Как мультфильмы влияют на психику ребёнка. Влияние мультфильмов на детей

17.08.2019

Проблема «телевидение и дети» на сегодняшний день волнует всех: и любящих родителей, и врачей, и педагогов. Практически каждому ребенку телевидение стало что-то вроде книги или игрушки.

Современное телевидение закладывает основы воспитания и поведение в обществе, моду, влияет на психику и формирование новых взглядов на мир.

Какое влияние мультфильмов на детей и стоит ли вообще разрешать малыша смотреть мультики?

В детском возрасте происходит формирование внутреннего мира и сознания, где значимую часть занимает информация, приходящая от родителей - сказки, различные игры, совместные прогулки, в том числе телевизионные передачи.

Теперь телевизор стал неотъемлемым атрибутом в доме не только в качестве отдыха, но начал заниматься воспитательной работой, изменять взгляды на моду и мировоззрения.

Для многих школьников и малышей дошкольного возраста, мультфильмы являются главным методом воспитания - во время просмотра, ребенок полностью отключается от внешнего мира.

Влияние мультиков на развитие малыша

Не все современные мультфильмы являются полезными . Часть оказывают негативное влияние на развитие и могут формировать чувство зависимости и агрессии. Родителям необходимо контролировать, какие анимации смотрит ваш малыш, нет ли там браных слов и аморального поучительного смысла.

Не рекомендуется усаживать за просмотр мультиков детей в возрасте до 3-х лет. Основные функции движения еще не сформированы, ребенок пока не способен одновременно делать несколько вещей - двигаться, смотреть, держать предметы и слышать. Именно по этой причине, при включении мультфильмов, дети полностью погружаются в "чудо ящик" и не реагируют на посторонние шумы, могут сидеть по несколько часов неподвижными.

Как результат - в будущем у ребенка могут появиться проблемы с речью, движениями, зрением и даже с лишним весом. Может замедлиться общее развитие.

Сознание детей после просмотра мультфильма

В раннем возрасте, мозг не готов воспринимать все адекватно и правильно, анализировать и делать соответствующие выводы. Дети способны все ухватывать на лету в том виде, в котором им преподносят.

Трансляция фильмов, или мультфильмов, воспринимается ребенком в визуальной форме и суть, которую пытается передать автор, часто не доходит до сознания малыша.

Какое решение?

  • Во-первых , все сюжеты должны смотреться только качественные, без искажений, страшных персонажей и неадекватных жестов. О плохих фразах и речи не может быть. Конечно, оценивать придется только вам.
  • Во-вторых , старайтесь вместе смотреть с ребенком и комментировать, рассказывать сюжет, быть суфлером между мультфильмом и крохой.

Убедитесь, как понимает ребенок весь сюжет, спросите после просмотра его заключение. Постарайтесь разъяснить непонятные, или неправильно воспринятые веще.

А может ему в вовсе не смотреть мультфильмы? Спросите вы!
Однозначно смотреть . Вы же выросли, и никто не запрещал, конечно, времена были другие, и существовала жестокая цензура, особенно в советские времена, но и общество было другим. Мы еще рассмотрим дальше, какие картины смотреть, но выбор мультипликации сейчас большой и красочный, и выбор только за вами.

Негативное влияние мультфильмов на психику

Негативное психологическое влияние мультфильмов на детей связано со следующими фактами:

  • Герои мультиков не всегда воспитанные и не учат уважению к окружающим. Много насмешливых эпизодов - над людьми и животным. Не уважают пожилых людей.
  • Встречаются не красивые персонажи, можно сказать даже уродливыми, что вызывает страх и возмущение у малышей. Нет соответствий между частями тела. Однако дети к ним быстро привыкают и думают, что герои именно такими и должны быть. Если ребенку показывают нормального героя с точки зрения родителей, он его просто не воспринимает, не нравиться внешний вид и поведение. Ребенок уже успел привыкнуть к монстрам и чудовищам.
  • В современных мультиках проскакивают жаргонный разговор, нецензурные фразы и выражения. Их ребенок «схватывает налету», дальше это усвоится в детском головке и начинает употреблять в повседневном общении со сверстниками. Ребенок способен все впитывать как губка, но почему-то плохое запоминается быстрее. Возникает непонимание: с одной стороны - родители говорят, что это плохо и не правильно, с другой стороны - в мультике все наоборот - ругаться нецензурно это норма поведения.
  • Девиантное (отклоняющее) поведение персонажей остается безнаказанным. Герои мультфильмов могут падать в ямы, совершать ограбления, бить других персонажей и многое другое, у детей это вызывает смех. После, некоторые дети пытаются повторить поведение любимого «мультяшки»;
  • В мультфильмах, герои часто ведут себя непонятно. То есть девочка, ведет себя как мужчина и наоборот. В таких ситуациях кроха теряется, какую же модель поведения все-таки «перенять». Возникает не понимание: мама с папой учат по одному, а в мультиках все наоборот. Он начинает искать решение на стороне. Хорошо, когда все закончится благополучно, то часто, дети ищут подтверждение на улице у сверстников, или подростков постарше, которые выросли на тех же мультфильмах.

Сейчас кинематография богата различными мультипликациями. Условно их можно разделить на 3 категории: хорошие, плохие и советские.

  • Хорошие мультфильмы должны как минимум не раздражать и не возбуждать после просмотра детскую психику. Которая, еще хрупкая и со всех сил пытается созреть и всему учится. Выбирайте картины с поучительным сюжетом, где не присутствует агрессия, герои отвечают образу человека.
  • И не имеет значение, русский, или зарубежный производитель. Сейчас ряд картин созданы в виде энциклопедии, на религиозную, или научную тему.

    Современные анимации, более красочны, красив и естественны, мультфильм оживает, все движения героев естественны. Например “Маша и медведь”, где каждая серия поучительного характера с добрым мишкой, или “фиксики” - познавательная энциклопедия в игровой форме. Таких примеров можно привести множество.

    Также обратите внимание, существуют мультфильмы для девочек и мальчиков, желательно выбрать соответственно полу. В дальнейшем, меньше будет вопросов и проблем.

  • Плохие мультфильмы - проявление агрессии, жестокое поведение героев, часто с элементами кровопролития. Нецензурная лексика. Порой не существует грамотного слаженного сюжета. Страшные и некрасивые герои. Агрессивные цветовые вспышки раздражающих цветов, плохо влияющие на подсознание.
    Среди которых: “симпсоны”, “южный парк”, “футурама” и др.
  • Советские мультфильмы - практически все имеют поучительный сюжет, где добро побеждает зло. Большинство героев положительные, с обликом и схожестью человека. Даже злую бабу ягу, рисовали доброй.
  • Предварительно, каждая картина перед выходом, проходила жесткую цензуру. Конечно, существовала и политическая составляющая. Но в то время, все рисовалось вручную, и живой мультипликации с плавными движениями героев достичь было довольно трудно.

    К тому же, цвета часто не наилучшего качества и картинка получалась тусклой и выцветшей.

Польза от мультиков

Разберем основные позитивные аспекты от просмотра мультиков.

  • Поучительный сюжет . Как говорилось выше, в большинстве, это касается советских мультфильмов.
  • Познавательность . Ребенок узнает после просмотра что-то новое и интересное. Часть обязательно усвоится на всю жизнь. Это история своего народа, религия, научные открытия.
  • Мотивация . Посмотрев на своего любимого супер героя и его поступки, ребенок, несомненно, будет подражать ему.
  • Учится переживать и радоваться вместе с героями.
  • Концентрация внимание . Порой только таким способом, малыш способен сконцентрироваться длительное время и сидеть на одном месте.
  • Анализировать хорошие и плохие поступки. В большинстве случаев вместе с родителями.
  • Развитие, зрительной памяти, логики, слуха и речи.
  • Просто хорошее настроение и дать немного маме что-то сделать. Достаточно одного просмотра для хорошего настроения на весь день.

Теперь вы знаете, на какие категории делятся, вред и польза от мультфильмов. Решать только вам, какие картины разрешать, или запрещать к просмотру ребенка.

Чтобы найти для себя хоть чуточку свободного времени, современные родители часто усаживают своих детей перед экранами телевизоров или мониторов. Ребенок, завороженно уставившийся в экран, вызывает чувство умиления и восторга у родителей: «Молодец! Как внимательно следит за сюжетом!» Что же кроется на самом деле за этой завороженностью? На самом ли деле просмотр принесет пользу малышу? И вообще, насколько безопасны современные анимации?

Мультипликационный фильм — это разновидность искусства, основным элементом которого является техника мультипликации. Мультипликация на сегодняшний день – это высокодоходный бизнес, ориентированный прежде всего на получение прибыли, и часто этическая сторона вопроса лежит лишь на совести людей, управляющих этим бизнесом. Чтобы понять, что именно впитывают наши дети, глядя на экран, мы, взрослые, должны в этом искусстве уметь разбираться.

С какого возраста и сколько времени можно ребенку смотреть мультфильмы, как отличить хороший мультик от плохого, нужно ли смотреть его вместе с малышом и как определять влияние увиденного на психологическое состояние малыша,- обо всем этом подробно читайте здесь.

Мультфильм и возраст ребенка

Не все родители знают, что просмотр мультипликационных фильмов допустим для детей старше 3-х лет, не раньше! Почему именно так, ведь на коробке с диском написано 0+? Ответ поищем у специалистов в области психологии и медицины — окулистов, психологов и педиатров.

«Просмотр мультфильмов детьми до 3-х лет может вызывать необратимые последствия психики», — считает педагог — психолог Наталья Матушкина, начальник координационно — аналитического отдела Московского городского Центра психолого — педагогической экспертизы игр и игрушек.

Кроме того, медики считают, что:

  1. до 2-3х лет содержание мультфильма не воспринимается ребенком;
  2. до 3-х лет зрительная система еще формируется, и просмотр анимаций нарушает процесс формирования и становления зрительной функции ребенка;
  3. просмотр мультфильмов до 3-х лет ведет к перенагрузке центральной нервной системы, что приводит к гиперактивности или заторможенности;
  4. ранний просмотр анимационных фильмов ведет к задержке в речевом развитии;
  5. повышается риск развития синдрома дефицита внимания, когда кроха вместо живого общения с родителями получает недостающие эмоции с экрана телевизора.

Как долго можно смотреть мультипликационные фильмы детям? Удивительно, но сегодня не все мамы и папы знают о нормах, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения. Так, например,

  1. Детям от 0 до 3-х лет просмотр телепередач запрещен полностью;
  2. От 3 до 7 лет- до 30 минут в день;
  3. От 7 до 10 лет - 30-50 минут в день;
  4. От 11 до 18 лет - 1-3 часа в день.

Смотреть ли мультфильм вместе с ребенком?

Если мультфильм незнаком, посмотрите его сами, удостоверьтесь в его безопасности, а уж потом предлагайте крохе. Когда ваш малыш впервые смотрит анимацию, присутствие взрослого необходимо!

Кто, как не родитель разъяснит сюжет, даст оценку персонажам, выскажет свое мнение по поводу увиденного!

Помимо разъяснений о мультфильме, дитя получит бесценное время общения с родителями. Он узнает мнение папы и мамы о главном герое мультфильма, что поможет ему составить свое мнение о нем и решить, нужно ли ему подражать. Родители помогут разобраться на примере мультика, как поступать хорошо, а как плохо. То есть малыш активно вовлекается в воспитательный процесс.

А после просмотра обсудите просмотренный фильм вместе. Пусть сын или дочурка перескажет сюжет, даст оценку персонажам, повторит слова веселой песенки! Это разовьет его речь, память, он будет учиться анализировать, обобщать, высказывать свое мнение.

Мультфильм — источник информации для детей

Не все взрослые, ставшие родителями, отдают себе отчет в том, какое влияние оказывает на ребенка информация, поступающая с экрана телевизора или монитора. Они считают мультфильмы для детей развлечением, да и только. На самом деле влияние мультяшных героев на воспитание малыша настолько велико и огромно, что сбрасывать его со счетов нельзя.

В современных высокотехнологичных условиях мы имеем возможность выбирать, когда и что смотреть нашим детям. Используя эту возможность, родители должны понимать, что несут ответственность за своего ребенка. Любая информация, которую несет мультфильм, окажет влияние на малыша, отразится на его речи, поведении, настроении, а в конечном итоге, понимании и восприятии окружающего мира.

Также необходимо уточнить, что не все родители понимают особенность усвоения информации их детьми. Дело в том, что в силу своего возраста и особенностей мышления, малыши любую информацию воспринимают буквально, не способны проанализировать и осмыслить ее. Поэтому любой анимационный фильм должен быть максимально полезным и максимально безопасным для них.

Если любимый мультяшный персонаж бьет другого сковородой по голове, то не удивляйтесь, если ваше чадо попытается сделать то же самое. Если вы против такого «развлечения», то необходимо научиться разбираться в огромной массе современных российских и зарубежных мультфильмов.

Хороший мультик: как отличить?

Хороший мультфильм всегда учит добру. Сюжет мультфильма логически выстроен и «запутан» в соответствии с возрастом малыша, т.е. ваш трехлетка с удовольствием перескажет вам его.

Персонажи мультипликационного фильма нарисованы красиво и максимально приближены к реальности. Малышу не составит труда узнать в них знакомых животных, людей, предметы, они не выглядят непропорциональными монстрами.

Отрицательный персонаж всегда наказывается. С его помощью в мультфильме легко показать поведение, которое не принято в обществе (например, проявление неуважения к старшим, жадность, трусость, лень), объяснить, почему такое поведение не приветствуется и в завершении обязательно перевоспитать отрицательного персонажа. В таком случае ребенок получает наглядный воспитательный урок.

В хорошем мультфильме всегда присутствуют две противоположности: добро и зло. Эти два понятия четко разделены и легко узнаваемы ребенком. Они оказывают определенное влияние на главного героя. Эти противоположные понятия показаны на примерах: как помогает дружба, взаимовыручка, любовь (в мультфильмах «Самый большой друг», «Кот Леопольд») и как вредит злость, жадность, зависть (в мультфильмах «Остров сокровищ», «Сказка о жадности» и т.д.)

Дети до определенного возраста не могут анализировать и подходить философски к понятиям добра и зла. Следовательно, четкость и ясность в изображении хорошего и плохого необходима. Из мультфильма с четким их разделением, ребенок получит понятие об основных ценностях принятых в обществе.

Победа добра над злом очень важна для маленьких зрителей, ведь тогда они убеждаются на примерах, что следование добрым, справедливым принципам помогает добиться желаемого, а если будешь злым, плохим, то будешь осужден и непринят в обществе.

В хорошем мультике роль отрицательного персонажа должна быть однозначной: он должен вызывать неприязнь, осуждение. По его внешнему виду малыш должен четко определить: этот герой – отрицательный. Во время развития сюжета он обязательно должен быть побежден добрым героем или перевоспитан под влиянием добра.

Такой пример четко покажет ребенку, что хорошо, а что плохо и научит делать выводы. Если ваши дети смогут отличить добро от зла в фильме, то они смогут это сделать и в реальной жизни.

Хороший мультфильм не содержит пошлостей, не готовит воспринимать безвкусицу и грубость за норму, а воспитывает эстетический вкус и учит прекрасному.

Если мультипликационный фильм содержит в себе историю любви, то она должна быть показана возвышенно, одухотворенно, целомудренно. Сюжет не должен вызывать у ребенка раннего интереса к сексу. Все, что касается физического межполового влечения, должно быть скрыто до определенного возраста.

В хорошем мультфильме речь героев правильная, не содержит бранных слов и жаргонов.

Важное значение для восприятия имеет яркость цветов и мерцание экрана. Чем младше ребенок — тем «спокойнее» должен быть экран. Те же требования предъявляются и к звуковому оформлению: музыка к фильму должна быть красивой, легкой, без резких возбуждающих звуков.

Плохой мультик: на что обращать внимание

Далеко не все современные анимационные фильмы для детей ориентированы на воспитание в ребенке положительных черт характера. Некоторые из них оказывают негативное влияние: демонстрируют агрессию, жестокость, негативное отношение к слабым, неуважение к старшим и т.д. После просмотра таких «шедевров» ребенок начинает проявлять агрессию, жестокость. Незамысловатые сюжеты таких мультфильмов тормозят развитие воображения, логической памяти, способности концентрировать воображение. Отсутствие грамотной речи навредит малышу в становлении речевых навыков.

У таких мультфильмов нет логичной сюжетной линии. Ваши сын или дочь не смогут рассказать, о чем мультфильм (например, «Винкс»), герои имеют внешность, далекую от реальной, они изображены уродливо, непропорционально (например, «Футурама»).

В таких мультфильмах отрицательные и положительные герои не определены четко. На всем протяжении просмотра малышу трудно разобраться кто из персонажей положительный, а кто отрицательный. Не понимая этого, крохе трудно дать оценку герою и выбрать объект для подражания.

Поступки отрицательных героев не наказываются, а их дурное поведение приводит к достижению целей (например, в мультфильме «Маша и медведь» капризы героини Маши достигают целей — она получает желаемое).

В плохом для воспитания детей мультфильме могут быть показаны родители с негативной стороны. Например, их изображают жалкими, недалекими. А главный герой приходит к заветной цели через отрицание их воли. Такой момент воспитывает в подрастающем поколении неуважение к старшим, желание идти против добрых советов старших членов семьи.

Часто в таких анимациях можно услышать грубую речь, жаргонную. Пропагандируется неуважение к общественным общепринятым идеалам и нормам поведения. Мужские персонажи показаны изнеженными и слабыми; женские — мужественными, напористыми. После просмотра такого мультфильма фраза «девочек нужно защищать» звучит непонятно для малыша.

Если говорить об оформлении, то краски в таком мультфильме ядовито — яркие, а частые вспышки и мерцание экрана гипнотизируют взгляд, музыкальное сопровождение выбрано резкое, громкое.

После просмотра: наблюдаем за ребенком

Чтобы окончательно понять, какое воздействие оказывает мультик на кроху, не нужно быть дипломированным психологом. Достаточно понаблюдать, какие эмоции вызывает очередной мультфильм на лице вашего малыша. Если он сопереживает и жалеет слабых, радуется, когда добро побеждает зло, хмурится при кознях отрицательных героев, подпевает веселую песенку вместе с персонажами — значит все в порядке, мультфильм оказал положительное влияние. После просмотра такого мультфильма малыш воодушевлен, испытывает только положительные эмоции, с удовольствием пересказывает сюжет, передает чувства героя, радуется, что добро победило зло.

Если же вы замечаете негативное поведение, ребенок возбужден, его смех сходен с истерическим, проявляется агрессия — это повод насторожиться.

Современным родителям, стремящимся воспитать своих детей честными, отзывчивыми, справедливыми, необходимо знать и понимать, что такое современный мультфильм, какое воздействие он имеет и как оградить своего ребенка от негативного потока ненужной информации. Удачи вам на этом пути!

Влияние мультфильмов на психику и поведение детей

4.4 (88%) 15 votes 

У телевизора проводят слишком много времени все, от мала до велика. Но все ли осознают, какое влияние ТВ оказывает на сознание людей? Одни смотрят его, считая банальным развлечением, другие познают мир, с помощью телевизионных программ. Большинство детей не могут без мультиков. Но каково влияние мультфильмов на психику детей? Это очень важный вопрос, так как от того, что смотрят малыши, во многом зависит их будущие формирование.

Какой возраст лучше подходит для просмотра мультиков? Исследовательская работа врачей-офтальмологов показывает, что демонстрация мультфильмов малышам, которым еще нет двух лет, не рекомендуется. После этого возраста смотреть уже можно, однако нужно придерживаться определенных критериев при выборе: смена кадров должна быть медленной, для наилучшего восприятия ребенка, а основа сюжета должна быть простой и понятной для него. Мультик должен быть коротким.

Как влияют на детскую психику хорошие мультики?

Мультфильмы с хорошим посылом могут положительно повлиять на воспитание ребенка, тем самым сослужив хорошую службу и родителям. Дети часто копируют поведение героев, которых они увидели по телевизору. Поэтому если оно будет правильным, то малыши научатся доброте, сопереживанию, честности, поймут, что такое добро, а что зло, и научатся преодолевать трудности.

Хорошие мультики разовьют воображение ребенка, его память и мышление. Во время просмотра, ребенок устанавливает логическую последовательность, учится воспринимать и анализировать происходящее на экране, а в конце, делать свои первые рассуждения про увиденное на экране.

Познавательные сюжеты в мультфильмах обучают и развивают кругозор малышей. Сейчас снимают много мультипликационных сериалов, в которых детей учат читать и считать, узнавать различные цвета и фигуры и дают общую информацию об окружающей жизни.

Кроме того, есть специальные мультики для детей, в которых обучают иностранным языкам. Также, просматривая анимационные фильмы, дети активно пополняют свой словарный запас, при этом запоминая грамотную речь.

Положительные мультипликационные передачи учат ребенка креативности. Нестандартные и яркие картинки стимулируют фантазию и могут стать толчком для развития творческого потенциала.

Опасность современных детских мультфильмов

  • Яркие цвета и громкий звук

Детская психика еще полностью не сформировалась. Анимация, изобилующая яркими цветами, постоянными всплесками и громким звуком, негативно влияет на психику ребенка.

Вечером такие мультики и вовсе смотреть нельзя, так как это нарушит спокойный сон малыша, и он не сможет, как следует выспаться. Также яркость и громкость анимации может плохо отразиться на анализаторских способностях ребенка.

  • Агрессия

Если ребенок ведет себя агрессивно, возможно, тому виной главные герои из его любимых мультфильмов, которым он подражает.

Малыш не всегда может разобраться, кто на самом деле плохой, а кто хороший. Поэтому он выбирает ту модель поведения, которую он считает наиболее логичной.

Больше всего сцен насилия присутствует в мультфильмах со знаком ограничения возраста 16+. Понятно, что показывать такие мультики, где постоянно устраивают драки, наносят увечья и травмы, и изображают предметы насилия, не рекомендуется.

  • Гендерное влияние

Доказано, что влияние мультфильмов на детей отражается на их гендерном восприятии. В современных мультиках женщины изображены, как мужественные и сильные герои, а мужчины добрые и покладистые. В данном случае, происходит колоссально влияние на детское сознание. Так закладывается неверное гендерное поведение, в котором девочки считают, что они добытчики, и что им нужно идти воевать, а не мальчикам.

Какие мультики стоит смотреть малышам

Конечно, это большинство старых, советских мультфильмов, в которых содержится масса положительных эмоций. Именно они могут научить вашего ребенка честности, добросовестности и любви к ближнему. Однако показывать детям «чебурашек» или «капитошек» современные родители, чье время постоянно занимает работа, не торопятся. Мол, это не модно, и вообще «прошедшая эпоха».

В старых мультиках не так много яркости и оживленности, присущих современным фильмам, но они несут в себе очень много положительной и полезной информации для маленьких ушек ваших детей.

Практически в каждом советском мультипликационном фильме, вложено все самое лучшее. Родители, не показывая своим детям, старые мультфильмы, совершают большую ошибку, как будто, стыдясь своего прошлого. А ведь в этом прошлом, со старыми мультиками, есть и настоящая дружба, и крепкая верность, и гуманность и нравственность. Получается парадокс, когда родители показывают детям злые мультики, а затем удивляются, что их чадо вырастает грубым и невоспитанным. При этом заботливые мамы и папы винят во всем воспитателей детских садов, оставляя своих детей дома.

Хорошие мультфильмы оказывают позитивный и развивающий эффект. Распознать такой мультик просто – это умеренная яркость картинки, зрелищность, изобилие образов, простой и добрый сюжет. Все это будет понятно и доступно для детского восприятия. Именно такие мультфильмы способны сформировать первое представление об общих понятиях добра и зла.

Ограничивать время просмотра мультфильмов очень трудно. По мнению психологов, существует как минимум четыре причины, из-за которых детей невозможно оторвать от экрана.

  1. «Ребенку в принципе сложно завершить какую-либо деятельность и переключиться на другую в силу возрастных особенностей», — объясняет профессор Ольга Кара­банова. По тем же причинам их не удается оторвать от игры, когда пора обедать или идти на прогулку. Если посмотреть правде в глаза, взрослые тоже иногда с трудом справляются с этой задачей и оттого ночи напролёт проводят в социальных сетях или смотрят сериалы.
  2. Мультфильмы заставляют ребенка смеяться, что запускает выработку гормонов удовольствия, и это на физиологическом уровне возвращает его к столь приятному занятию — хочется смотреть еще и еще! Важно и то, что чтобы смотреть мультики, от ребенка не требуется никаких усилий, ведь это проще, чем что-то придумывать, найти себе занятие и затеять игру. Да и безопаснее: никто не отругает за взорванную паровую машину, разбитую вазу или раскрашенные стены.
  3. Анимация близка детскому сознанию. «Для дошкольника с еще несформированной системой восприятия мира очень трудно вычленять наиболее значимое, следить одновременно за множеством действий, связей, — поясняет Ольга Карабанова. — А мультфильм вычленяет ровно то, что нужно, и подает это в красочной форме, не злоупотребляя отвлекающими потребностями. Некая схематизация, упрощение, акцент на определенных деталях вызывает симпатию ребенка и помогает ему следить за конкретным героем. Поэтому красочный, узнаваемый, но не перегруженный образ становится популярным у детей. Персонаж, с одной стороны, упрощен, а с другой — в нем подчеркнуто самое важное, он понятен. Мы, взрослые, определяем настроение собеседника или персонажа игрового кино по массе признаков — выражение глаз, мимика, поза и т. и. Ребенок не может этого делать в силу отсутствия достаточного опыта, а в анима­ции в этом нет необходимости».
  4. «Все мультфильмы вызывают регрессию, — утверждает доктор психологических наук Марк Сандомирский. — Поэтому многие из них вообще лишены слов — они там не нужны. Пятилетний ребенок возвращается в себя двухлетнего, когда не очень получалось и непривычно было пользоваться языком. Десятилетний — в себя дошкольника, взрослый — в себя ребенка. Это очень простой и доступный способ эмоцио­нальной разрядки».

Какие мультфильмы лучше — старые или новые

Научить ребёнка сопереживать и сделать ребенка лучше пытаются многие родители, а особенно бабушки, пытаются с помощью старых добрых советских мультфильмов, на которых выросли сами. Но, увы, они не находят должного отклика у современных детей. Это обидно, ведь несмотря на то, что изменились реалии, вечные ценности — дружба, верность, любовь, о которых были эти старые мультики — актуальны всегда.

Причину такой нелюбви Марк Сандомирский видит в том, что советские мультики создавались исключительно с воспитательной целью. Отрицательный герой не слушается, ведет себя не так, как следует, хотя его предупреждают, и в конце концов попадает в беду. Тут же добрые, великодушные, правильные герои протягивают ему руку помощи, и он исправляется. С минимальными вариациями это происходит в каждом мультфильме. То есть адресуется мультик внутреннему Родителю.

И такую анимацию детям сложнее воспринимать.

Западные же мультипликаторы — авторы «Тома и Джерри», «Утиных историй», «Чипа и Дейла» — ставили перед собой принципиально другую цель — развлекательную. Может быть, поэтому старые американские образцы еще популярны у сегодняшних малышей, в отличие от «нравоучительных» советских. Том и Джер­ри, дядюшка Скрудж обращались (и продолжают обращаться) к внутреннему Ребенку. И здесь логика, обязательная при воспитательном подходе, становится врагом — ведь гораздо интереснее, когда события непредсказуемы.

Наши современные мультиплика­торы прекрасно усвоили этот урок. Невозможно оторваться от экрана, когда кроха Маша вытворяет с Медведем такое, что и во сне не приснится, демонстрируя при этом чудеса ловкости, креативности и игнорируя законы природы. Вот это по-нашему, по-детски. Мало того, все шалости сходят с рук, а тарарам и какие-то другие неприятные последствия легко и незаметно улаживаются. Большой терпеливый Мишка (как и его заокеанский визави Том), который вроде бы представляет угрозу для маленькой Маши и имеет власть над ней, олицетворяет для юного зрителя взрослых, родителей. А хулиганка Маша (как и обаяшка-мышонок) — это сам ребенок, который, глядя на приключения Маши, чувствует себя, маленького, победителем, выплески­вает агрессию, переживает опыт, которого не получит в реальности.

Есть еще одна причина, почему дети с большим удовольствием смотрят современные мультики, а не старые советские. Множество постсоветских образцов сделано с использованием компьютерной графики.

А ни кукольный, ни самый изысканный рисованный мультфильм не может сравниться с ней по глубине воздействия на психику ребенка. Созданная на компьютере сложная перспектива, невероятное количество деталей, которые еще и перемеща­ются волшебным образом, поражают воображение, вводят в мир новых иллюзий. Картинка кажется соблазнительнее, насыщеннее, живее.

Какие мультфильмы хорошо влияют на психику ребёнка, а какие плохо

Самыми полезными психологи считают мультфильмы пусть и с примитивным сюжетом, но доступные и близкие детскому восприятию, в которых побеждает добро: они будят способность сочувствовать.

А вредной — анимацию, в которой муссируется тема насилия. Не нужно думать, что он все равно ничего не понимает. Звуки, выражение лиц, которые означают злость, враждебность, апеллируют к нашему инстин­ктивному. На бессознательном уровне такое поведение героев на экране если остается безнаказанным, усваивается ребенком как дозволенное.

Что они видят?

В 1,5-2 года: ребенка завораживает движение ярких пятен на экране и возможность за ними следить — примерно как за яркой игрушкой над кроваткой или на игровом коврике. Однако визуальная перегрузка, когда обилие ярких образов слепляется в общий визуальный ком, может работать практически как гипноз.

В 3-5 лет: по ярким деталям ребенок идентифицирует персонаж, следит за его действиями, а иногда повторяет их!

В 6-7 лет: ребенок уже может наблюдать за действиями персонажей, которые становятся формой выражения и развития их отношений между собой. Ему интересны коллизии и неожиданные повороты в развитии историй. Он сам уже знает, что такое хорошо и что такое плохо, может оценивать персонажей, сочувствовать им.

Интернет пестрит крайне негативной оценкой роли влияния современных мультфильмов на ребенка , особенно это касается диснеевских мультиков. Детей в этом контексте даже называют «главными жертвами телевизионного помешательства», отмечая, что телевидение и Интернет слишком сильно определяют нашу жизнь, а, соответственно, и жизнь наших детей. Вот основные тезисы таких статей: современный ребенок чересчур напичкан визуальной информацией; все современные родители ленивы, так как используют мультики, чтобы отделаться от ребенка и заниматься исключительно своими делами; ребенок обязательно впадает в зависимость от просмотра; ребенок обязательно будет копировать все, что увидит на экране; большинство современных мультфильмов изобилуют насилием, агрессией, плохими примерами, а также эротическим подтекстом. Все это травмирует психику ребенка, учит неправильным примерам, приводит к психологическим проблемам, трудностям в воспитании, отставанию в школе, и в дальнейшем к неправильному отношению к жизни. Основными рекомендациями в этой связи являются: до трех лет не подпускать ребенка к телевизору вообще, а с трех лет – исключительно советские мультфильмы.

Однако, насколько справедливы столь радикальные меры? Мир не черно-белый, он пестрит яркими красками, и его нужно уметь видеть. Мир не одномерный и не двухмерный, он объемный, многогранный, в нем не делится все на «Да» и «Нет», он гораздо сложнее и интереснее. Философия огульного отрицания – это не продуктивно. Нужно адекватно воспринимать сегодняшнюю реальность. В ней, как и в любой другой исторической реальности, есть как плохое, так и хорошее. Стратегия «спрячем голову в песок, закроем ребенку, глаза, нос, рот и уши, и никогда не покажем ему современных мультиков» - это неправильно.

Подход, который заключается в том, что «раньше все было хорошо, а сейчас все очень плохо» свойственен людям, которые испытывают подсознательный страх перед современной действительностью. Очень интересные оговорки допускают иногда психологи, советующие напрочь отказаться от современных мультфильмов. В связи с этим не могу удержаться и не процитировать тезис из одной психологической статьи по поводу влияния мультфильмов на сознание ребенка . Вчитайтесь, пожалуйста, внимательно: «Православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Вера Абраменкова констатирует, что современный ребенок окружен визуальными материалами - это не только телевизор, но и телефоны, айфоны, айпады, интернет, компьютерные игрушки. Поэтому сейчас наши дети менее защищены, чем дети, рожденные в военные и в послевоенные годы ». Другими словами, психолог на полном серьезе утверждает, что дети, рожденные во время Второй Мировой войны, были более защищены, чем современные, наши с вами дети. Тут, видимо, не берется в расчет война, бомбежки, геноцид, голод, фашизм и т.д. Неужели айпад настолько страшен?

То, что говорят обычно психологи о жизни, о семье, о детях и т.д. также не является истиной в последней инстанции. Психология, как и любая современная наука, представляет собой не единую незыблемую истину, а совокупность точек зрения. Любая сегодняшняя наука, в особенности гуманитарная - это комплекс научных направлений, школ и подходов, которые в существенной степени спорят друг с другом, критикуют друг друга, доказывая совершенно различные точки зрения. Два разных психолога могут выдать вам совершенно разные советы по поводу одной и той же проблемы, и вы должны будете выбрать то, что вам ближе. Здесь, как в медицине, лекарство, которое помогает вам, не обязательно также эффективно поможет вашему соседу по палате, даже при условии, что у вас с ним один и тот же диагноз.

Данная статья заведомо не ориентирована на то, чтобы сказать: «Вот это хорошо, а вот это плохо. Вот это смотрите, а это ни в коем случае». Сколько людей, столько и мнений, единственно правильного решения не бывает. Каждый родитель должен отбирать мультфильмы для собственного ребенка, учитывая в первую очередь, как ребенок реагирует на тот, или иной мультик, а также опираясь на собственные ощущения. Не делая страшилку из какого-то одного конкретного вида мультфильмов, и не зацикливаясь на чем-то одном, можно вполне разумно выбрать для ребенка оптимальный набор мультфильмов, который не повлияет на него негативно. Предлагаю для начала рассмотреть просто спектр мнений, который сформировался на сегодняшний момент, как в общественном мнении, среди родителей, так и в среде детских психологов. Для примера возьмем небольшой набор мультфильмов, которые пользуются популярностью у современных детей.

Советские мультфильмы.

Несмотря на то, что их уже нельзя назвать «современными», советские мультфильмы до сих пор очень актуальны. К положительным сторонам
данных мультфильмов психологи относят их высокое качество. Советские мультфильмы не были поставлены на поток, они производились в единичном экземпляре и вопросы качества ставились по главу угла.

Советский мультик направлен на формирование положительной детской картины мира, он добрый, спокойный, правильный. Отрицательный персонаж, как правило, легко перевоспитывается, а его первоначальная отрицательная сущность обусловлена, скорее всего, тем, что с ним никто не дружил, никто его не любил и не понимал. Вообще зло в советских мультиках подается в иронично-комичной форме, что смягчает его природу.

В советском мультике четко прослеживается направленность на воспитание, формирование положительных качеств, эти мультфильмы учат правильному, идеальному поведению и образу мышления. Там нет насилия, зло имеет локальный легкопобеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание.


Советские мультики, действительно, хорошие, с этим было бы глупо спорить. Что можно было бы назвать отрицательными факторами в этой связи? Советских мультиков мало, по сравнению с разнообразием, которое представляет западная индустрия мультфильмов для детей. Несмотря на их неоспоримое качество, на фоне современных возможностей компьютерной графики и спецэффектов, они уже кажутся немного примитивными.

И кроме этого, отвечают ли в полной мере советские мультфильмы запросам и потребностям современного ребенка? Не будем забывать, что дети активно общаются между собой. Насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок среди своих сверстников, которых родители не столь сильно ограничивают в тематике просмотренных мультфильмов? Оправдана ли необходимость создавать ребенку искусственную «железную» стену, заключив его в прошлое, даже если оно кажется нам более правильным и безопасным, ведь мы живем сегодня и, другой реальности у нас не будет.

Кстати, как ни странно, но в Интернете можно найти и негативные комментарии родителей на советские мультфильмы, высокое качество и польза которых, казалось бы, ничем уже не могут быть оспорены. Вот некоторые неожиданные высказывания: «…что касается кота Леопольда, то, как мне кажется, в нем пропаганда подлости, вредности, и никак не дружбы »; «… разве в «Ну, погоди» волк не хочет убить зайца? Заяц не устраивает ему подлянки? Волк не тонул в проруби, не падал с высоты, не ломал ноги? »; «… среди старых советских мультиков тоже ерунды полно…», «… в «Ну погоди!»-то вроде бы все Ок, волк похож на волка, и другие животные узнаваемы, но зато весь мультик волк ведет себя безобразно: курит, пинает мусорные бачки, хватает котов за хвост. Это вы считаете хорошим для ребенка мультфильмом? », «…многие считают хорошими все советские мультики, но это далеко не так. «Ну, погоди» - это уже не советский по духу и языку мультфильм, а клон американских мультиков про Тома и Джерри. Самые лучшие мультфильмы в СССР делались в 40-60-хх годах »

Кстати именно пример с культовым мультфильмом советских времен «Ну, погоди» наглядно показывает, как со временем меняются
представления о том, что такое хороший или плохой мультфильм. Именно этот мультик едва не подпал под действие цензуры, когда с 1 сентября 2012 года был введен закон о защите детей от вредной информации. Очень многие сцены из этого мультфильма, согласно данному закону, не могут показываться в дневном эфире и в детских программах, но именно для данного мультфильма из-за его высокого статуса и всеобщего признания было сделано исключение.

Лунтик


К положительным качествам можно отнести то, что мультик имеет совершенно четкую воспитательную направленность. В нем объясняется, что хорошо, а что плохо. Персонажи, которые являются отрицательными, и ведут себя неправильно или не всегда правильно (гусеницы, кузнечик Кузя и т.д.) всегда, в конечном счете, понимают свои ошибки и извиняются. В духе мультфильмов советского времени отрицательного героя здесь также можно перевоспитать. В целом мультик оставляет положительные, светлые эмоции, он не особо динамичен, не перегружен спецэффектами.

Однако психологам Лунтик не нравится. Он фиолетового цвета, а этот цвет по всем психологическим канонам является депрессивным. Кроме этого, как отмечают психологи, Лунтик - непонятное существо, пришедшее из какого-то другого мира.

Мнение родителей разделилось. Очень многие считают данный мультфильм хорошим и безобидным, а влияние данного мультфильма на
сознание ребенка
– положительным. В негативных отзывах родителей чаще всего звучит слово «тупой»: мультик создан для недалеких детей, и не способствует их развитию. Анимация сделана так, что насекомые не похожи на самих себя (гусеницы не похожи на гусениц, пчела на пчелу и т.д.), это наводит некоторых родителей на мысль, что в будущем у ребенка могут возникнуть сложности с распознанием того, как насекомые выглядят на самом деле.

Маша и Медведь

Данный мультик представляет собой очень интересный феномен. Его очень любят, но при этом большинство настроено пессимистично по поводу влияния этого мультфильма на ребенка .

Если говорить о положительных чертах, то к ним можно отнести высокое качество мультфильма. Он забавный, смешной, очень яркий, в одинаковой степени нравится и взрослым и детям, сделан с хорошим чувством юмора. Он наследует музыкальные традиции советских мультфильмов, при которых песни, написанные для мультиков, обладали очень
высоким качеством, становились настоящими хитами и жили уже отдельно от самих мультфильмов.

К отрицательным чертам мультфильма психологи относят то, что он не учит уважать взрослых. Более того, на протяжении всего мультика ребенок откровенно издевается над взрослым, которого олицетворяет Медведь, способный только обижаться, и больше ничего. Ребенок подобный сценарий поведения начинает воспринимать, как правильный и, вполне возможно, способен перенести его в реальную жизнь.

Мультик «Маша и Медведь» очень динамичный, в этом он напоминает стиль диснеевских мультфильмов, яркий, заводной, веселый,
отличающийся быстрой сменой сюжета. Многие родители замечают перевозбуждение детей после просмотра, когда те начинают носиться по квартире, разбрасывать игрушки, прыгать по мягкой мебели. Девочки цитируют машины фразы, что чрезвычайно пугает родителей, которые никак не хотят оказаться на месте бедного медведя. Маша – гиперактивный ребенок, ее гиперактивность заразительна для детей. Главную отрицательную черту родители преимущественно видят в том, что Маша - хулиганка, которой все сходит с рук, то есть за все свои проделки она ни разу не получила хоть сколько нибудь ощутимого наказания. Медведь – очень лояльный персонаж, который всегда все прощает. Также родители отмечают, что дети очень увлекаются просмотром, их не оторвать от телевизора, и впоследствии начинают выпрашивать «Машу» уже с истериками.

Смешарики


Самое интересное, что на фоне этих мнений, «Смешарики» в основном получают положительную оценку, хотя, казалось бы, в них присутствуют все собирательные черты так называемого «плохого мультика», с точки зрения современных психологов и родителей: яркие краски, быстрая смена сюжета, персонажи не похожи на реальных животных, которых они изображают (и заяц там не заяц, и свинья не свинья – все одинаковые шары). Однако плохих комментариев по поводу влияния данного мультика на ребенка крайне мало, что очень отличается от восприятия мультфильмов «Маша и Медведь» и «Лунтик», по поводу которых можно встретить не просто плохие, а откровенно агрессивно-отрицательные комментарии.

Многие, однако, отмечают, что «Смешарики» не совсем для детей, мультик очень часто носит глубокий философский подтекст. В целом чень трудно определить, на какую целевую аудиторию он рассчитан. Для маленьких детей он не подходит из-за серьезного философствования и наличия взрослых (в культурном смысле этого слова) шуток, дети 7-8-летнего возраста также до конца не поймут многих сюжетов, а более старшие дети уже вряд ли будут
смотреть «Смешариков». В общем, это довольно странный феномен в современной российской мультипликации, хотя большинством очень любимый. Об отрицательном влиянии этого мультфильма на детей не говорит практически никто, более того, совершенно неподдельный восторг родителей вызывают познавательные «Смешарики», снятые в 3D.

Диснеевские мультфильмы


Диснеевские мультфильмы принято оценивать в целом, как отдельную индустрию. Отзывы, конечно, в основном отрицательные. Отмечается, что классическая организация пространства в диснеевском мультфильме обычно устроена так, что мир лежит во зле. Добро – локально и ситуативно, только какой-нибудь Человек-паук или Черепашки-ниндзя являются редким олицетворением добра и борются со злом. Со злом расправляются физически, его убивают, в то время как в советских мультфильмах зло в основном перевоспитывалось и поддавалось уговорам. Отмечается повышенная агрессия дисневских мультфильмов.

Психологи в оценках настроены очень радикально. Диснеевские мультики обвиняются ни больше ни меньше, а в снижении уровня рождаемости. Диснеевские мультфильмы закрепляют в сознании ребенка неправильный образ женского. Слишком яркие и красивые женские
персонажи, которые, как отмечается, все очень похожи, буквально на одно лицо, формируют в мальчиках стремление к идеальной женской красоте, которой нет на самом деле. Диснеевские красавицы имеют вполне женские формы и эротически подчеркнутый образ, влюбленные пары совершенно по-взрослому целуются. В диснеевских мультиках высмеиваются такие характерные для советских мультиков женские черты, как целомудрие, застенчивость, скромность, материнство и бескорыстие. В девочках это закладывает направильную модель поведения. Молодая и красивая диснеевская героиня, как правило, бездетна. Если встречается образ матери, то это, как правило, старая женщина, что не формирует мотивацию к продолжению рода. Психологи также видят в зарубежных мультиках смещение роли полов: женские героини всерьез дерутся, сражаются со злом, приобретая черты классических диснеевских супергероев-мужчин, таким образом, смешиваются привычные роли полов, женское перестает быть женским.


В целом, конечно, диснеевские мультфильмы при просмотре оставляют ощущение совершенно иное, по сравнению даже с современными российскими мультфильмами. Наши, как-то добрее, душевнее. Тут, конечно, нужно делать ставку на разницу культур и психологии. Отрицательные отзывы, конечно, имеют право на существование, единственное, хочется немного сместить акценты. Не совсем верно рассматривать диснеевские мультики как единую бесформенную массу и давать одинаковые оценки всем мультфильмам, стоит рассмотреть все-таки каждый мультик отдельности и сформулировать отдельное мнение. Диснеевские мультики , несмотря на их кажущееся единообразие, все-таки очень разные. Сравните, например, «Мишек Гамми» и «Человека-паука» - мягко говоря, не похожи, и, скорее всего, имеют совершенно разное влияние на детей .

Задача современного родителя – во внимании к своему ребенку и в стратегии разумного отбора. Не мультики воспитывают детей, а родители. Что бы ни видел ребенок на экране, он также видит, что происходит у него в семье: как общаются между собой родители, как они к нему относятся, чему его учат. От слишком большого влияния мультфильмов можно уберечь путем ограничения времени просмотра. Единого мнения и однозначных советов здесь все-таки быть не может. Хороший родитель – это тот, кто знает, что смотрит его ребенок и сколько времени он проводит перед телевизором. Хороший родитель – этот тот, с кем ребенок пойдет общаться и играть, оторвавшись без труда от самого любимого и интересного мультика. Наконец, хороший родитель – это тот, кто по-настоящему любит своего ребенка и уделяет ему достаточно времени, чтобы не беспокоиться, что кто-то или что-то будет влиять на ребенка больше, чем он.