Как пробудить интерес ребенка к учебе. Как вызвать у ребенка интерес к учебе? Рекомендации родителям. Средняя школа: самостоятельность и поощрение

26.09.2019

Как пробудить у детей интерес к учебе, избавиться от вредных привычек и про развитие речи у детей – на ваши вопросы отвечает психолог-дефектолог детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II Юлия Борисовна Жихарева

Обучение и интерес к учебе

1. Ребёнку 8 лет. Нет желания учиться. Как это преодолеть?

Как правило, у ребёнка нет желания учиться, если ему трудно и тяжело. Прежде всего, надо постараться решить сложности обучения по тем или иным предметам. Если стойкие сложности с русским языком, нужно обратится к логопеду для тестирования на дисграфию. С другой стороны, надо постараться превратить выполнение уроков в приятное и более лёгкое занятие, для повышения интереса к учебным делам полезно подумать и придумать забавный и приятный антураж учёбы (интересные, красивые ручки-ластики, шикарные кроссовки/туфли в школу и т.п.). Последите за своими реакциями в отношении к урокам – не: "Ну, что там тебе задали?", а "Что интересное там нас ждёт?"

2. Как привить ребенку (13 лет) любовь к чтению. Абсолютно не интересуют книги. Только компьютер. Как заинтересовать?

Эффективно заинтересовывать своим примером. Если ребёнок видит, с каким удовольствием и интересом Вы читаете, ему тоже может захотеться. Можно подумать и о другом: в 13 лет не поздновато ли приучать к чтению? У него начинается возраст самоопределения, когда идёт активное сопротивление к любому приучению. "Новое поколение выбирает..."

3. Нужно ли заставлять ребенка ходить на секции и кружки, если он сначала "загорится", походит немного и больше не хочет?

Это зависит от возраста ребёнка. До 10-12 лет такое поведение "перебора" вариантов, думаю, допустимо. Но стоит на 1 учебный год ориентировать ребёнка на 1 постоянную секцию/студию.

4. Ребёнок неусидчив, излишне эмоционален, инфантилен, учёба страдает. Есть ли смысл в домашнем обучении или коррекции?

Если Вы имеете в виде перевод ребёнка на надомное обучение, то для такого перевода нужна очень серьёзная причина - полная невозможность получать и усваивать знания в классе. Когда такая невозможность неполная, то говорят о частичном переводе на надомное обучение, чтобы не ограждать ребёнка полностью от детского общества (ребёнок часть уроков посещает в школе в некоторые дни, часть уроков проходит дома). Коррекция каких-либо психических трудностей нужна в любом случае.

5. Дочери 9 лет. Память хорошая, но усидчивости нет - из-за этого проблемы в школе. Что делать?

Если усидчивость недостаточна дома при выполнении уроков, то помогут некоторые правила:

Начинать делать уроки после периода отдыха от школы,

Начинать выполнять с лёгкого, потом сложное, потом снова полегче,

Делать кратковременные перерывы через 15-20 мин.,

Помогать выполнять сложные уроки,

Поддерживать положительную эмоциональную атмосферу во время уроков: обязательно хвалить (не за результат даже, а за старание, внимательность и усидчивость).

Если проблемы с усидчивостью в школе, то здесь Вы можете только попытаться поговорить с учителем, чтобы выработался индивидуальный подход и помощь Вашей дочке.

6. Ребенку 6,5 лет, ходит в 1-ый класс, но не хочет учиться. Может, он не созрел еще для школы?

Действительно, готовность к школе включает в себя и мотивационную готовность, т.е. желание учиться, знание, для чего это надо. Ребёнок должен "своё отыграть", потому что в играх развивается много полезного: внимание и усидчивость, умение взаимодействовать с другими, все психические свойства. Я не поддерживаю стремление родителей отдать ребёнка в 1 класс в 6 лет. Это рано, и, правда, "не созрел". Но в детсад возвращаться не будем, поэтому развиваемся дальше: превратите уроки в интересное занятие и игру, заинтересуйте ребёнка, продолжайте играть с ним в свободное время в игры (особенно хороши игры по правилам: лото, домино, шашки, даже "казаки-разбойники"!).

7. Что нужно сделать, чтобы ребёнок захотел учиться? Нам 10 лет - 4 класс, не хотел идти в школу с 1 класса, а теперь и подавно не хочет. Я объясняю каждое утро, что это важно для каждого человека. Сын говорит, что ему там неинтересно, скучно и вообще ему это не надо. Что надо, сам не знает. Ходит в музыкальную школу уже 2 год сейчас хочет бросить, я уговариваю каждый день, что это нужно, тебе потом пригодится. Вообще никогда не доводит дело до конца, бросает, когда появляются трудности.

У Вашего сына не сформирована учебная мотивация. Ваши уговоры её не формируют. Могу предположить, что Вы - человек очень активный, и тогда эта активность может гасить собственную активность ребёнка.

В конце учебного года трудно, но в следующем году постарайтесь найти для сына ИНТЕРЕСНУЮ ДЛЯ НЕГО секцию или студию, потому что любое интересное занятие будет стимулировать интерес к другому, к школе.

Поговорите о профессиях, в которых не нужно образование, посмотрите на людей, как они работают и выглядят. Познакомьте со своей работой. Относитесь к новым заданиям и урокам, как к чему-то новому и интересному. Постарайтесь превратить выполнение уроков и посещение школы в более интересное и приятное занятие: купите эффектные аксессуары, подсластите конфетами, хвалите и радуйтесь любым достижениям и особенно старанию (не страшно, если Вы чуть-чуть преувеличите). Усидчивость и произвольность поведения развивайте в играх по правилам (шашки, лото и т.п.).

Развитие речи

1. Моей дочке 3 годика, она очень плохо разговаривает. Стоит ли начинать водить уже ее к логопеду?

Да! Надо, прежде всего, придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий.

2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит: "я сделал, я погулял", короче путает женский и мужской род.

У Вашей дочери не сформировалось согласование слов в роде и падеже. Возможно, это один из симптомов другой целостной картины. Проконсультируйтесь с логопедом. Наверняка потребуются логопедические занятия. Дома Вы каждый раз, как слышите неправильное согласование слов, тут же давайте правильный вариант. Дети часто автоматически повторяют правильно, если нет - стоит намекнуть, что очень хочется услышать.

3. Моей дочери пять лет. Она выговаривает звук "р" только вначале слова. Это нормально? Если нет, что делать?

Думаю, что дочка начала овладевать произношением звук Р (в 5 лет это нормально) - это легче делать в начале слов. Помогите ей продвигаться дальше и начните по слогам проговаривать слова, где звук Р в конце слова, в середине. Помочь Вам могут специальные логопедические тетради на звук Р, занимайтесь с дочкой по ним.

4. Девочке 7 месяцев, не хочет произносить слоги. Как ей помочь?

Понаблюдайте за собой и за своим поведением: если девочка подолгу остаётся одна в кроватке или манеже, если Вы неразговорчивы и мало говорите, то такое вполне может быть и без патологии речи, при возможностях нормального развития. Тогда: носите за собой постоянно ребёнка, чтобы он находился в Вашем обществе и постоянно с ним "разговаривайте", проговаривая вслух всё, что вы делаете, называя все предметы, которые попадают в поле зрения ребёнка. Пойте песенки, рассказывайте и делайте "потешки", типа "Ладушки" и "Коза", добиваясь от ребёнка ответной эмоциональной реакции (она должна смотреть и улыбаться в ответ, сама доделывать какие-то движения). Если ответной реакции нет, идите на консультацию к детскому невропатологу.

5. Моей дочери в июне будет – 5 лет. Не выговаривает р, ш, иногда з. Уже пора заниматься логопедом?

Обычно, занятия по коррекции звукопроизношения начинаются с 5 лет, и к 7 годам работа должна закончиться. Строго говоря, у Вас ещё есть время. Считаю, начинать заниматься с начала учебного года вполне можно.

6. Сыну 11 лет. Как научить его грамотно писать?

Если ошибки очень несуразные "от невнимания", то обязательно тестирование логопеда. Это может быть дисграфия и должна проводиться длительная и грамотная коррекция. Если это незнание правил, поможет учитель русского языка.

7. Моему сыну 2 года, он произносит только «мама», «папа» и еще несколько слов. Нормально ли это?

Около 2 лет я, как логопед, ожидаю услышать появление начал фразовой речи (хотя бы простейшие: "Мама, пипи. Дай пить", и наличие хотя бы нескольких слов 2-сложной слоговой структуры (2 разных слога: слова по типу тётя, аба- яблоко, упа- упал). Если этого нет, то по качеству общения при обследовании логопеда, можно поставить диагноз задержка речевого развития или задержка темпов речевого развития.

Вредные привычки

1. Я уже год, как заметила, что сын (7лет) занимается онанизмом. Я его и ругала и пугала. А теперь и в садике заметила воспитатель, сказала мне, так стыдно было! А что делать-то? К кому обращаться? Подскажите, пожалуйста!

Вы правильно первоначально обратились к психологу. Онанизм относится к патологически привычным действиям. Ругать и пугать, действительно, бесполезно. Можно только попробовать проработать этот вопрос - к нему должен быть комплексный подход: лечение психиатра и помощь психолога.

С точки зрения психологии прекратить это явление репрессивными методами нельзя, можно стараться заменить этот негативный стереотип на другой, положительный:

Т.к. ребёнок уже знает, что делать это плохо, надо с ним договориться, что Вы поможете ему избавиться от этой привычки, а он Вам в этом поможет.

Усилить контроль и постараться не дать времени и возможности это делать,

Научить сына класть руки и занимать руки так, как "надо": сложить в "замочек" при просмотре телевизора, положить под щёчку, под подушку или на одеяло при засыпании, занять руки игрушками, безопасной едой (полезно погрызть фруктыовощи).

Напоминать сыну не о том, чего не надо делать, а о том, что надо: складывать, держать и т.д.

Повысить эмоциональный контакт с сыном, почаще высказывать ему похвалу и одобрение.

2. Что делать если ребенок рвет у себя волосы? В чем причины?

Важен возраст ребёнка, насколько он может или не может контролировать себя, какие при этом эмоции наблюдаются. Причинами может быть: проявление навязчивых действий, самонаказание при психологическом или эмоциональном неблагополучии. Понять это поможет психолог или психиатр. Если это навязчивые действия, то требуется лечение психиатра и консультирование психолога на тему "избавление от патологически привычных действий ребёнка". Если это самонаказание, то должен поработать психолог и не с одним ребёнком, а и с родителями по улучшению психологической обстановки в семье.

3. Моему сыну 4,5 года спит только со мной или с папой. Как отучить?

Так поступают возбудимые или чувствительные дети. В этом возрасте ребёнок может спать один, но тогда придётся какое-то время сидеть при его засыпании, чтобы Ваше присутствие помогло ему успокоиться и расслабиться. При этом у него должно быть приятное и комфортное для него место для сна. Желательно, чтобы сын помогал Вам в его обустройстве, чтобы он САМ сделал себе "взрослое" место для сна, которое бы ему нравилось.

Если категорически не получается сейчас приучить ребенка спать одному, значит, он пока психологически не готов к этому, не набрал той уверенности в себе и в окружающих, которая требуется ребёнку для самостоятельного сна. Тогда попробуйте подождать и через 2-3 месяца снова попробовать приучить его к самостоятельному сну.

4. Как отучить ребёнка грызть ногти (16 лет), начала недавно.

Если привычка появилась недавно, то, наверняка, сейчас наблюдается пока ещё острый момент, и причина возникновения этой навязчивости ещё сильна. Поэтому рекомендую обратиться к психиатру. Подумать, что спровоцировало возникновение навязчивости, и постараться устранить причины. С девочкой надо договориться о том, что вы ВМЕСТЕ будете работать и искоренять плохую привычку, обязательно нужно её желание и согласие. Потом обсудите с дочкой, как предотвратить или заменить откусывание ногтей: погрызть что-нибудь вкусное и полезное (фрукты, овощи, семечки и т.п.), при необходимости напоминайте ей о том, что НАДО делать, не говоря и не упрекая в том, что НЕ НАДО.

Например, как вы отвечаете себе на вопрос, зачем вообще нужна школа? «Современные родители склонны думать, что школа - лишь средство для поступления в вуз. Получается, что сами по себе эти 11 лет не важны. Так мы убиваем смысл обучения. Ведь учеба намного шире школы и содержательна сама по себе, независимо от того, есть ли у нее цель», - подчеркивает педагог. В то же время учеба не должна быть средством самоутверждения родителей, бессознательно ожидающих, что ребенок преуспеет там, где они сами оказались не стишком успешны. Или, наоборот, что он повторит достижения отца и матери. И наконец, спросим себя: а знакома ли нам самим радость познания? Любим ли, умеем ли мы учиться, открывать для себя новое? «Правило простое: чтобы ребенку было интересно, нужно, чтобы родителям было интересно, чтобы у них самих горели глаза», - уверен Александр Закуренко.

Самое главное, чтобы ребенок в принципе открыл для себя радость познания. Не обязательно в связи со школьными предметами: игры, прогулки, путешествия, спорт, чтение, кино, музеи, семейные разговоры могут быть не менее эффективны. Ведь наш мозг работает как сеть: мы запоминаем новое и продвигаемся вперед, опираясь на уже приобретенные сведения, привязывая к ним новую информацию. Все, что нас подпитывает интеллектуально, помогает учиться в дальнейшем.

Но родителям стоит помнить: чтобы открытие состоялось, оно должно быть совместным. «Это значит, что если мы, например, идем на детский спектакль, то делаем это не потому, что это полезно ребенку, а потому, что нам это тоже интересно и мы по-настоящему проживаем это время вместе с ним, - объясняет Елена Морозова. - И очень важно потом обсуждать увиденное: а что тебе понравилось? а почему? Маленького ребенка можно просто выслушать, разговорить. Ребенка постарше хорошо бы побудить обосновать свое мнение. Так мы поможем ему развивать навыки анализа, умение отстаивать свою позицию». Этому поможет искреннее желание познакомиться с внутренним миром ребенка, обстановка принятия, которой современным детям очень не хватает.

Как бы вы ни были заняты, как бы ни уставали, каждый вечер выделяйте время на общение с ребенком, предлагает Александр Закуренко: «Постарайтесь уловить, что ему интересно, даже если ваши интересы не совпадают, и переключиться на его «регистр». Это требует усилий. По иначе диалога не получится». Совсем не обязательно говорить о школе. Можно читать вслух по очереди, решать головоломки, обсуждать фильмы... список возможностей бесконечен. Играйте в бильярд, делайте макеты, готовьте еду, устраивайте велопрогулки - между делом можно повторить основные положения математики, химии, естественных наук, физики, географии...

Школьная система требует от детей усвоения определенных знаний, показателем этого усвоения служит успеваемость. Вслед за школой и мы, с нашей сильной тревогой за «успешность» детей и за их будущую карьеру, сосредотачиваемся прежде всего на внешних целях, воплощенных в хороших отметках. «Родители часто думают за ребенка, делают за ребенка и выдают ему готовый вариант. Ему остается только запомнить и повторить, - констатирует Елена Морозова. - Они стараются свести к минимуму пробы, ошибки, преодоление - и лишают ребенка самостоятельных побед, которые во многом и формируют его интерес! А умение держать удар наверняка пригодится ему во взрослой жизни, раз уж мы так беспокоимся о его успешности».

Не всякая учеба помогает ребенку раскрыться, соглашается Александр Закуренко. «Школа требует от него повторения каких-то образцов. И хорошо, если мы сумеем увести его из мира готовых схем в мир свободного вопрошания. Человек начинает учиться, только когда начинает сам задавать вопросы. Тогда у него появляется собственная мотивация, ему интересно найти ответ. За которым последует новый вопрос. По опыту я знаю, что можно пробудить интерес к любому предмету, если показать, что в нем есть загадки. По большому счету учеба - это приключение мысли. Тот, кто это прочувствовал, будет учиться всегда и везде».

В нашей педагогике долгое время считалось, что главное - показать ребенку его ошибки, и тогда он каким-то чудом начнет их исправлять, рассказывает Елена Морозова. «По о каком удовольствии от учебы может идти речь, если его все время ругают, все время им недовольны? Он делает вывод: я несостоятелен! Так что хвалить необходимо: за всякое усилие, за порыв, за минимальное продвижение». Важно понять, в какой сфере ребенок успешен, и поддержать его в этом. «Допустим, он прекрасно играет в футбол. А нам, может быть, досадно: лучше бы он отличался в математике или литературе. По сейчас важнее поддержать в нем это чувство состоятельности. Можно ему говорить: ведь и в футболе у тебя не все получается, но ты стараешься и добиваешься результатов. Значит, ты и с учебой справишься».

Но что, если мы вообще не видим позитива? Елена Морозова предлагает вести в течение месяца дневник, фиксируя то, что удалось ребенку, и анализируя эти маленькие достижения. Не забывая при этом радоваться самим и хвалить ребенка. Конечно, не надо перегибать палку. «Постепенно у ребенка включится рефлексия, он сможет здраво себя оценивать, не ожидая похвалы и не боясь ошибиться», - обнадеживает родителей Александр Закуренко.

Роль «проводника в мир слов» принадлежит прежде всего родителям. «Облегченную речь мы используем на начальном этапе, чтобы ребенок мог имитировать слова и учился говорить, -отмечает Елена Морозова. - Подальше родители работают на опережение, чтобы расширять и обогащать его словарь». Чтение вслух, аудиозаписи, фильмы - все может помочь. По лучше всего, по мнению Александра Закуренко, живая речь: «Мой опыт говорит о том, что с ребенком нужно разговаривать так же, как со взрослым. Разве что объяснять термины, которых он не знает. Когда мы говорим с ним, не упрощая свою речь, развернутыми предложениями, он начинает так же мыслить. Ведь язык структурирует мышление». Чем разнообразней и ярче речь, которую дети слышат, тем лучше. Играйте со словами, сочиняйте каламбуры, используйте любую возможность - книги, рекламу, интернет, кино, - чтобы обогатить их словарь, сделать язык выразительней.

Не забывайте о теле. «Особенно это важно для астеничных, ослабленных детей, - напоминает Елена Морозова. - Во время занятий им каждые 15 минут положен 5-минутный перерыв». Лучше потратить его с умом: сделать зарядку или легкий массаж, выпить чай с сахаром - глюкоза стимулирует умственную деятельность. Комнату, где ребенок будет делать уроки, нужно проветрить. Регулярно давайте ребенку пить: вода улучшает когнитивные функции. Это же относится и к фруктам, злакам и меду, но не к сладостям. Следите, чтобы ребенок достаточно спал: «При недостатке сна нервная система не успевает восстанавливаться, ребенок становится апатичным, раздражительным, не выдерживает нагрузку». Элементарные вещи? Да, но за ними недостаточно следят!

Не забывайте про спорт и игры на свежем воздухе. Прежде чем приняться за уроки, полезно сделать несколько поверхностных дыханий животом, с рукой на животе; расслабить пальцы, шею; выполнить упражнение «тряпичная кукла»... Или раскрасить мандалу (сборники раскрасок продаются повсюду), это разом и разрядка, и сосредоточение. И не забывайте об отношениях, которые у вас складываются. «Скандалы и конфликты из-за учебы не пойдут ребенку на пользу. Когда и в школе, и дома от него все только чего-то требуют, это приводит к истощению нервной системы, школьным неврозам. Оставайтесь для него родителем, а не учителем, - призывает Елена Морозова. - Помогайте ему там, где трудно, показывайте, что любите его».

Как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для ребенка – вы сами. Большинству взрослых, в силу своей занятости, совсем не до чтения, максимум, на что хватает их времени и сил, - это газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизор или компьютер. Хорошим выходом является совместное чтение. Читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи сверх школьной программы. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса-час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Разыгрывайте с ребенком сценки из прочитанной книжки, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре Колобок убежит от лисы, встретится с драконом, и т.д.

Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой.

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги.

С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает, а что нет, что бы вы добавили в фильм, с чем не согласны.

Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Сами цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем, это умение только украсит и обогатит речь вашего ребенка. Благодаря этим приемам, содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым для него. Кроме того, они способствуют развитию его воображения и речи.

Заведите ритуал вечернего чтения. Читать можно по-очереди: сначала он вам, затем вы ему, или наоборот. Со старшими детьми можно читать по ролям.

Если ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать сам, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочесть книгу дальше, а потом рассказать вам что там произошло. Но не злоупотребляйте «своей занятостью» - ребенок может понять, что таким способом вы пытаетесь заставить его читать.

Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонациям и содержанию. Учите ребенка пересказывать, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.

Начинать подготовку домашних заданий лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу, но не перегружайте ребенка ежедневным чтением вслух – непрерывное чтение вслух должно занимать у 1-классника 8-10 минут, а у 2-классника 10-15.

Чтобы чтение не воспринималось ребенком как наказание, никогда не наказывайте его чтением вместо игры, прогулки или просмотра телевизора. Можно наказать ребенка, лишив его совместного вечернего чтения, но не наоборот.

Для чтения должно быть выделено специальное время, не заставляйте ребенка читать вместо просмотра любимой телепрограммы.

Никогда не отговаривайте ребенка от книги, если он уже заинтересовался ею. Читать что-то, все же лучше, чем ничего. Следите, чтобы это была качественная литература. Не стоит заинтересовывать ребенка комиксами, «ужастиками», любовными и детективными романами.

Приучайте ребенка бережно относиться к книгам.

Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту. Усложнение материала должно происходить постепенно. Если вы видите, что книга слишком трудна или не интересна, не настаивайте. Отложите ее на время. Но не упустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книг.

Научите ребенка пользоваться библиотекой. Для начала запишитесь вместе в школьную или районную, вместе выбирайте книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как воспитать у ребенка интерес к чтению"

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим...

"Как вызвать у ребенка интерес к обучению в школе"

Памятка для родителей.Чаще общайтесь со свои ребенком, хвалите даже за самые маленькие успехи, поддерживайте его!Это и есть залог успешного обучения....

Ох, как же трудно мне учиться!

Строчки ровно в ряд писать,

Примеры сложные решать!

Я хочу с ребятами резвиться,

Мамуля, ты меня не заставляй,

Ты со мною «в школу» поиграй,

Где на всех уроках, как в игре,

Интересно и тебе, и мне!

(Анна Кубата)

В рамках акции «Образование – всем детям!» мы продолжаем разговор с родителями о том, как правильно организовать образовательную деятельность своего ребенка. На вопросы родителей отвечает психолог МБУ СО «Кризисный центр» — Анна Кубата.

Многие родители часто задаются вопросом: Как вызвать у ребенка интерес к учебе? Почему ребенок не хочет учиться?

В действительности, если родитель задает себе такой вопрос, то чаще всего, в голову приходит, довольно банальный ответ – из-за лени. Но на самом деле, все гораздо сложнее. Ведь отсутствие у ребенка интереса к учебе могут спровоцировать сами родители, предъявляя своему чаду непосильные требования.

Предлагаем родителям использовать некоторые рекомендации, которые помогут грамотно организовать образовательное пространство и воспитать положительное отношение ребенка к учебе.

Во-первых, присмотритесь к себе.

Какие требования вы предъявляете своему ребенку? Соответствуют ли они его возрасту, возможностям?

Бесполезно заставлять ребенка заниматься уроками часами, если он еще младший школьник. В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра . Ребенок в этом возрасте не способен длительное время усидеть на месте. Такая нагрузка может вызвать нервное перенапряжение. Время, отведенное урокам, должно соответствовать возрасту ребенка: не более двух часов с 15-минутным перерывом через каждые 45 минут (учитывая индивидуальные особенности ребенка).

Во-вторых, если вы требуете от своего школьника только отличных результатов, каждый раз критикуя за более низкие оценки, приготовьтесь к тому, что у него выработается отрицательное отношение к учебе из-за страха наказания и негативного отношения к нему со стороны взрослых.

Кроме того, у ребенка вырабатывается страх совершить ошибку, что непременно случается из-за постоянного напряжения, — внимание рассеивается, и ребенок ошибается. Отсюда комплексы, неуверенность в себе, и как следствие, ложь («ничего не задали», «я уже все сделал», «потеря» дневника и т.п.).

Чтобы этого избежать, поощряйте ребенка за хорошие оценки, за его старания. Если все-таки плохая оценка получена, не ругайте и не критикуйте, а наоборот, поддержите: «Я знаю, ты старался! В следующий раз у тебя обязательно всё получится!»

В-третьих, каждому ребенку нужен индивидуальный подход в учебе, учитывая его темперамент.

Под темпераментом, мы понимаем тип нервной системы, который обуславливает скорость и силу протекания нервных процессов. Известно четыре типа темперамента:

флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики .

Бесполезно, а порой и вредно, требовать от ребенка с флегматичным темпераментом быстрого выполнения заданий, так как его нервная система инертна и не способна быстро «включиться» в какую-либо деятельность и динамично выполнять ее. Такому ребенку необходимо давать больше времени на выполнение задания и не торопить его.

А вот ребенку-сангвинику быстрый темп работы дается легко, но завершить начатое дело и не отвлекаться — сложная для него задача. Такого ребенка желательно заинтересовать такими видами деятельности, которые концентрируют внимание, требуют тщательности выполнения. Это может быть конструирование, складывание паззлов, рукоделие. Необходимо поощрять сангвиника за его настойчивость при выполнении заданий.

У ребенка холерического темперамента могут возникнуть сложности из-за избытка энергии, неусидчивости, невнимательности. В первую очередь, нужно дать выход накопившейся энергии. Идеальный вариант – занятия подвижными видами спорта. Для тренировки внимания также подойдут занятия рукоделием, лепкой, рисованием. Холерики всегда торопятся! Объясните ребенку, что главное в работе — качество, а не количество.

Очень внимательно нужно относиться к ребенкус меланхолическим темпераментом . Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке со стороны близких ему людей. Малейшая неудача повергает его в уныние. Задача родителей — научить ребенка видеть в ошибках положительный опыт, хвалить его за успехи и обязательно говорить ему, что вы верите в его силы, и что он сможет справиться с заданием.

В-четвертых, будьте образцом для своего ребенка.

Расскажите ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлениях на олимпиадах и конкурсах. Вспомните свои любимые предметы и учителей. Просмотрите вместе школьные фотографии, расскажите об одноклассниках, одним словом, формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Также играйте всей семьей в интеллектуальные игры, чтобы расширить кругозор и воспитать потребность познавать что-то новое. Играйте с ребенком «в школу», выполняя домашнее задание. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребенка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только выполненное домашнее задание и хорошую оценку, но и желание ребенка вновь приступить к такой занимательной «игре» в следующий раз.

В-пятых, помогайте ребенку выполнять домашнее задание.

Если вы будете выполнять домашние задания за ребенка, вы отберете у него возможность научиться думать, вырабатывать в себе самостоятельность и ответственность. Задача родителя — обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребенок затрудняется с тем или иным заданием, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы ребенок смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные перед ним задачи.

Еще одна важная деталь – организация рабочего места ребенка .

Это должен быть удобный стол, расположенный в хорошо освещенном месте. Где достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов, например, телевизора. В этом деле также можно проявить творческую смекалку: наклеить на полочки, стены разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Ну, а если есть грамоты и благодарности, то и их повесить рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребенок вспоминал о прежних успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.

Главное помните, что ребенку необходима поддержка взрослых, искренняя заинтересованность в его успехах.

Будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ребенка. Присматривайтесь к себе, не слишком ли вы категоричны и требовательны, вспомните мудрое высказывание классика русской литературы Н.В. Гоголя: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя».

Удачи вам, дорогие родители!

Часто родители перекладывают ответственность за нежелание ребёнка учиться на преподавателей. Дескать, если не любит Ребенок математику, следовательно, это преподаватель негодный, не может изложить урок таким (образом, чтобы вызвать интерес ребенка. Несомненно, доля истины в этом есть. Однако ведь привычка учиться и привитие любви к обучению не может ограничиваться школьными стенами. И целиком снимать с себя ответственность за то, что ваш младшеклассник не желает делать уроки, неправильно. Эти умения и навыки, которые ребенок приобретает в школе, играют главную роль в его умственном и социальном формировании. Однако и в родительской поддержке он нуждается неизменно.

Шесть шагов к успеху

Как привить ребёнку желание учиться?

Читайте с любовью

Привить страсть к чтению трудно. Начните с собственного примера – читайте как можно больше, чаще, совместно и по раздельности, вслух и с выражением! Пускай дома будут печатные книги (а не две электронные). Даже столовые салфетки и туалетная бумага имеют все шансы быть тематически оформлены и содержать текст. Вы понимаете, чем интересуется ваш ребёнок, – пускай в доме будет литература на волнующую его тему. Это сработает!

Поощряйте его интересы

Относитесь с почтением к увлечениям ребёнка. Даже если они представляются вам бессмысленными либо комичными. Пристрастие ребенка – это его первые шаги к самовыражению. Может быть, через увлечение вам удастся заинтересовать его учебой. Поведайте, что математика однозначно поможет ему добиться своей цели и стать бизнесменом, однако при этом принципиально быть грамотным, в следствии этого необходимо заниматься русским и английским.
Я плохой либо прекрасный? Равно как преуменьшенная оценка оказывает большое влияние в учебу

Не прекращайте играть

В игре мы развиваемся, оттачиваем умения. Если думаете, что с момента поступления в среднее учебное заведение игры необходимо прервать и только делать уроки, заблуждаетесь. Игры стимулируют развитие кругозора, следовательно играть нужно! Просто в эти занятия добавляйте «школьную» информацию и говорите, что это всё невероятно занимательно и как отлично, что на занятии он имеет возможность узнать намного больше! (Несомненно, чтобы играть было интересней.)