Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Материал на тему: Как научить ребенка учиться

16.10.2019

Всё чаще и чаще мы слышим слова: дети спасут человечество. Этот мотив вечен. Он и в поступи "Сикстинской мадонны", и в светской философии Ф. Достоевского, Л. Толстого, в русской литературе. И в сегодняшней борьбе за выживание человечества.

Ребёнок – это мера всех вещей. Первообраз добра и красоты. Поэтому знаменитое "красота спасёт мир " звучит, как дети спасут мир.

Дети – наше будущее. Наши потенциальные возможности и наши человеческие идеалы в будущем.

Что же такое детство? Каков путь ребёнка к гармонии?

"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш" (В. А. Сухомлинский)

Детство – особое психическое состояние, говорят философы. Это человеческое состояние полно неукротимой энергии, наполнено игрой физических и интеллектуальных сил. И энергия здесь особенная – энергия роста. Энергия земного побега. Энергия неодолимости.

Ребёнок живёт, а не воспитывается. Чем ярче его жизнь, тем больше положительных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание.

И эта энергия нередко творит беды. Достоинства, различные увлечения и потребности способны обернуться своей противоположностью и привести к дисгармонии отношений детей с взрослыми. Возникшие противоречия между детьми и родителями не проходят бесследно, могут сопровождаться своего рода кризисами, нравственными потрясениями, страданиями. И здесь задача взрослых: педагогов, родителей – находить разумное разрешение конфликтов.

Вообще-то ребёнок сам творит своё воспитание. Но помочь ему ставить перед собой задачи и сверхзадачи призван взрослый человек, наставник, старший товарищ, родитель или педагог.

Но какие же задачи в первую очередь должны решать взрослые и дети?

Первая – забота о здоровье. О здоровье физическом, психическом и нравственном. Здесь всё связано. Неотделимо. Психические расстройства, нервные срывы и даже детские самоубийства во многом зависят от большой, порой ненужной загруженности школьников учебными занятиями, принижения их человеческого достоинства в школе и дома, от разобщённости в детской среде, которая нередко предъявляет жестокие и несправедливые требования к личности ребёнка. (Пример из своей практики.)

В литературе на темы воспитания есть немало писем самого разнообразного содержания. Вот одно из них:"Мой ребёнок боится ходить в школу. Она ему ненавистна. Месяц назад ему вымазали пальто масляной краской. А вчера на уроке труда ему облили ацетоном шнурки на ботинках и потом подожгли их. Сын кричал, а все дети хохотали. И самое ужасное случилось дома: отец увидел испорченную обувь и избил сына…"

К сожалению, подобные случаи нередки. Дети не защищены от авторитарных средств воздействия ни в школе, ни дома. Авторитарный характер отношений, жестокость и разобщённость создают дискомфорт в душах детей, отрицательный психологический климат в классном коллективе, что всегда очень скверно воздействует на психическое состояние учащихся и явно мешает успешному обучению.

И здесь нужно выделить вторую задачу – заботу о нравственно-волевом воспитании детей.

Важно, чтобы каждый ребёнок школьного возраста составлял свой план жизни, в котором непременно были бы элементы общего и профессионального развития, занятия спортом, трудом, искусством. И непременно – сверхзадача. Непременно испытание: что я могу? На что я способен? Есть немало семей, где детям помогают ставить и достигать различные увлекательные цели. Учат, может быть, самому главному в жизни – дорожить временем. Считать каждую минуту. Постоянно спрашивать у себя: а что я сделал? Чего я достиг? и как же здесь необходимо единство взрослых и детей! Единство как сотрудничество!

Опыт семейного воспитания семьи Никитиных замечателен не только тем, что дети школьные курсы освоили на три – четыре года раньше своих сверстников, а тем, что сэкономленное время расходовали на укрепление здоровья, на чтение литературы, на участие в производительном труде.

Так старший сын часто по выходным выполнял заказ завода – делал электронные выключатели, а младшие красили кубики для фабрики игрушек, за что получали денежное вознаграждение.

Если ребёнок с детства и до 12 лет не включён в систему реальной ответственности, в реальный производительный труд и частичное самообеспечение, он непременно, как это имеет место в жизни, вырастет инфантильным, неприспособленным, безвольным человеком. Среди молодёжи часто встречается немало растерянных, слабых духом людей: они-то и тянутся к наркотикам, алкоголю, лёгкой и праздной жизни.

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильно организованный режим дня, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю. К внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять, поиграть, послушать музыку и т. д. Конечно, это перечисление не исчерпывает все моменты, так или иначе влияющие на процесс обучения. Я остановлюсь на тех, которые обычно игнорируются взрослыми или являются источником грубых психологических ошибок.

Возьмём такой пример.

- У моего сына вечно не хватает времени для уроков. Проводит над книгами часа по три, по четыре и еле-еле успевает приготовить задание .

Мальчик учился в пятом классе. Можно объяснить этот случай тем, что пятый класс является переходным к средней ступени обучения, что именно здесь происходит переход от начального обучения к систематическому изложению наук; что резко возрастает сложность и объём изучаемого материала; что старых учебных приёмов, которые оправдывали себя в начальной школе, становится недостаточно и требуется помочь школьнику овладеть новыми приёмами, позволяющими усваивать всё больший и больший объём информации.

Но оказалось, что в приведённом примере была совсем другая причина. Это неумение школьника регулировать собственное поведение. Иными словами, недостаточно развитое умение управлять своим поведением препятствует полноценному формированию учебной деятельности и, как следствие, успешному обучению.

Случай этот не столь редкий, к сожалению. Он встречается и у пятиклассников и у более старших ребят. (Примеры из практики )

Следовательно, чтобы школьник легко и успешно учился, надо научить его учиться – то есть научить организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность (в процессе которой и происходит усвоение новых знаний), но и своё поведение (чтобы внутренняя умственная работа проходила как можно более успешно).

Что же может учитель посоветовать родителям, если их сын или дочь не могут усадить себя за уроки? На этот вопрос можно ответить только так: предстоит долгая и нелёгкая работа по формированию у школьника качества произвольности – умение управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот.

1) Лото, шашки, домино и т. п. игры, где играющий должен поддерживать произвольное внимание.

2) Очень полезно бывает для ребёнка выполнять какое-то дело вместе с взрослыми. Какое именно – не так уж важно. Необходимо только, чтобы это дело выполнялось быстро, весело, без предварительной раскачки, и без томительных пауз. Можно вместе убирать посуду: взрослый моет, ребёнок вытирает; читать книгу - страницу взрослый, страницу он; что-нибудь прилаживать или чинить - папа работает, а ребёнок подаёт ему гвозди, молоток, отвёртку.

Пусть на первых порах посуда будет плохо вытерта, а книгу придётся читать совсем не интересную для старших. Ничего страшного. Зато в ходе такой совместной работы школьник приобретает умение сосредоточиться на выполняемом деле.

Важно также выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое.

Если его зовут кушать, он должен немедленно прекратить свои дела и идти к столу.

Конечно, ребёнок есть ребёнок. И деловитость не может быть основной чертой школьника. Не надо требовать, чтобы он всё время ходил "по струнке". Пусть у него обязательно будет свободное время, когда школьник предоставлен самому себе и никто его не "регулирует". Но очень важно приучить детей отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое.

Вспомните, когда ваши дети были дошколятами. Сколько раз приходилось видеть, как, сев за стол, ребёнок не столько ест, сколько строит из каши на тарелке какие-то домики и фигурки. А родители не обращают на это внимания. Пришёл с прогулки, начал снимать сапожки – и пошёл скакать на одной ноге по комнате: ах, как смешно болтается полуснятый сапог. Пошёл в ванную мыть руки и заигрался с зубными щётками. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться и потом во время занятий, когда станет школьником.

Надо приучить ребёнка всё необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

3) По мере взросления школьника можно ему давать самостоятельные поручения, а потом эти поручения постепенно перевести в постоянные обязанности. Он может ходить за хлебом или газетой, подметать пол, водить в детский сад младшего братишку или сестрёнку, в более старшем возрасте – чинить перегоревший утюг, поправлять замок, убирать в доме, делать покупки в магазине, платить за квартиру и телефон, стирка, мытьё полов и многое другое.

Это помогает не только овладеть тем или иным умением, но и усвоить "взрослый" стиль жизни: браться за работу без промедлений, делать её не отвлекаясь, добросовестно.

Нельзя забывать о том, что умение управлять своим поведением – это целостное свойство личности, и выработать его в каком-то одном виде деятельности, например, только в учёбе, невозможно.

Не надо думать, что у школьника, кроме учёбы, не должно быть других обязанностей. Это обычное родительское заблуждение. Человек, который должен в течение дня сделать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчитывать, когда и что он должен сделать. Он приступает к делу без проволочек и работает не отвлекаясь. Избыток свободного времени, напротив, приучает человека разбрасываться им.

Несколько слов о режиме занятий

Казалось бы, не всё ли равно, в какое время школьник готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Однако это далеко не так. Специальные обследования, проведённые среди учащихся всех ступеней обучения, показали, что, как правило, отличники и хорошие ученики имеют твёрдо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, которые занимались без режима. Это, конечно, не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которых не могут быть достигнуты серьёзные успехи. Поначалу это требует определённых усилий со стороны школьника. Но постепенно вырабатывается привычка, и всё становится значительно проще. Кроме того, хорошо известно, что ученик, привыкший заниматься в одни и те же часы, не только чувствует приближение этого времени, но, более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. А это также очень важно. Чем старше школьник, тем более прочна у него привычка заниматься в одни и те же часы. Такие учащиеся приступают к работе быстро, без промедлений.

Надо сказать, что само слово "режим" почему-то пользуется нелюбовью у многих учеников. Ребята старших классов обычно уже умеют распределять своё время, и вмешательство взрослых тут требуется не так уж часто. А вот для младших и средних школьников твёрдый режим, установленный с помощью взрослых, может сыграть свою положительную роль.

Я не буду останавливаться на тех, других факторах, которые играют немаловажную роль в успешном обучении школьника (место для занятий, в каком порядке учить уроки, планирование домашних заданий, контроль и самооценка). Наверняка эти вопросы уже освещались в нашем лектории раньше.

А теперь перейдём к раскрытию последних задач. Третья задача – забота о воспитании чувства хозяина, гражданина, созидателя. Решается она, прежде всего, в процессе трудового воспитания.

В своей книге "Сердце отдаю детям" В.А.Сухомлинский писал:"Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство".

В школе эта задача частично решается на уроках технологии, через работу на монастырских полях, на пришкольном участке.

А вот дома!? Все ли вы, родители понимаете важность трудового воспитания и привлекаете своих детей к посильному труду? К сожалению, не все.

Четвёртая задача – забота о повышении общей культуры школьников, в частности, средствами эстетического воспитания.

В настоящее время в нашей стране в сферу эстетического воспитания (музыка, живопись, дизайн, хореография, художественные работы с металлом и деревом, керамика), как и в техническое творчество, вовлечено не более 10% школьников. Зарубежные и наши исследования установили, что качество выпускаемой продукции во многом зависит от эстетической развитости рабочего, инженера, техника. Именно поэтому регулятором эстетического воспитания в Японии, США, Германии стал экономический рынок. Поэтому в Японии отводится только на одно рисование до 12 часов в неделю, в США – 3 часа, а у нас 1 час в неделю с первого по шестой класс. Надо ли говорить о том, что буржуазия зря средств не швыряет на образование, а даёт рабочему ровно столько знаний, сколько может обеспечить конкуренцию и прибыль.

Эстетическое воспитание, общая культура молодого человека – это та почва, на котором строится духовно-нравственная жизнь людей.

Один мудрый старец сказал как-то: "Чего там мудрить с воспитанием. Всё очень просто - наполняйте душу ребёнка прекрасным – и он будет воспитан".

Здесь нельзя не согласиться с самим принципом – воспитывать на прекрасном, на высоком. Приобщать человека к сочинительству, к творчеству, к чтению и перечитыванию хороших книжек – это метод, и ещё какой!

Ребёнок не может развиваться без фантазии, без мечты, без трепетной нежности, которые заложены в художественном творчестве.

"…Ребёнок, - говорил В. Сухомлинский, - по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину".

Одна из важнейших задач родителей и школьного образования – это воспитание ума.

Существует такая точка зрения о воспитывающем обучении, дескать, само обучение воспитывает, формирует личность. В известном смысле это так, ибо само содержание образования действительно является мощнейшим средством развития личности. Но всего лишь средством. В воспитании всё будет зависеть от того, кто и как пользуется этим средством.

Да, разумеется, если это средство правильно используется, если его освоение будет связано с развитием творческих задатков, с демократизацией жизни школы, с самовоспитанием и с самодеятельностью школьников.

Сегодняшний научно-технический прогресс не может быть выигран без школы. Доказано: эстетически развитой человек не способен производить продукцию плохого качества. А здоровье человека едва ли не главнейшая проблема наступившего века. И такого рода заболевания в детском возрасте, как ухудшение зрения, желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые и нервные заболевания - результат зряшной, никчёмной загруженности детей. Толочь воду в ступе никто не пробовал. А дети выносят всё. Несомненно, что всё это отрицательно сказывается на способах освоения знаний.

Отсюда вытекает шестая задача – забота об экологическом воспитании.

"Экология детства" - термин этот возник не так давно. Дети неотделимы от природы. Вырвать их из её лона, заключив в асфальт, бетон, захламленные программы и учебники, - значит погубить их энергию, силу, юность.

Дети тянутся к игре, к состязаниям не потому, что в них заложены разрушительные инстинкты, а потому, что это их естественное состояние роста.

Ребёнок является частью природы, поэтому и воспитание его должно быть предельно приближено к природе, воздуху, траве, движениям.

Все усилия взрослых (родителей, учителей) направлены на крохотную часть человеческого организма – на мозг. Мы пичкаем ребёнка книжками, музыкальными звуками, красками, прививаем манеры – всё это в отрыве от живой природы лишь уродует человеческую личность, высушивает её жизненные силы, уничтожает сопротивляемость организма и то, что заложено в самом существе детскости.

В общении с детьми всегда должны перекрещиваться, если можно так сказать, два начала: духовно-творческое, идущее от культуры, и экологическое, идущее от природы.

Зелёные холмы, сочная поросль, бархатистость полей, тёплая земля, шершавость стволов, звенящие ручьи, ясное небо, счастливые песни – всё это, оказывается, имеет прямое отношение к воспитанию. Всё это соединяется с детской душой, является частью её жизни.

Детское сердце нуждается в одухотворении не только силами природы, но и силами культуры.

Игра на вольном просторе обнаружила самое разное в детях, их живую пытливость, ловкость и сноровку, раскованность и бесстрашие, нежность и беспощадность. Они состязались в благородстве. Здесь не было скидок на возраст, разум, на силу или слабость, здесь властвовал закон игры: вольный, справедливый.

"Детские годы, тот возраст, который мы, взрослые, считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать – не от личной обиды, а от переживания за судьбу других, - от этого зависит, каким гражданином будет наш воспитанник. Перед взором ребёнка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями, в нём дети видят красоту и уродство, счастье и горе. Всё, что происходит в окружающем мире, всё, чем жили люди в прошлом и чем живут сейчас, дети разделяют на добро и зло. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребёнку правильное видение добра и зла". (В. А. Сухомлинский)

Тема сегодняшнего лектория очень актуальна. Она касается как педагогов, работающих в школе с детьми, так и родителей.

Воспитание тех качеств личности ребёнка, о которых я говорила, несомненно, будет способствовать более успешному усвоению школьных программ.

Создание в классе и дома спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь – тоже необходимые слагаемые успеха. Дети раскованны, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, потому что внимание учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких.

Именно такие уроки сотрудничества, на которых у всех всё получается, и рождают чувство успеха в учении, желание и готовность решать всё более трудные задачи, идти вперёд по дороге познания.

Это в идеале. А в обычной школьной жизни много нюансов, мешающих плодотворному сотрудничеству учителя и ученика. (Примеры из практики )

Конечно, проблема умения учиться очень сложна. Возникает она с момента поступления ребёнка в школу и часто сохраняется вплоть до старших классов. В качестве задачи совершенствовать свои учебные навыки она не снимается в течение всего времени, пока человек учится.


© Все права защищены

Для многих родителей и педагогов всё актуальнее становится вопрос: как научить ребёнка учиться? Речь пойдёт не о сложностях школьной или образовательной системы вообще. Они есть. Очень много претензий к школе. Но всё начинается не в школе (это слишком поздно), а в семье.

Решение проблемы «Как научить ребёнка учиться? » тесно связано с развитием мотивации и самостоятельности.

Раньше дети тоже теряли мотивацию к учёбе в школе. Даже не в младшей школе, а в среднем звене ближе к 7-8 классу учиться становилось как-то лениво. Сейчас идёт целая эпидемия совсем маленьких деток со сниженной мотивацией чуть ли не в полтора года.

Смотрит полуторагодовалый малыш усталым взглядом. Мама какую-то активность разовьёт, он что-то вяло сделает. Ему сразу в ладоши хлопают. А потом раз, и уже огонёк погас, словно заводка закончилась. Я уже не говорю там о желании учиться, учиться в школе. Ещё лет 20 тому было много детей с горящими глазками. И с каждым годом их процент становился всё меньше и меньше.

К 1 классу раньше дети приходили с интересом и любопытством, что же такое школа. Насколько мне это нравится, и насколько я готов вложиться, потом разберёмся. Но сама идея: я пойду в школу, детей вдохновляла. Сейчас многие дети 5-6 лет (предшкольники) на вопрос: «Хочешь в школе учиться?», отвечают отрицательно. «Где ты хочешь учиться?» – пожимают плечами. Неинтересно, ничего не увлекает.

Как научить ребёнка учиться: эффективность и возраст

Пока ребенок учится, родители будут возвращаться к проблеме «как научить ребёнка учиться» на разных возрастных этапах.

  1. 1-8-леткам помочь можно эффективно,
  2. 9-10 лет – как повезет, 10-летнему помочь можно.
  3. Но 10-12 лет – тот край, когда проблему надо было решать уже давно, однако ещё есть реальный шанс что-то сделать,
  4. в пубертате помочь сложно, извне почти невозможно.

Иногда родители задают вопрос: как научить ребёнка учиться в 15 лет? В 14-15 лет помочь очень сложно, потому что в этом возрасте мы получаем то, что было вложено до того. С подростками мы вступаем уже в другой период: встречаемся с плодами нашего воспитания.

Нужно ли подростку помогать учиться? В какой-то мере нужно помогать всегда, потому что подросток нуждается в нашей поддержке. Но кардинально изменить что-то практически невозможно, если только подросток не примет собственное решение изменить ситуацию. Помочь родители смогут, только если отношения доверительные.

Проблему «как научить ребёнка учиться» невозможно решить без развития самостоятельности. Самостоятельность и обучение тесно взаимосвязаны. Какая здесь может сложиться ситуация?

Решаем проблему, почему наше чадо ничего не желает делать самостоятельно

  1. Психологи советуют дать ребёнку самостоятельность.
  2. Вы ему даёте, но ребёнок ничего не желает, вроде всё это и неинтересно.
  3. Среда создана, игрушек – завались, а ребёнок на скуку жалуется, ничем самостоятельно заняться не может. Любимая песня: мам, мне скучно.
  4. Мама придумывает игры, находит друзей, устраивает походы, экскурсии. Выкладывается, как может, но ситуация не меняется.
  5. В конце концов, мама истощается и с чувством обречённости включает мультфильм, даёт планшет, телефон с играми, понимая, что это плохо и вредно.
  6. Но мама не знает, что дальше с этим делать.

Обычно пик "скучальщиков", когда ребёнок начинает ходить за мамой и ныть, начинается годам к четырём. Потом и с уроками у них это тоже любимая песня. Родительский частый вопрос: когда наступит тот светлый момент, что ребёнок сам начнёт понимать, что можно, что нельзя, и не надо ему часто объяснять.

Мамы иногда говорят: ну должен же он сам понимать. Часто это бывает у мам, имеющих несколько детей в семье. Появляется малыш, и мама ждёт, когда старший будет наращивать самостоятельность. А ситуация ещё и ухудшается.

Мама в отчаянии. Как же он такой будет справляться в школе? Внимание всё время теряет, без меня шагу ступить не может. Если не проконтролирую, всё будет на одном месте. Придётся всю школу уроки с ним учить. Учиться, и вообще планомерно что-то делать ему совсем неинтересно.

Как успокаиваем себя: ну, по крайней мере, ребёнок умный, даже читать, например, умеет. Маме кажется, что этого должно хватить. Она надеется, что имеющееся умение поможет и остальному наладиться.

Как научить ребёнка учиться: взгляд изнутри

Для многих родителей вопроса «как научить ребёнка учиться» не существует. Придет время, сам научится учиться. Как-то всё само собой случится и пойдет дальше благополучно.

Другие считают, что ребёнка нужно учить учиться, учить, как процесс учебы организовывать. А для этого надо самим знать следующее:

  1. как мотивировать исследовательский интерес ребенка;
  2. как помочь развивать внимание и усидчивость;
  3. что необходимо для успешной учебы в школе;
  4. как хвалить чадо так, чтобы оно не теряло интерес к самостоятельной деятельности;
  5. как восстановить мотивацию, если она потеряна.

На самом деле мы начинаем закладывать основы учения, решать вопрос, как научить ребёнка учиться в школе, с самого рождения.

Остановлюсь на похвале. Разумеется, вы сами решаете, как ребёнка поощрять. Похвала потребна, но хвалить надо грамотно. Похвала, особенно неумеренная, – внешнее воздействие. Точно так же как: сделал – конфетка.

Ребёнок привыкает отказываться от внутренних импульсов и ждёт внешней стимуляции. Сначала это работает. Но с возрастом стимуляция увеличивается, а мотивация ребёнка снижается: чтобы что-то сделал надо машину купить. У ребенка есть внутренний – природный – исследовательский интерес, вот его надо развивать.

Как научить ребёнка учиться: тест мотивации

Чтобы узнать, как обстоят дела с мотивацией у вашего ребёнка, проведите простенький тест. Прочтите каждый пункт и отметьте «да» или «нет».

  1. Редко выглядит заинтересованным или увлечённым чем-то.
  2. В любой деятельности он апеллирует к взрослому. Если взрослый организует, ребёнок участвует. Взрослый уходит, интерес теряется, и ребёнок идет снова искать взрослого.
  3. Редко задаёт вопросы
  4. Редко придумывает новые способы использования игрушек.

Пояснение. Вспомните детство: как из одних и тех же палочек делали самолеты, кукол и пр. Такая ассоциативная игра появляется ближе к четырем годам или после, в зависимости от того, как созревает мозг ребёнка. Но если дети 3,5-4 не придумывают дополнительных способов использования предмета (для игры или еще чего) – это тоже неприятный сигнал.

  1. Большинство ваших предложений заняться чем-то не вызывают энтузиазма, ребёнок быстро теряет интерес.
  2. Ребёнок выглядит активным. Родителям кажется, что с активностью у него всё замечательно. Но деятельность ребёнка больше похожа на хаотичное броуновское движение – увидел, схватил, переключился, бросил, потянулся за другим. Начал – недоделал, и так без конца. Цикла деятельности: начал – что-то делал – завершил и после этого переключился на следующую деятельность, у него нет. Есть объект, привлекший ребёнка. Он к нему потянулся, потом от него к другому…

Это нормально для детей годовалых- полуторагодовалых. Однако уже ближе к 20 месяцам дети начинают соблюдать некий цикл, короткий ещё: начал – что-то коротенько делал – закончил. Но круг «начало-середина-конец» есть. Появилась некая завершённость внутренняя: ух, здорово получилось или раздражение – не получилось. А у некоторых детей деятельность – процесс без начала и конца. Это тоже звоночек.

Такого ребенка стоит сводить к остеопату. Возможно, есть физиологические предпосылки. Сейчас многие детки имеют те или иные последствия прохождения родовых путей, нарушения в шейном отделе. И зачастую это ведёт к такому поведению.

Если вы поставили на многие вопросы «да», это уже проявления сниженной мотивации.

Как научить ребёнка учиться,

Школьные годы - это, без всякого сомнения, очень важный этап в жизни каждого человека, но вместе с тем и достаточно трудный. Лишь незначительная часть детей способна весь период пребывания в стенах образовательного учреждения приносить домой только отличные оценки. Большинство школьников при изучении предметов испытывают серьезные затруднения. И конечно, это не может не волновать родителей. Они начинают задаваться вопросами: «Как помочь ребенку, если он плохо учится?», «Что предпринять, чтобы исправить ситуацию?»

Причины неуспеваемости

Нередко папы и мамы начинают решать эту проблему даже и не в связи с тем, что в дневнике их сына или дочери появились неудовлетворительные оценки. Родители задумываются о том, как научить ребенка учиться, порой даже при имеющейся незначительной тенденции к падению успеваемости. Однако прежде чем начать предпринимать какие-либо меры, необходимо понять, какие же факторы способствуют созданию подобной ситуации. А их можно условно разделить на три типа.

Среди них:

Состояние здоровья детей;

Личностные качества ребенка;

Социальные факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Здоровье ребенка

О школьной неуспеваемости не волнуются, как правило, родители первоклашек. Ведь в самом начале обучения учитель просто не ставит своим воспитанникам оценок. И только в некоторых случаях педагог указывает папам и мамам на отставание их малыша от программы.

Но, как правило, то, что ребенок плохо читает, считает и осваивает школьные предметы, становится понятным тогда, когда он переходит во второй класс.

Каковы могут быть причины неуспеваемости? Нередко они связаны со слабым здоровьем ребенка или же с наличием у него некоторых особенностей развития. Так, часто болеющим деткам приходится пропускать занятия, и они начинают отставать по всем предметам школьной программы. Для того чтобы исправить ситуацию, родителям потребуется проконсультироваться у врача-педиатра и проводить со своим сыном или дочерью закаливающие процедуры.

Если в начальной школе и при этом обладает некоторыми особенностями состояния организма, к примеру, нарушением зрения или слуха, задержкой психического развития, детским церебральным параличом и т.д., то для его обучения необходимо применять специальную программу. Ее разработка и использование производятся даже в том случае, если такие школьники посещают обычный класс общеобразовательного учреждения.

Нередко ребенок плохо учится из-за усталости и проявления астенических симптомов. Для устранения данного фактора родителям следует обратить внимание на ту нагрузку, которую школьнику приходится нести в процессе получения знаний. Вполне возможно, что она окажется чересчур велика для него. Конечно, на сегодняшний день значительно расширился перечень дополнительных возможностей, используя которые, многие папы и мамы стремятся дать толчок к усиленному развитию ребенка. Ведь это так здорово, когда помимо той программы, которую дети проходят в школе, можно получать новые умения, навыки и знания в различных секциях и кружках. Но порой такая нагрузка приводит к тому, что в еще неокрепшем организме развивается усталость, и, как следствие, ребенок плохо учится.

Как избежать подобной ситуации? Родителям стоит внимательно изучить график занятий своего сына или дочери. Насколько они загружены? А может, это бесконечное хождение по кружкам просто изматывает их? Как поступить? Уменьшить количество занятий по английскому языку или оставить танцы, отменив фигурное катание?

Прежде чем решиться на тот или иной шаг, следует обратить внимание на то, как занимается в этих кружках ребенок. Приносит ли ему их посещение удовольствие? Показывает ли он какие-либо результаты? Если ответ будет положителен, то отменять дополнительные занятия не стоит. В противном случае у ребенка, скорее всего, пострадает мотивация к дальнейшему обучению в школе, а также собственная самооценка.

Но порой бывает и так, что родителям просто не хватает свободного времени, и они даже и не пытаются записать своего малыша в какой-либо кружок. Тем не менее они нередко слышат от сына или дочери фразу «Не хочу учиться». Малыш или подросток очень быстро устает даже при выполнении довольно простых заданий. В таком случае родителям просто необходимо бить тревогу. Подобное поведение, без всякого сомнения, является следствием имеющихся проблем со здоровьем. К сожалению, многие папы и мамы о такой причине, которая дает ответ на вопрос «Почему ребенок плохо учится?», очень часто забывают. Если школьник будет абсолютно здоров, то тогда потребность и желание в получении новых знаний у него непременно появятся. Но произойдет это только тогда, когда отсутствуют иные причины изучаемой проблемы.

Неготовность к поступлению в школу

Рассмотрим личностные причины того, что ребенок плохо учится. И одной из них является неготовность ребенка к поступлению в школу. В таком случае психологами выделяются два фактора:

  1. Несформированная ВПШ ребенка. Под данной аббревиатурой скрывается внутренняя позиция школьника, его моральная готовность начать обучение. В сегодняшнем мире деткам пытаются привить знания практически сразу с пеленок. Считается, что тот, кто идет в школу, должен быть не только хорошо физически подготовлен. Сегодняшний первоклассник, как правило, уже умеет читать, писать и считать. Однако это далеко не все, что необходимо для начала образовательного процесса. Ребенок должен быть психологически готов стать школьником, на что, как правило, внимания родители не обращают. И если в первом классе малышу еще удается кое-как адаптироваться, то став второклассником, он может заявить: «Не хочу учиться». И удивительного в этом ничего нет. Ведь у такого школьника отсутствует учебная мотивация. В его сознании продолжает главенствовать игровая форма получения знаний. Вполне возможно, что у малыша просто не достигла стадии необходимой зрелости подкорковая структура мозга, которая в ответе за произвольность, то есть за терпение и силу воли, которые необходимы для успешного получения знаний. Как научить ребенка учиться? Психологи в таких случаях рекомендуют не торопить школьника с выполнением заданий, ведь таким деткам потребуется больше времени на то, чтобы окончательно адаптироваться.
  2. Педагогическая запущенность. Она также может быть одной из причин того, что ребенок плохо учится. Причем данный фактор имеет место не только в тех семьях, где живут алкоголики и дебоширы. Очень часто подобная ситуация наблюдается и там, где интеллигентные родители изо всех сил стремятся дать свои деткам только самое лучшее.

Негативное эмоциональное состояние

Эта причина плохой успеваемости также является личностной. Порой ребенок бывает возбужден или встревожен. Его, например, пугают те или иные изменения в семье, в числе которых развод родителей, рождение сестры или брата, переезд на новое место жительства и т.д. То, что произошло в жизни маленького человека, вероятно, очень сильно напугало его.

Нередко плохо учатся школьники, остро переживающие подростковый период, в котором могут быть и неразделенная любовь, и нескладывающиеся отношения со сверстниками. Конечно, в такое непростое для ребенка время на первый план у него выдвигаются другие задачи. Как исправить ситуацию в таком случае? Здесь на помощь должен прийти взрослый, который, прежде всего, поможет подростку решить возникшие перед ним проблемы, а уж после наладить учебу.

Порой своими плохими оценками школьник пытается добиться внимания со стороны родителей. Вполне возможно, он находится в таком состоянии, которое требует поддержки взрослых. А может, он таким образом высказывает протест против огромнейшего количества ограничивающих его жизнь запретов, делая все наперекор?

Потребности

По какому поводу на сегодняшний день бьют тревогу практически каждый родитель и школа? Ребенок в современном мире не желает учиться. Подобный факт подтвержден и многими экспертами. Причем такая проблема существует среди детей различных возрастов. И даже малыши-дошкольники все чаще и чаще огорчают пап, мам и воспитателей полным отсутствием интереса к получению новых знаний.

Истоки подобного явления кроются в сфере современных технологий. Дети становятся во многом зависимыми от гаджетов. Их привлекает техника и игры. При этом пропадает желание изучать этот мир. Дети, находящиеся в лишаются любознательности. Они не хотят учиться писать, считать, да и просто посещать школу. Вина за это полностью ложится на родителей. Единственным выходом из сложившейся ситуации является отучение деток от планшетов и смартфонов. Но делать это рекомендуется не сразу, а постепенно ограничивая малышей и подростков во времени, которое они проводят за гаджетами.

Конфликты в школе

Приступим к рассмотрению социальных причин. И одной из самых распространенных из них считаются существующие между школьниками конфликты. Разумеется, когда весь класс считает ребенка белой вороной, обзывает и дразнит, тогда становится вполне понятно, например, почему ребенок плохо учится по математике. Плохие оценки вовсе не зависят от его интеллектуальных способностей. Ведь в такой ситуации не хочется решать примеры. Школьник, скорее всего, думает лишь о том, как ему быстрее уйти домой или отомстить за свои обиды.

Конфликты бывают между детьми и учителями. Педагог может просто невзлюбить ребенка и начать постоянно придираться к нему по любому поводу, даже и не пытаясь помочь и разъяснить непонятные моменты в своем предмете. Такие ситуации также не редкость. Ведь далеко не все учителя в наших школах - от Бога. Чаще это обычные люди, которые вполне могут сорваться. И в таком случае их негативные эмоции отражаются на детях.

Сложная программа

Это еще один социальный фактор. Школьная программа по тому или иному предмету может быть как слишком простой, так и чересчур сложной. И в первом, и во втором случае ребенку становится скучно.

Из-за чего это происходит? Порой дети учатся дома читать и писать уже с самого раннего возраста. И если в три года они освоили азбуку, то в школе делать это им уже неинтересно. Ребенку хочется играть. Как исправить данную ситуацию? Позволить школьнику вдоволь наиграться, постепенно переводя его деятельность в рамки обучающей программы.

Скучно бывает и тем детям, которые очень быстро осваивают материал. И если на уроках отсутствует индивидуальный подход к каждому школьнику, то они начинают «считать за окошком ворон».

Ведь задачи, которые учитель дает всему классу, кажутся таким вундеркиндам неинтересными и слишком простыми. При усложнении программы эти дети просто не успевают подключиться к процессу, начиная приносить в дневнике тройки и двойки.

Как устранить это явление? Ситуацию можно исправить:

Сменив школу;

Переведя ребенка в «сильный» класс;

Занимаясь с ним по индивидуальной программе с привлечением репетитора.

Ребенок, которому станет интересно учиться, с удовольствием будет посещать школу.

Мотивация

Началу любого процесса соответствуют те или иные причины. Научить ребенка учиться можно в том случае, если подогреть его интерес к знаниям.

К сожалению, в реальной жизни многие родители наказывают своих детей за неудачи, воспринимая при этом их успехи как должное. Именно такое отношение и приводит к тому, что со временем у ребенка пропадает интерес к получаемым знаниям, и он начинает плохо учиться.

Разумеется, родители должны подходить к воспитанию своего сына или дочери со всей строгостью и серьезностью. Однако делать это нужно в меру. Психологи рекомендуют папам и мамам поставить себя на место своего чада. Если у них не будет мотивации к выполнению того или иного задания, возьмутся ли они за него? Конечно, нет! Точно так же ведут себя и дети. Чем же заинтересовать ребенка в таком случае? Здесь к каждому школьнику потребуется индивидуальный подход. Так, для одних детей отличной мотивацией станут карманные деньги, для других - те или иные покупки, а для третьих - сладости или просто похвала семьи. Но не стоит обманывать свое чадо, а также применять к нему наказание в виде ремня. Ведь ребенок, даже если он и начнет добиваться некоторых успехов в учебе, постепенно перестанет контактировать со своими родителями. Причем такое разрушение отношений порой остается на всю жизнь.

Контроль

Конечно, дети должны учиться и активно получать знания. Однако делать это им важно без устрашения, пренебрежения и запугивания. Родителям необходимо прислушаться к совету психологов, которые рекомендуют не слишком контролировать своих дочек и сыночков. Ведь постоянное и очень активное внимание к процессу обучения нередко приводит к нежеланию ребенка учиться. Школьнику начинает казаться, что для его родителей важны лишь хорошие оценки, а все прочие сферы жизни их детей, их чувства и переживания - пустяк. Подобные мысли и приводят к потере желания учиться.

Ответственность

Как научить детей учиться? Для этого родителям понадобится вырабатывать у них ответственность. Такая черта характера явится великолепным подспорьем для всех пап и мам. Она позволит наладить великолепные отношения в семье, а также добиться того, чтобы сын или дочь хорошо учились в школе.

Как же добиться этого? Уже с первых лет посещения школы детей необходимо приучать к ответственности за совершенные поступки. Вполне возможно, что подобное отношение к своим действия сохранится у ребенка надолго.

Родители должны учить детей пониманию того, что в жизни многое зависит от стремлений, желаний и совершенных поступков. Также папам и мамам необходимо разъяснять своему чаду, что процесс обучения является своеобразным трудом, и весьма непростым. Причем его результатом станет получение знаний о мире, что невозможно купить ни за какие деньги.

Сегодня всем учителям предоставлена возможность творческого поиска. Можно брать любые учебники, работать по новым программам. Но учителю всегда надо помнить, что научить он должен всех. А дети приходят в школу очень разные.

Меня всегда волновала проблема: как научить детей учиться? Особенно остро встаёт эта проблема при переходе учеников в среднее звено школы. Всем знакомо явление: число отлично успевающих детей резко снижается в среднем звене школы и практически исчезает в старшем. Конечно, слаба ещё преемственность между начальным и средним звеном: в смысле единства требований, в смысле учебных программ и учебников. Но я часто задумываюсь, всё ли мы, учителя начальных классов, делаем для облегчения перехода учащихся в среднее звено? Да, мы даём им необходимую сумму знаний, предусмотренную программой. Однако, на мой взгляд, следует больше заботиться о другом - нам надо научить детей учиться. Процесс усвоения изучаемого материала протекает у всех детей по-разному. В каждом классе есть ученики, которые понимают учителя с полуслова, а есть и такие, которым и индивидуальные занятия не сразу помогают. Меня постоянно волнует проблема - как научить всех? У меня всегда в классе есть 5-6 человек, которые учатся слабо не только потому, что их уровень развития недостаточно высок, но и потому, что семьи таких детей, как правило неблагополучные.

Первое, о чём я хочу сказать, что очень ошибаются те учителя, которые часть работы перекладывают на плечи родителей. Родители возвращаются с работы вечером, обещаются с уже уставшим за день ребёнком. Безусловно, вечерние занятия родителей с детьми - малоэффективные и не всегда квалифицированные. Я никогда не превращаю свои собрания в подробный инструктаж родителей по изучаемым предметам. Моё твёрдое убеждение, что помощь родителям больше должна быть направлена на создание условий для успешных занятий, осуществление контроля за соблюдением режима дня школьника, учитывая его физиологические особенности.

На собраниях я стараюсь показать родителям основные приёмы, формы работы, которые им необходимо использовать дома в какой-то определённый момент. Например: при изучении состава чисел я предложила родителям рациональные приёмы для более прочного усвоения этой темы (игровые моменты - лото, домино, домики с цветными кружочками); объяснила важность чередования различных приёмов заучивания, чтобы были задействованы разные виды памяти. При объяснении какого-либо приёма вычислений я часто «забегаю» вперёд. Например, познакомила детей с приёмом сложения «по частям» (17 + 8), и тут же показываю применение этого приёма при решении более сложных примеров: 47 + 8, 97 + 8, 170 + 80, 470 + 80, 970 + 80.Таким образом я учу детей выделять учебную задачу и постоянно руководствоваться ею. Это первое, чем должен овладеть ученик, чтобы уметь учиться. Безусловно, надо ещё научиться выполнять поставленную задачу, усвоить то, что подлежит усвоению.

Очень внимательно стараюсь подходить к определению видов и объёма домашних заданий. Самые сложные виды заданий мы выполняем в классе. Большой объём домашних заданий и высокий уровень их сложности не всегда оправданы. В этом случае родители вынуждены помогать детям, а некоторые просто подсказывают. А в классе, где приходится работать самостоятельно, дети затрудняются с решением. Вот и получается, что домашние работы все делают на «4» и «5», а классные - намного хуже. Если я вижу такую картину у некоторых своих учеников, то сразу понимаю, что они недостаточно владеют приёмами самостоятельной работы. Взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается. Некоторые родители идут по лёгкому пути. Например, вместо того чтобы помочь ребёнку осмысленно заучить состав чисел, контролировать процесс закрепления, учат их считать на пальцах.

Одним из приёмов, которые помогают школьникам учиться, является активная мыслительная обработка материала и смысловая его группировка. Уроки русского языка строю по принципу развивающего обучения, взяв за основу создание проблемных ситуаций (столкновение с противоречием). На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Работая над научно-познавательным текстом учебников литературного чтения и окружающего мира, я часто прибегаю к таким методам работы, как составление плана, выделение смысловых опорных моментов в материале. Составлять план за время обучения приходится и на других уроках. Некоторые правила легче запомнить и понять по составленному вместе с детьми плану. Я думаю, наши памятки по русскому языку, опорные таблицы по математике, схемы, краткие записи к задачам, графики - это тоже разновидность плана. Составляя с детьми план, я стремлюсь к тому, чтобы они приучались к активной умственной работе, постепенно овладевали её навыками. Отвечая по плану, ученики на первых порах стараются воспроизвести текст как можно подробнее.

Постепенно, по мере овладения этим умением, я приучаю детей к сокращенной записи плана, а затем и к тому, чтобы держать план в голове. Если ученик удерживает в памяти выделенные им смысловые пункты, то вместе они образуют как бы логическую схему материала. Это умение позволяет ученикам уже в 3-4 классах самостоятельно готовится не только к урокам окружающего мира, но и по другим предметам. Это умение особенно ценно при переходе в среднее звено.

Если ученик приучен выделять опорные смысловые моменты в тексте, то чтение, понимание и запоминание происходят одновременно. Я никогда не требую от детей буквального заучивания правил. Ведь бывают же такие ученики, которые прекрасно рассказывают правила, но не могут назвать его фрагмент или затрудняются в его применении. Я считаю, что гораздо полезнее любое объёмное правило разбить на смысловые части, найти подтверждение ему в процессе выполнения упражнений или самостоятельно подойти к выводу.

Важным в своей работе по обучению детей рациональным приёмам учения считаю установку на запоминание. Я постоянно напоминаю детям о том, что следует хорошо запомнить, и показываю, где это может пригодиться в дальнейшем. В то же время некоторые понятия и сведения носят чисто ознакомительный характер. Я иногда говорю детям, что некоторые понятия они более глубоко будут изучать в старших классах, а о чём-то полезнее узнать больше из дополнительной и справочной литературы. Например, знакомя детей с таблицей состава чисел второго десятка, я не даю им установку на запоминание. Считаю, что решать подобные примеры гораздо полезнее по частям. А результаты сложения со временем запомнятся непроизвольно.

Конечно, не все учащиеся класса одновременно и успешно овладевают приёмами рационального обучения. Причин неуспеваемости много. Но я не раз убеждалась в том, что даже слабые ученики, которые проявляют активность на уроке, со временем начинают учиться лучше. Ведь только активная умственная работа самого учащегося над содержанием учебного материала позволяет ему проследить и уловить логику его изложения. Дети, которые затрудняются в учёбе, как правило, пассивны на уроках. Поэтому я всячески стараюсь активизировать сознание таких детей, постоянно напоминаю всем, что надо терпеливо выслушивать ответы своих товарищей, что не стыдно ошибаться. Часто бывает, что желание детей ответить так велико, что они встают, с нетерпением тянут руку, чуть ли не выкрикивают ответ. Я не считаю, что такое проявление активности - плохое поведение на уроке. Наоборот, я думаю, что сидящие «по струнке» дети скорее всего равнодушны к вопросам учителя. Им надо постоянно думать о том, как сдерживать себя, свои эмоции, а не о том, как лучше ответить.

Есть ещё один важный момент в обучении детей - контроль и самооценка. Чередование различных форм контроля позволяет мне следить за процессом усвоения знаний. Наряду с традиционными формами контроля я часто использую и такие виды опрос учащихся, когда я не оцениваю ответы, а просто веду учёт ошибок. Например, я проводила такие самостоятельные работы, объём которых превышал обычные контрольные. Тем, кто выполнил свой вариант, предлагала решить задания другого варианта. Некоторые же и за два урока едва справлялись со своим заданием. В процессе работы я разрешаю детям подходить ко мне с вопросами, но не за подсказкой. Такой вид самостоятельной работы нравится и мне, и детям: все получают только хорошие отметки, а некоторые и по две пятёрки. Иногда обхожусь без отметок. При выполнении такой работы хорошо виден уровень самостоятельности каждого. Я не ставлю детям плохие отметки за текущие работы. Если ученик что-то не доработал, пишу замечание в словесной форме.

Ещё не все родители понимают, что неудача ребёнка - это не сигнал к наказанию, а повод для серьёзного анализа того, как помогают ему в семье учиться успешно. Оценка должна быть стимулирующей. При встречах с родителями я никогда не сравниваю одного ребёнка с другим. Я убеждена, что сравнивать можно каждого ребёнка с самим собой, оценивать процесс познания и развития одного и того же ученика. В своей работе я придерживаюсь такого принципа: если уж надо ставить двойку, то крайне редко, когда все средства уже исчерпаны. Отметка не должна быть кнутом для детей. Основная её функция - регулирующая и ориентирующая. И здесь важно постепенно учить детей давать самооценку своему труду. В этом плане всегда много приходится работать с детьми, и с родителями. Главный итог такой работы - когда оценка учителя совпадает с самооценкой ученика.

Задолго до официального выставления отметок я знакомлю родителей с нормами их выставления по предметам, со своим подходом к этому процессу. Я уверена, что ничто так не подрывает авторитет учителя, как выставление разных отметок за одинаковые по уровню работы и ответы. Моё мнение - необходима оценка только знаний, аргументированная и объективная. Мои ученики не боятся отметок. Они знают, что в школе их всегда поймут и поддержат, помогут, если надо. Дети всегда со мной очень откровенны, и я благодарна им за это. И, наконец, важным фактором, можно сказать итогом всей работы учителя является самостоятельная домашняя работа учащихся. Ведь научить детей учиться - значит научить их организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность, но и своё внешнее поведение. Во время встреч с родителями я постоянно подчёркиваю, что им предстоит долгая и нелёгкая работа по формированию у своих детей умения управлять собственным поведением, чтобы они стали хозяевами своих желаний, а не наоборот. Взаимопонимание, постоянный контроль с родителями, разнообразные формы работы с ними - всё подчинено одной цели. Только вместе и сообща мы сможем научить наших детей учиться познавать окружающий мир и самих себя.

И что из этого вышло. Этот сервис снова вернул мне любовь к образованию, и я решил разобраться в том, что этому способствовало.

Я приверженец следующего утверждения: всем нам нравится учиться, и, если сделать всё верно, обучение может стать самым любимым занятием в жизни. Но «сделать всё верно» - это достаточно расплывчатое понятие, и его не помешало бы немного конкретизировать.

Я поразмыслил над сложившейся ситуацией и, пожалуй, понял, что поспособствовало тому, что я вновь полюбил учёбу. И вот несколько советов, которые помогут абсолютно любому из вас научиться учиться и полюбить это.

Выберите любимую профессию

По себе знаю: если вы будете учиться тому, что вам не нравится, ничего хорошего не получится. Впервые я почувствовал это в университете, а во второй раз - когда пытался заставить себя научиться программировать. Затею я не бросаю и сейчас, но сделать это трудно. А причина всего одна и очень простая: мне не нравится это занятие.

Если вы сможете найти профессию, которая вам нравится, новые знания будут чем-то сродни небольшому празднику и вам действительно захочется учиться.

Хаотичное движение - это не всегда плохо. Если вы гений или творческая личность, то можете не читать эту статью дальше. Проблема лишь в том, что если вы считаете себя гением или творческой личностью, то вы ни то ни другое.

Без плана практически невозможно правильно построить процесс обучения. Что же должно входить в план? Во-первых, время, которое вы готовы тратить каждый день на обучение. Стоит ли говорить о том, что нет практически никакого смысла учиться по 5 минут в день? Я склоняюсь к тому, чтобы обучение занимало не меньше часа, а более точные сроки вам предстоит определить самостоятельно.

Во-вторых, учебная программа. Если вы учитесь онлайн, составьте список источников, книг, сайтов, блогов, которые вы будете изучать. Главное - следуйте плану. Не пропускайте ни дня, и когда учёба войдёт в привычку, вы поймёте, зачем это было нужно.

Ведите конспект

Я даже не догадывался о том, что вести конспект может быть приятно. Если вы слушаете лекции, то записывайте в него краткий пересказ основных понятий. Если читаете книги, выписывайте цитаты, высказывания и определения, которые считаете нужными.

Необязательно писать конспект от руки. Я пользуюсь Evernote, и он меня абсолютно всем устраивает. С выбором инструмента вам придётся определиться самостоятельно. Мой совет: попробуйте оба способа. Несколько дней записывайте конспект от руки, а после ведите его в каком-нибудь приложении. Какой способ позволяет лучше запомнить материал, удобнее, практичнее и быстрее? Ответив на эти вопросы, вы сможете сделать выбор.

Добавьте практику

Хотите научиться программировать? Программируйте.

Какой бы профессии вы ни решили учиться, вы сможете найти способ практиковаться в ней, даже если у вас нет возможности устроиться на работу. К примеру, в маркетинге - изучайте маркетинговые кейсы, стратегии известных компаний, думайте о том, как можно было бы улучшить маркетинг той или иной фирмы. В дизайне - рисуйте сайты, логотипы, переделывайте внешний вид известных сервисов и сайтов. Если знаете, как можно сделать лучше, делайте!

Я привёл в качестве примера профессии из сферы IT, но, думаю, чем бы вы ни занялись, вы сможете найти способ практиковаться в этой сфере.

Найдите профессионалов

Найдя человека, который разбирается в профессии лучше вас, вы сможете значительно ускорить своё обучение. Причём у вас ведь есть Интернет, а это означает то, что для поиска вам не придётся даже выходить из дома.

Пишите имейлы известным и именитым профессионалам и задавайте им вопросы. Не будьте слишком навязчивым, так как такие люди в большинстве своём очень заняты. Но зачастую они открыты к диалогу и будут рады помочь вам советом.

Ставьте цели

Стать дизайнером.

Но не такие цели. Ваша цель должна способствовать тому, чтобы вам хотелось её достигать. Не стоит ставить глобальные цели, начните с небольших. Добиваясь их, вы всё больше будете желать заниматься и достигать новых целей.

Не переусердствуйте

Достаточно противоречивый совет, однако я не мог его не упомянуть. Я знаю много историй выдающихся личностей, которые занимались по 8 часов в день. Не знаю, как им это удавалось, ведь, занимаясь столько времени, несложно выработать отвращение к учёбе и к тому, чему вы учитесь.

Постарайтесь найти ту тонкую грань, которая позволяет вам заниматься ровно столько, чтобы это было продуктивно и не вызывало скуки.

Какие советы вы могли бы дать человеку, который хочет научиться учиться? Делитесь ими в комментариях!