможете обмануть графолога, а искусственно исказить собственный почерк вы сможете. Взамен вы получите характеристику личности, которая, возможно, на выбранную вами должность не подходит.

Что говорит о характере человека наклон почерка: описание с примерами

Характеристики почерка могут рассказать про уровень эмоциональной реакции и про степень понимания других людей. Очень тяжело отыскать людей, которые имеют идеальную каллиграфию.



Но перед тем, как вы посчитаете собственный почерк некрасивым, разберитесь с его наклоном и расположением каждой буквы:

  • Если ваши буквы располагаются строго вертикально , тогда вы считаетесь невозмутимым и спокойным человеком. Вы нередко бываете равнодушным к другим людям.
  • Если ваши буквы имеют небольшой наклон вправо , тогда вы мягко реагируете на окружающий мир. Вы не особо сдержаны, поскольку перед тем, как проявить те или иные эмоции, сначала все тщательно обдумываете.
  • Сильный наклон букв вправо говорит о том, что вы постоянно эмоционально напряжены и импульсивны.
  • Ели же ваши буквы во время написания смотрят влево, тогда вы считаетесь холодным человеком. Вы максимально ограждаетесь от внешних раздражителей и зачастую поступаете эгоистично к другим людям.

Как по буквам и соединению букв узнать характер человека: описание с примерами

  • Если каждая буква в документе соединена друг с дружкой, тогда у вас последовательный, логичный характер. Вы консервативны в некоторых взглядах, обладаете сложным восприятием всего того, что для вас ново.
  • Если в вашем почерке умеренное число разрывов между буквами , тогда ваше мышление считается достаточно глубоким, плюс адаптивным. Это указывает на то, что вы умеете желаемое и действительное приводить в гармонию.
  • Если в вашем почерке очень много разрывов между буквами , тогда вы имеете образно-конкретное мышление. Ваши поступки непредсказуемы, вы мечтательный человек, стремитесь к тому, чтобы обратить больше внимания на себя и произвести наилучшее впечатление людей.


  • Если расстояние между буквами очень большое , тогда вы боитесь контактировать с другими людьми. Познакомиться с определенным человеком у вас вызывает сложности, однако после того как вы с ним сближаетесь, он кажется вам интересной личностью.
  • Незначительное расстояние между буквами говорит о том, что вы незамкнутый человек. Вы любите очень близко подпускать к себе людей и обожаете, когда с вами находится много собеседников.

Что говорит о характере человека нажим почерка?

Особенное внимание стоит уделить на то, какой нажим букв в почерке. Запомните, что именно нажим характеризует настоящие эмоции каждого человека.



  • Если вы сильно нажимаете, когда пишите, тогда ваши эмоции постоянны и стабильны в любом ощущении.
  • Если вы пишите и при этом не сильно нажимаете на ручку или карандаш, тогда вы тот человек, который может легко поддаваться влиянию людей. Вы, как правило, для себя выбираете сферу, в которой требуется проявление интеллекта. Вы человек восприимчивый к людям, и не обладаете глубокими чувствами. Они вам просто не знакомы.

Что о характере говорит острый почерк?

Если у вас острые буквы, значит вы агрессивный человек. Но в то же время вы очень наблюдательны, хитры и интеллектуально развиты. Но чего вот вам точно не хватает, так это хорошего отношения к людям, которые вас окружают. Вы отличаетесь настороженностью и недоверием к окружающим.

Вы также считаетесь достаточно образованным человеком, умным и проницательным. Запомните то, что людям, у которых буквы острые, совершенно не интересна точка зрения других людей.



Если вы относитесь именно к данной категории, вы наверняка ориентируетесь исключительно на свои собственные потребности. Вы не любите, когда вас учат и считаете, что вы всегда во всем правы.

Что о характере говорит размашистый почерк?

  • Размашистые почерки, как правило, принадлежат тем людям, в которых присутствуют небольшие нотки мужественности. Если у вас именно такой почерк, это означает, что вы гордый человек, любите стремиться к самоуправлению.
  • Кроме того, размашистость букв говорит о том, что вы мечтаете быть постоянно в главных ролях независимо от отрасли.

ВАЖНО: Размашистый почерк характерен романтическому человеку, который никогда не замечает недостатки других людей и постоянно смотрит на мир через очки розового цвета.



Одним словом, вы настоящий стратег, вы склонны к глобальному, обожаете системно мыслить и относитесь к предприимчивым личностям. Вы не можете сильно долго сердиться на людей и помнить обиды, а также относитесь к чудакам, у вас нежное сердце и ранимая душа.

Что о характере говорит крупный почерк?

Почерк с крупными буквами, как правило, бывает исключительно у общительных личностей, которые обладают завышенной самооценкой.

  • Вы считаетесь лидером и не отличаетесь от остальных людей особенной скромностью
  • Вы открытый, сердечный и уверенный человек
  • Вы достаточно умны , однако совершенно не имеете хитрости


  • Вы не лишены отзывчивости, щедрости и доброты. Главные черты вашего характера – беспечность и доброта. В некоторых ситуациях вы сильно доверчивы и не всегда разбираетесь в людях
  • Вы чувствительная, непрактичная и мягкая натура
  • Вы любите, чтобы на вас обращали люди внимание

Что о характере говорит мелкий почерк?

Мелкий, как бисер, почерк скажет о следующих чертах характера:

  • Вы расчетливы, наблюдательны
  • У вас, возможно, присутствует нарушение зрения
  • Вы обладаете аналитическим складом ума, педантичны
  • У вас достаточно высокое внимание, следовательно, вы обращаете внимание на все детали
  • Вы не любите шумихи и большие компании, так как испытываете при этом некую сложность, когда общаетесь с посторонними людьми
  • Вы не часто проявляете собственный характер, только в исключительных ситуациях

Очень часто люди с таким почерком застенчивые натуры. Как правило, мелкие буквы характерны личностям, которые ценят собственный внутренний мир. Поведение таких людей интересное и одновременно привычное: скромность и сдержанность их основные черты характера.



Также можно сказать о таких людях, что они мелочны, хладнокровны, сдержаны и скрытны. В то же время такие люди прекрасны, умны и интересны со время беседы. В экстремальных и сложных ситуациях эти личности становятся даже жестокими и авторитарными лидерами.

Что о характере говорит круглый почерк?

Теперь расскажем немного о тех людях, которые пишут круглыми буквами:

  • Чаще всего такой почерк встречается у добрых и веселых людей. Это касается вас? Тогда вы хитры и не любите интриг. Вы относитесь к окружающим вас людей практически, как мама, с добротой и особенным пониманием.
  • Круглый почерк говорит о том, что вы обожаете постоянно идти по жизни лишь с открытой душой.
  • Круглый почерк с прямыми и четкими линиями , расположенными вертикально либо немного наклоненными вправо говорят о том, что вы обстоятельный и сильный человек.


  • Вы не любите конфликты, постоянно во время споров уступаете. Вы легко знакомитесь с людьми, идете на контакт и без проблем общаетесь.
  • Округлый пузатый почерк относится к тем личностям, которые замечательно вписываются в любой рабочий коллектив. Вы даже в некоторой степени считаетесь «жилеткой» для тех, кто хочет поплакать.

Что о характере говорит печатный почерк?

Как правило, при заполнении каких-то бланков и документов люди пишут печатными буквами. Но есть такие личности, которые пишут таким почерком постоянно. Любая печатная буква смотрится аккуратно, в некоторых случаях идеально. Но о чем же говорит такой метод письма?

Итак, если вы предпочитаете писать печатным почерком, ваши буквы, как правило сопровождаются аккуратностью и эстетичностью. Скорее всего, вы пишите буквы с наклоном и раздельно. Многим людям может даже показаться, что вы пишите словно компьютерным шрифтом. Зачастую при помощи такого почерка заполняются документы и открытки.

  • Но если же в вашем почерке присутствуют только печатные буквы , это свидетельствует о том, что у вас в характере есть нотки продуктивности.
  • Конечно же, ваш психологический характер зависит от некоторых факторов, к примеру, как вы формируете собственный почерк, нажимаете во время письма, распределяете текст на бумаге и так далее.


  • В целом, у вас хорошо развит самоконтроль. Вы любите тщательно следить за собственным поведением как вы разговариваете и проявляете эмоции. Следовательно, вы считаетесь искренним человеком.
  • Вам иногда даже не хватает спонтанности, так как продумываете и рассчитываете каждый свой шаг.
  • Возможно, вас постоянно сопровождает «маска», при помощи которой вы хотите обратить внимание на себя. Вы зависимы от оценок других людей, вам не нравится, когда вас критикуют и болезненно воспринимаете это.

В некоторых ситуациях встречаются люди, у которых занижена собственная самооценка, с кучей комплексов, тревогой, потребностью в защите. Отметим, что у таких людей присутствует перфекционизм, то есть то, что мешает быть действительно счастливым человеком.

Что о характере говорит непонятный, неразборчивый, плохой почерк?

Непонятный, неразборчивый и плохой почерк, который напоминает каракули, говорит о многом. У вас именно такой почерк, значит вы:

  • Неуравновешенный, вспыльчивый человек
  • Как правило, любите придерживаться того или иного распорядка дня
  • Можете утром очень рано вставать, а ложиться поздно, к примеру, в 12 часов ночи
  • Тяжело себя загоняете в определенные рамки


  • На работе часто конфликтуете с другими работниками, ссоритесь и скандалите
  • Вы именно тот человек, с которым трудно наладить нормальные отношения
  • Есть правда в таком почерке большой плюс – вы считаетесь гением. Знайте, что у многих знаменитых гениев был именно такой почерк

Что о характере говорит разный, разнотипный почерк?

У многих людей такая черта свидетельствует о том, что у них присутствуют временные, незначительные перемены, которые были спровоцированы определенными факторами. Запомните, что изменчивость в почерке бывает разная . Рассмотрим то, какими именно чертами характера вы обладаете, имея такой почерк:

  • Вы очень часто себя чувствуете не комфортно в некоторых ситуациях. Иногда используете разнотипную манеру написания букв, которая вписывается автоматически во весь процесс. Возможно, у вас слишком высокая самооценка, а может вы наоборот, не уверены в себе. Вы человек скрытый, даже неблагонадежный.
  • Если у вас разный, разнотипный почерк получается спонтанно , значит вы открытая личность, свободная и никогда не испытываете потребности. Вы просто живете, не заморачиваетесь по пустякам. При сильной стрессовой ситуации ваш почерк меняется, однако такие отличительные особенности будут ничтожными. Будет сразу понятно, что данный почерк именно ваш.

Что о характере говорит красивый почерк?

Как правило, красивый почерк очень похож на причудливые рисунки. Если ваш почерк написан очень аккуратно, буква к букве, словно написал профессионал, с завитушками и точными линиями, тогда вы именно тот человек, для которого на первом месте стоит семья.

  • Вы идеальный семьянин.
  • Вы чувствительная натура, отличаетесь аккуратностью.
  • Вам свойственны сила воли и спокойствие.
  • При всех положительных качествах собственного характера, вы не считаетесь сильным человеком. В вас нет самостоятельности и целеустремленности.


  • Вы постоянно нуждаетесь в хорошей поддержке, в человеке, который сможет вас выслушать и понять в любой момент.
  • У вас спокойная и ровная жизнь, с вами никогда не случаются взлеты и падения.
  • На работе вас уважают другие сотрудники и любят, поскольку вы покорны и работоспособны.

Что о характере говорит почерк с завитушками?

Завитушки присутствуют во время письма во многих буквах. Рассмотрим самые распространенные варианты их использования.

  • Завитушки внизу букв небольшого размера. У вас присутствует независимое мышление. Вы любите искать что-то более простое для себя. Не любите лжи и фальши, цените других людей за то, чего они смогли достичь. Вы изобретательны в новых делах, можете приспособиться к ситуации, которая неожиданно поменялась.
  • Узкая завитушка внизу буквы. Данный признак говорит о том, что у вас острое мышление, вы стремитесь к духовным ценностям. Любите семью и домашний очаг, стараетесь держаться только круга своих знакомых и родных.


  • Широкая завитушка внизу буквы. Вы устремленная натура, вы направлены на то, чтобы удовлетворить собственные материальные потребности и эмоции. Также вы обожаете, когда вас замечают окружающие.
  • Непропорциональная завитушка внизу буквы. Никогда не привязываетесь к делу, не любите вообще этого.
  • Непропорциональная завитушка небольшого размера внизу и вверху буквы. Вы независимы, при любой возможности ограничиваетесь совсем немногим.

Что о характере говорит угловатый почерк?

Угловатый почерк свидетельствует о следующих чертах характера человека:

  • Если у вас угловатый почерк значит вы любите соревноваться, стремитесь к независимости и обладаете критичным умом.

ВАЖНО: Если в вашем почерке сочетаются угловатые и круглые буквы, значит вы умеете очаровывать окружающих вас людей, вы гостеприимная натура и имеете хороший вкус. Если во время письма вы еще сильно нажимаете на ручку, значит вам нравится находиться в подчинении и дома и на работе.

  • Вы обожаете независимость, всегда осуществляете собственные желания.
  • Один единственный минус характера человека с угловатым почерком – это эгоизм. Вы независимы, следовательно, не терпите, если вам кто-то указывает на то, что нужно делать.

Что о характере говорит слитный почерк?

Если вы решили определить собственный характер, обязательно обратите внимание на слитность букв:

  • Если вы пишите все буквы связано, значит вы прямолинейный человек. Вы преобладаете в логическом мышлении. Возможно, вы предприимчивы и можете без проблем критиковать людей.
  • У вас идеально развита интуиция.
  • Если вы пишите слитно все буквы и при этом любите их подчеркивать, тогда вы исполнительный человек.
  • Вы постоянно тщательно выполняете ту работу, которую вам поручают. В личной жизни вы являетесь счастливчиков, однако, если решаете разорвать отношения, то никогда не передумываете.
  • У вас хорошо развито мышление.
  • Если вы любите писать слитно и одновременно компактно, тогда вы именно та личность, которая не любит, когда в ее жизнь пытаются войти посторонние люди. Подобрать ключ к вашему сердцу очень трудно.

Что о характере говорит корявый почерк?

В настоящее время изысканный и красивый почерк – это редкость. А вот корявый почерк встречается достаточно часто. Вы относитесь к этой группе людей? Тогда изучите собственный характер.

  • Если у вас неорганизованный, корявый и очень мелкий почерк – вы нерешительная и робкая натура. Вы тут же отступаете, если перед вами возникают определенные сложности.
  • Если у вас сильно неопрятный почерк, который тяжело разобрать, тогда вы нерешительны, неуравновешенны, при этом вы аккуратны и можете хорошо логически мыслить.


  • Вы очень талантливый человек, обладаете некоторыми способностями.
  • Ваш почерк сложно прочитать? Тогда вы любите что-то скрывать от людей.
  • Вас также не волнует собственная речь и то, как вы себя ведете в кругу друзей и знакомых.

Что о характере говорит кривой почерк?

Кривой почерк с основном присутствует у мыслителей, у которых ярко выражена эмоциональная нагрузка. Если вы пишите кривыми буквами, значит вы эмоционально неустойчивы, неаккуратны.



Вы обладаете низкой самооценкой, и по каким-то причинам часто бываете неуравновешенны. Не редко подобный почерк вызывает ассоциации с творчеством, а может и быть признаком огромной эксцентричности. Многие люди утверждают, что такой почерк присущ очень умным людям.

Что о характере говорит некрасивый почерк?

Некрасивый почерк встречается, как правило у мужчин. Но это не всегда так.

  • У вас некрасивый почерк? Тогда вы щедрый человек, но при этом недальновидный. Вы постоянно куда-то спешите, зачастую совершаете ошибки либо попадаете в нелепые, сложные ситуации.
  • Вы отличный друг и товарищ. Вы любите смех, веселье. Приходите на помощь тем, кто у вас попросить помощи.
  • Вы активный человек, любознательны, обладаете веселым характером.
  • Некрасивый почерк также говорит о том, что вы энергичны, беззаботны и одновременно нервозны.
  • Вы предпочитаете самостоятельность.

Что о характере говорит неаккуратный почерк?

Неаккуратный почерк, почти, как предыдущий вариант. В основном неаккуратно пишут те люди, которые пишут быстро. Если вы также пишите быстро и неаккуратно, тогда стоит еще выделить следующие черты характера:

  • Вы безмятежный человек, стараетесь руководствоваться только реальными событиями.
  • Вы любите случайную удачу, работаете исключительно по вдохновению.
  • Вам присуще эмоциональное предчувствие, а также вы скептически смотрите на будущее.
  • Вы резкий, а иногда даже очень вспыльчивый человек.

Что о характере говорит прямой без наклона почерк?

Вертикальный почерк в какой-то степени выглядит даже неестественно. Вы пишите совершенно без наклона? Тогда узнайте немного о собственном норове.

  • Вы рациональны и эмоциональны. Вы спокойно анализируете каждую сложившуюся ситуацию и взвешиваете все, перед тем как принимаете решение
  • Вы задумчивый человек, держите полностью над собой контроль, сдержаны
  • Вы самовлюбленная личность, вас совершенно не интересуют мнения людей


  • В вашем характере присутствует равновесие между вашим сердцем и вашим разумом
  • Также прямой почерк говорит о том, что вы трезво смотрите на все вещи, одним словом, вы реалист

Что о характере говорит почерк с наклоном влево?

Большая часть людей при письме пишет с наклоном вправо, но есть и такие, которые пишут наоборот – влево. Если это о вас, тогда у вас следующий тип характера:

  • Вы внешне скрываетесь за «маской» неприступности. Вы холодны в плане эмоциональном.
  • Если у вас небольшой наклон в левую сторону, тогда вы мужественная натура. Во время принятия важных вопросов руководствуетесь только собственным разумом.
  • Ваши буквы наклонены сильно в левую сторону, тогда вы обидчивый человека, злопамятный, постоянно недовольны собой и людьми. Вы меланхолик, у вас очень часто бывает плохое настроение.
  • Вы горды, у вас почти отсутствует склонность к искусству.

Определение характера по почерку: тест

Предлагаем вам пройти небольшой тест и определить то, какой именно у вас почерк.

  • Быстро напишите предложение, состоящее из 8 слов
  • Напишите повторно такое же предложение, но очень медленно
  • Нарисуйте небольшое животное
  • Не раздумывая изобразите на листе бумаги геометрическую фигурку
  • Нарисуйте дорогу, чтобы на ней была стрелка направления


Для начала сравните первый и второй текст. Если они очень похожи, тогда вы легко реагируете на перемену обстоятельств. Если же они разные, тогда у вас часто меняется настроение.

  • Круглые буквы говорят на то, что вы легко идете на компромисс. Угловатые буквы – говорят о том, что вы грубы и обладаете силой характера.
  • На изображении животного обратите особенное внимание на детали: бантики, усы. Они, как правило, говорят об инфантильности.
  • Если в геометрической фигуре есть углы , тогда вы не удовлетворены собственной реализацией желаний. Округлые фигурки характерны развитой силе воли и умению доводить дело до конца.

Видео: Определение характера человека по почерку

По мнению графологов, размер почерка свидетельствует об общительности человека. К примеру, обладатель крупного почерка без труда находит общий язык с различными людьми. У него, как правило, много друзей. Обладатели мелкого почерка чаще всего замкнутые и скрытые люди. Угловатые буквы присущи эгоистичным натурам, а закругленные – добрым и отзывчивым людям.

Сильный нажим букв является признаком усидчивости и силы воли. Бледные, еле заметные буквы характерны для слабовольного человека.
Каллиграфический почерк присущ обязательным, аккуратным, но несамостоятельным людям. Правильный почерк – признак спокойствия и уравновешенности. Размашистым почерком обычно обладают активные, любознательные натуры, с веселым нравом.

Неразборчивый почерк характерен для энергичной, беззаботной, но достаточно вспыльчивой персоны. Слитный почерк (все буквы в словах связаны между собой) – признак развитого логического мышления. Если не все буквы в слове связаны друг с другом, возможно, перед вами человек с хорошей интуицией.

Особенности полей и строк

Поля свидетельствуют об отношении человека к материальным ценностям. Узкие поля - признак бережливости, широкие – признак щедрости. Если происходит расширение края полей к низу, значит, человек может быть расточительным. А сужающийся левый край выдает жадного и скупого человека.

Что касается строк, у оптимистов они обычно поднимаются слева направо, а у пессимистов - опускаются. Прямые строки чаще всего присущи спокойным и рассудительным людям, обладающим объективным взглядом на мир. Волнообразные, неровные строки говорят о хитрости и бессовестности их обладателя.

Особенности подписи

Большое значение имеет подпись. Иногда по ней можно определить даже потаенные мотивы личности.
Стандартная, достаточно простая подпись говорит об уверенности в себе, смелости. Витиеватая присуща хитрым и наблюдательным людям. Зачеркнутая подпись свидетельствует об энергичности и импульсивности, а подчеркнутая – признак предприимчивости.

Робкие, замкнутые в себе люди обычно обводят подпись (или хотя бы несколько ее букв) в кружок. Зигзагообразный росчерк выдает неуравновешенную персону, росчерк в виде черты – эмоциональную. Отсутствие росчерка характеризует умного и расчетливого человека.

Также следует иметь в виду, что почерк в различных ситуациях может меняться. Очень много зависит от настроения пишущего.

Связанная статья

Совет 2: Характер человека: как определить его по почерку

Шерлок Холмс поражал своих современников умением описывать личность человека по его почерку. Но едва ли Артур Конан Дойль мог предположить, что модное увлечение детектива не только переживет свое время, но и в XXI веке останется одним из надежнейших инструментов криминалистов.

Теперь очередь за самим текстом. Каллиграфический почерк бывает у аккуратных, обязательных, но при этом имеющих затаенные комплексы. Почерк широкий, размашистый личностям активным, любознательным, веселым. Неразборчивость почерка может означать энергичность, легкий характер, переходящие в излишнюю беззаботность и поверхностность. Так же неразборчивость почерка сигнализирует о крайней нервозности объекта исследования, стрессовом состоянии психики. Прямой почерк без наклона отражает предусмотрительность и сдержанность, наклон вправо - целеустремленность и эмоциональность. Почерк совсем завалился вправо - человек подсознательно просит о помощи и поддержке. Очень сильный наклон букв влево - в преобладает желание противодействовать, идти наперекор всему. Наклон букв в разные стороны сообщает нам о неуверенности, внутреннем разладе между чувствами и разумом.

Все связаны между собой - у человека хорошее логическое мышление и критический подход, раздельное написание свойственно натурам артистическим, склонным к фантазиям и творчеству.

Размер букв определяет в первую очередь способности человека к коммуникации, чем мельче почерк, тем больше человек замкнут, молчалив, наблюдателен. Человек округляет буквы - он добр, миролюбив, не умеет отказывать, достаточно слабоволен. Заостренные, угловатые буквы характерны для эгоистов, сильных и целеустремленных людей. Сильный нажим присущ людям целеустремленным, настойчивым, трудолюбивым, легкий отмечает почерк романтика, увлекающейся натуры.

Чтобы корректно определить характер по почерку, следует помнить, что подделать сознательно его невозможно, но он может меняться под воздействием стресса, болезни, возраста.

Видео по теме

Источники:

  • как определить человека по почерку в 2019

Существует взаимосвязь между тем, как человек пишет, и его личностью. Ведь почерк – это такая же индивидуальная особенность, как отпечатки пальцев, например. И зная пару несложных методов, можно раскрыть характер человека, написавшего послание.

Изучением особенностей связи почерка и индивидуальности занимается графология. С ее помощью можно описать предпочтения человека и индивидуальные особенности.

Во время анализа необходимо учитывать следующие факторы:

  1. наклон букв;
  2. их размер;
  3. плотность и направление текста;
  4. положение на бумаге.

Неразборчивый почерк врача продиктован клятвой - хранить врачебную тайну.
Евгений Кащеев

Наклон букв

  • Небольшой наклон при написании свидетельствует, что человек - ярко выраженный индивидуалист. Собственная выгода для него приоритетнее общественной.
  • Несильный уклон в правую сторону - автор очень уравновешен и стабилен. Такие люди всегда с удовольствием общаются и заводят новые знакомства, но при этом подвержены частым скачкам в настроении.
  • Четкий наклон литер свойственен независимым и самодостаточным людям. Человек с таким почерком целеустремлен, напорист, а также ревнив и вспыльчив.

Плотность написания текста

  • Написание букв с зазорами – это признак того, что человек независим, имеет хорошую фантазию и развитую интуицию.
  • Если буквы написаны тесно друг к другу и написание их не прерывается – человек имеет очень развитое логическое мышление.
  • Если написание промежуточное (через какой – то промежуток слитного написания слово прерывается зазором между литерами), то можно говорить о том, что человек является реалистом и достаточно уравновешенной личностью.

Размеры букв

Написание больших букв говорит о том, что человек – творческая натура. Почерк таких людей не отличается особой аккуратностью. А его владельцам, в свою очередь, можно приписать такие черты, как излишняя драматизация, рассеянность. Наличие крупных заглавных литер говорит о желании автора власти и славы.

Люди с мелким почерком обычно довольно консервативны и сдержаны. По натуре они очень скрытные, упрямые.

Форма букв

  • Плавное и округлое написание можно наблюдать у отзывчивого, доброго и неконфликтного человека.
  • Угловатое написание текста характерно эгоцентрикам. Такие люди довольно независимы.

Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.
Коко Шанель

Направление строки

  • Если при написании строка «ползет» вверх – человек оптимистичен. Он довольно уверен в себе.
  • Прямая строчка – человек уравновешенный, спокойный и рассудительный.
  • Если же строка направлена вниз – человек довольно экспрессивен, у него часто меняется настроение и он довольно слабохарактерный.

Подпись человека

При рассмотрении росписи необходимо учитывать следующие аспекты:

  • если присутствует четкое написание литер – человек открыт, общителен.
  • есть заглавная литера – требовательный к окружающим, независимый человек.
  • направление подписи вверх в конце – человек очень жизнерадостный. У пессимиста она направлена вниз. Если же роспись находится на одном уровне, то человек находится в гармонии с собой.
  • краткая и содержательная подпись – личность очень активная, быстро реагирует на ситуацию, но при этом часто нетерпеливая. Длинная подпись - человек усидчивый, терпеливый и медлительный.
  • небрежность в написании указывает на сосредоточенность человека на своем внутреннем мире и его низких возможностях как организатора. Четкая подпись говорит об эмоциональной сдержанности человека;
  • наличие разрывов в написании и использование печатных литер – человек очень непредсказуемый.
  • небольшая роспись с росчерком – человек педантичен. Размашистая подпись – человек – логик. Наличие большой петли в начале подписи говорит о недовольстве человека своей работой.
  • нечеткие буквы говорят о том, что человек склонен к преувеличению событий.
  • подчеркивание росписи снизу свидетельствует о том, что человек обозначает свою значимость. Обычно так делаю люди, уже заслужившее общественное признание.
  • точка в конце - человек очень дисциплинирован, способен стратегически мыслить и завершить порученное дело.

Можно ли составить общее представление о человеке, даже не видя его? Оказывается можно – по почерку .

И такую возможность предоставляет Графология , изучающая зависимость между почерком и личностью.

Графология (от др. -греч. «пишу» и «учение») - учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. (Википедия ).

На эту связь начали обращать внимание еще в древности. Известно изречение императора Нерона : «Я боюсь этого человека, его почерк показывает, что у него предательская натура» .

У Конфуция : «Почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен» .

Почерк может рассказать специалисту-графологу о личности порой больше, чем сам он способен поведать о себе. Это происходит оттого, что почерк формируется не столько сознанием, сколько подсознательными процессами мозга.

Письмо — сложный психомоторный навык, и если его довели до совершенства в школе, он откладывается в мозге и не утрачивается.

Каким же образом почерк может рассказать о человеке?

Приглашаю читателей в небольшое исследование этой темы.

Как всегда подойдем к вопросу системно, начнем с истории и закончим книжным обозрением.

История графологии

О связи почерка с личностными качествами человека догадывались еще в эпоху античности. Аристотель писал: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих» .

Светоний Гай Транквилл (около 70-140 гг. н. э.), биограф римских императоров писал, что император Август, не начинал новой строчки стиха, если стих не помещался на одной строчке, а дописывал его под последним словом стиха.
Современный графолог определил бы это как свойство человека бережливого, имеющего строго дедуктивный, практичный ум.

После распада Римской империи интерес к графологии пропал, но он вновь возродился в средние века, когда письменность стала достоянием более широких слоев общества.

Однако до начала XVII в. не существовало самостоятельных сочинений, посвященных этому вопросу.

Первый известный истории трактат по исследованию почерка принадлежит итальянскому врачу, профессору Болонского университета Камилло Бальдо (Camillo Baldo), жившего в Болонье и издавшего в 1622 г. свой труд «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего ».

Это был первый фундаментальный труд по графологии. Эпиграфом к своему сочинению Бальдо взял пословицу «по когтям узнают льва ».

Камилло Бальбо (1550 – 1637 гг)

Впервые слово "графология « появилось в 1871 г. в книге „Систeмa графологии“ , французского аббата Жана Ипполита Мишона. Его и принято считать отцом современной графологии.

Аббат Мишон, систематизировал особенности почерка и попытался установить соответствия между ними и личностными качествами.

Жан Ипполит Мишон (1806—1881 гг)

В 1879 г. аббат начал издавать журнал «Графология », он был одним из основателей Парижского графологического общества. О Мишоне известно также, что в течении тридцати пяти лет он изучал автографы выдающихся французов и умел распознавать по почерку 350 чувств и способностей.

Простота метода Мишона сделала его популярным. Он изучал и сравнивал отдельные элементы письма: штрихи, буквы, слова, строки и пр. Его метод предполагал, что наличие одного графологического признака означает одну определенную черту характера, а его отсутствие — противоположную черту. В настоящее время это представляется правильным лишь отчасти.

Последователи Мишона, в том числе и его ученик, Жюль Крепье-Жамен не согласились с этим принципом, а также с практикой приписывания жестких интерпретаций к отдельным признакам почерка. Крепье-Жамен каждому элементу в почерке приписывал диапазон возможных значений.

Он утверждал, что значение и интерпретация может измениться в зависимости от других особенностей письма. Современная графология принимает именно эту теорию.

Несмотря на мистический налет, многие выдающиеся умы того времени обращались к теме определения характера по почерку. Такие имена, как Лейбниц, Шекспир, Гете, Лафатер, Жорж Санд, Александр Дюма-сын, Вальтер Скотт, Эдгар По.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий философ, математик, а также Иоганн Вольфганг Гете (1749 г- 1832 г) — великий поэт и естествоиспытатель, признавали, что индивидуальность человека отражается в его письме.

Жорж Санд , в свою очередь, считала: „Возможно, что я во всем ошибаюсь, так как я не обладаю системой; но я получаю много писем, и инстинкт наблюдателя позволяет мне, на основании общего впечатления, судить по почерку о писавшем“ .

Гете писал: «нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях ».

Ч. Ломброзо изложил свои взгляды на почерк и личность в книге «Графология», вышедшей в 1899 г.

Чезаре Ломброзо (1835 -1909 гг) - итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике.

«Как идиот не может избавиться от подпрыгивающей походки, а паралитик от шаркающей, так и обычный «средний» человек не может не проявить свои особенности в движениях руки при письме ».

Почерку «преступного человека», по учению Ломброзо, свойственны особые графологические признаки, которые делятся на две группы. Одни признаки якобы характеризуют почерки убийц, разбойников и грабителей, другие – воров.

Но учение Ломброзо о почерке «преступного человека», как и вся его теория, оказалось научно несостоятельным.
****
В дальнейшем графология стала распространяться по всей Европе.

Вильгельм Прейер , профессор физиологии из Йены, предположил, что письмом руководит мозг, а не пальцы, и на самом деле пишет мозг, а не рука.

Вклад в теоретическую базу графологии внесли немецкие графологи Ганс Бюссе и Людвиг Клагес .

Наиболее выдающаяся фигура в швейцарской графологической школе – доктор Макс Пулвер , психолог Цюрихского Университета, который в 1934 году обнаружил три зоны в почерке.

В Англии Роберт Соудек, Ханс Яакоби и Ганс Айзенк провели исследования, подтвердившие валидность анализа почерка.

Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и Альфред Адлер признавали важность графоанализа. Фрейдом и Юнгом графология принималась, как путь проникновения в бессознательное человека, и потому вызывала их интерес.

Также графологией занимался Альфред Адлер , он однозначно признавал важность графологии и сам практиковал анализ почерка.

В 40-50-х годах XX века появляются понятия графометрики и психологии почерка (Scriftpsychologie). Графометрики начинают измерять характеристики почерка и использовать статистические методы, чтобы доказать истинность выводов о связи особенностей почерка с психологическими качествами.

На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования.

Графология в мире сегодня

Во многих странах графология принята академическим сообществом и государством, изучается в рамках высшего образования.

В настоящее время в Европе графология входит в обязательную программу обучения во многих странах. Университеты в Гейдельберге, Киле, Мюнхене, школы в Голландии, Швейцарии, Италии и Франции, имеют официальное разрешение для работы в этой сфере. Новейшие курсы читаются в Сорбонне (Франция).

В Италии, Венгрии профессии – «графолог» можно обучиться в вузе, как любой другой специальности.

В Голландии имеются две профессорские кафедры (в университетах Лейдена и Утрехта) и два графологических общества (в Амстердаме и Гааге).

В США создан Институт почерка (Нью-Йорк), а также Американское графологическое общество. В США курс графологии читается в Нью-йорском университете, в Социальной школе исследований. В некоторых университетах графологию изучают после завершения курса психологии; в других - ее читают как часть медицинского курса.

Многие фирмы пользуются услугами экспертов-графологов, составляющих характеристики на специалистов, принимаемых на работу.

По подсчетам американских графологов более 500 фирм США используют анализ почерка для определения профессиональных свойств человека, вновь принятого на работу или продвигаемого по службе.

Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях.

****
О статусе графологии в других европейских странах говорят следующие факты:

Британская академия графологии (BAOG) была создана в 1985 году.
Британский Институт графологии (BIG) был основан в 1983 году.
В 1986 году – создано Венгерское Общество Изучения Почерка, в 1991 – Институт Графологии в Будапеште под руководством Тамаша Агарди.

Также можно назвать:
Американское общество профессиональных графологов (ASPG).
Объединение немецких графологов.
Французское объединение графологов-консультантов.
Швейцарская ассоциация графологов.
Итальянская графологическая ассоциация.
Итальянская ассоциация графологов.
Испанская графологическая ассоциация.
Израильская ассоциация графологии.

Графология получила развитие во многих странах и особенно во Франции, Германии, Голландии, Израиле и США.

Графология в России

До революции 1917 года в России сложилась своя графологическая школа, имеющая два направления: криминалистическое и, собственно графологическое.

Графологическое направление было представлено Н.Д.Ахшарумовым, Ф.Ф.Тишковым, В.В.Маяцким и М.И.Попялковским. Теоретическое обоснование графологии представлено И.Ф.Моргенштерном.

Графология впервые была представлена широкой публике книгой Ильи Федоровича Моргенштерна „Психографология“ в 1903 г.

В 1915 г. выходит брошюра В. Маяцкого «Графология».

С 20-х годов XX столетия в этом направлении работал графолог-эксперт Д.М.Зуев-Инсаров, написавший множество статей по графологии и монографии: „Строение почерка и характер“, „Почерк и личность“.

Криминалистическое направление основали судебные почерковеды Е.Ф.Буринский, С.М.Потапов и психофизиолог-графолог М.И.Попялковский.

В 1903 г издается книга Е.Ф. Буринского «Судебная экспертиза документов, производство её и пользование ею ». Он впервые подробно описал особенности почерка, как способа идентификации личности по рукописи. Таком образом, Буринский был основоположником нынешней графометрии. Он положил начало судебному почерковедению, как области знаний, изучающая методы для идентификации личности в целях раскрытия преступлений или установления личности по гражданским делам.


Евгений Фёдорович Буринский (1849—1912 гг) - выдающийся русский ученый-криминалист, один из основоположников криминалистики, основатель судебной фотографии, технического исследования документов и судебного почерковедения в России.

Практически не развиваясь после революции, в СССР в 1940 году графология была официально объявлена буржуазной лженаукой .

В Большой Советской Энциклопедии (1952 г ) сказано: «Графология (от греч. графо – пишу и логос – слово, учение)–лженаучная теория, согласно которой по почерку человека якобы можно судить о его характере и даже о внешности... Такие заключения не научны ».
Но в энциклопедии, изданной позднее (1972 г) говорится: «Графология (от графо... и...логика) — учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются для исследования индивидуальных особенностей человека в психологии, а также в медицине и криминалистике» . О лженаучности теории графологии уже ничего не сказано.

Положение графологии и специальной литературы не сильно изменилось и после распада СССР.

В России сильная именно почерковедческая Школа , хотя ведущие российские криминалисты-почерковеды писали, что и в графологии есть рациональное зерно. Но дальше этого дело в развитии графологии как-то не пошло.

Появившаяся доступность иностранных источников информации повысила интерес и популярность графологии, возросло количество русскоязычных книг.

Все это в целом отражает очень неоднородное состояние русскоязычной графологии.

****
В России и СНГ профессиональным графоанализом и обучением ему занимается международная Школа Графоанализа. Это Школа Графоанализа Инессы Гольдберг, она является наиболее авторитетной графологической организацией в русскоязычном пространстве (www.grafologia.co.il)

Добавим также Московскую Школу Графологии. Основатель и руководитель Школы Т. В. Ефремова (http://www.moscow-graphology.ru/).
Курсы по графологии по авторской методике, которые ведет Светлана Сибирская (http://grafol.ru/swet/kursi.html).

Хотя конечно не исключаю, что я что-то пропустил в моем исследовании и буду рад, если меня поправят мои читатели.

Графология и почерковедение

Графология и почерковедение - это не синонимы.

Почерковедение - это практический раздел криминалистики, а графология – это учение о связи почерка и характера.

Почерковедческая экспертиза проводится экспертами-криминалистами и может определить, например, принадлежат ли два автографа одному человеку, но ни в коем случае она не определяет характер писавшего.

Почерковедческая экспертиза обладает разработанной методологией, отвечающей научным критериям, и преследует четко определяемые цели, например, поможет выяснить является ли почерк или подпись подлинными или поддельными.

Научность графологии

Графология не является точной наукой в математическом смысле слова.

Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д, — качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста , чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов.

Сподвижник Чезаре Ломброзо, итальянский профессор судебной медицины Сальваторе Оттоленги писал в начале 20-х годов: «Графология пока еще не наука, хотя и нет никакого сомнения в ее научном основании...».

В своей книге „По следам преступления“ профессора криминалистики Геза Катона и Имре Кертес пишут: «Возможно, что в будущем удастся выяснить отдельные вопросы, например обнаружить определенные признаки темперамента по почерку, но сегодня тот, кто утверждает, что может установить по почерку характер, обычно является либо обманщиком, либо искренне заблуждающимся человеком » .

Отечественный криминалист О.М. Глотов характеризуя современную графологию, процветающую на Западе замечает, что она «чаще всего граничит с шарлатанством, так сказать, в его чистом виде ». (Глотов О. М. О криминалистике//От преступления к наказанию/Под ред. Н. С. Алексеева. Л., 1973. с. 182).

Мнения криминалистов понятны, графология — не научная дисциплина.

Хотя исследования показывают что анализ почерка позволяет характеризовать некоторые психологические особенности личности. А Верховный суд США в 1978 году признал законным использование графологии при приеме на работу.

И все же необходимо признать, что предположения о возможности диагностики по почерку свойств личности не получило к настоящему времени убедительного научного подтверждения.

Возможно Графология находится в стадии развития и через какое-то время будут найдены необходимые аргументы, удовлетворяющие академические инстанции для признания ее наукой. Пока же Графология по мнение графологов — это сочетание науки и искусства.

От общего к частному

Любой графологический анализ следует начать с оценки общего вида почерка. По Зуеву-Инсарову общий вид включает: гармоничность, геометричность и графологичность письма. Эти три категории присутствуют во всех графологических школах мира и по сей день.

1. Степень гармоничности.
Обратите внимание на общее впечатление от почерка: создается ли у вас ощущение единого целого?

Гармоничность почерка — это степень гармонии между отдельными буквами, составляющими слова.

Чем выше степень гармоничности письма тем выше степень одаренности личности.

2. Степень геометричности.

Степень геометрической выдержанности письма определяется: ровностью линий строк и полей, равномерностью интервалов между словами и строками, равномерностью нажима.

Высокая степень гармоничности говорит о том, что человек обладает большим запасом внутренней энергии, развитыми волевыми усилиями, позволяющими ему всегда сохранять внутреннее равновесие, тормозить нежелательные эмоции, действовать обдуманно.

3. Степень графологичности письма.

Степень графологичности письма определяется степенью отклонения от каллиграфического образца.

1. Нажим при письме.

Сильный нажим характеризует людей энергичных и готовых к преодолению препятствий на пути к желаемому.

Слабый нажим свидетельствует о чувствительной натуре, склонной к идеализации, к влиянию чужого мнения.

Неравномерный нажим — показатель неуравновешенности, впечатлительности, импульсивности.

Если же нажим при письме слабый, и к тому же еще неравномерный, то автор такого почерка скорее всего неуверенный в себе, склонный к постоянным сомнениям.

2. Выдержанность строки.

„Прямая“ строка говорит об уравновешенности и сдержанности писавшего, умении доводить дело до конца.

„Волнистые“ строки указывают на то, что человек обладает гибкостью мышления и дипломатичностью, позволяющей обходить трудности, хотя ему может не доставать целеустремленности.

Строки, поднимающиеся к концу принадлежат людям энергичным, уверенным в себе, инициативным и стремящимся к успеху.

Если же строки, наоборот, падают к концу, то и автор почерка скорее всего обладает нехваткой энергичности для доведения дела до конца.

3. Наклон почерка.

Слишком наклонный почерк — от его владельца вполне можно ожидать проявления крайних черт и выставления своих чувств и предпочтений напоказ, а также восторженность в восприятии всего нового.

Почерк наколенный влево часто указывает на несовпадение личных склонностей человека с внешними условиями воспитания и жизни.

Если же почерк вертикальный, не имеющий наклона, то это говорит о равновесии между умом и чувствами и одновременно сдержанности человека.

4. Размер букв.

Крупный почерк часто указывает на чувственность влечений, энергичность в общении и непрактичность в жизни, а также на отсутствие объективной самооценки.

Мелкий почерк более характерен для людей сдержанных, наблюдательных и при этом весьма закрытых, не склонных говорить о себе.

Сжатый почерк характеризует своего владельца как очень бережливого, экономного и сдержанного.

5. Расстояние между словами и строками.

Если в почерке почти нет пробелов и создается впечатление, что слова наползают друг на друга, то можно говорить о бережливости человека, порой переходящей в скупость.

Если же в тексте полно пустых мест как между словами, так и между строками, то это свидетельство щедрости, иногда граничащей с расточительностью.

6. Подпись.

Подпись без росчерка — свидетельство вкуса и сдержанности.

Если подпись дополнена прямым росчерком, то это указывает на энергичность человека, его решительность и смелость.

Волнистый росчерк свидетельствует о дипломатичности и умении обходить „острые углы“.

Подчеркивание росписи — признак развитого чувства собственного достоинства.

Подпись, поднимающаяся вверх, указывает на честолюбие.

В случае, если подпись завершается точкой, речь идет о человеке, склонном к самоанализу и умеющем доводить дело до конца.

Если подпись выполнена очень крупными буквами, это говорит о том, что ее владелец обеспокоен своим имиджем и, вероятно, пытается создать у окружающих обманчивое впечатление о себе.

Вот примерно так кратко некоторые моменты. Конечно только по ним нельзя судить о человеке, должен быть комплексный анализ почерка. Для желающих расширить свои познания существует литература, которую мы рассмотрим чуть ниже.

Каллиграфичность почерка

Считается, что излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка (если это не поздравление на на открытке) – отражает проявление усиленного Супер-Эго в ущерб индивидуальности и самобытности человека.

Т.е. следование стандарту в сочетании с украшенностью и стилизованностью отражает шаблонное, стереотипное восприятие и мышление.

Именно поэтому учителя не должны требовать от учеников, особенно начальных классов излишней внешней красивости почерка. Намного важнее научить ребенка гармонично распределять нажим в почерке.

Для сведения: Почерк как индикатор характера и индивидуальности отметил в XI веке китайский философ и художник Го Жо Су в своей книге «Записки о живописи».


Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал». Издательство: «Наука». 1978 г

Национальные особенности почерка

Небольшая выдержка из книги И.В. Белова «Секреты почерка. 20 типов личности 20 типов почерка».

«Нетрудно увидеть различия в написании букв, которые используют люди различных стран. Эти черты почерка отражают лишь наиболее типичные проявления национальных особенностей.

Испанцы обычно пишут заглавные буквы вычурно и с завитушками, что говорит об их гордой и романтической натуре.
Французы пишут гораздо мельче, и их почерки отражают более логичный подход к жизни.
Итальянское письмо с его простыми маленькими буквами и грациозными большими буквами свидетельствует о чувстве ритма и изяществе.
Русская эмоциональная, общительная природа отражается в размашистом, крупном почерке.

Немецкий почерк более угловат и тщателен, чем у других народов.

У англичан почерк сдержан, прост, без росчерков и завитушек.
Американский почерк - свободный и размашистый» .

Ум и почерк

Умный человек – это прежде всего высокий уровень индивидуальности, самостоятельное мышление.

Так как же проявляются эти признаки в почерке?

Самое главное – это не банальный почерк. Не обязательно оригинальный, но обязательно несущий свои индивидуальные черты.

Излишнее преувеличение через различные украшения почерка – это не проявление ума, а лишь желание произвести впечатление, т.е. казаться, а не быть.

«Умная» форма почерка – продуктивная, экономит усилия руки, сокращает время написания букв.

Чем выше развитие человека, тем больше сторон души раскрывает его почерк.

Оказывается, так много скрытого смысла в обычном почерке. Даже поэтому стоит более внимательно отнестись к Графологии.

Темперамент и почерк

Каждому темпераменту помимо присущим им жестам и движениям, есть и присущие особенности почерка.

Люди изысканные, элегантные по своей натуре, - это сказывается и на почерке — изысканном, изящном с красиво округленными буквами, ровными и аккуратно расположенными строчками.

У прямых, открытых натур почерк лишен выкрутасов, слова выписаны отрывистыми расходящимися линиями.

В письме жестоких, решительных людей буквы обычно бывают резкие, у мягких и у добродушных — округленные.

Грубые и вульгарные люди пишут витиевато, украшая нелепыми завитушками заглавные буквы.

Вот например как определяет предварительные условия для анализа почерка Инесса Гольдберг в своей книге «Язык почерка, или Проблемы на бумаге».

«Максимальная информативность и достоверность зависит не только от профессионализма графолога, но и от качества, а также количества исследуемого материала» .

«Правила подготовки качественного материала для анализа почерка.

1. Письменные принадлежности, стол.
Для образца пригоден только чистый белый лист (без клеток и полос) формата А4, под который следует подложить несколько листов бумаги (слишком твердая или мягкая по верхность искажает почерк). Поверхность письменного стола — без трещин и неровностей.
Писать только шариковой ручкой (лучше синей), не протекающей и хорошо работающей.

2. Состояние, поза.
Поза — удобная, сидя за столом; настроение — относительно спокойное.

3. Что и как писать .
Текст: объем — произвольный; содержание — произвольное, оно не имеет значения. По дойдет любая свободная тема, которая придет в голову: предложите написать о себе, об отпуске, о детях и т. д. Самое главное требование — писать в привычном темпе, спонтанно, не списы вая, не под диктовку, и не стихи в столбик. Затем — расписаться.

4. Язык.
Писать на родном языке, для двуязычных — на обоих языках. Языки могут быть любыми (кроме иероглифов).

Зачем все это нужно – лучше узнать из самой книги И Гольдберг.

Итак, общее представление о предмете Графология мы получили. Чтобы углубить наши знания обратимся к книжным источникам.

Но будем помнить, что опыт приходит с практикой. Безусловно самообучение заслуживает уважения, но время от времени возникают вопросы, требующие объяснения, которые сложно найти в книгах. Здесь важно, чтобы эти объяснения давал опытный профессионал.

Обзор книг по теме «Графология»


Зуев-Инсаров Д.М. «Почерк и личность» . Издательство: «ЛТД», «Перлит продакшн». 1992 г.

Д.М. Зуев-Инсаров - крупнейший русский графолог, председатель Русского научного графологического общества.

В переизданной впервые с 1929 г. книге в простой и доступной форме излагаются принципы оценки по почерку черт характера человека.

В книге приводятся различные образцы почерков, даётся их подробная характеристика. Также приведены характерологические расшифровки почерков известных людей, например, Сергея Есенина, Льва Толстого, Максима Горького, Александра Пушкина и других.

Приведена библиография, выпущенных на тот момент книг в различных странах.

Можно начать с этой книги, по крайней мере, она написана практиком.

Одна из самых известных книг, выпущенная в Санкт-Петербурге в 1903 г и переизданная в 1994 году — И. Ф. Моргенштерн. «Психографология. Наука об определении характера и наклонностей людей по его почерку».


Два издания:
1. И. Моргенштерн. «Психографология». Питер. 1994 г
2. И. Ф. Моргенштерн. «Психографология. Наука об определении характера и наклонностей людей по его почерку». Типография «Наука». 2006 г

В книге знаменитого психографолога И. Моргенштерна рассказывается об истории графологии, приводится психографологическое описание нескольких сотен почерков.

Приведу несколько интересных выдержек из книги:
Ум
«Буквы прямые, слитные, без украшений; одинаковое расстояние между словами; большей частью отсутствие крупных букв, попадаются неразборчивые; буквы круглые. Обыкновенно с, в, г выходят не совсем законченные ».

Глупость
«Вытянутые, редко поставленные буквы с оригинально украшенными крючками. Неравные расстояния между словами, иногда нажимы в заглавных буквах – когда стараются выводить их архитектурно, придать им закругленную форму и сделать их тонкими и изящными; следует обратить внимание на неравные нажимы".

Высокий рост
«Буквы в конце строки оканчиваются ровным штрихом, почерк нетвердый, но местами нажимы. Буквы не запутанные и идут ровными рядами; большею частью слова на другую строчку не переносятся» .

Низкий рост
«Буквы с украшенными размашистыми штрихами, сильно вытянутыми, будто бы им желали дать рост; конец слова или не дописывают, или переносят на другую строку, оставляя свободное место» .

Брюнеты
«Поднимающиеся строки; кроме того, буквы очень старательно выведены, с желанием придать им красивую форму, что особенно сказывается в крючках заглавных букв; сами буквы приподнятые» .

Блондины
«Ровные строки, мелкие буквы; в конце строки буквы становятся уже; почерк разборчивый, не растянутый».

В книге приводится подробный анализ психографологических законом почерка. Описаны все буквы и их графологические признаки.

Отдельная глава посвящена детским почеркам. Приводятся почерки людей, с отклонениями в психическом и физическом отношениях.

Дан анализ почерков известных исторических личностей. Читатель узнает как меняется характер письма с возрастом, сможет по собственному почерку определить свои скрытые возможности


В. Маяцкий В. Графология. Москва, 1907. Переиздано в 1990 году (репринт).

Маяцкий. «Графология». 1990 г.

Очень простая, небольшая книга — брошюра, написанная еще в царской России. Содержит микроструктурный типологический анализ каждой буквы. Как дополнение к другим книгам. Ниже содержание книги.

Авторская серия книг «Секреты Почерка» Инессы Гольдберг в ключает 8 изданий:
1. Учебник «Как расшифровать почерк или Графология шаг за шагом».
2. Учебник «Почерк и типы личности».
3. Книга «Почерк и Ваша успешность».
4. Книга «Почерк и Ваша личная жизнь».
5. Книга «Почерк - Зеркало Души».
6. Книга «Тайны Почерка - Что на роду написано».
7. Книга «Язык Почерка или Проблемы на бумаге».
8. Избранное серии «Психология Почерка».

Это систематизированные учебные пособия по основам графологического метода, а также научно-популярные издания, посвящённые различным аспектам применения графологии.


Соломевич В.И. Уласевич В.И. «Почерк и характер» . «АСТ» 2009 г.

Кроме основ эта книга познакомит вас с графологическим анализом почерков некоторых известных политиков, спортсменов и популярных артистов эстрады и кино.

Джудит Норман. «О чем говорит почерк. Графология для начинающих». Вектор. 2010 г.


Сара Дороти. «Тайны почерка. Как по почерку определить черты Вашего характера» . АСТ. 1998 г.

Книги Ильи Щеголева

Илья Щеголев - специалист в области графологии и психологии менеджмента, получил образование на факультете психологии СПбГУ, автор бестселлера «Тайны почерка». Он вместе со своей командой ведет работу по популяризации и распространению прикладных методов графологии в России и странах СНГ.


Илья Щеголев. «Тайны почерка». Феникс. 2011 г.
Илья Щеголев. «16 типов почерка». Питер. 2005 г.
Илья Щеголев. «Загадки почерка. От маленькой буквы к великой судьбе». Феникс. 2011 г.

Книги Юрия Чернова

Юрий Георгиевич Чернов — кандидат технических наук, разработчик программного обеспечения, психолог, имеющий сертификат по деловой психологии, сотрудник Швейцарского графологического общества, регулярно принимает участие в различных конгрессах и конференциях по анализу почерка.


Илья Щеголев, Юрий Чернов. «Тайны почерка» (+ CD-ROM). «Эксмо». 2008 г.

На диске — уникальная программа для анализа почерка и составления психологического портрета человека по почерку.


Юрий Чернов. «Психологический анализ почерка». Генезис. 2011 г.
Автор рассматривает проблему на стыке дисциплин — психологии, медицины, криминалистики, затрагивает вопросы диагностики, судебного почерковедения и т.п. Но основное внимание направлено на психологию почерка.

Юрий Чернов. «Анализ почерка в работе с кадрами». БХВ-Петербург. 2012 г
Книга рассказывает о том, как использовать анализ почерка в диагностике кадров. В книге системно рассмотрены все этапы работы с персоналом через призму анализа почерка.


1. И. Белов. «Секреты почерка. 20 типов личности. 20 типов почерка». Харвест. 2007 г
2. Исаева Е.Л. «Практическая графология: как узнать характер по почерку». Рипол Классик. 2010 г.
3. Айк Надж (О.К.Наджимов). «Узнать характер человека по его подписи или практическая графология».
4. Владимир Тараненко. «Почерк, портрет, характер. Скрытая психодиагностика в практическом изложении». Ника-Центр. 2008 г.


5. Ирина Улезько. «Характер и почерк». АСТ. 2009 г.
6. Вера Надеждина. «Тайны почерка. Шаг за шагом». Харвест. 2009 г.
7. Александр Фармагей. «Графология как наука и не только». Ника-Центр. 2010 г.
8. А. Соколова. «Графология – ключ к характеру». Рипол Классик. 2013 г.


9. Е. П. Ищенко. «Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души». Проспект. 2015 г.
10. С.Ю. Алесковский, Я.В. Комиссарова. «Основы графологии». Юрлитинформ. 2008 г.
В учебно-методическом пособии рассматриваются основные положения графологического (психолого-почерковедческого) метода исследования личности, а также история становления графологии и ее современное состояние.
11. Т. И. Еремина. «Визуальная психодиагностика». Феникс. 2012 г.
Помимо физиогномики приводятся и другие визуальные средства исследования личности (психогеометрия, графология, анализ цветовых предпочтений, одежды, интерпретация рисунков человека).
12. Б. Хигир. «Графология. Узнай характер по почерку». Издательство: Амрита-Русь 2014 г.


13. Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. «Психологический анализ рисунка и текста». Издатель: Речь. 2006 г.
14. Е. Судиловская. «Разгадываем почерк. Графология (+ СD с программой)». Питер. 2007 г
15. Кравченко В.И. «Графология: характер по почерку». Учебно-методическое пособие ГУАП. 2006 г.
16. Петросян А.Э., Петросян Ю.С. «Как разговорить почерк (практическая графология)». Издательство Тверского университета бизнеса. 1995 г.

И обязательно несколько книг по почерковедению.


17. Орлова В.Ф. (науч. ред.). «Судебно-почерковедческая экспертиза: общая часть». Наука. 2006 г
18. Манцветова А.И., Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. «Теоретические (естественнонаучные) основы судебного почерковедения». Наука. 2006 г
19. Бастрыкин А.И. «Криминалистическое исследование письма». Учебное пособие. 2002 г
20. Орлова В.Ф. «Судебно-почерковедческая диагностика». Учебное пособие. Юнити – Дана. 2012 г

И в заключении обзора добавлю журнал «Научная Графология» http://inessa-goldberg.ru/portal-magazine/

Международный журнал на русском языке «Научная Графология» является некоммерческим проектом Института Графоанализа Инессы Гольдберг. Она же — Главный редактор журнала.

Вот так в общих чертах мы познакомились с Графологией. Думаю многих заинтересовала эта тема.

Начните с базовых книг, указанных в начале. Каждая книга дает что-то новое, не в смысле базовых принципов – они повторяются, а в смысле – нюансов. Но именно знание нюансов определяет Мастера.

Желаю успехов в овладении новых Знаний!

Если статья понравилась, дайте, пожалуйста, знать — кликните на кнопку соц. сетей.
Будут вопросы, пишите в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

(Израиль)

Статьи по графологии, публикации в прессе, передачи на ТВ, комментарии к почеркам известных людей, графические тесты, графология в бизнесе, обучение графологии, вебинары, форум, профессиональные консультации, книги по научной графологии, журнал "Научная графология".

Графология , графологический анализ личности - уникальная технология оценки потенциала человека. Графология - это больше, чем тест. Она основывается на знаниях психофизиологии, психологии, психиатрии, типологии, использует приемы психомоторного, экспрессивного, ассоциативного, символического подходов.

Анализ почерка позволяет идентифицировать как сознательное содержание (установки, ценности, ориентации), так и успешно исследовать подсознательные, автоматические стереотипы поведения человека, формирующие основные сценарии взаимоотношений, мотивации, мировоззрения.

По материалалам сайта Школы Графоанализа Инессы Гольдберг - ответы на распространенные вопросы о графологии от участников вебинаров, мастер- классов и посетителей форума.

Подскажите, как интуитивно определять характер человека по почерку, вопрос, конечно, очень общий, но все же...

Интуитивно определять характер человека по почерку - нельзя никак, если определяющий, конечно, не медиум, - но медиуму графоанализ изучать и не нужно, он и так все узнает:).
А если серьезно - хотя интуиция очень полезна и даже необходима при синтезировании отдельных данных почерка в цельную картину личности, тем не менее, она ценна только вкупе с имеемыми знаниями и пониманием закономерностей, а не сама по себе.

В последнем случае то, что человек при анализе почерка считает интуитивно правильным, может оказаться ошибочным. Многим интуитивно может казаться, что сильный нажим = сильный физически человек, а восходящие строки = оптимист, на таких вещах основываются популярные книжки:). Тогда как первое - может оказаться просто жизнелюбием, а второе - даже маниакальностью. Весь вопрос в том, чтобы не полагаться излишне только на интуицию, а начать с анализа - насколько выражен признак, в сочетании с какими еще графическими обстоятельствами выступает. Для достоверного заключения необходим «симптомокомплекс», по одному признаку мы никогда не судим, это может быть показатель многих, разных, как «положительных», так и «отрицательных» характеристик.

Таким образом, анализировать почерк с точки зрения одной интуиции, обыденной логики или одного «здравого смысла» недопустимо, прежде всего - необходимо использование обоснованных знаний и так называемой графологической (по сути, психологической) логики. Иначе - есть риск впасть в «признакологию», за которую часто по сути принимает графологию русскоязычный обыватель.

Я пишу по-разному в разные периоды своей жизни. Вопрос: это показатель того, что у меня меняется внутренний мир?

В живой природе, и в природе человека (а значит и природе его почерка - как ее отражения) всегда существует вариативность, цикличность, некоторая изменчивость. Листья на дереве одного типа, но каждый неповторим, интервалы при ударах здорового сердца - всегда разнятся. Это - здоровое, нормальное состояние, человек не робот - только при механистичности процесса возможна абсолютная неизменность и идентичность. Полный контроль над живым процессом - очень тревожный признак.

Дело не в том, изменяется или нет, а в том, насколько. В зависимости от пропорции явления мы сможем сказать, каковы его причины и есть ли повод для беспокойства. Да, если почерк меняется негармонично, очень заметно, крайним образом, это может свидетельствовать, например, о неком затруднении, связанном со своей социальной ролью, иногда - о вопросе самоопределения, в каких-то случаях - о еще недостаточной зрелости личности, иногда - об оценочной установке и периодической борьбе с ней, в каких-то случаях о беспокойстве и эмоциональности и др. причины. Какой случай Ваш - невозможно сказать, не видя этих вариантов написания, но изменчивость почерка всегда имеет веские причины - нарушается какой-то балланс.

В целом, наличие совсем разных почерков (в графологическом понимании, а не на взгляд обывателя, когда почерк отличается только наклоном или размером, или парой букв) - не есть хорошо. Наличие же большого количества разных почерков - тем более, это индикатор проблемы. Какой? Надо смотреть.

Какой персонал актуально подбирать, используя графоанализ?

Поскольку графоанализ позволяет видеть цельный психологический портрет личности во всех аспектах, у нас есть возможность определять искомые качества по любой должности. В каждом случае - это свой «набор». Анализ проводится на последнем этапе отбора, когда все остальные данные подходят и соответствуют (образование, опыт и т.д.), преимущественно при подборе персонала на ключевые позиции - руководители, менеджеры среднего и высшего звена, либо позиции с повышенными требованиями (охрана, близость к деньгам, личный персонал и др.) .

Почерк печатные буквы.. о чем говорит?

Как и почти любой признак в почерке - одновременно о нескольких вещах, из которых (порой из десятков характеристик) нужно выбрать только соответствующие действительности. Не видя почерк, в целом - это может быть повышенный волевой аспект, критичность, контроль, цензор Супер-Эго. В некоторых случаях - до максимума, когда эти вещи начинают быть непродуктивными, парализуют внутреннюю свободу личности («все по уставу»). В некоторых - как перфекционизм, а возможно и «маска», - невозможно говорить, не видя почерка.

п.с. Наталья, говоря о печатном почерке, очень важно, с какой скоростью почерка сочетаются эти печатные буквы. Высокая скорость почерка, как правило, "улучшает" психологическую интерпретацию, а низкая ухудшает.

Скорость почерка - это надо видеть, как пишет? В смысле, как рука идет?

Скорость почерка - фактор графический, субъективный, и не измеряется «по секундомеру», поэтому видеть, как рука пишет, нам не нужно. Существуют специальные таблички для определения скорости почерка по признакам, опытный специалист может определять скорость и уже на глаз: статика ли это, умеренно быстрая (или медленная), крайняя - импульсивная или вялая.

Я пишу и правой и левой рукой. Почерки разные. Какому верить?

Если Вы правша - правой. Если амбидекстр (обе руки владеют письмом абсолютно бегло, как Леонардо), то обеим. В целом, глубинные признаки (штрих, скорость, нажим и т.д.) не изменятся, разность почерков может казаться просто за счет изменения чисто очевидно-визуальных параметров - наклона, растянутости и т.п. признаков, которые могут немного менять дополнительные признаки.

Что значит докторский почерк? Он вообще почти нечитабельный.

Нельзя, конечно же, судить по одному признаку. Читабельность (или нечитабельность) имеет разную степень выраженности, сопровождается различными графическими сочетаниями и обуславливается разными причинами. Читабельность несет главную функцию письма - коммуникацию, ясность, передачу информации. Нарушенная читабельность может говорить о проблематике в социальных навыках, понимании другого, эмпатии, психологичности.

Но, в зависимости от почерка, если причина нечитабельности в повышенной оптимизации и упрощении букв - это может быть обусловлено и высоким IQ. Если нечитабельность вызвана аморфностью почерка, его невнятностью, нитеобразностью - причина в интуитивности, творческом, иногда «богемном» складе. Тем не менее, в плане социума - человек может как быть просто интеллектуалом-индивидуалистом, как независимым от мнения социума, так и игнорировать его нормы и условности. Только конкретный нечитабельный почерк сможет дать объяснение своей нечитабельности.

А что озаначает, когда подпись на иностранном языке?

Это может быть по разным причинам - человек «международник» по роду своей деятельности, а может - и просто желание придать себе больше представительности, респектабельности. Мы обычно анализируем с точки психодиагностики не это, а сами графические проявления, при условии, что такая подпись полностью автоматична.

Р разная - что это значит?

Ничего не значит, поскольку нельзя судить о человеке по одному признаку. Возможно, время от времени выскакивает «компенсация» или «претензия» на верхнюю зону (Супер-Эго) в почерке, и надо смотреть, как это проявляется. А возможно - изменения обусловлены изменением скорости, все нужно смотреть вкупе с цельной картиной почерка.

Как быть, если образец почерка сделан в дискомфортной ситуации (на коленке, узкий планшет,маленький блокнот и т.д.) имеются ли признаки, которые указывают на факторы неудобности при написании? Насколько теряется адекватность и достовреность графоанализа?

В целом, можно анализировать любой образец, однако важно знать, что в таких случаях возникнет риск случайного фактора - анализировать с утроенной осторожностью, но и тогда нельзя его исключить полностью. Всегда может найтись какое-то влияние, обстоятельства, которые мы просто не сможем и представить себе (условно говоря, кто-то писал в невесомости и мы можем не знать, является ли такой слабый нажим его «родным», поскольку и такое бывает). Поэтому, чтобы заключение было точным полностью, в своей работе мы просто исключаем все факторы риска, создавая, таким образом, «лабораторные условия» для анализа.

Проще говоря, чтобы убедиться, что спазматические искажения не являются следствием тряски в машине, или наоборот, повышенная степень расслабления (понижение волевого фактора) - не результат пары бокалов вина, - для полноценного анализа мы просим выполнить образец в стандартных условиях (например, когда он приходит ко мне в офис, я могу проследить за выполнением всех инструкций), также просим предоставить, кроме данного, еще несколько образцов - записи, конспекты и т.д..

Графолог - не гадалка и не обладатель мистических сил, чем качественне материал, тем качественнее анализ. Учитывая то, что в соответствии со своим этическим кодом, графолог не имеет права анализировать почерки втайне, нет проблемы получить образец, соответствующий инструкциям его подачи - как от автора почерка, так и от проинструктированного нами работника кадрового агентства, если почерк берет он.

Как можно ознакомиться с таблицами?

Таблицы, используемые графологами, очень специфичны и теряют ценность в руках человека, не знакомого с анализом почерка, поскольку:

1. Подразумевают, что человек уже хорошо ориентируется в опознании нюансов, выраженности и видах того или иного признака. Например, говоря о признаке «продуктивная организация» - как знать, не принимает ли человек за таковую вовсе не спонтанную, хорошую (порой как раз немного с небрежностью за счет динамики) организацию текста на листе, за просто аккуратную, педантичную, искусственную, с лишенным скорости почерком?

2. Представляют из себя просто набор характеристик, как позитивных, так и негативных, порой отражающих психопатологию и чтобы знать, что их всего этого длинного списка выбирать, необходимо знать принципы анализа почерка и принципы пользования таблицами.
В книгах Инессы Гольдберг, особенно в первой "Графология шаг за шагом», второй «Почерк и типы личности» и восьмой «Психология почерка».

Можно ли типировать по почерку в типологии?

Да, разумеется. Более того, определять такие общие, а не индивидуальные вещи, как психотип, темперамент, и т.д. - т.е. к какой «группе» принадлежит человек в целом - по почерку как раз проще всего, поскольку исследуется "верхний пласт" - разумеется, при условии, что человек овладел мастерством и умеет это делать. Мой деловой партнер и добрый друг, известный в России психолог Иван Карнаух (с которым, как я поняла, Вы работаете) занимается именно типологией и убедившись за несколько лет нашего сотрудничества, как эффективна графология в определении психических функций и психотипа, сегодня сам обучается в моей Школе Графоанализа. Насколько он может определять тип по почерку уже самостоятельно - нужно спросить его самого:)

С чем более коррелирует почерк: с развитием интеллекта или эмоциональным развитием?

Почерк коррелирует в целом с особенностями личности и психическими процессами человека. Почерк показывает уровень интеллекта ни чуть не хуже, чем уровень эмоционального развития. Полагать, что почерк отражает только эмоциональную сферу без интеллектуальной - в корне не правильно. Как в личности сочетается эмоциональное, когнитивное и поведенческое, так и в почерке все эти три пласта личности находят свое отражение.

Прошу уточнить - "почерк влияет на характер или наоборот"?

Почерк - отражение психологии человека. Меняется человек - меняется почерк. Почерк следует за личностью. Существует и обратная зависимость - корректируя почерк, можно способствовать коррекции тех или иных качеств личности. Однако, необходимо учитывать некоторые условия:

1. Невозможно коренным образом изменить человека (его структура уже задана личностными свойствами и коррекция возможна лишь в пределах допустимого).

2. Занятия графотерапией должны проводиться с графологом, психологом (в данном случае я имею ввиду одного человека. Графолог должен иметь психологическое образование или хотя бы пройти дополнительное соответствующее обучение).

3. Занятия должны быть постоянными (необходимо закрепить моторный навык и перевести его в область автоматизма).

4. Нельзя менять сразу весь почерк. Корректируются только один -два признака.

Наклон почерка влево говорит об упорстве или ослиной упертости человека?

Наклон влево - скорее об упрямстве и упертости. Упорство - продуктивное качество. Оно способствует продвижению человека к цели, дает направление его активности, формируя целеустремленность. Упорный, целенаправленный, мотивированный человек будет писать с легким наклоном вправо или прямо (естественно, по одному наклону нельзя говорить об упорстве - необходимы сочетания с другими признаками: скоростью, продуктивным контролем, нажимом и др.).

Упертость, упрямство - действие малопродуктивно в том плане, что мотивом его проявления является действие психологических защит, сопротивление (уже в ущерб динамизму, активности и целеустремленности). В этом случае левый (психомоторно самый неудобный наклон) + другие признаки могут быть проявлением «ослиного упрямства».

Каково влияние каллиграфии на психику?

Влияние каллиграфии (если специально и упорно заниматься этим) на психику двояко. Все зависит от того, какой Вы человек. С точки зрения профессиональной графологии и графотерапии, занятие каллиграфией НЕ может, например:

Быть лекарством от многих различных психологических комплексов,
- способствовать развитию спонтанности и внутренней свободы,
- развить активность натуры, внутреннюю мотивацию, содействовать появлению или проявлению лидерских или пробивных качеств,
- научить доверять своей интуиции,
- расположить к объективному восприятию жизни,
- способствовать уменьшению зависимости от мнения окружающих,
- придать умение отделять главное от второстепенного, определять приоритеты,
- научить стратегически и нестандартно мыслить и т.д. - скорее, наоборот.

Тренировки каллиграфией могут быть использованы теми, чей почерк далек от каллиграфического, для:

Усиления глубины внимания,
- улучшения концентрации (меньше реагировать на внешние и внутренние раздражители),
- развития волевого усилия при его нехватке,
- дисциплинированности,
- повышения значимости общепринятых норм, правил, консерватизма и законопослушности (при игнорировании всего этого),
- тщательности и исполнительности,
- самообладания (коррекция для импульсивных людей),
- тех, кто рассеян, несобран, неаккуратен,
- кому не хватает внутренней критичности,
- развития терпения, последовательности, предсказуемости,
- коррекции отвлекаемости и возбудимости,
- развития самоорганизованности,
- исправления тенденций к вспыльчивости, истеричности,
- коррекции антисоциальности и так далее.