Массаж ребенку 9 мес. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию. Одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног

28.05.2019

В возрасте девяти месяцев малыш умеет многое — он ползает на четвереньках, самостоятельно сидит, а также ему нравится, когда взрослые водят его за руки. Гимнастику в 9-месячном возрасте можно сделать довольно сложной по сравнению с упражнениями, которые можно было делать в предыдущем возрасте. Малыш может быть грудничком, но кушает много обычной пищи, такое питание еще более укрепляет организм. Малыш вот-вот пойдет, а иногда в этом возрасте дети начинают ходить.

Развитие ребенка

Если гимнастикой заниматься регулярно, укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Ребенок готовится к самостоятельности, он совсем скоро будет ходить и это нужно делать ему уверенно. Прямохождение развивает не только ноги, но и руки, ведь ребенок сможет брать то, что захочет двумя руками, а не одной, когда ползает на четвереньках.

Упражнения также способствуют психологическому развитию — ведь нервные возбуждения приводят к двигательной реакции, а торможение на уровне нервной системы концентрирует внимание, делает движения точными. Работа нервов и мышц взаимосвязана — нервные возбуждения управляют мышцами, а работа мышц требует концентрации усилий нервной системы, которая хочет избежать движений, которые создают опасность для организма (например, при уколе рука дергается в противоположную сторону от опасного острого предмета).

В девятимесячном возрасте ребенку все интересно, он хочет много двигаться самостоятельно, он энергичен, хочет все потрогать, его интересуют новые предметы, поэтому гимнастические упражнения можно делать более сложными, а также применять разные вспомогательные предметы — фитбол, просто надувной мяч, деревянную палку, игрушки с кольцами (например погремушки), за которые малыш может держаться.

Малыш должен в этом возрасте стоять, держась за опору, поэтому к упражнениям с исходным положениям сидя можно добавить занятия стоя, когда малыш опирается на что-то или держится за предметы, которые ему можно давать.

Упражнения

Упражнения нужно делать не просто ласково приговаривая, но уже можно считать — на раз-два, раз-два-три-четыре. Желательно описывать словами все действия, не слишком уменьшительно (руки желательно называть руками а не рученьками), чтобы ребенок знал, как правильно говорить. Ребенок будет повторять за мамой действия, а возможно, будет стараться говорить первые слова, также повторяя за мамой или папой.

В девять месяцев ребенок уже может начать ходить, но даже если он может просто уверенно стоять, он может ходить, держась за поручни детской кроватки или с помощью взрослого. Гимнастика не только укрепит малыша, но и доставит ему много удовольствия, так как детям в этом возрасте очень хочется двигаться.

В этом возрасте ребенок полностью подготовлен к массажу. Поэтому можно выполнять все приемы. Можно отказаться от массажа ног и рук и увеличить время на массирование животика, спины и груди. Основная цель массажа и дополнительных упражнений — разнообразить движения малыша и приучить к самостоятельности.

Комплекс занятий для ребенка от 9 до 12 месяцев

Массаж для ребенка от 9 до 12 месяцев включает разнообразные приемы. Начинаем комплекс занятий с упражнения для рук «Бокс». Его рекомендуется выполнять 5-6 раз каждой рукой.

Сгибание-разгибание ног

Сейчас нужно выполнить несколько поворотов со спины на живот с каждой стороны.

Затем приступаем к массажу спины и ягодиц. Начинаем с легкого поглаживания всей поверхности спины и ягодиц. Выполняем 2-3 поглаживания. Далее подушечками пальцев нужно выполнить растирание. Затем опять поглаживание. После нужно легонько пощипать ягодичные мышцы.

Массаж спины и ягодиц

Ребеночка кладем на животик. Выполняем прием «поднимание» 1-2 раза.

За ним следует массаж живота. Массаж живота состоит из нескольких пунктов: круговое поглаживание, поглаживание косых мышц живота и растирание подушечками пальцев. Затем нужно выполнить легкое пощипывание вокруг пупка. Далее снова выполнить легкое поглаживание.

Затем выпрямляем ножки ребенка и поднимаем несколько раз.

Приступаем к массажу груди. Для массажа груди используют два приема: поглаживание и вибрация. Каждый прием необходимо выполнить по 2 раза.

Массаж груди стоит начать и закончить легким поглаживанием

В этом возрасте малыш еще не умеет говорить, но он уже все понимает. Каждый прием сопровождайте речевой инструкцией. Можно отвлекать ребенка любимыми игрушками, сопровождать массаж ласковыми словами и нежными песнями. активно поможет ребенку расти и адаптироваться к внешнему миру.

Итак, детский массаж и гимнастика по методике Ирины Красиковой для здорового ребенка в возрасте 9-12 месяцев.

Перед этим Вам будет полезно прочесть , « », а также , автор периодически ссылается на него.

V комплекс упражнений детского массажа и гимнастики для ребенка в 9-12 месяцев
План занятий

1. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.

2. Сгибание и разгибание ног, попеременно 5-6 раз каждой ногой.

3. Поворот со спины на живот, по 1 разу в каждую сторону.

4. Массаж спины и ягодиц.

5. Поднимание туловища из положения на животе, 1-2 раза.

6. Массаж живота.

7. Поднимание выпрямленных ног до палочки, 3-4 раза.

8. Наклоны, 2-3 раза.

9. Приседания, 4-6 раз.

10. Массаж груди.

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно, 1-2 раза.

12. Круговые движения руками, 4-6 раз.

13. «Тачка» (ходьба на руках).

14. Обучение ходьбе.

15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию.

Практика детского массажа и гимнастики для здорового ребенка в возрасте 9-12 месяцев Ирины Красиковой
1. «Бокс» в положении сидя или стоя

Сгибайте и разгибайте руки ребенка, вложив ему в кисти кольца или другие удобные для захвата игрушки.

Во время выполнения этого упражнения малыш сидит или стоит.

2. Сгибание и разгибание ног

попеременно делаются в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (см. IV комплекс № 2). Ребенок выполняет эти упражнения самостоятельно или с помощью взрослого.

3. Поворот со спины на живот в обе стороны

В возрасте 9-10 месяцев ребенок поворачивается самостоятельно по просьбе взрослого: «Повернись на живот», и в ту сторону, где лежит интересующая его игрушка.

4. Массаж спины

Напомним план массажа спины и ягодичной области:

Поглаживание по всей спине ребенка, 2-3 раза,

Растирание подушечками пальцев и пиление по всей спине и ягодицам (до легкого порозовения кожи),

Поглаживание, 2-3 раза,

Разминание длинных мышц спины (вдоль позвоночника), используя щипцеобразное разминание,

Разминание ягодичных мышц, поочередно 5-6 раз каждую,

Поглаживание, 2-3 раза,

Стимуляция ягодичных мышц поколачиванием или пощипыванием.

5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение

Вложив в кисти ребенка кольца, отведите руки ребенка в стороны и вверх к голове на уровень ушей (см. IV комплекс № 12). Ребенок поднимает голову, затем встает на колени, а потом, опираясь на одну согнутую ногу, встает во весь рост.

6. Массаж живота

Напоминаем план массажа:

Поглаживание: круговое, встречное, по косым мышцам живота, по 2-3 раза каждый прием,

Растирание подушечками пальцев,

Стимулирующее пощипывание вокруг пупка,

Поглаживание: все приемы по 2-3 раза каждый.

7. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног

И. п.: ребенок лежит на спине.

Держите палочку (или игрушку) на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: «Подними ноги».

Вначале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут. В таком случае прикоснитесь палочкой к ступням ребенка, побуждая его удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем (рис. 76). Упражнение становится активным и повторяется 3-4 раза в медленном темпе.

8. Наклоны

И. п.: ребенок стоит спиной к взрослому.

Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот - для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите: «Наклонись, достань игрушку» и т. п., побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая (рис. 77), затем выпрямиться (рис. 78).

Это упражнение повторяется 2-3 раза детьми, которые могут стоять без опоры, и является активной тренировкой для мышц спины ребенка.

9. Приседания

Если ребенок хорошо стоит без опоры, то возьмите его за руки и побуждайте присесть на корточки (рис. 79), разводя колени в стороны, а затем встать, приговаривая: «Присядь, встань». Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки. Повторите 4-6 раз.

10. Массаж груди

Поглаживание верхней части груди, 2-3 раза.

Поглаживание но межреберьям, 2-3 раза.

11. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно

Ребенок легко присаживается с поддержкой за одну руку (рис. 80). После 10 месяцев ребенок присаживается самостоятельно.

Зафиксируйте колени ребенка руками, не давая им сгибаться. Попросите малыша: «Сядь, возьми игрушку» (рис. 81). Если ребенок свободно садится, то упражнение делается один раз. Если же малыш помогает себе, опираясь на локоть, то повторите движение с опорой на локоть другой руки.

12. Круговые движения руками

И. п.: ребенок сидит.

Это хорошо знакомое вам упражнение делайте с игрушками в медленном темпе под ритмичный счет. Затем попросите малыша сделать эти движения самостоятельно.

13. «Тачка» (ходьба на руках)

И. п.: ребенок лежит на животе.

Приподнимите малыша в горизонтальном положении, поддерживая его под бедра, гак чтобы он опирался на ручки. Положите впереди привлекательную игрушку и побуждайте ребенка переставлять руки, приближаясь к ней. Повторите это упражнение 2-3 раза. Это упражнение укрепляет почти всю мускулатуру тела, тренирует опорность рук.

14. Обучение ходьбе

Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе. Поддерживайте его за плечи или под мышки. Скажите: «Давай, походим» и пройдите короткое расстояние (рис. 82).

15. Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию

Ваш малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия. Предложите подлезть под невысокий столик, стул и т. п., заинтересовывая игрушкой. Поощряйте стремление ребенка забираться на диван, кресло и т. д., спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки.

Обучение ходьбе и лазанию лучше проводить вне занятий, в любое удобное время. Это игра, игра веселая и увлекательная. Активно участвуйте в ней, придумывая новые задания. Станьте сами ребенком - хоть ненадолго!

Мы рассмотрели комплекс упражнений детского массажа и гимнастики в 6-9 месяцев по методике Ирины Красиковой .

Будьте здоровы!

Примерный комплекс ЛФК и массажа для детей 9-12 месяцев

1. «Бокс» в положении сидя или стоя.

2. Сгибание и разгибание ног одновременно и попеременно - ребенок выполняет сам или с помощью взрослого.

3. Поворот со спины на живот В 9-12 месяцев ребенок должен поворачиваться самостоятельно по просьбе взрослого;

4 Массаж спины и ягодиц Поглаживание - 2-3 раза, растирание подушечками пальцев и пиление, поглаживание - 2-3 раза, разминание длинных мышц спины, щипцеобразное разминание или боль|ими пальцами, разминание ягодичных мышц - 5-6 раз, поглаживание - 2-3 раза, поколачивание или похлопывание ягодиц.

5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение (см IV комплекс), упражнение выполняется с вложенными в кисти ребенка кольцами.

6. Наклоны. И. п. - ребенок стоит к вам спиной. Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени (чтобы ноги не сгибались), ладонь правой руки кладите на живот для поддержки туловища. Четко попросите малыша поднять заранее положенную игрушку, побуждая его наклониться не приседая. Затем выпрямиться - 2-3 раза, для тех деток, которые могут стоять без опоры.

7. Массаж живота.

8. Самостоятельное поднимание прямых ног. И. п. ребенок лежит на спине. Держите палочку или игрушку на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: «Подними ноги». Если ребенок плохо выполняет это упражнение, т. е. ноги гнутся, живот не втянут, то можно прикоснуться палочкой к стопам ребенка и, побуждая его удержать игрушку, выпрямлять ноги до прямого угла - 3-4 раза, в спокойном темпе.

9. Присаживание за согнутые руки. Усложните, вложив в руки ребенка кольца.

10. Приседания. И. п. - ребенок стоит на ногах. Возьмите ребенка за руки и побуждайте присесть на корточки, разводя его колени в стороны, а затем встать, приговаривая:«Сядь», «Встань». Проследите, чтобы стопы малыша полностью стояли на плоскости. При вставании поднимите его руки вверх, пусть он поднимется на носки 4-6 раз.

11. Присаживание при поддержке за одну руку. После 10 месяцев ребенок должен сам присаживаться. Для этого придержите его колени своей рукой, не

давая им сгибаться, другой держите игрушку и попросите его сесть, взять игрушку. Если ребенок хорошо выполняет упражнение, то достаточно одного раза. Если же он помогает себе, опираясь на руки, то повторите движения с опорой на локоть другой руки;

12. Круговые движения руками. Это упражнение делайте в медленном темпе под счет, затем попросите ребенка сделать его самостоятельно.

13. Ходьба на четвереньках. Если ребенок достаточно хорошо ползает, попросите его проползти под невысоким столиком или табуреткой.

14 Обучение ходьбе Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе, поддерживая его под мышки, и походите так немного.

В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой.

Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно выполнять из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живота.

Подъем выпрямленных ног до палочки

Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует применять гимнастический снаряд - деревянную палочку. Приподнять палочку на высоту прямых ног ребенка и предложить ему до нее дотянуться пальцами ног или всей ступней.

Данное упражнение следует повторить 7 раз.

Поочередные и одновременные сгибания и разгибания рук

Исходное положение - сидя или стоя.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с помощью массажиста поочередно сгибает и разгибает руки.

При этом можно вести 2-тактный счет и каждое движение ребенка сопровождать просчитыванием: раз-два, раз-два и т. д. Данное упражнение нужно повторить 6 раз (по 3 раза каждой рукой).

Наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами

Исходное положение - стоя спиной к взрослому человеку, правая рука которого придерживает колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левая находится на его животе.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног. Для его выполнения следует применять любимую игрушку ребенка, которую следует положить у его ног. Затем взрослый должен попросить ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук. При этом необходимо следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми.

Данное упражнение нужно повторить 3 раза.

Массаж спины

Исходное положение - лежа на животе.

Выполнение данной процедуры связано с поочередным применением поглаживаний, растирания, пиления и щипцеобразного растирания.


Процедура массажа начинается с нескольких поглаживаний. Затем следует приступить к растиранию. Его следует делать ладонями и кончиками пальцев. Выполнив растирание, следует вернуться к поглаживанию. После очередного поглаживания нужно перейти к пилению, которое выполняется ребрами ладоней. После нескольких движений кожа ребенка должна слегка покраснеть. Процедуру пиления необходимо закончить поглаживанием.

В заключение процедуры необходимо сделать несколько шипцеобразных разминаний ягодиц и длинных мышц спины, которые, как и предыдущие приемы массажа, должны закончиться поглаживаниями. Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Массаж живота

Исходное положение - лежа на спине.

Выполнение данной процедуры заключается в поочередном применении кругового поглаживания, встречного поглаживания, поглаживания по косым мышцам живота, растирания и пощипывания.

В начале процедуры следует сделать несколько круговых поглаживаний. Затем перейти к встречным поглаживаниям и лишь после этого к поглаживаниям по косым мышцам живота. Этот прием массажа нужно выполнять с помощью ладоней. После поглаживания необходимо приступить к растиранию, которое нужно выполнять кончиками пальцев. После растирания необходимо сделать несколько поглаживающих движений.

В заключение процедуры необходимо сделать несколько пощипываний вокруг пупка, которые нужно завершить несколькими поглаживающими движениями. Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Мостик

Данное упражнение способствует укреплению мышц живота, спины и рук. Для его выполнения нужно применять любимые игрушки ребенка.

Исходное положение - лежа на животе. Массажист кладет ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать с пола игрушку или дотронуться до нее руками. Ноги малыша при этом необходимо придерживать.

Затем следует переложить ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положить игрушку на пол и попросить малыша достать ее или дотронуться до нее руками. Ребенок должен выгнуться назад, выполнить задание взрослого и снова разогнуться.

Приседание и вставание с поддержкой

Исходное положение - стоя на твердой поверхности. Для выполнения упражнения следует применять округлые кольца. Дать ребенку в руки кольца, слегка потянуть за них вниз, в результате чего малыш должен присесть. Затем подержать ребенка в таком положении 1-2 секунды и, снова потянув за кольца, помочь ему подняться. Можно заставить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за руки и слегка приподнять. Упражнение повторить 2 раза.

Ходьба

В 9 месяцев ребенок делает первые попытки к самостоятельному хождению. Родители должны поощрять это стремление ребенка. В первое время следует водить его за руки, давать ему опираться на любой движущийся предмет, например на коляску. Однако ребенок может передвигаться и с помощью недвижимых предметов.

Не следует пугаться, если ребенок вдруг падает. Это не опасно. В процессе падения ребенка развивается его опорно-двигательный аппарат. Не стоит сразу бежать к нему на выручку. Он должен сам постепенно учиться подниматься на ножки.

Необходимо создать для ребенка благоприятные условия для самостоятельного хождения, чтобы при падении он не получил какую-либо травму. Родители должны помогать ему лишь в том случае, если ребенку еще тяжело удерживаться на ногах и он постоянно падает.


Чтобы у малыша развивалось чувство расстояния и уверенности при ходьбе, рекомендуется отойти на 2-3 метра и позвать его к себе. Если ребенок не пойдет, нужно взять в руки его любимую игрушку и снова поманить. Постепенно расстояние можно увеличить до 5 метров.

Когда ребенку исполнится 11-12 месяцев, родители должны предоставить ему возможность ходить босиком. Эта процедура не только закалит организм малыша, но будет способствовать правильному формированию стопы. Кроме того, к этому возрасту следует ввести больше упражнений, которые укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка.

Для более быстрого развития навыка ходьбы необходимо проводить упражнения, укрепляющие мышцы и связки, а для профилактики нарушения формирования стопы почаще практиковать ходьбу босиком: летом - по песку и траве, зимой - дома по неровной доске.

Ходьба на четвереньках

Исходное положение - стоя на четвереньках.

Данное упражнение укрепляет мышцы спины, живота, рук и ног. Его следует выполнять с помощью любимой игрушки ребенка. Положить игрушку на некотором расстоянии от ребенка и попросить его взять ее в руки. Чтобы добраться до игрушки, малыш будет вынужден передвигаться на четвереньках. По мере приближения ребенка к цели игрушку следует от него отодвигать.

Ходьба с поддержкой за руки

Исходное положение - стоя на полу.

Для выполнения упражнения необходимо взять ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.