Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина. Консультация для родителей: «Воспитание маленького гражданина

14.05.2019

Подготовила: Шушлебина Елена Валерьевна воспитатель МАДОУ детского сада №69 «Ладушки» Старый Оскол 2016

Аннотация:

В этой статье рассматривается важность и необходимость духовно- патриотического воспитания детей. Главным и непосредственным участником в воспитании маленького гражданина является семья и ближнее окружение ребенка.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!

Самое трудное и нужное для и страны для семьи – это воспитание человека. Духовно - патриотическое воспитание главная задача дошкольного обpазования. Любовь к Родине начинается у ребѐнка с отношений в семье, между близким людям, корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением.

Впечатления ещё не осознаны, но уже пропущены через восприятие. Они играют огромную роль в формировании личности патриота. Государство, восстанавливает утраченное чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015г. N 1493.

В ней выделены основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, направлены на «повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» .

Семья – это начало духовного рождения человека. Семья – это первый коллектив в жизни будущего гражданина.

В процессе становления личности ей отводится главная роль. В семье формируются основные черты характера, привычки. Каким вырастит ребенок зависит от отношений в семье.

Чтобы вырастить полноценную личность необходимо, чтобы воспитатели и родители действовали как одно целое. ДOУ может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, разобраться с трудностями, возникшими на этапах развития личности ребенка, но не может конкурировать с семьёй.

Моральные нормы общества предстают перед ребенком в форме требований, которые предъявляют к нему родителями. Ребенок усваивает их как единственный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек и жизненных принципов. От того, какие отношения, ценности, интересы находятся в семье на первом плане, зависит какими вырастут дети.

Как же научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть?

Ребенок должен чувствовать, знать, понимать то, что можно любить и беречь. Это история. Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Родители и педагоги пробуждают в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма. Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти не помнящими своего родства.

В настоящее время необходимо рассказывать малышам о Великой Отечественной войне, o том, какой подвиг совершил русский народ. Какой ценой далась эта победа и от какой беды был спасен мир.

Живых свидетелей остается все меньше и меньше, поэтому все бесценнее становятся для нас сохранившиеся фотографии, письма фронтовиков.

Ребенок как чистая книга, готовая вписать на своих страницах все то что, мы взрослые ему преподносим. В процессе воспитания ребенка важно все – речь, манеры, стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми.

Нравственно-патриотическое воспитание расширит и углубит знания детей о своей малой родине, народных традициях, воспитает любовь и уважение к людям старшего поколения. Совместная работа родителей и воспитателей позволит вырастить поколение детей за которых не будет стыдно перед Отечеством.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"
  2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41
  3. Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение» , 1969. – 169 с
  4. Змановский Ю.Ф., Гребенщиков И.В. Наши дети. – Изд. 2-е. – М.: «Юрид. лит» ., 1989. – 368 с
  5. Российская семья-основы духовности и патриотизма: сборник статей/ под общ. ред. В.И. Лутовинова. - М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» , -360с.

Консультация для родителей:

«Воспитание маленького гражданина»

Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи –

нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас

великим интересом ко всему.

К.Г.Паустовский.

Основы гражданского воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

Особых усилий в период дошкольного детства требует формирование отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов. Именно этот аспект педагогической работы определяет в конечном счете эффективность всех затрат на гражданское воспитание в будущем.

Методы и приёмы патриотического воспитания разнообразны, но они обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обострённость первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.)

Взрослые (педагоги и родители) должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной действительностью, жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которыми окружают ребёнка.

Наиболее интересные и результативные формы работы с детьми это – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.) Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России.

Не стоит забывать в общении с детьми о великой русской литературе, поэзии А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, С.А.Есенина и др. Пусть ухо ребёнка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи.

Необходимо формировать уважение к государственной символике (Гимну, Флагу, Гербу России), чувство гордости за успехи россиян, интерес к жизни разных народов, их истории, культуре.

Чтобы пробудить у дошкольников патриотические чувства родителям советуем знакомить с достопримечательностями родного Нижнекамска, посещать музеи, выставки, памятники; рассказывать о труде взрослых и, конечно, о своей работе. Старший дошкольник должен знать, какую пользу обществу приносит труд его родителей, какие успехи у них на работе.

Ребёнку 5-7 лет необходимо показать достопримечательности родного края, связанные с Великой отечественной войной, с космосом, строительством родного города. Рассказывайте детям о подвигах героев, защищавших нашу Родину, подвигах детей ВОВ.

В День Победы 9мая посетите памятные мемориалы, принесите цветы, старайтесь сделать такие экскурсии семейной традицией.

Учитывая детские интересы и любознательность, взрослые должны руководить процессом ознакомления с явлениями общественной жизни. Они расширяют сферу интересов ребёнка, заранее обдумывая, какие дать ему знания, какими событиями познакомить. Советуем проверить, узнает ли ваш ребёнок по фотографиям и иллюстрациям Москву, Казань, Нижнекамск, известных на всю страну людей(героев, космонавтов, писателей, учёных, композиторов, художников); знаком ли он с достопримечательностями родного края.

Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу её интересы, заботы, горести и радости; чувствовать себя ответственным за всё, что в ней происходит. Помните, что отношение к Родине, её истории, культуре, языку передаётся от родителей к детям.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мирровозрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран . Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор –

прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами . Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание воспитанию патриотических чувств у детей уделялось до перестройки и, к сожалению, потом вопрос воспитания граждан своей Родины угас, стал неактуальным. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой, и даже приобщение к церкви, столь модное сегодня, не возвращает утрату. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Так что же означает патриотизм? Это любовь и преданность России, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства, гордость за свой народ... И начинает формироваться это качество уже в дошкольном возрасте.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» , утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т.е. определенного отношения к своей стране. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. А ведь только в семье дети получают первые уроки гражданственности.

Чувство Родины – оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

Да, первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи. Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.

Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. В такой семье радостно жить. В ней нет деспотизма взрослых и приниженности детей. Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов прийти другому на помощь. Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи. Он видит, как заботливы к нему родители, но это не создает у него ощущения собственной исключительности: ведь так же внимательны родители и друг к другу. Так в семье принято, это традиция, неписаный закон. И ребенок уже в семье следует этому закону заботы всех о каждом и каждого, обо всех, даже еще не зная, что это один из главных законов общественной жизни. Если у нас с нашими детьми дружеские, доверительные отношения, они начинают любить то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения становятся их убеждениями.

Исследования показывают: едва родившись, ребенок уже чувствует, какие руки его касаются - любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы. Познавая мир, ребенок познает и нас. Сначала он познает тепло наших рук, нашу улыбку, добрый взгляд. Потом он узнает, как мы ловки, быстры, хлопотливы в домашнем труде. Он с удовольствием отмечает про себя, что мы дружелюбны и приветливы с людьми. А когда он подрастет, его будет интересовать, как мы работаем, что для нас в жизни самое главное.

Мы хотим получить одобрение наших детей. Хотим, чтобы детям было за нас не стыдно, хотим быть для них примером. Пример родителей всегда у ребенка перед глазами, причем особенно он восприимчив к тем чертам характера, которые раскрываются в непосредственном общении с ним. Мать добра и справедлива к детям - этой доброте и справедливости они учатся у нее легко и естественно, потому что, обращенные к ним, эти качества становятся, частицей их личного опыта Родительский пример становится примером доброты и справедливости. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков?

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтим своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Как же научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Нам, педагогам, хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма. Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами, не помнящими родства.

Как рассказать в настоящее время современным малышам о Великой Отечественной войне, о том, какой подвиг совершил русский народ, от какой беды спас он мир и какой ценой? Живых свидетелей тех дней остается все меньше и меньше, поэтому все бесценнее становятся для нас сохранившиеся фотографии, письма фронтовиков, «живые» экспонаты времен Великой Отечественной войны.

Ни для кого не секрет, как велика образовательная функция музейного дела. А для детей дошкольного возраста это особенно актуально, потому что именно в этом возрасте они лучше усваивают материал через осязание.

Поэтому благодаря стараниям коллектива
нашего детского сада
в 2005 году был создан музей Боевой Славы

чтобы маленькие воспитанники нашего детского сада могли воспринять то,
что живет в сердцах и в памяти старшего поколения.

Под музеем в детском саду мы понимаем не просто организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности . Они включают в себя: экскурсии в музей, встречи с ветеранами и их воспоминания, проведение досугов и праздников, работа в творческой мастерской изостудии, игры, занятия и многое другое. Именно этот островок Славы и Памяти заставляет наших воспитанников впервые задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за нашу Родину.

В музее ведется серьезная просветительская работа по двум направлениям: «Великая Отечественная война», «Современная Российская армия». Каждый год фонд музея пополняется новыми экспонатами, документами, фотографиями. На данный момент в фонде музея детского сада числится 133 экспоната.

Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям определенных знаний о ней. Ребенок старшего дошкольного возраста может и должен знать, как называются страна, в которой он живет, ее главный город, столица, город, в котором он живет, его достопримечательности, какова природа города, в котором он живет, какие люди по национальности, по личностным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляет собой искусство, традиции, обычаи его Родины.

В нашем детском саду реализуется модифицированная образовательная программа гражданско-патриотической направленности «Я поведу тебя в музей» , ценностью которой является учебно-тематический план занятий на базе музея детского сада с участием детей, родителей и педагогов.

Ежегодно в городе проводится конкурс исследовательских проектов для дошкольников «Я - исследователь» , и на протяжении пяти лет наши воспитанники занимают призовые места в нем. Среди призовых проектов есть и проекты нравственно-патриотической тематики.

Так, в 2007 году 2-ое место занял исследовательский проект творческого плана «Стихи сочиняем сами» . В сборнике стихотворений представлены произведения военной тематики. Авторы проекта: Кузеванова Дарья, Филановская Александра. Руководитель проекта Корнеева С.А.

В 2008 году 3-ое место занял творческий проект «Форма для солдат Российской Армии» , посвященный созданию новой неуязвимой формы для солдат. Авторы проекта Киселев Алексей, Синица Евгений. Руководитель проекта Хангану Е.В.

В апреле 2010 года 1–ое место занял исследовательский проект «Вспомним героев былых времен» . Авторы проекта подготовительной группы «Семицветик»: Буданова Валерия, Уразов Глеб, Шевцов Денис, Якимова Ксюша. Руководитель проекта: старший воспитатель Буданова Н.В.

Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания, позволяющим создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых, поэтому полноправными участниками являетесь и вы, дорогие родители. Без вашей помощи, без вашего внимания, уважаемые родители таких результатов мы бы не добились. Поэтому и напрашивается вывод, что только благодаря содружеству, взаимопониманию, взаимной работе будет результат. Мы, надеемся, что и в новом учебном году мы реализуем новые интересные, творческие проекты, посвященные патриотическому воспитанию.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним.

Таким образом, можно сделать вывод, работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания. Ведь семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Родители должны помнить, что их любовь к ребенку – залог его психического здоровья. Все, что укрепляет эту любовь, играет решающую роль в формировании детской личности. Только высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее нашей России.

Взрослые! Не учите детей своих подлости.

Властные! Не учите их злобе и зависти.

Сильные! Не учите звериной жестокости.

Мудрые! Не толкайте детей к пропасти.

Грешные! Научите детей состраданию!

Слабые! Научите любви и вниманию!

Старые! Научите терпенью и кротости!

Слышите?! Оттащите детей от пропасти!

Зиновьева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Россияночка"
Населённый пункт: город Тихвин
Наименование материала: консультация
Тема: Воспитываем маленького гражданина
Дата публикации: 19.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Воспитываем маленького

гражданина

Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель

взрослых – формирование у ребенка активной социальной позиции,

воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой

творческой личности. Одной из главных задач является

патриотическое воспитание ребёнка, включающее в себя целый

комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,

улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Очень верно подметил русский писатель Ю.Я.Яковлев «Любовь к Родине

начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И

всё лучшее, что в человеке, достается ему от матери» Чувство любви к матери

развивается у детей с ранних лет.

Сколько звезд на небе!

Эти звезды маме

Подарю опять.

И однажды утром,

Глядя на меня

Мама улыбнется -

Звездочка моя.

Н.Бондаренко

Взрослые стараются научить детей дружить, уважать

и помогать друг другу. В совместной деятельности дети

приобретают известный опыт взаимоотношений, навыки

поведения в коллективе, которые важны для гражданина.

С детства мы любим играть и смеяться.

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться

Чтоб улыбаться и крепко дружить.

В.Кайданов

Чувство любви к родной природе – ещё одно из

слагаемых патриотизма. Природные явления, объекты,

окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и

легче для его восприятия, сильнее воздействуют на

эмоциональную сферу. Эта атмосфера радостной встречи

родной природой надолго остается в памяти ребёнка,

способствуя формированию его сознания как гражданина

патриота

То берёзка, то рябинка.

Куст ракиты над рекой…

Край родной на век любимый.

Где найдешь ещё такой!...

Особенность современного патриотического воспитания в том, что растет

значение регионального и местного компонентов. Опираясь на принцип

воспитания «от близкого к далекому», можно связать начало патриотического

воспитания с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет

ребенок. У дошкольников постепенно складывается образ собственного дома с его

укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок воспринимает свой дом

таким, какой он есть, и любит его. Это чувство

родительского дома ложится в основу любви к

Родине, Отчизне. Задачей родителей является сделать

так, чтобы у ребенка было много теплых

воспоминаний о семье, об укладе, о семейных

традициях. Привязанность к родному дому, желание

беречь его, делать лучше, связаны и с тем, чтобы у

ребенка в семье были свои обязанности, чтобы его не

освобождали из-за малых лет от общего труда – это

способствует укреплению чувства семьи.

Затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного

города, страны, всего культурного мира. Любовь к родному городу и родному

краю прививается через литературу, музыкальный

материал о малой Родине.

В старшем дошкольном возрасте складываются

начала действенного в полном смысле слова

отношения к Родине, проявляющиеся в умении

заботиться о родных и близких людях, делать нужное

для других, беречь то, что создано трудом человека,

ответственно относиться к порученному делу, бережно

обращаться с природой. У детей формируются знания

и представления о Родине – России.

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть Родина своя!

Для ивушки плакучей нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки опушки нет родней.

Есть ветка у листочка, овражек у ручья…

У каждого на свете есть родина своя.

Страну, где мы родились, где радостно живём,

Края свои родные мы Родиной зовём!

В.Карасев

Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так и в детях

отражается нравственная чистота своих родителей. То, что упущено в детстве,

очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Важно, чтобы ребенок

в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и

её будущее.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей

жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и

сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш» В.А.Сухомлинский