Малыш пришел из школы хмурый и расстроенный. Неохотно рассказывает, что происходило днем, не изъявляет желания посещать школу на следующий день. Зачастую подобное поведение сигнализирует, что у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, и он стал объектом их насмешек. Как вести себя при этом родителям?
Доказать, что малыша оскорбляют одноклассники будет сложно. Ведь дети зачастую скрывают от пап и мам свои проблемы, боясь, что сверстники станут насмехаться еще сильнее.
Догадаться о несложившихся отношениях с коллективом помогут следующие признаки:
Наличие хоть одного признака должно сказать родителю, что не все хорошо в школьной жизни малыша, что нужно разбираться в ситуации. И в первую очередь, конечно, необходимо откровенно поговорить с ребенком, постараться выяснить, смеются ли над ним одноклассники.
Многие считают, что дети смеются над теми, кто сильно от них отличается. На самом деле это мнение ошибочно.
Для ребят, остро реагирующих на любое действие, повод для насмешек может быть абсолютно любым:
В любом случае, продолжительность осмеяния зависит от того, кого дети избрали своей жертвой. Если малыш не будет обращать внимания на насмешки, то гонения вскоре прекратятся: ребятам неинтересно обижать того, кто никак не реагирует.
Огромную роль в умении отстоять свое право на уважение собственного достоинства играет воспитание. Если родители поддерживают ребенка, воспитывают в нем уверенность, ему легче вынести издевательства одноклассников . Если же малыша постоянно подвергают критике, он вырастает неуверенным в себе. Это провоцирует ровесников на новые насмешки.
Зачастую сверстники осмеивают детей:
Немаловажную роль в умении дать отпор играет самооценка: чем она выше, тем легче добиться уважения со стороны одноклассников.
Ни в коем случае не рекомендуется родителям идти на разборки с обидчиками ребенка . Особенно приходить в школу, жаловаться педагогам и родителям, ругать самих детей. Подобные действия могут усилить негатив к ребенку со стороны одноклассников, пробудить неприязнь к нему со стороны учителей. Худший вариант – идти на «разборки», не посоветовавшись с чадом.
Еще одна ошибка – самоустранение . Родитель обязан быть рядом ребенком, помочь найти ему выход из этой сложной ситуации, научить правильно вести себя с ровесниками.
Ну, и – это тоже не решение проблемы . Ведь в новом коллективе подобная ситуация может повториться.
Сначала нужно прислушаться к ребенку: вполне возможно, что ему станет интересно, по какой причине над ним стали издеваться. Может, он первым чем-то задел сверстников. Тогда решение проблемы будет простым –малыш постарается исправить свое поведение.
Но если повода для оскорблений не было, виноватыми будут, конечно, обидчики. И здесь важно суметь правильно повести себя, чтобы разрешить конфликт:
Учитель должен реагировать на любую жалобу ребенка и принять меры по его защите от нападок сверстников, внимательнее следить за ними во время перемен. Ведь издеваются чаще всего тогда, когда взрослые не обращают внимания на детей вне уроков. Даже если школьник вел себя не совсем адекватно (полез в драку, ответил обидчикам), педагог не должен самоустраняться от разрешения конфликта.
Если никакие действия не помогают, и гонения продолжаются, а преподаватель никак не желает помогать, нужно обращаться к администрации. А если имели место побои или угрозы, то нужно писать заявление в полицию.
Важно ни в коем случае даже намекать на то, что в конфликте виноват сам ребенок . Виноватыми будут именно сверстники: это они решили самоутвердиться за чужой счет и отыграться за собственные комплексы, это они обзывали и унижали ребенка, забирали вещи и били. Те, кто высмеивает слабость других, сами слабы. И они боятся, что другим это станет известно.
Как понять, что у ребенка проблемы в школе? Зачастую, родители настолько заняты работой и повседневными делами, что не сразу замечают изменения в поведении ребенка. Еще вчера бодрый и веселый – он вдруг становится задумчивым, подавленным, не всегда слышит обращенную к нему речь, ищет уединения. Могут быть и физиологические нарушения. У чада пропадает аппетит, сон, ему начинают сниться кошмары. Если маме, или папе бросились в глаза какие-либо из подобных изменений – с ребенком лучше немедленно поговорить.
Хорошо, если микроклимат в семье располагает к душевным беседам и отношения между ребенком и родителями – доверительные. Но даже если это не так, обязанность родителей – сохранить душевный мир их отпрыска, помочь ему справиться с проблемами, которые юному человечку кажутся неразрешимыми. Если ребенка обижают в школе: советы психолога помогут разрешить эту деликатную проблему.
Вот беседа состоялась, в ходе ее родители узнали, что чадо подвергается насмешкам, издевательствам, а то и избиениям. И все это происходит в стенах родной школы. Не спешите принимать решения, успокойтесь сами и успокойте ребенка. Дайте ему понять, что вы рядом и на его стороне, что обязательно вместе с ним найдете выход из любой сложной ситуации.
Постарайтесь посмотреть на все происходящее беспристрастно, со стороны. Не исключено, что ваш отпрыск сам отчасти виноват в создавшемся положении, и нужно ему пояснить, в чем именно он сделал ошибку. Возможно, он был груб, высокомерен, сам обидел кого-то слабого, чем спровоцировал конфликт с одноклассниками.
Причиной, конечно, не всегда служит поведение самого ребенка. Не секрет, что дети жестоки. Не прощают физических недостатков, некрасивости, и т.п. Могут давать обидные клички и буквально затравливать тех, кто чем-то выделяется из толпы. Встречаются великовозрастные оболтусы, вымогающие деньги у более младших школьников. В общем, случаи могут быть разные.
Выяснить ситуацию поможет визит к педагогам. С детьми, которые стали участниками конфликта с вашим чадом – лучше не общаться напрямую.
Педагог, с его опытом и знанием участников конфликта, всегда найдет способ благополучного исхода ситуации. Возможно, примирить детей удастся – всего лишь организовав совместный «разбор полетов», в присутствии родителей учеников, самих детей и школьного учителя. Это касается небольших конфликтных ситуаций. В случаях травли, издевательств и избиения – уже нужна помощь психолога и директора школы.
Беседа проведена, страсти поулеглись. Что же дальше?
Лучше поговорить еще раз с ребенком дома, выразив ему свою поддержу и участие, подчеркнуть, что вы его любите и всегда будете на его стороне. Никогда не будет лишним напомнить это своим детям.
Для повышения самооценки чада – можно отдать его в спортивную секцию, театр-студию. Или еще куда-то, согласно его талантам и склонностям. Это даст маленькому человечку справедливый повод считать, что его есть за что ценить и уважать всем окружающим.
Если поводом для насмешек стали проблемы с успеваемостью в учебе – можно подтянуть школьные успехи, пригласив к вашему чаду репетитора по нужным предметам. Что, опять же, сделает ребенка более уверенным и даст повод гордиться собой.
Большое значение имеет круг друзей вашего отпрыска. Уделите этому внимание. Разрешите своему ребенку приглашать домой тех детей, которые легко и доброжелательно общаются с ним, разделяют его интересы. Получая положительный опыт общения со сверстниками, чадо научится быть спокойным со своими недоброжелателями, отвечать на их выпады и насмешки шуткой и сводить на нет напряжение в общении. Как только недоброжелатели заметят, что их колкости не достигают цели – интерес к жертве будет утрачен.
В любом случае – будьте в контакте с вашими детьми. Это однозначно сведет к минимуму их проблемы, а оставшиеся – уже не будут казаться слишком значимыми и неразрешимыми.
Отдавая ребенка в школу, родители зачастую сталкиваются с неприятной проблемой – их любимого сыночка или дочку обижают. При том это происходит не всегда только в моральном и эмоциональном отношении, но и физически. К психологическим особенностям детей добавляется чрезвычайная активность современной общественности, когда даже в детских безобидных мультфильмах можно увидеть кровожадные действия героев друг против друга. Почему и что делать, если ребенка обижают в школе? Рассмотрим основные причины и узнаем советы психолога, как поступить в данной ситуации.
Пожалуй, не бывает таких школьных классов, в которых нет хотя бы одного «особенного» ребенка – ему достаются кнопки на стуле, исчерченные тетради, выскобленные на парте обидные слова. Над ним смеются, принимают за ботаника или белую ворону, стараются обходить стороной и даже не здороваются. Что же он делает не так? Выделим основные причины, по которым ребенка начинают обижать в коллективе.
Физиология | «Не такой, как все» - казалось бы, это прекрасно, когда ребенок имеет свою особенность. Но именно данный фактор часто становится причиной насмешек и обидных слов со стороны одноклассников. Полнота, излишняя худоба, большие уши, веснушки, яркий рыжий цвет волос, небольшой рост, какие-то изъяны вроде прыщей или шрамов – вариантов множество. | |
Дикция | Проблемы с произношением отдельных звуков или слов часто провоцируют детей обижать друг друга. | |
Школьные оценки | При том как плохие, так и хорошие. Занимаешься в классе хуже всех – «двоечник», лучше всех – «ботан», «зубрила», «зануда». | |
Манера поведения | Дети разные: активные и медлительные, агрессивные и спокойные, улыбчивые и понурые, открытые и замкнутые. Обижать ребенка за то, что он делает что-то медленнее остальных или суматошнее, решатся многие. | |
Внешний вид | Часто под негативное отношение сверстников попадают дети из малообеспеченных семей, которые вынуждены носить скромные наряды, иметь скудный запас личных вещей, у которых отсутствует мобильный телефон или деньги на обед. С ними иногда поступают очень жестоко, особенно если контраст с остальными существенно заметный. |
Проблему можно выявить и устранить на корню. Важно вовремя заметить, кто ребенок попал под насмешки, и принять меры. Делать шаги к искоренению неприятности стоит, если:
Как только вы заметили, что проблема назрела, пора ее решать. Рассмотрим, какие меры предпринять и кому жаловаться на обидчиков, а также узнаем, куда обратиться за помощью в случае серьезного конфликта.
Родители любят своих детей и готовы ради них на все – это нормально. Но бежать, сломя голову, чтобы наказать обидчиков и уволить весь школьный коллектив, не стоит. Жесткие меры со стороны взрослых могут привести к еще большим трудностям в коллективе у ребенка. Его станут обижать вдвое больше. Подойдите к данному вопросу спокойно и рассудительно, как советуют психологи. Вот несколько рекомендаций:
Иногда душевная беседа с любимым чадом открывает все первопричины проблемы. Обратиться нужно к самим себе – что не так со мной, раз меня обижают? Быть может, это делается в ответ или за что-то откровенно неприятное другим детям (например, постоянно ябедничество учителю). И тогда решение приходит само собой, когда вносятся корректировки в поведение после их разъяснения.
Если ребенок становится предметом насмешек и обид из-за своего внешнего вида, займитесь его гардеробом, смените прическу на более модную. Если виновата плохая физическая подготовка (малыш не может присесть нужное количество раз, один из всего класса не способен перепрыгнуть через козла), в ваших интересах повлиять на ситуацию – психологи советуют отдать ребенка в спортивную секцию.
Так он станет увереннее в себе, сильнее, выносливее. Аналогично решается проблема с речью – необходима консультация логопеда, с успеваемостью – наймите репетитора или позанимайтесь самостоятельно.
Расскажите ребенку о том, как важно быть активным, общаться с другими детьми, проявлять дружелюбие, поддержку. Он должен уметь как постоять за себя, когда это нужно, так и сдержаться при необходимости и уступить оппоненту.
В случае, когда дома на ребенка постоянно кричат, бьют, угнетают, в школу он приходит уже жертвой на подсознательном уровне. И сам провоцирует других на негативные действия. Или же, наоборот, начинает считать такое поведение абсолютно нормальным и сам становится обидчиком — тогда жаловаться нужно на родителей и думать, как поступать с ними.
Необходимо дать понять ребенку, что есть всегда те, кто его защитит и к кому он может обратиться за помощью. В первую очередь, это его семья, еще – хорошие друзья, единомышленники. Другие дети, которых назовем потенциальными обидчиками, буквально считывают, на сколько защитником для их одноклассника является папа или мама.
Устраивайте какие-то мероприятия, в которых ребенок может пригласить домой друзей или одноклассников. Так он учиться быть востребованным, интересным окружающим, понимает, как правильно поступать, чтобы тебя уважали и ценили.
Иногда бывает так, что не дети, а педагоги стараются обижать ребенка, который им не нравится. Что делать, если ребенка обижают в школе взрослые люди? В данном случае нужно разобраться, так ли это на самом деле, поговорить с другими родителями, с самим учителем. Если это не поможет, можно принять административные меры: поговорить с завучем и другими учителями, написать официальное заявление директору, собрать учебный совет. Ведь вопрос стоит не в том, что ребенок отличается от остальных, а в компетенции сотрудника образовательного учреждения.
Если административные меры не приносят результата и даже директор школы не намерен решать проблему, можно идти дальше и жаловаться Департаменту образования. Скорее всего, по итогам разбирательства школу будет нужно сменить на другую. Но ведь оно и к лучшему – в новом коллективе ребенок сможет проявить себя с лучших сторон и найти настоящих друзей.
В случае, если другие школьники вашего ребенка в школе стали не просто обижать, но и бить, и существует реальная угроза его жизни и здоровью, необходимо принимать жесткие меры. Административные разбирательства на уровне школы могут не привести к нужному результату. Что делать?
Для начала отметим, что уголовная ответственность для детей наступает с 16-летнего возраста, с 14 лет – могут посадить за ряд нарушений закона ().
А 14 лет, на минуточку, — это всего лишь 8 класс. Дети должны понимать, что они несут ответственность. Конечно, можно постараться припугнуть обидчиков и никуда не жаловаться, если инцидент был разовым и серьезных травм нет. Но в случае, если побои – «фишка» старшеклассников, сверстников или просто тех детей, которые в регулярном порядке избирают для себя новый объект, обратитесь в полицию.
Что делать, если ребенка обижают в школе? Стоит придерживаться определенной последовательности действий:
Если ребенку, который физически обидел другого человека, исполнилось 14 лет, будет заведено уголовное дело. Дальше суд – все, как у взрослых. По меньшей мере, это напугает обидчика, а родителей заставит задуматься над тем, кем может стать в скором будущем их чадо, и уже начать что-то делать.
Старайтесь поддерживать со своими детьми доверительные отношения, чтобы не пришлось вообще рассуждать, что делать, если ребенка обижают в школе. Если вы видите, что ребенку не хватает смелости, уверенности в себе, физической силы, запишите его в секцию по борьбе. Чаще говорите с ним, делайте совместные усилия над имеющимися конфликтами, если они есть. И будьте бдительны. Обижать могут не только вашего ребенка – он сам может стать обидчиком для кого-то. Найдите правильный подход и вырастите достойного человека, который знает, что за его спиной – семья.
Проблема травли (буллинга) детей сверстниками с каждым годом все актуальнее. Работают психологи, педагоги, правоохранительные органы, но ситуация меняется мало. Нередко травля становится причиной травм или суицидов подростков. Она оставляет глубокий след в психике и ломает будущее человека. Самое неприятное, что дети не всегда делятся своими проблемами. Для родителей важно вовремя заметить, что ребёнка обижают в школе, и остановить это.
Есть семьи, где дети откровенно рассказывают обо всем, что происходит с ними в течение дня. Но нередки случаи, когда некоторые действительно важные вещи замалчиваются. Причин такого поведения может быть много, и это отдельная тема. Мы рассмотрим самые явные признаки конфликтов:
Ребёнок открыто говорит, что не хочет ходить в школу. Имеет смысл расспросить его о причинах. Обычно это сообщает о проблемах с кем-то из сверстников, старшеклассников или учителей.
Частые опоздания на уроки. Не исключено, что ребёнок сознательно старается меньше времени проводить со сверстниками и приходить как можно позже.
Плохая успеваемость. Стоит поговорить с классным руководителем, а возможно, и самим понаблюдать, как ребёнок ведет себя на переменах. Не так страшны школьные программы, чтобы дети их не усваивали. Зачастую они плохо учатся из-за психологического дискомфорта.
Признаки невроза, агрессии или апатии. Депрессивно или агрессивно настроенный ребёнок — это повод насторожиться для родителей. Особенно стоит обратить внимание на признаки нервного тика, нарушения сна, пищевые расстройства.
Симуляция болезней. Дети не просто так придумывают себе болячки. Если отметили, что ребёнок симулирует, не ругайтесь, поговорите с ним по душам.
Испорченные вещи. Если у школьника изорваны тетради, одежда, пропадают вещи, это может быть признаком того, что его обижают.
Если отметили хотя бы пару признаков из этого списка, навестите классного руководителя, пообщайтесь с педагогами, школьным психологом. Не паникуйте, если выяснится, что ребёнок изредка конфликтует. Это нормально. А вот систематические нападки — тревожный симптом.
Нередко насмехаются над детьми с нетипичной внешностью. Полнота, прыщи, кривые зубы или даже «неправильный» разрез глаз могут вызвать жестокий буллинг. Если ребёнок не может постоять за себя, отвоевать свое «место под солнцем», ему придется несладко.
Часто издеваются над плохо одетыми, неряшливыми школьниками, детьми из неблагополучных семей. Также в группе риска слишком тихие, неуверенные в себе, медлительные, неуравновешенные школьники. Один-два прецедента — и издевательства над таким ребёнком уже входят в привычку. Примеру заводил следует весь остальной коллектив.
Принято считать, что обижают детей-«ботаников», которые много времени проводят за книжками, но упускают социальную жизнь. Как ни странно, именно «ботаники» зачастую лучше всех дают отпор насмешкам. Причина их успеха — начитанность. Такие дети копируют поведение персонажей книг. У них богатый словарный запас, который позволяет посадить в лужу обидчиков, если, конечно, не доходит до драки.
Мы, родители, нередко сами провоцируем конфликты своих детей со сверстниками. От нашей реакции, действий и слов зависит, как поведет себя ребёнок в сложной ситуации. Найти баланс трудно. Если слишком опекаем, наше чадо подвергается насмешкам из-за несамостоятельности. Если пускаем конфликты на самотек, объясняя, что не стоит переживать из-за мелочей, то формируем у ребенка мысль, что он не заслуживает лучшего.
Нельзя ни махнуть рукой на взаимоотношения ребёнка с окружающими, ни тотально контролировать. Как же быть? Стоит чутко реагировать на сообщения о возможной травле, ненавязчиво наблюдать, но вмешиваться только тогда, когда ребёнок действительно не в состоянии справиться с ситуацией самостоятельно.
Предлагаем несколько дельных советов психолога:
Доверительное общение. Разговаривать с ребёнком, искренне интересоваться его проблемами — это архиважно. Выслушивайте всё, находите время для общения. Не осуждайте, не критикуйте, а слушайте и вникайте. Ребёнок почувствует вашу поддержку и будет больше доверять.
Анализируйте и действуйте конструктивно. Если над ребёнком насмехаются из-за внешности, можно исправить ситуацию. Проблемы прыщей, лишнего веса, выравнивания зубов решаемы. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.
Наладьте контакт со школьным психологом. Он станет вашим надежным союзником и не раз выручит в сложных ситуациях. Нередко психологам дети рассказывают гораздо больше, чем родителям.
Если вашего ребёнка обижают в школе, будьте внимательны. Уделяйте больше внимания его внешнему виду, психологическому состоянию, оставайтесь на связи с педагогами.
В случае очевидного буллинга вам нельзя оставаться безучастным зрителем. Пришло время принимать кардинальные меры. Вот конкретные действия, которые доступны родителям для решения проблемы:
Немедленно подготовьте запасной аэродром. Зачастую педагоги и психолог в курсе проблем, но не могут или не хотят их решать. Если столкнулись с подобной ситуацией, соберите информацию о соседних школах и выберите наиболее подходящие заведения для вашего ребёнка. Вы должны быть готовы перевести его в любую минуту.
Не оставляйте без внимания ни один серьезный инцидент. Если травят одни и те же школьники, пишите заявление администрации с просьбой защитить ребёнка от этих учеников. Если вас будут уговаривать решить вопрос полюбовно, не соглашайтесь. Это не улучшит ситуацию, а вот соответствующий документ может повлиять положительно.
Обращайтесь в правоохранительные органы. Если ребёнка побили до синяков и царапин, немедленно обращайтесь на санпропускник ближайшей больницы и снимайте побои, обращайтесь в полицию. Если будут отговаривать писать заявление, не соглашайтесь. У вас должно быть подтверждение факта избиения на случай, если ситуация ухудшится.
Встречайте из школы. Если понимаете, что ребёнка постоянно преследуют хулиганы, «ловят» после школы, организуйте его сопровождение взрослыми. Встречайте сами или попросите помощи у родных.
Купите технические средства защиты. Сейчас доступны специальные модели телефонов с кнопками тревоги, функциями слежения, мгновенного включения диктофона. Если вашему ребёнку угрожают, такие устройства незаменимы.
Безопасность вашего ребёнка прежде всего. Используйте все доступные средства, чтобы ее обеспечить.
Обычные детские конфликты нужно отслеживать, учитывать, но помогать ребёнку необходимо только тогда, когда он сам не справляется. А вот серьезные случаи унижений, побоев спускать на тормозах нельзя. Чтобы быть в курсе всего и вовремя прийти на помощь, следуйте таким правилам:
всегда внимательно слушайте ребенка, поддерживайте, меньше критикуйте, чтобы сохранить его доверие;
будьте на связи с педагогами и психологом;
в любую секунду будьте готовы перейти к активным действиям: переводу ребёнка в другую школу, официальному заявлению на имя администрации или обращению в полицию;
купите ребёнку технические средства защиты, отпугиватель для собак.
Помните, если ваш ребёнок будет изгоем в школьной среде, это может негативно сказаться на его будущем. Не становитесь мамой-наседкой, но и не допускайте травли.
Редакционный эксперт, психотерапевт и основатель HumanLab Виктория Жаденова снова отвечает на волнующие родителей вопросы. Ранее Виктория уже рассказала, когда можно оставлять ребенка одного , как договориться с бабушкой и как быть, если ребенка обижают в школе .
Родителям часто кажется что именно их ребенок не может быть таким. «Мы вложили в него все, что могли, и он никогда не будет драться», - думают они. Однако необходимо помнить, что любой, даже самый тихий и воспитанный ребенок иногда может обидеть другого.
Важно в этот момент не давить на ребенка, а попробовать разобраться , что его привело к подобным действиям. Например, родители узнают, что их ребенок толкнул одноклассника.
В спокойной обстановке родители начинают выяснять, что случилось, и оказалось, что мальчик, которого якобы толкнули, на проигнорировал десять просьб не трогать чужие вещи и продолжал их трогать и раскидывать. Вот почему второму пришлось его толкнуть.
Но конечно, если такое агрессивное поведение с применением физической силы продолжается, стоит задуматься, что же происходит.
Часто агрессивное поведение у детей свидетельствует о том, что их границы нарушаются, а потребности где-то не удовлетворяются.
Основные потребности детей - удовлетворение интереса в игре, познание, близость, безопасность, соблюдение своих психологических и физических границ, а также востребованность в общении со сверстниками. В случае, когда какая-то из этих потребностей (или не сколько) не удовлетворяются, ребенок пытается восстановить баланс, удовлетворить свои потребности - при этом его сознание еще не замутнено социальными нормами.
Такое поведение может говорить о нескольких состояниях ребенка. Если задирой ребенок стал только в школе, а раньше за ним такого не замечалось, вполне возможно, что он переутомляется, и ему стало сложно сдерживать свое раздражение. В этом случае лучше обратиться к специалисту: неврологу, нейропсихологу, возможно, использовать специальные методы для укрепления нервной системы.
Также подобное поведение может говорить трудностях в общении. Возможно, ребенка отвергают в коллективе, и он пытается самоутвердиться с помощью агрессии. Также может быть, что ребенка подстрекают: «ну что ты, не мужик, врежь ему», и он идет на драку с целью завоевать уважение и доверие.
Ну и конечно, агрессивное поведение может быть следствием особой семейной ситуации , когда ребенок дома терпит обесценивание и/или унижение, а реализует свою агрессию на слабых в школе.
В любом случае драчливый ребенок это симптом, на который следует обратить внимание как родителям, так и учителям, и больше внимания уделить ребенку в этот возможно нелегкий для него период.
Виктория Жаденова