Конспект занятия для средней группы по развитию речи "елка наряжается - праздник начинается"

11.05.2019

Тема занятия : Дети дружат с Дедом Морозом

Цели:

— создать атмосферу праздничного настроения;

— развивать фантазию, творческое воображение;

— воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам;

— учить различать характерные признаки предметов разными анализаторами (глаза, нос, руки).

Словарная работа: существительные (сюрприз, ветка, игрушка, борода, подарок, друг, льдина, мороженое, снежинки, синичка, снегирь, ворона, волк, заяц, лисица, белка, гирлянда); прилагательные (зеленый, красивый, елочные, большой, добрый, веселый, деревянный, кирпичный, теплый); глаголы (чувствовать, лежать, приносить, радовать, гореть).

Оборудование: «чудесный» мешочек с веткой ели, пластилин, дощечки для работы с пластилином, загадки.

Воспитатель . «Чудесный» мешочек приготовил вам сюрприз. Давайте попробуем угадать, что там лежит?

Воспитатель предлагает детям с закрытыми глазами понюхать то, что лежит в мешочке, дети говорят на ушко воспитателю, какой запах они узнали.

Теперь закройте глаза и почувствуйте своими пальчиками, что же там лежит.

Дети пробуют елку рукой с закрытыми глазами, говорят на ушко воспитателю свои предположения.

Ребята, кто догадался, что лежит в мешке? Послушайте загадку.

На Новый год ей каждый рад,

Хотя колюч ее наряд. (Елка.)

Дети отгадывают.

Теперь, ребята, понюхайте и потрогайте елочку с открытыми глазами. Какого цвета елка? Дети. Зеленая.

Воспитатель. Ребята, а вы любите праздник Новый год?

Дети. Любим.

Воспитатель . Что бывает в Новый год?

Дети. Елка, красивые елочные игрушки, гирлянды, приходят Дед Мороз и Снегурочка, приносят подарки.

Воспитатель. Как выглядит Дед Мороз?

Дети. Большой, с бородой, добрый, веселый, холодный, детей любит, подарки дарит.

Воспитатель . Дед Мороз — большой друг всех детей, он вас очень любит и всегда радует подарками. Как вы думаете, где живет Дед Мороз?

Дети . В лесу, на Севере, на льдине.

Воспитатель. В каком домике живет Дед Мороз?

Дети. В деревянном, кирпичном, ледяном, из сосулек.

Воспитатель. Как вы думаете, какая у него постель?

Дети отвечают.

Какая еда ему нравится?

Дети . Сосульки, снежки, ледышки, мороженое, снежинки, холодная вода.

Воспитатель. С кем Дед Мороз дружит в лесу?

Дети. С птицами, зверями, Снегурочкой, детьми.

Воспитатель. С какими птицами дружит Дед Мороз зимой? (Показывает детям изображения птиц.)

Дети . С синичками, снегирями, голубями, воронами.

Воспитатель. С какими зверятами дружит Дед Мороз? (Показывает картинки зверей.)

Дети. С зайцами, волками, лисами, белками.

Воспитатель. Дед Мороз очень добрый. С далекого Севера он приходит к нам один раз в год. Все его ждут, особенно дети. Что приносит Дед Мороз? Отгадайте загадку.

Что ни листик, то иголка.

Догадайся — это елка,

А под ней в обертках ярких

Ждут ребят давно... (подарки).

Дети отгадывают.

Подарки раздает сам Дед Мороз или кладет их под елку. Посмотрите, в кукольном уголке тоже стоит елка, но под ней нет подарков. А игрушки их так ждут! Хотите порадовать своих друзей? Тогда приступаем к работе. Я попрошу Деда Мороза и Снегурочку, чтобы они отнесли наши подарки и поздравили кукол, мишек, зайчиков с Новым годом.

Воспитатель раздает каждому ребенку кусочек пластилина и дощечку, на которой дети лепят пряники и печенье, полученные изделия относят под елку в кукольный уголок.

Людмила Шевякова
Занятие по речевому развитию в средней группе «Скоро Новый год»

Конспект занятия в средней группе «Скоро Новый год »

Задачи :

Познавательное развитие : Сообщить детям, что дед Мороз живёт в далёком северном городе Великом Устюге. Закреплять знания детей о том, как люди готовятся к встрече Нового года (покупают подарки, ёлки, новогодние украшения, наряжают ёлки, шьют новогодние костюмы, украшают дома, приглашают Деда Мороза и Снегурочку, дети учат песни и стихи про Новый год , водят хороводы). Упражнять в узнавании и назывании геометрических фигур, упражнять в ориентировке в пространстве. Развивать логическое мышление .

Речевое развитие : Расширять и активизировать словарь за счёт существительных (названия ёлочных украшений, прилагательных и наречий (вверху, внизу, справа, слева) ; упражнять в составлении предложений; в подборе прилагательных, учить подбирать антонимы. Продолжать учить детей правильно употреблять существительные в косвенных падежах. Формировать умение составлять рассказы по серии сюжетных картин, используя слова-связки.

Социально-коммуникативное развитие : Развивать умение работать в команде. Воспитывать стремление принимать участие в организации праздника, выручать из попавшего в беду персонажа.

Оборудование : компьютер или телевизор; мольберт; наборное полотно.

Демонстрационный материал : 2 видеосюжета :1. Снеговик, письмо, спящий Дед Мороз, радостная Баба Яга. 2. Дед Мороз едет на тройке, приветливо машет рукой);

ёлочка на листе,

кукла Баба Яга,

Раздаточный материал : 2 набора карточек : 1) алгоритмы на подбор геометрических фигур, 2) карточки с геометрическими фигурами с одной стороны и картинками-подсказками с другой стороны; самоклеящиеся «украшения» для ёлки, самоклеящиеся «фонарики» для ёлки, самоклеящиеся значки.

Ход занятия : Воспитатель : Ребята, какой у нас скоро праздник ? (Новый год )

Кто самый главный гость на этом празднике? (Дед Мороз)

А вы знаете, где живёт дед Мороз?

Он живёт в далёком северном городе – Великом Устюге и каждый год приезжает к нам оттуда на праздник. Ехать к нам оттуда очень долго. Наверное, Дед Мороз уже выехал из своего города и едет к нам.

(Сигнал на ноутбуке - Приходит электронное письмо с фотографией спящего Деда Мороза от Снеговика : «Дорогие ребята, Баба Яга заколдовала Деда Мороза, и он заснул волшебным сном. Никто его не может разбудить. Помогите!»

Воспитатель : Если Дед Мороз не проснётся, то Нового года у нас не будет. Как же ему помочь?

Появляется Баба Яга : - А вот и не будет у вас праздника!

Воспитатель : - Ребята, попросите бабушку Ягу, пусть разбудит Деда Мороза

Дети просят, Б. Я. предлагает сначала выполнить задание – рассказать, как они готовятся к Новому году. Дети берут карточки со схемами выбора геометрических фигур (треугольник, не синий или не круг красного цвета, соответственно им выбирают карточки с изображением фигур. На обратной стороне карточки картинки-подсказки. По картинке-подсказке составляют предложения о том, как дети готовятся к Новому году :

Мамы и папы покупают нам ёлки, ёлочные украшения.

Бабушки и мамы шьют нам новогодние костюмы,

Мы пишем письма деду Морозу, приглашаем Деда Мороза и Снегурочку на праздник.

В городе устанавливают ёлки.

Мы учим новогодние песни и хороводы.

А ещё мы разучиваем стихи для Деда Мороза.

(После ответа дети выставляют карточки на мольберт) .

Баба Яга : Да вы же даже не знаете, что это за праздник – Новый год !

Воспитатель : Знаем! Сейчас расскажем! (Пальчиковая гимнастика «Новый год » )

Наступает Новый год ! (Хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод. (Сцепляем и расцепляем ладони, меняя положение)

Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики. («Фонарики» )

Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки, (легко и плавно вращательные движения кистями)

В гости Дед Мороз идет, (пальчики идут по столу или по другой ладони)

Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)

Будем пальцы загибать : (по очереди массажируем каждый палец)

Баба Яга : А ёлочки вы выбирать умеете? (конечно) Ёлка должна быть :

не низкая, а… (высокая,

не старая, а … (молодая,

не гладкая, а (пушистая,

ветки не толстые, а (тонкие,

не короткие, а (длинные,

не кривая, а (прямая,

иголки не колючие, а (мягкие) .

(за ответы детям на грудь наклеивается значок)

Баба Яга : А чем ёлочку украшают - вы, конечно, не знаете!

Дети : Знаем! (гирляндами, флажками, игрушками, шариками, фонариками, мишурой и т. д.)

Дети берут «украшения» . Баба яга предлагает сказать, куда они их будут вешать – сверху или снизу, справа или слева. Дети говорят «Я повешу шарик сверху» - вешают украшения.

Воспитатель : А на ёлочке нет огоньков. Сейчас мы похвалим ёлочку, скажем про неё красивые слова - какая она? - и зажжём огоньки! За каждое красивое слово, сказанное детьми, на ёлочку приклеиваются «огоньки»

Баба Яга хвалит за нарядную ёлочку. А хороводы водить вы умеете?

(Физминутка под музыку - хоровод «Мы пойдём сейчас налево» )

Баба Яга : И хоровод вы водить умеете, и ёлочки украшать. А другие дети умеют? Пока не расскажете, не разбужу Д. М.

Воспитатель предлагает рассказать про других детей – предлагает детям серию сюжетных картинок «Как дети украшали ёлку»

Ребята раскладывают картинки последовательно, воспитатель помогает с помощью вопросов :

Что было сначала, что потом?

Где ребята взяли игрушки? Зачем Витя принёс лестницу?

Чем всё закончилось?

Затем дети поочерёдно составляют рассказ по картинкам, опираясь на слова-связки, предложенные воспитателем.

Баба Яга произносит волшебные слова, чтобы Дед Мороз проснулся :

Только снег земли коснётся, дед Мороз тотчас … (проснётся)

Воспитатель предлагает проверить, проснулся ли Дед Мороз. Включает электронную почту, где Снеговик благодарит детей за помощь и показывает видео, как Дед Мороз едет на тройке к детям из Великого Устюга.

Баба Яга прощается с детьми.

Публикации по теме:

Занятие по речевому развитию. Пересказ сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие». «Познавательное.

Драматизация сказки «Теремок». Занятие по речевому развитию в средней группе Средняя группа Драматизация сказки «Теремок» Цель: П – вспомнить с детьми русскую народную сказку «Теремок»; р - научить детей.

Игрушка Снеговик к Новому году, связанная крючком. Очень простая и красивая игрушка. Ее можно поставить в приемную комнату, как символ наступающей.

(Первый год обучения)

Активизация и расширение словаря по теме “Новогодний праздник ”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных множественного числа)

Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.

создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Оборудование: цветные карандаши, тетради, картинки с изображением новогоднего праздника.

1. Организационный момент

– Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Красавица какая

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она? (Новогодняя елка )

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Кто же это? (Дед Мороз )

Он на резвой тройке мчится,

Сам пока что маленький.

Громко в двери к нам стучится,

Снег сметая с валенок. (Новый год )

2. Упражнение «Украсим елку»

Догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

– А что принято делать перед Новым годом?

– Мы с вами сегодня будем украшать елочку.

– Давайте рассмотрим картинки, назовем их и украсим нашу елочку.

3. Упражнение «Исправь ошибку» Работа с деформированными предложениями.

– Елочка получилась у нас очень нарядная. Мне из леса пришло письмо. Но с ошибками. Вы сможете понять, что там пишут?
– Ребята, я буду читать предложения, а вы послушайте, найдите в них ошибки и назовите предложение верно.

Маска любит надевать Машу.
Елка пляшет возле Снегурочки.
Дети нарядили игрушки елками.
Елка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принес мешок в подарках.

Конспект занятия в старшей группе Составление рассказа «Новый год на пороге»

по серии сюжетных картин с продолжением сюжета

(Первый год обучения)


Коррекционно-образовательные задачи:
Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин. Формировать навык соблюдения последовательности изложения.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать у детей умение отвечать на вопросы полными предложениями. Активизировать словарь прилагательных по теме. Упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

Оборудование: О.С.Гомзяк серия сюжетных картин «Новый год на пороге»

1. Организационный момент

– Ребята, покажите, какие вы принесли игрушки. Кто вам помогал их делать?

– Все игрушки очень красивые.

2. Объявление темы занятия

– Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ о том, как ребята в школе готовились к Новому году.

3. Беседа по серии картин

Логопед в хаотичном порядке выставляет картинки и просит детей расставить их в нужной последовательности.

– Как вы думаете, какой приближается праздник?

– Почему вы так решили?

– Чем заняты ребята?

– Посмотрите внимательно и назовите, какие елочные украшения у них получаются?

– Чем пользуются дети во время работы?

– Они работают с удовольствием или нет?

– Какие у них получились украшения? (Разноцветные, яркие, забавные, красочные).

– Куда они повесили свои игрушки?

– Как дети проводили праздник?

– Во что они были одеты?

– Какой сюрприз ждал их в конце праздника?

4. Составление рассказа

– Ребята, еще раз посмотрите на картинки и составьте по ним рассказ. Не забудьте рассказать о сюрпризе, который ждал ребят в конце праздника.

Новый год на пороге

Приближался любимый детский праздник – Новый год. А елка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на елку и предложила:

– А давайте украсим ее не только шарами, но и сами сделаем игрушки.

Ребята согласились. Каждый из них взял ножницы, краски и цветную бумагу. Работали дети с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на елку свои работы. Елка сверкала и светилась.

Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к елке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну и, конечно же, к ребятам пришел Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Что такое Новый год?»

Программное содержание : Закрепить признаки зимы. Конкретизировать представления детей о новогоднем празднике. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных. Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями. Упражнять в определении пространственных отношений, соотнесении предметов по форме и силуэту.

Поощрять стремление высказывать свои мысли и суждения, формировать навыки сотрудничества и доброжелательного отношения к товарищам.

Ход :

Дети играют в группе. Раздаётся стук в дверь, в группу входит Незнайка.

Здравствуйте, ребята! Брр-брр, замёрз! Не люблю когда холодно!

Воспитатель:

Незнайка, конечно, ты замёрз! Ты ведь одет совсем не по погоде!

А как это? Я не знаю как надо!

Ребята подскажите Незнайке, как надо одеваться, когда на улице холодно. (Надо надеть тёплую куртку, шубу, комбинезон, шапку, сапоги или тёплые ботинки)

А почему стало так холодно? (потому что наступила зима, на улице снег, мороз.)

Тогда я не люблю зиму, потому что зима это плохо.

Незнайка ты ошибаешься. Ребята, объясним Незнайке, что зима это совсем не плохо!? (проводится дидактическая игра «Зима это хорошо или плохо» )

Незнайка: - Зима это плохо, потому что лес стоит угрюмый без листочков.

Дети: - Зима это хорошо, потому, что лес отдыхает и спит под белым покрывалом .

Незнайка: - Зима плохо, потому что я не могу найти своего знакомого зайчика. Почему его нигде не видно?

Дети: - Потому, что зайка поменял шубку, чтобы его волк не заметил. Всё вокруг белое и он тоже белый.

Незнайка: - А почему зимой в лесу не слышно пения птиц?

- Потому, что многие птицы улетели в тёплые края.

А почему птицы улетели?

- Потому, что зимой холодно, нет корма, жучки и червячки спрятались.

Незнайка: - Когда зима – это плохо. Очень холодно и нельзя пойти гулять.

Дети: - Зима это хорошо потому, что можно в снежки играть, снежную бабу лепить, на санках кататься, зимой Новый год.

А что такое Новый год? (это такой праздник). А что бывает на Новый год? (приходит Дед Мороз, дарят подарки) . А я тоже хочу сделать праздник для своих знакомых зайчат. Что для этого надо? (надо ёлку поставить и нарядить) . Ребята, помогите мне ёлку выбрать для зайчат.

(Дидактическая игра «Сложи узор», детям предлагается сделать ёлку из шести и четырёх кубиков. Незнайка хвалит ёлочки и спрашивает, какую же ёлочку выбрать. Воспитатель интересуется у Незнайки, какой домик у зайчат. Незнайка говорит что маленький. Дети советуют Незнайке выбрать маленькую ёлочку.)

Незнайка: - Всё готово, можно праздник начинать? (нет, надо ёлочку украсить). А чем можно украшать? (ёлочными игрушками, шариками, бусами, гирляндами, колокольчиками).

Проводится дидактическая игра с мячом «Игрушки для маленькой ёлочки»

На большую ёлку мы повесим шар, а на маленькую шарик.

На большую гирлянду, а на маленькую гирляндочку,

На большую ёлку - бант, а на маленькую ёлочку - бантик.

На большую - звезду, а на маленькую – звёздочку и т.д.

Незнайка спрашивает, что можно подарить зайчатам, дети предлагают разные варианты.

Незнайка предлагает подарить зайчатам, то, что они больше всего любят. Дети догадываются, что это морковка и помогают Незнайке найти морковку.

Незнайка благодарит детей за то, что они помогли устроить праздник для зайчат и за это дарит им волшебный паровозик, чтобы они могли приехать в лес к зайчатам. Прощается и уходит.

Рассказ воспитателя

А вот одну историю я вам сейчас расскажу.
Слушайте внимательно. В ночь, перед Новым годом в лесу собрались лесные жители. Они решили послать самого храброго Зайца к Деду Морозу с письмом, в котором просили прислать им на праздник красивые игрушки на ёлку и подарки.
Отправился Заяц в далёкое путешествие к Деду
Морозу. Но Волк и Лиса решили отобрать у Зайца
письмо.

«Может нам Дед Мороз игрушки и подарки
отдаст?» - подумали они. Подкараулили Зайца, напали на него и отобрали письмо. Вот беда!!

Что делать?? (1 -1,5м)

Проблемная ситуация

Давайте подумаем, кто в лесу может помочь Зайцу
вернуть письмо, и добраться до Дедушки Мороза.
Хорошо ребята, многие хотят помочь Зайчику. И
Белка, Синичка и Ёжик.

А как они могут помочь Зайцу?

Послушайте-ка моё продолжение сказки. Сидит
Зайчик и плачет. Прилетели синички, узнали про его беду.
Полетели звать на помощь Белку. Белка
быстро примчалась. Догнали они Волка и Лесу.
Белки их шишками закидали, а Синички глаза им
крыльями закрыли. Выхватил Заяц у них письмо и
пустился на утёк. Вовремя успел он к Деду Морозу.
Все лесные жители получили на свою ёлку целую
корзину игрушек и подарков. Только Волк и Лиса
остались с носом. Потому что они хотели всё
забрать себе. И были жадными. Им подарков не
досталось.

А вы жадные, ребята?

А что бы вы подарили своему другу? (4м)

Песня «В лесу родилась елочка» (1-1,5м)

Ребята, закройте глаза, представьте, что вы в
новогоднюю ночь в лесу. Тишина, стоят красивые, пушистые от снега ели. Около одной из них
собрались лесные жители и поют песенку про
новый год. Мы тоже сейчас споём.

«Новогодний подарок»

На Новый год нас приходит поздравлять Дед...
Мороз с внучкой... Снегурочкой. За спиной у Деда
Мороза бывает обычно большой мешок. Кто скажет, зачем ему этот мешок? (ответы). Какие подарки хотели бы вы получить на Новый год? (ответы)
Ёлка наряжается -.

Праздник приближается,

Новый год у ворот,

Ребятишек ёлка ждёт. (1,5-2м)

Подбор эпитетов .

На Новый год елка стоит нарядная, красивая.

Можно ее назвать красавицей - елкой?

Откуда привозят эту «красавицу»?

Значит, ее можно назвать лесной красавицей?

А какого цвета она зимой и летом?

Можно назвать елку зеленой красавицей?

Елка нарядилась для новогоднего праздника.

Значит, ее можно назвать новогодней красавицей?

Физкультминутка «Новый год». (1,5)

Новый год пора встречать

В доме елка появилась

Вся огнями засветилась

Висят на ней игрушки

От пола до макушки

Деление на подгруппы (4-5м)

Первая подгруппа

Дидактическая игра «Новогодние игрушки»

Ребята, картинки на которых нарисованы игрушки по цвету, форме, размеру.

Вторая подгруппа

Составление предложений с двумя однородными определениями.

На доске изображен контур елки. Рядом

стоит искусственная елка. У детей карточки с

изображение елочных украшений и предметы: мишура, дождик, серпантин, бумажные снежинки.

Мы будем наряжать елочки игрушками.

Какие игрушки? (красивые, яркие, блестящие, разноцветные, новые, нарядные, новогодние,), Детям предлагается составить предложение с 2

словами-признаками о елочной игрушке, изображенной на карточке или лежащей на столе; сказать, куда они ее повесят. Детям дается образец:

Я возьму блестящий красный шар. Я повешу

блестящий красный шар на елку.

Я возьму разноцветные длинные бусы. Я повешу

разноцветные длинные бусы.

Дети составляют предложения. Индивидуальная

Какими игрушками мы украсили елки? (Мы

украсили елки яркими новогодними игрушками). Вам понравилось украшать елочку?

А давайте на следующем занятии изготовим сами

новогодние игрушки?