Месяце жизни ребенка впервые малыш. Правильный уход за новорожденным в первый месяц жизни

15.09.2019
Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Первый месяц жизни ребенка – это первая важная дата малыша. У крохи уже проходит период новорожденности – щечки и тельце округлилось, отчетливее вырисовываются черты лица, кожа стала светлее, шапочки из роддома и распашонки стали малы. Ваш малыш значительно подрос и прибавил в весе. Пришла пора первого официального выхода в свет – похода в поликлинику.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Педиатр измерит рост, вес малыша, проверит насколько развитие ребенка соответствует его возрасту. Проверит наличие рефлексов и умений.

С самого рождения мозг ребенка постоянно активно развивается, все, что малыш видит, слышит, осязает – все это развивает его нервную систему.

Кроха ещё не может управлять своим телом – его движения все ещё хаотичные, но уже в 1 месяц ребенок многое может. Что умеет ребенок в 1 месяц:

  • Ребенок должен уметь удерживать головку. В положении лежа на животе кроха может приподнять голову и некоторое время оставаться в таком положении.
  • Малыш уже может узнавать маму, следить за ней взглядом. Отличать её от других родственников и посторонних людей.
  • Ребенок должен уметь фиксировать взгляд на неподвижном предмете и следить за вертикально движущейся игрушкой.
  • В 1 месяц кроха начинает осознанно улыбаться в ответ на улыбку матери. Это очень важный показатель правильного развития ребенка.
  • Малыш может пытаться произносить какие-то звуки, в ответ на речь взрослого. Так начинается гуление – первые зачатки полноценной речи.
  • В 1 месяц малыш уже может отличать знакомые звуки, слушать стихи, песенки. Узнает голоса родителей.
  • Резкие, незнакомые звуки пугают малыша. Ребенок вздрагивает, вскидывает руки.
  • Малыш узнает прикосновения матери, успокаивается у неё на руках и может испугаться, попав на руки к незнакомому человеку.
  • Руки и ноги малыша начинают принимать более расслабленное положение. Согнутые руки и ноги, сжатые кулачки – все это проявление гипертонуса новорожденных. С взрослением малыша все эти признаки должны проходить.
  • В 1 месяц ребенок привыкает к определенному распорядку дня. Еда, бодрствование и сон происходят примерно в одно и то же время.
  • Рефлексы новорожденных всё ещё сохраняются. Педиатр обязательно их проверит.

В 1 месяц ребенок начинает активно двигать руками и ногами, поворачивает голову. Необходимо давать малышу свободно двигаться, надевать на него свободную одежду. В это время уже не стоит туго пеленать ребенка во время бодрствования. Руки малыша должны быть свободными.

Развитие новорожденного: Что умеет ребенок в 1 месяц? (видео):

В этом возрасте малыш с интересом наблюдает за яркими погремушками. Можно вложить ребенку в руку игрушку – и он сможет недолго удерживать её. Малыш будет пытаться схватить рукой, заинтересовавший его предмет, формируя таким образом нейронные связи, необходимые для согласованных движений конечностей ребенка.

В первый месяц жизни ребенка ему всё ещё необходим тактильный контакт с матерью, чаще берите его на руки, делайте массаж, гимнастику. Эти занятия укрепляют мышцы малыша, ведь ему предстоит ещё научиться делать много разных сложных движений – переворачиваться, подниматься на руках, садиться, ползать.

Чем можно заниматься с малышом в таком возрасте


Во время бодрствования активно общайтесь с малышом. Для крохи это общение стимулирует активное развитие всех органов чувств, а для родителей эмоционально очень важно и радостно получать ответную реакцию малыша – улыбка, взгляд крохи, оживление при виде знакомых лиц.

Включайте ненадолго классическую и инструментальную музыку. Можно найти готовые подборки классической музыки для малышей. Если в первый месяц жизни ребенка приучить малыша засыпать под записи колыбельных песен, то в будущем кроха привыкнет и будет быстрее засыпать, как только вы ему включите знакомые мелодии. Читайте ребенку народные песенки, стихи, прибаутки.

Совершая какие-либо действия с малышом (умывание, массаж, гимнастику) проговаривайте все свои действия. Это хорошо стимулирует развитие речи малыша. Часто бывает так, что мамы молча пеленают, кормят ребенка, т.к. малыш все равно не понимает, что ему говорят, да и вообще, о чем разговаривать с ребенком. Если не знаете, о чем говорить, можно просто комментировать все свои действия (я пошла, я взяла и т.д.), ходить по комнате с крохой на руках и показывать различные предметы, называть их и объяснять, зачем они нужны и как их использовать. Такое поведение может быть непривычным, но в последствии это позволит малышу быстрее заговорить. Всё, что вы делаете вместе с ребенком начиная с рождения – обязательно благотворно скажется на развитии малыша в более старшем возрасте.


Основные игрушки малыша в таком возрасте – погремушки, их может быть несколько разных форм и цветов, с разными фактурами. Погремушки играют важную роль в развитии ребенка в 1 месяц. Вешайте на кроватку мобили, различные подвески контрастных цветов – малыш с интересом будет наблюдать за движущимися игрушками, следить за ними взглядом.

В первый месяц жизни ребенка чаще выкладывайте малыша на живот. Это будет стимулировать его поднимать голову и тренировать мышцы спины и шеи, чтобы вскоре научиться уверенно держать голову.

Мама делится личным опытом о развитии малыша в первый месяц (видео):

Если здоровый доношенный ребенок в 1 месяц жизни ещё не имеет таких навыков – это не повод переживать. Обязательно проверьте слух и зрение ребенка у врача, покажите малыша неврологу. Если всё в порядке – просто уделяйте крохе больше внимания, занимайтесь с ним – чуть позже ребенок всему этому научиться.

Появившись на свет, ребенок попадает в огромный, невиданный и пугающий мир. Здесь живут великаны. Здесь то холодно, то жарко. Здесь очень ярко и светло. Сколько всего необычного и непривычного. А еще здесь есть мама. Первый месяц жизни ребенка очень важен, ведь это время адаптации, когда малыш старается привыкнуть, приспособиться к окружающему миру.

Он еще такой маленький, но уже готов расти и развиваться, если ему помогут. Он же не знает, как правильно. Зато его мама знает: она сделает все для его развития, чтобы кроха вырос здоровым и сильным. Первый месяц – это тяжелое время, когда забота и уход должны стать целью номер 1.

Чувства

Со временем все органы чувств у новорожденного станут достаточно развиты, а пока что они находятся в самом начале пути. Но за 1 месяц их развитие будет очень заметно, если будет правильный уход, нормальный режим и распорядок дня. За этим необходимо следить молодой матери.

Слух

Хотя еще в животике малыш слышал ваш голос, нельзя сказать, что слух новорожденного находится на соответствующем уровне. Да, ребенок слышит вас, но не достаточно хорошо. Он не понимает вас, сколько бы вы ему не рассказывали и каких бы ласковых слов не говорили. И даже если бы он умел говорить, ни за что не смог бы повторить ваши слова. Ваш голос для новорожденного – это что-то вроде шума на заднем плане. Со временем этот шум станет разборчивее, но на это нужна не 1 и не 2 недели.

Зато малыш уже умеет различать звуки. Он чувствует разницу между голосом матери и скрипом двери, не беспокойтесь. Развитие слуха происходит, когда вы говорите с ребенком, включаете ему музыку. Уже на 2 неделе малыш будет помнить ваш голос, и при разговоре с ним вы увидите улыбку на лице.

Зрение

Поскольку ребенок очень долго пробыл в замкнутом пространстве, зрение не развивалось – там не на что смотреть. Но уже в 1 месяц жизни постепенно малыш научится видеть. А правильный уход и режим дня ему только поможет.

В начале своей жизни новорожденный не способен фиксировать взгляд. Примерно ко 2 или 3 неделе он научится наводить фокус, но только видит малыш на определенном расстоянии. Обычно это примерно 25-30 см – столько, сколько составляет расстояние до лица матери, когда та держит новорожденного на руках.

Ко 2 или 3 месяцу зрение пойдет на лад – радиус фокуса увеличится, со временем ребенок будет видеть все вокруг себя четко. Но не в начале жизни.

Осязание

Осязание, как и прочие чувства, то же зрение, развито не очень. Чтобы оно становилось лучше, необходимо постоянно стимулировать рецепторы. Если ребенок не спит, в течении дня касайтесь его, щекочите, давайте в руки какие-то предметы – интересно наблюдать за его реакцией – на некоторые моменты он реагирует улыбкой на лице, на другие любопытным выражением, его мимика очень выразительна. Обязательно много возитесь с малышом в первые 3 месяца жизни: так его восприятие улучшится очень быстро, а соответственно и развитие.

Вкус и запах

Младенцу знаком только один вкус – вкус молока. Так пахнет от матери, это он считает правильным. Он научился уметь различать и другие вкусы и запахи, но только этот для него родной и близкий, каких бы других не было рядом.

Рефлексы

Достаточно, чтобы прошли 1, 2 или 3 недели, чтобы у ребенка начали вырабатываться определенные рефлексы на звуки и запахи. Есть такие вещи, на которые ребенок реагирует уже в первый месяц жизни. Его развитие состоит из двух основных и главных рефлексов – сосательного и хватательного. Его зрение не позволяет ему видеть, где расположен мамин сосок, но он безошибочно его находит.

Пища . К разной еде новорожденный отнесется по-разному. Например, если дать ему лизнуть что-то сладкое, рефлексы его просты - он начнет причмокивать. Это вкусно. Но если вдруг в рот попадет что-то из каких-то горьких, кислых или соленых продуктов, малыш поморщится – это невкусно. Но лучше не экспериментировать в первые месяцы, потому что у малыша может проявиться реакция на новый продукт – например, аллергические прыщики, они могут быть на лице или теле.

Сосательный рефлекс . Если коснуться пальчиком губ новорожденного, он вытянет их, готовясь принимать пищу – сосать грудь.

Реакция на раздражитель . Если неподалеку раздастся резкий звук, малыш вздрогнет. В начале 2 недели он лишь слегка приподнимет голову, но на рубеже 2 и 3 недель он уже повернется к источнику звука.

Хватательный рефлекс . Даже на 1 неделе жизни малыш уже может что-то крепко держать в ручках. Если вложить ему в кулачок свой палец, ребенок схватит его и не захочет отпускать. Новорожденному даже проще держать кулак сжатым – в таком виде ручки у ребенка в первые недели, малышу так удобнее, так он привык в утробе матери. Лишь постепенно они начинают раскрываться.

Реакция на эмоции . Ребенок еще не может давать оценку событиям. Поэтому его реакция на то или иное действие будет прочно связана с матерью. За 2 или 3 раза он хорошо запомнит, как реагировала мама, хотя его зрение еще слабое, зато он прекрасно понимает и чувствует ее на эмоциональном уровне. Если, к примеру, во время купания мама играла с крохой, улыбалась ему, то новорожденный полюбит эту процедуру надолго. Но если женщина мыла малыша серьезно, с недовольным выражением лица или даже кричала в этот момент на кого-то, ребенок запомнит, что эта процедура плохая – она расстроила мамочку. Тогда в дальнейшем, когда вы решите искупать сына или дочку, вам это удастся с трудом: ребенок будет капризничать и отпираться.

Подошвенный рефлекс . Если провести по подошве рукой или пальцем, малыш отдернет ногу, подтянет её под себя – проявляются такие рефлексы вне зависимости от срока: как на 1 или 2 неделе, так и в дальнейшем. Щекотно!

Подражательство . Если мама много говорит с ребенком в течении дня, со временем он должен начать ей отвечать. Когда он издает разные звуки, словно в ответ – это начальное развитие речи, он просто старается сымитировать действия матери. Она говорит, и он говорит. Такой вот простой рефлекс. Зато так постепенно развивается речевой аппарат. Когда малыш слышит мамин голос – на его лице появляется очаровательная улыбка.

Когда 1 месяц жизни вашего ребенка подойдет к концу, все эти рефлексы так или иначе должны появиться. Если малыш недостаточно развит, сообщите об этом своему врачу, чтобы он рекомендовал какой-то особый уход, режим и распорядок дня.

Первая неделя

Покинув организм матери, новорожденному придется привыкать к новой, внеутробной жизни. 1, 2 и 3 месяцы ребенок очень слаб, ему необходимы забота, правильный режим дня и уход. И постоянные обследования: не стесняйтесь, если с малышом происходит что-то, что вам кажется странным, немедленно обратитесь к врачу – например, появились подозрительные прыщики на лице, повысилась температура. Лучше зря поднять панику, посетить врачей, чем что-то недоглядеть, особенно если идут 1 или 2 недели.

Весь первый месяц нужен уход за пупочной ранкой – в нее очень легко может попасть инфекция. В течении дня помажьте её два раза зеленкой или чем-то еще, что посоветует врач.

Первый месяц начинается с того, что младенцу делают укол – вакцинация от вирусного гепатита. Это рекомендуют сделать еще в первый день жизни, чтобы выработать иммунитет, но вы вправе и отказаться. Ближе к концу 1 недели требуется сдать кровь на тест-бланк. Также в это время сделают прививку от туберкулеза. На 3 или 4 неделе жизни вам сделают прививку от гепатита B. Делать эти процедуры сейчас или нет - решать вам. В любом случае, перед прививкой у ребенка не должны наблюдаться температура, высыпания и т.д. Не путайте это с состоянием после прививки, когда 37 – это нормальная температура, это реакция организма, а вот высыпания в любом случае не норма.

Скрининг

Так же в первые дни малышам проводят неонатальный и аудиологический скрининг, его необходимо сделать всем.

Неонатальный скрининг позволяет выявить наследственные заболевания, для исследования берется кровь из пяточки. Результат скрининга будет готов через 10 дней, но помимо него еще проводят множество других исследований – проверяется слух, зрение, тонус и т.д. Впрочем, некоторые заболевания выявляются еще во время беременности, когда делается узи-скрининг. Неонатальный скрининг позволяет выявить множество заболеваний, в том числе фенилкетонурию, галактоземию и т.д.

Аудиологический скрининг – проверяют слух, обычно еще в роддоме, возможно и в поликлинике. Ранее его проводили выборочно, но в нынешнее время делают такой скрининг всем новорожденным, чтобы вовремя начать лечение. Ранняя проверка слуха позволит вылечить ребенка, например, при выявлении проблем применяется протезирование даже на первом месяце жизни. Проверяют так же и зрение, но не методом скрининга.

Такая проверка нужна для своевременного выявления и лечения заболеваний. После аудилогического и неонатального скрининга могут назначить еще дополнительные исследования, например, УЗИ.

УЗИ

Малышам так же проводят и ультразвуковое исследование при необходимости. Виды УЗИ новорожденных:

  1. УЗИ мозга
  2. Диагностика сердца и состояния крупных сосудов
  3. УЗИ почек и брюшной полости

Это не плановые проверки, для малышей они не обязательны, каждый из типов УЗИ проводят лишь после назначения врачей. Это может быть как педиатр, так и узконаправленный специалист. Назначение УЗИ может быть обусловлено различными причинами – например, УЗИ мозга проводят, когда роды и период беременности протекали с осложнениями, ребенок недоношенный, были родовые травмы и т.д.

Режим дня

Когда первый месяц подойдет к концу, у вас уже должен быть устоявшийся режим дня – сон, кормление. Для этого старайтесь кормить ребенка в одно и то же время. Не позволяйте ему слишком долго спать или бодрствовать, контролируйте активность новорожденного.

Сколько спят малыши. В общем, сон ребенка должен составлять до 19 часов в день. Длина наибольшего отрезка бодрствования не должна превышать 1,5 часа – для новорожденного это очень долго. Каждые 2 или 3 часа осторожно будите малыша, чтобы покормить его. Затем было бы неплохо с ним часик повозиться, а потом укачать и уложить, пусть спит снова.

Важно выработать режим кормления. В среднем нужно покормить ребенка 6-7 раз в сутки, это примерная норма (ночью, когда спит – 2-3 раза). Длина каждого кормления – примерно 15 минут. Аккуратно придерживайте ребенка во время еды. Когда он закончит, немного подержите его вертикально, чтобы он срыгнул воздух. Затем положите его набок, чтобы в случае повторного срыгивания, но на этот раз уже не воздуха, он не задохнулся, а отрыгнул все наружу. С рождения и дальше есть таблица для кормления, сколько он должен выпивать в 1 неделю, во вторую и т.д. Ночью, конечно, не стоит его поднимать, чтобы не перебить ему сон, лучше, если кроватка будет наклонной, или положите небольшую подушечку под голову. Есть два варианта, как кормить ребенка – установить режим или по требованию. Мамочке немаловажно соблюдать рацион питания, потому что любой продукт может отразиться для вашего малыша в виде высыпаний – прыщики на теле, лице, которые можно принять за потничку.

Малыш должен «ходить в туалет» несколько раз в день – норма, это 2 или 3 раза по большому, примерно каждый час по маленькому. В 1 неделю кал будет жидким и зеленоватым. Но начиная со 2 недели, он должен стать насыщенно желтым и кашеобразным.

Купание – важный процесс в первый месяц. Делайте это очень осторожно: вода должна быть идеальной температуры 36-37 градусов (сколько градусов можно узнать, если использовать специальный градусник, или воспользоваться обычным методом – опустить свой локоть в воду, и по своим ощущениям – горячо или холодно, узнать нормальная ли вода для купания), кипяченой или разбавленной специальным дезинфицирующим раствором. По окончании оберните новорожденного в пеленку, но ни в коем случае не растирайте чувствительную кожу тела – осторожно протрите её несколько раз. Обязательно заверните в сухое. Не купайте сразу после кормления, лучше после всех процедур покормить и уложить спать – сон будет сладким.

Запреты

Уход за недавно родившимся ребенком – это очень сложное дело. Можно случайно допустить массу ошибок, поэтому многие родители с некоторой опаской подходят к детской кровати. А ведь малыш чувствует ваши эмоции, не понимая ваше поведение, и начинает нервничать. Поэтому нужно постараться запомнить несколько запретов, это сильно облегчит вам уход за ребенком.

  • Не нужно поднимать новорожденного за ручки, не тяните за конечности.
  • Держите ребенка так, чтобы голова не свешивалась. Желательно, чтобы новорожденный полностью лежал на какой-то одной вашей руке, а другой вы его придерживали.
  • Не берите малыша на руки без необходимости – привыкнет, ни на шаг вас от себя не отпустит. Он видит вашу реакцию и запоминает, что если громко заплакать, мама придет.
  • Не подпускайте к новорожденному людей, которые могут его напугать. Например, большие очки на лице, которых он не видел раньше, или резкий аромат духов могут заставить ребенка нервничать.

Неприятности

В 1 месяц жизни с ребенком может многое произойти, его подстерегает немало опасностей. Родители должны быть очень внимательны, чтобы уход за младенцем защищал его от всего на свете, и был правильно установлен режим сна и кормления. Улыбка на лице малыша очаровывает, но иногда ребенок плачет. На то может быть 3 нормальные причины, которые описывают его поведение:

  • голод или жажда;
  • наполненный памперс;
  • неудобная поза, что-то где-то давит.

Первым делом проверьте эти пункты. Если ни один из них не подходит, возможно, новорожденный просто привлекает ваше внимание. Но иногда это значит, что у малыша в этот месяц что-то где-то болит. Несколько очень распространенных неприятностей, которые могут случиться с любым ребенком:

  • Потничка. Небольшая сыпь, которая возникает на ранимой коже тела, если вовремя не удалить с нее пот. Обычно бывает на шее или затылке. Избавиться от нее легко – помажьте кремом или мазью, нужно вовремя удалять пот. Если не лечить, там может развиться инфекция. Это может быть и аллергическая потница, некоторые прыщики будут с гноем – например, когда мама съела/выпила новый продукт и у ребенка на него аллергическая реакция. Чтобы убрать такие прыщики, необходимо во время купания добавлять в воду марганцовку, врач может дополнительно назначить прием Супрастина.
  • Переедание. В погоне за весом, особенно на 2 или 3 неделе, когда ребенок может немного не доставать до нормы, матери начинают слишком сильно кормить новорожденного – в некоторых случаях даже прерывать его сон, чтобы накормить. Не нужно так делать, ведь в результате это отражается в виде проблем с желудком – для каждой недели жизни новорожденного есть норма потребляемого молока, чтобы узнать, сколько съедает ребенок, можете сцедить молоко и покормить из бутылочки. Ребенок может сегодня – завтра прибавлять вес, а последующие два дня не прибавлять, но помните, лучше чуть-чуть недокормить младенца, чем перекормить.
  • Переохлаждение. В начале своей жизни малыш еще не умеет подстраиваться под температуру, поэтому ему легко переохладиться, подхватить простуду. Это часто происходит во время купания. Хорошенько закутывайте новорожденного, не позволяйте ему мерзнуть.
  • Опрелости и прыщики. Возникают от долгого лежания на чем-то мокром. Чтобы этого не произошло, тщательно вытирайте ребенка после купания (особенно уделите внимание сгибам, складочкам), укутывайте в сухие вещи, быстро и своевременно меняйте памперсы. На ночной сон, чтобы не появились прыщики, под памперс нужно использовать присыпку или крем для тела – одного средства достаточно, нет необходимости совмещать.
  • Струпики на голове. Избыток выделения кожных желез, если его вовремя не удалить в этот месяц, засыхает и превращается в неприятные образования на голове, которые очень сложно очистить, не повредив кожный покров (в ранки может попасть инфекция). Старайтесь следить, чтобы их не было.
  • Комары. Если ребенок родился в пору года, когда эти кровососы активны, необходимо обеспечить ему защиту от них, ведь они могут нарушить его сон ночью. А поутру вы будете наблюдать покраснения на теле ребенка, прыщики на лице. Покраснения и прыщики проходят самостоятельно – в течении двух-трех дней. Если же прыщики от комариных укусов на теле или лице долго не проходят, или начали гноиться – обратитесь к врачу.
  • Температура. Первый месяц она только выстраивается, поэтому 37 градусов является порогом нормы для новорожденных. Если после измерения температура выше, то тут лучше обращаться к врачу. Если температура 38 и выше, стоит вызвать скорую, если самостоятельные попытки ее сбить неуспешны. Высокая температура может свидетельствовать как о перегреве, так и об инфекции. Разденьте ребенка, потрите ему ручки и ножки, чтобы улучшить кровообращение, сделайте обтирание. Не проходит температура – обратитесь к врачу.

Как ухаживать

Многие будущие мамочки заботятся о беременности и готовятся к родам, забывая, что важно еще больше узнать о том, как ухаживать за малышом.

За ушами . Не поддавайтесь рекламе – и не берите для новорожденных палочки с ограничителями, они вам не понадобятся. Сера из ушей убирается ватным жгутиком, можете аккуратно сделать, пока малыш спит. Чистить стоит лишь ту, что вышла из слухового прохода, внутрь не нужно лезть – рискуете протолкнуть серу вглубь. Купая малыша, осторожно промойте ушки, потом промокните полотенцем. Кожу за ушками нужно промыть и затем смазать маслом.

За носиком . Его нужно прочищать каждый день, сначала размягчите корочки стерильным растительным маслом, затем опять же (!) жгутиком почистите носик – аккуратными вращательными движениями.

За ногтями . Используйте ножнички с закругленными кончиками, на ручках уголки нужно скруглять при обрезании, на ножках оставить прямыми, чтобы впоследствии они не врастали в кожу. Один раз в неделю достаточно, по мере вырастания. Делать это можно пока малыш спит или наиболее спокоен.

Особенности ухода за девочкой . После рождения на половых губах у малышки есть небольшой налет, если он небольшой – впитается сам, если обильный – нужно удалить. Ухаживая за девочкой, не устраняйте его за раз, а уберите в несколько приемов, используя теплую кипяченую воду и ватные тампоны. Подмывать малышку нужно каждый раз после смены подгузника. За девочкой нужно ухаживать аккуратно и наиболее деликатно – промывая по направлению к заднему проходу. После подмывания нужно промокнуть насухо полотенцем и увлажнить кремом. Не вытирайте изнутри и ничем не мажьте половые губы, чтобы не нарушить микрофлору. Если ухаживая за девочкой на 4 или 7 день можно заметить небольшие выделения, это гормональный криз, волноваться и лечить его нет надобности, он пройдет самостоятельно. Помощь врачей нужна, если появятся гнойные выделения. При уходе за девочкой, нужно уделить внимание и молочным железам. Гормональные проявления имеют место и тут – в виде покраснения и набухания, выделения молозива. При уходе за девочкой не массируйте ей молочные железы и не старайтесь выдавить содержимое. К врачам стоит обратиться, если покраснение и набухание слишком выражены.

Билирубин

В организме малышей появления билирубина – это физиологический процесс, проходящий постоянно, образующий механизм связки и вывода билирубина. Образуется он после распада эритроцитов, а так как у малышей присутствует избыток эритроцитов, то и количество билирубина так же повышено. Происходит так из-за того, что когда плод формировался еще в утробе матери, в эритроцитах содержался гемоглобин плодный, отличающийся от гемоглобина взрослых, а когда ребенок рождается, необходимость в плодном гемоглобине проходит и он разрушается, этот быстрый распад и дает повышенное содержание билирубина. Предусмотрена норма для билирубина в крови ребенка – для определения уровня, из вены на голове малыша берут кровь. Такой анализ по определению количества билирубина безопасен.

Больше беспокойства может вызвать повышенное содержание билирубина в крови малыша, так как он свидетельствует о том, что развивается патологическая желтуха. Для деток, что родились в срок – количество билирубина по норме составляет 256 мкмоль/л, для недоношенных 171 мкмоль/л. Когда ребенку исполняется месяц, процесс распада эритроцитов уже постепенно стабилизируется, а соответственно и количество билирубина в крови становится по показателям, как у взрослых.

Зарядка для тела

Развитие ребенка так же зависит не только от того, сколько он спит или ест, важна для него и гимнастика. При этом зарядка должна нравиться обоим – малышу и маме, потому что ребенок чувствует настроение матери, и если маме не нравится делать гимнастику, то и ребенок будет от нее не в восторге. Новорожденный ребенок набирает вес, спит и…играет со своими ручками и ножками, эти непослушные ручки все время лезут в глазки, ножки куда-то бегут. Зарядка призвана задействовать не только ручки и ножки, но и остальные части тела. Гимнастика не проводится после еды, или когда малыш голоден, идеально подобрать такое время, когда ребенок спокоен и у него нет острого желания спать/кушать и т.д.

Гимнастика тела проводится на ровной поверхности – пеленальный стол очень хорошо подходит, положите на него нетолстый поролон или любую другую подложку. Главное, не делайте поверхность, где будет проводиться гимнастика тела слишком мягкой. Перед тем как начать занятия, убедитесь, что все подготовлено правильно - комната проветрена и температура в ней не выше 21 градуса, а после кормления прошел примерно час, или до кормления осталось хотя бы полчаса.

Несмотря на то, что гимнастика должна проводиться ежедневно, не следует принуждать малыша к зарядке, если он устал или заболел. По времени гимнастика тела проводится чуть более 15 минут, перед выполнением упражнений, просмотрите видео, как правильно делать занятия. Не относитесь к гимнастике, как к военной подготовке – быстро сделали все упражнения и все. Улыбайтесь, разговаривайте с ребенком, перед каждым упражнением погладьте малыша.

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

В этой статье:

С момента рождения вашего чада прошло уже четыре недели – целый месяц новой, наполненной заботой и любовью, жизни. Вы уже привыкли к бессонным ночам, изучили характер вашего малыша, сильно к нему привязались. Время идет, ребенок растет, он уже приспособился к внеутробной жизни, а его организм свыкся с новой «ролью».

И теперь вас беспокоят не протекание беременности и предстоящие роды, а то, как должен развиваться новорожденный в 1 месяц, что считается нормой, а что нет.

Физиология

В тот момент, когда рождается ребенок, его организм терпит колоссальные изменения – легкие раскрываются, начинают самостоятельно обеспечивать организм кислородом. Система кровообращения также начинает самостоятельную «работу» по циркуляции крови, в которой, между прочим, тоже произошли изменения – красные кровяные тельца, относящиеся к плодовому типу гемоглобина, разрушаются, кровь полностью обновляется.

А пищеварительная и эндокринная системы начали осваивать новую для себя «обязанность» — теперь они должны защищать организм от бактерий, с которыми в утробной жизни им сталкиваться не приходилось.

Все эти послеродовые процессы приводят к большим нагрузкам на организм, в результате чего ребенок за первую неделю своей жизни может потерять до 15% веса – это явление считается естественным. По истечении недели ситуация должна нормализоваться и малыш начнет активную прибавку в весе – новорожденный ребенок за 1 месяц должен набрать примерно 800 – 1000 г. А его рост увеличиться на 4 – 7 см.

Как только малышу исполнился месяц, необходимо посетить участкового врача-педиатора, который разносторонне обследует ребенка – измерит вес и рост, назначит анализы. В месяц новорожденному делаются прививки + УЗИ внутренних органов. Также рекомендуется пройти хирурга и невролога, которые выявят патологии (если такие имеются) и назначат соответствующее лечение.

Сон

Сон в жизни новорожденного занимает много времени – практически 20 часов в сутки. За это время его организм проделывает большую работу — происходит его адаптация ко внеутробной жизни.

Разделяют две фазы сна новорожденного:

  1. Фаза глубокого сна;
  2. Фаза поверхностного сна.

В первом случае ребенок полностью расслаблен, его дыхание спокойное и равномерное. Во втором случае у малыша наблюдается сбивчивое дыхание, при этом он может дергать ручками и ножками.

Поза, в которой спят малыши в этот период следующая: лежа на спине, они сгибают ручки в локтях и прижимают их груди. Ножки также непроизвольно сгибаются в коленках и раздвигаются в стороны.

Время бодрствования занимает у малыша примерно 4 – 5 часов. Но и в это время он может дремать, например, во время кормления.

Еда

Кормление – это один из важных процессов в жизни новорожденного. Его пищеварительная система начинает настраиваться на новый лад, в результате чего молодые мамочки сталкиваются с такой проблемой, как появление коликов у малыша, спазмов и вздутия живота. Поэтому если младенец, которому 1 месяц, находится на искусственном вскармливании, стоит более тщательнее подойти к выбору молочной смеси. Дороговизна не всегда означает качество. Порой дешевые молочные смеси намного лучше подходят ребенку, нежели дорогостоящие – они не вызывают дискомфорта в животе и не нарушают работу кишечника.

Однако стоит отметить, что лучше грудного молока для новорожденного нет ничего. Никакие молочные смеси его не заменят. Материнское молоко содержит в себе огромное количество веществ и микроэлементов, которые не только способствуют нормализации работы пищеварительной системы, но и также повышают иммунитет, что в последующем благотворно повлияет на здоровье малыша.

По рекомендациям врачей количество кормлений в сутки не должно превышать 6 – 7 раз. То есть кормить новорожденного ребенка нужно каждые 3 – 3,5 часа, при этом ночной перерыв между приемами пищи должен составлять 5 – 6 часов. Таким образом, молодая мамочка сформирует режим дня своей крохи, которая в будущем повлияет на психологическое и физиологическое развитие малыша.

Однако, зачастую встречаются такие детки, которые не могут выдержать перерыв между кормлениями – они ощущают сильное чувство голода, о котором они сообщают с помощью плача и движений (голодный ребенок раскрывает ротик и пытается ухватиться им за сосок мамы). В данном случае необходимо кормить новорожденного по потребности, таким образом, кормление будет происходить примерно 10 – 12 раз за сутки. Но в этом нет ничего страшного. В дальнейшем, когда начнется вводиться прикорм, количество кормлений уменьшится и можно будет нормализовать режим дня грудничка.
После кормления не нужно сразу же укладывать ребенка в кровать. Его необходимо поносить «столбиком» для того, чтобы он срыгнул и вышел весь воздух, который попал в его организм вместе с молоком.

Психология

Уровень психологического развития новорожденного в 1 месяц жизни, измеряется рефлекторными движениями, часть которых останется с ним навсегда, а часть исчезнут по мере взросления.

Основные рефлексы первого месяца жизни, которые указывают на нормальное психологическое развитие ребенка :

  • сосательный рефлекс;
  • хоботковый рефлекс;
  • хватательный рефлекс;
  • рефлекс опоры;
  • рефлекс Бауэра (ползания);
  • рефлекс Бабкина;
  • защитный рефлекс.

Сосательный рефлекс – важнейший для жизнеобеспечения рефлекс. Его наличие можно легко выявить – малыша нужно приложить к груди или дать ему соску-пустышку. Если он начинает ритмичные сосательные движения – значит все в порядке.

Хоботковый рефлекс – также как и сосательный, является важнейшим для полноценного жизнеобеспечения рефлексом. Исчезает примерно на 2 – 3 месяце. Проверяется легкими и отрывистыми прикосновениями пальцем до губ малыша. При наличии рефлекса новорожденный вытянет губки словно «хоботок».

Хватательный рефлекс выявляется при нажатии пальцем на ладошку грудничка. При его наличии, малыш крепко сжимает палец взрослого. Хватательный рефлекс исчезает примерно на 5 – 6 месяце, сменят его осознанное хватательное движение.

Рефлекс опоры – этот рефлекс очень важный, так как его наличие показывает нормальное формирование опорно-двигательной системы. Проверить его также очень легко – нужно взять малыша и в вертикальном положении «поставить» его на твердую поверхность так, чтобы его стопы касались ее. Когда малыш почувствует опору, его естественной реакцией будет распрямление ног. Если слегка изменить центр тяжести, то есть чуть-чуть наклонить ребенка вперед или назад, он будет имитировать ходьбу.

Рефлекс Бауэра – также является одним из главных показателей нормального развития ребенка. Проверяется следующим образом :

  • новорожденного кладут на животик;
  • слегка надавливают на его стопы;
  • при наличии рефлекса, как правило, груднички в 1 месяц должны совершать движения, схожие с движениями при ползании.

Рефлекс Бабкина – еще его называют ладонно-ротовой рефлекс. Проверяется нажатием подушечек пальца на ладошку младенца. Ребенок должен повернуть голову в сторону раздражителя.

Защитный рефлекс – его наличие также очень важно для новорожденного в первый месяц его жизни. Проверяется путем перекладывания малыша со спины на живот. Ребенок должен самостоятельно повернуть головку таким образом, чтобы его дыханию ничего не препятствовало.

При обследовании ребенка врачи проверяют и другие жизненно важные рефлексы, большинство из которых уже исчезают до одного года. Другие же трансформируются из рефлексов в осознанные движения.

Двигательное развитие

В месяц новорожденные детки уже начинают активно дергать ножками и ручками. Если их положить на животик, они начинают поворачивать голову. А некоторым удается даже ее поднять и посмотреть вокруг.

В этот период времени очень важно, чтобы новоиспеченные родители помогали мышцам малыша развиваться. Для этого в период бодрствования ребенка необходимо перекладывать со спины на бок, класть его на животик, совершать легкие поглаживания спинки, ножек и ручек. Поглаживания помогут не только развитию мышц, но и ощутить малышу свое тело.

Стоит отметить, что детки, которых не пеленали туго пеленками с рождения, начинают быстрее ходить и разговаривать и имеют повышенный аппетит. Также у таких малышей наблюдается повышенная активность. Сковывающие движения пеленки мешают в полной мере развиваться малышу.

Игры

Даже в возрасте одного месяца, малыши уже активно начинают играть. Они прислушиваются к звукам, разглядывают свои ручки.

В качестве игрушек для младенца можно использовать погремушки и колокольчики, которые издают различные звуки. Главное, чтобы эти звуки не были слишком звонкими, так как малыш может их испугаться и игры с такими предметами ему придутся не по душе.

Так как месячный ребенок начинает активно дергать ручками и ножками, в период бодрствования к ним можно привязать маленькие колокольчики или надеть звенящие браслетики. Таким образом, малыш научиться не только реагировать на звуки, но и различать их характер.

Также в этот период жизни можно начинать развивать моторику пальчиков. Для этого нужно дать ребенку маленький предмет, желательно чтобы он имел неровную поверхность. Так он научиться распознавать форму предметов и их фактуру. Естественно, что в этот момент рядом с ним должен находиться взрослый человек, так как ребенок может дотянуться ручкой, в которой предмет, до рта и проглотить его.

Что чувствует, слышит и понимает малыш?

К концу первого месяца у ребенка начинает срабатывать рефлекс «оживления», то есть, при каждом приближении взрослого человека к нему, он начинает дергать ручками и ножками, улыбаться, фыркать или пытаться лепетать.

Ребенок уже отчетливо слышит все звуки, однако сопоставить их лицами у него еще не получается. Он может отличить свою маму по запаху, а также реагировать на ее настроение – хмуриться или улыбаться в ответ.

Врачи рекомендуют включать ребенку спокойную классическую музыку минут на десять. Но некоторые детки очень сильно от нее устают и начинают капризничать. Поэтому если у вас имеется какой-либо инструмент, и вы умеете на нем играть, сыграйте вашему чаду что-нибудь. Если и это вашему малышу не придется по душе, попробуйте спеть ему колыбельную или почитайте сказки. Главное, чтобы песня или рассказы были спокойными и благотворно влияли на психологическое развитие ребенка.

В этот период очень важно побольше общаться с малышом. Разговаривать с ним как с взрослой личностью, которая на данный момент имеет потребность в новых впечатлениях, трогать его за ножки и ручки, гладить по спинке и животику. Все это поможет вам наладить контакт с малышом – с вами он будет чувствовать себя под защитой.

Полезное видео о том, что умеет 1 месячный ребенок